Особняк С.Н. Чаева: шедевр русского модерна на ул. Рентгена, 9

Петроградская сторона — это настоящий заповедник модерна, где любителей архитектуры начала XX века постоянно поджидают всё новые открытия. Интересные особняки и доходные дома украшают как главные магистрали района, так и многочисленные боковые улицы и переулки, где подчас можно отыскать настоящие сокровища. Одним из таких замечательных домов, который еще недавно пребывал в удручающем состоянии, но, к счастью, попал в адресную программу КГИОП «Реставрация фасадов», является особняк С. Н. Чаева на улице Рентгена, 9, созданный по проекту архитектора В. П. Апы́шкова.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Этот дом с характерным для модерна разнообразием фактур, рельефными фризами в духе античности, изящным декором в стиле венского сецессиона и незаурядным пространственным решением с ротондой зимнего сада принадлежит к числу лучших произведений петербургского модерна. Поскольку в особняке с 1930-х годов размещается районная стоматологическая поликлиника №17, любой желающий может свободно пройти внутрь, полюбоваться частично сохранившимися интерьерами, оценить необычную планировку здания, сделать фотографии на память — а при случае и подлечить зубы.

В этой заметке речь пойдет об истории и архитектурных особенностях особняка Чаева. Заодно будет сказано несколько слов о его создателе, архитекторе Владимире Апышкове.

Архитектура особняка С. Н. Чаева на улице Рентгена: пространственное решение здания и оформление фасадов

Особняк на улице Рентгена был построен в 1906-1907 гг. для инженера путей сообщения, участника строительства Транссибирской магистрали С. Н. Чаева и стал воплощением новаторских принципов модерна. Данная работа стала программным произведением военного инженера и архитектора В. П. Апышкова. Глядя на здание, нетрудно заметить его сходство с особняком М. Ф. Кшесинской, возведенным А. И. фон Гогеном в 1904-1906 гг. Вместе с тем особняк С. Н. Чаева выделяется совершенно особой организацией пространства (подробнее об этом читайте ниже).

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Говоря об общей композиционной схеме постройки, стоит отметить контрастное сочетание и взаимное перетекание прямоугольных и цилиндрических частей. Остекленная полукруглая ротонда зимнего сада и угловой входной цилиндр как бы врезаются в углы прямоугольных блоков основного массива дома. По оценкам искусствоведов, некоторые находки, использованные В. П. Апышковым в особняке С. Н. Чаева (динамичное перетекание пространства, напряженное сопоставление крупных объемов разной конфигурации), позволяют считать его предшественником архитектуры русского авангарда 1920-х годов [2; 3].

Особняк С.Н. Чаева, ротонда зимнего садаОсобняк С.Н. Чаева, вход в зимний сад

Рассмотрим более подробно внешние фасады здания. Здесь мы встречаем отличавшую архитекторов эпохи модерна любовь к материалу. Обращает на себя внимание умелое сочетание разнообразных фактур, понимание художественной ценности отделочных материалов. В оформлении фасадов присутствуют блоки сердобольского и пютерлакского гранита, светлый облицовочный кирпич, гладкая штукатурка, синеватая майолика. Границы между каменной облицовкой, кирпичной поверхностью и венчающим майоликовым фризом произвольно членят стены, рассекая окна.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Фасады особняка никогда серьезно не реставрировались, и некоторые участки к 2008 году пришли в аварийное состояние. В ходе недавно проведенных работ по реставрационному ремонту особняка С. Н. Чаева фасад был расчищен и подновлен, а утраченные элементы — воссозданы на основе тщательно подобранных реставрационных составов. Отметим, что эта работа вошла в финал первого этапа конкурса по качеству «Сделано в Санкт-Петербурге» в номинации «Реставрации фасадов». Особенно выделяются синие керамические фризы, отсылающие опять-таки к особняку Кшесинской.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Эта майоликовая плитка была воссоздана усилиями специалистов реставрационной компании «Паллада» [9]. Еще одной сложной задачей было восстановление облицовочного кирпича, поскольку его требовалось подобрать в точном соответствии с оригинальным материалом, чтобы новый кирпич не отличался от оригинального по цвету и фактуре.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Помимо разнообразия отделочных материалов и асимметричной планировки, в архитектуре здания обнаруживаются и другие черты, характерные для стиля модерн, например асимметричность композиции, многообразие форм и свободная группировка окон, извилистые растительные металлические орнаменты балкона и маркиз. Декоративно обыгрываются также и конструктивные элементы (например, оставленные открытыми металлические перемычки окон). Из других интересных элементов декора отметим рельефные панно, созданные по мотивам фризов Парфенона.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Наиболее крупным является фриз с изображением всадников, украшающий верхнюю часть цилиндрического объема входа. Чуть правее и ниже размещается барельеф, посвященный эпизоду похищения женщины кентавром (вероятно, имеется в виду лапифянка — женщина из племени лапифов).

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Еще одно рельефное панно можно увидеть на дворовом фасаде. Оно изображает скачки на колесницах.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-ПетербургОсобняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Если вышеописанные композиции вносят в оформление фасадов нотку античности, то наружный декор цилиндрического зимнего сада напоминает о памятниках венского сецессиона. Здесь архитектор использовал рельефные вставки с густым растительным орнаментом, а также симметрично расположенные параллельные бороздки и женские маски в венках (аналогичные головки мы увидим и в интерьере зимнего сада).

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-ПетербургОсобняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Оригинальным скульптурным элементом, украшавшим особняк Чаева, некогда была изящная женская фигура, располагавшаяся над полукруглым окном. К сожалению, эта красивая летящая фигура, как бы спускавшаяся с ризалита главного (северного) фасада, на сегодняшний день утрачена. Увидеть ее можно только на фотографии 1908 года [1].

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Впрочем, сохранилась голова скульптуры, и специалисты КГИОП не исключают, что фигура будет воссоздана, если найдется какой-нибудь меценат, готовый заняться этим проектом [11].

Планировка и интерьеры особняка С. Н. Чаева

Как уже было сказано, особой оригинальностью отличается пространственная структура здания, которая при взгляде на внешнее убранство здания раскрывается нам далеко не полностью. Проще всего понять придуманное архитектором композиционное решение, глядя на план дома [1].

Особняк С.Н. Чаева, план второго этажа

Специфика плана состоит в том, что он пронизан диагональной осью, на которую как бы «нанизаны» три цилиндрических объема, последовательно увеличивающиеся с севера на юг. Беспрецедентная находка Апышкова в виде этой «решительной диагонали» прохода позволяет специалистам характеризовать план этого дома «как самый смелый в истории Петербурга» ([3]; источник старого фото ниже — [1]).

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Первый цилиндрический объем, хорошо видный с фасада, заглубленный в угловых частях здания, служит для входа в здание. В нем помещается тамбур и узкая винтовая лестница. Следующий цилиндр находится внутри структуры здания и является пространственным центром особняка. Здесь находится круглый двухъярусный холл, решенный по типу атриума с верхним светом.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Раньше на первом этаже холла располагалась приемная; наверху, на кольцевом балконе, находилась картинная галерея; третий этаж занимала столовая для прислуги со световым фонарем и стеклянным полом.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-ПетербургОсобняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Этот круглый холл был устроен архитектором по требованию владельцев, желавших избежать темных («и даже полутемных») коридоров. Он служил соединительным звеном для разных групп помещений. Наверху холл завершается зеркальным потолком, умножающим пространство.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Поднимаясь по диагонально расположенной парадной лестнице, попадаем из холла в светлый зимний сад. Сад помещается со стороны двора, в полукруглой ротонде, прорезанной большими высокими окнами, и занимает третий (самый объемный) цилиндр «диагонального стержня» дома. Интересно продумано движение лестничных маршей: лестница проходит от центрального холла к зимнему саду, а затем поворачивает обратно, подчеркивая циркуляцию внутреннего пространства.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Что касается собственно зимнего сада, то в оформлении его интерьеров архитектор вновь обратился к формам венского сецессиона: мы видим те же параллельные бороздки и женские головки, что и в наружном декора ротонды. Первоначально Апышков проектировал зимний сад таким образом, чтобы он обозревался со всех сторон, но сегодня дом и сад вместе с ним зажаты более поздними постройками. К сожалению, в советское время нижний ярус зимнего сада был грубо заложен силикатным кирпичом, который покалечил витражное остекление с двойными металлическими рамами.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Уже в наше время было принято решение отреставрировать как фасадную часть этой остекленной ротонды, так и ее внутреннюю часть со стороны зимнего сада. Это и было сделано. Реставраторам удалось заменить металлические рамы этих витражей, восстановив геометрию переплетов по сохранившимся образцам. Благодаря этому зимний сад вновь приобрел свой исторический облик. Сотрудники поликлиники любовно ухаживают за многочисленными растениями, которые, как в прежние времена, вновь украшают сад.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-ПетербургОсобняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Как уже было сказано, в наши дни в особняке находится стоматологическая поликлиника. Соответственно, все помещения изменили свое назначение. Раньше на первом этаже дома располагались кабинеты, бильярдная, гостиная, буфет и столовая, на втором — спальни, будуар и комнаты прислуги. Сегодня будуар занят кабинетом главного врача, хирургический кабинет и зуботехническая лаборатория разместились в ванных комнатах, а ортопеды принимают в бывшей спальне. В бывшей бильярдной теперь располагается кабинет №3, а холл кабинета №1 ранее был гостиной.

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-ПетербургОсобняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

В интерьерах особняка сохранилась лепнина, несколько антикварных люстр и каминов, а также искусственный мрамор, использованный для облицовки центрального холла на первом этаже. Интересно, что в оформлении помещений В. Апышков продемонстрировал определенную стилистическую широту: помимо элементов стиля модерн, он задействовал и классицистические мотивы (например, гостиная и будуар были когда-то выдержаны в формах «стиля Людовика XVI», а спальня — в духе ампира).

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

История особняка С. Н. Чаева и судьбы его владельцев

Поговорим теперь немного о владельцах особняка и перестройках здания на протяжении его истории. Итак, как мы уже знаем, этот памятник петербургского модерна был построен на Лицейской улице (нынешней Рентгена) в 1907 году по проекту архитектора В. П. Апышкова для инженера путей сообщения С. Н. Чаева. Сергей Николаевич Чаев родился в 1863 году. После окончания института был причислен к Министерству путей сообщений. Профессия путейца была по тем временам очень престижной, и в эту сферу попадали по-настоящему талантливые люди. В начале XX века С. Н. Чаев стал директором Общества железнодорожных ветвей. При этом руководящую деятельность он совмещал с инженерной: был, например, одним из авторов проекта электрифицированной линии в Крыму Бахчисарай – Ялта (проект не был осуществлен из-за начавшейся Первой мировой войны). В 1913 году Чаев — товарищ (заместитель) министра путей сообщения.

Вид особняка Чаева со двора, фото 1908 года [2]:

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Как утверждается, инженер-путеец разбогател на строительстве Транссибирской магистрали. Но свои высокие доходы Чаев тратил не только на строительство оригинальных особняков для себя и своей жены (помимо описываемого здесь модернового особняка на улице Рентгена, архитектор Апышков позже построил для него второй особняк на Каменном острове), но и на благотворительность. Известно, что инженер ежегодно выделял крупные суммы для поддержания детей-сирот, за что и был в 1912 году избран почетным членом Петроградского совета детских приютов. После революции 1917 года Сергей Чаев стал министром путей сообщения в белогвардейском правительстве Деникина. В конце 1920 года Чаев перебрался за границу и обосновался в парижском пригороде Мёдон, облюбованном русскими эмигрантами первой волны. Мало кто знает, что крупный православный храм (церковь Воскресения Христова, L'église orthodoxe de la Résurrection), появившийся в этом французском городке в конце 1920-х годов, был построен исключительно на средства инженера С. Н. Чаева [15]. Иерархи церкви даже причисляют его за это к выдающимся зарубежным религиозным деятелям. Впоследствии этот эмигрантский глинобитный храм (возведенный из«соломита») был разобран, но в 1980-х годах восстановлен (см. moinillon.net).

Церковь Воскресения Христова, Медон, франция

В 1912 году подуставший от модерна инженер Чаев решил продать особняк на Лицейской (Рентгена) улице, а вместо него заказал архитектору Апышкову новую классицистическую дачу на Каменном острове. Пока она строилась, инженер, по всей видимости, жил в усадьбе на Песочной улице (нынешней Профессора Попова), для которой всё тот же Апышков выполнил художественную ограду (фотография из журнала «Зодчий» за 1912 год, источник). Ограда не сохранилась.

Архитектор Апышков, ограда дома С.Н.Чаева на Аптекарском острове, 1912 г.

Что же касается интересующего нас чуда модерна на Петроградской, то после продажи особняка инженером Чаевым дом принадлежал поочередно предпринимателям П. Н. Летуновскому, Н. В. Соловьеву и М. Э. Верстрату. В 1914 году, когда владельцем был миллионер В. Н. Соловьев, особняк был несколько расширен: известный архитектор Ф. И. Лидваль сделал небольшую невыразительную пристройку со стороны двора, на месте прежней открытой террасы. В 1916 году, когда дом принадлежал М. Э. Верстрату, архитектор М. И. Рославлев добавил боковой одноэтажный объём с западной стороны и одновременно увеличил пристройку Лидваля на один этаж. К счастью, все эти вторжения радикально не изменили структуру и облик здания. Небольшая пристройка, сделанная Рославлевым, хорошо видна на следующей фотографии справа:

Особняк С.Н. Чаева, Санкт-Петербург

Надо сказать, что женой упомянутого миллионера Николая Васильевича Соловьева была известная русская балерина Вера Трефилова (1875-1943), из-за чего этот дом еще иногда называют «особняком балерины Трефиловой» (вновь, очевидно, сказывается аналогия или даже путаница с особняком Матильды Кшесинской). Приобретенный состоятельным супругом особняк в стиле модерн очень нравился прима-балерине. Особой ее любовью пользовался остекленный зимний сад. К тому времени балерина уже не выходила на сцену Мариинки. Зенит славы Веры Трефиловой в Петербурге пришелся на начало XX века. Одним из самых удачных образов, созданных балериной, стала Одетта из балета «Лебединое озеро». Кроме того, Трефилову называли одной из лучших исполнительниц партии Авроры в «Спящей красавице».

Балерина Вера Трефилова

По требованию богатого мужа и из-за сложной закулисной обстановки в Мариинском театре Трефилова ушла со сцены в 1910 году. Однако после революции сценическая деятельность Трефиловой неожиданно возродилась в дягилевской антрепризе. Матильда Кшесинская так писала о Вере Трефиловой: «… когда мы ее увидели в Монте-Карло в «Лебедином озере», то все были поражены ее стильным выходом, классическим поклоном и поразительным умением держать себя на сцене, во всем была видна наша школа: благородство в движениях, изящество поз — одним словом, тот класс, которого здесь давно не видали и отвыкли видеть. Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справедливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в «Лебедином озере», не могли даже с ней сравниться» [17]. Последнее выступление Трефиловой состоялось в 1926 году. В Париже она основала свою балетную школу и там же скончалась в 1943 году, почти на десять лет пережив своего третьего мужа, критика Валериана Светлова (1860-1934).

Что касается судьбы самого особняка, то в 1919 году он был передан Пункту охраны материнства и младенчества, а в 1935 году здание получила в свое пользование зубная поликлиника. В 1930-е годы ее штат насчитывал 150 человек. Поликлиника не прекращала работы даже во время войны: три десятка врачей продолжали оказывать стоматологическую помощь жителям Ленинграда. На сегодняшний день штат поликлиники на Рентгена, 9, составляет 84 человека, из них 32 врача-стоматолога. Сотрудники оказывают квалифицированную стоматологическую помощь жителям Петроградского района.

Особняк С.Н. Чаева, вход в поликлинику

Об архитекторе В. А. Апышкове

Особняк С. Н. Чаева на Лицейской (Рентгена) улице в Санкт-Петербурге стал первым значительным произведением военного инженера и архитектора Владимира Петровича Апы́шкова (1871-1939). Апышков был одним из крупнейших архитекторов и теоретиков архитектуры первой трети XX века, мастером модерна и неоклассицизма. Окончив в 1901 году Николаевскую инженерную академию, до 1905 года он посещал вольнослушателем архитектурное отделение Академии художеств. В 1905 году Апышков опубликовал теоретическую монографию «Рациональное в новейшей архитектуре» — манифест рационалистических идей петербургского модерна. Построенный в 1906-1907 гг. особняк Чаева можно считать воплощением этих идей.

Первоначальный проект фасада особняка Чаева (1906 год) [2]:

Особняк С.Н. Чаева, проект фасада

К числу других построек архитектора Апышкова относится комплекс Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства (1912-1914, Парадная улица, Госпитальная улица), казармы конногвардейского полка (1914, Красногвардейский переулок, 5), а также два сохранившихся моста через Неву — мост имени Петра Великого (Большеохтинский) (1908-1911) и Финляндский железнодорожный мост (1911-1913).

В.П. Апышков совместно с Г.Г. Кривошеиным, мост им. Петра Великого (Большеохтинский) в Санкт-Петербурге, рисунок автора (из журнала «Зодчий» за 1909 год) [18]:

В.П. Апышков совместно с Г.Г. Кривошеиным, мост им. Петра Великого (Большеохтинский) в Санкт-Петербурге

Упоминавшийся выше второй особняк для С.Н. Чаева был построен архитектором Апышковым в 1913-1914 гг. по адресу набережная Малой Невки, 16-18. В отличие от первого, этот дом выдержан в стиле неоклассицизма. А сам Апышков жил в Петербурге в известном доме №54 по Каменноостровскому проспекту (доходный дом Р. И. Берштейна) [10].

Помимо инженерных сооружений и жилых домов, Апышков интересовался древней русской архитектурой. В 1909-1910 гг. он совершил путешествие по городам русского Севера и Кавказа и собрал исторические материалы, впоследствии обобщенные в его фундаментальном труде «Русское деревянное зодчество» (1919). Владимир Апышков также является автором ряда научных трудов и учебников. В советское время он был профессором Военно-инженерной академии РККА. В 1932 году вместе с академией он переехал в Москву. Выйдя в отставку по болезни в 1936 году, Апышков вернулся в Ленинград, где и умер через три года.

Где находится особняк С.Н. Чаева (стоматологическая поликлиника № 17)

Особняк С. Н. Чаева находится на Петроградской стороне. Он расположен по адресу Санкт-Петербург, ул. Рентгена, д. 9, недалеко от площади Льва Толстого и станции метро «Петроградская». Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут. Сайт с телефоном и информацией об услугах стоматологической поликлиники: st17.org.

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересует архитектура модерна (ар-нуво, югендштиля) в разных странах Европы, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

- Финский модерн в Выборге

- Финский национальный романтизм (модерн) и заметки о финском модерне в Хельсинки

- Дворец Гуэля в Барселоне

- Дом Висенса в Барселоне

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн

- Особняк Каса Навас (дом Наваса) в Реусе

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район / Научный редактор Б. М. Кириков. — СПб.: Коло, 2007.

2. Кириков Б. М., Штиглиц М. С. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель. — СПб.: Коло, 2008.

3. Иван Саблин. Особняк, перечеркнутый изнутри. Квартальный надзиратель, № 11 (92), ноябрь 2010

4. Особняк С.Н. Чаева на сайте citywalls

5. Архитектор Апышков, Владимир Петрович

6. Улица Рентгена, Санкт-Петербург

7. 75 лет стоматологической поликлинике №17 г. Санкт-Петербурга // Стоматология сегодня, №6(9), 2001 год

8. Буйлов М. Фасады и интерьеры / Поликлиники // Адреса Петербурга, №17/29, 2005 г.

9. Эксклюзивная фасадная плитка, примененная для облицовки особняка С.Н. Чаева на ул. Рентгена, 9

10. В этом доме жил архитектор В. Апышков

11. Реставрация фасадов на примере дома В.Г. и О.М. Чубаковых и особняка С.Н.Чаева

12. Дом инженера Чаева на Петроградской стороне: фотографии, истории, описания

13. Особняк балерины Трефиловой

14. Особняк С. Н. Чаева в Санкт-Петербурге

15. Леонид Коренев. О судьбе инженера Сергея Николаевича Чаева

16. Искусство и архитектура русского зарубежья. Церковь Воскресения Христова в парижском пригороде Медон

17. Балерина Вера Александровна Трефилова

18. Архитекторы Российской империи с начала ХVIII века до 1917 года. Биографический словарь. Том 1. «А» / Под научным руководством А. Ф. Крашенинникова. — М., Государственный научно_исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, 2006

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)