Дворец Гуэля в Барселоне открылся для посетителей

Отличная новость для жителей Барселоны и всех туристов, которые интересуются архитектурными памятниками каталонской столицы и испанским (каталонским) искусством в целом. Летом 2011 года наконец открывает свои двери для посетителей модернистский дворец Гуэля (Palau Güell/Palacio Güell) — одна из первых построек Антонио Гауди в Барселоне. Этот дом в стиле каталонского модернизма являет собой уникальный образец светской архитектуры Гауди, полностью завершенный самим архитектором и дошедший до нашего времени без существенных изменений.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Дворец Гуэля (особняк Гуэль) в течение семи лет был закрыт на реставрацию. Теперь здание вновь стало доступно для публики. Посетители смогут увидеть кропотливо отреставрированные помещения особняка, построенного в 1885-1890 годах по заказу Эусебио Гуэля (Eusebi Güell), а в 1985 году внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Реставраторы выполнили свою работу с предельным уважением к наследию Гауди, не позволив себе ничего изменить или дополнительно привнести в аутентичный облик здания. Поэтому дворец Гуэля по праву считается одним из наиболее хорошо сохранившихся творений архитектора. Из-за столь бережного отношения к оригиналу реставрационные работы потребовали большого количества времени и денег (стоимость реставрации составила 9 млн евро [16]). Зато теперь мы получили редчайшую возможность воочию увидеть то, что желал воплотить в этой работе Антонио Гауди, без каких-либо искажений и наслоений.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

В ходе визита посетители могут осмотреть знаменитую террасу на крыше, а также различные комнаты дворца Гуэля, включая сказочный центральный зал, имитирующий звездное небо, домовую часовню, комнаты членов семьи Гуэль и комнаты прислуги. Стоит отметить, что интерьер в основном практически лишен мебели и прочих предметов обстановки. Это сделано для того, чтобы внимание зрителей целиком сосредоточилось на архитектуре здания, а не на образе жизни семьи Гуэля. Впрочем, есть и более прозаическое объяснение этой скудости: оригинальная мебель из дворца находится в собственности наследников Эусебио Гуэля. Та мебель, которую всё-таки можно сегодня увидеть во дворце, была приобретена провинциальным советом Барселоны (Diputació de Barcelona) и находится в стеклянных витринах, призванных защищать драгоценные предметы от повреждений.

Итак, можно сказать, что в Барселоне в этом году появилась новая достопримечательность, а маршрут Гауди обогатился новым объектом. Дворец сможет принимать до 800 посетителей в день.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Во время посещения дворца туристы смогут оценить новаторский подход Гауди к организации пространства и манипулированию светом, восхититься оригинальностью и богатством архитектурных  и орнаментальных решений, ставших плодом творческого гения Гауди и таланта помогавших ему мастеров прикладного искусства. Многочисленные декоративные элементы из кованого железа, керамики, стекла, камня и дерева придают зданию поистине уникальный характер. Осмотр интерьеров дополняет аудиовизуальная информация и выставка, посвященная реставрации дворца.

Практическая информация

Входные билеты во дворец Гуэля стоят на данный момент 12 евро (информация обновлена на 2016 год); для льготных категорий посетителей (студентов младше 25 лет и пенсионеров стран-членов ЕС) — 9 евро. Для детей младше 12 лет — бесплатно.

Дворец Гуэля можно посетить бесплатно в первое воскресенье каждого месяца, а также 12 февраля, 23 апреля, 11 сентября и 24 сентября. Билет необходимо сохранять до конца визита.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Фотографировать во дворце разрешается (без вспышки и штатива). Запрещается что-либо трогать внутри здания. Максимальная численность туристов, которые могут одновременно находиться во дворце, — 185 человек, поэтому возможны очереди. Сумки, мешки, рюкзаки, пакеты размерами свыше 40 x 40 см требуется сдавать в камеру хранения. Осмотр дворца производится самостоятельно, без экскурсовода. Во дворце можно взять бесплатный аудиогид (предлагаются аудиогиды на каталанском, испанском, английском, французском, немецком, итальянском, португальском, японском языках; можно выбрать полный вариант осмотра или экспресс-вариант; полный осмотр дворца с аудиогидом включает 24 пункта и продолжается около 40 минут; краткий осмотр охватывает 13 наиболее значимых достопримечательностей дворца и длится около 20 минут).

В случае неблагоприятных погодных условий доступ на крышу дворца может быть закрыт.

Часы работы дворца Гуэля: с 1 апреля по 30 сентября с 10:00 до 20:00 (последнюю группу запускают в 19:00); с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 17:30 (последнюю группу запускают в 16:30). Дворец закрыт по  понедельникам (рабочим), а также 25 и 26 декабря, 1 января и с 6 по 13 января.

Адрес дворца Гуэля, как добраться. Дворец Гуэля расположен по адресу Carrer Nou de la Rambla, 3-5 (на узкой боковой улице, почти на углу с бульваром La Rambla), в барселонском квартале Раваль (Raval). Ближайшая станция метро — Liceu (ветка L3). Карту-схему метро Барселоны можно скачать тут. Карту бульвара Рамбла (Рамблас) и прилегающих к нему улиц с указанием основных достопримечательностей на русском языке можно скачать по ссылке.

Официальный сайт дворца Гуэля: palauguell.cat (есть версии на каталанском, испанском, английском и французском языках).

Гауди и Гуэль, отношения архитектора и мецената

Дворец Гуэля, или особняк Гуэль, был построен архитектором Антонио Гауди (1852-1926) по заказу его друга и покровителя, промышленника и землевладельца Эусебио Гуэля (Eusebi Güell) (1846-1918).

Портрет Эусебио Гуэля, 1882 год

Эусебио Гуэль был сыном человека, выбившегося из низов и ставшего представителем новой городской элиты, indianos: его отец сколотил состояние за счет работорговли на Кубе и стал одним из богатейших людей Барселоны. Сам Эусебио Гуэль в 1871 году женился на наследнице другого богатейшего человека Барселоны, первого маркиза Комильяса, которую звали Изабелла Лопес (Isabel López Bru). В браке родилось десять детей. Когда Гауди разрабатывал для Гуэля фамильный герб, на нем появился неожиданно откровенный девиз: «Abir Pastor Avui Senyor» — «Вчера пастух, сегодня господин» [2].

Эусебио Гуэля с супругой [9]

После знакомства с Гуэлем Гауди превратился в его семейного архитектора. С конца 1870-х годов и до самой смерти мецената Гауди заботился обо всех архитектурных потребностях его семьи: от самых мелких, таких как проектирование конюшен или фонтанов, до более престижных проектов, среди которых, помимо дворца Гуэля, можно назвать Павильоны усадьбы Гуэль, Парк Гуэль и крипту в загородной Колонии Гуэль.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Гуэль был очень образованным человеком, ценителем искусств и меценатом и играл активную роль в культурной жизни Барселоны. Кроме того, он был спонсором театральных и оперных постановок, помогал поэтам, активно поддерживал нескольких каталонских художников. Гуэль и сам был талантливым акварелистом и живописцем. С Гауди его сближал общий интерес к замечательному поэту Вердагеру, чей эпический шедевр «Атлантида» стал гимном каталонской самобытности. Помимо близких художественных вкусов, Гауди и Гуэля связывал и местный патриотизм (не будем забывать, что та эпоха была периодом подъема национального самосознания каталонцев). Политические взгляды заказчика и архитектора нашли отражение и в архитектуре ряда построек, созданных Гауди для Гуэля, и дворец Гуэля в Барселоне не является исключением.

Антонио Гауди в молодости, портрет

Гауди питал к Гуэлю безграничное уважение. Он называл его истинным аристократом, человеком необыкновенной чувствительности и превосходных манер, новым Медичи. Гауди нравилось отношение Гуэля к деньгам: «Гуэль — джентльмен, человек, у которого есть деньги, который не хвастается и умело распоряжается ими, другими словами, senyor» [2].

Для архитектора было крайне важно, что Гуэль не лимитировал бюджет его построек. Поэтому экстравагантность Гауди ограничивалась лишь его воображением и знанием дорогих материалов и драгоценных камней. Секретарь и главное доверенное лицо Гуэля Раймон Кампамар (Ramon Picó i Campamar) был шокирован свободой, которой пользовался Гауди. «Я наполняю карманы дона Эусебио, а Гауди опустошает их», — жаловался он [2]. Однако Гуэль не считал, что Гауди тратит так уж много, и позволял ему следовать своим фантазиям и использовать лучшие материалы.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

При постройке дворца Гуэля в Барселоне Гауди также не был ограничен в средствах. В оформлении здания он использовал множество самых разных материалов, отдавая предпочтения наиболее качественным и дорогостоящим, таким как мрамор.

История дворца Гуэля

Дворец Гуэля стал первой большой работой, созданной Гауди для своего покровителя. Эусебио Гуэль унаследовал от своего отца дом в южной части бульвара Рамбла, рядом с узкой улицей Nou de la Rambla (бывшее название — Conde del Asalto). Рядом промышленник решил построить свой новый городской особняк, который соединялся бы со старой семейной резиденцией крытым переходом (эта узкая галерея существует и поныне).

Таким образом, именно семейной традицией объясняется то, что в качестве места для постройки дома был выбран не фешенебельный район Эщампле, где тогда возводилось большинство модных дворцов новой городской элиты Барселоны, а квартал Рамблас, который в те времена пользовался довольно сомнительной репутацией. Над этими злачными местами витала угроза туберкулеза, алкоголизма, сифилиса и нищеты. В начале улицы улицей Nou de la Rambla находился самый известный в городе публичный дом. Весь этот район был известен как Barri Xinus, то есть «китайский квар­тал», но вовсе не потому, что там жили китайцы, а потому, что к нему накрепко пристало сравне­ние, данное каким-то журналистом. Это «испанское поле чудес» было питательной средой для распут­ников и декадентов.

Портрет Эусебио Гуэля

Как бы странен ни был выбор участка для дома, но этот выбор был сделан, и работа над городским особняком Эусебио Гуэля началась. Разработку проекта промышленник поручил 33-летнему архитектору Антонио Гауди, который приступил к работе осенью 1885 года. Дворец стал первым зданием, построенным Гауди в самом центре Барселоны, а не на окраине города, как предыдущий дом Висенса.

Получив заказ, Гауди и его преданный помощник Франсиско Беренгер (Francesc Berenguer) с жаром принялись за дело. Они разработали двадцать пять вариантов фасада, из которых сохранилось только три. Оконча­тельный проект здания был представлен на утверждение в мэрию летом 1886 года, и в октябре началось строительство.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Гуэль хотел, чтобы его новый особняк достойно представлял его высокий статус и не уступал расположенному в северной части бульвара Рамбла дворцу Palau Moja, который принадлежал его зятю (брату жены), второму маркизу Комильясу. Гауди было ясно, что основным побудительным мотивом Гуэля было поразить своих знакомых роскошью, и потому разработал необыкновенный проект, архитектура которого отличалась таким насыщенным содержанием и красотой, что наиболее адекватным для его описания оказалось именно слово «дворец» [6].

Официальное открытие дворца состоялось в 1888 году (именно этот год указан на фронтоне здания) и было приурочено ко Всемирной выставке в Барселоне, однако работы по оформлению интерьеров продолжались до 1890 года. Парадный салон дворца Гуэля, историческая фотография 1889 года (источник [9]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Особняк Гуэль был преимущественно парадной и официальной резиденцией. Еще до окончания строительства его посетили королева-регентша Мария-Кристина, инфанта Мария Эулалия де Бурбон и Антонио Орлеанский.

Сразу же после открытия особняк стал предметом ожесточенных художественных споров, которые активно освещались местной прессой. Некоторые журналисты издевались над претенциоз­ностью Гуэля и Гауди, которая соседствовала с бедностью и отчаянием этого района Барселоны. В отзывах критиков фигурировали самые разные определения: «прекрасно», «какой-то Вавилон», «скорее храм, чем дом», «само изящество», «безудержная роскошь» [5]. Многие подметили, что в разнородной эклектике Гауди выразилось влияние древних культур. Впрочем, не всем это пришлось по вкусу (известно, например, что особняк не понравился жене Эусебио Гуэля [14]). Так, 28 декабря 1889 года двое модернистов, завсегдатаев барселонского кафе «Quatre Gats» Русиньоль и Утрилло послали в газету «La Vanguardia» сатирическую пародию на археологические претензии особняка Гуэль. «Не вызывает сомнения, что это вавилонская конструкция. Если это действительно так, то кто может сказать, куда приведут нас все эти широко обсуждающиеся теории относительно происхожде­ния нашего народа?.. Наиболее вероятный ответ: это сооружение относится к временам Валтасара или, как настаивает Рогент, Навуходоносора» [2]. Однако именно этим ощущением древности наслаж­дались и зодчий, и его патрон.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

В конце XIX и начале XX века особняк был личной резиденцией семьи Гуэля. Дом служил главным образом для проведения выставок, концертов, литературных и художественных вечеров и прочих общественных мероприятий. Также здесь хранились многочисленные предметы из художественных коллекций и заморских путешествий Гуэля [5]. В 1906 году Гуэль переехал в дом Каса Ларрард (Casa Larrard) в парке Гуэль, где и жил до своей смерти. Барселонский дворец унаследовали его сыновья, а затем дочь Мерсе (Mercè Güell i López), и он принадлежал ее семье до 1936 года, когда был конфискован. В годы Гражданской войны здесь располагался комиссариат.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

В 1944 году дворец Гуэля пытался купить американский миллионер, захотевший разобрать шедевр Гауди и перевезти его «по камушку» в свою страну, но, к счастью, в итоге особняк в мае 1945 года приобрел провинциальный совет Барселоны, являющийся владельцем здания и поныне. Дочь и наследница первого владельца особняка, Мерсе Гуэль (Mercè Güell i López), согласилась уступить дворец правительству, но во-первых, попросила пожизненную пенсию, а во-вторых, поставила три условия: чтобы здание не подвергалось искажениям и разрушениям; чтобы оно служило культурным или художественным целям; и чтобы оно увековечивало память своего создателя, Гауди, и его заказчика, первого графа Гуэля [21].

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

В 1969 году испанское государство объявило дворец Гуэля историко-художественным памятником национального значения, а в 1984 году особняк был включен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это стало знаком признания уникального конструктивного характера этого здания, а также того влияния, которое архитектура дворца Гуэля оказала на развитие технологий и форм современной архитектуры.

Описание архитектуры и внешнего убранства дворца Гуэля

Дворец Гуэля стал первым крупным творением Гауди, в котором в полной мере проявились его творческие поиски новых конструктивных идей, стремление порвать с академизмом и своеобразная авторская интерпретация историзма (в первую очередь неоготики, неоренессанса и неомавританского стиля). В этой постройке каталонский архитектор соединил традиционную для средневековых дворцов прямоугольную структуру и кессонные потолки с такими инновациями, как, например, параболическая арка, характерная и для дальнейшего творчества Гауди.

Расположенный на земельном участке весьма скромных размеров (18 х 22 метров) и втиснутый в безнадежно узкое про­странство Nou de la Rambla, дворец Гуэля представляется своеобразным воплощением венецианского «палаццо». Ни с одной точки улицы особняк невозможно рассмотреть целиком, так что оценить роскошь наружной отделки можно лишь приблизительно. Башенную часть вообще можно заметить только издали.

Поскольку участок под строительство был выделен явно недостаточный и создать масштабный фасад не представлялось возможным, Гауди — понимая, что особняк должен, несмотря ни на что, выглядеть представительным и излучать роскошь, — направил все свои усилия на то, чтобы все формы здания были устремлены вверх. В итоге получилось эффектное эклектичное здание, не лишенное некоторого мистицизма и загадочности, хотя главные его сокровища таятся, конечно, внутри.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Дворец имеет четыре основных этажа, плюс подвал (цокольный этаж) и плоскую крышу с террасой. Нижний этаж (planta baja) соответствует уровню улицы. Главный фасад особняка выходит на узкую улицу Nou de la Rambla. Он достаточно строг по оформлению, практически лишен скульптурного декора и может показаться даже суховатым в своей прямолинейности, особенно в сравнении с другими творениями Гауди. Здание выстроено из светло-серого известкового камня, который добывался в угодьях Эусубио Гаэля в 30 км к югу от Барселоны, в районе Гарраф (Garraf). Фасад облицован плитами серого мрамора из того же карьера.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

На нижнем этаже фасада Гауди разместил монументальный въезд с двумя великолепными порталами в виде высоких параболических арок (цепные, или параболические, арки по форме повторяют перевернутую провисшую цепь, закрепленную с обоих концов).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Каждую арку закрывают массивные ворота из кованого железа. Решетка мощных ворот поделена на две части: подвижную и фиксированную. Последняя выкована в форме двух свернувшихся узлом змей, вливающихся сверху в ажурные навесы из многочисленных звеньев, которые обвиваются вокруг инициалов заказчика: «E» и «G» (Эусебио Гуэль).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Между двумя воротами Гауди поместил двухметровый кованый «фонарь», изображающий полосатый герб Каталонии, увенчанный своеобразным шлемом с крылатым орлом (предполагают, что на самом деле скульптура изображает гнездо молодого орла — расправляющего крылья символа Каталонии). Этот герб, воплощение каталонской гордости, выковал для Гуэля помощник Гауди, мастер кузнечного дела Жоан Оньос (Joan Oñós).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Искусное переплетение кованых решеток, петель, лент, растительных и цветочных мотивов делает эту цилиндрическую конструкцию подлинным шедевром кузнечного искусства. Рассказывают, что во время установки этого кованого орнамента на фасад дома Гуэль и Гауди, наблюдавшие за работами с противоположной стороны улицы, увидели, как какой-то прохожий остановился перед скульптурой со словами: «До чего странная вещь!» Гуэль тогда сказал: «Теперь она нравится мне даже больше» [21].

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Решение поместить на фасад дворца Гуэль герб каталонской провинции было, разумеется, осознанным шагом архитектора и его патрона, декларацией их политических взглядов и патриотизма. Это было своеобразным воплощением призывов к борьбе за независимость Каталонии. Неудивительно, что в глазах высокопоставленных гостей, прибывавших в Барселону из Мадрида, чтобы взглянуть на это чудо архитектуры, подобное декоративное решение воспринималось как провокационная выходка.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Въездные ворота сделаны Гауди достаточно большими для того, чтобы посетители могли попасть в особняк на лошадях или проехать внутрь на конных повозках и экипажах (позже автомобилях). Над въездными арками и патриотичной металлической конструкцией располагается соединенный пояс эркеров — трибуна, или крытая галерея, пресекающая по горизонтали почти весь фасад второго этажа и продолжающийся также по краям третьего этажа. На верхних этажах фасад становится ровным и спокойным. Завершает его ряд небольших треугольных фронтонов с уступчатыми краями, на вершине которых размещаются конические основания красивых дымоходов.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Задний фасад особняка Гуэля выходит на внутренний двор и оформлен еще более скромно, чем главный фасад, но тоже оригинально. Здесь главенствует большой выступающий эркер со скамьей внутри.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

С внешней стороны он отгорожен решеткой из подвижных пластинок («венецианскими ширмами», или деревянными жалюзи, которые были устроены архитектором, чтобы не смущать обитательниц расположенного по соседству монастыря). Фасад украшен декоративными элементами из яркой цветной керамики. На уровне второго и третьего этажа размещен балкон, затененный необычным решетчатым навесом (пергольной маркизой).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

За прямолинейностью фасадов скрывается сложная структура компоновки внутренних помещений, некоторое представление о которой может дать лишь поперечный разрез дворца Гуэля (источник [34]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Интерьеры дворца Гуэля: путешествие по дому

Внутри дворца Гуэля Гауди создал совершенно оригиналь­ный интерьер. Роскошное внутреннее убранство отражает синтез вкусов той эпохи: мраморные колонны, кессонные потолки из благородных пород дерева и кованого железа, необычные витражи, фрески, удивительные предметы мебели.

Туристический маршрут по дворцу Гуэля выстроен таким образом, что посетитель поднимается всё выше и выше: от бывших конюшен подвального (цокольного) этажа, с характерными массивными грибообразными колоннами, через бельэтаж с парадным салоном и другими общественными посещениями и жилой этаж с частными покоями членов семьи Гуэля, — на террасу с двумя десятками печных труб и вентиляционных шахт необычной формы.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Отсюда ясно, что дом был не просто дворцом, но одновременно еще и метафорой возвышения, напоминавшей о социальном и экономическом восхождении самого Гуэля: из темного подземелья к празднику красок. Нижний этаж, отмеченный суровостью серого мрамора, ярко контрастирует с буйством цветов и причудливых форм печных труб на верхней террасе.

Нижний этаж

Осмотр дворца Гуэля начинается на нижнем этаже (planta baja). Сегодня здесь размещается справочная служба музея, прокат аудиогидов, камера хранения, магазин сувениров и книжной продукции (билетная касса находится рядом с дворцом, по адресу Carrer Nou de la Rambla, 1).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Ниже представлен план нижнего этажа особняка Гуэля с указанием основных переходов и помещений на русском языке (схема составлена на основе источника [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Именно на этот этаж, в вестибюль, попадали посетители дворца в эпоху Гауди и Гуэля, приезжавшие в особняк на конных повозках (позже автомобилях). Как мы уже знаем, они проезжали внутрь через огромные въездные арки главного фасада. Экипажи могли следовать через ворота, расположенные по обеим сторонам от парадной лестницы, непосредственно в каретный сарай и нижние конюшни, а сами гости поднимались из вестибюля по парадной лестнице на верхние этажи.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

На фотографии хорошо видна парадная лестница вестибюля и красивая деревянная дверь слева на нижнем этаже, ведущая в бывший каретный сарай. Стоит обратить внимание на массивные колонны в вестибюле и по бокам лестницы (всего Гауди использовал 127 колонн из твердого известняка, причем каждая из них отличается от остальных), красивые модернистские фонари, а также окошки с выгнутыми коваными решетками.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Из вестибюля, высота которого составляет 20 м, посетители могут пройти в расположенное на этом же нижнем этаже просторное помещение для экипажей (каретный сарай), где находится пандус, ведущий в подвал. Кроме того, по сторонам от парадной лестницы на уровне вестибюля находятся, соответственно, вход в бывшее жилище привратника (слева) и проход на служебную лестницу (справа).

Подвальный (цокольный) этаж

Посредством необычного спирального пандуса (наклонного подъезда), спроектированного Гауди, каретный сарай соединяется с бывшими конюшнями, которые размещаются в подвальном (цокольном) этаже (sótano) дворца Гуэля. В подвале находились стойла для лошадей, хранилась упряжь, а также солома, дрова и уголь. Кроме того, здесь располагалась комната конюха.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Вышеупомянутый спиральный пандус — достаточно крутой подъезд характерной винтовой формы — предназначался главным образом для слуг. Для лошадей Гауди спроектировал более плавный, широкий и пологий пандус в некотором отдалении от первого.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Хитроумно устроенное подвальное помещение, использовавшееся во время Граж­данской войны в Испании как камера пыток, вы­глядит очень древним и напоминает лабиринт. Оно перекрыто уплощенными сводами, поддерживаемыми мощными столбами диаметром до 1,4 м с грибовидными и пирамидальными капителями — то круглыми, то квадратными в сечении.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Эти массивные опоры — единственные колонны в доме, выполненные не из известняка, а из простого необлицованного кирпича. Подвал дворца Гуэля — одно из немногих спроектированных Гауди помещений, которые архитектор решил оставить с оголенными стенами.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Чтобы не допустить распространения неприятных запахов конюшни по всему дому, Гауди разработал для проветривания подвала систему вентиляционных шахт, которые, рождаясь в отверстиях кирпичных сводов подвала, вертикально пронизывают весь дом, как мощные стержни, поднимаясь над его кровлей и там, на террасе, смешиваясь с многочисленными печными трубами.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Из немногочисленных декоративных и функциональных деталей подвала можно отметить кормушки для лошадей и настенные маскароны в форме голов животных с кольцами для привязи лошадей и собак.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Пологий пандус, предназначавшийся для лошадей, выходит на небольшой внутренний дворик, который также служит для вентиляции подвального этажа.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Ниже представлен план подвального (цокольного) этажа особняка Гуэля:

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

План составлен на основе источника [13].

Антресольный этаж

Из вестибюля нижнего этажа крутая парадная лестница ведет гостей на антресольный этаж (полуэтаж) (entresuelo). Ранее на этом этаже располагались рабочий кабинет Эусебио Гуэля, библиотека, конторы семейных предприятий, архив и небольшая приемная.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Идущий от главного входа участок парадной лестницы заканчивается лестничной площадкой, на которой можно увидеть яркий витраж, изображающий каталонский герб. Слева находится красивая дверь, ведущая в вестибюль жилой части дома (vestíbul de l'habitatge).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Несущая конструкция антресольного этажа устроена довольно необычно: между близко уложенными друг к другу двутавровыми прогонами вставлены плоские листы мраморных плит. В вестибюле антресольного этажа стоит также обратить внимание на интересную облицовку пола и стройную колонну серого мрамора. Эта одинокая опора в междуэтажном пространстве не соответствует в плане ни одной из колонн нижнего этажа и опирается на конструкцию перекрытия. Здесь же, справа и слева от нового пролета парадной лестницы, находятся двери, ведущие в бывшую библиотеку, кабинет и другие помещения (для туристов они закрыты).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Ниже представлен план антресольного этажа особняка Гуэля:

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

 

Бельэтаж (основной этаж) и парадные помещения

Из вестибюля антресольного этажа новый, плавно изогнутый пролет величественной парадной лестницы ведет гостей к бельэтажу (planta noble, piano nobile) — главному этажу, на котором располагались парадные помещения, где семья Гуэль принимала гостей и проводила разнообразные концерты и вечера, семейные обеды и торжества.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Парадную функцию выполняли в основном залы на северной стороне этажа (со стороны улицы), тогда как комнаты южной стороны (столовая, бильярдная) использовались лишь членами семьи.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

На парадной лестнице можно увидеть витражи с инициалами Эусебио Гуэля.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Отдельного упоминания заслуживает деревянный кессонный потолок и модернисткий фонарь на лестнице.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Так посетитель попадает на красивейший этаж особняка. Именно здесь располагаются роскошные гостиные и фантастический центральный зал, создающие впечатление царского великолепия. Эти апартаменты поражают обилием изысканных орнаментов, неожиданных перспектив и сочетанием элементов неоготического оттенка в рамках стиля неомудехар с такими же элементами ар-нуво.

Здесь особенно хорошо чувствуется, что Гуэль не жалел денег на внутреннее убранство дворца. Замысловатые металлические конструкции, подсвечники и канделябры, искусная инкрустация деревянных деталей, резные потолки из палисандра и других благородных пород дерева — всё это вызывает ко­ролевские аллюзии, придает интерьерам особенно благородный вид. Колонны напоми­нают о короле Педро Жестоком, резные деревянные по­толки выполнены в стиле, который любили Изабелла и Фердинанд, а мрачная атмосфера, со­здаваемая серым гаррафским мрамором, вызыва­ет ассоциации с суровым Эскориалом Филиппа II.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Первой комнатой, куда попадает гость, поднявшись на бельэтаж, является прихожая (antesala, avantsala). В этом помещении можно увидеть витражи с изображением персонажей шекспировских пьес, а также красивый резной потолок из дерева и изящные колонны серого мрамора, образующие вдоль окон вытянутые параболические арки.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Из прихожей можно пройти в приемную, или зал ожидания — буквально «зал потерянных шагов» (sala de los pasos perdidos, sala de passos perduts) (залом потерянных, или напрасных, шагов обычно называли просторный вестибюль, сообщавшийся с различными залами и комнатами административных и общественных зданий). На старинной фотографии этого зала (1897 год, источник [9]) видна прежняя обстановка дворца, со скульптурами и изящной мебелью, которой особняк теперь лишен.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

На следующих двух фотографиях представлен современный вид зала потерянных шагов (источник [29]). В этом зале сохранились великолепные кессонные потолки из дерева, а также мраморные колонны и причудливые двойные светильники, обрамляющие дверь, ведущую в центральный слон. Строгий и несколько мистический облик помещению придают параболические арки и зарешеченные окна трибуны, выходящей на улицу Карре Ноу-де-ла-Рамбла (эта трибуна тянется практически вдоль всего фасада, обеспечивая поступление естественного света во внутренние помещения дворца; обрывается она лишь в самом конце здания — там, где начинается дамская туалетная комната).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Зал потерянных шагов выводит нас к центру и кульминации всего дворца Гуэля — знаменитому парадному салону (saló central), или центральной гостиной, которую также называют концертным залом. На следующей фотографии видна дверь, ведущая в этот сказочный зал.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Этот центральный холл имеет гигантские размеры и служит главным коммуникационным узлом внутренних помещений дворца, его сердцем. Зал возвышается вплоть до мансардного этажа: при площади 9 х 9 м высота его потолков превышает 17 метров. Вокруг этого главного помещения выстраиваются все остальные комнаты этажа: салоны, галереи, залы.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Основной достопримечательностью этого удивительного парадного зала является огромный параболический купол, облицованный изнутри шестигранными каменными плитами и объединяющий весь особняк. Многочисленные круглые отверстия в куполе, отделанные черным алебастром, ассоциируются со звездами на ночном небе.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Таким образом, хитроумное перекрытие эффектно пропускает внутрь зала естественное освещение, которое рассеивается по всему помещению, причем впечатление звездного неба, которое купол производит днем, может достигаться и ночью с помощью помещенных вблизи отверстий прожекторов или ламп.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Стены зала украшают настенные росписи. По верхнему ярусу холла тянется балкон, ограждение которого выполнено из перекрученных железных прутьев. Нагромождение декоративных деталей из камня, металла и других материалов вызывает ассоциа­ции со сказками тысячи и одной ночи.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Важным элементом центральной гостиной являлся орган, расположенный на западной стороне верхнего яруса. Дело в том, что во времена Гуэля и Гауди этот зал часто использовался для проведения концертов, праздников и художественных вечеров, и музыкальные потребности семьи учитывались Гауди при проектировании дворца. Гуэль заказал изготовление инструмента баскскому органному мастеру Акилино Амесуа (Aquilino Amezua y Jáuregui) (1847-1912) [12]. Инструмент был создан для старшей дочери Гуэля в 1890-92 годах. Гауди удалось великолепно встроить орган в интерьер дворца, добившись выдающейся гармонии между музыкой и архитектурой. Гауди расположил орган таким образом, что трубы, через которые выходит воздух, находились двумя этажами выше, и в итоге достигался замечательный акустический эффект.

Во время Гражданской войны, после конфискации дворца у наследников Гуэля, орган начал непоправимо разрушаться. После 1945 года было предпринято несколько безуспешных попыток его восстановить. В ходе последней реставрации дворца власти Барселоны снова вернулись к этой идее, однако эксперты пришли к выводу, что восстановление органа уже не представляется возможным, поскольку за последние десятилетия было утрачено свыше 800 труб и прочих деталей механизма. В результате, после последней реставрации особняка в салон был установлен новый орган каталонского мастера Альберта Бланкафорта (Albert Blancafort). Новый орган создан по образцу прежнего. Он имеет два мануала и педаль, насчитывает 1386 труб и 22 регистра.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

На уровне балконов, по углам центрального холла располагаются сделанные из камня диагональные кронштейны, являющиеся основанием для четырех параболических арок. Данные арки образуют ниши, сквозь которые в помещение попадает дополнительный свет. Арки представляют собой сечение конусообразного навершия внутреннего купола. На следующих фотографиях хорошо видны параболические арки, поддерживающие купол центрального холла дворца Гуэль (источник [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

В верхней части салона стоит также обратить внимание на расположенные внутри этих параболических арок витражи. Это группа, состоящая из четырех витражей 2,43 м высотой и 5 м шириной. Считается, что это первая абстрактная композиция в современном искусстве, открывшая двери для кубизма Пикассо. Как известно, юный Пикассо в начале XX века жил в Барселоне, причем его мастерская находилась непосредственно напротив дворца Гуэля [9]. Исследователи также полагают, что на творчество Пикассо повлияло изучение облицованных в технике тренкадис башенок на крыше дворца Гуэля: по утверждению авторитетных специалистов-искусствоведов, «ис­тория фрагментации в современном искусстве не может быть полной без учета влияния trencadis Гауди на молодого Пикассо» [2].

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

С западной стороны центрального зала, внизу, расположена небольшая домовая часовня (capella), называемая также золотой капеллой.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Часовня скрыта за двумя гигантскими инкрустированными дверьми, украшенными изображениями двенадцати апостолов кисти каталонского художника, друга Антонио Гауди, Алеша Клапеса (Aleix Clapés i Puig) (1850-1920).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Этому же художнику же принадлежала ныне утерянная фреска с изображением Геркулеса в поисках яблок Гесперид, напоминавшая посетителям дворца Гуэля о салоне Филиппа IV в Мадри­де, украшенном серией картин Сурбарана «Подвиги Геркулеса» (кастильский дух этого королевского интерьера не помешал Гауди адаптировать его к каталонскому особняку местного промышленника).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Часовня являлась олицетворением моральной чистоты и бла­гочестия. Гауди поставил с ног на голову функцию арабского хаммама, где халиф мог незаметно подсматривать за своим га­ремом. В доме Гауди наблюдатель видел вместо налож­ниц богослужение. Алтарь часовни раньше украшал образ Пречистой Девы, который можно увидеть на старинной фотографии этой домовой капеллы (источник [13]). Образ погиб в 1936 году.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Еще одним декоративным элементом салона является расположенная на первом уровне купола лестница с откры­тыми узорчатыми перилами из инкрустированного дерева и слоновой кости. Рядом можно увидеть бюст отца Эусубио Гуэля, Жоана Гуэля-и-Феррера (Joan Güell i Ferrer) работы каталонского скульптора Россенда Нобаса (Rossend Nobas i Ballbé) (1838-1891). Эта потрясающая лестница ведет на галерею для музыкантов, на­висающую над самим центральным залом, непосредственно напротив часовни. Вид с галереи на центральный зал:

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Старинная фотография центрального салона дворца Гуэля (источник [22]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Но вернемся в зал потерянных шагов. Из него можно пройти не только в центральный салон, но и в красивый приемный зал (sala de visitas), смежный с дамской туалетной комнатой (будуаром). На следующей фотографии представлен современный вид приемного зала с параболическими арками трибуны, выступающей на улицу Карре Ноу-де-ла-Рамбла. За дверью слева находится дамская туалетная комната, или будуар, с замечательной резьбой по дереву и некоторыми сохранившимися предметами оригинальной мебели.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Главным украшением приемного зала является восхитительный резной потолок.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Также здесь можно увидеть витражи, прекрасную резьбу по дереву на обшивке и уже знакомые нам параболические арки с колоннами серого мрамора.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Если вернуться к началу нашей экскурсии по бельэтажу, то мы вновь окажемся у парадной лестницы. Пройдем теперь в южное крыло дома. Первым на нашем пути будет зал для закрытых совещаний (sala de confianza/sala de confiança).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Эта комната предназначалась для встреч с близкими друзьями семьи. Здесь сохранилось множество прекрасных образцов резьбы по дереву, а также несколько интересных витражей. Витражи посвящены в основном растительным и животным мотивам.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Зал для закрытых совещаний отделен резной деревянной решеткой от соседнего эркерного зала (sala de la tribuna) и столовой. В этом зале стоит обратить особое внимание на замечательный кессонный потолок из дерева. Вид на эркерный зал и столовую со стороны зала для закрытых совещаний:

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Зал необычайно красив благодаря обилию дерева и многообразию сложных решетчатых конструкций. Еще одним украшением комнаты является давшая ей название деревянная трибуна (эркер) с мраморными колоннами (с внешней стороны это эркер заднего фасада особняка). Вдоль этой трибуны тянется крытая сафьяном узорчатая скамья полукруглой формы.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Выемка у основания спинки и плавные изгибы скамьи идеально приспосабливаются к позвоночнику, обеспечивая максимальное удобство сидения и прекрасный отдых. Тут проявилось характерное уже для раннего творчества Гауди знание эргономики. Еще одним примером подобной конструкции служит керамическая змеевидная скамья Гауди в парке Гуэль. Тот же принцип использовался Гауди и при разработке мебели для домов Кальвет, Батльо и Мила.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Окна эркерного зала и соседнего зала для закрытых совещаний, а также столовой выходят на так называемую полуденную террасу (terrassa de migdia) — внутренний дворик у заднего фасада особняка. Также из столовой на террасу ведет небольшая отдельная дверь. Выход во внутренний двор возможен и через бильярдный зал.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Старая фотография дает представление о том, как выглядел эркерный зал в начале XX века, когда его украшали многочисленные предметы изысканной мебели (источник [5]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Из эркерного зала можно увидеть великолепную столовую (comedor, menjador) (внутрь помещения туристов не пускают). Это одно из немногих помещений дворца Гуэля, где сохранилась значительная часть оригинальной мебели. Вид на столовую со стороны эркерного зала (источник фото [26]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

В столовой сохранился прекрасный деревянный потолок, стол, кресла, стильная люстра и богато декорированный резьбой камин.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Оформлением столовой занимался каталонский архитектор Камиль Оливерас-и-Женсана (Camil Oliveras i Gensana) (1840-1898), часто сотрудничавший с Гауди.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Старинная фотография столовой во дворце Гуэля (источник [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Ниже представлен план главного (парадного) этажа особняка Гуэля (на основе источников [1] и [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

 

Этаж господских апартаментов

С промежуточного этажа (entreplanta), на котором расположена вышеупомянутая галерея для музыкантов, лестница ведет на третий этаж — этаж личных покоев членов семьи Гуэль (dormitoris). Здесь находятся спальни и ванные комнаты, искусно спрятанные от посторонних глаз окнами со ставнями, выходящими на центральный салон.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Сначала мы попадаем в зал для закрытых совещаний (sala de confiança), который служил в качестве прихожей этого этажа. В этом зале особый интерес представляет камин, украшенный медальоном с изображением св. Елизаветы Венгерской (Santa Isabel d'Hongria) (посвящение донье Гуэль, Изабелле Лопес Бру (Isabel López Bru), дочери маркиза Комильяса).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Этот монументальный камин является работой Александра де Рикера (Alexandre de Riquer i Ynglada) (1856-1920) — крупнейшего представителя каталонского модернизма, который был многосторонне одаренным художником и интеллектуалом: живописцем, гравером, декоратором, поэтом, писателем, библиофилом.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Из зала для закрытых совещаний можно пройти в спальню Изабеллы Лопес, супруги Эусебио Гуэля, и ее туалетную комнату (будуар) (El dormitori i el tocador d'Isabel López). Эта спальня выделяется изысканным декором арок, выполненным из кованого железа на характерные для ар-нуво растительные мотивы.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Ранее в спальне доньи Гуэль находился знаменитый диван-шезлонг, дизайн которого спроектировал сам Антони Гауди. Эта экстравагантная лежанка, обтянутая воловьей кожей, запоминается необычной вытянутой, как будто тающей формой. Такой дизайн стал возможен благодаря тому, что Гауди заменил традиционный деревянный каркас железом, которое обеспечивало предельную свободу для фантазии. Стройные кованые ножки являются зримым свидетельством того, что внутренняя конструкция дивана изготовлена из металла. Старые фотографии (источники [9] и [13]) показывают прежний вид спальни Изабеллы Лопес и, в частности, этот необычный диван.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Рядом со спальней Изабеллы Лопес находится спальня ее мужа, хозяина особняка — дона Эусебио Гуэля. Также на этом этаже можно увидеть спальню их дочери Изабеллы Гуэль (Isabel Güell López (1872-1956)) и ее туалетную комнату (будуар) (El dormitori i el tocador d'Isabel Gúell). Как и в спальне Эусебио Гуэля, здесь практически не осталось оригинальных предметов обстановки.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Ранее в этом будуаре находился выполненный из дерева, металла и стекла туалетный столик госпожи Изабеллы Гуэль (lligador de la senyora Güell (de la comtessa de Güell)/tocador de la señorita Güell), дизайн которого был разработан Гауди в 1889 году наряду с дизайном вышеописанного дивана. Этот сюрреалистичный дамский столик, заставляющий вспомнить о творениях Дали, совершенно асимметричен по форме и необычайно современен по дизайну. Такой предмет обстановки и сейчас вполне сошел бы за авангард.

Антонио Гауди, туалетный столик Изабеллы Гуэль

Гауди продумал не только эстетические, но и практические соображения: столик создан с расчетом на то, чтобы им было максимально удобно пользоваться. Тут есть где расставить многочисленные дамские пузырьки, флаконы и баночки; была предусмотрена даже небольшая приступочка, выполнявшая функцию опоры для надевания обуви. Перекошенное зеркало будто обрывается и падает со стены у нас на глазах, а рельефы деревянной рамы рассыпаются по сторонам складками шелковых лент. Легкость и изящество ножек наводит на мысль о кошачьих лапах. Эти причудливо изогнутые лапы будто трогаются в путь и в то же время остаются на месте. Неизвестно, чтó думали об этом причудливом предмете мебели современники Гауди, но у современного зрителя странное напряжение и зооморфный облик деталей вызывает несколько тревожное и одновременно восторженное чувство. Сегодня столик находится в частной коллекции (наследников семьи Гуэль) и лишь изредка демонстрируется публике во время крупных выставок в музеях Барселоны и других городов Европы. На старой фотографии видно, как выглядел этот необыкновенный столик в интерьере туалетной комнаты Изабеллы Гуэль (источник фото [9]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Помимо спален и туалетных комнат, на этом этаже находится также голубая гостиная (ныне там разместилась аудиовизуальная экспозиция) и уборные. Туалет отделан красивой керамической плиткой и заслуживает внимания не меньше, чем прочие покои дворца.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Вид уборной особняка Гуэля на старой фотографии (источник [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Ниже представлен план этажа господских апартаментов особняка Гуэля (на основе источников [1] и [13]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Этажом выше (на четвертом, мансардном, этаже, или чердаке (desván; golfes)) ранее располагались комнаты прислуги и подсобные помещения, кухня, прачечная и т.п. От господских покоев туда можно подняться по служебной лестнице. Сегодня на этом этаже размещена временная выставка, посвященная реставрации дворца Гуэля. Там же находится лестница, ведущая на террасу на крыше.

Терраса на крыше дворца Гуэля

Сильное впечатление производит предусмотренная для прогулок терраса на крыше дворца (azotea, terrado, terrat), настоящий музей на открытом воздухе. Фантастическую кровлю украшает «волшебный сад» из двадцати разноцветных конических башенок — печных труб и вентиляционных шахт. Эти футуристические трубы стали настоящим символом дворца Гуэля.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Навершия дымоходов и вентиляционных шахт — таких, казалось бы, утилитарных и малоинтересных предметов — принимают у Гауди образ диковинных красочных скульптур, частично облицованных осколками керамической плитки, частично с облицовкой из природного камня или обожженного кирпича.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Данный прием архитектор впоследствии будет воспроизводить и в других своих работах. Особенно стоит отметить созданные Гауди двадцать лет спустя функциональные и одновременно декоративные вентиляционные трубы в образе фантастических воинов на крыше Каса Мила (Педрера).

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Дизайн каждой трубы на крыше дворца Гуэля уникален. Это настоящий лес из причудливых деревьев разных цветов и форм. Одна труба, например, абсолютно белая с небольшим зелёным клеймом лиможского мастера. Согласно легенде, у Эусебио Гуэля был чудесный обеденный сервиз из Лиможа, но со временем он ему надоел, и дон Гуэль отдал сервиз Гауди для облицовки последней печной трубы на крыше своей новой резиденции в Барселоне.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Облицовка труб была восстановлена в начале 1990-х годов в точно таком же стиле, что и прежде, хотя и не в точном соответствии с дизайном Гауди. В работе участвовало несколько оригинальных современных художников. Утерянные осколки были заменены фрагментами старинной посуды аналогичного качества, хотя не обошлось и без примет современности.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Например, на облицованной белым фаянсом трубе (№9, со стороны главного фасада) можно, если присмотреться, обнаружить изображение собачки Коби (Cobi) — талисмана проходивших в Барселоне Олимпийских игр 1992 года. Тем не менее, ощущение уникальности и подлинной работы Гауди сохраняется.

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Крыша дворца Гуэля стала этапной работой, повлиявшей на дальнейшее творчество Гауди, не только потому, что молодой архитектор реализовал здесь идею декоративного оформления дымовых и вентиляционных труб. Эта площадка важна еще и потому, что именно здесь Гауди впервые использовал прием облицовки поверхностей колотой керамической плиткой — технику тренкадис (trencadís). Этот метод, ставший характерной чертой каталонского модерна, обильно использовался Гауди во многих более поздних проектах и, в частности, в парке Гуэль.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Два десятка труб окружают цент­ральный конический шпиль высотой 15 м, облицованный разноцветным гравием. Шпиль увенчан флюгером, составленным из золотого шара (розы ветров) с острыми лучами-шипами, летучей мыши и ажурного греческого креста. Вероятно, шар является символом солнца, а темный диск, за который уцепилась летучая мышь, обозначает луну. Конический шпиль является внешним завершением купола центрального салона дворца.

Дворец Гуэля, Барселона, ИспанияДворец Гуэля, Барселона, Испания

Летучая мышь является символом Хайме I Завоевателя, который в XIII веке покорил Валенсию и Балеарские острова и добился значительного расширения владений арагонского королевского дома на Средиземноморье (согласно легенде, на Майорке короля спасла летучая мышь: она разбудила его во время ночного наступления мавров; по другой версии, летучая мышь на гербе Хайме I появилась как знак благодарности суфистам, которые помогли ему завоевать Майорку, используя летучую мышь как сигнал для атаки).

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Журнал «La Illustration Hispano-Americano» так описывал крышу особняка Гуэль: «На самой вершине купола на страже стоит летучая мышь, которая со времен Хайме Завоева­теля своими крыльями защищала каталонскую армию: это символ несгибаемого духа этой зем­ли, вдыхающий жизнь в эту огромную каменную глыбу» [2].

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

Схема расположения труб на крыше дворца Гуэля (источник [9]):

Дворец Гуэля, Барселона, Испания

После осмотра террасы, который происходит по часовой стрелке, посетители спускаются по лестнице на нижний этаж дворца, к выходу.

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура (в том числе в Испании), то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер

- Прогулка по Барселоне. Каталонский модерн и не только. Каса Висенс, парк Гуэль, усадьба Гуэля, памятник Антонио Гауди

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Музей Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)

- Достопримечательности Реуса. Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера

- Достопримечательности Реуса: особняк Каса Навас (дом Наваса)

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт дворца Гуэля.

2.Гиз Ван Хенсберген. Гауди — тореадор искусства. Биография. /Пер. с англ. Гольдберга Ю. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.

3. Путеводитель для туристов по Барселоне. Маршрут Гауди.

4. Бассегода Нонель X. Антонио Гауди/Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес; Под ред. В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1986.

5. М. А. Криппа. Гауди. О влиянии природы на архитектуру. TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2004.

6. Светлана Хворостухина. Шедевры Гауди. Вече, 2003.

7. Дворец Гуэля вновь открывает свои двери для посетителей

8. Фотографии фасада и крыши особняка Гуэля в Барселоне

9. Кованое железо, витражи, мозаика и другие декоративные элементы в оформлении дворца Гуэля

10. Дворец Гуэля в Барселоне: история и описание

11. Дворец Гуэля, статья в Википедии

12. История создания и реставрации дворца Гуэля, новый орган концертного зала

13. Модернизм в Барселоне. Дворец Гуэль.

14. Достопримечательности Старого города Барселоны: дворец Гуэля

15. Дворец Гуэля открылся после 7 лет реставрации

16. Видеорепортаж об открытии дворца Гуэля и фотографии

17. Дворец Гуэля вновь открывает свои двери для посетителей

18. Алексей Асланянц. Барселона. Путеводитель «Афиши». Афиша Индастриз, 2007 г.

19. Архитектура дворца Гуэля в Барселоне

20. Реставрация туалетного столика Изабеллы Гуэль

21. Дворец Гуэля на сайте о творениях Гауди в Барселоне

22. Más colas por Gaudí. Дворец Гуэля открылся для туристов. Первые впечатления.

23. Портрет Эусебио Гуэля в молодости

24. Дворец Гуэля в Барселоне, фотографии и описание

25. Необычная архитектура: дворец Гуэля в Барселоне

26. Дворец Гуэля в Барселоне, фотогалерея

27. Palau Guell re-open doors in Barcelona

28. Необычные фотографии работ Гауди

29. Интересные фотографии дворца Гуэля

30. Review of Palau Güell

31. Посещение дворца Гуэля

32. Постройки Гауди, описание

33. Gaudi: Palacio Güel

34. Исследование, посвященное предыдущей реставрации дворца Гуэля (1986-1992 гг.)

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



7 комментариев к заметке

  1. Andy пишет:

    Отличная статья, спасибо большое, будто сам побывал.

  2. Елена пишет:

    Огромное спасибо за статью! Просто супер! Ваша работа бесценна! Нет ли у вас случайно чего-то похожего и по Саграде?

  3. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв! По Саграде пока только в планах)).

  4. Anna пишет:

    Добрый день.
    Очень, очень полезная, информативная статья. Распечатала себе для поездки в 2017 году.
    Есть 2 суперважных для меня вопроса:
    — в какое время — утро или вечер — предпочтительнее для посещения дворца Гуэль?
    — если я буду покупать билеты онлайн, при этом надо выбрать точный день и время, а потом у меня будет какая-то накладка, и я опоздаю или приду на следующий день, то мои онлайн билеты пропадут и меня не пустят ? Или я всё же смогу войти в музей ?
    Просьба по возможности ответить.

  5. Foxy пишет:

    Здравствуйте! Спасибо за отзыв о статье :) .

    Если Вы поедете в Барселону не в «высокий сезон», то смысла покупать билеты онлайн точно нет, так как вряд ли будет очередь. Соответственно, и время суток принципиального значения не имеет.

    Собственно, даже в «высокий сезон» особых очередей в дворец Гуэля не бывает. Остальные творения Гауди куда более популярны (хотя на самом деле дворец Гуэля — ничуть не менее достойное сооружение). Мы, например, ходили во дворец в сентябре, с утра. Так очереди не было совсем. Судя по отзывам (https://www.tripadvisor.co.uk/Attraction ... ia.html#REVIEWS), даже в июле очереди нет.

    Мне кажется, в любом случае предпочтительнее приходить с утра.

    Так что не советую Вам покупать билеты онлайн. При покупке действительно требуется указывать не только дату, но и время посещения. А это «привязывает». Неизвестно, пустят ли по этому же билету в другое время, если Вы опоздаете (подозреваю, что пустят, но точной информации найти не удалось, так что советую не рисковать, если есть вероятность, что к точному времени не успеете).

    Цена билета на данный момент — 12 евро.

  6. Foxy пишет:

    Напоминаю, что дворец Гуэля можно посетить БЕСПЛАТНО в первое воскресенье месяца.

    Кроме того, дворец Гуэля открыт для бесплатного посещения 12 февраля, 23 апреля, 11 сентября и 24 сентября.

    Во время таких «дней открытых дверей» билеты распределяются в два «раунда»: с утра (начиная с 10:00 и до исчерпания имеющегося запаса билетов), а затем во второй половине дня (с 13:30).

  7. Anna пишет:

    Мы будем в Барселоне 19-22 сентября.Это достаточно высокий сезон. Я читала отзывы на Трипадвизоре, где люди пишут о том, что они были с он-лайн билетами, а билеты в кассе продавали на время +4 часа. А у нас не будет такого дня, когда мы сможем 4 часа где-то гулять, чтобы потом прийти ко входу во дворец. Да и расстояния в Барселоне не маленькие.Значит, придется очень тщательно планировать посещение. Спасибо за быстрый ответ.