Достопримечательности Таррагоны: римский цирк и преторий

Рубрики: Испания, сентябрь 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 30 октября 2011, в 22:27

Испанский, а точнее, каталонский город Таррагона — интересное место с богатой историей, особенно привлекающее любителей древностей. Среди таррагонских памятников античности можно назвать, например, римские крепостные стены, римский амфитеатрместный римский форум. Всё это сооружения разной степени сохранности и, к тому же, подчас не лишенные наслоений последующих эпох.

Римский цирк, Таррагона, Испания

То же можно сказать и о римском цирке — одной из самых популярных достопримечательностей Таррагоны. Но, в отличие от вышеперечисленных памятников архитектуры, этот комплекс будет интересен не только тем, кто получает удовольствие от созерцания древних руин и археологических находок. Мы советуем посетить римский цирк Таррагоны всем, кто приезжает в этот город, прежде всего потому, что на территории цирка находится башня римского претория («дворец Пилата»), с которой открывается, пожалуй, самый захватывающий вид на центральную часть Таррагоны и Кафедральный собор с одной стороны — и на ослепительно-бирюзовое Средиземное море и римский амфитеатр с другой.

В этой заметке мы поговорим об устройстве и архитектуре римского цирка, кратко опишем историю римского цирка Таррако (Circ romà/Circo romano de Tarraco), а также поделимся своими фотографиями и впечатлениями от посещения этого древнего развлекательного комплекса (точнее, того, что от него осталось, — а осталось, как утверждают специалисты, достаточно много, учитывая давность постройки).

Римский цирк в Таррагоне: что посмотреть

Римский цирк Таррако был одним из важнейших гражданских сооружений той эпохи. На сегодняшний день этот комплекс считается одним из наиболее хорошо сохранившихся древнеримских цирков во всем мире (цирк сохранился во многом благодаря тому, что часть его первоначальной конструкции скрыта под более современными постройками). См. местоположение римского цирка на карте Таррагоны (он обозначен под №15, а римский преторий — под №14).

Римский цирк, Таррагона, Испания

Римский цирк является частью археологического комплекса Таррагоны, включенного в 2000 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияСаркофаг Ипполита, Таррагона, Испания

Во время посещения римского цирка вы сможете увидеть остатки зрительских трибун, подземных коридоров, сводов, надгробных памятников римской эпохи. Также вы побываете в средневековой башне, именуемой Королевским замком или дворцом Пилата, построенной на фундаменте древнеримского претория (Pretori). Там вас ждет замечательный готический зал и зал с саркофагом Ипполита.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Обязательно стоит подняться на смотровую площадку этой башни, чтобы насладиться, пожалуй, лучшими видами на собор и историческую часть Таррагоны. Не менее живописные виды открываются с другой стороны (на море и римский амфитеатр).

Римский цирк, Таррагона, Испания

Подробнее о посещении римского цирка в Таррагоне см. ниже, в разделе «Прогулка по римскому цирку: фотографии и впечатления».

История и устройство римского цирка Таррако

Местоположение цирка

Проект строительства цирка Таррако относится к эпохе правления последнего римского императора из династии Флавиев — императора Домициана (81-96 гг. н.э.). Соответственно, он датируется концом I в. н.э. Цирк стал последним сооружением, возведенным в «императорской зоне» Таррако на заключительном этапе масштабного градостроительного проекта эпохи Флавиев. Этот проект был результатом роста политического значения Таррагоны и, в частности, учреждения в городе регулярного ежегодного собрания представителей всех колоний римской провинции Ближняя Испания (Hispania Citerior) — Concilium provinciae Hispaniae citerioris. Подробнее об истории Таррагоны в римскую эпоху можно прочитать тут.

Модель римского Таррако  во II в. н.э., Испания

Итак, римский цирк был построен в Таррагоне (Таррако) в I в. н.э. Из-за специфики своего местоположения в самом центре города он обладал рядом характерных архитектурных особенностей. Цирк Таррагоны располагался внутри городских стен, близ форума, что было достаточно редким явлением, учитывая внушительные размеры подобных сооружений.

Цирк на макете римского Таррако, Испания

Римский цирк Таррако находился между главной артерией города — дорогой Vía Augusta — и провинциальным форумом. Восточной стороной цирк примыкал к крепостной стене, а с северной стороны — к форуму. Предполагают, что цирк проектировался практически одновременно с провинциальным форумом, что включало планировку сообщения между зданиями, расположенными позади цирка, и городом, расстилавшимся спереди. Таким образом, это был самый настоящий «архитектурный барьер», отделявший форум императорского Таррако от торговых и жилых кварталов.

Модель римского Таррако, Испания

Провинциальный форум Таррако представлял собой монументальный комплекс площадью 18 га. Форум состоял из ряда террас, расположенных на разных уровнях таррагонского холма. На верхней террасе располагалась зона императорского культа (recinto de culto Imperial), состоящая из прямоугольной площади, окруженной портиками с колоннами. В центре площади (а не в ее задней части, как считалось ранее) в I в. н.э. был построен храм императора Августа. Храм находился на месте нынешнего Кафедрального собора (недавно археологами были обнаружены остатки этой постройки, и макет храма был добавлен к масштабному макету римского Таррако, находящемуся на площади Пальоль). С верхней террасы можно было по парадной лестнице спуститься на главную церемониальную площадь провинциального форума (Plaza del Foro Provincial), крупнейшую во всем римском мире. Северная часть площади граничила с культовой зоной, а южная — с римским цирком, занимавшим, соответственно, третью террасу форума. Еще ниже располагались спускавшиеся к морю жилые кварталы, а также местный форум, термы, театр и другие сооружения.

Назначение цирка Таррако. Цирковые развлечения в Римской империи

Цирк Таррако служил ипподромом циркусом»), на котором проводились гонки на колесницах. В основном это были колесницы, запряженные парой («биги», bigae), или же запряженные четверней («квадриги», quadrigae). Также в цирке иногда устраивались театральные и акробатические представления и некоторые другие зрелища, происходившие в праздничные дни и называвшихся ludi circenses.

Гонки на колесницах в римском цирке

О популярности цирковых развлечений в Римской империи можно судить по знаменитой фразе panem et circenses («Хлеба и зрелищ!», буквально — «хлеба и цирковых зрелищ») из сатиры Ювенала (I в. н.э.). Цирк оставался популярным развлечением даже тогда, когда ушли в прошлое гладиаторские бои и начала приобретать влияние новая религия — христианство. Особенно популярен цирк — и в первую очередь гонки на колесницах — был как раз в провинции Tarraconense. Неслучайно здесь было развито разведение лошадей. Во многих городах региона (к примеру, в Барселоне и Жероне) найдены разнообразные мозаики и живописные произведения, посвященные этому виду массового спорта.

Квадрига в римском цирке

Кроме того, с этим спортом связаны одни из самых красивых надгробных камней, обнаруженных на территории Испании. Так, непосредственно в Таррагоне было найдено две великолепных стихотворных эпитафии II в. н.э. в память о двух выдающихся возницах того времени, Эвтихии (Euthyches, Eutiches) и Фуске (Fuscus, Fusc) (первое из этих надгробий на сегодняшний момент можно увидеть в Епархиальном музее Таррагоны). В тексте на могильных камнях подробно описываются достижения этих прославленных гонщиков и те горестные чувства, которые испытывают по поводу смерти возниц их товарищи.

Эпитафия римского возницы, Таррагона, Испания

По степени известности этих спортсменов можно сравнить со знаменитым римским колесничим Скорпусом, погибшим в Большом цирке Рима (Circus Maximus).

Конфигурация и техника строительства цирка

Цирк Таррагоны имел вытянутую прямоугольную форму (с полукруглыми боковинами по коротким сторонам), напоминающую по конфигурации современные гоночные трассы. Размеры цирка составляли 325 на 115 метров (не такие крупные, как у большинства других римских цирков, что объяснялось, вероятно, местонахождением цирка в центральной части города; собственно, этот цирк самый маленький из тех, что сохранились на Пиренейском полуострове). Внутри располагалась арена размером 290 на 75 метров, разделенная продольной каменной площадкой-«хребтом» (spina) длиной 190 метров. Spina представляла собой длинную узкую платформу из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков и символизировала сломанный хребет врагов Рима. В то же время этот барьер служил для разделения дорожек.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Предполагают, что цирк был рассчитан примерно на 25-30 тыс. зрителей, располагавшихся на местах для публики (cavea), разделенных на 12 рядов сидений. Арена находилась на месте нынешней площади Фон (plaça de la Font).

Немного о технике строительства цирка. Цирк был построен римлянами из нескольких материалов. Для сводов использовался римский бетон (opus caementicium) (бутовая кладка из щебня, залитого строительным раствором из извести и песка). Для постройки подиума (барьер, отделявший трибуны от арены), лестниц, арок южного фасада и стартовых ворот применяли кладку из крупных тёсаных камней четырехугольной формы (opus quadratum, квадровая, или блоковая, кладка). В зрительских секторах также частично использовалась смешанная «поясная» техника (opus vittatum): построенные в этой технике сооружения состояли из небольших прямоугольных камней, периодически перемежавшихся рядами кирпичной кладки.

Своды выполняли функцию поддерживающей конструкции для зрительских трибун, лестниц и верхнего яруса (visorium). В то же время они служили внутренними коридорами, позволявшими зрителям перемещаться из одной части комплекса в другую.

Схема юго-восточной части римского цирка Таррако в разрезе (источник [8]):

Римский цирк, Таррагона, Испания

В западной стороне, вдоль короткой стороны комплекса, находился «старт», или стартовые ворота — стойла для лошадей и сараи для колесниц («карцеры», carceres), — а также главные ворота, которые служили для въезда колесниц внутрь цирка (porta pompae). Стартовых арок было двенадцать, по шесть с каждой стороны от главных ворот. В 2006 году в Таррагоне были обнаружены остатки этих «карцеров», которые, как оказалось, находятся непосредственно под зданием нынешней таррагонской мэрии на площади Фон (любопытно, что находка произошла в ходе работ по установке лифта).

Местоположение стартовых ворот на макете римского цирка Таррако (источник [14]):

Римский цирк, Таррагона, Испания

С противоположной, восточной, стороны располагался выход для раненых и получивших увечья лошадей и возниц (porta livitensis), триумфальные ворота для победителей и общий проход для зрителей на трибуны. В центре сооружения возвышалась трибуна для судей гонок (tribunal iudicum). Вся эта зона покоилась на радиальных сводах, которые одновременно служили коридорами для прохода из одной части цирка в другую.

В южной и северной стороне цирка, по длинной стороне прямоугольника, располагались зрительские трибуны. Они опирались на параллельные цилиндрические своды, имевшие наклон в 40 градусов и образовывавшие полую конструкцию. В южной стороне цирка насчитывалось 46 таких сводов. Фасад, ограниченный с южной стороны этим возвышением, состоял из ряда арок, опиравшихся на ложные пилястры, встроенные в стену. С северной стороны использовалась аналогичная конструкция, однако, поскольку та часть цирка располагалась на склоне, сначала там были произведены земляные работы, а затем построены своды. Подобная черта уникальна для данного цирка. Обычно трибуны строились как раз за счет естественной разницы высот рельефа.

План римского цирка Таррако (источник [8]):

Римский цирк, Таррагона, Испания

Приблизительно по центру длинной северной стороны цирка располагалась императорская ложа, или возвышенное седалище (pulvinar) — трибуна для императора или другого устроителя гонок. Это был единственный облицованный мрамором сектор цирка. Посредством лестниц трибуна сообщалась с провинциальным форумом, что облегчало привилегированным зрителям проход на спектакль. К ложе можно было также пройти со стороны арены через ворота и лестницы, располагавшиеся во внутренней части сводов.

Реконструкция (макет) римского цирка Таррако, Музей истории Таррагоны (источник [6]):

Модель римского Таррако, Испания

Зрительские трибуны отделялись от арены, на которой разворачивался захватывающий гоночный спектакль, специальной стеной высотой более 2 метров, которая именовалась «подиумом» (podium) и служила для защиты публики на случай аварии (naufragium) (это латинское слово также переводится как «кораблекрушение»). Столкновения, увечья гонщиков, крушения колесниц и прочие несчастные случаи происходили в цирке довольно часто, поскольку во время состязания возницы (их называли aurigae, обычно это были рабы) обычно обгоняли и «подрезали» соперников.

Цирк Таррако просуществовал достаточно долго, около 300 лет. Ученые утверждают, что соревнования тут проходили до V в. н.э. Не исключено также, что цирк использовался еще и некоторое время после этого, до первой четверти VII в., при вестготах.

В современную эпоху значительная часть цирка была встроена в новые здания. В качестве одного из самых занимательных примеров можно назвать таррагонский ресторан «Своды» (Restaurant les Voltes), расположенный на улице Trinquet Vell, 12. Здесь своды римского цирка, некогда служившие опорой для зрительских трибун, ныне являются частью интерьера, создавая особую атмосферу.

Ресторан, Таррагона, Испания

В настоящее время туристы могут осмотреть восточную часть римского цирка, включая декоративный фасад и зрительские трибуны. Этим, собственно, и ограничивается видимая над землей часть. Помимо этого, можно посетить подземные коридоры, именуемые «сводами Св. Эрменгильда и Кирпичной улицы» (voltes de Sant Hermenegild i de Carrer Enrajolat). Подробнее о посещении римского цирка в Таррагоне см. ниже, в разделе «Прогулка по римскому цирку: фотографии и впечатления».

Рекомендуем интересные видеоматериалы об истории римского Таррако и устройстве провинциального форума — административного и культурного центра города. Видео можно посмотреть тут и тут (рассказ ведется на испанском языке, но благодаря наглядным трехмерным моделям принцип устройства этого древнеримского города будет понятен любому зрителю).

Прогулка по римскому цирку: фотографии, описания, впечатления

Вход в римский цирк Таррагоны расположен на проспекте Старая Рамбла (Rambla Vella), у пересечения с улицей Carrer de Sant Oleguer, недалеко от побережья Средиземного моря и римского амфитеатра (см. местоположение римского цирка на карте Таррагоны; он обозначен под №15).

Сам древнеримский комплекс находится непосредственно за средневековой крепостной стеной XIV в., именуемой «муральета» (muralleta), или «малая стена».

Римский цирк, Таррагона, Испания

В средние века в Таррагоне практически не возводили новых крепостных стен: древнеримские укрепления II в. до н.э. находились еще в достаточно хорошем состоянии, так что в основном удавалось ограничиваться периодическим ремонтом. Единственной частью, которая потребовала полной реконструкции, оказался южный фрагмент стены. Эта стена XII века, известная под названием Mur Vellстарая стена») до сих пор частично сохранилась в районе улиц Carrer dels Ferrers и Carrer de l'Enrajolat. В XIV веке, а точнее в 1368 году, эта часть стены была расширена и включила территорию римского цирка. При этом и была возведена вышеупомянутая «муральета», тянущаяся параллельно Старой Рамбле. В строительстве был использован фасад римского цирка, и благодаря этому юго-восточный сектор цирка, собственно, и сохранился. К «муральете» справа примыкает 18-метровая башня Монахов (Torre de les Monges) — единственная сохранившаяся из трех восьмиугольных башен, дополнивших оборонительную линию в XIV веке.

Крепостная стена и башня Монахов, Таррагона, Испания

Слева от крепостной стены и башни Монахов, со стороны улицы Baixada de la Peixateria, можно, не заходя внутрь комплекса (и не покупая билет!) посмотреть восточную оконечность (cabecera oriental) римского цирка. Помимо фасада (который спрятан за крепостной стеной «муральета», так что его можно увидеть, только имея билет), это единственная уцелевшая надземная часть сооружения. Здесь мы видим значительную часть полукруглого юго-восточного сектора зрительских трибун (cavea).

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Пройдем теперь внутрь комплекса, для чего обычно требуется приобрести билет. (Подробнее о порядке посещения комплекса и ценах см. в разделе «Практическая информация»). Первое, что мы видим при входе, — это фасад римского цирка. Сохранилось 14 метров этого фасада, выложенного из крупных тёсаных камней четырехугольной формы (opus quadratum). Первоначально фасад состоял, как предполагают, из 56 полукруглых арок, каждая высотой примерно 6,4 м. Сегодня мы видим лишь три таких арки, из которых одна сохранилась полностью. Арки были декорированы лепниной и обрамлены пилястрами, которые также частично сохранились.

Римский цирк, Таррагона, Испания

От арок центрального фасада начинается лестница, некоторые ступени которой оригинальные римские. Ранее это был один из входов для публики, который вел на зрительские трибуны (иногда такие проходы называют словом vomitorium). Вероятно, по этой лестнице зрители попадали на верхнюю платформу сооружения, а оттуда — на верхний ярус сидений (summa cavea).

Римский цирк, Таррагона, Испания

Сегодня по лестнице также можно подняться на верхнюю часть зрительских трибун и прогуляться по доступной для осмотра площадке (фото с сайта flickr.com).

Римский цирк, Таррагона, Испания

Вернемся теперь к центральному фасаду. Крайняя правая арка фасада ведет нас в сводчатый коридор, предназначавшийся для прохода зрителей. Подобные коридоры, как мы уже знаем выполняли двойную функцию: одновременно они служили опорой для верхней конструкции цирка. До наших дней дошло около 50 м этого прохода, что составляет примерно половину его первоначальной длины.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Эту часть цирка принято называть «сводами Св. Эрменгильда» (Volta de Sant Hermenegild). Высота сводов варьируется в пределах от 6 до 7 метров, и именной своей высотой в первую очередь впечатляют эти своды. С правой стороны своды граничат с крепостной стеной, а слева находятся проемы, которые ведут в шесть помещений с наклонными сводами, служившими для опоры закругленного сектора зрительских трибун. Интересно заглядывать в эти боковые дверцы и, идя по коридору, рассматривать римскую кладку.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Выйдя из сводчатого коридора, мы оказываемся на противоположной стороне уцелевшего восточного сектора зрительских трибун. Здесь мы выходим из темноты на свет и читаем, что ранее в этом месте находились так называемые триумфальные ворота (Porta Triunphalis/Porta Triumphalis). Эти ворота, соответствовавшие продольной оси цирка, вели с арены непосредственно за пределы цирка. Через них арену покидал победитель гонок, отсюда и название ворот. Эта часть цирка серьезно пострадала в 1813 году, в результате бомбардировки, устроенной уходившей из города наполеоновской армией.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Заканчивающийся в этом месте свод (см. две предыдущие фотографии) ранее продолжался еще на полсотни метров вперед, вплоть до видимого чуть дальше блока из римского бетона (opus caementicium), являвшегося частью лестницы, ведущей в верхнюю часть цирка и верхний ярус сидений (summa cavea). Вообще в цирке имелось несколько лестниц для публики, расположенных в разных концах сооружения.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

Здесь мы уже оказываемся перед башней римского претория (Pretori), украшенной (по крайней мере по праздникам) каталонским флагом.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Проходим внутрь башни, нырнув под полуразрушенную арку (см. предыдущее фото). По левую руку сразу же будет красиво подсвеченный продольный свод (bóveda longitudinal, под улицами Enrajolat и Ferrers) (см. схему). Сейчас пройти по этому загадочному туннелю, к сожалению, нельзя из-за проведения реставрационных работ. Можно только любоваться издали.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Если же мы пойдем прямо, то перед нами будет узкий и низкий проход, а сразу за ним — небольшая лестница.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Лестница приводит нас в вытянутое помещение (Criptopórtico Pretorio или Bóveda de la Tecleta), которое является, пожалуй, одним из самых интересных в римском цирке Таррагоны. Это настоящий музейный археологический зал, в котором собран целый ряд римских древностей. Помимо всего прочего, зал очень удачно подсвечен, так что вокруг древних камней создается волшебная аура.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Основными экспонатами зала являются разнообразные резные надгробия и фрагменты римских памятников. Вот перед нами, например, пьедестал статуи Марка Вокония Вакулы (Marco Voconio Vaccula) —римского эдила, квестора и фламина (жреца) божественного императора Августа (середина II в. н.э.). Автором посвящения на камне является его освобожденный раб (вольноотпущенник) по прозвищу Paganus (Деревенщина). Надпись гласит: M(arco) VOCONIO/ M(arci) F(ilio) GAL(eria)/ VACCULAE/ AEDILI FLAMINI/ DIVI AUG(usti) QUAEST(ori)/ PAGANUS LIB(ertus).

Римский цирк, Таррагона, Испания

Рядом видим пьедестал статуи Тита Влавия Титиана (Tito Flavio Titiano), сенатора и достопочтенного мужа (clarissimo viro), служившего проконсулом африканской провинции и губернатором провинции Ближняя Испания в начале III века. Посвящение написано от лица Марка Аврелия Модестина (Marco Aurelio Modestino). Надпись на камне гласит: TI(to) FL(avio) TITIANO/ LEG(ato) AV(ggustorum)/ PR(o) PR(aetore)/ C(larissimo) V(iro)/ PROCONSVLI PROV(inciae) AF(ricae)/ PRAESIDI/ PRO(inciae) HISP(aniae)/ CITERIORIS/ M(arcus) A(urelius)/ MODESTINUS.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Далее можно увидеть интересный надгробный камень императорского казначея (arcarius), вольноотпущенника Виктора (ок. II в. н.э.), отвечавшего за сбор налогов, взимавшихся в провинции Ближняя Испания за предоставление рабам вольной. Посвящение написано от лица его вдовы Квинтилии (Quintilia Procula). Надпись гласит: D(is) M(anibus)/ VICTORI/ ARK(ario) XX LIB(ertatis)/ P(rovinciae)/ H(ispaniae) C(iterioris)/ QUINTILIA/ PROCULA/ CONIUGI. Любопытно, что каждая грань пьедестала покрытая какой-либо надписью и барельефом.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания

А вот алтарь, который был установлен в Таррако Ульпием Марсианом (Ulpio Marciano), помощником главы администрации губернатора провинции Ближняя Испания (auditor principis). Алтарь датируется III веком. Надпись лаконична: ULPIUS/ MARCIANUS/ ADIUTOR/ PRINCIPIS/ POSUIT.

Римский цирк, Таррагона, Испания

В дальнем конце зала установлена выполненная из белого мрамора скульптура, изображающая женскую фигуру. Статуя известна под названием Tecleta и датируется примерно I-II в. н.э. Вероятно, ранее она являлась частью надгробного памятника, какие во множестве появлялись в ту эпоху вдоль дорог, ведущих в город Таррако. Скульптура была обнаружена в 1992 году в городском парке Таррагоны. В римские времена этот парк был пригородной зоной, где располагались виллы и места захоронений.

Римский цирк, Таррагона, ИспанияРимский цирк, Таррагона, Испания 

До недавнего времени статуя имела весьма благородный вид (источник фото: [3]), однако сейчас (видимо, для лучшей сохранности) обернута малопривлекательной пленкой.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Прямо из этого зала проходим в промежуточное помещение («нижний свод»), где имеются информационные стенды и информационная стойка для туристов, а также лифт и деревянная лестница, ведущие на верхние этажи башни. «Нижний свод» ранее располагался на подземном уровне и являлся составной частью главной церемониальной площади провинциального форума Таррако. Боковые аркбутаны построены в смешанной «поясной» технике (opus vittatum) (параллельные стены из тёсаного камня, используемые как опалубка для залитого бетоном щебня), а сам свод выложен из римского цемента (opus caementicium).

Замок Пилата (преторий), Таррагона, ИспанияЗамок Пилата (преторий), Таррагона, Испания

На одном из информационных щитов представлен общий план комплекса. На плане четко обозначены основные вехи маршрута. Во-первых, это четыре объекта, расположенные непосредственно на территории римского цирка: фасад цирка и крепостная стена XIV века (1); своды Св. Эрменгильда (2); триумфальные ворота (3); продольный свод (4). Во-вторых, это собственно башня претория. Башня разделена на четыре уровня: нижний свод (A); верхний свод с саркофагом Ипполита (B); Королевский замок, готический зал (C); верхняя терраса со смотровой площадкой (D). Эти уровни мы и осматриваем, последовательно поднимаясь всё выше (см. также еще одну схему).

Римский цирк и преторий, Таррагона, Испания

Поднимаемся по лестнице (или на лифте) и попадаем на этаж, именуемый верхним сводом. Здесь размещена экспозиция, посвященная истории римских форумов.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияЭкспозиция в башне претория, Таррагона, Испания

Также на этом уровне стоит осмотреть вытянутый сводчатый зал, несколько неприметно расположенный за лифтом. В этом зале можно увидеть замечательный саркофат Ипполита (Hippolytus Sarcophagus), посвященный мифу о жизни и трагической кончине этого греческого героя. Саркофаг был поднят со дна моря в середине XX века, в 1948 году. Он датируется III в. н.э. и украшен скульптурными сценами по всем четырем сторонам. Сюжет мифа об Ипполите и Федре был весьма популярен в европейском искусстве в самые разные века. Известна, например, трагедия «Ипполит» великого драматурга Еврипида, послужившая образцом для трагедии Расина «Федра».

Правая боковая грань саркофага изображает группу охотников (охота были излюбленным занятием Ипполита; неслучайно он выше всех почитал богиню-охотницу Артемиду). Двое слуг снимают тушу убитого на охоте оленя со спины осла.

Саркофаг Ипполита, Таррагона, ИспанияСаркофаг Ипполита, Таррагона, Испания

На передней грани саркофага мы видим сцену, изображающую один из ключевых моментов мифа о Ипполите (и один из самых популярных в классической иконографии): Ипполит отвергает любовь своей мачехи Федры. По центру изображен сам Ипполит в окружении своих товарищей по охоте, а также собак и лошади. Правой рукой он демонстрирует отрицательный ответ на предложение мачехи, о котором сообщает ему кормилица Федры, Энона. Последняя изображена справа на заднем плане.

Саркофаг Ипполита, Таррагона, Испания

Левая боковая грань саркофага сохранилась хуже всего. Предполагают, что на ней изображен момент, когда Ипполита обвиняют в изнасиловании мачехи. Видимо, слева изваяна богиня Афродита, далее Федра и ее муж, разгневанный Тесей (о его гневе свидетельствует сжатый кулак); фигура позади Тесея, от которой осталась лишь одна туника, возможно, изображает кормилицу Энону. Справа представлен удрученный Ипполит, направляющийся на охоту.

Саркофаг Ипполита, Таррагона, Испания

Задняя грань саркофага изображает трагическую смерть Ипполита — эпизод, к которому достаточно редко обращались древние художники и скульпторы, иллюстрировавшие миф об Ипполите и Федре. Слева мы видим женскую фигуру (вероятно, это Афродита, ревновавшая Ипполита из-за его преданности Артемиде). Далее представлен Посейдон и посланный им бык, напугавший коней Ипполита (бога Посейдона призвал на помощь разгневанный отец Ипполита, афинский царь Тесей, узнавший от Федры том, что его сын якобы ее изнасиловал, и поверивший клевете). Здесь же мы видим и самих этих вздыбленных лошадей, которые опрокинули повозку Ипполита и растоптали своего хозяина насмерть. Две мужские фигуры справа, возможно, изображают царя Тесея и посланца, сообщающего ему горестное известие (обратите внимание на колонну как вероятный намек на то, что действие этой сцены уже происходит во дворце). Федра, узнав о случившемся с ее пасынком, покончила жизнь самоубийством.

Саркофаг Ипполита, Таррагона, Испания

Выходим из зала с саркофагом и, поднявшись по лестнице (или на лифте), попадаем в красивый готический зал (см. схему). Здесь стоит обратить внимание на элегантные полукруглые арки, поддерживающие плоский деревянный потолок.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Перед изящными готическими окнами южного фасада устроены боковые каменные скамьи, а из самих окон открывается прекрасный вид на море, амфитеатр и восточную часть зрительских трибун цирка. (Впрочем, еще более впечатляющий вид ждет нас впереди, на самом верху башни, где находится открытая терраса, и вид не замутнен грязью оконного стекла).

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Также в зале находится макет средневековой Таррагоны, на котором особенно выделяются здания Кафедрального собора и расположенного рядом с ним готического Замка Архиепископа (Castillo del Arzobispo o Patriarca), который был построен в XII-XIII вв., а впоследствии превращен в руины во время войны с Наполеоном.

Макет средневековой Таррагоны, Испания

Готический зал размещается на верхнем этаже башни римского претория (Pretori), о которой уже давно пора сказать несколько слов, раз уж мы здесь находимся. Башня римского претория (Torre del Pretori), именуемая также Королевским замком или замком Пилата (Castell del Rei o de Pilat/Torre de Pilatos), — это построенная ок. 70 г. н.э. башня римской эпохи (возможно, башня была построена по приказу императора Августа, отсюда еще одно ее название — дворец Августа). В башне находились лестницы, соединявшие нижнюю часть города с провинциальным форумом. Проход осуществлялся через цирк, с которым башня сообщалась подземными коридорами. Башня являлась одним из углов (если быть точнее, юго-восточным углом) обширной прямоугольной площади провинциального форума (Fòrum provincial).

Местоположение претория на плане римского Таррако:

Римский преторий, Таррагона, Испания

Башня претория построена из хорошо обтёсанных четырехугольных камней (opus quadratum) и имеет четырехугольную в плане форму с размерами 25 на 30 метров. Ее высота составляет 22 метра. От римской эпохи сохранилось лишь 5 нижних метров конструкции, всё остальное — плод средневековой эпохи. На следующей фотографии достаточно хорошо просматриваются дорические пилястры фасада башни.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

В средние века, в период заселения города христианами, римский преторий был перестроен и вплоть до 1171 года служил резиденцией норманнского дворянина — графа Таррагонского (princeps Tarraconensis) Роберта Бордета (Robert Bordet/ Robert d'Aguiló) (ок. 1100-ок. 1159) и его семьи. Затем башню превратили во дворец для каталоно-арагонских королей. В эпоху правления Хайме II и Пере III замок был существенно перестроен. На сегодняшний день сохранился относящийся к XIV веку южный фасад с многочисленными готическими окнами, а также некоторые стены, зубцы и арки. В 1813 году замок был частично разрушен наполеоновскими войсками, затем здесь располагалась тюрьма, а с середины XX века и по сей день — музей. Прежний вид замка можно представить по старинным рисункам (источник иллюстраций [17]):

Замок Пилата (преторий), Таррагона, ИспанияЗамок Пилата (преторий), Таррагона, Испания

Что касается готического зала, то он, разумеется, не имеет ничего общего с римской эпохой, хотя некогда на этом месте и располагался верхний этаж башни. Помещение, которое мы видим сегодня, появилось лишь в 1368 году, в период правления Пере III, когда постройка выполняла функции королевского дворца. Зал считается превосходным образцом гражданской архитектуры каталонского готического стиля. Его даже сравнивают со знаменитым залом Тинель в Готическом квартале Барселоны. Характерный облик готическому залу таррагонской башни придают пять полукруглых арок, опирающихся на украшенные гербами кронштейны (ранее эти гербы были цветными; скорее всего, это были гербы графов Барселоны и герб третьей жены Педро IV, Элеоноры Сицилийской). В готическом зале находятся лифт и лестница — два способа попасть на самый верх башни.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Впрочем, если даже и не подниматься на самый верх, а просто выйти из готического зала на небольшую открытую площадку, можно уже насладиться вполне достойным видом.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияВид на Археологический музей, Таррагона, Испания

С площадки открывается живописный вид на море, соседнее здание Национального археологического музея Таррагоны (Museu Nacional Arquelògic de Tarragona (MNAT)), расположенного по адресу Plaça del Rei, 5 (ссылка на сайт музея), а также статую императора Августа (Estatua de César Augusto). Вдали, у самого моря, виднеется построенный англичанами в XVIII веке форт Королевы (подробнее о нем можно прочитать тут).

Вид на море и Археологический музей, Таррагона, Испания

Также отсюда видна верхушка церкви Назарета (Església de Natzaret), расположенной на Королевской площади (Plaça del Rei), сама эта площадь и холм с Кафедральным собором в некотором отдалении.

Вид на Королевскую площадь, Таррагона, ИспанияВид на Королевскую площадь, Таррагона, Испания

Вид, конечно, неплохой, но рекомендуем всё-таки еще раз воспользоваться лестницей или лифтом и подняться на самый верх башни. Лестница, ведущая на террасу, не длинная, хотя и достаточно крутая и узкая.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Лифт — конечно, совсем другое дело, но лестница как-то аутентичнее. На самом верху башни находится терраса со смотровой площадкой, которая считается одной из лучших в Таррагоне.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Признаться, подобного вида на исторические кварталы Таррагоны (в том числе не самые презентабельные) не открывалось ни с одного места, где мы бывали. Уже ради одного этого стоило пройти весь путь по римскому цирку и башне претория. Особенно запомнился потрясающий вид на тарргонский холм и всю Верхнюю часть города с собором:

Вид на собор, Таррагона, Испания

С другой стороны — вид не хуже. Тут видно море, римский амфитеатр и очаровательная беседка, нависающая на уступе над таррагонским пляжем. Конечно, Балкон Средиземноморья — тоже отличная смотровая площадка, но всё же виды с этой террасы показались нам более живописными и разнообразными.

Вид на амфитеатр Таррагоны, Испания

Кроме того, с террасы открывается хороший вид на восточную часть зрительских трибун римского цирка. Вдали виднеется таррагонский порт.

Вид на римский цирк, Таррагона, Испания

Побывав на террасе и вдоволь насладившись видом, спускаемся по лестнице (или на лифте) на промежуточный этаж («нижний свод») и сворачиваем оттуда по указателю «Выход». На самом деле здесь находится еще один вход в комплекс, только не со стороны римского цирка, а со стороны Королевской площади и башни претория. Это хороший вариант для тех, кого мало интересуют римские древности, но в то же время готический зал и смотровую площадку посмотреть хочется.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Справа от этой двери, если стоять к ней спиной, можно увидеть скульптуру «Капитолийская волчица» (Lloba capitolina), которая изображает волчицу, вскармливающую молоком легендарных братьев-основателей Рима: Ромула и Рема. Скульптура была подарена Таррагоне — городу-побратиму Рима — итальянскими властями в 1965 году. Два года спустя она была установлена на проспекте Avinguda de Roma, близ площади Plaça Imperial Tarraco, недалеко от автовокзала Таррагоны. В течение нескольких лет скульптура стояла на этой площади, однако в скором времени настолько сильно пострадала от копоти, пыли и птичьих экскрементов, что ей потребовалась основательная чистка. В 1970 очищенная скульптура была перенесена сюда, ко входу в римский преторий. Копия этой скульптуры с того же года находится на Археологическом променаде Таррагоны.

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Далее от двери к выходу ведут деревянный мостки, по сторонам от которых можно увидеть различные древние постройки и декоративные элементы (например, остатки колонн с провинциального форума, которая, как предполагают археологи, являлась частью храма императора Августа).

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Также здесь находится мраморная плита с изображением плана римского Таррако, на котором четко вырисовываются три основных части города: верхняя терраса с храмом, промежуточная терраса, служившая главной площадью провинциального форума, и, наконец, нижняя терраса, на которой находился римский цирк. Плиту украшает декоративная деталь в виде головы фавна и латинская надпись COLONIA IVLIA VRBS TRIVMPHALIS TARRACONENSIS (полное официальное название города в римские времена).

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Теперь уже можно направляться на выход:

Римский преторий (замок Пилата), Таррагона, ИспанияРимский преторий (замок Пилата), Таррагона, Испания

Здесь мы покидаем пределы музейного комплекса римский цирк/преторий и оказываемся на Королевской площади (Plaça del Rei), у входа в Археологический музей (№13 на карте Таррагоны) и рядом с уже упоминавшейся церковью Назарета. Сама церковь относится к XVI-XVII вв., она очень светлая и украшена узорами в технике сграффито.

Королевская площадь, Таррагона, ИспанияКоролевская площадь, Таррагона, Испания

От Королевской площади прогуляемся по улице Св. Анны (Carrer Santa Anna), на которой расположен таррагонский Музей современного искусства.

Улица Св. Анны, Таррагона, Испания

Если отклониться немного в сторону, то на улице Carrer de Sant Pere i Estubes (угол с Carrer Merceria) можно увидеть дом, где  непосредствеено в стену здания вмурованы древнеримские камни с надписями (в основном это пьедесталы памятников).

Улица Св. Анны, Таррагона, Испания

Отсюда уже рукой подать до площади Провинциального Форума, Plaça del Forum/Plaza del Fórum (№10 на карте Таррагоны). Это оживленная площадь с массой кафе и ресторанчиков со столиками на открытом воздухе. На площади можно увидеть симпатичные фонтаны с маскаронами. Также здесь сохранилась часть угловой древнеримской стены, некогда относившейся к провинциальному форуму Таррако. В свое время это был северо-восточный угол главной церемониальной площади этого форума.

Площадь Форума, Таррагона, ИспанияПлощадь Форума, Таррагона, Испания

На этом наша очередная прогулка по Таррагоне окончена. Основные античные и средневековые объекты прогулки обозначены на следующем снимке с высоты птичьего полёта:

Королевская площадь, Таррагона, Испания

Практическая информация для туристов

Посещение римского цирка и башни претория (замка Пилата) стоит 3€ (для льготных категорий посетителей — 1,50€, детям до 16 лет бесплатно), однако при желании можно приобрести комбинированный билет за 10€, дающий право на осмотр десятка различных объектов, находящихся в ведомстве Музея истории Таррагоны, включая римский амфитеатр, Археологический променад (римские крепостные стены)местный римский форум, дворец Каса Кастелярнау, дворец Каса Канальс и др.

Римский цирк, Таррагона, Испания

Часы работы. В летний период, с 19 апреля по 30 сентября, цирк и преторий открыты по будним дням с 9:00 до 21:00, по праздникам с 9:00 до 15:00; в зимний период, с 1 января по 29 марта и с 1 октября по 31 декабря, променад открыт по будним дням с 9:00 до 19:00, по праздникам с 10:00 до 15:00. По понедельникам комплекс закрыт. Иногда по праздникам в комплекс пускают бесплатно. Периодически действуют специальные программы для жителей из северных стран, также дающие право на бесплатное посещение.

Вход в комплекс осуществляется либо со стороны римского цирка (улица Rambla Vella) либо со стороны претория (площадь Plaça del Rei).

Общий план-схема музейного комплекса «римский цирк — преторий» в Таррагоне:

Римский цирк, Таррагона, Испания

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Таррагоне? Предлагаем вам другие материалы из нашего путеводителя по Таррагоне:

Первая прогулка по Таррагоне:

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка по Новой Рамбле, интересные памятники и здания

- Достопримечательности Таррагоны: площадь Фон и мэрия, дом с росписью Карлеса Аролы

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка вокруг Кафедрального собора

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка в районе Королевской площади (Башня монахов, римский цирк, замок Пилата)

- Достопримечательности Таррагоны: Балкон Средиземноморья и римский амфитеатр

Вторая прогулка по Таррагоне:

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.1): достопримечательности Нижнего города

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.2): Центральный рынок и окрестности

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.3): церковь Св. Франциска, площадь Пальоль, средневековые достопримечательности

Третья прогулка по Таррагоне:

- Третья прогулка по Таррагоне (ч.1): Археологический променад (римские стены и укрепления XVIII в.)

- Третья прогулка по Таррагоне (ч.2): Пассеч-Сант-Антони

Дворцы и музеи Таррагоны:

- Дом-музей Кастелярнау, его история, обитатели и легенды

- Епархиальный музей Таррагоны (музей Кафедрального собора)

♦♦♦♦♦♦♦

Вас также могут заинтересовать обсуждения и комментарии о Таррагоне на нашем форуме:

- Отзывы о Таррагоне: что посмотреть, где побывать, что самое интересное

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы также можете бесплатно скачать подробную карту (план) Таррагоны. На карте указаны названия всех улиц, площадей, парков, обозначено местоположение автовокзала и железнодорожной станции Таррагоны, пунктов туристической информации и большого торгового комплекса Parc Central. Также на карте отмечены основные достопримечательности Таррагоны, перечень которых дается ниже.

Карта города, Таррагона, Испания

Достопримечательности на карте Таррагоны:

1. Макет римского Таррако (II в. н. э.) (Maqueta Tàrraco romana)

2. Дом Кастелярнау (XIV-XVIII вв.) (Casa Museu Castellarnau)

3. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)

4. Археологический маршрут (римские стены, средневековые и современные фортификационные сооружения) (Passeig Arqueològic-Muralles)

5. Портал Сант-Антони (XVIII в.) (Portal de Sant Antoni)

6. Дом Каналс (II в. до н.э.- XIX в. н.э.) (Casa Canals)

7. Старинная больница (Совет округа Таррагоны) (XII-XIV вв.) (Antic Hospital de Santa Tecla, Consell Comarcal)

8. Собор (XII-XIV вв.) и музей собора (Catedral i Museu Diocesà)

9. Готические арки (XIV в.) (Voltes gòtiques)

10. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)

11. Музей современного искусства (XIX-XX вв.) (Museu d’Art Modern)

12. Еврейский квартал (XIV в.) (Call jueu)

13. Национальный археологический музей Таррагоны (MNAT) (Museu Nacional Arqueològic (MNAT))

14. Римский преторий (I в. н.э.) (башня, именуемая дворцом Пилата) (Pretori romà)

15. Римский цирк (I в. н.э.) (Circ romà)

16. Балкон Средиземноморья (XIX в.) (Balcó del Mediterrani)

17. Римский амфитеатр (II в. н.э.) (Amfiteatre romà)

18. Местный римский форум (I в. н.э.) (Fòrum Local romà)

19. Памятник Кастельс (XX в.) (Monument als Castells)

20. Музей раннего христианства и некрополь (MNAT) (Museu i Necròpolis Paleocristians (MNAT))

21. Раннехристианский ансамбль Франколи (V в. н.э.), торговый центр Parc Central (Conjunt paleocristià del Francolí - Parc Central)

22. Морской район Эль Серральо (Barri mariner E Serrallo)

23. Музей порта Таррагоны (Museu del Port de Tarragona)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1) Официальный сайт Музея истории Таррагоны

2) Информация на сайте Туристического офиса Таррагоны

3) Римляне в Таррагоне, статья на сайте об истории Таррагоны

4) Римский цирк Таррагоны на сайте об архитектурном наследии Каталонии

5) Римский цирк Таррагоны (Таррако) на сайте об истории испанской архитектуры (испанская версия)

6) Основные данные о цирке Таррако

7) Описание и история цирка Таррако на сайте об истории искусств

8) История древней Таррагоны и других городов римской Испании

9) Путешествие в древнюю и средневековую Таррагону

10) Римский цирк, статья на сайте об истории Таррагоны

11) Римский цирк Таррако, статья в Википедии

12) Историческое наследие Испании: римский цирк Таррако

13) Гонки колесниц в Древнем Риме

14) Обнаружены стартовые ворота («карцеры») римского цирка в Таррагоне

15) Рисунки, реконструирующие облик Таррагоны во II в. н.э.: интерактивная экскурсия на сайте Национального археологического музея

16) Большой цирк в Риме, статья в Википедии

17) Римский преторий (замок Пилата) в Таррагоне, сайт об истории Таррагоны

18) Национальный археологический музей в Мадриде, коллекция

19) Цирк в эпоху Римской империи

20) Римские эпитафии

21) Знаменитые возницы (участники гонок на колесницах) из Таррагоны

22) Местоположение римского храма Августа в Таррагоне, статья в газете La Vanguardia (таррагонское издание) от 22 октября 2010 года

23) Римский цирк в Таррагоне: фотографии и подробное описание

24) План римского цирка

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Ольга пишет:

    Ой, зашла случайно и увлеклась, в Таррагоне была дважды, спасибо за отличную качественную подачу информации