Исторические достопримечательности Страсбурга, часть IV. Страсбургский кафедральный собор

Страсбургский собор Нотр-Дам (Собор Страсбургской Богоматери, кафедральный собор Страсбурга) (Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg) — один из крупнейших готических соборов в истории европейской архитектуры. С 1647 по 1874 год Страсбургский собор был самым высоким зданием в мире (потом его обогнала церковь Св. Николая в Гамбурге, а также соборы в Ульме и Кёльне). Высота башни собора со шпилем составляет 142 м (на сегодняшний день это самый высокий собор Франции после 151-метрового Руанского). Масштабы собора изумляют, но не подавляют из-за готической легкости конструкции и тысяч скульптур на фасаде. Собор как будто взлетает. Неслучайно храм называют парящим розовым ангелом. Снаружи здание кажется отделанным кружевом, сплетенным из красновато-коричневого песчаника.

Кафедральный собор в Страсбурге

1. История строительства Страсбургского собора

1.1 История Страсбургского собора до XV века

На месте, где сегодня находится собор, уже в древности, во времена римского владычества, возводились культовые сооружения. Первый христианский храм здесь был построен в конце VII века страсбургским епископом св. Арбогастом (saint Arbogast). В VIII веке, при Карле Великом, его заменило более внушительное сооружение (покровитель этой церкви епископ Страсбургский Ремигий (765–783) в своем завещании 778 года даже выразил желание быть погребенным в крипте этого строящегося храма). Именном в этом богато украшенном здании были, как считается, произнесены знаменитые Страсбурские клятвы (договор от 14 февраля 842 года, который является древнейшим памятником старофранцузского языка). Этот собор неоднократно страдал от пожаров: в 873-м, 1002-м и 1007-м годах.

В 1015 году страсбургский епископ Вернер (Вецелин) из рода Габсбургов (Werner von Habsburg) (1001-1028) и император Священной Римской империи Генрих II Святой вместе закладывают первый камень в строительство нового собора на руинах каролингской постройки. Однако собор, строившийся в 1015-1028 гг. в оттоновском стиле (период правления династии Оттонов охватывает X – первую половину XI в.), был уничтожен во время пожара в 1176 году (в то время использовались несущие конструкции из дерева). Вид собора в оттоновскую эпоху, реконструкция (источник: [8]):

Кафедральный собор Страсбурга в XI веке

Нынешнее здание Страсбургского собора строилось в период 1176-1439 гг. После несчастья, постигшего базилику епископа Вернера, новый епископ Страсбурга Генрих I фон Газенбург (Heinrich I von Hasenburg) (1181-1190) решил построить на этом месте новый собор, который, согласно его замыслу, должен был превзойти базельский мюнстер. Строительство велось на фундаменте прежнего храма, заложенного епископом Вернером. Первой возникла восточная сторона собора, в частности хор и крипта. Если от первого христианского храма VII века до нашего времени не дошло совсем ничего, то от собора, строившегося при епископе Вернере, нам досталась крипта и трансепт. Западная часть крипты, капеллы Св. Андрея и Св. Иоанна, хор и купол, а также рукава трансепта (поперечного нефа) относятся к романскому и переходному (от романского к готическому) периоду (1176-1245). Если три первых столба трансепта относятся еще к романскому стилю, то четвертый (Столб Ангелов) уже демонстрирует готические формы.

Страсбургский собор, романская крипта (источник: [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, крипта

В начале 20-х годов XIII века в Страсбург пригласили скульпторов из Шартра, которые были носителями совершенно нового, готического, стиля. Так что собор, как, собственно, и весь Эльзас, стал сплавом немецкого и французского стилей. Это проявилось, в частности, в том, что в витражах использовались как красный и синий (типично французские), так и зелёный (характерный для немецких соборов) цвета.

Сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле началось строительство нового готического центрального нефа. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. От старого романского нефа на тот момент остался только фундамент. Центральный неф, строившийся в эва этапа (1235-1245 и 1253–1275 гг.), представляет собой чистый образец французской готики. Стилистически переход между различными частями собора был оформлен довольно тонко. Неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в XI веке. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие (место пересечения главного нефа и трансепта), превысить размеры которого было невозможно. В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе — 30 м, а в Страсбурге — 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе — 38 м, а в Страсбурге — 32 м. Однако при этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку. Причем он не просто заимствовал формы французской готики, но и развивал их.

Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 году. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (работами стал руководить магистрат). В хрониках того времени строящийся собор воспевался как примета наступающего золотого века.

Оригинальный план фасада, разработанный Эрвином фон Штейнбахом (Эрвином из Штейнбаха) (Erwin von Steinbach) (так называемый «План B», Projet B), предполагал два яруса (второй — с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни. Искусствоведы признают этот проект как весьма неординарный, отдельно стоящий и очень талантливый. По мере того как строительство продвигалось вперед, Эрвин вносил коррективы и добавлял новые детали, разработав сначала План C, а затем и План D. Однако в 1298 году, из-за пожара, работы были приостановлены и продолжены только в 1318 году, уже после смерти мастера Эрвина. К этому моменту второй ярус был уже частично завершен. До 1339 году работами руководил сын мастера Эрвина Иоганн. Затем строительство продолжил мастер Герлах (Gerlach). В 1355-1365 гг. он возводит третий ярус.

Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 году из-за подземных толчков очень сильно пострадал Базель), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 года, — все эти факторы привели к отказу от строительства шпилей. Разрабатывается новый проект, который предусматривает создание галереи апостолов над центральной розеткой и башни-беффруа со стрельчатым навершием. В 1365 году обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом Нотр-Дам-де-Пари. Но затем пространство между башнями было заполнено центральной башней-беффруа, после чего на северной башне была возведена колокольня (34м+66м=100м), а на колокольне — шпиль (42м+34м+66м=142м).

На следующем рисунке поэтапно показано изменение архитектурного облика собора по мере его строительства (по [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, этапы строительства

Вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада Эрвин из Штейнбаха (Erwin von Steinbach), впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году, до сих пор остается спорным. Однако всеми признано, что фасад этот, кто бы ни был его автором, — работа очень талантливого мастера, причем в высшей степени оригинальная. Фасад Страсбургского собора производится настолько потрясающее впечатление, что с первого взгляда может показаться символом истинного средоточия всего христианского мира.

Кафедральный собор Страсбурга, главный фасад

В 1371 году руководство работами берет на себя преемник Герлаха мастер Конрад (Conrad), который и создает галерею апостолов над центральным окном-розой. После смерти мастера Конрада строительством руководит Михаэль из Фрайбурга (Мишель де Фрейбург) (Michael von Freiburg) (1383-1388). Он и возводит центральную башню-беффруа — среднюю часть, заполнившую пустое пространство между двумя боковыми башнями. После него работу заканчивал Клаус фон Лор (Claus von Lohre) (1388-1399). Однако полученный фасад не удовлетворил членов магистрата, и в 1399 году они обратились к Ульриху фон Энзингену (Ulrich von Ensingen) (1399-1419), который начинает возводить шпиль. После смерти мастера Ульриха работы по возведению шпиля закончил Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz). Подробнее описание башни и истории ее строительства см. ниже, в разделе «Башня со шпилем». Этапы возведения башни собора в Страсбурге наглядно видны на следующей схеме (источник: [15]):

Кафедральный собор Страсбурга, этапы строительства

Вид Страсбургского собора в XV веке, гравюра Микаэля Вольгемута (Wohlgemuth) в Нюрнбергской хронике (Liber Chronicarum) Гартмана Шеделя, напечатанной в 1493 году; вероятно, наиболее древнее из всех известных изображений собора (источник: [1]):

Кафедральный собор Страсбурга в XV веке

1.2 История Страсбургского собора в Новое время

В 1518 году в Страсбург приходит Реформация. Лютеранство быстро распространяется в регионе благодаря изобретению книгопечатания Иоганном Гутенбергом и активному развитию издательского дела. В 1524 году город окончательно принимает новое учение и церкви переходят в руки протестантов (кафедральный собор Страсбурга становится протестантским в 1529 году). Однако в 1549 году распоряжением Карла V в Страсбургском соборе было восстановлено католическое богослужение сроком примерно на десять лет, до 1561 года. Затем собор снова стал протестантским. А в 1681 году Страсбург отходит к Франции и кафедральный собор, а заодно и еще сорок церквей, возвращаются католикам. В течение бурного периода Реформации и религиозных войн собор лишился своего обычного мецената (католической церкви), что привело к обеднению его убранства.

Во время Революции собор понес новые потери. Пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 году революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер (Sultzer), нашел увёртку: он убедил революционеров в том, что столь заметная вершина, как шпиль Страсбургского собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано. Шпиль был спасен.

В 1870 году, во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль собора. В 1944 году, во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф. Но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить.

План собора Нотр-Дам в Страсбурге, на котором обозначены все основные элементы строения готического собора (нартекс, центральные и боковые нефы, средокрестие, трансепт, а также порталы фасадов) (по [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, план

На следующем рисунке показана хронология этапов строительства, которые отмечены на плане собора различными цветами (также по [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, этапы строительства

 

2 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Башни

2.1 Башня со шпилем: навеки одна

Из всех элементов наружного убранства храма особенно выделяется башня со шпилем. Из двух задуманных башен возвести, как известно, удалось только первую. От закладки первого камня до момента, когда башня со шпилем ознаменовала собой окончание строительства, прошло более четырех веков: единственная (северная) башня собора относится к 1419–1439 гг.

Кафедральный собор Страсбурга, вид на башню со шпилем

Строительство фасада и башен (которых тогда планировалось построить две), как мы уже знаем, было начато Эрвином фон Штейнбахом (Erwin von Steinbach): легендарный мастер руководил работами с 1284 по 1318 год. Мастер Иоганн Герлах (Gerlach) (1341-1371 гг.) возвел башни до уровня платформы (смотровой площадки, 66 м). Михаэль фон Фрейбург (Michael von Freiburg) продолжил работу, и в 1380-х годах центральная башня-беффруа уже возвышалась над окном-розой. Мастер Ульрих фон Энзинген (Ulrich von Ensingen) (строивший также башню Ульмского собора) к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля. Затем, после смерти Энзингена, работы взял на себя Иоганн Хюльц (Johann(es) Hültz) (1419-1449), мастер из Кёльна. Он полностью пересмотрел проект и вместо постройки довольно простого шпиля, проектировавшегося Эрвином фон Штейнбахом, соорудил весьма сложную конструкцию, в которой каждая из восьми граней несет на себе по шесть маленьких винтовых лестниц, продолжаемых четырьмя другими лестницами и, наконец, венчаемых навершием с крестом. У основания шпиля находятся скульптуры медведя и быка, рассматривающих небо. Также здесь расположены статуи Богоматери и простого смертного, архитектора Ульриха фон Энзингена.

Именно Хюльтц увенчал постройку ажурным пирамидальным шпилем. Возведение шпиля, поднявшегося на 142 м, было завершено Хюльцем в 1439 году. Магистрат остался очень доволен работой Хюльца. Он увидел в гигантской башне не просто венчающую часть собора, но еще и символ могущества и величия Страсбурга. Отметим, что в 1261 году город Страсбург выступил против князя-епископа и, изгнав его, стал республикой, так что, начиная с этого времени, контроль за строительством собора взял на себя городской совет. Таким образом, в отличие от большинства других церковных башен и шпилей, которые обычно прославляют могущество местного духовенства, шпиль Страсбургского собора всегда являлся выражением мощи установившейся в городе республики.

Итак, северная башня была увенчана шпилем в 1439 году. Вторая башня так и не была построена (несмотря на обилие соответствующих проектов) — вероятнее всего, из-за отсутствия средств (хотя, помимо финансовой причины, иногда говорят о том, что к XV веку, когда началась уже эпоха Возрождения, готический стиль и, соответственно, высокие башни со шпилями, просто вышел из моды; кроме того, была и более прозаичная причина, связанная с зыбкостью почвы и риском наклона или даже обрушения всего сооружения в случае возведения второй башни; в 1530 году была предпринята попытка построить небольшую пробную башенку, но во время бури 1533 года она обвалилась, и эта неудача укрепила всех в мысли, что собор следует оставить без изменений). Старсбургский собор. Гравюра Исаака Брунна (Isaac Brunn), 1615 (источник: [8]):

Кафедральный собор Страсбурга в XVII веке

В хорошую погоду имеет смысл подняться на башню (сегодня смотровая площадка находится на высоте 66 метров, а до конца ХIХ века разрешалось подниматься на самый верх шпиля). Для этого вам понадобится преодолеть 328 ступеней, зато вы будете вознаграждены великолепным видом на достопримечательности и окрестности Страсбурга, Вогезы и Шварцвальд. На башню поднимались многие известные люди, в том числе Гёте (в свою бытность страсбургским студентом он регулярно поднимался сюда, чтобы преодолеть страх высоты) и Стендаль, а также знаменитые русские. Вот, например, какие воспоминания оставил на этот счет Кюхельбекер: «Страсбург лежит невысоко; но вкруг него весь небосклон обставлен горами: со стороны Германии Шварцвальд, со стороны Франции хребет Вогезский. Восхитительное зрелище представляют сии горы с высоты кафедрального собора Мюнстера: я видел их при солнце; далекие белые Вогезы сияли; темно-синий лесистый Шварцвальд чем ближе, тем более подходил к цвету лиловому, и наконец весь амфитеатр городов, сел и виноградников, покрывающих его, являлся моему взору подернут флером красноватого дыма» [см. Кюхельбекер В. К. Путешествия. Дневник. Статьи. Л., 1979. С. 36-37].

Кафедральный собор Страсбурга

Виктор Гюго так описал свои впечатления от посещения смотровой площадки: «Весь Страсбург расстилается под ногами, старый город с большими крышами, слуховыми окнами церквей и башен, чем-то напоминающий живописный город Фландрии».

2.2 Башня над средокрестием: недавнее добавление

Башня в неороманском стиле, возвышающаяся над пересечением центрального нефа и трансепта, была добавлена относительно недавно, в 1874 году. Вплоть до XVIII века здесь было навершие в готическом стиле, впоследствии разрушенное молнией. Разрушенную башенку заменили плоской крышей, на которой установили оптический телеграф. А в XIX веке французский архитектор Гюстав Клотц (Gustave Klotz) соорудил башню, которую мы видим сегодня.

Кафедральный собор Страсбурга, вид на башню средокрестия

Гюстав Клотц был главным архитектором всего департамента Нижний  Рейн. С 1837 по 1880 год он активно занимался строительной и реставрационной деятельностью в этом регионе. В частности, ему принадлежит план реставрации церкви Св. Георгия в Селесте.

На следующем рисунке представлены различные стадии строительства Страсбургского собора (схема на основе [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, этапы строительства

 

3 Наружное убранство Страсбургского собора: описание. Порталы.

3.1 Южный фасад Страсбургского собора. Его портал

Наряду с собором Бамберга, собор в Страсбурге был крупнейшим строительным проектом в области немецкого храмового зодчества XII-XIII веков. В начале 20-х годов XIII века сюда пригласили скульпторов из Шартра, чтобы украсить двухчастный портал южного трансепта статуями в самом современном стиле, так что этот портал собора (ок. 1225) является наиболее древним. Ниже представлена схема расположения скульптур на портале южного фасада Страсбургского собора (по [2]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада

Первоначальный вид этого богато орнаментированного портала известен лишь по гравюре, датируемой 1617 годом, поскольку во время Французской революции он был почти полностью разрушен. На левом тимпане сохранилась сцена «Успение Богоматери» (1220 год). На перемычке под ней некогда было изображено «Положение Богоматери во гроб», а на перемычке под правым тимпаном портала — «Вознесение» и «Вручение пояса Богоматери святому Фоме» (сегодняшние фигуры на перемычках — реконструкции XIX века). Правый тимпан до сих пор украшает «Коронование Богоматери». На откосах дверей некогда находились статуи 12 апостолов.

Тимпан со сценой «Коронование Богоматери»: левой рукой Иисус коронует свою мать, а она благословляет его правой рукой (источник: [3]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, «Коронование Богоматери»

Тимпан со сценой «Успение Богоматери» (по бокам тимпана изображены две склоненные фигуры апостолов, Иисус благословляет свою мать, в левой руке он держит маленькую фигурку, которая символизирует уходящую в вечность душу Богоматери) (источник: [3]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, «Успение Богоматери»

Южный (романский) портал кажется скромным по сравнению с готическими западными и северным. Однако именно его украшают произведения (ок. 1230 г.), которые искусствоведы по справедливости считают вершиной готической скульптуры, — статуи «Церковь» и «Синагога», обрамляющие портал, соответственно, слева и справа. Эти скульптурные изображения, оригиналы которых хранятся в страсбургском Музее Нотр-Дам, были заменены на фасаде собора копиями. Между входами портала помещена статуя царя Соломона (реконструкция XIX века) на троне судьи и над ним — поясная статуя Христа.

Необычно, что аллегорические статуи Церкви и Синагоги повернуты лицом друг к другу и к центральной фигуре двухчастного портала — Соломону. Дело в том, что обычно женские фигуры, аллегорически представлявшие христианство и иудаизм, изображались в споре друг с другом, причем Синагога, олицетворение иудаизма, представала униженной и поверженной. В Страсбурге этот конфликт разрешился гораздо более мирно.

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада

Противопоставление торжествующей Церкви и поверженной Синагоги неоднократно привлекало средневековых ваятелей. Изображение этих аллегорических фигур впервые — распространенный сюжет соборной пластики XII и XIII веков (такова была иконографическая трактовка Песни Песней Соломона). Женщина, олицетворяющая Церковь, застыла в напряженной позе с горделиво выпрямленной спиной, она уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. В левой руке у нее чаша Крови Христовой. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой, величавой. Голова увенчана короной. Синагога наделена атрибутами, которые подчеркивают победу над нею Церкви: древко знамени, которое она держит, сломано, скрижали выпадают из рук, глаза завязаны (повязка – символ духовной слепоты). Ее фигура, напротив, зыбкая и ломкая, мотив сломанного копья резонирует в изгибе тела, в ломких линиях левой руки, из которой выпадают скрижали Завета. Статуя «Синагога» считается вершиной страсбургской скульптуры XIII века и одним из величайших шедеверов готического искусства (источник фото: [20]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, Синагога

У аллегорических женских фигур Церкви и Синагоги особенно тонкие длинные платья, облегающие тело, словно шелк, «скроенные» по моде французского двора. Такие изображения одежды появились в Страсбурге даже раньше, чем в Бамберге, и, возможно, вообще впервые в Германии.

Соломон изображен здесь не только в своей традиционной функции мудрого судьи, но и как предтеча Небесного Жениха (источник фото: [3]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, Соломон

Легендарная мудрость Соломона, которую он проявил в разрешении спора двух матерей (это был спорженщин за право владеть ребенком, которого каждая называла своим; Соломон распорядился разрезать ребёнка пополам, но настоящая мать спасла дитя, отказавшись от него; об этом споре напоминают две небольших скульптуры на пьедестале, на котором восседает Соломон), поможет ему в конце времен примирить Церковь и Синагогу и объединить их «в любви к Божественному Жениху». Фото деталей с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, суд СоломонаКафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, суд Соломона

Также на южном фасаде, на первом ярусе, находится красивый циферблат — наружная часть находящихся в соборе астрономических часов. Под циферблатом расположена относительно современная скульптура Богоматери с Младенцем. Фото с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, циферблат

В нижней части второго яруса тянется ажурная галерея конца XV века, в центре которой расположены солнечные часы, украшенные фигурой человечка (1493 год) (источник: [1]). Чаще всего этого персонажа называют «астрологом». Автор этой скульптуры — позднеготический скульптор из немецкого города Зинсхайма Конрад Зифер (Conrad Sifer von Sinsheim), который до приезда в Страсбург работал в готической церкви Св. Георгия в эльзасском городе Селеста (именно этому мастеру приписывают барельеф «Плат Вероники», украшающий изнутри северный боковой портал этой церкви). Над фигуркой астролога ранее помещалась скульптура св. Арбогаста, одного из покровителей Эльзаса. Есть мнение, что Конрад Зифер поставил на этих солнечных часах свой автограф, монограмму скульптора. Дело в том, что значок около отметки пяти часов дня якобы напоминает инициалы S и K или S и R.

,Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, циферблат

В верхней части южного фасада разместились две розетки XIII века (фотографии этих и других витражей Страсбургского собора см. в отдельной записи «Витражи Страсбургского собора»). Что же касается треугольного навершия, обрамленного двумя башенками, то оно относится к XIX веку. Наше фото южного трансепта и двух розеток снаружи собора:

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада

Немного сбоку, с левой стороны от южного портала, можно увидеть статую девушки с классическими атрибутами скульптора. Согласно легенде, эта юная девушка была дочерью уже знаокмого нам мастера Эрвина (Эрвина из Штейнбаха), и звали ее Сабина (Sabina von Steinbach). Сабина была умелым скульптором и каменотёсом и якобы участвовала в строительстве Страсбургского собора. Мастер Иоганн (Жан) фон Штейнбах, продолживший работу над соборной башней после смерти своего отца мастера Эрвина, был, соответственно, ее братом. Памятник Сабине фон Штейнбах, XIX век (фото с сайта [22]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, Сабина

Нам точно неизвестно, какую роль сыграла Сабина в работе над скульптурным украшением собора, но знаменитые скульптуры «Церковь» и «Синагога» зачастую приписывают именно ее резцу (кто-то даже говорит, что Синагога — это ее автопортрет). Кроме того, известно, что на (ныне утерянном) свитке в руке у св. евангелиста Иоанна была латинская надпись: «Благодарение набожности этой женщины, Сабины, которая придала мне форму, вытесав из твёрдого камня».

Тут же рядом, у южного фасада Страсбургского собора, находится и памятник отцу Сабины, мастеру Эрвину из Штейнбаха (скульптура XIX века):

Кафедральный собор Страсбурга, портал южного фасада, Эрвин

Эрвин тоже, по всей видимости, занимался проектированием южного фасада. Здесь его резцу принадлежат несколько статуй, во всяком случае считается, что именно он создал некогда находившиеся здесь фигуры 12 апостолов.

3.2 Центральный (западный) фасад Страсбургского собора. Его порталы

Строительство западного фасада началось около 1270 года. Одной из его отличительных особенностей являются ажурные аркатуры, находящиеся перед несущими стенами и придающие его каменной отделке кружевной вид. Искусствоведы назвали их «каменными арфами» (harpes de pierre/Наrfenmasswerk).

Кафедральный собор Страсбурга, центральный фасад

Главный фасад собора богато орнаментирован. Он состоит из трех порталов, на фронтонах которых изображены картины из жизни Христа и сцены Страшного суда.

Центральной точкой центрального (западного) фасада собора в Страсбурге является филигранная готическая розетка, приписываемая знаменитому мастеру Эрвину Штейнбахскому (Эрвину фон Штайнбаху) (Erwin von Steinbach) (фото с сайта [22]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал центрального фасада, розетка

Помимо этого, центральный фасад украшен многочисленными скульптурами. Так, над центральной розеткой находится великолепная галерея апостолов, взирающих на установленные в нишах первого и второго ярусов конные статуи монархов (источник фото: [16]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал центрального фасада, галерея апостоловКафедральный собор Страсбурга, портал центрального фасада, группа Вознесения

Там же находится группа Вознесения с играющими на трубах ангелами, образующими особенно изящный ансамбль (источник: [16]):

Кафедральный собор Страсбурга, портал центрального фасада, группа Вознесения

В нишах первого и второго ярусов, над центральным фасадом собора, установлены, как было упомянуто, конные статуи прославленных монархов: основателя Франкского королевства Хлодвига, его близкого родича Дагобера и дальнего — Людовика XIV, а также уважаемого эльзасцами императора Рудольфа Габсбурга, который был братом епископа Вернера и щедрым покровителем Кольмара и Страсбурга (это скульптуры первого яруса).

Кафедральный собор Страсбурга, конные статуи монархов

На втором ярусе находятся конные статуи Пипина Короткого, Карла Великого, Отто I и Генриха I. Всего на соборе установлены статуи двадцати монархов (почти все они конные). Все они были разрушены во время Великой французской революции и восстановлены в XIX веке.

В следующем разделе читайте подробнее о скульптурном оформлении трех порталов фасада.

3.2.1 Центральный (западный) портал

Именно центральный фасад, и особенно его центральный (западный) портал (врата), привлекает основное внимание зрителя. Здесь представлена самая настоящая «библия в камне»: множество историй, сюжетов и персонажей из Ветхого и Нового завета.

Кафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасада

Схема расположения основных элементов готического портала на примере центрального портала Страсбургского собора (источник: [2]):

Кафедральный собор Страсбурга, центральный портал

Основная тема этого портала — Страсти Христовы. Здесь представлены сцены Входа в Иерусалим, Тайной вечери, Взятия под стражу, Бичевания, Несения креста, Распятия, Сошествия во ад, Воскресения. Тимпан центрального портала (около 1275):

Кафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасада

На  охватывающих тимпан изгибах свода (voussures) — архивольтах — представлены сцены из Ветхого и Нового Завета. На столбе в центре портала расположена современная статуя Богоматери с Младенцем, которая напоминает нам о том, что Страсбургский собор освящен в честь Девы Марии. Центральный портал с фигурами Божьей Матери и Младенца в центре:

Кафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасада

Еще одна статуя Богоматери находится над тимпаном (бородатая голова над ее троном изображает Бога-Отца). Чуть ниже мы видим статую Соломона, восседающего на троне, окруженном 12 музицирующими львами (символизирующими колена Израилевы: лев был эмблемой колена Иуды). Фото деталей с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасада

Статуи пророков на откосах портала (крайняя правая скульптура с левой стороны изображает женщину, пророчицу сивиллу):

Кафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, западный портал центрального фасада

На следующем рисунке представлена подробная схема скульптур центрального портала Страсбургского собора (источник: [8]):

Кафедральный собор Страсбурга, этапы строительства

3.2.2 Северный портал

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Опоры арок северного (левого) портала центрального фасада украшены статуями, аллегорически изображающими различные добродетели и побежденные ими пороки. Добродетели аллегорически представлены в виде женских фигур, которые побеждают (протыкают копьями) пороки, изображенных в виде корчащихся у их ног демонов-чудовищ. Левая сторона портала:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Правая сторона портала:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Темой тимпана является рождение и юность Христа (Рождество; Избиение младенцев; Бегство в Египет; Введение во храм), а на архивольтах изображены ангелы и праведники. Фото тимпана с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

3.2.3 Южный портал

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

На южном (правом) портале центрального фасада изображен классический сюжет о мудрых и неразумных девах (Евангелие от Матфея 25:1-13). Мудрые девы держат в руках наполненные маслом лампы и открытые скрижали Завета; рядом с ними стоит Небесный Жених, символизирующий Иисуса. Фото с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Неразумные девы держат в руках перевернутые потухшие лампы и свернутые скрижали Завета. Рядом стоит улыбающийся Искуситель — Дьявол в облике соблазнительного молодого человека.

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

У Искусителя в руках яблоко, а по спине ползают жабы, змеи и прочие рептилии (чего наивные девы, как и большинство туристов, не замечают). Справа от Искусителя стоит молоденькая девушка, которая подносит руку к своему платью, готовая его снять. Искуситель и неразумные девы — пожалуй, самые известные статуи Страсбургского собора. Искуситель и Неразумная дева (фото с сайта [22]):

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

На тимпане этого портала представлена сцена Страшного суда (источник: [9]):

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

На основаниях статуй с одной стороны изображены знаки зодиака, а с другой стороны — основные полевые работы. Фото деталей с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

Надо отметить, что практически все статуи, украшающие сегодня собор, являются копиями. Большинство оригиналов хранится в расположенном со стороны паперти музее Нотр-Дам. Другие хранятся внутри дамбы Вобана. Фото деталей с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасадаКафедральный собор Страсбурга, северный портал центрального фасада

3.3 Северный фасад Страсбургского собора. Его портал

Как и южный, этот боковой портал находится на уровне трансептов. Это самый поздний портал Страсбургского собора (от относится к концу XV века).

Кафедральный собор Страсбурга, портал северного фасада

Северный портал носит название портала Св. Лаврентия (portail Saint-Laurent) и открывает вход в капеллу Святого Лаврентия. Портал выполнен в стиле поздней готики по проекту архитектора Жака де Ландсхута (Jacques de Landshut) и оплетен, словно фантастическими извивающимися растениями, прекрасными каменными орнаментами.

Кафедральный собор Страсбурга, портал северного фасада

Портал Св. Лаврентия украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество святого Лаврентия (Лаврентий был подвергнут жестоким пыткам и заживо изжарен на железной решётке: под неё подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней его тело). Портал изображает самого Лаврентия, а также двух его палачей, которые укладывают тело святого на решётку, и еще одного мучителя, который разжигает огонь.

Кафедральный собор Страсбурга, портал северного фасадаКафедральный собор Страсбурга, портал северного фасада

На колонне слева от портала Св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа — святой Лаврентий с четырьмя святыми.

4 Интерьер Страсбургского собора (внутреннее убранство)

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Интерьер Страсбургского собора славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году, и витражами XII–XIV веков. В путеводителях часто пишут, что собор в Страсбурге отличается от других французских храмов особенно темным интерьером. Я бы так не сказала. Даже в пасмурную погоду (а мы посещали собор в январе) здесь вполне светло (видимо, сказывается обилие витражей), а уж когда солнце светит, я думаю, тем более.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, центральный неф

Что же касается отдельных сокровищ и шедевров внутри собора, то, если вы хотите лучше их рассмотреть и/или заснять на фото- или видеокамеру, то достаточно бросить в специальный автомат монетку в 20 центов, и примерно в течение минуты интересующий вас объект будет прекрасно освещен. Затем свет снова погаснет. Такая система действует в отношении наиболее интересных достопримечательностей собора: скульптурной композиции «Гефсиманский сад», а также астрономических часов с Колонной ангелов.

4.1 Хор, алтарная часть

Позднероманский хор, в котором находится алтарь, находится на возвышении, поскольку расположен над старинной криптой. Он украшен фресками XIX века. По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в замке Нойшванштайн.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, хор (алтарная часть)

В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь, в честь которой освящен Страсбургский собор. Этот витраж, работа художника Макса Энграна (Max Ingrand), был передан Европейским советом в дар собору в 1956 году. На витраже (источник: [3]) можно заметить двенадцать звезд европейского флага на синем фоне (синий — цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии — символ города Страсбурга.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, хор (алтарная часть)

В хоре установлены пятнадцать высоких дубовых кресел, относящихся к 1692 году. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди (Claude Bourdy) и Клодом Бергера (Claude Bergerat) и скульптором Петером Петри (Peter Petri) и отнесены к числу исторических памятников Франции.

В 2004 году хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утвержденными на Втором Ватиканском соборе, и в ноябре состоялось торжественное освещение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в Страсбургском соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой: в частности, была убрана громоздкая лестница, а также построен ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном и установлены новые предметы обстановки для совершения богослужения.

4.2 Северный рукав трансепта

4.2.1 Купель

В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша Св. Лаврентия. Капители колонн украшены фигурами фантастических животных.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, купель

В нише сегодня находится старинная купель 1453 года, выполненная мастером Жодоком Дотцингером (Jodoque (Jost/Jodocus) Dotzinger). Купель отличается изящной проработкой и представляет собой настоящий шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьми- (как было принято), а семиугольную форму. К сожалению, во время нашего посещения собора купель была плохо видна из-за решетки.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, купель

4.2.2 Гефсиманский сад

Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы Св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция первоначально предназначалась для кладбища при церкви Св. Фомы, а в 1667 году была перенесена в собор.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Гефсиманский сад

Фигуры Христа и трех апостолов вырезаны из песчаника, остальные — из гипса. Автор композиции, созданной в 1498 году, — Файт Вагнер (Veit Wagner).

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Гефсиманский сад

Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест (la Croix de Mission). История его такова: в 1825 году тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», а именно организовать целую неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., что преследовало двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершенные в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI веке (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 году революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Гефсиманский сад

После революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп I, новые власти потребовали сноса Распятия, поскольку его присутствие на общественной площади являлось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X, выражали протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесен внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно поклоняться ему. Так миссионерский крест был перенесен в северную часть трансепта, где находится и по сей день.

В этой же части церкви находится два старинных алтаря. Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь Св. Панкратия (Retable de saint Pancrace) датируется 1522 годом и был перенесен в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм (Dangolsheim). Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, дангольсхеймский алтарь

Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, старинный алтарь

4.3 Южный рукав трансепта

4.3.1 Колонна Ангелов

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов (Pilier des Anges), созданный ок. 1230 года мастерами парижского региона (Иль-де-Франс). Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями, в совокупности составляющими систему персонажей Страшного суда, отсюда другое название столба — Колонна Страшного суда (Pilier du Jugement Dernier).

В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

В средней зоне трубят в трубы четыре ангела Страшного суда:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

В верхней зоне восседает Христос в окружении трех ангелов, держащих орудия Страстей: терновый венец, копье (не сохранилось), гвозди и крест. Фото с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангеловКафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

Демонстрируя рану на боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит его трон, помещены фигурки воскресших людей; они обращаются с молитвой к самому Христу, ибо заступники (Мария и Иоанн) в эту композицию не включены. Фото с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

Существует прямая иконографическая связь между декором двухчастного портала трансепта и Колонной ангелов. Если на портале вот-вот состоится примирение Церкви и Синагоги в конце времен, но в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, высоки и изящны. Одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными.

Напоследок несколько деталей Колонны ангелов: более крупные изображения ангела с крестом и Христа (источник: [17]):

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангеловКафедральный собор Страсбурга, интерьер, Колонна ангелов

4.3.2 Человечек на балюстраде

В том же зале, где находится Столб ангелов, можно заметить небольшую скульптуру человечка, облокотившегося на балюстраду (по-французски его называют L'homme de la balustrade или Le scrutateur — что-то типа «внимательный, пытливый наблюдатель»). Скульптура сделана из песчаника и датируется XIV или XV веком.

Согласно легенде, скульптура изображает архитектора, который соперничал со своим коллегой, воздвигшим Столб ангелов. Другой вариант легенды гласит, что это был обычный человек, простой бюргер. Так или иначе, человек этот, кем бы он ни был, надменно утверждал, что один-единственный столб якобы не способен выдержать столь большой свод, и сказал об этом мастеру, а тот отвел его к своим подручным каменщикам и велел сделать с него скульптурный портрет в характерной выжидающей позе.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, человечек на балюстраде

Через некоторое время готовая скульптура была установлена над входом в капеллу Св. Андрея. «Ну что ж, месье, оставайтесь пока там и не двигайтесь! Останетесь там, приклеенный к балюстраде, на веки вечные!» — сказал ему мастер. И вот с тех пор человечек сидит себе наверху и ждет, когда же колонна наконец обвалится...

4.3.3 Астрономические часы

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

В южной части трансепта также находятся знаменитые астрономические часы (L'Horloge astronomique), созданные в XVI веке, — одна из самых популярных достопримечательностей собора Страсбурга. В свое время они считались одним из семи чудес Германии.

Немного об истории часов. Для создания дивного устройства в Страсбург по приглашению епископа прибыла целая команда мастеров: математик Конрад Дазиподиус (Conrad Dasypodius) (1530-1600), братья-механики Хабрехты (Josias и Isaac Habrecht), художник Тобиас Штиммер (Tobias Stimmer) и другие. Работы велись в два этапа, в период с 1547 по 1574 год.

Астрономические часы в соборе Страсбурга. Старинная гравюра (источник: [18]):

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

Как и о многих других подобных часах, относительно этих существует легенда, что их мастеру по приказу магистрата выкололи глаза, дабы он не смог больше нигде воспроизвести свой шедевр. А мастер, из чувства мести, якобы разрушил свое творение под предлогом, что ему нужно что-тоеще подправить в механизме. На самом деле Дазиподиуса никогда не лишали зрения, а его детище испортилось только в 1788, да и то просто от времени, а не чьего-то злого умысла.

Во время Великой французской революции часы перестали идти и оставались в нерабочем состоянии вплоть до 1838 года, когда началось создание нового механизма: к 1842 году эльзасский самоучка, часовщик и математик, талантливый инженер Жан-Батист Швильге (Jean-Baptiste Schwilgué) (1776-1856) заменил устаревший механизм, добавив к прежней конструкции церковный календарь и мини-планетарий с 4 циферблатами, где Солнце, Земля и Луна занимали места по отношению друг к другу согласно системе Коперника. Всё остальное сохранилось таким, каким было в конце XVI века (только вот спектакля с шествием апостолов раньше не было). Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

Почти как часы Дазиподиуса, механизм Швильге определяет даты переходящих праздников на будущий год. Это своего рода вечный календарь (у Дазиподиуса расчет велся только на 100 лет). Кроме того, насколько известно, именно Швильге первым (еще в 1816 году) создал механизм для расчета даты Пасхи по григорианскому календарю.

Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы точно предсказали лунное затмение 28 марта 2006 года).

Часы заводят раз в неделю, по понедельникам.

Туристов астрономические часы Страсбургского собора в первую очередь привлекают работой своих механизмов. Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырех фигурок, которые символизируют бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре человеческих возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображенной в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем человек уже зрелый (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца. Затем цикл смены четырех возрастов повторяется заново.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день. Каждый день в 12-30 начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, а другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается следующая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах — символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среду, Юпитер — четверг, Венера — пятницу, Сатурн — субботу и Аполлон — воскресенье.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, астрономические часы

Практическая информация. Чтобы посмотреть астрономические часы, нужно купить билет (2 евро) и в 11:45 войти в собор через южный портал (со стороны Замковой площади; запускать начинают с 11:20). В 12 часов (каждый день, кроме воскресенья) начинается показ видеофильма об этом шедевре Возрождения и его истории (на трех языках), а в 12:30 зрители имеют возможность понаблюдать за шествием апостолов, которое повторяется каждый день в это время, раз в сутки. По воскресеньям и в праздники, после 11-часовой службы, подойти к часам и рассмотреть их можно совершенно бесплатно. Более подробную информацию о ценах и часах работы Страсбургского кафедрального собора, астрономических часах и смотровой площадке см. на официальном сайте собора. Если астрономические часы вас не интересуют, но посмотреть собор вы хотите, то имейте в виду, что с 11:20 до 12:35 вход в собор закрыт, так что приходите либо с утра, либо после перерыва (последних посетителей пускают в 18:30).

4.4 Кафедра проповедника в Страсбургском соборе

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Сложной резьбы кафедра у северной стены нефа, созданная в 1485 году Гансом Хаммером (Hans Hammer), является примером пламенеющей готики в ее наивысшем проявлении. Кафедру из белого песчаника украшают около пятидесяти скульптур, посвященных различным библейским сюжетам (некоторые из них, в основном статуи Отцов Церкви на наружных колоннах, выполнены позднее, в XVIII веке, и не из песчаника, а из алебастра): тут изображен распятый Христос, по бокам от которого стоят Мария и Иоанн, а также евангелисты, ангелы с орудиями Страстей, Богоматерь с Младенцем, св. Варвара, св. Екатерина, Иоанн Креститель и многие другие святые и епископы.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Вот наши фотографии некоторых деталей кафедры:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедраКафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Вдоль кафедры струится прекраснейший ветвевидный орнамент (виноградная лоза), иллюстрирующий притчу Христа о виноградной лозе: «Я есмь истинная виноградная лоза...» (см. Евангелие от Иоанна, 15:1-8). Великолепие этой церковной кафедры подчеркивает важность Слова Божьего, которое несет прихожанам проповедник. Вид кафедры сбоку:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Нижняя часть кафедры:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедраКафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедра

Кафедра была заказана магистратом специально для знаменитого проповедника Иоганна Гейлера фон Кайзерберга (Johann Geiler von Kaysersberg) (1445-1510), на проповеди которого в Страсбургский собор стекались толпы народа. На лестнице можно заметить небольшую фигурку собачки, напоминающую о том, что у проповедника была привычка приходить на службу в сопровождении своего любимца.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, кафедраПроповедник Иоганн Гейлер фон Кайзерберг, старинная гравюра

4.5 Орган Страсбургского собора

Особенность главного органа собора в Страсбурге в том, что он находится не на привычном месте, за центральным фасадом (над входом в собор, напротив хора (клироса)), а просто у северной стены нефа, в «ласточкином гнезде» (такой тип расположения органа встречается также в соборах Шартра и Меца; обычно такой подвесной вариант выбирали в случае очень длинного нефа). Орган висит как «ласточкино гнездо», выступающее их стены на уровне второго проема центрального нефа (т.е. не посередине, а ближе ко входу). Фото с сайта [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, орган

Относительно небольшой по размеру орган отличается прекрасной отделкой. Орган помещен в аутентичный готический корпус 1491 года, созданный Фредериком Кребсом (Frédéric Krebs). Этот полихромный проспект невероятно красив и многоцветен; в нем смешиваются красный, зелёный, синий цвета и позолота. В нижней части органный корпус заканчивается подвеской (Pendentif) (парусом), которая еще старше, чем сам корпус: она относится к 1385 году. Подвеска также отличается богатой отделкой.

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, орган

Инструмент украшен причудливыми фигурами. В нижней части подвески установлена статуя Самсона, укрощающего льва (механизм позволяет открывать и закрывать зверю пасть; возможно, раньше лев даже умел рычать). В самом низу, на «замковом камне», находятся три фигурки музицирующих ангелов, один из которых играет на гитаре, другой на лютне, а третий — на портативном органе. По бокам от органа можно заметить две забавные фигурки, которыми может управлять органист: с левой стороны находится фигурка Глашатая, с правой — бородача (Bretzelmann) (т.е продавца кренделей; в средние века это были торговцы, продававшие выпечку изголодавшимся в пути паломникам) (эту куклу-марионетку называют также «Рораффе»(Rohraffe), то есть обезьяна-ревун). Глашатай (источник: [19]):

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, орган

Глашатай по воле органиста может подносить ко рту трубу со знаменем, на одной стороне которого изображен герб города Страсбурга, а на другой — Богоматерь с Младенцем. На пьедестале под глашатаем изображены фигурки двух (склонившихся под его весом) рабочих, которые слушают музыку. На пьедестале под продавцом бретцелей изображены также двое рабочих, которые тащат мешок с мукой, кувшин воды и банку соли. У продавца бретцелей двигается рот и правая рука, а еще он, как следует из его второго названия (обезьяна-ревун), использовался как горлан. Как именно это происходило?

Специальный люк позволял служителю собора (Münsterknecht) пробираться внутрь (полой и великолепно резонирующей) органной подвески, в своеобразную «суфлёрскую будку», и, оставаясь невидимым, издавать звуки и подавать издевательские реплики (т.е. обезьяна-ревун просто говорила его голосом). Желательно, конечно, чтобы у этого служителя был критический ум и хорошо подвешенный язык. Предназначением его было будить прихожан во время длинных проповедей, насмешничать, петь игривые песенки, а главное — всеми возможными способами противоречить, подначивать и доводить до белого каления проповедников (рассказывают, что известный и всеми уважаемый проповедник XV века Иоганн Гейлер фон Кайзерберг (Johann Geiler von Kaysersberg) (Гейлер Кайзербергский) не единожды выходил из себя из-за этих провокационных шалостей и нападок и даже жаловался начальству). Итак, в средние века (XV-XVII) этот забавный персонаж был своего рода сатириком и карикатуристом, придворным шутом. Есть даже версия, что балагур специально назначался и по всем правилам оформлялся на работу коллегией управляющих страсбургского Нотр-Дама! Как правило, остряк отвлекал и развлекал своими выходками народ во время богослужения на Троицу.

Фигурки, возможно, появились даже раньше, чем подвеска, и относятся к началу XIV века. Есть мнение, что они принадлежат Клаусу Карле (Claus Karlé (Karlen, Carlé)) из города Лора, мастеру, который руководил работами по строительству нового органа (находившегося, как доподлинно известно, на том же месте, что и нынешний) в 1324-1327 гг. Так или иначе, свою критическую функцию обезьяна-ревун начала выполнять не раньше 1490 года. После пожара, случившегося в день святой Гертруды 17 марта 1384 года (рабочие расположили костёр слишком близко от органного корпуса), орган Карле, разумеется, не уцелел, однако фигурки удалось спасти. После этого пожара было решено построить более мощный и более красиво украшенный орган. Работы по сооружению этого дорогостоящего инструмента были завершены в 1385 году. Именно от этого органа до наших дней дошла подвесная часть (pendentif) и, возможно, органная галерея (источник: decouverte.orgue.free.fr). Вскоре, когда потребовалось построить новый орган, старый корпус решено было сохранить, а работы по инструментальной части поручить лейпцигскому мастеру Герлаху (Michel Gerlach (Grolach)) и Генерису (Pierre Generis) из австрийского города Санкт-Пёльтен (Генерис потом остался в Страсбургском соборе работать органистом; он умер в 1480 году, во время игры на органе). Работы были завершены к Рождеству 1434 года. В 1491 году в соборе был построен новый орган; именно для него был создан дошедший до нас органный проспект, шедевр пламенеющей готики, один из самых красивых и известный готических органных проспектов. Автором нового трехмануального инструмента был известный органный мастер Фридрих Кребс (Friedrich Krebs (Krebser, Kress)) из Ансбаха (Средняя Франкония). Судя по гравюрам того времени, внешне тот орган отличался от нынешнего только наличием расписных створок.

Кребс оставил потомкам своеобразную «подпись» в орнаменте органа: над позитивом он поместил два украшения в форме клешней (дело в том, что фамилия Кребс переводится с немецкого как «рак»). Орган Кребса вскоре был серьезно перестроен в соответствии со вкусами нового времени (работы велись в 1507-1511 гг.; ими руководил органный мастер из Кёльна Ганс Зюсс (Hans Süss)). Какое-то время, в самый разгар Реформации, орган не звучал. Потом, в 1542 и 1564 годах, проводился ремонт инструмента. В 1609 году орган был снова кардинально расширен: начиналась самая плодотворная эра органной музыки, и требовался соответствующий инструмент (мастером на этот раз был Антон Нойкнехт (Anton Neuknecht) из Равенсбурга; оригинальный проспект сохранили). После Тридцатилетней войны орган приводил в чувство и вновь расширял органный мастер Матиас Третцшер (Matthias Tretzscher) из города Кульмбах (Верхняя Франкония) (шел 1660 год). Теперь это был поистине огромный, мощный инструмент (с прежним прекрасным проспектом, но уже без створок). Андреас Зильберман (Andreas Silbermann) (1678-1734) в 1713 году признал этот инструмент не подлежащим восстановлению и построил полностью новый орган. Он и проспект хотел заменить, но от него потребовали сохранить прежний. Работы велись с 1714 по 1716 год. Получился самый большой из всех зильбермановских органов в Эльзасе. На органе красовалась знаменитая надпись: «Er heisset Silbermann und seine Werk seynd gülden» (Его зовут Зильберман [т.е. серебряный человек], а дела у него золотые). Фото с сайта [4]:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, орган

Это один из красивейших инструментов Андреаса Зильбермана, созданный мастером в эпоху расцвета его искусства. В XIX веке орган несколько раз ремонтировался и модифицировался, особенно в 1870-е годы, поскольку инструмент, как и собор вообще, сильно пострадал во время прусской осады 1870 года. Мастера, проводившие эти работы, относились к наследию Зильбермана бережно и с уважением, в отличие от своего коллеги Генриха Кулена, которые вышел на сцену несколько позже. Реконструкция, выполненная в 1897 году немцем Генрихом Куленом (Heinrich Koulen), была признана экспертами той эпохи крайне неудачной: орган был полностью испорчен, как и репутация немецкого мастера. Новый орган начали критиковать еще до завершения работ. Кулен пытался «усовершенствовать» Зильбермана с помощью современных технологий, и в итоге получился «убийственный» инструмент, к тому же уже через несколько лет пришедший в полную негодность.

Перед Первой мировой войной, во время проведения ремонтных работ в соборе, орган пришлось демонтировать. Большая часть труб была реквизирована и отправлена на переплавку (немцам требовалось олово). После войны заговорили о возможности восстановления прежнего змльбермановского органа. о необходимости установки механической трактуры, об аутентичности... Конкурсная комиссия, которую возглавил Шарль-Мари Видор, остановила свой выбор на страсбургском органном мастере Эдмоне Рётингере (Edmond Alexandre Roethinger) (1866-1953). В 1935 году Рётингер построил орган во французском стиле (правда, насчет механики он из-за недостатка знаний схитрил: для рюкпозитива он всё-таки использовал пневматику, что было неудачно для здешних условий влажности, температуры и т.п.). В новом органе сохранилось около 250 оригинальных зильбермановских труб.

Наконец, в 1981 году страсбургский органный мастер Альфред Керн (фирма Alfred Kern & fils) выполнил очередную реконструкцию органа (точнее, по сути, построил новый инструмент) на основании разработок Мишеля Шапюи (Michel Chapuis), который в 1954-1963 гг. служил  органистом в Страсбургском соборе. Эта реконструкция (теперь трактура была полностью механической) были признана в высшей степени удачной, так что у города теперь появился прекрасный не только внешне, но и по звучанию инструмент. Для Альфреда Керна эта почетная работа стала, по сути, последним значимым проектом; он вложил в ее все свои знания и аккуратность.

Фото органа с сайта [21]:

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, орган

В органе Страсбургского собора на сегодняшний день три мануала и 47 регистров.

4.6 Витражи Страсбургского собора

Подробное описание и фотографии всех витражей Страсбургского собора вы можете найти в отдельной записи «Витражи Страсбургского собора».

4.7 Боковые капеллы Страсбургского собора

В соборе Страсбурга несколько боковых капелл, и все они отличаются великолепным убранством: витражи, алтари, старинные захоронения... Жаль только, что входить в капеллы разрешается только молящимся. Но думаю, когда нам никого нет, можно попробовать зайти и сделать несколько снимков. Мы войти не решились и фотографировали только с наружной стороны капелл.

Вот например, капелла Св. Екатерины и сама святая (в руках у нее колесо, атрибут ее мученичества):

Кафедральный собор Страсбурга, интерьер, капелла Св. Екатерины

---------------------------------------

Использованные источники:

1. Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg, wikimedia

2. Словарь терминов готической архитектуры

3. Эльзас. В стране аистов.

4. Органы и витражи собора в Страсбурге.

5. Страсбург в литературе.

6. Страсбург — столица Эльзаса.

7. Официальный сайт кафедрального собора Страсбурга.

8. Готическое искусство в Эльзасе и Романское искусство в Эльзасе.

9. История Страсбурга. Эпоха готики: XIII-XV вв.

10. Delahache, Georges. La cathédrale de Strasbourg : notice historique et archéologique (1910).

11. Welschinger, Henri. Strasbourg (1908).

12. Guerber, Victor. Essai sur les vitraux de la cathédrale de Strasbourg (1848).

13. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под редакцией Рольфа Томана. Konemann, 2004.

14. Грицак Е. Н. Эльзас и Страсбург. Вече, 2007.

15. Собор в Страсбурге. Вопросы для школьников и студентов. Обучающие материалы.

16. Фотографии собора в Страсбурге.

17. Реставрация Колонны ангелов.

18. Интересные детали Страсбургского собора.

19. О фигурках, украшающих орган Страсбургского собора.

20. Российский образовательный портал. Мировая художественная культура. Скульптуры собора в Страсбурге.

21. Собор Страсбурга: астрономические часы, орган, человечек на балюстраде.

22. Банк фотографий Страсбургского собора.



13 комментариев к заметке

  1. ирина пишет:

    большое спасибо, много искала где интересующую информацию, а нашла все что нужно в полном объеме только здесь. еще раз спасибо

  2. Foxy пишет:

    Ирина, спасибо большое за отзыв :) . Действительно, мы старались собрать как можно более полную информацию о Страсбургском соборе. Рада, что материал пригодился.

  3. Foxy пишет:

    Кстати, в Шартрском соборе, как и в страсбургском, также имеются впечатляющие астрономические часы XVI века, которые показывают не только время, но и месяц, время восхода и заката солнца, фазу луны и текущий знак зодиака. Страничка с фотографиями собора: http://www.sacred-destinations.com/france/chartres-cathedral

    Также Шартрский собор известен витражом, на котором можно увидеть символы знаков зодиака. Этот витраж датируется приблизительно 1220 годом. На нем изображены знаки зодиака, а также соответствующие каждому месяцу года виды полевых работ. Замечательные фотографии этого витража можно посмотреть здесь:
    http://www.sacred-destinations.com/franc ... diac-window.htm

    Южное окно-роза другого кафедрального собора, в Лозанне, относится к XIII веку (1231–35 гг.) и также содержит этот популярный средневековый мотив. Здесь изображены символы и аллегории четырех времен года, четырех элементов (стихий: земли, воды, воздуха, огня), восьми ветров, четырех райских рек и двенадцати видов работ (по месяцам), а также знаков зодиака, плюс Солнце в огненной колеснице и Луна, также в колеснице. Подробная схема и фотографии этого витража в Лозанне:
    http://www.abelard.org/france/lausanne-cathedral-rose.php
    Кроме того, о Лозаннском соборе см. тут:
    http://www.sacred-destinations.com/switz ... sanne-cathedral

  4. Ирина Владимировна пишет:

    Счастлива, что зашла на эту страницу.СПАСИБО огромное за материал!Нашла информацию ( и милое сердцу изложение), в которой нуждалась душа, побывав без экскурсии в Страсбурге..Очень благодарна! Успехов!

  5. Foxy пишет:

    Спасибо, Ирина, за приятные слова! И Вам удачи!

  6. Алена пишет:

    Очень подробно и точно расписано, и даже практическая информация! Нашла единственный сайт, где собрано все что нужно. Спасибо большое

  7. Foxy пишет:

    Очень рада, Алена, что наша статья о Страсбургском соборе вам понравилась и пригодилась:). Спасибо!

  8. Тамара пишет:

    Потрясающая страничка! огромное спасибо!!!

  9. Foxy пишет:

    Спасибо, Тамара, что обратили внимание на нашу статью о Страсбургском соборе, стараемся:).

  10. Евгения пишет:

    В августе были в Страсбурге.Экскурсовод оч. много рассказывала, но запомнить и переварить всё было невозможно. Прочитала ваш материал, всё вспомнилось и взгрустнулось. Жаль было расставаться с этой сказкой. Спасибо авторам за профессиональную работу.

  11. Foxy пишет:

    Евгения, спасибо за приятные слова о наших заметках о достопримечательностях Страсбурга!

  12. Марина пишет:

    Уже 10 лет прошло с тех пор, как жизнь подарила возможность несколько раз посетить Страсбург, но до сих пор душа полна впечатлениями встречи с этим дивным городом и его Мюнстером. Во время одного из визитов мои знакомые из германского города Келя – он расположен напротив Страсбурга, на другом берегу Рейна, показывали мне книгу на немецком языке об истории создания Мюнстера в Страсбурге. Эта семья большие знатоки Страсбурга, его истории. Я не владею немецким, слушала только их перевод. По их словам, в книге было указано, что во второй половине 14 века, после 1350г, в строительстве собора, в числе других, принимал участие архитектор Бернхард фон Хайдельберг (Bernhard von Heidelberg). Но на русскоязычных сайтах упоминания о нем не нашла. Была бы очень благодарна за уточнение информации, хотя бы в виде ссылки на рускоязычную литературу или сайт, где можно найти данные об этом строителе и архитекторе. Если такая помошь возможна.

  13. Foxy пишет:

    Добрый день, Марина! Спасибо за интересный комментарий.

    Относительно данного архитектора – я нашла упоминание о нем тут: http://u2.u-strasbg.fr/ici/UMB/site/User ... _cathedrale.pdf. Там сказано, что он участвовал в работах по замене сводов капеллы Святой Екатерины (versetzt die Gewölbe der Kapelle „Sainte Catherine“).

    Кроме того, сведения об этом архитекторе есть здесь: https://archive.org/stream/strassburgund ... 00arch_djvu.txt (в другом формате: https://archive.org/stream/strassburgund ... age/n5/mode/2up). Там говорится, что он участвовал в работе над Страсбургским собором в 1539—1551 годах, то есть до своей смерти (и тщетно мечтал о возведении второй башни собора).

    То же самое утверждается и в следующей книге (скопируйте ссылку в адресную строку браузера):
    books.google.ru/books?id=h7gzKryd6uYC&pg=PA434&lpg=PA434&dq=Architekt++%22Bernhard+von+Heidelberg%22&source=bl&ots=7aHiul7oDE&sig=uly-vXWnInQ8eBuj8zHfKaN7H6c&hl=ru&sa=X&ei=5vbUU7DIA8n_ygPMrILQBQ&ved=0CCUQ6AEwAQ#v=onepage&q=Architekt%20%20%22Bernhard%20von%20Heidelberg%22&f=false

    Наконец, в документе https://suw.biblos.pk.edu.pl/resources/i ... scheDetails.pdf (на стр. 5) содержится упоминание о том, что именно данный архитектор (скончавшийся в 1551 году) выступил с так и не осуществленной идеей строительства второй башни Страсбургского собора (Meister Bernhard von Heidelberg (T 1551) mit der nie ausgeführten Idee…). Это же сказано и здесь: http://archive.org/stream/strassburgunds ... ragoog_djvu.txt