Достопримечательности Кольмара. Главный собор Кольмара: собор (коллегиальная церковь) Св. Мартина.

Всего в нескольких минутах ходьбы от Доминиканской церкви, где хранится знаменитая «Мадонна в беседке из роз», находится главный храм Кольмара — церковь Св. Мартина (где, собственно, изначально и находилось это знаменитое полотно Шонгауэра). От площади Доминиканцев мы дошли до нее по улице Слесарей (Rue des Serruriers), попутно любуясь многочисленными фахверковыми домиками.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Коллегиальная церковь Св. Мартина (La Collégiale Saint-Martin, L’église Saint-Martin de Colmar), наряду с Доминиканской церковью, музеем Unterlinden, памятниками работы Бартольди, домом Голов и другими образцами старинной архитектуры, относится к числу самых интересных и значительных достопримечательностей Кольмара. Жители Кольмара обычно называют эту церковь кафедральным собором, Cathédrale Saint-Martin — и площадь вокруг, соответственно, именуется Соборной (Place de la Cathédrale), — хотя епископская кафедра действовала в храме лишь во времена Великой французской революции. Мы тоже позволим себе время от времени именовать ее собором, ведь в конце концов это крупнейшая и самая красивая церковь в городе. Ранее принадлежавший ей статус «коллегиальная церковь» означает, что церковь возглавлял капитул, то есть совет каноников, но не кафедральный (как при епископе и кафедральном соборе), а коллегиальный или коллегиатский (то есть просто при церкви). С начала XIX века это обычная приходская церковь.

Церковь Св. Мартина в Кольмаре — архитектурная доминанта и символ города. Ее характерный силуэт с небольшой башенкой-фонарем заметен практически отовсюду. Она является одним из самых значимых культовых сооружений Кольмара и одной из самых крупных готических церквей в департаменте Верхний Рейн (Haut-Rhin). В этой заметке мы расскажем об истории и архитектуре этого замечательного храма, признанного шедевра эльзасской готической архитектуры.

1. История строительства коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре

Уже в XI в. в Кольмаре существовала скромная часовня, построенная монахами бенедиктинского монастыря в Мюнстере (кстати сказать, именно там, в 15 км к западу от Кольмара, родился знаменитый эльзасский сыр мюнстер). В 1234 году папа римский Григорий IX своей буллой узаконил строительство полноценной коллегиальной церкви на месте старой часовни. Но лишь в 1237 году епископ Базеля Генрих Тунский (Heinrich von Thun) (скульптуру этого епископа мы видели в Базеле на Центральном мосту Mittlere Brücke) окончательно учредил в Кольмаре коллегиальный капитул.

Во главе капитула находился настоятель (prévôt), избиравшийся канониками, однако в целом приход оставался подконтрольным Мюнстеру: настоятель обязан были получать там инвеституру, то есть утверждение в духовном сане. Декан (doyen) капитула прямо назначался из Мюнстерского монастыря (носитель этой должности ведал церковно-приходскими делами). Каноники назначались на должность в ходе выборов, и на них не распространялось правило общежития (то есть они могли собираться вместе только в период проведения капитула и совершения богослужения). С 1245 года капитул насчитывал шестнадцать каноников; позднее, с 1440 года, лишь двенадцать: епископ Базеля Фридрих Рейнский (Friedrich zu Rhein) был вынужден уменьшить число каноников в связи с существенным сокращением доходов капитула.

Следствием учреждения капитула стала полная перестройка старой романской церкви, возведенной в свое время (с 1170 г.) на месте первоначальной часовни. Остатки часовни, построенной на этом месте примерно в 1000 году в стиле позднекаролингской архитектуры, были обнаружены сравнительно недавно, в ходе археологических работ в 1982 году. Тогда же удалось найти фундамент второй, романской, церкви. Строительство церкви в ее нынешнем виде происходило в 1234-1365 гг. В качестве материала был использован желтый песчаник, добываемый в городке Руффаш (Rouffach), в 15 км к югу от Кольмара. Сначала был возведен трансепт и три нефа, а также колокольни (этот период работ относится ко второй половине XIII в.). Первым зодчим, работавшим на строительстве церкви Св. Мартина в Кольмаре, был мастер Хумберт (Meister Humbrecht/Humbret/Humbert), который, судя по всему, был выходцем из Франции (о его предполагаемом скульптурном портрете на портале кольмарского собора см. ниже, в разделе «Южный фасад и его портал»).

Позднее, уже во второй половине XIV в., была построена алтарная часть — хор с деамбулаторием (полукруглой обходной галереей). На этот раз планы разработал архитектор Вильгельм Марбургский (Wilhelm von Marburg/Guillaume de Marbourg) (ум. в 1366 году и похоронен в церкви Святого Петра Молодого в Страсбурге). Мастеру Вильгельму удалось создать крупнейшее произведение готической архитектуры Эльзаса. Точная дата окончания работ неизвестна, поскольку собор так и не был достроен до конца: предполагавшаяся северная башня так никогда и не была возведена (получилось примерно как с башней Страсбургского собора, только там, наоборот, удалось построить лишь северную башню).

23 мая 1572 года из-за сильнейшего пожара был разрушен шпиль южной колокольни, пострадала крыша и верхняя часть церкви, а также колоколенка над средокрестием. В 1575 году колокольню увенчали небольшой стройной башней в ренессансном стиле. Сегодняшняя высота колокольни с этим шпилем составляет 71 м.

Во время Французской революции коллегиальный капитул был упразднен. Церковь на короткое время стала «конституционным» кафедральным собором Верхнего Рейна. С 1802 года она носит статус обычной приходской церкви.

Ниже представлен план готической церкви Св. Мартина в Кольмаре (на основе [10]):

План церкви (собора) Св. Мартина, Кольмар, Франция

 

2 Наружное убранство коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре: описание собора снаружи. Порталы.

Архитектура церкви Св. Мартина своеобразна и выразительна, хотя и не поражает обилием скульптуры. Стоит обойти собор вокруг и осмотреть его гармоничные фасады и порталы. Также можно полюбоваться разноцветной черепичной кровлей, напоминающей крышу коллегиальной церкви Св. Тибо (Saint-Thiébaut) в эльзасском городе Тан (Thann), который, как и Кольмар, относится к департаменту Верхний Рейн. Насколько яркая и узорчатая кровля у этого собора, хорошо видно на следующих фотографиях (с сайтов [16] и [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.1 Центральный западный фасад и его порталы. Церковная башня.

Западный фасад собора относится, скорее всего, к концу XIII века. Он поделен на три части четырьмя мощными прямоугольными контрфорсами, прорезанными на уровне земли стрельчатыми арками. Эти контрфорсы, придающие фасаду особенно внушительный и даже тяжеловесный вид, относятся к первому этапу строительных работ (ок. 1230 г). На следующей фотографии (источник [13]) хорошо виден центральный фасад собора с мощными «ногами» опор-контрфорсов:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

На следующих двух фотографиях мы видим центральную и правую, южную, часть западного фасада собора с башней (фото с сайта [13]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Западный фасад собора располагает тремя порталами, но лишь один из них, центральный, украшен скульптурой. Центральный портал западного фасада расположен в центральной части фасада, между двумя слепыми арками (такие скрытые облицовкой арки служили для увеличения прочности стены), увенчанными небольшими стрельчатыми фронтонами. Сам портал является достаточно узким по сравнению с его высотой. Две дуги архивольтов с выпуклым профилем в форме вала опираются на небольшие колонны того же сечения с капителями, украшенными двумя рядами растительного орнамента.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Центральный западный портал собора в Кольмаре создавался по образцу западного портала собора Страсбургской Богоматери, однако декорирован значительно менее обильно. Скульптурные элементы содержит лишь тимпан. Тимпан центрального портала (ок. 1310 г.) имеет два яруса. В нижнем представлено поклонение волхвов, верхний уровень украшает скульптурная сцена Страшного суда (мы видим Христа-Судию в окружении ангелов, а по сторонам — две небольших обнаженных фигурки, олицетворяющих воскресение мертвых). Портал обрамляют декоративные остроконечные пирамидки фиалы, опирающиеся на колонны, которые одновременно несут нагрузку пяты (нижней части) слепых арок.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Главный портал собора увенчан высоким стрельчатым фронтоном, вимпергом, поле которого частично украшено ажурной резьбой. В верхней части фронтона мы видим (добавленную позднее) фигуру святого Мартина Турского, которому и посвящена церковь. Скульптура является копией с оригинала, хранящегося в кольмарском музее Unterlinden: святой Мартин отрезает мечом половину плаща, чтобы поделиться одеждой с нищим.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Еще выше (в том месте, где на портале Страсбургского собора красуется филигранная готическая розетка) располагается обширный стрельчатый оконный проем (ок. 1325 г.) с витражами, разделенный на две высоких двойных ланцетных арки и небольшую розетку, а над ним — ажурный фриз и остроконечный щипец, датируемый периодом не ранее XIV века.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

По бокам от центрального портала располагаются два небольших боковых портала, завершенных трехлопастными арками и увенчанных фронтонами. Уровнем выше можно увидеть стрельчатые оконные проемы, разделенные средником на две узкие вертикальные части. Верхняя часть центрального фасада собора (фото с сайта [13]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Из двух башен, которые по первоначальному плану должны были венчать центральный фасад собора, была построена, как уже отмечалось, только южная, датируемая XVI веком. Башня содержит всего один ярус — высокий, прорезанный стрельчатыми проемами с ажурным каменным плетением.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Угловые контрфорсы здесь украшены нишами, в которых размещены статуи: аналогичные ниши тянутся и вдоль алтарной части (хора) церкви. Этот элемент свидетельствует о прямом влиянии архитектуры собора Нотр-Дам в Реймсе. Одна из фигур в угловых нишах изображает собственно епископа Турского, святого Мартина (фото с сайта [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

В северной части собора пустующее место, не занятое башней, выглядит так (вид со стороны северного фасада):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.2 Боковые нефы

Наружные стены боковых нефов прорезаны оконными проемами, расположенных между контрфорсами, которые несут на себя нагрузку пяты аркбутанов.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Контрфорсы украшены декоративными башенками пинаклями. Карниз поддерживает балюстраду (ажурный парапет) с прихотливым узором из трех- и четырехлистников. Вид с северной (слева) и с южной (справа) стороны:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Балюстрада над третьей ячейкой (травеей) южного бокового нефа появилась в эпоху пламенеющей готики. На уровне четвертой травеи с этой же (южной) стороны можно заметить небольшую дверь (порталом ее назвать трудно, до того она маленькая и неприметная) с трехлопастным завершением, а на уровне следующей травеи находится часовенка (капелла), пристроенная к собору некоторое время спустя после постройки нефа. Такая же прямоугольная капелла пристроена с северной стороны, на уровне шестой травеи.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Капеллы носят имена своих покровителей, графов фон Лимперга (Limperg) и фон Бебленхейма (Beblenheim). Щипец южной капеллы увенчан фигуркой играющего на трубе ангела (фото с сайта [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.3 Северный фасад и его порталы

С северной стороны храма, на уровне четвертой травеи, находится небольшой старинный портал, завершенный стрельчатой аркой. Дуги архивольтов с выпуклым профилем в форме вала опираются на небольшие колонны того же сечения (без базы). Капители колонн украшены двумя рядами растительного орнамента и завершаются узенькой абакой. Архивольт окружен бордюром, также украшенным растительным орнаментом. Тимпан этого портала изображает Христа между двух ангелов. Композицию дополняют четыре небольших медальона с символами евангелистов. Один из медальонов, с изображением орла, помещен в нижней части тимпана и относится к более современной эпохе (сам тимпан также был восстановлен по историческим документам лишь в XIX в.); три остальных медальона, расположенных непосредственно на дугах архивольта, являются аутентичными. Ангел, изображенный в верхнем медальоне, возлагает венец на голову Христа.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Более крупным является двухчастный портал северной части трансепта со стрельчатыми арками (внутренний контур образует трехлопастная арка). На контрфорсе слева от этого сдвоенного портала размещена памятная доска с барельефом, изображающим Богоматерь с младенцем. Доска была установлена в конце Второй мировой войны в знак благодарности Деве, заступнице Кольмара.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.4 Южный фасад и его портал

Именно со стороны южной части трансепта находится портал с наиболее интересным скульптурным декором. Этот портал образован тремя стрельчатыми дугами архивольтов с выпуклым профилем в форме тонких полукруглых валиков. Дуги опираются на шесть монолитных колонн из красного гранита, базы которых выполнены в форме сложного профиля, состоящего из двух валиков (торусов) и одной скоции (скоция — это вогнутый элемент в виде буквы С, из двух дуг различного радиуса). Капители колонн покрыты двумя рядами витиеватого цветочного орнамента. Над ними располагается абака со скошенными углами, украшенная узором из листьев.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Особый интерес представляет пространство между колоннами, украшенное причудливыми лицами и гротескными фигурками, а также элементами растительного орнамента.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Среди туристов даже существует игривый обычай просовывать палец под фигурку одного из этих забавных персонажей и проверять, что это действительно мальчик.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Две забавных фигурки человечков (ангелов?) с трубами поддерживают портал с обеих сторон (расположены они на уровне капителей колонн):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Дуги архивольтов портала разделены бордюрами с узором из листьев. Внешний радиус образует арка, которая опирается на консоли в виде двух голов и украшена четырнадцатью скульптурами, размещенными под небольшими балдахинами. Среди этих фигурок можно, в частности, заметить музыканта, епископа, короля и двуликого Януса. Две верхних ячейки занимают ангелы с кадилами. Они прославляют фигуру, расположенную на замковом камне третьего изгиба архивольта. Фигура эта изображает благословляющего Господа. Бог держит в руке раскрытую книгу, на которой начертаны буквы Α и Ω, альфа и омега (фото справа с сайта [12]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Особенно стоит обратить внимание на четвертую фигуру слева: знаменитое изображение зодчего. Считается, что это скульптурный портрет средневекового зодчего мастера Хумберта, который, очевидно, был первым архитектором храма. Мастер изобразил себя с привычными инструментами — чертежной доской и линейкой-угольником. Рядом сохранилась французская надпись Maistres Humbret. Как правило, именно этого мастера считают архитектором готических частей трансепта, строительство которых было завершено около 1263 года. Поскольку мастер здесь именуется по-французски, исследователи пришли к выводу, что Хумберт (или Хумбрет) получил образование во Франции (Эльзас и, соответственно, город Кольмар на тот момент еще не принадлежал Франции и был частью Священной Римской империи). Поэтому в литературе мастера иногда называют Хумбертом Французским (Humbert le Français) (фото с сайта [11]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Южный портал церкви посвящен святому Николаю (portail Saint-Nicolas). Он датируется второй половиной XIII века (то есть относится к начальному периоду строительства) и знаменует переход от романского искусства к готике. Центральный столб портала относится к более современной эпохе. Он разделяет портал на два пролета и служит опорой тимпана. Сам тимпан довольно необычным образом поделен на два яруса полукруглой аркой. Нижний ярус тимпана романский, он посвящен легендам о святом Николае. Справа от святого (слева от зрителя) мы видим трех юных дев, которых он спас от позора, и их отца. Согласно легенде, это был разорившийся горожанин, который из-за крайней нужды собирался отдать трех взрослых дочерей «на блудодеяние», за не любимых ими женихов. Святой Николай помог устроить судьбу девушек и спас семью от голода и бесчестья, тайно подбросив в окно три мешочка с золотом (с тех пор атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Слева от святого (справа от зрителя) изображены три юноши (мальчика), которых воскресил святой Николай. Возможно, имеется в виду легенда о том, как в один очень голодный год злонамеренный мясник завлек к себе в дом трех заблудившихся в лесу мальчиков. Дождавшись, когда они заснут, он убил детей, расчленил их тела и положил в бочку, чтобы засолить и потом выгодно продать на базаре. Св. Николай, узнав об этом, явился в дом мясника и оживил детей. Существует и более древняя легенда о воскрешении трех юношей, убитых разбойником. Но обычно считается, что эти скульптуры иллюстрируют именно первую легенду, о трех мальчиках из бочки (несмотря на то что на тимпане изображены вполне взрослые юноши).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Верхний ярус тимпана готический. Он имеет характерную форму полумесяца и изображает Страшный суд и Воскресение из мертвых. По стилю исполнения этот ярус отличается от нижнего. Над ним работала, по всей видимости, другая мастерская. В фигурах нижнего яруса специалисты усматривают сходство с некоторыми статуями Страсбургского собора, особенно со знаменитыми Неразумными девами.

На уровне следующего этажа, над порталом южного трансепта, располагается ажурная балюстрада (парапет) и обширный стрельчатый оконный проем.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

По обеим сторонам от этого окна мы видим слепые трехлопастные арки, увенчанные фронтонами. В первой арке располагается скульптура Богоматери с младенцем, во второй — фигура епископа (вероятнее всего, святого Мартина или святого Николая). Контрфорсы, которые расположены по углам южной части трансепта, украшены нишами, в которых размещены скульптуры: слева представлена статуя епископа (XVI в.), справа — фигура ангела с солнцем в руках (фото с сайта [15]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Еще выше, в основании щипца с круглым слуховым окном, сооружен проход (галерея) с выступающей балюстрадой, опирающийся на ряд декоративных консолей, представляющих собой различные скульптурные изображения, среди которых можно, в частности, заметить Деву Марию, трех волхвов, рыцаря, ангела, а также некие обнаженные фигуры (аналогичная балюстрада с консолями есть с северной стороны трансепта). С восточной стороны от этой стены начинается капелла, завершаемая полигональной апсидой.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.5 Алтарная часть (хор)

Архитектурный облик алтарной части церкви, или хора (строительство начато в 1351 г.), создают ряды высоких стрельчатых окон, разделенных контрфорсами (своды здесь поддерживаются непосредственно контрфорсами, без введения аркбутанов, то есть контрфорсы приставлены вплотную к стенам). Под венчающими столбы контрфорсов башенками располагаются элегантные ниши со статуями пророков, святых и королей (на сегодняшний день почти все ниши пустуют, уцелели лишь единичные статуи). Как уже отмечалось выше, присутствие ниш в этом месте собора свидетельствует о явном стремлении подражать архитектуре собора Нотр-Дам в Реймсе, где ступени контрфорсов также обработаны пинаклями со статуями в нишах. И аналогично тому, как в Реймсе этот мотив продолжается в оформлении фасада и трансепта, на соборе Кольмара аналогичные статуи в нишах установлены и ближе к центральной части, на том же уровне, что и контрфорсы хора, непосредственно в углу, который образован хором и обоими рукавами трансепта.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Особенно украшает алтарную часть собора пара аистов, которая вот уже несколько лет обитает в гнезде на крыше Св. Мартина (об аистах как символе Эльзаса мы уже писали в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса»). Аисты по прозвищу Мартин и Мартина регулярно приносят по два-три аистенка, которых воспитывают с величайшим терпением (а в 2009 году они побили все рекорды: у пары родилось и благополучно выросло целых пять птенцов!). Фото кольмарских аистов и алтарной части собора с сайта [13]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Аисты на крыше кольмарского собора (фото с сайта [3]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.6 Готические гаргульи и «еврейские свиньи»

О гаргульях готических соборов, их функциональном и декоративном назначении мы достаточно подробно писали в разделе «Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари». Гаргульи — не просто гротескные скульптурные фигуры, но прежде всего эффективная защита стен храма от повреждений. В средние века большинство гаргулий изображались в виде животных, причем выбор того или иного образа всегда был неслучаен, а связан с определенным символическим значением. Деталь южной стены собора с несколькими гаргульями:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Детали северной стены собора с несколькими гаргульями:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

На соборе Кольмара мы, например, встречаем гаргулью в образе льва. Это довольно экзотическое для Европы животное очень часто использовалось средневековыми строителями церквей и соборов. Было оно популярно и в более древние времена: лев традиционно олицетворял солнце, а его золотая грива символизировала огненный венок этой жизнетворной звезды. У средневековых строителей соборов лев чаще использовался как символ гордыни — одного из семи смертных грехов, которого богобоязненные жители лежащего внизу города должны всячески избегать (фото с сайта [18]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Также на стенах кольмарского собора часто встречаются гаргульи в виде собак. Собаки традиционно считались существами умными и преданными, охраняли хозяев и дом от непрошеных гостей. Таким образом, этим каменным изваяниям в первую очередь отводится роль символической защиты храма. В то же время собаки — вечно голодные существа, которые в средние века (как и сегодня) нередко воровали еду. Поэтому их скульптурные образы помещали на соборах еще и в знак того, что даже такое преданное животное, как собака, может стать жертвой дьявольских искушений и поддаться греху алчности (фото гаргульи в виде собаки с сайта [14]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Кроме львов и собак, строители главной церкви Кольмара поместили вдоль стен храма гаргулий в виде козлов. В глазах средневековых христиан это животное также характеризовалось двойственной природой. С одной стороны, из-за своей способности находить пищу на крутых горных склонах (ср. с чудом Иисуса «Насыщение пяти тысяч»)  козлы почитались как полубожественные животные. С другой стороны, их считали довольно продажными созданиями и нередко изображали в качестве символа похоти — еще одного из семи смертных грехов. И, разумеется, в христианской традиции козёл служит общепризнанным символом дьявола. Фото с сайта [16]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Еще одна рогатая гаргулья, скорее напоминающая уже не просто козла, а дьявола (фото с сайта [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Есть на кольмарском соборе и еще некоторые уродливые и в то же время прекрасные гаргульи, которые изображают не реально существующих животных, а мифических созданий, фантастических уродцев или даже людей. Фото причудливых гаргулий на кольмарском соборе с сайтов [14 ] и [17]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Еще одна гаргулья, заснятая нами с необычным атрибутом — свисающей из пасти сосулькой:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Среди гаргулий собора в Кольмаре особенно интересны так называемые «еврейские свиньи» (Judensäuen). Они представляют собой уничижительный и оскорбительный образ еврея, изображенного в непристойном виде с огромной свиноматкой (свинья считается в иудаизме нечистым животным). Такие скульптуры, изображающие евреев, которые припадают к соскам свиноматки, поедают ее экскременты, заглядывают ей под хвост, совокупляются с ней и совершают иные непотребства, появились в Германии и некоторых странах Европы в XIII веке и были популярны еще несколько столетий. Такие вот ранние антисемитские карикатуры, бывшие традиционными мотивом христианской архитектуры.

Гаргульи хора кольмарского собора (фото с сайта [14], вдали видна «еврейская свиноматка»):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Одна «еврейская свинья» на соборе Кольмара расположена на западном фасаде (между контрфорсом и стеной, справа от центрального портала, на высоте около 4 м) представляет собой угловую скульптуру (правда, кольмарский вариант выглядит довольно странно: свиноматка здесь похожа скорее на козу). Это изображение Judensau было создано примерно в 1350 году [19; 20].

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Вторая скульптура того же типа на кольмарском соборе находится на юго-восточном углу хора, на высоте около 8 м [20] и представляет собой собственно гаргулью, то есть выполняет функцию водосточного желоба; она относится примерно к 1390 году и изображает свиноматку и четырех евреев, которые сосут ее вместе с поросятами (длина скульптуры около 130 см) (источник фото: [21]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

2.7 Часы на башне

С южной стороны башню кольмарского собора украшают красивые часы с надписью Memento mori, созданные в 1866 году кольмарским часовщиком Урбеном Адамом (Urbain Adam) (1815-1881), большим поклонником знаменитого мастера Жана-Батиста Швильге (см. Астрономические часы в Страсбургском соборе).Часы украшают очаровательные уродцы, не уступающие гаргульям по безобразию внешности и изображающие, по всей видимости, каких-то адских прислужников, затаскивающих в геенну огненную проштрафившихся смертных (второе фото с сайта [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Чуть ниже расположены вертикальные аналемматические солнечные часы (la méridienne, noon mark) для определения местного «среднего времени» (работа того же мастера). Это довольно необычные солнечные часы: часы и минуты по ним определить нельзя, да и вообще пользоваться ими можно только в середине дня, в районе полудня. Этот любопытный астрономический прибор, во-первых, позволяет определить истинный полдень, то есть момент, когда солнце пересекает меридиан данного места, города Кольмара, — для определения момента истинного полудня служит вертикальная полуденная линия. Во-вторых, часы показывают «средний» полдень — для этого используется замкнутая кривая в виде восьмерки, называемая аналеммой (Земля вращается вокруг своей оси неравномерно, поэтому солнечные часы то опаздывают, то спешат относительно среднего времени, и эта кривая позволяет скорректировать разницу между солнечным и средним (равномерным) временем).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

То есть когда световая точка (отверстие в центре тени от диска, служащего гномоном) падает на определенную часть аналеммы, это позволяет точно определить момент местного среднего полудня (фото с сайта [15]). А когда световая точка оказывается на вертикальной линии, мы можем точно определить момент истинного полудня.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

С обычным гражданским временем ни тот ни другой момент совпадать не будут. Вот конкретный пример. Если универсальное время в Гринвиче равно 11 утра, то по гражданскому времени в Кольмаре будет полдень (т.к. часовой пояс считается как GMT+1). Но за час солнце перемещается на 15°. Поэтому истинный солнечный полдень будет в это время на 15° восточной долготы, а не в Кольмаре. Чтобы узнать среднее солнечное время в Кольмаре, надо перевести долготу данного места (около 7°) в часовые единицы. Поэтому в 11 часов по Гринвичу среднее солнечное время в Кольмаре будет 11:00 + 0:28 = 11:28. Именно в этот момент обычные часы покажут стандартный «гражданский» полдень, а аналемматическая кривая солнечных часов на башне кольмарского собора покажет средний местный полдень еще только через 32 минуты (когда на гражданских часах будет уже 12:32)! Что же касается истинного полудня, то, например, 25 июля (в это время года мы оказываемся слева от полуденной линии, когда солнечные часы отстают), он наступит примерно на 6 минут позже среднего полудня, а именно в 12:38 по гражданскому времени (это можно рассчитать с помощью специального уравнения времени).

На восточной стороне башни располагаются еще одни, более традиционные вертикальные солнечные часы. По ним уже можно не только определять момент истинного солнечного полудня, но и часы с минутами, опять же по истинному солнечному времени (чтобы перевести показания этих часов в обычное гражданское время, придется опять-таки воспользоваться специальным уравнением) (фото с сайта [15]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

 

3 Интерьер коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре

Интерьер церкви отличается исключительной гармоничностью и уравновешенностью, хотя и серьезно пострадал во время Французской революции, лишившись множества предметов утвари. В то же время в храме сохранились ценные средневековые скульптуры и витражи. Ранее главным сокровищем внутреннего убранства церкви было живописное полотно работы Мартина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз», ныне находящееся в Доминиканской церкви Кольмара. Среди нынешнего скульптурного оформления кольмарского собора стоит отметить готические алтари и фигуру Богоматери.

3.1 Центральный неф

Центральный неф, построенный, как считается ок. 1270 года мастером Хумбертом [10], состоит из шести пролётов (травей). В пяти пролётах, образующих неф в собственном смысле этого слова, своды опираются на цилиндрические опоры, окруженные четырьмя колоннами. Передняя колонна каждого пучка, как непрерывная струна, взмывает вверх, завершаясь уже у пяты свода. Эти передние колонны и создают членение нефа по травеям (фото центрального нефа, вид в сторону алтаря, с сайта [16]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Арки центрального нефа имеют остроконечную стрельчатую форму и состоят из двух дуг архивольта с профилем выкружкой. Над арками мы видим простые голые стены: рейнские архитекторы редко строили трифорий (так называется сводчатая галерея над нефом, на втором ярусе храма) (хотя, например, в Страсбургском соборе, трифорий присутствует и заполнен чудесными витражами). Фото центрального нефа с сайта [16]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Гладкие стены продолжаются вплоть до поясного карниза, над которым начинается ряд высоких трехчастных ланцетных окон, венец которых образован тремя четырёхлистниками. Сбалансированные архитектурные пропорции церкви представляют своего рода промежуточный вариант, переход от аскетичного искусства нищенствующих орденов к более выраженному великолепию интерьеров монастырских церквей. Общий вид центрального нефа (фото с сайта [13]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Нервюры — профилированные диагональные рёбра готического крестового свода и щековые арки по периметру каждой квадратной ячейки свода — опираются на капители с цветочным орнаментом, венчающие вышеупомянутые высокие колонны, выступающие из стены и завершающиеся чуть выше поясного карниза. Замковые камни украшены растительным декором.

Среди важнейших достопримечательностей центральной части церкви можно назвать прекрасный барочный орган. На самом деле сохранился лишь старинный органный проспект 1755 года; сам органный механизм и трубы, изначально созданные знаменитым страсбургским мастером Зильберманом (Johann Andreas Silbermann) в 1755 году, были полностью заменены на новые. Сделали это специалисты швейцарской фирмы Felsberg AG в 1979 году. Фото большого органа собора Кольмара с сайта [22]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Витраж-роза с изображением Христа в западной части церкви, над органом (фото с сайта [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Качественные фотографии нескольких чудесных витражей XIII века в нефе церкви Св. Мартина можно посмотреть тут.

В алтарной части церкви находится еще один, уже небольшой, орган, созданный в 1975 году. Благодаря наличию второго инструмента в церкви устраиваются концерты музыки для двух органов (фото второго органа с сайта [23]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

3.2 Боковые нефы

Каркасная система боковых нефов сконструирована аналогично центральному нефу. Вид из центрального нефа на северный боковой неф (фото с сайта [16]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Фотографии с сайта [25] показывают чудесные полихромные замковые камни сводов северного бокового нефа:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Общий вид северного бокового нефа (источник [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

В северном боковом нефе также находится резной готический алтарь:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

В южном боковом нефе можно полюбоваться прекрасными часами (фото с сайта [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Витраж со сценой крещения Христа, недалеко от алтарной части, в южном боковом нефе:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Вообще, что касается витражей кольмарского собора, то из наиболее древних лучше всего сохранился витраж над южным порталом центрального фасада, изображающий лицо Христа (фото витража с сайта [13]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Вид на этот витраж из южного бокового нефа (источник [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

(Любителям романских и готических витражей советуем заглянуть в раздел «Витражи Страсбургского собора: истории, сюжеты и загадки», где вас ждет множество фотографий и подробные описания этих знаменитых средневековых витражей).

Поскольку мы побывали в Кольмаре через некоторое время после Рождества, в соборе всё еще стояли елочки и традиционные рождественские ясли:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

3.3 Трансепт и капелла Св. Причастия

Своды центральной части трансепта опираются на массивные столбы. В западной части это цилиндрические опоры, окруженные пучком из восьми колонн. В восточной части, ближе к алтарю, это крестообразные опоры, относящиеся к периоду постройки хора. Они также окружены выступающими из стены колоннами и угловыми столбиками. Свод в этой части храма поддерживает сетка нервюр (пересекающихся под прямым углом рёбер) с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

Большой красочный витраж на стене южной части трансепта (фото с сайта [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Некоторые детали этого витража:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Восточную стену северной части трансепта прорезают три стрельчатых арки — одна большая по центру и две менее крупных по бокам. Они открывают вход в капеллу Св. Причастия (Chapelle du Saint-Sacrement), слева от алтарной части.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Капелла по сути состоит из двух частей (это хорошо видно на плане церкви). Первая, прямоугольная в плане, пространственная ячейка примыкает непосредственно к хору, отсюда можно попасть в деамбулаторий. Вторая часть капеллы имеет более сложную форму и завершается у северной стены храма четырехгранной апсидой. В капелле находится одно из сокровищ церкви — позднеготическая скульптурная группа «Тайная Вечеря».

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Справа от этой скульптурной композиции находится великолепный каменный ажурный готический алтарь.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Также в капелле можно полюбоваться интересными современными витражами.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

3.4 Хор (алтарная часть) и деамбулаторий

Великолепный хор (алтарный выступ), обрамленный плотным венком капелл, был построен в 1351 году [10]. Это элегантное архитектурное решение многим обязано строительным традициям нищенствующих орденов, в особенности здесь ощущается влияние францисканских монастырских построек, существовавших в средние века в Тулузе [10]. Вид на хор со стороны центрального нефа:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Выполненная в XV веке скульптура Богоматери с младенцем расположена непосредственно перед алтарной частью церкви, с правой стороны от хора.

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

В алтарной части сохранилось несколько старинных витражей, предположительно перенесенных сюда из Доминиканской церкви [8]. Прежние витражи хора были, как считается, в 1815 году увезены генералом Фримоном, командующим австрийскими войсками, которые оккупировали тогда Кольмар (по заключении второго Парижского мира генерал три года занимал Эльзас с австрийским корпусом).

Центральную часть хора украшают три высоких витражных окна. Правый боковой витраж изображает сцены, связанные с рождением и детством Иисуса; левый витраж посвящен житию Христа. Некоторые детали правого витража:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Центральный витраж хора изображает Богоматерь в окружении святых (фото с сайта [23]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Одно из главных украшений интерьера кольмарского собора — резные сидения, или скамьи хора (stalles du chœur) — кресла каноников коллегиального капитула (по 23 кресла с каждой стороны). Эти прекрасные церковные сиденья украшены резными барельефами, изображающими различных святых и апостолов. Любопытно, что святые представлены в хронологическом порядке. Фотографии кресел каноников с сайта [16]:

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, ФранцияЦерковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Первоначально кресла находились в ныне разрушенном аббатстве Марбах (Abbaye de Marbach) [26]. Над креслами каноников располагаются большие круглые окна, выходящие на боковые капеллы. Украшающий их резной орнамент, равно как и расположенные по бокам статуи на консолях, — не настоящая готика, а результат проведенной в XIX веке реставрации (фото с сайта [16]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Колонны, на которые опираются своды хора, увенчаны капителями с растительным орнаментом и завершаются, чуть выше поясного карниза, изящно декорированными консолями, на которых представлены сцены Страстей Господних. Замковые камни украшены сценами из жизни Девы Марии (Благовещение, Успение, Коронование Богородицы).

Хор завершается пятигранной центральной апсидой, крайние (первая и пятая) грани которой являются продолжением боковых стен алтарной части. Расходящиеся лучами радиальные капеллы (образующие венец капелл) сообщаются с апсидой посредством пяти стрельчатых арок. Ключ свода (замковый камень) украшен изображением святого Мартина, разрезающего свой плащ.

Большой интерес представляет деамбулаторий, то есть обходная галерея вокруг хора, — нехарактерная для эльзасских церквей архитектурная черта, уникальный случай во всем Эльзасе. Галерею образует окружающий хор венец капелл. В этих пяти трапециевидных капеллах (см. план церкви) можно увидеть несколько средневековых алтарей и статуй. К сожалению, в настоящее время доступ в деамбулаторий для посетителей закрыт. Вот  как выглядит проход в деамбулаторий из капеллы Св. Причастия (источник [25]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Позади хора, в центральной апсидной капелле, находится деревянное полихромное Распятие — скульптура XIV века (в некоторых источниках указывается XVI век) (фото с сайта [16]).

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

 

4. Часы работы коллегиальной церкви Св. Мартина в Кольмаре

Церковь Св. Мартина в Кольмаре открыта ежедневно с 8 до 18 часов (однако туристам не рекомендуется посещать собор в воскресенье утром и во время богослужений).

Напоследок — прекрасная панорамная фотография церкви Св. Мартина, вид с южной стороны (источник [14]):

Церковь (собор) Св. Мартина, Кольмар, Франция

Площадь к северу от церкви сегодня превращена в большую автостоянку (до второй половины XVIII века эту часть Соборной площади Кольмара занимало кладбище), зато с южной стороны сосредоточены красивейшие здания Кольмара. Об этих интересных строениях и пойдет речь в следующем разделе.


Описания других достопримечательностей Кольмара см. в записях (там же можно скачать карту города):

Достопримечательности Кольмара. Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Достопримечательности Кольмара. Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Достопримечательности Кольмара. Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр и «Мадонна в беседке из роз».

Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой таможни.

Достопримечательности Кольмара. Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Достопримечательности Кольмара. Площадь Шести Черных Гор. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Достопримечательности Кольмара. Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Музей Унтерлинден в Кольмаре.


Использованные источники:

1. Статья в Википедии: Collégiale Saint-Martin (Colmar).

2. Архитектурное наследие Кольмара (описание основных достопримечательностей на официальном сайте города).

3. Кольмар, вчера и сегодня. Аисты на крыше церкви Св. Мартина.

4. Историческая информация и фотографии церкви Св. Мартина в Кольмаре на сайте Министерства культуры Франции.

5. Фотографии и описание церкви Св. Мартина на сайте Офиса туристической информации города Кольмара.

6. Туристическая информация о церкви Св. Мартина в Кольмаре.

7. Церковь Св. Мартина и другие исторические достопримечательности Кольмара. Прогулка по городу.

8. Доклады заседаний археологического конгресса Франции. Séances générales de la Société pour la conservation des monuments historiques de la France, 1834-45; Séances générales ,1846-1904.

9. Церковь Св. Мартина и туристический маршрут прогулки по Кольмару.

10. План церкви Св. Мартина в Кольмаре, история строительства и архитектурное описание на сайте «Готическое искусство Эльзаса».

11. Мастер Хумберт (Хумбрет), первый архитектор собора в Кольмаре.

12. Высечены в камне навек: автопортреты средневековых зодчих.

13. Фотографии церкви Св. Мартина в Кольмаре.

14. Краткая история и фотографии церкви Св. Мартина в Кольмаре.

15. Прогулка по Кольмару.

16. Путеводитель по Эльзасу. Церковь Св. Мартина в Кольмаре.

17. Фотографии Кольмара. Рождественские рынки. Гаргульи на церкви Св. Мартина.

18. Средневековые гаргульи: великолепные и ужасные.

19. Сохранившиеся изображения Judensau в современной Европе.

20. Скульптуры Judensau на кольмарском соборе: средневековые антисемитские мотивы.

21. Необычные гаргульи в Кольмаре.

22. Орган церкви Св. Мартина в Кольмаре.

23. Портал «Органы и витражи». Церковь Св. Мартина в Кольмаре.

24. Прогулка по Кольмару. Фотографии.

25. Альбом фотографий церкви Св. Мартина в Кольмаре.

26. История и достопримечательности Кольмара.

27. Грицак Е. Н. Эльзас и Страсбург. Вече, 2007.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Мария пишет:

    Огромное спасибо за статью. Такое подробное описание, составленное внимательно и с огромным интересом, заставляет почувствовать себя так, словно только что там побывал.
    Спасибо за путешествие:)

  2. Foxy пишет:

    Спасибо за добрые слова))!