Достопримечательности Таррагоны: дворец Кастелярнау, его история, обитатели и легенды

Рубрики: Испания, сентябрь 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 5 октября 2011, в 15:22

В очередной части нашего авторского путеводителя по Таррагоне речь пойдет о дворце Кастелярнау. Дом-музей Кастелярнау (Каса Кастелларнау) (Casa Museu Castellarnau) — это одна из интереснейших достопримечательностей Таррагоны, которая, тем не менее, не слишком хорошо известна путешественникам. Оно и понятно: большинство туристов едут в этот старинный город, чтобы познакомиться с памятниками античности (римский амфитеатр, римский цирк, Археологический променад и т.д.) и средневековыми постройками (Таррагонский собор, его клуатр, особняк Каса Бальсельс, бывшую больницу Св. Певла и Св. Теклы и др.). Достопримечательности более поздних эпох обычно привлекают меньше внимания.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Но если вы хотите посмотреть Таррагону более полно и подробно, обязательно стоит побывать в доме Кастелярнау (тем более что без примет средневековья в этом музее тоже не обойдется, ведь сам дворец был построен еще в XV веке). Здесь вас ждет очаровательный готический дворик-патио и изысканные интерьеры XVIII-XIX вв., сохранившие дух времени и повествующие о жизни знатного каталонского семейства, с которым связано несколько любопытных легенд. У этого дома даже есть свое собственное привидение.

История и архитектура дворца Каса Кастелярнау

Особняк Каса Кастелярнау (Кастеллярнау, Кастелларнау) является частью Музея истории Таррагоны (Museu d'Història de Tarragona) и находится в Старом городе Таррагоны, недалеко от Кафедрального собора, в так называемой Верхней части (Part Alta) города, где, собственно, и сосредоточены все основные старинные достопримечательности Таррагоны. Дворец приютился на узкой средневековой улочке Carrer Cavallers (Рыцарская, или Дворянская, улица), в доме под номером 14 (подробнее о посещении дворца и музея в целом см. в разделе «Практическая информация»). Вид на дворец с одной и другой стороны улицы:

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Каса Кастелярнау был построен в начале XV века и вплоть до XIX столетия служил резиденцией ряда  влиятельных семей Таррагоны. В 1542 году, во время своего приезда в город, в доме останавливался император Карл V Габсбург (также известный как король Испании Карл I).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В 1760-х годах особняк приобрел каталонский дворянин Карлос де Кастелярнау (Carles de Castellarnau) (1714-1766), который устроил здесь свою резиденцию, присоединив новое владение к двум соседним домам и увеличив таким образом количество жилых и парадных помещений своего семейства (геральдическую эмблему этого сеньора можно увидеть в разных местах дома Кастелярнау).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В ходе ряда строительных преобразований (перестройки фасада и внутренней реконструкции здания), проведенных по распоряжению нового хозяина, дом превратился в самый настоящий дворец в неоклассическом стиле с некоторыми элементами в духе барокко. Работы по перестройке были поручены барселонскому архитектору Жузепу Прат-и-Делорта (Josep Prat i Delorta).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В доме сохранились архитектурные элементы разных эпох. Если фасад дворца относится к XVIII веку, то во внутреннем дворике, который характеризуется смешением готики и ренессанса, можно увидеть красивые оконные проемы и стрельчатые арки, на которые опираются своды нижнего этажа, а также старинную лестницу с рядом «ползучих» (т.е. расположенных на разных уровнях) арок XIV-XV вв. со стройными колоннами и фигурными капителями.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В 1954 году здание перешло в собственность города, а в 1977 году здесь был открыт музей, верхний этаж которого демонстрирует жилые и парадные покои аристократических семей Каталонии, а нижний отведен под экспозицию Музея истории Таррагоны.

Путешествие по дворцу Кастелярнау: интерьеры и мебель XVIII-XIX вв.

На нижнем этаже дворца Кастелярнау разместились залы с экспозицией Музея истории Таррагоны. Кроме того, здесь можно увидеть воссозданную старинную кухню с камином, а также медной, чугунной и керамической посудой и многочисленными разноцветными изразцами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Стены кухни простые белые, а потолок деревянный, балочный. Окошко правой стены выходит на лестницу внутреннего дворика. Декоративные панно из керамической плитки изображают различных святых. На потолке скромная люстра.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Что касается постоянной музейной экспозиции, то на этом этаже представлены разнообразные археологические и этнографические экспонаты из коллекции Жуана Моласа (Fons Molas), а также исторические ценности (включая макет первого аэроплана, пролетевшего в небе над Таррагоной в 1913 году), переданные музею по завещанию Антонио Квинтаны (Llegat Quintana). Помимо этого, здесь можно увидеть коллекционные предметы, в разное время приобретенные городскими властями или подаренные городу частными лицами. На этом же этаже располагаются административные помещения Музея истории Таррагоны.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Пройдя мимо старинной кухни, оказываешься на готической лестнице внутреннего дворика. В патио, уставленном кадками со средиземноморскими растениями, царит атмосфера умиротворения. Здесь сохранилось несколько древних каменных плит с гербами, готические арки и очаровательный фонтан с мраморным маскароном.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Выходящие во двор оконные проемы оформлены красочными витражами, из которых особенно выделяется крупный витраж слева от лестницы, изображающий каталонский герб и герб рода Кастелярнау.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Крайняя арка лестничного свода опирается на красивую скульптурную консоль на стене, выполненную в форме женской фигуры с фруктами в подоле.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Под лестницей находится небольшая дверь, ведущая в старинный винный погреб (bodega), где можно увидеть несколько древних бочек и хозяйственных полок.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В небольшом вестибюле у входа в винный погреб находится умывальник и большой керамический кувшин в нише, которая встроена в стену, облицованную изразцовыми плитками.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Справа от входа в погреб, со стороны патио, можно заметить фрагмент колонны с ренессансными барельефами на растительные мотивы.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Над дверью, ведущей обратно на нижний этаж, помещено выложенное из керамических плиток панно с изображением святого, напоминающее аналогичные изразцовые панели в помещении кухни.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Верхний этаж дома со стороны двора украшен изящными узорами в технике сграффито.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Также во дворике находится деревянная скамья для отдыха туристов, а справа от нее — дверца и ступени, ведущие в подвальный туалет.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

А вот интересное фото внутреннего дворика дворца Кастелярнау со старинной открытки (источник):

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

На главном этаже дворца (planta noble), куда попадаешь, поднявшись по вышеупомянутой готической лестнице внутреннего дворика, нас ждут разнообразные жилые и парадные покои с великолепными интерьерами XVIII-XIX вв. Пройдем сначала в библиотеку-кабинет (biblioteca i despatx) со стеллажами эпохи романтизма (XIX в.).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Кабинет располагается в угловой части дома (см. план дворца) и замыкает узкий светлый проход-коридор (passadís), большие окна которого выходят на узкую улицу Carrer Cavallers. Через открытые окна в кабинет долетают звуки с улицы и свежий ветерок. Во дворце пусто, и можно не торопясь рассматривать детали убранства и представлять себе жизнь каталонской аристократии.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Как и в остальных помещениях особняка, особым украшением кабинета является хрустальная люстра. Но самым, пожалуй, впечатляющим элементом интерьера является чудесный деревянный потолок очень приятной цветовой гаммы, отделанный кессонами с изображениями различных цветов — создается впечатление, что жившие тут дворяне увлекались ботаникой. Вдоль потолка тянется красивый серебристо-синий бордюр с затейливыми орнаментами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Доминантой кабинета является массивный стол с мраморной столешницей и резными деревянными украшениями. Позади стола находится внушительное кресло, обитое бордовым бархатом и тоже украшенное деревянной резьбой.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Вдоль стен кабинета, как в старинной аптеке, тянутся высокие белые стеллажи с многочисленными ящичками, отделениями и полочками, уставленными белыми же вазами с латинскими надписями (обозначающими, насколько можно судить, названия различных трав и растений) и узорами в виде цветочных венков.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Из кабинета проходим в небольшой вестибюль (rebedor) с уже упоминавшимся большим витражным окном с каталонскими флагами, которое выходит во внутренний двор.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Также в вестибюле стоит обратить внимание на красивые высокие напольные часы, картины и настенные росписи с идиллическими сельскими сценами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Вестибюль приводит нас в самое просторное и пышное помещение дворца — центральный салон, или бальный зал (saló de ball), вокруг которого располагаются все прочие комнаты этого этажа (см. план дворца). Этот зал известен в первую очередь потолочными росписями на мифологическую тематику, предположительно выполненными в конце XVIII века Жозефом-Бернаром Флогье (Joseph-Bernard Flaugier, по-каталански Josep Bernat Flaugier) (1757-1813) — французским художником, много работавшим в Каталонии. Подробнее о декоративной программе этих росписей см. в разделе «Росписи бального зала Каса Кастелярнау: исторические предпосылки и символика».

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Помимо росписей на потолке, праздничный облик этому парадному залу придают роскошные хрустальные люстры, множество зеркал, отделанные золотом рамы, ярко-красные портьеры и алая обшивка стен, а также нарядная мебель.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Каминные полки и столики украшают разнообразные канделябры, статуэтки и женские бюсты. Полоски нарисованных на стенах пилястр перекликаются с полосатым рисунком дорогих кресел и диванов.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Из бального зала можно попасть во все остальные комнаты этого этажа — как жилые, так и приемные. Особенно рекомендую посмотреть гармоничную бильярдную (sala de billar), которая с большим вкусом оформлена мебелью XVIII-XIX века.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Всё здесь выполнено в сдержанных и очень приятных тонах: красивый деревянный шкаф, зеркало, камин с букетиком бессмертников... Особенно хороша нависающая над бильярдным столом люстра с множеством оригинальных кованых деталей и яркими декоративными крапинами из стекла.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Обшивка стен и узорчатая плитка на полу выдержаны в спокойных коричневатых тонах, с которыми превосходно сочетается более яркий потолок с голубыми и красными орнаментами. Распахнутые окна бильярдной также выходят на улицу Carrer Cavallers.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Из бильярдной через тянущийся вдоль улицы коридор попадаем в соседнее помещение — небольшую столовую (menjador), тоже сообщающуюся с центральным салоном. Столовая оформлена мебелью XVIII века в лиловых тонах с золотом. Также в столовой находится камин XIX века.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Как всегда, вне конкуренции потолок и люстра.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Стены украшены фамильными портретами членов семьи Кастелярнау, а каминная полка и столик у зеркала — женскими бюстами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

На круглом столе посреди столовой стоит изящная вазочка. На стене у окна — оформленный керамической плиткой умывальник и геральдический щит над ним.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Далее наш путь лежит в спальню Изабеллы II (saleta de Isabel II), обставленную мебелью в стиле Людовика XV. В эту небольшую, но пышно оформленную комнату можно попасть опять же через центральный салон. Спальню украшает портрет этой испанской королевы, а также непременная хрустальная люстра и отделанная золотом нарядная мебель.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Особенно хороши два более скромных, но очень стильных стульчика у дальней двери. Стены этого роскошного будуара затянуты ярко-малиновым шелком в цветах бального зала, мебель выдержана в палевых тонах, а пол застлан тяжелым старинным ковром.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Из этой комнаты пройдем в одно из самых очаровательных и уютных помещений дворца, именуемое желтой комнатой (sala groga). Стены этой гостиной, которую легко спутать с музыкальным салоном, действительно выдержаны в бледно-желтых тонах, однако все оконные и дверные проемы обрамляют портьеры приятного зелёного оттенка, так что название комнаты кажется не совсем подходящим.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Здесь явно господствует зелёный цвет, приятный для глаз, успокаивающий после кричащих красных оттенков других залов.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Основное пространство помещения занято старинным фортепиано, столиком и изящными стульями, выстроенными вдоль стен, украшенных зеркалом и картиной с изображением религиозной процессии. Здесь очень уютно, спокойно и тихо. На стене висит портрет юной девушки, дочери сеньоров Кастелярнау, которая, согласно легенде, страдала серьезным психическим заболеванием. Некоторые посетители дворца признаются, что в этой комнате ощущают какое-то странное чувство или даже недомогание.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В правой части комнаты обнаруживается некое подобие укромной ниши, или алькова, где стоит красивая резная кровать с зелёным пологом, симпатичными тумбочками и большим комодом, в зеркальной поверхности которого двоится это ложе с ниспадающими занавесками, создавая впечатление, что в помещении еще больше зелёного. Всё это убранство по стилю относится к венскому модернизму (ок. 1900 года). Собственно говоря, этот альков является копией спальни императора Австрийской империи Франца Иосифа I.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

По обеим сторонам от спальной ниши установлены китайские вазы.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Посмотрим теперь другую половину дворца. Для этого нужно снова выйти в центральный салон. Оказываешься в небольшом проходном зале (distribuidor), через витражные окна которого открывается сказочный вид на лестницу внутреннего дворика.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Обстановка здесь относится к более ранней эпохе, чем в остальных помещениях дома: в основном это XVII и XVIII век.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Здесь, в частности, можно увидеть замечательный ренессансный комод, или секретер, украшенный инкрустированными перламутром изображениями разнообразных сценок на сюжеты, заимствованные, по всей видимости, из рыцарских легенд. У противоположной стены располагается ниша с мраморными барельефами (предположительно умывальник).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

С этим холлом соседствует небольшой музыкальный салон (saló de música), хотя вообще-то довольно трудно представить, что здесь проходили домашние концерты. Скорее для этих целей подходит вышеописанная желтая комната, а это помещение кажется слишком уж маленьким.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В салоне находится несколько картин, набранных из дерева разных оттенков, а также центральный столик в таком же стиле и три стула вокруг.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Название комнате, видимо, дало скромных размеров пианино, стильно украшенное металлическими орнаментами. Впрочем, этот предмет мебели тоже не слишком похож на музыкальный инструмент, а напоминает скорее секретер. Но это не столь важно.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Вернемся теперь в предыдущий проходной холл и пройдем оттуда в голубую гостиную (sala blava), оформленную в стиле Изабеллы II (estilo isabelino) в сине-лиловых и золотых тонах.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Здесь нас ждет очередная массивная люстра, тяжеловатая мебель с золотом и миниатюрный круглый столик, окруженный тремя стройными стульями с цветочными орнаментами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

По левую руку находится отгороженный от основного помещения альков с очень красивой кроватью с деревянной инкрустацией.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, ИспанияДворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

По обеим сторонам ниши разместились два высоченных зеркала в тяжелых резных рамах, правое даже с двумя отдельными мраморными подставками в виде дисков, которые держат две черные фигурки.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Одно зеркало отражается в другом, что несколько увеличивает скромные размеры этой комнаты.

Росписи бального зала Каса Кастелярнау: исторические предпосылки и символика

Настало время более подробно поговорить об убранстве самого пышного помещения дворца: бального зала. Основным украшением этого зала являются вышеупомянутые потолочные росписи на мифологическую тематику. Попытаемся понять, какой именно смысл вкладывали хозяева дома в оформление главной комнаты особняка, какую цель они преследовали, избрав именно эти сюжеты.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

По своей тематике и назначению данные росписи прекрасно вписываются в распространенную тенденцию того времени, которая заключалась в стремлении новой каталонской буржуазии средствами изобразительного искусства продемонстрировать свой высокий статус и растущую роль в обществе. В данном случае это было тем более важно, что семейства Кастелярнау еще относительно недавно обосновалось в городе Таррагона, который в ту эпоху был интеллектуальной и духовной столицей региона (тогда как соседний Реус был в большей степени экономическим и торговым центром). (О первом представителе семейства Кастелярнау, прибывшем в Таррагону, читайте чуть ниже, в разделе «История рода и легенды»).

В тот период в Таррагоне существовало множество культурных объединений, проходили разнообразные градостроительные преобразования по инициативе прогрессивных епископов. Тогда же получили известность радикальные сочинения и кружки просвещенных деятелей церкви, в том числе янсенистов, некоторые из которых прославились также как выдающиеся коллекционеры. Это был период расцвета во многих отраслях культуры, включая литературу, изобразительные искусства и науку. Работы известного каталонского химика и ботаника Антонио де Марти-и-Франкеса (Antoni de Martí i Franquès) (1750-1832) заслужили всемирное признание. К этому же кругу принадлежал Хосе (Жузеп) Антонио де Кастелярнау (José Antonio de Castellarnau i Magrinyà/Josep Antoni de Castellarnau) (1763-1845), который, по-видимому, и был заказчиком росписей.

Жузеп Антонио Кастелярнау, Таррагона, Испания

Жузеп Антонио де Кастелярнау, кавалер Королевского Достопочтенного Ордена Карлоса III (1800), депутат Кортесов, многократный член муниципального совета и один из самых активных борцов с наполеоновскими войсками во время осады города в 1811 году, был одним из наиболее известных и влиятельных представителей этого рода.

Это был деятельный человек, сочетавший в своем характере буржуазную предприимчивость и дворянскую гордость. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что он весьма успешно управлял семейным имуществом. Это был богатый бизнесмен, приобретавший усадьбы, леса, поля, мельницы и кузницы, крупнейший налогоплательщик города, игравший активную роль в общественной жизни и выполнявший массу политических и административных обязанностей. Вместе со своим братом он был основателем экономического общества Sociedad Económica de Amigos del País Tarraconense. Также Жузеп Антонио был одним из инициаторов создания Школы рисунка (Escuela de Dibujo), участвовал в управлении этим учреждением и помогал учащимся графическими пособиями.

Большеголовые сеньоры Кастелярнау, Таррагона, Испания

В разное время он также выполнял различные обязанности в мэрии, занимая должности синдика, рехидора, алькальда. Благодаря авторитету и доверию сограждан его неоднократно избирали управлять муниципальными фондами, предназначенными для различных общественных нужд (закупка пшеницы, организация водопровода, реставрация дорог).

Но больше всего Жузеп Антонио прославился своей исключительной ролью в строительстве таррагонского порта. Этот дворянин был главным инициатором и спонсором строительства таррагонского порта, который по сей день является ключевым фактором экономического развития города. На протяжении нескольких десятилетий сеньор Кастелярнау занимал должность казначея, не получая за это никакой оплаты; закупал необходимые материалы за свой счет, оказывал прочую финансовую помощь для продвижения работ — всё это заслужило ему репутацию щедрого, альтруистичного человека. Впрочем, вся его деятельность имела и определенную экономическую мотивировку: дело в том, что часть участка, на котором проходила реконструкция порта, относилась к его владениям, и ему удалось выгодно их продать, возместив все затраты с большой прибылью. В ноябре 1802 года Жузеп Антонио был одним из организаторов визита Карла IV и всей королевской семьи в Таррагону, в ходе которого был торжественно открыт порт. Монарх, правда, остановился не в Каса Кастелярнау, а в другом красивом особняке Таррагоны, Каса Канальс на улице Carrer Granada, 11.

Торжественное открытие порта, Таррагона, Испания

Жузеп Антонио был образованным человеком, увлекался искусством, музыкой и литературой, у него была обширная библиотека. Он прекрасно осознавал значение зрительных образов как инструмента социального воздействия. Не случайно по случаю королевского визита в Таррагону и торжественного открытия порта им была заказана известная гравюра, которую выполнили лучшие художники того времени: Антонио Васкес (Antonio Vázquez) и Антонио Родригес (Antonio Rodríguez). В правой части гравюры изображен сам Карл IV (он руководит операцией по торжественному спуску в море огромной скалы со статуей Нептуна), а человек слева от него, передающий монарху планы порта, — сам Кастелярнау (плюс к этому, в левом нижнем углу гравюры помещен его герб).

В настоящее время гравюра находится в собственности потомков Кастелярнау. Жузеп Антонио годился своим дворянством, принадлежностью к правящему классу и не упускал случая продемонстрировать свое высокое положение. Став главой семьи, он сразу же заказал изготовить для особняка каменный фамильный герб, который и сегодня можно видеть над главным входом во дворец Кастелярнау.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

С аналогичной целью — продемонстрировать свое величие — Жузеп Антонио, вероятно, заказал и росписи для главной комнаты дворца. Росписи предположительно были выполнены Жозефом-Бернаром Флогье (Joseph-Bernard Flaugier, по-каталански Josep Bernat Flaugier) (1757-1813) — французским художником, много работавшим в Каталонии. Датируются они примерно 1790-1806 гг. — периодом максимального финансового и социального расцвета семьи Кастелярнау.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Потолочная роспись бального зала дворца Кастелярнау представляет собой целостный композиционный ансамбль. Вдоль четырех стен тянется фриз, созданный с учетом вогнутой поверхности карниза. Сцены представлены в рамном обрамлении, в соответствии с приемом quadro riportato, который заключался в том, чтобы фрагменты потолочной фрески воспринимались как обычные салонные картины в рамах, просто повешенные высоко над головой (то есть в данном случае отсутствуют перспективные «обманки», картина рисуется ровно как обычное полотно). С каждой стороны на боковинах плафона изображено по три сцены: большая прямоугольная по центру и два тондо (круглых картины) меньшего размера по бокам. Фон заполнен изображениями ангелочков-путти и другими декоративными элементами.

Основную площадь потолка занимает центральная сцена, созданная с использованием барочной техники иллюзионистической «квадратуры» (quadratura), которая предполагала, в частности, хитроумное изображение ложных колонн, ниш со статуями и ложных архитектурных элементов, которые являлись своего рода продолжением реальных архитектурных конструкций. Всё это наряду с применением эффекта резкого перспективного сокращения фигур позволяло создавать огромные потолочные фрески, которые рождали иллюзию удаляющегося глубокого пространства или даже небесного свода. Хотя центральное полотно представляет единую композицию, в нем можно выделить несколько различных сюжетов.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Рассмотрим все сюжеты потолочной росписи, начиная с боковин. В первом медальоне, или тондо, изображена история сына Посейдона Ариона, восседающего на дельфине. Далее следует многофигурная композиция, на которой представлен Посейдон и его супруга Амфитрита, заправляющие повозкой с колёсами в виде мельничных жерновов. Повозка запряжена не дельфинами или конями, как было принято в живописи того времени, а двумя волами.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Посейдон направляется навстречу другому персонажу, которого мы видим со спины; вероятно, это его сын Протей либо бог моря Понт. В левом углу помещена рогатая мужская фигура; этот неизвестный персонаж держит со спины женщину, припавшую к бьющему из скалы источнику (возможно, перед нами аллегории воды и земли). Композицию дополняют многочисленные обитатели морского мира, в том числе Тритон. В медальоне справа изображена сцена рождения Венеры. Остальное пространство заполняют ангелочки-путти, а также изображения раковин и различных морских обитателей (включая характерных для таррагонской местности осьминогов, мерланов и морских чертов).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

На соседней стене в левом медальоне представлен сюжет о похищении красавицы Орифии Бореем или же похищении Хлориды (Флоры) Зефиром. Так или иначе речь идет о похищении нимфы олицетворением ветра. Центральное панно этой стены изображает властителя ветров Эола, который отворяет вход в скалу и освобождает ветры из их заточения в пещере, и мы видим, как эти ветры в образе крепких парней с раздувающимися щеками вылетают на свободу (всё это было затеяно преследовавшей троянцев Герой (Юноной), которая упросила Эола выпустить ветры, чтобы поднялся сильный шторм, который бы погубил флот Энея, направлявшегося в Карфаген; но в итоге Посейдон усмирил волны). Медальон справа изображает счастливую Флору, уже ставшую супругой Зефира. Фон заполнен фигурками путти и декоративными элементами, связанными с общей темой всех трех панно этой стены: темой воздуха как одного из четырех элементов (в частности, изображены попугаи и другие птицы).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

На следующей стене слева помещена картина, изображающая борьбу великана Антея с Гераклом (последний победил его, подняв высоко на воздух, и тогда силы Антея иссякли, поскольку он черпал силы, прикасаясь к своей матери земле, Гее).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

В центральном панно изображена сцена вакханалии. На заднем плане мы видим Вакха в короне из виноградных листьев, с тирсом (жезлом), на повозке, запряженной тиграми. Но основное внимание зрителя привлекают танцующие сатиры и вакханки и два мальчика, играющих с козлом (жертвенное животное, символ Вакха). В правом медальоне представлены юный Вахк с тирсом, сатир, нимфа и осёл. Фон заполнен изображениями путти, а также фруктов и овощей, вполне узнаваемых и характерных для данной местности (лимоны, яблоки, тыквы, гроздья винограда и др.).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

На четвертой стене в медальоне слева представлена сцена, которая трудно поддается интерпретации. Возможно, здесь изображены две Эринии с волосами из змей и факелами в руках. Атрибуты этих богинь связаны с огнем и железом — главными темами этой части плафона. В центральной композиции этой части стены запечатлен бог огня Вулкан в своей кузнице, однако на наковальне трудится не он, а два циклопа. Сам Вулкан изображен в короне и со скипетром, восседающий на троне: всё это подчеркивает его божественную, царственную природу. На последнем панно этой стены мы видим древнегреческого героя Беллерофонта, который убивает изрыгающую огонь Химеру, сидя на крылатом коне Пегасе. В качестве фона на этот раз избраны разнообразные фантастические животные (драконы, филины, летучие мыши), а также факелы и цепи.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Итак, сцены каждого из четырех фризов посвящены четырем элементам: воздуху, воде, огню и земле. В живописи той эпохи это был весьма распространенный мотив. Что касается вышеупомянутых цепей и огня, то искусствоведы предполагают, что они являются отсылкой к кузницам, которыми издавна владела семья Кастелярнау. Все остальные сцены также можно истолковать с этой точки зрения — как аллегории различных владений и занятий сеньора Кастелярнау. В частности, сам Жузеп Антонио являлся единоличным владельцем кузни, которая, собственно, и была основным поставщиком материала для строительства таррагонского порта. Продажа железа составляла больше половины всех доходов Жузепа Антонио.

Соответственно, изображенные на потолке боги могут рассматриваться как олицетворение самих сеньоров Кастелярнау, крупных торговцем, пользовавшихся уважением в обществе. Сцены, посвященные земле (вахканалия и др.), могут указывать на сельскохозяйственные угодья, которыми владело семейство Кастелярнау и которые после прибытия дона Карлоса Кастелярнау в Таррагону не переставали шириться. Особенно большую роль в этом направлении бизнеса играло виноградарство и торговля алкогольными напитками. Жузеп Антонио продолжал политику отца и приобретал всё больше и больше виноградников, которые превратились во второй по значимости источник семейных доходов.

Третий элемент, вода, очевидно, связана с деятельностью Жузепа Антонио в области строительства таррагонского порта, который на тот момент был самым амбициозным проектом в городе и открывал перед Таррагоной и ее предпринимателями новые перспективы. Такой элемент, как воздух, трудно увязать с какими-либо видами занятий этой семьи (тем более что мельницы, которыми владели Кастелярнау, были водяными). Но если обратить внимание на композиционное решение этого фриза (взгляд Эола явно направлен влево, в сторону воды, тогда как в остальных фризах намечено противоположное движение слева направо), то можно предположить, что здесь содержится намёк на воздух как необходимую движущую силу для кораблей и, соответственно, морской торговли в целом.

Перейдем теперь непосредственно к анализу росписи самого потолка. В первой половине здесь нас встречает множество мифологических персонажей, в том числе богиня искусств и ремёсел Афина со своими атрибутами (напомним, что сеньор Кастелярнау увлекался искусством), а также три Грации, Пегас (символ славы), Меркурий (символ торговли), Аполлон, Юнона и другие персонажи.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Центр плафона занимает крупная фигура, превосходящая по размеру все остальные. В руках она держит фамильный герб семьи Кастелярнау. Вторая половина потолка посвящена мифу о сыне Гелиоса Фаэтоне, который захотел проехать вместо самого Гелиоса в его золотой колеснице. Но кони неумелого возницы отклонились от курса и приблизились к земле, отчего та загорелась. Тогда Гея взмолилась к Зевсу, и тот бросил сверкающую молнию, потушил пламя и сразил Фаэтона. Зевс изображен восседающим на орле и мечущим молнии в колесницу Фаэтона. В углу плафона мы видим сестер Фаэтона — гелиад, оплакивавших смерть своего брата (миф гласит, что плачущие гелиады были обращены богами в тополи, а их слезы превратились в прозрачный янтарь). Эта часть плафона, вероятно, играет роль своеобразного морализаторского предостережения, противопоставляемого хвалебной помпезности прочего декора (не стоит забывать, что сеньору Кастелярнау не были чужды воззрения прогрессивных епископов того времени, предостерегавших об опасности чрезмерной роскоши; не исключено, что эта сцена служит аллегорией опасностей, связанных с чрезмерным тщеславием и богатством).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Напоследок стоит отметить тематическое сходство и хронологическую одновременность росписей особняка Кастелярнау с росписями, заказанными несколькими годами ранее коммерсантом из города Реуса Жузепом Бофарулем (Josep Bofarull) для своего дворца (о дворце Бофаруля мы кратко писали тут; посмотреть фотографии роскошных интерьеров этого дворца в Реусе можно тут). Для потолочной росписи салона в своем особняке Бофаруль выбрал аллегории четырех континентов (отсылка к регионам его торговли), а также аллегорические фигуры королей Карла III и Карла IV, по центру между которыми было также размещено изображение фамильного герба. Учитывая извечное соперничество этих двух городов, Таррагоны и Реуса, не стоит удивляться, что Кастелярнау решил повторить в своем особняке глобальную декоративную программу Бофаруля.

История рода и легенды дворца Кастелярнау

В разное время члены семьи Кастелярнау играли заметную роль в жизни Таррагоны, многие из них отличились в различных сферах деятельности. Одним из наиболее известных и влиятельных представителей этого рода был уже известный нам Хосе Антонио де Кастелярнау.

Однако род Кастелярнау происходит не из Таррагоны. Первый таррагонский представитель этого семейства, упоминавшийся выше дон Карлос де Кастелярнау (1714-1766) (отец Жузепа Антонио), был родом из местечка Алинс (Alins), что в комарке Пальярс-Собира (Pallars Sobirà) (каталонская провинция Лерида). Оттуда его вынудили уехать весьма сомнительные обстоятельства, связанные с притязаниями двух девиц, которых он обманул и обесчестил, посулив замужество, после чего они обратились к мэру местечка Таларн (Talarn), чтобы виновного наказали. Узнав о нависшей над ним угрозе, Карлос бежал в Барселону, но его нашли, осудили и приговорили к заключению в Цитадели. Впоследствии дворянина выпустили на свободу за недостатком улик. Он, в свою очередь, выплатил двум опозоренным особам денежную компенсацию, которая должна была помочь им восстановить свою честь и выйти замуж.

Вся вышеописанная история, впрочем, представляется историкам малоправдоподобной: как возможность добровольной выплаты компенсации, так и сам факт обвинения знатного господина двумя простыми девицами кажутся не слишком реалистичными. Всё становится на свои места, если знать, что семейство одной из обиженных девиц, равно как и бездетная вдова Бальтазара де Кастелярнау, представителя главной ветви этого дома, находились в родственных и дружеских отношениях с мэром Таларна (вдова оспаривала право на наследство, которое по закону должно было перейти к родственникам ее мужа, среди которых был и Карлос Кастелярнау). Эти связи, видимо, и способствовали тому, что судебному процессу был дан ход.

Простой народ сочинил о роде Кастелярнау и их таррагонской резиденции немало легенд. Вот наиболее известные из этих исторических анекдотов.

Легенда о родстве с разбойником. В 1749 году дон Карлос де Кастелярнау, к тому времени уже переехавший в Таррагону, заключил брак с Марией Магринья-и-Порта (Maria Magrinyà i Porta) (1727-1805), единственной дочерью и наследницей богатого семейства из Виласеки. Ее фамильное наследство полностью перешло во дворец Кастелярнау в Таррагоне. Этот брак вызывал у многих острую зависть и, в частности, привел к появлению легенды о том, что семья новобрачной состояла в родстве с рыбаком и разбойником Эстеве Магринья (Esteve Magrinyà), который был публично казнен в 1721 году. Слухи об этом родстве были столь упорны, что отец невесты и его брат всерьез опасались за свою репутацию. Они даже обратились к заместителю таррагонского мэра, попросив его о защите. Тот по их просьбе выпустил специальное заявление, в котором официально отрицалось отсутствие какой-либо родственной связи этих сеньоров с упомянутым преступником и наказуемость подобных оскорбительных обвинений.

Легенда о проигранной лестнице. Семейство Кастелярнау часто страдало от финансовых неурядиц. Экономическое положение семьи стало особенно тяжелым после Войны за независимость Испании (Испано-французской войны) и осады Таррагоны 1811 года. Отчасти это было связано с альтруистическими пожертвованиями в пользу города, однако немалую роль сыграла и пагубная страсть одного из сеньоров Кастелярнау (кого именно, неизвестно) к азартным играм. Согласно одной из легенд, однажды, проиграв соседу крупную сумму денег, этот господин поставил на кон в качестве залога... роскошную мраморную лестницу собственного дома — и снова проиграл (что характерно, мебель из своего особняка он к тому времени тоже уже проиграл, именно этим сегодня и объясняют отсутствие во дворце оригинальных предметов обстановки, принадлежавших семье Кастелярнау). На завтра сосед, как рассказывают, явился востребовать должок. За несколько дней он разобрал лестницу дома Кастелярнау и установил ее в своем собственном особняке, расположенном на той же улице Cavallers. Там эта лестница находится и по сей день, и это неоспоримый факт. А Каса Кастелярнау с тех пор довольствуется скромной гранитной лестницей.

Легенда о фривольной даме. Рассказывают, что каждое утро сеньора Кастелярнау появлялась на балконе, выходящем на улицу Cavallers, в неглиже и, сладко потягиваясь, встречала новый день. Эта легкомысленная привычка привела к тому, что по утрам улицу регулярно заполняли вышедшие на перекур рабочие, не желавшие упустить случая насладиться столь исключительным зрелищем.

Легенда о привидении дома Кастелярнау. Многие жители Таррагоны боятся ходить по ночам мимо дворца Кастелярнау даже после того, как его превратили в музей. Якобы из дома доносятся ужасающие крики. Одно из наиболее распространенных объяснений гласит, что у сеньоров Кастелярнау была психически больная дочь, которая долгое время жила затворницей в комнате, которая была специально обита ватой, чтобы девушка не причинила себе вреда. Из комнаты постоянно раздавались душераздирающие вопли, которые было никак не заглушить, так что о них знал чуть ли не весь город. Возможно, речь идет о старшей дочери Жузепа Антонио де Кастелярнау, Жоакиме, которая, вероятно, была серьезно больна (это можно заключить из того факта, что в 1816 году, когда ей было почти 30 лет, девушка из столь знатной семьи всё еще оставалась не замужем).

Каролина Кастелярнау, Таррагона, Испания

Рассказывают также легенду о девушке Каролине (Carolina de Castellarnau y Espina), которая страдала от шизофрении и почти не выходила из дома (многие ошибочно полагают, что именно ее портрет находится в желтой гостиной, где стоит рояль). Девушка, как считается, жила в фамильном особняке на рубеже XIX-XX вв. и умерла очень молодой, не достигнув и 16 лет. Единственным ее развлечением была игра на рояле. Кто-то и сегодня якобы слышит, как по ночам беспокойный дух этой бедной девушки всё так же играет на фортепиано в пустом доме; кто-то видел ее призрак в окне, кто-то на балконе... Даже одна из служащих муниципального совета Таррагоны, куратор по культуре Роза Россель, утверждает, будто ощущает присутствие духа в комнатах дворца Кастелярнау. По ее словам, и она, и ее сотрудники неоднократно наблюдали в доме паранормальные явления: самопроизвольно перемещающиеся предметы, распахивающиеся окна и прочие странные вещи. (Что же касается портрета в желтой гостиной, то на самом деле на нем изображена вполне здоровая наследница рода Кастелярнау, которая в действительности умерла в возрасте около 80 лет и перед своей смертью в 1970-х годах завещала фамильный особняк городу; она была двоюродной сестрой Каролины).

Практическая информация для туристов

Вход в музей Кастелярнау стоит 3€ (для льготных категорий посетителей — 1,50€, детям до 16 лет бесплатно), однако при желании можно приобрести комбинированный билет за 10€, дающий право на осмотр десятка различных объектов, находящихся в ведомстве Музея истории Таррагоны, включая римский амфитеатр, римский циркместный римский форум, дворец Каса Канальс, Археологический променад и др. (впрочем, стоит иметь в виду, что туристам «из северных стран»  многие из перечисленных достопримечательностей часто разрешается посетить бесплатно, так что подумайте, имеет ли смысл сразу покупать комплексный билет).

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Заплатив нужную сумму, вы получаете на руки собственно билет, а также небольшой буклетик с кратким описанием дворца и схемой расположения помещений на первом и втором этаже (есть буклеты на английском и испанском языках). Фотографировать в музее разрешается (но без вспышки), снимать на видео тоже.

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

Часы работы музея Кастелярнау: в летний период (с 19 апреля по 30 сентября): со вторника по четверг с 9:00 до 15:00, в пятницу и субботу с 9:00 до 21:00, по праздникам с 9:00 до 15:00. Понедельник выходной. (Это самая последняя информация, предоставленная Офисом по туризму Таррагоны, она соответствует фактическому графику работы музея на данный момент; график работы дворца, опубликованный на сайте Музея истории Таррагоны, не совсем точен [там можно найти примерное расписание на зимний период]).

Магазин сувениров, Таррагона, Испания

И еще немного полезной информации для туристов. Напротив дворца Кастелярнау, на другой стороне улицы Carrer Cavallers, находится интересный сувенирный магазинчик, где можно купить симпатичные и недорогие сувениры из Таррагоны.

♦♦♦♦♦♦♦

План дворца Кастелярнау с указанием основных помещений на первом и втором этаже (на русском языке):

Дворец Кастелярнау, Таррагона, Испания

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Таррагоне? Предлагаем вам другие материалы из нашего путеводителя по Таррагоне:

Первая прогулка по Таррагоне:

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка по Новой Рамбле, интересные памятники и здания

- Достопримечательности Таррагоны: площадь Фон и мэрия, дом с росписью Карлеса Аролы

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка вокруг Кафедрального собора

- Достопримечательности Таррагоны: прогулка в районе Королевской площади (Башня монахов, римский цирк, замок Пилата)

- Достопримечательности Таррагоны: Балкон Средиземноморья и римский амфитеатр

Вторая прогулка по Таррагоне:

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.1): достопримечательности Нижнего города

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.2): Центральный рынок и окрестности

- Вторая прогулка по Таррагоне (ч.3): церковь Св. Франциска, площадь Пальоль, средневековые достопримечательности

Третья прогулка по Таррагоне:

- Третья прогулка по Таррагоне (ч.1): Археологический променад (римские стены и укрепления XVIII в.)

- Третья прогулка по Таррагоне (ч.2): Пассеч-Сант-Антони

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы также можете бесплатно скачать подробную карту (план) Таррагоны. На карте указаны названия всех улиц, площадей, парков, обозначено местоположение автовокзала и железнодорожной станции Таррагоны, пунктов туристической информации и большого торгового комплекса Parc Central. Также на карте отмечены основные достопримечательности Таррагоны, перечень которых дается ниже.

Карта города, Таррагона, Испания

Достопримечательности на карте Таррагоны:

1. Макет римского Таррако (II в. н. э.) (Maqueta Tàrraco romana)

2. Дом Кастелярнау (XIV-XVIII вв.) (Casa Museu Castellarnau)

3. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)

4. Археологический маршрут (римские стены, средневековые и современные фортификационные сооружения) (Passeig Arqueològic-Muralles)

5. Портал Сант-Антони (XVIII в.) (Portal de Sant Antoni)

6. Дом Каналс (II в. до н.э.- XIX в. н.э.) (Casa Canals)

7. Старинная больница (Совет округа Таррагоны) (XII-XIV вв.) (Antic Hospital de Santa Tecla, Consell Comarcal)

8. Собор (XII-XIV вв.) и музей собора (Catedral i Museu Diocesà)

9. Готические арки (XIV в.) (Voltes gòtiques)

10. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)

11. Музей современного искусства (XIX-XX вв.) (Museu d’Art Modern)

12. Еврейский квартал (XIV в.) (Call jueu)

13. Национальный археологический музей Таррагоны (MNAT) (Museu Nacional Arqueològic (MNAT))

14. Римский преторий (I в. н.э.) (башня, именуемая дворцом Пилата) (Pretori romà)

15. Римский цирк (I в. н.э.) (Circ romà)

16. Балкон Средиземноморья (XIX в.) (Balcó del Mediterrani)

17. Римский амфитеатр (II в. н.э.) (Amfiteatre romà)

18. Местный римский форум (I в. н.э.) (Fòrum Local romà)

19. Памятник Кастельс (XX в.) (Monument als Castells)

20. Музей раннего христианства и некрополь (MNAT) (Museu i Necròpolis Paleocristians (MNAT))

21. Раннехристианский ансамбль Франколи (V в. н.э.), торговый центр Parc Central (Conjunt paleocristià del Francolí - Parc Central)

22. Морской район Эль Серральо (Barri mariner E Serrallo)

23. Музей порта Таррагоны (Museu del Port de Tarragona)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1) Официальный сайт Музея истории Таррагоны

2) Каса Кастелярнау на сайте о культурном наследии Каталонии (описание внутреннего дворика)

3) Легенды дома Кастелярнау

4) Краткая история дворца Кастелярнау

5) История и описание дворца Кастелярнау на сайте о Таррагоне и ее достопримечательностях

6) Анализ росписей на потолке бального зала дворца Кастелярнау в Таррагоне

7) Дворец Кастелярнау: впечатления и фотографии

8) Привидение дома Кастелярнау

9) Сведения о присутствии духов во дворце Кастелярнау

10) История о призраке дома Кастелярнау и другие легенды

11) Прогулка по Таррагоне и дворцу Кастелярнау

12) Персонажи: Жузеп Антонио Кастелярнау

13) Порт Таррагоны в XIX и XX веке

14) Жузеп Кастелярнау и гравюра с изображением порта Таррагоны

15) Фотографии авторов сайта и фотографии с сайта tinet.cat

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)