Средневековые достопримечательности Таррагоны. Клуатр Кафедрального собора Таррагоны

Рубрики: Испания, сентябрь 2010,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 31 августа 2011, в 22:57

В Таррагоне, которая в III в. до н.э. стала первым владением римлян в Испании и была столицей провинции Тарраконская Испания, можно, разумеется, посмотреть массу памятников древности, таких как античный римский амфитеатр, руины двух форумов, римский цирк, Национальный археологический музей, древнеримские стены, акведук и т.д. Есть тут и образцы модернистской архитектуры. Однако нас, как любителей средневековья, особенно привлек романско-готический Таррагонский собор. Хотя до 2012 года собор находится на реставрации, нам удалось посетить музей собора, а заодно увидеть один из самых грандиозных клуатров Каталонии (описания и фотографии других достопримечательностей Таррагоны доступны по ссылке).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Клуатр, то есть крытая обходная галерея внутреннего двора или сада, — красивейшая ажурная пристройка, которая оживляет даже самые суровые соборы и монастыри Европы. В свое время нам довелось увидеть клуатр Базельского собора, клуатр Доминиканского монастыря в Кольмаре, клуатр бывшего монастыря, а ныне музея Унтерлинден в Кольмаре, небольшой клуатр в соборе Аугсбурга, клуатр Кармелитского монастыря в Бамберге, восхитительный клуатр бывшего Якобинского монастыря в Тулузе...

Особенно интересны всегда именно романские клуатры, поскольку там можно увидеть причудливые скульптурные украшения капителей с изображениями всевозможных фантастических чудовищ и аллегорических человеческих фигур, а также с декоративно-орнаментальными композициями на темы библейских легенд и назидательных притч. И Каталония — лучшее место в Испании для того, чтобы посмотреть на эти сюжетные капители, поскольку именно в этом регионе сохранилось очень много крупных романских клуатров.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Наиболее крупным в Каталонии считается клуатр собора в Жероне, однако Таррагонский собор (Catedral de Santa María de Tarragona/Catedral Basílica de Tarragona) тоже вправе гордиться своей прекрасно сохранившейся сводчатой галереей XII века со множеством колонн с уникальными капителями и очаровательным внутренним двориком с апельсиновыми деревьями, цветами и фонтанами. Из клуатра можно попасть в Епархиальный музей и ряд капелл, в том числе капеллу Св. Причастия.

История создания клуатра, его архитектура, назначение и местоположение на плане Таррагонского собора

Само слово «клуатр» происходит от латинского claustrum, что можно перевести как «закрытое место», «вместилище», «замкнутое пространство» (отсюда, кстати, и слово «клаустрофобия»).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Это типичное для средневековой эпохи сооружение состоит из внутреннего двора и окружающих его четырех крытых галерей с аркадами, откуда можно было попасть в различные помещения собора: зал капитула, дормиторий (спальные помещения), рефекторий (трапезную), кухню и собственно храм. Таким образом, клуатр служил местом, через которое сообщались между собой важнейшие помещения собора. Кроме того, каноники (или монахи, если речь идет о клуатре монастыря, а не собора) совершали здесь прогулки, размышляли, читали, беседовали...

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Предполагают, что работы по строительству клуатра (claustro) Кафедрального собора Таррагоны начались при архиепископе таррагонском Бернате Торте (Bernat Tort), в 1146-1163 гг., и продолжились при архиепископах Рамоне Кастельтерсоле (Ramón de Castellterçol) (1194-1198) и Рамоне Рокаберти (Ramón de Rocabertí) (1199-1214). Последний даже завещал городу крупную сумму в 1000 сольдо на завершение строительства клуатра. Окончание работ обычно датируют серединой XIII века. Последняя существенная реставрация клуатра относится к 1982 году.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Таррагонский клуатр, построенный преимущественно в романском стиле, расположен в северо-восточной части собора (см. план собора). Большинство клуатров того времени располагались чуть ниже средокрестия (так называют место пересечения главного нефа и трансепта). Однако этот клуатр находится с левой стороны от апсиды, в северо-восточном углу собора. Такое необычное расположение, возможно, объясняется тем, что строители собора хотели использовать стены, сохранившиеся от древней римской постройки (укрепления), находившейся на этом месте. С этим же, видимо, связаны и необычно большие размеры клуатра.

План кафедрального собора, Таррагона, Испания

На этом фотоснимке с высоты птичьего полёта хорошо видно местоположение Кафедрального собора и, в частности, клуатра в историческом центре Таррагоны:

Собор на карте города, Таррагона, Испания

Клуатр собора Таррагоны имеет прямоугольную в плане форму размером 47 на 46 метров. Он состоит из четырех галерей по шесть пролётов свода (травей) каждая. Галереи разделяются посредством колонн с контрфорсами, расположенными со стороны внутреннего двора.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Некоторые колонны оснащены водосточными желобами, отводившими дождевую воду в направлении древнеримской клоаки (системы канализации), которая на тот момент всё еще использовалась жителями Таррагоны. Галереи перекрыты крестовыми сводами по образцу каталонских монастырей Поблет (Poblet) и Вальбона-де-лес-Монжес (Vallbona de les Monges).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Основными элементами сводов выступают замковый камень (ключ свода), основная опорная арка и диагональные нервюры-оживы (выступающие рёбра арки свода). Все они показаны на схеме ниже.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Опорные арки и диагональные нервюры опираются с внешней стороны клуатра на колонны, а с внутренней — на закрепленные на стене консоли, которые интересны и с декоративной точки зрения, поскольку оформлены в виде различных фантастических существ. Что касается колонн, то особенно интересны их романские капители, украшенные несколько наивными и условными, но в то же время необычайно выразительными скульптурными копозициями на библейские темы, а также мифологические, зоологические и растительные мотивы.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В центре клуатра находится просторный внутренний дворик-патио. Вокруг клуатра, как уже отмечалось, находятся разнообразные помещения: зал заседаний капитула, библиотека, спальные помещения, трапезная (ныне эти залы занимает музей собора).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Аркады включают два уровня опор. В верхней части располагаются большие стрельчатые слепые арки, каждая — с двумя круглыми отверстиями-розетками, заполненными ажурным каменным орнаментом, напоминающим арабскую вязь. Орнамент нигде не повторяется.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Поверху вдоль всего карниза тянется фриз с зубчатыми многолопастными элементами, заимствованными из мусульманской архитектуры. В нижней части аркады разделяются на группы по три полукруглых арки, украшенных по периметру рельефом в виде небольших ромбов. Эти полукруглые арки опираются на двойные колонны, расположенные парами внутри каждой слепой стрельчатой арки. Всего клуатр насчитывает 276 мраморных колонн.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Общая схема аркад:

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Общая схема крестовых сводов таррагонского клуатра:

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

К сожалению, установленная в XVI веке (когда клуатр был впервые открыт для публики) металлическая решетка препятствует сообщению между галереями и внутренним двориком, затрудняет обзор и мешает полноценному восприятию двойных скульптурных композиций, размещенных на соседних абаках и капителях.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Также прискорбно, что многие скульптурные элементы капителей непоправимо разрушены.

Портал клуатра

Романский портал (portada románica) клуатра, расположенный с левой стороны по отношению к главному алтарю собора (см. план), датируется первой половиной XIII века и именуется порталом Богоявления (Porta de l'Epifania). Через эту дверь можно попасть в клуатр непосредственно из собора (впрочем, в последнее время туристы начинают осмотр всего собора именно с клуатра, так что попадают в него не через этот вход; зато через него они входят в сам храм). Вероятно, этот портал изначально предназначался для какого-то другого места, а затем был перенесен сюда.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Верхнюю часть портала образует притолока, или перемычка из мрамора, и полукруглый тимпан с необычайными скульптурными рельефами. Эти белоснежные фигуры как бы выступают из массы камня и изображают восседающего на престоле Христа Пантократора во славе (Maiestas Domini), окруженного символами евангелистов: это ангел, лев,  телец и орел. Христос Вседержитель представлен как Небесный Царь и Судия Второго пришествия; в левой руке он держит Евангелие, правой благословляет. Христос изображен в большом овале — мандорле, которая передает сияние славы Господней.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Этот образ имеет ярко выраженный эсхатологический характер. Дело в том, что четыре вышеупомянутых символа евангелистов являются одновременно четырьмя апокалиптическими существами (тетраморф), стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов Рая. Композиция, в которой Иисус Христос изображен на престоле в окружении апокалиптическими животных, часто также называется «Христос в тетраморфе». Каждое из четырех существ крылато и держит свиток или книгу Евангелия.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На тимпане также присутствует стилизованное изображение звезд, луны, солнца, растений. На небольшом скульптурном пространстве средневековым мастерам удалось представить целую картину вселенной, мироздания во всем его величии. Такова была традиция того времени: скульптурные композиции на подобные «космические» темы и особенно на тему Maiestas Domini были распространены как раз в качестве декора для тимпанов над порталами.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Арку портала обрамляют три архивольта полукруглого профиля, опирающиеся с каждой стороны на три колонны с капителями, украшенными превосходными растительными орнаментами и сценами библейских сюжетов. Капители колонн справа также содержат изображения геральдических птиц (орлов) и растительные мотивы, а одна из капителей изображает приход жен-мироносиц ко Гробу Господню (на этой капители можно, в частности, заметить миниатюрные архитектурные детали: например, гроб изображен приподнятым на небольших колоннах — пройти под могилой в средние века считалось возможностью приобщиться к божеству и излечиться от болезней; три небольших окошечка в гробе также связаны с верованиями того времени, когда люди с помощью трех палочек пытались через отверстия прикоснуться к телу святого внутри гроба, и потом прикосновение к этому дереву, как считалось, обладало исцеляющей силой).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Капители колонн слева, помимо растительных орнаментов, содержат скульптурное изображение сцены, в которой ангел является во сне трех волхвам и предупреждает их, чтобы они возвращались домой через пустыню, минуя Иерусалим, а не возвращались к Ироду, чтобы сообщить об успехе своего путешествия (Мф. 2, 12). Разгневанный Ирод затем велел устроить избиение младенцев. Святое семейство, по счастью, к тому времени уже бежало в Египет, тоже получив во сне предупреждение от ангела.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Центральный столб (средник) сделан из деревянного массива. Базу колонны украшают скульптурные барельефы с изображением змей (символ зла), а капитель, имеющая форму опрокинутой пирамиды, декорирована мотивами из детства Иисуса Христа: фронтальную грань занимает изображение Богоматери, по бокам — сцены Рождества Христова и поклонения волхвов. Такое расположение рельефов имеет символический смысл: мы понимаем, что Богоматерь, расположенная в верхней части колонны, торжествует над злом, представленным рептилиями в нижней части.

В верхней части арки портала, в узком пространстве под самым сводом, можно заметить небольшую хризму (хрисмон) с монограммой имени Христа и греческими буквами Альфа и Омега по краям.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Общая схема портала клуатра:

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

 

 

 

 

 

Скульптурный декор капителей клуатра: сюжеты и символика

Галереи клуатра Таррагонского собора особенно интересны выразительными скульптурными украшениями капителей колонн. Западная галерея — единственная, где декор капителей ограничивается растительными орнаментами. Три остальных галереи содержат повествовательные капители с самыми разными скульптурными рельефами, включая фигуры фантастических существ и библейских персонажей, переплетенные в сложных арабесках. Это и мифологические животные, и персонажи народной фантазии, басен и поверий, и аллегорические фигуры людей с насмешливыми гримасами — подчас это комически-гротескные и неуклюжие образы, однако они поражают меткостью характеристик, острой выразительностью, живостью.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Многие капители клуатра украшены вырезанными из камня библейскими сценами, главным образом из Ветхого Завета. Здесь можно обнаружить, например, следующие сюжеты: грехопадение Адама и Евы, история Авраама, жизнь и Страсти Христовы, легенда о св. Николае и др. Ни в одном другом романском клуатре Каталонии не встретить столь богатого иконографического репертуара, такого обширного разнообразия капителей с мифологическими и библейскими сценами. Нельзя не упомянуть и о знаменитой «Крысиной процессии».

Ниже некоторые из этих капителей описываются более подробно.

1. Фантастические существа и животные

В галереях клуатра Таррагонского собора представлен чрезвычайно живописный бестиарий разнообразных животных и фантастический монстров, изображенных как собственно на капителях, так и на абаках колонн (абакой называется плита, составляющая верхнюю часть капители), как на нейтральном фоне, так и среди замысловатых растительных орнаментов. Декоративных характер этих изображений сочетается с их христианской символикой, подчас довольно четко угадываемой. Источниками этих орнаментальных мотивов часто являются тексты и иллюстрации из средневековых бестиариев или скульптурные композиции, которые были известны в то время мастерам Таррагонского собора.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Что касается символики образов, то она чаще всего негативная, демоническая, хотя и несколько затушеванная их декоративностью.

Змеи и драконы

В скульптурном оформлении галерей клуатра Таррагонского собора можно увидеть множество мотивов, связанных со змеями (гадюками) и драконами. Практически всегда эти твари изображены симметрично, с общей головой и переплетенными или же противопоставленными телами, что придает этим сюжетам ярко выраженный орнаментальный характер. Все эти монстры несут негативную символику, олицетворяя мир зла, дьявольскую силу. О более конкретном значении догадаться иногда бывает сложно, но исследователи убеждены, что столь частое использование данных мотивов связано в основном с характером анатомии этих животных, которая позволяет свободно добавлять или убирать какие-то декоративные элементы в соответствии с требованиями композиции или архитектуры.

Драконы и змеи являются главными представителями дьявольской фауны и часто объединяются в один вид существ (например, в средние века считалось, что змея — это дракон, утративший крылья вследствие греха). Символика этих созданий исключительно негативная. Хотя в редких случаях змея могла рассматриваться в положительном смысле, всё же доминирующим оставалось представление о змее как символе искушения, ереси, воплощении отрицательного начала (ср. роль змея в ветхозаветном рассказе о грехопадении). Образ дракона тоже чаще всего приобретал в христианстве негативное, демоническое толкование. Его ассоциировали со смертью, язычеством, ересью, искушением.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На капителях южной галереи клуатра можно увидеть скульптурные изображения двух пар драконов с общей головой на углу. Тела этих крылатых существ вытянутые и плотные, они покрыты чешуей и опираются на неприятно загнутый хвост. Вид у драконов свирепый, лапы напоминают львины. Острые крылья направлены вверх, к центру верхней части капители. Зеркальное расположение драконов создает определенный ритм и симметрию, наблюдаемую также в изображении других фантастических животных. Аналогичные скульптурные композиции с драконами на капителях встречаются во многих соборах и монастырях Европы, в частности, в монастыре Св. Марии каталонского города Риполь (Ripoll). Миниатюрное изображение такого рода содержится также в романской библии из Бургоса (XII в.).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Еще один любопытный пример с изображением драконов можно обнаружить тут же, в южной галерее клуатра. В данном случае мы тоже видим двух сказочных существ, напоминающих драконов, но другого типа. Поза и поведение монстров явно свидетельствуют о противостоянии. Первые смотрит направо и опирается на хвост и лапы наподобие львиных. У зверя гладкое тело и голова с зубастым клювом, занимающая угол и часть соседней грани капители. Монстр кусает своего собрата, находящегося на правой грани, за хвост. У этого дракона тело покрыто чешуей, он с крыльями и повернул голову назад, так что получилась симметричная композиция. Зверь, оскалившись, смотрит на своего обидчика, а его хвост направлен вертикально вверх, разделяясь, как растение, на пять ответвлений, одно из которых уже находится в пасти первого дракона. По анатомии и прочим деталям эти драконы совершенно не похожи на тех, что описывались выше. Их тела скорее напоминают птичьи, а шея более длинная. У дракона слева хвост заканчивается головой змеи, что связано с широкой трактовкой темы рептилий, которая предоставляла средневековым скульпторам широкие возможности для фантазии. Подобный образ можно встретить, например, в манускрипте X века Beatus de Girona.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На одной из абак южной галереи можно увидеть еще одну сцену, связанную с рептилиями. Здесь изображены симметрично расположенные гладкие извивающиеся тела двух змей, пожирающих распластанную посередине жабу. Это не особенно распространенный мотив в средневековом скульптурном декоре. По утверждению искусствоведов, наиболее близкий пример такого рода находится здесь же рядом, в клуатре Таррагонского собора, и изображает двух крылатых драконов, также пожирающих жабу и также симметричных. Даже среди специалистов нет единого мнения по поводу того, как следует трактовать этот мотив. Очевидно, что все изображенные здесь существа несут негативный смысл. Змея чаще всего интерпретируется как олицетворение дьявольской силы. Жаба, в свою очередь, также ассоциировалась со злом, смертью, грехом, чем-то омерзительным. Кроме того, жабу часто рассматривали как символ алчности или наказания за распутство (в средневековье считалось, что в аду они пожирают гениталии сластолюбцев). Другое дело, если здесь изображена не жаба, а лягушка, которая, напротив, являлась символом плодородия, новой жизни и воскресения.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Другая капитель таррагонского клуатра украшена изображением гадюки, из живота которой выходят еще две змеи, гладкие и меньшего размера, переплетающиеся с ней телами. Этот мотив не особенно распространен в романском искусстве. Искусствоведы связывают его с иллюстрацией из одного из средневековых французских бестиариев, изображающего виверну (vipera) – чудовище наподобие гадюки или дракона, иногда с человеческой головой. Было традицией изображать детенышей этого чудовища, которые рождаются, разрывая живот матери, ибо у нее нет органов деторождения. Считалось, что после этой раны родившая детенышей виверна умирает. Эти особенности виверны описаны еще в древнем сборнике «Физиолог», где давалась характеристика разных животных и птиц, в том числе вымышленных.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Что касается символического толкования этого мотива, то в данном случае стоит вспомнить историю о том, как Спаситель уподобил фарисеев гадюкам («змии, порождения ехиднины»): по аналогии с тем, как гадюки-виверны убивают своих родителей, так и еврейский народ казнил Христа, своего отца, и уничтожил Иерусалим, свою земную мать.

Василиск

Василиск, то есть мифическое создание с головой петуха и хвостом змеи, занимает центральное положение в композиции, вписанной в украшенный точечным орнаментом («жемчугом») круг. Чудовище изображено в профиль, с вертикально поднятым хвостом в виде змеиной головы, которая готовится укусить голову самого василиска. В когтях монстр держит человеческое существо. С внешней стороны круга находятся две симметрично расположенные птицы, которые наклоняются вниз и клюют василиска в голову. Предполагают, что образцом для этого василиска послужил аналогичный образ, некогда украшавший церковь Ла-Дорад в Тулузе. Похожего монстра в центре круговой композиции можно увидеть и на портале Благовещения (Puerta de La Anunciata) в соборе каталонского города Лерида (Lleida). Это существо, способное убивать взглядом и дыханием, имеет крайне негативную символику. Василиска всегда ассоциировали с силами зла, с дьяволом. Также он мог служить символом алчности, страсти к роскоши. Змеиная голова на конце его хвоста символизирует смертоносную природу этого монстра.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Изображение человеческой фигуры в когтях василиска встречается реже. Возможно, здесь это является символом борьбы человека с Сатаной, или же взгляд его пустых глазниц демонстрирует то, как василиск убивает взглядом своих жертв. Что касается птиц, то они могли быть добавлены исходя из композиционных соображений, но в то же время, вероятно, несут негативную, демоническую символику, связанную со смертью. Не исключено также, что они олицетворяют борьбу человека со злом.

Сирены

Сирены, полуптицы-полуженщины из греческой мифологии, достаточно широко представлены в декоре клуатра. Символика этих существ связана с искушением, обманом, совращением, отклонением от истинной цели, увлечением чувственными соблазнами. Часто эти существа отождествлялись с гарпиями. Подобные изображения встречаются в соборах многих европейских городов, включая собор в каталонском городе Лерида (Lleida) и во французской Тулузе. В древнем Египте птица-сирена считалась душой, отделенной от тела, мертвой душой. Гарпия считалась олицетворением пороков.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На одной из капителей мы видим пару птиц-сирен. На грани слева изображена птица-сирена мужского рода, на правой грани – женского. У первого существа туловище птицы, на ногах копыта и человеческое лицо с бородой. Шея его развернута так, что он смотрит в сторону своей «пары» — женского образа, расположенного симметрично мужскому на соседней грани капители. У этого женского существа тоже тело птицы, которое, однако, заканчивается хвостом рептилии; ноги также с копытами, а выше пояса — обнаженное женское тело. Сирена расчесывает распущенные волосы и смотрится в зеркало. По углам капители разместились рельефные листья водяной лилии. Сирена является символом дурных страстей, искушения, греха. Зеркало и гребень указывают на легкомыслие.

Львы

Также в барельефах клуатра широко представлены образы льва — животного, которое вообще является одним из самых частых персонажей средневековой пластики. За исключением случаев, где лев изображен во время схватки с человеком, практически все остальные примеры характеризуются строгой симметрией и носят в первую очередь декоративный характер. В то же время образ льва, царя зверей, полон глубокой символики. Это животное обычно первым описывалось в книгах типа «Физиолог» и других бестиариях. В античных культурах льва ассоциировали с солнцем, а в христианстве этот образ обогатился новыми символическими значениями, зачастую прямо противоположными, от божественного до дьявольского, в зависимости от контекста. Часто лев символизировал воскресение из мертвых и даже Воскресение Христово, поскольку считалось, что своим дыханием лев оживляет своих мертворожденных детенышей спустя три дня после их появления на свет. Также лев рассматривался как животное щедрое и благородное, которое уважает поверженных врагов и применяет силу лишь в исключительных случаях. Его сравнивали с Христом, который дарует прощение каждому, кто к нему обратится. Ну и, конечно, не стоит забывать, что лев является символом евангелиста Марка.

Одна из капителей украшена изображениями четырех симметрично расположенных львов под листьями аканта. Центр композиции составляют два льва, частично прислонившиеся друг к другу. Они развернули шею и смотрят друг на друга, разделенные неизвестным фруктом, свисающим меж двух дольчатых листьев. Передними лапами львы упираются в растительный орнамент, а их хвосты проходят между лап и заканчиваются кисточкой наподобие половины пальмового листа, который почти касается фрукта.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В итоге получается композиция, в которой растительные мотивы декора становятся практически неотделимы от анималистических. Львы по бокам изображены в тех же позах, что и по центру, поддерживая таким образом симметрию. Аналогичные композиции можно встретить во многих храмах Европы и, если говорить о ближайших к Таррагоне городах, стоит упомянуть в первую очередь портал Благовещения в соборе каталонского города Лерида (Lleida).

На другой капители можно заметить изображения двух других львов, разделенных растительным орнаментом.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Еще одна скульптурная сцена на капители клуатра носит совершенно иной, домашний, семейный характер и показывает львенка, сосущего молоко матери, изображенной с довольно пышной гривой, которая больше приличествовала бы самцу (впрочем, средневековых мастеров не слишком занимала разница между полами зверей). Хвост львицы заканчивается завитком и растительным орнаментов в виде половины пальмового листа. Данная тема не является характерной для романского искусства. Чуть ли не единственный пример такого рода можно найти на фасаде аббатства Сен-Жиль французского департамента Гар (регион Лангедок — Руссильон).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Чаще было принято изображать с детенышами других зверей: например, козу, ослицу и других домашних животных. Редкость данной темы затрудняет и трактовку ее символического значения, тем более что в средневековых бестиариях ничего не говорилось о том, что львицы кормят своих детенышей молоком. В то же время заканчивающийся растительным орнаментом хвост львицы свидетельствует о том, что данный барельеф мог иметь главным образом декоративным характер.

Птицы

В декоре капителей клуатра Таррагонского собора часто встречаются изображения птиц разных видов и форм и в составе разных композиций. В основном они представлены попарно и симметрично. Присутствие образов птиц в оформлении средневековых клуатров — распространенное явление, это был весьма популярный мотив в романской скульптуре вообще и в лангедокских и каталонских клуатрах в частности (в качестве примеров можно привести соборы в Жероне и Лериде (Lleida), а также монастырь Поблет). Соответственно, выбор этого мотива для украшения капителей таррагонского клуатра представляется вполне логичным. Что же касается  символического смысла данных животных, то это вопрос проблематичный. Искусствоведы предполагают, что использование образов птиц преследовало зачастую чисто декоративную цель, хотя некоторые конкретные виды пернатых (совы, голуби, вороны), разумеется, несли еще и вполне определенную символику.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В соборе Таррагоны также можно встретить множество изображений птиц. Например, на фотографии выше представлены две пары симметрично изображенных на растительном фоне птиц, которые клюют какие-то плоды. Другой пример демонстрирует двух наклонившихся вперед птиц, которые клюют какое-то растение – часть растительного орнамента.

Бараны

Как будет показано ниже, в рельефах таррагонского клуатра широко отражена темы борьбы, в том числе борьбы между различными животными. К примеру, на одной абаке изображены бодающиеся бараны. Подобная композиция была не слишком распространена в романском искусстве, однако встречается, например, в каталонском монастыре Сант-Кугат (Sant Cugat del Vallès). Тема эта, разумеется, не нова и использовалась еще в древнеримском искусстве. Символическая трактовка этого изображения, однако, искусствоведам не дается.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Известно, что агнец является символом Христа. Однако вряд ли в данном случае мы имеем дело именно с этой положительной символикой. Возможно, эти образы были помещены на капитель прежде всего из декоративных соображений или же в качестве сцены из повседневной жизни. Зацепкой к трактовке этой композиции могут служить евангельские слова о лжепророках, которые являются нам в овечьей шкуре, а внутри суть хищные волки.

2. Мотив человеческой фигуры

В клуатре Таррагонского собора можно встретить и изображения человеческих фигур различных типов. Особенно часто они присутствуют в сценах борьбы: противостояния между вооруженными и невооруженными людьми, а также между людьми и животными, людьми и фантастическими монстрами. Символика этих оригинальных и разнообразных сцен не всегда ясна даже специалистам. В большинстве случаев речь, видимо, идет об аллегории дисгармонии, разногласия, о борьбе сил добра и зла (не всегда триумфальной для добра), о борьбе христианства и язычества или христианства и мусульманства, тем более что темы сражения христианских рыцарей с маврами были весьма распространены в разгар Реконкисты и находили отражение в разных видах искусства.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Другим возможным источником вдохновения средневековых скульпторов выступала популярнейшая эпическая поэма «Песнь о Роланде», также, впрочем, связанная с борьбой христиан против мавров.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Кроме того, среди капителей клуатра можно встретить барельефы на темы борьбы человека с драконами,  кентаврами и другими фантастическими существами, а также сцены охоты.

Давид (Самсон) и лев

Что касается борьбы человека с животными и фантастическими монстрами, то в клуатре Таррагоны встречается несколько вариаций этой темы. Одним из традиционных сюжетов является схватка Давида со львом, которая рассматривается как ветхозаветное олицетворение триумфа Христа над силами зла. Давид, безбородый юноша, изображен верхом на льве и разрывает пасть зверя голыми руками. Композиция вписана в оформленный точечным орнаментом («жемчугом») круг, переплетающийся с такими же кругами соседних граней капители, что придает ей единый стиль. Схватка Давида со львом является как бы прелюдией к его сражению с Голиафом. Триумф юноши также символизирует победу христианства над язычеством. Кроме того, сама эта борьба рассматривалась докторами церкви как символ Христа, сопротивляющегося дьявольским искушениям. Не исключено, впрочем, что тут изображен не Давид, а Самсон, который в своей победе надо львом предвещает победу Христа над силами смерти и зла, в данном случае воплощенных в образе этого хищника.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В романском искусстве Каталонии и Европы в целом сохранилось множество примеров подобных сцен борьбы, в которых человек восседает верхом на льве или ином хищнике. В этом же клуатре (в его северной галерее) можно, к примеру, увидеть еще одно изображение битвы Самсона со львом.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Возможно, эта тема повторяется тут с чисто декоративными, а не символическими целями.

Циклоп

Среди других тем борьбы можно назвать барельеф капители, на которой изображен одноглазый человек-циклоп с курчавыми волосами, сражающийся с монстром наподобие крылатого дракона или льва. В руках у персонажа копье, которым он, занося его над головой, протыкает глотку монстра. Защищается воин круглым гладким щитом. На фоне угадываются языки пламени и камни, что, возможно, является указанием на подземный мир. В романском искусстве Каталонии подобных сцен больше не встречается. Циклопы вообще довольно редко служили темами для романской скульптуры.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Необычность данной сцены усугубляется тем, что одно странное существо сражается с другим фантастическим созданием. В то же время жест когтистых лап дракона, которыми он пытается вырвать у человека щит, далеко не нов в романском искусстве и часто встречается в изображениях борьбы человека со львами и другими животными. Однако вероятный литературный или изобразительный источник данной сцены неизвестен. Возможно, сюжет был просто навеян воображению средневекового скульптора рассказами о циклопах, горгонах и других представителях фантасмагорической фауны, обитающих в далеких недоступных странах. Известны также легенды, повествующие о свирепых аримаспах (Arimasps) — племени одноглазых людей наподобие циклопов, которые жили на Алтае или Урале и постоянно воевали с грифонами, которые были хранителями золота в недрах этих богатых земель — в подземном царстве. В европейском искусстве аримаспов изображали бородатыми одноглазыми воинами, сражающимися с грифонами, чтобы отнять у них золото.

Охота на медведя

Весьма интересной представляется изображенная на одной из капителей клуатра сцена охоты на медведя. У человека в руках копье, которым он насквозь распарывает брюхо мохнатого хищника, навалившегося на охотника всей своей тяжестью. Голова охотника уже почти оказалась в пасти зверя. Как и сцена борьбы Давида со львом, композиция вписана в оформленный точечным орнаментом («жемчугом») круг. Она считается  упрощенной версии более ранней капители «Охота на медведя», которая некогда украшала храм Ла-Дорад в Тулузе. Медведь — животное, которое не часто встречается в средневековых бестиариях, однако является распространенным изобразительным мотивом еще со времен античности. Подобные таррагонскому образцу сцены можно встретить, например, на консоли собора Сантьяго-де-Компостела.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Точная трактовка смысла этой композиции затруднительна. С одной стороны, это сцена охоты, с другой — также и изображение схватки человека со зверем, на что особенно указывает наличие лишь одного человека и одного хищника. В то же время аналогии с другими подобными композициями склоняют искусствоведов в сторону первого варианта интерпретации. Сомневаться в виде животного не приходится, и большинство исследований подтверждают, что это именно медведь. Что касается символики данной сцены, то некоторые искусствоведы видят в ее дуализме (охотник протыкает своим копьем туловище зверя, а последний в то же время заглатывает его голову) воплощение адского наказания за грехи, но в то же время некий намек на надежду. Также стоит отметить, что медведь в христианстве рассматривался как символ зла, жадности, чревоугодия, как одно из обличий дьявола. В Библии упоминается, как Давид сражался не только со львом, но и с медведем, и эта битва символизирует конфликт между Христом и дьяволом.

Грех блуда

Особенно стоит отметить аллегорическое олицетворение греха блуда (похоти) (лат. Luxuria), представленное в виде гротескной фигуры, очевидно, женской. Змея, которая обвилась вокруг ее ног, мучает ее, кусает за грудь или пьет ее молоко. Чрезвычайно выразительный облик человеческой фигуре придает широкая голова с большими зрачками и носом. Пальцами она растягивает рот, показывая язык. Подобные изображения встречаются в европейском искусстве, хотя назвать какой-либо явный образец для этой композиции не представляется возможным. Есть, впрочем, мнение, что моделью послужила капитель Графского портала (Porte des Comtes) храма Сен-Сернен в Тулузе, на которой две змеи обвиваются вокруг ног обнаженной женщины и кусают ее грудь.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Женщины, на которых нападают змеи, присутствуют также на фризе, посвященном мукам Ада, в клуатре собора Жероны. Уникальность таррагонского варианта в том, что здесь присутствует только одна змея, а также в необычном облике самой женщины. Непосредственно напротив этой капители находится консоль со скульптурным образом с похожей гримасой. Эта фигура обычно рассматривается как олицетворение другого смертного греха: алчности.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Вообще тема распутства, похоти была одним из наиболее часто изображаемых в средние века мотивов, связанных со смертными грехами и наказанием за них.

Хуглары

Скульптурные украшения некоторых капителей посвящены сценам из жизни хугларов, то есть средневековых скоморохов, акробатов, музыкантов, поэтов. С одной стороны, это может рассматриваться как изображение повседневной жизни той эпохи. С другой стороны, эти занятия тогда подвергались моральному осуждению, так что эти образы могут трактоваться как полные негативной символики. Примером служит сцена с двумя акробатами на верблюде. Собственно верблюд в романском искусстве символизировал послушание, покорность, смирение.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В нижней части капители изображен сосущий молоко верблюдицы малыш, что придает всей сцене более домашний, семейный характер.

3. Сюжеты легенд и басен

Ряд орнаментальных тем клуатра Таррагонского собора связан с сюжетами легенд и басен. Особенно примечательна в этом плане третья колонна южной галереи (см. план клуатра). Здесь на абаках представлено сразу две композиции, посвященные басням: на одной изображены лисица и петух с курами, на другой, наиболее известной и популярной сцене всего таррагонского клуатра, — композиция «Крысиная процессия», иначе именуемая «Похороны кота» (Entierro del gato por las ratas/Enterrament del gat per les rates).

Обе композиции посвящены теме хитрости, лукавства, дьявольского искушения – в общем, нечестных приемов, с помощью которых лиса и кот, соответственно, достигают своей цели, обманывая невинных жертв точно так же, как Сатана обманывает людей. В обоих случаях легенда повествует о том, как хитрый кот или, соответственно лиса, усыпили бдительность своих жертв, прикинувшись мертвыми. Характерно, что умение прикинуться мертвым, чтобы схватить свою жертву, считается излюбленной тактикой Сатаны.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Остановимся на наиболее известном сюжете о хитром коте и крысах. Он основан на следующей легенде. Рассказывают, что во дворце одного знатного жителя Таррагоны было множество крыс, которые опустошали амбары и кладовые, и ни одному слуге не удавалось истребить этих вредителей. Во время торжественного обеда, который дворянин давал в честь короля, крысы проникли в банкетный зал, напугали всех дам и сожрали мясо, приготовленное для гостей. Возмущенный король поклялся, что больше не вернется в этот дом, пока во дворце не истребят всех грызунов. Тогда дворянин нашел лучшего кота во всей таррагонской области и поручил ему избавить жилище от крыс. Кот вскоре устал от бесконечных погонь за крысами и, не в силах справиться с этими мелкими тварями, которые прятались от него в своих крошечных норках, решил притвориться мертвым. Он повалился на спину и сделал вид, что не дышит. Убедившись, что их враг мертв, крысы решили отметить это событие: положили кота на носилки и устроили погребальную процессию. В самый разгар шествия, когда крысы уже ничего не боялись, кот спрыгнул с носилок и уничтожил их всех.

Оба момента истории запечатлены на абаках. Слева мы видим собственно похоронную процессию с кротко возлежащим лапами кверху котом, которого несут четыре крысы (еще одна следует ниже с мотыгой (топором) и еще три впереди – с флагом и кропильницами). А уже справа — внезапно оживший кот пожирает наивных крыс, которые в панике разбегаются во все стороны, побросав всё, что несли.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Это довольно редкий сюжет в европейском средневековом искусстве, выделяющийся своей оригинальностью и сатирическим характером. Можно, однако, вспомнить родственный сюжет из популярнейшего средневекового плутовского романа «Ренар» («Романа о Лисе»), основанного на античных баснях Эзопа и восточных сказках о животных. Роман был исключительно популярен во многих странах Европы и породил массу подражаний. Более того, сюжеты из этого сатирического цикла стали распространенной темой средневекового изобразительного искусства и, в частности, часто использовались мастерами-резчиками, оформлявшими соборы. Отцы церкви, включая св. Августина, поощряли подобную литературу. Разнообразные назидательные басни-«эзопики» имелись в средние века во всех монастырских библиотеках, так что мотивы из басен проникали даже в иллюстрации, украшавшие евангелия. А, например, басня о волке и баране нашла отражение в резьбе алтарных сидений Кафедрального собора Барселоны.

Рисунок барельефов на темы басен в соборах Страсбурга и Таррагоны

В одной из версий «Романа о Лисе» описывается аналогичная история: лис притворился умершим, и его враги — волк, баран, заяц и другие — радостно провожают его в последний путь. Кто-то несет погребальные носилки, кто-то сопровождает шествие игрой на музыкальных инструментах. Этот сюжет приобрел большую популярность и неоднократно становился темой для скульптурных изображений в европейских соборах: например, серия сцен из «Романа о Лисе» изображена в резьбе алтарных сидений собора в Бристоле. Другим известным примером являются барельефы XIII века, украшавшие две капители в алтарной части Страсбургского собора, — уничтоженные в 1685 году, но известные в истории искусств по нескольким сохранившимся гравюрам и описаниям. Одна из этих резных сцен изображала как раз погребальную процессию из многочисленных животных, которые несут кропильницы, крест, зажженную свечу и, разумеется, носилки с телом виновника торжества — хитрого лиса. Также большую популярность приобрел эпизод, в котором лис проповедует перед курами (эта сцена использована, например, в резном декоре алтарных сидений соборов Толедо и Леона).

4. Библейские истории: Ветхий Завет

На одной из колонн южной галереи клуатра можно увидеть семь капителей, посвященным различным эпизодам книги Бытия, которые, впрочем, представлены не в хронологическом порядке, а вразнобой. Пять сцен посвящены жизни Адама и Евы, а также Каину и Авелю, еще две связаны с историей Авраама, и еще две — с жизнью Иосифа.

Стоит особо отметить отсутствие хронологического порядка, последовательности и систематичности в изображении сцен. Примеры такой фрагментарности и неупорядоченности наблюдаются в клуатре Таррагонского собора повсюду и затрудняют последовательное «чтение»повествовательных сюжетов. Необычайно разнообразный, этот клуатр при этом, кажется, лишен целостного, продуманного, программного характера.

В общем и целом, библейские сцены клуатра  так или иначе связаны с тематикой первородного греха и его прямыми или косвенными последствиями, а также с эпизодами, которые предвещают крестную смерть Христа.

Адам и Ева

В первом случае мы имеем дело с библейской истории о грехопадении, изгнании первых людей из Рая и последствиях первородного греха: обреченности на труд, телесных страданиях и смерти, а также склонности к разногласиям и прочему злу, примером которой является братоубийство Авеля Каином.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На первой капители ветхозаветного цикла изображены изгнанные из Рая Адам и Ева, одетые в туники, с инструментами труда в руках: слева — Ева с прялкой, справа — Адам с мотыгой (намек на необходимость трудиться как одно из последствий грехопадения; шкуры мертвых животных, из которых сделаны туники Адама и Евы, указывают на смертность человека как еще одно следствие первородного греха). Тут же рядом представлен Бог, упрекающий Адама за содеянное.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Далее по центру расположена собственно сцена грехопадения с обнаженными Адамом и Евой и змеем на дереве (верхняя половина тела Евы, к сожалению, утрачена, равно и голова змея). Потом мы видим изображение всей семьи Адама и Евы с их первыми детьми, Каином и Авелем. Авеля Ева кормит грудью, а Каин протягивает к младенцу руки в попытке вырвать и задушить брата, а стоящий позади Адам сдерживает его угрожающий жест; барельеф подчеркивает разницу в возрасте между двумя братьями, а также враждебность и ревность Каина по отношению к Авелю. В данном случае мы имеем дело с уникальной в христианском искусстве иконографией. В то же время изображение кормящей Евы (без указания на ревность Каина) в христианском искусстве встречается. Например, в библии из Бургоса, которая относится к эпохе строительства клуатра в Таррагонском соборе, есть иллюстрация, на которой рядом с Адамом изображена кормящая Каина Ева — это одно из немногих «семейных» изображений Адама и Евы.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Завершает цикл изображение Каина и Авеля за их занятиями: Авель — пастырь овец (скотовод), а Каин — земледелец (традиционно противопоставляемые виды занятий подчеркивают противостояние братьев и их грядущую ссору). Авель представлен с посохом в руке, вокруг него козы и овцы, а Каин пашет и засевает землю при помощи двух быков.

Цикл, связанный с историей Адама и Евы, является одним из наиболее распространенных в христианском искусстве, включая и каталонскую романику и, в частности, романские клуатры в соборе Жероны и монастыре Сант-Кугат (Sant Cugat del Vallès). Впрочем, в Таррагоне упущен момент сотворения людей Богом и сам момент изгнания из Рая. Зато в цикл включены некоторые редкие сцены — в первую очередь, вышеописанный «семейный портрет» Адама и Евы с их двумя сыновьями (возможный намек на еще одно последствие грехопадения: женщины с тех пор должны рожать детей в муках). В качестве прообразов для таррагонских резных капителей в данном случае могли выступить иллюстрации в библиях того времени (в последних, между прочим, тоже редко соблюдался строгий повествовательный порядок в расположении отдельных сцен).

На капителях восточной и в северной галереи клуатра данный цикл: здесь изображено жертвоприношение Богу, совершаемое обоими братьями, а также сцена смерти Авеля на руках Каина — эти сцены продолжают начатое на южной галерее повествование о первых детях Адама и Евы и служат аллюзиями на крестную жертву и смерть Христа, а также на Евхаристию как благодарственную жертву Богу.

История Авраама

История Авраама и в первую очередь эпизод с жертвоприношением его сына Исаака рассматривается как ветхозаветное предзнаменование крестной жертвы Иисуса Христа.

Жизни Авраама посвящены капители двух колонн таррагонского клуатра. На одной представлено явление у дубравы Мамре (под Мамврийским дубом). Мы видим трех посланных Господом Аврааму ангелов, которые сидят за столом со множеством разных яств. Они едят приготовленные Саррой хлеба. Слева, на той части капители, что выходит на внутренний двор собора, изображен сам коленопреклоненный Авраам в тунике под стилизованным деревом. Руки патриарха сложены в молящем жесте. Ангелы — безбородые мужи с миндалевидными глазами, нимбами и крыльями, заканчивающимися выше на абаке, — повернулись округлыми лицами к Аврааму. Очень похожую композицию можно встретить, например, в клуатре каталонского монастыря Сант-Кугат (Sant Cugat del Vallès). Эта тема также часто находила отражение в более раннем восточноевропейском, византийском искусстве.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Три посетивших Авраама ангела предсказывают ему и его жене Сарре (которая здесь не изображена) рождение сына, будущего Исаака. В византийском искусстве три ангела за столом в гостях у Авраама интерпретировались как символ Троицы. В западном искусстве оповещение о рождении Исаака рассматривали как прообраз будущего Благовещения Деве Марии. Стоит также отметить евхаристическую символику хлеба, которым Авраам угощает своих небесных гостей. Одновременно угощение могло интерпретироваться как символ милосердия и гостеприимства.

Следующая сцена связана с историей жертвоприношения Авраамом Исаака. Когда 90-летняя Сарра родила Аврааму Исаака, Авраам был счастлив, так как у него наконец-то родился законный наследник, однако Господь пожелал испытать силу веры Авраама и повелел ему принести Исаака в жертву. Старый патриарх ужаснулся, но проявил послушание и отправился с сыном на гору Мориа, где должно было произойти жертвоприношение. Там Авраам сложил жертвенник, чтобы сжечь тело сына после принесения его в жертву. Он уже занес нож над Исааком, когда его остановил голос ангела, возвестившей ему, что Господь просто хотел убедиться в крепости веры Авраама.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Исаак изображен верхом на осле, позади него стоит Авраам с ножом, а в верхнем правом углу парит ангел с жертвенным агнцем. Крылья ангела, как и в предыдущей сцене, заходят на абаку. Тема жертвоприношения Авраамом Исаака является очень распространенной в христианском искусстве. Из наиболее близких примеров можно назвать саркофаг Леокадио (El sarcófago de Leocadio/ sarcòfag de Leocadi) начала V в., который хранится в Музее раннехристианского искусства в Таррагоне (Museo de la Necrópolis Paleocristiana de Tarragona/Museu Paleocristià de Tarragona). Среди более поздних примеров можно упомянуть капитель одной из колонн клуатра собора в Жероне.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Сцена жертвоприношения Исаака Авраамом трактуется обычно как прообраз смерти Христа ради спасения человечества. Конкретные детали этой сцены также имеют символический смысл: Авраам, приносящий в жертву своего сына, является образом Бога Отца, который жертвует своим Сыном; Исаак с вязанкой дров для жертвенника — прообраз Христа, который несет на плечах свой крест; осел с инструментами жертвоприношения символизирует Синагогу, которая слушает слово Божье, не понимая его. Неслучайно эта сцена часто изображалась в храмах в алтарной части. В моральном смысле эта история трактуется как полное подчинение воле Господа и спасение души через божественную милость.

История Иосифа

Наконец, уникальный для клуатров этой части Европы цикл, связанный с жизнью Иосифа, касается его продажи измаильтянам и также содержит аллюзии на смерть Христа. Этот цикл располагается рядом со сценой, изображающей Каина и Авеля. Жизнь Иосифа служит прообразом жизни Христа, также преданного своим ближайшим окружением. С драматическими эпизодами из жизни Иосифа нас знакомят две капители.

Иосиф был любимым сыном Иакова, и единокровные братья завидовали Иосифу и ненавидели его. Когда ему исполнилось 17 лет, братья задумали его убить. Они сорвали с него разноцветный плащ, подаренный отцом, и потащили к яме, чтобы он там погиб. Однако в этот момент они увидели караван измаильтян, и один из братьев предложил продать Иосифа в рабство работорговцам. Братья испачкали затем плащ Иосифа кровью козла и отнесли отцу, убедив его, что на Иосифа напали дикие звери. Они обманули Иакова, показав ему плащ Иосифа с пятнами крови и сообщив, что Иосиф мертв. Затем братья продали юношу владельцу торгового каравана, а тот, в свою очередь, отвез Иосифа в Египет, где продал в рабство.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На первой капители изображены братья Иосифа, которые замышляют его убить. Здесь мы видим Иосифа, который был послан отцом проследить за работой своих братьев на поле. Этот безбородый юноша разыскивает их и несет им кувшин и корзинку с пищей. На соседней капители изображены собственно одиннадцать старших братьев Иосифа, которые замышляют его убить. Они отдыхают после работы в поле в окружении стада. Стоит обратить внимание на большое разнообразие черт и выражений их лиц. Подобная сцена больше нигде не встречается в каталонском искусстве.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Библейский рассказ об Иосифе был популярной темой европейского искусства уже начиная с V века. Из более поздних примеров особенно выделяется мозаичный цикл в соборе Св. Марка в Венеции, а также витражи в соборах Шартра и Руана. Но в Таррагонском соборе цикл представлен обрывочно и неполно: скульптор, видимо, пользовался достаточной творческой свободой. В каталонском искусстве эта тема вообще не была распространена.

На второй капители мы видим сидящего Иакова, который принимает окровавленную кровью тунику Иосифа из рук одного из своих сыновей. Данная тема также часто встречается в европейском искусстве, хотя в каталонском романском искусстве подобные примеры отсутствуют.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

По сравнению с другими известными европейскими образцами (скажем, уже упомянутой мозаикой в Венеции) здесь тема сведена к минимуму деталей: отсутствуют прочие персонажи (включая мать Иосифа Рахиль), отсутствует тревожная жестикуляция, выражающая драматизм события и страдание Иакова. Налицо определенная экономия изобразительных средств.

Окровавленная туника рассматривается как прообраз будущих страданий Христа, его бичевания. Продажа Иосифа в плен его родными братьями является символом будущего предательства Иуды.

Всемирный потоп и история Ноя

На капителях восточной галереи можно увидеть барельефы на тему Всемирного потопа, продолжающие ветхозаветный цикл клуатра. Всемирный потоп явился карой за нравственное падение человека.

Первая скульптурная сцена изображает Ноя с женой в ковчеге.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Бог заблаговременно сообщил патриарху Ною, праведному и непорочному, о своем решении уничтожить все живое на Земле. За свою праведность Ной с семьей был избран Богом для возрождения человеческого рода. Господь сообщил отложить потом на 120 лет, чтобы Ной с семьей смогли построить огромный ковчег и спастись от смерти. Когда ковчег, огромное плавучее жилище, был готов, Бог повелел Ною взять с собой по паре от каждого вида животных и птиц (чистых животных было взято по семь пар) и войти в ковчег вместе с женой, сыновьями и их женами. Через 7 дней после этого разверзлись небеса, дождь беспрерывно лил 40 дней и ночей, вся земля ушла под воду и оставалась там еще в течение 150 дней. Потом вода начала спадать, и ковчег опустился на скалы Араратских гор. Ной отправил на поиски суши ворона, который не вернулся. Через 8 дней настал черед голубя, но он вернулся ни с чем. Еще через 7 дней Ной снова отправил голубя, и на этот раз птица прилетела с оливковой ветвью в клюве. На третий раз голубь не вернулся, и это означало, что земля обсохла и он нашел пригодное для жизни место. Спасшиеся 8 человек ожидали божественного указания, затем покинули ковчег, и в знак благодарности принесли Богу в жертву несколько животных. После этого потомки благочестивого Ноя вновь заселили землю.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На второй капители мы видим, как голубь приносит в клюве оливковую ветвь, и всё семейство Ноя обращается с благодарственными молитвами к Небу.

5. Библейские истории: Новый Завет

Другие библейские сцены — в частности, многочисленные эпизоды из Нового Завета — можно увидеть на капителях восточной и в особенности северной галереи клуатра. Также там можно обнаружить различные сцены из легенды о святом Николае.

Тут же представлен цикл сцен из жизни Христа, начинающийся рождественскими сюжетами. Например, в евангельской сцене поклонения пастухов Иисус изображен на руках у Марии, рядом с которой стоит Иосиф, а справа их плотной толпой обступили пастухи со своим стадом.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Далее мы видим сцену поклонения волхвов, в которой изображены трое волхвов, приносящих младенцу Иисусу свои дары (золото, ладан и смирну (мирро)). Данный сюжет был необычайно популярен в средневековом изобразительном искусстве. Достаточно сказать, что он встречается в этом же клуатре, на капители романского портала.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

К сюжетам из жизни Христа также относятся скульптурные композиции, связанные с его детством и юностью, чудесами и, наконец, Страстями. Среди эпизодов детства и юности Христа скульпторы изобразили Сретение Господне (принесение младенца Христа во храм и его встреча со старцем Симеоном) и Крещение Господне — сцену принятия крещения от Иоанна Крестителя.

Иоанн Креститель был аскетом, он носил верблюжью шкуру, жил в пустыне и проповедовал на берегах реки Иордан. Там он выполнял особый обряд очищения: выслушивал тех, кто приходил к нему каяться, а затем заставлял войти в реку — это был своего рода символический жест, позволявший смыть грехи. Иисус пришел к Иоанну и принял крещение вместе с другими. Однако во время церемонии «отверзлось небо» и раздался голос: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Обратите внимание на голубя, олицетворяющего Святого Духа, который парит над Христом, погруженным в воды реки Иордан.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Из чудес Христа в клуатре Таррагонского собора изображен брак в Кане Галилейской — первое чудо, совершенное Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета. Как-то Иисуса пригласили на свадьбу, и его мать Мария попросила сотворить самое земное из чудес: Иисус превратил воду в вино, чтобы гости могли продолжать праздновать. Сцену превращения из воды в вино на свадьбе в Кане изображали многие художники. Исследователи долго спорили относительно этого эпизода Библии. Это было «мирское чудо», т.е. оно не носило духовный или божественный характер. Наиболее вероятно, что это был великодушный жест ради гостей или проявление доброты по отношению к матери. Христианская традиция видит в этом эпизоде выражение особой силы молитв Богородицы за людей. Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением этого чуда Иисус Христос освятил таинство брака.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Барельеф этой капители изображает Христа, совершающего свое первое чудо, совсем еще юным, почти мальчиком. Богоматерь изображена по центру, с короной на голове, непосредственно позади Христа. Под столом видны кувшины с водой, которую Христос превратил в вино.

Перейдем теперь к страстному циклу. Страсти и Воскресение Христова представлены на трех капителях северо-восточной опоры, где изображены сцены Распятия, Снятия с креста и прихода жен-мироносиц ко гробу, а также на центральной опоре северной галереи клуатра, где изображены явления Христа Марии Магдалине и апостолу Фоме. Предположительно четыре этих капители раньше относились к единой композиции, состоящей из двух соседних двойных капителей. Всего новозаветный цикл в клуатра Таррагонского собора состоит из 16 сцен, что значительно меньше, чем в ряде других каталонских клуатров. В то же время здесь есть такие редкие для данного региона темы, как, например, сцена, изображающая Иисуса перед первосвященником Анной.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В сцене Распятия над правой рукой Христа изображен месяц, а над левой — солнце.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

К композициям на тему Воскресения Христа относятся скульптурные сцены прихода жен-мироносиц ко Гробу Господню, а также явление воскресшего Христа Марии Магдалине (Noli me tangere) и Фоме. Эпизод с недоверчивым апостолом Фомой, который собирается вложить палец в рану Христа, чтобы убедиться, что Иисус воскрес из мертвых, являлся распространенным мотивом романской скульптуры.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Новозаветный цикл клуатра не ограничивается историей жизни и страданий Христа. Так, на северо-восточной угловой опоре (наряду с ветхозаветными сценами жертвоприношений Каина и Авеля, убийства Авеля Каином и фризом, изображающим Христа среди ангелов) помещен барельеф на тему евангельской притчи о богаче и нищем Лазаре. Богач изображен в красивых одеждах, он сидит за столом и подносит к губам чашу. Рядом восседают еще три персонажа. Лазарь, который, как сказано в Евангелии, лежал у ворот богача, здесь не показан. Расположение этой сцены на опоре, которая в целом посвящена ветхозаветным сюжетам, представляется нелогичным, хотя подобный алогизм характерен для всего таррагонского клуатра и, возможно, связан с тем, что работы велись не в один период и разными группами мастеров.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Также не стоит забывать о беспрецедентных размерах этого клуатра: с задачей оформления столь масштабных галерей тогдашние каталонские скульпторы вряд ли сталкивались. Не исключено, что притче о Лазаре некогда был посвящен целый цикл повествовательных капителей, наподобие тех, что связаны с легендами о св. Николае. Тем более что искусствоведы считают оба этих цикла — стилистически и концептуально схожих, но независимых от остальных барельефов на библейские темы — творением одного и того же мастера.

6. Прочие религиозные сюжеты: легенда о святом Николае

Довольно хорошо в северной галерее клуатра сохранился цикл из пяти повествовательных капителей, посвященных чудесам св. Николая (все они относятся ко второй опоре, считая с северо-западного угла северной галереи — см. план клуатра). Эти капители отличаются по стилю исполнения от остальных, более ранних: фон здесь не пустой, а заполненный орнаментом в виде листьев аканта; сами фигуры менее крупные и приземистые; зрачки человеческих лиц обработаны иначе, чем на остальных капителях; в то же время головы и плечи фигур заметно выступают из массы камня.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На первой двойной капители мы видим, как св. Николай усмиряет бурю и спасает моряков от потопления; рядом изображен св. Николай с тремя золотыми шарами. Шары являются символическим обозначением кошельков с золотом, которые святой угодник тайно подбросил в окно в дом отца трех бедных девушек, чтобы спасти их от нужды и уберечь от необходимости становиться блудницами.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Следующие три капители посвящены легенде о том, как св. Николай воскресил трех заблудившихся в лесу юношей, которых подлый мясник заманил к себе в дом и убил, чтобы засолить в бочке и потом выгодно продать на базаре.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

На одной капители изображены три юноши, убитые злонамеренным мясником; на другой мы видим, как св. Николай беседует с убийцей; а на третьей св. Николай уже оживляет убитых отроков.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Последние две капители на западной стороне опоры повествуют о бесчестном христианине, который решил утаить свой долг еврею и поклялся на алтаре св. Николая, что уже вернул ростовщику золото. Барельеф изображает как саму эту ложную клятву, так и Божья кара, которая постигла клятвопреступника (его переехала колесница).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Присутствие в таррагонском клуатре капителей на темы легенд о св. Николае обычно связывают с тем, что этого святого очень почитал король Арагона и граф Барселоны Альфонсо II Целомудренный (1157-1196). Этот правитель был одним из благодетелей Таррагонского собора, он поддерживал развитие культа св. Николая в этом храме и жертвовал средства на строительство клуатра.

7. Средневековый календарь

На абаках северной галереи можно увидеть целый средневековый календарь, демонстрирующий различные виды полевых работ по сезонам года (обратите внимание, например, на человека, который пашет землю на волах, или другого, который кормит борова).

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Эти сцены расположены непосредственной над капителями с барельефами, повествующими о детстве и юности Христа.

Танцующее яйцо

В клуатре Таррагонского собора, как и многих других соборов Каталонии, существует традиция танцующего яйца (L'ou com balla), которая, как предполагают, изначально зародилась в Кафедральном соборе Барселоны, где уже в XVI веке пономари помещали пустое яйцо с заклеенным воском отверстием в центр струи фонтана. Яйцо начинало вертеться и крутиться, подпрыгивать и танцевать, не падая.

Этот необычный танец призван символизировать быстротечность жизни, смену времен года. Впоследствии традиция распространилась и в других местах Барселоны и Каталонии в целом, причем проникла не только храмы, но и в светские здания, в которых есть патио.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

В соборе Таррагоны эта традиция прижилась с 1933 года, когда ее подхватил каноник Жузеп Барсело (Josep Vallès Barceló). Со временем популярность ритуала только возрастала. Сегодня посмотреть, как яйцо «танцует» на струях фонтана во дворе собора, в Таррагоне можно один раз в год: во время праздника Корпус Кристи (Тела Христова). Как и в других клуатрах, фонтан обычно украшают цветами, свежими фруктами и ягодами.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Видео «танца яйца» в клуатра Таррагонского собора можно посмотреть тут.

Вход в клуатр. Практическая информация для туристов

В настоящее время собор Таррагоны закрыт на реставрацию. Работы предположительно продлятся до 2012 года.

Однако для туристов открыт епископальный музей при соборе и вышеописанный клуатр. Вход в клуатр осуществляется через западную галерею. Посетители проходят через неороманский портал, за которым находится касса (часть бывшего рефектория). Билет на данный момент стоит около 3€.

 

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Фотографировать на территории собора официально запрещается, однако не замечено, чтобы за этим кто-то особенно следил. Нас во всяком случае никто не останавливал, и мы спокойно фотографировали и в музее, и в клуатре.

Клуатр кафедрального собора, Таррагона, ИспанияКлуатр кафедрального собора, Таррагона, Испания

Впрочем, судя по отзывам в Интернете, иногда туристов специально предупреждают, чтобы они не снимали.

Карта Таррагоны

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту (план) Таррагоны. На карте указаны названия всех улиц, площадей, парков, обозначено местоположение автовокзала и железнодорожной станции Таррагоны, пунктов туристической информации и большого торгового комплекса Parc Central. Также на карте отмечены основные достопримечательности Таррагоны, перечень которых дается ниже.

Карта города, Таррагона, Испания

Достопримечательности на карте Таррагоны:
1. Макет римского Таррако (II в. н. э.) (Maqueta Tàrraco romana)
2. Дом Кастелярнау (XIV-XVIII вв.) (Casa Museu Castellarnau)
3. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)
4. Археологический маршрут (римские стены, средневековые и современные фортификационные сооружения) (Passeig Arqueològic-Muralles)
5. Портал Сант-Антони (XVIII в.) (Portal de Sant Antoni)
6. Дом Каналс (II в. до н.э.- XIX в. н.э.) (Casa Canals)
7. Старинная больница (Совет округа Таррагоны) (XII-XIV вв.) (Antic Hospital de Santa Tecla, Consell Comarcal)
8. Собор (XII-XIV вв.) и музей собора (Catedral i Museu Diocesà)
9. Готические арки (XIV в.) (Voltes gòtiques)
10. Площадь провинциального форума (I в. н.э.) (Fòrum Provincial)
11. Музей современного искусства (XIX-XX вв.) (Museu d’Art Modern)
12. Еврейский квартал (XIV в.) (Call jueu)
13. Национальный археологический музей Таррагоны (MNAT) (Museu Nacional Arqueològic (MNAT))
14. Римский преторий (I в. н.э.) (башня, именуемая дворцом Пилата) (Pretori romà)
15. Римский цирк (I в. н.э.) (Circ romà)
16. Балкон Средиземноморья (XIX в.) (Balcó del Mediterrani)
17. Римский амфитеатр (II в. н.э.) (Amfiteatre romà)
18. Местный римский форум (I в. н.э.) (Fòrum Local romà)
19. Памятник Кастельс (XX в.) (Monument als Castells)
20. Музей раннего христианства и некрополь (MNAT) (Museu i Necròpolis Paleocristians (MNAT))
21. Раннехристианский ансамбль Франколи (V в. н.э.), торговый центр Parc Central (Conjunt paleocristià del Francolí - Parc Central)
22. Морской район Эль Серральо (Barri mariner E Serrallo)
23. Музей порта Таррагоны (Museu del Port de Tarragona)

Использованные источники:

1. Романские клуатры в Каталонии

2. Туристический буклет об основных городах и исторических достопримечательностях в зоне Коста-Дорада

2. Кафедральный собор Таррагоны, статья в Википедии

4. История, архитектура, убранство, фотографии собора в Таррагоне

5. Клуатр Таррагонского собора на сайте об архитектуре Каталонии

6. Описание клуатра собора в Таррагоне

7. Романское искусство в Таррагоне и Каталонии в целом

8. Подробно об иконографии портала романского клуатра Таррагонского собора

9. Таррагона и ее собор

10. Форум о романском искусстве

11. Хризма над порталом клуатра Таррагонского собора

12. Романская агиография

13. Библия в камне

14. Кафедральный собор Таррагоны на сайте об искусстве и туризме

15. Фотографии фасада, интерьеров и скульптурного декора собора в Таррагоне

16. Santiago Sebastián. Mensaje simbólico del arte medieval: arquitectura, liturgia e iconografía.

17. Jordi Camps i Sòria. El Claustre de la Catedral de Tarragona: escultura de l'ala meridional.

18. Маршрут по средневековой Таррагоне

19. Pamela Anne Patton. Pictorial narrative in the Romanesque cloister: cloister imagery & religious life in medieval Spain.

20. Мифические создания, сирена

21. Средневековая Таррагона: романика и готика

22. Библия в камне. Сюжетные капители романских клуатров.

23. Романская агиография

24. Фотографии Таррагонского собора

25. Сюжет об Адаме и Еве в романском искусстве

26. Путешествие в средневековую Таррагону

27. Капители клуатра в Таррагоне, фотогалерея

28. Фотогаларея, собор Таррагоны

29. Детали капителей клуатра Таррагонского собора

30. Образ кота в искусстве

31. Подробно о соборе Таррагоны

32. Отзывы о поездке в Таррагону

33. Фотогалерея: таррагонский клуатр

34. Многочисленные фотографии Таррагонского собора

35. Фото танцующего яйца

36. Сюжеты из «Романа о Ренаре» в средневековом христианском искусстве

37. Романское искусство: живопись и скульптура

38. Клуатры каталонских храмов

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



5 комментариев к заметке

  1. Нина пишет:

    Колоссальный труд!!! Огромное спасибо и низкий поклон!

  2. kota пишет:

    Присоединяюсь, ваши отчеты заменяют многим походы в музей.
    Восхищаюсь Вашим трудолюбием, вкусом и пунктуальностью.

  3. Foxy пишет:

    Друзья, спасибо за приятные отзывы о наших материалах по Таррагоне :)!

  4. Alica пишет:

    Побывали в Таррагоне в июле. Так приятно вновь окунуться в атмосферу этого чудесного города через ваш сайт! Бесконечно интересно читать все, что вы пишите об архитектуре и истории. Спасибо.

  5. Foxy пишет:

    Огромное спасибо за отзыв))!