Витражи Страсбургского собора: истории, сюжеты и загадки

Витражи по праву считаются главным украшением интерьера Страсбургского кафедрального собора. По количеству средневековых витражей собор Страсбурга занимает второе место после Шартрского: здесь насчитывается 500 тыс. фрагментов стекла, составляющих в целом 4600 витражных картин. Большинство витражей в соборе относятся к эпохе средневековья, некоторые даже принадлежат к романскому периоду (это, прежде всего, серия витражей, относящихся к так называемой галерее королей и императоров). Остальные витражи являются образцами готического искусства и относятся к XIII и XIV веку. Богатая коллекция средневековых витражей XII, XIII и XIV века считается одной из наиболее значительных во Франции. Лишь незначительная часть витражей собора была создана в XIX-XX вв.

Кафедральный собор Страсбурга, витражи

Сцены, представленные на средневековых витражах собора в Страсбурге, называют «Библией для бедняков» (Biblia pauperum): как и истории, вырезанные в камне на порталах собора, они повествуют о жизни Богоматери и Иисуса Христа и других сюжетах Ветхого и Нового завета. В древности, когда совсем немногие люди умели читать, искусство помогало священникам донести до прихожан Слово Божие. Теологи приписывали витражам способность просветлять душу человека и удерживать его от зла.

Чтобы лучше ориентироваться в описании и расположении витражей, рекомендуем использовать план Страсбургского собора:

Кафедральный собор Страсбурга, план

Центральный неф собора в Страсбурге насчитывает 7 пролётов и поднимается на высоту трех ярусов: во-первых, угловые арки аркады с пролётами высотой почти 6 метров, во-вторых, сводчатый коридор над нефом (трифорий) — галерея на втором ярусе храма и, в-третьих, верхний ряд окон. Таково традиционное устройство готического собора. Соответственно располагаются и витражи: за аркадой (в боковых нефах), в арке трифория и на верхнем ярусе. Все три «этажа» собора хорошо видны на следующем рисунке:

Кафедральный собор Страсбурга, схема расположения витражей

Великолепные витражи этих трех ярусов, а также витражи поперечного нефа (трансепта) составляют основу уникальной коллекции средневекового витражного искусства Страсбургского собора.

1. Витражи нефа (нижнего яруса): северный боковой неф

Витражи в северном приделе (боковом нефе слева от алтарной части) относятся к романскому периоду (в основном середина XIII века: ок. 1255-60 гг.) и изображают королей и императоров Священной Римской империи. Это одни из наиболее древних витражей Страсбургского собора. Всего здесь пять витражных окон, изображающих 19 германских императоров (так называемая галерея императоров): на одном витраже только три императора, поэтому фигур девятнадцать, а не двадцать; к тому же, некоторые императоры изображены дважды и даже трижды.

Хронологический принцип в последовательности изображения правителей соблюдается далеко не всегда. Все императоры изображены с нимбами, несмотря на то что не каждый из них канонизирован. Тут мастера придерживались византийской традиции, согласно которой земной правитель приравнивается к посланнику Бога.

Самые старинные витражи северного ряда расположены ближе ко входу (т.е. дальше всего от хора). На самом первом витраже (опять-таки если считать от входа, то есть от запада к востоку) изображены Генрих I Птицелов, Фридрих I Барбаросса и Генрих II Святой (Бамбергский) (четвертое окно, по всей видимости, занимал Оттон I Великий). На следующей фотографии видна правая часть витража [9], а рядом — более крупное изображение Генриха II [3], одного из крупнейших благодетелей Страсбургского собора (обратите внимание на надпись Henricus Babinbergensis). В левой руке у Генриха II документ об учреждении сана главного пребендария, главы органа младших каноников (grand chœur), существовавшей в Страсбурге параллельно с кафедральным капитулом (grand chapitre), и соответствующей богатой пребенды (Prébende du roi de Choeur).

Кафедральный собор Страсбурга, императоры Фридрих I Барбаросса и Генрих II СвятойКафедральный собор Страсбурга, император Генрих II Святой

Как гласит легенда, прибыв в Страсбург в 1012 году, набожный Генрих II был настолько впечатлен благочестием и рвением здешних каноников, что даже решил отказаться от короны и вступить в капитул Страсбургского собора. Но страсбургский епископ Вернер (Вецелин) отговорил его, прибегнув к одной хитрости: удостоверившись, что император твёрд в своем намерении, он спросил его: «Готовы ли вы, ваше Величество, принести мне, епископу, обет послушания, как того требует устав, и повиноваться отныне во всем?» и, получив утвердительный ответ, отдал «приказ» вновь взять в свои руки империю, которую доверил ему Бог.

Верхняя розетка витража с тремя императорами изображает Распятие (в отличие от большинства витражей этого ряда, она относится в основном к XIX веку) [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

На втором витраже северного ряда окон нижнего яруса изображены, соответственно, императоры Отто I, Отто II, Отто III и Конрад (слева направо). Рядом с императором Конрадом стоит его сын, Генрих III [3].

Кафедральный собор Страсбурга, императоры Кафедральный собор Страсбурга, император Конрад

В верхней розетке представлена сцена Воскресения, в двух нижних — ангелы с кадилами.

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

На третьем витраже изображены (слева направо): Филипп Швабский Гогенштауфен (Rex Philippus), снова Генрих II Святой Бамбергский (Henricus Rex Babinbergensis), еще раз он же (только под именем Rex Henricus Claudus, то есть «хромой»: во время путешествия в Рим Генрих вывихнул ногу) и снова Фридрих I Барбаросса (Fredericus imperator submersus, то есть «утонувший»: император погиб, упав в речку Селиф). Справа — более крупное изображение Филиппа Швабского (младшего сына императора Фридриха Барбароссы) [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж, императоры Кафедральный собор Страсбурга, витраж, император Филипп

Король Филипп отличался мягким, весёлым нравом и щедростью, любил науку и поэзию. Он соперничал за императорскую корону с Оттоном IV и был убит в 1208 году в Бамберге, куда прибыл на свадьбу своей племянницы Беатрикс Бургундской. Убийство совершил из личных мотивов Оттон Виттельсбах, пфальцграф Баварский из-за расторжения помолвки с дочерью Филиппа, Беатрикс Швабской, которую король предложил теперь своему бывшему противнику и преемнику Оттону IV, чтобы укрепить мир с побежденным соперником. За преступление пфальцграф Оттон поплатился головой. А свадьба Оттона IV и Беатрикс Швабской состоялась в 1212 году, когда невеста достигла 14-летнего возраста. Правда, через 21 день после свадьбы юная Беатрикс скончалась.

Верхняя розетка третьего витража изображает, как одна из святых жен-мироносиц сообщает о Воскресении Христа св. Петру и другим апостолам (они изображены в лепестках розетки); в верхнем лепестке помещен сам Христос. Две нижних розетки изображают ангелов [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Четвертый витраж называют витражом Карла Великого. На этом витраже мы видим (слева направо): Карла Мартелла (отца Пипина Короткого), затем собственно Карла Великого (обратите внимание на надпись Karolus magnus rex), Пипина Короткого и Людовика I Благочестивого. Справа — более крупное изображение Людовика I Благочестивого и деталь балдахина [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж, императоры Кафедральный собор Страсбурга, витраж, император Людовик I Благочестивый Кафедральный собор Страсбурга, витраж, балдахин

В верхней розетке этого окна изображено явление Христа неверующему Фоме, в маленьких нижних — ангелы.

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Наконец, самый близкий к хору пятый витраж представляет потомков Людовика Благочестивого: Лотаря I и его сыновей Людовика II, короля Италии, Лотаря II, короля Лотарингии, и Карла, короля Прованса. Вот это окно (справа — крупное изображение третьей слева фигуры: историки считают, что, несмотря на надпись «Людовик», это именно Лотарь II; унаследованные им от Лотаря I земли получили название Лотарингия) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж, императоры Кафедральный собор Страсбурга, витраж, император Лотарь

В верней розетке изображено явление Христа Марии Магдалине (Не прикасайся ко мне — Noli me tangere):

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

2. Витражи нефа (нижнего яруса): южный боковой неф

В южном приделе (боковом нефе справа от алтарной части) установлена серия из пяти витражных окон, которые относятся к несколько более поздней эпохе (XIV век, ок. 1330-1340 гг.) и изображают сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. Этот повествовательный цикл представляет собой своего рода древний «комикс», который позволял последовательно и наглядно рассказать неграмотному населению о главных эпизодах в жизни этих двух важнейших персонажей Нового завета. Благодаря тому что эти витражи занимают нижний ярус и находятся на небольшом расстоянии от зрителей, их удобно рассматривать в деталях. Следующий рисунок показывает расположение витражей южного бокового нефа в общей конструкции Страсбургского собора [1]:

Кафедральный собор Страсбурга, расположение витражей южного бокового нефа

К сожалению, состояние именно этих пяти витражных окон южного бокового нефа в настоящее время наиболее плачевное. С 2007 года начался сбор средств на их реставрацию. Планируется применить самые современные технологии, чтобы восстановить поврежденные витражи, вернуть им прежний блеск и по возможности защитить от агрессивного воздействия среды. В настоящее время некоторые секции витражных окон этой части храма извлечены с целью анализа в исследовательской лаборатории исторических памятников: обратите внимание на недостающие фрагменты витражей на следующих фотографиях. После анализа причин «болезни» витражей будут выработаны рекомендации и проведены соответствующие реставрационные работы.

Первый (наиболее близкий к хору) витраж этого ряда называют витражом Девы Марии. В четырех проемах со стрельчатыми арками представлено 16 сюжетов (слева направо): Благовещение св. Анне; Благовещение св. Иоакиму (родителям Богородицы); Встреча (целование) у Золотых ворот; Рождение Девы Марии (верхний ряд); Введение Марии во храм; потомки Давида (сыновья от всех колен Израилевых) кладут свои жезлы на алтарь (чтобы выбрать жениха для Марии); жезл Иосифа расцветает лилиями; Обручение Марии с Иосифом (второй ряд сверху); Благовещение; Рождество Иисуса Христа; Поклонение пастухов; Поклонение волхвов (второй ряд снизу); Сретение Господне; Избиение младенцев; Бегство в Египет; Христос среди мудрецов в Храме (нижний ряд). По бордюру витраж украшают фигуры пророков (в том числе причисленный к пророкам Аристотель).

Кафедральный собор Страсбурга, витраж Девы Марии Кафедральный собор Страсбурга, витраж Девы Марии

Более детальное изображение двух секций, «Благовещение св. Анне» и «Жезл Иосифа расцветает лилиями» [1]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж Девы Марии Кафедральный собор Страсбурга, витраж Девы Марии

В центре наверху — небольшая розетка с изображением восседающего на троне Христа. В левой руке он держит Евангелие, а правой благословляет. Две нижних розетки изображают ангелов с кадилами [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Второе окно посвящено жизни Иисуса Христа. Представлены следующие сцены (слева направо): Проповедь Иоанна Крестителя и Крещение в реке Иордан, Искушение Христа, Брак в Кане Галилейской, Нагорная проповедь (нижний ряд); Исцеление расслабленного в Капернауме и Воскрешение дочери Иаира, Изгнание бесов и Воскрешение сына Наинской вдовы, Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами (Чудо умножения хлебов), Исцеление бесноватого (второй ряд снизу); Иисус и самаритянка, Пир в доме Симона Фарисея, Буря на Галилейском озере, Преображение Христа (второй ряд сверху); Иисус и грешница, Воскрешение Лазаря, Каиафа предсказывает искупительную смерть Христа, Христос входит в Иерихон (Закхей на смоковнице) (верхний ряд). Верхняя розетка изображает Богоматерь с Младенцем, две нижних — ангелов с кадилами [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами жития Иисуса

Более детальные фотографии отдельных сцен этого витражного окна: «Искушение Христа в пустыне» (дьявол приступил к нему и попытался соблазнить на грех тремя обольщениями: голодом, гордыней и верой); «Пир в доме Симона Фарисея» (на ужине у фарисея Симона Христос простил грешницу, пришедшую помазать его миром и омыть его ноги слезами; эту женщину часто отождествляют с Марией Магдалиной); «Буря на Галилейском озере» (чудо укрощения бури) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами жития ИисусаКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами жития ИисусаКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами жития Иисуса

Третье окно посвящено Страстям Христовым. Представлены следующие сюжеты (слева направо): Вход в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Гефсиманский сад (нижний ряд); Предательство Иуды, Отречение Петра, Иисус перед Анной, Иисус перед первосвященником Каиафой, Бичевание Христа (второй ряд снизу); Возложение тернового венца, Иисус перед Пилатом, Путь на Голгофу, Два разбойника Дисмас и Гестас, которых ведут на смерть вместе с Христом (второй ряд сверху); Распятие Благоразумного разбойника, Распятия Христа, Распятие Безумного разбойника, Положение во гроб (нижний ряд) [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей Христовых

Более детальные фотографии отдельных сцен этого витражного окна: «Предательство Иуды», «Иисус в доме первосвященника Анны и первое отречение Петра» и «Иисус перед Пилатом» [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей ХристовыхКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей ХристовыхКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей Христовых

Еще три секции этого окна: «Несение Креста», «Распятие Христа» и «Распятие Безумного разбойника» (Гестаса) (Безумный разбойник был распят с левой стороны от Христа; на витраже показано, как демон вынимает у него душу через рот; в отличие от Благоразумного разбойника Безумный обычно изображается отвернувшимся от Христа и даже развернутым спиной) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей ХристовыхКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей ХристовыхКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страстей Христовых

Верхняя розетка этого витражного окна изображает Успение Богородицы, две нижних — ангелов с кадилами.

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Четвертое окно содержит изображения сцены Воскресения и последовавших за этим событий (слева направо): Сошествие во ад, Закованный в цепи Сатана, Воскресение, Жены-мироносицы у гроба Господня (нижний ряд); Явление Христа Марии Магдалине (Noli me tangere), Явление Христа женам-мироносицам и св. Петру, Ужин в Эммаусе, Явление Христа одиннадцати апостолам (второй ряд снизу); Фома неверующий (Явление апостолу Фоме), Явление Христа апостолам на горе в Галилее, Чудесная ловля рыб, Явление Христа апостолам на вечери (второй ряд сверху); Вознесение, Спаситель исчезает в облаках, Ожидание сошествия Духа Святого, Сошествие Святого Духа на апостолов (верхний ряд) [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений Христа

Секция, которую сейчас нельзя увидеть из-за реставрации: Чудесный лов рыбы, или Явление Христа на берегу Тивериадского озера (оно же Галилейское море): «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин.21) (источник иллюстрации: [7]):

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений Христа

Более детальные фотографии отдельных сцен этого витражного окна: «Сошествие Христа во ад» (Христос в сопровождении ангела сокрушает врата ада и выводит в райскую обитель  ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву — их фигуры находятся на первом плане и снабжены соответствующими подписями, Adam и Eva; мы видим сложенные в подобие креста обломки сокрушенных Иисусом ворот и разбитые им замки) и «Ад» (сидящий на земле и закованный в железо Сатана в адском пекле) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений ХристаКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений Христа

Еще три сюжета этого окна: «Явление Христа женам-мироносицам и св. Петру» (на сцене слева воскресший Христос обращается к мироносицам, стоящим на коленях, святые жены как раз шли к апостолам с полученной от ангелов вестью воскресения; в правой части изображена сцена явления апостолу Петру Симону — после воскресения Иисус явился первому из апостолов именно Петру, в том числе и для того, чтобы «утешить его и показать, что он не отвергнут» (св. Иоанн Златоуст)), «Вознесение»  (Иисус «стал отдаляться от них и возноситься на небо») и «Спаситель исчезает в облаках» (апостолы на коленях взирают на небо: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян.1:9-11)) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений ХристаКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений ХристаКафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Воскресения и явлений Христа

Верхняя центральная розетка этого витражного окна изображает Коронование Богородицы, две нижних — ангелов с кадилами [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Наконец, последнее, пятое окно этого ряда (то, которое расположено ближе всего ко входу в собор и дальше всего от хора) посвящено сценам Страшного суда. В верхней розетке восседает Христос-Судия, а основное поле витражного окна занимают изображения праведников и грешников и огромная фигура Сатаны [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж со сценами Страшного суда

3. Витражи нефа (верхнего яруса): центральный неф

Витражи для верхнего ряда окон центрального нефа в Страсбурге создавались в период между 1250 и 1275 годами. Эти витражи демонстрируют переход от так называемого «угловатого» стиля (Zackenstil) (для которого характерны резкие линии и острые углы) к зрелой готике французского образца [2]. Раньше, например, было принято помещать витражные фигуры в декоративное обрамление из двух пересекающихся квадрифолиев, т.е., попросту говоря, четырехлистников (квадрифолий — это элемент декора в виде равноконечного кре­ста с округлыми лопастями-«ли­стьями»). А в Страсбургском соборе двойными квадрифолиями обрамлены только фигуры на крайнем восточном витраже южной стены. Фигуры эти занимают почти всю область окна, поэтому орнаментальный фон отсутствует: оставлено лишь место для обрамления. В витражах, расположенных на окнах верхнего яруса, представлен принципиально новый тип композиции: поля для фигур здесь обрамлены арками с балдахинами. Теперь витражисты уже не изобретали художественные формы, а просто копировали их с архитектурных чертежей готических зданий [2].

Все витражи окон верхнего яруса относятся к середине XIII века (ок.1245-65) и изображают различных святых и епископов. Каждое из них разделено на четыре высоких ланцетных окна, над которыми помещены две маленьких 4-лепестковых и одна более крупная центральная (6-лепестковая) розетка (медальон) [4].

3.1 Окна северной стены

Первый (считая от хора) витраж в северном ряде окон верхнего яруса содержит изображения четырех римских пап (верхний ряд) и четырех дьяконов (нижний ряд), с суровыми бородатыми лицами:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением римских пап и дьяконов

В трех верхних розетках изображены ангелы. Ангел верхней центральной розетки [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Второе витражное окно также двухъярусное: здесь изображены восемь воинов-мучеников со щитами и мечами или копьями. В верхней розетке (медальоне) изображен Христос с Евангелием, благословляющий правой рукой, в двух нижних розетках мы снова видим ангелов.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением воинов-мучеников

Третий витраж (ок. 1265 г.) (первый из «епископских») запоминается прежде всего двумя грандиозными фигурами, занимающими четвертый (крайний правый) секции. Это Dux Achacius (св. Агафий) (сверху) и Dux Marcus (св. Марк) (снизу), мученики в рыцарских костюмах и с мечами. Остальные шесть фигур этого (двухъярусного, как и прочие в этом ряду) витража являются чуть более поздними (они относятся к началу XIV века) и представляют епископов (не только страсбургских): это св. Арбогаст, св. Максимин, св. Амант (верхний ряд) и св. Солар (Соларий), св. Валентин, св. Юст (нижний ряд). Хронологическая последовательность тут, как и в Галерее императоров, также не соблюдается. В двух боковых медальонах (розетках) по традиции изображены ангелы, а в центральном верхнем — Христос с обоюдоострым мечом, который он поддерживает обеими руками.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением воинов-мучеников и епископов

Фигуры епископов на этих витражах изображены живо и правдоподобно. В качестве примера можно привести повернутую в профиль фигура святого Арбогаста (Arbogast de Strasbourg), епископа Страсбурга во второй половине VII в. Обрамляющий святого двойной бордюр с лиственным орнаментом отделяет фигуру от каменной рамы окна. Святой стоит на пьедестале. Его богато украшенные одежды многослойны: из-под тяжелых чашеобразных складок ризы видны вертикальные складки туники и изящно струящаяся драпировка альбы (часть одеяния католического священника, широкая белая туника) [2]. Несмотря на то что фигура эта выдержана в традициях зрелой готики, выразительное лицо святого достаточно индивидуализировано. Волосы, борода, глаза и губы резко контрастируют по цвету с телесными тонами лица и шеи. На фотографии справа — пятый епископ Страсбурга Солар (Соларий или Солариус) (епископ середины VI в.) (он изображен в нижнем ярусе, под св. Арбогастом) [источник иллюстраций: 3]. На вершинах архитектурных украшений, обрамляющих фигуры епископов, можно заметить маленьких птичек.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением воинов-мучеников и епископовКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением воинов-мучеников и епископов

Четвертое и пятое окна северной стены также называются епископскими и содержат по восемь изображений страсбургских епископов (их имена выписаны на нимбах, иногда, правда, без слова Sanctus; хронологическая последовательность, как всегда, не соблюдается). Эти витражи были созданы ок. 1270. Общий вид четвертого витража и более детальный вид [4]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением епископовКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением епископов

В верхней розетке четвертого витража мы видим Мадонну с Младенцем [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная розаКафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Шестое окно этого ряда (наиболее удаленное от хора; следующий пролёт после органа) несколько более позднее, чем остальные. Оно относится к концу XIV века и значительно отличается от всех предыдущих. Оно состоит из двух стрельчатых лансет (ланцетов), поделенных на семь частей. Верхние витражи изображают пророка Иезекииля и философа Аристотеля, а нижние — битву добродетелей с пороками (и те и другие аллегорически изображены в виде женщин). Смирение борется с гордыней, вера с идолопоклонством, простота (искренность) с лукавством (хитростью), умеренность с чревоугодием, справедливость с беззаконием; надежда с отчаянием, мужество с предательством, единство с раздором, целомудрие со сластолюбием, благотворительность с алчностью, милосердие с завистью. Вероятнее всего, раньше это витражное окно находилось в южном боковом нефе.

3.2 Окна южной стены

Первый (считая от хора) витраж в южном ряде окон верхнего яруса относится к середине XIII века (ок. 1245-50) и представляет 12 фигур, распределенных по четырем вертикальным отсекам, по три фигуры в каждом, одна под другой, без разделяющего их орнамента, как в других витражах. Это фигуры Девы Марии и 11 святых: св. Екатерина, св. Цецилия, св. Одилия, св. Маргарита, св. Аурелия, св. Агнесса, св. Аттала, св. Розина, св. Луция, св. Бригитта и св. Варвара. Черты лица у всех довольно схожи. Каждая святая держит в одной руке пальму, а другую прижимает к груди. Особенно примечателен образ Девы Марии с Младенцем, который привлекает своеой нежностью и человечностью. На Богоматери нет короны, на руках у нее маленький Иисус, который ласково держит мать за подбородок. В целом это окно считается более искусно сделанным и совершенным в художественном плане, чем все следующие.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением святыхКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением Мадонны

В двух нижних медальонах-розетках изображены ангелы, в верхнем — Агнец Божий [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Второе окно относится к той же эпохе. Оно разделено на четыре ланцета, по две фигуры в каждом. Здесь снова изображены женские святые с пальмами в руках (некоторые также держат лампы, как мудрые девы из известной притчи), помещенные в рамки из живописной архитектуры. Это окно, как считается, является работой не столь выдающейся витражной школы, чем окно предыдущего пролета.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением святых

Два нижних медальона-розетки занимают ангелы с орудиями Страстей, а верхний — Христос-Судия со стигматами на руках и мечом Апокалипсиса в устах («Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч» (Ап. 2:12). «Очи Его, как пламень огненный... Из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Ап. 1:14, 1:16)).

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Третье, четвертое и пятое окна этого ряда относятся к 1265-75 гг. Они также содержат по восемь изображений святых женщин с диадемой на голове и пальмой в руке. В верхней розетке третьего окна изображен голубь, четвертого — коронование Богоматери (в нижних розетках по традиции изображены ангелы). Интересны розетки пятого окна: две нижних изображают ангелов с фантастическими драконами, верхняя — еще одного ангела.

Кафедральный собор Страсбурга, витражная розаКафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Шестое (наиболее удаленное от хора) витражное окно — наиболее позднее на этой стене (ок. 1325-1330) и одно из наиболее сильно пострадавших во время бомбардировок 1870 года. Несмотря на аналогичную структуру, оно значительно отличается от остальных витражей этого ряда. Вся верхняя половина четырех ланцетов заполнена архитектурным орнаментом (балдахинами), а нижняя отведена под изображение персонажей, в целом составляющих единую сцену суда Соломона. Монументальные персонажи этого витража помещены в четыре стрельчатые арки под высокими балдахинами, обрамленными пояснительными надписями.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением суда Соломона

Перечислим фигуры этого окна (слева направо): Соломон на троне; одна из женщин, называвших себя матерью ребёнка (настоящая мать; она стоит на коленях, с молитвенно протянутыми руками, на лестнице, ведущей к трону Соломона); солдат (палач) с ребёнком на руках; ненастоящая мать (элегантно одетая женщина с поднятой рукой). Головы трех последних персонажей обращены налево, в сторону Соломона. Надписи, которые идут по краям витражей, объясняют нам жесты персонажей: Der Kunic ach Ez ist din so din Kindelin («Царь: ах! это твой, твой ребёнок»); Sol ich daz Kint slahen in zwey («Мне рассечь ребёнка пополам?»).

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением суда СоломонаКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением суда Соломона

Седьмое окно этого ряда относится в основном к XIX веку и изображает поклонение волхвов.

4. Витражи трифория

Витражи арки трифория (трифорием, как уже отмечалось, называется аркада во втором ярусе центрального нефа) изображают 78 предков Христа согласно генеалогии, изложенной в Евангелии от Луки. Витражи эти довольно современные: в большинстве своем они были созданы в XIX веке (лишь небольшая часть относится к XIII в.). Витражи южного ряда окон изготовили мастера Батист Пети-Жерар (Baptiste Petit-Gérard), Пьер Пети-Жерар (Pierre Petit-Gérard) и Фердинан Югелен (Ferdinand Huguelin) по эскизам Адольфа Стенеля (Adolphe Steinheil). Витражи с северной стороны создали мастера Лоран-Шарль Марешаль (Laurent-Charles Maréchal) и Батист Пети-Жерар (Baptiste Petit-Gérard).

На витражах арки трифория с южной стороны изображен, в частности, предок Иисуса патриарх Иуда, персонаж Ветхого Завета, сын Лии и Иакова (вторая фигура слева, первое окно четвертого пролёта трифория) (источник: [10]):

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением предков Христа

Этот витраж интересен тем, что дважды в год, в дни равноденствия, в районе полудня, здесь наблюдается редкое по красоте необычное оптическое явление, называемое «зелёным лучом» (Le rayon vert): свет, проходящий через зелёную часть витража с патриархом Иудой, падает на резную готическую кафедру, освещая ее необычным сиянием [13]:

Кафедральный собор Страсбурга, зелёный луч

Вот еще одно интересное фото, на котором хорошо видно, как свет, прошедший через витраж с изображением Иуды (он, подняв голову, смотрит на солнце (его символизирует находящийся над его правым плечом глаз), а правой рукой указывает на свою левую ногу, через которую и проходит свет, см. фотографию выше), падает на фигуру Христа и каменный резной балдахин над ним на кафедре Страсбургского собора (источник: [14]):

Кафедральный собор Страсбурга, зелёный луч

Витраж с изображением патриарха Иуды был отреставрирован в 1876 году, и с тех пор в Страсбургском соборе можно наблюдать этот волшебный феномен (допускают, что он существовал и прежде, только реставрация сделала его ярче из-за замены некоторых деталей витража, в том числе и левой туфли Иуды; другие говорят, что это совершенно случайный побочный результат реставрации). Явление было открыто в 1972 году инженером и геометром Морисом Розаром (Maurice Rosart) и изучается с точки зрения астрономии Луи Ченом (Louis Tschaen). Согласно расчетам специалистов, в ближайшее время зелёный луч снова можно будет наблюдать 20 марта 2010 года, в 11 часов 38 минут 20 секунд; если же 20 марта не будет солнца, придется ждать 21 сентября 2010 года, когда явление должно будет наблюдаться в 12 часов 24 минуты 40 секунд.

Аналогичное явление, только с белым лучом, наблюдается в соборе в период зимнего солнцестояния.

5. Витражи трансепта

5.1 Южная часть трансепта

Две розетки над порталом южного трансепта относятся к середине XIII века и символизируют, соответственно, Ветхий и Новый завет.

В розетке Ветхого завета (левой) (ок.1235) по центру изображен персонаж о двух головах, символический образ пророка, который одинаково хорошо видит и будущее, и прошлое. В медальонах, образующих первый круг вокруг центральной розы, изображены женщины с подношениями: в одном случае это непорочный агнец, в другом — козел, которого приносили в жертву за грех. Во втором круге можно различить изображения Моисея со скрижалями, Авраама с жертвенным ножом, а также семисвечника [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

В розетке Нового завета (правой) (ок.1235-40) по центру изображен царь Мелхиседек (богословы уподобляют ему Иисуса), а в окружающих его медальонах — христианские добродетели в виде женских бюстов; в медальонах второго уровня также изображены добродетели и четыре евангелиста с соответствующими символами (орел, телец, ангел, лев), а в самом высоком медальоне — благословляющий Христос [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

На восточной стене, над астрономическими часами, изображены св. Кандид, св. Виктор, св. Маврикий и св. Эксуперий (мученики Фиванского легиона) (витражи романского периода, относящиеся к концу XII века). На этой же стене, но чуть ближе к хору, над входом в капеллу Св. Андрея, находится витраж XIII века (ок. 1240), посвященный св. Варфоломею и Матфию (слева) и св. Христофору (справа). Интересно, что витраж св. Христофора (который несет на левом плече младенца Иисуса), имеет целых 8 м в высоту и является самым высоким из известных персонажей, запечатленных в цветном стекле [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением св. Христофора

5.2 Северная часть трансепта

В северной части трансепта также находится две розетки, но значительно более простых, чем в южном рукаве, чисто орнаментальных (первая половина XIV) [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витражная роза

Зато остальные витражи этой части Страсбургского собора, наоборот, являются наиболее древними и очень ценными. Под розетками установлены два витражных окна, относящихся ко второй половине XII века (ок. 1175-1185). Правое состоит из трех медальонов, изображающих сцены суда Соломона (Две женщины перед Соломоном; Соломон приказывает рассечь ребенка пополам; Соломон отдает ребенка настоящей матери), и четвертого медальона, изображающего ангела Благовещения в византийском стиле (раньше этот ангел относился к ансамблю Древа Иессеева (т.е. родословной Христа), находившемуся на восточной стене). Три нижних сцены, относящихся к суду Соломона [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением ангела и с цены суда СоломонаКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением ангела и с цены суда СоломонаКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением ангела и с цены суда Соломона

Верхний медальон, изображающий ангела Благовещения [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением ангела и сцены суда Соломона

Витраж слева относится к той же эпохе (ок. 1180 г.) и изображает молящуюся Богородицу, Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна, а также (в двух нижних медальонах, чуть более поздних, первой половины XIII в. (ок. 1240 г.)) Соломона с царицей Савской и Соломона с царем Давидом.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж трансепта

На следующих фотографиях мы видим изображение Богородицы на верхнем полумедальоне (раньше оно относилось к вышеупомянутому витражу Древа Иессеева, находившемуся на восточном стене), а также встречу Соломона и царицы Савской на втором снизу медальоне [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением БогородицыКафедральный собор Страсбурга, витраж с изображением Соломона и царицы Савской

На восточной стене находится еще два витража. Первый (ок.1230-35) изображает Христа между Альфой и Омегой, восседающего на троне и благословляющего правой рукой (в левой он держит Евангелие) (верхняя фигура), и св. Лаврентия (нижняя фигура) [3].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж трансептаКафедральный собор Страсбурга, витраж трансепта

Соседний витраж (ок.1230 и 1300), ближе к хору, изображает Мадонну с Младенцем: фигура Богоматери в белом платке бережно склонилась над одетым во всем белое Младенцем, касающимся подбородка матери. Вторая фигура этого витража (внизу) — Иоанн Креститель с дискосом, на котором изображен Агнец Божий.

Кафедральный собор Страсбурга, витраж трансептаКафедральный собор Страсбурга, витраж трансепта

6. Витражи капеллы Св. Екатерины

Витражи капеллы Св. Екатерины относятся к XIV веку (ок. 1340 г.) и обычно приписываются мастеру Иоганну Кирхгеймскому или Корхгейму (Johann von Kirchheim).

Кафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. Екатерины

Это шесть узких, вытянутых витражей, более 6 метров в высоту и менее полуметра в ширину. Всего изображено 14 фигур: 12 апостолов, а также Мария Магдалина и ее сестра Марфа. На горизонтальном бордюре над головами персонажей выписаны их имена. На уровне рук у каждого апостола изображена лента с соответствующей строфой Credo (апостольского символа веры). Верхняя часть витражей целиком покрыта высокими архитектурными орнаментами, головокружительными готическими балдахинами. Витражи капеллы Св. Екатерины (ок. 1340) (источник: [4]):

Кафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. Екатерины

На следующих фотографиях эти витражи видны более детально. Слева направо: апостолы Петр (с ключами) и Андрей (с крестом); апостолы Иаков Алфеев, Иоанн и Фома; апостолы Иаков Зеведеев и Филипп; апостолы Варфоломей и Левий Матфей; апостолы Матфий, Фаддей (Иуда Иаковлев) и Симон Кананит (Зилот); Мария Магдалина и Марфа (источник: [3]):

Кафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. ЕкатериныКафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. Екатерины Кафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. ЕкатериныКафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. Екатерины Кафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. ЕкатериныКафедральный собор Страсбурга, витражи капеллы Св. Екатерины

Более детальное изображение Марии и Марфы [3]:

Кафедральный собор Страсбурга, витраж капеллы Св. Екатерины

8. Большая розетка западного фасада

Центральное окно-роза Страсбургского собора имеет 12 (кто-то пишет 14) метров в диаметре и относится к 1318 году. Особенность этого уникального окна-розы в том, что ее орнамент составлен не из фигур святых, как это было принято в тот период (см., например, описание розеток собора Парижской Богоматери), а колосьев пшеницы. Колосья символизируют экономическое процветание города.

Кафедральный собор Страсбурга, центральное окно-роза

Розетка была практически полностью разрушена во время бури 1840 года и восстановлена мастером Батистом Пети-Жераром (Baptiste Petit-Gérard).

9. Витраж хора

Большой витраж в апсиде хора изображает Страсбургскую Богоматерь, заступницу города (Vierge de Helkenhein), и был подарен собору Советом Европы в 1956 году. Витраж, который первоначально находился на этом месте, был разрушен во время бомбардировок Страсбурга в 1944 году. Источник иллюстрации: [15].

Кафедральный собор Страсбурга, витраж нефа

Автор современного витража — известный французский художник по стеклу и декоратор Макс Энгран (Max Ingrand) (1908-1969). Ему, в частности, принадлежат витражи в парижской церкви Св. Иоанна (Жана) евангелиста на Монмартре, в Руанском соборе, в церкви Св. Георгия в Селесте и многих других храмах, причем не только во Франции.

На орнаментальном поле витража в верхней части можно заметить окружность с двенадцатью золотыми звездами — эмблему, считающуюся сегодня флагом объединенной Европы. Не случайно эта символика появилась именно в соборе Страсбурга — города, который знаменит большим количеством учреждений ЕС.


Тем, кто интересуется историей строительства Страсбургского собора, а также оформлением его порталов, убранством интерьера, скульптурными работами и другими интересными объектами (помимо витражей), советуем зайти на страничку «Исторические достопримечательности Страсбурга, часть IV. Страсбургский кафедральный собор», где вы найдете множество фотографий и подробные описания произведений искусства, находящихся в соборе Страсбурга.


Использованные источники:

1. О сборе средств на реставрацию витражей Страсбургского собора.

2. Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись. Под редакцией Рольфа Томана. Konemann, 2004.

3. Архив фотографий средневековых витражей.

4. Органы и витражи собора в Страсбурге.

5. Guerber, Victor. Essai sur les vitraux de la cathédrale de Strasbourg (1848).

6. История строительства собора в Страсбурге.

7. О витражах южного бокового нефа Страсбургского собора.

8. Страсбургские витражи: проблемы реставрации.

9. Романское искусство в Эльзасе.

10. Фотографии витражей Страсбургского собора.

11. Фотографии готических витражей французских соборов.

12. Готический витраж в Эльзасе: Страсбургский собор.

13. Зелёный луч в Страсбургском соборе.

14. Оптическое явление зелёного луча на кафедре собора в Страсбурге.

15. Эльзас. В стране аистов.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)