Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса. Эльзасские сладости и эльзасские сувениры: что купить в Страсбурге и Кольмаре

В этой заметке нам хотелось бы поговорить о том, какие сувениры можно привезти из Эльзаса, поделиться своими впечатлениями о страсбургских и кольмарских сувенирных магазинах, а попутно рассказать о некоторых эльзасских традициях, обычаях, лакомствах, о традиционном страсбургском костюме, — в общем, о культуре Эльзаса.

Дары Эльзаса, рисунок Анси

Начнем с того, что эмблемой Эльзаса, как известно, является аист. Эти красивые птицы уже не первый век являются характерной приметой здешних пейзажей, причем даже городских. Гуляя по Эльзасу, мы обращали внимания на гнезда аистов в самых неожиданных местах: например, на крыше главного кольмарского собора. Каждый год аисты возвращаются в Эльзас из Африки в конце февраля, возвещая приход весны, а благодаря созданным в последние годы специальным природоохранным паркам или, как они называются на научном языке, «центрам реинтродукции» (Centres de Réintroduction), некоторые из них и вовсе не покидают территории Франции. Между прочим, в 70-х-80-х годах эти пернатые были в Эльзасе на грани вымирания (к 1982 г. осталось всего две пары!), но благодаря усилиям энтузиастов-экологов, создавших вышеупомянутые центры, популяцию удалось восстановить и даже приумножить. В старинном страсбургском парке Оранжери (Le parc de l'Orangerie), проектировавшемся самим Ленотром в 1692 году и расположенном недалеко от нынешнего «европейского квартала» (quartier européen), круглый год можно лицезреть десятки белых аистов, которым здесь предоставлена полная свобода, хотя питаются и зимуют они обычно в здешнем зоопарке (фото с сайта laurejo.canalblog.com):

Аисты Эльзаса, СтрасбургАисты Эльзаса, Страсбург

Неудивительно, что сувениры с изображением аистов — одни из самых популярных в этих краях. Вы встретите тут аистов в виде мягких игрушек, статуэток, вышивок, гравировок, магнитов и даже пряников! Сувенирные магазины на улицах Страсбурга:

Сувениры Эльзаса, СтрасбургСувениры Эльзаса, СтрасбургСувениры Эльзаса, Страсбург

Аисты украшают открытки, календари, тарелочки, кружки, формы для выпечки, бокалы, вазочки, разделочные доски, блюда, салфеточки, подушки, прочий текстиль... — список можно продолжать бесконечно. На фотографии слева — сувенирная тарелка с рисунком Анси «Аист в Гнезде» (с сайта parfumambiance.com), справа — тарелка с изображением аистов на фоне Страсбургского собора (фото с сайта confessionsofaplateaddict.blogspot.com):Сувениры ЭльзасаСувениры Эльзаса

Аисты символизируют счастье и верность, причем не только в Эльзасе. Повсеместно гнездо Аиста на доме считается счастливой приметой. К тому же, как всем известно, аисты приносят детей. Это поверье закрепилось в культуре многих народов. Также по эльзасскому обычаю у детей было принято класть на окно кусочек сахара, чтобы привлечь аиста с драгоценным узелком в клюве и заполучить таким образом долгожданного братика или сестричку. И сегодня почти каждое эльзасское селение гордится тем, что является домом хотя бы для парочки этих пернатых. Между прочим, гнезда аистов довольно тяжелые и могут достигать 500 кг!

Еще пара сувенирных тарелочек — без аиста, конечно, не обошлось (фото с сайта confessionsofaplateaddict.blogspot.com):

Сувениры Эльзаса

От аистов будет логично перейти к художнику Анси, ведь эта птица является одним из частых мотивов на его симпатичных рисунках, а рисунки, в свою очередь, часто используются ловкими производителями сувениров. Для них это настоящая золотая жила. Сувениры с рисунками Анси (фото с сайта parfumambiance.com):

Сувениры Эльзаса, рисунки АнсиСувениры Эльзаса, рисунки Анси

Анси (Ганзи) (Hansi) — псевдоним эльзасского художника по имени Жан-Жак Вальц (Jean-Jacques Waltz) (1873-1951), родившегося и умершего в Кольмаре. Анси был ярким сатирическим иллюстратором, карикатуристом и бытописателем, героем обеих мировых войн, патриотом Франции.

Сувениры Эльзаса, рисунки Анси

В своих работах он едко высмеивал немецких оккупантов, захвативших Эльзас за два года до его рождения (Эльзас вновь перешел под власть Франции в 1919 году). Псевдоним Hansi — это просто сокращение онемеченного варианта его имени, Hans + I (от Iakob). Рисунки Анси (с сайтов parfumambiance.com и regionalsace.site.voila.fr):

Сувениры Эльзаса, рисунки АнсиСувениры Эльзаса, рисунки Анси

Сегодня рисунки «дядюшки Анси» считаются квинтэссенцией эльзасского фольклора, книги с репродукциями его работ растиражированы в огромных количествах, кругом продаются открытки с его рисунками, керамические изделия и прочие предметы быта, украшенные его иллюстрациями. Для сувениров, разумеется, выбираются не антинемецкие карикатуры, а идиллические сельские пейзажи и жанровые сценки. Рисунки Анси, для которых характерна мельчайшая проработка деталей, сегодня в обилии встречаются на эльзасских тарелках, салфетках, коробках с печеньем и т.д. Иллюстрации с сайтов www.routard.com и regionalsace.site.voila.fr:

Сувениры Эльзаса, рисунки АнсиСувениры Эльзаса, рисунки Анси

Не реже, чем рисунки Анси, встречаются в Страсбурге и Кольмаре и различные сувениры, связанные с эльзасским пирогом Kougelhopf (Kouglof). Это могут быть как собственно пироги, так и формы для выпечки (причем самых разных размеров), причем не только «настоящие», но и стилизованные: скажем, в виде магнитов. Мы попробовали такой кекс за завтраком в нашем отеле в Страсбурге и убедились, что эти гугельхупфы или, попросту говоря, ванильные бабы, по вкусу напоминают наши пасхальные куличи: тесто очень сдобное, часто с добавлением ванили, орехов, изюма и других сухофруктов. Эльзасские гугельхупфы на рисунках Анси (источники: www.alsace-story.com и regionalsace.site.voila.fr):

Сувениры Эльзаса, рисунки АнсиСувениры Эльзаса, рисунки Анси

Эльзасские гугельхупфы или кугельхопфы запоминаются своей характерной формой с ребристой поверхностью и отверстием посередине. Такой кекс напоминает тюрбан, и это не случайно: по легенде, которая зародилась в эльзасском городке Рибовиле (Ribeauvillé), подобный пирог был впервые испечен тремя библейскими волхвами для одного кондитера по имени Кугель (Kugel) в благодарность за его гостеприимство. Кроме того, считается, что в стародавние времена «лепестки» этого пирога символизировали солнечные лучи, аналогично кельтскому трискелиону. Специфическая форма с отверстием служит для лучшего пропекания теста. Изначально гугельхупфы были популярны в основном в Австрии, а затем Мария-Антуанетта ввела моду на эту выпечку и при французском дворе. Типичный вид эльзасского гугельхупфа (источник commons.wikimedia.org):

Эльзасский гугельхупф

Побывав в кольмарском музее Унтерлинден, я убедилась, что традиция выпекания таких пирогов существует в Эльзасе очень давно: в отделе, посвященном эльзасском быту, были выставлены шикарные медные формы для выпечки гугельхупфов (les moules à kouglof), сделанные в XVIII и XIX веке (в то время эльзасские хозяйки использовали эти формы не только для выпечки, но часто вешали их миниатюрные декоративные варианты у себя на кухне — в знак того, что семья живет в довольстве и блюда здесь готовятся качественные и сытные; кроме того, это был популярный подарок на свадьбу). Надо сказать, что по конфигурации эти старинные формы не сильно отличаются от теперешних, которые на каждом шагу встречаются в сувенирных (и не только) магазинах (только теперь их в основном делают из глазурованной керамики).

Сувениры Эльзаса, Кольмар

Правда, цены на эти формы, должна признаваться, нас не порадовали. Например, совсем небольшая формочка с изображением аиста (см. предыдущее фото) стоила в Кольмаре, в универмаге Monoprix, в районе 10 евро, а это всё-таки довольно бюджетный еще магазин, не какая-нибудь там сувенирная лавка. Часто продаются керамические формы для гугельхупфов, украшенные цветочками, веточками, сердечками и другими незамысловатыми узорами (каждый орнамент имеет определенное значение и что-то символизирует: скажем, любовь, процветание, верность; см. краткие толкования тут). Выглядит эта керамика довольно симпатично и стильно, отдает деревенским духом, так что, если цена вас не смущает, это хороший сувенир для себя и полезный подарок для друзей. Эти фотографии витрин с сувенирами мы сделали в исторической части Страсбурга:

Сувениры Эльзаса, СтрасбургСувениры Эльзаса, Страсбург

Для интересующихся выкладываю рецепт традиционного эльзасского пирога гугельхупфа (источник рецепта: www.alisiers.com). Кстати, не стоит путать эту сладкую бабу со «страсбургским пирогом», воспетым товарищем Пушкиным в «Евгении Онегине» («... И Страсбурга пирог нетленный»): у Пушкина речь не о пироге, а о страсбургском гусином паштете, запеченном в тесте. В Петербург паштет доставлялся в герметичной посуде, залитый мясным желе или свиным салом (смальцем), и хранился очень долго, отсюда и пушкинский эпитет. Итак, приступим. Как же приготовить эльзасский гугельхупф? Во-первых, ингредиенты: вам потребуется 250 г муки, 35 г сахарного песка, 2 яйца, 17 г свежих дрожжей, щепотка соли, 60 мл тёплого молока, 75 г размягченного или растопленного сливочного масла, 25 г изюма, несколько грецких орехов (можно также взять фундук и/или миндаль); также понадобится классическая форма для выпекания бабы, с отверстием посередине. Теперь способ приготовления: в миску или чашу миксера высыпать соль, сахар, муку, влить тёплое молоко, добавить свежие дрожжи и яйца (дрожжи желательно предварительно развести с тёплым молоком). Взбивать миксером около 10 минут до тех пор, пока тесто не будет хорошо отставать от стенок (рекомендуется использовать насадку в форме крюка). Затем добавить размягченное/растопленное масло и взбивать миксером еще около 5 минут, чтобы тесто опять легко отставало от стенок посуды. После этого высыпать изюм и перемешать до однородности (миксером или вручную). Накрыть миску полотенцем и оставить тесто (примерно на 45 минут) подходить. Форму для выпекания смазать маслом, на дно выложить орешки или даже цукаты (как вы понимаете, после выпекания вся эта красота окажется наверху). Подошедшее тесто слегка выбить на посыпанном мукой столе, сформовать шар. По центру проделать отверстие, выложить в форму для выпекания (на этом этапе тесто должно занимать не более половины объема формы, ведь оно будет еще подниматься). Накрыть полотенцем и поставить для вторичного подхода еще на 45 минут. Выпекать 35 минут в предварительно разогретой духовке при температуре 175 °C. Готовый пирог посыпать сахарной пудрой или украсить (можно покрыть глазурью). Этот кекс особенно хорош с белым вином, например, эльзасским гевюрцтраминером. Готовый гугельхупф и глазурованная форма для выпечки (фото с сайта www.gralon.net):

Эльзасский кекс гугельхупф

Раз уж мы заговорили о сладком, стоит упомянуть и эльзасские пряники (pain d'épices). Это тоже довольно распространенный сувенир. Когда говорят о пряниках, на память, конечно, сразу приходят немецкие города, а никак не французские. Но что поделать, опять-таки сказываются исторические корни. Всё-таки Эльзас — не совсем Франция, и кулинарные особенности тут не исключение. Пряники и печенье часто продаются в сувенирных лавках в очень симпатичных жестяных коробках, которые потом жалко выкидывать. Часто это коробочки в виде фахверковых домиков (фото с сайта confessionsofaplateaddict.blogspot.com):

Сувениры Эльзаса

В Эльзасе существует множество видов пряников, выпекаемых по старинным рецептам: это и  пряничные «язычки» с белой или шоколадной глазурью, украшенные традиционной рождественской символикой, и нежные медовые пряники, и пряники с шоколадной начинкой, и коврижки с миндальным кремом (фото с сайта paindepices-lips.com).

Сувениры Эльзаса, пряники Сувениры Эльзаса, пряники

Сами пряники бывают в виде аистов, домиков, эльзасских девушек в традиционном народном костюме, дедов морозов, святых Николаев с епископским посохом и в высокой шапке (митре), а также симпатичных рождественских человечков (bonhommes de pain d'épices) с глазками-изюминками и пуговичками на животе (первое фото снято нами на улицах Страсбурга, второе взято с сайта vuesur.blogspot.com):

Сувениры Эльзаса, пряникиСувениры Эльзаса, пряники

На Рождество в Эльзасе такими пряниками принято украшать елки. Бывают и простые, не фигурные пряники, называемые «брусочками» (pavés). Сверху они  могут быть украшены какой-нибудь картинкой или узорчатой глазурью. Еще пара фотографий, сделанных на улицах Страсбурга:

Сувениры Эльзаса, Страсбург Сувениры Эльзаса, Страсбург

Говорят, пряники в Эльзасе появились уже в 1453 году: впервые их, как считается, отведали монахи-цистерцианцы по случаю Рождества. Торговля пряниками в начале XX века, рисунок Анси (источник paindepices-lips.com):

Торговля пряниками, рисунок Анси

В «столице медовой коврижки», эльзасском городке Гертвиллер (Gertwiller), есть даже целый Музей пряников (Musée du pain d'épices et de l'art populaire alsacien), в коллекции которого есть такие ценные экспонаты, как деревянная форма для пряников 1650 года (изображает царя Давида, играющего на арфе), а также свыше 700 форм XVIII-XIX вв. для выпечки печенья и гугельхупфов (фото с сайта paindepices-lips.com):

Сувениры Эльзаса, Музей пряниковСувениры Эльзаса, Музей пряников

Музей расположен в здании фирмы Lips, одного из старейших производителей пряников и печенья в Эльзасе. Это очаровательный, в полном смысле слова «пряничный домик» 1756 года постройки (фото с сайта fr.wikipedia.org):

Сувениры Эльзаса, Музей пряников

Выпускаемые здесь до сих пор знаменитые гертвиллерские пряники, говорят, невероятно вкусны! В здании размещается и производство, и магазин, и музей пряников (фото с сайта paindepices-lips.com):

Сувениры Эльзаса, Музей пряниковСувениры Эльзаса, Музей пряников

Помимо пряников, в начале декабря на рождественских базарах эльзасских городов появляются менеле (Mannele/Männele/Maennele/Manalas de Saint-Nicolas) — сдобные булочки в форме человечков, подаваемые обычно с горячим шоколадом. Готовят во всех семьях. Ими принято угощаться на 6 декабря, в день св. Николая. Французское название этих «человечков» — bonshommes или bonhommes (так их кличут в других регионах Франции). Вот как они выглядят (источник www.paperblog.fr):

Сувениры Эльзаса

Кстати, из рождественских лакомств, которые также можно привезти из Страсбурга, Кольмара и других эльзасских городов в качестве сувенира, стоит упомянуть и bredele (также bredela или bredle) рождественское печенье из пряничного теста. Его начинают печь еще в ноябре и хранят в металлических коробках до Рождества, не забывая периодически лакомиться по особым случаям и угощать гостей на всего протяжении предпраздничного периода. Такое печенье приятно съесть на десерт после обеда или на полдник, особенно хорошо оно идет с молоком и глинтвейном (vin chaud); мужчины любят закусывать им фруктовый шнапс. (О некоторых других рождественских традициях Эльзаса можно прочитать в заметке об истории возникновения рождественской елки). Разновидности бределей (источник www.coco-lm.com):

Сувениры Эльзаса, бределиСувениры Эльзаса, бределиСувениры Эльзаса, бредели

Бредели бывают самых разных форм (звездочки, забавные человечки, сердечки, елочки...) и с различными добавками: анисом, миндалем, шоколадом, корицей, апельсиновыми корочками, мёдом, киршем, различными пряностями и орешками... Полностью название этих коврижек звучит как Winachtsbredele, что переводится как «рождественские кексики/коврижки/хлебцы» (Bredele — сокращенная форма от немецкого слова «хлеб», Brot). Формы для выпечки этого традиционного печенья появились уже в XIV веке!

Сувениры Эльзаса, бределиСувениры Эльзаса, бредели

Рецепты теста для бределей разнообразны и передаются в эльзасских семьях из поколения в поколение.

Сувениры Эльзаса, бредели

На Рождество по эльзасской традиции также принято печь особую разновидность бределей, так называемые шпрингерле или спрэнжерли (sprengerle или springerle) — «печатные» анисовые печенья или пирожные, чаще всего круглые или в форме сердца. Эта рождественская традиция существует в Эльзасе (а также в южной Германии и некоторых частях Швейцарии) примерно с XV века, когда для создания на тесте определенного рельефа стали использоваться разнообразные деревянные формочки для оттиска, украшенные резными рисунками по различным мотивам, связанным с повседневной деревенской жизнью, библейскими сюжетами, важными историческими событиями и достопримечательностями, а также символами любви, долголетия, плодородия... Готовые шпрингерле и процесс их приготовления (фото с сайтов pucebleue-jenreprendraibienunbout.blogspot.com и blackbird-designs.blogspot.com):

Сувениры Эльзаса, бределиСувениры Эльзаса, бредели

Сегодня такие формы (прессы или «штампы») (moules à Springerle) изготавливаются из керамики (нередко по старинным образцам) и продаются в эльзасских магазинах, в том числе и в качестве сувениров. Старинные деревянные формочки являются раритетом, они хранятся в музеях Эльзаса и частных коллекциях. Вот еще интересные образцы формочек и готового печенья (фото с двух вышеупомянутых блогов и сайта www.muse-o.de):

Сувениры Эльзаса, шпрингерлеСувениры Эльзаса, шпрингерлеСувениры Эльзаса, шпрингерле

Рельеф на формочках бывает как врезанный, углубленный (négatif) (это что-то типа наших пряничных досок), так и выпуклый (positif). Второй вариант скорее подходят для декоративных целей: такая глазурованная плакетка может выглядеть настолько стильно и привлекательно, что ее не грех повесить на кухню в виде украшения. Цена одной формочки-штампа обычно составляет до 6 до 24 евро. На следующих фотографиях представлены формочки с выпуклым рельефом: «древо жизни» (традиционный подарок от одноклассников на день рождения), дощечка с 12 различными мотивами и привычные сердечки (фото с сайтов plaisirs-alsace.fr и poterie-hausser.com):

Сувениры Эльзаса, шпрингерлеСувениры Эльзаса, шпрингерлеСувениры Эльзаса, шпрингерле

Буквально название печенюшек springerle переводится как «маленькие попрыгунчики». Историки предлагают различные объяснения такого названия: кто-то связывает его с часто изображавшимся в эпоху Возрождения мотивом скачущей лошади или всадника, кто-то ссылается на то, что во время выпекания печенье поднимается и «подпрыгивает», кто-то подчеркивает, что сформованное печенье легко отделяется, буквально «выпрыгивает» из формочек.

Сувениры Эльзаса, шпрингерлеСувениры Эльзаса, шпрингерле

Вот еще несколько формочек для шпрингерле, с углубленным и выпуклым рельефом (источники те же)/

Сувениры Эльзаса, шпрингерле

В малюсеньком городишке Ля-Петит-Пьер (La Petite Pierre), который находится в эльзасском департаменте Нижний Рейн, работает даже специальный (бесплатный) музей народных промыслов и традиций, называемый Музеем шпрингерле (Musée des arts et traditions populaires/Musée du Springerle), где представлены старинные формы для этих анисовых пирожных, а также многочисленные керамические слепки, изображающий вид готового печенья. Там можно увидеть, например, штамп для печенья XVI века, изображающий сцену Рождества Христова (фото с сайта www.musees-alsace.org):

Сувениры Эльзаса, старинный штамп для печенья

Возвращаясь к теме керамики, стоит отметить, что разнообразная кухонная утварь и гончарные изделия вообще (poterie) — весьма распространенный сувенир в Страсбурге, Кольмаре и других эльзасских городах. Помимо уже упомянутых форм для выпечки кексов, это всевозможные латки, тарелки, горшочки, бочонки, кувшины, уксусницы, чудесные кружки с крышками, различные фигурки... Аутентичные пивные кружки из Страсбурга (источник plaisirs-alsace.fr):

Сувениры Эльзаса, керамикаСувениры Эльзаса, керамикаСувениры Эльзаса, керамика

Гончарное искусство издавна было развито во многих эльзасских селениях. Причем эльзасские мастера изготавливали не только утилитарные предметы, но и символические, памятные вещи, связанные с определенными народными обычаями. Например, когда девушка выходила замуж, ей обычно преподносили в подарок какое-нибудь керамическое изделие: или кувшин с сердечком, цветочным орнаментом и датой свадьбы, или глубокое блюдо с памятной надписью по краю. Друзья жениха вручали невесте керамическую глазурованную подставку для ложек с ее инициалами и датой свадьбы. На следующей иллюстрации (слева) — керамические изделия эльзасских умельцев XIX века из коллекции страсбургского Музея Эльзаса (из книги Alsace. Encyclopédies Bonneton. Christine Bonneton, 2001). На двух фотографиях справа — произведения современных эльзасских гончаров, поддерживающих старинные традиции. На одном фото вы видите глазурованные латки для традиционного эльзасского блюда бекеоффе, изготовленные в гончарной деревне Суффленхайм/Суффленгейм (Soufflenheim), которая славится своей красочной глазурованной керамикой; на другой фотографии — керамические сосуды и фигурки в древней технике соляного глазурования grès au sel, изготовленные в знаменитом эльзасском центре гончарного производства, городке Бетшдорф (Betschdorf) на севере Эльзаса (хлорид натрия вступает во взаимодействие с диоксидом кремния в черепке и создает на поверхности обжигаемого изделия остеклованный слой, напоминающий апельсиновую корку) (фото с сайтов poterie-hausser.com и potiers-alsace.com).

Народные промыслы Эльзаса, керамикаНародные промыслы Эльзаса, керамикаНародные промыслы Эльзаса, керамика

В сувенирных лавках Эльзаса нередко встречаются также глиняные, фарфоровые и деревянные фигурки девушек и юношей в традиционных эльзасских костюмах. Костюмы эти в Эльзасе не носят со времен Второй мировой, так что полюбоваться ими вживую можно только в музеях (например, в страсбургском Музее Эльзаса или кольмарском Унтерлинден) или во время народных праздников. Ну и, конечно, на бесчисленных сувенирных картинках, магнитах и тарелочках. Вот, например, деревянные марионетки (елочные игрушки), изображающие юношу и девушку в эльзасских костюмах (источник confessionsofaplateaddict.blogspot.com):

Сувениры Эльзаса, фигурки

Наиболее характерная черта женского эльзасского костюма — легендарные черные чепцы с «крыльями» (у протестантов чепцы были просто черными, католички позволяли себе цветовое разнообразие, а также украшали головные уборы различными узорами). Чепцы использовались для защиты от солнца, дождя, холода и ветра; позднее, в XIX веке, на первый план стала выходить их декоративная функция, и они стали украшаться вышивкой, блёстками и т.п. Известные нам сегодня чепцы, которые завязывались лентами с большими черными бантами (coiffe à nœud noir/Schlupfkapp), высокие и широкие, так называемые «черные бабочки» (grands papillons noirs), появились не так давно, в начале XIX века, причем размер банта начиная середины века всё больше и больше увеличивался: так, в 1860 году «размах» чепчика составлял 23 см, а к 1900 году его диаметр уже мог достигать целого метра! Особенно гигантских размеров чепчики с «ушами» достигали, как говорят, в 1870 и 1914 годах, играя роль своеобразного политического протеста против немецкой оккупации Эльзаса, подчеркивая региональную идентичность. Вот, например, характерная фотография начала XX века (источник: блог wingersheim.67.free.fr, эта женщина — бабушка автора блога); справа — более раннее фото девушки в традиционном эльзасском костюме, 1870-е гг. (источник ru.wikipedia.org):

Традиционный эльзасский женский костюмТрадиционный эльзасский женский костюм

Такие внушительные головные уборы требовали немалого расхода ткани. Известно, что на изготовление чепчика с большим бантом для протестантской жительницы Эльзаса в середине XIX века уходило 3,40 м материи шириной 22-27 см (имеется в виду бант с полотнищами, спускавшимися на уровень плеч), а для католички — 3,60 - 3,70 м (концы банта в данном случае ниспадали аж до пояса). А начиналось всё с такого вот скромного бантика (рисунок изображает традиционный костюм католических жительниц эльзасской области Кохерсберг в 30-х годах XIX века, у протестантских женщин бант был черным; источник иллюстрации: colmar-city.over-blog.com):

Традиционный эльзасский женский костюм

Собственно, женские чепцы с большими черными бантами, которые кажутся нам сегодня характерными для всего Эльзаса, были распространены только на четверти территории Эльзаса, в основном в местностях Ханау (Hanau-Lichtenberg) и Кохерсберг (Kochersberg), недалеко от Страсбурга (скажем, в Кольмаре и других городах и селах Верхнего Эльзаса бант носили недолго, и всегда небольшой, чаще предпочитая чепчики на завязках под подбородком). Но с легкой руки Анси и других иллюстраторов-фольклористов этот фасон стал восприниматься как основной и чуть ли не единственный.

Анси настолько популяризировал эти «крылатые чепчики», что они стали символом целого региона. Вот еще два рисунка Анси (с сайтов regionalsace.site.voila.fr и www.alsace-story.com). Обратите внимание на хор девочек на первом рисунке (1920 года): здесь демонстрируется поразительное разнообразие бантов; на второй картинке, изображающей эльзасскую семью по дороге в церковь, все чепчики, наоборот, строгие, черные: очевидно, что это протестанты.

Традиционный эльзасский женский костюм, рисунок АнсиТрадиционный эльзасский женский костюм, рисунок Анси

На самом же деле эльзасская мода была куда более разнообразна. Чепцы были и с лентами, и с шелком, и с кружевом, и с жемчугом, и с мехом, и с металлом, причем нередко это были чепцы гладкие по форме, плотно облегающие голову, безо всяких «бабочек». Например, в XVII-XVIII вв. среди городских дам были популярны роскошные чепцы с поддерживающими прическу «носиками» (coiffe à bec(s)/Schneppehub), настоящие произведения ювелирного и ткаческого искусства. Зажиточные крестьянки в деревнях приноравливали эту моду к своим условиям. Позже возникла идея закреплять чепцы при помощи лент: изначально это была просто узкая ленточка шириной 2-4 см на затылке, которая шла вдоль круглого гладкого чепчика (calotte) и завязывалась бантиком чуть выше лба. Со временем ленты, как мы уже знаем, становились всё шире. Широкие ленты уже невозможно было просто завязать узлом на голове, а приходилось придавать им определенную форму, особым образом плиссировать с помощью специальной стяжки по центру чепчика-основы.

А вообще эльзасские чепцы могли быть и белые, и красные, и простые черные, и с узорами в виде цветов, и с «шотландской» клеткой (наиболее «бюджетный» вариант: для небогатых девушек и детей)... Всё зависело от региона,  религиозной принадлежности, дня недели (выходной или будничный чепец) и семейного положения (скажем, замужние женщины, даже католички, носили только чепцы с черными лентами, но с более длинными концами, которые могли быть украшены кружевами и рюшами). Фотографии и рисунки костюмов различных регионов Эльзаса можно посмотреть тут.

Люди в традиционных народных костюмах — один из трех самых популярных мотивов, фигурирующих на эльзасских сувенирах. Два других — это уже упомянутые аисты и фахверковая архитектура (ну, или вообще достопримечательности эльзасских городов). Даже этикетки на знаменитых эльзасских винах (тоже, кстати, неплохой сувенир) порой украшают именно эти три элемента, по отдельности или вместе. Вот, например, этикетка с бутылки вина эдельцвикер (Edelzwicker) («благородная смесь»), получаемого из сочетания различных сортов винограда (фото с сайта confessionsofaplateaddict.blogspot.com):

Этикетка, эльзасское вино

См. также материалы по интересным местам в Страсбурге:
Необычные достопримечательности Страсбурга. Исторический винный погреб: 600 лет истории.
Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть I.
Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть II.

Всем, кто интересуется историей и архитектурой Страсбурга, рекомендуем следующие описания:
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть I. Торговая палата: превратности истории.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть II. Памятник Иоганну Гутенбергу.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть III. Дом Каммерцеля.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть IV. Страсбургский кафедральный собор.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть V. Аптека Оленя.
Исторические достопримечательности Страсбурга, часть VI. Крытые мосты.

См. также: Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Эльзаса.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



10 комментариев к заметке

  1. александра пишет:

    Большое спасибо за такую замечательную информацию! Просто каждый день сейчас ею пользуюсь — буду в Страсбурге еще 2 месяца!!! Все очень интересно и все ваши комментарии и советы очень-очень в тему

  2. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв, Александра! Здорово, что наши материалы о Страсбурге находят читателей)). Удачи Вам и привет Страсбургу:)!

  3. александра пишет:

    Передам обязательно! Это потрясающий город и очень интересные люди. Жаль, с языком у меня никак…

  4. len.akimova2013 пишет:

    Я беспредельно рада такой находке, как Ваш сайт! Познавательно, аутентично всем путешествующим в Европу, спасибо. собираюсь в Страсбург через 2 дня, очень жду встречи с этим удивительным городом. Ваша информация для меня представляет большую ценность. Респект Вам!

  5. Foxy пишет:

    Спасибо за приятный отзыв:). Рады, что наша информация о Страсбурге показалась Вам интересной и полезной. Удачной поездки!

  6. Андрей пишет:

    Собираюсь в командировку в Страсбург. Благодарю за интересный рассказ, такое впечатление, что уже побывал там!

  7. Foxy пишет:

    Спасибо! Эльзас хорош, особенно под Рождество. Удачной поездки и приятных покупок;)!

  8. Горностай пишет:

    Спасибо! Ваша статья очень пригодилась, особенно в части рецепта пирога и обзора чепчиков с лентами.
    Можно Вас попросить подробнее рассказать об этих чепчиках?

  9. Foxy пишет:

    Пожалуйста)). Про чепцы, мне кажется, в статье и так довольно подробно написано :)) (см. начиная с фразы «Наиболее характерная черта женского эльзасского костюма — легендарные черные чепцы с «крыльями»»). Вас интересует что-то конкретное?

  10. Stanis пишет:

    Интересно написано. Спасибо. Только про оккупацию Эльзаса Германией немного не понятно. Наверное, это официальная версия французов? Эльзас изначально не был французской территорией. Династия Габсбургом передала территорию в своё время Франции. После этого велись войны за территорию.
    Эльзасский язык — это диалект немецкого языка, очень близкий к швабскому. Франкоговорящий человек не поймёт этот язык. Особенность, кстати, видна и по упомянутым в статье названиям. Язык практически был запрещенным после Второй Мировой войны. Только недавно стали восстанавливать. Были там как французские патриоты, так и немецкие. Но старшее поколение говорит на немецком диалекте. Это считается языком Эльзаса. Моя прабабушка выходец оттуда.