Достопримечательности Кольмара. Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз» и ее символика. Клуатр Доминиканского монастыря в Кольмаре.

После прогулки по улице Пекарей и улице Голов мы вышли на площадь Доминиканцев (Place des Dominicains). На этой площади находится здание Доминиканской церкви (L'église des Dominicains). После главного собора Кольмара — церкви Св. Мартина — это второе по величине и значимости культовое сооружение города. Ранее церковь относилась к монастырю ордена доминиканцев (Couvent des Dominicains).

Вид на Доминиканскую церковь с воздуха, с юго-восточной стороны (фото 1981 года с сайта www.crdp-strasbourg.fr):

Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Сам монастырский комплекс был основан в 1278 году, а церковь построена в 1283-1346 гг. (первый камень был заложен Рудольфом I Габсбургом). После Великой французской революции, в 1792 году, монастырь был закрыт, а церковь вскоре превращена в зернохранилище. В 1795 году монастырские помещения стали использоваться в качестве жандармских казарм, впоследствии были переоборудованы под школу, а теперь превращены в библиотеку. С 1894 года началась реставрация церкви и возвращение ее общине (см. Доклады заседаний археологического конгресса Франции). Кстати, совсем недалеко от этого монастыря находится еще один знаменитый средневековый доминиканский монастырь Кольмара, превращенный ныне в музей Unterlinden.

В конце ноября и весь декабрь на площади Доминиканцев традиционно проходит один из пяти главных рождественских базаров Кольмара, его упоминают среди самых красочных и разнообразных рождественских базаров Эльзаса. Также здесь регулярно устраиваются пасхальные базары. Фото рождественского базара у Доминиканской церкви с сайтов noel.tourisme-alsace.com и www.planet.fr:

Доминиканская церковь, Кольмар, ФранцияДоминиканская церковь, Кольмар, Франция

В рождественскую пору площадь преображается. Волшебную атмосферу создает праздничная подсветка самой церкви и ее великолепных витражей, гирлянды на деревьях и красиво украшенные киоски и лотки. В ожерелье рождественских огней Доминиканская церковь смотрится неподражаемо, особенно с высоты птичьего полета (фото с сайта www.ot-colmar.fr):

Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Площадь и в обычное время достаточно уютная, ее окружают полсотни симпатичных фахверковых домиков, разноцветных и премило украшенных к Рождеству. Правда, в дневное время вид у этого места несколько сонный и не очень праздничный:

Доминиканская церковь, Кольмар, ФранцияПлощадь Доминиканцев, Кольмар, Франция

Также на площади Доминиканцев, позади церкви, находится один из многочисленных кольмарских средневековых колодцев. Этот колодец появился здесь в 1584 году и сегодня внесен в число исторических памятников Франции. Он украшен скульптурным изображением двуглавого орла на гербе. Сегодня колодец, разумеется, не используется, но еще в XX веке он функционировал: в 1904 году был проведен его ремонт. Слева — наша фотография, справа — зарисовка знаменитого эльзасского иллюстратора Анси (Жан-Жака Вальца) (рисунок 1934 года, с сайта colmar-city.over-blog.com):

Средневековый колодец, площадь Доминиканцев, Кольмар, ФранцияСредневековый колодец, площадь Доминиканцев, Кольмар, Франция

Следующий рисунок Анси изображает ту часть площади Доминиканцев, которая сегодня именуется Place des Martyrs de la Résistance. Справа мы видим собственно Доминиканскую церковь, вдали можно заметить уже знакомый нам средневековый колодец, а на горизонте возвышается расположенная неподалеку главная церковь Кольмара — собор Св. Мартина (иллюстрация «Летний вечер в Кольмаре» с сайта colmar-city.over-blog.com):

Церкви на рисунке Анси, Кольмар, Франция

Доминиканская церковь в Кольмаре — прекрасный образец готического зального храма (église-halle) рейнских нищенствующих орденов XIV-XV вв. Архитектура церкви типична для храмов нищенствующих орденов: здесь нет ни трансепта, ни колокольни. Крышу венчает небольшая башенка с крестом, а редкие скульптурные элементы встречаются лишь в оформлении порталов. Так, например, боковой портал Доминиканской церкви украшает фигура Богоматери с младенцем и барельефы с изображением двух ангелов (портал в неоготическом стиле относится к концу XIX века и является работой кольмарского скульптора Теофиля Клема (Théophile Klem)):

Доминиканская церковь, Кольмар, ФранцияДоминиканская церковь, Кольмар, Франция

Жаль, мы были в Кольмаре зимой (да еще и Рождество не застали...), когда даже жизнерадостные достопримечательности выглядят более сурово и нелюдимо. Чего уж говорить о строгих и аскетичных сооружениях.  Поэтому любуйтесь-ка лучше общим видом Доминикаской церкви летом, когда более четко просматривается характерный геометрический рисунок крыши, да и площадь в целом смотрится гораздо привлекательнее (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com):

Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Теперь немного об архитектуре и интерьере этой старинной церкви. Трехчастный неф с шестью ячейками (травеями) выходит к алтарной части — сводчатому хору, замыкаемому пятигранной апсидой (схему храма см. здесь). Благодаря высоким тонким колоннам без капителей создается впечатление устремленности вверх. Головокружительные арки взмывают на высоту более 20 м. Хор в готическом стиле с крестовым ребристым сводом имеет 30 м в длину (неф, в свою очередь, 35 м) и является значительно более узким и несколько менее высоким, чем неф. Следующая фотография (1981 года) показывает вид на центральный неф и хор со стороны бокового южного нефа (источник: www.crdp-strasbourg.fr):

Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Интерьер церкви отличается благородной простотой, стены украшает тонкая резьба по дереву у алтаря и великолепные витражи XIV и XV веков (фото с сайта Офиса туристической информации Кольмара). Витражи Доминиканской церкви рассказывают истории библейского цикла, а также повествуют о жизни святых. Один из средневековых витражей хора изображает основателя ордена доминиканцев — святого Доминика (витраж создан ок. 1300 года, фотография с сайта «Готическое искусство Эльзаса»; любителям романских и готических витражей также может быть интересен раздел «Витражи Страсбургского собора: истории, сюжеты и загадки»).

Доминиканская церковь, Кольмар, ФранцияДоминиканская церковь, Кольмар, Франция

У входа в алтарную часть Доминиканской церкви находится один из шедевров рейнской живописи XV века — живописное полотно Мартина Шонгауэра «Мадонна в беседке из роз» (La vierge au buisson de roses) (1473) (фото с сайта Офиса туристической информации Кольмара).

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Мартин Шонгауэр (Martin Schongauer) (ок. 1448–1491) — один из самых знаменитых уроженцев Кольмара. В этом городе он родился, учился и работал. Отец художника, Каспар Шонгауэр, занимался ювелирным ремеслом, что, очевидно, наложило отпечаток и на творчество самого Мартина. Работы Шонгауэра отличаются филигранной тонкостью рисунка и тщательной проработкой деталей, напоминая драгоценные украшения. За красоту произведений художника прозвали Прекрасным Мартином (Martin Shön или Hüpsch/Hipsch Martin) (есть, однако, версия, что это был просто способ сократить его фамилию, с Martin Schongauer до Martin Schön).

Известно, что Шонгауэр также ездил учиться живописи в Бургундию (а именно: город Бон), Нидерланды и, возможно, Испанию. И действительно, по изысканной манере письма и богатству красок немногие дошедшие до нас картины «Прекрасного Мартина» обнаруживают сходство с лучшими произведениями фламандских художников того времени. Особенное влияние на его творчество оказало знакомство с работами мастера Рогира ван дер Вейдена (Rogier van der Weyden) (мы видели интересный памятник этому художнику в его родном бельгийском городе Турне). После возвращения в Кольмар Шонгауэр открыл мастерскую живописи и гравюры, в 1473 году выполнил свой первый крупный заказ (которым, собственно, и стало полотно «Мадонна в беседке из роз»), а в 1477 году приобрел дом недалеко от церкви Св. Мартина, так называемый Дом у Лебедя — сейчас его обычно называют просто Домом Шонгауэра (фото с сайта www.colmar.fr) (подробнее об этом доме и доме семьи Шонгауэра читайте в разделе «Прогулка вокруг Соборной площади»):

Дом Шонгауэра, Кольмар, Франция

Мартин Шонгауэр был не только живописцем, но и крупнейшим рисовальщиком и гравёром эпохи до Альбрехта Дюрера. Он основал в Кольмаре школу гравюры, из которой выросли «малые мастера» (Kleinmeister) следующего поколения, а также большая группа нюрнбергских художников (есть сведения, что Дюрер собирался стать учеником Шонгауэра и отправился в путь, однако не застал художника в живых; но Дюрер остался в его мастерской и несколько месяцев изучал технику гравюры на меди). Выполненный скульптором Бартольди памятник Мартину Шонгауэру мы увидим чуть позже, возле кольмарского музея Unterlinden, где есть несколько ценных картин Мартина Шонгауэра. Последней работой Шонгауэра стала роспись собора Stephansmünster в немецком городе Брайзах-на-Рейне (Vieux-Brisach) (недалеко от Кольмара), где он стал гражданином в 1489 году и умер в 1491 году от чумы в самом расцвете сил (ему было где-то около 40 лет).

Из-за смерти мастера эти огромные (более 100 кв.м) фрески, выполненные по мотивам сюжетов Страшного суда, так и остались незаконченными. В настоящее время они, к сожалению, сильно поблекли. Посмотреть фотографии фресок Шонгауэра в соборе Брайзаха можно здесь, а также на сайте encyclopedie.bseditions.fr (рекомендую также более подробное описание на немецком и иллюстрации здесь: часть 1 и часть 2). Ряд работ Шонгауэра хранится в кольмарском музее Унтерлинден (фото и описания можно найти в разделе «Музей Унтерлинден в Кольмаре: гуляем самостоятельно»). См. также материал о памятнике Шонгауэру работы Ф.О. Бартольди.

Но вернемся к шедевру «Мадонна в беседке из роз». Это единственное точно датированное произведение Шонгауэра. Композиция была написана художником для алтаря кольмарской церкви Св. Мартина. Там она и находилась всё это время, но в 1972 году была похищена. Через год картину случайно обнаружили в Лионе и решили больше не возвращать в действующую церковь, а выставить под усиленной охраной в музее, расположившемся в здании Доминиканской церкви. Таким образом, с 1973 года «Мадонна» постоянно находится здесь, у входа в алтарную часть (хор) церкви (фото с сайта www.colmar.fr):

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Благодаря гармоничности, трогательной хрупкости, сбалансированной цветовой гамме, тонкости и изяществу композиции, алтарный образ «Мадонна в беседке из роз» считается настоящим шедевром немецкой живописи. Стоит, однако, оговориться, что современный зритель не имеет возможности воспринимать эту позднеготическую композицию так, как она задумывалась, со всей ее атмосферой и «воздухом»: дело в том, что изначально это было огромное прямоугольное (а не закругленное сверху) полотно, но впоследствии картина по неясной причине была обрезана со всех сторон, что уменьшило ее размеры с 250x165 см до 201x112 см. Сильнее  всего от этого варварства пострадал верх картины, где находились изображения Бога Отца и Бога Духа Святого на фоне неба. В результате композиция стала более плотной и зауженной, с урезанной перспективой, а фигура Богоматери переместилась строго в центр и стала казаться еще более монументальной. Небольшая копия полного варианта картины, выполненная в XVI веке, хранится в американском музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне:

«Мадонна в беседке из роз», копия

В начале XX века картине Шонгауэра было найдено достойное обрамление: футляр с позолотой и пышной деревянной резьбой в неоготическом стиле работы кольмарского скульптора Теофиля Клема (Théophile Klem). Тогда же художник Мартин Фойерштайн (Martin von Feuerstein) выполнил на створках алтаря живописную сцену Благовещения (фото с сайта www.zum.de):

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Общий вид композиции сегодня, фото с сайта upload.wikimedia.org:

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Поговорим теперь о сюжете и символической трактовке картины. Шонгауэр изобразил Богоматерь в цветущем саду, в окружении цветов и разноцветных порхающих птиц. Мария бережно держит на руках младенца, который ухватился за ее платье и волосы. Позади них возвышается беседка из красных и белых роз. Великолепную корону Богоматери держат два ангела в голубых одеждах. На картине можно увидеть реалистично и в то же время трогательно и поэтично запечатленные художником растения (ирисы, розы, садовую клубнику, пионы...) (фото с сайта picasaweb.google.com):

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Всё изображенное на картине имеет определенное символическое значение. Так, колючки розовых кустов олицетворяют шипы на терновом венце Иисуса, а собственно красная роза (мистическая роза) является традиционным цветком Девы Марии: в псалмах Богоматерь часто уподобляется розовому саду или цветку. Розы на картине Шонгауэра несут двойной символический смысл: во-первых, это символ любви и сострадания, а также пролитой мучениками крови; во-вторых, с пурпурными дамасскими розами связана следующая легенда: это восточный цветок, который — вместе с обломком истинного креста, на котором был распят Христос, — привез с собой в Провен из Седьмого крестового похода знаменитый «принц труверов» граф Шампанский и король Наваррский Тибо.

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

На полотне также изображена одна белая роза. Согласно средневековой легенде, белая роза является символом смерти. Таким образом, она может олицетворять будущие Страсти Христовы (если только речь не идет о смерти самого художника, который, как свидетельствует (довольно плохо читаемый) текст на золотом нимбе, обращается к Деве Марии с молитвой и просит ее принять его как своего собственного ребенка: «me carpes genito tu quoque (o) sanctissima virgo», то есть «И ты тоже заберешь (сорвешь) меня как своего сына, о Святейшая Дева»). Левкои являются растением семейства Крестоцветные и символизируют крест, на котором была распят Иисус. Лилии — символ святых и мучеников (на нынешнем обрезанном варианте картины лилий не видно, можно посмотреть копию XVI века). Рядом с лилией Шонгауэр изобразил ирисы, также считающиеся цветами Девы Марии и символом непорочного зачатия. В старой европейской живописи на изображениях Богоматери ирис часто присутствует как вместе с лилией (например, у Рогира ван дер Вейдена), так и вместо нее. Это символическое значение связано с тем, что название «ирис» означает «лилия с мечом»(шпажник), в чем усматривается намек на скорбь Марии о Христе. Белоснежные цветы земляники символизируют девственную чистоту и невинность, земляничный трилистник обозначает триединство Бога, а красные ягоды — кровь Христа (они также считаются пищей младенцев, умерших в раннем возрасте).

Пион (три детальных репродукции с изображениями пионов — с сайта www.paeonia.ch) — это «роза Троицы», роза без шипов. В средние века пиону приписывались сильнейшие целебные и чудодейственные свойства: в частности, способность вылечивать психические заболевания и отводить злые заговоры.

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Акварельный этюд пионов для картины «Мадонна в беседке из роз» был выполнен Шонгауэром примерно в 1472 году (репродукция ниже с сайта  www.wga.hu). Как уже говорилось, при посещении Кольмара в 1491 году Дюрер уже не застал художника в живых. Однако известно, что он получил в подарок от его братьев несколько рисунков Шонгауэра, в том числе и этот набросок. Искусствоведы отмечают, что в дюреровских опытах с цветами (имеются в виду рисунки Дюрера начала 1500-х годов) явно прослеживается его знакомство с этюдами Шонгауэра.

Мартин Шонгауэр, пионы, этюд к «Мадонне в беседке из роз»

Помимо уже упомянутых цветов и растений, на полной версии картины присутствовал синеголовник, являющийся символом страданий Христа и Девы Марии. Что касается символического значения изображенных птиц, то серо-коричневый воробей является символом скромности или добродетели, а малиновка (зарянка) обозначает смерть и воскресение, Страсти Христовы. Согласно христианской традиции, когда Христос шел на Голгофу, малиновка (иногда вместо малиновки упоминают щегла) выдернула колючку из его тернового венца и обагрилась его кровью.

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Большое мастерство художника чувствуется в проработке складок красного платья Марии и черт ее лица. По эмоциональному воздействию картина оставляет чувство умиротворения и едва ощутимой тревоги (обратите внимание на взгляды матери и младенца: они смотрят в разные стороны, что символизирует грядущее расставание). Бледное лицо Марии застыло в одухотворенном спокойствии, но в тонких пальцах заметно напряжение, предчувствие драмы.

«Мадонна в беседке из роз», Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Увидеть шедевр Шонгауэра, выставленный в Доминиканской церкви, может сегодня любой гость Кольмара. Вход в церковь платный, но цена билета чисто символическая. Как выяснилось, в глухое зимнее время, сразу после Нового года, церковь не работает, так что попасть внутрь нам не удалось. В остальное время (с 17 марта по 31 декабря) часы работы Доминиканской церкви в Кольмаре следующие: с 10-00 до 13-00 и с 15-00 до 18-00 (информация Офиса туристической информации Кольмара). Вход в церковь выглядит так:

Доминиканская церковь, Кольмар, Франция

Позади Доминиканской церкви находится Центральная городская библиотека Кольмара (Bibliothèque municipale de Colmar), разместившаяся в стенах того же бывшего Доминиканского монастыря (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com):

Центральная библиотека, Кольмар, Франция

Адрес кольмарской библиотеки: Place des Martyrs de la Résistance, 1, то есть это буквально соседнее здание с рестораном Brasserie du Musée на углу улицы Голов. Это хорошо видно на следующей фотографии (вид на здание библиотеки и Доминиканскую церковь, с сайта www.colmar.fr): слева на переднем плане мы видим Синбаш (Зинбах/Sinnbach — рукав реки Лош (Лаух/Lauch), на которой стоит Кольмар), по центру — собственно библиотеку, слева вдали виднеется церковь Св. Мартина, а справа ближе к нам — как раз здание вышеупомянутого ресторана с «пряничным» фасадом.

Центральная библиотека, Кольмар, Франция

Кольмарская библиотека владеет одним из богатейших собраний инкунабул во Франции (более 2300 изданий), а также свыше 1200 ценных рукописей, самые древние из которых восходят к VIII веку, а недавно в библиотеке был даже обнаружен фрагмент Библии Гутенберга (см. запись об Иоганне Гутенберге в Страсбурге). Собрания библиотеки Кольмара значительно обогатились во время Французской революции, в результате разграбления эльзасских монастырей и аббатств и последующей передачи этих книжных коллекций городу. Сегодня библиотека занимает бывшие монастырские здания, расположенные вокруг средневекового клуатра (крытой обходной галереи) и реконструированные в 1733-1742 гг. В клуатре Доминиканского монастыря Кольмара регулярно проходят концерты. (Фото с сайтов www.colmar.fr и www.ot-colmar.fr).

Центральная библиотека, Кольмар, ФранцияЦентральная библиотека, Кольмар, Франция

Клуатр, этот чудесный готический двор с окруженным галереей садом — наверное, красивейшая часть строгого Доминиканского монастыря. Летом во дворике растет множество цветов и растений, и ландшафтные дизайнеры создают с их помощью интересные геометрические узоры. В сочетании с древними монастырскими галереями струящаяся зелень создает совершенно особенное впечатление (подобной крытой галереей также можно полюбоваться в другом бывшем монастыре Кольмара, нынешнем музее Unterlinden).

На стенах клуатра Доминиканского монастыря сохранились потускневшие от времени фрески. Эти росписи, как считается, выполнил в 1490 году ученик Мартина Шонгауэра — Урбен Хутер (Urbain Huter) (1471-1501).

Клуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, ФранцияКлуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, Франция

На этих и следующих черно-белых фотографиях (с сайта Министерства культуры Франции) мы видим фрески южной галереи клуатра. Росписи на западной стене этой галереи изображают сцены Положения во гроб и Воскресения (редкая цветная фотография с сайта www.alsace-passion.com).

Клуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, ФранцияКлуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, Франция

Несколько качественных современных фотографий клуатра Доминиканского монастыря в Кольмаре (с сайта villedecolmar.blogspot.com):

Клуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, ФранцияКлуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, Франция

Еще фотография клуатра (источник www.encyclopedie.bseditions.fr):

Клуатр Доминиканского монастыря, Кольмар, Франция

От площади Доминиканцев мы пошли в направлении церкви Св. Мартина. Сначала вышли на Школьную площадь (Place de l'École), соединяющую улицы Пекарей и Слесарей (Rue des Boulangers и Rue des Serruriers), и полюбовались роскошным зданием в стиле ар-нуво, где расположилась известная кольмарская кондитерская Pâtisserie Jean, существующая с 30-х годов XX века (адрес кондитерской: Place de l'École, 6). Здесь продается великолепный подарочный шоколад, пряники, пирожные и, конечно, превосходные эльзасские гугельхупфы (подробнее об эльзасских сладостях и выпечке см. в записи «Эльзасские сладости и эльзасские сувениры: что купить в Страсбурге и Кольмаре»).

Кондитерская, Кольмар, Франция

Здесь же, на углу улицы Пекарей (Rue des Boulangers, 1) мы обратили внимание на интересный дом, в котором располагается магазин ювелирных изделий и часов Roelly (вдали виднеется симпатичный фахверковый дом, расположенный в доме № 9 по улице Пекарей; о других интересных зданиях и магазинчиках на этой улице читайте в записи «Прогулка по улице Пекарей и улице Голов»).

Магазин ювелирных изделий, Кольмар, ФранцияУлица Пекарей, Кольмар, Франция

Далее мы пошли по улице Слесарей (Rue des Serruriers) (налево, если стоять спиной к Доминиканской церкви).

Улица Слесарей и площадь Доминиканцев, Кольмар, Франция

На углу этой улицы и площади Доминиканцев находится дом с затейливой вывеской, изображающей бретцель. Это пекарня Helmstetter, где можно попробовать чуть ли не лучшие круассаны в Кольмаре и насладиться уютной атмосферой чайного салона.

Пекарня, Кольмар, Франция

На ближайшем доме (адрес Rue des Serruriers, 7), если присмотреться, можно разглядеть еще одну интересную магазинную вывеску — это знаменитая вывеска мясной и колбасной лавки Boucherie-Charcuterie Zimmerlin, созданная в 1930 году по рисунку Жан-ЖакВальца, больше известного как Анси (о других чудесных магазинных вывесках Кольмара, сделанных по эскизам Анси, читайте тут).

Изображенный на вывеске лев напоминает о том, что цех пекарей традиционно собирался в таверне «У льва» (Au Lion/Zum Loewen). Сам зверь, как нетрудно заметить, вооружен обоюдоострым мясницким тесаком. Композицию обрамляет изящная гирлянда из сосисок. В верхней части вывески мы видим симпатичную эльзасскую девчушку, которая ведет на веревочке за ногу откормленного поросенка. Металлическая конструкция украшена великолепной позолоченной буквой Z и гербом Кольмара. Эскиз Анси и сама вывеска (фото с сайта hansi.chez.com):

Вывеска колбасной лавки, Кольмар, ФранцияРисунок Анси, вывеска колбасной лавки, Кольмар, Франция

Само по себе здание бывшей колбасной лавки Zimmerlin тоже заслуживает внимания. В настоящее время установлено, что этот дом был построен в 1540 году: в ходе реставрации 1929 года Эмиль Циммерлин обнаружил эту дату, выведенную римскими цифрами над эмблемой первого владельца дома, портного Генриха (Анри) Голдстейша (Henri Goldstein), выстроившего его на фундаменте прежней постройки и жившего здесь вплоть до 1561 года.

Бывшая колбасная лавка Zimmerlin, Кольмар, Франция

Затем дом сменил множество владельцев, среди которых были и ремесленники, и купцы. Пекари, скорняки, мясники, слесари... После Тридцатилетней войны дом принадлежал торговцу Ортлибу, затем галантерейщику Хитшлеру. В 1722-1783 гг. домом владела семья Тибо-Зальцман. После хирурга Крауса сюда въехал изготовитель щеток Мейер, затем перчаточник Матиас Хейман, а в 1874-1883 гг. — купец Йозеф Хейман. Семья Циммерлин (Zimmerlin) приобрела дом в 1892 году. Тогда и началась традиция семейного дела — торговли колбасными изделиями. В 1930 году сын Жака Циммерлина Эмиль заказал кольмарскому мастеру художественной ковки Грейнеру (Greiner) изготовить вывеску по оригинальному дизайну «дядюшки Анси». Этот домовой знак и по сей день висит на углу здания.

В 1965 году дом купил кондитер Жан Дойчман (Deutschmann), и он до сих пор остается в собственности семьи Дойчман (как свидетельствует свежая надпись на доме, Жанин Дойчман провела реставрацию здания в 2008 году). После реконструкции исторического центра Кольмара в пешеходную зону на нижнем этаже здания еще какое-то время работала колбасная лавка, а после 1983 года здесь  традиционно размещаются различные магазины одежды. На верхних этажах этого исторического здания в настоящее время находятся гостиничные номера и апартаменты La closerie de la collégiale St. Martin.

Если пройти еще немного вперед по улице Слесарей, то в доме № 3 (Rue des Serruriers, 3) вас ждет симпатичный магазинчик подарков и сувениров «Прекрасный Эльзас» (La belle Alsace) (подробнее о типичных эльзасских сувенирах читайте в записи «Эльзасские сувениры: что купить в Страсбурге и Кольмаре»), а напротив, в доме № 8, — старинная аптека Св. Николая (Pharmacie Saint Nicolas).

Сувенирный магазин, Кольмар, Франция

Акварель Анси 1931 года изображает улицу Слесарей. Аптека находится на том же месте, что и сегодня (рисунок с сайта colmar-city.over-blog.com):

Рисунок Анси, улица Слесарей, Кольмар, Франция

На углу улиц Rue des Serruriers и Rue Saint-Nicolas находится еще один красочный магазин эльзасских сувениров и подарков, «Уголок умелицы» (Le Coin de l'Artisane) (адрес Rue Saint Nicolas, 2). Здесь вас ждут разнообразные декоративные предметы, музыкальные шкатулки, часы с кукушкой, открытки, фигурки, эльзасская керамика, текстиль и многое другое.

Сувенирный магазин, Кольмар, Франция

Угол здания украшает своеобразный скульптурный элемент — женская голова несколько подпорченными временем чертами.

Сувенирный магазин, Кольмар, Франция

Отсюда уже два шага до Соборной площади и собственно кольмарского собора — следующего пункта нашей прогулки по городу.


Описания других достопримечательностей Кольмара см. в записях:

Достопримечательности Кольмара. Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Достопримечательности Кольмара. Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Достопримечательности Кольмара. Кольмарский собор: коллегиальная церковь Св. Мартина.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой таможни.

Достопримечательности Кольмара. Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Достопримечательности Кольмара. Площадь Шести Черных Гор. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Достопримечательности Кольмара. Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Музей Унтерлинден в Кольмаре.


На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кольмара, Эльзас, Франция (это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех достопримечательностей, на французском языке). Чтобы загрузить карту, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,75 Мб (3436 x 2480 пикселей). Пешеходная зона Кольмара обозначена на карте желтым цветом. Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Кольмара. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты (зелёные кружки соответствуют различным учреждениям).

Дом «Карта города Кольмар, Франция

Другие карты Кольмара (на английском и немецком языках) можно найти на сайте Офиса туристической информации города Кольмара: ot-colmar.fr.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)