Северный (финский) модерн в Хельсинки: Дом за домом. Часть 3: центральные районы

Рубрики: Наши путешествия,Финляндия, 2012-16, Теги: ,
Foxy @ 11 апреля 2012, в 12:24

Продолжаем нашу прогулку по Хельсинки, посвященную главным образом архитектуре и дизайну в с стиле «финского модерна» (национального романтизма)Первая часть прогулки позволила нам познакомиться с интересными постройками в южных районах Хельсинки, вторая часть привела нас в районы Улланлинна и Каартинкаупунки, а сейчас мы прогуляемся в самом центре финской столицы — в районе Эспланад и улицы Алексантеринкату — и увидим такие «хиты» финского модерна, как здание страхового общества «Похьола».

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Но начнем по порядку. Пройдя еще немного по Фабианинкату, выходим на широкий бульвар Эспланада (фактически это два параллельных бульвара: Северная (Pohjoisesplanadi) и Южная (Eteläesplanadi)). Это уже территория района Kluuvi. Карту районов Хельсинки можно посмотреть тут.

Бульвар начинается от фонтана «Хавис Аманда» (Havis Amanda) — или просто Manta. Фривольный облик этой встающей из вод морской нимфы изваял в 1908 году финский скульптор Вилле Вальгрен (Ville Vallgren) (1855–1940), чем вызвал у жителей тогдашнего Хельсинки (Гельсингфорса) самые противоречивые эмоции. Финляндия тогда была весьма пуританской страной, и многие (особенно дамы) решили, что такому непотребству не место в центре финской столицы, кто-то даже называл нимфу «обычной французской проституткой», а четырех морских львов вокруг пьедестала сравнивали с похотливыми мужчинами. Но автор отрицал обвинения в том, что его скульптура унижает женское достоинство: сам он считал себя ценителем женской красоты. Вальгрен с юности жил в Париже и, видимо, успел заразиться тамошней атмосферой вольности. «Аманду» он создал в своей парижской мастерской на улице Фобур Сент-Оноре, 233bis. В качестве модели выступила юная парижанка — 19-летняя Марсель Делькини (Marcelle Delquini).

TФонтан «Хавис Аманда», Хельсинки, Финляндия

По счастью, несмотря на все эти дискуссии, обнаженная нимфа осталась стоять на площади Kauppatori и с тех пор продолжает радовать глаз туристов, а финские студиозусы на 1 мая по традиции моют бронзовую красотку, водружая ей на голову белую студенческую кепку. Сегодня «Хавис Аманда» является бесспорным символом Хельсинки. Вальгрену удалось в символическом виде изобразить возрождение Хельсинки как морской державы. Согласно городской легенде, если умыть лицо водой из фонтана «Хавис Аманда» и трижды прокричать "Rakastaa!" (по-фински это означает «любить»), то тем самым мужчина может повысить свою сексуальную способность.

В двух шагах от «Аманды», на углу Похйойсэспланади (Pohjoisesplanadi) и Унионинкату (Unioninkatu), находится большое кафе, занимающее исторический зал «Югендсали» (Jugendsali). Название зала говорит само за себя: это любопытнейший образец финского дизайна в стиле модерн (он же югенд или ар-нуво). Впрочем, само здание, если не знать о существовании в нем такого интересного помещения, ничем не намекает на скрытую за арочным порталом: на вид — совершеннейший неоклассицизм, модерном и не пахнет. Собственно, так оно и есть: этот почти петербургский особняк был построен в 1816 году по проекту шведско-финского архитектора Пера Гранстедта (Pehr Granstedt) (1764–1828) для зажиточного русского купца Егора Ушакова.

Зал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

Сначала это был жилой дом с конторами и хозяйственными постройками, а в 1896 году его выкупил банк Privatbanken. Тогда-то, в 1904 году, и появилась вся эта неожиданная национально-романтическая начинка: знаменитый финский архитектор Ларс Сонк (Lars Sonck) (1870-1956) осуществил реставрацию здания, устроил во внутреннем дворе банковский зал и добавил арочный вход со стороны Pohjoisesplanadi.

Зал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

Собственно дизайном интерьера занимался финский архитектор Вальтер Юнг (Valter Jung) (1879–1946) — брат уже знакомого нам Бертеля Юнга.

Зал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

Зал с деревянными балками и мощными гранитными колоннами в духе национального романтизма был украшен настенными росписями и резным камнем, а несколько позднее появилась и полукруглая ниша со сводчатым потолком и фреской кисти финского художника Вилхо Шёстрёма (Сьёстрёма) (Frans Wilho Sjöström) (1873–1944). Из-за «трехнефной» структуры зал чем-то напоминает церковь. Благодаря стеклянной конструкции крыши помещение воспринимается более светлым и легким.

Зал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

В вестибюле — перед входом в основное помещение кафе — стоят диванчики с подушками, а стены украшают каменные птицы и другие барельефы. Один из барельефов изображает игроков в карты: проигравший сидит, понурив голову, а напротив него радостно сгребает монеты игрок, которому повезло больше. Вероятно, эта сцена не случайно была выбрана для оформления холла финансового учреждения.

Зал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

Вот этот-то бывший банковский зал, оформленный в стиле финского модерна, мы сегодня и видим, только теперь здесь находится не банк, а уютный кафетерий Aschan Café Jugend. Все основные детали оформления дошли до наших дней, а совсем недавно была завершена реставрация, вернувшая югенд-залу прежний блеск. Бывалые путешественники говорят, что здесь не только красивые интерьеры, но и кормят вкусно (меню на финском и английском языке (с ценами) можно посмотреть тут). Мы, впрочем, качество здешней кухни не проверяли, а вот дизайном насладились сполна. Летом в зале проводятся концерты и выставки — так что это самое настоящее арт-кафе. Очень интересное и не особенно известное место в самом центре Хельсинки. Сайт кафе Aschan Café Jugend: cafejugend.fi.

Зал «Югендсали», Хельсинки, ФинляндияЗал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

В 1922 году банк Privatbanken объединился с Union Bank в странах Северной Европы, и в доме продолжали размещаться банковские помещения. С 1962 года здание перешло в собственность города, было отреставрировано и стало использоваться в административных целях, а зал переименовали в «Югендсали» (Jugendsali). С 1984 по 2004 год здесь располагался городской офис туристической информации и проводились выставки, а совсем недавно было открыто кафе.

Зал «Югендсали», Хельсинки, Финляндия

Пройдем еще немного вперед и свернем с Эспланады на уже знакомую нам улицу Фабианинкату (Fabianinkatu). Почти сразу же по левую руку от нас будет здание биржи (Pörssitalo) (адрес: Fabianinkatu, 14). Это массивное сооружение построил в 1911 году выдающийся финский архитектор Ларс Сонк, сыгравший ведущую роль в развитии финского модерна (национального романтизма). Массивный фасад здания выполнен из природного камня (светлого гранита), выражая уверенность и достоинство, как и положено финансовому учреждению.

Биржа, Хельсинки, Финляндия

Строительство здания стоило немалых по тем временам денег. На тот момент у фондовой биржи Финляндии не было постоянного места, и в 1907 году ряд крупных финских бизнесменов (Юлиус Тальберг и др.) объединили силы и купили участок земли на Фабианинкату для постройки здания для биржи, а затем пригласили Ларса Сонка для разработки проекта. Сегодня это здание рассматривается как один из самых впечатляющих примеров архитектуры финского модерна. Помимо биржи, в здании всегда работали высококлассные рестораны, а также эксклюзивный Биржевой клуб. В ресторане Pörssi (впоследствии Adlon) бывал весь цвет общества. Здесь проводились банкеты, устраивались театрализованные балы, концерты, снимались фильмы.

Биржа, Хельсинки, ФинляндияБиржа, Хельсинки, Финляндия

Сегодня ресторан Pörssi по-прежнему существует и славится изысканной кухней; тут организуют банкеты, корпоративные мероприятия, вечеринки и свадьбы. Биржевой клуб и собственно биржа также функционируют. С 2003 года Хельсинкская фондовая биржа стала частью концерна OMX и получила название OMX Helsinki. А с 2008 года после приобретения концерна NASDAQ компанией официальное название биржи стало звучать NASDAQ OMX Helsinki. Подойдя поближе к фасаду, можно через стеклянную дверь заглянуть в симметричный внутренний дворик. Вдоль стен дворика ровными рядами выстроились небольшие закругленные балкончики.

Биржа, Хельсинки, Финляндия

А мы идем еще немного вперед по Фабианинкату до пересечения с торговой улицей Алексантеринкату (Aleksanterinkatu или в обиходе просто Aleksi), которая названа в честь царя Александра I (ранее она носила имя Suurkatu, ее переименовали уже после смерти монарха). Эта центральная улица Хельсинки интересна и с архитектурной точки зрения. Буквально напротив друг друга находятся дома № 13 и № 44. Под № 13, на углу с Mikonkatu, находится дом Лундквиста (Lundqvistin liiketalo), построенный в 1900 году по проекту известного финского архитектора Селима А. Линдквиста (Selim A. Lindqvist) (1867-1939). По стилю архитектуры это здание, разумеется, никто не станет относить к северному модерну, это скорее югендштиль, характерный для Центральной Европы.

Универмаг Aleksi 13, Хельсинки, ФинляндияУнивермаг Aleksi 13, Хельсинки, Финляндия

Сегодня здесь помещается универмаг Aleksi 13. Первоначально же здание предназначалось под офисы: собственно, это одна из первых в Финляндии построек, спроектированная исключительно под торговые и офисные помещения. При строительстве были использованы новейшие технологии. Архитектор создал здание с конструкцией из стали и бетона, располагающее максимально большими окнами, что позволило добиться более легкого облика. Обширные стеклянные поверхности фасадов сочетаются с богато декорированными секциями из гранита и красного кирпича.

Универмаг Aleksi 13, Хельсинки, Финляндия

Завершающим штрихом в архитектуре здания служат башни с яркими мозаичными сценами и скульптуры. Эти украшающие главный вход аллегорические фигуры Прядения и Охоты (Kehruu ja Metsästys) — бронзовые скульптуры в виде полуобнаженных женщин — создал финский скульптор Роберт Стигел (Robert Stigell) (1852-1907). В руках у женщины, символизирующей Охоту, — верёвка и копье; у аллегории Прядения в руках моток шерсти, из которого она делает пряжу. Выбор данных аллегорий был связан с коммерческим назначением здания и олицетворял финские ремесла и традиционные занятия. В то же время это могло рассматриваться как изображение богини охоты и защитницы лесов Артемиды и богини ремесла, искусства и мудрости Афины. Автор скульптур, Роберт Стигел, обучался в Санкт-Петербурге, Хельсинки, а также в Риме и Париже. В своем творчестве он отдавал предпочтение реализму, характерному для искусства Ренессанса. Среди других известных работ Стигела — фигуры Ильмаринена и Вяйнемёйнена в наших на фасаде неоренессансного здания Старого студенческого дома (Vanha ylioppilastalo) на углу Aleksanterinkatu и Mannerheimintie.

Универмаг Aleksi 13, Хельсинки, ФинляндияУнивермаг Aleksi 13, Хельсинки, Финляндия

По другую сторону Aleksanterinkatu, напротив Aleksi 13, можно увидеть здание страхового общества «Похьола» (Pohjola) (Pohjolan talo), построенное в 1901 году прославленным архитектурным трио Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен (Gesellius-Lindgren-Saarinen) (адрес дома: Aleksanterinkatu, 44). Перед нами, пожалуй, не только самое известное сооружение на Алексантеринкату, но и чуть ли не самое популярное здание Хельсинки в стиле финского модерна. Мощное здание страховой компании «Похьола» с облицованным гранитом фасадом является одной из самых ранних работ Сааринена со товарищи — впрочем, до этого был еще дом Тальберга (1897) и прославивший троицу на весь мир павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже (1900). Однако, по сути, это первое здание, которое можно считать практически «чистым» образцом финского национального романтизма, с минимальными добавлениями эклектики. На примере этой постройки архитекторы Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен оттачивали свой суровый северный стиль, который затем применили при строительстве таких знаменитых объектов, как Национальный музей Финляндии и Центральный вокзал Хельсинки. Кстати, здание страховой компании «Похьола» появилось в Хельсинки почти одновременно с еще одним знаменитым образцом национального романтизма — Финским национальным театром, который спроектировал архитектор Онни Тарьянне.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Как и в случае с Национальным театром, при сооружении здания «Похьола» был использован природный камень — гранит, являющийся неотъемлемым элементом финского пейзажа и, соответственно, ставший естественным выбором для национальной финской архитектуры: доступный и одновременно очень «патриотичный» материал. В то же время специалисты считают, что в обоих случаях не обошлось и без зарубежных архитектурных влияний: в первую очередь отмечаются черты пришедшего из далекой Америки ричардсоновского неороманского стиля (названного по имени американского архитектора Генри Ричардсона (1838-1886)), а также поздневикторианского шотландского стиля (кстати, сам Линдгрен, один из членов архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen, побывал в Шотландии в 1897 году). Соединившись с типично финскими фольклорными мотивами и западноевропейскими тенденциями, этот стиль заложил основу для развития финского национального романтизма.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Именно национальная идея была на первом плане при разработке проекта здания «Похьола»: оно создавалось для финских людей и финских предприятий, в которых говорили и думали по-фински. Поэтому встала задача, как перенести романтику карельских бревенчатых домов в городские условия, как воплотить эту национальную атмосферу в строительстве современных коммерческих и жилых зданий, и ответ был найден в обращении к финской природе и эпосу «Калевала».

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Разумеется, далеко не каждое деловое здание в центре Хельсинки могло быть украшено столь дерзкими, острохарактерными элементами дизайна. Однако это было оправдано спецификой компаний-заказчиков: здание предназначалось для штаб-квартир двух финских страховых обществ — Pohjola и Kullervo (названия обеих происходят из эпоса «Калевала», что было вполне в духе того времени; в частности, Похьёлой в этом финском эпосе именуется далекая суровая северная страна, а Куллерво — герой-мститель из того же эпоса).

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Эта особенность давала Сааринену и его коллегам простор для фантазий на тему этого фольклорного материала: отсюда и всевозможные мифические существа вроде троллей и гномов, отсюда и хвойные деревья и медведи, четко указывающие на «национальную принадлежность» этой архитектуры. Несмотря на то что аналогичный подход к орнаментации фасадов был распространен и в других странах Западной Европы, строгие аналоги этим декоративным скульптурам и орнаментам в виде финской флоры, фауны и фантастических тварей найти невозможно: это типично финский продукт.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Более того, массивный гранитный фасад вызывал в сознании зрителя ассоциации со средневековыми каменными церквями и замками Финляндии, что дополнительно усиливало национальное звучание, особый финский колорит постройки. Сааринену, Гезеллиусу и Линдгрену вполне успешно удалось перенести романтику глухих финских лесов на городскую почву. Причудливые природные и фольклорные мотивы были тогда еще относительной новинкой, так что этот необычный дом сразу же привлек к себе внимание публики.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

В экстерьере здания выделятся массивная угловая башня с завершением наподобие сосновой шишки. Как и в случае с павильоном Финляндии на Всемирной выставке в Париже, фронтон украшает изображение восходящего солнца, но с прямыми строгими лучами, что дополнительно подчеркивается прямолинейными членениями фасадов — особенно в разделении офисных помещений нижних двух этажей от квартир наверху.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Но больше всего привлекает внимание зрителя, безусловно, каменная резьба, украшающая фасад: гримасничающие тролли, стилизованная финская флора и фауна. Автор этих гротескных каменных маскаронов и прочего скульптурного декора из стеатита (талькохлорита, или «мыльного камня») — Хильда Флодин (Hilda Maria Flodin) (1877-1958), финской художницы, скульптора и графика, подруги и ученицы Родена.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

По обеим сторонам от главного портала Хильда Флодин создала две пары маскаронов с каменными надписями — названием компаний — Pohjola и Kullervo (в беззубых ртах часто можно увидеть окурки, что обычно трактуется как знак особой народной любви). Прочие детали скульптурного декора также созданы по мотивам финского фольклора и мифологии или же изображают растения и животных Финляндии. Не обошлось, в частности, без финского национального символа — медведя: головы и целые фигурки этих зверей в обилии украшают фасад. Другие обитатели лесов — белочки, совы, фантастические тролли и прочая живность — тоже присутствуют.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Зайдя в подъезд, можно полюбоваться конической арочной дверью с металлической декоративной отделкой (техника металлопластики, repoussé). Автор этих рельефных изображений птиц и растений — финский дизайнер, художник по металлу, ученик Галлена-Каллелы Эрик Эрстрём (Eric O.W. Ehrström) (1881-1934), который сотрудничал с бюро Сааринен-Гезеллиус-Линдгрен также и на других проектах.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

По обеим сторонам двери, на капителях колонн, можно заметить скульптурные изображения лесных зверей.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

А если поднять голову, то мы увидим «готический» свод, который дополняет эту почти средневековую атмосферу вестибюля.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Если повезет попасть внутрь здания, можно увидеть парадную лестницу с интереснейшими деталями интерьера: коваными решетками, резными балясинами перил, колоннами фонарей и скамейками на лестничных площадках, витражами... Источник следующего фото: flickr.com. Интереснейшие фотографии многочисленных декоративных деталей лестницы можно посмотреть тут.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Бал правят, опять-таки, герои финской мифологии и природы — настоящее сказочное царство. На балясинах, фонарных столбах и деревянных дверях вырезаны хвойные ветви и корчащиеся тролли. Орнаменты витражей также созданы по природным мотивам: изображают хвойные деревья и сов. Источник фото: jbdowse.com.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Великолепна и сама парадная лестница, завершающаяся яйцеобразным световым куполом. Также в доме сохранился красивый зал Kansallissali с оригинальным интерьером; теперь его арендуют под всевозможные банкеты, свадьбы, тренинги, семинары и прочие официальные мероприятия. Деревянная обшивка стен, потолок, колонны — всё это сделано из сосны и украшено резьбой. Источник фото: palacekamp.fi.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, ФинляндияДом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

Расходящиеся раструбом стержни колонн декорированы металлическими скобами со стилизованным цветочным орнаментом и гротескными резными фигурками, напоминающими троллей перед главным входом.

Дом страховой компании «Похьола», Хельсинки, Финляндия

 ♦♦♦♦♦♦♦

Продолжение прогулки по Хельсинки читайте в следующих заметках:

- Северный (финский) модерн в Хельсинки, дом за домом. Часть 4

- Северный (финский) модерн в Хельсинки, дом за домом. Часть 5

- Северный (финский) модерн в Хельсинки, дом за домом. Часть 6

См. также:

- Первая часть прогулки по Хельсинки

- Вторая часть прогулки по Хельсинки

Также рекомендуем интересную обзорную статью о финском национальном романтизм (модерне).

Маршрут прогулки на карте Хельсинки

Проследить маршрут нашей прогулки Хельсинки можно на следующему плану города. Скачать карту Хельсинки можно, перейдя по ссылке или щелкнув на миниатюру карты внизу. На карте в виде красных кружков с цифрами обозначены все упомянутые в тексте достопримечательности Хельсинки (интересные здания, церкви, музеи, фонтаны, памятники). Рядом на плане дается расшифровка обозначений. Разумеется, этими объектами перечень достопримечательностей Хельсинки не исчерпывается, но не будем забывать, что наша прогулка была посвящена в основном постройкам в стиле модерн, поэтому большинство интересующих нас достопримечательностей вписываются именно в эту тематику.

Карта центра Хельсинки, Финляндия

 ♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура в Европе, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер

- Прогулка по Барселоне. Каталонский модерн и не только. Каса Висенс, парк Гуэль, усадьба Гуэля, памятник Антонио Гауди

- Постройки Гауди в Барселоне. Дворец Гуэля

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Центр Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)

- Достопримечательности Реуса. Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн

- Достопримечательности Реуса в стиле модерн: особняк Каса Навас (дом Наваса)

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)