Дрезден: наш путеводитель. Часть III. Площадь Ноймаркт (Нового рынка). Памятники. Иоганнеум. Дом Генриха Шютца. Шествие князей.

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 10 ноября 2008, в 16:56

Вокруг церкви Богородицы находится площадь Ноймаркт (Нового рынка) (Neumarkt) с восстановленными старыми бюргерскими домами. Просторная, красивая площадь с большим количеством памятников и вечными аккордеонистами разного уровня и репертуара.

До 1945 года площадь Ноймаркт и прилегающие улочки с красивыми бюргерскими домами относилась к одной из красивейших видов Дрездена. Тут находились дома с великолепными фасадами в стиле барокко и рококо с эркерами, орнаментами и порталами — настоящие сокровища архитектурного искусства XVIII века. Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года площадь Ноймаркт была практически полностью разрушена. Благодаря активным строительным работам, начавшимся после восстановления церкви Богородицы, площадь непрерывно меняет свой облик.

Новая застройка ориентирована на сохранение стиля старых исторических зданий. В начале работ вокруг площади Ноймаркт и церкви Богородицы было выделено восемь кварталов (см. карту ниже), подлежащих восстановительной застройке; на сегодняшний день часть из них уже полностью застроена (но часть еще не закончена; до сих пор видны отгороженные строительные площадки, так что работы продолжаются, хотя в общем и целом площадь уже выглядит как красивый целостный ансамбль).

В принятом в 2002 году плане застройки площади Ноймаркт и прилежащих улиц выделено свыше 60 «приоритетных сооружений» (т.н. Leitbauten) этих восьми кварталов: к данной категории были отнесены здания, которые обладают особой культурно-исторической и архитектурной ценностью и достаточно хорошо задокументированы, чтобы их можно было воссоздать по архивным материалам максимально достоверно.

Площадь Ноймаркт находится в самом центре исторической части Дрездена (Dresden-Innere Altstadt), между Курляндским и Ташенбергским дворцами. С севера площадь окружает Брюльская терааса, с юга — широкая улица Wilsdruffer Straße. Также на этой площади расположен дворец Козеля и, конечно, доминанта Ноймаркт — церковь Богородицы. В западной части площади находится здание Иоганния, к северо-востоку расположена Академия художеств, замыкающая небольшую площадь An der Frauenkirche. Здание Академии выделяется своим знаменитым стеклянным куполом.

Общий вид площади Ноймаркт (Нового рынка):

История Ноймаркт началась в XIII веке, когда здесь появилась рыночная площадь и поселение вокруг старинной церкви Богородицы (тогда называвшейся Zu Unsrer Lieben Frauen); правда, до 1530 года эта деревня не входила в состав Дрездена и была отделена от него стеной. После включения этой территории в состав города у Дрездена появляется две рыночных площади: рынок у церкви Креста Господня (Kreuzkirche) получил название Альтмаркт (Altmarkt), то есть Старый рынок, а  присоединенная к городу территория вокруг церкви Богородицы была названа Ноймаркт (Neumarkt), то есть Новый рынок. Были возведены полноценные городские укрепления, а внутреннюю стену снесли, освободив место под новую застройку в популярном тогда ренессансном стиле (в частности, в 1591 году был построен Иоганний (Иоганнеум) — каретный сарай и конюшня дрезденских правителей). В основном это были типичные для того времени бюргерские дома, увенчанные острыми щипцовыми фронтонами. Частым украшением также служили эркеры. Старейшим элементом дрезденских  ренессансных строений, уцелевшим вплоть до 1945 года, был украшенный рельефом цоколь круглого эркера дома Генриха Шютца по адресу Neumarkt, 12 (подробнее об этом здании читайте ниже).

В период правления Августа Сильного облик площади изменился под влиянием стиля барокко. В 1726-1746 на месте романской церкви возникла барочная Фрауэнкирхе с ее знаменитым куполом (подробное описание истории строительства, архитектуры и интерьера Фрауэнкирхе, а также фотографии вы найдете в разделе Церковь Богородицы). Картина Бернардо Беллотто (Каналетто) «Вид на площадь Нового рынка в Дрездене» (1749-51) (источник: commons.wikimedia.org):

Во время осады Дрездена в 1760 году (в период Семилетней войны) некоторые здания на площади были разрушены ударами прусской артиллерии; купол Фрауэнкирхе тоже частично пострадал, но выстоял. Раз такое дело, решено было снести и другие ветхие здание и провести полную перестройку площади в стиле рококо (позднего барокко). В XIX веке производились лишь единичные изменения здешних построек. Дрезден разрастался в основном за счет развития предместий, тогда как внутренняя часть города всё больше приобретала характер «исторического ядра» Дрездена.

Во время Дрезденского майского восстания (3- 9 мая 1849 года) (одного из последних столкновений Мартовской революции 1848—1849 гг.) площадь Нового рынка была — из-за своей близости к захваченному повстанцами дрезденскому арсеналу (на месте которого сегодня находится Альбертинум) — центром баррикадных боев. Революционеры пытались свергнуть саксонского короля Фридриха Августа II, но ему, при поддержке прусских батальонов, удалось отвоевать город. При этом именно на площади Ноймаркт происходили столкновения между революционерами и прусской и саксонской армиями. В итоге внешний вид некоторых зданий заметно пострадал. В конце XIX века , при короле Альберте, было произведена очередное обновление застройки площади, на этот раз в стиле неоклассицизма; появились здания Академии художеств и Альбертинума. После февральских бомбардировок 1945 года практически вся застройка площади Ноймаркт была уничтожена, и долгое время на этом месте ничего не было, кроме руин Фрауэнкирхе. Площадь Ноймаркт после бомбардировок 1945 года — картина Вильгельма Рудольфа (Wilhelm Rudolph, 1952) (источник: www.dresden-und-sachsen.de):

Часть зданий была восстановлена во времена ГДР, но полномасштабная застройка прилежащих кварталов началась уже после 1990 года и продолжается по сей день, причем вызывает много споров относительно исторической достоверности реконструкции и допустимости строительства зданий в современном стиле (некоторое время назад на площади, например, был построен торговый пассаж со стеклянной крышей, который некоторые считают стилистически неуместным и даже скандальным). В августе 2004 года близ Фрауэнкирхе был открыт самый современный в Саксонии подземный гараж примерно на 400 парковочных мест. При расчистке грунта были проведены археологические работы, позволившие обнаружить остатки древних дрезденских поселений, городских укреплений, а также старинных захоронений эпохи позднего средневековья и барокко (захоронений с окружавшего Фрауэнкирхе кладбища, закрытого в 1715 году).

Теперь немного о памятниках и скульптурах, расположенных на площади Нового рынка. Непосредственно напротив церкви Богородицы (Фрауэнкирхе) стоит памятник Мартину Лютеру (Lutherdenkmal), установленный здесь в 1885 году. Споры относительно авторства данной скульптуры не прекращаются до сих пор. Известно, что голову Лютера скульптор Адольф фон Донндорф (Adolf von Donndorf) (1835-1916) создавал на основе глиняной модели своего учителя и друга Эрнста Ритчела (Ernst Rietschel) (1804-1861), которую тот изготовил для масштабного многофигурного памятника Лютеру в Вормсе, но потом отказался от этого варианта. (Вообще если сравнить фигуру Лютера в Вормсе и здесь, в Дрездене, заметно, насколько они похожи). Во время бомбардировки Дрездена в 1945 года памятник опрокинулся, но уцелел. Его снова установили на место и изредка переносят только в реставрационных целях. Он стоял здесь всё то долгое время, пока церковь Богородицы находилась в руинах, один посреди разрухи. Теперь картина другая:

А перед восстановленной гостиницей Hotel de Saxe (Hotel Steigenberger) в юго-восточной части площади установлен памятник королю Саксонии Фридриху Августу II (годы правления: 1836-1854), изготовленный по проекту немецкого скульптора Эрнста Хенеля (Ernst Julius Hähnel) в 1867 году. В правой руке король держит грамоту о принятии новой Конституции, вступившей в силу 4 сентября 1831 года, когда Фридрих еще являлся соправителем своего дяди короля Антона (тот согласился принять конституцию под давлением беспорядков, которые начались в Дрездене под влиянием Июльской революции в Париже). Саксония тогда стала конституционной монархией.

Сам Фридрих Август II, хотя и изображен здесь в позе полководца, был человеком мирным, прекрасно разбирался в ботанике и других естественных науках, увлекался искусством, писал пейзажи, собирал растения, любил беседовать с художниками и учеными.

На западной стороне площади Ноймаркт находится главный корпус бывших королевских конюшен — Иоганний или Иоганнеум (Johanneum). Здание неоднократно перестраивалось, к нему добавлялись пристройки в различных стилях. Свой окончательный вид оно приобрело только в 1872 году. Обращает на себя внимание открытая двойная «Английская лестница»: там сейчас находится вход в дрезденский Музей транспорта. Фасад Иоганнеума выполнен в стиле классицизма и выходит на площадь Ноймаркт.

Изначально Иоганнеум служил в качестве придворной конюшни и каретного сарая саксонских правителей. Здание было построено в 1586-1590 гг., во время правления курфюрста Кристиана I,  архитекторами Паулем Бухнером (Paul Buchner) (1531-1607 ) и Гансом Ирмишем (Hans Irmisch) (1526-1597). Автором проекта был, вероятно, швейцарский художник и зодчий Джованни-Мария Носсени (Giovanni Maria Nosseni) (1544-1620). Кроме конюшен и каретного сарая, здесь также размещалась курфюрстская оружейная палата. Это было роскошное здание в стиле ренессанса с прекрасным фасадом, расписанном в стиле сграффито.

В годы правления Августа Сильного (1694-1733) со зданием произошли новые изменения: курфюрст распорядился оборудовать его под запасник. Поэтому в 1722-1731 гг. дрезденский архитектор Иоганн фон Фюрстенхоф (Johann Georg Maximilian von Fürstenhoff) (1686-1753), незаконнорожденный сын курфюрста Иоганна-Георга III (среди законнорожденных детей последнего был, между прочим, и сам Август Сильный, так что выходит, курфюрст поручил работы своему сводному брату), надстроил второй этаж Иоганнеума, пожертвовав при этом ренессансным щипцовым фронтоном. Тогда же, в 1729-1731 гг. , к зданию была пристроена двухсторонняя «английская лестница».

Позднее, с 1747 по 1856 год, на верхнем этаже Иоганнеума  размещалась Галерея старых мастеров, которая позднее переехала в Цвингер. В 1744-1746 гг., перед тем как размещать здесь коллекцию живописи, были проведены еще некоторые перестройки (работы контролировал уже знакомый нам премьер-министр Генрих фон Брюль, отвечавший за художественные коллекции). Занимался ими уже знакомый нам по достопримечательностям Брюльской террасы архитектор Иоганн Готфрид Кнёффлер (Johann Gottfried Knöffler) (1715-1779): он, в частности, спроектировал высокие полуциркульные окна для лучшего освещения выставочных помещений. На нижнем этаже здания с 1794 по 1857 год были выставлены слепки из дрезденского собрания античных скульптур. Всё это время посетителей в Галерею пускали бесплатно.

Во время Мартовской революции 1848—1849 гг. Иоганнеум серьезно пострадал от обстрела. Многие ценные картины оказались прострелены насквозь. В 1856 году картинная галерея переселилась в новое здание Земпера в Цвингере, и в период с 1872 по 1876 гг., во время правления короля Иоганна, была осуществлена третья и последняя перестройка здания Иоганнеума. Собственно, в честь короля Иоганна Саксонского и назван Иоганнеум — или Иоганний, как вам больше нравится (король Иоганн правил после своего брата Фридриха Августа II; он известен как переводчик «Божественной Комедии» Данте (перевод был опубликован под псевдонимом Филалет)). Архитектор Карл Мориц Хенель (Karl Moritz Haenel) (1809-1880) перестроил здание для размещения в нем исторического музея Саксонии (в трех помещениях на верхнем этаже разместилось также собрание фарфора). Фасад приобрел характерные черты классицизма. Ренессансные порталы по обеим сторонам лестницы сохранили свой прежний вид. Кроме того, с 1872 года слева от южного фасада Иоганнеума появилась «Прекрасная калитка» (Schönes Tor), также называемая «Золотыми воротами» (das Goldene Tor) (они и вправду некогда были позолоченными, да еще и цветными). Этот шедевр ренессансного искусства, посвященный введению в Дрездене Реформации , был создан в XVI веке и служил входом в дворцовую часовню (до того, как двор Августа Сильного перешел в католическую веру). В 2004 году ворота были разобраны. Сейчас возможность их реставрации и установки на прежнее место у входа в дворцовую часовню обсуждается.

В результате бомбардировок Дрездена в феврале 1945 года Иоганнеум был сильно разрушен. В 1950 году начались восстановительные работы, а с 1958 года в здании размещается Музей транспорта (Verkehrsmuseum). Иоганнеум соединен с Георгиевским корпусом дворцового комплекса галереей Конюшенного двора (Stallhof), также построенного в конце XVI века и служившего для турниров и торжественных представлений. Длинная галерея (Lange Gang) Конюшенного двора — это очень красивая галерея с 20 тосканскими колоннами; мне ее увидеть не удалось, скорее всего, потому, что там проходили какие-то работы: в 2007 года во время рождественского базара здесь произошел пожар. Вот как выглядит эта галерея (фото с сайта www.dresden-und-sachsen.de):

Находящийся перед входом в Иоганнеум фонтан из песчаника — один из старейших в Дрездене. Восьмиугольный фонтан был создан в 1616 году Иоганном Штегером (Johann Steger); предполагалось украсить его фигурой Самсона и мордой льва, но Городской совет не одобрил проект, испугавшись высокой стоимости. После Тридцатилетней войны, в 1649-50 гг. Кристоф Вальтер (Christoph Abraham Walther) изготовил для фонтана фигуру богини мира Эйрены с оливковой ветвью: город устал от войны. Соответственно, и фонтан получил название «Фонтан мира» (Friedensbrunnen). Но после победоносной Венской битвы 1683 года (битвы у Каленберга), которая знаменовала освобождение Вены от турецкой осады, в память об участии в этом сражении уже упоминавшегося курфюрста Иоганна Георга III, статуя богини мира была заменена статуей богини победы Виктории работы Конрада Макса Зюсснера (Conrad Max Süssner), а фонтан — переименован в «Турецкий фонтан» (Türkenbrunnen). Другие названия этого фонтана: фонтан Иоганна-Георга (Johann-Georgen-Brunnen) и фонтан Виктории/Победы (Victoriabrunnen).

Раньше Турецкий фонтан находился в восточной части Нового рынка, а в 1866 году (после появления на площади памятника Фридриху Августу II) был установлен здесь, перед южным фасадом Иоганнеума. Разумеется, как фонтан он в осенне-зимнее время не работает (обычно струйка льется из пасти маски, расположенной на четырехугольном пьедестале), но все скульптурные украшения можно прекрасно рассмотреть: это и сама скульптура Виктории с лавровым венком и знаменем (это копия, изготовленная в 1968 году во время реставрации), и замысловатый пьедестал, и восьмиугольная фонтанная чаша, каждая сторона которой украшена тремя розетками.

Завершить свой рассказ о площади Ноймаркт я хочу описанием двух красивейших зданий (согласно уже упоминавшемуся плану восстановительной застройки, это пятый из восьми кварталов; расположен он в южной части площади Нового рынка и ограничен с севера улицей Frauenstraße, с востока — улицей Galeriestraße, а с юга — Wilsdruffer Straße). На карте площади этот квартал обозначен красным цветом (источник: www.heinrich-schuetz-residenz.de):

Интересен этот квартал прекрасным домом Генриха Шютца (Heinrich-Schütz-Haus) (адрес: Neumarkt 12; в южной части дома современная пристройка) и домом Köhlersches Haus (адрес: Frauenstraße 14). Оба здания отнесены к числу тех самых «приоритетных строений», восстановление которых, тщательное и максимально близкое к оригиналу, власти Дрездена провозгласили своей первоочередной задачей. Первые строительные работы в этой (восточной) части пятого квартала (V/2) начались в конце 2007 года. Сегодня, в 2008 году, здания уже как новые. Реставрация велась на старинных фундаментах и в максимальном соответствии оригиналам. Фасады зданий украшают в том числе и оригинальные детали, уцелевшие при бомбардировке Дрездена в 1945 году.

Выдающийся немецкий композитор эпохи барокко Генрих Шютц (Heinrich Schütz) (1585-1672) долгое время (с 1617 года и вплоть до своей смерти) работал в Дрездене придворным капельмейстером. Именно он считается автором первой немецкой оперы («Дафна», 1627; ныне утеряна).

На следующих двух фотографиях  мы видим симпатичный дом Генриха Шютца (угловой слева; позади торчит социалистический ДК, Kulturpalast, находящийся в северной части площади Старого рынка Altmarkt). В этом доме Генрих Шютц жил и работал с 1629 по 1657 год (с перерывами на поездки). Само это здание, расположенное прямо напротив знаменитой Фрауэнкирхе, было построено в 1530 году. Сегодняшние строители постарались воссоздать архитектуру дома максимально близко к историческому образцу; работами руководил архитектор Экхард Феддерсен (Eckhard Feddersen).

На следующей фотографии круглый эркер дома Генриха Шютца виден покрупнее (угол Frauenstraße и площади Neumarkt). Эркер украшает так называемый Детский фриз (Kinderfries). Этот стенной фриз, который изготовил примерно в 1535 году мастер Кристоф Вальтер I (Christoph Walther I), изображает гурьбу весёлых голеньких ребятишек (всего 32 фигурки шаловливых карапузов, которые дерутся, дурачатся, дразнят друг друга, скачут, танцуют, спотыкаются, обнимаются, несут корзины с цветами и фруктами).

Своим жизнерадостным возрожденческим духом это произведение разительно отличается от по-средневековому мрачных дрезденских «Танцев смерти», изготовленных этим же  скульптором для Дворца-резиденции (сегодня они находятся в церкви Трех Волхвов Dreikönigskirche в Новом городе). Кристоф Вальтер I (ум. 1546) был представителем большой скульптурной династии. Например, его сын Ханс Вальтер II (1526-86) создал в Дрездене памятник герцогу Морицу, скульптурные украшения для ренессансного Дворца-резиденции и придворной часовни, а также знаменитые Золотые ворота, дошедшие до наших дней.

Украшенная фризом нижняя часть круглого эркера этого здания вплоть до 1945 года оставалась самым старым, сохранившимся с 1530 года, элементом на всей площади (сам дом в эпоху барокко перестраивался по вкусам времени, ступенчатый щипец сменялся мансардной крышей, а эркер с детишками на фризе всё оставался на своем месте — до февраля 1945). Исторический снимок, сделанный до 1945 года, изображает круглый эркер с весёлыми ребятишками (фото с сайта www.neumarkt-dresden.de):

А вот как выглядел дом Шютца в ренессансную эпоху (гравюра из нюрнбергского издания 1680 года):

Во время расчистки завалов после бомбардировки Дрездена в 1945 году фриз удалось спасти. Он был разобран на части и некоторое время украшал современный дом на углу улиц Gewandhausgasse и Ringstraße. «Детский фриз» на современном здании выглядел совершенно не к месту, вне исходного архитектурного контекста (фото с сайта www.neumarkt-dresden.de) и после реставрации дома Генриха Шютца был возвращен на свое первоначальное место.

На следующей фотографии — входная дверь дома Генриха Шютца с перемычкой, украшенной дубовыми листьями (оригинальный портал с ленточной рустикой был создан ок. 1690 года, а сегодня восстановлен по историческому образцу, благо от портала, как и от круглого эркера, сохранились все основные элементы):

Второй дом, расположенный вплотную к дому Шютца, — это, как уже упоминалось, так называемый Köhlersches Haus. Здание было построено приблизительно в 1749 году по проекту архитектора Самуэля Локе (Samuel Locke) для виноторговца, владельца виноградников и бондаря Иоганна (Иоганнеса) Кёлера (Johann/Johannes Köhler). Поэтому оно так и называется — Köhlersches Haus, то есть дом Кёлера. В подвале Локе спроектировал специальные двухуровневые приспособления для хранения бочек с вином (Кёлер торговал вином прямо здесь). Здание выделялось своим прекрасным порталом в форме коробовой арки, выполненным в стиле рококо с украшением в виде морской раковины (рокайля). Двуликая фигура над откосом портала представляла одновременно Весну (молодую девушку) и Осень (старика с бородой) в виноградниках, где трудятся амурчики (обрабатывают лозы, собирают урожай и т.п.). Скульптор неизвестен. Считается, что он входил в окружение Иоганна Готфрида Кнёффлера. После 1945 года от украшения над порталом уцелела только двуликая голова и еще некоторые детали; основную часть портала пришлось создавать заново.

На следующей фотографии виден портал дома Кёлера (Köhlersches Haus), как он выглядел до 1945 года (источник фото: www.neumarkt-dresden.de). А справа — мой снимок, который показывает, как выглядит этот роскошный портал сегодня (при входе в здание висит большой портрет Генриха Шютца).

В 1890-1891 гг. дом Генриха Шютца был объединен с этим соседним зданием, и с тех пор весь комплекс стали называть Schütz-Köhlerschen Haus. Во время бомбардировок 1945 года здания были уничтожены.

Эркер дома Кёлера украшен барельефами, изображающими процесс изготовления бочек для вина в XVIII веке (всего здесь девять таких плиток со скульптурными картинами, последовательно описывающими все стадии этого производства). Симпатичные амурчики как бы помогают бондарю делать бочку. На следующих фотографиях хорошо виден этот эркер (угол улиц Frauenstraße и Schuhmachergasse) (часть деталей сохранилась и была использована при воссоздании барельефа; обратите внимание: в некоторых местах эти фрагменты легко распознать, так как они заметно отличаются по цвету).

На следующей фотографии 1888 года видно, как выглядел этот эркер раньше (фото с сайта www.neumarkt-dresden.de):

Сейчас во всем этом ансамбле из двух восстановленных зданий с современной пристройкой (по сути дела, это три здания, объединенных в один комплекс, получивший теперь название Резиденция Генриха Шютца — Heinrich Schütz Residenz) располагается около 50 съемных квартир, концертный зал, ресторан, винный магазинчик, два внутренних дворика, есть даже сад на крыше. Жилье в основном ориентировано на пожилой контингент: такой своеобразный элитный дом престарелых. Комфорт, безопасность, высочайший уровень жизни, элегантно обставленные комнаты, прекрасное местоположение... о чем еще можно желать. Есть даже квартиры в чудесном круглом эркере дома Генриха Шютца, с видом на площадь Ноймаркт и церковь Фрауэнкирхе.

Кроме того, согласно концепции «пробного проживания» (Probewohnen), вы можете въехать в эту резиденцию как в обычную гостиницу (апартаменты), с прекрасным сервисом и удобным расположением в самом центре Дрездена. Здесь можно пожить несколько дней или недель. Под использование в качестве гостиничных номеров выделено две полностью обставленных двухкомнатных квартиры с кухней и ванной. Я удивилась, когда узнала, что остановиться здесь стоит не так уж дорого: в квартире на двоих проживание (с завтраком, транзитом до отеля, бесплатным посещением оздоровительных велнес-процедур и массой других дополнительных услуг и «комплиментов», уже включенных в стоимость) стоит 180 евро; в квартире на одного проживание обойдется в 110 евро (см. информацию о ценах и услугах здесь). Обе квартиры — с видом на Ноймаркт и Фрауэнкирхе, одна в эркере. Наверное, неплохо пожить здесь, среди такой красоты и комфорта, да еще и в самом центре Дрездена...

Любопытно, что в подвале комплекса сегодня хранятся остатки городских укреплений и кладки эпохи Возрождения. Рядом с этими недавно воссозданными домами пока пусто; эта часть квартала еще не застроена:

Завершим нашу прогулку у Дворца-резиденции, совсем рядом с площадью Нового рынка, у знаменитого плиточного панно «Шествие князей» (Фюрстенцуг, Fürstenzug). Панно размещено на внешней стороне уже упоминавшейся Длинной галереи (Langer Gang) Конюшенного двора, на узкой улице Augustusstraße. На следующей фотографии видна самая левая часть панно, изображающая наиболее древнего саксонского правителя, Генриха I, графа в Эйленбурге (1089-1103).

Картина в технике сграффито на этой 102-метровой стене была создана в 1871-1876 гг. в честь 800-летия княжеского дома Веттинов. Создал картину профессор дрезденской Академии художеств Вильгельм Вальтер (Wilhelm Walther) (1828-1913). Но со временем на картине стали заметны следы атмосферного воздействия, и решено было для большей долговечности перенести ее на плитку из мейсенского фарфора, что и было сделано в 1904-1907 гг. Во время бомбардировки Дрездена панно «Шествие князей» практически не пострадало. Таково было качество фарфоровых плиток, что панно даже не отделилось от стены во время огненного смерча, образовавшегося в результате бомбардировок. Реставрация «Шествия князей» проводилась в 1978-80 гг. Она включала очистку от копоти и загрязнений и обновление 654 поврежденных плиток (212 плиток пострадали сильно, еще 442 — умеренно).

На следующем фрагменте панно мы видим Конрада Великого (1127—1156), Отто Богатого (1156—1190) и Альбрехта Гордого (1190—1195).

На сегодняшний день это самое большое в мире фарфоровое панно и одна из самых знаменитых достопримечательностей Дрездена. Панно составлено из 25 тыс. бесшовно уложенных 20-см плиток и изображает конную процессию, которая отражает историю Веттинов, саксонского правящего дома, а также дает представление об одеждах и оружии различных эпох. Это настолько точное изображение костюмов и вооружения, что по этому панно можно изучать историю (более того, изображения саксонских правителей, как говорят, также отличаются предельным портретным сходством).

На панно изображены 35 маркграфов, герцогов, курфюрстов и королей, которые правили Саксонией с 1123 по 1904 год, а также еще 59 участников, среди которых герольды, караульная охрана и знаменосцы, слуги, ремесленники, мавры, солдаты, крестьяне, рабочие, студенты, дети, а также ученые и деятели искусства, в том числе и создатель полотна Вильгельм Вальтер и его ученики (в конце процессии). В благодарность за этот заказ и оказанную поддержку художник изобразил двенадцатым справа своего учителя профессора Юлиуса Хюбнера с эскизом «Шествия князей» в руках. Что касается женского пола, то на полотне он представлен единственной девочкой. На картине также присутствуют лошади и две борзые собаки.

Веттины представлены верхом на лошадях, в хронологическом порядке их правления. Практически под всеми изображениями правителей подписаны их имена и прозвища , а также годы правления. Нет таких подписей только у первого правителя, Генриха I (1089-1103) (тогда власть еще не была окончательно закреплена), и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III (его годы правления [1904-1918] были на момент создания панно неизвестны, поскольку тогда он был еще ребёнком; он ушел от власти в результате ноябрьской революции 1918 года, якобы со словами «Делайте свою дрянь сами!»). Что касается прозвищ саксонских правителей, то они довольно разнообразны, а местами даже забавны. Среди них есть «негодный», «бородатый», «сильный», «богатый», «воинственный», «кроткий»,  «гордый», «великодушный» и даже «укушенный».

На следующем фрагменте мы видим Фридриха Мудрого (1486—1525), Иоганна Твёрдого (1525—1532) и Иоганна-Фридриха Великодушного (1532—1547).

Вот еще один фрагмент панно. Он посвящен трем Иоганнам-Георгам: Иоганну-Георгу II (1656—1680), Иоганну-Георгу III (1680—1691) и Иоганну-Георгу IV (1691—1694).

А вот другая часть панно, ближе к правому краю: другая мода, другая эпоха. Это Фридрих Кристиан (1763), Фридрих Август Справедливый (1763—1827), Антон Добрый (1827—1836), Фридрих Август II (1836—1854) и совсем справа —еще троица королей: Иоганн (1854—1873), Альберт (1873—1902) и Георг (1902—1904).

Замыкает композицию следующий фрагмент:

Здесь, в «арьергарде», мы видим следующих участников свиты. Во-первых, крайние слева — два студента, представляющие, соответственно, Лейпцигский университет и Дрезденский технический университет, а также ученик старинной дрезденской гимназии «Кройцшуле» (сын Вильгельма Вальтера). Далее, в жесткой шляпе, изображен преемник Земпера архитектор Георг Николай (Georg Hermann Nicolai). Затем мы видим художника К. Пешеля (Peschel) и профессора Юлиуса Хюбнера (Hübner) с эскизом «Шествия князей». За ними следуют известные скульпторы Иоганнес Шиллинг (Schilling) и Э. Ю. Хенель (Hähnel), художник Людвиг Рихтер (Ludwig Richter) (смотрит на зрителя), директор королевской библиотеки ученый-германист Эрнст Фёрстеманн (Dr. Förstemann), заведующий отделом изящных искусств в королевском министерстве тайный советник Винер (Geheimrat Wiesner), историк искусства и археолог барон фон Вайсенбах, консультант по искусствоведению при создании панно (Prof. von Weißenbach), каменщики Керн и Пич (оба были работниками у Вильгельма Вальтера), саксонский шахтёр, крестьянин и в конце — создатель панно «Шествие князей» Вильгельм Вальтер собственной персоной.

См. также:

Достопримечательности Дрездена. Часть первая (церковь Креста Господня, Новая ратуша, фонтаны, Академия художеств, Брюльская терраса и Брюльский сад и др.)

Достопримечательности Дрездена. Часть вторая. Брюльская терраса, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)

Достопримечательности Дрездена. Часть четвертая. Нойштадт

Достопримечательности Дрездена. Часть пятая. Цвингер и опера Земпера.

Достопримечательности Дрездена. Часть шестая. Художественный пассаж, молочный магазин Пфунда, Японский дворец, Йенидце.

Достопримечательности Дрездена. Часть седьмая. Католическая придворная церковь (кафедральный собор Дрездена).

Дрезден: музей фарфора в Цвингере.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



9 комментариев к заметке

  1. Мура пишет:

    Огромное спасибо, не поленились предоставить столь подробную информацию о городе. С интересом прочла историю круглого эркера дома Щютца и другие подробности, которые позабылись, а может и не были услышаны в краткосрочное посещение Дрездена в 2009 году. Вот с того времени безуспешно пытаюсь найти информацию о фонтане, попавшем в поле зрения объектива моей мыльницы :( Но ни карты Гугля, ни Панорамио поиску содействия не оказали. Может вы подскажете ГДЕ расположен фонтан с Меркурием и утками? прилагаю линк на мое фото, размещенное на ЯФотки

  2. Мура пишет:

    хм, после нескольких попыток отправки коммента линк волшебным образом исчез:(, поэтому дублирую http://fotki.yandex.ru/users/a-murashkev ... /217623/?page=2

  3. Foxy пишет:

    Добрый день, Мура!

    Да, конечно, информация об этом фонтане есть на нашем сайте :)
    Ссылка: http://www.mishanita.ru/2008/11/10/352/
    Там Вы можете прочитать, что это фонтан «Похититель гусей» (Gänsediebbrunnen), созданный в 1878 году. Там же приведены некие любопытные подробности об этом фонтане, и есть фотография.

    Что касается местоположения фонтана, то находится он на улице Weiße Gasse, в таком небольшом закоулочке, около пересечения с Kreuzstraße.

    Всегда рады помочь!))

  4. Саша пишет:

    Очень понравилось, спасибо за подробный рассказ.

  5. Foxy пишет:

    Приятно, что наш материал о Дрездене понравился:) Спасибо за отзыв, Саша!

  6. Ольга пишет:

    Спасибо за подробную информацию.
    Воспользовалась ей, оформляя свой фотоальбом по Дрездену.
    http://fotki.yandex.ru/users/elis2012nsk/album/336715/
    Заходите, может будет интересно сравнить осенние и весенние впечатления.

  7. Foxy пишет:

    Спасибо, Ольга! Было приятно взглянуть на свежий весенний Дрезден — город, который красив в любое время года.

  8. татьяна пишет:

    Несколько лет жила в Дрездене, люблю приезжать в этот город, радуют тщательно восстановленные дома и музеи. Такой насыщенный, детально проработанный, с любовью и знанием составленный комментарий вижу впервые и перечитываю с наслаждением. Огромное спасибо. Татьяна.

  9. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв, Татьяна!