Достопримечательности Мейсена: Мейсенская фарфоровая мануфактура. Отзыв о музее фарфора в Мейсене, часть 1

Рубрики: Германия, весна 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 25 февраля 2015, в 18:12

Его ценят как фамильную реликвию, дарят по большим праздникам, с гордостью ставят на кофейный столик и даже рассматривают как удачное средство вложения денег. Мейсенский фарфор (Meissener Porzellan) — одна из старейших и самых престижных марок в мире. Изысканные изделия с культовым логотипом в виде скрещенных мечей всегда любила российская знать и коронованные особы Европы. Сегодня бренд тоже имеет массу поклонников, хотя не каждому эта красота по карману. Но это не беда — на то ведь и существуют музеи.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Коллекционер» (Петер Штранг, 1992)

Любой, кто приехал в Мейсен, имеет возможность не только посетить музей фарфоровых изделий, но и лично познакомиться с разными этапами изготовления фарфора, наблюдая за работой мастеров. Уникальность данного центра еще и в том, что, помимо классических произведений из фарфора, тут можно увидеть современные авторские работы: и модерн, и авангард, и эксперименты XXI века. Сколько свежих идей, фантазии, юмора! Получаешь море эстетического удовольствия, заряд хорошего настроения и убеждаешься, что фарфор — это не скучно.

В этом отзыве и его второй части мы расскажем об интереснейшем туристическом центре HAUS MEISSEN при Мейсенской фарфоровой мануфактуре, в состав которого входят музей, демонстрационные мастерские, а также магазины и кафе.

Ниже предлагаем вашему вниманию фотоотчет о самостоятельном посещении музея Meissen Art (о постоянной экспозиции).

- Вторая часть отзыва (фотографии с юбилейной выставки и отзыв о демонстрационных мастерских) находится тут.

- Подробная практическая информация о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры (часы работы музея, как добраться, сколько стоят билеты, как попасть в демонстрационные мастерские и т.д.) приводится в конце заметки.

- Советуем также заглянуть в раздел «Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора»

- Не забудьте посетить замок Альбрехтсбург, в котором Мейсенская мануфактура располагалась изначально. Там устроена увлекательная экспозиция, повествующая об истории создания мейсенского фарфора и начальном этапе в истории мануфактуры. Замок расположен в Старом городе Мейсена, в 1,5 км от фарфоровой мануфактуры. Подробнее о замке, его истории и интерьерах читайте в  отдельных заметках:«Замок Альбрехтсбург: история и архитектура» и «Замок Альбрехтсбург: интерьеры».

Отзыв о посещении музея Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Мейсен... При упоминании этого небольшого саксонского города сразу рождается ассоциация с фарфором. Кто-то с ностальгией припомнит оставшуюся от прабабушки плетеную сухарницу, кувшин или сервиз, а кому-то придет на память знаменитое «Шествие князей» или великолепная коллекция мейсенского фарфора в дрезденском Цвингере.

Помимо Дрезденского собрания, легендарный мейсенский фарфор можно увидеть и в других музеях, но всё-таки особенно интересно побывать в самом Мейсене (Meißen) — колыбели фарфора, где вот уже 300 лет рождается это звонкое чудо.

Во время очередного самостоятельного путешествия по Германии мы задержались на несколько дней в Дрездене и решили один из дней посвятить поездке в Мейсен, чтобы познакомиться с городом и его главными достопримечательностями. Разумеется, мы не могли пропустить фарфоровую мануфактуру  (Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen) — главную «визитную карточку» города, первую фарфоровую мануфактуру Европы.

Мейсенская фарфоровая мануфактура, основанная в 1710 году, первоначально размещалась в замке Альбрехтсбург, а в 1863 году производство было переведено в новые корпуса в мейсенском районе Трибишталь (Meißner Triebischtal), где она находится и поныне. Подробнее о вехах развития завода можно прочитать в заметке «Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора».

От замка Альбрехтсбург и собора Мейсена (в общем, от Старого города) до мануфактуры можно без проблем дойти пешком — всего каких-то 10-15 минут (подробнее см. в разделе «Практическая информация»).

На туристической карте Мейсена фарфоровая мануфактура обозначена под номером 12.

Фарфоровая мануфактура и ее музей

В 2005 году при мануфактуре был открыт туристический центр (Besucherzentrum), получивший название HAUS MEISSEN. В состав этого комплекса вошел собственно музей Meissen Art, демонстрационные мастерские, а также ресторан-кафе и, разумеется, магазины. В 2012 году на территории комплекса открылся еще и Музей современного искусства, MEISSEN artCAMPUS.

Первый музей фарфора, или демонстрационный центр (Schauhalle), при мануфактуре Мейсена был организован еще в 1916 году. А в 2005 году появилась современная трехэтажная пристройка с оригинальным фасадом, оформленным по проекту дизайнера Сабины Вакс (Sabine Wachs), проработавшей на мануфактуре с 1985 по 2011 год.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Фасад выполнен из стекла, бетона и..., конечно, фарфора! Своеобразные фарфоровые страницы раскрытой книги иллюстрируют в хронологическом порядке 300-летнюю историю мануфактуры. На этих крупноформатных фарфоровых панно размером 35 на 9 метров отражены основные этапы в развитии мануфактуры и наиболее важные лица в ее истории: тут и Август Сильный, и скульптор Кендлер, и живописец Хёрольдт. Изображения исторических личностей и мотивов росписи фарфора перемежаются с репродукциями архивных рукописей и исторических документов. Эти мотивы продолжаются и на смежных бетонных полосах фасада. Перед нами уникальный пример применения расписанного вручную фарфора для наружной облицовки зданий. Такой способ оформления фасада стал возможным благодаря использованию особого состава вплавляемых в глазурь атмосферостойких красок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Отдельное фарфоровое панно показывает эволюцию знаменитого фирменного знака — скрещенных синих мечей.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Upd: к сожалению, с марта 2012 года, после открытия музея современного искусства MEISSEN artCAMPUS, оформление фасада полностью изменено. Фарфоровые панели убрали, а здание обтянули фольгой, поверх которой поместили репродукцию абстрактного полотна художника Гётца (Karl Otto Götz).

С 2011 года музей при Мейсенской фарфоровой мануфактуре называется Meissen Art. Он располагает богатейшим собранием мейсенского фарфора с 1710-х годов до наших дней. Фарфор в музее представлен в хронологическом порядке, что позволяет наглядно проследить эволюцию саксонского художественного фарфора. Что характерно, многие из представленных тут изделий по-прежнему служат моделями для производства.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Товар на продажу

Всего в выставочных залах музея представлено около 3 тыс. экспонатов из 20 тыс. фарфоровых предметов, хранящихся в огромных запасниках мануфактуры. Ежегодно производится частичное обновление экспозиции, так что в музее всегда можно найти что-то новое.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Войдя внутрь здания, видим круглый фасад исторического Шаухалле, который удачно включен в современную архитектуру нового центра.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

На отдельном стенде демонстрируется всё многообразие красок, применяемых для надглазурной росписи мейсенского фарфора. Эта уникальная по многообразию и богатству нюансов палитра насчитывает около 10 тыс. оттенков. Рецепты, понятное дело, содержатся в строжайшей тайне. Подобные «контрольные таблицы» оттенков используются при контроле качества новых партий красок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Входной билет стоит недешево (9 евро), но в итоге мы не были разочарованы, поскольку в эту цену входит как осмотр музея, так и посещение демонстрационных мастерских вместе с просмотром познавательного фильма (подробнее о билетах, графике работы и порядке посещения мануфактуры см. в разделе «Практическая информация»).

Главное — это, конечно, сам музей, оставивший массу положительных впечатлений. Какое качество исполнения, разнообразие форм и орнаментов, богатство фантазии... — просто диву даешься, насколько увлекателен и богат, оказывается, мир мейсенского фарфора!

Самостоятельная экскурсия по музею Мейсенской фарфоровой мануфактуры: основная экспозиция

Начнем осмотр музея с так называемого банкетного зала (Festhalle), в котором по традиции ежегодно накрывают пышный стол на 12 персон. Несложно догадаться, что накрывают его посудой из мейсенского фарфора. Тут и тарелки, и всевозможные супницы, вазочки, соусники, украшения... Так что заодно можно научиться правильно раскладывать столовые приборы.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Удивительный эффект: даже без еды стол выглядит настолько празднично и аппетитно, что его хочется назвать «вкусным». Пожалуй, такое зрелище не стоит воспринимать на пустой желудок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Тут же видим диво дивное: фарфоровый орган! Это первый в мире орган из мейсенского фарфора. Не красивая имитация, а полностью функциональный инструмент, на котором даже устраивают короткие концерты. Собственно, уже во времена Августа Сильного, в XVIII веке, на Мейсенской мануфактуре пытались изготовить звучащие фарфоровые органные трубы, однако замысел удалось реализовать лишь недавно. Всё началось в 1950 году, когда дизайнер Людвиг Цепнер (Ludwig Zepner) обнаружил на чердаке фарфоровые трубы, оставшиеся от экспериментов его предшественников. Затем он начал собственные опыты по подбору оптимальной технологии сушки и обжига фарфора с учетом его усадки для получения труб с соответствующими акустическими характеристиками, и в итоге в 2000 году родилось уникальное изобретение.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры, фарфоровый орган

Над созданием фарфорового органа-позитива вместе с мастерами Мейсенской мануфактуры трудилась фирма Jehmlich Orgelbau Dresden. Орган насчитывает 4 регистра и состоит из 22 фарфоровых, 36 деревянных и 170 металлических труб. Фарфоровые трубы высотой от 48 до 112 см представляют нежный двухфутовый флейтовый регистр. Корпус органа сделан из грушевого дерева, а композиции боковых створок созданы из фарфора по дизайну Кристофа Цесельского (Christoph Ciesielski).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры, фарфоровый орган

Кстати, это не единственный пример «сотрудничества» фарфора и музыки. Вспомните фарфоровые колокола, изготовленные на Мейсенской мануфактуре. Их можно увидеть, например, на церкви Богоматери в Мейсене, а также на Павильоне колокольчиков в дрезденском Цвингере и в лейпцигском пассаже Медлера.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Рядом красуются большие белоснежные фигуры животных и замечательные гротескные вазы, созданные в 20-х годах XX века по исторической модели Кирхнера (1730 год). Моделист Иоганн Готлиб Кирхнер (Johann Gottlieb Kirchner) (1706-1768) работал на Мейсенской фарфоровой мануфактуре с 1727 по 1737 год, сочиняя крупные фигуры птиц и животных, а также посуду и настольные украшения для нужд саксонского двора.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры, вазы КирхнераМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры, вазы Кирхнера

Некоторые придуманные Кирхнером «портреты животных» запоминаются почти человеческими физиономиями. Таковы фарфоровые львы, изготовленные мастером для двора Августа Сильного ок. 1732 года. Изображению этого животного придавалось особое значение, поскольку лев был традиционным атрибутом власти и силы. Недаром в зверинце курфюрста обитало несколько живых львов, которых с интересом изучали натуралисты и художники. Однако вместо хищного кровожадного царя пустыни скульптор изобразил спокойно лежащих больших кошек с почти человеческой мимикой, поднятыми бровями, наморщенным лбом и трогательным, вовсе не агрессивным взглядом. Вероятно, Кирхнер хотел показать, что даже царь зверей смиренно склонился к ногам могущественного саксонского курфюрста.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Скульптура льва (Кирхнер)

Носорог из фарфора выполнен Кирхнером ок. 1730 года на основании известнейшей, хотя и не точной гравюры Дюрера, датируемой 1515 годом. Сам Дюрер никогда носорога не видел и изобразил его, пользуясь лишь рисунками и описаниями очевидцев. В результате получился загадочный пришелец с рогом и зазубренным гребнем на спине и чешуйчатыми ногами. И хотя эти черты не свойственны настоящим носорогам, гравюра завоевала невероятную популярность и была растиражирована на бесчисленном количестве рисунков и скульптур — в том числе, как видите, и фарфоровых.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Скульптура носорога (Кирхнер)

Пройдем теперь дальше и посмотрим познавательную экспозицию, которая рассказывает о разных стадиях производства фарфора и используемых мастерами инструментах. Например, работы учеников учебно-производственной гончарной мастерской (Dreherei) показывают, как готовятся полые изделия из фарфора.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Сметанообразная фарфоровая масса (шликер) заливается в сухие гипсовые формы. За счет того, что гипс пористый, часть воды впитывается в форму, шликер высыхает, и на внутренней поверхности формы образуется черепок определенной толщины (отливка). Излишки жидкой фарфоровой массы сливаются. Форму раскрывают и извлекают из нее пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке (так называется обработка выступающих швов, вмятин, царапин и углублений) и сушке. Сложные изделия склеивают фарфоровой массой из нескольких отливок. Мы видим, какой заготовка становится после первого обжига (бисквит) и затем, после покрытия глазурью и повторного обжига.

Рядом показаны работы учеников учебно-производственных живописных мастерских, в том числе Staffage («Изображения фигур в пейзаже») и Indischmalerei («Индийская роспись»).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

На примере тарелок с цветочным орнаментом показано, как происходит процесс росписи фарфоровых изделий и как меняется изображение на разных этапах. Сначала возникает эскиз, затем подмалевок, который художник дополняет всё большим количеством деталей, и наконец следует обжиг. Обратите внимание, как преобразуются краски после обжига, насколько более яркими они становятся. Эту особенность нам потом еще наглядно покажут в демонстрационных мастерских.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактурыМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Благодаря экспонатам соседней витрины можно получить представление об особенностях работы боссиера, или формовщика (Bossierer)  (мастера, который занимается сборкой скульптуры из отдельно отлитых деталей), а также об этапах росписи готовых глазурованных фарфоровых фигурок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактурыМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Очень интересна витрина с десятком образцов, показывающих, как знаменитый фирменный знак мейсенского фарфора менялся на протяжении веков.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Для обозначения посуды, предназначенной для саксонского двора, с 1720 года использовалась монограмма Августа Сильного, «AR» (от «Augustus Rex», «король Август»).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

В 1722 году, по предложению инспектора мануфактуры Иоганна Мельхиора Штейнбрюка (Штайнбрюка) (Johann Melchior Steinbrück), был придуман логотип в виде скрещенных мечей (3):

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

За основу эмблемы были взяты мечи с герба саксонского курфюрста. С тех пор марку в виде перекрещенных шпаг вручную наносят подглазурными кобальтовыми красками на каждое изделие мануфактуры. Тарелка с гербом саксонского курфюрста (ок. 1734 года):

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Наряду со скрещенными мечами примерно до 1730 года распространенным методом идентификации мейсенского фарфора были написанные вручную инициалы, например: K.P.M. («Königliche Porzellan-Manufaktur»), M.P.M. («Meissener Porzellan-Manufaktur») или K.P.F. («Königliche Porzellan-Fabrik»). Встречались и другие комбинации букв. Но с 1731 года окончательно победил фирменный знак в виде скрещенных мечей. Его использование для маркировки мейсенского фарфора было официально закреплено письменным указом дрезденского двора. Впоследствии, в разные периоды истории мануфактуры к мечам добавлялись звездочки, точки, цифры и другие значки, но сами мечи претерпевали лишь незначительные изменения.

Логотип, который использовался после 1763 года (5), и марка Марколини (после 1774 года) (6):

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Логотип, использовавшийся после 1815 года (7), марка Пфайффер (после 1924 года) (8) и вариант, который был в ходу с 1972 года (9):

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактурыМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Мейсенское клеймо в виде скрещенных мечей часто называют старейшим используемым в мире фирменным знаком. Вариант логотипа, принятый на мануфактуре с 2008 года (10):

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Рядом разместились экспонаты, связанные с изобретением европейского фарфора и начальным периодом в истории Мейсенской мануфактуры. Честь изобретения европейского фарфора, как известно, принадлежит Иоганну Фридриху Бёттгеру и Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (подробнее об истории создания мейсенского фарфора и основании мануфактуры можно прочитать в отдельной заметке).

Образцом красно-коричневого «бёттгеровского» фарфора, который был получен Бёттгером и Чирнхаусом незадолго до изобретения белого фарфора, служит незамысловатый кубок с крышкой, изготовленный в 1710-15 году. Первое время на Мейсенской мануфактуре изделия из такой красноватой «каменной» массы не только выпускались наряду с предметами из белого фарфора, но и заметно превосходили их по объему производства. Однако впоследствии мануфактура сосредоточилась исключительно на продукции из белого фарфора, и с 1735 года красный фарфор окончательно ушел из ассортимента. (Впрочем, в XX веке красный фарфор был заново открыт и теперь выпускается на мануфактуре под маркой Böttgersteinzeug). К слову сказать, интересные старинные образцы «бёттгеровского» фарфора можно увидеть в мейсенском замке Альбрехтсбург.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Кубок с крышкой (1710-15)

В музее демонстрируется фарфоровый барельеф с портретом Иоганна Бёттгера, а также факсимиле рецептуры твердого белого фарфора, выполненное, как вы уже, наверное, догадались, тоже из фарфора (2008). Это точное воспроизведение записи из лабораторного журнала за 15 января 1708 года. Именно эта дата считается днем рождения первого европейского фарфора.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Портрет БёттгераМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Факсимиле рецептуры твердого белого фарфора

Как мы знаем из истории Мейсенской мануфактуры, поначалу саксонские мастера фарфора занимались имитацией китайских и японских сосудов и фигурок. Курфюрст Август Сильный располагал обширнейшим собранием восточноазиатского фарфора, и предметы из этой коллекции служили образцом для мейсенских художников.

Европейцы XVIII века восхищались миром далекого загадочного Востока, хотя и редко понимали скрытую за восточными образами символику. Характерным примером является заварочный чайник с рыбками в волнах по модели ок. 1725 года, являющийся почти точной копией аналогичных китайских произведений. (Похожий можно увидеть, например, в музее фарфора в дрезденском Цвингере).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Чайник с рыбками в волнах

Если поначалу саксонские мастера в основном лишь копировали экзотические формы, мотивы и цветовые сочетания, то в дальнейшем стали проявлять всё больше самостоятельности и развивать собственный стиль, ориентированный на европейскую стилистику.

Одну из важнейших страниц в истории Мейсенской мануфактуры открыло создание фирменного синего «луковичного» («лукового») орнамента (Zwiebelmuster). «Луковичный» декор мейсенского фарфора получил распространение после того, как в 1739 году была освоена технология подглазурной кобальтовой росписи. Орнамент приобрел невероятную популярность и многократно тиражировался другими производителями европейского фарфора. Ни один другой вид декора не подделывали так часто! В одном только мейсенском каталоге на сегодня числится более 750 предметов с «луковичным» декором.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Посуда с луковичным орнаментом

Название «луковичный» может ввести в заблуждение. На самом деле этот узор возник в результате ошибочной интерпретации китайских мотивов: пион у европейцев превратился в ромашку, а гранаты и персики — в подобие луковиц. Возможно, причина в том, что художники того времени просто ни разу не видели диковинных цветов и фруктов своими глазами и поэтому «одомашнили» их таким вот образом. В наши дни «луковичный» орнамент в Мейсене по-прежнему наносят вручную. Увидеть, как это происходит, можно в одной из демонстрационных мастерских, куда мы направимся после прогулки по музею.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Посуда с луковичным орнаментом

О так называемом «скульптурном периоде» в истории Мейсенской мануфактуры позволяют судить замечательные по выразительности фигуры, созданные по моделям выдающегося мастера европейской фарфоровой скульптуры Иоганна Иоахима Кендлера (Johann Joachim Kändler) (1706-1775). Работы Кендлера на долгое время определили развитие художественного фарфора не только в Мейсене, но и на других немецких мануфактурах.

Мастер изготавливал модели фарфоровых скульптурных групп, сложных ваз, настольных украшений и мелкой декоративной пластики с красочной росписью. Всё было ему по плечу: фигуры птиц, зверей и людей, религиозная скульптура, монументальные и миниатюрные композиции. Фарфоровые бюсты смеющегося китайца и китаянки, созданные по модели Кендлера (1732 года), наполнены экспрессией, живостью и динамичностью барокко.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст смеющегося китайца (Кендлер)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст смеющейся китаянки (Кендлер)

Кендлер вообще был большим мастером по части портретных изображений. Персонажами его фарфоровых скульптур часто становились придворные: фрейлины, кавалеры и придворные шуты. Одним из самых популярных шутов саксонского двора был Йозеф Фрёлих (Joseph Fröhlich) (1694-1757). Шут Августа Сильного был до того уважаемой персоной, что художники и скульпторы того времени постоянно создавали его портреты — шута изображали чуть ли не чаще, чем самого курфюрста. Известен, например, его портрет кисти Каналетто. Кроме того, в собрании «Зелёные своды» находится украшенная серебром, золотом и драгоценными камнями фигурка из слоновой кости, изображающая шута на двухколёсной тележке, в которую запряжены две свиньи. Если открыть дверцу в задней части повозки, можно увидеть, что на самом деле это переносной стульчак, и Фрёлих сидит со спущенными штанами. В Дрездене Йозефу Фрёлиху даже установлен памятник.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст шута Фрёлиха (Кендлер)

А в музее Мейсенской мануфактуры можно увидеть бюст придворного шута Фрёлиха из мейсенского фарфора, созданный в натуральную величину по модели Кендлера (ок. 1730). Скульптору удалось создать выразительный образ насмешника, свободно шутившего с самим королем.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст шута Фрёлиха (Кендлер)

Один из самых удачных и потешных портретов работы Кендлера — фарфоровый бюст второго придворного шута Августа Сильного, Готфрида Шмиделя, прозванного «бароном» (Gottfried Junge „Baron“ Schmiedel), в костюме саксонского почтмейстера (1739). Бюст также выполнен в натуральную величину и отличается вниманием к мельчайшим деталям одежды и нюансам выражения лица. Шмидель был «грустным клоуном»: шутил с совершенно серьезным, даже трагическим выражением лица, из-за чего публика, конечно, смеялась еще больше.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст шута Готфрида Шмиделя (Кендлер)

В этом портрете Кендлер решил показать, что скульпторам тоже не чужд юмор. Невозможно не заметить обилие мышей: они повсюду — на плече Шмиделя, на груди, на шляпе; одна проказливая кроха даже свешивается у него изо рта! Таким способом скульптор решил посмеяться над широко известной фобией Шмиделя и заодно подчеркнуть его вечно невозмутимый вид. Заметим, что Фрёлих и Шмидель неоднократно становились героями юмористических работ Кендлера. Он изображал их поодиночке и вдвоем, в виде небольших ярко раскрашенных фарфоровых фигурок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Бюст шута Готфрида Шмиделя (Кендлер)

А вот совсем уж карикатурная работа Кендлера — довольно крупная статуэтка «Портной на козле» (Schneider auf Ziegenbock) (модель ок. 1737 года). Пышно разодетый господин со швейными принадлежностями (булавками, подушечкой для иголок, мерной линейкой), в очках и шляпе восседает на козле. Данный мотив приобрел особую популярность в немецком изобразительном искусстве и шуточной поэзии в XVI веке. Откуда именно он взялся, точно не известно (есть разные версии), но изображение портного на козле стало распространенным юмористическим образом. Видимо, во времена Кендлера при саксонском дворе тоже появился повод высмеять какого-то портного: модели новых композиций такого рода скульптор обычно создавал лишь для знатных заказчиков. Есть предположение, что тщеславный портной курфюрста страстно мечтал о том, чтобы отобедать как вельможа среди высшего общества, и тогда придворные решили над ним подшутить. Они разрешили ему присоединиться к королевскому застолью, но за столом презентовали эту фарфоровую фигуру, что сделало незадачливого портного предметом всеобщих насмешек и напомнило ему, что каждый должен знать свое место.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Портной на козле» (Кендлер)

Знаменательным моментом в сатирическом творчестве Кендлера стало создание «Обезьяньего оркестра» (Affenkapelle) (1753) — классики пародийно-шутовского мейсенского барокко. Кендлер выполнил эту гротескную группу в 1753 году, а затем переработал вместе с моделистом Петером Райнике (Peter Reinicke). Оркестр состоит из 21 фигурки: дирижер, певицы, кларнетист, флейтист, арфистка, скрипач, виолончелист, барабанщик и т.д.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Дирижер обезьяньего оркестра» (Кендлер, 1765)

Обладательницей первого варианта «Обезьяньего оркестра» (состоявшего из 19 фигурок) в 1753 году стала мадам Помпадур. Фаворитка Людовика XV вообще была большой любительницей фарфора. В ее коллекции насчитывалось около 400 предметов Мейсенской мануфактуры! Другой известной владелицей пародийного обезьяньего ансамбля была баронесса Беатриса Ротшильд, коллекция которой хранится на вилле Эфрусси-де-Ротшильд на Лазурном Берегу.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)

Разодетые по тогдашней моде в пышные парики, камзолы, башмаки и кружева забавные обезьяны-музыканты, по всей видимости, являются карикатурой на придворных. Фигурки отличаются реалистичными динамичными позами и ужимками. Откуда именно заимствован сюжет, точно не известно. Возможно, источником вдохновения для Кендлера послужила книга немецкого сатирика Готлиба Вильгельма Рабенера («Abhandlung von Buchdruckerstöcken», 1745), где рассказывается о дрессировщике, представлявшем публике оркестр из обученных обезьян.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)

По другой версии, скульптор взял за основу одну из многочисленных гравюр или картин того времени, изображающих обезьян в человеческом обличье. Обезьяна традиционно символизировала грехи и пороки: низменные инстинкты, похоть, непристойность и тщеславие. Это была метафора пустого недалекого человека, который, даже попав ко двору и облачившись в модное платье, не становится человеком. Есть версия, что в таком карикатурном виде Кендлер представил музыкантов, которые играли в оркестре саксонского премьер-министра графа Генриха фон Брюля и ужасно фальшивили. «Обезьяний оркестр» выпускается на Мейсенской мануфактуре по сей день.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)

Отдельная небольшая витрина рассказывает о религиозном направлении в художественном фарфоре. Известно, что основатель мануфактуры Август Сильный ради получения польской короны принял католицизм. И многие фарфоровые скульптуры XVIII века отражают этот переход. Иоганн Иоахим Кендлер — сам сын протестантского пастора — создал около 80 фигур на религиозную тематику. При этом он опирался на свое великолепное знание священных текстов, а также использовал различные гравюры и произведения знаменитых скульпторов.

В качестве примера этой грани его творчества показана фарфоровая композиция «Святой Губерт и олень» (по кендлеровской модели 1741 года). Она посвящена легенде о том, как во время охоты юный Губерт увидел оленя, у которого между рогами сиял крест. Это религиозное потрясение привело к тому, что Губерт оставил прежнюю разгульную жизнь и обратился к Богу, став монахом. Данную композицию Кендлер, вероятно, создал для украшения Губертусбурга — охотничьего замка курфюрста Фридриха-Августа II (короля Августа III Польского) (сына Августа Сильного). Святой Губерт считается покровителем охотников, и в Губертусбурге регулярно проводились торжества в день этого святого. Смысл композиции — в прославлении королевского благочестия и одновременно его страсти к охоте.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Святой Губерт и олень» (Кендлер)

Начиная с 1737 года Иоганн Иоахим Кендлер в течение целых пяти лет трудился над заказом для премьер-министра Саксонии и директора Мейсенской мануфактуры графа Генриха фон Брюля (Heinrich von Brühl). Речь идет о знаменитом Лебедином сервизе (Schwanenservice) (1737-1742), состоящем из более чем 2200 предметов.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)

Лебединый сервиз — главный шедевр мейсенского фарфора эпохи барокко, самый большой сервиз XVIII века и, возможно, самый роскошный из всех, когда-либо произведенных на мануфактуре. Он создавался по моделям Кендлера и его верного помощника Иоганна Фридриха Эберлейна (Johann Friedrich Eberlein). Название сервизу дали рельефные изображения пары белых лебедей, скользящих по ребристой глади тарелок. Впервые в истории фарфора декоративный облик сервиза определялся не столько росписью, сколько рельефом. Мотивы пышного дизайна Лебединого сервиза основаны на водной флоре и фауне. Сверкающая белизна фарфора напоминает цвет морских раковин, а рельеф наводит на мысль о волнующейся поверхности воды. Часть мотивов была, как считается, заимствована из эскизов художника, ювелира и дизайнера Ж. О. Мейсонье (Juste-Aurèle Meissonnier). Другим источником вдохновения послужила картина Франческо Альбани «Галатея в колеснице из раковин» (Дрезденская галерея).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» («Ацис и Галатея»)

Супники, кувшины, вазы, соусники, блюда — всё оформлено образами из морского мира и греческой мифологии. Сосуды в обилии украшают объемные раковины, дельфины, водные птицы, улитки, нимфы, тритоны, морские божества... С одной стороны, вода символизирует вечное течение жизни; с другой, эти мотивы намекают на фамилию «Брюль», которая переводится как «заболоченная низина». Грандиозный сервиз был рассчитан на более чем 100 персон и являлся символом статуса, отражавшим рост власти и влияния графа фон Брюля, который принимал за своим столом многих высокопоставленных особ. Все до единого предметы сервиза были украшены семейным гербом графа и его супруги.

По заказу состоятельных клиентов Лебединый сервиз выпускается и в наши дни (в трех вариациях: с цветочным «индийским» орнаментом, с позолотой, а также без дополнительных узоров, «для повседневного использования»). Особенно его любят заказчики из Польши.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)

Исключительно нарядно смотрятся предметы, облепленные мелкими фарфоровыми цветами калины. Этот эффектный тип декора, придуманный всё тем же Кендлером в 1739 году, получил название «бульденеж» (Boule de neige/Schneeballblüten/Snowball). В коллекции музея Мейсенской мануфактуры находятся, например, аппетитная табакерка с клубничинкой на крышке (модель Кендлера ок. 1745 года) и пузатая ваза, сплошь усыпанная мелкими и крупными цветочками и соцветиями и дополнительно украшенная зелеными ветвями, на которых примостились две задорные птички (модель Кендлера ок. 1760 года).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Табакерка (Кендлер, 1745)

Изготовление подобных ваз — очень трудоёмкий процесс: каждый цветочек лепится вручную и после обжига расписывается. Неудивительно, что роскошные фарфоровые изделия с декором «бульденеж» всегда стоили дорого и часто заказывались богачами в качестве важного подарка или для украшения интерьера собственных особняков. Эксклюзивные вазы, чайники и коробочки в мелкий белый цветочек выпускаются на Мейсенской мануфактуре до сих пор.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза (Кендлер, 1760)

Примером столовой посуды эпохи барокко служит кувшин для горячего шоколада с батальной росписью (модель неизвестного автора, после 1731 года). В то время чай, кофе и шоколад были еще довольно редкими в Европе напитками. Привезенный из Южной Америки шоколад стал популярным лакомством при королевских дворах. Подавая горячий и очень густой экзотический напиток, да еще в столь изысканной фарфоровой посуде, аристократы могли произвести эффект на своих гостей, подчеркнуть свой статус и прогрессивный вкус. Вдобавок ко всему, фарфор имел и практическую ценность. Он как нельзя лучше подходил для горячих напитков, поскольку не имел привкуса и медленно нагревался, что и сделало его таким востребованным материалом для изготовления чайно-кофейно-шоколадных сосудов.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Кувшин для горячего шоколада (после 1731 года)

Разумеется, в одном фотоотчете невозможно показать всё многообразие увиденных нами в музее богатых барочных ваз, посуды, настольных украшений и ярких фигурок XVIII века. Пора двигаться дальше.

От пышного барокко шагнем в эпоху классицизма. Проводником этого стиля на Мейсенской мануфактуре стал французский скульптор и моделист Мишель-Виктор Асье (Michel Victor Acier) (1736-1799) (прадед П. И. Чайковского по материнской линии). Асье начал работать со стареющим Кендлером в 1764 году, а после смерти мастера, то есть с 1775 года, стал главным моделистом саксонской мануфактуры. Пост директора тогда же занял граф Камилло Марколини (Camillo Marcolini). (Помните «марку Марколини», состоящую из традиционных скрещенных мечей и звездочки? Она ставилась на мейсенский фарфор как раз во времена его директорства).

Мейсенская мануфактура теперь выпускала мелкие расписные статуэтки на сентиментальную и нравоучительную тематику, неброскую по декору посуду, копии классической скульптуры. Стилистика работ Асье заметно отличалась от кендлеровской. Если композиции барочного корифея всегда полны неуемной динамики, то француз обращается к более сдержанным формам и характерным мотивам античной архитектуры. На фотографии — часы с фарфоровым корпусом, созданным по модели Асье 1772 года.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Часы (Мишель-Виктор Асье, 1772)

На дизайн мейсенской посуды той эпохи большое влияние оказали идеалы классицизма. Формы сосудов отличались простотой, строгостью и даже угловатостью, декор был строгим, нередко одно- или двухцветным или с разными оттенками одной и той же краски. Пример — сервиз с аллегориями изящных искусств, созданный по дизайну Мишеля-Виктора Асье 1775-1778 года (тут стоит оговориться, что большинство экспонатов музея в действительности выполнены в XIX-XX веке, даже если за основу взяты гораздо более ранние модели; этот сервиз — не исключение).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз (Мишель-Виктор Асье, 1775-1778)

Рядом демонстрируются красочные предметы из придворного сервиза «с синей лентой» («с синей отводкой»), изготовленного на Мейсенской мануфактуре по дизайну Асье и известного художника-академика Иоганна Элеезера Цейссига по прозвищу Шенау (Johann Eleazar (Elias) Zeissig Schenau/Schönau) (1777). Сервиз «с синей лентой» был последним, изготовленным для дрезденского двора. Формы сервиза основаны на эстетических идеалах классицизма (взять хотя бы угловатые ручки чашек), но в то же время его отличает редкостное для тех сдержанных времен богатство красок. Яркая роспись по белоснежному фону изображает реалистичные цветы, фрукты, птиц и насекомых из мира немецкой природы. Возможно, это намек на увлечение тогдашнего курфюрста Фридриха Августа III ботаникой. Предметы сервиза украшены синей отводкой, а также накрученной по спирали лентой контрастного цвета и яйцеобразным орнаментом («иониками»).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз «с синей лентой» (Асье и Шенау, 1777)

В эпоху классицизма на Мейсенской мануфактуре стали изготавливать скульптуры из бисквитного (неглазурованного) фарфора, такие как «Мальчик, вытаскивающий занозу» по дизайну помощника Асье скульптора Кристиана Готфрида Юхцера (Christian Gottfried Jüchtzer) (1775). Юхтцер, как и Асье, придерживался принципов классицизма и черпал вдохновение в античном искусстве. Бисквитный фарфор, напоминавший своей матовостью мрамор или алебастр и потому особенно подходящий для изготовления репродукций классических скульптур, вошел в то время в большую моду. Мейсенская мануфактура не хотела отставать от этого веяния и примерно с 1780-х годов стала, подражая Севрской мануфактуре, делать фигуры из бисквитного фарфора.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Мальчик, вытаскивающий занозу» (1775)

Представлена в музее и эпоха бидермейера (1815-1848) — идеалистического стиля, который получил распространение в немецком искусстве после наполеоновских войн. Вкусы того времени нашли отражение и в облике мейсенского фарфора. Важной категорией клиентов теперь была вставшая на ноги буржуазия, и при разработке новых сервизов и декоративных предметов художники вынуждены были считаться с представлениями «бюргерской» среды. В тот период возникли некоторые популярные до сих пор виды орнамента, в том числе «мейсенская роза», «цветы в разброску» и «зеленый венок из виноградных листьев».

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Фарфоровые трубки

Любопытная коллекция фарфоровых курительных трубок XIX века украшена религиозными и мифологическими сценками и даже, кажется, масонскими символами.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Фарфоровые трубки

Рубеж XIX-XX века — это уже совсем другой стиль. Инициатором обращения мануфактуры к стилистике модерна (югендштиля) стал мастер Рудольф Хенчель (Хеншель) (Hans Rudolph Hentschel) (1869-1951). Этот немецкий художник и его младший брат Конрад (Julius Konrad Hentschel) были крупнейшими представителями югендштиля в мейсенском фарфоре.

Рудольф Хенчель учился как на самой Мейсенской мануфактуре, так и в Мюнхенской академии художеств и даже во французских академиях. В 1895 году он вернулся в Мейсен и устроился на мануфактуру художником и преподавателем, а в 1901 году разработал так называемый «крылатый узор» (Flügelmuster), ознаменовавший новую эру в истории мануфактуры. Декор был навеян образом распахнутых крыльев птиц и создан путем комбинации подглазурной кобальтовой росписи с надглазурной нежной селадоновой зеленью. «Крылатый узор» был первым вариантом декора популярнейшего сервиза «T glatt», выпускавшегося на Мейсенской мануфактуре более десятка лет. Специалисты и обычные покупатели были в восторге как от современной формы посуды, так и от стильного рисунка. Например, тарелки имели плоскую поверхность с минимальными бортиками, а трижды повторенный крылатый узор образовывал в центре подобие трилистника. На фотографии — части мейсенского сервиза с «крылатым узором» по дизайну Рудольф Хенчеля 1901 года.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз с «крылатым узором» (1901)

Рядом показаны фрагменты другого мейсенского сервиза в стиле модерн. Декор под названием «Саксония» (Saxonia) разработал в 1904 году художник Отто Эдуард Фойгт (Otto Eduard Voigt) (1870-1949). Этот художник и дизайнер учился в дрезденской фирме Villeroy & Boch, а также в Берлинском художественном училище и работал на Берлинской фарфоровой мануфактуре, а с 1896 по 1932 — на Мейсенской мануфактуре.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз «Саксония» (1904)

Особых успехов представители модерна достигли в области фигурной фарфоровой пластики. Пожалуй, самый знаменитый пример декоративных мейсенских фигурок в стиле модерн (югендштиль) — «Девушка с шаром» («Играющая в мяч») (Kugelspielerin) (ок. 1898). Модель изначально создал известный берлинский скульптор Вальтер Шотт (Walter Schott) (1861-1938), а в 1897-1898 году Мейсенская мануфактура выкупила у него права на производство фарфорового исполнения статуэтки. Руководство завода быстро смекнуло, что фарфор как никакой другой материал подходит для создания этого нежного образа. Популярная статуэтка выпускается мануфактурой до сих пор (обычно девушка облачена в легкое зеленое одеяние, но есть и вариант в голубом). Позднее, когда мы попадём в демонстрационные мастерские, нам покажут работу мастера по сборке фарфоровых скульптур как раз на примере «Девушки с шаром».

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Девушка с шаром» (ок. 1898)

Как уже было сказано, младший брат Рудольфа Хенчеля, Конрад (1872-1907), тоже занимался дизайном фарфора в стиле модерн. Он работал на Мейсенской мануфактуре моделистом десять лет: с 1897 года и до своей преждевременной смерти. Особенно ему удавались детские образы — не статичные, как это часто было в искусстве прежних веков, а непринужденные и искренние.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Фигурки детей (Конрад Хенчель, 1904-1907)

Серия из дюжины фарфоровых фигурок играющих детей (Hentschel-Kinder) (1904-1907) завоевала популярность не только среди коллекционеров. Детишки у Хенчеля очень трогательные, но не приукрашенные, а живые, естественные, погруженные в мир обычных домашних занятий и забав. Конрад Хенчель известен еще и тем, что в 1896 году придумал дизайн кофейного сервиза «Крокус» (Krokus-Dejeuner) — первого значительного ансамбля посуды в стиле модерн, который был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и привлек большое внимание публики. Мы увидим этот сервиз на втором этаже музея.

Фарфоровые подсвечники «Три волхва» в стиле модерн (югендштиль) украшены бюстами Каспара, Мельхиора и Бальтазара — длиннобородых царей, которые принесли младенцу Иисусу дары на Рождество. Подсвечники выполнены по дизайну Эриха Клейнхемпеля (1903). Эрих Клейнхемпель (Erich Kleinhempel) (1874-1947) был немецким архитектором, дизайнером и художником. Он учился в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене, а впоследствии стал директором Бременской высшей школы искусств. Мастер активно занимался дизайном предметов интерьера, текстиля и мебели, создавал проекты фарфоровой и фаянсовой посуды, обоев, тканей, ювелирных изделий.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Три волхва» (1903)

Эпоха ар-деко представлена интереснейшими произведениями по дизайну Макса Эссера (Max Esser). Невероятно хороши, например, фарфоровые шахматы «Морские обитатели» («Подводный мир») (Seetiere), изготовленные по эссеровскому проекту 1923 года, — остроумная работа, в которой черные и кораллово-красные фигуры фантастических морских животных играют роль шахматных фигур.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Шахматы (Макс Эссер, 1923)

Актинии тут вместо короля и королевы, крабы вместо слонов, каракатицы вместо ладей, морские звезды вместо пешек, а морские коньки... понятно, вместо коней. Подводные обитатели выбраны с учетом особенностей соответствующей шахматной фигуры: крабы быстро перемещаются по мокрому песку, морской конёк грациозно прыгает в воде, каракатицы встают на дыбы, а морские звезды почти всё время стоят на месте, как и пешки. Не забудем отметить волноообразный декор шахматной доски, эффектно подчеркивающий морскую тематику.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Шахматы (Макс Эссер, 1923)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Шахматы (Макс Эссер, 1923)

Немецкий скульптор Макс Эссер (Max Esser) (1885-1945) был одним из самых одаренных и востребованных скульпторов-анималистов в период между двумя мировыми войнами. Он учился в Берлинской академии и работал в мастерской художественного фарфора в Унтервайсбахе, а с 1920 года жил в Мейсене. С 1920 по 1931 год Эссер выполнял проекты для Мейсенской мануфактуры (с 1924 года руководил в Мейсене собственной мастерской, оставаясь «свободным художником»). Впоследствии он создавал фарфоровые модели для некоторых других фарфоровых заводов Германии. Фарфоровые фигуры Эссера считаются шедеврами художественного фарфора в стиле ар-деко. Например, его работа «Выдра» из красного «бёттгеровского» фарфора завоевала главный приз на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Фигуры животных, «Рейнеке-Лис» (Макс Эссер, 1912)

Среди других работ Макса Эссера в музее Мейсенской мануфактуры представлены замечательные по выразительности фигуры животных (пантера, павиан, кабан, баран) из большого сервиза «Рейнеке-Лис» (Reinecke Fuchs) (проект 1912 года) по мотивам одноименной поэмы Гёте (1793), основанной на средневековом сатирическом эпосе о лисе Ренаре.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Рейнеке-Лис» (Макс Эссер, 1912)

Центральный фарфоровый канделябр увенчан фигурой хитрого лиса Рейнеке (Ренара).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Рейнеке-Лис» (Макс Эссер, 1912)

Помимо работы с собственными мастерами, Мейсенская мануфактура часто привлекала к сотрудничеству художников со стороны. Среди них был и выдающийся немецкий скульптор Герхард Маркс (Gerhard Marcks) (1889-1981), работы которого можно увидеть на улицах и площадях многих немецких городов. Ок. 1920 года он разработал модель для фарфоровой скульптуры «Идущая во сне» («Шагающая сомнамбула») (Schreitende Schlafwandlerin). Скульптура выполнена из красно-коричневого «бёттгеровского» фарфора — керамического материала, который был как раз в тот период (1919) заново открыт и полюбился скульпторам за свою архаичную фактуру.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Идущая во сне» (Герхард Маркс, ок. 1920)

Пример более позднего творения из «бёттгеровского» фарфора — ваза с ночным мотыльком по дизайну Вилли Мюнх-Хе (1954). Художник и скульптор Вилли Мюнх-Кхе (Willy Münch-Khe) (1885-1960) был учеником Ганса Тома в Карлсруэ, с 1911 по 1914 год работал на мануфактуре в Мейсене, а затем стал «свободным художником», сотрудничая с различными фарфоровыми заводами Германии. Его модели (посуда, статуэтки животных и литературных персонажей) занимали большое место в мейсенском ассортименте первой половины XX века. На склоне лет, в 1954 году художник вновь вернулся работать на мануфактуру в Мейсен, и эта ваза относится как раз к периоду его возвращения.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза (Вилли Мюнх-Кхе, 1954)

Напоследок нас ждет чуть ли не самая интересная часть экспозиции — авторские работы второй половины XX и начала XXI века, яркие и нестандартные. Особое место в этом разделе занимают произведения Петера Штранга, без творчества которого невозможно себе представить современный художественный фарфор. Например, композиция «Коллекционер» (Der Sammler) (1992) стала одной из «визитных карточек» мейсенского музея.

Фарфоровая скульптура «Коллекционер» высотой 36 см создана Штрангом под впечатлением от фильма «Утц» (1992), снятого по одноименному роману британского писателя Брюса Чатвина (1988). Фильм рассказывает об арт-дилере, который отправляется в Прагу после смерти своего друга барона фон Утца, чтобы заполучить его бесценную коллекцию мейсенского фарфора (прототип Утца, пражский коллекционер Рудольф Юст, мог бежать из социалистической Чехословакии, но не захотел оставить свое сокровище).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Коллекционер» (Петер Штранг, 1992)

Миниатюрные фарфоровые фигурки, которые фарфоровый коллекционер держит в руках, сделаны по образцу персонажей итальянской «комедии дель арте» работы Иоганна Кендлера (1772). В образе самого коллекционера угадываются черты актера Армина Мюллера-Шталя, который снялся в аналогичной роли в упомянутом фильме. В этой композиции Петер Штранг сумел показать человека, одержимого манией коллекционирования. Именно таким был Юст. Как ребенок, поглощенный своим воображаемый миром, он разыгрывает со своими фарфоровыми фигурами целый спектакль.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Коллекционер» (Петер Штранг, 1992)

Петер Штранг (Peter Strang) родился в 1936 году в Дрездене. Уже 14-летним подростком он начал учиться на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, некоторое время работал там же, а затем окончил Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене. В 1960 году вернулся в Мейсен дипломированным скульптором-моделистом и вместе со своими товарищами Людвигом Цепнером и Хайнцем Вернером основал на мануфактуре новаторский отдел художественного развития (Kollektiv nstlerische Entwicklung). Сначала Петер Штранг был на Мейсенской мануфактуре «свободным художником», а в 1968 году получил постоянное место моделиста. С 1973 года и до выхода на пенсию в 2001 году он занимал должность художественного руководителя и главного моделиста мануфактуры. Мастер награжден рядом престижных наград, участвовал в многочисленных выставках по всему миру. Сегодня Штранг творит как «свободный художник», продолжая радовать поклонников уникальными фарфоровыми скульптурами: свободно моделируемыми или затейливо составленными из геометрических форм, но всегда изумительно забавными и разнообразными.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза «1001 ночь» (Штранг и Цепнер, 1974)

Поразительная напольная ваза «1001 ночь» выполнена по дизайну Петера Штранга и Людвига Цепнера в 1974 году.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза «1001 ночь» (Штранг и Цепнер, 1974)

Петер Штранг создаёт из мейсенского фарфора портреты, скульптуры, настенные композиции и небольшие штучные произведения, часто юмористического характера. Все его работы отмечены необузданной фантазией и энтузиазмом экспериментатора. Девиз Штранга звучит так: «Я хочу измерить границы реального» (Ich will die Grenzen des Machbaren ausloten).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Свадьба Мэкхита» (Штранг и Вернер, 1970-72)

Основанная им в 1960 году вместе с единомышленниками группа художественного развития вдохнула новую струю в искусство мейсенского фарфора. Мануфактура слишком долго эксплуатировала свое барочное наследие и не двигалась вперед. Необходимость соответствовать идеалам пролетариата (дело было во времена ГДР) тоже не способствовала творческой смелости. Но художественной группе удалось преодолеть этот застой, создав ряд выдающихся произведений, основанных на мотивах театра (например, персонажи шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» или сцена «Свадьба Мэкхита» из пьесы Брехта «Трёхгрошовая опера»). Эти композиции могли использоваться в качестве настольных украшений по моде XVIII века, но в то же время были необычайно современными по замыслу и дизайну.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Свадьба Мэкхита» (Штранг и Вернер, 1970-72)

Помимо театра, Петера Штранга всегда привлекали другие виды зрелищ, особенно цирк. Это увлечение привело к созданию целого «клоунского оркестра», состоящего из миниатюрных гротескных фигурок, нелепых и беззаботно веселых.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Музицирующие клоуны» (Петер Штранг, 1993-94)

Штранг охотно создаёт и образы других цирковых персонажей: фокусников, жонглеров, заклинателей змей, дрессировщиков, шпагоглотателей.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Музицирующие клоуны» (Петер Штранг, 1993-94)

О современном этапе в развитии художественного мейсенского фарфора рассказывают работы Йорга Даниэльчика (Jörg Danielczyk). Йорг Даниэльчик родился в 1952 году, учился на Мейсенской мануфактуре, а затем в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене (1978-1983) и Высшей школе искусства и дизайна в Галле (1986-1989). Дизайнер вот уже 45 лет работает на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. Сейчас он является ее главным моделистом и руководителем художественного отдела.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Золотая птичка» (Йорг Даниэльчик, 1995-96)

Даниэльчик творит в самых разных жанрах, создавая как абстрактные, так и реалистичные композиции. Он активно занимается дизайном сосудов, медалей, настенных украшений, карнавальных персонажей, а также фигур из мира высокой моды. Именно Даниэльчик в 2014 году создал уникальную фарфоровую статую Свободы Саксонии, которая на сегодняшний момент является крупнейшей автономной фарфоровой статуей в мире и демонстрируется в музее мануфактуры. Элегантная «Модель в шляпе с попугаем» (2003) была выпущена к 60-летию Даниэльчика. Попугай на шляпе дамы — не просто броская деталь декора, но намек на барочные истоки Мейсенской мануфактуры.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Модель в шляпе с попугаем» (Йорг Даниэльчик, 2003)

Даниэльчик также является автором ряда выразительных фигур из красного «бёттгеровского» фарфора, навеянных трагедией Гёте «Фауст». В музее представлена, например, превосходная группа «Фауст и Мефистофель» (Faust und Mephisto) (2005). Темно-коричневый оттенок керамики придаёт образу Фауста особую задумчивость. Красноватая фигура циничного Мефистофеля обольстительно-вкрадчиво подбирается к своей жертве.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Фауст и Мефистофель» (Йорг Даниэльчик, 2005)

Еще одним ярким современным дизайнером фарфора является Сабина Вакс (Sabine Wachs). Она родилась в 1960 году, училась в Высшей школе искусства и дизайна в Галле у Хайнца Вернера. С 1985 по 2011 год Сабина Вакс работала на Мейсенской мануфактуре, создавая многочисленные проекты сосудов и сервизов. Особенно известен ее сервиз «Игра волн» («Wellenspiel»). Кроме того, Сабина Вакс придумала дизайн тех самых «фарфоровых страниц» на фасаде музея.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз «Фабула» (Сабина Вакс, 2000)

В 2011 году дизайнер организовала собственную мастерскую. В музее Мейсенской мануфактуры можно увидеть фантазийные сервизы Сабины Вакс: «Фабула» (2000) и «Колибри» (2001-04).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз «Колибри» (Сабина Вакс, 2001-04)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Сервиз «Колибри» (Сабина Вакс, 2001-04)

А вот замечательная авторская композиция Сабины Вакс «Курицы» (2006), выпущенная в одном-единственном экземпляре.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Курицы» (Сабина Вакс, 2006)

Экстравагантная, необычно расписанная фарфоровая фигура «Дама в шляпе» (1992) создана по модели Сильвии Клёде (Silvia Klöde) и оформлена Сабиной Вакс. Обе художницы сегодня входят в независимую мейсенскую художественную группу «Белый слон». Сильвия Клёде родилась в 1956 году, училась на Мейсенской мануфактуре и в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Дама в шляпе» (Сабина Вакс и Сильвия Клёде, 1992)

Рядом красуется пара фигур для украшения стола «День и ночь» (1996). Модель разработала Сильвия Клёде, а за дизайн декора отвечала ее коллега, многогранная художница Гудрун Гаубе (Gudrun Gaube). С большой выдумкой показан вечный цикл суток: петух уже пропел и прячется за спиной первой дамы, а ночь в образе совы примостилась на плече дамы справа.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «День и ночь» (Гудрун Гаубе и Сильвия Клёде, 1996)

Центральная тема в творчестве Сильвии Клёде — человек, но интересуют ее и другие мотивы. В музее можно увидеть, например, изготовленную по ее дизайну декоративную настольную фигурку «Ящерица» (2003-04).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Ящерица» (Сильвия Клёде, 2003-04)

Ваза «Саксонский ландшафт» (Sächsische Landschaft) выполнена по модели художника Мейсенской мануфактуры Хорста Бретшнейдера (Horst Bretschneider) (2005).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза «Саксонский ландшафт» (Бретшнейдер, 2005)

На этом наше знакомство с основной экспозицией музея Мейсенской мануфактуры завершено.

На втором этаже музея проходят временные выставки. Во время нашего приезда в Мейсен там была устроена юбилейная выставка «Все флаги в гости к нам» (Alle Nationen sind willkommen), приуроченная к 300-летию Мейсенской мануфактуры.

- Читайте отзыв об этой выставке и посещении демонстрационных мастерских тут.

♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 2: фотографии с юбилейной выставки и отзыв-фотоотчет об экскурсии в демонстрационные мастерские

- Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора

♦♦♦♦♦♦♦

Практическая информация: как добраться до музея Мейсенской мануфактуры, стоимость билетов, часы работы

Как добраться до Мейсенской мануфактуры

Туристический центр Мейсенской фарфоровой мануфактуры HAUS MEISSEN, включающий музей Meissen Art и демонстрационные мастерские, находится недалеко от центра Мейсена, примерно в 1,5 км от кафедрального собора и замка Альбрехтсбург.

Адрес музея Мейсенской мануфактуры: Talstraße 9, Meißen; Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen. Посмотреть расположение музея можно на туристической карте Мейсена (обозначен под номером 12) или на картах Google.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Ближайший вокзал (точнее, станция электрички S-bahn) — Meißen Triebischtal. От центра Мейсена (Старого города) до мануфактуры можно дойти примерно за 10-15 минут; от станции Meißen Triebischtal — всего за 5 минут.

Пешеходный маршрут от станции Meißen Triebischtal до фарфоровой мануфактуры можно посмотреть тут; от собора и замка (Соборной площади) — тут.

От главного железнодорожного и автовокзала Мейсена до фарфоровой мануфактуры ходит городской рейсовый автобус маршрута C (ехать до остановки Porzellan-Manufaktur). Пешком можно дойти за 20 минут.

Кроме того, до мануфактуры можно добраться на автомобиле (маршрут показан на схеме ниже). В 200 метрах от входа в музей, по адресу Talstrasse 10, находится общественная парковка (платная!).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Схема проезда, парковки

Тарифы на парковку можно посмотреть здесь.

Стоимость билетов на посещение Мейсенской мануфактуры

Входной билет в музей Мейсенской мануфактуры стоит 9 евро для взрослых (для детей от 6 до 18 лет — 5 евро) и включает осмотр постоянной экспозиции и временных выставок, а также просмотр фильма и посещение демонстрационных мастерских, которые знакомят с разными этапами производства и декора фарфоровых изделий. Цены приведены по состоянию на 2015 год (впрочем, 5 лет они были такими же).

До или после осмотра музея можно посетить демонстрационные мастерские. Чтобы туда попасть, не требуется записываться заранее. Достаточно просто дождаться, когда будут запускать очередную группу. Сначала вы смотрите короткий информативный фильм о мейсенском фарфоре, а затем попадаете попеременно в четыре мастерские, где на ваших глазах формуются и расписываются фарфоровые изделия. Объяснения ведутся на немецком, но туристам выдают наушники с аудиогидом на 14 языках, в том числе на русском. Подробный отзыв о демонстрационных мастерских, а также фотографии можно найти тут.

В отличие от Музея фарфора в дрезденском Цвингере, где фотосъемка с некоторых пор запрещена, фотографировать и снимать на видео в музее Мейсенской фарфоровой мануфактуры разрешается. Дополнительная плата за съемку не взимается.

Upd: В 2012 году при мануфактуре открылся Музей современного искусства. Его посещение тоже входит в стоимость входного билета.

Часы работы музея Мейсенской мануфактуры

Музей и демонстрационные мастерские Мейсенской фарфоровой мануфактуры открыты ежедневно, с понедельника по воскресенье, за исключением 24, 25 и 26 декабря. Время работы меняется в зависимости от сезона: с 1 мая по 31 октября центр открыт с 9:00 до 18:00; с 1 ноября по 30 апреля — с 9:00 до 17:00; 31 декабря и 1 января — с 10:00 до 16:00.

На посещение музея и демонстрационных мастерских рекомендуется отвести в совокупности примерно 2 часа.

Магазины Мейсенской мануфактуры

В музейном здании работает несколько магазинов, где можно купить подлинный мейсенский фарфор — как новые авторские работы, так и повторения классических произведений.

Главный фирменный магазин Мейсенской мануфактуры под названием Museum-Shop дает возможность приобрести прекрасные сервизы или небольшие изящные фигурки из фарфора. Здесь есть всё: от простой чашки или сувенира до эксклюзивного произведения искусства. К сожалению, не каждый может себе позволить эту красоту: изделия с культовым логотипом в виде скрещенных голубых мечей изготавливаются вручную, из собственного высококачественного сырья и лучшими мастерами, так что и цена соответствующая. Примерное представление об уровне цен на мейсенский фарфор дают следующие фотографии:

Магазин Мейсенской фарфоровой мануфактурыМагазин Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Помимо магазина фарфора, есть отдельные бутики, которые торгуют ювелирными украшениями и модными аксессуарами (далеко не только из фарфора).

Наконец, для тех, у кого бюджет более скромный, имеется аутлет (магазин распродаж), где продаётся фарфор с уценкой (продукция второго сорта и товары со склада по сниженным ценам). (Еще один аутлет мейсенского фарфора есть в Дрездене, около церкви Фрауэнкирхе, в здании пассажа QF по адресу Töpferstraße 2).

Аутлет Мейсенской фарфоровой мануфактурыАутлет Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Кроме статуэток, украшений и посуды, в магазинах можно купить памятные фарфоровые медали, книги и необычные сувениры: например, фарфоровые колокольчики или пасхальные яйца.

Аутлет Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Если цены на фарфор в магазинах вас отпугнули, можно заглянуть в музейное кафе, где все напитки и аппетитные торты подаются на настоящем мейсенском фарфоре.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры, кафе

Официальный сайт Мейсенской мануфактуры: meissen.com

Отзывы о посещении музея фарфоровой мануфактуры в Мейсене можно прочитать тут (есть отзывы на русском языке).

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).

Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).

Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.

Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.

Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.

Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:

- Замок Альбрехтсбург

- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь

- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко

- Ворота Суконщиков

- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими

- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви

- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами

- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора

- Церковь Святой Афры

- Музей современного художественного фарфора Торхаус

♦♦♦♦♦♦♦

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)