Скальный пейзажный парк Монрепо, расположенный на берегу залива, — одна из самых красивых и интересных исторических достопримечательностей Выборга. Романтичное название парка Монрепо (Mon Repos) можно перевести с французского как «мой покой», «моё отдохновение», «место моего уединения». Живописные пейзажи этого заповедника действительно способствуют умиротворенному созерцанию и размышлениям, настраивают на меланхолический лад. Вода и небо, гранитные скалы и деревья — всё слилось здесь в единое пространство, призванное рождать в душе «печальное волнение».
Парк Монрепо — это замечательный пример синтеза природного ландшафта с рукотворными творениями, уникальное место, о котором оставили восторженные воспоминания многие поколения путешественников. В настоящей заметке нам хотелось бы рассказать об истории парка Монрепо, а также его наиболее интересных архитектурных и природных достопримечательностях. К сожалению, значительная часть объектов парка сегодня утрачена, да и те постройки, что еще можно увидеть на его территории, либо являются копиями, либо находятся в плачевном состоянии. Несмотря на это, Монрепо остается прекрасным памятником садово-паркового искусства и продолжает привлекать поэтические натуры, а также всех, кто интересуется историей и любит северную природу. Достаточно подробно иллюстрированная история парка Монрепо излагается тут.
Парк Монрепо красив в любое время года, но осень — особенная пора, и мы приглашаем вас совершить прогулку по этому музею-заповеднику в тихий и прозрачный день золотой осени.
О том, как добраться до парка Монрепо из центра Выборга, читайте в отдельной заметке (там же приводится прочая практическая информация: часы работы парка, цена билетов, порядок посещения музея-заповедника). А тут мы постараемся дать описание основных объектов парка и проиллюстрировать свой рассказ современными и отчасти историческими фотографиями.
Ниже предлагаем вашему вниманию описания и фотографии достопримечательностей Монрепо, которые можно увидеть в парке в настоящее время. Попутно по ходу нашей прогулки мы вспомним и о некоторых интересных утраченных объектах.
Прогулка по парку Монрепо: наш путеводитель и фотографии парка
Общая территория парка Монрепо составляет 163 га. Историческое ядро музея-заповедника составляет усадебно-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв. В него входят памятники архитектуры классицизма, а также пейзажный скальный парк романтического стиля.
Мы начинаем нашу самостоятельную прогулку по пейзажному парку Монрепо с его южной части (см. план парка). Пройдя парковку и небольшой сувенирный магазин, вскоре увидим перед собой Главные въездные ворота. Эти деревянные усадебные ворота с резными декором выполнены в неоготическом стиле, который был популярен в Европе и России XVIII-XIX вв. Ворота были построены в Монрепо при Пауле Николаи в 1830-х годах по проекту неизвестного архитектора (есть предположение, что это был зодчий Карл Людвиг Энгель, много работавший в Хельсинки).
Исторические ворота Монрепо были утрачены в 1950-х годах и были отстроены заново в 1980-е годы. В целом они повторяют оригинальный проект деревянных ворот с пилонами, завершенными в виде стрельчатых башенок. Однако над порталом этих ворот, в отличие от прежних, уже нет фамильного герба баронов Николаи.
За воротами располагается касса, где можно приобрести билеты в парк, а также некоторые книги и сувениры (о часах работы парка и ценах билетов читайте тут). Напротив кассового павильона установлен стенд с картой усадебного комплекса и пейзажного парка, на которой указаны парковые объекты и отмечены современные прогулочные дорожки для посетителей. На территории самого парка указателей нет, поэтому если вы хотите лучше ориентироваться на местности, советуем заранее распечатать карту Монрепо с нашего сайта или приобрести путеводитель с планом (впрочем, находясь на острове, заблудиться достаточно сложно).
За стендом с картой начинается уже характерный для Монрепо пейзаж с гранитными валунами, покрытыми мхом. Среди них есть настоящий гигант — камень Китайского зонтика (см. карту парка). Лучше всего его видно зимой, а летом и осенью довольно трудно рассмотреть из-за деревьев. Некогда эту глыбу украшал Китайский зонтик — парковый павильон, задающий китайскую тему в Монрепо. Ориентальная экзотика вообще была очень популярна в эпоху романтизма. Китайские мотивы получили широкое распространение в Европе XVIII века, когда в пейзажных парках стали появляться павильоны в стиле «шинуазри» («китайщины»). Пауль Николаи познакомился с такими парками во время дипломатической службы в Лондоне, где ему довелось увидеть «китайские зонтики», служившие видовыми точками. Под впечатлением от увиденного он прислал садовнику чертежи аналогичной постройки для своего имения.
Китайский зонтик Монрепо, построенный усадебным садовником Бистерфельдом, представлял собой павильон с зонтиком на вершине скалы, куда вела удобная лестница. Стоя под зонтиком, можно было любоваться видом Монрепо и Выборгского замка. Когда в 1798 году новое сооружение увидел тогдашний владелец имения, отец Пауля, Людвиг Генрих Николаи, он написал сыну: «...уже при въезде меня приятно поразил твой китайский шампиньон на большом камне. Это хорошая, умело выполненная идея». Китайский зонтик до нашего времени не сохранился и не был восстановлен.
Вернемся теперь к усадебным воротам и направимся вглубь парка, куда ведут два пути: прямая аллея и романтическая дорожка между двух небольших холмов. Обе они приведут к гранитному Льву (см. карту парка), который находится рядом с желтоватым зданием администрации музея-заповедника Монрепо (если вы пошли по прямой дороге, то не доходя до усадебного дома нужно будет свернуть направо).
Скульптура «Лев» является фрагментом памятника Независимости (Itsenäisyyden patsas), который был открыт на Петровской скале (Смоляном мысе) Выборга в день 10-летия независимости Финляндии в 1927 году на месте сброшенного с постамента памятника Петру I.
В 1940 году памятник Независимости был разрушен, а место Льва вскоре вновь занял русский царь. Злополучный зверь был закопан на территории парка Монрепо, где его и обнаружили в 1980-х годах. Скульптура сильно пострадала во время падения, но сохранилась до нашего времени, став одним из символов современного Монрепо. Что касается здания дирекции музея-заповедника, то это бывший дом усадебного садовника.
Если выйти снова на прямую центральную аллею, она приведет нас к самому центру Монрепо — основным историческим постройкам. Справа располагается Главный усадебный дом, а левее — Библиотечный флигель (см. карту парка). Главный усадебный дом в своем нынешнем виде был построен при Людвиге Генрихе Николаи. Эта деревянная постройка является памятником архитектуры и главным сооружением усадебного ансамбля. Дом был построен в 1798-1804 гг. по проекту итальянца Д. А. Мартинелли (после смерти последнего в 1802 году работы завершал петербургский архитектор Александр Павлов).
С архитектурной точки зрения дом представляет собой деревянное строение в стиле классицизма. Главный фасад дома обращен в парку и разделен на три части с центральным корпусом, расчлененным пилястрами, и выступающими вперед боковыми флигелями.
В 20-х годах XIX века к дому был пристроен четырехугольный портик с 4 колоннами и треугольным фронтоном. Ведущая к портику трёхмаршевая лестница во второй половине XIX в. была заменена широкой одномаршевой.
Главный усадебный дом был средоточием семейной и духовной жизни нескольких поколений семейства Николаи. Здесь находились Белая гостиная, Царская комната, а также кабинет и торжественная Большая зала с расписным плафоном на античные темы работы придворного художника Я. Меттенляйтера (плафон похищен в 1966-1967 гг.).
После всех перипетий, пережитых зданием в XX веке, он пришел в плачевное состояние. Сейчас в доме ведутся реставрационные работы, часть его открыта для выставок и семинаров. К настоящему времени заменена кровля, осушены подвалы, укреплены стены Большой залы, отреставрирован портик.
Напротив дворового фасада усадебного дома, по левую руку от нас, находится Библиотечный флигель, построенный по проекту Д. А. Мартинелли в 1800-1804 гг. Сначала в этом здании располагались комнаты для слуг и гостей, а во второй половине XIX века была устроена библиотека баронов Николаи — одна из крупнейших частных библиотек Великого княжества Финляндского. В начале XX века библиотека была передана владельцами на хранение в библиотеку Университета Хельсинки, а позднее — подарена, с условием неделимости коллекции.
Библиотечный флигель — это памятник деревянной усадебной архитектуры в стиле классицизма. Здание в шестнадцать окон по фасаду, с треугольным фронтоном и небольшой башенкой наверху построено в ансамбле с Главным усадебным домом и является неотъемлемой частью комплекса Монрепо. В настоящее время флигель находится в удручающем аварийном состоянии и закрыт для доступа туристов. Пока что отреставрирована лишь башенка с флюгером и заменена кровля.
Покинув центральную часть усадьбы, выйдем на аллею со стороны главного (восточного) фасада усадебного дома и пойдем по дорожке в сторону высокой скалы с мраморным обелиском (см. карту парка). Скала эта именуется Левкадской (Леукатской) или Левкатийской (от названия греческого острова Левкада, где поэтесса Сапфо бросилась в море из-за несчастной любви), и раньше на ее вершине стоял деревянный храм Амура. В 1827 году Пауль Николаи решил построить на месте ветхого храма обелиск из серо-зелёного мрамора.
Обелиск братьев Броглио установлен в память о братьях жены Пауля Николаи — Александрины Симплиции (в девичестве де Бройль). Братья Александрины, князья Огюст-Сезар (Auguste-César de Broglie) и Шарль-Франсуа (Charles-François de Broglie), служили в русской гвардии (в Преображенском и Семёновском полках) и погибли в эпоху наполеоновских войн: Огюст пал под Аустерлицем (1805), а Шарль де Бройль — под Кульмом (1813). Обелиск, выполненный по проекту английского архитектора Чарльза Хиткота Тэтама, удачно вписался в ландшафт и стал одним из символов парка Монрепо. Печальный монумент также напоминал Паулю Николаи о его рано умершей супруге (Александрина скончалась в 1824 году).
В постамент обелиска вмурованы плиты с латинскими надписями. Надписи на северной и южной стороне посвящены Александру I и установке обелиска Паулем Николаи, западная и восточная надписи (последняя утрачена) — братьям де Бройль. В надписях использовано латинизированное написание имен: Август и Карл Броглио (Broglio), поэтому и сам памятник носит название «обелиск братьев Броглио».
Ранее в основании монумента находились еще барельефы с изображением рыцарских шлемов. В целом обелиск сохранился неплохо, хотя в некоторых местах и поврежден. Впрочем, эти выбоины даже живописны, поскольку придают сооружению благородный, суровый облик обветренного великана.
Обелиск братьям Броглио находится в очень красивом романтичном месте у Выборгского залива (бухты Защитной). Это одна из лучших смотровых площадок Монрепо. С Левкадской скалы открывается замечательный вид на пейзажи парка и спокойную гладь залива с отражениями облаков, скал и деревьев.
Подниматься на саму скалу не очень-то удобно, особенно в дождливую погоду, когда под ногами лужи и склизкие корни, поэтому необходимо помнить о безопасности (правда, есть информация, что на пологом южном склоне, в противоположной от берега стороне есть ведущая к обелиску лестница, но мы ее не обнаружили).
Полюбуемся прекрасной панорамой парка, которая открывается с вершины скалы. С одной стороны виднеется павильон под названием Чайная беседка (оригинальная беседка не сохранилась, постройка воссоздана в 2002 году), с другой — Китайские мостики, к которым мы вскоре подойдем поближе (мостики восстановлены в 1998 и 2002 годах).
Дальше направляемся в восточную часть парка, к Китайским мостикам. От обелиска туда ведет аллея, фактически являющаяся дамбой, поскольку сложена она из гранитных камней и предназначена для того, чтобы предотвращать затопление соседней поляны Розенталь (поляна названа так потому, что некогда была засажена розовыми кустами или, возможно, шиповником).
Вид на Главный усадебный дом и Библиотечный флигель из этой части парка:
Мы продолжаем путь в более тихую и безлюдную восточную часть парка, к Китайским мостикам (см. карту парка). Эти горбатые мостики продолжают китайскую тему в Монрепо.
Они были созданы по проекту Д. А. Мартинелли и появились в парке в 1798 году. Раньше мостики были разноцветными (и, возможно, с позолотой) и напоминали раскрытые веера.
Оба исторических мостика были утрачены во второй половине XX века. Воссозданы они были усилиями финской ассоциации Pro Monrepos в 1998 и 2002 годах. Сегодня, как видите, мостики однотонные, но всё равно достаточно живописные. Особенно хороши эффекты отражений — почти как в случае со знаменитым Японским мостиком в усадьбе Живерни.
От мостиков открывается вид на центральный усадебный комплекс и Чайную беседку.
Первый Китайский мостик приводит нас на остров Колонны, где возвышается Колонна двух императоров. Колонна установлена в парке Монрепо в 1804 году в честь императора Павла I и его сына императора Александра I. Выполнена она из зеленовато-серого мрамора. Ранее в цоколь монумента была вмонтирована плита с латинской надписью: Caesar nobis haec otia fecit («Цезарь подарил нам этот покой»; перефразированная цитата из Вергилия). Так Людвиг Генрих Николаи отметил благодеяния двух императоров, благодаря которым он оказался в России, сделал карьеру и получил имение Монрепо в потомственное владение.
Китайские мостики раньше составляли единый ансамбль с деревянным павильоном Мариентурм («башня Марии»). Павильон этот был посвящен Марии Фёдоровне, супруге Павла I. Внутри сооружения стояло скульптурное изображение императрицы, а стены были расписаны в «помпеянском» стиле. С верхней площадки Мариентурм открывается живописный вид на водное пространство и скальные обрывы. Павильон, вероятно, появился в парке Монрепо еще в 1784-86 гг., но до нашего времени постройка не дошла.
Пройдем от второго Китайского мостика по тропинке к «Падающему камню» — огромной гранитной глыбе, которая также является одной из достопримечательностей парка (см. карту Монрепо). Гигантский валун появился на карте Монрепо в 1840 году. Точно не известно, подвергали ли эту глыбу какой-то обработке или это творение природы.
Так или иначе, действительно создается впечатление, что камень балансирует на обрыве скалы, чудом удерживаясь от падения.
Теперь можно уже сворачивать обратно и направляться в западную часть парка. Дойдя до полуострова с Чайной беседкой и старой пристанью, хорошо бросить взгляд назад на Китайские мостики. Кстати сказать, здесь, в районе пристани, находятся одни из немногих в парке скамеек. Скамейки эти выкрашены в белый цвет, под стиль окружающих построек.
С другой стороны, слева от нас, открывается вид на скалистый полуостров Нептуна, получивший название в честь еще недавно стоявшего здесь Храма Нептуна (см. карту парка). Исторический деревянный павильон на этом узком мысе был возведен при Людвиге Генрихе Николаии назывался сначала Храмом Благочестия, а затем Храмом Нептуна (первоначально внутри постройки стояла скульптура римской богини Пиетас, а затем сюда была перенесена статуя Нептуна).
Обветшавший храм был разобран в 1948 году и восстановлен в 1999 году по инициативе финской ассоциации Pro Monrepos (фото павильона с сайта photos.wikimapia.org). Реконструированный павильон, в свою очередь, полностью сгорел в 2011 году. Возможно, он будет воссоздан. Пока же от него остался лишь фундамент.
Со стороны полуострова Нептуна можно полюбоваться видом на одно из самых интересных и печальных мест парка Монрепо — остров-некрополь Людвигштайн с капеллой Людвигсбург (см. карту парка). Пожалуй, это самая удачная в парке точка, чтобы рассмотреть это живописное сооружение на гранитной скале (помимо этого, очень хороший вид на остров открывается от дамбы, ведущей к Китайским мостикам). Напоминающая миниатюрный замок уединенная неоготическая капелла Людвигсбург была построена в 1820-х годах по проекту упоминавшегося выше по английского архитектора Чарльза Хиткота Тэтама.
Во времена, когда имением Монрепо владел Л. Г. Николаи, этот остров было принято называть Эрмитажем или Скалой отшельника, а затем Эрихштайном (в память о трагической судьбе шведского короля Эрика XIV, дух которого, как воображал поэтически настроенный Николаи, каждую полночь бродит по острову). Сама же декоративная капелла с четырьмя башенками появилась на острове чуть позже, при Пауле Николаи. В 1820 году скончались оба его родителя: Людвиг Генрих Николаи и Иоганна Маргаретта Поггенполь. Они были похоронены в посёлке Сорвали, но вскоре их останки были перенесены в каменный склеп на острове Эрихштайн, и с тех пор остров стал называться Людвигштайном («камень Людвига»), в память о Л. Г. Николаи.
Остров этот стал семейной усыпальницей рода Николаи, или «островом мёртвых» (по аналогии с известной картиной швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина (1880)). В склепах острова в течение долгих лет хоронили представителей этого рода. Здесь же нашел последний приют в 1866 году сам Пауль Николаи. На острове также была установлена урна (1798) в память о близком друге Л. Г. Николаи — библиотекаре и баснописце Ф. Г. Лафермьере (1737-1796) (урна не сохранилась).
В послевоенное время захоронения подвергались актам вандализма, и фамильное кладбище оказалось разрушено. Склепы членов семьи Николаи на острове Людвигштайн были опустошены и осквернены. Прах развеян, надгробных плит почти не осталось. В последние годы на острове Людвигштайн проводились некоторые ремонтные работы, но пока что восстановлена лишь надгробная плита над могилой Пауля Эрнста Георга Николаи (1860-1919), и отчасти подновлена капелла.
Остров Людвигштайн отделён от берега мелкой протокой. С 1820-х годов его соединяла с берегом паромная переправа. Для посторонних посетителей парка семейный некрополь был недоступен. В советское время паромная переправа была заменена деревянным мостом, который в конце XX века разобрали.
Сегодня от исторической переправы сохранились лишь ворота на островной пристани (на самом деле нынешние ворота датируются рубежом XIX-XX вв.).
К сожалению, официально посещение острова Людвигштайн в настоящее время запрещено, хотя некоторые туристы всё же умудряются туда проникнуть: зимой по льду, а летом — на лодках. Некоторые перебираются вброд (увы, среди посетителей хватает вандалов и любителей мусорить). Если вы решите самостоятельно пройти к острову Людвигштайн вброд, будьте готовы к тому, что придется промокнуть по пояс. К тому же, дно грязное и усыпано осколками, поэтому обязательно берите с собой хорошую обувь. Одному тут пройти сложно — можно упасть, так что лучше идти вдвоем, держась за руки. Помимо неоготической капеллы (совершенно пустой внутри) и остатков пристани, на острове Людвигштайн в настоящее время можно увидеть три сводчатых кирпичных склепа с венчающими их надгробным памятниками, а также природную расщелину (грот Медузы) и несколько каменных лестниц.
Продолжая передвигаться вдоль берега в западную сторону парка, мы подходим к так называемому источнику «Нарцисс» (см. карту парка). Небольшой павильон над источником представляет собой пример романтической садово-парковой постройки. Вода этого источника издавна почиталась у местных жителей как обладающая целительной силой. Вероятно, первым его названием было «Сильмя» (от финского silmä, то есть «глаз»): существовало старинное предание о том, что эта вода способна исцелять глазные болезни. В своей поэме об имении Монрепо Л. Г. Николаи рассказывает читателям свой вариант легенды, в которой он преобразовал местное название источника в имя нимфы Сильмии. В легенде повествуется о чудесном исцелении пастуха Ларса, ослепшего от слез безответной любви: юноша умылся водой источника, в который превратилась нимфа Сильмия, и прозрел.
Побывавшая в Монрепо в 1829 году Анна Керн в своих воспоминаниях писала: «... в тени группы разнообразных деревьев, над источником нас ожидала замечательной красоты мраморная наяда. Проводница рассказала нам, что вода источника славится целебной силою, вкусом и свежестью; действительно, я такой вкусной питьевой воды отроду не пивала. Она холодная, чиста, как горный хрусталь, и много имеет в себе живительного». Среди посетителей парка по сей день есть примета: бросать монетки в небольшой бассейн под маской бронзового льва. Считается, что только после этого источник обретает целительную силу, и теперь уже можно умыться его водой. Вода источника является слабо минерализованной, радоновой лечебной.
Сам павильон источника «Нарцисс» был выполнен 1820-х годах по проекту Огюста Монферрана. Павильон отреставрировали в 1974 году: была восстановлена решетка и львиная маска. В нише постройки ранее находилась ныне утраченная скульптура, изображающая наяду (по другим свидетельствам — героя древнегреческого мифа Нарцисса).
Пройдя по тропинке еще немного дальше, за источник «Нарцисс», выйдем почти к самому заливу. Отсюда в хорошую погоду можно полюбоваться великолепной игрой света на растущей у берега траве, а также увидеть остров Людвигштайн (впрочем, капелла Людвигсбург с этой стороны видна не очень хорошо из-за деревьев).
Далее дорожка приведет нас к небольшому березовому мостику и Хижине отшельника (см. карту парка). Это была скромная бревенчатая постройка, напоминавшая о простой благочестивой жизни, лишенной суеты. Стены ее были обиты берестой и украшены иллюстрациями на библейские темы, крышу венчала башенка с деревянным колокольчиком. Подобные постройки были популярны в парках конца XVIII века. Оригинальный павильон не сохранился: он сгорел в конце XIX века. На его месте была построена новая шестигранная хижина, которая также погибла (см. старинную фотографию ниже). В 2012 году Хижина отшельника была воссоздана.
Топкая тропинка со скользкими корнями, вьющимися под ногами, как змеи, проложена дальше почти параллельно берегу. Еще немного — и перед нами Грот желаний (см. карту парка). Считается, что если внутри грота загадать желание, оно непременно сбудется. Имейте в виду, что глубина ущелья — всего два шага, так что особого времени на раздумье у вас не будет. В дождливую осеннюю погоду проходить грот следует с особой осторожностью, чтобы не сильно замочить ноги и не поскользнуться.
Миновав грот, оказываемся в царстве огромных гранитных скал. Здесь, в западной части парка, сохранилось особенно много впечатляющих каменных гряд. Среди этих скал можно увидеть живописный памятник Вяйнямёйнену (см. карту парка). Скульптура называется «Вяйнямейнен, играющий на кантеле» и изображает главного героя карело-финского эпоса «Калевала». Памятник впервые появился в Монрепо в 1831 году (что интересно, еще до выхода в свет «Калевалы»). Автором гипсового монумента стал датский скульптор Готтхильф Боруп (Gotthilf Borup). В 1871 году статуя была разрушена вандалами, а два года спустя была создана новая скульптура Вяйнямёйнена, на этот раз выполненная из цинка известным финским мастером Йоханнесом Таканеном (Johannes Takanen). Этот памятник также не сохранился: он был разбит во время Второй мировой войны. Нынешняя статуя является реконструкцией, выполненной в 2007 году скульптором Константином Бобковым по старинным фотографиям.
Интересно, что ущелье, в котором стоит скульптура Вяйнямёйнена, называют ущельем Святого Николая. Связано это с тем, что Людвиг Генрих Николаи мечтал разместить здесь скульптуру святого Николая, покровителя рода Николаи. Но при жизни статуя так и не была установлена. Когда же владельцем усадьбы Монрепо стал его сын Пауль, решено было поставить тут статую героя «Калевалы». При этом названием ущелья осталось прежним.
В двух шагах от памятника Вяйнямёйнену находится «Конец света» (см. карту парка). Так называется место, где заканчивается историческая часть парка Монрепо и начинается лесная, «дикая» часть. Семь гранитных ступеней ведут на небольшую каменную площадку, которая и носит интригующее название «Конец света» (источник фото: fotopiter.livejournal.com).
На этом наша прогулка по парку Монрепо закончилась, но не закончилось знакомство с Выборгом. Приглашаем вас познакомиться с другими интересными материалами о достопримечательностях Выборга, которые публикуются на нашем сайте.
Что посмотреть в Выборге
Рекомендуем также другие материалы о достопримечательностях Выборга. В этих статях вы найдете множество фотографий и интересную информацию.
- Самостоятельные экскурсии по Выборгу: История парка Монрепо и информация для туристов
- Посещение Выборгского замка: полезная информация для туристов
- Достопримечательности Выборга: Выборгский замок в средние века и современную эпоху
- Самостоятельные экскурсии по Выборгу: Прогулка по Выборгскому замку
Самостоятельные прогулки по Выборгу
- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1) (маршрут: дворец Пиетинена и окрестности автовокзала, парк Монрепо, Анненские укрепления, Петровская площадь и Петровская набережная, Выборгский замок, площадь Старой Ратуши)
- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2) (маршрут: Соборная площадь и Спасо-Преображенский собор, Театральная площадь и собор Святых Петра и Павла, Пионерская улица, Рыночная площадь, Круглая башня, Центральный рынок, проспект Ленина, парк-эспланада, Ленинградский проспект, бастион Панцерлакс)
- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 3) (маршрут: дом «Хакман и Ко.», Подгорная улица, костёл Гиацинта, усадьба бюргера, епископский дом, руины Старого кафедрального собора, Часовая башня, Крепостная улица, дом В. Говинга, «дом горожанина», Выборгсккая улица, дом купеческой гильдии, руины бывшей церкви доминиканского монастыря, башня Ратуши)
- Прогулка по Выборгу: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 4, заключительная) (маршрут: парк-эспланада, Красная площадь, сад Скульптуры, дом «Хякли, Лаллукка и Ко», Вокзальная площадь, драккары)
Карта парка Монрепо с достопримечательностями
На нашем сайте вы можете скачать подробный план парка Монрепо. На этой карте, взятой из официального путеводителя по Монрепо, обозначены основные зоны парка, а также наиболее интересные объекты (сохранившиеся и утраченные достопримечательности), дорожки, мосты, водоемы, видовые точки.
В качестве альтернативы предлагаем вашему вниманию подробный план комплекса Монрепо, который можно увидеть при входе в парк. На этом плане четко обозначены туристические тропы по территории парка, а также сувенирный киоск, главный вход, кафе, основные усадебные постройки и прочие достопримечательности (в том числе несколько утраченных объектов).
Еще один достаточно качественный план парка Монрепо с обозначением основных достопримечательностей приведен на следующей большой карте Выборга (парк находится в северной части города).
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Официальный сайт парка Монрепо
2. Путеводитель по Монрепо / Бадалов А.А. (текст), Киселёв С.И. (фотографии). - Выборг: ГИАПМЗ "Парк Монрепо", 2011. - 64 с., 48 илл. ISBN 978-5-9901934-2-0
3. Парк Монрепо, статья в Википедии
4. Статьи и заметки о музее-заповеднике Монрепо
5. Интерактивная карта парка Монрепо в Выборге
6. Альманах, 1994 год (специальный выпуск газеты «Санкт-Петербург»)
7. Валентин Болгов, Михаил Ефимов. Из истории Монрепо. Статья в журнале «Мир музея», №4, 2010.