Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг Соборной площади: Кордегардия, дом Адольфа, Торговая улица, дом Пфистера.

Побывав в главном соборе (точнее, церкви) Кольмара — коллегиальной церкви Св. Мартина, мы обошли Соборную площадь вокруг и осмотрели все порталы храма. Также на площади находится множество разноцветных фахверковых домиков, включая замечательные исторические особняки: желтый фахверковый дом Гинтцбургера (знаменитый дом Пфистера находится прямо за ним), бледный зеленовато-желтый дом Адольфа и здание бывшей Кордегардии. Все три дома выстроились в южной части площади, один за другим.

Кордегардия, Кольмар, Франция

В первую очередь наше внимание привлекло контрастирующее с окружающим фахверком и на удивление изящное — учитывая его предназначение — здание сторожки или Кордегардии (помещения для караула), также именуемое полицейской частью (Ancien Corps de Garde/Maison de Police). Расположенное на Соборной площади (по адресу Place de la Cathédrale, 17) здание выделяется гармоничным порталом со стройными колоннами и особенно — красивым ренессансным балконом, или лоджией, откуда предполагалось зачитывать народу решения городского совета (дело в том, что сначала тут планировалось разместить ратушу). С XIII в. на этом месте располагалась часовня Св. Иакова при кладбище церкви Св. Мартина. Часовня служила оссуарием: здесь хранились кости, обнаруженные в ходе рытья новых могил. В 1575 году, на волне Реформации, здание было полностью перестроено в гражданское сооружение: сначала тут был устроен арсенал, а затем Кордегардия (впрочем, если приглядеться, в некоторых местах стены можно увидеть контуры заложенных арок часовни; кроме того, на вершине щипца крыши по сей день находится крест — один из последних заметных следов часовни).

Кордегардия, Кольмар, Франция

Выполненная в 1577-1582 гг. в стиле рейнского ренессанса (но с явным итальянским влиянием) лоджия, а также обрамленный тосканскими колоннами портал признаны шедевром архитектуры. Лоджию этой необычной сторожки украшают коринфские колонны, а также причудливые маскароны, изображающие лица плакальщиков. Возможно, они напоминают о печальных судебных приговорах и стоявшей на Соборной площади гильотине. Здание Кордегардии принадлежит к числу исторических памятников Франции и является одной из главных архитектурных достопримечательностей Кольмара. В настоящее время здесь периодически устраиваются выставки.

Кордегардия, Кольмар, Франция

Всегда интересно посмотреть, как выглядело то или иное здание в прошлые эпохи. Вот, например, старинная фотография фасада Кордегардии с надписью «Комиссариат полиции» (источник culture.gouv.fr):

Кордегардия, Кольмар, Франция

Было уже обеденное время, и мы сделали перерыв в осмотре достопримечательностей: здесь же на Соборной площади, в ее северной части, мы заприметили забегаловку — ресторанчик Brasserie l'Amandine (адрес: Place de la Cathédrale, 1). Это довольно симпатичное заведение, где мы согрелись глинтвейном и закусили салатом с тёплым овечьим сыром, а также пиццей и непременным фламкухеном (тарт фламбе) с местным сыром Мюнстер, луком и шпиком (о типичных эльзасских блюдах мы уже писали в заметке «Наш отзыв о посещении пивной в Страсбурге»).

Ресторан, Кольмар, Франция

Летом, разумеется, ресторанчик выглядит еще более привлекательно: можно усесться за столик на улице, под зонтиком, и любоваться собором. Так что если у вас возникнет вопрос: «Где поесть в Кольмаре», можете смело выбирать это место. Собственно, нам и зимой тут понравилось. Более того, если верить путеводителю Petit Futé, мы сделали очень правильный выбор: именно фламкухены с Мюнстером считаются фирменным блюдом этого ресторана (а еще он славится своими десертами). Заведение без претензий, но всё довольно вкусно, обслуживали нас очень любезно, было приятно и просторно сидеть, несмотря на достаточное количество народа (это было в воскресенье, к тому же зимнее воскресенье, так что не только все магазины были закрыты, но даже и некоторые кафе и ресторанчики позволили себе отдохнуть, поэтому сюда и набились посетители).

Ресторан, Кольмар, Франция

Выйдя из ресторанчика, мы еще немного побродили вокруг собора, полюбовались зданием Кордегардии и примыкающим к нему слева так называемым домом Адольфа (maison Adolph, адрес: Place de la Cathédrale, 16). Это правый дом на фотографии снизу (источник ot-colmar.fr); справа от фотографии — рисунок кольмарского художника Анси, изображающий эти же два дома (рисунок с сайта colmar-city.over-blog.com)

Дом Адольфа и дом Гинтцбургера, Кольмар, Франция Дом Адольфа, Кольмар, Франция

Этот высокий узкий дом с окнами, оформленными готическими арками, вероятно, является самым старым в городе: наиболее древние его части относятся к 1350 году (в эпоху Ренессанса дом был частично перестроен). Готические арки дома перекликаются с оконными и дверными проемами церкви Св. Мартина, которая строилась в то же время. Еще один рисунок Анси, изображающий Соборную площадь в Кольмаре и, в частности, дом Адольфа (источник иллюстрации: colmar-city.over-blog.com):

Соборная площадь, Кольмар, Франция

На следующей фотографии можно рассмотреть наиболее примечательную деталь фасада дома Адольфа: четыре окна со стрельчатыми арками на втором этаже и еще одно прекрасное готическое окно, разделенное на три ланцета и украшенное сверху тремя изящными розетками, между двумя строгими ренессансными окнами квадратной формы на третьем этаже (фото с сайта linternaute.com). Еще одно интересное окно находится на боковом фасаде дома (со стороны Кордегардии), и на нем указан 1584 год (раньше окно дополнялось красивыми резными ставнями: см. старинные фотографии тут; теперь ставни, очевидно, куда-то убрали для лучшей сохранности).

Дом Адольфа, Кольмар, Франция

На протяжении столетий в этом доме сменилось множество владельцев: тут жили ремесленники, торговцы, чиновники... Были среди них и сапожник, и кожевник, и скорняк, и зажиточный солевар, и староста местного совета, и даже итальянский купец. Мало что известно о хозяине, давшем дому имя: мы знаем лишь, что звали его Огюст Адольф (Auguste Adolph) и был он басонщиком, то есть изготавливал басоны (шнуры, тесьму, бахрому и прочую плетёную галантерею, в том числе позументы (галуны) для украшения одежды). Жил он в XIX в., и в Кольмар переехал из своей родной эльзасской деревушки в 1824 году. Я сфотографировала дом Адольфа сбоку:

Дом Адольфа, Кольмар, Франция

Около дома Адольфа можно посмотреть датируемый 1532 годом Львиный колодец, который раньше находился на Галантерейной улице (Rue Mercière). Колодец венчает изысканной работы консоль, украшенная двумя львиными головами, большой и маленькой (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com):

Колодец у дома Адольфа, Кольмар, Франция

Как уже говорилось, к дому Адольфа слева примыкает фахверковый дом Гинтцбургера (Maison Gintzburger), датируемый XV веком. В нижней части дома тянется ренессансная аркада с колоннами, одна из которых помечена инициалами Иоганна Якоба Раушера (Johann Jacob Rauscher), сына страсбургского галантерейщика, который приобрел этот дом в 1703 году; в 1704 году в здании был проведен ремонт (эта дата и указана на колонне) (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com).

Дом Гинтцбургера, Кольмар, Франция

А мы тем временем нырнули в одну из арок здания Кордегардии и очутились на Торговой (Купеческой) улице (Rue des Marchands), одной из самых интересных в Кольмаре. На этой улице множество ресторанчиков, магазинов, антикварных лавок и исторических достопримечательностей. Например, на этой улице находится дом, в котором родился замечательный кольмарский художник Мартин Шонгауэр (с его шедевром «Мадонна в беседке из роз» мы недавно познакомились), а также Дом-музей скульптора Бартольди. Считается также, что на этой улице сохранился лучший ансамбль зданий с коломбажем (фахверковых домов) во всем Кольмаре.

Выйдя на Торговую улицу, мы первым делом неожиданно наткнулись на узенький розовый дом в стиле ар-нуво (модерн) — кафе-кондитерскую «Золотой круассан», Au croissant doré (адрес: Rue des Marchands, 28). Фасад здания смотрится очень аппетитно, как будто с самого начала предназначался для кондитерской. Внутри кафе тоже оформлено в стиле ар-нуво, причем во всех уголках салона, а также в витрине выставлена впечатляющая коллекция керамических и металлических чайничков, кофейничков и прочей старинной кухонной утвари. Очаровательный домик.

Дом в стиле ар-нуво, Кольмар, Франция

В соседней кондитерской лавке Pains d'Epices Fortwenger (Rue des Marchands, 32) продавались не менее аппетитные пряничные человечки и прочие рождественские сладости (подробнее о традиционных эльзасских вкусностях и сувенирах мы уже писали в заметке «Что купить в Страсбурге и Кольмаре»):

Пряники, Кольмар, ФранцияПряники, Кольмар, Франция

Очень мило оформлен фасада фахверкового здания, в котором находится эта пряничная лавка:

Магазин пряников, Кольмар, Франция

На самом деле этот дом состоит из двух: тот, что слева, именуется домом «У розы» (zur Rose), а тот, что справа, — домом «У жирной курицы» (zur feisten Henne) (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com):

Магазин пряников, Кольмар, Франция

В соседнем доме (по адресу Rue des Marchands, 30) находится уже упоминавшийся Музей Бартольди (1834-1904) (Musée Bartholdi). С некоторыми памятниками работы этого скульптора мы уже встречались на улицах его родного Кольмара (см. «Первая прогулка по Кольмару»). В этом особняке на Торговой улице, принадлежавшем семье Бартольди со времен Революции, автор статуи Свободы и Бельфорского льва, собственно говоря, и родился. В январе и феврале (а также 1 мая, 25 декабря и 1 ноября) музей закрыт, так что мы едва смогли его найти, до того неприметно смотрелись запертые двери и весь фасад здания со стороны улицы. В остальное время музей работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00. Входная плата, судя по информации на сайте linternaute.com, составляет4,20 евро. Официальный сайт музея Фредерика Огюста Бартольди в Кольмаре: www.musee-bartholdi.com (но сайт, увы, очень давно не обновлялся).

Настоящие красоты скрываются внутри: обычно, когда музей открыт, помимо малоинтересного уличного фасада, можно видеть очаровательный внутренний дворик, в котором установлена бронзовая композиция Бартольди «Великие устои мира» (Grands soutiens du monde), одна из его последних работ (1902 год) (источник фото: colmar.fr). Скульптурная группа состоит из аллегорических фигур, символизирующих Труд, Справедливость и Патриотизм — столпы, на которых, по мнению Бартольди, стоит мир.

Музей скульптора Бартольди, Кольмар, Франция

Также во дворике можно полюбоваться двумя старинными порталами, из которых особенно занимателен тот, что служит главным входом в здание музея (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com). Эти ренессансные порталы обладают особой исторической ценностью и послужили основанием для причисления здания к историческим памятникам Франции. Сам особняк, если верить сайту о Кольмаре, был построен в XV в., затем реконструирован в XVIII в., а впоследствии дополнительно украшен самим Бартольди в конце XIX века.

Музей скульптора Бартольди, Кольмар, Франция

В частности, главный ренессансный портал (см. предыдущее фото) был принесен сюда именно Бартольди, причем мастер дополнил его тремя скульптурами собственного изготовления. Эти фигуры красуются в верхней части фасада: два геральдических льва по бокам и забавный баран по центру (сидит себе, приняв вполне человеческую позу). Второй портал датируемый концом XVII века, был перенесен сюда из здания, располагавшегося на улице Вобана (rue Vauban). Наверху портала можно заметить бронзовый барельеф работы Огюста Рюбена (Auguste Rubin), изображающий профили Бартольди и его супруги Жанны-Эмилии (Jeanne-Émilie Bartholdi) (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com).

Музей скульптора Бартольди, Кольмар, Франция

Что касается собственно коллекции, то в музее, открывшемся в 1922 году, на сегодняшний день представлены сотни эскизов и макетов знаменитых и не очень работ Бартольди (одной только статуе Свободы посвящен целый зал, а всем произведениям «американского цикла» — целый этаж). Чертежи и прочие документы позволяют увидеть процесс изготовления различных деталей скульптурных композиций. Особенно интересно проследить, как менялась концепция тех или иных памятников, созданных по проекту Бартольди для его родного города (см., например, фонтан Брюа и памятник генералу Раппу). Кроме того, в музее можно увидеть множество статуй, бюстов, рисунков и картин Бартольди (часть экспонатов была перенесена сюда из кольмарского музея Унтерлинден: скульптор сам подарил ему несколько своих работ), а также мебель и личные вещи скульптора и его семьи. Интерьер других комнат полностью воспроизводит роскошную обстановку последней парижской квартиры Бартольди (после смерти скульптора его вдова Жанна-Эмилия в 1907 году преподнесла все эти предметы в дар городу, вместе с кольмарским особняком). Следующая фотография дает представление об интерьерах, окружавших скульптора в Париже, — это воссозданная столовая Бартольди, особый уют и в то же время известный шик ей придает красивая мебель, картины и образцы китайского и севрского фарфора (источник linternaute.com):

Музей скульптора Бартольди, Кольмар, Франция

На противоположной стороне Торговой (Купеческой) улицы мы увидели любопытный дом «У воротничка» (Maison zum Kragen/Au collet) (Rue des Marchands, 9). Это здание стоит впритык к прославленному дому Пфистера и знаменито своей угловой деревянной полихромной статуей, изображающей бородатого человека в ренессансном костюме. Зеленоватый фахверковый дом «У воротничка» впервые упоминается в XIV веке, однако известно, что в 1586 году он обрушился. Заново отстроил здание, по всей видимости, Клаус Затман (другое написание — Штатман) (Claus Sattmann), тогдашний владелец дома Пфистера (башенка которого уже виднеется за зеленоватым домом «У воротничка» на следующей фотографии).

Дом «У воротничка» (zum Kragen), Кольмар, Франция

Бородач на углу дома — это, вероятнее всего, ренессансный торговец суконными товарами, а в руке у него — мерная линейка (локоть). Скульптура датируется 1609 годом (эта дата указана у подножия человечка) и была перенесена сюда из другого кольмарского дома, с улицы Берты Молли (Rue Berthe Molly).

Дом «У воротничка» (zum Kragen), Кольмар, Франция

Узкий проход между зданием Кордегардии и домом «У воротничка» (переулок Kragengässlein) ведет к уже знакомой нам Соборной площади и порталу Св. Николая:

Дом «У воротничка» (zum Kragen), Кольмар, Франция

Наконец, мы подошли к соседнему дому Пфистера (Maison Pfister). Этот сказочный дом с обилием настенных росписей находится на углу Торговой (Rue des Marchands, 11) и Галантерейной улицы (Rue Mercière) и является одной из самых известных достопримечательностей Кольмара, настоящим архитектурным символом Старого города. Многие называют это здание самым красивым во всем Кольмаре.

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Дом Пфистера прекрасно иллюстрирует вкусы буржуазии XVI века. Он был построен в 1537 году в для шляпного мастера Людвига Шерера (Ludwig Scherer), который купил ранее находившийся здесь дом «У черного петуха» (zum schwarzen Hanen) и приказал его разрушить, заменив более современным особняком. Нижний этаж этого великолепного ренессансного дома прорезан аркадами и выстроен целиком из камня, реффахского песчаника (grès de Rouffach) (что указывает на благосостояние владельца: он сколотил состояние не на торговле шляпами, а на серебряных рудниках долины Льепвр (Lièpvre) в Эльзасе), а вдоль верхнего этажа тянется элегантная деревянная галерея, по большей части украшенная росписями. Этажи дома Пфистера соединяет винтовая лестница, расположенная в восьмиугольной лестничной башенке, построенной в 1603 году и увенчанной очаровательной черепичной крышей.

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Два верхних этажа соединяет великолепный угловой эркер, увенчанный пирамидальной черепичной крышей. В 1577 году дом был отреставрирован по решению уже знакомого нам суконщика Клауса Затмана (Штатмана), он же заказал украсить стены дома росписями (некоторые историки утверждают, что это именно он, а не Шерер, разбогател благодаря выгодным вложениям в серебряные рудники). В 1613 году дом перешел к савойскому торговцу шелком Клоду Сизону (Claudius/Claude Sison), который провел в особняке необходимые восстановительные работы (этот протестантский купец был один из богатейших жителей Кольмара в ту эпоху, но из-за усиления контрреформаторского движения в 1628 г. был вынужден бежать в Мюлузу, которая была союзником Швейцарской конфедерации; в Кольмар позднее вернулся его внук). В 1840 году здание приобрел и отреставрировал некий Франсуа-Ксавье Пфистер (François-Xavier Pfister), в честь которого сегодня и назван дом (семья Пфистеров занимала особняк с 1841 по 1892 год).

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

С 1927 года здание объявлено историческим памятником национального значения. В 1971 году состоялась очередная реставрация дома (правда, мне показалось, что фрески уже не помешало бы подновить снова, а может, эти потемневшие от времени аутентичные росписи лучше не трогать, чтобы не повредить...). Вот, например, фрески, изображающие евангелистов:

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

По структуре дом считается типично средневековым (нижний этаж был традиционно отведен под торговые площади, верхние — под жилые помещения). Ренессансное же влияние сказывается в том, что в декоре фасада аллегорические фигуры добродетелей (Любовь, Вера, Надежда, Правосудие, Умеренность (Воздержание), Терпение и др.) соседствуют с фресками на библейские сюжеты. По образцу другого знаменитого ренессансного чуда Эльзаса — дома Каммерцеля в Страсбурге — дом Пфистера выражает гуманистические пристрастия купеческой буржуазии XVI века.

Немного подробнее о росписях дома Пфистера. На стенах дома, эркере и галереях изображены отцы Церкви и четыре евангелиста (нижний регистр), сцены из Книги Бытия (второй регистр) и другие ветхозаветные персонажи (Юдифь, Иаков) (верхний регистр, на одном уровне с аллегорическими фигурами). Авторство фресок приписывают Кристиану Вакштерферу (Christian Vacksterffer). На следующей фотографии можно увидеть фрески с аллегорическими фигурами Веры (Glaube) и Правосудия (Gerechtigkeit) на деревянном эркере дома Пфистера (источник: villedecolmar.blogspot.com):

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Неплохо сохранилась фреска со стороны Торговой улицы, посвященная сюжету из главы 21 Книги Бытия (это, по всей видимости, стихи 8 и 9: «Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. /И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается»):

Дом Пфистера, Кольмар, ФранцияДом Пфистера, Кольмар, Франция

С другой стороны дома цикл продолжается. Вот, например, фреска, изображающая другую сцену из той же главы 21 Книги Бытия (стих 14: «Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее»):

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

По соседству можно увидеть иллюстрацию к знаменитому сюжету из главы 22 («И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.//Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я») (источник фотографии — flickr.com):

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Рельефные медальоны на эркере изображают портреты императоров Священной Римской империи XVI века, включая Максимилиана I, Карла V и Фердинанда I.  На следующей фотографии видны некоторые детали эркера: на левой боковой грани отмечены инициалы первого владельца дома, а на табличке справа указано: Людвиг Шерер (Ludwig Scherer), шляпных дел мастер (Barettmacher) родом из Безансона (Besançon), гражданин Кольмара, 1537 год.

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Под галереей третьего этажа мы видим живописные медальоны с изображениями тех же императоров  Священной Римской империи (источник фото: flickr.com):

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Особенно здорово смотрится дом Пфистера летом, когда его, как и большинство других зданий эльзасских городов, украшают живыми цветами (фото с сайта ot-colmar.fr). Рисунок справа — дом Пфистера. каким его увидел известный кольмарский художник Жан-Жак Вальц, он же Анси (иллюстрация с сайта colmar-city.over-blog.com; о замечательных рисунках Анси мы уже писали в разделе «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса», а с вывесками, созданными по его эскизам, познакомились во время прогулки по улице Пекарей и улице Голов):

Дом Пфистера, Кольмар, ФранцияДом Пфистера, Кольмар, Франция

На следующей фотографии — вид от угла дома Пфистера на Галантерейную улицу и церковь Св. Мартина вдали (это уже, как вы догадались, снова зима):

Дом Пфистера, Кольмар, Франция

Наискосок от дома Пфистера, на углу Торговой улицы и улицы Шонгауэра (Rue Schongauer) находится еще один интересный дом, именуемый домом Шонгауэра (его адрес: Rue des Marchands, 38). Это историческое здание, первое упоминание о котором относится к 1364 году, вероятно, принадлежало семье Шонгауэров с 1465 по 1583 год (на доме есть мемориальная табличка с соответствующей надписью). Другое название этого фахверкового дома — дом Виолы (Maison de la Viole/Maison à la Viole).

Дом «У Виолы» (Шонгауэра), Кольмар, Франция

Краткую информацию о жизни и творчестве художника Мартина Шонгауэра (ок. 1448–1491), а также подробное описание его шедевра «Мадонна в беседке из роз» см. в записи «Достопримечательности Кольмара: Доминиканская церковь». Сам художник, как считается, с 1477 по 1490 год жил непосредственно напротив (это тоже угол Торговой улицы и улицы Шонгауэра) — в позднеготическом доме «У лебедя» (Maison au Cygne или Huselin zum Schwan), который сегодня также встречается под названием «дом Шонгауэра», Maison dite Maison Schongauer (адрес: Rue des Marchands, 36). Это высокое желтоватое фахверковое здание (фото с сайта villedecolmar.blogspot.com) было построено в XVI-XVII вв. и является историческим памятником.

Дом «У Лебедя» (Шонгауэра), Кольмар, Франция

Особенно интересно оно смотрится со стороны улицы Шонгауэра (Rue Schongauer, 2). Именно на эту сторону выходит наиболее древний фасад дома (относящийся к началу XVI века). Здесь можно увидеть довольно необычный эркер с элементами готики, а также два прекрасных фигурных портала с готическими растительными орнаментами (один портал полностью замурован и более не служит входом в здание) и старинное окно на первом этаже (фото с сайта www.colmar.fr):

Дом Шонгауэра, Кольмар, Франция

На месте замурованного портала на стене дома указано, что гравёр и живописец, автор кольмарской «Мадонны в беседке из роз» («Мадонны в розовой беседке»), Мартин Шонгауэр жил здесь с 1477 по 1490 год (источник фото: villedecolmar.blogspot.com):

Дом «У Лебедя» (Шонгауэра), Кольмар, Франция

Если пройти еще чуть дальше за дом Пфистера и дом Шонгауэра, Торговая (Купеческая) улица Рю-де-Маршан (Rue des Marchands) упрется в Большую улицу Гранд-Рю (Grand’Rue) — главную улицу старого Кольмара с многочисленными старинными домиками всевозможных цветов. Об этой улице и ее достопримечательностях читайте в нашей следующей заметке.


На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Кольмара, Эльзас, Франция (это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех достопримечательностей, на французском языке). Чтобы загрузить карту, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,75 Мб (3436 x 2480 пикселей). Пешеходная зона Кольмара обозначена на карте желтым цветом. Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Кольмара. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты (зелёные кружки соответствуют различным учреждениям).

Дом «Карта города Кольмар, Франция

Другие карты Кольмара (на английском и немецком языках) можно найти на сайте Офиса туристической информации города Кольмара: ot-colmar.fr.


Описания других достопримечательностей Кольмара см. в записях:

Достопримечательности Кольмара. Площадь Раппа и Марсово поле. Памятники работы Бартольди. Карусель.

Достопримечательности Кольмара. Улица Пекарей и улица Голов. Фахверковые дома. Старинные вывески. Дом Голов.

Достопримечательности Кольмара. Кольмарский собор: коллегиальная церковь Св. Мартина.

Достопримечательности Кольмара. Доминиканская церковь. Мартин Шонгауэр, «Мадонна в беседке из роз».

Достопримечательности Кольмара. Прогулка по Гран-Рю. Фонтан Швенди, площадь Старой таможни.

Достопримечательности Кольмара. Квартал Кожевников. Квартал Рыбаков. Маленькая Венеция.

Достопримечательности Кольмара. Площадь Шести Черных Гор. Площадь Жанны д’Арк. Гильдия земледельцев.

Достопримечательности Кольмара. Водонапорная башня. Памятники скульптору Бартольди и физику Хирну. Административные здания.

Достопримечательности Кольмара. Прогулка вокруг музея Унтерлинден.

Музей Унтерлинден в Кольмаре.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



5 комментариев к заметке

  1. Sege Shtatman пишет:

    ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА К СОЗДАТЕЛЯМ. ИСПРАВИТЬ ФАМИЛИЮ ЗАТМАН НА ШТАТМАН.С УВАЖЕНИЕМ,ПОТОМОК ТОГО САМОГО ШТАТМАНА.

  2. Foxy пишет:

    Добрый день! Интересная информация, спасибо. Исправить, конечно, можно, меня только смущает почему во всех французских источниках (etienne.biellmann.free.fr, colmar-city.over-blog.com, villedecolmar.blogspot.com, а также http://fr.wikipedia.org/wiki/Maison_zum_Kragen_de_Colmar) фамилия этого суконщика пишется Claus Sattmann, а не Stattmann, как Вы говорите. Написания «Stattmann» мне не встретилось.

  3. Sege Shtatman пишет:

    ДОБРОГО ДНЯ ! НАПИСАНИЕ ФАМИЛИИ ОЧЕНЬ РАЗНИТСЯ ВО ФРАНЦУЗСКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ.
    http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4e ... =ru&mc=4430&i=8

    http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4e ... =ru&mc=4398&i=8

  4. Foxy пишет:

    Спасибо. Я позволила себе добавить второй вариант фамилии в скобках, поскольку всё-таки ориентируюсь на французские источники :). Хотя, думаю, Вы ссылаетесь на свой вариант не голословно, а на основании определенных архивных исследований:). Так что пусть будут оба варианта:). Если исправлять, то везде — тогда и кольмарскому Управлению по туризму написать нужно:).

  5. Serge Shtatman пишет:

    СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ !