Достопримечательности Кольмара. Музей Унтерлинден (Unterlinden), его история и архитектура.

Музей Унтерлинден (Musée d'Unterlinden) является одной из главных достопримечательностей эльзасского города Кольмара и одним из самых популярных музеев во Франции. Расположенный в здании бывшего монастыря XIII века, этот знаменитый музей ежегодно привлекает более 200 тыс. посетителей. Большинство приходит сюда, чтобы увидеть главное сокровище коллекции — Изенгеймский алтарь Грюневальда, один из шедевров мирового искусства. Кроме того, в музее можно увидеть значительное собрание средневековой и ренессансной рейнской скульптуры, графики, живописи, витражей, мебели, музыкальных инструментов и игрушек, а также занимательную коллекцию предметов народных промыслов Эльзаса. Также в экспозиции представлено множество образцов современного искусства, в том числе картины импрессионистов.

Наш отзыв о посещении музея Унтерлинден (с фотографиями и описаниями наиболее интересных, на наш взгляд, экспонатов) можно найти в разделе «Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно» (часть II тут). Шедевру Грюневальда посвящена отдельная статья «Изенгеймский алтарь в музее Унтерлинден». А в данной заметке мы расскажем в основном об истории музея Унтерлинден, его архитектуре и некоторых деталях оформления.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Музеем Унтерлинден уже свыше 150 лет управляет Общество Мартина Шонгауэра (Société Schongauer), в то же время он находится под контролем Дирекции музеев Франции. Как сказано выше, коллекция разместилась в здании бывшего монастыря (Ancien couvent des Unterlinden/Les Dominicaines d'Unterlinden). В период Средневековья эта обитель доминиканок была одним из центров мистической жизни рейнского региона.

1. История монастыря Унтерлинден

1.1 Основание монастыря

История монастыря Унтерлинден началась с того, что в 1230 году две благородных вдовы, набожные и богатые молодые женщины Агнесса фон Миттельхейм (Agnes von Mittelheim) и Агнесса фон Гергхейм (Agnes von Hergheim/Hergenheim), решили вместе со своими детьми и слугами удалиться на окраину Кольмара и основать там религиозную общину [14]. Поскольку в этих местах росло множество лип, то дом, в котором поселились женщины, стали называть «Под липами» (Sub tilia на латыни, а по-немецки Unter Linden). Это название перешло затем к монастырю, а позднее и к музею Унтерлинден.

Скульптура Фредерика Огюста Бартольди, изображающая основательницу монастыря Унтерлинден Агнессу фон Гергхейм, 1852 год (Музей Бартольди в Кольмаре) (фото с сайта [22]):

Статуя Агнессы фон Гергхейм работы Бартольди, Кольмар, Франция

В 1232 году, вместе с другими вдовами из аристократических семейств, женщины покинули этот дом, который стал для них слишком тесен, и обосновались за пределами города, на месте нынешней улицы Rue des Moulins. Здесь они основали монастырь, подчинявшийся доминиканской общине Страсбурга. В 1245 г. эта связь была официально закреплена, и обитательницы монастыря стали настоящими монахинями доминиканского ордена. В 1252 г., спасаясь от опасностей войны, которая велась в то время между папой и императором и дошла уже до городских ворот Кольмара, женщины вернулись под защиту городских стен, в местечко Унтерлинден, и там построили новый монастырь Св. Иоанна Под липами, S. Johannis sub tilia, — нынешний музей Унтерлинден. В 1269 г. выдающийся теолог, доминиканец и бывший епископ Регенсбурга (Ратисбонна) Альберт Великий освятил монастырскую церковь.

В 1278 г. монастырь был обнесен стеной. Говоря о религиозных учреждениях региона, доминиканец Бернард Ги (Bernard Gui) охарактеризовал монастырь Унтерлинден эпитетом "magnum et opulentum", то есть «величественный и богатый». Монахини быстро наладили эффективную систему сбора ренты, цензов и прочих видов дохода. У них даже имелся специальный «десятинный двор» недалеко от Кольмара [19].

Монахини были очень добры и гостеприимны к путникам, давали приют обездоленным и обиженным, проявляя милосердие даже в трудные годы, когда сами испытывали нехватку средств. Кольмарский летописец отмечает, что в 1282 г. сёстры не имели возможности есть хлеб чаще, чем два раза в неделю, и на протяжении полутора месяцев были вынуждены ограничивать свой рацион какой-то жалкой похлебкой, но при этом не прекращали помогать беднякам, которых, по словам хрониста, прибыло к воротам монастыря около полутора тысяч человек [19].

В целом же монастырь бедствовал довольно редко, и его богатство хотя и играло положительную экономическую роль, но со временем стало восприниматься с неприятием и лишь способствовало успеху реформаторского движения в народных массах.

Св. Иоанн благословляет монахинь, миниатюра из сборника духовных песнопений монастыря Унтерлинден (Graduel d'Unterlinden), XIV в., хранится в библиотеке Кольмара (источник [19]):

Сборник песнопений монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

 

1.2 Жизнь в средневековом монастыре

На протяжении XIV-XV вв. Унтерлинден был важным монастырским комплексом, утвердившимся в качестве центра христианской мистики в долине Рейна. Кроме того, монастырь славился писательскими талантами своих послушниц. Например, получила известность написанная сестрой Катериной фон Гюбершвир книга наставлений и поучительных историй Vitae primarum Sororum de sub Tilia, в которой описывается жизнь 39 первых сестёр монастыря Унтерлинден (конец XIII-начало XIV в.). Вот страница из этой книги (копия хранится в библиотеке Кольмара, оригинал утерян; источник иллюстрации [19]):

Книга о послушницах монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

Из сочинения сестры Катерины мы узнаём, что в монастырь поступали женщины и девушки самого разного возраста. Некоторые молодые замужние дамы приходили со своими малолетними дочерьми, иногда грудными, и их супруги подчас тоже постригались в монахи, если были достаточно религиозны. В то время женщины редко умели читать, но те девочки, которые приходили сюда со своими матерями, или же те, которых в монастырь отдавали родители, получали возможность научиться грамоте. Некоторые из этих сестер позднее прославились ученостью или талантом каллиграфии [19].

Жизнь послушницы вели трудную, работали в довольно грубых и суровых условиях, но мужественно и даже радостно принимали свою судьбу. Многие из них были способны на аскетичные подвиги, которые современному сознанию могут показаться дикими. Например, сестра Аделаида во время своей ночной молитвы, зимой, несколько раз погружалась в ледяную воду канала Зинбах, а затем продолжала молитву, босая, у входа в часовню, до самой заутрени [19].

Печать монастыря Унтерлинден, XIII в. (источник [19]):

Печать монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

На монахов доминиканского ордена (как и других монашеских орденов) церковью была возложена обязанность духовного попечения об их сестрах монахинях (cura monialium). В частности, послушницы монастыря Унтерлинден были «вверены заботе их братьев» из мужского доминиканского монастыря в Кольмаре [19]. Братья пытались избавиться от этого бремени духовной, а подчас и материальной заботы о сестрах, однако папский легат в Германии, доминиканец Гуго де Сен-Шер (Hugues de Saint-Cher) (ок.1200-1263), стоявший у истоков создания монастыря Унтерлинден, потребовал, чтобы монахи немецких провинций продолжали курировать и опекать женские монастыри. Когда провинциалом (т.е. главой доминиканского ордена в немецких провинциях) стал Герман фон Минден (Hermann von Minden) (ум.1299), он пошел еще дальше: потребовал, чтобы братья, ответственные за духовное руководство монахинями, были весьма образованными и давали сестрам регулярные уроки. Он хотел, чтобы «образование сестер соответствовало религиозной и интеллектуальной культуре Ордена» [19].

Фреска с портретом доминиканца Гуго де Сен-Шера (источник [21]):

Доминиканец Гуго де Сен-Шер

 

1.3 Эпоха расцвета рейнской мистики

Солидное теологическое обучение монахинь стало базой для дальнейшего расцвета обители. Когда в XIV в. получило распространение движение рейнской мистики, послушницы Унтерлинден попали в этот поток и, благодаря их обширным знаниям, эти семена упали на плодородную почву.

У сестер-доминиканок были выдающиеся предшественницы в бенедиктинском и цистерцианском орденах Германии, однако зарождение этого движения не ограничивалось монашеской средой: им интересовались и светские благочестивые женщины бегинки, которые посещали друг друга, писали друг другу письма, обмениваясь идеями, переписывали проповеди и трактаты. Одним из главных представителей рейнской мистики был философ Майстер Экхарт (ок. 1260-ок. 1328), член доминиканского ордена. Экхарт и его последователи (в первую очередь Генрих Сузо и Иоганн Таулер) нередко посещали монастыри доминиканок, останавливались там на некоторое время, проповедовали, переписывались с сестрами... Сам Майстер Экхарт совершил канонический визит в монастырь Унтерлинден в 1322 году. Страсбургский доминиканец Иоганн Таулер также совершал многочисленные поездки по региону и проповедовал без устали. Духовная дочь Генриха Сузо Эльсбет  (Элизабет) Штагель (Elsbeth (Elisabeth) Stagel) написала автобиографическое сочинение «Жизнь сестер в монастыре Тос» (Das Leben der Schwestern von Töß), близкое по жанру к вышеупомянутой Vitae primarum Sororum de sub Tilia. Эту работу считают первой религиозно-исторической книгой на немецком языке, автором которой является женщина. Все эти трактаты и проповеди тщательно изучались и обсуждались, при необходимости переводились с латыни на немецкий, копировались и переписывались монахинями обители Унтерлинден.

Миниатюра из сборника духовных песнопений монастыря Унтерлинден (Graduel d'Unterlinden), XIV в. (источник [19]):

Сборник песнопений  монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

Этот период интенсивной духовной жизни XIV в. разворачивался в контексте подчас довольно сложной экономической и политической ситуации: на фоне неурожаев, голода, нападений вооруженных банд, изъятия продовольствия по приказу местных сеньоров... Кроме того, Кольмар несколько раз осаждали. Одновременно умы тревожили разнообразные природные явления: кометы, затмения, землетрясения... К этому добавлялись сменявшие друг друга эпидемии чумы. Так, в коллегиальной церкви Св. Мартина города Кольмара хранится камень с надписью на трех языках (иврите, латинском и греческом), поставленный в память об окончании эпидемии 1541 года, которая унесла 3500 жизней [19].

Особенно трудно было оставаться в городе, преданном своему императору (Людвигу Баварскому), когда в 1322 году папа Иоанн XXII наложил на Германию интердикт (т.е. временный запрет на совершение богослужений и религиозных обрядов) и отлучил императора от церкви. Монахи мужского доминиканского монастыря подчинились — и были изгнаны из Кольмара за то, что приняли сторону папы. Монахини же, опасаясь репрессий светской власти, продолжали, несмотря на папский запрет, публично отправлять культ и в итоге — были отлучены от церкви! Друг Иоганна Таулера и мистической писательницы доминиканки Маргариты Эбнер, с которой переписывались обитательницы монастыря Унтерлинден, итальянский проповедник Вентурино Бергамский (Venturino de Bergame) направил тогда сестрам «монастыря Унтерлинден в Германии» ("De Subtilia in Teutonia") несколько утешительных писем. Вот выдержка из одного из этих посланий: «Хотя вам и отказано в таинствах Церкви, это не отдаляет вас от божественной любви(...) Душа может обрести милосердного Спасителя в одном только пении без слов. Что же касается святого причастия, то сказал же святой Августин: "Верьте и насытитесь". Итак, живите в созерцании страданий Господа нашего, и тогда вы ощутите на себе силу таинств» [19].

Молитвенник из монастыря Унтерлинден [19]:

Молитвенник монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

Несмотря на сложную политическую обстановку, Кольмар развивался. Это был процветающий торговый город, входивший в состав Декаполиса. В 1354 году он получил право печатать собственную монету. XIV век стал золотым веком Кольмара. О той эпохе нам могут рассказать сохранившиеся памятники культуры, такие как дом Пфистера, Старая таможня, картины Мартина Шонгауэра... Церковь на фоне этого расцвета культуры, напротив, ослабла и раскололась: в Риме обосновался папа Урбан VI, а в Авиньоне Климент VII, и каждый понтифик предал другого анафеме (этот раскол 1378-1417 годов принято называть Великой схизмой). Многие монашеские ордена были в упадке, монастыри опустели из-за губительных эпидемий... В попытке любой ценой сохранить все религиозные учреждения, монахи дошли до того, что стали без особого разбора включать в свои общины слишком юных и не особенно ревностных претендентов. В религиозной жизни наступил распад. Три страсбургских женских монастыря потребовали освободить их из-под опеки братьев. Что же касается монастыря Унтерлинден, то он в очередной раз подтвердил свою преданность ордену и братьям по кольмарской общине. Об этом говорит послание настоятельницы монастыря, направленное в 1470 г. в Ватикан: «Мы смиренно просим позволить нам остаться под их руководством, ибо не можем желать лучшего» [19].

Возможно, монахи Кольмара действительно были наиболее достойными? Так или иначе, но именно этот город выбрал Раймонд Капуанский (ок. 1330-1399) — глава доминиканского ордена и духовный сын святой Екатерины Сиенской — в качестве «площадки» для запуска своего проекта по реформированию ордена. Он направил сюда брата Конрада из Пруссии, которому и было поручено реформировать монастырскую жизнь в регионе и восстановить пришедшие в запустение и даже лежавшие в руинах доминиканские обители. В 1419 г. без особых затруднений прошла реформа в монастыре Унтерлинден. В другом кольмарском монастыре, Св. Екатерины, реформаторы столкнулись с некоторыми препятствиями, что, вероятно, было связано с особенностями поведения этих чересчур рьяных, а подчас и жестоких людей, которым была чужда всякая дипломатия и такт. В монастыре Унтерлинден после этой реформы на короткое время наступил новый расцвет.

1.4 Испытания Нового времени и роспуск монастыря

Во время Крестьянской войны на территории Священной Римской империи в 1524-1525 гг. в монастырях воцарился страх. Унтерлинден обратился к городу с просьбой о защите. Хотя массовые волнения не дошли до Кольмара, сестры в этот период практически полностью лишились автономии. Монастырский устав (Klosterordnung) 1538 года только усугубил положение. Позднее были приняты еще более жесткие положения. Имущество монастырей теперь находилось в ведении гражданских властей. Затем даже для приема в монастырь новых членов стало требоваться согласие городской управы. Чем дальше, тем больше осложнялось положение монастырей: насилия к ним не применяли, но притеснения и ограничения в отправлении культа были налицо, особенно когда после Реформации 1575 года власть стала принадлежать протестантам.

Позднее, в 1627 году, протестантам самим пришлось несладко: император Фердинанд II Габсбург в 1627 г. запретил протестантскую религию и в начале 1628 г. издал указ о том, что все протестанты за ближайшие полгода должны сделать выбор: либо отречься, либо добровольно удалиться в изгнание. Например, известно, что тогдашний владелец знаменитого дома Пфистера, состоятельный торговец шелком Клод Сизон, был вынужден в тот год бежать в Мюлузу. Отъезд множества влиятельных и богатых кольмарских семей вызвал в городе серьезные затруднения в экономической области, так что когда в 1632 г., в разгар Тридцатилетней войны, Кольмар был без сопротивления занят шведами, расстановка сил изменилась в пользу протестантов, и на время городское управление снова перешло к ним [14]. То было черное время поборов, очередных эпидемий, голода и прочих тягот.

Некоторое представление об архитектурном облике монастыря в XVII в. дает изображение на старом плане Кольмара (монастырь значится на нем под номером 8) (источник гравюры: crdp-strasbourg.fr).

План Кольмара в 1643 г.

Вид Кольмара в 1643 году (источник иллюстрации [19]):

Вид Кольмара в 1643 г.

Подчинение основной части Эльзаса французскому королевству в результате ряда сражений Голландской войны в 1673-1675 гг. тяжело переживалось Кольмаром. Этот протестантский город, член Декаполиса, гордый своей политической, юридической и религиозной автономией, которую ему гарантировала Империя, пытался сопротивляться, но в итоге были вынуждены сдаться. Войска Людовика XIV снесли городские укрепления и разоружили город, разместив в нем свой гарнизон. В 1690 г. глава доминиканского ордена Антонин Клош (Antonin Cloche) (1628-1720), удивленный сопротивлением, с которым некоторые братья встретили перспективу присоединения их монастырей к провинции французского королевства, основал эльзасскую конгрегацию, направленную на «офранцуживание» непокорных монахов, воспитанных в русле германской культуры, и назначил здесь своего наместника.

Результаты этих усилий были поначалу довольно скромными. Сохранившиеся в архивах Кольмара протоколы о прохождении экзаменов, которые требовались для получения духовной профессии, зачастую содержат пометку: «Чтение происходило на немецком языке с переводом» [19]. Дошедшие до нас книги из монастыря Унтерлинден также по большей части написаны на немецком, причем иногда это даже переводы французских произведений. В 1698 году в Кольмаре был учрежден Верховный совет Эльзаса, высший судебный орган в регионе. Последовало радикальное изменение структуры управления, а также демографического состава горожан за счет притока значительной группы франкоговорящего католического населения. Многие новые сестры, поступавшие в монастырь Унтерлинден в тот период, также происходили из этой среды.

Картина Анри Лебера (Henri Lebert) «Монастырь Унтерлинден» (1888) (источник [16]):

Монастырь Унтерлинден, Кольмар, Франция

В 1723 г. в монастыре Унтерлинден насчитывалось 43 монахини и 23 служанки, что свидетельствует о наличии довольно серьезного хозяйства. Сестры, видимо, не чувствовали, что конец близок. Так, например, на Рождество 1772 г. была установлена новая решетка перед главным алтарем, затем сестры предприняли ряд других строительных работ. В архивах сохранились сведения о том, что обитель продолжала пополняться новыми послушницами даже в конце XVIII в., перед самой Революцией.

Ниже представлен макет монастыря Унтерлинден в XVIII в. (изготовлен Шарлем Фольцом в 1883 г. из пробковой коры, хранится на втором этаже музея; на макете видны ныне разрушенные архитектурные элементы: колокольня, башенка и южный боковой неф):

Макет монастыря Унтерлинден, Кольмар, Франция

31 июля 1792 года монахиням было предписано покинуть обитель  и в течение трех недель либо уехать в другой монастырь (Schoenensteinbach), либо вернуться в семью. (Впрочем, монастырь Schoenensteinbach тоже просуществовал недолго). Доминиканский орден во Франции был восстановлен лишь в 1839 году.

Гравюра Ротмюллера (J.J Rothmuller) (1863 г.) изображает вид заброшенного монастыря Унтерлинден, когда он использовался в качестве казарм (источник [20]):

Бывший монастырь Унтерлинден, Кольмар, Франция

Любопытная деталь: каменный резервуар западной стены, на котором, как на скамье, сидит женщина на рисунке, изначально служил послушницам для ритуального омовения рук перед молитвой (и назывался le lavabo). Он помещался как раз напротив двери, ведущей в трапезную. После того как в монастыре обосновался гарнизон, офицеры стали использовать этот камень для заточки сабель.

2. История создания музея Унтерлинден, основные разделы его коллекции

Вплоть до середины XIX века монастырские здания Унтерлиндена использовались для военных нужд (в качестве казарм, а затем конюшен и мастерских), постепенно приходя в упадок. Шла даже речь о том, чтобы их снести [19]. Однако в последний момент эти планы не были реализованы благодаря инициативе кольмарского библиотекаря и архивариуса Луи Гюго (Louis Hugot) (1805-1864). Он получил разрешение на преобразование бывшего монастыря в музей при условии, что проведет в комплексе реставрацию.

Проект по преобразованию бывшего монастыря в музей, общий план (источник [7]):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Большой эрудит и энтузиаст, Луи Гюго собрал вокруг себя других людей доброй воли. Он нашел необходимое финансирование, договорился с филантропами... В 1847 году им было создано Общество Шонгауэра, в 1854 г. монастырь Унтерлинден был признан историческим памятником национального значения.

Общество Шонгауэра поставило перед собой задачу создать музей, в котором можно было бы представить публике секвестированные во время Революции произведения искусства, включая Изенгеймский алтарь работы Грюневальда, алтарь Каспара Изенмана из коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре, а также произведения Мартина Шонгауэра, включая алтарь Орлье и множество замечательных гравюр (из 116 известных гравюр этого мастера музей Унтерлинден владеет 85). (О художнике Мартине Шонгауэре и еще одном его шедевре, «Мадонна в беседке из роз», который хранится в бывшей доминиканской церкви по соседству с музеем Унтерлинден, читайте в разделе «Доминиканская церковь в Кольмаре»).

В кольмарском музее можно увидеть, например, известную гравюру Мартина Шонгауэра «Искушение святого Антония». Гравюра, созданная мастером в 1470-1475 гг., была исключительно популярна и после его смерти. Историк искусств Джорджо Вазари сообщает, что экземпляр этого оттиска имелся, в частности, во флорентийской мастерской Микеланджело (источник иллюстрации [25]). Именно на основе гравюры Шонгауэра Микеланджело написал свою первую картину «Терзания святого Антония» (на сегодняшний день это самое дорогое  произведение искусства, созданное ребёнком).

Искушение святого Антония, гравюра Шонгауэра

Музей Унтерлинден открылся для посетителей в апреле 1853 года. Благодаря разнообразным пожертвованиям и постоянным приобретениям, его собрание начало быстро пополняться экспонатами, и вскоре Унтерлинден превратился в музей энциклопедического типа, обладающий обширной коллекцией, в которой доминирующими оставались два направления: во-первых, старинное искусство, демонстрирующее художественные достижения мастеров рейнского региона в период Средневековья и Ренессанса; во-вторых, современное искусство (импрессионизм, абстракционизм и др.). Среди экспонатов первой категории наибольшую ценность имеют произведения Мартина Шонгауэра, Матиаса Грюневальда, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Старшего, эльзасского художника Йоста Халлера (Jost Haller), а также Штауффенбергский алтарь неизвестного мастера.

Вот как выглядит сегодня бывшая монастырская церковь, в которой хранятся шедевры средневековой и ренессансной живописи (на фотографии мы видим алтарную часть, предназначавшуюся исключительно для послушниц, тогда как в неф пускали обычных прихожан; стены церкви, сегодня практически полностью белые, прежде были покрыты многочисленными фресками):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Коллекция декоративно-прикладного искусства и современной живописи в музее Унтерлинден в последние годы существенно пополнилась за счет многочисленных пожертвований, включая дары кольмарского коллекционера Жана-Поля Персона (Jean-Paul Person) (1927-2008). Собрание современного искусства включает произведения таких известных художников, как Моне, Ренуар, Пикассо, Боннар, Брам ван Вельде, Никола де Сталь, Виейра да Силва, Андрей Ланской и др. (пока что, из-за нехватки места, демонстрируется лишь малая часть этой богатой коллекции).

3. Будущее музея: проект Херцога и де Мёрона

Имеющиеся в распоряжении музея Унтерлинден залы уже не в силах вместить его богатую коллекцию, поэтому в настоящее время реализуется проект по расширению музея. Планируется, что к 2013 году он будет занимать общую площадь 7900 кв. м, включая нынешнее здание, а также полностью реконструированные бывшие городские бани и новую кирпичную постройку. Конкурс на выполнение проекта выиграло знаменитое базельское архитектурное бюро Херцог и де Мёрон (Herzog & De Meuron) (бюро славится масштабными проектами и самыми современными технологиями; впрочем, перспектива возведения в Париже треугольного небоскреба Tour Triangle [Херцог и де Мёрон планируют завершить этот проект до конца 2015 года] находит понимание далеко не у всех).

На следующей иллюстрации можно увидеть, в чем состоит суть проекта бюро Herzog & De Meuron по расширению музея Унтерлинден в Кольмаре. Слева изображен бывший монастырь, в котором размещается музей в настоящее время (здесь останутся шедевры средневекового искусства), по центру — торец бывших городских бань, в которых предстоит разместить произведения искусства XIX в., а справа — новое облицованное кирпичом здание, которое планируется отвести под временные выставки, коллекцию современного искусства и археологическую коллекцию. Источник иллюстрации: [17].

Проект расширения музея Унтерлинден, Кольмар, Франция

Здание городских бань Кольмара (адрес: Rue d’Unterlinden, 4a) — элегантное сооружение с элементами ар-нуво — было построено в 1906 году по проекту архитектора Улисса Бертша (Ulysse Abel Bertsch) и до недавнего времени использовалось жителями города в качестве купальни с разнообразными ваннами, бассейном и сауной  (по стилю эти бани напоминают городские купальни Страсбурга). Теперь же главный бассейн этих купален решено превратить в центральный зал-атриум, который будет использоваться в качестве аудитории (фото фасада бывших бань с сайта colmar.fr).

Городские бани Кольмар, Франция

По площади, разделяющей монастырь Унтерлинден от здания купален, раньше протекал канал Зиннбах (Sinnbach или просто Sinn), сегодня скрытый под землей. Херцог и де Мёрон планируют вывести часть канала из-под земли, а два корпуса музея соединить подземным переходом.

4. Архитектура и декоративные элементы монастыря: основные здания, клуатр, памятник Шонгауэру, колодцы

Монастырь, а ныне музей Унтерлинден является шедевром готической архитектуры рейнского региона. Квадратный в плане комплекс состоит из бывшей монастырской церкви и ряда пристроек. Самой древней постройкой является реконструированный дом, в котором уже в начале XIII в. жили основательницы монастыря. Следующей по времени стала монастырская церковь. Ее строительство велось в 1252-1269 гг. Сначала, в 1252 г., был возведен центральный неф с северным и южным боковыми нефами (последний не сохранился, его разрушили в XIX в.; северный разобрали еще в XIII в., в ходе строительства южной галереи клуатра). Затем построили алтарную часть — хор с семью короткими травеями и полигональной апсидой. Этот хор и был освящен Альбертом Великим в 1269 г.

Южная стена нефа (слева, почти примыкает к нынешнему зданию городского театра) и южная стена хора (справа) бывшей монастырской церкви Унтерлинден выходят на улицу Клебера (Rue Kléber):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

На фотографии четко видна граница между нефом и хором. Прежде на этом месте располагалась алтарная перегородка. Вдоль хора (алтарной части) тянется ряд контрфорсов. В верхней части стены можно заметить несколько рядов каменной кладки из красноватого песчаника, которая явно отличается по цвету: это надстройка начала XIV века, появившаяся при возведении свода [23]. Обратите внимание на колонны и аркады, будто вросшие в стену нефа: это следы бокового нефа, который был разрушен в XIX в. в ходе прокладки улицы. Эти колонны и замурованные аркады, соответственно, относились к центральному нефу. В возведенной между центральным и боковым (снесенным) нефом стене были проделаны обширные полукруглые проемы и небольшие круглые окошки [24] (см. фотографию выше).

Нынешний вход в музей расположен в той части монастыря, которая была построена в XVIII в., с восточной стороны комплекса (старый вход находится с западной стороны, в узком проходе между музеем и городским театром Кольмара). Это здание служило кухней, отсюда можно было попасть в огород и сад для прогулок (эта зелёная зона хорошо видна на макете монастыря).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Центральный внутренний двор музея образован клуатром (крытой галерей) бывшего монастыря. Клуатр появился после возведения монастырской церкви. Он был построен из песчаника «архитектором и монахом» братом Вольмаром (Volmar) [24] в 1289 году и является одним из самых красивых сооружений этого типа в эльзасском регионе (см. также статью о клуатре Доминиканского монастыря в Кольмаре, строительством которого в 1278 г. руководил тот же брат Вольмар, причем монахини обители Унтерлинден оказывали своим братьям-доминиканцам материальную помощь).

Старая фотография монастырского клуатра с уже упоминавшимся резервуаром для ритуального омовения (источник [7]):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Клуатр в средние века предназначался исключительно для монахинь, для их уединенных размышлений и молитв, а вовсе не для эстетических удовольствий, как сегодня. Отвлекаться на любование внешними орнаментами считалось нежелательным, отсюда и известная простота декора [23]. Не будем, к тому же, забывать, что доминиканцы были нищенствующим орденом.

В то же время очаровательный внутренний дворик с ажурными готическими аркадами отличается элегантностью линий и утонченной легкостью деталей. Особенно романтично клуатр смотрится в солнечные дни, когда на каменный пол галереи ложатся кружевные тени арок.

Современный вид клуатра бывшего доминиканского монастыря Унтерлинден в Кольмаре (источник фотографии [18]):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Верхний этаж галереи был достроен лишь в XVIII в. (он прорезан уже не изящными готическими окнами, а обычными прямоугольными).

Раньше во внутреннем дворике музея находился фонтан со статуей Мартина Шонгауэра (Fontaine Schongauer) работы кольмарского скульптора Фредерика Огюста Бартольди [3]. Сегодня статуя с этого фонтана перенесена во двор перед музеем:

Памятник Мартину Шонгауэру, Кольмар, Франция

Скульптура из розового вогезского песчаника высотой 2,25 м изображает известного кольмарского живописца и гравёра Мартина Шонгауэра (ок. 1448–1491), которым восхищался Альбрехт Дюрер (последний даже собирался стать его учеником, но не застал мастера в живых). Самая известная работа Шонгауэра — алтарная композиция «Мадонна в беседке из роз», которая хранится в бывшей Доминиканской церкви в Кольмаре. На памятнике работы Бартольди Шонгауэр изображен в средневековой одежде с широкими рукавами, с кошельком на поясе, в полный рост. Мы видим, как художник отделяет гравюрный оттиск от медной дощечки (это последний этап работы над гравюрой). При желании можно разглядеть, что на гравюре изображена сцена Распятия — сюжет, который часто встречается в произведениях Мартина Шонгауэра.

Фонтан Шонгауэра во внутреннем дворике музея Унтерлинден, старинная фотография, ок. 1900 г. (источник [3]):

 

Памятник Мартину Шонгауэру, Кольмар, Франция

Фонтан с памятником Шонгауэру был установлен во внутреннем дворе недавно открытого музея Унтерлинден в 1863 г. Фигура художника возвышалась на пьедестале в неоготическом стиле с четырьмя чашами, составленными в виде четырёхлистника, и четырьмя колоннами, на которых Бартольди поместил небольшие аллегорических скульптуры, изображающие, соответственно, ювелирное дело, гравюру, рисование эскизов и собственно живопись (фигурки олицетворяли четыре этапа становления знаменитого средневекового мастера: ученичество, пребывание в подмастерьях, познание окружающего мира и собственно творчество). Трем из этих аллегорических фигурок скульптор Бартольди придал лица своих друзей и спонсоров проекта (например, Луи Гюго), а в виде ювелира изобразил самого себя.

В 1958 году фонтан был разобран. Аллегорические фигуры и бронзовые детали фонтана теперь хранятся в кольмарском Музее Ф.О. Бартольди, наряду с гипсовым макетом композиции. Статуя Шонгауэра была заново торжественно открыта в качестве самостоятельного памятника в июне 1991 года (по случаю 500-летия смерти художника) и теперь, как уже было сказано, стоит около входа в музей, подле алтарной части бывшей монастырской церкви. Пьедестал бывшего фонтана в 1983 г. был установлен перед церковью Св. Иосифа в Кольмаре, к западу от центра города. А во внутреннем дворике монастыря на месте фонтана вырыли бассейн, который летом заполняют водой.

По сей день во внутреннем дворике бывшего монастыря можно увидеть прекрасный ренессансный колодец XV в. (Puits du Cloître), из которого в прошлые века по праздничным дням текло вино.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Старинная фотография этого колодца во внутреннем дворе музея Унтерлинден (1946 год) (источник [7]):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Еще один интересный колодец находится непосредственно перед входом в музей. Это колодец XVII в., принадлежавший кольмарскому цеху кожевников.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

 

5. Практическая информация для посетителей музея

Адрес музея Унтерлинден в Кольмаре: Rue des Unterlinden, 1. Часы работы: с мая по октябрь ежедневно с 9:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:30); с ноября по апрель ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Музей закрыт 1 января, 1 мая, 1 ноября и 25 декабря. Входная плата: стандартный билет для взрослого стоит €8 (прокат аудиогидов бесплатно). Расположение музея на карте Кольмара:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Официальный сайт музея: www.musee-unterlinden.com.


Дополнительные материалы на тему «Что посмотреть в Кольмаре» (прогулки по Старому городу с описанием архитектуры наиболее значительных и интересных эльзасских зданий в центре города):

Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Кольмарский собор: коллегиальная церковь Св. Мартина.

Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз».

Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой Таможни. Самые живописные виды города.

Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Площадь Шести Черных Гор. Постройки госпитальеров. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Кроме того, хороший путеводитель по Кольмару на английском языке можно найти тут.


На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кольмара, Эльзас, Франция (это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех достопримечательностей, на французском языке). Чтобы загрузить план Кольмара, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,75 Мб (3436 x 2480 пикселей). Пешеходная зона Кольмара обозначена на карте желтым цветом. Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Кольмара. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты (зелёные кружки соответствуют различным учреждениям).

Дом «Карта города Кольмар, Франция

Другие карты Кольмара (на английском и немецком языках) можно найти на сайте Офиса туристической информации города Кольмара: ot-colmar.fr.


Использованные источники:

1. Готика в Эльзасе.

2. Сайт туристической информации города Кольмара.

3. Описание памятника Мартину Шонгауэру.

4. Путеводитель по Кольмару (на английском языке).

5. Один день в Кольмаре: прогулка от музея Унтерлинден.

6. Достопримечательности Кольмара: музей Унтерлинден.

7. Памятники архитектуры Кольмара.

8. Прогулка по старому Кольмару.

9. Музеи Кольмара: музей Унтерлинден.

10. Архитектурные достопримечательности Кольмара на официальном сайте города.

11. Какие музеи посетить в Кольмаре.

12. Грицак Е. Н. Эльзас и Страсбург. Вече, 2007.

13. Города и памятники: Кольмар.

14. Из истории Кольмара.

15. Musée d'Unterlinden, статья в Википедии.

16. Musée d'Unterlinden Colmar. Специальный выпуск журнала Connaissance des Arts.

17. Проект расширения музея Унтерлинден в Кольмаре.

18. Официальный сайт музея Унтерлинден.

19. История монастыря Св. Иоанна под липами в Кольмаре.

20. Бывший монастырь Унтерлинден в XIX в., гравюра Ротмюллера.

21. Портрет доминиканца  Гуго де Сен-Шера, кардинала. Фреска работы Томмазо да Модена в церкви Сан-Никколо, Тревизо, 1352 г.

22. Скульптура основательницы монастыря Унтерлинден Агнессы фон Гергхейм, музей Бартольди в Кольмаре.

23. Экскурсия вокруг музея Унтерлинден: история и архитектура.

24. Доклады заседаний археологического конгресса Франции. Séances générales de la Société pour la conservation des monuments historiques de la France, 1834-45; Séances générales ,1846-1904.

25. Графические работы Мартина Шонгауэра в собрании музея Унтерлинден.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)