Город Реус в провинции Таррагона хоть и невелик, но является одной из столиц каталонского модернизма. Именно здесь, как считается, родился легендарный каталонский архитектор Антонио Гауди (согласно другой версии, Гауди появился на свет в соседнем Риудомсе, в 4 км от Реуса). Так или иначе, в самом Реусе построек Гауди нет. Зато есть множество интересных творений других модернистских архитекторов.
Основные достопримечательности Реуса — это многочисленные здания в стиле модерн (ар-нуво). Для туристов в Реусе даже разработан специальный маршрут — путь (тропа) модернизма (Ruta del Modernisme). Среди наиболее красивых и интересных объектов этого маршрута многие являются постройками знаменитого каталонского архитектора Луиса Доменеч-и-Монтанера (он же Льюис Думенек-и-Мунтане) (Lluís Domènech i Montaner) (1850-1923): это и красивейший особняк Каса Навас (Casa Navàs), и здания Каса Руль (Casa Rull) и Каса Гасуль (Casa Gasull) и, наконец, фантастический модернистский комплекс Института Пере Мата (Institut Pere Mata, IPM), о котором и пойдет речь в настоящей заметке.
В конце XIX века, в эпоху зрелого модернизма, архитектор Льюис Думенек-и-Мунтане построил в каталонском городе Реусе обширный комплекс психиатрической больницы Пере Мата (Institut psiquiátrico/frenopático Pere Mata). Это уникальное медицинское учреждение, расположенное вдали от городского шума, но не лишенное благ цивилизации, является прекрасным примером архитектуры, которая служит социальным целям и в то же время обладает высочайшей эстетической ценностью (более того, красота архитектуры и интерьеров, солнечного света и зелени рассматривалась создателями клиники как дополнительный фактор, способствующий выздоровлению больных).
Вид с шоссе Carretera Institut Pere Mata на южные ворота Portal de los Carros (1905-1906), один из двух входов в клинику (этот боковой въезд обычно закрыт):
Архитектурный ансамбль психиатрического госпиталя Пере Мата состоит из ряда изолированных павильонов, в оформлении которых Думенек-и-Мунтане во множестве использовал природные орнаменты. Это несло не только стилистическую (характерную для ар-нуво), но и терапевтическую функцию: растительные мотивы в дизайне витражей, керамических и мозаичных панно рассматривались как благотворно воздействующие на душу пациентов [2]. Несколькими годами позже архитектор применил накопленные здесь знания при проектировании еще одного аналогичного комплекса — барселонской больницы Святого Павла (Сан-Пау) (l’Hospital de la Santa Creu i Sant Pau), над которым Думенек начал работать в 1902 году.
Вид сбоку, с шоссе Carretera Institut Pere Mata на один из модернистских корпусов клиники — павильон для привилегированных пациентов:
В этой заметке мы подобно поговорим об истории и архитектуре этой необычной психиатрической больницы, о дизайне и символике ее великолепных модернистских интерьеров. Рассказ будет сопровождаться многочисленными фотографиями, которые мы сделали во время экскурсии. (Подробную информацию о том, как добраться до комплекса, как попасть внутрь и сколько стоит экскурсия, см. ниже, в разделе «Практическая информация»).
1. Общее описание и история создания модернистского комплекса психиатрической больницы Пере Мата в Реусе
Строительство больничного комплекса Психиатрического института Пере Мата началось в 1897-98 году и продолжалось в основном до 1912 года, окончательно завершившись в 1919-м (первые больные поступили в клинику уже в 1900 году [10]). Постройка стала одним из величайших проектов каталонского архитектора Льюиса Думенек-и-Мунтане (Доменеч-и-Монтанера) и положила начало блестящему периоду каталонского модерна в городе Реус. После завершения строительства Думенек спроектировал в Реусе несколько других примечательных зданий, и дух модернизма быстро распространился по городу. С тех пор, благодаря своей уникальной архитектуре, Реус превратился в один из наиболее интересных городов Каталонии.
Обширный, состоящий из шести основных павильонов комплекс Института Пере Мата, является признанным шедевром каталонского модерна (как и построенная Думенеком чуть позже больница Святого Павла в Барселоне). Клиника занимает территорию в 20 га [7]. Наиболее значимым с художественной точки зрения является привилегированный (элитный) павильон (Pavelló dels Distingits/Pabellón de los distinguidos/Pavilion of the distinguished ones) — отделение класса люкс, отличающееся невероятно богатым декоративным оформлением в стиле модерн (здание использовалось в качестве одного из больничных корпусов вплоть до 1986 года [4]). Сейчас это единственный открытый для публики павильон, и именно его посещают туристы в ходе полуторачасовой экскурсии в Институт Пере Мата (см. раздел «Практическая информация»). Здесь также проводятся разнообразные культурные мероприятия.
Сама клиника в настоящее время активно функционирует, обслуживая не только Реус, но и прилегающие регионы. Здесь располагаются стационары, а также проходят психиатрические консультации.
История создания клиники такова. В конце XIX века представители буржуазии Реуса — врач Эмили Бриансо (Emili Briansó Planes), видный политик, адвокат, интеллектуал и меценат Пау Фонт де Рубинат (Pau Font de Rubinat), врач-психиатр Артуро Гранес (Arturo Galceran Granés), ректор университета Барселоны врач-гигиенист и психиатр Рафаэль Мендес (Rafael Rodriguez Méndez) и другие (всего 35 активистов: предпринимателей, свободных профессионалов, а также фабрикантов, разбогатевших на продаже текстиля и водки) — решили стать инициаторами строительства новой лечебницы для душевнобольных [13; 17]. Единственным заведением подобного рода на тот момент во всей провинции была маленькая, запущенная и неблагоустроенная клиника Ca l'Algulla, всё «лечение» в которой сводилось к «палочным ударам для особо строптивых»[13; 20]. Так что необходимость в новом современном госпитале для душевнобольных уже назрела, и прогрессивные люди Каталонии это понимали.
Пау Фонт де Рубинат стал первым президентом общества «Психиатрическая клиника Реуса» (Manicomi de Reus), основанного в ноябре 1896 года. Он же выбрал и архитектора, поручив создание проекта своему другу, Льюису Думенек-и-Мунтане. Новая клиника была названа в честь выдающегося ученого из Реуса — врача и писателя Пере Мата (Pere Mata Fontane/Pedro Mata y Fontanet) (1811-1877), мэра Реуса и первого профессора судебной медицины и токсикологии в Мадриде (именно Пере Мата первым ввел преподавание психиатрии в университетах Испании) [3; 5; 20]. Название Institut Pere Mata было добавлено к первоначальному Manicomi de Reus в 1901 году, а с 1910 года стало официальным наименованием всего учреждения [4; 5].
Общехозяйственный (административный) корпус сегодня (источник фото: [19]):
В 1922 году, когда скончался доктор Бриансо, здесь уже содержалось 500 пациентов, и она стала одним из лучших психиатрических учреждений в Европе. Клиника славилась по всей Испании хорошими условиями содержания и низкой смертностью больных [13]. К 1936 году число пациентов уже достигало 1059 человек [18].
Во время Гражданской войны в Испании больные из клиники было эвакуированы, и здесь был устроен полевой госпиталь для раненых республиканцев с фронта в районе реки Эбро. По окончании войны больница вновь вернулась к лечебной психиатрической деятельности [4], однако из-за сложностей послевоенного периода и дорогостоящей реконструкции прежняя численность пациентов была восстановлена лишь к 1955 году [18].
2. Организация лечения, быта и досуга пациентов клиники: интересные факты из истории учреждения
Суть первоначального проекта Эмили Бриансо, Пау Фонт де Рубината и их сподвижников состояла в том, чтобы построить современное медицинское учреждение с превосходными условиями содержания пациентов, которое могло бы стать вровень с лучшими заведениями подобного рода в Европе [5]. Надо сказать, что в то время Реус был вторым городом Каталонии, и эти идеи рождались не на пустом месте, а в контексте бурного экономического и социального развития, на фоне гуманистических и прогрессивных идей той эпохи.
Особый интерес создатели клиники проявляли к новейшим течениям в области психиатрии и гигиены. Они поддерживали идею, что медицина должна осваивать новые формы лечения, приятные для пациентов, и стремились применить для лечения психических заболеваний последние достижения терапевтической науки: например, гидротерапию и электротерапию, а также специальное оборудование, созданное специальное для новой клиники [5]. Кроме того, во второй половине XIX века стали появляться научные труды, в которых утверждалась важность искусства и красоты вообще для лечения душевных болезней (этими авторами, например, отстаивалась особая роль музыкотерапии). Ученые того времени считали, что в учреждениях, подобных психиатрической больнице, эстетические условия выполняют одновременно терапевтическую роль, потому как «красота оказывает влияние на психику» [5]. Это было действительно важно, учитывая, что многие больные оставались в клинике очень длительное время, и она фактически превращалась для них в место постоянного жительства.
Одновременно дирекция больницы пыталась сделать так, чтобы пациенты забыли о своей болезни, об истинной причине своего нахождения здесь, чтобы у них создавалось впечатление, будто они на отдыхе в санатории или на курорте, а вовсе не в доме для умалишенных. То есть это была своего рода уловка, благая ложь, попытка заставить пациента верить, что он живет в приятном и комфортном месте, что ему повезло пользоваться разного рода услугами, тогда как в действительности человек был просто отлучен от общества (может быть, на время, а может, и навсегда). Всё было направлено на то, чтобы создать максимально приятную обстановку и погасить чувство покинутости и оторванности от общества.
«Истинная эстетика психиатрической лечебницы состояла в том, чтобы пациент, переступая порог приюта, не мог догадаться о реальном положении вещей и продолжал какое-то время верить, что дом, в котором ему предоставили кров, являет собой загородную виллу, санаторий или летнюю резиденцию» [5]. Такая символическая трактовка пребывания в сумасшедшем доме как приятного загородного отдыха, разумеется, в большей степени относилась к пациентам первого и второго класса. Остальные жили в более скромных условиях.
Поступавшие в клинику больные распределялись на основе трех критериев: тяжесть заболевания (спокойные или буйные), пол (мужчины-женщины) и материальный уровень (пансионеры или поступившие по благотворительности: первых содержали их собственные семьи, вторых, менее состоятельных (их всегда было больше [13]), — разного рода общественные организации) [5; 20, с .37]. Пациенты, за которых платили их семьи, в свою очередь, делились на три класса: первый, второй и третий; особой категорией первого класса были привилегированные пациенты (distingits/distinguidos), которым полагались исключительные условия содержания и особый уход, включая практически любые услуги по личному заказу [5].
В журнале «Архив терапии нервных и психических болезней» за 1903 год даже приводились расценки на содержание различных категорий душевнобольных: 1-й класс — 180 песет в месяц, 2-й — 125, 3-й — 90. Что касается элитной категории distingits, то указывалось, что «стоимость пребывания устанавливается по договоренности и зависит от количества личных слуг и числа запрошенных комнат» [5]. Некоторые состоятельные каталонцы пользовались этой возможностью, даже не будучи серьезно больными: они просто приятно проводили время в игровой комнате, заводили романы, танцевали и музицировали. Пациентам элитного павильона также разрешалось принимать гостей: родственников, знакомых и даже личных портных, которых посылало им семейство для снятия мерки для пошива нового платья на каждый сезон. Также для развлечения постояльцев была устроена библиотека и затемненная комната для проявки фотоснимков. (Подробнее о внутренних помещениях клиники см. ниже, в разделе «Дизайн интерьеров»).
При сравнении внутреннего устройства павильонов можно заметить, что более высокому материальному уровню пациентов соответствовал и более высокий уровень приватности, а также более сложная внутренняя структура помещений. К тому же, чтобы облегчить адаптацию состоятельных пациентов к новому жилищу, администрация клиники позаботилась о том, чтобы они были окружены тем теплом, уютом и удобствами, к которым привыкли в своих буржуазных домах, — чтобы они чувствовали себя «как дома» [4]. Элитный павильон для привилегированных пациентов соответствовал максимальному уровню комфорта и был оснащен новейшими техническими удобствами эпохи: электрическим освещением, водопроводом и т.п. (впрочем, с водой бывали перебои, недаром был создан большой резервуар в центральной башне). Уплачиваемые семьями больных взносы за пребывание в клинике позволяли поддерживать помещения клиники в должном состоянии [17].
В быте пациентов высшего класса соблюдались привычные для них социальные нормы и семейные обычаи. Например, в столовую полагалось являться прилично одетым. Кроме того, существовала возможность выбирать блюда по меню и иметь личных слуг (в некоторых случаях роль прислуги выполняли пациенты низшего разряда, испытывавшие нехватку денежных средств) [5].
3. Планировка комплекса больницы Пере Мата: город-сад
Архитектор Думенек-и-Мунтане стремился к тому, чтобы пациенты были окружены заботой и содержались в максимально комфортных условиях. Поэтому он задумал больничный комплекс как своего рода город-сад в миниатюре, разбив пространство на изолированные павильоны [3]. Подобная система планировки называется à village [11; 17], то есть на манер деревни, сельского посёлка или мини-города (города сумасшедших — la ciutat dels bojos [5]). С конструктивной точки зрения постройка воплотила в себе новейшие концепции градостроительства и планировки, самые современные представления об орнаментах и материалах. Каждая постройка была окружена собственным садом, дополнявшим сады общего пользования. Центральный проход отделял мужские корпуса от женских [8]. На нем также был размещен общехозяйственный корпус.
Продумывая расположение различных зон комплекса, архитектор учитывал такие факторы, как пол больных, тип заболевания и их социальное положение [3]. Разбивка на отдельные павильоны осуществлялась прежде всего с целью разделить корпуса по функциям, дифференцировать их, создать как бы комплекс небольших специализированных клиник с некоторыми общими службами, но в то же время с достаточной степенью независимости. Обширные зелёные зоны между павильонами обеспечивали отличную изоляцию корпусов, приятное освещение внутренних помещений и эффективную вентиляцию и, кроме того, представляли собой прекрасное место для прогулок и отдыха пациентов [5].
В целом все элементы клиники располагались как бы вдоль двух осей: север-юг и восток-запад, так что в итоге весь комплекс имел в плане форму латинского креста [4]. Это хорошо видно на следующей схеме, изображающей план больничного комплекса Пере Мата (спутниковая карта):
По периметру комплекс был огорожен стеной, исключавшей возможность побега пациентов. Однако архитекторы позаботились о том, чтобы визуально эта стена заметна не была. Для этого использовалась система salt del llop («волчий прыжок»): стена была утоплена в ров, благодаря чему из сада открывался отличный вид на окружающий ландшафт, так что психологически болезненный вид стены не мешал обзору [5].
Первоначальный проект комплекса включал 18 построек. Помимо павильонов для содержания пациентов, предполагалось разместить на территории больницы общехозяйственный корпус (Serveis Generals), административный корпус (Administració), а также неоготическую часовню. Однако из этих трех запланированных зданий в итоге было построено лишь первое — общехозяйственный корпус [5]. На нижнем этаже этого корпуса располагалось современное медицинское оборудование для гидро- и электротерапии. Этажом выше находилась квартира главврача и его семьи [5].
Общехозяйственный павильон, в котором разместилась администрация Института, расположен в центральной части госпиталя и виден издалека. Это здание легко отличить по венчающей его 30-метровой башне с историческим резервуаром для воды [3; 6; 11]. По стилю архитектуры башня во многом напоминает другое творение Думенека — Замок трех драконов в Барселоне. Нынешний вид центрального фасада общехозяйственного корпуса (фото с сайта [19]):
Кроме общехозяйственного корпуса, было построено два павильона для пациентов, поступивших по линии благотворительности; один для пациентов третьего класса и один для больных эпилепсией [4]. Корпуса для пансионеров второго класса так и не были построены; эти больные были распределены по другим павильонам [5]. Для пациентов первого класса сначала было предусмотрено два павильона: один для мужчин, другой для женщин, но в итоге был построен лишь первый — знаменитый привилегированный, или «элитный» павильон, самый богатый из всех — как по внешнему оформлению, так и (особенно) по красоте интерьеров. Таким образом, вместо изначально планировавшихся 18 павильонов на тот период всего было возведено лишь шесть (1 для первого класса, 1 для третьего, 1 для эпилептиков, 2 для пациентов от благотворительных организаций плюс 1 общехозяйственный корпус).
Позднее, однако, общее число построек достигло четырнадцати: правда, работами руководил уже не сам Думенек, а его сын, Пере Думенек (Pere Domènech Roura), придерживавшийся иного архитектурного стиля [9; 17; 18]. Так, например, в 1911 году было построено здание прачечной, не предусмотренное первоначальным проектом, но вызванное необходимостью обслуживать непрерывно растущее число больных [4].
4. Архитектура модернистского комплекса клиники: декоративная отделка в стиле ар-нуво
При строительстве корпусов клиники архитектором использовались такие материалы, как натуральный камень (преимущественно для облицовки цоколя) и кирпич, а также различные металлические, мозаичные и керамические детали. На следующей фотографии мы видим правое крыло так называемого «элитного павильона»:
В наружном и внутреннем оформлении корпусов поражает обилие гармонично сочетающихся декоративных деталей: витражей, керамических украшений, скульптурных орнаментов, росписей... Прекрасным примером такого умелого применения различных прикладных искусств является галерея на нижнем этаже «элитного павильона».
Некоторые детали оформления галереи (витражи, изразцы, роспись потолка):
Фасады корпусов клиники украшают разнообразные скульптурные элементы, в основном со стилизованными изображениями растений или животных. Из растительных мотивов чаще всего встречаются изображения листьев каштана и цветков розы (шиповника). Как мы увидим дальше (см. раздел «Дизайн интерьеров»), в оформлении внутренних помещений архитектор также отдавал предпочтение лиственным и цветочным орнаментам.
Среди животных можно заметить, например, традиционных для Каталонии драконов, а также мифических львов. Из более обычных, встречающихся в быту животных стоит обратить внимание на забавных мышек, изображенных на сине-голубых изразцах.
Надо сказать, наружная отделка павильонов вообще отличается обилием изящно расписанных керамических плиток (изразцов), изготовленных каталонским декоратором и мозаичистом Льюисом Бру (Lluís Brú) (1868-1952) по собственным рисункам, а также по эскизам барселонского художника Жузепа Триадо (Josep Triadó) (1870-1929) [7]. Льюис Бру был известным мастером по мозаике и работал над многими модернистскими проектами на севере Испании: в Барселоне он участвовал, например, в оформлении Дворца каталонской музыки, Каса Льео-Мурера, Каса Кумалат, дворца барона Куадраса, больницы Св. Павла, аптеки Farmàcia Viladot, а в Валенсии — занимался мозаичным оформлением знаменитого Северного вокзала в стиле модерн.
На следующей фотографии видна часть центрального фасада павильона для богатых пациентов. В сине-белых декоративных медальонах изображены, соответственно, герб Каталонии (справа от каждого прямоугольного выступа-пилястры) и герб Реуса (слева). (Подробнее о гербе Реуса и его символике см. ниже).
Керамические панели с голубыми декоративными мотивами на белом фоне прекрасно сочетаются с терракотой кирпичей. В качестве примера можно привести сине-голубые керамические панно на южных воротах клиники:
Особенно выразительны панно из сине-голубой керамической плитки, украшающие фасады «элитного павильона». Здесь мы снова встречаем различные мотивы из растительного и животного мира. В отделке бокового фасада можно, например, заметить изразцы с изображением двух павлинов, которые пьют из древа жизни [10, с. 108]. Кроме того, фасад украшают изразцовые ангелы в символических позах, напоминающие некоторые работы Альфонса Мухи.
Подобные же образы мы видим на центральном фасаде этого знаменитого павильона. По бокам можно заметить двух муз с лирами, а венчает фасад керамическое панно с изображением еще одного ангела в стиле Мухи — своего рода ангела-хранителя для пациентов.
Вся декоративная программа комплекса, и в особенности «элитного павильона» для привилегированных пациентов, прославляет такие ценности, как жизнь, возрождение, избавление от душевных недугов. Это как бы набор заповедей, которые вручались пациенту. Они постоянно находились у больного перед глазами, направляя его к скорейшему выздоровлению [10, с.107].
5. Дизайн интерьеров клиники: эстетика и безопасность
Архитектор Думенек-и-Мунтане позаботился не только о наружном оформлении комплекса, но и о дизайне интерьеров, включая мебель [8; 9]. Во всех помещениях клиники проявляется характерная для искусства эпохи модерна «боязнь пустоты» (horror vacui): всё внутреннее пространство, все стены и углы комнат насыщены многочисленными орнаментами и другими элементами декора (мозаика, керамические плитки и т.п.). Особенно интересны постоянно встречающиеся в оформлении интерьеров аллегории, символизирующие исцеление пациентов (для этого используются и растительные, и животные мотивы, а также геральдические средневековые каталонские символы) [3].
Гармоничная отделка внутренних помещений клиники является свидетельством тесного сотрудничества между архитекторами и мастерами прикладного искусства. Здесь мы находим многочисленные элементы стиля ар-нуво: великолепные деревянные инкрустации и резьбу, керамическую плитку, мозаичные панно, стильную мебель, превосходные витражи, декоративную отделку стен в технике сграффито. Особенно хороши модернистские витражи и люстры.
В оформлении интерьеров комплекса мастерам приходилось руководствоваться не только эстетическими соображениями, но и думать о специфических нуждах психически больных пациентов. Так, например, для большей безопасности постояльцев все лестницы и перила корпусов были спроектированы таким образом, чтобы в них не было опасных отверстие и просветов [4]. Кроме того, стены всех помещений (за исключением жилых комнат) были облицованы керамикой [8]. Решетки, ограждения, поручни — всё это имело скругленную форму, чтобы максимально защитить пациентов от несчастных случаев, а также чтобы создать более светлое обрамление для такого, в общем-то, строго режимного и закрытого учреждения [3].
С этой же целью (устранить любые ассоциации с тюремным заключением) на окнах решено было не ставить металлических решеток (вместо этого часть свинца в витражах была заменена небольшими профильными деталями из железа, что позволило хитроумно «внедрить» решетку в витраж, закамуфлировать ее) [4; 5; 11]. Отсутствие прямых углов и обилие керамических покрытий также выполняло и более утилитарную функцию, облегчая уборку помещений [4] и способствуя соблюдению требований гигиены (оба момента имели особое значение для столовой [11]).
Цвет витражей также подбирались таким образом, чтобы создавать приятную обстановку, способствующую комфортному, расслабленному состоянию пациентов [8]. В создании витражей принимала участие известная фирма Rigalt i Granell [17], работавшая также над знаменитым куполом Дворца каталонской музыки в Барселоне.
Как уже было сказано, наибольшей художественной ценностью (причем как снаружи, так и внутри) во всем комплексе обладает так называемый элитный павильон (Pavelló dels Distingits/Pabellón de los distinguidos), также называемый павильоном первого класса или «павильоном богачей» (Pabellón de Primera Clase/de hombres ricos) (он же павильон № 6), построенный в 1901-1908 гг. [10] и предназначавшийся для зажиточных пациентов.
На нижнем этаже этого VIP-павильона расположено три помещения для увеселительного досуга пациентов: центральный вестибюль или музыкальная гостиная (sala de música), в которой по выходным устраивались концерты; игровая комната (sala de jocs) и столовая (menjador). Выше располагаются два этажа с жилыми помещениями. Архитектор предусмотрел для здания настолько богатое внутреннее убранство, что итоговый бюджет превысил изначально заложенную в проект сумму [3; 8], так что пришлось экономить на остальных корпусах. Но столь обильные модернистские украшения имели вполне определенную благую цель: вся эта красота была призвана умерить необузданность алкоголиков, сексуально одержимых и прочих пациентов благородного сословия, содержавшихся в привилегированном павильоне.
Оригинальная обстановка комнат, к счастью, сохранилась до нашего времени [11]. Кроме того, недавно была проведена тщательная реставрация здания, включая не только художественные, но и инженерные объекты павильона (так, например, была установлена система кондиционирования, противопожарной защиты, а также проведена полная реконструкция электропроводки, причем с полным уважением к эстетике той эпохи: с использованием ретро-проводов, стильных керамических коробок, выключателей и т.п.) [16].
6. Примеры оформления залов и жилых помещений «элитного павильона»: витражи, керамика, мозаика и сграффито в дизайне интерьеров в стиле модерн
Центральный вестибюль (rebedor), куда попадаешь сразу при входе в «элитный павильон», служил для больных музыкальным салоном. Этот зал представляет собой обширное двухъярусное помещение с окнами, выходящими в сад при павильоне, и прекрасной балюстрадой с оригинальными округлыми перилами, напоминающими стеклянные колбы. На балюстраде во время концертов размещались музыканты.
Из обстановки салона можно выделить удобные диванчики для отдыха с красивой деревянной инкрустацией; изящные стулья и небольшие столики для ведения светских бесед, чтения, наслаждения музыкой или напитками и прочих видов досуга.
Деталь потолка при входе в вестибюль:
Настенная мозаика центрального вестибюля:
Особенно интересен потолок с керамическими сводами и лепными украшениями на манер нервюр, образующими своеобразную звезду (нечто подобное архитектор использовал и в своем знаменитом Дворце каталонской музыки) [10, с.108].
Здесь мы снова мы встречаемся с жизнеутверждающей символикой: по углам потолка изображены павлины, а в центре плафона несложно заметить изображенную на керамических плитках аллегорическую фигуру с надписью «И вновь воссияет разум» (de nou lluiré/de nueve lucirá (mente)). Фигура изображает синеволосую женщину с завязанными глазами, в руках у нее цветущий жезл. Композиция олицетворяет надежду на исцеление, начало новой жизни. В несколько измененном виде этот аллегорический мотив, ставший своего рода «фирменным знаком» госпиталя, встречается в оформлении клиники несколько раз, в том числе и снаружи, на фасаде. Хороши также люстры в стиле модерн.
В аллегорическом образе женщины, являющемся центральной композицией потолка, стоит обратить внимание на изображение шиповника (rosa de Reus) — декоративный мотив, который встречается в оформлении интерьеров клиники повсеместно. Шиповник (или роза) является символом (эмблемой) Реуса. Именно этот цветок изображен, в частности, на флаге и гербе этого города. Появление шиповника на гербе Реуса обычно относят к 1349 году, когда местный феодал, кардинал де Бельфор (Pere Roger de Belfort), происходивший из французского рода Rosiers, даровал городу розу из своего фамильного герба, и с тех пор шиповник стал использоваться в качестве символа Реуса.
В то же время не будем забывать, что роза, как известно, традиционно считается цветком Девы Марии. В Реусе эта ассоциация особенно сильна, поскольку с розой связана следующая легенда. В XVI веке в Реусе жила юная пастушка Исабель Бесора (Isabel Besora) (обычно ее так и называют — La Pastoreta, то есть просто «пастушка»). В 1592 году в город пришла чума, и однажды, когда Исабель, как обычно, пасла овец, ей явилась Дева Мария и сказала, что если жители Реуса вновь зажгут свечу перед ее образом, горевшую ранее много лет подряд, эпидемия прекратится. Девушка явилась в городской совет, но там ей поверили, обозвав фантазеркой. На другой день она вернулась на прежнее место и стала молиться. Тогда Дева Мария снова явилась пастушке и, услышав ее рассказ, в доказательство правдивости своих слов поцеловала ее, запечатлев на щеке девушки «розу Реуса». Так город был спасен от чумы. А на том самом месте, где Дева Мария явилась знаменитой пастушке, некоторое время спустя было возведено главное культовое место Реуса — храм Богоматери Милосердной (Santuari de Misericòrdia), святой покровительницы Реуса. Кроме того, в честь пастушки Исабель в Реусе названа одна из площадей (Plaça de la Pastoreta). (Иногда с историей о пастушке, спасшей город от чумы, даже связывают сам факт появления розы на гербе Реуса, между тем доподлинно известно, что этот символ существовал и ранее; чудо лишь дополнительно способствовало росту популярности этой эмблемы среди горожан; другое дело, что первоначальная геральдическая стилизованная роза о пяти лепестках с тех пор уступила место более натуралистичному и детализированному изображению: возможно, об исходном символе к тому моменту попросту забыли; ближе к нашему времени символ снова упростили и сделали более схематичным).
Но вернемся к оформлению вестибюля. Стоит обратить внимание на декоративное покрытие стен в технике сграффито. Мы в очередной раз сталкиваемся с растительными мотивами: в данном случае орнамент изображает листья каштана, повторяя узоры деревянной инкрустации, украшающей мебель помещения. Вестибюль также запоминается обилием витражных дверей и окон.
Пол вестибюля облицован римской мозаикой (набранной из небольших кубиков различных пород камня) с латинской надписью Salve («привет», «здравствуй»), как в ту эпоху было принято в буржуазных домах [5]. Мозаика изображает стилизованные цветы и листья шиповника.
Рядом с центральным вестибюлем павильона находится столовая с небольшим сервантом, обеденными столиками, стульями и великолепной люстрой, а также красивейшим буфетом, украшенном аппетитной мозаикой с изображением апельсиновых веток с плодами.
Свод столовой в павильоне для привилегированных пациентов украшен лепным каркасом в форме желтой звезды и чудесной композицией из керамических плиток, изображающих апельсины. Этот же мотив повторяется в орнаменте изразцового покрытия нижней половины стен, идущего по всему периметру обеденного зала.
Вся комната оформлена в ярких, сочных, солнечных цветах: доминируют оранжевый, желтый и салатный цвет. Благодаря большим окнам, в помещении всегда много света, что считалось весьма благотворным для пациентов: так же, как и вид в сад и вообще любые природные мотивы, в том числе и воплощенные в виде керамических и прочих орнаментов. На следующей фотографии хорошо видны некоторые детали керамической отделки, украшающей стены столовой. Орнамент составлен из узора в виде апельсинов, перемежающихся с другими элементами декора. Керамические плитки с изображением апельсинов созданы уже знакомым нам каталонским мастером по керамике Льюисом Бру.
Очень красивы также узоры в технике сграффито на стенах столовой. На этот раз мы видим целый апельсиновый сад в зеленоватых и золотистых тонах. Эти изящные рельефные рисунки, созданные методом процарапывания верхнего слоя специально нанесенной цветной штукатурки, отличаются четкостью контуров и стойкостью изображений.
Применение этого вида декоративной отделки (сграффито) было очень популярно в эпоху ар-нуво, особенно в Бельгии, Франции и Вене. Думается, вполне можно сказать, что по стилю этот орнамент в виде фруктового сада из стройных переплетающихся деревьев скорее ближе к Венскому сецессиону, чем к каталонскому модерну.
Стоит также обратить внимание на мозаичное покрытие пола столовой (римская мозаика), мотивы которого в стилизованном виде повторяют доминирующий декоративный орнамент всего зала — плоды и листья апельсинов.
По другую сторону центрального вестибюля расположена игровая комната для досуга и отдыха пациентов. Зал оформлен в очень приятном стиле: обилие дерева и мягкие, приглушенные цвета интерьера (зеленоватый, бежевый, сизый) создают в комнате уютную, спокойную атмосферу. Здесь стоят шахматные и карточные столики, а также бильярдный стол: игра в бильярд считалась очень престижной в ту эпоху. Кроме того, бытовало мнение, что игра в бильярд, благодаря необходимости просчитывать различные комбинации и анализировать движение шаров, развивает мышление больных и способствует их выздоровлению (как, впрочем, и другие логические игры).
Свод игровой комнаты покрыт керамическими плитками с изображением листьев, цветов и веток голубых роз (шиповника). Лепные ребра свода образуют некое подобие звезды, уже знакомой нам по центральному вестибюлю и столовой павильона: только на этот раз конструкция выполнена с меньшим числом деталей, и, разумеется, в другой цветовой гамме, голубовато-зелёной. Над бильярдным столом эффектно смотрятся парные люстры в стиле модерн.
Стены игровой комнаты снизу обшиты деревянными панелями с резными и инкрустированными декоративными деталями, а в верхней части украшены растительными орнаментами в технике сграффито.
На следующей фотографии представлен пример деревянной инкрустации на обшивке стен. Для украшения панелей был, разумеется, выбран цветочно-растительный орнамент. Рисунок набран при помощи дерева другой породы и оттенка, отличающегося от основного материала панели. На фотографии рядом — пример резьбы по дереву, украшающей входную дверь игровой комнаты (в качестве декоративного мотива снова выбран шиповник):
После осмотра помещений на нижнем ярусе мы поднялись на второй этаж. Поднимались мы по лестнице с красивой керамической облицовкой по нижней части стены. Как видите, в некоторых случаях для отделки стен павильона мастерами использовалась плитка треугольной формы, а не традиционной квадратной. Наиболее яркий пример — как раз эти треугольные изразцы, образующие восходящий цветочный и лиственный орнамент на стене вдоль внутренней лестницы, ведущей с нижнего этажа в жилые помещения. Любопытно, что переплетения веточек узора образуют еще и стилизованную надпись IPM, т.е. Институт Пере Мата (при достаточно хорошем воображении эти буквы можно разглядеть в синих переплетениях на белом поле; в качестве буквы I выступают вертикальные веточки шиповника).
Поднявшись по лестнице, мы оказались в галерее с красивыми стрельчатыми проемами, из которых с одной стороны открывался вид на сад, а с другой — на балюстраду и центральный вестибюль на нижнем этаже. Особенно хорошо с этой галереи смотрятся люстры в стиле модерн, украшающие потолок вестибюля:
Сам коридор по технике оформления явно напоминает наружную галерею перед входом в павильон: схожие росписи на потолке, та же керамическая отделка стен декоративной плиткой с цветочным орнаментом, та же облицовка угловой части проемов толстым слоем блестящей глазурованной керамики (только здесь эти оригинальные плоские столбики с завитками желтые, а не коричневые), обилие витражей...
Выходящие на балюстраду на двустворчатые двери галереи сделаны в виде больших витражей с прекрасно подобранными цветами и великолепной фактурой, создающей особую игру света.
Мотивом витражного медальона в центральном пролёте галереи служит уже знакомая нам аллегорическая фигура женщины, только на этот раз глаза у нее развязаны, а за спиной выросли крылья. Всё это является символом того, что исцеление свершилось. Кроме того, в основании фигуры мы снова видим символ Реуса и Девы Марии Милосердной — шиповник (розу).
Пространство наверху между арками заполнено треугольными врезками из керамических плиток с орнаментом, изображающим всё тот же шиповник. Этот же мотив использован в облицовке нижней части стен галереи.
Из галереи мы прошли к комнатам пациентов: если на первом этаже располагались общие залы, предназначавшиеся для использования всеми пациентами, то на втором находились частные покои, в которых жили состоятельные больные. Всем пациентам, занимавшим данный павильон, полагалась отдельная комната-палата (некоторые с индивидуальными уборными) с кроватью, ночным столиком и шкафом (куда был хитроумно встроен умывальник), а также стулом, креслом и письменным столом. Некоторые палаты были двухкомнатными, с кабинетом или комнатой для прислуги. В боковом крыле здания располагались также дополнительные помещения для наиболее состоятельных пациентов (можно было, например, иметь отдельный кабинет, ванную комнату, уборную и т.п.). Некоторые спальни были организованы группами по три вокруг небольшого центрального зала, который служил не только проходной комнатой, но и «полуприватным» местом для общения больных. Из этого же зала был проход в скромную комнату сиделки (cambra del cuidador), которая общалась с больными через специальное окошечко и могла при необходимости прийти на помощь.
Встроенный в шкаф умывальник (фото с сайта [19]):
Меблировка этих индивидуальных палат — которые, по сути, представляют собой комфортабельные гостиничные номера или даже почти по-домашнему обставленные спальни и кабинеты — как и обстановка остальных залов, отражает вкусы той эпохи относительно оформления интерьеров. Особенно красивы такие детали обстановки, как росписи на стенах и потолке, мозаичное покрытие полов, инкрустация по дереву в дизайне мебели, изящные светильники в стиле модерн... Пол в палатах покрыт мозаичными панно из цветной прессованной плитки на основе цемента, полученной с помощью гидравлического пресса (поэтому такую плитку называют «гидравлической»: mosaic hidràulic). Такое напольное покрытие было одновременно эстетичным и функциональным, долговечным. Ни один узор не повторяется: у каждой комнаты свой уникальный дизайн.
Производство напольной плитки было поручено известной барселонской фирме Escofet (эта же компания в 1906 году изготовила знаменитую шестиугольную плитку по дизайну Антонио Гауди для интерьеров Ла-Педрера; недавно эта же модель была использована для тротуарной плитки мостовой Пассеч-де-Грасиа; с 1996 г. бетонные конструкции этой фирмы используются при строительстве храма Саграда-Фамилиа). В качестве декоративных мотивов использовались эскизы художников того времени. Среди них Александр де Рикер (Alexandre de Ríquer) (1900), Бонавентура Бассегода (Bonaventura Bassegoda) (1908), Жузеп Паско (Josep Pascó) (1912) и другие [14].
Перед осмотром собственно палат мы попали в небольшой вестибюль. Здесь нам особенно понравилась люстра, красивый кессонный потолок и стены с росписью (растительный орнамент в виде чертополоха или синеголовника):
Пол в этом вестибюле покрыт цветной плиткой с узорами, выполненными по эскизам Александра де Рикера (Alexandre de Ríquer). Поскольку здесь часто ходили люди, требовалось, чтобы напольное покрытие было не только красивым, но и долговечным; прессованные плитки фирмы Escofet идеально соответствовали этому требованию, хотя технология укладки считалась дорогостоящей и требовала длительного времени.
Из вестибюля мы прошли уже непосредственно в палаты пациентов. В первой осмотренной нами спальне состоятельного пациента мы увидели множество предметов мебели с деревянной инкрустацией и опять же кессонный потолок, который, как и вся поверхность стен, расписан растительными орнаментами.
Спинка кровати украшена деревянной инкрустацией с изображением тех же цветов, что и шкаф и прочие предметы мебели:
Напольное покрытие в комнате выложено из плиток с орнаментом, созданным по эскизам Бонавентуры Бассегоды (Bonaventura Bassegoda):
В следующей жилой комнате можно было полюбоваться, пожалуй, еще более благородной обстановкой в стиле модерн. Особенно понравилась красивая кровать и туалетный столик с контрастной деревянной инкрустацией и шкаф, оформленный теми же декоративными мотивами (внутри шкафа, как и в остальных палатах, размещались в том числе и необходимые принадлежности для гигиенических процедур, включая раковину).
Хороши также росписи на кессонном потолке и стенах. На этот раз орнамент хотя и навеян природными формами, но выглядит более абстрактно, поскольку не напоминает никакое конкретное растение.
Наконец, в последней палате, опять же с кессонным потолком, мы посмотрели мебель с изящной деревянной инкрустацией и очередные росписи стен и потолка, изображающие плоды и ветви некоего фруктового дерева. Мозаичное покрытие пола в этой комнате выполнено по эскизам художника Жузепа Паско (Josep Pascó).
Несколько деталей росписи стен и кессонов потолка:
7. Практическая информация: как добраться до Реуса и Института Пере Мата, бронирование и стоимость экскурсии
Если вы отдыхаете на одном из курортов побережья Коста-Дорада, добраться до Реуса не составит труда. Автобусы из курортных городков Салоу, Камбрильс и т.п. ходят очень часто, да и ехать совсем недалеко, от силы полчаса, в зависимости от маршрута автобуса (подробнее о транспорте в зоне Коста-Дорада см. здесь).
Что касается самого Института Пере Мата, то проще всего посетить его со специальной экскурсией. В этом случае нужно будет самостоятельно дойти до Института (или доехать на автобусе) и встретиться там с экскурсоводом. Билеты рекомендуется уже иметь на руках; нужно предварительно забронировать их и потом выкупить в Туристическом офисе. Стоимость экскурсии в Пере Мату в 2010 году составляла 5 евро (при совмещении ее с обзорной экскурсией по Маршруту модернизма и посещением Центра Гауди комбинированный билет стоил 12 евро).
В летний период (с середины июля по середину сентября) экскурсии в Институт Пере Мата организуются для индивидуальных туристов регулярно (с понедельника по субботу) и на разных языках: испанском, каталонском, английском и французском (каждый день проходит экскурсия на каких-то двух языках). В остальное время года, после 15 сентября, экскурсии проходят только по субботам и только на испанском или каталонском языках. Других возможностей посетить клинику нет: туристов без сопровождения гида внутрь комплекса не пустят. На худой конец можно осмотреть его только снаружи: тоже впечатляющее зрелище. Хотя, конечно, таких неповторимых модернистских интерьеров вы больше нигде не увидите.
Внимание: билеты на все экскурсии по городу с гидом, в том числе и на специализированную экскурсию в Институт Пере Мата, обязательно нужно бронировать заранее в офисе туристической информации! Туристический офис Реуса (Reus Turisme) находится на первом этаже недавно открытого Центра Гауди (Gaudí Centre), по адресу Plaça del Mercadal, 3. Можно, конечно, записаться непосредственно у них. Но проще заблаговременно связаться с сотрудниками офиса по электронной почте ([email protected]) или через специальную форму на сайте и договориться о времени посещения, указав, сколько вас будет человек. А выкупить забронированный билет вы сможете уже непосредственно в день экскурсии. Да, кстати, фотографировать внутри комплекса во время экскурсии разрешается.
Внимание, новая информация: летом 2012 года посетить Институт Пере Мата в Реусе можно не только с экскурсией с гидом, но и самостоятельно. До середины сентября Институт открывается для туристов с понедельника по субботу, в 11:00, 12:00, 16:30 и 17:30. Стоимость самостоятельного посещения комплекса составляет 5 евро. Экскурсии с гидом проводятся несколько раз в неделю на разных языках в 17:30 и стоят 8 евро. Подробнее см. на сайте Офиса туристической информации Реуса.
Добраться до Института Пере Мата из центра Реуса несложно даже пешком, тем более что дорога пролегает по довольно живописной и безлюдной местности (а еще это хорошая возможность полюбоваться комплексом издалека: когда видишь, как он возвышается на холме среди деревьев, как какой-нибудь средневековый замок, это позволяет получить совершенно особые впечатления).
Клиника находится примерно в 2 км от центра Реуса. Идти нужно на запад: от центра Реуса пара шагов до площади Plaça del Nucli (на некоторых картах ее обозначают также Plaça dels Països Catalans; это угол улиц Avinguda dels Països Catalans и Avinguda del Doctor Vilaseca). На площади вы увидите характерный опознавательный знак — современную скульптуру, напоминающую радар или параболическую антенну (La parabólica):
От площади с «радаром» нужно идти сначала вдоль шоссе Carretera d'Alcolea del Pinar, а потом свернуть направо по улице Carretera de l'Institut Pere Mata, на которой, собственно, и находится больница Пере Мата (адрес: Carretera de l'Institut Pere Mata, 1). Примерно в середине этой улицы нужно будет перейти небольшой мостик над узкой железнодорожной линией. От этого мостика до клиники уже рукой подать.
Путь до клиники и ее расположение на карте Реуса обозначены на следующей схеме:
Кроме того, до клиники можно добраться из центра Реуса на автобусах № 30 и 31, от остановки на площади Окас.
Внимание: новая подробная информация о том, как добраться до Института Пере Мата в Реусе.
Главный вход на территорию клиники находится с восточной стороны, напротив улицы Passeig de la Boca de la Mina (на карте обозначен большим красным кружком; именно там начинается экскурсия).
Также около Пере Маты можно посмотреть скульптуру La Flama («Пламя»), созданную Жузепом Жассансом (Josep Salvadó Jassans) (1938-2006) в честь 100-летия клиники по заказу администрации, как олицетворение философии этого заслуженного учреждения. Скульптура изображает девушку с факелом в руке. На пьедестале уже знакомая нам надпись: «И вновь воссияет (разум)» (flamavo iterum/de nou lluiré). Другую скульптуру этого мастера можно увидеть около церкви Св. Петра в Реусе, она называется «Ветер».
♦♦♦♦♦♦♦
Наши статьи о памятниках, храмах и других достопримечательностях в Реусе:
- Музей Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)
- Достопримечательности Реуса: церковь св. Петра (Сант-Пере) (собор в Реусе)
- Достопримечательности Реуса: памятник генералу Приму (и истории из жизни генерала)
- Достопримечательности Реуса: особняк Каса Навас (дом Наваса)
- Достопримечательности Реуса: храм Девы Марии Милосердной (Мадонны Мизерикордия)
♦♦♦♦♦♦♦
Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура (в том числе в Испании), то рекомендуем вам также другие материалы по этой теме на нашем сайте (с фотографиями и подробными описаниями):
- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер.
- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура.
- Постройки Гауди в Барселоне. Дворец Гуэля.
- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге.
- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште.
- Здания в стиле модерн в Гамбурге.
- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре.
Использованные источники:
1. Об Институте Пере Мата на официальном сайте Офиса туристической информации Реуса: на испанском и на английском языке.
2. Статья в Википедии об архитекторе Думенек-и-Мунтане.
3. Туристические объекты Каталонии: Институт Пере Мата.
4. Официальный сайт Института Пере Мата в Реусе (в том числе: страница о культурном наследии каталонского модернизма и страница об истории Института).
5. Статья «Институт Пере Мата. Жилые помещения психиатрической больницы» из книги: Espais interiors: casa i art. Ред. Rosa M. Creixell, Teresa-M. Sala, Esteve Castañer. Edicions Universitat Barcelona, 2007. (Отдельно статья доступная по адресу: Jordi March Barberà. L’institut Pere Mata. Els espais habitables d’un hospital psiquiàtric).
6. Психиатрический санаторий Пере Мата на сайте об истории европейских больниц.
7. Статья об Институте Пере Мата в Википедии.
8. История, описание архитектуры и фотографии Института Пере Мата в Реусе на сайте о каталонском модернизме: на испанском и на английском языке.
9. Каталонский модерн в Реусе и Институт Пере Мата на информационном сайте о побережье Коста-Дорада.
10. Tradición y modernidad: la cerámica en el Modernismo. Edicions Universitat Barcelona, 2006.
11. Путеводитель по области Баш-Камп (Baix Camp) провинции Таррагона.
14. История применения мозаики фирмы Escofet для оформления интерьеров в эпоху модерна.
15. Мозаика Escofet в интерьерах, исторические образцы.
16. О реставрации павильона № 6 Института Пере Мата.
18. Культурное достояние Института: каталонский модернизм (на сайте группы Пере Мата) (а также страница об истории Института).
19. Галерея фотографий Института Пере Мата на сайте Туристического офиса Реуса.
20. Miquel Bernardo i Arroyo, Rafael Casas i Esteve. Història de la psiquiatria a Catalunya. Edicions Universitat Barcelona, 1983.
20 сентября 2013 в 1:04
Здравствуйте!
Мне очень жаль, что мало кому из туристов удаётся посетить Институт Пере Мата из-за того, что он удален от центра города.
Поэтому обращаюсь к тем туристам, которые хотят посетить этот объект.
Автобусы городского транспорта идут до данного объекта, и возможно воспользоваться ими.
http://www.reustransport.cat/online/esqu ... ues%20-%20Pelai
От остановки Окас (Oques) нужно сесть на автобус номер 30 или 31. Остановка, которая нас интересует, обозначена как IPM (Институт Пере Мата).
Около площади Окас есть 4 остановки, ждать надо на Окас 3, там на стоянке написано название остановки и все номера автобусов городского транспорта, которые там останавливаются, а также увидите карту маршрута (все линии транспорта).
Постараюсь добавить фотографии, чтобы было легче понять.
Добавляю и сайт городского транспорта Реуса:
20 сентября 2013 в 11:16
Спасибо большое, Галя, за ценную практическую информацию! Мне, признаться, тоже очень обидно, что многие туристы, посещающие Реус, обходят стороной такую жемчужину, как Институт Пере Мата.
Если есть какие-то пояснительные фотографии, можете прислать их нам на почту, и мы выложим здесь ссылки.
21 сентября 2013 в 11:29
Галя прислала нам фотографии, которые помогают четко понять, как добираться до Института Пере Мата на автобусе. Эти фотографии, а также подробное описание маршрутов и остановок выложено тут:http://www.mishanita.ru/forum/viewtopic. ... &p=58793#p58790 . Там же приводятся ссылки на расписания автобусов.
22 мая 2014 в 16:37
Извините, получается из Салоу можно тоже прям на эту остановку приехать? Окас?)
22 мая 2014 в 16:51
Мария, к сожалению, автобусы из Салоу прибывают на автовокзал и на несколько других остановок в Реусе, но не захватывают остановку на площади Окас (вот в обратном маршруте в Салоу ИЗ Реуса она уже присутствует).
Вот перечень остановок на пути автобуса туда и обратно:http://autocaresplana.pesvalencia.com/Do ... 42&tipo=PARADAS
В принципе, когда поедете из Салоу, можно выйти не вместе со всеми сразу на автовокзале, а проехать чуть дальше и выйти на конечной остановке, Parc St. Jordi (Fira). Это будет немного ближе к Окас, чем от автовокзала. Все эти остановки обозначены на карте Реуса тут:http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2010/Map_Reus.jpg (если не нашли — сообщите, и я подскажу, в какой части карты что находится:) ).
Подробная свежая информация о том, как добраться до института Пере Мата в Реусе, опубликована на нашем форуме тут:http://www.mishanita.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=48981 . Думаю, Вам пригодится!
22 мая 2014 в 17:16
Вот смотрю по вашей ссылке перечень остановок от вокзала и вижу название Oques. Может есть уже такая остановка?)
22 мая 2014 в 17:20
Посмотрите, пожалуйста, внимательнее)). В первой части перечня указаны остановки по пути ИЗ Реуса, а во второй — ИЗ Салоу В Реус.
22 мая 2014 в 17:22
Призываю любые дальнейшие вопросы задавать на нашем ФОРУМЕ:http://www.mishanita.ru/forum/viewforum.php?f=3
12 июля 2015 в 8:52
В этом году (2015) Институт Пере Мата в летний период с 1 июня по 30 сентября открывает свои двери для посетителей каждый день кроме праздничных с: 11:00 до 13:00 и с 16:30 до 18:30.
Цены, как и в прежние годы, — 5 для всех, а для тех, кто младше 14 лет, — 4 евро.
Младше 7 лет — вход бесплатный.
Также проводятся экскурсии с группой, предлагается и театрализованная экскурсия с актёрами, музыкой и дегустацией реусского вермута Миро.
Все это написано на сайте туристического бюро Реуса.
12 июля 2015 в 10:03
Очень интересная информация, Галя! Примите благодарность от администрации сайта:).