Достопримечательности Реуса. Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера.

Рубрики: Испания, сентябрь 2010,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 22 октября 2010, в 19:48

Город Реус в провинции Таррагона хоть и невелик, но является одной из столиц каталонского модернизма. Именно здесь, как считается, родился легендарный каталонский архитектор Антонио Гауди (согласно другой версии, Гауди появился на свет в соседнем Риудомсе, в 4 км от Реуса). Так или иначе, в самом Реусе построек Гауди нет. Зато есть множество интересных творений других модернистских архитекторов.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Основные достопримечательности Реуса — это многочисленные здания в стиле модерн (ар-нуво). Для туристов в Реусе даже разработан специальный маршрут — путь (тропа) модернизма (Ruta del Modernisme). Среди наиболее красивых и интересных объектов этого маршрута многие являются постройками знаменитого каталонского архитектора Луиса Доменеч-и-Монтанера (он же Льюис Думенек-и-Мунтане) (Lluís Domènech i Montaner) (1850-1923): это и красивейший особняк Каса Навас (Casa Navàs), и здания Каса Руль (Casa Rull) и Каса Гасуль (Casa Gasull) и, наконец, фантастический модернистский комплекс Института Пере Мата (Institut Pere Mata, IPM), о котором и пойдет речь в настоящей заметке.

Обозначение объектов Ruta del Modernisme, Реус, Испания

В конце XIX века, в эпоху зрелого модернизма, архитектор Льюис Думенек-и-Мунтане построил в каталонском городе Реусе обширный комплекс психиатрической больницы Пере Мата (Institut psiquiátrico/frenopático Pere Mata). Это уникальное медицинское учреждение, расположенное вдали от городского шума, но не лишенное благ цивилизации, является прекрасным примером архитектуры, которая служит социальным целям и в то же время обладает высочайшей эстетической ценностью (более того, красота архитектуры и интерьеров, солнечного света и зелени рассматривалась создателями клиники как дополнительный фактор, способствующий выздоровлению больных).

Вид с шоссе Carretera Institut Pere Mata на южные ворота Portal de los Carros (1905-1906), один из двух входов в клинику (этот боковой въезд обычно закрыт):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Архитектурный ансамбль психиатрического госпиталя Пере Мата состоит из ряда изолированных павильонов, в оформлении которых Думенек-и-Мунтане во множестве использовал природные орнаменты. Это несло не только стилистическую (характерную для ар-нуво), но и терапевтическую функцию: растительные мотивы в дизайне витражей, керамических и мозаичных панно рассматривались как благотворно воздействующие на душу пациентов [2]. Несколькими годами позже архитектор применил накопленные здесь знания при проектировании еще одного аналогичного комплекса — барселонской больницы Святого Павла (Сан-Пау) (l’Hospital de la Santa Creu i Sant Pau), над которым Думенек начал работать в 1902 году.

Вид сбоку, с шоссе Carretera Institut Pere Mata на один из модернистских корпусов клиники — павильон для привилегированных пациентов:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В этой заметке мы подобно поговорим об истории и архитектуре этой необычной психиатрической больницы, о дизайне и символике ее великолепных модернистских интерьеров. Рассказ будет сопровождаться многочисленными фотографиями, которые мы сделали во время экскурсии. (Подробную информацию о том, как добраться до комплекса, как попасть внутрь и сколько стоит экскурсия, см. ниже, в разделе «Практическая информация»).

1. Общее описание и история создания модернистского комплекса психиатрической больницы Пере Мата в Реусе

Строительство больничного комплекса Психиатрического института Пере Мата началось в 1897-98 году и продолжалось в основном до 1912 года, окончательно завершившись в 1919-м (первые больные поступили в клинику уже в 1900 году [10]). Постройка стала одним из величайших проектов каталонского архитектора Льюиса Думенек-и-Мунтане (Доменеч-и-Монтанера) и положила начало блестящему периоду каталонского модерна в городе Реус. После завершения строительства Думенек спроектировал в Реусе несколько других примечательных зданий, и дух модернизма быстро распространился по городу. С тех пор, благодаря своей уникальной архитектуре, Реус превратился в один из наиболее интересных городов Каталонии.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Обширный, состоящий из шести основных павильонов комплекс Института Пере Мата, является признанным шедевром каталонского модерна (как и построенная Думенеком чуть позже больница Святого Павла в Барселоне). Клиника занимает территорию в 20 га [7]. Наиболее значимым с художественной точки зрения является привилегированный (элитный) павильон (Pavelló dels Distingits/Pabellón de los distinguidos/Pavilion of the distinguished ones) — отделение класса люкс, отличающееся невероятно богатым декоративным оформлением в стиле модерн (здание использовалось в качестве одного из больничных корпусов вплоть до 1986 года [4]). Сейчас это единственный открытый для публики павильон, и именно его посещают туристы в ходе полуторачасовой экскурсии в Институт Пере Мата (см. раздел «Практическая информация»). Здесь также проводятся разнообразные культурные мероприятия.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Сама клиника в настоящее время активно функционирует, обслуживая не только Реус, но и прилегающие регионы. Здесь располагаются стационары, а также проходят психиатрические консультации.

История создания клиники такова. В конце XIX века представители буржуазии Реуса — врач Эмили Бриансо (Emili Briansó Planes), видный политик, адвокат, интеллектуал и меценат Пау Фонт де Рубинат (Pau Font de Rubinat), врач-психиатр Артуро Гранес (Arturo Galceran Granés), ректор университета Барселоны врач-гигиенист и психиатр Рафаэль Мендес (Rafael Rodriguez Méndez) и другие (всего 35 активистов: предпринимателей, свободных профессионалов, а также фабрикантов, разбогатевших на продаже текстиля и водки) — решили стать инициаторами строительства новой лечебницы для душевнобольных [13; 17]. Единственным заведением подобного рода на тот момент во всей провинции была маленькая, запущенная и неблагоустроенная клиника Ca l'Algulla, всё «лечение» в которой сводилось к «палочным ударам для особо строптивых»[13; 20]. Так что необходимость в новом современном госпитале для душевнобольных уже назрела, и прогрессивные люди Каталонии это понимали.

Строительство больницы Пере Мата, Реус, Испания

Пау Фонт де Рубинат стал первым президентом общества «Психиатрическая клиника Реуса» (Manicomi de Reus), основанного в ноябре 1896 года. Он же выбрал и архитектора, поручив создание проекта своему другу, Льюису Думенек-и-Мунтане. Новая клиника была названа в честь выдающегося ученого из Реуса — врача и писателя Пере Мата (Pere Mata Fontane/Pedro Mata y Fontanet) (1811-1877), мэра Реуса и первого профессора судебной медицины и токсикологии в Мадриде (именно Пере Мата первым ввел преподавание психиатрии в университетах Испании) [3; 5; 20]. Название Institut Pere Mata было добавлено к первоначальному Manicomi de Reus в 1901 году, а с 1910 года стало официальным наименованием всего учреждения [4; 5].

Общехозяйственный (административный) корпус сегодня (источник фото: [19]):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В 1922 году, когда скончался доктор Бриансо, здесь уже содержалось 500 пациентов, и она стала одним из лучших психиатрических учреждений в Европе. Клиника славилась по всей Испании хорошими условиями содержания и низкой смертностью больных [13]. К 1936 году число пациентов уже достигало 1059 человек [18].

Во время Гражданской войны в Испании больные из клиники было эвакуированы, и здесь был устроен полевой госпиталь для раненых республиканцев с фронта в районе реки Эбро. По окончании войны больница вновь вернулась к лечебной психиатрической деятельности [4], однако из-за сложностей послевоенного периода и дорогостоящей реконструкции прежняя численность пациентов была восстановлена лишь к 1955 году [18].

2. Организация лечения, быта и досуга пациентов клиники: интересные факты из истории учреждения

Суть первоначального проекта Эмили Бриансо, Пау Фонт де Рубината и их сподвижников состояла в том, чтобы построить современное медицинское учреждение с превосходными условиями содержания пациентов, которое могло бы стать вровень с лучшими заведениями подобного рода в Европе [5]. Надо сказать, что в то время Реус был вторым городом Каталонии, и эти идеи рождались не на пустом месте, а в контексте бурного экономического и социального развития, на фоне гуманистических и прогрессивных идей той эпохи.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Особый интерес создатели клиники проявляли к новейшим течениям в области психиатрии и гигиены. Они поддерживали идею, что медицина должна осваивать новые формы лечения, приятные для пациентов, и стремились применить для лечения психических заболеваний последние достижения терапевтической науки: например, гидротерапию и электротерапию, а также специальное оборудование, созданное специальное для новой клиники [5]. Кроме того, во второй половине XIX века стали появляться научные труды, в которых утверждалась важность искусства и красоты вообще для лечения душевных болезней (этими авторами, например, отстаивалась особая роль музыкотерапии). Ученые того времени считали, что в учреждениях, подобных психиатрической больнице, эстетические условия выполняют одновременно терапевтическую роль, потому как «красота оказывает влияние на психику» [5]. Это было действительно важно, учитывая, что многие больные оставались в клинике очень длительное время, и она фактически превращалась для них в место постоянного жительства.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Одновременно дирекция больницы пыталась сделать так, чтобы пациенты забыли о своей болезни, об истинной причине своего нахождения здесь, чтобы у них создавалось впечатление, будто они на отдыхе в санатории или на курорте, а вовсе не в доме для умалишенных. То есть это была своего рода уловка, благая ложь, попытка заставить пациента верить, что он живет в приятном и комфортном месте, что ему повезло пользоваться разного рода услугами, тогда как в действительности человек был просто отлучен от общества (может быть, на время, а может, и навсегда). Всё было направлено на то, чтобы создать максимально приятную обстановку и погасить чувство покинутости и оторванности от общества.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

«Истинная эстетика психиатрической лечебницы состояла в том, чтобы пациент, переступая порог приюта, не мог догадаться о реальном положении вещей и продолжал какое-то время верить, что дом, в котором ему предоставили кров, являет собой загородную виллу, санаторий или летнюю резиденцию» [5]. Такая символическая трактовка пребывания в сумасшедшем доме как приятного загородного отдыха, разумеется, в большей степени относилась к пациентам первого и второго класса. Остальные жили в более скромных условиях.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Поступавшие в клинику больные распределялись на основе трех критериев: тяжесть заболевания (спокойные или буйные), пол (мужчины-женщины) и материальный уровень (пансионеры или поступившие по благотворительности: первых содержали их собственные семьи, вторых, менее состоятельных (их всегда было больше [13]), — разного рода общественные организации) [5; 20, с .37]. Пациенты, за которых платили их семьи, в свою очередь, делились на три класса: первый, второй и третий; особой категорией первого класса были привилегированные пациенты (distingits/distinguidos), которым полагались исключительные условия содержания и особый уход, включая практически любые услуги по личному заказу [5].

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В журнале «Архив терапии нервных и психических болезней» за 1903 год даже приводились расценки на содержание различных категорий душевнобольных: 1-й класс — 180 песет в месяц, 2-й — 125, 3-й — 90. Что касается элитной категории distingits, то указывалось, что «стоимость пребывания устанавливается по договоренности и зависит от количества личных слуг и числа запрошенных комнат» [5]. Некоторые состоятельные каталонцы пользовались этой возможностью, даже не будучи серьезно больными: они просто приятно проводили время в игровой комнате, заводили романы, танцевали и музицировали. Пациентам элитного павильона также разрешалось принимать гостей: родственников, знакомых и даже личных портных, которых посылало им семейство для снятия мерки для пошива нового платья на каждый сезон. Также для развлечения постояльцев была устроена библиотека и затемненная комната для проявки фотоснимков. (Подробнее о внутренних помещениях клиники см. ниже, в разделе «Дизайн интерьеров»).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

При сравнении внутреннего устройства павильонов можно заметить, что более высокому материальному уровню пациентов соответствовал и более высокий уровень приватности, а также более сложная внутренняя структура помещений. К тому же, чтобы облегчить адаптацию состоятельных пациентов к новому жилищу, администрация клиники позаботилась о том, чтобы они были окружены тем теплом, уютом и удобствами, к которым привыкли в своих буржуазных домах, — чтобы они чувствовали себя «как дома» [4]. Элитный павильон для привилегированных пациентов соответствовал максимальному уровню комфорта и был оснащен новейшими техническими удобствами эпохи: электрическим освещением, водопроводом и т.п. (впрочем, с водой бывали перебои, недаром был создан большой резервуар в центральной башне). Уплачиваемые семьями больных взносы за пребывание в клинике позволяли поддерживать помещения клиники в должном состоянии [17].

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В быте пациентов высшего класса соблюдались привычные для них социальные нормы и семейные обычаи. Например, в столовую полагалось являться прилично одетым. Кроме того, существовала возможность выбирать блюда по меню и иметь личных слуг (в некоторых случаях роль прислуги выполняли пациенты низшего разряда, испытывавшие нехватку денежных средств) [5].

3. Планировка комплекса больницы Пере Мата: город-сад

Архитектор Думенек-и-Мунтане стремился к тому, чтобы пациенты были окружены заботой и содержались в максимально комфортных условиях. Поэтому он задумал больничный комплекс как своего рода город-сад в миниатюре, разбив пространство на изолированные павильоны [3]. Подобная система планировки называется à village [11; 17], то есть на манер деревни, сельского посёлка или мини-города (города сумасшедших — la ciutat dels bojos [5]). С конструктивной точки зрения постройка воплотила в себе новейшие концепции градостроительства и планировки, самые современные представления об орнаментах и материалах. Каждая постройка была окружена собственным садом, дополнявшим сады общего пользования. Центральный проход отделял мужские корпуса от женских [8]. На нем также был размещен общехозяйственный корпус.

Продумывая расположение различных зон комплекса, архитектор учитывал такие факторы, как пол больных, тип заболевания и их социальное положение [3]. Разбивка на отдельные павильоны осуществлялась прежде всего с целью разделить корпуса по функциям, дифференцировать их, создать как бы комплекс небольших специализированных клиник с некоторыми общими службами, но в то же время с достаточной степенью независимости. Обширные зелёные зоны между павильонами обеспечивали отличную изоляцию корпусов, приятное освещение внутренних помещений и эффективную вентиляцию и, кроме того, представляли собой прекрасное место для прогулок и отдыха пациентов [5].

В целом все элементы клиники располагались как бы вдоль двух осей: север-юг и восток-запад, так что в итоге весь комплекс имел в плане форму латинского креста [4]. Это хорошо видно на следующей схеме, изображающей план больничного комплекса Пере Мата (спутниковая карта):

План комплекса больницы Пере Мата, Реус, Испания

По периметру комплекс был огорожен стеной, исключавшей возможность побега пациентов. Однако архитекторы позаботились о том, чтобы визуально эта стена заметна не была. Для этого использовалась система salt del llop («волчий прыжок»): стена была утоплена в ров, благодаря чему из сада открывался отличный вид на окружающий ландшафт, так что психологически болезненный вид стены не мешал обзору [5].

Первоначальный проект комплекса включал 18 построек. Помимо павильонов для содержания пациентов, предполагалось разместить на территории больницы общехозяйственный корпус (Serveis Generals), административный корпус (Administració), а также неоготическую часовню. Однако из этих трех запланированных зданий в итоге было построено лишь первое — общехозяйственный корпус [5]. На нижнем этаже этого корпуса располагалось современное медицинское оборудование для гидро- и электротерапии. Этажом выше находилась квартира главврача и его семьи [5].

Общехозяйственный павильон, в котором разместилась администрация Института, расположен в центральной части госпиталя и виден издалека. Это здание легко отличить по венчающей его 30-метровой башне с историческим резервуаром для воды [3; 6; 11]. По стилю архитектуры башня во многом напоминает другое творение Думенека — Замок трех драконов в Барселоне. Нынешний вид центрального фасада общехозяйственного корпуса (фото с сайта [19]):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Кроме общехозяйственного корпуса, было построено два павильона для пациентов, поступивших по линии благотворительности; один для пациентов третьего класса и один для больных эпилепсией [4]. Корпуса для пансионеров второго класса так и не были построены; эти больные были распределены по другим павильонам [5]. Для пациентов первого класса сначала было предусмотрено два павильона: один для мужчин, другой для женщин, но в итоге был построен лишь первый — знаменитый привилегированный, или «элитный» павильон, самый богатый из всех — как по внешнему оформлению, так и (особенно) по красоте интерьеров. Таким образом, вместо изначально планировавшихся 18 павильонов на тот период всего было возведено лишь шесть (1 для первого класса, 1 для третьего, 1 для эпилептиков, 2 для пациентов от благотворительных организаций плюс 1 общехозяйственный корпус).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Позднее, однако, общее число построек достигло четырнадцати: правда, работами руководил уже не сам Думенек, а его сын, Пере Думенек (Pere Domènech Roura), придерживавшийся иного архитектурного стиля [9; 17; 18]. Так, например, в 1911 году было построено здание прачечной, не предусмотренное первоначальным проектом, но вызванное необходимостью обслуживать непрерывно растущее число больных [4].

4. Архитектура модернистского комплекса клиники: декоративная отделка в стиле ар-нуво

При строительстве корпусов клиники архитектором использовались такие материалы, как натуральный камень (преимущественно для облицовки цоколя) и кирпич, а также различные металлические, мозаичные и керамические детали. На следующей фотографии мы видим правое крыло так называемого «элитного павильона»:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В наружном и внутреннем оформлении корпусов поражает обилие гармонично сочетающихся декоративных деталей: витражей, керамических украшений, скульптурных орнаментов, росписей... Прекрасным примером такого умелого применения различных прикладных искусств является галерея на нижнем этаже «элитного павильона».

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Некоторые детали оформления галереи (витражи, изразцы, роспись потолка):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Фасады корпусов клиники украшают разнообразные скульптурные элементы, в основном со стилизованными изображениями растений или животных. Из растительных мотивов чаще всего встречаются изображения листьев каштана и цветков розы (шиповника). Как мы увидим дальше (см. раздел «Дизайн интерьеров»), в оформлении внутренних помещений архитектор также отдавал предпочтение лиственным и цветочным орнаментам.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Среди животных можно заметить, например, традиционных для Каталонии драконов, а также мифических львов. Из более обычных, встречающихся в быту животных стоит обратить внимание на забавных мышек, изображенных на сине-голубых изразцах.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Надо сказать, наружная отделка павильонов вообще отличается обилием изящно расписанных керамических плиток (изразцов), изготовленных каталонским декоратором и мозаичистом Льюисом Бру (Lluís Brú) (1868-1952) по собственным рисункам, а также по эскизам барселонского художника Жузепа Триадо (Josep Triadó) (1870-1929) [7]. Льюис Бру был известным мастером по мозаике и работал над многими модернистскими проектами на севере Испании: в Барселоне он участвовал, например, в оформлении Дворца каталонской музыки, Каса Льео-Мурера, Каса Кумалат, дворца барона Куадраса, больницы Св. Павла, аптеки Farmàcia Viladot, а в Валенсии — занимался мозаичным оформлением знаменитого Северного вокзала в стиле модерн.

На следующей фотографии видна часть центрального фасада павильона для богатых пациентов. В сине-белых декоративных медальонах изображены, соответственно, герб Каталонии (справа от каждого прямоугольного выступа-пилястры) и герб Реуса (слева). (Подробнее о гербе Реуса и его символике см. ниже).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Керамические панели с голубыми декоративными мотивами на белом фоне прекрасно сочетаются с терракотой кирпичей. В качестве примера можно привести сине-голубые керамические панно на южных воротах клиники:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Особенно выразительны панно из сине-голубой керамической плитки, украшающие фасады «элитного павильона». Здесь мы снова встречаем различные мотивы из растительного и животного мира. В отделке бокового фасада можно, например, заметить изразцы с изображением двух павлинов, которые пьют из древа жизни [10, с. 108]. Кроме того, фасад украшают изразцовые ангелы в символических позах, напоминающие некоторые работы Альфонса Мухи.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Подобные же образы мы видим на центральном фасаде этого знаменитого павильона. По бокам можно заметить двух муз с лирами, а венчает фасад керамическое панно с изображением еще одного ангела в стиле Мухи — своего рода ангела-хранителя для пациентов.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Вся декоративная программа комплекса, и в особенности «элитного павильона» для привилегированных пациентов, прославляет такие ценности, как жизнь, возрождение, избавление от душевных недугов. Это как бы набор заповедей, которые вручались пациенту. Они постоянно находились у больного перед глазами, направляя его к скорейшему выздоровлению [10, с.107].

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

5. Дизайн интерьеров клиники: эстетика и безопасность

Архитектор Думенек-и-Мунтане позаботился не только о наружном оформлении комплекса, но и о дизайне интерьеров, включая мебель [8; 9]. Во всех помещениях клиники проявляется характерная для искусства эпохи модерна «боязнь пустоты» (horror vacui): всё внутреннее пространство, все стены и углы комнат насыщены многочисленными орнаментами и другими элементами декора (мозаика, керамические плитки и т.п.). Особенно интересны постоянно встречающиеся в оформлении интерьеров аллегории, символизирующие исцеление пациентов (для этого используются и растительные, и животные мотивы, а также геральдические средневековые каталонские символы) [3].

Гармоничная отделка внутренних помещений клиники является свидетельством тесного сотрудничества между архитекторами и мастерами прикладного искусства. Здесь мы находим многочисленные элементы стиля ар-нуво: великолепные деревянные инкрустации и резьбу, керамическую плитку, мозаичные панно, стильную мебель, превосходные витражи, декоративную отделку стен в технике сграффито. Особенно хороши модернистские витражи и люстры.

В оформлении интерьеров комплекса мастерам приходилось руководствоваться не только эстетическими соображениями, но и думать о специфических нуждах психически больных пациентов. Так, например, для большей безопасности постояльцев все лестницы и перила корпусов были спроектированы таким образом, чтобы в них не было опасных отверстие и просветов [4]. Кроме того, стены всех помещений (за исключением жилых комнат) были облицованы керамикой [8]. Решетки, ограждения, поручни — всё это имело скругленную форму, чтобы максимально защитить пациентов от несчастных случаев, а также чтобы создать более светлое обрамление для такого, в общем-то, строго режимного и закрытого учреждения [3].

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

С этой же целью (устранить любые ассоциации с тюремным заключением) на окнах решено было не ставить металлических решеток (вместо этого часть свинца в витражах была заменена небольшими профильными деталями из железа, что позволило хитроумно «внедрить» решетку в витраж, закамуфлировать ее) [4; 5; 11]. Отсутствие прямых углов и обилие керамических покрытий также выполняло и более утилитарную функцию, облегчая уборку помещений [4] и способствуя соблюдению требований гигиены (оба момента имели особое значение для столовой [11]).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Цвет витражей также подбирались таким образом, чтобы создавать приятную обстановку, способствующую комфортному, расслабленному состоянию пациентов [8]. В создании витражей принимала участие известная фирма Rigalt i Granell [17], работавшая также над знаменитым куполом Дворца каталонской музыки в Барселоне.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Как уже было сказано, наибольшей художественной ценностью (причем как снаружи, так и внутри) во всем комплексе обладает так называемый элитный павильон (Pavelló dels Distingits/Pabellón de los distinguidos), также называемый павильоном первого класса или «павильоном богачей» (Pabellón de Primera Clase/de hombres ricos) (он же павильон № 6), построенный в 1901-1908 гг. [10] и предназначавшийся для зажиточных пациентов.

На нижнем этаже этого VIP-павильона расположено три помещения для увеселительного досуга пациентов: центральный вестибюль или музыкальная гостиная (sala de música), в которой по выходным устраивались концерты; игровая комната (sala de jocs) и столовая (menjador). Выше располагаются два этажа с жилыми помещениями. Архитектор предусмотрел для здания настолько богатое внутреннее убранство, что итоговый бюджет превысил изначально заложенную в проект сумму [3; 8], так что пришлось экономить на остальных корпусах. Но столь обильные модернистские украшения имели вполне определенную благую цель: вся эта красота была призвана умерить необузданность алкоголиков, сексуально одержимых и прочих пациентов благородного сословия, содержавшихся в привилегированном павильоне.

Оригинальная обстановка комнат, к счастью, сохранилась до нашего времени [11]. Кроме того, недавно была проведена тщательная реставрация здания, включая не только художественные, но и инженерные объекты павильона (так, например, была установлена система кондиционирования, противопожарной защиты, а также проведена полная реконструкция электропроводки, причем с полным уважением к эстетике той эпохи: с использованием ретро-проводов, стильных керамических коробок, выключателей и т.п.) [16].

6. Примеры оформления залов и жилых помещений «элитного павильона»: витражи, керамика, мозаика и сграффито в дизайне интерьеров в стиле модерн

Центральный вестибюль (rebedor), куда попадаешь сразу при входе в «элитный павильон», служил для больных музыкальным салоном. Этот зал представляет собой обширное двухъярусное помещение с окнами, выходящими в сад при павильоне, и прекрасной балюстрадой с оригинальными округлыми перилами, напоминающими стеклянные колбы. На балюстраде во время концертов размещались музыканты.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Из обстановки салона можно выделить удобные диванчики для отдыха с красивой деревянной инкрустацией; изящные стулья и небольшие столики для ведения светских бесед, чтения, наслаждения музыкой или напитками и прочих видов досуга.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Деталь потолка при входе в вестибюль:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Настенная мозаика центрального вестибюля:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Особенно интересен потолок с керамическими сводами и лепными украшениями на манер нервюр, образующими своеобразную звезду (нечто подобное архитектор использовал и в своем знаменитом Дворце каталонской музыки) [10, с.108].

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Здесь мы снова мы встречаемся с жизнеутверждающей символикой: по углам потолка изображены павлины, а в центре плафона несложно заметить изображенную на керамических плитках аллегорическую фигуру с надписью «И вновь воссияет разум» (de nou lluiré/de nueve lucirá (mente)). Фигура изображает синеволосую женщину с завязанными глазами, в руках у нее цветущий жезл. Композиция олицетворяет надежду на исцеление, начало новой жизни. В несколько измененном виде этот аллегорический мотив, ставший своего рода «фирменным знаком» госпиталя, встречается в оформлении клиники несколько раз, в том числе и снаружи, на фасаде. Хороши также люстры в стиле модерн.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В аллегорическом образе женщины, являющемся центральной композицией потолка, стоит обратить внимание на изображение шиповника (rosa de Reus) — декоративный мотив, который встречается в оформлении интерьеров клиники повсеместно. Шиповник (или роза) является символом (эмблемой) Реуса. Именно этот цветок изображен, в частности, на флаге и гербе этого города. Появление шиповника на гербе Реуса обычно относят к 1349 году, когда местный феодал, кардинал де Бельфор (Pere Roger de Belfort), происходивший из французского рода Rosiers, даровал городу розу из своего фамильного герба, и с тех пор шиповник стал использоваться в качестве символа Реуса.

В то же время не будем забывать, что роза, как известно, традиционно считается цветком Девы Марии. В Реусе эта ассоциация особенно сильна, поскольку с розой связана следующая легенда. В XVI веке в Реусе жила юная пастушка Исабель Бесора (Isabel Besora) (обычно ее так и называют — La Pastoreta, то есть просто «пастушка»). В 1592 году в город пришла чума, и однажды, когда Исабель, как обычно, пасла овец, ей явилась Дева Мария и сказала, что если жители Реуса вновь зажгут свечу перед ее образом, горевшую ранее много лет подряд, эпидемия прекратится. Девушка явилась в городской совет, но там ей поверили, обозвав фантазеркой. На другой день она вернулась на прежнее место и стала молиться. Тогда Дева Мария снова явилась пастушке и, услышав ее рассказ, в доказательство правдивости своих слов поцеловала ее, запечатлев на щеке девушки «розу Реуса». Так город был спасен от чумы. А на том самом месте, где Дева Мария явилась знаменитой пастушке, некоторое время спустя было возведено главное культовое место Реуса — храм Богоматери Милосердной (Santuari de Misericòrdia), святой покровительницы Реуса. Кроме того, в честь пастушки Исабель в Реусе названа одна из площадей (Plaça de la Pastoreta). (Иногда с историей о пастушке, спасшей город от чумы, даже связывают сам факт появления розы на гербе Реуса, между тем доподлинно известно, что этот символ существовал и ранее; чудо лишь дополнительно способствовало росту популярности этой эмблемы среди горожан; другое дело, что первоначальная геральдическая стилизованная роза о пяти лепестках с тех пор уступила место более натуралистичному и детализированному изображению: возможно, об исходном символе к тому моменту попросту забыли; ближе к нашему времени символ снова упростили и сделали более схематичным).

Но вернемся к оформлению вестибюля. Стоит обратить внимание на декоративное покрытие стен в технике сграффито. Мы в очередной раз сталкиваемся с растительными мотивами: в данном случае орнамент изображает листья каштана, повторяя узоры деревянной инкрустации, украшающей мебель помещения. Вестибюль также запоминается обилием витражных дверей и окон.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Пол вестибюля облицован римской мозаикой (набранной из небольших кубиков различных пород камня) с латинской надписью Salve («привет», «здравствуй»), как в ту эпоху было принято в буржуазных домах [5]. Мозаика изображает стилизованные цветы и листья шиповника.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Рядом с центральным вестибюлем павильона находится столовая с небольшим сервантом, обеденными столиками, стульями и великолепной люстрой, а также красивейшим буфетом, украшенном аппетитной мозаикой с изображением апельсиновых веток с плодами.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Свод столовой в павильоне для привилегированных пациентов украшен лепным каркасом в форме желтой звезды и чудесной композицией из керамических плиток, изображающих апельсины. Этот же мотив повторяется в орнаменте изразцового покрытия нижней половины стен, идущего по всему периметру обеденного зала.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Вся комната оформлена в ярких, сочных, солнечных цветах: доминируют оранжевый, желтый и салатный цвет. Благодаря большим окнам, в помещении всегда много света, что считалось весьма благотворным для пациентов: так же, как и вид в сад и вообще любые природные мотивы, в том числе и воплощенные в виде керамических и прочих орнаментов. На следующей фотографии хорошо видны некоторые детали керамической отделки, украшающей стены столовой. Орнамент составлен из узора в виде апельсинов, перемежающихся с другими элементами декора. Керамические плитки с изображением апельсинов созданы уже знакомым нам каталонским мастером по керамике Льюисом Бру.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Очень красивы также узоры в технике сграффито на стенах столовой. На этот раз мы видим целый апельсиновый сад в зеленоватых и золотистых тонах. Эти изящные рельефные рисунки, созданные методом процарапывания верхнего слоя специально нанесенной цветной штукатурки, отличаются четкостью контуров и стойкостью изображений.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Применение этого вида декоративной отделки (сграффито) было очень популярно в эпоху ар-нуво, особенно в Бельгии, Франции и Вене. Думается, вполне можно сказать, что по стилю этот орнамент в виде фруктового сада из стройных переплетающихся деревьев скорее ближе к Венскому сецессиону, чем к каталонскому модерну.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Стоит также обратить внимание на мозаичное покрытие пола столовой (римская мозаика), мотивы которого в стилизованном виде повторяют доминирующий декоративный орнамент всего зала — плоды и листья апельсинов.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

По другую сторону центрального вестибюля расположена игровая комната для досуга и отдыха пациентов. Зал оформлен в очень приятном стиле: обилие дерева и мягкие, приглушенные цвета интерьера (зеленоватый, бежевый, сизый) создают в комнате уютную, спокойную атмосферу. Здесь стоят шахматные и карточные столики, а также бильярдный стол: игра в бильярд считалась очень престижной в ту эпоху. Кроме того, бытовало мнение, что игра в бильярд, благодаря необходимости просчитывать различные комбинации и анализировать движение шаров, развивает мышление больных и способствует их выздоровлению (как, впрочем, и другие логические игры).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Свод игровой комнаты покрыт керамическими плитками с изображением листьев, цветов и веток  голубых роз (шиповника). Лепные ребра свода образуют некое подобие звезды, уже знакомой нам по центральному вестибюлю и столовой павильона: только на этот раз конструкция выполнена с меньшим числом деталей, и, разумеется, в другой цветовой гамме, голубовато-зелёной. Над бильярдным столом эффектно смотрятся парные люстры в стиле модерн.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Стены игровой комнаты снизу обшиты деревянными панелями с резными и инкрустированными декоративными деталями, а в верхней части украшены растительными орнаментами в технике сграффито.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

На следующей фотографии представлен пример деревянной инкрустации на обшивке стен. Для украшения панелей был, разумеется, выбран цветочно-растительный орнамент. Рисунок набран при помощи дерева другой породы и оттенка, отличающегося от основного материала панели. На фотографии рядом — пример резьбы по дереву, украшающей входную дверь игровой комнаты (в качестве декоративного мотива снова выбран шиповник):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

После осмотра помещений на нижнем ярусе мы поднялись на второй этаж. Поднимались мы по лестнице с красивой керамической облицовкой по нижней части стены. Как видите, в некоторых случаях для отделки стен павильона мастерами использовалась плитка треугольной формы, а не традиционной квадратной. Наиболее яркий пример —  как раз эти треугольные изразцы, образующие восходящий цветочный и лиственный орнамент на стене вдоль внутренней лестницы, ведущей с нижнего этажа в жилые помещения. Любопытно, что переплетения веточек узора образуют еще и стилизованную надпись IPM, т.е. Институт Пере Мата (при достаточно хорошем воображении эти буквы можно разглядеть в синих переплетениях на белом поле; в качестве буквы I выступают вертикальные веточки шиповника).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Поднявшись по лестнице, мы оказались в галерее с красивыми стрельчатыми проемами, из которых с одной стороны открывался вид на сад, а с другой — на балюстраду и центральный вестибюль на нижнем этаже. Особенно хорошо с этой галереи смотрятся люстры в стиле модерн, украшающие потолок вестибюля:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Сам коридор по технике оформления явно напоминает наружную галерею перед входом в павильон: схожие росписи на потолке, та же керамическая отделка стен декоративной плиткой с цветочным орнаментом, та же облицовка угловой части проемов толстым слоем блестящей глазурованной керамики (только здесь эти оригинальные плоские столбики с завитками желтые, а не коричневые), обилие витражей...

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Выходящие на балюстраду на двустворчатые двери галереи сделаны в виде больших витражей с прекрасно подобранными цветами и великолепной фактурой, создающей особую игру света.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Мотивом витражного медальона в центральном пролёте галереи служит уже знакомая нам аллегорическая фигура женщины, только на этот раз глаза у нее развязаны, а за спиной выросли крылья. Всё это является символом того, что исцеление свершилось. Кроме того, в основании фигуры мы снова видим символ Реуса и Девы Марии Милосердной — шиповник (розу).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Пространство наверху между арками заполнено треугольными врезками из керамических плиток с орнаментом, изображающим всё тот же шиповник. Этот же мотив использован в облицовке нижней части стен галереи.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Из галереи мы прошли к комнатам пациентов: если на первом этаже располагались общие залы, предназначавшиеся для использования всеми пациентами, то на втором находились частные покои, в которых жили состоятельные больные. Всем пациентам, занимавшим данный павильон, полагалась отдельная комната-палата (некоторые с индивидуальными уборными) с кроватью, ночным столиком и шкафом (куда был хитроумно встроен умывальник), а также стулом, креслом и письменным столом. Некоторые палаты были двухкомнатными, с кабинетом или комнатой для прислуги. В боковом крыле здания располагались также дополнительные помещения для наиболее состоятельных пациентов (можно было, например, иметь отдельный кабинет, ванную комнату, уборную и т.п.). Некоторые спальни были организованы группами по три вокруг небольшого центрального зала, который служил не только проходной комнатой, но и «полуприватным» местом для общения больных. Из этого же зала был проход в скромную комнату сиделки (cambra del cuidador), которая общалась с больными через специальное окошечко и могла при необходимости прийти на помощь.

Встроенный в шкаф умывальник (фото с сайта [19]):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Меблировка этих индивидуальных палат — которые, по сути, представляют собой комфортабельные гостиничные номера или даже почти по-домашнему обставленные спальни и кабинеты — как и обстановка остальных залов, отражает вкусы той эпохи относительно оформления интерьеров. Особенно красивы такие детали обстановки, как росписи на стенах и потолке, мозаичное покрытие полов, инкрустация по дереву в дизайне мебели, изящные светильники в стиле модерн... Пол в палатах покрыт мозаичными панно из цветной прессованной плитки на основе цемента, полученной с помощью гидравлического пресса (поэтому такую плитку называют «гидравлической»: mosaic hidràulic). Такое напольное покрытие было одновременно эстетичным и функциональным, долговечным. Ни один узор не повторяется: у каждой комнаты свой уникальный дизайн.

Производство напольной плитки было поручено известной барселонской фирме Escofet (эта же компания в 1906 году изготовила знаменитую шестиугольную плитку по дизайну Антонио Гауди для интерьеров Ла-Педрера; недавно эта же модель была использована для тротуарной плитки мостовой Пассеч-де-Грасиа; с 1996 г. бетонные конструкции этой фирмы используются при строительстве храма Саграда-Фамилиа). В качестве декоративных мотивов использовались эскизы художников того времени. Среди них Александр де Рикер (Alexandre de Ríquer) (1900), Бонавентура Бассегода (Bonaventura Bassegoda) (1908), Жузеп Паско (Josep Pascó) (1912) и другие [14].

Перед осмотром собственно палат мы попали в небольшой вестибюль. Здесь нам особенно понравилась люстра, красивый кессонный потолок и стены с росписью (растительный орнамент в виде чертополоха или синеголовника):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Пол в этом вестибюле покрыт цветной плиткой с узорами, выполненными по эскизам Александра де Рикера (Alexandre de Ríquer). Поскольку здесь часто ходили люди, требовалось, чтобы напольное покрытие было не только красивым, но и долговечным; прессованные плитки фирмы Escofet идеально соответствовали этому требованию, хотя технология укладки считалась дорогостоящей и требовала длительного времени.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Из вестибюля мы прошли уже непосредственно в палаты пациентов. В первой осмотренной нами спальне состоятельного пациента мы увидели множество предметов мебели с деревянной инкрустацией и опять же кессонный потолок, который, как и вся поверхность стен, расписан растительными орнаментами.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Спинка кровати украшена деревянной инкрустацией с изображением тех же цветов, что и шкаф и прочие предметы мебели:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Напольное покрытие в комнате выложено из плиток с орнаментом, созданным по эскизам Бонавентуры Бассегоды (Bonaventura Bassegoda):

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

В следующей жилой комнате можно было полюбоваться, пожалуй, еще более благородной обстановкой в стиле модерн. Особенно понравилась красивая кровать и туалетный столик с контрастной деревянной инкрустацией и шкаф, оформленный теми же декоративными мотивами (внутри шкафа, как и в остальных палатах, размещались в том числе и необходимые принадлежности для гигиенических процедур, включая раковину).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Хороши также росписи на кессонном потолке и стенах. На этот раз орнамент хотя и навеян природными формами, но выглядит более абстрактно, поскольку не напоминает никакое конкретное растение.

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Наконец, в последней палате, опять же с кессонным потолком, мы посмотрели мебель с изящной деревянной инкрустацией и очередные росписи стен и потолка, изображающие плоды и ветви некоего фруктового дерева. Мозаичное покрытие пола в этой комнате выполнено по эскизам художника Жузепа Паско (Josep Pascó).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Несколько деталей росписи стен и кессонов потолка:

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

7. Практическая информация: как добраться до Реуса и Института Пере Мата, бронирование и стоимость экскурсии

Если вы отдыхаете на одном из курортов побережья Коста-Дорада, добраться до Реуса не составит труда. Автобусы из курортных городков Салоу, Камбрильс и т.п. ходят очень часто, да и ехать совсем недалеко, от силы полчаса, в зависимости от маршрута автобуса (подробнее о транспорте в зоне Коста-Дорада см. здесь).

Что касается самого Института Пере Мата, то проще всего посетить его со специальной экскурсией. В этом случае нужно будет самостоятельно дойти до Института (или доехать на автобусе) и встретиться там с экскурсоводом. Билеты рекомендуется уже иметь на руках; нужно предварительно забронировать их и потом выкупить в Туристическом офисе. Стоимость экскурсии в Пере Мату в 2010 году составляла 5 евро (при совмещении ее с обзорной экскурсией по Маршруту модернизма и посещением Центра Гауди комбинированный билет стоил 12 евро).

В летний период (с середины июля по середину сентября) экскурсии в Институт Пере Мата организуются для индивидуальных туристов регулярно (с понедельника по субботу) и на разных языках: испанском, каталонском, английском и французском (каждый день проходит экскурсия на каких-то двух языках). В остальное время года, после 15 сентября, экскурсии проходят только по субботам и только на испанском или каталонском языках. Других возможностей посетить клинику нет: туристов без сопровождения гида внутрь комплекса не пустят. На худой конец можно осмотреть его только снаружи: тоже впечатляющее зрелище. Хотя, конечно, таких неповторимых модернистских интерьеров вы больше нигде не увидите.

Внимание: билеты на все экскурсии по городу с гидом, в том числе и на специализированную экскурсию в Институт Пере Мата, обязательно нужно бронировать заранее в офисе туристической информации! Туристический офис Реуса (Reus Turisme) находится на первом этаже недавно открытого Центра Гауди (Gaudí Centre), по адресу Plaça del Mercadal, 3. Можно, конечно, записаться непосредственно у них. Но проще заблаговременно связаться с сотрудниками офиса по электронной почте ([email protected]) или через специальную форму на сайте и договориться о времени посещения, указав, сколько вас будет человек. А выкупить забронированный билет вы сможете уже непосредственно в день экскурсии. Да, кстати, фотографировать внутри комплекса во время экскурсии разрешается.

Внимание, новая информация: летом 2012 года посетить Институт Пере Мата в Реусе можно не только с экскурсией с гидом, но и самостоятельно. До середины сентября Институт открывается для туристов с понедельника по субботу, в 11:00, 12:00, 16:30 и 17:30. Стоимость самостоятельного посещения комплекса составляет 5 евро. Экскурсии с гидом проводятся несколько раз в неделю на разных языках в 17:30 и стоят 8 евро. Подробнее см. на сайте Офиса туристической информации Реуса.

Добраться до Института Пере Мата из центра Реуса несложно даже пешком, тем более что дорога пролегает по довольно живописной и безлюдной местности (а еще это хорошая возможность полюбоваться комплексом издалека: когда видишь, как он возвышается на холме среди деревьев, как какой-нибудь средневековый замок, это позволяет получить совершенно особые впечатления).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Клиника находится примерно в 2 км от центра Реуса. Идти нужно на запад: от центра Реуса пара шагов до площади Plaça del Nucli (на некоторых картах ее обозначают также Plaça dels Països Catalans; это угол улиц Avinguda dels Països Catalans и Avinguda del Doctor Vilaseca). На площади вы увидите характерный опознавательный знак — современную скульптуру, напоминающую радар или параболическую антенну (La parabólica):

Современная скульптура, Реус, Испания

От площади с «радаром» нужно идти сначала вдоль шоссе Carretera d'Alcolea del Pinar, а потом свернуть направо по улице Carretera de l'Institut Pere Mata, на которой, собственно, и находится больница Пере Мата (адрес: Carretera de l'Institut Pere Mata, 1). Примерно в середине этой улицы нужно будет перейти небольшой мостик над узкой железнодорожной линией. От этого мостика до клиники уже рукой подать.

Железнодорожный мостик, Реус, Испания

Путь до клиники и ее расположение на карте Реуса обозначены на следующей схеме:

Карта Реуса, Испания

Кроме того, до клиники можно добраться из центра Реуса на автобусах № 30 и 31, от остановки на площади Окас.

Внимание: новая подробная информация о том, как добраться до Института Пере Мата в Реусе.

Главный вход на территорию клиники находится с восточной стороны, напротив улицы Passeig de la Boca de la Mina (на карте обозначен большим красным кружком; именно там начинается экскурсия).

Модернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, ИспанияМодернистский комплекс больницы Пере Мата, Реус, Испания

Также около Пере Маты можно посмотреть скульптуру La Flama («Пламя»), созданную Жузепом Жассансом (Josep Salvadó Jassans) (1938-2006) в честь 100-летия клиники по заказу администрации, как олицетворение философии этого заслуженного учреждения. Скульптура изображает девушку с факелом в руке. На пьедестале уже знакомая нам надпись: «И вновь воссияет (разум)» (flamavo iterum/de nou lluiré). Другую скульптуру этого мастера можно увидеть около церкви Св. Петра в Реусе, она называется «Ветер».

Современная скульптура, Реус, Испания

♦♦♦♦♦♦♦

Наши статьи о памятниках, храмах и других достопримечательностях в Реусе:

- Музей Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)

- Достопримечательности Реуса: церковь св. Петра (Сант-Пере) (собор в Реусе)

- Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера

- Достопримечательности Реуса: памятник генералу Приму (и истории из жизни генерала)

- Достопримечательности Реуса: особняк Каса Навас (дом Наваса)

- Что посмотреть в Реусе. Маршрут модернизма и другие достопримечательности: наш путеводитель по красивым местам

- Достопримечательности Реуса: храм Девы Марии Милосердной (Мадонны Мизерикордия)

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура (в том числе в Испании), то рекомендуем вам также другие материалы по этой теме на нашем сайте (с фотографиями и подробными описаниями):

- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер.
- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура.
- Постройки Гауди в Барселоне. Дворец Гуэля.
- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге.
- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште.
- Здания в стиле модерн в Гамбурге.
- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре.


Использованные источники:

1. Об Институте Пере Мата на официальном сайте Офиса туристической информации Реуса: на испанском и на английском языке.

2. Статья в Википедии об архитекторе Думенек-и-Мунтане.

3. Туристические объекты Каталонии: Институт Пере Мата.

4. Официальный сайт Института Пере Мата в Реусе (в том числе: страница о культурном наследии каталонского модернизма и страница об истории Института).

5. Статья «Институт Пере Мата. Жилые помещения психиатрической больницы» из книги: Espais interiors: casa i art. Ред. Rosa M. Creixell, Teresa-M. Sala, Esteve Castañer. Edicions Universitat Barcelona, 2007. (Отдельно статья доступная по адресу: Jordi March Barberà. L’institut Pere Mata. Els espais habitables d’un hospital psiquiàtric).

6. Психиатрический санаторий Пере Мата на сайте об истории европейских больниц.

7. Статья об Институте Пере Мата в Википедии.

8. История, описание архитектуры и фотографии Института Пере Мата в Реусе на сайте о каталонском модернизме: на испанском и на английском языке.

9. Каталонский модерн в Реусе и Институт Пере Мата на информационном сайте о побережье Коста-Дорада.

10. Tradición y modernidad: la cerámica en el Modernismo. Edicions Universitat Barcelona, 2006.

11. Путеводитель по области Баш-Камп (Baix Camp) провинции Таррагона.

12. Реус, путь модернизма, постройки Доменеч-и-Монтанера в Реусе (статья в журнале Coup de fouet, №5, 2005).

13. El ‘manicomi burgès’ de Reus («Буржуазная психиатрическая клиника в Реусе»), статья в газете La vanguardia от 19 декабря 2008 г.

14. История применения мозаики фирмы Escofet для оформления интерьеров в эпоху модерна.

15. Мозаика Escofet в интерьерах, исторические образцы.

16. О реставрации павильона № 6 Института Пере Мата.

17. Павильон № 6 в Институте Пере Мата в Реусе: пример реставрации культурного достояния на благо туристической отрасли.

18. Культурное достояние Института: каталонский модернизм (на сайте группы Пере Мата) (а также страница об истории Института).

19. Галерея фотографий Института Пере Мата на сайте Туристического офиса Реуса.

20. Miquel Bernardo i Arroyo, Rafael Casas i Esteve. Història de la psiquiatria a Catalunya. Edicions Universitat Barcelona, 1983.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



10 комментариев к заметке

  1. Галя пишет:

    Здравствуйте!

    Мне очень жаль, что мало кому из туристов удаётся посетить Институт Пере Мата из-за того, что он удален от центра города.
    Поэтому обращаюсь к тем туристам, которые хотят посетить этот объект.

    Автобусы городского транспорта идут до данного объекта, и возможно воспользоваться ими.
    От остановки Окас (Oques) нужно сесть на автобус номер 30 или 31. Остановка, которая нас интересует, обозначена как IPM (Институт Пере Мата).
    Около площади Окас есть 4 остановки, ждать надо на Окас 3, там на стоянке написано название остановки и все номера автобусов городского транспорта, которые там останавливаются, а также увидите карту маршрута (все линии транспорта).
    Постараюсь добавить фотографии, чтобы было легче понять.
    Добавляю и сайт городского транспорта Реуса:
    http://www.reustransport.cat/online/esqu ... ues%20-%20Pelai

  2. Foxy пишет:

    Спасибо большое, Галя, за ценную практическую информацию! Мне, признаться, тоже очень обидно, что многие туристы, посещающие Реус, обходят стороной такую жемчужину, как Институт Пере Мата.

    Если есть какие-то пояснительные фотографии, можете прислать их нам на почту, и мы выложим здесь ссылки.

  3. Foxy пишет:

    Галя прислала нам фотографии, которые помогают четко понять, как добираться до Института Пере Мата на автобусе. Эти фотографии, а также подробное описание маршрутов и остановок выложено тут: http://www.mishanita.ru/forum/viewtopic. ... &p=58793#p58790. Там же приводятся ссылки на расписания автобусов.

  4. Мария пишет:

    Извините, получается из Салоу можно тоже прям на эту остановку приехать? Окас?)

  5. Foxy пишет:

    Мария, к сожалению, автобусы из Салоу прибывают на автовокзал и на несколько других остановок в Реусе, но не захватывают остановку на площади Окас (вот в обратном маршруте в Салоу ИЗ Реуса она уже присутствует).

    Вот перечень остановок на пути автобуса туда и обратно: http://autocaresplana.pesvalencia.com/Do ... 42&tipo=PARADAS

    В принципе, когда поедете из Салоу, можно выйти не вместе со всеми сразу на автовокзале, а проехать чуть дальше и выйти на конечной остановке, Parc St. Jordi (Fira). Это будет немного ближе к Окас, чем от автовокзала. Все эти остановки обозначены на карте Реуса тут: http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2010/Map_Reus.jpg (если не нашли — сообщите, и я подскажу, в какой части карты что находится:) ).

    Подробная свежая информация о том, как добраться до института Пере Мата в Реусе, опубликована на нашем форуме тут: http://www.mishanita.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=48981. Думаю, Вам пригодится!

  6. Мария пишет:

    Вот смотрю по вашей ссылке перечень остановок от вокзала и вижу название Oques. Может есть уже такая остановка?)

  7. Foxy пишет:

    Посмотрите, пожалуйста, внимательнее)). В первой части перечня указаны остановки по пути ИЗ Реуса, а во второй — ИЗ Салоу В Реус.

  8. Foxy пишет:

    Призываю любые дальнейшие вопросы задавать на нашем ФОРУМЕ: http://www.mishanita.ru/forum/viewforum.php?f=3

  9. Галя пишет:

    В этом году (2015) Институт Пере Мата в летний период с 1 июня по 30 сентября открывает свои двери для посетителей каждый день кроме праздничных с: 11:00 до 13:00 и с 16:30 до 18:30.
    Цены, как и в прежние годы, — 5 для всех, а для тех, кто младше 14 лет, — 4 евро.
    Младше 7 лет — вход бесплатный.

    Также проводятся экскурсии с группой, предлагается и театрализованная экскурсия с актёрами, музыкой и дегустацией реусского вермута Миро.
    Все это написано на сайте туристического бюро Реуса.

  10. Foxy пишет:

    Очень интересная информация, Галя! Примите благодарность от администрации сайта:).