Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 3)

В предыдущей части самостоятельной прогулки по Выборгу мы увидели многие известные достопримечательности Старого города, в том числе уникальные средневековые постройки, придающие этим улицам неповторимый облик. Но Выборг — это еще и замечательная архитектура XVIII-XX вв., с которой мы уже отчасти успели познакомиться, однако в этом разделе экскурсии нас ждет куда более богатый урожай зданий в стиле классицизма, эклектики, северного модерна и даже конструктивизма. Не обойдется, впрочем, и без Средневековья, но всё же главной темой нашей экскурсии на этот раз станет более поздняя застройка.

Радуга над Театральной площадью, Выборг, Россия

Наша прошлая прогулка завершилась у руин церкви доминиканского монастыря и башни Ратуши, на Выборгской улице. Свернем теперь налево на улицу Театральную, которая вскоре приведет нас к Соборной площади (в некоторых источниках она рассматривается как часть Театральной площади) (см. карту Выборга).Здесь находится выборгский Спасо-Преображенский собор — главный православный храм города и яркий образец архитектуры классицизма конца XVIII - начала XIX века. В вечернем закатном освещении собор выглядит сказочно. Нам повезло особенно, потому что когда мы вышла на Театральную площадь, на небе появилась радуга.

Спасо-Преображенский собор, Выборг, Россия

Немного об истории создания Спасо-Преображенского собора в Выборге. Когда в 1783 году в городе начал строиться лютеранский храм (его мы увидим чуть позже), решено было приступить и к возведению нового православного собора. Строительство началось по инициативе губернатора В. К. Энгельгарта, доложившего Екатерине II о необходимости постройки в Выборге лютеранской и православной церквей. Ранее роль главного православного храма в городе выполняла Рождественская церковь, перестроенная в 1722 году из Старого кафедрального собора. Это был довольно скромный и обветшалый храм, который, к тому же, неоднократно страдал от пожаров.

Спасо-Преображенский собор, Выборг, Россия

В том же 1783 году через Выборг (по дороге во Фридрихсгам) проезжала сама императрица, причем в числе прочих ее сопровождал зодчий Н. А. Львов, большой поклонник архитектуры А. Палладио. Он тут же выполнил эскиз будущего собора, на котором изобразил купольно-апсидную церковь в духе античного Рима, с фронтоном портика на фоне полукруглого окна (между прочим, во время этой же поездки Львов создал известную гравюру «Вид Выборгского замка»).

Выборгская церковь, первоначальный проект Н. А. Львова (источник terijoki.spb.ru):

Проект Спасо-Преображенского собора в Выборге, Н. А. Львов

 Проект Н. А. Львова был взят за основу архитектором Иоганном Брокманом (тем самым, который достраивал Часовую башню), который сохранил предложенные Львовом пропорции, но несколько уменьшил размеры здания. Первоначальный проект Спасо-Преображенского собора в Выборге, выполненный И. Брокманом с использованием эскиза Н. А. Львова (источник terijoki.spb.ru):

Проект Спасо-Преображенского собора в Выборге, И. Брокман

Строительство началось в 1787 году. На первом этапе был возведен купольный храм с тосканским четырехколонным портиком перед главным входом. Колокольней нового собора поначалу служила Часовая башня (использовавшаяся до того в качестве колокольни утратившей свои функции Рождественской церкви), но это вызывало массу неудобств, ведь расположена она в полукилометре от храма; к тому же, Часовая башня сильно пострадала от пожара в 1793 года. В итоге к концу XVIII века для Спасо-Преображенского собора построили трехъярусную колокольню, которая сначала стояла отдельно перед храмом, а затем была соединена с ним продольной пристройкой. Изображение фасада собора из Атласа Финляндской губернии с уездами и городами и планами всем публичным строениям 1803 года (источник ristikivi.spb.ru):

Вид Спасо-Преображенского собора в Выборге, 1803 год

Уже в начале XIX века возникла необходимость в ремонте Преображенской соборной церкви, но средства были выделены лишь в 1816 году. На эти деньги храм полностью обновили, переделали все полы и кровлю, устроили печное отопление и улучшили акустику. На протяжении XIX века храм неоднократно подвергался перестройкам и снаружи, и изнутри.

В ходе перестройки 1863-1866 гг. были заново переложены наружные стены собора, сооружены крестовые своды. Часы, находившиеся на колокольне с 1797 года, тогда же решено было убрать, поскольку их бой стал перебивать звон часов, установленных на соседней башне городского полицейского управления. Кроме того, часы к тому времени пришли «в совершенную ветхость». После снятия часов колокольню оформили ее луковичной главкой. Такая же изящная луковичная главка в псевдорусском стиле появилась над старой частью храма, купол которой получил покрытие в виде четырехгранной листовой крыши. Вид Преображенской церкви в 1866 году (старинная фотография с сайта terijoki.spb.ru):

Вид Спасо-Преображенского собора в Выборге, 1866 год

Во время реконструкции 1888-1889 гг. по бокам колокольни пристроили два помещения (для церковных сторожей и хранения дров), и центральную часть фасада оформили портиком. В 1892 году, после учреждения Выборгской епархии, Спасо-Преображенский собор получил статус кафедрального. В 1897 году между колоннами портика проделали узки окна и проемы круглой формы для освещения нижнего яруса колокольни.

В 1945 году собор был заминирован, архив сожжен, иконы вывезены. Во время войны в здании располагался оружейный склад. В 1947 году начались восстановительные работы, и собор снова стал действующим. Старинные росписи, закрашенные в советское время масляной краской, восстанавливали уже после распада СССР. В 1987 году собор отметил свое 200-летие. Вид на Спасо-Преображенский собор и школу (бывший Дворец наместника) от комплекса «Эрмитаж–Выборг» (с бастиона Панцерлакс):

Спасо-Преображенский собор, Выборг, Россия

Летом 2008 года над входом в Спасо-Преображенский собор было установлено мозаичное панно, созданное по эскизу иконы Вознесения Господня. Панно было выполнено мастерами-мозаичистами из Санкт-Петербурга из смальты, изготовленной традиционной технологии в Российской академии художеств. По цветовой гамме мозаика удачно вписалась в общий облик собора.

Спасо-Преображенский собор, Выборг, Россия

Надо сказать, что в свое время Спасо-Преображенский собор являлся не единственным строением на Соборной площади, а входил в целый архитектурный ансамбль в стиле классицизма. Речь идет о комплексе зданий, строившихся в рамках «Плана губернского города Выборга», утвержденной Екатериной II в 1794 году. Помимо собора, в ансамбль новой центральной площади Выборга (называвшейся тогда Екатерининской) входили Дворец наместника, Гостиный двор и новая ратуша (магистрат).

Гостиный двор так и не был достроен, ратуша была разрушена (ныне в восстановленном здании находится кинотеатр «Выборг-Палас»), а вот Дворец наместника можно и сегодня увидеть справа от собора. Это выкрашенное в синий цвет здание прекрасно гармонирует с храмом. Построено оно было в 1779-1784 гг. по проекту Карла Шпекле для тогдашнего генерал-губернатора русской Финляндии (Выборгского наместника) — Фридриха Вильгельма Карла Вюртембергского (1754-1816), брата Марии Фёдоровны, жены Павла I. Здесь располагалась зимняя резиденция наместника, а летом герцог Вюртемберга жил в имении Монрепо (собственно, он-то и подарил усадьбе это поэтичное название). Сегодня в хорошо сохранившемся бывшем Дворце наместника размещается выборгская школа № 1 (официальный адрес: ул. Сторожевой Башни, 27). На следующей фотографии этот исторический дом виден справа.

Спасо-Преображенский собор, Выборг, Россия

В двух шагах от православного собора находится второй главный храм Выборга — лютеранская церковь Святых Петра и Павла, иногда называемая собором. Церковь расположена на Театральной площади (см. карту Выборга) (на некоторых картах площадь именуется Пионерской; это название использовалось с 1944 до 2008 года). Название Театральной площади связано с тем, что до войны на перекрёстке нынешних улиц Театральной и Сторожевой Башни располагался городской театр Выборга (Viipurin Kaupunginteatteri), построенный в 1832 году по проекту архитектора А. Гранштеда (Anders Frederik Gransted) (1800-1849), а в 1944 году разрушенный и затем полностью разобранный. На месте театра сейчас находится пустырь и выборгский рок-клуб «Кочегарка».

Вид лютеранской церкви и городского театра Выборга (старое фото с сайта gazetavyborg.ru):

Вид лютеранской церкви и городского театра Выборга

Что же касается лютеранской церкви (собора) Апостолов Петра и Павла (Pietari-Paavalin kirkko), то она была построена для шведского и немецкого прихода Выборга. (Финская община и после этого продолжала совершать богослужения в старом храме лютеранского прихода, бывшей церкви доминиканского монастыря). Строился этот собор одновременно с православным Спасо-Преображенским собором, по инициативе всё того же губернатора В. К. Энгельгардта, который доложил Екатерине II, что «в городе недостает, во-первых, российской церкви, план которой с исчислением потребного на то иждивения, если мне повелено будет, ее И-му В-ву впредь всеподданнейше поднести имею. Во-вторых, недостает кирки для немецкого и шведского приходов, вместо взятой у них по завоеванию города каменной кирки...» (под последней разумеется Старый кафедральный собор, сначала преобразованный в православную Рождественскую церковь, а затем обветшавший).

Церковь Святых Петра и Павла, Выборг, Россия

Сбор средств на возведение нового лютеранского храма начался в 1783 году в общинах Петербурга, Нарвы, Ревеля (Таллина) и Риги. Разработка проекта была поручена уже знакомому нам губернскому архитектору Иоганну Брокману, но по настоянию горожан ему в помощь был вызван Георг Фридрих (Юрий Матвеевич) Фельтен (Georg Friedrich Veldten) (1730-1801), известный архитектор, работавший в стиле раннего классицизма, автор многих церковных построек в Петербурге. Фельтен видоизменил и доработал несовершенный проект Брокмана. Последний руководил всеми строительными работами. Первый камень был заложен в 1793 году. Материалы для строительства доставлялись из России и Финляндии. Например, для массивных дверей церкви использовался архангельский дуб. Собор был торжественно освящен в 1799 году во имя свв. апостолов Петра и Павла (поскольку строительство закончилось при императоре Павле I). Главный вход в церковь со стороны Театральной площади украшает пилястровый портик ионического ордера с треугольным фронтоном. Полукруглые арки колокольни обрамлены пилястрами коринфского ордера.

Церковь Святых Петра и Павла, Выборг, Россия

Кирху разграбили в 1944 году. Восхитительный алтарь, оформленный в стиле Людовика XIV, и 25-регистровый финский орган были уничтожены. В советское время здесь располагался склад и клуб военных моряков. В этот период был окончательно утрачен интерьер церкви. В 1991 году храм повторно освятили, был приобретен новый эстонский алтарь, отлит колокол; приходом финского города Миккели был подарен небольшой 10-регистровый орган. В наше время это действующая лютеранская церковь с тремя сотнями прихожан и скромным, но уютным интерьером. Также сюда любят приходить любители органной и хоровой музыки, концерты которой регулярно проходят в стенах храма. Церковь находится в довольно хорошем состоянии (в середине 90-х тут был проведен капитальный ремонт). В отличие от интерьера, экстерьер храма не сильно исказился за 200-летнюю историю.

Церковь Святых Петра и Павла, Выборг, Россия

Перед главным фасадом церкви Свв. Петра и Павла находится фонтан с гранитным медведем. Это один из тех самых медведей, которые некогда украшали вход в здание Выборгского вокзала, построенного в стиле северного модерна в 1913 году по проекту знаменитых архитекторов Э. Сааринена и Г. Гезелиуса и разрушенного советскими войсками в 1941-м. Собственно фонтан, сооруженный в 1960-х годах, проработал всего несколько дней. Сейчас это пересохшая фонтанная чаша с гранитными глыбами. Еще один уцелевший медведь находится на детской площадке рядом с домом №1 по Каменному переулку.

Фонтан с гранитным медведем, Выборг, Россия

Справа от главного фасада церкви Свв. Петра и Павла в 2009 году появился памятник Микаэлю Агриколе (Mikael Agricola) (ок. 1510-1557), реформатору, просветителю, переводчику, отцу финской письменности. В латинской школе Выборга Микаэль Агрикола учился, здесь же он впервые соприкоснулся с идеями Реформации; впоследствии стал священником, епископом Турку; перевел на финский язык Библию. Агрикола умер неподалеку от Выборга, возвращаясь из России, и был похоронен, как предполагают, либо в Старом кафедральном соборе Выборга, либо в бывшей церкви доминиканского монастыря.

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг, Россия

Первый памятник Агриколе (Agricolan patsas) был установлен в Выборге в 1908 году. Это была работа известного финского скульптора Эмиля Викстрёма (Emil Wikström) (1864-1942), автора гранитных статуй, украшающих вход в центральный железнодорожный вокзал Хельсинки. Памятник находился перед фасадом Нового кафедрального собора, разрушенного в 1940 году. Старое фото памятника Агриколе перед собором (источник kuolemajarvi.fi):

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг, Россия

Скульптор изобразил просветителя с раскрытой книгой, читающим проповедь. На постаменте были выведены стихотворные строки: «Тот, несомненно, услышит финский язык, кому открыта душа всех». Для композиций Э. Викстрема была характерна аллегория, и памятник Агриколе не стал исключением: у подножия постамента были расположены фигуры старика и читающей ему девочки. Эта композиция символизировала жизненный круговорот и значение грамотности. Скульптура исчезла во время Зимней войны, и найти ее так и не удалось (предполагают, что памятник переплавили). В 2003 году усилиями фонда Выборга и фонда «Реставрация, Реконструкция, Развитие» в Финляндии была изготовлена копия памятника Микаэлю Агрикола, которая после этого временно экспонировалась в городской библиотеке.

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг, Россия

В 2007 году, когда отмечалось 450-летие со дня кончины Микаэля Агриколы, было решено установить монумент на Театральной (бывшей Пионерской) площади возле лютеранского собора Петра и Павла. Торжественная церемония открытия бронзового бюста состоялась в 2009 году. Насколько точна эта копия, судить сложно. Так или иначе, образ гуманиста получился очень привлекательным. Мудрый сосредоточенный взгляд и приятное лицо как-то сразу располагают к этому персонажу, заставляют прислушаться к тому, о чем он рассказывает.

Памятник Микаэлю Агриколе, Выборг, Россия

Пойдем теперь по Пионерской улице, пролегающей слева вдоль сквера Театральной площади. Не доходя до соседней Рыночной площади, увидим два замечательных здания начала XX века. Одно из них, расположенное по адресу Пионерская ул., 2, — изящное здание Союзного банка.

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

До 1939 года здесь работал Союзный Финляндский банк (Выборгское отделение Союзного банка, Yhdyspankki), затем Госбанк, а ныне располагается операционная касса «Выборг-Банк».

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

Эклектичный фасад с массой затейливых декоративных деталей создан по проекту архитектора Карла Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nyström) в 1900 году.

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

В оформлении использованы керамические плитки, барельефы, скульптурные орнаменты, а ограждение двора выполнено в виде старинной зубчатой крепостной стены.

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

По бокам балкона разместились скульптурные изображения львов (символ независимости Финляндии), которые держат в лапах герб Выборга (источник фото: bnv_kompas). Над въездными воротами ранее располагались устрашающие маскароны медведей, ныне утраченные.

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

Ведущая в банковский зал наружная лестница (1909-1910) парадного крыльца привлекает внимание стильным гранитным фонарём со скульптурной композицией «Мальчик с гирляндой» работы Хильды Флодин, знакомой нам по гротескным фигурам на здании страхового общества «Похьола».Этот гранитный светильный на крыльце появился в 1911 году, во время частичной перестройки дома.  Фото лестницы со скульптурами с сайта terijoki.spb.ru:

Здание Союзного банка, Выборг, Россия

Что касается архитектора Густава Нюстрёма, то с его постройками мы тоже уже встречались в Хельсинки: это, например, Старый рынок, Музей дизайна, бывшая таможня в районе Катаянокка и одно из зданий университета Хельсинки в районе Круунунхака.

Соседний дом, на углу с Рыночной площадью, — тоже банковское здание. Более масштабное и помпезное, но, пожалуй, не столь изящное. Оно построено в духе неоренессанса для Объединенного банка Северных стран (Акционерного банка Северных стран) (адрес: Пионерская ул., 4). Банк этот принадлежал союзу выборгских купцов немецкого происхождения. Здание Объединенного банка Северных стран (Pohjoismaiden Osakepankin talo) с чертами флорентийского палаццо было возведено в 1898-1900 году по проекту приглашенного в Выборг архитектора Вальдемара Аспелина (Waldemar Aspelin) (1854–1923).

Здание Объединенного банка Северных стран, Выборг, Россия

Среди других работ этого финского зодчего — бывший Дом радио на Фабианинкату в Хельсинки. В данном случае Аспелин создал монументальный «дворец бизнеса», один фасад которого, более протяженный, выходит на Пионерскую улицу, а другой, более короткий, но главный — обращен к Рыночной площади, где его частично загораживает Круглая башня (из-за чего архитектор даже помышлял о сносе этой древней постройки). Суровые крылатые львы по углам каменного балкона «охраняют» лежащие в банке капиталы, перекликаясь со львами на фасаде соседнего конкурирующего банка.

Здание Объединенного банка Северных стран, Выборг, РоссияЗдание Объединенного банка Северных стран, Выборг, Россия

Объединенный банк Северный стран занимал здание вплоть до 1939 года. В советское время тут размещались горкомхоз, Выборгский райисполком, городской совет народных депутатов и другие учреждения, а также магазины. Сейчас в доме находится Выборгский городской суд, районная библиотека, «Выборг-Банк» и кафе.

Обогнув угол, выходим на Рыночную площадь, главными достопримечательностями которой являются объекты, относящиеся к совершенно разным эпохам: Выборгский рынок и Круглая башня (см. карту Выборга).

Рыночная площадь, Выборг, Россия

Круглая башня (Pyöreätorni), которую иногда еще величают «Толстая Екатерина», — это один из немногих сохранившихся памятников древнего Выборга, один из символов города наряду с Выборгским замком. Возведение башни понадобилось в связи с тем, что к середине XVI века, в эпоху шведского короля Густава Васы, каменные укрепления Выборга, построенные в 1470-х годах, уже частично утратили свои оборонительные качества и требовали усиления.

Рыночная площадь, Выборг, Россия

Приземистая башня-рондель была построена по распоряжению Густава Васы в 1547-1550 гг. перед Скотопрогонными, или Скотными, воротами для защиты входа в укрепленный Каменный город с восточной стороны. Работами руководил известный немецкий фортификатор Ханн Берген (Ганс фон Берген). Круглая башня выстроена в прогрессивном для той эпохе формате круглых башен-барбаканов, связанных с крепостной стеной переходом. Такие оборонительные узлы принимали на себя защиту городских ворот, не допуская неприятельских войск к стенам города. Башня располагалась непосредственно перед Скотными воротами (Карьяпортти/Кариэпортти). Она была выдвинута на 17 метров от городской стены; уплощенная сторона башни соединялась со стеной (точнее, с башней Скотных ворот) каменной галереей из двух стен. Перед башней находился ров. В бойницах на трех ярусах Круглой башни размещались пушки, что давало возможность вести круговой обстрел. Стены Круглой башни сложены из огромных валунов; толщина ее стен у основания достигает в разных местах 3 и даже 4 метров, диаметр башни — около 21 м. Круглая башня получила «боевое крещение» через шесть лет после постройки, когда город осаждали московские войска.

Круглая башня, реконструкция В. Тюленева, Выборг

В дальнейшем, с появлением новых типов укреплений, Круглая башня утратила военное значение, и ее начали использовать под другие нужды: в частности, здесь размещался арсенал, «баранья тюрьма» для арестованного скота, а также аптечный и скобяной склад. Из-за перестроек, вызванных частыми пожарами, на Круглой башне неоднократно меняли форму кровли. Так, в середине XVII века ее венчала крутая тесовая конусообразная кровля с наблюдательной вышкой, в середине XVIII века — куполообразная кровля с деревянным фонарем с невысоким шпилем и флюгером в виде государственного герба, в 1794 году башня приобрела новый купол, увенчанный шпилем с флюгером в виде двуглавого орла.

Круглая башня, Выборг

Почти все оборонительные сооружения Крепостного города разобрали в XIX веке. Осталась лишь Круглая башня (плюс уже знакомая нам башня Ратуши). Городские власти дважды подумывали вопрос о сносе Круглой башни: в 1883 и 1900 годах. Во втором случае, как уже упоминалось, Круглую башню хотели снести, поскольку она закрывала эффектный фасад банка Северный стран, но, к счастью, древнее сооружение уцелело. С 1880-х годов и до начала XX века башня использовалась как мучной склад компанией выборгского купца Д. Маркелова. Наконец, городской «Технический клуб» (объединение технической интеллигенции Выборга) инициировал проведение в башне исследований, в ходе которых удалось изучить конструкцию междуэтажных перекрытий постройки и особенности ее внутреннего устройства. А в 1922 году известный финский архитектор Уно Ульберг, занимавший тогда пост главного архитектора Выборга, произвел обмеры башни, реконструировал ее и приспособил под исторический ресторан и зал заседаний «Технического клуба». В ходе реконструкции башня получила добавочные окна и рустованный портал. Старое фото Круглой башни с сайта ristikivi.spb.ru:

Круглая башня, Выборг

Ресторан в Круглой башне открылся 18 ноября 1923 года. На первом этаже был устроен вестибюль и хозяйственные помещения, на втором — Серебряный зал для заседаний, библиотека и банкетный Ренессансный зал, а на третьем этаже — главный обеденный зал ресторана.

Круглая башня, Выборг

Для оформления интерьеров ресторана были использованы росписи на исторические сюжеты из жизни средневекового Выборга. Центральную часть кессонного потолка украшали гербы городов, с которыми торговал Выборг. Обслуживающий персонал был одет в костюмы эпохи барокко.

Круглая башня, ВыборгКруглая башня, Выборг

В советское время в Круглой башне в течение 30 лет располагался аптечный склад. Уникальные интерьеры ресторана исчезли, фрески были закрашены. В 1972-1975 гг. под руководством архитектора В. В. Дмитриева был реализован проект реконструкции и реставрации башни и восстановлению интерьеров 1923 года по оригинальным чертежам Уно Ульберга. Были воссозданы светильники, вскрыты и отреставрированы настенные росписи, приведены в порядок потолки главного обеденного зала (иногда его именуют Большим Ренессансным) на третьем этаже и расписные деревянные панели банкетного (Малого) Ренессансного зала на втором. Библиотеку и Серебряный зал восстановить, однако, не удалось. В 1976 году в башне открылось образцово-показательное кафе первой категории, впоследствии приватизированное.

Круглая башня, Выборг

С тех пор в башне находится, наверное, самый известный и популярный ресторан Выборга, о котором пишут все городские путеводители. В разгар туристического сезона, особенно по выходным, сюда сложно попасть без предварительного заказа столика. Хотя отзывы о посещении этого заведения встречаются разные (см., например, подробный отзыв на нашем сайте), здесь, возможно, стоит побывать, хотя бы ради средневековой атмосферы и интересных интерьеров с историческими настенными росписями. Сайт ресторана «Круглая башня» в Выборге: roundtower.ru. Там же можно посмотреть меню с ценами.

Круглая башня, Выборг

Другой достопримечательностью Рыночной площади является собственно Выборгский рынок (см. карту Выборга). Оживленная торговля с повозок и палаток велась на Рыночной площади с 60-х годах XIX века, когда указом Александра II были снесены располагавшиеся на этом месте средневековые оборонительные сооружения и устроена просторная площадь. Крытый рынок был построен в 1904-1905 гг. по проекту архитектора Карла Хорда Сегерстадта (Сегерштадта) (Karl Hård af Segerstadt) (1873-1931), автора многострадального дома Говинга в Выборге, а также ряда интересных построек в Хельсинки (среди которых здание рынка Хаканиеми, дом Кильмана, здание студенческого союза Nylands Nation и дом на Kaisaniemenkatu, 8).

Центральный рынок, Выборг

Центральный рынок Выборга до сих пор используется по назначению (рынок работает ежедневно с 8:00 до 18:00). В начале XX века данный рынок считался самым крупным в Скандинавии. Здание выстроено в стиле национального романтизма (финского модерна), но оформлено более строго и сдержанно, чем другие строения того периода. Над аркой главного входа помещен барельеф с изображением исторического герба Выборга. Основным украшением рынка является оригинальная часовая башенка.

Центральный рынок, ВыборгЦентральный рынок, Выборг

Надо сказать, что строители рынка позаботились не только об эстетике, но и о функциональности помещений: так, система охлаждения позволяла торговать мясом и рыбой в отдельной части здания, изолированно от других товаров, как того требовали санитарные нормы в России еще в XIX веке. Старое фото Рыночной площади из путеводителя Я. А. Максимовича:

Рыночная площадь, Выборг

Во время войны здание рынка серьезно пострадало. Постройку восстановили в 1950-х годах, однако боковые фасады при этом, к сожалению, лишились характерных островерхих фронтонов, из-за чего здание теперь смотрится не так целостно и нарядно. Рынок снова открылся в 1957 году. Вид Центрального рынка Выборга до войны (источник ristikivi.spb.ru):

Центральный рынок, Выборг

Хотя основная торговля ведется непосредственно в помещении крытого рынка, сама Рыночная площадь тоже не забыта: здесь по традиции торгуют плетеными корзинами, резными и вязаными изделиями и прочими сувенирами и предметами народных промыслов. В само́м здании рынка также можно купить кое-какие сувениры. На портал главного входа Выборгского рынка, между прочим, ориентирован проспект Ленина (главная улица города), так что рынок имеет еще и градообразующее значение.

Центральный рынок, ВыборгЦентральный рынок, Выборг

К ансамблю окружающих Рыночную площадь построек в стиле модерн стоит добавить еще одно банковское здание, расположенное на углу с проспектом Ленина (Торкелинкату) (адрес: пр. Ленина, 2). Банк здесь располагался всегда: сначала это было Выборгское отделение банка Финляндии (Финляндского банка) (Suomen Pankki), а теперь Сбербанк. Дом построен в 1910 году по проекту архитектора Карла Густава Нюстрёма (Carl Gustaf Nyström) — того самого, который десятью годами ранее возвел уже виденное нами изящное здание Союзного банка на Пионерской, 2. В архитектуре этого яркого здания прослеживаются черты историзма и модерна (в основном в интерьере).

Выборгское отделение банка Финляндии, Выборг

Краснокирпичные фасады отсылают к северному кирпичному зодчеству. Стоит также обратить внимание на не характерные для северной архитектуры декоративные рельефы из терракоты. В декоре использована в основном геральдическая выборгская и ганзейская символика. Обращенный к Рыночной площади протяженный фасад щеголяет целым набором сандриков со скульптурными изображениями кораблей, якорей, сетей, рыб и других мотивов, отражающих историю и экономическое значение Выборга. Высокий щипец украшен гранитным завершением. Более подробно посмотреть детали декоративного оформления фасадов здания можно тут.

Выборгское отделение банка Финляндии, ВыборгВыборгское отделение банка Финляндии, Выборг

Покинем теперь Рыночную площадь и прогуляемся по главной магистрали Выборга — проспекту Ленина. Проходя по проспекту параллельно парку «Эспланада», нельзя не заметить поразительно высокую концентрацию красивых и разнообразных зданий начала XX века. Большинство из них находится в очень неплохом состоянии. Посмотрим сначала на недавно отреставрированный дом купца Маркелова, расположенный по адресу пр. Ленина, 6 (см. карту Выборга). Этот дом давно известен в Выборге как один из старейших городских книжных магазинов («Ленкнига»), но нас он привлек не этим, а оригинальной архитектурой в стиле модерн.

Дом купца Маркелова, Выборг

Дом был заказан успешным выборгским предпринимателем, владельцем продовольственных лавок, старостой Спас—Преображенского собора, членом культурно-просветительского общества купцом Демьяном Маркеловичем Маркеловым. Купец приехал в Выборг из Тверской губернии и начал заниматься торговлей продуктами. В его собственности находились лавки и магазины, где продавались масло, молоко, хлеб.

Дом купца Маркелова, Выборг

Здание для купца Маркелова было построено в 1903 году по проекту архитектора Аллана Шульмана (Allan Carl Waldemar Schulman) (1863-1937), одного из видных представителей финского национального романтизма, автором такие известных зданий в Выборге, как «Дом с пеликанами» и дом фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко». Когда-то каждый этаж дома купца Маркелова занимала только одна большая квартира, позднее квартиры были поделены на более мелкие.

Дом купца Маркелова, Выборг

В оформлении фасада выделяется центральный треугольный щипец и по бокам от него — два эркера со скульптурами медведей. В декоре также использованы изображения других обитателей финских лесов: птиц и белок. Нижний этаж здания облицован гранитом, а верхние отделаны шероховатой штукатуркой.

Дом купца Маркелова, ВыборгДом купца Маркелова, Выборг

С домом купца Маркелова соседствует несколько обветшалый, но тоже довольно интересный дом в стиле модерн (пр. Ленина, 8). Собственно, главное, что «зацепляет» в его архитектуре, — это даже не растительные орнаменты фасада и щипцов и разновеликие «зубцы» на разных ярусах, а стильно оформленный нижний этаж с не менее стильными металлическими воротами.

Дом на пр. Ленина, 8, ВыборгДом на пр. Ленина, 8, Выборг

Особенно впечатляет романтический портал и пояс ритмичных северных орнаментов, напоминающих узор на теплых варежках.

Дом на пр. Ленина, 8, Выборг

Справа к этому дому примыкает очень любопытная постройка в стиле раннего модерна (национального романтизма) в смешении с неоренессансом (адрес: пр. Ленина, 8а). Здание было построено в 1901 году для Национального акционерного банка (Kansallis-Osake-Pankki) (Консолидационного банка). Проект был разработан архитектурным бюро Уско Нюстрём-Петрелиус-Пенттиля (Usko Nyström, Petrelius & Penttilä).

Здание Национального акционерного банка, Выборг, Россия

На старых фотографиях дом смотрится гармоничнее: придававшая ему законченность угловая башня с высоким полусферическим покрытием была утрачена во время войны; интерьер тоже не сохранился. Национальный акционерный банк в Выборге в начале XX века (старое фото с сайта ristikivi.spb.ru):

Здание Национального акционерного банка, Выборг, Россия

Зато уцелел поразительный фасад с необычайными декоративными деталями: морскими, растительными и геральдическими мотивами. Наряду с растительным орнаментом, встречаются изображения различных  шестерён и других деталей машин.

Здание Национального акционерного банка, Выборг, РоссияЗдание Национального акционерного банка, Выборг, Россия

Среди этих фантастических барельефов есть даже «крылатый паровоз», одновременно напоминающий шлем Меркурия. Декор этот, может быть, и избыточен, но явно уникален. Фасад здания облицован талькохлоритом (мыльным, или горшечным, камнем), а вход отделан гранитом. Сегодня это жилой дом.

Здание Национального акционерного банка, Выборг, Россия

На углу дома в верхней части можно заметить изображение геральдического льва (герб Великого княжества Финляндии).

Здание Национального акционерного банка, Выборг, Россия

Рядом на этой же улице находится еще одно интересное банковское здание в стиле арт-деко (адрес: пр. Ленина, 12/10; угол проспекта Ленина (Torkkelinkatu) и Ленинградского (Karjalankatu); см. карту Выборга). Оно было возведено для Финляндского торгового банка в 1911-1915 гг. по проекту знаменитого архитектора Уно Ульберга (Uno Ullberg) (1879–1944), реконструировавшего Круглую башню и построившего в Выборге множество известных (в частности, дом торговой фирмы «Хакман и Ко.», здание окружного архива, здание Художественной галереи и школы живописи (современный комплекс Эрмитаж–Выборг) и здание редакции газеты Karjala). Здание Финляндского торгового банка — это, собственно, только центральная часть комплекса; две более поздние боковые предназначались, в частности, для компании недвижимости АО «Карелия» (Karjala), отсюда — гранитные барельефы с изображениями герба старого Выборга и герба Карелии (в виде рук противников, скрестивших мечи, что символизировало непримиримость Востока и Запада).

Здание Финляндского торгового банка, Выборг, Россия

В центральной (гранитной) части комплекса располагался операционный зал Финляндского торгового банка и квартиры руководящих работников, а после войны открылось отделение Сбербанка, которое обитает тут и поныне (верхние этажи дома заняты квартирами).

Здание Финляндского торгового банка, Выборг, Россия

Портал входа охраняют две бесстрастные женские фигуры, выполненные финским скульптором Феликсом Нюлундом (Felix Nylund) (1878-1940) (ему принадлежит, например, известная скульптура «Три кузнеца» на проспекте Маннергейма в Хельсинки).

Здание Финляндского торгового банка, Выборг, Россия

В интерьере банка недавно был отреставрирован витражный потолок работы немецких мастеров (источник фото: cocomera.livejournal.com).

Интерьер Финляндского торгового банка, Выборг, Россия

Дальше по проспекту Ленина можно будет увидеть небольшой двухэтажный особняк Ф. Сергеева 1882 года пострйоки (пр. Ленина, 14а). Это единственное в Выборге здание в стиле рококо, современники называли его «дворцом рококо». Автором проекта выступил тогдашний губернский архитектор Выборга Фредерик Оденвалл (Fredrik August Odenwall) (1843-1890). Хозяином этого изящного особняка был купец Фёдор Иванович Сергеев (1840-1924), выходец из крепостных, прошедший путь от неграмотного ярославского мужика до основателя табачной фабрики, владельца пивоваренного завода, советника коммерции, основателя оптовой фирмы «Сыновья Ф. Сергеева и Ко.» и щедрого мецената, тратившего значительные средства на повышение грамотности населения. Ныне дом занимает Управление главного архитектора Выборга. Дом знаменит уникальными печами — самыми ранними образцами продукции Ракколаниокского гончарного завода. Источник фото: otzyv.ru.

Особняк купца Ф. Сергеева, Выборг, Россия

К особняку Сергеева примыкает дом купца Конконена (пр. Ленина, 16). Это здание в стиле модерн было построено в 1908 году по проекту архитектора Пааво Уотила (Paavo Uotila) (1861-1964), который также является автором жилого и доходного дома фирмы «Ф. Сергеев и сыновья» рядом с автовокзалом. Наиболее примечательным элементом декора являются гротескные гранитные барельефы в верхней части простенков первого этажа. Туристы обожают фотографировать эти коренастые фигуры сгорбленных атлантов с загадочным лицом кого-то третьего посередине. Особенно забавно они смотрятся вместе с «придавившим» их названием улицы (фото из галереи «Северный модерн»).

Дом купца Конконена, Выборг, РоссияДом купца Конконена, Выборг, Россия

Напротив, вдоль нечетной стороны проспекта Ленина, раскинулся выборгский парк-эспланада (см. карту Выборга). Парк был разбит в середине XIX века на месте снесенных валов и засыпанного рва Рогатой крепости и стал любимым городским местом отдыха и развлечений. Здесь работал ресторан «Эспланад-павильон», на террасе которого играл духовой оркестр. Для посадки аллей из Любека были специально привезены саженцы деревьев. На средства выборгских меценатов в парке были установлены различные скульптуры. Две из них сохранились до нашего времени — «Лось» (1928) и «Лесной мальчик» (1932). Статую «Лесной мальчик» («Юный лесник») (Metsän poika) выполнил скульптор Юрьё Лиипола (Yrjö Liipola) (1881-1971). Данная композиция изображает обнаженного юношу с медвежонком на привязи и символизирует покорение природы человеком, хотя в финской литературе встречаются и другие толкования: якобы мишка олицетворяет «дикую» Россию, а мальчик — молодую Финляндию. Скульптура «Лесной мальчик» находится в парке «Эспланада» на углу проспекта Ленина и Ленинградского проспекта (см. карту Выборга).

Скульптура «Лесной мальчик», Выборг, Россия

Пойдем вдоль ограды парка по Ленинградскому проспекту. По левую руку вскоре покажется так называемый «Дом с пеликанами», или дом АО «Альфа» (Ленинградский пр., 9). Сам этот жилой дом в архитектурном плане не особенно интересен и, к тому же, находится не в лучшем состоянии, однако, если приглядеться, можно заметить между окнами первого этажа, а также на самом верху, по бокам треугольного щипца, уморительные птичьи фигуры. В путеводителях утверждается, что это пеликаны — символы семейного очага и родительской любви. Может, и пеликаны, только очень уж стилизованные. Как отмечают специалисты, фигуры пеликанов «трактованы с определенным характером и оттенком тонкого юмора».

Дом с пеликанами, Выборг, РоссияДом с пеликанами, Выборг, Россия

Вероятно, эти симпатичные птицы должны охранять семейное счастье жильцов дома. Сам дом в стиле финского (северного) модерна был построен в 1907 году по проекту Аллана Шульмана (Allan Carl Waldemar Schulman) (1863-1937) — архитектора, которого мы знаем как автора дома купца Маркелова и дома фирмы «Хякли, Лаллукка и Ко». Несколько хороших детальных фотографий каменных пернатых с сайта terijoki.spb.ru:

Дом с пеликанами, Выборг, РоссияДом с пеликанами, Выборг, РоссияДом с пеликанами, Выборг, Россия

Практически напротив «Дома с пеликанами» находится еще одно здание в стиле модерн, тоже с птичьими мотивами (Ленинградский пр., 2). Построено оно было в том же 1907 году (архитектор Герхард Сольберг, Bruno Gerhard Sohlberg), но, в отличие от своего собрата, прямо-таки лоснится от свежего ремонта.

Дом АО «Пеликан», Выборг, Россия

Еще недавно этот серый, потускневший дом производил мрачное впечатление, а теперь, только полюбуйтесь, какие приятные цвета и свежие орнаменты. Этот жилой дом занимает обширный квадратный участок на углу Ленинградского проспекта и Выборгской улицы и демонстрирует полный репертуар архитектуры модерна: многочисленные эркеры и треугольные щипцы, скругленные окна, тонкий растительный декор.

Дом АО «Пеликан», Выборг, Россия

Здание было построено для АО «Пеликан», и на фасаде со стороны Выборгской улицы можно заметить фигурку пеликана, который в данном случае куда больше похож на живой прототип.

Дом АО «Пеликан», Выборг, Россия

Ленинградский проспект приведет нас к лестнице, по которой можно подняться на своеобразную обзорную площадку бастиона Панцерлакс, он-то и станет последним пунктом нашей прогулки (см. карту Выборга). Бастион Панцерлакс (в переводе со шведского — «панцирь залива») являлся важнейшим укреплением новой бастионной крепости, которая была построена в Выборге в конце 1580-х годов с юго-восточной стороны от городской стены. Крепость получила название «Рогатой», из-за двух угловых бастионов, напоминавших бычьи рога. В бастионах Рогатой крепости имелись казематы (каземат бастиона Панцерлакс сохранился, как и более поздний пороховой погреб XVIII века). В 1860-х годах Рогатую крепость разобрали, и только бастион Панцерлакс решили сохранить как памятник фортификации.

Здание Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

В 1930 на бастионе Панцерлакс было выстроено белое здание художественного музея и художественной школы (Viipurin taidemuseo ja taidekoulu) по проекту ведущего выборгского архитектора Уно Ульберга (Uno Ullberg) (1879–1944), неоднократно упоминавшегося в наших заметках. В 1940 году основная часть коллекции музея была вывезена в Финляндию. В 1941 году музейное крыло сильно пострадало от пожара. В советское время здание использовали различные учреждения, в том числе филиал института Ленгражданпроект.

Здание Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

Поднявшись по гранитной лестнице, попадаем через арку в тихий и просторный внутренний двор, замыкаемый с западной стороны полукруглой колоннадой, через которую открывается романтический вид на Финский залив и краны Выборгского порта. Слева и справа располагаются, соответственно, два крыла здания, из которых одно предназначалось для музея, а другое — для художественной школы общества «Выборгские друзья искусства». Архитектурный стиль этого монохромного здания определяют как переходный от классицизма к функционализму. Здесь мы не встретим никакого фасадного декора, разноцветия и многообразия форм, а лишь минимализм и геометризм. Однако благодаря расположению на возвышенности и открытому пространству внутреннего двора, прорезанного с одной стороны аркой, а с другой — колоннадой, создается впечатление воздушности и прозрачности. Арка и проглядывающая за ней колоннада образуют как бы открытую в море анфиладу. Некоторые сравнивают шедевр Ульберга с греческим храмом.

Вид от колоннады здания Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, Выборг, РоссияДвор здания Уно Ульберга на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

В июне 2010 года в правом (восточном) крыле отреставрированного здания Уно Ульберга открылся филиал Государственного Эрмитажа — выставочный центр «Эрмитаж-Выборг». Сегодня это главный художественный музей Выборга; здесь часто проходят временные выставки и образовательные занятия. Второе крыло комплекса (бывшее музейное) с 2003 года занимает детская школа искусств.

Копии эрмитажных скульптур  на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

В 2011 году по инициативе центра «Эрмитаж-Выборг» на бастионе Панцерлакс, у стен здания Уно Ульберга, были установлены четыре копии скульптур итальянского мастера Антонио Чибеи (Giovanni Antonio Cybei) (1706-1784), хранящихся в Государственном Эрмитаже. Копии изготовлены из мраморной крошки и символизируют четыре времени года: весну, зиму, лето и осень (соответственно, Флора, Вулкан, Церера и Вакх). Аллея скульптур получила название «Итальянской аллеи».

Копии эрмитажных скульптур  на бастионе Панцерлакс, Выборг, РоссияКопии эрмитажных скульптур  на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

Идея установки этих «античных статуй» на фоне индустриально-конструктивистского пейзажа вызвала восторг далеко не у всех горожан и туристов, тем более что изваяния из нового материала смотрятся слишком уж «неаутентично», гладко и дешево. Впрочем, в свете заходящего солнца, на фоне Спасо-Преображенского собора и бывшего Дворца наместника статуи выглядят не так уж плохо, создавая, если прищуриться, картинку из жизни какой-нибудь провинциальной усадьбы XVIII века.

Копии эрмитажных скульптур  на бастионе Панцерлакс, Выборг, Россия

♦♦♦♦♦♦♦

Начало прогулки по Выборгу см. тут:

- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1)

- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2)

Продолжение прогулки по Выборгу см. тут:

- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 4, заключительная)

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Выборга с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Выборга. На этой подробной туристической карте обозначены названия всех улиц центральной части города, а также основные памятники, музеи, церкви и соборы, скверы и парки, памятники архитектуры и прочие достопримечательности, расположенные в историческом центре Выборга. Кроме того, на плане обозначено местоположение железнодорожного и автовокзала Выборга. Данный план города Выборга составлен авторами сайта на основе карты OpenStreetMap с добавлением некоторых туристических объектов и интересных достопримечательностей. Внимание: карта достаточно большая по объему!

Туристическая карта Выборга с достопримечательностями

Предлагаем вашему вниманию еще одну большую карту Выборга. Этот план города включает не только исторический центр, но также и парк Монрепо. На карте обозначены названия всех улиц и площадей, а также указаны важнейшие достопримечательности Выборга. Эта карта тоже достаточно хорошая и четкая, но не столь подробная, как вышеприведенный план центра города.

План Выборга, Россия

Наконец, обобщенная карта Выборга, дающая представление о планировке центральных районов города. План хорош тем, что на нем четко указан маршрут пути из Старого города (от Выборгского замка) до парка Монрепо (пешком).

План Выборга, Россия

Памятники и скульптуры на улицах Выборга

- Памятник Петру I
- Памятник маршалу Торгильсу Кнутссону
- Памятник генерал-адмиралу Апраксину
- Памятник русским воинам, павшим при взятии Выборга в 1710 году
- Скульптуры «Промышленность» и «Морская торговля»
- Скульптура «Лось»
- Скульптура «Лесной мальчик»
- Памятник Микаэлю Агриколе
- Памятник Вяйнямёйнену в парке Монрепо
- Обелиск братьям Броглио в парке Монрепо
- Колонна двум императорам в парке Монрепо
- Копии скульптур Антонио Чибеи у стен выставочного центра «Эрмитаж-Выборг» на бастионе Панцерлакс

Архитектура модерна в Выборге

- Дом фирмы «Ф. Сергеев и сыновья»
- Дворец Пиетинена
- Дом «Хакман и Ко.» («Гранитный дворец»)
- «Домус» Говинга
- Дом АО «Хякли, Лаллукка и Ко.»
- Здание Выборгского рынка
- Дом купца Маркелова
- Дом Москвина
- Дом АО «Отсо»
- Дом АО «Пеликан»
- Дом АО «Альфа» («Дом с пеликанами»)
- Выборгское отделение Финляндского банка (в экстерьере доминирует историзм, модерн в основном в интерьере)
- Национальный акционерный банк
- Дом купца Конконена

Также вас может заинтересовать статья «Финский национальный романтизм (модерн): особенности, представители и примеры в архитектуре и дизайне» и заметки о финском модерне в Хельсинки.

Один день в Выборге: что посмотреть

В Выборге много интересных достопримечательностей, старинных построек, исторических памятников. Большинство из них обозначены на туристической карте Выборга. Ниже приводится перечень основных достопримечательностей и памятников архитектуры Выборга:

- Выборгский замок
- Скальный ландшафтный парк Монрепо
- Библиотека Алвара Аалто
- Круглая башня
- Башня Ратуши
- Часовая башня и руины старого кафедрального собора (Агрикольской церкви)
- Костёл Гиацинта (Рыцарский дом)
- Средневековый дом купца Векрута на Прогонной улице
- Дом купеческой гильдии
- Самый старый жилой дом в России (Дом горожанина) в глубине двора Крепостной улицы
- Дом богатого горожанина (Епископский дом)
- Православный Спасо-Преображенский собор
- Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
- Площадь Старой Ратуши
- Анненские укрепления

Достопримечательности Выборга

Рекомендуем также материалы о достопримечательностях Выборга, опубликованные на нашем сайте. В этих статях вы найдете множество фотографий и интересную информацию.

- Посещение Выборгского замка: полезная информация для туристов

- Самостоятельные экскурсии по Выборгу: Прогулка по Выборгскому замку

- Достопримечательности Выборга: Выборгский замок в средние века и современную эпоху

- Самостоятельные экскурсии по Выборгу: История парка Монрепо и информация для туристов

- Достопримечательности Выборга: Парк Монрепо, или в поисках золотой осени

Выборгская фортификация: «Пять крепостей» Выборга

1. Выборгский замок с башней Св. Олафа (крепость на острове). Построен в 1293 году как утверждение шведского владычества в Карелии.
2. Крепостная стена с башнями и воротами, выстроенная вокруг города на полуострове в 1475 году как оборона Выборга от нападения со стороны Руси. Для защиты Скотопрогонных ворот в 1550 году возведена Круглая башня, соединенная с крепостной стеной переходом. Также сохранилась башня Ратуши.
3. «Рогатая крепость» — крепость бастионного типа, построена в 1580-х годах для обороны разросшегося города. Сохранился бастион Панцерлакс.
4. Анненские укрепления (кронверк Санкт-Анны) — укрепления бастионного типа, построены после взятия Выборга войсками Петра I, в середине XVII века, для обороны от нападений со стороны Швеции.
5. Восточно-Выборгские укрепления на Батарейной горе, построены по проекту Тотлебена в XIX веке.

Церкви и соборы Выборга

- Православный Спасо-Преображенский собор
- Лютеранская церковь Святых Петра и Павла
- Руины Старого кафедрального собора
- Новый кафедральный собор (утрачен)
- Руины бывшей церкви доминиканского монастыря

Интересные книги и сайты об истории и достопримечательностях Выборга

- Максимович Я. А. Альбом-путеводитель по Выборгу - СПб: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2012, - 112 с.
- Выборг. Фортификация (издание 2-е) - «Европейский Дом», Санкт-Петербург - 2006, 105 с, илл
- Архитектурные и исторические памятники Выборга. Старинные иллюстрации, фотографии, документальные материалы и описания достопримечательностей
- Выборг: история, достопримечательности, фотографии
- История и достопримечательности Выборга, дом за домом
- Проект «Виртуальный Выборг»
- Архитектура Выборга
- История Выборгской крепости
- Памятники и городская скульптура Выборга
- Достопримечательности Выборга на карте Wikimapia

♦♦♦♦♦♦♦

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Екатерина пишет:

    На данный момент на бастионе Панцерлакс не четыре скульптуры, а восемь. Подскажите, пожалуйста, названия оставшихся четырех или что они символизируют.

  2. Foxy пишет:

    Добрый день! На сайтах http://vyborg.tv/news_13740.html и http://www.vyborg-gid.ru/texts/dostoprim ... j-iskusstv.html указано, что в сентябре 2012 года Аллея скульптур пополнилась четырьмя новыми композициями (копиями работ итальянских мастеров XVII-XVIII века):
    «Венера Медицейская», «Амур и Психея», «Венера с бабочкой» и «Флора».
    Это вся информация, которой мы располагаем.