Мейсенский собор (Meißner Dom/Dom zu Meißen) — одна из главных доминант в плотном архитектурном конгломерате Замковой горы (Burgberg), возвышающейся над Старым городом Мейсена на берегу Эльбы. Хотя его называют самым маленьким собором Германии, храму есть чем гордиться: он признан одним из чистейших образцов немецкой готики (правда, башни были достроены только в начале XX века). Среди других саксонских церквей Мейсенский собор также выделяется ценным внутренним убранством. Достаточно сказать, что тут находится усыпальница Веттинов, скульптуры Наумбургской школы, картины Лукаса Кранаха Старшего и его мастерской. «Мейсенский собор — самое изящное и прекрасное из всех известных мне сооружений той эпохи», — писал Гёте своей жене из Мейсена.
В этой заметке мы расскажем об истории строительства Мейсенского собора, а также его архитектуре и интерьере. Вы увидите фотографии наиболее красивых и интересных деталей внутреннего убранства и узнаете, как менялся облик собора с течением времени. В заключение будет приведена полезная практическая информация (стоимость посещения собора, часы работы и проч.).
Мейсенский собор посвящен святым Иоанну Богослову и Донату из Ареццо, поэтому его полное название — Dom St. Johannis und St. Donatus. До Реформации (1581 года) он был кафедральным собором Мейсенской католической епархии, а затем превратился в лютеранский храм. На сегодняшний день Мейсенский собор — главный храм Саксонской евангелическо-лютеранской церкви (что же касается нынешней Дрезденско-Мейсенской католической епархии, то ее кафедральный собор находится в Дрездене).
Наряду с замком Альбрехтсбург и фарфоровой мануфактурой Мейсенский собор относится к числу главных достопримечательностей города Мейсен.
История и архитектура Мейсенского собора
Мейсенский собор — шедевр саксонской готики — начал возводиться в середине XIII века.
Уже в 968 году на этом месте была построена часовня (видимо, деревянная) по случаю основания Мейсенской епархии императором Священной Римской империи Оттоном I Великим, а в 1006-1073 годах часовня превратилась в небольшую каменную церковь со статусом кафедрального собора. Считается, что эта церковь была первым каменным сооружением Саксонии [1].
В 1130 году она была перестроена в романскую базилику с 4 башнями. Однако вскоре растущему городу и укреплявшемуся авторитету епархии потребовался куда более вместительный и современный храм: по сравнению с новыми готическими соборами в Магдебурге и Наумбурге базилика Мейсена казалась безнадежно устаревшей и незначительно внушительной. По ходу строительства нового готического собора базилику разбирали (этот процесс осуществлялся постепенно, чтобы было где проводить богослужения).
В 1240-1260-х годах были завершены хор и трансепт нового собора, построенные по самым современным архитектурным канонам того времени. Из-за соседства с крепостью маркграфов (на месте которой теперь стоит замок Альбрехтсбург) северный рукав трансепта пришлось сделать немного короче южного. С южной стороны места было достаточно, и фасад этого рукава трансепта удалось снабдить большим окном.
Предполагаемый вид Мейсенского собора в самом начале строительства: в 1250 и 1270 году, реконструкция (источники [3] и [7]):
В 1270 году было начато строительство собора как такового — трехнефного готического храма зального типа (храма с тремя нефами одинаковой высоты). Образцом послужила церковь Св. Елизаветы в Марбурге.
До конца XIII века появились восьмигранная капелла и юго-восточная капелла Всех Святых, служившая залом капитула (позднее к ней был пристроен дом капитула, или капелла Марии Магдалины (ныне музей-лапидарий), расположенная к востоку от хора) (см. план собора).
Южный боковой портал (ок. 1310-20):
После этого работы шли уже не столь бойко. Нефы и два нижних яруса западного фасада были закончены лишь к началу XV века. В 1401 году состоялось освящение храма.
В 1425 году маркграф Мейсена и курфюрст Саксонии Фридрих I Воинственный повелел пристроить к западному фасаду собора новую Княжескую капеллу (Fürstenkapelle), призванную стала служить усыпальницей Веттинов (ранее эту функция выполнял монастырь Альтцелла). В результате прежний главный западный портал оказался внутри здания. В Княжеской капелле Мейсенского собора нашли свое последнее пристанище сам Фридрих I Воинственный и многие другие представители династии Веттинов.
Вид западного фасада собора и пристроенной с западной стороны Княжеской капеллы в наши дни (см. план собора):
В 1470-1477 годах был сооружен богато украшенный позднеготический третий ярус западного фасада по проекту известного архитектора Арнольда фон Вестфалена (Arnold von Westfalen). В тот период зодчий как раз строил примыкающей к собору замок Альбрехтсбург, и применил в соборе схожую, исключительно новаторскую по тем временам конструкцию на основе системы несущих опор (пилястр) и больших проемов. Каждая башня имеет по четыре массивных угловых опоры, облегченных за счет выемок-ниш. Между опорами помещаются высокие оконные ниши, украшенные завитками «навесных» ажурных орнаментов.
Тонкая задняя стенка каждой ниши, в свою очередь, имеет вид не застекленного готического окна с ажурной резьбой. Узоры этих оконных переплетов складываются в фантастическую витую сеть. В результате образуется фантастическая двухслойная структура, которую до Арнольда фон Вестфалена еще никто не использовал. Дополнительно архитектор соорудил «висящие» открытые лестничные марши, служащие распорками между боковыми опорами. Лестницы проходят внутри опор, всякий раз меняя направление на 90 градусов, и затем продолжаются снаружи в виде мостообразных конструкций.
Вероятно, примерно таким же по дизайну планировался и четвертый ярус башен, но он тогда не был построен — видимо, из-за нехватки денег. Арнольд фон Вестфален также заменил сложно расчлененную крышу XIV века на более простую высокую двускатную крышу, охватывающую сразу три нефа, и переделал крышу Княжеской капеллы. В 1504 году была закончена сакристия с северо-восточной стороны, а примерно в 1530 году с северо-запада была пристроена позднеготическая Георгиевская капелла (Georgskapelle), в которой похоронены саксонский герцог Георг Бородатый и его супруга Барбара Ягеллон (см. план собора).
Общий вид собора (справа перед фасадом видна небольшая Георгиевская капелла, впереди по центру — Княжеская капелла) (источник [9]):
Вид Мейсенского собора в 1540 году, реконструкция (над западным фасадом показаны временные деревянные шпили, существовавшие в XVI веке) (источник [3]):
Длительное время собор украшала одна-единственная башня — юго-восточная «корявая башня» (Höckrige Turm). Эта одинокая башня с ажурным шпилем в течение нескольких столетий была высочайшей точкой всей Замковой горы Мейсена. В 1909 году башня была полностью отреставрирована.
Кружевные неоготические башни западного фасада, взмывающие на высоту 81 метр и заметные из самых разных уголков города, были добавлены лишь в 1903-1909 годах.
Вид собора с готовым четвертым ярусом фасада и верхушками башен в начале XX века (источник [10]):
Вид собора до возведения башен (источник фото [2]):
Проект завершения башен разработал немецкий архитектор Карл Шерфер (Carl Schäfer). Надо сказать, что реализации этого замысла предшествовали ожесточенные споры с авторитетными историками-искусствоведами, но в итоге башни всё-таки были построены. Они стали неотъемлемой частью собора и даже как будто сами пропитаны духом Средневековья. Сегодня без этих башен на фоне замка Альбрехтсбург уже невозможно представить силуэт Мейсена.
Интерьер Мейсенского собора. Описание и фотографии внутреннего убранства
Вход в собор находится со стороны небольшого клуатра (крестового хода) (см. план собора), который появился в конце XV века, когда строительными работами в соборе руководил архитектор фон Клаус (Ägide von Klaus) (он был приглашен после смерти Арнольда фон Вестфалена в 1482 году). Эти сводчатые галереи, окружающие маленький внутренний двор, были возведены в 1490-91 годах.
Глубоко посаженные аркады вырастают из массивных опор. Особенно характерны «ячеистые» своды (Zellengewölbe) галерей: впадины в виде сот или ячеек разделены острыми ребрами. В результате создаётся оригинальная рельефная структура, в которой одни области свода ярко освещены дневным светом, а другие — скрыты в рассеянной полутьме. Подобный тип сводов можно также увидеть в залах соседнего замка Альбрехтсбург (источник фото: [17]).
Клуатр с его тесным садиком предоставляет уникальную возможность хотя бы фрагментарно оценить готическую архитектуру вытянутого соборного хора (пресвитерия) — посмотреть на его ажурные окна и могучие контрфорсы. Со всех других сторон хор либо закрыт пристройками, либо находится на обрыве скалы, так что и близко не подойти.
Пройдя по одной из сводчатых галерей клуатра, попадаем непосредственно внутрь храма, где мы можем совершить самостоятельную (или с гидом) экскурсию по его интерьеру и, в частности, полноценно рассмотреть хор.
Учтите, что посещение Мейсенского собора платное (подробнее о часах работы и стоимости посещения — в разделе «Практическая информация»).
Выше представлен план Мейсенского собора, на котором обозначены его основные элементы. Все они подробно описываются ниже.
Мейсенский собор внутри
Мейсенский собор внутри производит светлое, спокойное впечатление. Его не назовешь роскошным, подавляющим, он явно не перегружен декором (достаточно упомянуть, что из полусотни существовавших до Реформации алтарей до нашего времени сохранилось лишь три), но оставляет ощущение гармонии и благородства.
Благодаря своей цельности собор и считается столь чистым, идеальным примером готической немецкой архитектуры.
Алтарная преграда
Прямо перед собой мы видим нарядную алтарную преграду — леттнер.
Глядя на единообразную преграду, трудно догадаться, что на самом деле она создавалась в три этапа. Центральная часть появилась в 1255-1260 году, боковые — около 1300 года, а самые крайние — лишь в 1357-70 годах [4]. В ходе реставрации 1999-2002 годов была восстановлена средневековая цветовая гамма [1].
Перед преградой установлен алтарь с ренессансным алтарным полотном мастерской Лукаса Кранаха Старшего (ок. 1526-1540). На следующей фотографии показан вид алтаря с закрытыми створками, так как мы посещали собор во время Великого поста. В раскрытом состоянии центральная часть алтаря изображает Распятие, а боковые створки посвящены истории обретения Креста (фотографию алтаря в раскрытом виде можно посмотреть, например, тут или тут).
Фарфоровое распятие и подсвечники выполнил в 1760 году выдающийся мастер Мейсенской фарфоровой мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler) (1706-1775).
Подробнее об истории Мейсенской мануфактуры и ее знаменитых мастерах читайте в отдельной заметке.
Хор
Пройдем теперь за преграду, в одно из самых красивых и ценных помещений собора — верхний хор (пресвитерий) (Hoher Chor) (см. план собора). В отличие от пространства в западной части собора, предназначавшегося для простых верующих, в этой части храма находились исключительно священники, а алтарная преграда служила как раз для разделения этих двух зон.
Хор представляет собой вытянутое пространство. Длина его в три раза больше ширины, из-за чего он воспринимается невероятно высоким и узким. Впечатление усиливается за счет больших окон, которые в восточной части занимают почти всю поверхность стен. Прозрачность и вертикальность готической архитектуры подчеркивается кардинальным отсутствием декора (аркад, ниш, горизонтальных элементов членения), гладкостью желтовато-коричневых стен из песчаника. Наивысшие точки свода отмечены позолоченными ключами (замковыми камнями).
Заимствованные из Франции готические формы приведены к простому, ясному «скелету». В то же время здесь есть место и для творческих экспериментов: ажурный узор окон уникален и не встречается в других европейских готических сооружениях той эпохи [1]. Тщательная реставрация хора с восстановлением первоначальной средневековой цветовой гаммы сводов была проведена в 1990-х годах.
Хор — настоящее сердце Мейсенского собора. Именно тут сосредоточено наибольшее количество ценных произведений искусства. Самыми известными шедеврами являются четыре скульптуры, созданные в мастерской Наумбургского мастера (Naumburger Meister) — неизвестного скульптора, прославившегося своими великолепными работами для Наумбургского собора. Скульптуры Мейсенского собора были созданы ок. 1260 года. Точно не известно, являются ли эти выразительные изваяния творениями самого Наумбургского мастера или кого-то из его учеников или помощников. Так или иначе, искусствоведы усматривают в них непосредственное продолжение традиций, заложенных Наумбургским мастером [5].
В Мейсене Наумбургский мастер или его последователи создали в XIII веке в общей сложности семь статуй — это старейшие предметы декора в интерьере Мейсенского собора. Скульптуры делятся на две группы: четыре фигуры находятся в хоре, а еще три мы увидим позднее в восьмигранной капелле. Эти семь каменных изваяний относятся к числу величайших достижений ранней немецкой готики. Все статуи воспринимаются реалистично благодаря естественности жестов и разнообразной раскраске. Фигуры немного больше натуральной величины (в среднем они имеют высоту около 2 метров). В 2000-2002 годах была проведена их реставрация [1].
У левой (северной) стены хора помещены скульптуры основателя Мейсенской епархии — императора Священной Римской империи Оттона I и его второй супруги Адельгейды Бургундской. Напротив них — святые покровители собора: святой Иоанн Богослов и святой Донат. Судя по всему, эта зона хора с самого начала задумывалась как место для установки данных фигур ([1]; [6]).
Императорская чета, облаченная в парадные одежды, стоит у гладкой стены, что обеспечивает фигурам большую свободу жестов. Императрица опирается на левую ногу, а правую отставила вбок. Верхняя часть ее тела развернута в сторону императора. Адельгейда окружена символами власти, однако в ее позе и выражении лица отражается — несмотря на улыбку — некоторая грусть и задумчивость. Даже императорские инсигнии (корона и брошь) только подчеркивают высокое положение Адельгейды, но не гармонируют с чертами ее личности. Контраст личных черт с символами царского достоинства подчеркивается тем, что, несмотря на все внешнее великолепие изваяний, выражение лиц императора и императрицы говорит в первую очередь об озадаченном состоянии, самоуглубленности. В этом отношении мейсенские статуи чрезвычайно близки к великолепным по психологической глубине скульптурным портретам донаторов из Наумбургского собора. Император взирает на супругу с тревогой, а она, видимо, пытается его поддержать и ободрить: фигуры воспринимаются как нераздельные, эмоционально связанные друг с другом. Вероятно, скульптор запечатлел чету в момент сосредоточенной беседы.
Напротив, у правой (южной) стены стоят представители иной власти: святые покровители Мейсенского собора. Фигура безбородого улыбающегося святого Иоанна излучает уверенное спокойствие. Босой евангелист слегка выставил вперед левую ногу. Правая рука согнута и указывает на священную книгу в левой руке. Книга открыта на первых стихах Евангелия от Иоанна (IN PRINCIPIO ERAT VERBVM). Особое расположение складок одежды притягивает взгляд к книге. Если бы мы находились с фигурой на одном уровне, некоторые пропорции показались бы нам ненатуральными, но статуя изначально создавалась для восприятия снизу, поэтому мастер ввел необходимые перспективные сокращения форм. Святой Донат представлен в полном литургическом облачении, в митре и с посохом в левой руке. Правая рука поднята в наставляющем или благословляющем жесте, рот слегка приоткрыт, корпус развернут влево, взгляд обращен к зрителю. Закрепляя за собой ассоциацию с первыми словами Евангелия, проповедующий епископ-святой обосновывает свою власть ссылкой на самого Бога. Эпоха истинного могущества императорской власти миновала, и на смену ей пришла власть Писания и Церкви [5]. Как и фигуры на противоположной стене, эти двое образуют нераздельную пару, хотя это и не столь очевидно (стоящий за спиной Доната евангелист поддерживает епископа, подкрепляет его слова, отсюда и проистекает внутренняя связь фигур) [6].
Помимо скульптур, в этой части собора стоит обратить внимание на позднеготический алтарь «Поклонение волхвов» (расписан, как предполагают, неизвестным нидерландским художником) конца XV - начала XVI века.
На полу перед алтарем находятся надгробные плиты мейсенского маркграфа Вильгельма I и его супруги Елизаветы.
Также выделяется большая дарохранительница с северной стороны, которая была создана в 1480-90 годах, а в 1505-10 годах дополнена башнеобразным навершием.
В той части хора, что находится ближе всего к алтарной преграде, установлены деревянные сидения священников (1524-29), а стены над ними украшают каменные элементы — ряды слепых арок и выступающих балдахинов. Аркады и кромки балдахинов окрашены в неяркий светло-красный цвет, которому вторит окраска сводов (впрочем, своды не везде окрашены одинаково: там, где стоят фигуры основателей и покровителей, они имеют желтоватый оттенок, что позволяет особенно выделить эту зону).
Степень освещенности хора меняется постепенно: наиболее ярко освещена прорезанная окнами восточная часть, затем идет участок со скульптурами, освещенный за счет окон половинной высоты, и, наконец, следует лишенная окон третья часть со скамьями. Другими словами, по мере приближения к алтарю света становится всё больше.
Особая достопримечательность хора — центральное большое готическое витражное окно (ок. 1260-70 года).
Этот средневековый витраж в значительной степени сохранил свое прежнее великолепие.
В центральной части витража изображены цари и пророки, справа — Страсти Христовы, а слева — сцены жертвоприношения из Ветхого Завета.
Нефы
Выйдем из-за алтарной преграды обратно в основное пространство храма.
Среди достопримечательностей этой части собора можно отметить ренессансную кафедру проповедника, сделанную из песчаника после Реформации, в 1591 году.
Основное пространство собора состоит из трех нефов равной высоты (это храм зального типа). Нефы возводились в основном в 1290-1390 годах.
Первоначально собирались построить базилику с более высоким центральным нефом и пониженными боковыми, но в 1270 году проект был пересмотрен. Прелполагают, в этот период на строительство прибыли мастера из Гессена, которые как раз и взяли за образец церковь Св. Елизаветы в Марбурге и церковь монастыря Хайна. Специалисты усматривают влияние данного региона во многих архитектурных деталях Мейсенского собора [1].
В итоге вместо полутемной базилики был построен легкий, пронизанный светом, рвущийся к небесам храм. Большие окна занимают почти всю высоту стен боковых нефов. Проникающий через них свет освещает интерьер собора, осветляя золотисто-жёлтый и коричневатый оттенок тёсаного песчаника.
Длина собора с востока на запад составляет почти 100 метров, а высота нефов — лишь около 19 метров [3], однако из-за выверенных пропорций храм кажется гораздо выше.
Ряды мощных столбов с пучками тонких колонн создают поразительный эффект, величественный и завораживающий своим ритмом.
Столбы поставлены очень плотно друг к другу, и если смотреть с востока на запад (или с запада на восток) вдоль центрального нефа, создаётся ощущение почти сплошной «стены», не дающей возможности заглянуть в боковые нефы.
В западной части центральный неф продолжается межбашенным пространством, а еще западнее пристроена Княжеская капелла, куда мы скоро пройдем.
Восьмигранная капелла
Восьмигранная капелла (Achteckbau) находится между южным боковым нефом и южным рукавом трансепта (см. план собора). Эта необычная двухэтажная пристройка, напоминающая башню, была сооружена в 1261-1291 годах. Капелла относится к красивейшим произведениям готического искусства (источник фото: [16]).
Пространство на нижнем этаже некогда служило своего рода парадным «вестибюлем», а после сооружения южного бокового портала (ок. 1310-20 гг.) было превращено в капеллу.
Главное сокровище капеллы — три скульптуры Наумбургского мастера или его учеников (дополняющие вышеописанные четыре фигуры в хоре): Богоматерь с Младенцем, Иоанн Креститель и ангел с кадилом (по другой версии, это диакон Стефан, по третьей — священник Захария, отец Иоанна Крестителя).
Участки, отведенные под скульптуры, чередуются с высокими порталами: восточная дверь ведет в трансепт, северная — в неф. В декоре стен использованы аркады на тонких колонках с капителями, напоминающие аналогичные элементы в хоре.
Фигуры составляют неразрывную связь с окружающим их пространством. Историки считают, что этот ансамбль изначально задумывался как синтез архитектуры и скульптуры. По центру стоит Богоматерь с Младенцем — одна из трех существующих Мадонн, приписываемых Наумбургскому мастеру или его мастерской. К этой скульптурной группе обращен ангел с кадилом. Иоанн Креститель смотрит в другую сторону.
Ранее статуи были ярко раскрашены аналогично четырем фигурам в хоре, однако со временем покрытие сильно выветрилось, так что теперь краска сохранилась лишь в некоторых местах. Причиной этого выветривания стало то, что в 1910 году слепые аркады сделали открытыми (теперь их снова заложили камнем для большей сохранности скульптур).
Скульптуры обрамлены арками в форме трилистника, а восьмичастный свод охватывает помещение наподобие балдахина.
На втором этаже пристройки, куда из бокового нефа ведет винтовая лестница, обустроена отдельная капелла, посвященная Иоанну Крестителю и раннехристианским мученикам Иоанну и Павлу. Она была освящена в 1291 году [1].
Интерьер капеллы предельно скромен, но главное, что отсюда можно подняться на галерею и полюбоваться интерьером Мейсенского собора с высоты.
Особенно хорошо с галереи видная кафедра, орган (1972), распятие над алтарной преградой и хор за ней.
Княжеская капелла (усыпальница Веттинов)
Наряду с хором, Княжеская капелла (Fürstenkapelle) — самое красивое и значительное помещение Мейсенского собора. В стилистике капеллы и ее фасада обнаруживается влияние пражской школы и мастерской Петера Парлера.
Эта капелла была построена с западной стороны храма ок. 1420-25 года на средства маркграфа Мейсена и курфюрста Саксонии Фридриха I Воинственного. Работы по созданию капеллы были закончены в 1440 году. Вплоть до 1539 года она служила усыпальницей саксонских курфюрстов и герцогов. Позднее эта функция перешла к Фрайбергскому собору (там стали хоронить протестантских курфюрстов Саксонии).
Высокое, удлиненное зальное пространство расположено симметрично хору (см. план собора). Боковые стены прорезаны высокими окнами с ажурными переплетами. Со стороны западного фасада замечаем большое готическое окно-розу.
Стоит поднять голову, чтобы полюбоваться сложными переплетениями необычных ажурных сводов, созданных в 1430-40-х годах — предположительно мастером Мойзесом фон Альтенбургом (Moyses von Altenburg). Обратите внимание на удивительный дизайн этих каменных кружев: в самом верху стены из опорных полуколонн вдруг вырастают изогнутые «черенки», свободно висящие в воздухе и загибающиеся к центру капеллы, завершаясь орнаментом в виде листьев (источник фото: [1]).
Но, безусловно, главным украшением капеллы является нарядный западный портал (ок. 1370-1400), который раньше находился снаружи собора и использовался как главный вход в храм (это хорошо показано на гравюре), а после возведения капеллы оказался внутри здания, между нефом и капеллой.
Очевидно, что это благоприятно отразилось на сохранности портала.
Высокий 14-метровый портал богато украшен скульптурами, образующими так называемую «апостольскую лестницу». Красочное покрытие фигур в значительной степени подлинное.
Не будем забывать, что капелла создавалась с определенной целью: служить усыпальницей. Поэтому в центре стоит массивное бронзовое надгробие Фридриха I Воинственного (1370-1428) — первого курфюрста Саксонии из династии Веттинов.
Мощная лежащая фигура изображена с церемониальным мечом в правой руке. Вокруг захоронения Фридриха I Воинственного расположились художественно оформленные надгробные плиты его родственников, живших в XV-XVI веках (в основном это работа нюрнбергских мастеров; возможно, мастерской Петера Фишера).
Среди прочих здесь похоронен герцог Саксонии и маркграф Мейсена Альбрехт III Смелый (1443-1500), известный как основатель альбертинской линии Веттинов. В его честь назван примыкающий к собору замок Альбрехтсбург, который начал строиться при этом правителе (источник фото: [16]).
Схема захоронений Княжеской капеллы:
На пристенных консолях по всему периметру капеллы расставлены 10 фигур святых в натуральную величину. Сами консоли, как и балдахины над фигурами, относятся к 1430 году [1].
Скульптуры не задумывались как единый ансамбль: они созданы разными мастерами, из разных материалов и в разные эпохи.
Семь скульптур выполнены из дерева (до 1450 года), в 1668 году к ним были добавлены две статуи из терракоты и одна из песчаника.
Георгиевская капелла
С южной стороны Княжеской капеллы находится ренессансный портал (1521-24), ведущий в соседнюю позднеготическую капеллу Георгия (Georgskapelle) (см. план собора).
В капелле похоронены последний католический саксонский герцог Георг Бородатый (1471-1539) и его супруга Барбара Ягеллон. Капелла датируется 1520-40 годами. (Между прочим, если не считать надгробий в Княжеской и Георгиевской капелле, в Мейсенском соборе находится еще 164 захоронения!)
Кроме надгробных плит, в капелле стоит посмотреть дореформационный триптих (1534) собственноручной работы Лукаса Кранаха Старшего. Центральная створка алтаря изображает Христа «Мужа скорбей», Деву Марию и апостола Иоанна, осеняемых своеобразным балдахином из ангелочков-путти. На боковых створках представлены, соответственно, Георг Бородатый и его жена. За спиной каждого донатора стоят по два апостола (Иаков и Петр, Андрей и Павел). Один апостол поддерживает герцога и герцогиню за плечо, другой указывает им на текст из посланий апостолов [8].
Триптих был выполнен для этой погребальной капеллы после смерти Барбары Ягеллон.
Также интересно взглянуть плафон с пышной барочной лепниной.
Этот экстравагантный свод, не слишком соответствующий общей стилистике собора, был создан по проекту архитектора Вольфа Каспара фон Кленгеля (Wolf Caspar von Klengel) в 1670-77 годах (усилиями итальянских мастеров, если верить пояснительным табличкам).
На этом наша самостоятельная экскурсия по собору завершена.
Практическая информация о посещении Мейсенского собора: часы работы, стоимость билетов и т.п.
Мейсенский собор (Meißner Dom/Dom zu Meißen) находится на Соборной площади и входит в состав ансамбля Замковой горы Мейсена. Адрес собора: Domplatz, 7. Посмотреть расположение собора на карте Мейсена можно тут или на туристической карте города.
Часы работы Мейсенского собора. Мейсенский собор открыт для посещения круглый год, ежедневно (кроме 24 и 25 декабря). С апреля по октябрь осмотреть собор можно с 9:00 до 18:00, с ноября по март — с 10:00 до 16:00. В соборе регулярно (почти каждый час) проходят экскурсии (на немецком, английском и русском языке, по запросу). Кроме того, с апреля по октябрь в 13:00, 14:00, 15:00 и 16:00 проходят экскурсии с подъемом на башню. Расписание всех экскурсий можно посмотреть на официальном сайте собора.
Советуем дополнить посещение храма полуденным органным концертом (Mittagsorgelmusik). Эти короткие 20-30-минутные концерты проходят в Мейсенском соборе с апреля по октябрь ежедневно в 12:00 (кроме воскресенья и официальных праздников).
Вход в Мейсенский собор платный. Стоимость входного билета без экскурсии составляет 4 евро (для детей от 7 до 17 лет — 2,5 евро). Вход на полуденный органный концерт — 5,50 евро (после концерта вы сможете свободно осмотреть собор, то есть сам концерт будет стоить всего 1,5 евро). Стоимость стандартной экскурсии по собору — 6 евро.
Фотографировать и снимать на видео в Мейсенском соборе можно. Отдельная плата за это не взимается.
Официальный сайт Мейсенского собора с расписанием богослужений, концертов, выставок: dom-zu-meissen.de
♦♦♦♦♦♦♦
Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями
Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).
Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.
Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:
На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).
Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.
Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.
Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.
Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.
♦♦♦♦♦♦♦
Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)
Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.
Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:
- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь
- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко
- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими
- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви
- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами
- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора
- Музей современного художественного фарфора Торхаус
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. История и архитектура Мейсенского собора на официальном сайте
2. Мейсенский собор, статья в Википедии
3. История строительства собора, особенности архитектуры
5. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись: пер. с нем. / Под. ред. Рольфа Томана. - Tandem Verlag GmbH, 2007
6. Скульптуры Наумбургской школы в Мейсенском соборе, статья в Википедии
7. История строительства Мейсенского собора
8. Описание алтаря работы Лукаса Кранаха Старшего в Георгиевской капелле Мейсенского собора
9. Краткая история собора в Мейсене
10. Мейсенский собор на сайте dresden.stadtwiki.de
11. Мейсенский собор, гравюра 1832 года
12. Мейсенский собор до пристройки Княжеской капеллы, реконструкция (гравюра 1832 года)
13. Башня Мейсенского собора вблизи, фото
14. Мейсенский собор, фотогалерея