Самостоятельные поездки по Эльзасу: по улицам и храмам сказочной Селесты

В этой заметке мы хотели бы рассказать о нашей прогулке по городу Селеста (Sélestat) (по-немецки — Шлеттштадт (Schlettstadt)) — небольшому, но очень красивому и интересному эльзасскому городу, важному культурному центру, который даже называют «столицей Центрального Эльзаса». Маршрут прогулки желающие могут проследить по плану города, на котором обозначены названия улиц и указаны основные достопримечательности, упоминаемые нами в заметке.

Площадь Marche-aux-pots в Селесте, Эльзас, Франция

Да, и прежде чем начинать нашу прогулку, стоит еще сказать, что основную информацию о городе Селеста, его географическом положении и основных достопримечательностях можно найти в статье «Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки». Обычно в Селесту, как и другие эльзасские города (особенно Кольмар и Страсбург), едут под Рождество. Мы же побывали здесь уже в начале января, когда рождественские базары уже не работали. День был очень снежный и довольно пасмурный, но сказочного впечатления не испортил.

Мы приехали в Селесту из города Кольмара, где останавливались на пару дней в отеле All Seasons. Поскольку расстояние от Кольмара до Селесты составляет всего 22 км (см. карту Эльзаса), сюда можно очень быстро — и недорого — доехать на поезде, чтобы провести несколько приятных часов. Лично мы так и сделали: первую половину дня потратили на осмотр кольмарского музея Унтерлинден, а потом поехали в Селесту. (От Страсбурга сюда тоже легко добраться: ехать около 20 минут, если сесть на правильный поезд; расписание можно посмотреть на сайте voyages-sncf.com).

Билетов заранее мы не покупали, но в этом и не было особой необходимости. Ехать всего 11 минут, и поездка получается вполне бюджетная: обычная цена железнодорожного билета из Кольмара до Селесты составляет 4 с половиной евро в одну сторону. Билеты мы покупали непосредственно в кассе на вокзале Кольмара (взяли сразу туда и обратно), поскольку здешние автоматы принимают только монеты и банковские карты, но не купюры. Вскоре мы уже оказались на вокзале Селесты (Gare de Sélestat). Здание вокзала совсем небольшое, скромное, построено в духе классицизма и выкрашено в пастельный серо-голубой цвет.

Железнодорожный вокзал в Селесте, Эльзас, ФранцияВокзал Селесты в 1842 году, Эльзас, Франция

От вокзала направляемся, разумеется, в Старый город. Можно, конечно, и автобусом воспользоваться, но расстояние смешное: около 700 метров, так что до центра города можно дойти пешком за каких-то 10 минут. Так мы и сделали. Уже через пару минут, на пересечении двух широких проспектов перед нами вырастает исполинская каланча — важная историческая достопримечательность и хороший ориентир для путешественника. Наверное, ни один турист, идущий от вокзала в центр Селесты, не проходит мимо этого «маяка». Данное сооружение, как многие уже, наверное, догадались является водонапорной башней Селесты (Château d'eau de Sélestat).

Водонапорная башня в Селесте, Эльзас, Франция

Как и во многих других французских городах (хотя Эльзас — это не совсем Франция...), водонапорная башня напоминает не столько техническую постройку, сколько самый настоящий замок. Неслучайно французы величают свои водокачки словом château d'eau, то есть «водяной замок». Водонапорная башня Селесты находится на площади Place du Général de Gaulle (см. план города) и была построена в 1906 году по образцу водонапорной башни ганзейского города Девентер (Deventer) (1893), что в Нидерландах.

Водонапорная башня в Девентере, Нидерланды

Башня в Селесте была возведена инженером Бером (Behr) для снабжения города питьевой водой. Соответствующая необходимость возникла еще в 1880-х годах, однако городские власти, несмотря на опасность холеры, поначалу отвергали идею постройки водонапорной башни из-за высокой стоимости проекта и технических трудностей, и лишь под давлением немецкого гарнизона муниципалитет был вынужден уступить.

По архитектуре водонапорная башня напоминает беффруа. В сооружении чувствуется влияние неороманского стиля. Башня состоит из трех элементов: цилиндрической опорной конструкции, облицованной красным и желтым кирпичом, более широкой части с резервуаром (вместимостью 500 кубометров) и конического навершия. На протяжении истории декор башни менялся в соответствии с поворотами политической ситуации: в начале XX века, когда Эльзас принадлежал Германской империи, крыша башни была увенчана имперским орлом Вильгельма II Гогенцоллерна, а с 1918 года, когда территория была возвращена французам, на башне вплоть до Второй мировой войны красовался символ Франции — галльский петух (по-латыни слова «петух» и «галльский» звучат одинаково: gallus) (источники старинных иллюстраций: [1] и [2]).

Водонапорная башня в Селесте, Эльзас, ФранцияВодонапорная башня в Селесте, Эльзас, Франция

Высота башни составляет почти 50 метров. С 1992 года этот волшебный замок индустриальной эпохи включен в список исторических памятников Франции. Башня используется по первоначальному назначению по сей день.

От водонапорной башни сворачиваем на улицу Rue de la Première Armée (см. план города) и через некоторое время оказываемся на Rue Verdun. Под номером 18 находится дом Циглера (Maison Ziegler), несколько поблекший от времени, но славный. Построен он был в 1538 году в стиле раннего эльзасского ренессанса. В 1545 году владелец дома, городской архитектор Штефан Циглер (Stefan Ziegler), оснастил его трехэтажным резным эркером, украшенным четырнадцатью медальонами с портретами выдающихся зодчих, математиков и инженеров античности (Архимеда, Филолауса и других).

Дом Циглера в Селесте, Эльзас, Франция

Обдумывая оформление своего дома, Циглер черпал вдохновение в трактате Витрувия и ряде других трудов, которые ему одолжил его друг, эльзасский гуманист Беатус Ренанус (некоторые из этих книг — включая трактат Витрувия, ставший основой для многих архитекторов ренессансной эпохи, — сегодня хранятся в гуманистической библиотеке Селесты).

Трактат Витрувия, Гуманистическая библиотека в Селесте, Эльзас, Франция

Разумеется, на одном из медальонов эркера изображен собственно Витрувий. Но сегодня, после повреждений, которым особняк подвергся во время Французской революции, уже довольно сложно опознать кого-либо из изображенных здесь архитекторов (революционеры стерли все скульптурные профили). Балюстраду эркера украшают изображения сирен и тритонов (источник фото эркера: topic-topos.com). Остальные декоративные детали отчасти напоминают оформление портала двора прелатов.

Дом Циглера в Селесте, Эльзас, ФранцияДом Циглера в Селесте, Эльзас, Франция

По той же улице Rue Verdun выходим к находящемуся рядом протестантскому храму, бывшей францисканской церкви (Temple protestant/église des Récollets). Храм расположился в самом конце этой улицы, на очаровательной площади Place du Marché-aux-pots с массой разноцветных фахверковых домиков. Сам храм очень скромен по декору, его главным украшением является заостренная колокольня в стиле пламенеющей готики по левую сторону фасада. Аскетичность отделки характерна для нищенствующих монашеских орденов.

Протестантский храм в Селесте, Эльзас, Франция

Несмотря на ряд привнесенных в последующие эпохи дополнений, перед нами весьма почтенная по возрасту постройка: в сущности, это единственное, что осталось от старинного монастыря францисканцев XIII века. Сама церковь была построена на границе городской крепостной стены в 1280 году в готическом стиле на пожертвования рыцаря фон Ратсамхаузена (Hartmann von Rathsamhausen). Внушительный неф был добавлен в XIV веке, а позднее, около 1425-1430 года, появилась и полигональная капелла, увенчанная ажурной колокольней. После Французской революции монахи были вынуждены покинуть это место. По «добрым традициям» революционного времени храм в этот период использовался в качестве рынка, а в монастырских зданиях разместились военные склады...

Протестантский храм в Селесте, Эльзас, Франция

В 1881 году монастырский комплекс и обветшалый неф церкви решено было снести, а алтарная часть храма была отреставрирована и отдана протестантской общине для проведения богослужений. На фотографии, сделанной до 1881 года, виден неф, которого сегодня больше не существует. То есть, по сути дела, неф от церкви как бы «отрезали», и осталась лишь обширная алтарная часть (хор). Соответственно, нынешний западный фасад был построен как раз на месте этого «среза», в конце XIX века.

ДЦерковь францисканцев (протестантский храм) в Селесте, Эльзас, Франция

Здание признано историческим памятником Франции. Сегодня здесь, как и в конце XIX века, размещается протестантский храм, который, как вы уже поняли, представляет собой лишь фрагмент бывшей францисканской церкви — ее алтарную часть. Во время нашей прогулки по Селесте храм оказался закрыт, поэтому мы ограничивались лишь внешней фотосъемкой. Потом выяснили, что церковь вообще бывает открыта только в июле и августе и только после полудня! Особенно интересным показался главный западный портал храма, в котором нас, однако, привлек не неоготический декор, а современный тимпан с нехитрой, но очень эмоциональной композицией в виде тянущихся друг к другу рук.

Протестантский храм в Селесте, Эльзас, Франция

По правую руку от фасада церкви, вдоль улицы Rue Verdun тянется обширное здание из вогезского песчаника, построенное в совершенно иной стилистике (фактически это соседнее здание с особняком Циглера, но оно одно занимает больше половины всей улицы). Сооружение это появилось в Селесте при немцах, когда городу понадобилась новая школа для мальчиков, для чего и были, собственно, разрушены монастырские постройки. Торжественное открытие новой школы состоялось в 1885 году. Эта дата значится и на северо-западном углу здания, вместе с барельефом в виде герба города Селеста — льва (работа скульптора Зихлера (Germain Sichler)). Сегодня в этом большом комплексе располагается главная начальная школа города: Ecole Primaire, называемая также Ecole Centrale. Адрес: rue de la Jauge; rue de Verdun. Здание признано памятником архитектуры.

Школа в Селесте, Эльзас, Франция

Напротив центральной части фасада школы, по левую сторону улицы, можно полюбоваться симпатичными фахверковыми домиками, которые радуют глаз хорошей сохранностью, а также приятной и разнообразной цветовой гаммой (угол с улицей Rue Dr Koeberlé):

Фахверковые дома в Селесте, Эльзас, Франция

От протестантского храма и школы мы, по-прежнему под щедро валившим снегом, продолжили путь по улице Слесарей (Rue des Serruriers) и вышли к площади Place Gambetta, где находится гуманистическая библиотека Селесты (Bibliothèque humaniste), которая славится одним из старейших  в Европе собраний средневековых рукописей и ренессансных книг. Основу этой драгоценной коллекции составляет библиотека эльзасского гуманиста Беатуса Ренануса (Beatus Rhenanus) (1485–1547), который был другом Эразма Роттердамского.

Гуманистическая библиотека в Селесте, Эльзас, Франция

Помимо собственно книг и манускриптов, в библиотеке хранятся разнообразные экспонаты из области средневекового и современного искусства (скульптуры, алтари, картины), так что она одновременно является музеем и одной из главных достопримечательностей Селесты. Побывать здесь было бы очень интересно, тем более что и интерьеры в библиотеке достойные (фото с сайта ассоциации друзей библиотеки), однако нам не повезло: мы как раз попали на перерыв. Для любопытствующих сообщаем график работы музея гуманистической библиотеки: понедельник, среда, четверг и пятница: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00; в субботу с 9:00 до 12:00; выходные дни: вторник, воскресенье и праздники. Входной билет для взрослого стоит около 4 евро. Подробнее об истории и наиболее ценных предметах книжной коллекции гуманистической библиотеки в Селесте можно прочитать в отдельной записи.

Гуманистическая библиотека в Селесте, Эльзас, Франция

Основная часть экспозиции гуманистической библиотеки посвящена истории книги и книгопечатания: здесь можно увидеть средневековые манускрипты, инкунабулы, печатные книги XVI века и даже некоторые археологические экспонаты. Недавно, 26 мая 2011 года, хранящееся в библиотеке Селесты собрание книг Беатуса Ренануса было включено ЮНЕСКО в международный реестр документального наследия в рамках программы «Память мира».

Гуманистическая библиотека в Селесте, Эльзас, ФранцияГуманистическая библиотека в Селесте, Эльзас, Франция

Само здание, в котором разместилась библиотека, относится далеко не к ренессансной эпохе, а к эпохе индустриальной. На самом деле это бывшее зернохранилище и зерновая биржа (halle aux blés), построенная на месте старой таможни в 1843-1845 гг. в неороманском духе по проекту архитектора Гюстава Клотца (Gustave Klotz) (1810-1880), к известным работам которого относится также неороманская башня над средокрестием Страсбургского собора. Библиотека размещается в здании биржи с 1889 года, после того как торговля зерном начала приходить в упадок.

Гуманистическая библиотека (склад) в Селесте, старинная открытка

В 1907 году фасад библиотеки украсили мозаикой Сезара Винтерхальтера (César Winterhalter), изображающей государственного орла (символ Германской империи) и льва (эмблема Гогенштауфенов и герб города Селеста). Напомним, что в 1871 году Эльзас и Лотарингия до конца Первой мировой войны вновь стали частью Германской империи; в тот период здесь снова был введен немецкий язык, о чем свидетельствует в том числе и немецкая надпись на фасаде библиотеки, позднее дополненная французской.

От библиотеки идем по Соляной улице (Rue du sel), которая приводит нас к Музею хлеба.

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Музей хлеба (Maison du Pain d'Alsace) разместился в историческом здании цеха пекарей 1522 года постройки, в самом центре Селесты, в двух шагах от двора прелатов (резиденции монахов Эберсмюнстера) и готической церкви Св. Георгия (см. план города).

Музей хлеба и церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Само здание музея состоит из упомянутого исторического здания (Maison Schmitt), а также современного, полностью застекленного фасада с северной стороны (данная пристройка на месте разрушенной прежней является творением архитектора Жака Кунтца (Jaques Kuntz), выигравшего конкурс на этот проект). Идея со стеклянным фасадом оказалась весьма удачной: в стекле эффектно отражается величественный фасад соседней церкви Св. Георгия. Еще одним любопытным примером современной архитектуры в этой стеклянной пристройке является винтовая лестница из бетона, по которой посетители поднимаются для осмотра экспозиции (фото с сайта музея).

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Сегодня Музей хлеба можно посетить как самостоятельно, так и в составе организованной группы (для последних предлагаются экскурсии с гидом). Этот уникальный эльзасский музей был открыт не так уж давно, в 2001 году, по инициативе региональной ассоциации пекарей. Побывав здесь, вы сможете воочию увидеть процесс приготовления хлеба и разнообразной другой выпечки плюс, конечно, лично продегустировать парочку свежих булочек с корицей или другими добавками (имеется специализированный зал для дегустаций). Особый интерес для туристов представляет фирменная выпечка эльзасского региона: кексы гугельхупфы (кугельхопфы), крендели бретцели, печенья бредели, традиционные пряники другие менее известные разновидности хлебобулочных изделий. Сердцем музея является полностью функциональная современная пекарня — настоящая живая витрина, демонстрирующая мастерство эльзасских пекарей (фото с сайта музея).

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, ФранцияМузей хлеба в Селесте, Эльзас, ФранцияМузей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Главная задача этого необычного музея — познакомить детей и взрослых с историей хлеба и эволюцией технологии его приготовления, а также рассказать посетителям о важности и увлекательности профессии пекаря и эльзасских традициях артизанального производства (от французского artisanal, то есть ремесленный; имеется в виду производство, которым занимаются мелкие семейные фирмы, работающие по старинным рецептам и выпускающие очень качественный товар — небольшими партиями, но с большой любовью и вниманием к своей продукции). Подробнее о традиционных эльзасских сладостях, сувенирах и народных промыслах можно прочитать в заметке «Народные промыслы, обычаи и традиции Эльзаса».

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, ФранцияМузей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Музейная экспозиция рассказывает об истории хлеба и зерновых культур в эльзасском регионе и мире в целом, о древней и современной технике, использовавшейся для выпекания хлеба. Здесь демонстрируются разнообразные печи, мешалки, сита, формочки, весы, скалки, баночки для хранения муки... Кроме того, музей гордится своей коллекцией форм для выпекания: для приготовления рыбы, пасхальных пирогов, печенья, а также традиционных рождественских гугельхупфов. Последние пекутся сегодня круглый год, а для их выпекания используются характерные круглые формы с отверстием посередине, какие и сегодня на каждом шагу продаются в Эльзасе, в том числе в сувенирных магазинах. Такие же формы XVIII и XIX века мы видели во время этой поездки по Эльзасу в кольмарском музее Унтерлинден, в отделе, посвященном эльзасском быту. Так что традиция выпекания таких кексов в форме тюрбана существует в Эльзасе очень давно (фото с сайта музея).

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, ФранцияМузей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Также в музее можно посмотреть видеофильм об истории хлеба, увидеть воссозданную старинную пекарню, узнать о различных технологиях хлебного производства, о качестве хлеба, его питательных свойствах, волокнах и минералах... Многие вещи объясняются очень доступно и наглядно при помощи интерактивных макетов. А еще в музее представлены целые декоративные композиции и украшения для интерьера, сделанные из хлеба! В завершение экскурсии можно, разумеется, купить что-нибудь вкусненькое в подарок себе и близким в качестве сувенира. В музее также проводятся мастер-классы для детей и сезонные тематические экскурсии.

Музей хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Входной билет в музей для взрослых стоит 4,60 €. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 18:00. Кроме того, он, как правило, не работает в январе, поэтому нам сюда попасть и не удалось. Официальный сайт эльзасского Музея хлеба: maisondupain.org; адрес: Rue du Sel, 7. Помимо осмотра экспозиции, при желании (если у вас достаточно большая группа) можно отобедать в прекрасно сохранившемся историческом зале собраний корпорации булочников (La salle de la Zunft), который датируется 1522 годом! Сегодня здесь устраиваются банкеты, приемы, конференции, а также временные выставки (фото с сайта architectes).

Зал цеховых собраний в Музее хлеба в Селесте, Эльзас, Франция

Совсем рядом с Музеем хлеба, по левую руку, находится так называемый двор прелатов (Cour des Prélats или по-немецки Prälatenhof). Другое название этой ренессансной постройки, одной из самых значимых достопримечательностей Селесты, — резиденция аббатства Эберсмюнстер (L'Hôtel d'Ebersmunster). Это один из ранних образцов эльзасского ренессанса, примеров которого достаточно много сохранилось в этом городе. Сегодня постройка принадлежит городу и включена в список исторических памятников национального значения. Здание строилось с 1538 по 1560 год в качестве резиденции бенедиктинских монахов аббатства Эберсмюнстер, расположенного недалеко от Селесты.

Двор прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

Резиденция служила монахам надежным убежищем (поскольку располагалась внутри городских стен), а заодно еще и складом для хранения продовольствия — доходов, получаемых аббатом в натуральной форме (обратите внимание на наклонную крышу с многочисленными слуховыми окнами: там располагался зерновой склад). В свое время в этой резиденции побывало множество высоких гостей. В сторону Соляной улицы (Rue du sel) выходит южный фасад здания с характерной для ренессанса восьмиугольной лестничной башней по центру (в летнее время она обычно бывает красиво увита плющом). Впрочем, ранее, до середины XX века южный фасад не был целиком виден прохожим, поскольку до той поры это был закрытый двор, обнесенный невысокой стеной, что хорошо видно на следующей старинной фотографии. К тому же, фасад был частично загорожен домом на улице Rue du sel, разрушенным в начале XX века тогдашним владельцем резиденции, господином Бильманом (Biehlmann).

Двор прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

Резиденция была выкуплена государством в 1963 году, и сегодня здесь размещается Управление культуры и какие-то другие муниципальные конторы. Это, однако, не помешало нам войти внутрь. Проходим через полукруглый портал южного фасада и оказываемся в вестибюле. Здесь довольно темно, но обращает на себя внимание витражная дверь — эти витражи были установлены здесь в начале XX века по распоряжению вышеупомянутого господина Бильмана.

Двор прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

Но более всего вестибюль этого ренессансного дворца знаменит не этим, а двумя медальонами по обеим сторонам портала. Медальоны эти изображают портреты основателей Рима, братьев-близнецов Ромула и Рема (источник фото медальона: alsatica.eu). Также в вестибюле начинается старинная винтовая лестница, по которой при желании можно подняться, что мы и сделали.

Двор прелатов в Селесте, Эльзас, ФранцияДвор прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

Со стороны Церковной улицы (Rue de l'Église) (см. план города) обязательно стоит увидеть северный фасад дворца прелатов, и в первую очередь великолепный ренессансный портал середины XVI века. Ранее именно этот, северный, фасад резиденции был главным, поэтому с этой стороны и был помещен монументальный портал, служивший главным входом во дворец. Ранее портал украшали гербы аббатов-коммендаторов Эбермюнстера (то есть прелатов, имевших право отчуждать доходы аббатства в свою пользу), а также медальоны с профилями римских императоров и основателей аббатства Эбермюнстер — родителей покровительницы Эльзаса святой Одили. Сегодня весь этот скульптурный декор практически полностью стёрт: постарались вандалы, действовавшие в 1793-94 годах во имя Французской революции. Латинская надпись с именами двух аббатов, при которых строилась резиденция (Георг Рихенбах (Richenbach) и Иоганн Зенгельбах (Sengelbach)), и датой (1541 год) также практически незаметна.

Двор прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

В целом портал примечателен обилием декоративных элементов, характерных для ренессансной архитектуры, многие черты которой заимствованы из античности (см. ниже классическую схему античного храма с колоннами дорического ордера). На портале резиденции тоже можно выделить антаблемент и составляющие его части: архитрав, фриз и карниз. Помимо этого, портал, выполненный в форме триумфальной арки в духе итальянского ренессанса, украшен пилястрами со сложными капителями и витиеватыми орнаментами. Портал завершается украшением в виде раковины, также типичным для ренессансной архитектуры.

Античный храм и портал двора прелатов в Селесте, Эльзас, Франция

На площади Place du Dr Kubler перед резиденцией прелатов Эберсмюнстера еще сохранились следы прошедшего Рождества. В этом году рождественским убранством этой площади в Селесте занималась специалисты из популярного немецкого парка аттракционов Europa-Park, расположенного недалеко от границы с Францией. Эти затейники устроили здесь целый рождественский городок с большим снеговиком, оленями, настоящей рождественской ёлкой и гигантскими рождественскими свечами красного цвета, а также установили деревянный домик, который по вечерам светился россыпью разноцветных огней (источник фото: tarmax.com; мы этого зрелища не увидели, поскольку Рождество уже миновало, да и время было еще не вечернее), а заодно использовался организаторами в рекламных целях. Кстати говоря, видимо, в качестве ответной услуги туристическое управление Селесты получило право представлять свой город в парке развлечений Europa-Park: для эльзасских гостей там на рождественский период тоже был выстроен подобный деревянный шалаш.

Рождественский городок в Селесте, Эльзас, ФранцияРождественский городок в Селесте, Эльзас, Франция

Наиболее загадочной частью рождественского городка нам показались деревянные скамьи, украшенные резными и расписными фигурами, которые изображали самого настоящего русского мужика в лаптях и бабу в платочке! Возможно, такой выбор сюжета был связан с тем, что 2010 год был объявлен во Франции годом России (во всяком случае в Страсбурге мы, например, видели, что в символ страсбургского рождественского рынка включена российская символика; к тому же, на площади Гутенберга в Страсбурге целый месяц проводились мероприятия в рамках программы «Русское Рождество»).

Рождественский городок в Селесте, Эльзас, Франция

Продолжая рождественскую тему, следует сказать, что главный рождественский базар Селесты проходит на соседней площади Св. Георгия (Place Saint-Georges), около одноименной церкви. Тут будет уместно напомнить, что XVI веке именно в Селесте, которая тогда называлась Шлеттштадтом, появился обычай накануне Рождества наряжать ёлку (подробнее о зарождении и развитии этой традиции можно прочитать в заметке «История рождественской  ёлки с XVI века до наших дней»). По этому случаю в готической церкви Св. Георгия, главном храме Селесты, ежегодно в декабре проходит выставка, посвященная тому, как менялись традиции украшения ёлок на протяжении истории. В это время в церкви можно увидеть самые разнообразные ели, украшенные в соответствии с правилами той или иной эпохи, и узнать, какую символику несли в себе те или иные елочные украшения (источник фото: fotopedia.com).

Рождественская выставка в церкви Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Побывав на площади перед резиденцией аббатов Эберсмюнстера, мы как раз и пошли к церкви Св. Георгия, откуда уже хорошо был виден и второй храм Селесты — романская церковь Св. Фе (см. план города). Поразительный случай: в каком еще городе вы найдете две крупных старинных церкви, почти собора, на расстоянии менее чем 100 метров друг от друга! Конечно, так произошло не случайно, что готическая церковь оказалась буквально в двух шагах от более древней романской. Дело в том, что храм строился в пику монастырской церкви Св. Фе, как символ молодого вольного города и нарождающейся буржуазии, свободной от власти аббатства. Благодаря этому противостоянию, в городе и появилось два прекрасных храма, так что теперь для любителей искусства прогулка по центру Селесты — это еще и замечательная возможность сравнить и сопоставить два важнейших архитектурных стиля средневековой эпохи: готический и романский. Где еще вы сможете столь наглядно увидеть эволюцию, которую за несколько десятилетий XIII века прошла европейская религиозная архитектура? С одной стороны — церковь Св. Фе, превосходная иллюстрация романского стиля, с ее массивным силуэтом, малым количеством окон и темным и несколько подавляющим интерьером; с другой —  церковь Св. Георгия, более светская и светлая, устремленная к небу, со своей высокой готической колокольней, разноцветной черепичной крышей и многочисленными витражами, освещающими алтарную часть.

Церковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, ФранцияЦерковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Несколько слов о готической церкви Св. Георгия, которая выделяется своей высокой 60-метровой колокольней в стиле пламенеющей готики. Церковь строилась достаточно долго, почти два века, однако доминирующим стилем постройки является именно готический. Что стоит посмотреть в этой церкви? Снаружи советуем обратить внимание на множество порталов со скульптурным декором, а также на ажурный южный фасад с готическим окном-розой.

Церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Главный южный портал (входили мы, кажется, через западный) привлек наше внимание необычной фигурной скважиной. Интересно, каким же должен быть для нее ключ!

Церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, ФранцияЦерковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Внутри храма сильное впечатление производят две миниатюрных боковых капеллы, сплошь расписанные разноцветными узорами с позолотой. Кроме того, в церкви можно увидеть эпитафии известных эльзасских гуманистов, красивый орган, старинные фрески, скульптуры XVIII-XIX вв. и готический барельеф «Плат Вероники» (конец XV века), который приписывается скульптору Конраду Зиферу.

Церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Также хороша ренессансная кафедра проповедника (1619), которую поддерживает могучая фигура Самсон с выступающими на руках венами.

Церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, ФранцияЦерковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Но главным сокровищем церкви Св. Георгия являются витражи, которые занимают практически всю поверхность стен алтарной части. Среди них сохранилось достаточно много оригинальных средневековых витражей XV века; утраченные витражи были в 1960-х годах заменены современными, работы известного французского мастера Макса Энграна (Max Ingrand) (источник фото: commons.wikimedia.org). Более подробное описание истории этой церкви, ее архитектуры и интерьера, в том числе средневековых витражей, можно найти в заметке «Готическая церковь Св. Георгия (собор Селесты) и ее витражи»; там же указано, в какие часы церковь открыта для посещений.

Церковь Св. Георгия в Селесте, Эльзас, Франция

Напротив церкви Св. Георгия находится современная скульптура «Лезвие»La Lame») (1998) работы Марка Кутюрье (Marc Couturier), представляющая собой простую горизонтальную пластину, прикрепленную к стене старинного здания (бывшей латинской школы) на улице Rue du Babil. В пасмурную погоду эта, с позволения сказать, композиция представляет собой ничем не примечательное, плоское зрелище, а вот в солнечные дни, как утверждается, пластина эффектно «играет» своим позолоченным покрытием, освещая всё вокруг... Инсталляция якобы несет в себе глубинный символический смысл: ведет своего рода духовный диалог с расположенной поблизости гуманистической библиотекой Селесты, потому что установлена на стене исторического здания, в стенах которого эта книжная коллекция когда-то зародилась (дело в том, что основу этой книжной коллекции некогда заложила именно библиотека латинской школы, позднее дополненная личной библиотекой эльзасского гуманиста Беатуса Ренануса).

Скульптура «Лезвие» в Селесте, Эльзас, ФранцияСкульптура «Лезвие» в Селесте, Эльзас, Франция

Здесь же, на площади перед церковью Св. Георгия (Place Saint-Georges), находится интересный дом с фреской на фасаде. Это средневековое здание собраний цеха мясников (poêle de corporation des bouchers), построенное в 1478 году. Данный цех был самым богатым в городе, отсюда и привилегированное положение цехового здания буквально напротив главной церкви Селесты. Собрания мясников проходили на втором этаже здания. Также здесь располагался цеховой склад (амбар).

Здание цеха мясников в Селесте, Эльзас, Франция

Фреска на фасаде изображает святого Варфоломея, покровителя мясников. Святой — один из двенадцати апостолов — изображен с пальмой (символом мученичества) в левой руке. В правой руке он держит книгу. Согласно преданию, св. Варфоломей, проповедовавший в Индии и Армении, умер мученической смертью: с него живого содрали кожу, а затем обезглавили. Поэтому Варфоломея часто изображают с ножом мясника, используемым для сдирания кожи, а иногда он изображается держащим в руках собственную содранную кожу. И после всех этих ужасов его еще сделали покровителем мясников!

Здание цеха мясников в Селесте, Эльзас, Франция

Ранее на месте этой фрески находилась дверь, которая вела на деревянную галерею. На фреске можно заметить эмблему (герб) цеха мясников: две перекрещенных пилы.

Здание цеха мясников в Селесте, Эльзас, Франция

От площади у церкви Св. Георгия мы немного прошли по улице Rue du Babil, которая упирается в обширный ансамбль зданий, именуемый резиденцией королевского наместника (Lieutenance) или поместьем Лазаря Вайлера (Domaine Lazare Weiller) (адрес: Rue du Babil, 11). Первое название, как несложно догадаться, связано с тем, что этот комплекс (с 1680 по 1789 год) служил местом жительства наместников французского короля. Впоследствии, в 1920 году, его приобрел эльзасский меценат, промышленник, инженер-изобретатель и политик Лазар Вайлер (1858-1928). Страстно увлекавшийся физикой промышленник разрабатывал новые материалы для проводов, облегчающие передачу электрического тока. Кроме того, он возглавлял Телефонное общество и был одним из инициаторов введения во Франции телефонной связи. Также он увлекался активно развивавшейся в ту эпоху Авиацией, финансировал эксперименты пионеров американской авиации братьев Райт и основал Общую компанию воздушной навигации (предтеча нынешней Air France); в 1920 году он стал сенатором от Нижнего Рейна.

Резиденция королевского наместника в Селесте, Эльзас, Франция

Ансамбль состоит из зданий разных эпох. Наиболее древние части комплекса относятся к XIV-XV вв. (их можно увидеть со стороны бульвара Général Castelnau). Главное здание было выкуплено городом у дворянской семьи Ратсамхаузен (Rathsamhausen) в 1675 году — как уже говорилось, для размещения здесь королевского наместника. На протяжении XVI-XIX столетий комплекс неоднократно перестраивали. В частности, при Лазаре Вайлере было построено крыльцо,  или портик при входе, скрывший от глаз посторонних старинную дверь XVI века. Тогда же появились фахверковые служебные постройки в неоренессансном стиле. Вдобавок к этому, инженер снес несколько соседних домов, чтобы расширить свой сад-огород.

Резиденция королевского наместника в Селесте, Эльзас, Франция

К фасаду здания, в так называемый парадный двор, мы пройти на смогли, поскольку решетка была закрыта. Однако сама эта решетка тоже очень красива и является гармоничной частью ансамбля, так что мы не были особенно разочарованы. К тому же, само это место показалось наполненным какой-то удивительно тихой, романтической атмосферой... Кстати, к слову о романтике: помимо прочего, этот комплекс известен тем, что в начале 1950-х годов здесь нашла приют французская писательница Луиза де Вильморен (Louise de Vilmorin) (1902-1969), автор известного романа «Мадам де…» (1951), по которому были сняты не менее известные экранизации в 1953 и 2001 годах. Известно, что сам роман был написан Луизой де Вильморен именно в этой резиденции в Селесте.

Между прочим, если повезет, то на крыше этого дома, как и на многих других строениях в Эльзасе, можно увидеть аистов! (Подробнее об аистах в Эльзасе читайте в заметке «Обычаи и традиции Эльзаса»). Фото с сайта blog.doctissimo.fr:

Резиденция королевского наместника в Селесте, Эльзас, Франция

От резиденции мы снова вернулись к церкви Св. Георгия, а затем направились к площади Place Porte de Strasbourg, где увидели суровый силуэт Ведьминой башни. Ведьмина башня (Tour des Sorcières), на вершине которой тоже, к слову сказать, можно заметить аистиное гнездо, представляет собой старинные городские ворота (так называемые Нижние ворота — Niedertor/Porte basse), которые находились с восточной стороны первой городской крепостной стены (1216 года). Разумеется, нынешний облик башни отличается от первоначального, тем более что проход в виде угловой арки, который ранее существовал на нижнем этаже башни, ныне заложен камнем. Верхние этажи башни часто использовались в качестве тюрьмы, особенно в XVII веке, когда башня стала местом заточения «ведьм», которых отсюда вели на казнь. В 1774 году на нижнем этаже был устроен склад селитры и материалов для обороны города. Сегодня башня признана историческим памятником. Это единственное, что сохранилось от старинных городских укреплений XIII века. Обратите внимание на узкие щели бойниц для стрельбы из лука, которыми усеян фасад башни. А  о том, что проход в башне некогда закрывался опускной решеткой, свидетельствуют каменные консоли, которые сохранились в нижней части.

Ведьмина башня в Селесте, Эльзас, Франция

После того как проход в башне был замурован и она перестала выполнять функцию городских ворот, в этом качестве стали использоваться Страсбургские ворота (Porte de Strasbourg), которые можно увидеть рядом с башней, на этой же площади. Ворота были построены в 1679 году военным министром Людовика XIV маркизом де Лувуа, который лично заложил первый камень постройки после захвата города французами. Архитектура этих внушительных ворот из розоватого песчаника, кирпича и тёсаного камня типична для стиля военных построек эпохи Людовика XIV. Со стороны города ворота скорее напоминают небольшой особняк:

Страсбургские ворота в Селесте, Эльзас, Франция

С противоположной стороны ворота смотрятся более интересно (фото с сайта topic-topos.com): они увенчаны треугольным фронтоном, в центре которого помещен картуш с изображением льва в короне (герба Селесты), а также ветвей дуба и лавра, королевских лилий, св. Михаила, монограммы Людовика XIV и его символа — солнца. Под фронтоном установлен бюст — аллегорическое изображение Французской республики, которым в 1920 году решено было заменить бюст Людовика XIV. Эти ворота — единственное сохранившееся свидетельство городских укреплений того времени, построенных (после разрушения средневековых укреплений) по проекту прославленного военного инженера Вобана (1633-1707), с оборонительными творениями которого мы уже встречались в других французских городах: например, в Страсбурге и Сен-Мало.

Страсбургские ворота в Селесте, Эльзас, Франция

Свою функцию — служить проходом в город — ворота достаточно давно утратили: проход был замурован в 1919 году, когда на его месте была установлена мемориальная доска в память об осаде города в 1814 году, на заключительном этапе наполеоновских войн, когда война велась уже на территории Франции, и многие города, в том числе и Селесту, Метц, а затем и Страсбург бомбили союзники. Селесту защищал от осады антифранцузской коалиции командующий Франсуа Шарль Швейсгут (François Charles Schweisguth) (1769-1847). Вот несколько рисунков, иллюстрирующих тогдашние события (источник: alsatica.eu; иллюстрации Фредерика Регами (Frédéric Régamey) из французской книги «Военные рассказы об Эльзасе, 1792-1870 гг.», Récits militaires d'Alsace, опубликованной в 1905 году):

Осада Селесты в 1814 году, Эльзас, ФранцияОсада Селесты в 1814 году, Эльзас, Франция

А мы от Страсбургских ворот сворачиваем на площадь Капустного Рынка (Place du Marché aux Choux), где под номером 6 находится один из известнейших ренессансных домов Селесты — особняк Билле (Биллекса) (maison Billex). Этот дом с красивым двухэтажным эркером был построен в конце XVI века и перестроен в 1615 году Гансом Биллексом (Hans Billex). Здание является прекрасным образцом позднего ренессанса в Эльзасе. Первоначально дом назывался Zum kleinen Giessen, по имени протекавшего рядом ручья.

Дом Биллекса в Селесте, Эльзас, Франция

Помимо изящного, богато декорированного пилястрами, медальонами и растительными мотивами эркера, стоит обратить внимание на боковую дверь с разорванным фронтоном и дорическими пилястрами. Над дверью выбита дата перестройки дома (1615 год), а выше, на перемычке, описывается суть проведенных Биллексом работ. Как и на ренессансном портале резиденции прелатов Эберсмюнстера, здесь сказывается явное влияние античной архитектуры: в структуре портала несложно выделить такие части антаблемента, как карниз, фриз и архитрав.

Дом Биллекса в Селесте, Эльзас, ФранцияДом Биллекса в Селесте, Эльзас, Франция

В октябре 1681 года в этом богато обустроенном доме останавливался король Людовик XIV, о чем свидетельствует соответствующая надпись на эркере (надпись добавили в XX веке). Именно здесь французский монарх принял присягу верности от членов городского совета (магистрата) Страсбурга после капитуляции этого города, что ознаменовало окончательное присоединение Страсбурга к Франции (о непростом процессе постепенного вхождения территории Эльзаса в состав французского королевства — процессе, который в основном начался уже в 1648 году, — можно кое-что прочитать тут).

Мемориальная надпись на доме Биллекса в Селесте, Эльзас, Франция

К дому Биллекса примыкает особняк Сен-Ло (Hôtel de Saint-Lô), соединенный с ним башенкой с винтовой лестницей. Этот особняк датируется 1574 годом, но в начале XVII века претерпел множество изменений и приобрел облик, характерный для позднего эльзасского ренессанса. В 1649 году этот особняк, вместе с домом Биллекса, купил военный комиссар Жан Сен-Ло (Jean Sainct-Lô) (кстати говоря, именно его внук Игнатий, который принадлежал к ордену иезуитов, разработал проект интересной барочной кафедры для церкви Св. Фе в Селесте). Тогда же была построена та самая лестничная башня, объединившая оба дома (башня частично видна на следующем снимке, за фасадом дома Биллекса; хорошее фото башни можно посмотреть здесь).

Дом Биллекса и дом Сен-Ло в Селесте, Эльзас, Франция

Говорят, внутрь особняка Сен-Ло можно войти, хотя мы не пробовали. А жаль, потому что в башне скрывается невероятной красоты ренессансная винтовая лестница (фото с сайта blog.doctissimo.fr), которая закручивается прелестным завитком, создавая оптическую иллюзию какой-то бесконечной воронки, напоминающей раковину улитки:

Лестница ренессансного дома в Селесте, Эльзас, Франция

Со стороны особняков площади Капустного Рынка уже хорошо просматривалась сказочная Новая башня. В ее сторону мы и направились. Сначала пошли по улице Rue Dorlan, потом по Rue Turenne, а затем свернули направо по улице Rue de la Porte de Brisach, которая и вывела нас прямо к этой красивой башне (см. план города). Яркий фахверковый домик на углу улиц Rue de la Porte de Brisach и Rue Sylo:

Фахверковый дом в Селесте, Эльзас, Франция

На следующей фотографии можно оценить вид на Новую башню от угла улиц Rue de la Porte de Brisach и Rue de l'Hôpital, причем по правую руку видно историческое здание бывшего арсенала Сент-Илэр (Arsenal Saint-Hilaire), фасад которого находится уже со стороны Рыцарской улицы, слева от Новой башни, если стоять спиной к Рыцарской улице. Этот арсенал, или цейхгауз, был построен в 1518 году, а свое нынешнее имя получил лишь в 1785 году, во время перестроек, произведенных по приказу артиллерийского командира по фамилии Сент-Илэр (Marc Gaspard Capriol de Saint-Hilaire). В свое время в этом арсенале хранилось огромное количество снарядов, дегтя, боеприпасов... Обратите внимание на крытый терракотовой плиткой трехуровневый чердак со слуховыми окошками — явно указание на складскую функцию здания.

Арсенал и Новая башня в Селесте, Эльзас, Франция

От арсенала выходим уже непосредственно к Новой башне Селесты (Tour Neuve/Neutor). Она также носит название Часовой башни (Tour de l'Horloge), поскольку на ней установлены часы, механизм которых разработал талантливый эльзасский самоучка, часовщик и инженер Жан-Батист Швильге (Jean-Baptiste Schwilgué) (1776-1856), создатель знаменитых астрономических часов в Страсбургском соборе.

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Иногда эту башню также называют Рыцарской, поскольку от нее начинается Рыцарская улица (Rue des Chevaliers). А название «Новая башня» связано с тем, что она выходит на так называемую Новую дорогу (Neja waj). Разумеется, башня не всегда имела такой облик, как сегодня. Следующие иллюстрации помогут понять, как менялся вид башни на протяжении столетий:

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Первоначально башня служила одними из четырех ворот второй окружности городских стен, возведенных вокруг центра Селесты в 1280 году. Соответственно, в то время она должна была выполнять в первую очередь не декоративную, а оборонительную функцию (причем защищала она не только сам вход в город, но и расположенный по соседству арсенал, о котором мы говорили чуть выше). Отсюда и многочисленные оборонительные элементы, которыми была оснащена эта надвратная башня в XIII веке: разнообразные бойницы, угловые сторожевые башенки (бартизаны), а также барбакан — внешнее укрепление, охранявшее подступы к воротам, наряду с подвесным мостом через некогда существовавший здесь канал-ров. Все эти фортификационные устройства показаны на рисунке ниже:

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Прочие элементы, которые, надо сказать, сильно украшают башню, появились лишь в 1614 году, в эпоху Ренессанса, когда башня была надстроена и получила свое нынешнее живописное навершие с луковичным куполом, окруженным четырьмя угловыми башенками. Тогда же появились овальные амбразуры в верхней части башни и ажурная ячеистая галерея, также на верхнем этаже, плюс несколько дополнительных бойниц в виде прямоугольных отверстий в основном корпусе сооружения. Первые часы появились на башне в 1663 году. В 1891 году, после пожара, купол башни и венчающий ее фонарь были восстановлены. В летнее время на башню можно подняться и полюбоваться видом на город, хотя доступ ограничен из-за соображений безопасности (на следующей фотографии хорошо видна лесенка, ведущая на смотровую галерею).

Новая башня в Селесте, Эльзас, Франция

Проход под башней обрамляют две стрельчатых арки в готическом стиле (конец XIII века), прежде закрывавшиеся подъемными металлическими решетками (до сих пор сохранились следы желобков и крюков). Особый интерес представляют украшающие башню с разных сторон красочные фрески, которые датируются XVII веком и были отреставрированы в 1953 году.

Новая башня в Селесте, Эльзас, ФранцияНовая башня в Селесте, Эльзас, Франция

Так, например, на фресках внутри ворот (под башней) изображены на фоне видов Селесты различные городские ремесленники и их соответствующие цеховые гербы. В частности, на фреске с левой стороны (если стоять лицом к Рыцарской улице и спиной к  улице Пуанкаре) изображены представители восьми ремесленных цехов: мясник, сапожник, пекарь, портной ... Прямо как в детской считалке.

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Также под воротами башни находится небольшой барельеф, изображающий рыцаря:

Новая башня в Селесте, Эльзас, Франция

А если обойти башню с другой стороны (чего мы сделать не догадались), можно увидеть ее южный фасад (фото с сайта blog.doctissimo.fr), также украшенный фресками.

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Эти фрески уже имеют религиозное содержание и изображают сцену Распятия, с Богоматерью и святой Фе Аженской по одну сторону от креста и апостолом Иоанном и святым Христофором по другую (фото с сайта petit-patrimoine.com).

Часовая, или Новая, башня в Селесте, Эльзас, Франция

Сразу за Часовой башней начинается сказочная улица Рыцарей (Rue des Chevaliers). Это, пожалуй, самая нарядная улица Селесты: здесь особенно много затейливых красочных домиков с любопытными декоративным деталями. И без того нарядное впечатление усиливается развешанными вдоль улицы разноцветными флагами, напоминающими шелковые батики.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Рыцарская улица получила свое название в честь дома под номером 13, который именуется Zum Ritter, то есть «У рыцаря», поскольку первым владельцем дома был некий рыцарь. Сейчас это одна из главных торговых улиц города. Но нас больше всего поразило не обилие магазинов (которые, к тому же, по случаю понедельника были по большей части закрыты), а невероятная «плотность» замечательных старинных домиков с удивительными фасадами!

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Сразу бросается в глаза первый же дом по правую руку (адрес: Rue Chevaliers, 20-22), с замечательным деревянным эркером, нижнюю часть которого украшают резные изображения животных: белочки, совы, разных птиц. Дом очень понравился.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Фасад этого старинного военного дома, в наше время полностью отреставрированного и оформленного в неоренессансном стиле, радует глаз красочными «обманными» росписями, имитирующими лепнину, уступы фасада, колонны и прочие элементы декора (техника таких живописных иллюзий называется по-французски trompe l'oeil, «обман зрения»). Сегодня это популярное здание известно под названием Maison Roelly, поскольку здесь располагается магазин ювелирных изделий фирмы Roelly, которая была основана в 1983 году в Селесте (второй филиал этой компании, открытый в 2008 году, мы видели во время нашей прогулки по Кольмару; там он тоже занимает довольно интересное здание).

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Напротив, в симпатичном доме под № 21, находится текстильный магазин L'Armoire de Grand'Maman:

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Следом за ним, также по левую руку, видим два бледно-зелёных фахверковых домика (вероятно, № 22 и 23), соединенных деревянной галереей. На углу правого домика можно заметить небольшую фигурку рыцаря.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Узкая наклонная галерея, соединяющая оба здания, опирается на четыре каменных консоли, сделанных в виде смешных человечков:

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

По этой же стороне улицы, буквально через одно здание, в розоватом доме под номером 25 находится бывшее здание собраний цеха землепашцев (Poêle des Laboureurs) (угол Rue des Chevaliers/Rue Sainte-Barbe). Как и многие соседние постройки, дом был обильно украшен к Рождеству золотыми ангелочками и еловыми гирляндами. На углу здания, в нише, установлена фигура Богоматери с младенцем. Сегодня в здании размещается магазин Ambiance & Styles.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Минуем еще несколько зданий, и по правую руку, в доме № 15, находим продовольственный магазин Intermarché — неплохой супермаркет с хорошим выбором продуктов, вина и т.п. Здесь мы побаловали себя покупкой кое-каких сладостей, после чего направились дальше. Сразу за супермаркетом, в доме под номером 13, находится еще одно интересное здание с расписным фасадом, на фризе и ложных пилястрах которого изображены рыцари, гербы, а также музыканты с дудками. Перед нами уже упоминавшийся дом Zum Ritter, то есть «У рыцаря». Этот дом был построен, как считают, в 1552 году и сегодня является историческим памятником. В доме сохранилась ренессансная лестница, которую можно увидеть во время ежегодно проходящих в городе Дней культуры.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, ФранцияРыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Мы прошли немного дальше по Рыцарской улице и на углу с Rue Marteau обнаружили забегаловку в итальянском стиле под названием Cinecitta. Большинство блюд в этом ресторанчике названо в честь известных фильмов. Мы взяли пиццу (8 евро) и салат с морским коктейлем. Пили очень вкусный рислинг 1991 года, одну маленькую бутылочку на двоих. Остались довольны, тем более что в понедельник днем мало какие заведения работают. Глухое время, хотя и не воскресенье. Адрес ресторана Cinecitta в Селесте: Rue Marteau, 9. Помимо итальянских блюд, пиццы и пасты, здесь можно попробовать и традиционный эльзасский вариант пиццы — фламкухен или тарт фламбе (об этом и других эльзасских блюдах можно прочитать в заметке с нашим отзывом о посещении пивной в Страсбурге).

Ресторан в Селесте, Эльзас, Франция

Заморив червячка, мы продолжили путь по Рыцарской улице и вышли к романской церкви Св. Фе. Как уже говорилось, это второй важнейший храм Селесты после готической церкви Св. Георгия. На площади Place du Marché Aux Poissons перед церковью Св. Фе находится живописный старинный колодец, который в весеннее и летнее время обычно украшают цветами. Ну а нам он, конечном, предстал весь покрытый снегом, который всё никак не желал прекращаться. Подобного типа колодцы встречались нам и в других городах Эльзаса: например, в Кольмаре — во дворе музея Унтерлинден и непосредственно перед входом в музей, а также на площади Доминиканцев.

Колодец в Селесте, Эльзас, Франция

Относительно самой церкви Св. Фе (Сент-Фуа) стоит сказать, что это храм с массивными башнями, построенный в романском стиле во второй половине XII века и служивший монастырской церковью бенедиктинцев. Архитектуру церкви сильно исказили хозяйничавшие тут в XVII-XVIII вв. иезуиты, после чего храму потребовалась комплексная реставрация — которая, впрочем, не во всем была признана удачной.

Церковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

Снаружи храма, во дворе, можно увидеть парочку барочных скульптур. Вход в церковь оформлен в виде портика с двумя романскими сдвоенными окнами. Но особенно хорош расположенный в глубине портика красочный главный портал с расписным тимпаном и интересными консолями в виде забавных маленьких атлантов, как будто сидящих на корточках.

Церковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, ФранцияЦерковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

Внутри церковь, как и положено романским храмам, достаточно сумрачная. Окон здесь немного, и они небольшого размера (хотя справедливости ради надо сказать, что первоначально окна были еще более узкими — их расширили иезуиты). По сравнению с готической церковью Св. Георгия, витражи здесь практически отсутствуют, а те, что имеются, относятся уже к XIX веку: средневековых витражей храм лишился по милости всё тех же иезуитов. Главным украшением интерьера церкви является, что характерно, интересная барочная кафедра (хоть что-то хорошее осталось от иезуитов!). Также стоит отметить два органа.

Церковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, ФранцияЦерковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

Алтарная часть храма, где, собственно, и находятся основные витражи, показалась нам особенно уютной благодаря большому рождественскому вертепу и живым елочкам, которые — несмотря на то что Рождество уже было позади — приветливо светились синеватыми огоньками. Более подробное описание истории этой церкви, ее архитектуры и интерьера можно найти в заметке «Романская церковь Св. Фе»; там же указано, в какие часы церковь открыта для посещений.

Церковь Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

Рядом с церковью находится одноименная школа — école Sainte Foy, являющаяся частью обширного ансамбля, который ранее занимал колледж иезуитов, обосновавшихся в Селесте в 1615 году (подробнее об этом можно прочитать в разделе об истории церкви Св. Фе). После изгнания иезуитов в 1765 году здания были переданы городу для размещения офицеров. С 1874 года здесь находятся образовательные учреждения.

Школа Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

На фасаде школы в 1934 году была установлена мемориальная доска в честь 300-летней годовщины вступления в город французских войск Людовика XIII (источник фото: petit-patrimoine.com). Это произошло в разгар Тридцатилетней войны, когда Селеста, Кольмар и многие другие города Эльзаса были заняты шведами (в 1632 году шведы пришли на помощь немецким протестантам и восстановили отмененную императором Фердинандом II Габсбургом в 1627 г. протестантскую религию). Примерно в это же время французское правительство кардинала Ришелье решило, что настал удачный момент, чтобы вмешаться в войну против Габсбургов. К тому же, 6 сентября 1634 года непобедимые до той поры шведы потерпели поражение в битве при Нердлингене и запросили помощи у короля Франции.

Школа Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

9 октября в Страсбурге был подписан франко-шведский договор, по которому оккупированные шведами эльзасские территории переходили к Франции. 23 октября французские войска вошли в Селесту. Однако до Вестфальского мира 1648 года, когда почти весь юг Эльзаса (кроме десятка вольных городов, сохранявших подчиненность Священной Римской империи) перешел к Франции, оставалось еще 13 лет. Еще дольше оставалось до Нимвегенского мира (1679) между Францией и Священной Римской империей, по которому к французскому королевству переходил уже весь Эльзас (за исключением Страсбурга, капитулировавшего двумя годами позже).

Школа Св. Фе в Селесте, Эльзас, ФранцияШкола Св. Фе в Селесте, Эльзас, Франция

А мы снова возвращаемся на Рыцарскую улицу. Под № 7 (угол Rue des Chevaliers и Rue des Marchands) находится еще один замечательный дом, частично фахверковый, частично оформленный в уже знакомой нам технике trompe-l'oeil. На углу здания установлена очередная фигурка рыцаря, только на этот раз в полном вооружении и на коне (работа местного краснодеревщика). В XVIII веке здесь жил бондарь (на фасаде даже сохранился соответствующий герб).  А сегодня в этом нарядном доме размещается популярная кондитерская Pâtisserie Benoît Wach. В этой кондитерской-шоколаднице стоит побывать хотя бы ради интерьеров (говорят, они тоже оформлены в стиле trompe-l'oeil). Ну и, конечно, ради божественных десертов, мороженого, муссов, пирогов, пирожных... Проблема только в том, что понедельник в этом заведении выходной, так что мы попасть сюда не смогли. Но место действительно очень известное и рекомендуемое путеводителями.

Рыцарская улица в Селесте, Эльзас, Франция

Проходим немного назад по Рыцарской улице и сворачиваем на улицу Rue Sainte-Barbe. Здесь, на площади Place de la Victoire, возвышается здание арсенала Сент-Барб (святой Варвары) (Arsenal Sainte-Barbe) с характерным для рейнского ренессанса зубчатым щипцом и традиционным для Эльзаса гнездом аиста на макушке. Между прочим, вес таких гнезд может достигать 400 кг! (подробнее об аистах в Эльзасе читайте в заметке «Обычаи и традиции Эльзаса»). Увы, впечатление от фасада нам подпортила большая растяжка с призывом «Отдай свою кровь!» в честь проходившей в городе донорской акции.

Арсенал Сент-Барб в Селесте, Эльзас, Франция

Здание арсенала было построено в 1470 году на месте бывшей средневековой синагоги Селесты и первоначально служило городским складом различных товаров, о чем свидетельствуют многочисленные слуховые окна на крыше (что касается синагоги, то сейчас в Селесте есть другая, красивая и современная синагога, выстроенная в XIX веке; см. карту города). В 1534 году, из-за недостатка места в старом арсенале Сент-Илэр, часть оружия стали хранить здесь. Отсюда и название арсенала, Sainte Barbe — то есть он назван в честь святой Варвары Илиопольской, покровительницы артиллеристов. В XIX веке здание снова стало использоваться по своему первоначальному назначению: в качестве склада зерна, табака, хмеля. Тогда же, в конце XIX - начале XX века, были расширены окна и добавлена монументальная двойная лестница в неоготическом стиле, ведущая к входной двери.

Арсенал Сент-Барб в Селесте, Эльзас, Франция

В 1901 году первый этаж был переоборудован в концертный зал, а затем в зал собраний. Второй этаж стал использоваться в качестве банкетного зала. В настоящее время в здании также проводятся разного рода праздники, собрания, выставки и прочие подобные мероприятия. Справа от входа, на углу, можно заметить статую св. Варвары, выполненную в XX веке. Также в начале XX века немцы пристроили к южному фасаду здания балкон, который, однако, был ликвидирован в 1985 году (см. старое фото).

Арсенал Сент-Барб в Селесте, Эльзас, Франция

На площади вокруг арсенала — всё это пешеходная торговая зона — нашлось несколько приятных магазинов, но поскольку был понедельник, большинство работало в урезанном режиме: многие, например, открывались только в два часа и закрывались уже в шесть. Так что шопинг получился довольно ограниченный. Мы лишь зашли затовариться в магазин Camaieu, а еще — побывали в хорошем магазине с богатым выбором сумок и рюкзаков. Вообще надо сказать, что эльзасские города удивили и порадовали нас этим аспектом шопинга: и в Страсбурге, и в Кольмаре нам встретилось несколько добротных магазинов, где можно купить сумки и, главное, рюкзаки любых расцветок, форм, размеров и материалов, а это довольно большая редкость, хотя активным путешественникам без рюкзаков не обойтись. (Например, в Кольмаре такой магазин есть непосредственно напротив собора).

После краткого забега по магазинам мы пошли от арсенала Сент-Барб по улицам Baudinot, Boulevard du Maréchal Foch и Avenue de la Liberté и вышли к водонапорной башне и вокзалу. Думали съездить еще в аббатство Эберсмюнстер, которое расположено тут поблизости, но автобуса почему-то долго не было, и в итоге решено было ехать обратно в Кольмар. Посидели на вокзале, отогреваясь в зале ожидания, сели на поезд и уже через 11 минут были в Кольмаре. Кстати, путешествуя по Франции, не забывайте компостировать железнодорожные билеты! Для этого предназначены яркие желтые ящички (валидаторы) такого вот вида, которые можно в количестве несколько штук увидеть в здании вокзала и на платформах.

Автомат для валидации билетов на вокзале во Франции

♦♦♦♦♦♦♦

Другие материалы из нашего отчета о поездке в Селесту:

- Селеста, город гуманистов и родина новогодней ёлки

- Романская церковь Св. Фе в Селесте

- Готическая церковь Св. Георгия и ее витражи

- Гуманистическая библиотека Селесты

♦♦♦♦♦♦♦

Полезные ссылки:

- Бюро туристической информации Селесты и региона

- Туристические буклеты по Селесте и окрестностям (с картами и описаниями достопримечательностей; доступны для бесплатного скачивания)

- Дидактические материалы по историческим достопримечательностям города Селеста

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Селесты, Эльзас, Франция (это подробный план центра города, с названиями улиц и указанием основных достопримечательностей). Чтобы загрузить план Селесты, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Пешеходная зона Селесты обозначена на карте зелёным цветом. Розовыми стрелками обозначен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Селесты. Основные достопримечательности Селесты (церкви, исторические здания, памятники) обозначены розовыми кружками с цифрами.

План города Селеста, Эльзас, Франция

Предлагаем вашему вниманию также еще один туристический план города Селеста. Это карта центральной части города, на которой обозначены названия основных улиц и местоположение свыше тридцати туристических объектов. Также на этой карте указано направление в сторону железнодорожного вокзала, расположенного примерно в 700 метрах от Старого города.

План города Селеста, Эльзас, Франция

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)