Доходный дом К. И. Волькенштейн на ул. Ленина, 33: «звериный дом» на Петроградской стороне

На Петроградской стороне — множество своеобразных зданий в стиле модерн. О некоторых из них мы уже рассказывали (см., например, заметки о доходном доме герцога Н.Н. Лейхтенбергского или особняке С.Н. Чаева). Можно только удивляться, сколько архитектурных чудес оставила нам эта краткая, но такая плодотворная эпоха. Сегодня речь пойдет о необычном доме в стилистике «северного модерна», расположенном на ул. Ленина (Широкой), 33, — «доме-зоопарке», фасад которого населен разнообразной живностью.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Улица Ленина (Широкая) вообще отличается массой интересных построек начала XX века, но этот дом выделяется среди соседей. В масштабах Петроградской стороны это действительно особенное здание, и может показаться, что другого такого нет во всем Питере. На самом же деле здание нельзя назвать в полном смысле слова уникальным, поскольку его декор отчасти навеян рельефами на фасаде дома Бубыря на Стремянной ул., 11 — ярчайшего образца «северного модерна» в Петербурге, поражающего богатством художественной фантазии.

Доходный дом К. И. Волькенштейн и архитектура «северного модерна»

В начале XX века Петроградская (Петербургская) сторона была районом особенно интенсивного строительства, стимулом для чего послужило сооружение постоянного Троицкого моста (1897-1903). Дома здесь строились почти одновременно, но каждый архитектор стремился создать нечто особенное, неповторимое, хотя и гармонично вписывающееся в окружение. Так Петроградская сторона стала настоящим заповедником архитектуры модерна, в том числе модерна «северного».

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

«Северный модерн» был региональным ответвлением нового стиля в Санкт-Петербурге и Выборге. Он возник на основе творческой переработке приемов русского северного зодчества и архитектуры североевропейских стран [4] и был родствен архитектуре национального романтизма Финляндии и Латвии. Это был более строгий и простой стиль по сравнению, скажем, с кокетливым французским модерном. Функционализм соединился в «северном модерне» с романтическим началом, художественностью, обращением к фольклорным традициям. Петербургские архитекторы новой эпохи умели находить красоту не только в орнаментах, но также в массах и контурах зданий. Многие постройки этого времени носят ярко выраженный «северный» характер, их объединяют общие принципы в приемах отделки и композиции.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Пятиэтажный дом по улице Широкой (Ленина) (№ 33) был построен в 1910 году по проекту архитектора (гражданского инженера) С. И. Минаша для К. И. Волькенштейн, жены присяжного поверенного.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

В этом доме с 1912 по 1916 год жил историк и литературовед П. Е. Щеголев. Также в 1910-х годах здесь размещалась частная школа рисования и лепки с воскресными классами. Руководил школой художник П.Г. Стадицкий [1]. В 2001 году дом был включен КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Недавно дом отреставрировали. Следующая фотография показывает облик дома Волькенштейн до реставрации.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Фасад дома Волькенштейн имеет строго симметричную композицию. Центральная часть фасада выделена аттиком, балконами, едва намеченным эркером и треугольным порталом. Она как бы немного «вдавлена» в глубину, тогда как боковые части фасада образуют прямоугольные выступы (ризалиты). Центральный эркер представляет собой не объемный выступ, а упругую вспученность самой стены, прогибающейся будто под напором изнутри [6].

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Нижний этаж фасада облицован блоками горшечного камня и контрастирует со штукатурной отделкой верхних этажей. Горшечный, или мыльный, камень (который по-научному называется талькохлоритом) активно использовался архитекторами «северного модерна», например Н. В. Васильевым и А. Ф. Бубырем. Этот красивый материал поступал в Петербург из Финляндии, с карьеров у озера Пиелинен [13]. В Хельсинки тоже многие дома в формах «северного модерна» украшены резьбой в горшечном камне (в качестве наиболее известного примера можно назвать здание страхового общества «Похьола» (1901)). Горшечный камень, добываемый в Финляндии и Карелии, — атмосферостойкий, прочный и легкий в обработке материал [4].

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Использование естественного камня в обработке фасадов было одним из характерных признаков «северного модерна». Зодчие этого направления проявляли повышенный интерес к декоративным свойствам отделочных материалов и стремились строить нескучные дома, разнообразные по фактуре и оттенкам. Если в архитектуре эклектики ценилась степень обработанности камня, то модерн пробуждал природную красоту материала, утрировал экспрессию гранита или талькохлорита, обыгрывал пластику скальной фактуры.

Эти особенности объяснялись и практическими соображениями (использование разномерных кусков без тщательной обработки сколов обходилось дешевле), и стремлением передать живую игру природных сил, пробудить натуральные декоративные свойства материала [6]. Таким образом, отделочные материалы стали в те годы одним из важнейших факторов, определяющих образ здания, причем широкое применение природного камня в отделке фасадов встречало не только сторонников, но и противников в среде строителей и архитекторов: некоторые специалисты отмечали такой недостаток тесаного камня, как трудность отмывки и выветривание, и пропагандировали более долговечные искусственные материалы [4].

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Еще одним постоянным спутником архитектуры «северного модерна» был лепной или тесаный скульптурный рельеф. На фасаде дома Волькенштейн он представлен выразительной резьбой в горшечном камне. Благодаря тому что рельефы выполнены в материале самой облицовки, скульптурный декор органично увязан с архитектурным фоном, становится неразрывно спаян со стеной.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Вход в дом оформлен в традициях «северного модерна» в виде каменного портала. Арку удерживают массивные приземистые колонны на гранитных цоколях. Эти круглые опорные столбы привлекают внимание оригинальным растительным орнаментом — стилизованными скульптурными изображениями листьев и плодов каштана.

На замковом камне, над входом в парадную, изображен медведь [1]. Его часто путают с волком, но всё-таки преобладает версия, что это именно медведь. Впрочем, судя по облику зверя, медведь этот скорее белый, чем бурый, что признают и специалисты [6]. Так или иначе, образ вполне позитивный: в искусстве медведь считается символом добродушия и богатырской силы [14]. Как и львы, косолапые хищники часто встречаются в геральдике, олицетворяя смелость и величие. Морда и лапа зверя мягко моделированы, что создает иллюзию объемности [6].

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

В «северном модерне» и особенно в финском национальном романтизме (взять, к примеру, то же здание «Похьола») мишки — частые гости на фасадах зданий. В петербургском модерне их не так много, но иногда встречаются (допустим, на доходном доме И. Ф. Алюшинского на Малом пр. ПС). Что же касается волка, то это тоже распространенный северный мотив, хотя и не столь позитивный. Чудовищный волк Фенрир — популярный персонаж скандинавской мифологии.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Промежуток между каменной аркой портала и входной дверью украшен незатейливой резьбой.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Посмотрим теперь, какие еще сюрпризы поджидают нас на фасаде. Одним медведем анималистические мотивы не ограничиваются. Над широкими окнами по краям первого этажа расположились стилизованные большеглазые совы, вырезанные в горшечном камне. Как известно, изображения сов и филинов — один из главных атрибутов архитектуры «северного модерна» [3], взять хотя бы доходный дом Т. Н. Путиловой («Дом с совами»), тоже на Петроградской стороне.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Обрамления этих же окон украшают высеченные из горшечного камня фантастические птицы с длинными опущенными клювами и прижатыми крыльями (возможно, ибисы) — они явно навеяны стилизованными изображениями птиц на фасаде дома Бубыря, из-за чего дом Волькенштейн считают в какой-то мере плагиатом ([7]; [11]; [12]). Правда, в отличие от дома на Стремянной, здесь парные фигуры птиц в точности повторяют друг друга.

Дом Волькенштейн, Санкт-ПетербургДом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Сами по себе фигуры птиц и животных, а также образы местных растений — типичная черта «северного модерна». В отличие от общеевропейского модерна, характерного, например, для здания Витебского вокзала (в работе над которым Минаш тоже участвовал), чисто петербургскому, «северному модерну» свойственна орнаментальная стилизация, олицетворяющая близость к родной природе. Поэтому в скульптурном декоре фасадов так часто встречаются изображения сов, белок, волков, медведей и других исконных обитателей русского леса, а также хвойных деревьев и другой растительности — в общем, мотивы, перенесенные из царства северной флоры и фауны. Среди прочей живности могут попадаться и фантастические обитатели, например диковинные сказочные птицы, тролли или гномы. Всё это — влияние Финляндии, финского национального романтизма, уходящего корнями в языческую мифологию.

Пластическое оформление фасада дома Волькенштейн ограничивается первым этажом. Плоскость стены верхних этажей покрыта гладкой штукатуркой с редкими фрагментами глазурованной керамической плитки. На аттике, точечно — майоликовая мозаика.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Какой-либо иной декор на оштукатуренных стенах отсутствует. Местами композицию фасада оживляет ритм разнообразных по размерам и форме оконных проемов.

Заглянем внутрь дома

Внутрь подъезда будет интересно заглянуть каждому любителю модерна. К сожалению, все парадные на Петроградской стороне сейчас закрыты на кодовые замки, поэтому постороннему проникнуть в дом не так-то просто.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Если же вам всё-таки удастся туда попасть (как удалось нам), обратите внимание на старинный изразцовый камин в парадной.

Дом Волькенштейн, Санкт-ПетербургДом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Камин в стиле модерн сохранился в очень хорошем состоянии — большая удача, ведь во многих других домах камины начала XX века были заложены или демонтированы.

Дворовый фасад и подъезд

Арка для прохода во двор на улице Ленина отсутствует. Попасть во двор можно с параллельной Полозовой улицы, куда дом и выходит задней стороной (ул. Полозова, 22). Этот фасад, куда более скромный, тоже построен по проекту С. И. Минаша.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Зайдем теперь под арку во двор-колодец.

Дом Волькенштейн, Санкт-Петербург

В соответствии с общим духом здания, пространство двора также решено строго симметрично.

Дом Волькенштейн, Санкт-ПетербургДом Волькенштейн, Санкт-Петербург

Облик дворового фасада строго функционален, но достаточно выразителен. Доминируют в нем шестиугольные окна лестничной клетки.

Подражание Васильеву и Бубырю

В целом, дом Волькенштейн — добротный образец доходного дома в формах «северного модерна». Жаль только, что зданию недостаёт оригинальности: некоторые стилистические приемы Сима Минаш позаимствовал у своих коллег Николая Васильева и Алексея Бубыря, которые возвели в 1906 году уникальный доходный дом на Стремянной улице, 11 (дом архитектора Бубыря). Такое подражание не так уж удивительно, учитывая, что Минаш был сокурсником Бубыря [16], и к тому же проект диковинного дома Васильева – Бубыря был опубликован в известном журнале «Зодчий».

Дом Бубыря на Стремянной улице, Санкт-Петербург

Но некоторые детали резного декора скопированы настолько узнаваемо, что становится обидно за Васильева с Бубырем: их дом — эта «ожившая северная поэма», эталонный образец петербургского «северного модерна» — стоит на узкой второстепенной улице, обращен на север и затенен, тогда как «клон» Минаша занимает куда более выгодное место, располагаясь с хорошо освещенной стороны широкой улицы.

Дом Бубыря на Стремянной улице, Санкт-Петербург

В доме на Стремянной, в свою очередь, проявилось влияние финского национального романтизма. Детали рельефного декора могли быть навеяны зданием страхового общества «Похьола» и другими произведениями Сааринена, Гезеллиуса и Линдгрена. Одновременно Васильев и Бубырь опирались и на петербургский опыт (постройки Ф. И. Лидваля), а также работы рижских архитекторов. Они творчески переработали эти импульсы и создали неповторимое произведение.

Как замечает известный питерский историк архитектуры Б. М. Кириков, хотя некоторые петербургские архитекторы (и в первую очередь Минаш) взяли на вооружение декоративные приемы Васильева, «никто не смог приблизиться к его виртуозному мастерству» [6]. И действительно, по сравнению с домом на Стремянной, — где ни один декоративный мотив не повторяется, а сам фасад чрезвычайно динамичен благодаря асимметрии, выразительному силуэту, игре разнотипных оконных проемов и богатству фактур, — дом Волькенштейн не столь живописно разнообразен и оригинален. Также Кириков убежден, что «при мастерстве исполнения рельефы на фасадах Минаша лишены единой меры условности, они не достигают той свободы стилизации и чеканности рисунка, которым уверенно владел Николай Васильев» [6].

Заметим напоследок, что с домом Волькенштейн схож по стилю шестиэтажный доходный дом М. В. Воейковой, построенный по проекту того же С. И. Минаша в 1909-1910 годах на Невском проспекте, 72, — еще один пример «звериного стиля». Нижние этажи аналогично облицованы горшечным камнем и украшены резными изображениями сов и фантастических птиц, стерегущих вход в здание. Дом Воейковой тоже явно вдохновлен проектом Васильева – Бубыря, но, как и дом Волькенштейн, имеет более традиционную симметричную композицию.

Об архитекторе С. Минаше

Семен (Сима) Исаевич Минаш (Sima Minache) (1877-1945) — один из интересных мастеров архитектуры начала XX века. Специалисты считают его произведения неравноценными [4], отражающими пеструю картину архитектурной жизни периода модерна и неоклассицизма.

Архитектор Минаш

Сима Минаш был караимом по происхождению [9]. В его семье объединились два известных караимских рода: Минаш и Танатар. Родился будущий зодчий в провинциальном городе Мелитополь (Екатеринославская губерния, сейчас Запорожская область на Украине). Окончил Мелитопольское реальное училище, затем отправился в столицу и поступил в Институт гражданских инженеров. Сима Минаш обладал заметными художественными способностями и, в частности, писал маслом, хотя никогда специально не обучался живописи (сохранились парадные портреты кисти Минаша). Поэтому вполне естественно, что из всех инженерных наук он выбрал наиболее близкую к изобразительному искусству — архитектуру [17]. Петербургский Институт гражданских инженеров Минаш окончил в 1902 году с золотой медалью. Выпускник также удостоился надписи в актовом зале золотыми буквами на мраморной доске. Получив образование, обосновался в Санкт-Петербурге.

В 1902-1904 годах Сима Минаш выполнил внутреннюю отделку Витебского вокзала в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Это был блестящий дебют: вокзал вызвал восторженные оценки современников и по сей день привлекает внимание своим изысканным дизайном. Минаш также построил в Петербурге здания товарной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (Лиговский пр., 242; совместно с С. А. Бржозовским и Н. С. Островским). Большим успехом архитектора стало здание железнодорожного вокзала в Рыбинске (1904-1905). К концу 2014 года как раз должны завершиться работы по его реставрации. Уже восстановлен фасад и первоначальный интерьер начала XX века с сохранением оригинальной цветовой гаммы ([24]; [25]).

Вокзал в Рыбинске

Из петербургских работ архитектора определенный резонанс имела постройка дома М. В. Воейковой (Невский пр., 72; 1909-1910) в формах так называемого «чухонского модерна» (это здание считается не самым удачным творением Минаша; к тому же здесь он откровенно перенял находки Гиршовича, Васильева и Бубыря [6]). В 1910 году был возведен описанный выше доходный дом К. И. Волькенштейн по улице Широкой (Ленина), 33. А в 1911-1912 годах Минаш построил для той же М. В. Воейковой дом на Каменноостровском проспекте, 19 (угол Большой Монетной ул.), признанный одним из лучших сооружений в формах неоклассицизма.

Дом Воейковой на Каменноостровском проспекте, Санкт-Петербург

В 1912 году по проекту Минаша был возведен доходный дом на ул. Шкапина, 42.

Работы Минаша пользовались вниманием архитектурной общественности, хотя и вызывали неоднозначные оценки. Так или иначе, Минаш стал известным столичным архитектором и зажиточным человеком.

Женой Симы Минаша была Фани Минаш, крымская караимка, которая прожила с ним до конца дней. В 1907 году у них родилась дочь Женя Минаш. Впоследствии Евгения Семеновна Минаш (1907-1972) стала известной художницей-графиком, основательницей женского союза художниц Франции (источник: [9]).

Женя Минаш

Во время Гражданской войны семья уехала из России. Некоторое время они прожили в Константинополе. После переехали в Прагу, а затем поселились в Париже. В эмиграции Сима Минаш продолжал архитектурную деятельность, правда, работал уже в более современных направлениях, таких как ар-деко и «интернациональный стиль». В частности, известно, что в конце 1920-х годов он построил несколько вилл на Французской Ривьере, в том числе виллу Villa Souzanna (Villa Rêverie) [21] — совместно с архитектором До (фирма Minache et d'Ault).

Вилла Souzanna по проекту Минаша

Кроме того, сохранились его живописные работы того периода [17].

По некоторым сведениям [20], в 1930 году Минаш спроектировал здание на улице Армана Муазана в 15-м округе Парижа (по адресу Rue Armand-Moisant, 10). Однако гораздо большее число источников (например, [23]) указывает на то, что это здание было построено по проекту французского архитектора Андре Люрса (André Lurçat) (1894-1970). Судя по официальным разрешениям на строительство [26], по проекту Минаша в Париже в 1930 году был построен другой дом (опять-таки в сотрудничестве с До): 8-этажная клиника по адресу Rue Narcisse-Diaz, 11 bis.

После фашистской оккупации Франции Сима Минаш с женой длительное время скрывались, а затем переехали в Иран (Персию). Там оба и скончались.

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересует архитектура модерна (ар-нуво, югендштиля) в разных странах Европы, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

- Финский модерн в Выборге

- Финский национальный романтизм (модерн) и заметки о финском модерне в Хельсинки

- Дворец Гуэля в Барселоне

- Дом Висенса в Барселоне

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн

- Особняк Каса Навас (дом Наваса) в Реусе

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Привалов, В. Д. Улицы Петроградской стороны. Дома и люди / Валентин Привалов. - Москва: Центрполиграф, 2013

2. Кириллов, В. В. Архитектура «северного модерна»: монография / В. В. Кириллов. - Москва: Эдиториал УРСС, 2001

3. Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца XIX-начала XX века: эклектика, модерн, неоклассицизм / Б. М. Кириков. - Санкт-Петербург: Коло, 2006

4. Зодчие Санкт-Петербурга XIX-начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред.: Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова. - Санкт-Петербург: Лениздат, 1998

5. Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. — 3-е изд., испр. — СПб.: Центрполиграф, 2009

6. Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2008

7. Зверский модерн: история о доме архитектора Бубыря на Стремянной, 11. Квартальный надзиратель, специальные тематические страницы журнала спб.собака.ру №10 (82) октябрь 2009

8. Гречухин А. К. Прогулки по Петроградской. - Санкт-Петербургский общественный «Фонд культуры и образования». – СПб., 2002

9. Минаш, Сима Исаакович; статья в Википедии

10. Доходный дом К. И. Волькенштейн на сайте citywalls

11. Доходный дом К. И. Волькенштейн в журнале babs71.livejournal.com

12. Б. Л. Васильев, Б. М. Кириков. Творческие связи финских и петербургских зодчих в начале XX века (архитектура «северного модерна»)

13. Булах А.Г. , Абакумова Н.Б. Каменное убранство Петербурга. Город в необычном ракурсе. - СПб., Сударыня, 1997

14. Алмазов Б. Повести каменных горожан. Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга. — М.: Центрполиграф, 2012

15. Доходный дом К.И. Волькенштейн архитектора С. Минаша

16. Доходный дом А.Ф. Бубыря, Стремянная ул., 11

17. Каменные легенды Симы Минаша

18. Исаченко В. Г., Лисовский В. Г. Николай Васильев, Алексей Бубырь. СПб., 1999

19. А. Г. Булах, И. Э. Воеводский. Порфир, и мрамор, и гранит…/Каменное убранство Петербурга. — СПб., 2007

20. Васильев А. В поисках парижского близнеца // Аргументы и факты. — 2001, апрель

21. Вилла по проекту Симы Минаша на Французской Ривьере

22. Рыбинский вокзал

23. Дом на улице Армана Муазана в Париже

24. Железнодорожный вокзал в Рыбинске

25. Реконструкция вокзала в Рыбинске близка к завершению

26. Париж: разрешения на строительство, выданные в 1876-1939 годах

27. Обсуждение построек Минаша в эмиграции

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. весовщик пишет:

    возник на основе творческой переработке приемов русского северного зодчества
    ===================
    хотелось бы углядеть хотя бы один такой прием.
    Зато связей с немецким Югендштилем — хоть отбавляй, через ту же Ригу

    рельефы… лишены единой меры условности, они не достигают той …. чеканности
    =========================
    БМ жжот