Экспозиция работ Конрада Вица в Базеле: «Конрад Виц. Уникальная выставка»

Рубрики: в Швейцарии,Культурные события, Теги: ,
Foxy @ 10 февраля 2011, в 18:23

Время: с 6 марта по 3 июля 2011 года (часы работы: вт-вс с 10-00 до 18-00).

Место: Базель, Швейцария; Художественный музей (Kunstmuseum Basel), St. Alban-Graben, 16

Транспорт: от базельского вокзала Bahnhof SBB, трамвай № 2, направление Badischer Bahnhof/Riehen до остановки Kunstmuseum (около 4 минут)

Событие: Конрад Виц. Уникальная выставка.

Конрад Виц, Святой Христофор

Немецко-швейцарский художник Конрад Виц (Витц) (Konrad Witz) (ок.1400/1410-ок.1446) относится к числу наиболее радикальных новаторов в живописи первой половины XV века. В его работах мы находим новые трактовки традиционных религиозных сюжетов. Идет ли речь о сценах из Ветхого или Нового Завета или об изображении святых, Виц всегда стремится связать живописный образ с повседневной реальностью и тем самым сделать его более убедительным. Известно, в частности, что многие панорамные пейзажи на его картинах восходят к реальным видам Боденского и Женевского озера. А, например, известную картину «Святые Екатерина и Мария Магдалина» (Die Heiligen Katharina und Maria Magdalena) (ок.1440, Музей Нотр-Дам в Страсбурге), оживляет неожиданная жанровая зарисовка: в конце уходящей вглубь галереи, на полу которой сидят обе святые дамы, видна уличная сцена средневекового городка (вероятно, Базеля) с фигурками беседующих и занятых своими делами людей.

Конрад Виц, Свв. Екатерина и Мария Магдалина

О юности и раннем творчестве Вица сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что родился он в швабском городе Ротвейле (Rottweil) на юго-западе Германии, в нынешней земле Баден-Вюртемберг, в начале XV века. Этот художник творил почти за полвека до Леонардо да Винчи, но уже создавал фантастические картины, полные поэтического реализма. Он жил в эпоху, когда эстетические принципы готики уже уступали место искусству Возрождения.

В 1434 году мастер Конрад Виц приезжает в Базель и становится гражданином этого города, а уже в 1447 году его жена Урселина фон Ванген упоминается в документах как вдова с пятью малолетними детьми (вероятно, художник умер в 1446 году от чумы; четверо его детей также скончались через несколько лет). Таким образом, художник проработал в Швейцарии (в Базеле и Женеве) не более двенадцать лет, однако за это короткое время Конрад Виц успел создать целый ряд крупных алтарных композиций. К сожалению, до наших дней от этих алтарей дошли лишь отдельные панели створок.

Конрад Виц прибыл и остался жить в Базеле, вероятно, привлеченный той плодотворной космополитичной атмосферой, которая сложилась в городе на Рейне во время заседаний Вселенского Базельского собора (1431-1449 гг). Духовная элита стекалась сюда со всей Европы, чтобы обсудить будущее папской власти и настоятельную необходимость церковных реформ, а также отношения западной и восточной христианской церкви. Многие члены Собора учреждали фонды для поддержки различных церквей и монастырей Базеля. Город преобразился: сюда начали приезжать иностранные сановники, стали доставляться различные предметы роскоши. На волне этого оживления в Базель потянулись и художники, которых не могли не заинтересовать вновь открывшиеся возможности для получения заказов на алтарные картины, фрески или витражи.

По некоторым сведениям, Виц работал мастером настенной росписи. Известно также, что он выполнял заказы ряда швейцарских церквей на алтарные картины.  Три основных несомненных произведения мастера — это алтарь «Зерцало искупления человечества» (Heilsspiegel-Altar), безымянный алтарь со сценами из жизни Девы Марии (Marienaltar) и алтарь Св. Петра (Petrusaltar). В его работах отразился растущий интерес той эпохи к внешнему миру, к реальности в ее непосредственном восприятии. Большое значение, которое художник придавал оптическим явлениям — свету, тени, отражениям, — а также его стремление передать глубину архитектурных пространств и пейзажей считаются доказательством его знакомства с фламандской живописью того времени. Именно непосредственность и темперамент, необычайная «жизненность» составляют главную прелесть искусства Вица.

Конрад Виц первым из немецких живописцев начинает трактовать картину как трехмерное построение. Хотя открытие научно обоснованных законов прямой перспективы произошло только в конце XV века (основная заслуга в этом принадлежит таким художникам, как Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи и А. Дюрер), Виц, даже не обладая знанием законов перспективы, чисто эмпирическим путем достигает удивительной глубины. «О каких-либо теоретических знаниях перспективы в данном случае не может быть и речи. Вся перспективная иллюзорность основана на наблюдательности и практике», — пишет А. Бенуа.

Конрад Виц, Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот

С помощью резкой светотени Виц придает фигурам и предметам объемный, рельефный характер, он стремится к пластической выразительности каменной скульптуры. Эмоции персонажей подчас изображены достаточно условно, но фигуры неизменно прочно стоят на земле, они подчеркнуто материальны, что особенно выявляет падающая от них тень. Даже мелкие детали типа камешков (см. композицию «Встреча Иоакима и Анны») приобретают у него иллюзорно-трехмерную, стереометричную предметность («открытый барьер "золотых ворот", род чулана позади, почва с "кусками" газона, зубцы над створчатым отверстием — всё это лезет и лепится до назойливости»). Как пишет А. Бенуа, больше всего Вица интересует «передача осязательности и выпуклости предметов».

Кроме того, Вицу удавалось необычайно правдоподобно, «с почти иллюзорной убедительностью» изображать фактуру разнообразных материалов, драгоценных тканей, причудливых одежд и головных уборов, доспехов и украшений. Но здесь он порывает с традиционной живописной манерой своего времени: подобные можно встретить разве что в старой фламандской живописи таких мастеров, как Ян ван Эйк и Флемальский мастер.

Конрад Виц, Авесса перед царем ДавидомКонрад Виц, Сивхай (Совохай) и Ванея

Одним из главных новшеств Конрада Вица было достоверное изображение широких панорамных ландшафтов. Природа зачастую выдвигается у него на первое место, фигуры становятся частью пейзажа. Обратите внимание, как поразительно передана вода в картине «Святой Христофор». Та же опасная глубина и величественное спокойствие зеркальной поверхности в самой известной работе Вица — композиции «Чудесный улов» (Der Wunderbare Fischzug) (другое название: «Хождение по водам»).

Хранящаяся в женевском Музее искусства и истории (Musée d’art et d’histoire) картина «Чудесный улов» — это единственная из всех работ Вица, подписанная автором. Наряду с тремя другими фрагментами, панно некогда являлось частью алтаря Св. Петра (Petrusaltar), созданного Вицем для одноименного собора в Женеве. Композиция представляет собой образец зрелого творчества Вица и чуть ли не первое в истории использование реального, списанного с натуры пейзажа: окрестностей Женевского озера с горами Моль и Салев и сверкающей снежной цепью Монблана. Многие искусствоведы сходятся на том, что это первый топографически точный «портрет» уголка природы в североевропейском искусстве.

Конрад Виц, Чудесный улов

На раме «Чудесного улова» мастер вывел такие слова: Hoc opus pinxit magister conradus.sapientis.de basilea m°.cccc°xliiii, «Сие произведение написал Конрадус Сапиентис из Базеля, 1444 (прозвищем Sapiens, «Конрад Мудрый», художник, вероятно  подчеркивал свое высокое мнение о себе, в ренессансной манере претендуя на особый статус «художника-ученого»). Именно обнаружение этого автографа на старинной раме послужило толчком к открытию творческого наследия Конрада Вица в XX веке. (Строго говоря, это была редкая удача: стоит иметь в виду, что подписывать свои произведения художники этой части Европы [к северу от Альп] стали только в начале XVI века, когда много работ стало выполняться по заказу отдельных клиентов. В эпоху позднего Средневековья большинство живописцев и скульпторов свои произведения не подписывали, поэтому мы не всегда знаем их имена, отсюда и частые описательные прозвища, которые даются анонимным художникам: «Верхнерейнский мастер», «Мастер из Флемаля», «Мастер домашней книги», «Мастер Благовещения из Экса» и т.п.).

После того как в 1901 году хранитель Публичного художественного собрания в Базеле Даниель Буркгардт (Daniel Burckhardt-Werthemann) вновь открыл Конрада Вица для широкой публики и специалистов, фигуре этого художника стали посвящать свои исследования многие поколения искусствоведов. Новая выставка в Художественном музее Базеля является долгожданным исполнением давнишнего замысла: благодаря этому событию, любителям искусства впервые будет представлена столь обширная панорама творчества этого выдающегося мастера.

Конрад Виц, Ангел Благовещения

Центральное место в экспозиции занимает знаменитейшее произведение Конрада Вица — алтарь «Зерцало искупления человечества» (Heilsspiegel-Altar), предположительно выполненное им для церкви Св. Леонарда (Леонхарда) (Leonhardskirche) в Базеле ок. 1435 (таким образом, оно является самым ранним из известных произведений мастера). После многолетней реставрации с применением современных технологий перед посетителями предстанут девять обновленных створок этого алтаря из собственного собрания базельского Художественного музея, а также еще три уцелевших створки, которые будут предоставлены музеями Дижона (Musée des Beaux Arts) и Берлина (Gemäldegalerie). Дело в том, что до нашего времени алтарь дошел не полностью: первоначально он состоял из двух двусторонних створок с четырьмя сценами на каждой, то есть всего было 16 панелей, однако до нас дошло лишь двенадцать (четыре панели, а также центральное панно алтаря и пределла были утрачены во время иконоборческих восстаний времен Реформации в 1529 году).

Конрад Виц, ЦерковьКонрад Виц, Синагога

Алтарь «Зерцало искупления человечества» («Зерцало спасения человеческого») был вдохновлен одноименным позднесредневековым догматом  Speculum humanae salvationis. В этой популярной богословской книге, послужившей основой для множества произведений искусства, проводятся параллели между событиями Ветхого и Нового Завета и, исходя из средневековой теории типологии, утверждается, что первые служили прообразом, или предзнаменованием, для вторых. Например, ветхозаветный священник и царь Мелхиседек рассматривается как прообраз Христа. К тому же, Мелхиседек, как известно, приветствовал Авраама, предложив ему хлеб и вино, и это событие стало считаться прообразом причастия.

Конрад Виц, Есфирь перед Артаксерксом

Аналогичным образом, знаменитая библейская женщина Эсфирь (Есфирь), смело ходатайствовавшая перед своим мужем персидским царем Артаксерксом (Ахашверошем) о спасении иудейского народа от их истребления его визирем Аманом, считается предвосхищением Девы Марии-Заступницы на Страшном Суде. Царица Савская, преподнесшая дары царю Соломону, в свою очередь, рассматривается как предшественница волхвов с их подарками новорожденному Христу. Тот же самый смысл вкладывается и в двойную композицию «Давид и трое храбрых (Сивхай, Ванея и Авесса)» (она состоит из двух панелей: «Сивхай (Совохай) и Ванея» и «Авесса перед царем Давидом»). Каждый рыцарь несет царю Давиду драгоценный сосуд с водой из колодезя Вифлеемского (см. Вторая книга Царств (Самуила), глава 23). Эта сцена также считается ветхозаветным аналогом поклонения волхвов.

Конрад Виц, Соломон и царица Савская

В целом на выставке будет представлено свыше 90 экспонатов — включая многочисленные произведения Вица и художников его мастерской, не только живописные, но и из области графического искусства, настенной и витражной живописи, — демонстрирующих влияние мастера на его современников далеко за пределами Базеля и верхнерейнского региона. Для этой цели используется не только традиционный исторический подход, но и тщательный анализ картин с применением современных технологий, позволяющих сделать поразительные выводы о развитии живописных приемов. На выставке можно будет увидеть множество шедевров позднеготической и раннеренессансной живописи из самых известных художественных музеев Европы, а также из частных коллекций.

Последователь Конрада Вица, Оплакивание Христа

 

Перечень использованных в статье репродукций Конрада Вица:

1) «Святой Христофор, несущий через реку Младенца-Христа» (Heiliger Christophurus). Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

2) «Свв. Екатерина и Мария Магдалина» (Die Heiligen Katharina und Maria Magdalena). Безымянный алтарь со сценами из жизни Девы Марии (ок. 1440). Темпера, дерево. Музей собора Нотр-Дам в Страсбурге (Musée de l’Œuvre Notre-Dame).

3) «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» (Joachim und Anna vor dem goldenen Tor/Joachim und Anna an der Goldenen Pforte). Безымянный алтарь со сценами из жизни Девы Марии (ок. 1440). Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

4) «Авесса перед царем Давидом» (Abisai/Abishai, der vor David kniet). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внутренняя сторона. Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

5) «Сивхай (Совохай) и Ванея» (Sibbechai/Sabobai und Benaja/Benaiah/Banaias). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внутренняя сторона. Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

6) «Чудесный улов» (Der Wunderbare Fischzug). Женевский алтарь Св. Петра (1444), внешняя сторона. Темпера, дерево. Музей искусства и истории в Женеве (Musée d’Art et d’Histoire).

7) «Ангел Благовещения» (Der Engel der Verkündigung). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внешняя сторона. Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

8) «Христианская церковь» (Ecclesia). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внешняя сторона. Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

9) «Синагога» (Synagoga). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внешняя сторона. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

10) «Есфирь перед Артаксерксом» (Esther vor Ahasver). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внутренняя сторона. Темпера, дерево. Художественный музей в Базеле (Kunstmuseum).

11) «Соломон и царица Савская» (Salomo und Königin von Saba). Алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1434/5), внутренняя сторона. Темпера, дерево. Берлинская картинная галерея (Gemäldegalerie).

12) Последователь Конрада Вица. «Оплакивание Христа» (Nachfolger des Konrad Witz, Beweinung)  (ок.1440/1445).

 


Другие материалы о религиозных сюжетах в европейском искусстве XV века:

- Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз» в Кольмаре.
- Страсти Христовы Генриха Лутцельманна и створки алтаря XV века в церкви Св. Петра Старого в Страсбурге.

Другие материалы о выставках в Художественном музее Базеля:

- Большая выставка Ван Гога в Базеле: «Винсент Ван Гог: между небом и землей. Пейзажи».


При подготовке статьи использовались следующие источники:

- Официальный сайт Художественного музея в Базеле

- Информация о выставке (пресс-релиз и прочие материалы)

- Konrad Witz, статья в немецкой Википедии

- Konrad Witz is a giant of medieval painting just waiting to be discovered

- Всеобщая история искусств, том 3: искусство XV века

- Medieval Germany: An Encyclopedia Witz, Konrad (ca. 1400/1410–1445/1446)

- Журнал Artinside, выставки 2011 года в базельском регионе; стр. 16-21: Konrad Witz, von Katharina Georgi

- Биография Конрада Вица (на немецком языке)

- Гомбрих Э. История искусства. Ренессанс.

- Бенуа А. История живописи. Том I. Немецкий пейзаж в XV и XVI веках. Конрад Виц.

- Искусство и культура. Виц, Конрад.

- Европейское искусство: Виц, Конрад.

- Konrad Witz. Abishai Kneeling before David. Sabobai and Benaiah.

- Энциклопедия живописи. Швейцарский художник Конрад Виц.

- Краткая биография Конрада Вица и описание алтаря «Зерцало искупления человечества».

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Марки пишет:

    Всегда когда вижу картины Средневековья с людьми, задаюсь мыслью: «Люди того времени совсем не похожи нашего(внешне), это так было задумано художником или они и вправду были другими.»