Епархиальный музей Таррагоны (музей Кафедрального собора)

Рубрики: Испания, сентябрь 2010,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 9 сентября 2011, в 15:50

Во время посещения Таррагонского собора (см. записи «Прогулка вокруг Кафедрального собора» и «Вторая прогулка по Таррагоне») мы осмотрели замечательный романский клуатр с многообразными резными капителями. Из этого клуатра, или крытой обходной галереи, можно попасть в залы, в которых сегодня размещается епархиальный музей Таррагоны (Museu Diocesà de Tarragona) (или просто музей собора).

Музей собора, Таррагона, Испания

Музей Кафедрального собора Таррагоны занимает бывший дормиторий (спальные помещения) каноников, а также бывший зал собраний капитула и некоторые другие помещения вокруг клуатра. Из выдающейся художественной коллекции музея, насчитывающей свыше шести тысяч произведений, публике представлено лишь около трехсот экспонатов.

Много интересных экспонатов можно увидеть в бывшем зале капитула, построенном в середине XII века. В этот зал можно попасть через клуатр собора, пройдя полукруглую арку с архивольтами, которые опираются на колонны с украшенными растительным орнаментом капителями. По обеим сторонам арки расположены красивые двойные окна с перемычками. Зал расположен в восточной части храма. Он представляет собой квадратное в плане помещение с цилиндрическим сводом, превращенное в 1330 году в капеллу Тела Христова (Capilla del Corpus Christi). В ходе перестройки зал был расширен за счет сооружения полукруглой апсиды, перекрытой крестовыми сводами. Ключ свода этой апсиды изображает Христа во славе, держащего в правой руке освященную гостию (опреснок).

Музей собора, Таррагона, Испания

В основаниях арок, возле капителей с лиственным орнаментом, размещены символы евангелистов (тетраморф). Вот, например, символ апостола Иоанна, орёл:

Музей собора, Таррагона, Испания

В центре зала можно увидеть деревянные скульптуры с остатками полихромного покрытия. Часть скульптур, опять же, изображает традиционные символы евангелистов и самих евангелистов. Здесь же вдоль стен можно увидеть с десяток других статуй различных святых, созданных в XIV веке и также сохранивших остатки полихромии.

Музей собора, Таррагона, ИспанияМузей собора, Таррагона, Испания

Среди других ценных экспонатов этого зала и музея в целом выделяются разнообразные готические алтари-ретабло, созданные лучшими каталонскими художниками средневековой эпохи. Вот, например, две створки главного алтаря радостей Богородицы (Retaule dels Goigs de la Mare de Déu) из церкви Пречистой Крови (Església de la Sang) города Альковер (Alcover), работа каталонского художника Жауме Феррера (Jaume Ferrer II). Алтарь написан темперой по сосновому дереву и датируется приблизительно 1457 годом. Представленные сцены изображают, соответственно, Распятие и Вознесение Христа. Обе картины по моде того времени написаны на золотом рельефном фоне.

Музей собора, Таррагона, Испания

Тут же можно увидеть алтарь апостола Иакова (retaule de sant Jaume el Major de Vallespinosa), созданный в стиле интернациональной готики средневековым каталонским художником Жуаном Матесом (Joan Mates) в начале XV века (1406/10 гг), работавшим, в частности, над оформлением Кафедрального собора Барселоны. Этот живописец поддерживал хорошие отношения с церковными иерархами и представителями каталонской аристократии; в частности, с меценатами из семьи Сервельо (Cervelló), члены которой и выступили заказчиками данного алтаря. Ранее алтарь находился в церкви Св. Иакова в каталонском местечке Вальеспиноза (Sant Jaume de Vallespinosa), в области Понтильс.

Музей собора, Таррагона, Испания

Алтарь состоит из нескольких очень выразительно выписанных сцен. Центральной фигурой алтаря является, естественно, апостол Иаков Зеведеев, по традиции изображенный с посохом странника и в широкополой паломнической шляпе с загнутым спереди краем. Над ним помещена сцена Распятия, в которой по левую руку от Христа художник изобразил ряд персонажей, облаченных в роскошные одежды, какие носили в эпоху создания алтаря (распространенный прием «приближения» евангельских событий к современности), а по правую руку — оплакивающих распятого святых жен в куда более скромных одеяниях.

Музей собора, Таррагона, Испания

Боковые створки алтаря посвящены различным сюжетам из жизни Христа и апостола Иакова. Слева в верхнем ряду представлена сцена Благовещения, а справа — интересная сцена поклонения волхвов, полная трагической символики (младенец Иисус возлежит как будто в маленьком гробике, что является отсылкой к его предстоящей крестной смерти). Ниже следуют сцены, связанные с легендами о св. Иакове и его чудесах (мы видим, например, как маг Гермоген насылает на апостола бесов, но они по приказу святого связывают мага и приносят к Иакову, пока маг, наконец, не обращается в истинную веру и не сжигает своих идолов и магические книги).

Музей собора, Таррагона, Испания

Справа по центру запечатлена описанная в «Золотой легенде» история о том, как после мученической кончины апостола Иакова его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря, после чего корабль, ведомый божьим ангелом, чудесным образом прибился к берегам Испании (где апостол якобы ранее проповедовал), в том месте, где позднее появится город Сантьяго-де-Компостела.

Нижнее панно правой створки алтаря рассказывает о знатной язычнице по имени Лупа, которая под впечатлением от чудес веры обратилась в христианство и во дворце которой, по преданию, святой был погребен. Сначала Лупа планировала погубить явившихся к ней учеников апостола. Она дала им бешеных волов, чтобы те запрягли их в повозку и отвезли мощи Иакова вглубь империи. Дикие волы должны были опрокинуть повозку, покалечить учеников, а мощи апостола развеять по ветру. Но ученики, перекрестившись, усмирили волов и запрягли их в по­возку. Лупа, потрясенная силой молитвы, приняла христианство.

Нижняя сцена левой створки посвящена мученической кончине апостола Иакова, который по преданию был осужден Иродом на казнь и обезглавлен. Вместе с ним был осужден и еще один человек по имени Иосия, который ранее донес на него Ироду, но затем раскаялся, принял христианство и получил прощение апостола. Когда Иаков и Иосия шли на место казни, по пути им встретился лежащий на дороге паралитик (расслабленный), и святой исцелил его. Затем Иаков и Иосия преклонили головы на усечение и вместе скончались.

Музей собора, Таррагона, Испания

В музее можно увидеть также алтари, посвященные другим святым, например алтарь св. Петра (Retaule de Sant Pere). Боковые створки этого алтаря изображают следующие сцены: Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного, Хождение по водам, Камо грядеши (Domine, Quo vadis?), Мученичество апостола Петра (из смирения Петр попросил распять его вниз головой, поскольку он не хотел уподобляться Христу в образе распятия). Центральную часть алтаря занимает изображение самого святого Петра, а над ним, по аналогии с алтарем св. Иакова, помещена сцена Распятия Христа.

Музей собора, Таррагона, Испания

Также в музее представлены образцы церковной скульптуры, живописи и утвари эпохи ренессанса и барокко. Например, здесь можно увидеть забавную скульптуру блаженно-умиротворенного архангела Михаила, который замахивается мечом на Сатану с высунутым языком.

Музей собора, Таррагона, Испания

Кроме того, музейная коллекция включает шедевры ювелирного религиозного искусства, средневековые манускрипты и книги хоралов, разнообразные предметы литургической утвари и облачения.

Наконец, отметим, что музей по праву славится крупным собранием гобеленов XV-XVII вв. Всего здешняя коллекция гобеленов насчитывает свыше полусотни экспонатов. В первую очередь это так называемые Державные гобелены (tapís de les Potestats) или «гобелены доброй жизни» (de la Bona Vida), подаренные капитулу Таррагонского собора архиепископом Гонсалем де Эредиа (Gonçal Fernández de Heredia) (1490-1511). Шпалеры, о которых идет речь, имеют впечатляющие размеры (4,65 x 10,65 м) и были изготовлены в XV веке в знаменитых мастерских французского города Арраса (Arras). На шпалерах изображены различные аллегорические сцены, в совокупности образующие единый наставительный цикл. Представлены, в частности, аллегории Церкви, Торговли, Сельского хозяйства, Милосердия, Истины, Любви и Мира, а также фигуры пасторов, торговцев, дворян, солдат и т.д. В центре восседает император в сопровождении персонажей, олицетворяющих Тривиум (грамматики, диалектика/логика и риторика) и Квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка), и аллегорических фигур главных христианских добродетелей.

Музей собора, Таррагона, Испания

Также в музее представлены шпалеры, посвященные истории Иосифа, подаренные собору архиепископом Альфонсом Арагонским (Alfons d’Aragó) (1513-1514). Эти две шпалеры были, вероятно, изготовлены в Брюсселе ок. 1500 года. Остальные гобелены собора относятся к XVI и XVII веку. Они также в основном посвящены библейским и аллегорическим сюжетам.

Официальный сайт Епархиального музея Таррагоны: museu.diocesa.arquebisbattarragona.cat. На период реставрации собора (то есть до 2012 года) входной билет стоит 2,80€ (дополнительно можно оплатить аудиогид на каталанском, испанском, английском, немецком, итальянском или французском языке, цена 0,50€). После окончания реставрационных работ стоимость посещения всего соборного комплекса (включая интерьер Кафедрального собора, Епархиальный музей и романский клуатр) будет предположительно составлять около 7 евро. Фотографировать на территории собора официально запрещается, однако не замечено, чтобы за этим кто-то особенно следил.

♦♦♦♦♦♦♦

Вас также могут заинтересовать другие материалы нашего путеводителя по Таррагоне:

Первая прогулка по Таррагоне:

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка по Новой Рамбле, интересные памятники и здания

- Достопримечательности Таррагоны: площадь Фон и мэрия, дом с росписью Карлеса Аролы

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка вокруг Кафедрального собора

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка в районе Королевской площади (Башня монахов, римский цирк, замок Пилата)

- Достопримечательности Таррагоны: Балкон Средиземноморья и римский амфитеатр

Вторая прогулка по Таррагоне:

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.1): достопримечательности Нижнего города

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.2): Центральный рынок и окрестности

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.3): церковь Св. Франциска, площадь Пальоль, средневековые достопримечательности

Третья прогулка по Таррагоне:

- Третья прогулка по Таррагоне (ч. 1). Археологический променад

- Третья прогулка по Таррагоне (ч.2): Пассеч-Сант-Антони

Дворцы и музеи Таррагоны:

- Дом-музей Кастелярнау, его история, обитатели и легенды

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)