Дрезден: наш путеводитель. Часть V. Цвингер и опера Земпера. План Цвингера и карта Дрездена

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 11 ноября 2008, в 15:25

Немного отдохнув и перекусив в отеле, я снова двинулась в путь осматривать достопримечательности Дрездена, пока не стемнело. Шла я уже знакомым маршрутом, мимо отеля класса люкс The Westin Bellevue (Große Meißner Straße, 15), в центре которого вписано очаровательное здание в стиле барокко (Barockhaus) — Старая королевская канцелярия (Königliche Kanzlei), построенная в 1723-1727 гг. Это единственное здание на улице, уцелевшее после бомбардировки 1945 года. Именно у этого здания в середине XVIII в. художник Каналетто рисовал силуэты города, прославившие великолепие «Флоренции на Эльбе». В тот же день, вечером, я увидела его картины в Дрезденской галерее.

На западном крыле современной части гостиничного комплекса находится мемориальная табличка в память о том, что в доме, который некогда стоял на этом месте, в 1830 году родился немецкий композитор, пианист и дирижер Ганс фон Бюлов.

Несмотря на еще относительно ранний час (было около половины четвертого) на улицах было уже довольно тускло (хотя дождь уже не накрапывал, было пасмурно), но всё равно очень красиво. С моста Августа открывался чудесный вид на башни саксонской столицы на противоположном берегу Эльбы и на Брюльскую террасу.

Перейдя мост, я прогулялась по западной части Брюльской террасы и потом направилась к комплексу бывшего Дворца-резиденции, намереваясь посетить знаменитые Зелёные своды — коллекцию сокровищ, что-то типа дрезденской золотой кладовой. Но не тут-то было! Как выяснилось, спрос на «Исторические Зелёные своды» (Historisches Grünes Gewölbe) настолько высок, что к вечеру уже не остается билетов: необходимо приходить в первой половине дня, чтобы зарезервировать места на определенное время. Вообще выставка «Исторические Зелёные своды» работает ежедневно с 10 до 19 часов, кроме вторника (информация обновлена по состоянию на 2011 год, см. также официальный сайт музея-сокровищницы).

В итоге, немного расстроившись, я решила пойти в Дрезденскую галерею «Старые мастера», которую вообще-то намечала себе на следующий день. Собственно, я могла бы пойти вместо этого в «Новые Зелёные своды» (Neues Grünes Gewölbe) (эта часть музея открыта ежедневно с 10 до 18 часов, кроме вторника), наплыв публики там не такой огромный. Как выяснилось, коллекция там тоже просто супер, и те сокровища, которые я как раз больше всего хотела посмотреть, находятся именно там. В «Новых Зелёных сводах» можно увидеть около 1000 экспонатов, включая знаменитую фигурную композицию «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Аурангзеба» (1701-1708) работы придворного ювелира Августа Сильного Иоганна Мельхиора Динглингера, а также золотой сервиз этого же мастера (1697–1701). Цена входного билета что в «Исторические Зелёные своды», что в «Новые Зелёные своды» одинаковая: посещение обойдется вам в 10 ЕВРО (информация обновлена по состоянию на 2011 год).

Помимо Зелёных сводов и парочки других музеев, расположенных в дрезденском Дворце-резиденции, в объединение «Государственные художественные собрания Дрездена» входит, разумеется, Дрезденская картинная галерея старых мастеров в Цвингере (Gemäldegalerie Alte Meister). Галерея открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов (информация обновлена по состоянию на 2011 год, см. также официальный сайт Дрезденской галереи).

Билет в галерею «Старые мастера» стоит 10 ЕВРО (информация обновлена по состоянию на 2011 год) и действителен сразу в нескольких музеях Цвингера: помимо собственно Дрезденской галереи старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), по этому билету можно посмотреть оружейную палату (Rüstkammer), а также собрание фарфора (Porzellansammlung) и временные выставки. Но поскольку билет действует только в течение одного дня, а день уже клонился к вечеру, мне сразу было ясно, что сегодня мне уже не светит ни фарфор, ни оружие... Оставалось лишь время на посещение Дрезденской галереи.

Я уже писала о том, сколько русских гуляет по Дрездену. В Цвингере, и особенно в картинной галерее, это ощущается особенно. А вот знаменитая надпись «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин», сделанная советским сапёром весной 1945 года на цоколе одной из колонн у входа в музей:

Расположенная в Цвингере Дрезденская галерея старых мастеров является одним из самых значительных художественных собраний в мире и самым популярным музеем, входящим в объединение «Государственные художественные собрания Дрездена». Галерею ежегодно посещают около 500 тыс. любителей искусства со всего мира.

Рафаэль, Сикстинская Мадонна, Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея (а также оружейная палата, которая с 2011-2012 года переедет в Альбертинум) располагается в музейном корпусе Semperbau (Sempergalerie), спроектированном Готфридом Земпером (Gottfried Semper). С 1855 года это двухэтажное здание в стиле итальянского ренессанса с богатым скульптурным оформлением замыкает комплекс зданий Цвингера со стороны Эльбы (то есть с северо-востока).

На следующей фотографии мы видим галерею Земпера и примыкающие к ней здания: французский павильон (слева) и немецкий павильон (справа); позади галереи возвышается колокольня католической придворной церкви Хофкирхе и сторожевая башня Дворца-резиденции. (Галерея Земпера и другие музейные здания также показаны на нашем плане комплекса Цвингер в Дрездене).

Галерея Земпера, Цвингер, Дрезден

В картинной галерее «Старые мастера» я провела около двух часов. Увидела картины Каналетто, Йорданса, Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, Виллема ван Мириса, Яна Массейса, Яна ван Эйка, Вермеера, Лукса Кранаха Старшего, Дюрера, Яна Брейгеля Старшего, Рафаэля, Тинторетто, Джорджоне, Веронезе, Тициана, Лоренцо Косты, Боттичелли, Веласкеса и многих других западноевропейских художников, а также замечательные пастели Жан-Этьена Лиотара и Мориса Кантена де Латура. На следующей фотографии — картина Яна Вермеера «Девушка, читающая письмо у открытого окна».

Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна», Дрезденская картинная галерея

Схему расположения залов Дрезденской картинной галереи «Старые мастера» можно скачать по ссылке. На следующих двух фотографиях — картины «Благовещение (читающая Мария)» Лоренцо Косты и «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем» Сандро Боттичелли из собрания Дрезденской картинной галереи.

Лоренцо Коста, «Благовещение (читающая Мария)», Дрезденская картинная галереяСандро Боттичелли, «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем», Дрезденская картинная галерея

Стоит также сказать о том, что, помимо «Сикстинской мадонны» Рафаэля и других шедевров итальянского Возрождения, а также замечательных образцов нидерландской живописи, Дрезденская картинная галерея старых мастеров располагает величайшим в мире собранием картин Лукаса Кранаха Старшего (на двух следующих фотографиях можно увидеть парные картины «Адам» и «Ева», написанные Лукасом Кранахом в 1531 году). С декабря 2010 года в галерее открылась новая постоянная выставка, в которой представлено почти полное собрание работ Лукаса Кранаха Старшего и Лукаса Кранаха Младшего, а также художников их мастерских.

Лукас Кранах Старший, «Адам», Дрезденская картинная галереяЛукас Кранах Старший, «Ева», Дрезденская картинная галерея

Тут будет уместно упомянуть, что семья Кранахов имела тесные связи с дрезденским двором. Так, вскоре после назначения придворным художником саксонского (эрнестинского) курфюрста Фридриха III Мудрого в Виттенберге Лукас Кранах Старший (1472-1553) начал выполнять заказы и для альбертинской ветви династии Веттинов, центром которой был Дрезден. Большие парадные портреты саксонского герцога Генриха V Благочестивого и его супруги Катарины Мекленбургской стали первыми светскими портретами в полный рост в истории европейской живописи.

Лукас Кранах Старший, портрет герцога Генриха V Благочестивого, Дрезденская картинная галереяЛукас Кранах Старший, портрет герцогини Катарины Мекленбургской, Дрезденская картинная галерея

Благодаря столь значительному расширению коллекции (свыше полусотни новых работ!), посетители Дрезденской картинной галереи имеют теперь возможность в полной мере ознакомиться с сюжетами и изобразительными приемами Лукаса Кранаха Старшего, а заодно и с ренессансными костюмами. Сегодня в собрании галереи представлены многочисленные портреты правителей той эпохи, портреты Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона, картины на религиозные сюжеты, а также забавные работы, посвященные обольстительной силе женщин. На сегодняшний день это одно из наиболее представительных собраний старонемецкого искусства, позволяющее заглянуть во времена Лютера, лучше понять темы, волновавшие в то время людей, и получить представление о тогдашней картине мира и человека в нем.

На следующей фотографии — картина Лукаса Кранаха Старшего «Христос благословляет детей» (1538) (мы уже встречались с чуть более ранней картиной Лукаса Кранаха Старшего на аналогичный сюжет в собрании картин музея замка Готторп в Шлезвиге):

Лукас Кранах Старший, «Христос благословляет детей», Дрезденская картинная галерея

А сейчас несколько слов о самом музейном комплексе Цвингер (Zwinger) в Дрездене. Всемирно известный комплекс Цвингера относится к числу наиболее великолепных архитектурных сооружений немецкого барокко. Этот замечательный ансамбль с его павильонами и галереями, балюстрадами и скульптурными украшениями, Коронными воротами, фонтаном «Купание нимф» и просторным внутренним двором является настоящим оазисом для каждого посетителя Дрездена. Архитектурный ансамбль дрезденского Цвингера был создан при Августе Сильном в период с 1710 по 1732 год и является творением архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельманна (Matthäus Daniel Pöppelmann) и скульптора Бальтазара Пермозера (Balthasar Permoser). Пёппельманн был главным архитектором Цвингера, а Пермозер выступал в роли его помощника и автора скульптурных украшений.

Комплекс Цвингера, Дрезден

Название «Цвингер» происходит от первоначального местоположения комплекса и означает «находящийся за городским укреплением»: цвингером в средние века называли часть городских укреплений, расположенную между наружной и внутренней крепостными стенами. Впрочем, уже во времена Августа Сильного дрезденский Цвингер не выполнял оборонительной функции, а в первую очередь служил представительным местом проведения придворных празднеств. Наряду с этим, в зданиях Цвингера уже тогда располагались художественные собрания и библиотека. В ходе бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года здания Цвингера серьезно пострадали. В 1950-60-х годах были проведены реставрационные работы.

Дрезденский Цвингер — это гармоничный барочный ансамбль, в котором архитектура и скульптура неразрывно связаны друг с другом. Одним из символов Цвингера являются пышные Коронные воротаВорота под короной») (Kronentor), расположенные с западной стороны ансамбля (со стороны города). Это самый известный вход в музейный комплекс. Архитектура этих богато украшенных колоннами и пилястрами ворот обнаруживает влияние итальянского высокого барокко и в то же время напоминает об античных триумфальных арках.

Комплекс Цвингера, Коронные ворота, Дрезден

Коронные ворота увенчаны атрибутом королевской власти Августа Сильного — позолоченной польской короной, которую поддерживают четыре орла (эти и предыдущие фотографии были сделаны на следующий день, так как в субботу снимки получились слишком тусклые). Медный синий купол с позолоченными орнаментами олицетворяет синий и золотой цвета дома Веттинов (династия саксонских правителей). Ворота украшены многочисленными скульптурами. В нишах при переходе ворот в длинные галереи (Langgalerien), тянущиеся по обеим сторонам от портала вдоль рва, установлены выполненные в человеческий рост фигуры античных богов Вулкана и Вакха (со стороны рва) и богинь Цереры и Помоны (со стороны внутреннего двора Цвингера). Автором скульптур Вулкана и Цереры является Бальтазар Пермозер.

Большой вклад в оформление Коронных ворот внес Иоганн Бенджамин Томэ (Johann Benjamin Thomae), который занимался декором арочных наверший и всей верхней части постройки. Ему также принадлежат две скульптуры Геркулеса (Августу Сильному льстило, когда его называли Геркулесом Саксонским), фигура Меркурия с жезлом и несколько других скульптур. Фигуру Вакха (Бахуса) в нише, а также статую барабанщика в нижней части портала со стороны внутреннего двора выполнил Иоганн Кречмар (Johann Joachim Kretzschmar). Парную к барабанщику статую игрока на свирели создал Пауль Хеерман (Paul Heermann), а фигуру богини Помоны в нише — скульптор Пауль Эгель (Paul Egell). Замковые камни в вершине арки ворот украшают голова Геркулеса в львиной шкуре с наружной стороны (со стороны рва) и женская голова со стороны внутреннего двора Цвингера. На верхнем ярусе постройки (аттике) установлено несколько ваз и скульптур, обыгрывающих тему времен года и подвигов Геркулеса (Геракла). Они обрамляют частично позолоченный медный луковичный купол. Из пролёта Коронных ворот в обе стороны ведут короткие лестницы внутрь Длинных галерей (Langgalerien) (в южной Длинной галерее размещается часть дрезденской коллекции фарфора).

Комплекс Цвингера, Павильон на валу, Дрезден

Наряду с Коронными воротами, к наиболее знаменитым постройкам Цвингера относится Павильон на валу (Wallpavillon). Это роскошно украшенное скульптурами Пермозера сооружение и одновременно великолепная лестница для подъема на балюстраду находится в северной части Цвингера. Прекрасно обработанные гермы-пилястры на опорах павильона 65-летний Бальтазар Пермозер высек безо всякого чертежа из цельной глыбы. Центральная арка входа обрамлена тремя фигурами сатиров (по три с каждой стороны):

Комплекс Цвингера, Павильон на валу, ДрезденКомплекс Цвингера, Павильон на валу, Дрезден

Помимо обильного скульптурного орнамента и герм с бюстами сатиров, павильон украшают также изображения богов и героев древнегреческого эпоса: Афродиты, Париса, Афины, Артемиды, Зевса и Геры. Многочисленные сатиры на гермах первого яруса павильона олицетворяют необузданные силы природы. Авторы этих скульптур — Пауль Хеерман и Пауль Эгель. Над аркой центрального входа на лестницу размещен герб с инсигниями A.R. — Augustus Rex, то есть «король Август». Две арки по бокам увенчаны скрещенными мечами в обрамлении двух орлов.

Комплекс Цвингера, Павильон на валу, Дрезден

Над декоративным фронтоном, на верхнем картуше, изображен саксонско-польский герб, обрамленный фигурами трубящих в трубы крылатых гениев и ангелочков-путти, а на самом верху купол павильона венчает сильная мужская статуя Геркулеса Саксонского (Hercules Saxonicus), несущего на плечах земной шар. Это единственная в Цвингере скульптура, подписанная лично Бальтазаром Пермозером (остальные статуи картуша выполнены Паулем Хеерманом). (Чтобы получить золотые яблоки из сада Гесперид, Геркулесу потребовалось некоторое время подержать на себе небесный свод — Пермозер тем самым намекает на то, что после смерти императора Иосифа I в 1711 году Август Сильный также стал имперским наместником (Reichsvikar) (до выборов следующего императора)).

Комплекс Цвингера, Павильон на валу, Дрезден

По обеим сторонам герба представлены осовремененные сюжеты из древнегреческого эпоса: юный Август Сильный в образе увенчанного лавровым венком Париса держит в руке (вместо яблока) польскую королевскую корону, голова его повернута к богине Афродите (Венере); по другую сторону мы видим «отвергнутых» им богинь, Минерву (Афину) и Юнону (Геру). Аллегории четырех ветров (работа скульптора Иоганна Кирхнера (Johann Christian Kirchner)) разносят по всему свету весть о славе курфюрста Саксонии и короля Польши Августа Сильного (эти фигуры венчают, соответственно, опоры, расположенные по четырем углам павильона; каждый ветер изображен в паре с какой-нибудь нимфой или богиней). Скульптор Пауль Эгель также выполнил восемь голов над арочными окнами верхнего этажа павильона: в частности, голову женщины с датским орденом Слона, еще один женский образ с польским орденом Белого орла, а также увенчанные коронами головы иудейского мудреца Саула и афинского законодателя Солона.

Комплекс Цвингера, Павильон на валу, Дрезден

Из скульптурных украшений в дрезденском Цвингере хочу отметить особенно полюбившихся мне весёлых сатиров (фавнов), которые украшают не только вышеописанные гермы-пилястры Павильона на валу, но и консоли на полукруглых арочных галереях (Bogengalerien) справа и слева от входа (всего в Цвингере четыре таких одноэтажных галереи, соединяющих четыре угловых павильона, соответственно, с Павильоном на валу и Павильоном колокольчиков). Каждая такая галерея включает 16 арок. Изначально эти окна предназначались для освещения тропических растений, так как здесь планировалось разместить оранжерею.

Комплекс Цвингера, Дрезден

Фигуры сатиров располагаются на консолях под центральной частью каждого арочного окна галереи. Как и Длинные галереи, Арочные галереи завершаются балюстрадой, украшенной фигурами ангелочков и барочными вазами.

Комплекс Цвингера, Дрезден

А мы продолжаем нашу экскурсию по дрезденскому Цвингеру. Непосредственно напротив Павильона на валу находится еще одна знаменитая постройка — Павильон колокольчиков (Glockenspielpavillon). Как и у Павильона на валу, нижний этаж Павильона колокольчиков служит проходом в музейный комплекс с улицы (первоначально это был главный вход из города в Цвингер). Под аркой первого этажа находятся две лестницы, ведущие ко входу на примыкающие полукруглые галереи (Bogengalerien).

Комплекс Цвингера, Павильон колокольчиков, Дрезден

Главной достопримечательностью Павильона колокольчиков являются, разумеется, часы с колокольчиками из мейсенского фарфора, украшающие фасад здания со стороны внутреннего двора Цвингера. Эти часы появились здесь в 1933 году (хотя установка таких необычных курантов была задумана еще Пёппельманом) и пережили Вторую мировую войну без повреждений (до 1930-х годов корпус назывался просто Городским павильоном, Stadtpavillon). В ходе последующей реставрации число фарфоровых колокольчиков было увеличено с 24 до 40. Сегодня этот мелодичный перезвон можно услышать каждые четверть часа (каждую четверть часа, полчаса, три четверти часа и полный час часы отбивают определенную мелодию). Кроме того, для каждого времени года подобран определенный набор известных мелодий, которые исполняются по установленному расписанию в течение дня (расписание и список этих мелодий по временам года можно посмотреть на официальном сайте Цвингера).

Комплекс Цвингера, Павильон колокольчиков, Дрезден

Что касается скульптурного декора Павильона колокольчиков, то он во многом аналогичен оформлению Павильона на валу, разве что здесь мы чаще встречаем изображения героев древнегреческого эпоса (Персея, Андромеды, Париса, Елены) и реже фигуры богов. Первоначально павильон был увенчан статуей Геркулеса с булавой, однако она была разрушена во время пожара 1849 года и заменена копией статуи Геркулеса с земным шаром, с Павильона на валу. Гермы с сатирами на шести опорах у арок со сторон внутреннего двора относятся не к эпохе строительства павильона. Они более поздние (это чувствуется, если хорошенько присмотреться и сравнить их с сатирами Павильона на валу), датируются 1783-1795 гг. (равно как и герб на вершине фронтона).

Французский павильон (Französischer Pavillon) и его полукруглая галерея соединяет Павильон на валу с галереей Земпера.

Комплекс Цвингера, французский павильон, Дрезден

Непосредственно за Французским павильоном, на крепостном валу, располагается фонтан «Купание нимф» (Nymphenbad) (иногда: «Купальня нимф»), одно из главных творений Бальтазара Пермозера и один из прекраснейших фонтанов в стиле барокко. В этом произведении гармонично соединились праздничное великолепие и интимная атмосфера. Особенно хороши фигуры нимф и напоминающие сталактиты украшения искусственного грота, а также всевозможные рыбоподобные чудовища, тритоны (всё это я уже увидела при свете дня в воскресенье, так как в субботу хотя и гуляла там после музея, но освещения там никакого). Осенью фонтан, к сожалению, не работает, и центральный каскад выглядит несколько уныло. Пройти к фонтану можно, в частности, через портал Французского павильона.

Комплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», Дрезден

Наверху водяной каскад обрамляют две скульптурных группы: слева Тритон и Нереида, справа Нептун и Амфитрита. Обе композиции приписываются скульптору Иоганну Кирхнеру. Уровнем ниже, примерно по центру каскада, с обеих сторон можно увидеть фигуры дующих в раковины тритонов (работа Бенжамина Томэ). Из этих раковин в летнее время, разумеется, льются струи воды. По обеим сторонам каскада находятся фонтаны с рыбьей головой, в летнее время извергающей струю воды. Тут же (рядом с каждым из парных фонтанов) расположены арочные входы на полукруглую лестницу, ведущую на крепостной вал.

Комплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», ДрезденКомплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», Дрезден

Кроме того, справа и слева по обе стороны фонтана тянутся ниши, в которых на декоративных цоколях установлены прекрасные женские фигуры — нимфы (по семь с каждой стороны). Если центральный каскад и задний фасад Французского павильона расположены по коротким сторонам этого прямоугольного ансамбля, то галереи с нимфами образуют его длинные стороны. В центре композиции находится чаша с профилированным бордюром.

Комплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», ДрезденКомплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», Дрезден

Шесть фигур нимф с юго-западной стороны фонтана, а также рыбьи головы по бокам каскада созданы самим Бальтазаром Пермозером или его учениками. Остальные фигуры нимф выполнены скульпторами Кирхнером, Томэ и Эгелем, а некоторые даже относятся к эпохи реставрации Цвингера в 1920-30-х годах.

Нимфы Бальтазара Пермозера на юго-западной стороне фонтана:

Комплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», Дрезден

Одна из нимф северо-восточной стороны фонтана:

Комплекс Цвингера, фонтан «Купание нимф», Дрезден

Галерея Земпера и другие музейные здания, входящие в комплекс Цвингера, показаны на следующем плане Цвингера в Дрездене (схема на русском языке):

План комплекса Цвингер, Дрезден

После посещения Дрезденской галереи я еще побродила по довольно пустынному и плохо освещенному Цвингеру, потом еще погуляла в центре города, поэкспериментировала с различными режимами съемки, а в районе половины седьмого вышла на Театральную площадь, рассчитывая как-нибудь попасть в дрезденскую оперу, так как не позаботилась о билетах заранее (в принципе, билеты в дрезденскую оперу можно забронировать заранее и оплатить банковской картой на официальном сайте Оперы Земпера).

С архитектурно-исторической точки зрения Театральная площадь (Theaterplatz) является важнейшей площадью Дрездена. Здесь можно одновременно полюбоваться зданиями самых разных архитектурных стилей: барокко, ренессанса, классицизма... Так, на южную сторону Театральной площади выходит фасад Дрезденской картинной галереи, построенной, как мы уже знаем, Готфридом Земпером в стиле неоренессанса (фото того же дня, после посещения самой галереи). Через центральный проход в здании галереи попадаешь непосредственно во внутренний двор Цвингера. Это один из многочисленных входов в комплекс со стороны улицы.

Кроме того, на Театральной площади, между оперой и Дрезденской галереей, установлен памятник композитору Карлу Марии фон Веберу (Carl-Maria-von-Weber-Denkmal) (1786-1826), который с 1817 по 1826 год был художественным руководителем Немецкой оперы в Дрездене. Над монументом работал скульптор Эрнст Ритчел (Ernst Rietschel), памятник которому мы уже видели на Брюльской террасе.

Среди других примечательных сооружений, окружающих Театральную площадь, отметим позднебарочный собор (католическую придворную церковь), ренессансный Дворец-резиденцию и, разумеется, сам оперный театр архитектора Готфрида Земпера. Земпер-опера (Semperoper) принесла Дрездену славу города музыки.

Немного о самом здании оперы. Как известно, оперный театр почти во всех городах — одно из самых красивых сооружений, и Дрезден — не исключение. Роскошное здание театра построено Земпером в стиле неоренессанса с элементами барокко и относится к числу самых красивых оперных театров Европы. Первоначальное здание театра, открытое в 1841 году, стало жертвой пожара, и Земперу поручили разработать проект новой оперы. Нынешнее здание Земпер-оперы строилось в 1871-1878 годах, причем по акустике великолепная опера Земпера даже превзошла миланскую. В феврале 1945 года, после бомбежки Дрездена, от оперы остались одни руины. Только сорок лет спустя театр был восстановлен.

Опера Земпера, Дрезден

В центре Театральной площади, перед зданием оперного театра, установлена конная статуя короля Иоганна Саксонского (König-Johann-Denkmal) (1801-1873), который известен как образованный юрист, лингвист, переводчик «Божественной комедии» Данте и покровитель строительства Земпер-оперы. Автор памятника — известный скульптор Иоганнес Шиллинг (Johannes Schilling). Постамент монумента украшают барельефы, посвященные деятельности короля как ученого и основателя многочисленных научных обществ.

К архитектурным особенностям оперы Земпера относится величественный центральный портал с глубокой полукруглой сводчатой нишей (экседрой). Роспись с изображением трех граций, а также сатира Марсия и Аполлона выполнил художник Пауль Кисслинг (Paul Kießling).

Опера Земпера, Дрезден

Фасад оперного театра увенчан вознесенной к небу квадригой работы Иоганнеса Шиллинга. Скульптурная композиция изображает колесницу с запряженными в нее четырьмя пантерами, которой управляет греческий бог Дионис и его жена Ариадна.

Опера Земпера, Дрезден

Четыре скульптуры выдающихся деятелей культуры (Шекспира и Софокла с левой стороны, Мольера и Еврипида с правой) в нишах фасада выполнены Эрнстом Хенелем (Ernst Julius Hähnel) и сохранились от первого придворного театра Земпера, сгоревшего в 1869 году.

Опера Земпера, ДрезденОпера Земпера, Дрезден

Это же касается и двух сидящих фигур при входе в оперу, изображающих Гёте и Шиллера (работа Эрнста Ритчела). Наконец, шестнадцать фигур на карнизах по бокам от фасада изображают таких персонажей, как Фауст, Мефистофель, Дон Жуан, король фей и эльфов Оберон и царица фей Титания (из пьесы «Сон в летнюю ночь»).

Опера Земпера, статуя Гёте, Дрезден

Около театра я купила билет с рук у местного барыги, на четвертый ярус за 20 евро. Заранее посмотрев в Интернете, я знала, что сегодня дают «Свадьбу Фигаро», и очень хотела пойти. Не помню, какую цену барыга называл вначале, вроде бы, больше двадцати. Я хотела сторговаться за 15, но не вышло. Но это нормальная цена: изучив сайт Дрезденской оперы, я убедилась, что цены здесь значительно выше гамбургских. Так что, можно считать, мне повезло. У мужика была пара билетов на четвертый ярус, а вся остальная пачка (по 90 евро) — на 11-й ряд партера. Он мне еще сказал: мол, можешь после антракта спуститься с партер и спокойненько себе сесть на 11-й ряд. Когда я со своего четвертого яруса потом заглянула вниз, то убедилась, что барыге не удалось сбыть все билеты: половина пресловутого одиннадцатого ряда была и вправду свободна.

В праздничном интерьере театра царит гармония изысканных, но сдержанных, типичных для ренессансного стиля украшений. Полюбуйтесь, например, замечательным вестибюлем (Treppenvestibüle) дрезденской оперы:

Опера Земпера, Дрезден

В интерьере оперы Земпера можно также увидеть великолепно украшенное живописью, скульптурами, люстрами и колоннами круговое фойе (Rundfoyer) и, разумеется, классический ярусный зал с ложами (зал на 1323 места).

Опера Земпера, Дрезден

Сцену зрительного зала (Zuschauerraum) украшает расписной занавес (Schmuckvorhang), созданный по эскизу немецкого художника Фердинанда Келлера (Ferdinand Keller) (1842-1922). На занавесе изображена обширная многофигурная композиция, обрамленная богато декорированными фризами. Верхний и нижний фризы изображают ангелочков с гирляндами цветов и фруктов и медальонами с портретами шести писателей, поэтов и драматургов (наверху) и семи композиторов (внизу).

Опера Земпера, Дрезден

В центральном медальоне верхнего ряда можно увидеть переплетенные инициалы королевской четы, Альберта и Каролы (AC). Фигурная композиция по центру занавеса помещена в пышный венок из фруктов с вплетенными в него театральными масками. На троне восседает крылатая женщина, аллегория Фантазии, с горящим факелом в правой руке. Слева от нее (по отношению к зрителю) сидит женщина с книгой и пером — аллегория серьезного поэтического искусства (трагедии). Справа от Фантазии художник изобразил двух женщин с лирой и скрипкой. Они олицетворяют инструментальную музыку. На переднем плане располагаются две отдыхающие женщины. К женщине слева подлетает ангелочек, который собирается надеть на нее шутовской колпак. В правой руке она держит жезл арлекина; это аллегорический образ комедийной поэзии. На заднем плане с левой стороны можно заметить серьезную женщину, которой ангелочек протягивает раскрытую книгу; этот образ олицетворяет Историю. В правом нижнем углу занавеса сидит поющая женщина, перед которой ангелочек также держит раскрытую книгу. Рядом с ней изображен лебедь — атрибут певческого искусства. На заднем плане видны две танцующие фигуры. Итак, факел вдохновляющей Фантазии освещает с одной стороны Трагедию, Комедию и Историю, с другой стороны — Музыку, Пение и Танец.

Опера Земпера, Дрезден

Роскошный расписной потолок с люстрой и верхние ярусы зрительного зала Земпер-оперы:

Опера Земпера, ДрезденОпера Земпера, Дрезден

Опера мне в принципе понравилась: пели, конечно, хорошо, и музыка прекрасная (оркестр премалюсенький, просто ансамбль, можно сказать). (Жаль только, что декорации почти отсутствовали и костюмы представляли собой какую-то смесь моды современной и 30-годов; это нормально, просто я в этом вопросе как ребёнок: мне подавай декорации, пусть современные, но чтобы было на что поглазеть). Но, увы, после первого отделения мне пришлось уйти, так как я себе плохо почувствовала: целый день мне было жарко, а тут зазнобило, затошнило что-то. Решила: заболеваю и поспешила в отель, где зашла в бар типа погреб-подвал, очень уютный, кирпичный, и выпила горячего чаю. На следующий день и следа от этих странных симптомов, к счастью, не осталось.


На нашем сайте вы можете скачать хорошую карту Дрездена (центральной части города). На этой детальной карте Дрездена четко обозначены названия всех улиц и указано местоположение основных достопримечательностей.

Карта Дрездена


См. также другие материалы из нашего путеводителя по Дрездену:

Достопримечательности Дрездена. Часть первая (церковь Креста Господня, Новая ратуша, фонтаны, Академия художеств, Брюльская терраса и Брюльский сад и др.)

Достопримечательности Дрездена. Часть вторая. Брюльская терраса, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)

Достопримечательности Дрездена. Часть третья. Площадь Ноймаркт (Нового рынка). Памятники. Иоганнеум. Дом Генриха Шютца. Шествие князей.

Достопримечательности Дрездена. Часть четвертая. Нойштадт: памятник Августу Сильному, церковь Трех Волхвов, площадь Альбертплатц.

Достопримечательности Дрездена. Часть шестая. Художественный пассаж, молочный магазин Пфунда, Японский дворец, Йенидце.

Достопримечательности Дрездена. Часть седьмая. Католическая придворная церковь (кафедральный собор Дрездена).

Дрезден: музей фарфора в Цвингере.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



10 комментариев к заметке

  1. Елена пишет:

    Спасибо за подробнейший путеводитель по Дрездену. Готовлюсь к поездке в Германию и вышла на ваш сайт.
    Хочу задать вопрос про посещение Исторических зеленых сводов . Вы, если правильно поняла, побывали и в Новых, и в Исторических зеленых сводах.Какое впечатление от Исторических по сравнению с Новыми ? Стоит в них рваться? Сколько примерно времени ( без фанатизма) займет осмотр Новых и Исторических сводов ?

  2. Foxy пишет:

    Добрый день, Елена!
    Спасибо и Вам за интерес к нашему сайту :).

    Что касается Зелёных сводов (Грюнес Гевёльбе). Мне в итоге удалось побывать ТОЛЬКО в ИСТОРИЧЕСКИХ зелёных сводах, на Новые не осталось ни времени, ни сил. Теперь мне уже думается, что Новые зелёные своды _в каком-то смысле_ даже интереснее. Ведь именно там можно увидеть такие шедевры работы Динглингера (придворного ювелира Августа Сильного), как умопомрачительная композиция «Двор великого могола в Дели» (http://www.skd.museum/typo3temp/pics/3d7b724f36.jpg), «Купание Дианы» и «золотой кофейный сервиз»; есть там и вишневая косточка, на которой вырезано 185 человеческих лиц! В общем, интересного много. Другое дело, что красивых интерьеров там, в отличие от Исторических зелёных сводов, в Новых ждать не стоит (см., например, фото зала Динглингера: http://www.sib.sachsen.de/fileadmin/user ... e/NL-DI-6-b.jpg). Только современные выставочные залы с высокотехнологичными витринами из особого стекла, не дающего бликов. То есть в Новых зелёных сводах акцент сделан не на пышном изобилии украшений в исторических интерьерах, а на конкретных шедеврах мастеров-ювелиров, представленных в современном обрамлении.

    Если же говорить об Исторических зелёных сводах, где я была, то там можно увидеть изящные зеркальные интерьеры и свыше 2000 экспонатов — произведений ювелирного искусства из перламутра, слоновой кости, золота, самоцветов, янтаря; бронзовые статуэтки, сосуды из драгоценных камней, фигурки мавров работы Бальтазара Пермозера с отделкой Динглингера. Коллекция восхитительная!

    Большинство произведений выставлено на богато украшенных зеркалами и декором подставках, горках и стенках (то есть нет никаких стеклянных витрин; зрителей отделяет от драгоценностей только парапет из стекла): это «фишка», которой особенно гордится музей. Но это налагает и определенные требования по части безопасности.

    Краткий отзыв о посещении Исторических зелёных сводов есть в конце вот этой заметки: http://www.mishanita.ru/2008/11/11/339/ . Фотографировать там везде строго-настрого запрещено. Режим, как в самой настоящей золотой кладовой, жесточайший. Ходишь только с группой, билет покупаешь на строго на определенное время (Zeitticket). Заходя в музей, проходишь через специальный «шлюз безопасности» (Sicherheitsschleuse), который потом плотно закрывается за тобой (это такие, насколько я помню, тяжелые, чуть не бронированные, двери, причем первая дверь не откроется до тех пор, пока не закрылась вторая), и только после того как все туристы оказываются таким образом «заперты» в помещении кладовой, начинается ее осмотр (желающим туристам выдаются аудиогиды). Через такой же «шлюз» туристов выпускают из сокровищницы. Если я правильно помню, ты не можешь свободно осматривать экспозицию: время посещения регламентировано. Количество туристов в группе также ограничено. Да, и все вещи нужно сдавать в камеру хранения (лучше сделать это заранее). Охранники и камеры слежения в сокровищнице, разумеется, тоже присутствуют.

    Вот неплохой буклет о Зелёных сводах: http://www.skd.museum/fileadmin/SKD/Bild ... eneGewoelbe.pdf
    Там на первой странице схема и фотография одного из характерных залов Исторических зелёных сводов. На второй странице информация о Новых зелёных сводах.

    Еще фотографии Исторических зелёных сводов: http://www.skd.museum/de/museen-institut ... elbe/index.html

    Виртуальная экскурсия по Историческим зелёным сводам: http://www.skd.museum/fileadmin/vrg/Start.html (там можно выбрать конкретный зал и посмотреть его трехмерную панораму, можно даже рассмотреть некоторые отдельные экспонаты; лично мне в свое время особенно запомнились комнаты Weißsilberzimmer и silbervergoldetes Zimmer, то есть кабинет белого серебра и кабинет позолоченного серебра; всего экспозиция насчитывает десяток залов).

    Еще раз хочу предупредить, что чтобы попасть в Исторические зелёные своды, нужно прийти в кассу пораньше, чтобы Вы могли выбрать время посещения и вообще успеть побывать в музее в нужный Вам день. В Новых зелёных сводах режим посещения не столь строгий (т.е., в частности, билет приобретается не на какое-то конкретное время).

    Вот в этом путеводителе по Дрездену (http://fictionbook.ru/author/gerhardt_kr ... ine.html?page=2) можно найти более подробное описание как Исторических, так и Новых зелёных сводов с перечнем основных залов и характеристикой наиболее интересных экспонатов.

    В свой недавний приезд в Дрезден побывать в Зелёных сводах я, увы, не успела. Но интересно было посмотреть на новый стеклянный купол, который в 2009 году был надстроен на МАЛЫМ внутренним двором Дворца-резиденции (Kleiner Schlosshof). Этот двор (см. фото http://www.skd.museum/typo3temp/pics/372c685498.jpg, http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 17_20-06-58.jpg и http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 17_20-09-46.jpg) сейчас служит своеобразным «вестибюлем» или «залом ожидания»: тут находятся кассы, где можно купить билеты в Зелёные своды и другие музеи Дворца-резиденции; тут наиболее активные туристы уже с утра стоят в очереди и дожидаются открытия касс (но я думаю, достаточно будет просто прийти в первой половине дня). Кроме того, в этом дворе находятся не только кассы, но и вход в музеи, кафе и сувенирный магазин.

    Особенно впечатляет находящийся еще в процессе реставрации БОЛЬШОЙ внутренний двор Дворца-резиденции, великолепно украшенный в технике сграффито (см. свежую фотографию: http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 17_20-10-18.jpg).

    Удачной Вам поездки!!

    PS Кстати, с этого года фотографировать запрещено также и в Дрезденской галерее старых мастеров (раньше это можно было делать за небольшую дополнительную плату).

  3. Елена пишет:

    Огромное вам спасибо за ответ,столько полезной информациии ! Хочется успеть все и — Галерею старых мастеров, и Своды (оба). В Исторические сейчас можно бронировать билеты на сайте музея с оплатой по карте. Не припомните, как долго длится эта экскурсия с гидом по Историческим сводам? ну хоть примерно- один час, два ?

  4. Foxy пишет:

    Елена, я рада, что информация Вам пригодилась:). Насколько помню, посещение Исторических зелёных сводов длится не очень долго — по-моему, менее часа (правда, я тут прочитала, что на самом деле продолжительность осмотра не регламентирована, и можно хоть два часа всё осматривать:
    http://www.holidaycheck.de/reisetipp_bewertung-Gruenes+Gewoelbe+Schatzkammer+Besuch-ch_rt-id_47491.html
    http://www.holidaycheck.de/reisetipp_bewertung-Gruenes+Gewoelbe+Gruene+Gewoelbe+muss+man+gesehen+haben-ch_rt-id_60666.html
    (чтобы прочитать эти отзывы на немецком, адрес нужно скопировать целиком и вставить в адресную строку браузера, а то они тут в комментариях отображаются некорректно)

    Странно, мне помнится другое…

    Собственно, «живого» гида там не предлагают — возможно только посещение с аудиогидом. На Новые своды уйдет что-то в районе часа — во всяком случае, если заказывать экскурсию (этим, кажется, занимаются отдельные туристические конторы; например, я нашла:
    http://www.dresden-culture.de/gruenes_Ge ... tfuehrungen.htm и
    http://www.schau-laufen-dresden.de/museu ... s-gewoelbe.html) . Впрочем, по Новым сводам можно гулять и самостоятельно. Есть информация (http://www.tourias.de/reiseinfos/sehensw ... uenes_gewoelbe/), что там тоже дают аудиогид — правда, за доп. плату.

    Будем рады, если по возвращении из Дрездена Вы поделитесь с нами актуальной информацией о музеях!
    Еще раз удачи!

  5. Елена Невейкина пишет:

    Спасибо за Вашу информацию огромное. Были в Дрездене в начале июля 2011 года.Мы в восторге.Успели очень много посмотреть. На следующий год поедем еще. Надо полностью посмотреть Саксонскую Швейцарию. Мы были на перевале Бастай и в крепости Кёнигштайн. Было очень тепло, не жарко, но комфортно. Получилось сочетание экскурсий в Цвингер и прогулка по природному заповеднику. По вашему совету заказали через Интернет билеты в Зеленые своды, Земпер оперу и другое. Большое спасибо. Нет советов по Праге? С Новым годом Вас. Успехов и здоровья!

  6. Foxy пишет:

    Спасибо и Вам, Елена, за приятный отзыв. Мы тоже побывали в Дрездене этой весной, и город, как всегда, не разочаровал:). Правда, природные достопримечательности мы пока еще не освоили, а тоже хотелось бы. Согласно, что лучше «культуру» сочетать с «природой». Рада, что мои советы пригодились:)!
    Вас тоже с наступающим! Здоровья и новых интересных поездок!
    PS В Праге мы, конечно, тоже неоднократно бывали, но пока руки не дошли описать хоть что-нибудь на сайте… :) В Праге всегда очень комфортно и красиво. И на Новый год, кстати, в том числе! Сказочный город. Надеюсь, когда-нибудь появится время и о нем разместить материалы на нашем блоге.

  7. Елена Коваленко пишет:

    Foxy, огромное спасибо!
    Я сама была в Дрездене и Праге в апреле сего года и после моих восхищений от поездки решили собраться еще раз группой, но уже на Новый Год. Сейчас пишу для группы отчет по своей поездке, очень помогают Ваши заметки!
    Я была бы очень рада, если Вы напишете о новогодней Праге — чего стоит ожидать, какие «интересности» могут появиться в это время года?

  8. Foxy пишет:

    Спасибо, Елена, за отзыв! Да, Дрезден и Прага относятся и к моим любимым городам, здесь хочется бывать снова и снова. Рада, что материалы с нашего сайта Вам помогают. Я дважды отмечала Новый год в Праге и могу сказать, что это действительно интересно. Город украшен очень нарядно. Можно, например, побывать на рождественской ярмарке на Староместской и Вацлавской площади, поесть жареных каштанов и погреться глинтвейном. Вообще по городу в это время много елок, ярких украшений, рождественских композиций в виде яслей. В Пражском Граде тоже интересно погулять. Особенно красиво, когда темнеет. Причем в Праге под Новый год бывает достаточно тепло, может и снега не быть, тогда гулять комфортно, но не менее красиво. Еще в городе проводится множество концертов популярной классической музыки и рождественских богослужений. Концерты, как и службы часто организуются в соборах и церквях с хорошей акустикой и особенной атмосферой.
    Желаю Вам приятного путешествия!

  9. Елена Коваленко пишет:

    Еще раз спасибо! Передам Ваши пожелания своим путешественникам!

  10. Алеся пишет:

    А я в свою очередь всем любознательным гостям города советую попасть на вечернее представление в Дрезденский оперный театр и использовать возможность и принять участие в экскурсии по театру. Тем более, что в декабре 2014 — январе 2015 можно свободно записаться на регулярную экскурсию на русском языке. Более подробную информацию желающие могут найти на официальном сайте: http://www.semperoper-erleben.de/index.php/ru/