Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно. Часть II. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Эльзаса.

В этой заметке мы продолжим гулять по музею Унтерлинден в Кольмаре, только на этот раз речь пойдет не о средневековой живописи и скульптуре (см. первую часть экскурсии), а о более поздних предметах декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Эльзаса (кстати, интересную дополнительную информацию и фотографии на эту тему можно найти в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса. Эльзасские сладости и эльзасские сувениры»).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

После осмотра бывшей монастырской часовни с произведениями Мартина Шонгауэра и Матиаса Грюневальда я поднялась по лестнице на второй этаж музея. Здесь коллекция далеко не столь однородна, как внизу: представлены произведениях самых разных исторических периодов. Но в целом большинство залов посвящено уже искусству более позднему (главным образом XVII-XIX веков). Лично мне особенно интересными в этой части экспозиции показались комнаты с интерьерами, оформленными в стиле различных эпох, а также экспонаты, связанные с эльзасским бытом и народными промыслами.

Подняться на второй этаж имеет смысл хотя бы потому, что отсюда (с бывшей церковной трибуны) открывается наилучший вид на бывшую монастырскую часовню и знаменитый Изенгеймский алтарь:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Также хорош вид сверху во внутренний дворик с клуатром и ренессансным колодцем (подробнее о клуатре и вообще об архитектуре и истории монастыря Унтерлинден можно прочитать тут):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Вдоль залов второго этажа тянется галерея (это, собственно, верхний ярус клуатра), в которой представлены скобяные изделия, керамика, стекло, а также образцы эльзасских народных промыслов. Сначала я попала в галерею с предметами скобяного искусства (см. фото в начале заметки). Здесь можно увидеть огромные ключи и замки, колокола и флюгеры, домовые знаки и вывески...

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Вот, например, вывеска гостиницы «У ангела» (конец XVIII в.) (о старинных вывесках, по сей день украшающих улицы Кольмара, можно прочитать в разделах «Прогулка по улице Пекарей и улице Голов» и «Прогулка по Гран-Рю»):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Два больших ключа XVIII в., служивших вывесками слесарных мастерских:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Сани в виде лебедя (судя по наличию деревянных башмаков, на запятках стоя мог помещаться еще один человек, который, по всей видимости, и правил):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Медные формы для выпекания гугельхупфов (XVIII и XIX век):

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

А вот железные щипцы с длинными ручкам, изготовленные в 1747 году. Такие щипцы предназначались для выпекания печатных вафель (гофр). Вафельницы украшены рельефом в виде растительного орнамента.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В галерее с изделиями из стекла представлены, в частности, несколько ваз Галле. Как обычно у Эмиля Галле (1846-1904), мы видим характерные для стиля ар-нуво мотивы цветов и растений. Так, вазу слева украшает орнамент из клематисов, на вазе по центру мы видим оливковые ветви, а на крайней справа — анемоны.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Рядом можно увидеть еще одну восхитительную вазу, на этот раз работы Антонина Даума (Antonin Daum) (1864-1930), который наряду с Эмилем Галле был основателем художественного объединения «Школа Нанси», куда входили ремесленники и дизайнеры нового направления. Антонин Даум (Дом) и его брат Огюст (их так и называли, братья Даум — Daum Frères) были выдающимися мастерами художественного стеклоделия в стиле модерн. Как и сам Эмиль Галле, они были уроженцами Лотарингии, и потому неудивительно, что именно в Нанси, бывшей столице Лотарингии, была создана эта группа художников-единомышленников.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В галерее керамики представлена богатая коллекция гончарных изделий, иллюстрирующих развитие этого искусства на мануфактурах восточной Франции с конца Средневековья до XIX в. Мне особенно понравились глазурованные пивные кружки, бочонки, кувшины и прочая кухонная утварь (о роли этого промысла в народной культуре региона мы уже писали в статье «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса»).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Наконец, в галерее народных промыслов и традиций можно увидеть предметы, связанные с бытом жителей Эльзаса в прошлые столетия. Здесь, например, воссоздана обстановка типичной эльзасской комнаты XVIII века с прекрасной печью, облицованной глазурованными изразцами с рельефом. Это одна из древнейших сфер применения керамики в Эльзасе.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Рядом находится воссозданная крестьянская комната XVIII - начала XIX века, с деревянной кроватью, детской лошадкой, яслями, замечательным расписным шкафом с цветочным орнаментом и другой деревянной мебелью.

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Далее проходим в зал Анси, где выставлены предметы традиционной эльзасской мебели и картины эльзасских художников. Здесь стоит полюбоваться полихромными шкафами и комодами, изящными стульями, чугунными печками и прочим предметами быта.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В эпоху Ренессанса и позднее, в XVII веке, мебель в этом регионе Европы, как правило, изготавливалась из сосны — недорогого и распространенного материала — и традиционно украшалась расписным орнаментом. Это могли быть просто декоративные узоры в виде стилизованных цветов, как на шкафу в комнате эльзасских крестьян, а могли быть какие-то жанровые сценки.

Скажем, вот этот зелёный шкаф украшен пейзажем с влюбленной парой и собакой, символом верности. По традиции на шкафах, часто служивших частью приданого, указывался год их изготовления (в данном случае 1777-й) и инициалы невесты.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В соседнем зале игрушек можно увидеть кукольные домики с изображением различных ремесел, а также миниатюрной обстановкой типичных для Эльзаса жилых и подсобных помещений. Например, вот это воссозданная эльзасская кухня XVIII века (макет создан в 1920-х годах):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

А этот макет показывает, как выглядела типичная эльзасская таверна (трактир) 1830-х годов (макет середины XX века):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Пройдем теперь в Ренессансный зал, расположенный в этом же, западном, крыле музея (на плане второго этажа это крыло обозначено красным цветом). Главным украшением комнаты является прекрасный комод, свидетельствующий о золотом веке искусства эльзасских столяров и краснодеревщиков, который продолжался с эпохи Ренессанса до конца XVIII в.

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этой же комнате можно увидеть люстру с оленьими рогами, камин с подвешенным котелком, резной стул и прочие предметы деревянной мебели, а также симпатичный ренессансный умывальник.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Сразу из Ренессансного зала проходим в затемненный зал со старинными витражами XVI-XVII вв.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Более детальная фотография одного из витражей:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Это геральдический и аллегорический витраж, созданный в Кольмаре в 1589 году по заказу Беата Хенслина (Beat Henslin), проживавшего на Еврейской улице (Rue des Juifs) в Кольмаре (ныне это улица Берты Молли). Хенслин был одним из членов городского совета (магистратом), позднее старостой (прево) Кольмара. На витраже он представлен в полный рост, в парадном костюме, рядом со щитом, на котором изображен его герб. Главного героя окружают четыре аллегорических фигуры, олицетворяющие Истину, Милосердие, Мир и Согласие.

В верхнем регистре витражного панно выражается стремление к идеалу гармонии и равновесия. Слева изображена сцена, символизирующая богатство без радости (HIE GUOTT KEYN MUOTT) (печальный богач с мешками, набитыми золотом), а справа — радость без богатства (HIE MUT KEIN GUTT) (весёлый, но бедный человек). Крылатый гений по центру призывает эти две крайности объединиться ради общего блага: «Объединитесь, и оба обогатитесь» (DAINENS GLEICH WERDEN BALD REICH).

По соседству расположен Готический зал со старинными камином:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В северном крыле музея (на плане оно обозначено розовым цветом) расположен зал, посвященный истории Кольмара, а также коллекция оружия и доспехов и, наконец, зал с оловянной посудой XVII-XVIII вв.:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

В этом зале можно полюбоваться очередным образцом великолепной ренессансной мебели. Речь идет о прекрасном шкафе знатного эльзасского семейства Рибопьер (Armoire des Ribeaupierre). Шкаф изготовлен в 1607 году из ореха, дуба, клёна, вяза, рябины и фруктовых пород дерева. Это работа кольмарского краснодеревщика, находившаяся ранее в замке графов Рибопьер в эльзасском городке Рибовилле. В оформлении шкафа используются декоративные элементы из области монументальной архитектуры — тенденция, которая наблюдалась в области мебельного производства с XVI века. Получается, таким образом, не просто комод, а целый ренессансный дворец, который не стыдно поставить в любом богатом особняке. На антаблементе выложено инкрустированное изречение: Alle die im Christo Jhesu gost selig [gottselig] leben Wollen, mussen Ver folgung [Verfolgung] Leiden. Ich befehle dir meinem Geist in deine Hand. Du hast mich erlöst («Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. В руки твои передаю я дух свой. Ты избавил меня [Господи]») (слова из 2-го послания апостола Павла к Тимофею и Псалма 30).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Шкаф целиком облицован декоративным шпоном — в частности, вязовые капы (наросты на стволе) создают эффект «под мрамор» — и украшен деревянной инкрустацией. На фронтальной части шкафа (по аналогии с архитектурными сооружениями его называют фасадом) мы видим четыре створки с нишами, которые увенчаны фронтонами и обрамлены колоннами. Членение фасада также задается ритмом угловых колонн, в расположении которых строго соблюдается чередование ионического и дорического ордера. Именно за такое сочетание ратовал римский архитектор и теоретик Витрувий (I в. н.э.), находивший, что дорический ордер подражает мужской красоте (образу героя), а ионический выражает элегантную женскую красоту. Создатель шкафа не по собственной прихоти придерживался этой древнеримской системы. Дело в том, что согласно требованию 1571 года, все члены цеха краснодеревщиков были обязаны опираться в своих работах именно на теорию архитектурных ордеров Витрувия. (Более качественное фото этого замечательного шкафа можно найти здесь).

В конце нашей экскурсии заглянем в комнату английских леди (salle des demoiselles anglaises), посвященную декоративно-прикладному искусству. Эта комната расположена уже в восточном крыле музея (на плане второго этажа оно обозначено фиолетовым цветом). Здесь представлены разнообразные предметы обстановки в стиле рококо, а также старинные музыкальные инструменты. Плафон комнаты расписан Андре Бенцем (Andre Bentz) и Жан-Жаком Ветцелем (Jean-Jacques Wetzel) в середине XVIII в. (центральное панно посвящено сюжету «Триумф Флоры», а по углам потолок украшают медальоны на тему четырех времен года).

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Из представленных в этом зале музыкальных инструментов стоит в первую очередь отметить два клавесина (спинета), арфу и стеклянную гармонику, изготовленную в 1805 году.

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Стеклянная гармоника (Armonica de verre, Glassharmonica) — инструмент, который получил распространение в Европе с середины XVII века и особенно после его усовершенствования послом США в Лондоне Бенджамином Франклином в 1761 году. Гармоника представляет собой ряд стеклянных полусфер, нанизанных в порядке повышения высоты звучания на железный вал, приводимый в движение при помощи ножной педали, причем нижний край чашечек обычно погружается в ящик с водой, чтобы стекло равномерно увлажнялось (впрочем, некоторые исполнители попросту периодически смачивают руки в стоящей поблизости емкости с водой). Прикосновение пальцев к влажным краям сфер дает нежный, приятный звук.

В разные исторические периоды отношение к стеклянной гармонике было неоднозначным. Кто-то восхищался божественным звучанием гармоники, отвечавшей изнеженному вкусу эпохи рококо, другие, наоборот, считали, что ее звуки негативно влияют на психологическое состояние человека, вызывая депрессию. Никколо Паганини называл гармонику «ангельским органом». А Моцарт, услышав выступление слепой немецкой исполнительницы Марианны Кирхгесснер, так заинтересовался необычным инструментом, что сразу же написал две небольшие пьесы: адажио и рондо для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, скрипки и виолончели (тут можно послушать отрывок из адажио и рондо KV 617). Вскоре музыкальная мода начала меняться, да и предубеждения относительно опасности странного инструмента сделали свое дело. Так, в 1835 году в ряде немецких городов вышел особый закон, запрещающий игру на гармонике, поскольку инструмент якобы нервирует животных, вызывает преждевременные роды и даже ведет к умопомешательству слушателей и исполнителей.

Более детальное фото стеклянной гармоники в музее Унтерлинден (источник [3]):

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Сегодня интерес к этому инструменты возрождается, хотя в мире пока не наберется и десятка виртуозов, полноценно владеющих игрой на гармонике. Полюбуйтесь, например, как играет на ней современный исполнитель, мультиинструменталист Томас Блох, уроженец Кольмара (!), который ныне живет в Париже, сотрудничает со многими академическими и современными музыкантами и гастролирует по всему миру (в частности, он выступал в Мариинском театре с Валерием Гергиевым):

Томас Блох играет на стеклянной гармонике

Интересные видео, демонстрирующие игру Томаса Блоха на стеклянной гармонике, можно посмотреть, например, тут (алеманда современного композитора Иоганна фон Хольта Зомбаха, гармоника соло) и тут (струнный квартет, возможно, сочиненный самим Франклином, гармоника в составе оркестра). Кроме того, отрывок из исторической передачи об изобретении современного варианта этого необычного камерного инструмента Бенджамином Франклином можно посмотреть по ссылке (в передаче звучит отрывок из «Танца феи Драже» П.И. Чайковского).

Еще несколько старинных музыкальных инструментов из коллекции музея Унтерлинден (на фотографии слева видна мандолина и необычный духовой инструмент под названием серпент (Serpent d'église), справа — пара флейт):

Музей Унтерлинден, Кольмар, ФранцияМузей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Схема расположения залов второго этажа музея:

Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция

Практическая информация: Адрес музея Унтерлинден в Кольмаре: Rue des Unterlinden, 1. Часы работы: с мая по октябрь ежедневно с 9:00 до 18:00 (касса закрывается в 17:30); с ноября по апрель ежедневно, кроме вторника, с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Музей закрыт 1 января, 1 мая, 1 ноября и 25 декабря. Входная плата: стандартный билет для взрослого стоит €8 (прокат аудиогидов бесплатно). Официальный сайт музея: www.musee-unterlinden.com.

Первая часть самостоятельной прогулки по музею Унтерлинден описана здесь.

Использованные источники:

1. Виртуальная экскурсия по музею Унтерлинден в Кольмаре.

2. Musée d'Unterlinden Colmar. Специальный выпуск журнала Connaissance des Arts.

3. Фотоальбом, прогулки по Кольмару.

4. Сайт мультиинструменталиста Томаса Блоха.


Дополнительные материалы на тему «Что посмотреть в Кольмаре» (прогулки по Старому городу с описанием архитектуры наиболее значительных и интересных эльзасских зданий в центре города):

Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Кольмарский собор: коллегиальная церковь Св. Мартина.

Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз».

Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой Таможни. Самые живописные виды города.

Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Площадь Шести Черных Гор. Постройки госпитальеров. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Кроме того, хороший путеводитель по Кольмару на английском языке можно найти тут.


На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кольмара, Эльзас, Франция (это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех достопримечательностей, на французском языке). Чтобы загрузить план Кольмара, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,75 Мб (3436 x 2480 пикселей). Пешеходная зона Кольмара обозначена на карте желтым цветом. Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Кольмара. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты (зелёные кружки соответствуют различным учреждениям).

Дом «Карта города Кольмар, Франция

Другие карты Кольмара (на английском и немецком языках) можно найти на сайте Офиса туристической информации города Кольмара: ot-colmar.fr.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)