Гауди в Барселоне. Дом Висенса (Каса Висенс) и стиль мудехар. История, архитектура, интерьер особняка.

Рубрики: Испания, август 2006,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 3 сентября 2006, в 21:34

Наш третий день в Барселоне начался с путешествия по кварталу Грасия и осмотра Каса Висенс — модернистского дома, ставшего первой самостоятельной постройки Гауди в Барселоне и недавно (в 2005 году) включенного в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (наряду с рядом других работ Гауди в Барселоне: дворцом Гуэля, храмом Саграда Фамилия, парком Гуэль, жилыми домами Каса Мила и Каса Бальо).

В этой заметке речь пойдет об истории создания Каса Висенс, его архитектурных особенностях и оформлении интерьера. На следующей фотографии (источник: [12]) — вид особняка Каса Висенс со стороны улицы Каррер-де-лес-Каролинес:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Тем, кто мало интересуется историей и теоретическими деталями, рекомендуем сразу переходить к разделам «Внешняя отделка особняка» и «Дизайн интерьера Каса Висенс: описание и фотографии».

1 Каса Висенс и квартал Грасия. Как добраться, информация для туристов

Дом Висенса или Каса Висенс (Casa Vicens) расположен в квартале Грасия (Barri Gràcia) и является чуть ли не единственной существенной достопримечательностью этого района Барселоны. Квартал Грасия находится в северной части Барселоны и граничит с районом Эщампле. Грасия — это бывший фабричный городок, вошедший в состав Барселоны лишь в 1897 году. Сегодня это предместье с уютными маленькими площадям и узкими улочками популярно у богемной публики и студентов из-за дешевых ресторанчиков, отличных баров, а также кинотеатров, где показывают иностранные фильмы на языке оригинала [7].

Адрес Каса Висенс: Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines/Calle de las Carolinas), 18-24. Ближайшая станция метро: Fontana (ветка L3); также недалеко находится железнодорожная станция Gràcia (относится к линиям FGC, принадлежащим каталонскому правительству; не путать с линиями RENFE, которые принадлежат испанскому государству). Из квартала Эщампле до дома Висенса можно довольно быстро дойти пешком (по бульвару Passeig de Gràcia, переходящему в проспект Carrer Gran de Gràcia).

Внимание: усадьба находится в частном владении, поэтому осмотреть ее можно только снаружи. Правда, раз в году, 22 мая, в день Св. Риты, дом открывается для «соседей и городских жителей».

Расположение Каса Висенс на карте Барселоны (источник [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

(см. также местоположение Каса Висенс на схеме маршрута нашей прогулки по Барселоне здесь)

2 Каса Висенс: история уникального дома

2.1 История и хронология строительства Каса Висенс

Каса Висенс (Casa Vicens) — частный жилой дом, построенный для одной богатой семьи, стал первым значительным произведением молодого, сравнительно недавно начавшего самостоятельную работу архитектора Антонио Гауди (1852-1926) (до этого были еще фонари на Королевской площади Пласа Рейаль (Plaça Reial), проект Гауди 1879 года, а также участие в сооружении гигантского фонтана в парке Цитадели, но всё это были официальные проекты, тогда как дом Висенса стал первым заказом, полученным Гауди от частного лица).

Для кого же был выполнен первый крупный заказ Гауди? Заказчиком стал дон Мануэль Висенс-и-Монтанер (Manuel Vicens i Montaner), состоятельный фабрикант кирпича и облицовочной керамической плитки (согласно другим источникам, Висенс был всего лишь биржевым маклером, а не промышленником [12; 18; 22]). Известно, что уже в 1878 году Висенс, унаследовавший в 1877 г. от матери участок земли (родовое имение) в квартале Грасиа, обратился к юному архитектору с просьбой о разработке проекта строительства летнего особняка для его семьи [13] (именно тогда, весной 1878 года, Гауди закончил обучение в барселонской Высшей школе архитектуры).

Но к работе Гауди приступил значительно позднее — возможно, это было связано с финансовыми трудностями заказчика [12]. Так или иначе, лишь в 1883 году Гауди представил на утверждение отделению муниципалитета в квартале Грасиа проект дома для Мануэля Висенса [1]. Разрешение на строительство было получено 8 марта 1883 года [15].

Таким образом, как видно по датам, непосредственные строительные работы по возведению особняка начались лишь через 5 лет после его заказа [15]. Официальными датами строительства Каса Висенс чаще всего считают годы с 1883 по 1888-й (реже — с 1878 по 1888) (последняя дата тоже достаточно условна, поскольку даже на тот момент отделка интерьеров еще не была полностью закончена [3]).

2.2 Местоположение участка и проект Гауди

Первоначально утвержденный вариант проекта предполагал лишь строительство дома и разбивку сада. Позднее, 27 сентября, на заседании муниципалитета Грасии была выдано разрешение также на постройку ряда одноэтажных зданий, декоративного каскада и ограждающей особняк стены [15].

Проект Гауди дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома от 15 января 1883 года (источник иллюстрации [5]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

На момент строительства особняка Каса Висенс располагался в узкой улочке Сан-Жерваси (Carrer Sant Gervasi), которая впоследствии была расширена и теперь носит название Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines) [4]. Эта улочка соединяла широкий проспект Каррер-Гран-де-Грасиа (Carrer Gran de Gràcia) с протоком Кассолес (torrente de Cassoles), отделявшим селение Грасиа от деревни Сан-Жерваси-де-Кассолес (Sant Gervasi de Cassoles) (в конце XIX века обе территории вошли в состав Барселоны в качестве ее районов) [26].

Доставшийся дону Висенсу участок земли располагался вдоль улицы Сан-Жерваси (Carrer Sant Gervasi), нынешней Каррер-де-лес-Каролинес) и был ограничен, с одной стороны, монастырем Дочерей милосердия св. Винсента де Поля (Hijas de la Caridad de San Vicente de Paul), а с другой — тупиковым переулком Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/Sant Gervasi), расположенным перпендикулярно к улице Сан-Жерваси [12; 26]. Задняя граница участка была параллельна улице Сан-Жерваси.

Участок, отведенный под дом, был небольшим: всего 0,1 га (30 х 34,5 м) [3; 5]. Несмотря на это, особняк достаточно вместителен (на данный момент общая площадь помещений на всех четырех этажах составляет 1160 кв.м, во времена Гауди, до реконструкций, площадь составляла 1035 кв. м [26]).

Гауди спроектировал здание таким образом, что с четвертой стороны оно вплотную примыкало к смежной стене находившегося по соседству монастыря. Таким образом, если не считать этого «слепого» фасада, получился особняк с тремя фасадами, из которых главным считается выходящий в сад (хотя боковой фасад, выходящий на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес, интересен в большей степени, благодаря обилию богато декорированных окон и балконов). После реконструкции 1925 года (подробнее см. в разделе «Последующие владельцы и реконструкции дома и сада»), когда здание было несколько расширено за счет соседнего участка, Каса Висенс приобрел и четвертый фасад [26].

Чертежи двух главных фасадов Каса Висенс: центрального (юго-западного), выходящего в сад, и бокового (юго-восточного), выходящего на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес (источник [15]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Ориентация дома с севера на юг приблизительно совпадала с диагональю правильного прямоугольника, который представлял собой участок. Фасад, выходящий на нынешнюю улицу Каррер-де-лес-Каролинес, был, как и сегодня, ориентирован на юго-восток [26]. План здания приблизительно вписался в полукруг с несколько смещенной в глубину участка осью [3]. Благодаря тому что дом скромно разместился с краю участка, прилегающая территория заметно выиграла в площади и зрительно выросла [4; 22]. Кроме того, такое территориальное решение позволило несколько завуалировать прямоугольную форму дома [28]. При движении по улице Каррер-де-лес-Каролинес небольшое сооружение развертывается как грандиозная панорама [3]: поочередно один за другим открываются все три фасада здания, и открывается весь вид особняка, похожего на театральные подмостки [5]. Нынешний вид на Каса Висенс с улицы Каррер-де-лес-Каролинес и с угла (источники [8; 12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Поначалу здание имело всего два параллельных пролёта. В первом, примыкавшем к стене монастыря, располагалась хозяйская контора (кабинет). Там же помещалась лестница, которая вела на первый этаж и в полуподвальные помещения, а также хозяйственный отсек для стирки и глажки белья (в эту часть дома был предусмотрен отдельный вход для слуг со стороны сада) [26]. Во втором пролёте находился вестибюль, куда можно было попасть по короткой лестнице, просторная столовая с обширной верандой, выходящей в сад, и небольшая живописная курительная комната в восточном стиле (подробнее об интерьерах Каса Висенс читайте ниже, в разделе «Дизайн интерьера Каса Висенс: описание и фотографии»). На верхнем этаже располагались спальни, еще выше — чердак. В полуподвальном этаже находилась кухня с лифтами для доставки обедов, кладовая, угольное хранилище, подсобные помещения и комнаты прислуги [26]. Таким образом, дом был разделен на четыре этажа: полуподвальный, два основных жилых этажа (на первом (партере) была столовая, курительная, холл и т.п., на втором располагались спальни с оштукатуренными стенами и фресками) и чердак [12].

От улицы Каррер-де-лес-Каролинес здание дома Висенс было отделено массивной глухой стеной из массивного булыжника, облицованного штукатуркой (см. старинную фотографию ниже) [1]. Верхние камни украшала резьба. Ограждение полностью закрывало нижнюю часть дома, зрительно отрезая низ сооружения, отчего дом казался грандиознее и значительнее по размерам, чем это было на самом деле [3; 5]. Позднее, в ходе расширения улицы, стену пришлось снести.

Перед двойным входом в здание (один вход был главным, а второй служебным) находилась решетка в виде стальной сетки, по углам которой были помещены металлические бутоны бархатцев (Tagetes erecta) [25; 26]. Внутри каждой такой стальной секции располагались реалистично воспроизведенные из литого чугуна пальмовые листья (подробнее о пальмовой решетке см. ниже, в разделе «Кованые ворота и ограда»). Нынешний вид ограды (фото с сайта [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

2.3 Устройство сада по проекту Гауди: фонтаны и другие сооружения

Что касается садового участка, то с юго-восточной стороны он был не особенно велик, однако после расширения улицы Каррер-де-лес-Каролинес его площадь сократилась еще больше [8]. Непосредственно за решеткой располагалась узкая полоса сада с двумя лестницами: одна вела к главному входу, другая — к портику, служившему опорой для веранды одной из спален, там находился служебный вход. Возле угла лестницы, ведущей к главному входу, то есть между домом и массивной стеной, тянувшейся вдоль нынешней улице Каролинес, находился фонтан (surtidor) из кирпича и керамики, разрушенный в 1925 году. Круглые чаши фонтана, более крупная нижняя и верхняя, меньшего размера, имели форму призмы с десятью гранями и покрыты белой и зелёной глазированной керамической плиткой.

Уменьшенная копия этого фонтана, созданная в 1984 году [26], находится в садах усадьбы Гуэля, на территории которого в настоящее время располагается центр исследования творчества Гауди [25]. (источник фото [27]):

Копия фонтана, находившегося у дома Висенса, Барселона, Испания

На следующем снимке представлено здание дома Висенса и сад, как они выглядели до реконструкции 1925 года (источник [5]; на этой фотографии хорошо виден фонтан у стены и росшая на участке финиковая пальма):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Между фонтаном и галереей (верандой) перед столовой росла красивая финиковая пальма (Phoenix dactylifera). Стена ограждения продолжалась до угла с тупиковым переулком Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/Sant Gervasi), где образовывала прямой угол с округлым краем [26]. Позади этой части стены находилась небольшая беседка или ротонда (glorieta, mirador) — маленький наблюдательный пост, образованный тремя каменными колоннами и двумя столбами из кирпича, которые служили опорами для ложных арок из того же материала, карниза с гуттами из искусственного камня и навершия с двумя скатами из пустотелого кирпича [26].

Стена продолжалась далее, вдоль всего тупика Сан-Жерваси (Callejón de San Gervasio/Sant Gervasi). Там, на юго-западной стороне участка, напротив центрального фасада Каса Висенс, Гауди распорядился создать грациозный декоративный каскад из кирпича, состоявший из параболической арки-грота, увенчанной монументальным портиком. Старое фото каскада (источник [11]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Каскад прекрасно гармонировал со зданием Каса Висенс, составляя с ним единое композиционное целое [5]. По сторонам сооружения располагались два ряда изящных кирпичных колонн с аттиками на вершине, на которых были установлены два резервуара для воды, куда попадала вода, сбросив избыточное давление. По сути, это были две водонапорные башни: по их сливным каналам непрерывно лились тонкие «дождевые» струи, попадавшие на камни раковины, располагавшейся под аркой каскада, а затем уже в объемную чашу у подножия арки [26]. Покрытые параболическими арками ступени каскада приглашали посетителя насладиться приятным видом и ощутить прохладу вод этого тихого оазиса [1]. Своды арки были украшены терракотовыми барельефами работы скульптора Антонио Гарсиа (Antonio Riba García, (1859-1932)), который также выполнил различные фигуры для украшения фасада Каса Висенс и верхней части дверей столовой.

Вид на Каса Висенс со стороны сада, из-под арки каскада (источник [9]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

К сожалению, от вышеописанной части сада ничего не сохранилось. В 1946 году каскад (к тому времени уже переделанный) был разрушен в связи с продажей части имения (до улицы Avenida Príncipe de Asturias) другим владельцам [12; 26].

Небольшой фонтан (pila, fuente) был также установлен в центральной части галереи (веранды) перед столовой на главном юго-западном фасаде (эта галерея, впоследствии перестроенная, закрывалась со стороны сада деревянными панелями-жалюзи в японском стиле [12; 26]). Конструкция этого встроенного фонтана состояла из мраморной раковины в «ренессансном» стиле, помещенной на большую эллипсовидную чашу из тонких железных прутьев, напоминавших паутину [3; 5; 12]. Проходя между прутьями, сверкавшая на солнце вода переливалась всеми цветами радуги, образуя поистине чудесное зрелище [5; 26]. Также сад был оформлен цветочными клумбами и кустарниками причудливых форм [26].

Старая фотография центрального фасада Каса Висенс, на которой видна галерея со встроенным фонтаном и сад с клумбами (источник [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В задней (северо-западной) части участка находился еще один сад, поменьше, который выполнял род огорода. Здесь росли фруктовые деревья, а элементы садового декора и даже обычные цветочные клумбы напрочь отсутствовали [26].

Растительные мотивы из сада перекочевали в отделку наружных стен и оформление интерьеров [26]. Как известно, Гауди всю жизнь учился у природы и черпал в ней вдохновение.

2.4 Последующие владельцы и реконструкции дома и сада

Дон Мануэль Висенс умер в 1895 году. В 1899 году вдова Висенса Долорес Жиральт (Dolors Giralt) продала особняк доктору Антонио Ховеру (Antoni Jover i Puig) [12], дедушке нынешних владельцев, и с тех пор дом принадлежал семье Ховер [15]. Сначала дом использовался в качестве летней дачи, но в 1924 году доктор Ховер решил туда переехать жить постоянно (до этого его постоянная резиденция находилась в центре Барселоны, в нескольких километрах от квартала Грасиа) [20], и в 1925-1927 годах здание было расширено. Работами занялся ученик Гуади, архитектор Жоан Баптиста де Серра Мартинес (Juan Bautista de Serra Martinez) (1890-1963), добавивший к задней части здания еще один пролёт. Тогда же появился патио и лестница, и каждый этаж, таким образом, стал независимым. Частичная реконструкция по заказу нового хозяина проводилась с предельным уважением к оригиналу, и Гауди лично одобрил план [15]. Тем более что при каждом вмешательстве в само здание или сад новый архитектор постоянно консультировался с мастером [4; 12]. Семья Ховер также очень бережно относилась к работе Гауди. Так что общий стиль и дух архитектуры Гауди в ходе этой реконструкции удалось сохранить.

В 1925 году муниципалитет принял решение о расширении улицы Каррер-де-лес-Каролинес. Новая граница улицы практически совпала с боковым (юго-восточным) фасадом здания. Из-за этого полоску сада между стеной ограждения и домом пришлось уничтожить [26]. Служебный вход расположился в новом пролёте, который появился у дома в связи с его расширением за счет бывшего монастыря.  Фонтан у стены был разрушен в том же 1925 году. Не уцелели также другие сооружения Гауди: беседка и стена ограждения [26; 30].

Нынешний ситуационный план здания (источник [15]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В то же время, в ходе реконструкции архитектора Мартинеса сад Каса Висенс удалось расширить: к нему добавился соседний участок земли, купленный новым хозяином дома (ранее этот участок принадлежал ныне распущенному монастырю [25]). Участок располагался между тупиком Сан-Жерваси и протоком Кассолес (нынешней улицей Av. Príncipe de Asturias) [26]. Новое пространство участка решено было обнести металлической решеткой, повторявшей всё тот же мотив пальмовых листьев.

Немалым изменениям подвергся и декоративный каскад (галерея водопада), после реконструкции утративший грот и ставший подобием триумфальной арки, соединявшей старый и новый садовые участки [5]. Де Мартинес также слегка изменил конструкцию здания и построил в самом дальнем углу участка (угол улицы Avenida Príncipe de Asturias) увенчанную куполом часовню, посвященную Св. Рите. Архитектор добавил две новых двери с лестницами, выходящими на Calle de las Carolinas, а два крыльца, защищавшие главный вход, превратил в окна (из-за расширения улицы Каролинес и сужения пространства перед входом пришлось как бы развернуть нижний этаж на 90 градусов и превратить бывшие входные двери в окна [25]). Третья арка галереи стала новым входом. Дверь черного хода была переделана в окно, и для защиты каждого окна были установлены решетки [15]. Решетки для окон спроектировал сам де Мартинес [25]. Ими можно любоваться по сей день.

Были произведены изменения и в интерьере дома. Установленную на первом этаже по проекту Гауди парадную лестницу заменил огромный зал. Была изменена также и конструкция галереи перед столовой, которая по первоначальному проекту довольно сильно выдавалась в сад [5]. Наибольшей утратой искусствоведы считают исчезновение описанного выше встроенного фонтана, который был установлен в центральной части галереи перед столовой.

Сад вокруг Каса Висенс, вид после реконструкции (фотография 1925 года, источник [4, стр.23]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

На переднем плане видна ротонда часовни, позади — надстройка над искусственным водопадом (каскадом); оба строения были впоследствии разрушены. Известно, что часовня простояла до 1962 года [12].

В 1927 году, после завершения реконструкции, городской совет Барселоны (Ayuntamiento de Barcelona) присудил Каса Висенс премию (Premio al Mejor Edificio), объявив здание лучшей постройкой года [5; 12; 15]. Таким образом, первая серьезная работа молодого Гауди получила официальное признание лишь через 37 лет.

К сожалению, сады Каса Висенс, бывшие основой оригинального проекта Гауди, постоянно сокращались по мере того, как последующие владельцы дома продавали их по частям [1]. В 40-е и 60-е годы, прилегавшие к дому Висенс садовые участки были проданы, а само здание оказалось со всех сторон окружено соседними многоэтажными жилыми зданиями [3; 5].

В конце XIX века архитектура особняка, очевидно, воспринималась совершенно иначе, более целостно и свободно, чем сейчас: не будем забывать, что Гауди разрабатывал свой проект в то время, когда район Грасиа был еще пригородом Барселоны и там сохранялось много незастроенных участков. Тем не менее, несмотря на сокращение садовой территории, тесную застройку прилегающей части квартала, разнообразные переделки и перепланировки, Каса Висенс по-прежнему излучает совершенно особую художественную энергию и по праву считается настоящим памятником архитектурного искусства эпохи модерна.

В 1969 году испанское государство объявило Каса Висенс историческим и архитектурным памятником. А в июле 2005 года особняк вошел в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [12].

2.5 Нынешняя судьба здания

В 1962 году дочь Антонио Ховера, Фабиола Ховер ( Fabiola Jover de Herrero), нынешняя владелица дома, провела очередную реконструкцию Каса Висенс, поручив проведение работ архитектору Антонио Пинеда (Antonio Pineda) [33]. Целью этой реконструкции было вернуть здание к его первоначальному состоянию [15].

Последние реставрационные работы прошли в 2001-2004 гг., под руководством архитектора Игнасио Эрреро Ховера (Ignacio Herrero Jover), сына Фабиолы Ховер, выросшего в Каса Висенс и знающего дом лучше, чем кто-либо другой (Антонио Ховер, соответственно, был его дедушкой) (кстати, 30-летний сын Игнасио, Начо, тоже стал архитектором: то ли семейная традиция, то ли влияние дома) [20]. В ходе этой реставрации были обновлены ветхие настенные покрытия и росписи на первом этаже, укреплены фасады и декоративная отделка [15].

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Сеньора Ховер, как и другие члены этой семьи, с большим уважением относится к шедевру Гауди и делает всё для поддержания особняка в хорошем состоянии. По ее собственным словам, она была удивлена, «насколько простой оказалась самая трудная часть работы: получение керамического материала, необходимого для замены отколовшихся плиток с наружных стен» [18].

Фрагменты фасада Каса Висенс, фото с сайта [12]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В проведении реставрации хозяевам помогла известная испанская фирма Tau Cerámica, благодаря мастерству которой «в начале XXI века удалось сделать плитки, которые не отличимы от произведенных в XIX столетии. После тщательного изучения пигментов, материалов и систем кладки специалисты Tau изготовили облицовочную плитку вручную, используя технику trepa, применявшуюся свыше 100 лет назад» [18]. Плитки расписывались вручную, широкой плоской кистью в один мазок; несмотря на то что оригинальные плитки несколько выцвели со временем, новые от них практически не отличить [19]. Компания Tau Cerámica не только изготовила новые керамические плитки взамен отколовшихся и обновила обветшавшие, но и частично финансировала весь проект реконструкции декоративной отделки Каса Висенс.

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В настоящее время (информация обновлена по состоянию на 2010 год) этот уникальный дом выставлен на продажу. Если у вас завалялись лишние 35 миллионов евро, можете поинтересоваться подробностями сделки. Подробную информацию можно получить на официальном сайте Каса Висенс: www.casavicens.es (есть версия на русском языке).

Наверное, этот дом должен приобрести настоящий ценители искусства, коллекционер и большой поклонник творчества Гауди, а не просто состоятельный человек и любитель экзотики. Да, и еще этот человек должен быть готов к трудностям и понимать, что любые ремонтные работы в здании, включенном в список ЮНЕСКО, — это целая бюрократическая эпопея.

Фотографии некоторых деталей фасада Каса Висенс (источник [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Нынешние владельцы так комментируют свое решение о продаже особняка: «Это очень красивый дом, но жить в нем неудобно, и никто из нас особенно не горит желанием его сохранять» [20]. Игнасио Эрреро говорит: «Домом владеем мы, четверо братьев, но двое из нас со своими семьями вообще живут в другом городе. А чтобы содержать дом как музей Гауди, куда ежедневно приходило бы по две тысячи человек, требуется полностью забросить все остальные дела и посвятить себя только этому дому, поэтому мы и решили его продать» [20]. В то же время он отмечает, что с безопасностью и уединенностью никаких сложностей у них нет: «У нас нет проблем с непрошеными посетителями. Думаю, большинство людей боятся нас больше, чем мы их».

Сейчас в доме живут Фабиола Ховер де Эрреро с мужем, а также один из их сыновей (брат Игнасио) со своей семьей. Верхний этаж, изначально предназначавшийся для слуг, сдается в качестве съемной квартиры [19].

Игнасио добавляет: «Это наш дом, но в то же время у нас есть ощущение, что он принадлежит всем, ведь это часть культурного наследия Каталонии. Именно поэтому мы не особенно стремимся афишировать свои намерения на местном рынке» (любопытно, что сайт о продаже дома не имеет версии ни на испанском, ни каталонском языке; фирма, которой поручено заниматься продажей, ориентируется прежде всего на клиентов из России и арабских стран). Не исключено, что новый владелец дома откроет здесь музей Гауди и сделает особняк открытым для публики.

3 Каса Висенс: описание архитектуры и интерьера

3.1 Художественное значение, стилистика. Место в творчестве Антонио Гауди

Каса Висенс представляет собой пёстрое смешение различных архитектурных стилей, наиболее ярким и узнаваемым из которых является мавританский стиль мудехар (неомудехар) [13]. В момент разработки проекта Гауди находился на начальном этапе своей карьеры — этапе, для которого еще был характерен относительно простой конструктивный язык и, в первую очередь, предпочтительное использование прямых, а не изогнутых линий, в отличие от более позднего творчества мастера. Со стилистической точки зрения это был период увлечения ориенталистскими течениями: структурные формы и орнаментальные решения отражали вкус Гауди к восточному искусству, прежде всего мавританскому, персидскому и византийскому [12]. Влияние мавританского искусства проявляется в декоре и в обилии разноцветного кафеля и натурального камня [14]. Фото с сайта [10]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Эта склонность к восточному стилю проявилась и в других работах Гауди, таких как павильоны усадьбы Гуэля и особняк Эль Каприччо в местечке Комильяс. Но именно Каса Висенс остается первым зрелым творением Гауди, выполненном в неомавританском (испано-арабском) стиле. Любовь Гауди к архитектуре мавров зародилась уже в южном возрасте, во время изучения трудов Оуэна Джонса «Грамматика орнамента» (1856), «Эскизы для мозаики и мозаичных панелей» (1842), «Чертежи, проекции и детали Альгамбры» (1842). К тому же, этот архитектурный стиль завоевывал популярность: до Каса Висенс в Барселоне уже имелось несколько примеров стиля неомудехар [1]. Поэтому не стоит удивляться, что, в отличие от некоторых более поздних сооружений Гауди, таких как Ла-Педрера, Каса Висенс был принят элитой Барселоны с энтузиазмом [2].

Портрет юного Гауди (источник [4]):

Антонио Гауди в молодости, портрет

Здание дома Висенс, которое было на тот момент самым экзотическим творением Гауди, стало для архитектора своеобразной экспериментальной площадкой [5]. Именно с этого заказа начинается столь характерная для Гауди игра с возможностями керамики [3], которую он и многие другие модернисты впоследствии использовали в отделке сооружений самого разного характера. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что заказчик являлся фабрикантом керамической плитки, так что причудливый мавританский особняк, украшенный расписными изразцами, стал заодно и удачным рекламным ходом [1]. Есть сведения, что Гауди посещал керамический завод Manises недалеко от Валенсии, чтобы изучить технологию изготовления плиток. Возможно, это было как раз на этапе проектирования Каса Висенс [19].

Несмотря на простоту планировки, особняк поражает чрезвычайной сложностью и богатством, это настоящий маленький замок. Его облик отмечен фантазией и свидетельствует о несомненной творческой дерзости проектировщика. Уже здесь очевидно, насколько Гауди, с его практичностью, способен тяготеть к чему-то странному, почти шутовскому [28]. Украшающие Каса Висенс орнаменты, их лирический субъективизм и игривость, новаторство формальных подходов — всё это демонстрировало отход от архитектурных традиций того времени, увлекало и удивляло [15]. Дом стал одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма и резко контрастировал с доминировавшим в то время эклектизмом [21].

Каса Висенс с его головокружительным нагромождением геометрически форм признан одной из революционных построек периода развития эстетики модернизма [1]. Особняк был в высочайшей степени необычен и поразителен для своего времени: аутентичные орнаменты, в обилии украшающие отдельные фрагменты дома; множество выступающих элементов и деталей; призматические и куполообразные формы; контрастные текстуры и цвета; слитность здания с окружающим ландшафтом — всё это было неожиданно и оригинально [15].

В этом уединенном частном доме с садом Гауди осуществил свое юношеское представление о семейном особняке, оберегающем частную жизнь членов семьи (фото с сайта [12]).

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Даже сегодня от втиснутого в узкую улочку Каса Висенс с его бело-зелёными изразцами и кремово-желтым камнем, всегда опущенными жалюзи и крепко запертыми чугунными воротами веет атмосферой сонного эскапизма, безопасности и уюта [1].

3.2 Конструктивная система дома

Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля — деревянные [5]. Несущая конструкция здания точно соответствует разделению помещений [4].

В плане дом представляет собой практически правильный четырехугольник (только со стороны входа наружу слегка выступает столовая) [21]. Гауди не использовал здесь кривые линии, столь характерные для его позднего творчества. В конструкции Каса Висенс мы, наоборот, находим множество простых прямых линий и прямоугольных форм. Отдельные части здания разделяются углами, а не перетекают плавно друг в друга [12]. Вид на Каса Висенс с угла (источник фото [8]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Основным строительным материалом является необработанный камень, который молодой архитектор использует в сочетании с красным кирпичом и полихромными изразцовыми плитками, образующими шахматный или цветочный узор [21]. Фото с сайта [12]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Композиционный строй сооружения противоречив: сильный мотив прорастания вверх, с одной стороны, противостоит теме горизонтального членения этажей, с другой. Но этот «конфликт» смягчается с помощью сразу нескольких приемов: во-первых, дробные квадраты плиток шахматного рисунка размывают противостояние горизонтальных и вертикальных линий; железное кружево кованых решеток и ковровый характер цветочного орнамента плиток также делают свое дело [3].

Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам. Нововведением Гауди стала также необычная для того времени конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами. Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными в плане балконами [5].

Кроме того, в архитектуре дома Висенс Гауди впервые применил так называемую технику свободного пространственного коллажа. Именно с этой техникой связаны используемые мастером смелые комбинации стилизованных фигур модерна, выросшего на испано-мавританской почве (примером могут служить белые и зеленые квадраты изразцов, установленные по основным вертикальным линиям и над перемычками окон, «сталактиты» консолей, многоугольные арки) [3].

3.3 Внешняя отделка особняка

Дом Висенса — яркий пример того, как можно обратить рационально спроектированный дом в маленький замок средствами одной только отделки и орнамента прежде всего [4]. Внешняя отделка особняка — это живой многоцветный ориентализм с пышным убранством фасадов,  многочисленными эркерами и кафельным декором гладких участков стены. На верхнем этаже со сквозной галереей выдаются вперед угловые башни, свидетельствующие о мавританских корнях Каса Висенс (источник фото [4, стр. 20]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

При строительстве дома Гауди задействовал множество разнообразных декоративных элементов в стилистике мавританского зодчества, таких как башенки, эркеры, сквозные консоли и выступающие карнизы, балконы и выступы фасадов. Эта оригинальная внешняя структура позволила, несмотря на простоту формы особняка, добиться удивительного богатого объемного решения и сделать здание ярким, привлекательным и даже игривым, избежав сурового облика, характерного для классической архитектуры [2; 21]. Если смотреть со стороны улицы, сооружение кажется как будто разрастающимся наружу по мере увеличения высоты [12] (фото с сайта [6]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Крыша имеет наклон с двух сторон и четыре фронтона. По краю крыши проложена специальная дорожка, обеспечивающая свободный проход и облегчающая проведение ремонтных работ. Как и в других зданиях Гауди, вентиляционные каналы и дымовые трубы обильно декорированы (в данном случае — теми же керамическими плитками, что и фасад) [25]. Фото с сайта [8]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

И в угловых башенках, и на самой крыше (под открытым небом) есть скамейки [4]. Чрезвычайно тонко расчленена угловая башенка, сильно выдающаяся вверх, это самая высокая точка особняка (источник фото [32]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В оформлении Каса Висенс Гауди активно использовал живопись, скульптуру и прикладные искусства — художественные элементы, дополняющие архитектуру здания и образующие с ней единый ансамбль. Украшения есть везде, необузданные и роскошные. По углам здания Гауди расположил окна в мавританском стиле, которые напоминают миниатюрные минареты, а над ними поместил довольно спорных, а то и попросту неуместных херувимов [1] (источник фото [24]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Стены фасадов кажутся драгоценными, хотя Гауди отделывает их простыми и дешевыми материалами. Основа стен из дикого камня цвета охры дополнена отделкой из необработанного кирпича [28]. Уже один этот контраст красив сам по себе. И все же главное очарование дому придает пестрая изразцовая отделка. Фото с сайта [8]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Обильное использование керамической отделки с тщательно подобранной полихромией является одной из характерных особенностей особняка и придает строению особую красочность. Здесь можно заметить мусульманские и арабские реминисценции в причудливом смешении с самобытными каталонскими элементами [12]. Кладка бежеватого природного камня перемежается с длинными поясами декоративной 15-сантиметровой плитки, украшенной узором в виде бархатцев (Tagetes erecta) [12]. Боковой фасад дома, фото с сайта [6]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Чередование в шахматном порядке керамических плиток белого и зеленого цветов разбивает узорчатые галереи плиток с изображением бархатцев [4]. Фотографии с сайта [6]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

По словам самого Гауди, цветочные мотивы, использованные им для орнаментов Каса Висенс, он нашел непосредственно на месте, отведенном под застройку: «Когда я проводил первые замеры участка, земля под ногами была полностью покрыта теми самыми желтыми цветами — бархатцами, которые я использовал в качестве декоративного мотива для керамики. Пышная пальма тоже была здесь, она и подвигла меня к созданию мотивов для ворот и дверей дома» [4]. Есть также сведения, что изразцы с изображением желтых бархатцев были сделаны по желанию самого заказчика, Мануэля Висенса [3; 5]. Фрагмент изразцов, источник фото [10]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

На балконе главной спальни, над верандой столовой, помещен ряд изразцов с рельефным узором в виде листьев и раскрытых цветов подсолнухов [1; 26]. Существует много увлекательных теорий об использовании Гауди подсолнухов в качестве некоего символа. Своенравное и непокорное растение, подсолнух является широко распространенным символом души. В 1870-х и 80-х годах этот цветок был очень моден в Великобритании. Например, этот мотив использовал выдающийся английский художник-керамист Уильям Френд Де Морган (1839-1917). Оскар Уайльд, который отзывался об этом цветке как о «яркой эмблеме постоянства», был изображен на карикатуре в виде подсолнуха. А английский дизайнер (Thomas Jekyll) (1827-1881) изготовил каминные подставки для дров в форме подсолнуха для своей «павлиньей комнаты» [1].

Вид балкона с узором из бархатцев и рельефных подсолнухов (фото авторов сайта):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В оформлении фриза веранды перед столовой Гауди подчеркнул тот факт, что дом был построен в идиллическом уголке истинно каталонской природы. На северо-западной стене в тенистом уголке вырезано каталонское заклинание: «Oh, l'ombra de l'istiu!» — «Да будет летняя тень!» Для противоположной стены, которая смотрит на юго-восток и восходящее солнце, Гауди выбрал другое изречение: «Sol, Solet, vine'm a veure (que tinc fred)» — сокращение от каталонского заклинания «Солнышко, маленькое солнышко, приди и посмотри на меня, потому что мне холодно» [1]; [19]. Еще одно изречение помещено с третьей стороны, напротив камина столовой, оно гласит: «de la llar lo foc, visca lo foc de l'amor» («пламя от очага, да здравствует пламя любви») (этот фрагмент виден на вышеприведенной фотографии) [22].

В изящных металлических решетках, служащих для оформления балконов и окон Каса Висенс нашли выражение мотивы ар-нуво. Автором проекта был уже не Гауди, а его преемник де Мартинес [8]. Детали бокового фасада с двойными окнами и балконами (источники фото [6; 24]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В узоре решеток можно разглядеть характерные для каталонского модерна растительные мотивы, а также образы причудливых существ и, в первую очередь, драконов (фотографии с сайта [25]).

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Кроме того, в саду Каса Висенс обращает на себя внимание ваза для цветов в стиле ар-нуво. Эту замечательную вазу выполнил барселонский художник по керамике Пужоль-и-Баусис (Pujol i Bausis) (1858 - 1960) [10]. Фотографии сада и вазы (источник [24]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

3.4 Кованые ворота и ограда с пальмовыми листьями

В настоящее время участок при доме Висенса обнесен оградой из природного камня с коваными железными решетками наверху. Мотивом кованых въездных ворот и металлической ограды являются раскрытые пальмовые вайи — листья веерной пальмы Chamaerops humilis (хамеропс приземистый) [4].

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Кованая ограда с повторяющимся рисунком пальмового листа свидетельствует о явном  воздействии стиля ар-нуво [28]. Угловой фрагмент ограды с фонарем, фото с сайта [24]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Глиняную модель этой знаменитой решетки, как считается, создал в мастерской собора Саграда Фамилиа близкий друг Гауди, скульптор Лоренцо Матамала Пиньоль (Lorenzo Matamala Piñol (1856-1927)), а отлил и выковал из железа кузнец Хуан Оньес (Juan Oños), впоследствии участвовавший в создании решеток для дворца Гуэля [5; 26]. Иллюстрация узора ворот времен Гауди [1, стр.143] и современная фотография [4, стр.22]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Конструкция удивительных железных ворот Каса Висенс со стилизованным узором из пальмовых листьев — это еще и признак верности Гауди каталонским традициям работы с железом [1]. Не будем забывать, что отец Антони Гауди был потомственным кузнецом (медником). Гауди овладел этим искусством в мастерской отца.

Кованая железная ограда, отделяющая дом от внешнего мира, и ворота в виде металлических пальмовых листьев — всё это создает впечатление чего-то промежуточного между городом и деревней, между общественным зданием и частным домом [1].

Угловая секция кованых ворот Каса Висенс и нижний ряд ограды вдоль бокового фасада дома (фото с сайтов [8] и [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В настоящее время ряд фрагментов пальмовой решетки находится в воротах парка Гуэль, а также в Доме-музее Гауди в этом же парке [12].

3.5 Дизайн интерьера Каса Висенс: описание и фотографии

Интерьеры дома Висенс чрезвычайно насыщены декором и поражают тщательностью исполнения каждой детали. Многие интерьеры прекрасно сохранились и почти не изменились со времен Гауди [19]. Особенно хорошо сохранились курительная комната, столовая и вестибюль.

Именно во внутреннем оформлении дома Висенса творческое воображение Антонио Гауди разыгралось вовсю. Он создал в высшей степени экзотическую обстановку для развлечения гостей и хозяев. Гауди сам выполнил эскизы большей части интерьеров Каса Висенс, включая столовую и знаменитую курительную комнату [7; 21]. В оформлении интерьера присутствует множество арок, изразцов и живописных орнаментов, что в совокупности создает причудливый, разнородный ансамбль [12].

Современные исследователи творчества Гауди затрудняются ответить на вопрос, чем руководствовался архитектор во время отделки внутренних помещений здания — собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Однако большинство искусствоведов склонны считать, что жизнерадостный эклектизм интерьеров, вероятнее всего, отвечает вкусам самого владельца [5]. Так или иначе, дон Висенс и Гауди были друзьями и, наверное, часто обсуждали проект. Известно, например, что в 80-е годы архитектор был частым и желанным гостем дачи Висенса в Алелье [16]. В то же время есть предположения, что Мануэль Висенс был поставлен экстравагантностью Гауди на грань банкротства [1].

Наиболее интересные с точки зрения дизайна помещения находятся на первом этаже дома. Расположение некоторых комнат указано ниже, на плане первого этажа Каса Висенс (иллюстрация на основе [11] и [15]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Как желтые бархатцы, украшающие здание снаружи, явились воссозданием реальной картины, увиденной Гауди на участке до начала строительства, так и мотивы птиц и тропических растений, активно использованные им в оформлении интерьеров отражают подлинный природный мир этого загородного (ведь на тот момент это еще был пригород) уголка Барселоны. Например, в комнатах первого этажа встречаются орнаменты в технике сграффито, изображающие красноцвет болотный Butomus umbellatus и гигантский тростник Arundo donax — именно те растения, которые росли по берегам соседнего протока Кассолес, находившегося на месте нынешней улицы Av. Príncipe de Asturias [26].

Наиболее щедро декорированной комнатой в доме является столовая (обеденный зал) с рядом характерных элементов стиля ар-нуво (источник фото [15]).

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Потолок большого обеденного зала оформлен большими деревянными опорными балками. Общие виды столовой (фото с сайта [15]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Деревянные балки поддерживаются консолями, на внешней изогнутой стороне которых нарисованы цветы гвоздики [26]. Межбалочное пространство заполняет замысловатый резной орнамент, играющий на жизнерадостном контрасте сочных зелёных листьев и ярко-красных гроздьев вишни [1; 26]. В некоторых источниках указывается, что это на самом деле это плоды и листья не вишни, а арбутуса, или земляничного дерева (Arbutus unedo) [4; 26], выполненные  из окрашенного папье-маше (формованного картона) (фото с сайтов [10] и [17]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Стены до самого цоколя облицованы деревянными панелями в теплых коричневых тонах или керамической плиткой. Дальше вверх каждый дюйм, не покрытый росписью, заполнен орнаментами, изображающими птиц, снующих по небу среди падающих осенних листьев [1].

Стены также украшены рельефной росписью в технике сграффито, воспроизводящей темно-зелёные побеги плюща (Hedera helix) на золотистом фоне [4; 26]. Фото с сайтов [29] и [31]:

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Общему затемненному фону столовой, выдержанной в строгом стиле, противопоставлена светлая стена со встроенным в нее камином, украшенным яркими изразцами, изображающими растения и птиц [5]. Дверные проёмы также расписаны мотивами птиц: мы видим здесь целую вереницу журавлей и цапель [1]. Использование растительных и животных мотивов в оформлении камина и интерьера столовой (обеденного зала) дома Висенс (источник [31]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Оформление столовой задумывалось так, чтобы пространство в переходе от угловой к пристенной мебели разделялось плавно и разнообразно [4]. Столовая с частично встроенной в стены мебелью (фотография, источник [17]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

И вестибюль, и столовая Каса Висенс оформлены деревянными балками, пространство между которыми заполнено растительными орнаментами из папье-маше [26]. Это работа барселонского мастера Эрменегильдо Англеса (Hermenegildo Miralles Anglés). Благодаря своей простоте и неограниченным изобразительным возможностям техника папье-маше имела в то время большой успех [26].

Вестибюль Каса Висенс с витражами (источник фото [12] и [34], © Peter Aprahamian):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Еще витражи при входе в дом (фото с сайта [10]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Одной из самых оригинальных в доме Висенса является небольшая курительная комната (fumador, sala de fumar), в которой потолок украшен «сотами», напоминающими архитектуру Альгамбры. Это уютное убежище с лежанками, подушками, кальяном и складным кофейным столиком на ножках в виде конских копыт всегда вызывало у посетителей особое восхищение. В Испании времен Гауди наличие курительной комнаты было важным атрибутом благосостояния, до того модным, что даже королевская семья построила себе курительную комнату в своем дворце в Аранхуэсе [1] (старая и новая фотографии с сайтов [9] и [10]; как видите, ни подушек, ни кальяна больше нет):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Экзотическая курительная комната, будто вышедшая из сказок «Тысячи и одной ночи», обильно снабжена орнаментальными украшениями в восточном стиле. «Сталактиты» фальшпотолка и украшенные арабской вязью фонари являются характерными элементами мавританской архитектуры [3] (фото с сайта [9]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Верхняя часть стен комнаты украшена рельефными орнаментами из папье-маше [31]. Потолок декорирован орнаментом из листьев и плодов финиковых пальм [26]. В этом удивительном, похожем на сталактиты или пчелиные соты (muqarnas) алебастровом фальшпотолке (куполе) ярко проявился особый дар Гауди адаптировать архитектурные идиомы к новым методам строительства [1].

Детали потолка и рельефа стен в курительной комнате дома Висенс (источник фото [17]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В нижней части комнаты стены покрыты изразцовыми панелями с изображением цветов гвоздики [26] (в других источниках указывается, что это розы [19], и это больше похоже на правду):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Немалый интерес представляет оформление еще одной комнаты на первом этаже Каса Висенс. Речь идет о веранде — галерее перед столовой.

Прежний вид веранды (старая фотография с сайта [12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Нынешний вид веранды (источники фото [15] и [9]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Здесь Гауди тоже придумал оригинальный ячеистый потолок, соединив два свода, расписанных в технике «зрительных обманок» trompe l’oeil [32]. Не обошлось также без витражей и уже знакомых нам изразцов с желтыми бархатцами (источник фото [29]).

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Рисунок на потолке веранды изображает ветви пальмовых деревьев [32] (источники [17] и [31]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Два примыкающих свода также обильно украшены растительными мотивами (источник фото [32]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

В одной из маленьких комнат на первом этаже Гауди также разместил поразительный псевдокупол (falsa cúpula) вроде тех, что были характерны для эпохи барокко [29]. Эффект оптических иллюзий (trompe l’oeil) достигается посредством умелых манипуляций с перспективой. Когда наблюдатель смотрит на этот волшебный потолок, у него создается подлинное ощущение того, что он распахивается в синее небо, полное порхающих птиц (фото с сайта [9]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Оригинальная обстановка еще одной комнаты — главной гостиной, или салона; мебель в этой комнате проектировалась не Гауди [10; 12] (источник фото [4, стр. 23]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Несколько современных фотографий других комнат Каса Висенс (источник [15]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Гауди также частично разработал дизайн мебели для дома Висенса [12; 16; 22]. Например, считается, что именно он придумал вот этом стильный угловой шкаф (комод) (фото с сайтов [10; 12]):

Дом Висенса по проекту Гауди, Барселона, ИспанияДом Висенса по проекту Гауди, Барселона, Испания

Все детали особняка Гауди разрабатывал с особой тщательностью, придавая каждому элементу обстановки свое личное видение — начиная от раздвижных дверей до остроумно придуманных запорных устройств из позолоченной латуни [4]. Уже в этом раннем творении проявилось ответственное отношение Гауди к своей работе, его стремление к созданию архитектурного ансамбля, в котором важна каждая деталь [15; 21]. Зодчий понимал, что в архитектуре нет ничего второстепенного, и не обходил вниманием даже самые, казалось бы, незначительные практические аспекты [15].

♦♦♦♦♦♦♦

Каса Висенс — это памятник экзотике. Сочетание таких разнотипных материалов, как кирпич, камень, булыжник и керамическая плитка, а также смена текстуры оказали огромное влияние на развитие стиля модерн. В то же время это был первый и последний случай, когда Гауди построил здание, облик которого не был связан с католической верой или каталонской мифологией.


Всем, кто интересуется архитектурой Барселоны и других городов Каталонии и каталонским модернизмом в частности, рекомендуем также записи:

- «Достопримечательности Барселоны. Кафе-ресторан «Четыре кота» (Els Quatre Gats) в Барселоне: история, интерьер, архитектура Пуч-и-Кадафалка»

- «Прогулка по Барселоне. Каталонский модерн и не только. Ближе к северным окраинам: Каса Висенс, парк Гуэль, усадьба Гуэля, памятник Антонио Гауди».

- «Прогулка по Барселоне. Готический квартал и квартал Рибера, Рамблас».

- «Дворец Гуэля в Барселоне».

- «Музей Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)».

- «Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера»

Всем, кто интересуется стилем модерн в различных странах, советуем посмотреть следующие материалы:
-Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге
-Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште
-Здания в стиле модерн в Гамбурге
-Парижские образцы ар-нуво на Монмартре


Использованные источники:

1. Гиз Ван Хенсберген. Гауди — тореадор искусства. Биография. /Пер. с англ. Гольдберга Ю. — М.: Эксмо-Пресс, 2002.

2. Путеводитель для туристов по Барселоне.

3. Бассегода Нонель X. Антонио Гауди/Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес; Под ред. В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1986.

4. М. А. Криппа. Гауди. О влиянии природы на архитектуру. TASCHEN/АРТ-РОДНИК, 2004.

5. Светлана Хворостухина. Шедевры Гауди. Вече, 2003.

6. Каса Висенс, Дом Висенс: описание и фотографии.

7. Алексей Асланянц. Барселона. Путеводитель «Афиши». Афиша Индастриз, 2007 г.

8. Фотографии Каса Висенс (разные ракурсы и архитектурные детали).

9. Модернизм в Барселоне. Каса Висенс Антонио Гауди.

10. Фотографии Каса Висенс в Барселоне (наружные виды, интерьер).

11. История Каса Висенс. José Arturo Campos. Las voces de Gaudí. Editions Universitat Politècnica de Catalunya. 2002.

12. Архитектура и история Каса Висенс.

13. Краткое описание, фотографии и хронология пострек Гауди в Барселоне.

14. Юрген Бергманн, Марион Гольдер, Эльке Хомбург (пер. Светлана Иванова). Барселона. Путеводитель. Дискус Медиа, Nelles Verlag.

15. Официальный сайт Каса Висенс в Барселоне.

16. Краткая биография Мануэля Висенса.

17. История искусств: особняк Висенса по проекту Гауди в Барселоне.

18. Керамика в творчестве Гауди.

19. Экскурсия по Каса Висенс. Керамика — практичный и долговечный материал. Статья в газете The Observer, от 5 августа 2001.

20. Семья Ховер и история реставрации Каса Висенс. Дом выставлен на продажу. Статья в Sunday Times, от 30 сентября 2007.

21. Каса Висенс, статья в Википедии на русском языке.

22. Каса Висенс, статья в Википедии на испанском языке.

23. Каса Висенс на сайте о творчестве Гауди.

24. Каса Висенс на сайте о каталонском модернизме.

25. Каса Висенс на сайте Клуба Гауди.

26. Juan Bassegoda Nonell. Los jardines de Gaudí. Edicions UPC, 2001.

27. Фотографии павильонов и садов усадьбы Гуэля.

28. Дом Висенса: краткое описание.

29. Фотографии и описание дома Висенса на итальянском языке.

30. H. Kliczkowski. Barcelona y Gaudí: la ruta del modernismo. A. Asppan S.L., 2004.

31. Aurora Cuito, Cristina Montes. Antoni Gaudí, Obra completa. Мультиязычное издание. A. Asppan S.L., 2002.

32. Aurora Cuito,Cristina Montes. Gaudí: complete works. Издание на английском языке.  A. Asppan S.L., 2002.

33. Реставрация особняка Каса Висенс в Барселоне, 1999 год.

34. Фотография вестибюля Каса Висенс.

(falsa cúpula)

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)