Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

В Страсбурге не так уж часто встречаются здания в стиле модерн, куда более распространены готика и ренессанс, фахверково-классическая застройка и немецкая неоклассика. Однако если поискать, можно и здесь обнаружить довольно интересные образцы ар-нуво. Страсбург не мог избежать моды на модерн, или югендстиль (югендштиль) (немецкая разновидность модерна), охватившей многие страны Европы в начале XX в.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом на ул. Кастельно

Наиболее интересные примеры стиля модерн в Страсбурге представлены на фасадах Школы декоративного искусства и Египетского дома, но есть и еще несколько достойных зданий.

Начнем со Школы декоративного искусства (École supérieure des arts décoratifs de Strasbourg, ESAD), которая знаменита прекрасными фресками, украшающими ее фасад. Школа находится в районе Крутено (Krutenau), одновременно недалеко от исторического центра Страсбурга и от университетских корпусов, по адресу rue de l’Académie, 1.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусства

Школа декоративного искусства — здание с элементами ар-нуво, строительство которого было закончено в 1892 году, — расположилась в уютном парке, среди вековых крон. Ранее здесь располагался ботанический сад. Авторами проекта нового здания Школы выступили архитекторы Иоганн Карл Отт (Johann Karl Ott) и Эдуард Рёдерер (Edouard Roederer), сторонники интеллектуального движения Немецкий Веркбунд (это было объединение архитекторов, мастеров декоративного искусства и промышленников, ставившее своей целью реорганизацию архитектуры и ремесел на современной промышленной основе). Поэтому неудивительно, что архитектура здания довольно проста и проникнута функционализмом.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусства

К счастью, функционализм не обошелся без декоративных элементов. Прорезанный большими окнами фасад из желтого кирпича, с 1981 года вошедший в число исторических памятников Франции, украшен керамическими плитками выпускника этого учебного заведения — известного эльзасского художника-керамиста Леона Элшингера (Léon Elchinger) (1871-1942) (семейное предприятие Céramiques Elchinger существует в Эльзасе с 1834 г.): эта работа стала первым серьезным проектом 21-летнего Элшингера. Керамические панно, выполненные Элшингером по эскизам мюнхенского художника Антона Седера (Зедера) (Anton Seder) (первого директора Школы), изображают крупные аллегорические фигуры, символизирующие Науку, Геометрию, Археологию, затем Архитектуру, Живопись и Скульптуру, а также растительные мотивы, характерные для стиля модерн.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусстваЗдания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусства

Центральная часть фасада, выполненная в духе историзма, также украшена интересными керамическими панно: слева изображена аллегория Страсбурга, справа— аллегория Эльзаса. Верхняя часть фронтона навеяна мотивами журнала «Прикладное искусство Эльзаса и Лотарингии» (Das Kunstgewerbe in Elsass-Lothringen), одним из редакторов которого был Антон Седер, а нижние панели посвящены декоративному искусству. Из первоначального интерьера Школы в настоящее время уцелело немного: металлические перила с растительным орнаментом, потолочные плиты с узором из подсолнухов и любопытная дверь со впечатляющей рамой из полихромной майолики, в которой прослеживается влияние Древнего Египта (фотография двери взята с сайта [1]). Большинство других, не менее ценных элементов внутреннего убранства исчезли в нацистский период.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Школа декоративного искусства, интерьер

Еще одно примечательное строение, одно из самых красивых и характерных зданий в стиле модерн в Страсбургедоходный дом (Immeuble de rapport), расположенный по адресу rue du Général de Castelnau, 22 (строго говоря, это угол улиц Генерала Кастельно и Маршала Фоша, Rue de General de Castelnau/Rue Marechal Foch). Архитекторы — Франц Лютке (Franz Lütke) и Генрих Бакес (Heinrich Backes). Здание строилось в 1901-1903 гг., сейчас отнесено к числу исторических памятников.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Лютке и Бакес построили этот дом для себя, так как именно тут размещалось их архитектурное бюро. Это прекрасное творение стало для них лучшей визитной карточкой и лучшей рекламой. Угловое расположение здания послужило дополнительным преимуществом, позволив поработать одновременно над двумя фасадами. Архитекторы придали дому стройный облик, несколько «вытянув» его по сравнению с обычными пропорциями этажей (фото с сайта [3]).

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Горизонтальный ритм фасадов создается чередованием плоских и выпуклых пролётов. Не менее удачно архитекторы «поиграли» и с формой окон, использовав как трехчастные окна с фигурными выгнутыми переплётами, так и окна обычной конфигурации, а также сдвоенные (на последнем этаже). Последние завершаются изящным фризом, украшенными барельефами с мотивами тюльпанов:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Особенно хорош дом, если смотреть на него с угла. Угловой фасад имеет чудесный эркер, поддерживаемый опорами. Опоры эти кверху переходят в гладкую стену, прорезанную витражным окном на втором этаже, а затем уступают место пилястрам с каннелюрами, которые, в свою очередь, перетекают в колонны, завершающиеся навершиями в форме букетов и поддерживающие навес (маркизу). Любопытная деталь: боковые окна углового эркера имеют выпуклую форму. Верхняя часть эркера с маркизой (фото с сайтов [1] и [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Особенно понравилась входная дверь, обыгрывающая тему женщины-цветка (femme-fleur),

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

и круглое окно над дверью:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Теперь немного об интерьере этого замечательного здания. Стены вестибюля наполовину покрыты фаянсовой плиткой с изображениями лотосов (фото с сайта [2] и [3]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Лестничную клетку озаряет чудесный витраж с пейзажным мотивом (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Архитекторы не оставили без внимания не единой детали, включая двери лестничной клетки, дверные ручки, обшивку стен, радиаторы, потолки (например, в одной из комнат на последнем этаже потолок украшен изображением женщины со струящимися волосами, уже знакомой нам по оформлению входной двери). Еще несколько фотографий лестницы (источник [3]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

А вот интересная фотография еще одного витража в интерьере этого дома (источник [12]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

В декоре здания нашли выражения самые разные влияния: французские (стеклянная маркиза над эркером), бельгийские, особенно влияние Виктора Орта (лепной орнамент эркера), а также одновременно французские и немецкие (женское лицо над входной дверью по строгости выражения ближе к югендштилю, но струящиеся волосы придают композиции чувственность, характерную для французского ар-нуво).

Идем дальше. Причем в буквальном смысле — совсем недалеко от этого доходного дома находится, пожалуй, самое известное здание в стиле модерн в Страсбурге — так называемый Египетский дом (La maison égyptienne). Это здание в духе ориентализма, смешанного с ар-нуво, находится на улице Генерала Раппа, по адресу Rue du Général Rapp, 10. Появлением в Страсбурге этого интереснейшего здания, созданного в 1905 году, мы обязаны архитектору-самоучке Францу Шнайдеру (Шнейдеру) (Franz Scheyder). Удивительное дело — фреска с египетскими мотивами в самом сердце немецкого квартала!

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Египетский домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, Египетский дом

Эти египетские мотивы не так уж удивительны, если учесть, что различные выставки колониальных товаров, начавшиеся после египетских кампаний Наполеона, и вообще мода на всё восточное, на экзотику и записки о путешествиях в дальние страны, сохранялись в обществе довольно длительное время. Эти вкусы в данном случае обрели выражение в камне, но они также находили отражение в литературе, живописи (взять, к примеру, «Большую одалиску» Энгра) и т.п. На следующих фотографиях виден характерный балкон с решеткой в виде паука (фото с сайта [2]) и украшающая фасад здания египетская птица (ибис) (это уже наша фотография):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, Египетский домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, Египетский дом

Недалеко от двух вышеописанных зданий находится еще один интересный дом. Расположен он на углу улиц Маршала Фоша и Генерала Фрера (Rue Marechal Foch/Rue du Général Frère), прямо позади площади Республики и Рейнского дворца. Адрес: Rue Marechal Foch, 41 (или Rue du Général Frère, 11). Здание было построено в 1901 году уже знакомыми нам архитекторами Лютке и Бакесом.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, дом на ул. Генерала Фрера

Наиболее интересна верхняя часть здания (см. вид с угла на фото), увенчанная восьмиугольной конструкцией. Нижняя часть отличается довольно суровым, строгим стилем, но затем она переходит в более причудливую верхнюю. Обратите внимание на балконы и верхний полумансардный этаж, вызывающий ассоциации с брюссельским модерном (фото с сайта [6]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, дом на ул. Генерала Фрера

Входная дверь и лестница, вид со стороны улицы Генерала Фрера (фото с сайта [3]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, дом на ул. Генерала ФрераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, дом на ул. Генерала Фрера

Переместимся теперь ближе к историческому центру Страсбурга. На углу площади Брогли (Place Broglie) и улицы, названной в честь издательства «Синяя туча» (Rue de la Nuée-Bleue), находится очередной доходный дом (Ancienne maison Blankenburg), построенный архитекторами Юлиусом Бернингером (Julius Berninger) (1856-1926) и Густавом Крафтом (Gustave Krafft) (1861-1927) в 1899-1901 гг. для братьев Флаш (Flach) (Генрих Флаш был производителем сеток для волос). Как и другое, более известное творение этих зодчих (я имею в виду виллу, о которой речь пойдет чуть ниже), доходный дом на площади Брогли демонстрирует связь их творчества с парижским ар-нуво и Эктором Гимаром (Hector Guimard) в частности, а также бельгийским модерном и Виктором Орта. Оба архитектора, и Бернингер, и Крафт, учились в Штутгарте, а затем продолжили образование в Париже, сперва в Школе изящных искусств (École des beaux-arts), а после этого — в мастерской французского архитектора Жана-Луи Паскаля (Jean-Louis Pascal) (1837-1920).

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Сейчас в этом здании, относящемся к числу исторических памятников, располагается отделение банка Crédit Mutuel. Как интерьер, так и внешний облик его несколько изменились за прошедшие сто лет и утратили долю очарования, хотя общий дух и остался прежним. Первый этаж изначально занимало представительство Вюртембергского завода металлоизделий, Württembergische Metallwarenfabrik. В начале XX века это было крупнейшее в мире предприятие по производству столовых приборов, посуды и других металлических предметов домашнего обихода, которые, что неудивительно для той эпохи, в основном изготавливались в стиле ар-нуво (югендштиль). Витрины нижнего этажа здания, где и размещалось представительство упомянутого завода, некогда украшала элегантная кованая балюстрада. На углу здания и по сей день находится эркер, который прежде был оформлен балконами, одетыми в кованый металлический каркас. Балконы в то время шли вплоть до верхнего этажа, который был застеклен окнами с витражами (иллюстрации с сайта [1]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Балконы (особенно балконы фасада, выходящего на улицу Rue de la Nuée-Bleue) — один из самых интересных элементов здания и, к тому же, наиболее яркое выражение бельгийских (Орта) и парижских (Гимар) влияний на творчество Бернингера и Крафта. Обратите внимание на металлический каркас и прекрасные витражные ширмы по бокам балкона (фото с сайтов [5] и [1]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Венчающая эркер башенка в форме луковицы с ребрами, напоминающими распространенный в ар-нуво мотив удара хлыста (coup de fouet), был два года спустя использован (практически в точности скопирован) архитектором Брейча (Brejcha) при строительстве собственной виллы, расположенной в страсбургском районе Нёдорф/Нойдорф (Neudorf) (об этой вилле читайте чуть ниже). Вот эта луковка с фонарём (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Еще в этом здании на площади Брогли мое внимание привлекла интересная металлическая дверь с затейливой ковкой — это главная входная дверь в здание, расположенная со стороны площади Брогли. Обратите внимание на световой проем над дверью — это фрамуга или так называемый «второй свет». За дверью, как выяснилось, находится не менее интересный вестибюль с мозаичным полом (первое фото наше, второе — с сайта [5]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Напоследок стоит упомянуть еще несколько интересных домов в стиле модерн. Мы, правда, там побывать не успели, но вам советуем. Вот их краткое описание по франкоязычным источникам.

1. Вилла архитектора Брейча (Josef Vincenz Brejcha) (1855-1917), построенная им для самого себя в стиле ар-нуво в 1902-1903 годах на улице Жюля Ратгебера (Rue Jules Rathgeber, 20), в страсбургском квартале Нойдорф (Neudorf). Это роскошное жилище с асимметричным фасадом, состоит из двух щипцов с завитками. Щипцы обрамляют два пролёта с лоджией, украшенной лепкой и ковкой и упирающейся под крышей в оформленный барельефом фриз. Боковой фасад соединен с основным изящной башенкой с полигональной луковичной крышей, практически полностью повторяющей башню эркера доходного дома на площади Брогли, построенного двумя годами ранее (см. описание выше). Обилию интересных деталей противостоит простой белый цвет фасадов. Вилла как будто пришла из детской сказки — настоящее архитектурное произведение из нуги с миндалем и кусочками лесного ореха! Вот несколько фотографий виллы (с сайта [4]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла БрейчаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла БрейчаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Брейча

2. Вилла Шутценбергера (Villa Schutzenberger), расположенная на одной из самых престижных улиц Страсбурга, аллее Робертсо (Робертсау), по адресу Allée de la Robertsau, 76, в самом центре европейского квартала. В этом шедевре ар-нуво, построенном в 1897- 1900 гг., сейчас располагается Европейский аудиовизуальный информационный центр (L'Observatoire européen de l'audiovisuel (OEA)), Европейская парламентская ассамблея и другие европейские организации. Фото с сайтов [1] и [3]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ШутценбергераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

По архитектуре это страсбургское здание стоит ближе всего к парижскому типу ар-нуво, представленному творчеством Эктора Гимара. Дом построен по проекту уже известных нам архитекторов Юлиуса Бернингера (Julius Berninger) и Густава Крафта (Gustave Krafft). Здание строилось для Луиса Оскара Шутценбергера  (Louis Oscar Schutzenberger) (1866-1943), который был владельцем старинной пивоварни (La Brasserie Schutzenberger), основанной в 1740 году, а с 1866 года переведенной в Шильтигхейм (Шилтигейм) (Schiltigheim), пригород Страсбурга. Между прочим, Шильтигхейм по сей день кличут «городом пивоваров» из-за большого количества пивоваренных заводов, причем как местных, так и международных марок (Heineken). Пивоварня Шутценбергера  в Шильтигхейме работала еще в XXI веке и была закрыта совсем недавно, в 2006 году.

Выходящий на улицу фасад выполнен из французского известняка (pierre de Savonnières) и украшен барельефами, изображающими лилии, тогда как декоративная ковка калитки нарядилась другим растительным орнаментом и изображает садовый цветок аронник. Правое крыло здания, видное сквозь монументальный портал, выполнено в характерном для ар-нуво стиле. Обратите внимание на тонкую работу по камню. Вторя изящному растительному орнаменту, углы тоже приобретают скругленные очертания. Фото с сайтов [2] и [3]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ШутценбергераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

Фасад, который выходит во двор, отличается большей сдержанностью оформления, но не испытывают недостатка скульптурного декора (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ШутценбергераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

Слегка покатая крыша, выступающая за границы фасада, растительный орнамент над большими витражными пролётами — всё это напоминает другое произведение архитекторов, виллу на улице Шиллера, о которой пойдет речь ниже. По сравнению с Лютке и Бакесом, Бернингер и Крафт считаются представителями ар-нуво более ярко выраженного западного толка. Фото с сайта [1]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

В интерьере также главенствуют растительные мотивы. Входная дверь ведет в великолепный вестибюль. По обеим сторонам от двери стоят две колонны-радиатора. (Аналогичные, только более изысканные, год спустя использовал Виктор Орта при строительстве собственного дома в Брюсселе).  Оформление интерьера отражает социальный статус владельца виллы: и прекрасный потолок, украшенный фризом с изображением лилий (из искусственного мрамора стукко), внушительная лестница с перилами, отделанными мрамором и стукко,

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

керамические плитки зелёного и темно-красного цвета (тут мы видим всевозможные завитки и различные формы, напоминающие листья кувшинок или лотосов):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ШутценбергераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

Еще некоторые детали интерьера (источник [12]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ШутценбергераЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Шутценбергера

3. Также на аллее Робертсо (Робертсау), по адресу Allée de la Robertsau, 56, находится еще один интересный образец стиля модерн — доходный дом, построенный в 1902-1904 годах архитекторами Францем Лютке (Franz Lütke) и Генрихом Бакесом (Heinrich Backes) для Георга Кромера (Georg Cromer), владельца пекарни. Здесь представлен ар-нуво (югендштиль) более «восточного» типа, с элементами немецкого неоренессанса. Общий вид этого сложного, но гармоничного здания (с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

За исключением цокольного этажа, который сделан из тёсаного камня с обработкой под руст, фасад здания отличается исключительно богатым декором, особенно если сравнивать этот дом с другими творениями Лютке и Бакеса. Входная дверь (источник [3]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Кованая калитка, украшенная различными орнаментами (в том числе с мотивами тюльпана), находится перед (смещенной влево) деревянной дверью с картушем, на котором выведены инициалы заказчика и владельца дома, GC, а также фамилии архитекторов и генеральных проектировщиков (фото с сайта [8]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Крайние боковые пролёты заканчиваются щипцами с круглым слуховым окошком. Оба щипца украшены арками, используемыми также в качестве опор для боковых эркеров. Необычное расположение арок придает им вид контрфорсов (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Эркеры снизу увиты растительным орнаментом в виде розовых кустов (недаром этот дом иногда называют «виллой с розарием», Villa Roseraie) (фото с сайтов [1] и [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Балкон нижнего этажа ограничен колоннами, поросшими орнаментом, изображающим каштановые листья и ветви (фото с сайта [3]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Колонны служат опорой для небольшой лоджии, украшенной тюльпанами. Колонны портика и лоджия в целом выполнены в характерном стиле ар-нуво, который был принят на западе Страсбурга. Вообще в этом здании, как считается, собственно ар-нуво переплетается с югендштилем и историзмом. Так, например, вышеописанная дверь и кованая решетка при входе отличаются известной строгостью и поэтому стоят ближе к немецкой разновидности модерна. Фото с сайта [1]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Асимметричные центральные пролёты второго этажа увенчаны арками с барельефом, изображающим цветки лотоса. Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Центральные пролёты двух верхних этажей образуют выпуклую стену, покрытую полихромной глазурованной плиткой с растительным орнаментом (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Небольшие колонны между фаянсовыми плитками выполнены из камня, а не из металла, что не характерно для творчества Виктора Орта и даже Бернингера с Крафтом, так что здесь тоже больше выражен «восточный» модерн. Недаром Лютке и Бакес считаются представителями немецкого направления страсбургского модерна. Что касается элементов историзма, то архитекторы обращаются и к этому стилю, популярному в те годы в Мюнхене, Берлине и других городах Германской империи. Это проявляется, например, в неоренессансной рустике цокольного этажа.

В нескольких местах (на замковых камнях цокольного этажа, а также опорах балкона третьего этажа) здание украшают маскароны (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

4. Стоит также упомянуть особняк Бриона (Hôtel Brion, называемый еще Hôtel Margueritte), расположенный по адресу Rue Sleidan, 22. Этот особняк был спроектирован архитектором Огюстом Брионом (Auguste Brion) (1861-1940) и изначально предназначался им для собственного использования (в итоге получилось, что Брион так никогда и не жил в этом здании) (фото с сайта [1]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Этот дом — один из наиболее характерных и «чистых» образцов ар-нуво в Страсбурге (именно ар-нуво, а не югендштиля, поскольку здесь франко-бельгийские влияния). Строительство было закончено в 1905 году. Общий вид особняка, фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Фасад из тёсаного камня и кованая ограда палисадника отличаются невероятной пластичностью (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Внутренняя поверхность арки, поддерживающей балкон центрального пролёта, украшена орнаментом из ирисов — излюбленного цветка художников эпохи ар-нуво. Металлические ворота украшены изображениями лилий. Под карнизом растительные мотивы соединяются с геометрическими («заклёпками», свидетельствующими о влиянии венского Сецессиона). Фото с сайта [1]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

У правого выступа фасада расположен зимний сад, над которым с 1908 года находилась веранда, застекленная витражными окнами. Несколько лет назад ее демонтировали. Фото с сайта [1]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Входная дверь, решетка калитки и металлические ворота (фотографии с сайтов [3] и [8]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк БрионаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, особняк БрионаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Интерьер здания тоже несет отчетливый отпечаток стиля ар-нуво и не уступает по красоте оформлению фасада. Например, лестничную клетку освещает витраж с ирисами. Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, особняк Бриона

Планировка дома изнутри довольно необычна: все комнаты выстроены вокруг восьмиугольного холла, в стиле которого прослеживается влияние Виктора Орта. Здесь множество деревянных деталей, перекликающихся с декором фасада. В настоящее время в особняке живет писатель, автор книг о садах Эльзаса.

5. Заслуживает внимания и вилла Кнопфа (Villa Knopf), расположенная на улице Шиллера, по адресу Rue Schiller, 10, в квартале парка Оранжери, недалеко от Европейского парламента. Этот прекрасный ансамбль из красного кирпича и белого камня был создан по проекту уже знакомых нам архитекторов Юлиуса Бернингера (Julius Berninger) и Густава Крафта (Gustave Krafft). Строительство велось в 1903-1905 годах. Фотографии с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла КнопфаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Кнопфа

Стоит отметить тонкую работу по камню, немного напоминающую брюссельские здания ар-нуво с декором в технике сграффито. Обратите внимание на стильные кованые решетки и особенно — на пышный монументальный портал, заставляющий вспомнить о творчестве Эктора Гимара. Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Кнопфа

Архитекторами проработана каждая деталь. Каждый угол изящно закруглен. Закругления на перемычках над окнами вторят «круглым треугольникам» Рело на решетке (треугольники названы так по имени французского ученого XIX в. Франца Рело, Franz Reuleaux, который теоретически обосновал эту форму). Фото с сайтов [2] и [8]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла КнопфаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Кнопфа

Декоративные мотивы решетки находят продолжение в оформлении перил балкона и лестницы. В этой причудливой ковке мы наблюдаем буйство витиеватых орнаментов. Многообразие извилистых форм и завитушек объясняет, почему некоторые критики наградили ар-нуво презрительным прозвищем «style nouille» («макаронный стиль»). Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Кнопфа

В настоящее время в особняке располагается Научно-исследовательский Европейский институт (Institut des Hautes Etudes Européennes (IHEE)).

6. Предпоследний пункт нашей экскурсии по Страсбургу «прекрасной эпохи» — вилла Файста (Villa Faist), расположенная по адресу Rue Twinger, 24. Авторы проекта — архитекторы Франц Лютке (Franz Lütke) и Генрих Бакес (Heinrich Backes). Здание было построено в 1902-1904 гг. для предпринимателя Карла Файста, компаньона Лютке и Бакеса. Как и в другом творении этих архитекторов (доходном доме на аллее Робертсо), мы встречаем здесь черты немецкого неоренессанса/историзма (щипцы с завитками в форме раковин, лоджия на втором этаже (piano nobile), портик при входе). Таким образом, стиль модерн смешивается здесь с неоренессансом, причем второй выражен (во всяком случае снаружи) даже больше. Фото с сайтов [9] и [10]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ФайстаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

Черты модерна в наружном оформлении заметны разве что в стиле каменной ограды, ряде закругленных деталей и входной двери. Дверная ручка, фото с сайта [8]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

Наиболее интересно здание изнутри: здесь сохранилась значительная часть оригинального интерьера той эпохи. Фото с сайта [12]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ФайстаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

Дверные и оконные рамы, расписные потолки и богато орнаментированные карнизы в зале напоминают интерьер доходного дома на аллее Робертсо, строившийся теми же архитекторами для Георга Кромера. Фото с сайта [11]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ФайстаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

В одной из комнат потолок украшает недавно отреставрированный орнамент, посвященный одной из главных тем искусства ар-нуво — культу женщины. Фото с сайта [12]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла ФайстаЗдания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

Современный дизайнер оформил одну из комнат виллы в стиле венского Сецессиона:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, вилла Файста

7. Напоследок поговорим еще об одном примечательном творении Лютке и Бакеса — доходном доме, расположенном по адресу Rue Sellénick, 1 (угол Avenue des Vosges), недалеко от здания Народного Дома (Palais des Fêtes), также построенного Лютке и Бакесом (и, разумеется, тоже не без элементов модерна). Заодно речь пойдет и о доме под номером три, поскольку они образуют единый гармоничный ансамбль с вышеупомянутым доходным домом (на фотографии ниже угловое здание слева это дом № 1, а здание справа дом  №3; источник фото [1]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Дом по адресу Rue Sellénick, 1, был построен в 1902-1904 гг. по заказу советника Счетной палаты Иоганна Мёллера (Johann Moeller), для него и его жены, которая держала табачную лавку на первом этаже здания. После завершения строительства в этом доме также обосновался один из архитекторов, Франц Лютке. На главном фасаде обратите внимание на два щипца с мансардными окнами. Венчают их своеобразные капители, оформленные в виде розовых кустов. Фото с сайта [1]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Первое впечатление симметричности строения пропадает, если приглядеться получше. На самом деле каждый из четырех пролётов дома по-своему уникален: если смотреть слева направо, то мы последовательно увидим сначала окно с выступом (эркерное окно), затем полноценный эркер, затем просто плоский пролёт и, наконец, лоджию. Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Над входной дверью красуется маскарон, явившийся из эпохи Ренессанса или даже античности (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Что касается соседнего дома, расположенного по адресу Rue Sellénick, 3 (угол Rue de Phalsbourg), то он был построен в то же время, теми же архитекторами и для того же заказчика. Он гармонично сочетается и с вышеописанным зданием, и с Народным Домом, строительство которого было закончено в 1902 году. В то же время это здание отличается от них по декору. Фото с сайта [2]:

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Обратите внимание на угловой эркер, который венчает утопленная книзу башенка с навершием: в начале XX века эта была новаторская архитектурная черта, сочетание эркера и башни. Внизу эркер опирается на консоли, украшенные витиеватыми скульптурными орнаментами в духе ар-нуво (фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Здание отличается богатым декором, как фигуративным (тюльпаны на подпорных стенках, женские головы на углах), так и геометрическим (желобчатые консоли и декоративное обрамление окон) (фото с сайтов [1] и [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный домЗдания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Входная дверь демонстрирует украшения двух типов: мы видим здесь резное дерево с изображением цветов и одновременно витражную вставку (это и следующее фото с сайта [2]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

В целом здание является типичным образцом югендштиля (помимо башенки, которую следует признать скорее приметой историзма, и слуховых окон на крыше, отражающих влияние франко-бельгийского ар-нуво). Соседний дом № 1 не столь проникнут немецкой сдержанностью и стоит ближе к модерну французского толка, в частности, к работам Эктора Гимара.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Но это еще не всё. Благодаря любезности местных жителей мы сможем совершить небольшую виртуальную экскурсию по интерьерам (общественным зонам) этого здания. К счастью, они, как и наружное оформление, прекрасно сохранились. Вестибюль по-прежнему выложен плиткой. Разнообразие мотивов и чередование мягких пастельных и ярких цветов оживляют интерьер. В то же время такое решение выполняет и практическую функцию, благодаря долговечности и легкости содержания плиточного пола (все фотографии интерьеров с сайта [6]):

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

Растительные орнаменты встречаются в интерьере даже чаще, чем в наружном оформлении здания.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом

С этажа на этаж ведет прекрасная лестница, которая, благодаря магии перспективы и отсутствию центрального опорного столба, закручивается словно раковина улитки: очередной натуралистический мотив! Орнамент кованых перил и витраж с растительными мотивами по своей легкости и свободе далеки от строгости внешней архитектуры комплекса (особенно дома № 3). Так что даже Лютке и Бакес не всегда были чужды франко-бельгийскими влияниям.

Здания в стиле модерн в Страсбурге, доходный дом


Любителям архитектуры стиля модерн рекомендуем также посмотреть запись Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште. Также может быть интересна запись с фотографиями нескольких зданий в стиле модерн в Гамбурге. Парижские образцы ар-нуво на Монмартре (церковь в стиле модерн, а также павильон метро, оформленный Эктором Гимаром) можно увидеть тут.

Образцы стиля модерн в Испании можно увидеть в следующих заметках с фотографиями:
- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер.
- Постройки Гауди в Барселоне. Дворец Гуэля.
- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура.
- Прогулка по Барселоне. Каталонский модерн: Каса Висенс, парк Гуэль, усадьба Гуэля.
- Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера


Использованные источники:

1. Здания в стиле ар-нуво в Страсбурге (перечень и описание домов, их положение на карте города).

2. Галерея фотографий и краткие описания зданий в стиле ар-нуво в Страсбурге.

3. Архитектура ар-нуво во Франции, Страсбург.

4. Югендштиль и ар-нуво в Страсбурге, прогулка в районе квартала Нойдорф.

5. Югендштиль и ар-нуво в Страсбурге, прогулка в районе парка Контад и площади Клебера.

6. Югендштиль и ар-нуво в Страсбурге, прогулка в районе улиц Оберлен и авеню Восж.

7. Югендштиль и ар-нуво в Страсбурге, общая информация.

8. Югендштиль и ар-нуво в Страсбурге, прогулка в районе европейского квартала.

9. Общая характеристика страсбургского модерна и основные образцы зданий в этом стиле.

10. Здания, построенные по проекту Франца Лютке в Страсбурге.

11. Здания Эльзаса, внесенные в список исторических памятников в 2005 году.

12. Стиль модерн в Эльзасе. Наследие ар-нуво в долине Верхнего Рейна.

Лютке (Franz Lütke) и Генрихом Бакесом

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)