Достопримечательности Селесты: готическая церковь Св. Георгия («собор Селесты») и ее витражи

Главный приходской католический храм эльзасского города Селеста (Sélestat) (по-немецки — Шлеттштадт (Schlettstadt)), готическая церковь Святого Георгия (Église Saint-Georges de Sélestat), размерами скорее напоминающая собор и даже нередко ошибочно именуемая собором (поскольку по-немецки этот храм традиционно называли словом Münster, что и было некорректно переведено как «собор»), находится в двух шагах от романской церкви Святой Фе. Эта базилика, одна из красивейших готических церквей Эльзаса, находится в исторической части города. Она была построена в 1220-1490 гг. и соединяет в себе черты позднероманского стиля, чистой готики и пламенеющей готики. Самым ценным достоянием храма являются витражи XV века, которые можно увидеть в алтарной части и частично в нартексе. С 1848 года церковь носит статус исторического памятника Франции.

Готическая церковь Св. Георгия и башни церкви Св. Фе, Селеста, Эльзас, Франция

Основную информацию о городе Селеста, его местоположении и основных достопримечательностях можно найти в статье «Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки». В этой же заметке мы расскажем именно о церкви Св. Георгия: об истории ее создания, особенностях архитектуры и наиболее интересных предметах интерьера.

Авторам сайта удалось лично побывать в этом храме во время самостоятельного зимнего путешествия по Эльзасу и Швейцарии, так что основная часть фотографий, которые иллюстрируют эту заметку, была сделана как раз во время этой поездки.

Готическая церковь Св. Георгия, ангел, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, южный боковой неф, Селеста, Эльзас, Франция

Дополнительно были использованы фотографии из некоторых других источников.

1. История готической церкви Св. Георгия в Селесте

1.1 Новая церковь как символ вольного города

Готическая церковь Св. Георгия построена на месте дворцовой часовни Св. Креста, которая находилась на территории дворца Карла Великого. Именно в этой часовне будущий император в 775 году праздновал Рождество. Нынешняя церковь покоится на остатках этой часовни — обширной ротонды, которая была обнаружена во время раскопок, проводившихся в крипте в 1876 и 1902 годах.

Каролингской часовни VIII века длительное время хватало для богослужебных нужд населения, пока Селеста оставалась небольшой деревней, где проживали в основном крестьяне, рыбаки и лодочники. В 1216 года поселение получило статус вольного города и было обнесено крепостной стеной. На следующий год император Фридрих II Штауфен заключил с приоратом Св. Фе соглашение, по которому жители частично освобождались от контроля со стороны этого бенедиктинского монастыря.

С тех пор население города стремительно увеличивалось. Гордые своей свободой и растущим благосостоянием, религиозные жители восприняли как одну из своих первоочередных задач строительство более просторной и более красивой церкви. Новый храм должен был не только служить достойным жилищем для Бога, но и, помимо этого, своими размерами и величием на далекие расстояния сообщать о процветании и предпринимательском духе молодого города. Кроме того, эта церковь, построенная всего в каких-то 100 метрах от романской церкви Св. Фе и превосходившая ее высотой своих стен и башни, должна была показывать, что эпохе господства бенедиктинцев в городе пришел конец, и освобожденная от их опеки буржуазия (городские коммерсанты и др.) готова на любые жертвы, дабы отстоять свои свободы.

1.2 Начало строительства: от романского стиля к готическому

Работы по строительству новой церкви начались в 1220-х годах. Первоначально разработанный архитекторами план предусматривал возведение обширной базилики в романском стиле, состоящей из трех нефов и двух трансептов. На тот момент церковь была названа в честь Богоматери (Notre-Dame). Поскольку в богослужебных целях необходимо было как можно дольше сохранять древнюю ротонду, то сначала были возведены внешние стены боковых нефов. Со стороны южного бокового нефа от той эпохи сохранился прекрасный портал в переходном стиле, сочетающий в себе романские и раннеготические черты. Ок. 1230 года была построена алтарная часть с двумя апсидиолами, практически полностью перестроенная в XV веке. Центральный неф строился с 1235 года. (См. план церкви).

Готическая церковь Св. Георгия (южный боковой неф), Селеста, Эльзас, Франция

В 1240-1250 гг. каролингская ротонда была снесена, чтобы освободить место для строительства алтарной части и трансепта нового храма. Между тем на смену романскому стилю уже пришел готический. Ок. 1250 года, когда было начато строительство центрального нефа, эльзасское готическое искусство уже достигло расцвета (неф Кафедрального собора в Страсбурге был воздвигнут в 1250-1275 гг.). Не исключено, что планы строительства Страсбургского собора и церкви Св. Георгия в Селесте были разработаны одними и теми же архитекторами. В центральном нефе храма Селесты мы, хотя и в более простой форме, обнаруживаем то же строгое изящество, ту же чистоту линий и мистическое стремление ввысь, которые характерны для главного нефа собора в Страсбурге.

Приблизительно в 1300 году церковь была продолжена в западную сторону за счет постройки своего рода западного трансепта, который образует в интерьере храма некое подобие нартекса, вытянутой формы, охватывающего всю длину фасада (см. план церкви). В центре фасада архитектор предусмотрел возведение башни, которая после ряда изменений в плане была построена в два этапа.

1.3 Завершение строительства: в моде пламенеющая готика

Ок. 1350 года был построен нижний этаж башни (колокольни), четырехугольный в плане, укрепленный угловыми контрфорсами со слепыми декоративными арками. По каждой из четырех сторон этот этаж прорезан большими проемами, разделенными на три части посредством двух перемычек. Пинакли были добавлены к основаниям контрфорсов лишь в XV веке, чтобы привести нижний этаж башни в большее соответствие с архитектурным обликом верхнего этажа.

После завершения первого этапа строительства колокольни в работах наступил длительный перерыв: в 1352 году произошло восстание (Geschelle), в ходе которого был создан городской совет из торговцев и ремесленников, а представители местного дворянства — которые в значительной степени как раз и финансировали возведение башни — были изгнаны из Селесты. Кроме того, в этот период город неоднократно подвергался осадам, и в связи с этим население было больше занято постройкой оборонительных сооружений, нежели храмов. Ситуация усугублялась тем, что в 1349 году в Эльзасе разразилась страшная эпидемия чумы, прошедшая по всей Европе.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Работы по строительству церкви возобновились в самом начале XV века. Вместо завершения строительства башни решено было направить усилия на то, чтобы выстроить более обширный хор (алтарную часть), состоящий из трех травей. Достоверно известно, что планы строительства нового хора были разработаны мастером Матиасом (Mathis), который в 1400-1414 гг. возглавлял коллегию управляющих (Oeuvre Notre-Dame) (администрацию по сбору средств и управлению фондами) строящегося храма, сменив на этом посту Иоганна (Ганса) Обрехта (Johann Obrecht) (ок.1330-1407), избранного к тому времени бургомистром Селесты (Шлеттштадта).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В соответствии с планом мастера Матиаса, новый хор в стиле пламенеющей готики должен был представлять собой продолговатое сооружение 21 м длиной, 8,80 м шириной и 20 м высотой. Вместо прежней темной и тесной полигональной апсиды (от последней сегодня сохранилось лишь две апсидиолы), Матиас предложил создать настоящую стеклянную клеть: восточная оконечность храма теперь имела плоский, а не выпуклый профиль (см. план церкви), а боковые стены были оснащены большими оконными проемами, которые покрывали практически всю поверхность и были заполнены прекрасными витражами (источник фото [21]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Работы по планам Матиаса продолжил страсбургский архитектор Эрхард Кинделин (Ehrard/Erhart Kindelin), который руководил постройкой восточной части церкви с 1414 по 1430 год. Кинделин был одним из известнейших мастеров того времени. В частности, этот архитектор участвовал в возведении знаменитого шпиля Страсбургского собора. Именно при Эрхарде Кинделине были построены три травеи восточной оконечности церкви Св. Георгия.

Готическая церковь Св. Георгия в XV веке, Селеста, Эльзас, Франция

В 1460-1490 гг. было начато строительство второго этажа церковной башни. Над первым этажом был надстроен второй, в целом аналогичный первому, но на четверть более высокий. На вершине этого яруса архитекторы разместили восьмиугольную террасу, а на ней соорудили помещение для часового. В 1490 году строительство 60-метровой башни в стиле пламенеющей готики было завершено. Разумеется, этой колокольне далеко до высочайшей башни Страсбургского собора, однако башню церкви Св. Фуа она успешно превзошла.

1.4 Заботы по обустройству храма

После завершения строительства нового хора скульпторы и архитекторы сосредоточили усилия на том, чтобы достойно украсить церковь. В 1464 году в алтарной части было установлено колоссальных размеров Распятие, единственным уцелевшим фрагментом которого является голова Христа из полихромного липового дерева (ныне она находится в коллекции гуманистической библиотеки Селесты). Эта работа приписывается эльзасскому резчику Николасу Хагенауэру (автору скульптур Изенгеймского алтаря) либо мастеру Файту Вагнеру (создателю композиции «Гефсиманский сад» в Страсбургском соборе).

Голова Христа, XV век

В 1489-1490 гг. Конрад Зифер (Conrad Sifer von Sinsheim) — позднеготический скульптор из немецкого города Зинсхайма, в 1491-1493 гг. также работавший в Страсбургском соборе (ему принадлежит забавный человечек (астролог) с солнечными часами на южном фасаде собора) — возводит в церкви Селесты алтарную преграду (леттнер). Завершенная на Рождество 1490 года ажурная перегородка из белого камня вызывала всеобщее восхищение своими разнообразными растительными орнаментами, выполненными в пышном стиле, который был введен в Эльзасе в 1460 году нидерландским мастером Николаусом Герхаертом ван Лейденом (Nikolaus Gerhaert van Leyden/Nicolas Gerhaert de Leyde (1430-1473)). Эта замечательная алтарная перегородка была разрушена в 1789 году, во время Французской революции (тринадцать уцелевших фрагментов хранятся в гуманистической библиотеке Селесты). Конрадом Зифером также была создана скульптурная группа «Гроб Господень».

Конрад Зифер, голова сторожа

Единственное, что сохранилось от этой композиции, — голова спящего сторожа Гроба и одной из святых жен (эти фрагменты тоже хранятся в гуманистической библиотеке). Кроме того, Конраду Зиферу приписывается готический барельеф «Плат Вероники», украшающий изнутри северный боковой портал церкви.

1.5 Изменения Нового времени

В 1500 году церковь Богоматери была переосвящена в честь святого Георгия. В XVII веке башня над средокрестием была увенчана куполом в стиле барокко (в этот период в Селесте работали миланские архитекторы).

Готическая церковь Св. Георгия, рисунок 1832 года, Селеста, Эльзас, Франция

В 1847-1865 гг. в церкви были проведены комплексные реставрационные работы под руководством местного архитектора Антуана Рингейзена (Antoine Ringeisen) (1811-1889) (одного из авторов проекта синагоги Селесты).

Готическая церковь Св. Георгия ок. 1850 года, Селеста, Эльзас, Франция

В ходе работ в нартексе были обнаружены надгробные плиты крупных гуманистов Селесты, в том числе Беатуса Ренануса. Тогда же архитекторы попытались перестроить в неоготическом стиле башенку над средокрестием, однако попытка была признана неудачной.

Готическая церковь Св. Георгия после реставрации XIX века, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, снимок 1906 года, Селеста, Эльзас, Франция

Башня вновь приобрела барочный облик в результате очередных восстановительных работ, которые потребовалось провести в церкви после боевых действий 1944-45 гг.

2. Описание архитектуры и наружного убранства церкви Св. Георгия

2.1 Архитектурный облик и план церкви

Церковь Св. Георгия строилась на протяжении более двух столетий и потому соединяет в себе черты различных стилей: романского стиля (северный и южный порталы), чистой готики (центральный неф), пламенеющей готики (главная башня) и даже барокко (башня над средокрестием). Каждый последующий архитектор брал за основу стиль, который был популярен в его эпоху. Несмотря на это, доминирующим стилем постройки остается готический, а привнесенные черты прочих стилей ни в коей мере не искажают гармоничность, красоту и изящество, присущее этому памятнику архитектуры.

Небольшое видео, снятое нами на площади около церкви во время самостоятельного зимнего путешествия по Эльзасу и Швейцарии:

Готическая церковь Св. Георгия в Селесте, зима

В качестве строительного материала использован традиционный для эльзасских церквей вогезский песчаник, перемежаемый с блоками серого гранита. Общая длина храма составляет 64,85 м, ширина — 18,7 м, высота центрального нефа — 20 м. В плане эта обширная базилика имеет форму латинского креста. Она состоит из трех нефов, двух трансептов на противоположных концах храма (с западной и восточной стороны) и вытянутой прямоугольной апсиды с двумя полигональными капеллами-апсидиолами по бокам. Нестандартными чертами планировки храма является (1) наличие находящегося на возвышении хора (алтарной части), (2) нартекса, эквивалентного западному трансепту, и (3) плоской, прямоугольной в плане апсиды. План церкви:

Готическая церковь Св. Георгия, план, Селеста, Эльзас, Франция

Внешние стены боковых нефов, возведенные в первую фазу строительства церкви (1220-1230 гг.), соответствуют эстетике переходного периода (Transition/Uebergang): полукруглые оконные проемы и той же формы порталы с тонкими колоннами относятся еще к романскому стилю. В то же время для удержания сводов главного нефа уже используются аркбутаны — оригинальное нововведение, принадлежащее эпохе ранней готики: отсюда искусствоведы делают вывод, что эта часть церкви была построена ок. 1250 года.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Восточная оконечность церкви в основном относится к первой половине XV века: новая алтарная часть ровной прямоугольной формы заменила прежний хор XIII века, ставший слишком тесным. Две небольших апсидиолы по бокам сохранились от прежней алтарной части.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Возвышающаяся над западным фасадом высокая башня в стиле пламенеющей готики была окончательно достроена лишь в конце XV века.

2.2 Крыша апсиды

В хорошую погоду стоит полюбоваться красочной кровлей прямоугольной апсиды: она покрыта полихромной глазурованной черепицей зеленого, терракотового, бледно-желтого и темно-каштанового оттенков. Это классические цвета глазурованной черепицы, поскольку с технической точки зрения их получить проще всего.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Черепица выложена в виде эффектного геометрического зигзагообразного орнамента, образующего последовательность ромбов. Конёк и наклонные ребра (хребты) кровли увенчаны керамическими фигурными гребнями. За счет глазури на основе свинца плитка приобретает гладкую, блестящую поверхность. Для получения желтого оттенка в состав глазури добавляется белая глина, для получения зеленой расцветки используют оксид меди. Здесь мы имеем дело с черепицей чешуйчатой укладки. Это черепица в форме бобрового хвоста — плоская и длинная, закругленная на одном конце, по форме напоминающая рыбью чешую.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Предполагают, что появление такой красочной черепичной кровли связано с приездом в Селесту миланских архитекторов. Хотя, строго говоря, техника создания такой полихромной крыши является не миланским, а фламандским изобретением. Не исключено, что архитектор храма увидел подобные кровли во время путешествия по Европе (такие узорчатые черепичные покрытия особенно популярны в Бургундии) и захотел создать нечто подобное и в Эльзасе.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Надо сказать, что практика покрытия крыш разноцветной черепицей была широко распространена в Европе XIV века и прекрасно вписывалась в эстетику готической архитектуры с присущей ей полихромией, проявлявшейся в создании разноцветных фресок, раскрашенных скульптур, витражей, плиточного покрытия мостовых и проч.

2.3 Западный фасад (вестверк) и его портал

Роль западного фасада церкви выполняет внушительный трансепт с шестью контрфорсами. Фасад прорезан высокими узкими окнами с единственной центральной перемычкой.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В центре этого довольно строгого фасада, построенного XIV веке, возвышается четырехугольная 60-метровая колокольня в стиле пламенеющей готики, завершенная уже в конце XV века. Оба этажа этой высокой башни с каждой из четырех сторон прорезаны высокими оконными проемами с готическим каменным переплетом. Этажи разделены ажурными галереями, также в стиле пламенеющей готики.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Портал западного фасада датируется приблизительно 1320 годом. Украшают его барельефы работы Эмиля Зихлера (Émile Sichler), заменившие скульптурное убранство, разрушенное во время Французской революции. Портал имеет вытянутую заостренную форму. В тимпане портала помещена скульптурная композиция «Сошествие Святого Духа» (1844-1848), изображающая Богоматерь и 12 апостолов, которым является Святой Дух в виде голубя.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Выполненные из дуба створки дверей портала были в 1844 году заменены новыми, созданными по проекту городского архитектора Риво (Rivaud).

2.4 Южный фасад и его портал

Значительно более нарядным и интересным является южный фасад церкви. Именно его портал может считаться главным входом в храм и отличается наиболее богатым декором. Эта сторона западного трансепта состоит из трех уровней: собственно портала, большой готической розетки с десятью лепестками (символизирующими десять заповедей) и верхнего этажа с балюстрадой, треугольным фронтоном и часами.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Весь ансамбль выполнен с большим мастерством. Наличие декоративных розеток и предельно заостренная форма стрельчатых арок внутри большой арки оконного проема свидетельствуют о достаточно позднем периоде постройки этой части церкви (между 1335 и 1340 годами).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Что касается часов, то первые часы в церкви установил в 1437 году мастер Клаус Хорнунг (Claus Hornung), в 1615 году их заменили новыми механическими часами. Наконец, в 1822 году эльзасский самоучка, талантливый часовщик и инженер Жан-Батист Швильге (Jean-Baptiste Schwilgué) (1776-1856), конструктор астрономических часов в Страсбургском соборе, представил проект новых монументальных часов, который и был одобрен городскими властями. Часовой механизм был завершен в 1825 году и использовался вплоть до 1955 года, когда часы были переведены на электрический ход. Оригинальный механизм Швильге был отреставрирован и долгое время демонстрировался в офисе Туристического управления Селесты, а с недавних пор занимает почетное место в выставочном зале городского архива Селесты (Archives municipales) на улице Свободы (rue Liberté).

Часовой механизм Швильге на выставке, Селеста, Эльзас, Франция

Стройный портал южного фасада является главным порталом церкви и датируется 1320 годом. Оригинальное скульптурное убранство портала погибло во время революции, поэтому в 1845-1847 годах мастер Эмиль Зихлер (Émile Sichler) создал для него новые неоготические скульптуры из вогезского песчаника, украшающие тимпан, откосы и архивольт портала. Центральной композицией портала является сцена Воскресения, помещенная в тимпане. Архивольт портала содержит шесть горельефных композиций, посвященных чудесам и проповедям Иисуса: Воскрешение сына вдовы Наинской; Христос у колодца встречает самаритянку; Эпизод с «денарием кесаря»; Умножение хлебов; Иисус исцеляет слепого; Иисус благословляет детей.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Также стоит обратить внимание на статуи святого Георгия и архангела Михаила, установленные по обеим сторонам портала. Святой Михаил является проводником душ в загробный мир: он взвешивает души в день Страшного суда и поэтому изображен с весами в руке. У ног святого Георгия корчится убитый им змей.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Створки дверей портала были созданы в 1847 году по эскизу городского архитектора Антуана Рингейзена (Antoine Ringeisen).

2.5 Боковые порталы

Со стороны южного бокового нефа, помимо вышеописанного главного портала, находится еще два портала романской эпохи. Первый из этих боковых порталов расположен в центральной части бокового нефа (см. план церкви). Этот позднероманский портал относится к самому началу строительства церкви и датируется 1220-1230 гг. Дверные створки и петли являются подлинными средневековыми. Портал обрамлён тройным рядом полукруглых архивольтов в виде валиков. Каждый архивольт опирается на две стоящие одна поверх другой колонны, стволы которых разделены декоративными обводами. Полукруглый неороманский тимпан украшает скульптурная сцена «Христос на ужине у Симона Фарисея», выполненная в 1844 году Эмилем Зихлером. Консоли декорированы орнаментами в виде фиговых листьев, виноградных лоз и змей. Капители оформлены в виде изогнутых крюков.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Второй романский портал соответствует южной стороне восточного трансепта церкви. Он датируется второй половиной XIII века. Здесь также сохранились подлинные средневековые дверные петли. Тимпан в форме стрельчатой арки оформлен скульптурами, выполненными в 1844 году Эмилем Зихлером (композиция «Поклонение волхвов»). Капители колонн украшены растительным орнаментов в виде листьев дуба и винограда.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

С северной стороны западного трансепта (нартекса) находится еще один боковой портал (пятый по счету портал этой церкви). Этот небольшой портал выполнен в романском стиле в XIII веке и отличается особой простотой и очарованием. Предполагают, что в более позднюю эпоху он был перенесен сюда с другого старинного здания.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Здесь можно увидеть оригинальные средневековые дверные створки и петли, а также метки рабочих. Полукруглый тимпан украшен барельефами в виде листьев дуба и винограда, а на консолях можно заметить изображения загадочных фантастических существ.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Наконец, с северной стороны восточного трансепта находится еще один небольшой портал, выполненный в XV веке в стиле немецкой пламенеющей готики, украшенный бюстом (предположительно Христа) и растительными орнаментами. С обратной стороны портала этого портала можно увидеть тимпан с готическим барельефом «Плат Вероники» (конец XV века), который приписывается Конраду Зиферу и с 1848 года признан историческим памятником Франции.

3. Интерьер церкви Св. Георгия: описание внутреннего убранства

Интерьер готический церкви Св. Георгия, по сравнению с соседней романской церковью Св. Фе, является более светлым и «светским» (напомним, что храм строился как символ могущества молодого города, подъема буржуазии и противопоставлялся обиталищу бенедиктинских монахов — более строгой церкви Св. Фе). В этом храме уже доминирует иная эстетика: повсюду в интерьере мы встречаем довольно большие окна и не массивные полукруглые, а высокие стрельчатые арки, которые облегчают конструкцию и создают впечатление устремленности вверх (которое, кстати говоря, характерно и для внешнего облика церкви, во многом благодаря высокой башне фасада).

Небольшое видео, снятое нами в церкви:

Интерьер готической церкви Св. Георгия в Селесте

3.1 Центральный неф

Центральный неф, построенный во второй половине XIII века, состоит из шести ячеек-травей одинакового размера (см. план церкви). Что же касается использованных типов сводов, то они не идентичны: четыре последних травеи с восточной стороны перекрыты шестичастными сводамив бургундском стиле. Это усложненный вариант крестового свода, полученный благодаря введению дополнительной нервюры, которая делит свод на 6 запалубок (запалубкой называется заполнение между нервюрами). Две ближних ко входу (к западной части храма) травеи перекрыты простым нервюрным (ребристым) крестовым сводом, опирающимся на столбы в виде пучков из восьми колонн.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Массивные столбы-устои, на которые опираются своды главного и бокового нефа, перемежаются с более стройными. Чередование сильных опор со слабыми было распространенной чертой уже первых готических построек и потом еще длительное время сохранялось во французской архитектуре, особенно в Бургундии и Шампани.  «Сильные» пилоны в данном случае представляют собой пучок из восьми тонких колонн, а «слабые» — из четырех.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Замковые камни — ключи сводов центрального нефа — выполнены из песчаника и украшены полихромным покрытием. Они датируются XIII-XIV вв. В 1859 году роспись была отреставрирована Франсуа-Антуаном Денекеном (François Antoine Denecken). Было восстановлено оригинальное полихромное покрытие: красный и голубой фон с золотистым растительным орнаментом. Некоторые ключи свода украшены символами евангелистов, изображениями Христа, Иоанна Крестителя, святой Агнессы, сценой коронования Богоматери, а также листьями дуба и винограда и другими декоративными мотивами (источник фото ниже: [9]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Боковые стены центрального нефа состоят из больших стрельчатых аркад нижнего яруса и окон верхнего ряда. Трифорий — часто встречающийся в готических храмах сводчатый коридор над нефом, на втором ярусе храма — отсутствует. На его месте мы видим оголенные стены, прорезанные лишь небольшими прямоугольными окошками. Из-за этого создается несколько холодное и сумрачное впечатление, тем более что окна верхнего ряда, в отличие от других готических храмов региона, не занимают всю ширину травей и в целом являются слишком низкими, узкими и скромными по оформлению, практически лишенными ажурного каменного декора.

Отсутствие трифория в церкви Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Капители колонн центрального нефа и нартекса датируются XIII-XIV вв. Некоторые капители украшены растительными орнаментами.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

На одной из капителей центрального нефа можно увидеть гримасничающее лицо человека.

3.2 Кафедра проповедника

В главном нефе церкви Св. Георгия установлена великолепная кафедра в ренессансном стиле, созданная в 1619 году скульптором Иеронимусом Крухом (Hieronimus Kruch) (его личный знак и инициалы можно увидеть на базе трибуны). Кафедра выделяется исключительной пышностью декора. Она выполнена из серого песчаника, расписана и позолочена; навес сделан из дерева. Трибуна украшена изящными колоннами и нишами с фигурами четырех евангелистов. Перила богато декорированы растительными орнаментами и многочисленными скульптурными изображениями животных и птиц. Навес кафедры увенчан фигурой проповедующего Христа. На задней стороне кафедры, у стены, можно заметить аллегорические фигуры Веры и Надежды. Кроме того, кафедра обильно украшена ангельскими головками, что придает ей отчасти барочный облик.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Кафедра, сильно пострадавшая во время Французской революции, была отреставрирована в 1813 году Жозефом Женни (Joseph Jenni), а затем в 1845 году Игнатием Зихлером и его супругой Катрин Валластр под руководством Антуана Рингейзена. Тогда же были созданы фигуры, украшающие трибуну и навес кафедры (они заменили прежние скульптуры XVII века, разрушенные во время революции). Три скульптуры Отцов Церкви, добавленные в XVIII веке для украшения перил лестницы, сегодня хранятся в алтарной части храма, за решеткой.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Кафедру поддерживает могучий Самсон, одетый в шкуру льва (оригинальная работа Иеронимуса Круха). В верхней части лестницы восседает средневековая мистическая писательница Мехтильда Магдебургская (по другой версии, это Хильдегарда Бингенская, также известная своими мистическими трудами и видениями).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

3.3 Западный трансепт (нартекс)

Западный трансепт (нартекс) состоит из пяти травей. Он был построен в начале XIV века и перекрыт простыми крестовыми сводами. Ключи свода украшены маленькими головками. В первую очередь в нартексе, при входе в церковь, обращает на себя внимание кропильница, украшенная двуглавым орлом Габсбургов, которые покровительствовали строительству церкви (особенно в эпоху правления германского короля Рудольфа I Габсбурга, который в 1239 году унаследовал родовые владения Габсбургов в Эльзасе, а в 1245 году заключил в этой церкви брак с Гертрудой Гогенберг, наследницей обширных земель в центральной Швабии).
Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Кроме кропильницы, в этой части церкви можно увидеть эпитафии (надгробные плиты) похороненных здесь эльзасских гуманистов: Крато Гофмана (Crato Hofmann) (ум. 1501), Якоба Вимпфелинга (Jakob Wimpfeling) (ум. 1528) и священника Николаса Гоппуса (Nicolas Hoppuis) (ум. 1507). Кроме того, здесь помещена эпитафия одного из самых прославленных уроженцев Селесты — друга Эразма Роттердамского, гуманиста Беатуса Ренануса (Beatus Rhenanus) (1485-1547), а также его отца и деда (Eberhard Bild и Antoine Bild). Эпитафия Беатуса Ренануса была отреставрирована в 1985 году, в честь 500-летней годовщины со дня рождения знаменитого гуманиста.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Под окном-розой в нартексе, непосредственно над главным южным порталом церкви, можно увидеть картину «Тайная вечеря» местного художника Антуана Кемана (Georges-Antoine Keman) (1765-1830). А справа, если стоять лицом ко входу, находится алтарь «Пьета» (Vierge de Pitié). Фигуры Христа и скорбящей Богоматери вырезаны из одного куска дерева и украшены полихромной росписью неизвестным мастером XVIII века.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

3.4 Орган

Прежний орган церкви Св. Георгия в Селесте был создан в 1768 году эльзасским мастером Иоганном Андреасом Зильберманом (Johann Andreas Silbermann) (1712-1783), сыном основателя этой органной династии, знаменитого Андреаса Зильбермана. Этот орган, один из лучших в Эльзасе, в 1896 году был перенесен в доминиканскую церковь в Кольмаре, ныне являющуюся музеем (в настоящее время орган демонтирован и ожидает реконструкции). А в Селесте вместо этого инструмента был установлен орган известного эльзасского органостроителя Мартина Ринкенбаха (Martin Rinckenbach) (1834-1917).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Этот замечательный инструмент, весьма характерный для эстетики своего времени, имеет 3 мануала и педаль и 43 регистра и помещен в корпус с двумя неоготическими башенками, созданный в кольмарской мастерской краснодеревщика Теофиля Клема (Théophile Klem). В этой же мастерской был изготовлен парапет органной трибуны, украшенный гербом города Селеста (источник фото: commons.wikimedia.org). Трубы фасада были в 1917 году реквизированы немцами и в 1924 году заменены новыми трубами из олова.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В 1944 году снаряд, который попал в церковь и частично разрушил ее колокольню и окно-розу, повредил также и орган. Инструмент был отреставрирован и модифицирован в 1955 году Жоржем Швенкеделем (Georges Schwenkedel), а затем в 1975 году Альфредом Керном (Alfred Kern). Обратите внимание: над органом размещаются упоминавшиеся выше часы Жана-Батиста Швильге, обрамленные лавровым венком. Стрелка этих часов украшена изображениями луны и солнца.

3.5 Восточный трансепт

Восточный трансепт, как и западный, состоит из пяти травей и перекрыт крестовыми сводами. В нишах трансепта можно увидеть несколько скульптур разных эпох, в том числе барочные статуи, изображающие трех Отцов Церкви (Григорий Великий, Августин, Амвросий Медиоланский). Эти статуи датируются предположительно концом XVII или началом XVIII века.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В северном рукаве трансепта находится боковой портал с тимпаном, который украшен изнутри готическим барельефом «Плат Вероники» (конец XV века), который приписывается скульптору Конраду Зиферу (Conrad Sifer von Sinsheim) (ум. 1501) и с 1848 года носит статус исторического памятника Франции (источник фото - commons.wikimedia.org).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В центральной части трансепта в 2006 году был установлен новый каменный престол с барельефом «Добрый Пастырь» работы Франка Кернеля (Franck Kernel).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В 1860 году, в ходе очистки храма, в трансепте удалось обнаружить фрески XIV-XV вв. В северном рукаве трансепта, в верхней нише, можно увидеть четыре фрески XV века, повествующие о чуде, совершенном святым Иаковом (в соответствии с популярнейшей средневековой книгой «Золотая легенда»). Два паломника, направлявшихся в Сантьяго-де-Компостелу, попали в беду: один из них был обвинен в воровстве хозяином постоялого двора. Пилигрим был приговорен к смерти и повешен, однако воскрес благодаря чудесному вмешательству святого Иакова (источник фото: commons.wikimedia.org). Более подробное описание этой легенды можно прочитать тут.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Фреска написана яркими красками, с преобладанием красных и светло-коричневых оттенков. В нижней части северного рукава находится фреска с изображением Распятия. Еще одну фреску на аналогичный сюжет можно увидеть в южном рукаве трансепта (источник фото: commons.wikimedia.org).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

3.6 Алтарная часть

Просторный и великолепно оформленный хор (алтарная часть) церкви имеет в плане прямоугольную форму и немного превосходит по ширине центральный неф (см. план церкви). Хор находится на возвышении (на высоте 12 ступеней от главного нефа; внизу находится крипта) и состоит из трех продолговатых ячеек-травей. Эта часть храма перекрыта простыми крестовыми сводами, а стены сплошь прорезаны высокими витражными окнами, среди которых сохранилось немало ценных витражей эпохи пламенеющей готики (в основном первая половина XV века). Источник фото: commons.wikimedia.org.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Своды алтарной части опираются на пучки колонн с капителями, украшенными растительными орнаментами. Между капителями и пятами свода помещены изящные неоготические балдахины, под которыми находятся скульптуры страсбургского мастера Эжена Дока (Eugène Dock) (1827-1890), изображающие св. Николая, св. Агнессу, св. Петра, св. Павла, св. Екатерину и св. Георгия. По обеим сторонам от алтаря можно также увидеть деревянные резные сидения из дуба (ок. 1500 года, по восемь с каждой стороны), украшенные мастерски выполненными забавными головками людей и фантастических монстров. Неоготический декор скамей был добавлен в ходе реставрации 1862 года (источник фото: [41]).

Готическая церковь Св. Георгия, скамьи хора, Селеста, Эльзас, Франция

Рядом за решеткой хранятся три скульптуры Отцов Церкви, снятые для лучшей сохранности с церковной кафедры, а также Пьета и барочная мадонна, уцелевшая от барочного алтаря романской церкви Св. Фе. В нишах внизу лестницы находятся позолоченные статуи святых Петра и Павла (XVIII век), некогда украшавшие алтари, посвященные этим святым (источник фото: [25]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

От прежней алтарной части (ок. 1230), разрушенной в конце XIV века с целью строительства нового, более просторного и светлого хора, сохранилась лишь узкая травея, разделяющая хор от нефа. На одной оси с ней, по бокам от основной алтарной части, находятся две миниатюрных готических капеллы, располагающиеся в полигональных апсидиолах, оставшихся от прежнего хора. Обе капеллы оформлены в стиле, характерном для церквей Бургундии и Шампани. Они сплошь расписаны узорами с позолотой и украшены витражами и скульптурами. Эти очаровательные капеллы состоят из двух ярусов: нижней части, прорезанной полукруглыми слепыми арками, и небольшой галереи, которая в XV веке была дополнена балконом в стиле пламенеющей готики.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Левая капелла носит название «Обучение Девы Марии», правая — капелла Святого Сердца. В первой находится деревянная скульптурная группа, изображающая святую Анну, воспитывающую Деву Марию. Обе скульптуры были созданы в 1829-1833 гг. супругой скульптора Игнатия Зихлера (Ignace Sichler) — Катрин Валластр (Anne Catherine Vallastre Sichler).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В капелле справа от алтаря (см. предыдущее фото) можно увидеть вырезанную из дерева полихромную и позолоченную фигуру Богоматери с пылающим сердцем (вторая половина XIX века, неизвестный мастер). Витражи обеих готических капелл XV века были отреставрированы в 1973 году мастером Эрнестом Верле (Ernest Werlé de Haguenau).

3.7 Витражи алтарной части: средневековые и современные

Как уже было сказано, самым ценным достоянием церкви являются витражи хора, занимающие площадь свыше 200 кв.м, то есть практически всю поверхность алтарной части, благодаря чему она буквально купается в волшебном красочном свете. В 1430-1460 гг. в храме развернулась активная деятельность по обустройству внутреннего убранства, направленная в первую очередь на оформление обширных оконных проемов алтарной части прекрасными витражами (источник фото: [25]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Сюжеты для этих витражей были выбраны Иоанном Вестхусом (Jean de Westhus), который был кюре церкви Св. Георгия и крупным гуманистом XV века. Во время осады 1632 года витражи были повреждены; в 1863 году их перенесли в трансепт, а затем, в 1939-1966 гг., они хранились в замках Отфор (Hautefort) и Верхний Кёнигсбург (Haut-Kœnigsbourg), после чего были переданы на реставрацию в парижскую мастерскую Макса Энграна (Max Ingrand) (1908-1969). Макс Энгран — известный французский художник по стеклу, работавший также в Страсбургском соборе (он автор большого витража в апсиде), в парижской церкви Св. Петра на Монмартре, в Руанском соборе и многих других храмах, причем не только во Франции. В 1966-1968 гг. Макс Энгран сгруппировал сохранившиеся средневековые фрагменты, составив из них три витражных окна.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Из 288 витражных панно оригинальными являются лишь 55. Остальные витражи — современные, работы Макса Энграна. Всего в алтарной части церкви насчитывается семь больших витражных окон (справа налево): витраж св. Одилии (современный), витраж св. Екатерины (25 панно XV века), витраж св. Георгия (современный), центральный витраж Богоматери (современный), витраж св. Михаила (современный), витраж св. Елены и Константина (14 панно XV века) и витраж св. Агнессы (16 панно XV века) (источник фото ниже: commons.wikimedia.org). См. также схему расположения витражей.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Витражи церкви Св. Георгия можно «читать», как своеобразный средневековый комикс. Каждый витраж рассказывает историю о том или ином святом или святой. Посетители церкви могут зайти за алтарь и полюбоваться этими витражами поближе. Витражи впечатляют своими яркими красками: насыщенным синим, ослепительным алым и другими цветами, каждый из которых выбран не случайно, а несет определенное символическое значение, хотя и не всегда однозначное (так, например, белый символизирует непорочность, вечность, смерть; синий — мудрость, преданность, божественность; а красный — силу, страсть, любовь, мужество, гнев, насилие, кровь, жар, пламя) (источник фото: [36]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Разработка эскизов для старинных витражей церкви Св. Георгия в Селесте приписывается средневековому художнику Гансу Тиффенталю (Hans Tieffental von Schlettstadt). Возможно также, что над эскизами работали художник Конрад Виц (ум. 1445) и знаменитый мастер-витражист Петер Хеммель из Андлау (Peter Hemmel von Andlau) (ум. 1506). Витраж святой Агнессы приписывается мастеру из Фрайбурга (Freiburg im Breisgau), который ок. 1480 года работал вместе с Петером Хеммелем и прославился витражами для Фрайбургского мюнстера.

Что касается Ганса Тиффенталя, то он родился близ местечка Тифенталь (в Германии) около 1385 года и умер в 1450 году. Известно, что он работал в Дижоне, а, кроме того, многие черты его творчества обнаруживают сходство с иллюстрациями из Великолепного часослова герцога Беррийского (ум. 1416). Большинство работ Тиффенталя, к сожалению, утрачено (например, росписи в часовне Zum Elenden Kreuz в Базеле и в комтурстве ордена Св. Иоанна в Селесте, а также цикл «Танцы смерти», выполненный для храма Temple Neuf в Страсбурге и уничтоженный во время бомбардировки 1870 года). Сохранилось семь приписываемых этому мастеру витражей в готической коллегиальной церкви эльзасского города Танн (Thann) и несколько религиозных картин, в том числе нежная «Мадонна на земляничной грядке» (Madonna in den Erdbeeren) в Художественном музее швейцарского Золотурна (Kunstmuseum Solothurn) (часто приписывается так называемому Верхнерейнскому мастеру).

Схема расположения витражей алтарной части церкви Св. Георгия в Селесте:

Готическая церковь Св. Георгия, схема витражей, Селеста, Эльзас, Франция

Рассмотрим все витражи алтарной части последовательно, двигаясь по часовой стрелке.

Витраж св. Одилии

Крайний витраж слева (с северной стороны алтаря) посвящен жизни и смерти святой Одилии (Одили) (Sainte Odile), покровительницы Эльзаса. Это современный витраж работы Макса Энграна. Первые две сцены изображают рождение и детство святой Одили (ок.662-ок.720) (источник фото: [36]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Легенда рассказывает о том, что ее отец, эльзасский граф Адальрик, хотел мальчика, и Одиль не была желанным ребёнком, тем более что родилась слепой и считалась позором семьи. Отец даже хотел умертвить дочь, но мать поручила ее кормилице, которая и воспитывала маленькую Одиль вдали от посторонних глаз в течение первых 12 лет жизни, после чего девочка была отправлена в монастырь Бом-ле-Дам.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Следующие фрагменты витража повествуют о том, как росла Одиль после поступления в монастырь. Здесь она была крещена, и крещение чудесным образом исцелило ее от слепоты. В тот момент, когда священный елей коснулся глаз девушки, она прозрела. С тех пор ее и стали называть Одиль, что переводится как «дочь света» (этой святой и сегодня молятся, чтобы она уберегла или помогла излечиться от болезней глаз). Вскоре она примирилась с отцом, который подарил дочери свой замок Хоэнбург, превращенный ею в монашескую обитель (ныне это знаменитый эльзасский монастырь на горе Сент-Одиль, Mont Sainte-Odile, к югу от Страсбурга). Некоторые сцены витража описывают благотворительную деятельность святой Одили, ее помощь бедным и больным. Например, мы видим, как святая подносит хлеб и кувшин с водой нищему, а также как она сама просит милостыню.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Завершается рассказ о святой Одили сценой ее смерти.

Витраж св. Екатерины

Следующий витраж с северной стороны посвящен святой Екатерине Александрийской и был создан ок. 1430 года. Согласно легенде, святая Екатерина (287-305 гг. н.э.) была дочерью языческого короля египетской Александрии, богатейшего города Римской империи, соперничавшего по своей роскоши и славе с самим Римом. Сама девушка была христианкой, и притом великолепной образованной и начитанной (не случайно в католической традиции эта великомученица считается покровительницей учащихся). Святая Екатерина не побоялась прийти в храм к императору Максимину, призвав его отказаться от жертвоприношений языческим богам (источник фото: commons.wikimedia.org).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

«Читается» этот витраж сверху вниз и слева направо. Первая сцена (1) показывает нам императора Максимина, который приказывает своим подданным принести жертвоприношения языческим идолам. Далее (2) мы видим 28-летнюю Екатерину (в драгоценном облачении бордового цвета), которая противится императорскому приказу.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Она пытается убедить монарха в правильности христианской доктрины (3). Император приглашает полсотни лучших александрийских философов для спора с образованной девушкой, однако ее мудрость одерживает верх в этом диспуте, и философы принимают христианство (4) (источник фото: [21]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Тогда император приказывает предать философов огню (5). Он пытается подкупить Екатерину (6). Разгневанный ее отказом, правитель приказывает сорвать с нее одежды и бить воловьими жилами (7), а затем заточить в темницу. В темнице Екатерину навещает сочувствующая ей императрица и военачальник Порфирий (8) (на этом витраже саму Екатерину не видно, так как она заточена в темнице).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

В заточении Екатерине является Христос и приносит ей пищу (9). После этого супруга императора и Порфирий обращаются в христианскую веру (10). Разозленный Максимин угрожает Екатерине страшной смертью (11).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Ее пугают мучительной казнью на колёсах с железными остриями, однако эти чудовищные орудия чудесным образом разлетаются на обломки благодаря вмешательству небесных сил (12). Императрица обличает своего супруга и называет себя христианкой (13).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Максимин в бешенстве, он приказывает пытать императрицу, отрезав ей груди (14). После этого ее казнят отрубанием головы (15). Следующая сцена изображает Порфирия, который хоронит свою госпожу по христианскому обычаю (16) (источник фото: [37]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Затем Порфирия, в свою очередь, лишают головы враждебные ему царедворцы (17). Император Максимин вновь призывает к себе Екатерину и предлагает ей выйти за него замуж, если она принесет жертву языческим богам (18). После ее очередного отказа Максимин приказывает казнить святую через отсечение головы (19). Ангелы подхватывают и уносят ее тело на гору Синай — туда, где сегодня находится монастырь Святой Екатерины (20) (источник фото: [37]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Любопытная деталь: на многих сценах витража можно заметить карлика, который указывает пальцем на св. Екатерину. Этот карлик символизирует человеческую злобу.

Витраж св. Георгия

Напомним, что церковь, о которой идет речь, названа в честь св. Георгия (хотя до 1500 года называлась церковью Богоматери), поэтому неудивительно, что здесь можно найти несколько предметов убранства, посвященных этому святому, в том числе скульптуры и большой витраж, который повествует о житии святого Георгия (источник фото [36]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Святой Георгий (ум. 303) был военачальником и служил при императоре Диоклетиане, поэтому на большинстве сцен художник изображает его в военных доспехах. Представленный витражными картинами рассказ начинается с того, как в городе Силена в Ливии появляется змей, нападавший на людей. Приходит время, и царь вынужден отдать чудовищу свою дочь. Царевна, идущая на растерзание к змею, встречает святого Георгия, и он обещает спасти ее.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Святой Георгий устремляется на змея и поражает его копьем. В следующей сцене он уже добивает чудище. После этого он обращает в христианство царя этой земли.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Затем показано, как святой снимает доспехи и облачается в христианские одежды. Когда начинаются гонения на христиан, он отказывается поклоняться языческим богам. После этого его берут под стражу и начинают пытать. В темнице святому Георгию является Христос, обещавший великомученику Рай.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Далее начинается изображение разнообразных мучений, которому подвергался святой Георгий: сначала его заставляют выпить приготовленное волхвом ядовитое снадобье, а затем бросают в котёл с расплавленным свинцом (источник фото [25]).

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

Затем следует сцена, в которой святой Георгий сокрушает идолов в языческом храме. Последнее панно витража содержит сцену мученической смерти — усекновения главы — святого Георгия.

Готическая церковь Св. Георгия, витраж, Селеста, Эльзас, Франция

В левом верхнем углу этой сцены можно заметить осеняющую святого руку Господа.

Витраж Девы Марии

Центральный витраж алтарной части посвящен жизни Девы Марии и был создан Максом Энграном в 1966 году. Порядок «чтения» этого витража не совсем обычен (см. схему).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Перечислим все сцены этого цикла в указанном порядке: (1) Благовещение; (2) Рождество Христово; (3) Брак в Кане Галилейской; (4) Распятие Христа; (5) Снятие с креста; (6) Сошествие Святого Духа; (7) Успение Богородицы; (8) Коронование Богородицы.

Витраж архангела Михаила

Следующий витраж, также современный, посвящен архангелу Михаилу — вождю воинства Господня, в связи с чем его часто изображают в облике рыцаря, со щитом и мечом (источник фото: [30]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Перечислим основные сцены этого витражного полотна (слева направо и сверху вниз): архангел Михаил побивает сатану (1); вокрешает тело Моисея, на которое упорно претендовал сатана (2); встречает души праведников, чтобы отвести их в Рай (3); разделяет воды моря (4); несет штандарт святого воинства (5); побивает антихриста (6).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В последних двух сценах архангел Михаил воскрешает мертвых на Страшном суде (7) и держит орудия Страстей (8) (источник фото: [25]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Витраж св. Елены и Константина

Этот средневековый витраж поражает яркостью красок и обилием деталей. «Читается» он снизу вверх и слева направо (см. схему) и посвящен истории св. Елены и ее сына, римского императора Константина, который правил в 306-337 гг. Приняв христианство, Константин подарил Латеранский дворец в Риме церкви, и на его месте была построена знаменитая Латеранская базилика. Однако данный витраж повествует о более ранних событиях, предшествовавших принятию христианства Константином (источники фото: [36] и [22]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Представлены следующие сюжеты: папа Сильвестр I, страдающий от гонений на христиан, находит убежище среди других верующих на горе Соракт (1); император Константин с ужасом узнаёт, что заболел проказой (2); волхвы из его окружения предлагают Константину лечиться купанием в крови невинных младенцев (3); но Константин отвергает этот зверский «метод лечения» (4) (источник фото: [22]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Во сне императору являются святые Пётр и Павел, которые советуют ему вернуть в Рим папу Сильвестра (5); Константин решает отправить посланника к Сильвестру, скрывающемуся на горе Соракт (6) (источник фото: [22]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Сильвестр встречается с императором и показывает ему икону — двустворчатый складень (7); Константин узнаёт на иконе апостолов Петра и Павла, посетивших его во сне (8); император решает перейти в христианскую веру (9); обряд крещения исцеляет его от проказы (10); Константин публично исповедуется (11); он делает первый удар киркой, начиная строительство новой церкви (12); появляется мать Константина, Елена (13); начинается диспут с иудейскими книжниками, которые призывают Сильвестра воскресить убитого ими быка (14); Сильвестр совершает чудо с быком, ко всеобщему удивлению воскрешая животное, произнеся всего одно слово (15); после этого Елена обращается в христианство (16); она отправляется в Иерусалим на поиски Истинного Креста (17); она обретает Истинный Крест (18).

Витраж св. Агнессы

Последний витраж с южной стороны (крайний справа) рассказывает о жизни и деяниях христианской мученицы святой Агнессы Римской (ок.291-304), которая происходила из знатной семьи. «Читать» этот витраж следует сверху вниз и слева направо (см. схему). Обратите внимание, что во всех сценах святую сопровождает ее иконографический символ — белый агнец (аллюзия на её имя, которое происходит от названия этого животного). Кроме того, можно заметить, что не все витражи выполнены в едином стиле: это объясняется тем, что некоторые панно (семь из пятнадцати главных сцен и некоторые панно с архитектурными деталями) являются оригинальными средневековыми (третья четверть XV века), остальные же были восстановлены в 1968 году Максом Энграном (источник фото: commons.wikimedia.org).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Это великолепное витражное окно содержит изображения следующих сцен: 13-летняя Агнесса возвращается из школы, и ей встречается воспылавший к ней страстью сын римского префекта, однако девушка отвергает его сватовство (1); поскольку его ухаживания оказались напрасными, юноша прибегает к другому средству: предлагает Агнессе золото, но вновь получает отказ (2); отвергнутый ухажер заболевает (3).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

После этого отец юноши, римский префект, встает на защиту сына и требует разбирательства (4); выясняется, что Агнесса христианка, и, поскольку она отказывается принести жертву языческим богам, префект велит сорвать с нее одежды и отвести в публичный дом; в этот момент у святой чудесным образом отрастают волосы, и ими закрывается (5); в заточении к Агнессе является ангел, который приносит ей белое покрывало, чтобы она могла прикрыть им свою наготу (6); юные посетители дома терпимости не осмеливаются прикоснуться к Агнессе: при виде девушки все плотские желания у них чудесным образом исчезают, и они со стыдом покидают публичный дом (7); незадачливого жениха, который, выздоровев, также решил посетить Агнессу в публичном доме, сокрушает демон, и сын префекта умирает (8).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Префект, обезумев от горя, взывает к святой, моля ее о чуде (9); вняв просьбам безутешного отца, Агнесса воскрешает юношу (10); теперь сын префекта становится апостолом христианской веры (11) (источник фото: [21]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Суд приговаривает Агнессу к сожжению на костре, как колдунью (12) (источник фото: [37]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Дальнейшие сцены витража скрыты за сакристией, построенной в 1768 году, так что увидеть их нельзя, но мы всё-таки перечислим их для полноты картины; костёр чудесным образом не разгорается, и святая остается жива (13); тогда один из солдат убивает ее ударом меча (14); близкие Агнессы совершают обряд погребения (15).

3.8 Средневековые витражи нартекса

В нартексе можно увидеть расположенное в южной части западного трансепта красивое готическое окно-розу XIV века (ок. 1330 г.), состоящее из небольшого центрального медальона и десяти лепестков, которые, по некоторым сведениям, символизируют десять вольных эльзасских городов, входивших в состав Декаполиса. По другой, более распространенной (и более обоснованной), версии, лепестки розетки символизируют десять заповедей: не случайно каждый из «лепестков» завершается круглым медальоном с витражной сценой, посвященной определенной заповеди. На самих «лепестках» десятикратно изображен Бог-Законодатель с лентой-бандеролью, на которой по-латыни начертан текст соответствующей заповеди.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Во внешнем круге розетки изображено десять ангелов, также с лентами-бандеролями, слова которых в совокупности образуют следующие две фразы: Ecce video coelos apertos et Jesum stantem a dexteris Dei Patris – Ecce impleta omnia quae dicta sunt de virgine Maria. Amen («И увидел я раскрытые небеса и Иисуса, восседающего одесную Бога Отца — И исполнилось всё, что было предсказано о Деве Марии. Аминь»). Если вторая фраза, очевидно, относится к сцене Благовещения, которая изображена чуть ниже, то первая, принадлежащая мученику св. Стефану, должна была напоминать прихожанам о том, что храм является земным прообразом Неба (источник фото: [40]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Данный витраж был преподнесен храму в дар рыцарем Эшери и его супругой и отличается великолепной цветовой гаммой. По обеим сторонам розетки, в двух криволинейных треугольных витражах изображена сцена Благовещения: слева — архангел Гавриил с лентой-бандеролью, на которой написаны слова Ave Maria gratia plena («Радуйся, Мария, благодати полная»), а справа — фигура Девы Марии с вазой стилизованных белых лилий; ниже изображены семейные гербы донаторов семейства Ботцхайм-Эшери (Botzheim-Eschery). Эту розетку сравнивают с готической розеткой Страсбургского собора.

Четыре больших окна с западной стороны нартекса (по обеим сторонам органной трибуны), помимо современных черно-белых витражей (в технике гризайль), с 1896 года содержат двенадцать отреставрированных фрагментов ценных витражей XIII-XV веков (источник фото: [37]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Особый интерес представляют четыре очаровательных музицирующих ангела (конец XV– начало XVI века), играющих на органе, скрипке, лютне и арфе. Также стоит обратить внимание на витражи XIII века с изображениями четырех евангелистов с головами соответствующих животных (источник фото: [21]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Кроме того, еще два фрагмента XIII века изображают сцены Благовещения и Представления Младенца Иисуса в храме, поражающие естественностью поз и изысканностью красок (источник фото: [37]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Первоначально оба этих витражных панно находились в апсидиолах по бокам от алтаря.

3.9 Другие витражи

Нефигуративные витражи южного и северного рукава трансепта созданы неоднократно упоминавшимся выше французским художником по стеклу Максом Энграном (Max Ingrand) (1908-1969) (источник фото: [36]).

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

Витражи нартекса — работа мастера из эльзасского города Хагенау, Эрнеста Верле (Ernest Werlé) (1975). Одиннадцать витражных окон боковых нефов, разрушенных во время Второй мировой войны, в 1986 году были заменены новыми витражами работы парижского мастера Франсуа Шапюи (François Chapuis) (1928-2002), а также Сержа Циолковского (Serge Ziolkowski) и Робера Демуа (Robert Demois) — мастеров из эльзасского местечка Бур-Брюш.

Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, ФранцияГотическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

(источник фото: [41])

4. Практическая информация для туристов о посещении церкви

Церковь открыта для бесплатного посещения туристами: с 1 апреля по 31 октября — с 8:00 до 19:00; с 1 ноября по 31 марта — с 8:00 по 18:00. Адрес церкви Св. Георгия в Селесте: Rue de l'Église, 7, Sélestat (см. местоположение церкви на плане Селесты).
Готическая церковь Св. Георгия, Селеста, Эльзас, Франция

В декабре в церкви Св. Георгия проходит традиционная выставка, посвященная истории рождественской ёлки (источник фото выше: [27]).

Данная традиция связана с тем, что в XVI веке именно в городе Селеста, который тогда еще не принадлежал Франции и назывался Шлеттштадтом, появился обычай накануне Рождества украшать ёлки (подробнее о зарождении и развитии этого обычая можно прочитать в заметке «История рождественской  ёлки с XVI века до наших дней»).

♦♦♦♦♦♦♦

Другие материалы из нашего отчета о поездке в Селесту:

- Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки

- Гуляем самостоятельно: прогулка по улицам и храмам сказочной Селесты

- Романская церковь Св. Фе в Селесте

- Гуманистическая библиотека Селесты

♦♦♦♦♦♦♦

Другие церкви и соборы Эльзаса:

- Кафедральный собор Страсбурга

- Витражи Страсбургского собора

- Церковь Старого Петра (Église Saint-Pierre-le-Vieux) в Страсбурге

- Церковь Молодого Петра (Église Saint-Pierre-le-Jeune) в Страсбурге

- Собор (коллегиальная церковь) Св. Мартина в Кольмаре

- Романская церковь Св. Фе (Сент-Фуа) в Селесте

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Селесты, Эльзас, Франция (это подробный план центра города, с названиями улиц и указанием основных достопримечательностей). Чтобы загрузить план Селесты, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Пешеходная зона Селесты обозначена на карте зелёным цветом. Розовыми стрелками обозначен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Селесты. Основные достопримечательности Селесты (церкви, исторические здания, памятники) обозначены розовыми кружками с цифрами.

План города Селеста, Эльзас, Франция

Предлагаем вашему вниманию также еще один туристический план города Селеста. Это карта центральной части города, на которой обозначены названия основных улиц и местоположение свыше тридцати туристических объектов. Также на этой карте указано направление в сторону железнодорожного вокзала, расположенного примерно в 700 метрах от Старого города.

План города Селеста, Эльзас, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Путеводитель по Селесте: готическая церковь Св. Георгия

2. Церковь Св. Георгия в Селесте, статья в Википедии

3. Энциклопедия готического искусства Эльзаса: церковь Св. Георгия в Селесте

4. Информация о церкви Св. Георгия на сайте Офиса туристической информации Селесты

5. Информация о церкви Св. Георгия на сайте туристической информации по Эльзасу

6. Дидактические материалы по историческим достопримечательностям города Селеста

7. Селеста: важнейшие достопримечательности столицы Центрального Эльзаса

8. Описание нефа церкви Св. Георгия на сайте об архитектурных памятниках французских городов

9. Путешествия по Эльзасу: прогулка по Селесте, церкви Селесты

10. Церковная брошюра-путеводитель "Petit guide du visiteur de l'église gothique Saint-Georges de Sélestat" (можно купить в церкви)

11. Главный орган церкви Св. Георгия в Селесте

12. Доклады заседаний археологического конгресса Франции. Séances générales de la Société pour la conservation des monuments historiques de la France, 1834-45; Séances générales, 1846-1904 (стр. 471-481).

13. Исторические памятники и здания, находящиеся под охраной государства, в Селесте

14. Церковь Св. Георгия в Селесте, архитектура, органы и витражи

15. Описание церкви Св. Георгия в Селесте на сайте «Святые места»

16. Подробное описание архитектуры и колоколов церкви Св. Георгия в Селесте

17. Культурное наследие Селесты

18. Церковь Св. Георгия в Селесте, описание на сайте о памятниках архитектуры Франции

19. Прогулки по городам Эльзаса: город Селеста и его достопримечательности

20. Путеводитель по церкви Св. Георгия в Селесте

21. Архив фотографий средневековых витражей

22. Церковь Св. Георгия в Селесте, фотогалерея на сайте Structurae

23. В сердце Эльзаса: Селеста

24. Церковь Св. Георгия в Селесте: фотогалерея в Википедии

25. Эльзас и Лотарингия: фотографии церкви Св. Георгия в эльзасском городе Селеста

26. Семь веков витражей в церкви Св. Георгия в Селесте

27. Рождественская выставка в церкви Св. Георгия в Селесте

28. Церковь Св. Георгия в Селесте, гравюра середины XIX века

30. Фотографии церкви Св. Георгия и других достопримечательностей Селесты

31. Церковь Св. Георгия в Селесте: история и наиболее интересные предметы интерьера

32. Фрагменты убранства церкви Св. Георгия в коллекции гуманистической библиотеки Селесты

33. Фотогалерея музея в гуманистической библиотеке Селесты

34. Церковь Св. Георгия в Селесте: фотографии путешественников

35. Исторические часы церкви Св. Георгия в Селесте

36. Фотографии витражей церкви Св. Георгия в Селесте

37. Фотогалерея старинных витражей церкви Св. Георгия в Селесте

38. Селеста: старинные иллюстрации

39. Панорамные виды Селесты с воздуха

40. Окно-роза в южной части западного трансепта церкви Св. Георгия в Селесте

41. Отзывы о поездке в Селесты: церковь Св. Георгия

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)