Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно. Часть I. Верхнерейнское искусство от Средневековья до Возрождения. Винный погреб XVII в.

В этой заметке мне хотелось бы рассказать о самостоятельном посещении художественного музея Унтерлинден (Musée d'Unterlinden) в эльзасском городе Кольмар, Франция. Об истории бывшего монастыря, в здании которого расположен сегодня этот известный музей, а также об истории создания музея можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте: «Достопримечательности Кольмара. Музей Унтерлинден и его история». Кроме того, предлагаем вам интересный материал о главном достоянии этой музейной коллекции — Изенгеймском алтаре Матиаса Грюневальда.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Нужно только сразу оговориться, что коллекцию средневековой графики и современного искусства нам в этот приезд охватить не удалось (равно как и археологический раздел), так что в этой заметке рассказ пойдет главным образом о средневековой и ренессансной живописи и скульптуре, а во второй ее части — о некоторых предметах народных промыслов и декоративно-прикладного искусства (мебель, посуда, игрушки, орудия труда, вывески и т.п.).

Итак, 11 января, после завтрака в нашем отеле в Кольмаре, я направилась в музей Унтерлинден, который, как выяснилось, располагается всего в пяти минутах ходьбы от этой гостиницы (All Seasons). Зима, точнее послерождественский период, — глухое время, когда количество туристов на улицах Кольмара резко сокращается (летом же их наводняют целые полчища туристов!). Стоит ли удивляться тому, что не только завтракали мы в одиночестве, но и по музею я ходила совершенно одна (только иногда показывался смотритель). Фотографировать в музее можно (но только без вспышки).

Восточное крыло бывшего монастыря и вход в музей:

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

 

Каменная скульптура XII-XIV вв.

В первом зале на первом («нулевом») этаже, куда попадаешь сразу от входа, представлены образцы каменной скульптуры XII-XIV вв. Это восточное крыло бывшего монастыря (на плане оно обозначено фиолетовым цветом).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этом зале мое внимание привлек бородатый тритон середины XII века — скульптурное украшение капители из церкви аббатства Альспах (Alspach). Тритон представляет собой мифическое существо с человеческим лицом и рыбьим хвостом. Наряду со множеством других диковинных созданий, тритон часто встречается в романском искусстве, которое черпало вдохновение из самых разных источников, включая древнегреческие, древнеримские и восточные.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Следующий интересный экспонат — барельеф с изображением льва святого Марка, также середины XII века, из церкви аббатства Альспах. Крылатый лев, символ святого евангелиста Марка, держит в лапах Евангелие. В своем «Откровении» Иоанн Богослов описывает видение, в котором вокруг Трона Господня стоят четыре апокалиптических существа: лев, телец, человек (ангел) и орёл. Еще раньше эти четыре образа упоминаются в Ветхом Завете, в книге Пророка Иезекииля. Сначала их трактовали как символы природы Христа и его жизни. Позднее возобладала другая интерпретация: животных стали отождествлять с Евангелием в его четырех формах, и они стали считаться символами евангелистов. В частности, лев стал символом святого Марка. Святой Иероним в начале IV века обосновал этот выбор тем, что Евангелие от Марка начинается призывом Иоанна Крестителя: «Глас вопиющего в пустыне: „приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“» (раннехристианские теологи связывали этот глас с рычанием разъяренного льва).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Также в этом зале можно увидеть украшенный эмалью реликварий — раку или ковчежец для хранения мощей. Реликварий сделан в виде продолговатого домика из дерева и покрыт металлическими пластинами с узорами и барельефами. Вероятнее всего, он был создан в XIII в.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Еще один образец сакрального искусства — два распятия из слоновой кости. Оба изготовлены в XV веке. Верхнее распятие дополнено также сценой Рождества Христова.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Особенно мне в этом зале понравились выставленные вдоль стен каменные скульптуры ангелов и святых в полный рост. Некоторые даже с остатками полихромного покрытия. На следующей фотографии — улыбающийся ангел Благовещения из коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре. Скульптура относится к концу XIII века.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Рядом стоят еще несколько статуй святых и пророков (статуя на второй фотографии изображает, если верить источнику, св. Антония Великого):

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

К сожалению, эти большие фигуры вдоль стен в большинстве своем были не подписаны. Так что остается только догадываться, кого изображает, например, статуя этого погруженного в себя епископа или святого:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Весьма выразительной показалась также каменная скульптура волхва из церкви эльзасского городка Руффах (Rouffach). Скульптура датируется XIV веком. Обратите внимание на остатки полихромного покрытия. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы принесли младенцу Иисусу три дара: золото, ладан и смирну (т.е. мирро, драгоценное благовонное масло).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Кроме того, в этом зале было очень любопытно взглянуть на оригинал статуи святого Мартина с центрального западного портала главного кольмарского «собора» — коллегиальной церкви Св. Мартина. В настоящее время фронтон этого портала венчает куда более целостная копия. Оригинальная же конная статуя из вогезского песчаника была создана приблизительно в 1300 году, так что вряд ли стоит удивляться отсутствию у святого Мартина рук (и, соответственно, меча, которым он отрезает половину своего плаща, чтобы поделиться с нищим), а у его коня — головы.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

По обеим сторонам фигурки св. Мартина выставлены старинные витражи с изображениями различных святых. Я сфотографировала витраж второй половины XV в. с портретом святого Иеронима — покровителя всех переводчиков. По традиции ученый святой изображен с книгой и в красной кардинальской шляпе с широкими полями. Но он находится не в келье, а на свежем воздухе, где, возможно, дает урок своим слушателям. У ног святого Иеронима мы видим льва. Это довольно частый мотив в иконографии данного святого, поскольку в средневековом сочинении «Золотая легенда» (Legenda Aurea) изложено сказание о том, что однажды Иерониму повстречался раненый лев, у которого в лапе застряла колючка. Хромой зверь явился к святому прямо посреди урока, который тот давал монахам своей общины. Но Иероним не испугался хищника, а подошел к нему и увидел, в чем его беда. Лев, в свою очередь, позволил святому себя вылечить. Согласно легенде, исцеленный лев остался с монахами, приручился и жил у них в качестве домашнего животного, всюду сопровождая своего избавителя. Этот сюжет стал достаточно популярен среди средневековых и ренессансных художников, и они часто стали изображать святого Иеронима в компании льва. Конкетно этот витраж преподнес в дар музею Унтерлинден один из его основателей — Луи Гюго (подробнее о его роли в создании музея см. в разделе «История музея Унтерлинден»).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

 

Клуатр бывшего монастыря

Продолжаем нашу экскурсию по музею Унтерлинден. Из первого зала я вышла в крытую галерею (клуатр) и увидела симпатичный внутренний дворик с колодцем (подробнее об этом клуатре и других архитектурных элементах бывшего монастыря Унтерлинден можно прочитать тут). Вид на ренессансный колодец XV в., западное (справа, с большим ажурным окном) и южное (слева, примыкающее к бывшей монастырской церкви) крыло комплекса:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

А это западная сторона клуатра (позади монастырской стены виднеются скульптурные украшения на здании городского театра Кольмара):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Конечно, клуатр выглядит несопоставимо краше в летнюю солнечную погоду, когда дворик покрывает зелень, в центре поблескивает вода бассейна, а на пол ложатся кружевные тени арок... Но я рада, что у меня была возможность взглянуть на него хотя бы в таком мрачноватом обличье. Потому как клуатры некоторых церквей и монастырей в зимнее время вообще нередко бывают закрыты для публики.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Подробнее о клуатре и других архитектурных и декоративных элементах монастыря Унтерлинден можно прочитать тут.

 

Винный погреб XVII-XVIII вв.

Я немного погуляла по галереям клуатра, после чего вернулась в музейные залы. Теперь я попала в северное крыло комплекса (на плане первого этажа оно обозначено розовым цветом). Здесь находится одно из самых интересных помещений музея — винный погреб (Cave du vigneron). Погреб составляет важную часть хранящихся в музее Унтерлинден предметов эльзасских народных промыслов (о некоторых обычаях и традициях Эльзаса, а также народных промыслах можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте). Погреб был воссоздан во всех деталях (от мощеного пола до балочного потолка и слуховых окон) в 1927 году известным кольмарским художником Жан-Жаком Вальцем (Jean-Jacques Waltz) по прозвищу Анси (о замечательных рисунках Анси мы уже писали в разделе «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса», а с вывесками, созданными по его эскизам, познакомились во время прогулки по улице Пекарей и улице Голов). Анси с 1923 года работал хранителем музея Унтерлинден, ему-то и пришла в голову мысль о создании в стенах музея такого исторического эльзасского погреба.

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Аутентично оформленный погреб напоминает о важности винодельческой деятельности для всего эльзасского региона, и в особенности для Кольмара как столицы эльзасских вин. Помимо разнообразных орудий труда сборщиков винограда, виноградарей и бондарей, здесь можно увидеть замечательные бочки и прессы для винограда. Самый старый из представленных виноградных прессов датируется 1654 годом, остальные — также второй половиной XVII века. Гигантские винные бочки, способные вместить до 300 гектолитров (то есть 30 тыс. литров) вина, созданы во второй половине XVIII века. Их преподнесли в дар музею члены винной биржи, располагавшейся на тот момент в знаменитом Доме голов.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Великолепный скульптурный декор, которым украшены винные бочки, является примером орнаментов стиля рококо (рокайлей), бывших в моде в XVIII в. (при Людовике XV), и демонстрирует процветание кольмарского региона в ту эпоху. Кроме того, стоит обратить внимание на то, что многие из этих бочек оснащены небольшой решеткой, которая закрывается на ключ: такая система позволяла хозяину перекрыть доступ к крану и обезопасить себя от возможной кражи драгоценной жидкости.

Скажем, вот эта красиво декорированная винная бочка была изготовлена в 1781 году:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

См. также интересный материал об историческом винном погребе в Страсбурге.

 

Средневековая и ренессансная живопись XV-XVI вв.

Из винного погреба я прошла в зал средневековой и ренессансной живописи XV-XVI веков, расположенный в западном крыле музея (на плане это крыло обозначено красным цветом).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этом зале можно увидеть несколько интересных работ старых рейнских мастеров эпохи позднего Средневековья (в истории искусств данное направление обозначают термином «рейнский примитив»; иначе говоря, это произведения, которые относятся к ранним этапам развития искусства и отличаются сравнительно невысокой техникой и известной «наивностью»).

Мое внимание в этом зале сперва привлекла небольшая картина «Моление о чаше» (Христос на Масличной (Елеонской) горе в Гефсиманском саду (Christus am Oelberg)). Картина, а точнее доска (поскольку написана она красками по липовому дереву), была создана в Вене ок. 1420 года неизвестным австрийским художником-представителем интернациональной готики, которого принято называть мастером алтаря из Санкт-Ламбрехта (Maître de Saint-Lambrecht/Meister der St. Lambrechter Votivtafel). Исследователи пришли к выводу, что эта небольшая портативная картина предназначалась для отправления частных религиозных обрядов. Тема исступленной молитвы Христа перед началом его Крестного пути относится к популярным сюжетам германского искусства эпохи конца Средневековья. (Более качественная репродукция картины есть тут).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Также в этом зале находится картина «Распятие» (La Crucifixion) (масло, дерево), написанная в Страсбурге в 1410-1415 гг. Это произведение считается одним из самых ранних образцов станковой живописи в верхнерейнском регионе (отнесение к жанру станковой живописи предполагает, что данное произведение имеет самостоятельное значение и воспринимается независимо от окружающей обстановки, то есть это собственно картина, отделенная от окружения рамой, а не, скажем, часть алтарной композиции). Написанное на деревянной доске «Распятие» демонстрирует характерные черты интернациональной готики: красочные цвета, имитирующие блеск ювелирных изделий, золотой фон, вычурность деталей, жеманность застывших поз, вытянутые пропорции в изображении человеческих тел, тщательно проработанная «текучая» драпировка.

Следуя традиции, художник построил всю композицию вокруг центральной фигуры Христа, прибитого к кресту и отдающего свою душу Господу (душу на картине символизирует маленький мальчик, отлетающий от уст Иисуса). Слева от креста мы видим группу святых жен, которые сопровождают Деву Марию, а справа — св. Иоанна. Над головой последнего можно прочесть латинскую надпись «Воистину, это был сын Божий». У подножия распятия изображен доминиканский монах — очевидно, заказчик, — который молится о спасении своей души. Фигура льва, который пытается своим дыханием воскресить мертворожденных детенышей, также выражает надежду на спасение (по Исидору Севильскому, это символ Воскресения). Число львят составляет три, что символизирует количество дней, отделяющих Распятие от Воскресения. Вообще картина полна символов: на золотом фоне можно, например, разглядеть руку Господа, принимающего душу Христа, а также ангелов и Сатану, которые принимают отлетающие от их уст души двух других распятых (справа от Христа распят Благоразумный разбойник (Спаситель склонил голову на эту сторону), слева — Безумный разбойник, чью душу забирает Дьявол).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Имя страсбургского мастера, который создал это произведение, оставалось до недавнего времени загадкой, поэтому его называли просто мастером кольмарского Распятия (Meister der Colmarer Kreuzigung). Однако последние исследования (2008 г.) позволили установить, что, скорее всего, этим художником был Герман Шадеберг (Hermann Schadeberg), известный также своими книжными иллюстрациями и эскизами для витражей (в частности, для витражей страсбургской церкви Св. Петра Молодого). Ранее «Распятие» находилось в коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре, но после Французской революции было изъято и хранилось в запасниках вместе с множеством других произведений из разных эльзасских церквей и монастырей, после чего попало в музей Унтерлинден.

Еще одна картина на религиозную тематику в этом зале — «Воскресение» (La Résurrection), выполненное художником из южной Швабии в 1450-60 гг. Иисус Христос изображен со знаменем — символом Воскресения. По четырем углам композиции, вокруг гроба, мы видим четырех стражей, трое из которых спят, а четвертый в недоумении взирает на происходящее.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Украшением зала является замечательный Штауффенбергский алтарь (Retable de Stauffenberg/Stauffenberger Altar) (мало, дерево), созданный в 1454-1460 гг. в регионе Верхний Рейн. Триптих назван по имени заказчика (донатора), фогта города Руффах Ганса фон Штауффенберга (герб фон Штауффенберга и его жены можно увидеть у ног распятого Христа, на правой внешней створке алтаря, там же изображены фигурки обоих супругов). Эта алтарная композиция была заказана художнику для монастырской церкви ордена антонитов в местечке Изенгейм (оттуда же, кстати, происходит и знаменитый Изенгеймский алтарь). Имя этого эльзасского (вероятнее всего, страсбургского) мастера нам не известно, поэтому обычно его называют просто мастером Штауффенбергского алтара (Maître du retable de Stauffenberger/Meister des Stauffenberger Altars).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На следующей фотографии видны внутренние створки Штауффенбергского алтаря (в XIX веке алтарь был распилен вертикально вдоль доски на две половины, чтобы отделить лицевую и оборотную поверхность, что, однако, лишило триптих первоначальной целостности и символического значения: центральная часть алтаря и внутренние стороны его боковых створок обычно открывалась зрителю только в праздничные дни):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Если на внешних створках изображено Распятие на фоне звездной ночи, то внутренние створки и центральное панно излучают струящийся золотой свет. На левой внутренней створке изображена сцены Благовещения, на правой — сцена Рождества Христова, а по центру — композиция, посвященная оплакиванию Христа Богородицей («Пьета»). Боковые створки с изображением светлых событий (относящихся к числу семи радостей Девы Марии) окружают центральную сцену скорби, они предшествуют ей и напоминают средневековому зрителю о важности христианской надежды на спасение перед лицом смерти. В сцене Рождества ограда выполняет еще и символическую функцию: служит аллегорией девственности Девы Марии (подробнее о символике запертого сада см. тут).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Считают, что алтарь этот составной, поскольку «Пьета» выполнена в более строгом и монументальном стиле, а остальные фрагменты — в более грациозном и элегантном, с явным фламандским влиянием (которое особенно чувствуется в фигуре ангела). Вообще же алтарь стилистически относят к уже упоминавшемуся направлению интернациональной готики, точнее к более позднему, более элегантному его ответвлению. Вместе с тем на творчество мастера оказал явное влияние фламандский живописец Рогир ван дер Вейден и, как считается, кёльнский мастер Стефан Лохнер. Но, несмотря на внешние влияния, художник остается верен особенностям местного стиля. Этот стиль был в то время представлен такими выдающимися мастерами верхнерейнской позднеготической живописи, как Йост Халлер, Каспар Изенман и Конрад Виц, а позднее проявился в творчестве Мартина Шонгауэра (предполагают, что мастер Штауффенбергского алтаря был учителем последнего).

По сравнению с ранними примерами интернациональной готики, мастер Штауффенбергского алтаря демонстрирует более реалистичные и интимные образы, его повествовательная манера отличается сдержанностью и лиричностью. Обратите внимание на нежный облик Богоматери, ее тихую скорбь и слезы (деталь центрального панно «Пьета», источник):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этом же зале находится алтарь Страстей эльзасского художника Каспара Изенмана (Caspar Isenmann/Gaspard Isenmann) (ок. 1430-ок.1480), родившегося в Кольмаре (сохранился даже его дом на Торговой (Купеческой) улице Кольмара, по адресу Rue des Marchands, n°34, дом датируется 1435 годом и именуется zum grienen Hüs). Как и его современники — такие как Йост Халлер, Ханц Хирц или мастер Штауффенбергского алтаря — Изенман является важным представителям художественного направления, которое получило развитие в Эльзасе и во всем верхнерейнском регионе в XV в. и впитало в себя влияния интернациональной готики (например, частое использование золотого фона). При этом почти карикатурная выразительность лиц обнаруживает растущее влияние, которое оказывала на искусство Верхнего Рейна нидерландская школа.

Алтарь Страстей (Passionsaltar/Retable de la Passion/Retable de la collégiale Saint-Martin de Colmar) (масло, дерево) был создан Каспаром Изенманом в 1462-65 гг. для главного алтаря коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре. В настоящее время сохранилось несколько разрозненных фрагментов этой композиции: «Вход Господень в Иерусалим и Тайная вечеря», «Бичевание и Водружение тернового венца», «Оплакивание и Положение во гроб» и «Воскресение». Все они теперь находятся в музее Унтерлинден. До 1720 г. алтарь хранился в церкви Св. Мартина, затем был расчленен и, наконец, в 1853 г., в год открытия музея Унтерлинден, сохранившиеся створки были перенесены сюда.

Фрагмент «Вход Господень в Иерусалим и Тайная вечеря» (на обороте изображены св. Екатерина, св. Лаврентий и св. Мартин) (более качественная репродукция есть тут):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Авторство алтаря удалось установить с абсолютной точностью, поскольку — редчайший случай — сохранился договор (1462 г.), в котором каноники церкви Св. Мартина поручают изготовление этого алтаря художнику Каспару Изенману. На обороте алтаря указана дата окончания работы: 1465 г.

Изенман предположительно был учителем знаменитого Мартина Шонгауэра и считается его прямым предшественником. В его работах чувствуется влияние фламандской живописи, стремление к реалистичному отображению деталей. В то же время общая композиция его картин напоминает театральную живость и «карикатурность» средневековых мистерий, которые Изенман разыгрывал по поручению церкви на площадях перед кольмарскими храмами. Фрагмент «Воскресение» предположительно изображает Иерусалим, который, однако, странным образом напоминает Кольмар XV века:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Из других картин в этом зале мне показались интересными парные панно «Тайная вечеря» и «Ecce Homo (се Человек)», некогда бывшие частью одного большого алтаря Страстей (масло, дерево). Алтарь был создан мастером из верхнерейнской области (возможно, из Кольмара) в конце XV века. На картине «Тайная вечеря» на золотом рельефном фоне изображен Христос и все его 12 учеников. Иисус сидит в центре стола, на груди у него возлежит Иоанн, самый молодой из учеников. Иуда, в отличие от остальных учеников, изображен без нимба. Композиция этой картины (расположение фигур и т.п.) полностью повторяет одноименное панно Доминиканского алтаря мастерской Мартина Шонгауэра, хранящееся в этом же музее, в помещении бывшей монастырской церкви (часовни). Впрочем, художник хотя и следует этому выдающемуся примеру, но отчасти привносит в сцену и собственную интерпретацию.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На панно «Ecce Homo (се Человек)» страдающий Христос в терновом венце изображен перед ревущей и улюлюкающей толпой хулителей, которые желают осмеять и надругаться над ним. На плечах Спасителя красная мантия (багряница) — как и терновый венец, это карикатурный символ царской власти. Руки Иисуса образуют фигуру креста, символическое значение которой подчеркивается художником. Рядом в восточном одеянии стоит Пилат, произносящий слова: «Се, Человек!» Толпа же кричит в ответ: «Распни его, распни!» Художник ярко изобразил грубые и жестокие выражения лиц палачей, их непристойные жесты и полнейшую отстраненность и равнодушие Пилата.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Одним из самых ярких экспонатов в зале является Бергхаймский алтарь (Retable du Tempelhof de Bergheim/Tempelhof-Altar aus Bergheim) эльзасского мастера Йоста Халлера (Jost Haller), созданный ок. 1445 г. (масло, дерево). Ранее этот алтарь находился в церкви комтурства ордена Св. Иоанна (на «храмовом дворе», Tempelhof) эльзасского городка Бергхайм (Верхний Рейн) (это был филиал комтурства в Страсбурге). На левой половине алтаря изображена сцена проповеди Иоанна Крестителя, на правой — битва святого Георгия с драконом. Это довольно редкое иконографическое сочетание объясняется тем, что святой Иоанн Креститель и святой Георгий оба были покровителями рыцарского ордена иоаннитов (госпитальеров). Обе сцены объединены в единый пейзаж с чудесными цветами, деревьями, скалами и гротами, вполне живой и яркий, небо здесь голубое, а не просто золотой фон, как на большинстве других живописных произведений той эпохи. На скале, справа от святого Георгия, можно заметить попугая, символ красноречия, что напоминает о проповеднике Иоанне Крестителе, изображенном в левой части картины (птица, таким образом, как бы соединяет обе части композиции в единое целое). Иоанн Креститель провозглашает приход Спасителя. Он указывает на стоящего рядом Христа со словами: "Ecce agnus dei" ("Се Агнец Божий"). Композиция поражает обилием ярких, насыщенных красок, особенно в сцене проповеди Иоанна Крестителя. Вообще картина отличается очень богатой цветовой гаммой: полюбуйтесь малиновым платьем принцессы, сочными цветами одеяний людей из народа, синевой неба, а также более нежными и приглушенными цветами (например, сиреневым). Стоит обратить внимание и на изображение рыцарских доспехов, для чего художник использовал листки серебра и золота. Тщательная проработка деталей проявляется также в изображении буйной растительности, вдохновленной, по всей видимости, фламандской живописью: именно фламандские художники начали изображать святых на фоне пейзажей.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Если левая часть композиции посвящена миру Слова, то в правой главенствует деятельное начало. Мы видим, как святой Георгий пронзает копьем чудовище, которому, согласно жребию, была отдана на растерзание царская дочь, и спасает девушку (она стоит поодаль в нарядном красном платье с поясом — немаловажная деталь, как станет ясно ниже). Легенда о св. Георгии обычно толковалось иносказательно: царевна символизирует церковь, а змей — язычество (то есть святой спасает христианскую церковь от язычников); также подвиг Георгия Победоносца часто рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием». Интересно, что по одной из версий сказания Георгию даже не пришлось сражаться с драконом: он поразил его одной только силой молитвы, словом Божьим. Затем Георгий приказал царевне обвязать шею дракона поясом и отвести присмиревшего зверя в город, где герой его и обезглавил. Жителей города так поразило увиденное чудо, что они уверовали во Христа и были крещены.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Ранее Бергхаймский алтарь приписывали Мартину Шонгауэру, теперь считается, что его автор — более ранний художник Йост Халлер,творивший под влиянием интернациональной готики (мягкого стиля) и в первую очередь Мастера Франкфуртского Райского сада (Meister des Frankfurter Paradiesgärtleins). Его произведения относят к лучшим образцам так называемого «рейнского примитива». Известно, что с 1438 года Халлер работал в Страсбурге, в 1447-1450 гг. выполнял различные заказы в Лотарингии (в городе Мец), затем в немецком Саарбрюккене. Сохранилось лишь несколько картин этого художника плюс молитвенник с его миниатюрами (Le Livre de prières de Lorette d’Herbeviller (1470)). Для всех его работ характерна та же живость красок, те же изящные позы и стройные, неподвижные фигуры с большими глазами и будто застывшим взглядом, с безмятежным и отрешенным, мечтательным выражением лица. Имя Йоста Халлера было открыто лишь в 1980-х годах, благодаря исследованиям Шарля Стерлинга (Charles Sterling). Этот историк искусств пришел к выводу, что Халлер играл большую роль в развитии немецкой живописи и в значительной степени повлиял на формирование художественного стиля Мартина Шонгауэра.

Продолжаем нашу экскурсию по музею Унтерлинден. Всё в том же зале средневековой и ренессансной живописи мы находим несколько необычную по своему сюжету картину, которая была создана в регионе Верхний Рейн ок. 1470 г. (масло, дерево). Называется она «Легенда о святом Иакове. Чудо с курами». Апостол Иаков Зеведеев (Иаков Старший), атрибутом которого является морской гребешок, фигурирует во множестве легенд. Одна из них повествует о том, как отец с сыном отправились в паломничество в Сантьяго-де-Компостелу. Прибыв в Тулузу, они остановились на ночлег на постоялом дворе. Дочь хозяина этой гостиницы влюбилась в юношу, но он с вежливостью отклонял ее авансы. Чтобы отомстить за отказ, отвергнутая девушка положила в дорожный мешок путника серебряный кубок, и подстроила всё так, что чаша была найдена, а юношу обвинили в краже. Пилигрим был приговорен к смерти и повешен. Убитый горем отец продолжил свой путь в Сантьяго-де-Компостелу, не переставая просить святого Иакова о том, чтобы он оправдал его сына. Через 26 дней, проходя на обратном пути мимо того же места, отец увидел, как висевшее на виселице тело юноши громко заговорило и пожелало ему доброго здравия. Оказалось, что святой Иаков всё это время поддерживал в повешенном жизненные силы. Тогда обрадованный отец бросился к судье, приговорившему его сына к казни. Тот как раз сидел за столом и обедал. Услышав новость о том, что юноша жив, судья недоверчиво воскликнул: «Ваш сын не живее, чем эти куры, которые жарятся у меня в камине!» И в тот же момент птицы взлетели с вертела. Именно этот эпизод легенды, как видите, изобразил художник. Юноша был возвращен отцу. Любопытная деталь, позаимствованная, очевидно, у фламандцев: художник изобразил не просто интерьер комнаты, но и кусок пейзажа за окном.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Данное панно раньше было частью более обширной алтарной композиции, посвященной св. Иакову и его чудесам. Имя художника, создавшего эту сценку со множеством бытовых деталей, неизвестно. Обычно его так и называют — мастер легенды о св. Иакове (Maître de la Légende de saint Jacques) (более качественная репродукция есть тут). Два других сохранившихся панно этого алтаря находятся сегодня в Музее собора Нотр-Дам в Страсбурге (Maison de l'Oeuvre Notre-Dame).

Также довольно забавной в этом зале мне показалась картина неизвестного художника из южной Германии, «Св. Мартин исцеляет одержимого» (конец XV в., масло, дерево). Согласно легенде, раб некоего знатного господина был охвачен нечистым духом и страдал от невыносимый боли. Хозяин раба поклялся, что, если Мартин сумеет изгнать беса из этого несчастного, то он станет христианином. Мартин возложил руку на одержимого и изгнал нечистую силу, после чего знатный мужчина уверовал во Христа и был крещен.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Здесь же нас встречает один из самых ценных экспонатов музейной коллекции (и, наверное, один из наиболее поздних в этом зале) — странная и загадочная «Меланхолия» Лукаса Кранаха Старшего (La Mélancolie, 1532, масло, дерево) (более качественная репродукция есть тут). Стоит сравнить эту картину с одноименной гравюрой Альбрехта Дюрера, созданной в 1514 году. Оба шедевра демонстрируют философскую важность темы меланхолии в Германии XVI века, но трактуют ее по-разному. Знаменитая гравюра Дюрера, полная глубинных смыслов и символов, скорее прославляет меланхолический темперамент, поскольку гуманистические концепции ренессансной эпохи, в отличие от Средневековья, связывали его с гениальностью и богатым художественным воображением, с преобладанием интуиции над разумом (по Агриппе [Генриху Корнелиусу], это был «первый тип» меланхолии (Melencholia Imaginativa), отсюда и надпись «MELENCOLIA I»).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция«Меланхолия», Альбрехт Дюрер

Гравюру Дюрера населяет множество сложных символов. Лукас Кранах Старший избирает менее эзотерический подход: тут нет ни многочисленных измерительных приборов и ремесленных инструментов, ни магического квадрата... Хотя Кранах и заимствует у Дюрера различные элементы композиции (крылатого Гения, борзую собаку, сферу, ангелочков-путти), но интерпретирует сюжет в совершенно иной плоскости, в русле идей Реформации, сторонником которой был художник. В 1528-1533 гг. Кранах создаёт четыре различные версии картины, в каждой из которых всё более подчеркивает свою собственную трактовку темы (один из трех остальных вариантов «Меланхолии» Лукаса Кранаха можно посмотреть тут). На заднем плане изображено огромное черное облако: через окно мы видим, как приближается Сатана, ведьмы и прочая нечисть. Для Лукаса Кранаха, как и для его друга Мартина Лютера, меланхолия — это прежде всего acedia, то есть уныние, упадок духа, который ведет к пренебрежению духовными поисками и оканчивается тем, что человек впадает в лень, праздность. Зло исходит не от Сатурна (планеты-покровительницы меланхоликов), а от Дьявола (источник детальной иллюстрации «дьявольского кортежа»: [23]).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Таким образом, картина Кранаха является суровым призывом к дисциплине в духе лютеранской морали. По сути дела, Кранах создал иллюстрацию к одной из проповедей Лютера, в которой тот изобличает меланхолию (депрессию) как дьявольское состояние души, как искушение, против которого нужно бороться всеми силами. Олицетворяющая меланхолию крылатая девушка в красном платье неслучайно изображена у Кранаха строгающей палку (пустое и абсурдное занятие): предполагают, что так он показал сопутствующую меланхолии праздность. Куропатки символизируют искушение или сладострастие, двусмысленный взгляд девушки кажется соблазнительным, искушающим. Играющие дети, вероятно, также являются аллегорией суетного, бесполезного занятия, обращенного исключительно на поиски удовольствий и заполнение времени. Сладострастные плоды винограда, возможно, намекают на тему распутства, преходящих радостей, суеты. Сливы также могли иметь эротический подтекст. Вся атмосфера комнаты пронизана праздной беззаботностью и полным равнодушием к приближающейся со стороны окна демонической силе.

А мы проходим в следующий зал, расположенный в этом же, западном, крыле музея. В центре помещения можно увидеть искусно вырезанную из липы полихромную скульптуру, изображающую молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду («Моление о чаше», ок. 1500 г.). Скульптура создана в области Верхний Рейн, в окрестностях городка Эгисхайм (Eguisheim).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этом зале, помимо многочисленной полихромной скульптуры, находится алтарь Девы (Retable de la Vierge), созданный в регионе Верхний Рейн в последнюю четверть XV в. Алтарь состоит из двух панно со сценами Рождества и Поклонения волхвов.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

 

Бывшая монастырская часовня: работы Мартина Шонгауэра и Матиаса Грюневальда

Из западного крыла музея я через узкий проход перешла в южное крыло (на плане оно обозначено желтым цветом), которое некогда служило часовней монастыря Унтерлинден. Здесь находятся главные сокровища коллекции: Изенгеймский алтарь Грюневалда, а также произведения Мартина Шонгауэра и его школы. Описание Изенгеймского алтаря можно найти в отдельной статье на нашем сайте.

Замечательный вид на бывшую монастырскую церковь (часовню) с Изенгеймским алтарем вдали и нефом для прихожан на переднем плане:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Первым в бывшем церковном зале нас встречает алтарь Орлье (Orlier-Altar/Le retable d'Orlier) (масло, дерево) — подлинная картина Мартина Шонгауэра, созданная в 1470-1475 гг. Это одно из редчайших дошедших до нас произведений кольмарского мастера (более качественная репродукция есть тут). Вообще, надо сказать, музей Унтерлинден располагает самой обширной в мире коллекцией картин и гравюр Мартина Шонгауэра, отмеченных его монограммой MS (Шонгауэр был одним из первых художников, которые подписывали почти все свои произведения). Алтарь Орлье (или Орлиака, Орлиако, поскольку в итальянской форме фамилия настоятеля звучала как de Orliaco) был создан по заказу донатора Жана д'Орлье (Jean d'Orlier) — настоятеля монастыря ордена антонитов в местечке Изенгейм — и предназначался для монастырской церкви, однако тридцать лет спустя его место занял известный шедевр мировой живописи — Изенгеймский алтарь Матиаса Грюневальда.

На сегодняшний день сохранились лишь две боковых створки алтаря Орлье (Орлиако), которые некогда обрамляли центральное резное панно (см. анимационную реконструкцию тут). С наружной стороны створки изображают сцену Благовещения, с оборотной мы видим сцену Рождества и изображение св. Антония с его атрибутами (посохом и свиньей) и библией в дорожном мешке. У ног святого изображен коленопреклонённый донатор, Жан д'Орлье в одеянии ордена антонитов, и его герб. Дева Мария в сцене Рождества стоит около садовой ограды, символа ее девственности. Младенец Иисус лежит прямо на земле, что символизирует его человечность и близость к миру людей.

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Когда стоишь рядом с этой картиной, поражаешься необыкновенной яркости и живости красок. Вероятно, реставрация была проведена настолько качественно, что цвета заиграли как новые. Этот алтарь запомнился мне особенно, причем именно благодаря волшебным цветам.

Шонгауэровское панно «Благовещение» поражает тонкостью исполнения. Посмотрите на величественный жест ангела, элегантную позу и нежное лицо Девы Марии, которая с вниманием слушает принесенную ей весть (слова, которые произносит ангел (Ave Maria plena dominus gracia), написаны на бандероли — ленте, которая вьется вокруг его жезла). Внутри нимба Девы Марии выведены слова пророка Исаии о рождении Мессии. Картина отличается спокойной красотой и духовной возвышенностью образов и этим напоминает знаменитую «Мадонну в беседке из роз». Искусствоведы считают, что в шонгауэровской манере изображения жестов и лица Богоматери сказалось влияние Йоста Халлера, а удлиненные фигуры и точно выписанные складки одежд обнаруживают знакомство Шонгауэра с искусством фламандца Рогира ван дер Вейдена.

Благовещение было одним из излюбленных сюжетов Шонгауэра: художник разделял получивший особое распространение в конце XV культ Девы Марии. Ваза с белоснежной лилией у ног Девы Марии символизирует ее чистоту, девственность. Цветы земляники на панно со сценой Рождества также являются символом невинности. Кроме того, трилистник земляники символизирует триединство Бога, а красные ягоды — кровь Христа. Подробнее о символике различных цветов и растений в изобразительном искусстве можно прочитать в описании картины «Мадонна в беседке из роз», которая хранится неподалеку от музея Унтерлинден, в бывшей доминиканской церкви Кольмара.

Рядом с алтарем Орлье в бывшей монастырской часовне обители Унтерлинден можно увидеть многочастный алтарь Доминиканцев (Retable des Dominicains de Colmar), созданный ок. 1480 года художниками круга Мартина Шонгауэра (сегодняшние ученые сходятся на том, что над алтарем работал сам кольмарский мастер и его ученики [27]). Алтарь посвящен детству и Страстям Христовым и состоит из множества неодинаковых по уровню исполнения фрагментов. Первоначально данная композиция украшала главный алтарь церкви Доминиканского монастыря в Кольмаре. После Революции, в 1793 г., произведение было разобрано по частям и сегодня его уже трудно восстановить в былом великолепии, тем более что центральное панно триптиха (скульптурное) утеряно.

Каждая сторона обеих створок, окружавших центральную композицию, была поделена на четыре панно. Соответственно, в закрытом виде алтарь демонстрировал зрителям восемь сцен. Это сюжеты из детства Иисуса и жизни Девы Марии: «Мистическая охота» (двойное панно), «Встреча Марии и Елизаветы» (Посещение Марии), «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне» (Принесение во храм), «Христос среди мудрецов в Храме» (Диспут с докторами, Иисус среди книжников) и «Коронование Богоматери». В целом, данные сюжеты относятся к так называемым семи радостям Девы Марии, и это неслучайно, поскольку именно этой теме был посвящен главный алтарь церкви доминиканского монастыря, для которого изначально создавался живописный складень (стоит, правда, оговориться, что в источниках нет полного единообразия относительно перечня сюжетов, которые должны включаться в число Семи Радостей).

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Особенно интересным на этих двух внешних створках мне показалось двойное панно «Мистическая охота» («Охота на единорога»), на котором изображен ангел Благовещения в виде охотника и Дева Мария с единорогом. Подробнее о символике этой необычной картины читайте в отдельной статье.

Стоит теперь сказать о сценах, которые открывались взору монахов и прихожан в определенные дни литургического года, когда створки алтаря раскрывались. Речь идет о 16 сценах Страстей Христовых: от Входа Господня в Иерусалим до Сошествия Святого Духа на апостолов.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На первых двух внутренних створках мы видим следующие панно: «Вход Господень в Иерусалим» (1), «Тайная вечеря» (1), «Моление о чаше» (2), «Взятие Христа под стражу» (2), «Христос перед Пилатом» (1), «Бичевание Христа» (1), «Увенчание терновым венцом» (2) и «Несение креста» (2). (Цифры в скобках означают, на какой из двух створок изображен соответствующий сюжет, на первой (верхняя фотография) или второй (фотография ниже)).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

О панно «Тайная вечеря» мы уже упоминали. Оно послужило образцом для алтаря Страстей неизвестного мастера конца XV века. В данном случае мы узнаём Иуду не только по отсутствую нимба, но и по его традиционному атрибуту — кошельку. Он сидит с противоположной от Христа стороны стола. По всей видимости, художник запечатлел момент, когда Христос обмакнул кусок хлеба (в блюдо с солью) и подает его Иуде, указывая таким образом на предателя («И после сего куска вошел в него сатана»), после чего Иисус произнес: «Что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27). Обратите внимание на цвет одежды Иуды: желтый традиционно символизирует предательство. На столе, помимо хлебов, мы видим блюдо с ягненком (пасхальным агнцем): вечеря совершалась в первый день иудейской пасхи, отмечаемый ритуальным закланием и вкушением агнца (параллель с образом Христа как агнца божьего).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На панно «Христос перед Пилатом» Пилат изображен сидящим на троне в одеянии восточного царя. Христос предстает перед ним со связанными крест-накрест руками (аллюзия на крест Распятия). Собака у трона Пилата — символ нечестивости.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В сцене «Бичевание Христа» Иисус изображен в одной набедренной повязке, привязанным к колонне и получающим удары плетьми и розгами.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Завершается евангельский цикл Страстей Христовых рассказом о погребении Иисуса после его смерти на кресте и Сошествии во ад. Далее следует Воскресение и явления Христа Марии Магдалине и ученикам, а также Вознесение. Все эти сюжеты изображены на двух остальных внешних створках Доминиканского алтаря.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Перечислим названия этих восьми сцен: «Снятие с креста» (1), «Положение во гроб» (1), «Сошествие во ад» (2), «Воскресение» (2), «Явление Христа Марии Магдалине» (1), «Явление апостолу Фоме» («Уверение Фомы») (1), «Вознесение» (2) и «Сошествие Святого Духа на апостолов» (2). (Цифры в скобках указывают, на какой из двух створок изображен соответствующий сюжет, на первой (верхняя фотография) или второй (фотография ниже)).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Рассмотрим некоторые живописные панно этих двух створок более подробно. Вот, например, сюжет «Сошествие во ад». Мы видим Христа со знаменем Воскресения, который в сопровождении ангелов выводит из ада души Адама, Евы и других ветхозаветных праведников через сокрушенные им врата. Изо всех щелей выглядывают фантастические монстры — черти в духе современных фильмов об инопланетянах. Одного из этих бесов (возможно, олицетворение самого Ада или Сатаны) Иисус попирает ногами. Справа изображен особенно колоритный черт с удивительной «добавочной мордой» и длинными рогами. Может, он в чем-то и уступает монстрам с Изенгеймского алтаря, однако нельзя не согласиться, что своеобразная биологическая фантазия художника сотворила замечательный гротескный образ.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Обратимся теперь к красочному панно «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» (Noli me tangere, «Не прикасайся ко Мне») (другая качественная репродукция есть тут). Мария Магдалина первой увидела воскресшего Христа. Этот евангельский сюжет стал популярной темой для многих произведений изобразительного искусства. Мария Магдалина изображена протягивающей руки к Христу, который мягко отстраняет ее со словами: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Христос изображен здесь с традиционным символом Воскресе­ния — белым знаменем с красным крестом. У ног Марии Магдалины мы видим сосуд с притираниями — ее неизменный атрибут. Сцена происходит на фоне розовых кущ: Мария сначала не узнала Иисуса, приняв его за садовника.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Доминиканский алтарь Мартина Шонгауэра и его учеников является одним из выдающихся произведений той эпохи, в котором привнесенные фламандскими живописцами пейзажные элементы сочетаются с мягкостью линий, унаследованной от верхнерейнских мастеров. Считается, что сцены Страстей Христовых этого алтаря послужили источником вдохновения для гравюр Шонгауэра на эту же тему (эти гравюры также можно увидеть в музее Унтерлинден). Впрочем, в действительности, трудно сказать, какой род искусства питал другой: живопись гравюру или, наоборот, гравюра служила основой для живописных произведений Шонгауэра.

Как уже говорилось, в том же зале музея (бывшей часовне), где находятся шонгауэровские алтарь Орлье и Доминиканский алтарь, можно также увидеть жемчужину музейного собрания — фантастический Изенгеймский алтарь (Retable d'Issenheim), созданный живописцем Матиасом Грюневальдом (Matthias Grünewald) и скульптором Николасом из Хагенау (Nicolas de Haguenau) в 1512-1516 гг.

Изенгеймский алтарь, Кольмар, Франция

Изенгеймский алтарь является одним из шедевров мирового искусства, который послужил источником вдохновения для многих выдающихся художников разных времен.

Изенгеймский алтарь, Кольмар, Франция

Изенгеймский алтарь — очень необычное, яркое и запоминающееся произведение. Это не отдельная живописная или скульптурная работа, а обширная многочастная композиция, богатая и очень разнообразная, состоящая из нескольких разверток, которые в то же время могут рассматриваться как самостоятельные произведения искусства. Как и «Мадонна в беседке из роз» Шонгауэра, Изенгеймский алтарь Грюневальда стал уже своеобразным символом Кольмара, визитной карточкой города и одной из его основных достопримечательностей. Мы решили, что столь масштабное произведение заслуживает отдельного рассказа и посвятили ему отдельную статью, в которой подробно описывается сам алтарь и история его создания (см. раздел «Изенгеймский алтарь в музее Унтерлинден»).

Изенгеймский алтарь, Кольмар, Франция

Продолжение экскурсии по музею Унтерлинден см. во второй части нашей прогулки.

Практическая информация: Адрес музея Унтерлинден в Кольмаре: Rue des Unterlinden, 1. Часы работы: с мая по октябрь ежедневно с 9:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:30); с ноября по апрель ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Музей закрыт 1 января, 1 мая, 1 ноября и 25 декабря. Входная плата: стандартный билет для взрослого стоит €8 (прокат аудиогидов бесплатно). Официальный сайт музея: www.musee-unterlinden.com.

План расположения залов первого этажа музея:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Использованные источники:

1. Общее описание коллекции музея Унтерлинден на сайте Офиса туристической информации Кольмара.

2. Виртуальная экскурсия по музею Унтерлинден в Кольмаре.

3. Musée d'Unterlinden Colmar. Специальный выпуск журнала Connaissance des Arts.

4. Путеводитель по Кольмару (на английском языке).

5. Музеи Эльзаса: музей Унтерлинден в Кольмаре.

6. Meister der Colmarer Kreuzigung.

7. Hermann Schadeberg.

8. Художники Верхнего Рейна в Средневековье.

9. Meister des Stauffenberger Altars.

10. Путеводитель по музею Унтерлинден.

11. Мартин Шонгауэр и его влияние на других художников.

12. Caspar Isenmann.

13. Материалы для школьников по изучению средневекового искусства в музее Унтерлинден.

14. Доминиканский алтарь в музее Унтерлинден, фотографии.

15. Йост Халлер и его Бергхаймский алтарь.

16. Jost Haller - Saint George slaying the dragon.

17. Tempelhof-Altar aus Bergheim.

18. Йост Халлер, художник XV в.

19. Йост Халлер, забытый художник рыцарей.

20. Алтарь Йоста Халлера в музее Унтерлинден Кольмаре.

21. Jost Haller : le peintre inconnu a enfin un nom.

22. Лукас Кранах Старший. Меланхолия. Деталь и краткое описание.

23. Символы меланхолии.

24. Алтарь Орлье кисти Мартина Шонгауэра, описание.

25. Основные сведения и жизни и творчестве Мартина Шонгауэра.

26. Le retable des Dominicains de Martin Schongauer.

27. Le retable des Dominicains, autour de 1480.

28. Мартин Шонгауэр, художник и гравёр. Описание алтаря Орлье.

29. Путеводитель по музею Унтерлинден с материалами для учащихся.


Дополнительные материалы на тему «Что посмотреть в Кольмаре» (прогулки по Старому городу с описанием архитектуры наиболее значительных и интересных эльзасских зданий в центре города):

Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Кольмарский собор: коллегиальная церковь Св. Мартина.

Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз».

Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой Таможни. Самые живописные виды города.

Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Площадь Шести Черных Гор. Постройки госпитальеров. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Кроме того, хороший путеводитель по Кольмару на английском языке можно найти тут.


На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кольмара, Эльзас, Франция (это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех достопримечательностей, на французском языке). Чтобы загрузить план Кольмара, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,75 Мб (3436 x 2480 пикселей). Пешеходная зона Кольмара обозначена на карте желтым цветом. Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Кольмара. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты (зелёные кружки соответствуют различным учреждениям).

Дом «Карта города Кольмар, Франция

Другие карты Кольмара (на английском и немецком языках) можно найти на сайте Офиса туристической информации города Кольмара: ot-colmar.fr.


Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



4 комментария к заметке

  1. Ирина пишет:

    Огромное спасибо за Ваш сайт. Благодаря ему я познакомилась со всеми основными достопримечательностями Кольмара и Страсбурга, откуда только что вернулась. Естественно, я посетила музей Унтерлинден с его неповторимым Изенгеймским алтарем Грюневальда.Вы даете подробную информацию обо всех интересных местах города. Еще раз благодарю Вас за вашу титаническую работу. Теперь я считаю Кольмар и Страсбург — одними из самых красивых средневековых городов Европы .Всем советую посетить эти замечательные города.

  2. Foxy пишет:

    Большое спасибо Вам, Ирина, за такие приятные слова о наших материалах по Кольмару и Страсбургу. Города и вправду замечательные, и мы рады, что наши заметки пригодились другим путешественникам:). Желаем Вам новых ярких поездок!

  3. Григорий пишет:

    Огромное спасибо за Вашу работу. Мы как раз планируем побывать в Эльзасе. Знакомимся с материалами. Ваш сайт нам очень понравился, чрезвычайно насыщенный, информативный и полезный. Чувствуется, что его создавали со знанием дела и с любовью. Схему Кольмара обязательно возьмем с собой, да и в музей на Унтерлинден сходим обязательно! Еще раз — спасибо.

  4. Foxy пишет:

    Спасибо большое, Григорий, за интерес к нашим материалам о Кольмаре и Эльзасе в целом!
    Удачной Вам поездки!))