Достопримечательности Мейсена: замок Альбрехтсбург (часть 1)

Рубрики: Германия, весна 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 23 марта 2015, в 23:58

Позднеготический замок Альбрехтсбург (Albrechtsburg), возвышающийся на скалистом плато над живописной долиной Эльбы, считается старейшим в истории Германии замком-дворцом (читай: сооружением, в котором на первый план вышли светские, репрезентативные, а не военные функции) и является одной из главных достопримечательностей старинного города Мейсен, известного как «колыбель Саксонии». (Иногда этим поэтичным прозвищем величают и сам замок). Оригинальная архитектура замка — выдающееся достижение XV века — впечатляет и сегодня. Правда, чтобы оценить ее в полной мере, придется купить билет и пройти внутрь замка. Только так вы сможете увидеть удивительную винтовую лестницу и нарядные залы с фирменными ячеистыми сводами архитектора Арнольда фон Вестфалена. (Отзыв об интерьерах и экспозиции замка читайте в отдельной заметке).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Замок вплотную примыкает к Мейсенскому собору, о котором мы рассказывали в прошлый раз, и входит в состав ансамбля Замковой горы Мейсена. Ниже речь пойдет об истории и архитектуре замка Альбрехтсбург в Мейсене. В конце заметки, по традиции, будет дана полезная информация для туристов: часы работы замка, цена билетов и т.п. Полюбоваться красочными интерьерами замка и посмотреть экспозицию, посвященную изобретению фарфора, мы приглашаем в следующей заметке.

История замка Альбрехтсбург в Мейсене

Колыбель Саксонии

Первую крепость (бург) на этом месте основал в 929 году немецкий король Генрих I Птицелов. Этот правитель проводил активную политику завоевания земель западных славян (полабов) и, в частности, захватил и разрушил лужицкую крепость Гана. Занявшись поиском подходящего места для новой крепости, он обнаружил его тут, между Эльбой и впадавшей в нее речушкой Мейза или Мисни (Meisa/Misni). Скала, на котором было построено то древнее крепостное сооружение («саксонский акрополь»), равно как и сама крепость, получила название Мисни. Эта возвышенность как нельзя лучше подходила для удержания захваченной территории. Она стала мощным центром власти и тем ядром, вокруг которого стал формироваться город Мейсен (Майсен) (Meißen).

Та первая мейсенская крепость представляла собой сложное сооружение, составленное из множества элементов [26]. Она была окружена каменной стеной с угловыми башнями, а в центре возвышалась знаменитая Красная башня, которую и сегодня можно видеть на гербе Мейсена. Тогда же было учреждено маркграфство Мейсен (Мейсенская марка). Маркграф мейсенский впервые упоминается в 968 году. В том же году Замковая (Крепостная) гора стала резиденцией нового епископства Мейсен.

Герб города Мейсен

В 1423 году маркграфу Мейсена Фридриху I Воинственному были пожалованы новые земли и титул курфюрста Саксонии (то есть он получил право избрания императора Священной Римской империи). Новые владения, вместе с прежним маркграфством, стали называться Саксонией. Его внуки, Альбрехт III Смелый и Эрнст, вместе правили Саксонией и Тюрингией с 1464 по 1485 год.

Братья строят замок

В 1471 году братья Эрнст и Альбрехт решили построить в Мейсене новую резиденцию. Они поручили известному архитектору Арнольду фон Вестфалену (Арнольду Вестфальскому) (Arnold von Westfalen) возвести на месте старой крепости маркграфов современный замок, в котором было бы достаточно места для дворов обоих братьев. Огромные затраты на строительство покрывались благодаря богатым месторождениям серебра в Рудных горах ([18]; [25]; [26]).

Первый камень был заложен 24 июня 1471 года. Сначала был возведен примыкающий к Мейсенскому собору южный корпус замка, Большая винтовая лестница и часть центрального корпуса (источник фото: [26]). В 1478-83 годах строители сосредоточились на центральном корпусе и закончили Малую винтовую лестницу, башню с замковой капеллой, а также часть северо-западного крыла.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

На последнем этапе работ закончили северо-западное крыло и пристройку в северо-восточном углу. Западный фронтон (где теперь находится вход в замок) был готов к 1489 году. В 1520-1525 годах под руководством архитектора Якоба Хайльмана (Jacob Haylmann (Heilmann)/Jacob von Schweinfurt) был доделан интерьер северо-восточной пристройки. (Любопытно, что Красная башня, оставшаяся от старой резиденции и располагавшаяся к юго-западу от Княжеской капеллы, простояла до конца XV века [38]).

Лучше понять взаимное расположение всех названных частей здания позволяет следующая схема, показывающая замок и его непосредственное окружение в северо-восточной части Замковой горы Мейсена:

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Хотя замок задумывался как резиденция для обоих правителей, он никогда не использовался ими в этом качестве. Дело в том, что в 1485 году между братьями Эрнстом и Альбрехтом произошел Лейпцигский раздел владений. Земли делили по следующему принципу: старший брат Эрнст составлял план раздела, а младший — получал право выбрать, какая половина кому достанется. В итоге Эрнст получил основную часть Тюрингии и стал основателем эрнестинской линии Веттинов, а Альбрехт, основатель альбертинской линии, получил маркграфство Мейсен вместе с новым замком и утешительный титул «герцог Саксонии». Резиденция эрнестинской линии была устроена в Виттенберге, а альбертинской — в Дрездене. Так мейсенский замок остался не у дел.

Герцог Альбрехт Смелый

Позднее, в 1676 году, по инициативе курфюрста Иоганна Георга II, замок в Мейсене был назван Альбрехтсбургом — как несложно догадаться, в честь герцога Альбрехта III Смелого.

Своей резиденцией замок сделал лишь сын Альбрехта — саксонский герцог Георг Бородатый. Однако и он бывал здесь лишь временами, предпочитая Дрезден.

Хотя в замке почти никогда не жили, саксонские курфюрсты трепетно относились к нему как родовому гнезду своей династии и следили за тем, чтобы сооружение оставалось в целости и сохранности. В XVII веке, во время Тридцатилетней войны, замок был серьезно поврежден (шведы почти полностью уничтожили интерьер, а пожар разрушил верхнюю часть главной лестничной башни). Курфюрст Иоганн Георг I в 1650-х годах распорядился провести необходимые ремонтные работы.

Однако замок продолжал пустовать.

Мейсенская мануфактура в замке Альбрехтсбург

Лишь в начале XVIII века замок Альбрехтсбург вновь появился на страницах исторических хроник. После того как Вальтеру фон Чирнхаусу и Иоганну Бёттгеру удалось разгадать секрет изготовления «белого золота» — фарфора, окрыленный этим завоеванием саксонский курфюрст (и король Польши) Август Сильный основал в Мейсене первую в Европе фарфоровую мануфактуру.

Август Сильный

В качестве места для новой мануфактуры был выбран пустующий Альбрехтсбург: Август Сильный полагал, что в изолированном замке на берегу Эльбы производственную тайну будет оберегать проще, чем в Дрездене. В действительности же, несмотря все попытки защитить секрет производства, рецептура драгоценной керамики не слишком долго оставался тайной.

(Подробнее об истории зарождения и развития саксонского фарфора можно прочитать в заметке «Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора»).

Мейсенская фарфоровая мануфактура начала работать в бывшей княжеской резиденции 6 июня 1710 года. С тех пор именно в замке Альбрехтсбург выпускались великолепные фарфоровые изделия, обеспечившие городу Мейсен поистине мировую известность.

Замок Альбрехтсбург во время пожара 1773 года

Почти все производственные процессы осуществлялись непосредственно в замке, что нанесло сооружению серьёзный урон. Лишь обжиг происходил в отдельном здании [18]. В 1773 году в замке случился пожар, повредивший северо-западное крыло.

Замок Альбрехтсбург после пожара 1773 года

В 1851-1855 годах архитектор Отто Ванкель (Otto Wanckel) провел ремонт замка и, в частности, отреставрировал главную лестничную башню, после чего она получила нынешний неоготический шпиль ([26]; [37]). Высота башни теперь составляет 57,5 м [37]. Тогда же окна башни были застеклены.

Замок Альбрехтсбург в Мейсене, гравюра 1842 года

В 1863 году, в целях рационализации рабочего процесса (и освобождения замка для реставрации) решено было перевести мануфактуру в новое фабричное здание в мейсенском районе Трибишталь (Meißner Triebischtal), в 1,5 км от замка Альбрехтсбург, где она находится и поныне.

Замок превращается в музей

После переезда мануфактуры замок вновь опустел. В 1864-1870 годах старые производственные корпуса снесли, и исторический архитектурный облик сооружения был восстановлен.

Одним из инициаторов перевода фарфорового производства в другое место и проведения реставрационных работ был король Саксонии Иоганн — большой любитель искусства, понимавший всю уникальность мейсенского замка. Из контрибуций, которые в 1871 году Саксония получила от Франции, король выделил на реставрацию Альбрехтсбурга 500 тысяч марок [15]. Проект комплексной художественной реконструкции замка разработал надворный советник Вильгельм Росман (Wilhelm Rossmann).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Члены Дрезденской академии изобразительных искусств в 1873-82 годах выполнили роспись залов обоих главных этажей мейсенского замка (эта работа велась почти одновременно с изготовлением «Шествия князей» в Дрездене). Всего Антон Дитрих, Генрих Хофман, Фридрих Преллер, Юлиус Шольц и другие живописцы создали 25 монументальных росписей на тему истории Саксонии, замка Альбрехтсбург и дома Веттинов. Эти пышные росписи, сплошным ковром покрывающие стены резиденции, с успехом заменили отсутствующие гобелены. Подробнее об интерьере замка читайте в отдельной заметке.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

При разработке орнаментальной росписи решено было придерживаться определенных готических образцов, а вот росписи на исторические сюжеты выполнялись художниками в собственном авторском стиле. Веймарский профессор Эрнст Гендель (Ernst Händel) выполнил множество эскизов для орнаментальной росписи, а также разработал дизайн новой мебели в неоготическом и неоренессансном стиле (исторической мебели в замке не было). Основная часть мебели была подарена замку в 1878 году, по случаю серебряной свадьбы короля Саксонии Альберта и его супруги Каролы Ваза [46].

Подробное описание и фотографии настенных росписей и прочих деталей интерьера замка вы найдете отдельной заметке.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В 1881 году Альбрехтсбург открыли для публики как «музей саксонской истории», и с тех пор он продолжает радовать многочисленных туристов. (Подробнее читайте в разделе «Практическая информация»).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Во время Второй мировой войны в замке хранились фонды Государственных художественных собраний Дрездена, Музея Сюрмонда — Людвига в Ахене и Мейсенской фарфоровой мануфактуры [18]. В апреле-мае 1945 года Альбрехтсбург использовался вермахтом, а 6 мая 1945 года Замковая гора была занята Красной армией. Хранившиеся в замке произведения искусства были частично возвращены в соответствующие собрания, а частично вывезены в Советский Союз [26].

В 1964-1971 годах была проведена обширная реставрация замка по случаю его 500-летнего юбилея. Наконец, в 2008-2010 годах были отреставрированы фасады и интерьер всех четырех этажей и разработана новая концепция экспозиционных залов [26]. Эта масштабная и дорогостоящая реставрация была приурочена к 300-летию Мейсенской мануфактуры. В 2010 году в замке прошла выставка, посвященная истории мануфактуры.

Архитектурные особенности замка Альбрехтсбург

Замок Альбрехтсбург относится к числу наиболее значимых и красивых готических сооружений Германии. В отличие от многих других крупных проектов той эпохи, он строился в один прием, по цельному проекту выдающегося зодчего Арнольда фон Вестфалена (Арнольда Вестфальского) (Arnold von Westfalen) (1425/30-1482).

Замок с высоты птичьего полета (источник [31]):

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Замок представляет собой довольно редкий образец поздней немецкой светской готики: если готических сооружений религиозного характера в Германии сохранилось достаточно много (взять хотя бы соседний Мейсенский собор), то большим количеством памятников гражданской готической архитектуры страна похвастать не может.

От традиционных крепостных сооружений, возводившихся на вершине скалы, замок отличает еще и то, что это была в первую очередь резиденция, административный центр, а не оборонительный комплекс. Именно эти особенности позволяют ученым называть Альбрехтсбург первым немецким замком (понятно, что слово «замок» используется здесь как обозначение светского замка-дворца, выполнявшего в первую очередь жилищные, управленческие и репрезентативные функции).

Архитектор Арнольд фон Вестфален — кто он?

Арнольд фон Вестфален был одним из наиболее крупных зодчих Германии на закате Средневековья. Благодаря ему позднеготическая архитектура в Саксонии достигла настоящего расцвета. Замок в Мейсене мастер возводил с 1471 по 1482 год. На строительстве было занято около 1500 рабочих, трудившихся под руководством мастера Арнольда и его ближайших учеников ([1]; [2]). Грандиозная мейсенская стройка превратилась в важный «университет» каменщиков и каменотёсов, центр архитектурной мысли, влияние которого выходило далеко за пределы Саксонии. Ранее столь заметную роль играли лишь строительные мастерские крупных европейских соборов.

О самом архитекторе известно не так уж много. Родом он был из Саксонии (фон Вестфален — местная фамилия, а не указание на место рождения) [35]. Мы точно не знаем, откуда он черпал идеи и где учился. Предполагают, что мастер получил опыт на строительстве собора в Вене [25] — в одной из тех эпохальных строительных мастерских. Точные сведения сохранились только о последних годах его творчества. Мы знаем, что в 1471 году Арнольд фон Вестфален был главным придворным саксонским архитектором, выполнявшим заказы курфюрста Эрнста и его брата герцога Альбрехта, а также других саксонских аристократов [3]. С этого времени архитектор получал не только хорошее вознаграждение, но и одежду, коня и корм для него, а также всё необходимое продовольствие и даже служебную квартиру поблизости от стройки [35].

Мастер Арнольд был одаренным архитектором, строителем, экспертом и консультантом, обладавшим большим художественным талантом. Однако это, видимо, был крайне требовательный и строгий человек, поскольку известно, что, несмотря на солидную оплату, ремесленники часто сбегали со стройки, и требовалось немало усилий, чтобы вернуть ценную рабочую силу назад [25]. Работа начиналась в 5 утра и заканчивалась в 7 вечера, и так шесть дней в неделю.

Мастера на стройке, рисунок конца XV века

Хотя Арнольд фон Вестфален участвовал в постройке целого ряда замков, храмов и общественных зданий в Саксонии ([25]; [30]), Альбрехтсбург считается его главным шедевром (наряду с третьим ярусом главного фасада Мейсенского собора). Многие разработанные им идеи и приемы — ячеистые своды, окна-«занавесы» и др. — копировали архитекторы по всей Восточной и Центральной Европе: в Богемии, Польше, Силезии, Тюрингии... Из ближайших примеров можно назвать замки в Торгау и Виттенберге (построенные для эрнестинской линии вскоре после упомянутого раздела земель), а также многие другие замки, владельцы которых имели тесные политические, династические или культурные связи с Веттинами [38].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Зодчий скончался в 1482 году, не увидев окончательного завершения Альбрехтсбурга. Как и многие гении, он не нажил богатства. Мастер умер, оставив после себя долги, несовершеннолетнего ребенка и бедную вдову [25]. (Работы по строительству основной части замка были закончены под руководством его ученика).

Благодаря деятельности мастера Арнольда и его учеников, в Саксонии сформировалась новаторская архитектурная школа, и саксонское зодчество заняло прочное место не только в немецких землях, но и прославилось по всей Европе [35].

Символ могущества на берегу Эльбы

Внешний облик Альбрехтсбурга мало менялся на протяжении истории, поскольку замок почти не перестраивался (из-за того что здесь почти никогда не жили), и эта аутентичность архитектуры делает его особенно ценным.

Позднеготический замок стоит рядом с собором на высоком левом берегу Эльбы, занимая северо-восточный угол отвесного скалистого плато (см. схему).

Несмотря на отсутствие оборонительных функций, наружность замка довольно внушительна: как резиденция правителей он должен был красноречиво говорить об их политическом весе. Братья Эрнст и Альбрехт стремились создать не только исключительно комфортный для проживания дворец, но и заметный символ всё более укреплявшегося территориального господства, политического и экономического влияния Веттинов. Арнольд фон Вестфален с успехом выполнил возложенную на него задачу создать такой символ средствами нового архитектурного языка.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Сооружение составлено из нескольких «башнеобразных» элементов ([1]; [38]). Башня оставалась традиционным статусным символом аристократического величия, власти, мудрости и справедливости — и считалась обязательным элементом любого уважающего себя замка, несмотря на то что к XV веку, с развитием военной техники, башни уже утратили оборонительное значение [38].

Этажи замка разделены горизонтальными карнизами. Вертикальное членение задают методичные ряды высоких прямоугольников окон. В облике замка вообще много резких граней, и вся его конструкция отличается известной угловатостью, рассеченностью, складчатостью форм — как будто кристалл неправильной формы или замысловатое оригами.

Обращенная в сторону Эльбы восточная стена замка отмечена многогранником башни с замковой капеллой (Kapellenturm) и выдающимся вперед южным корпусом (см. схему). Последний имеет отдельную крышу и потому напоминает полноценную башню (остальные части сооружения объединены под общей гигантской крышей). Выступающие из плоскости крыши люкарны с остроконечными крышами очень оживляют постройку, создавая колоритный венец по всему периметру замка. Южная стена Альбрехтсбурга вплотную примыкает к Мейсенскому собору, образуя в сочетании с ним неповторимый ансамбль, который особенно впечатляет, когда смотришь на него с противоположного берега Эльбы (источник фото [26]):

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Арнольд показал себя прогрессивным архитектором также и в подходе ко внутренней планировке замка. Им были предусмотрены помещения для самых разных функций: жилой, парадно-репрезентативной, административно-канцелярской и хозяйственной.

Замок Альбрехтсбург. План-реконструкция помещений первого этажа

Это была резиденция молодого развивающегося государства, а не суровая крепость. Оборонную функцию выполняли лишь подвальные этажи, где был устроен боевой ход для защиты замка со стороны горы [35].

Архитектура Альбрехтсбурга: французский шик и саксонское новаторство

Новаторство Арнольда фон Вестфалена проявилось, в частности, в том, что он отказался от традиционных для готической архитектуры наружных контрфорсов. Вместо этого зодчий скрыл опоры внутри здания, причем по мере роста этажности толщина опор ступенчато увеличивается (на мансардном этаже она достигает 4 метров!), и освещенность помещений соответственно уменьшается [3]. Фактически архитектор разделил каменные стены на несущие «пилястры», а между ними устроил глубокие оконные ниши. Пилястры пронизывают всё здание, от подвала до чердака, но снаружи незаметны. Эта оригинальная система убранных вовнутрь здания пристенных опор затем применялась во многих замковых и церковных постройках Саксонии и Богемии [26]. Планы трех основных этажей замка (источник [21]):

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Лишь благодаря этой находке мастеру Арнольду удалось создать необычный внешний облик замка: использование скрытых внутри опор позволило оставить фасады гладкими и снабдить их большими, пропускающими много света оконными проемами. Именно эти большие остекленные поверхности определяют внешний облик замка.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Кроме того, архитектор позаботился о таком деликатном вопросе, как уборные. Он не стал использовать выносные «туалетные эркеры», в том числе и потому, что хотел защитить фасады замка от загрязнения. В связи с этим уборные были устроены внутри огромных шахтных стволов в стенах южного и западного флигеля. В 2008-2009 годах одна из этих исторических шахт была перестроена в панорамный лифт, отделанный ценными фарфоровыми элементами (намек на прежнее использование замка в качестве фарфоровой мануфактуры). Второй туалет сохранился (источник: [26]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Замок имеет четыре этажа. Над высоким двухэтажным подвалом возведен низкий цокольный этаж и два главных этажа, фасады которых прорезаны необычайно большими окнами-«занавесами» (Vorhangbogenfenster) — данный тип окон был придуман Арнольдом фон Вестфаленом и получил широкое распространение в мировой архитектуре ([3]; [5]). Подобные окна были весьма необычны для замковых сооружений. «Замок располагает столь высокими окнами, как будто это окна церкви», — удивлялся в 1617 году купец, арт-дилер и дипломат Филипп Хайнхофер в своих путевых заметках [26].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Под самой крышей располагается третий главный этаж, освещенный люкарнами (мансардными окнами), — это один из первых в немецкой архитектуре примеров использования таких окон, изначально появившихся во Франции. По всей видимости, Арнольд фон Вестфален был неплохо знаком с французским замковым зодчеством. В частности, специалисты указывают на возможное влияние архитектуры долины Луары [1; 5], особенно таких замков XV века, как Ланже, Боже, Риво и Плесси. Интересно также упомянуть замок Мейан, где люкарны выступают «носителями геральдической информации и символами аристократического достоинства» [38]. Наконец, нельзя не отметить возможное влияние дворца Жака Кёра (Palais Jacques-Cœur) (1443-53) в Бурже: в архитектуре Альбрехтсбург можно распознать целый ряд сходных мотивов [35].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Однако сходство с этими сооружениями скорее внешнее: внутренняя структура этих замков значительно проще, и гениальные конструктивные находки Арнольда фон Вестфалена в них отсутствуют.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Выходящий во двор (на Соборную площадь) западный фасад выделяется башней с Большой винтовой лестницей — шедевром Арнольда фон Вестфалена. Задней стороной башня примыкает к фасаду, а передняя выступает из него в виде части шестиугольника. Раньше по этой лестнице из двора поднимались прямо в Большой зал. Еще одна небольшая лестничная башня находится на углу западного фасада, между центральным корпусом и северным крылом.

Применение внешней лестничной башни было заимствовано опять-таки из французского зодчества. Именно во Франции лестница стала заметной и даже доминирующей частью фасада и приобрела самостоятельное художественное значение в архитектурном ансамбле [37]. Чуть ли не самым ранним примером служит большая винтовая лестница grande vis, построенная перед фасадом северного флигеля Старого Лувра в 1365 году, но в XVII веке ликвидированная.

(Подробнее об этой уникальной винтовой лестнице и ее конструкции мы еще поговорим внутри замка. Вы сможете сами убедиться, насколько фантастически выглядит интерьер лестничной башни).

Для мастера Арнольда и его заказчиков это было не простым заимствованием французской моды, а указанием на определенный уровень претензий: стоит ли пояснять, что французская аристократическая культура обладала в то время в Европе высочайшим престижем. Иноземные формы, с одной стороны, служили выражением интернационального кругозора строителей замка (и в первую очередь их дипломатических связей с Францией), а с другой — наличие таких необычных для Германии элементов подчеркивало эксклюзивность замка [38].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

При всем при этом время оригинальные сквозные аркады — лоджии обхода, создающие необычайную кружевную оболочку вокруг главной лестничной башни, не имеют прямых аналогов [1]. Позднее лестницы по образцу мейсенской появились во многих ренессансных и барочных замках [2]. Интересно, что ажурные лоджии не ограничиваются башней, а продолжаются на правой части фасада, являясь как бы соединительным звеном между придворной зоной, дворцом, и сакральной зоной — собором, где находится усыпальница Веттинов [38].

Парапеты грациозной лестничной башни украшены барельефами работы Кристофа Вальтера (Christoph Walther I), выполненными в 1524 году. Скульптор приехал в Мейсен по приглашению Георга Бородатого и, помимо этих барельефов, создал скульптурные элементы для Гербового зала замка. (Заодно можно вспомнить, что Кристоф Вальтер является автором Дрезденской пляски смерти и фриза на доме Генриха Шютца, также в Дрездене).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Если в целом Альбрехтсбург вписывается в стиль поздней готики, то эти барельефы сделаны уже в духе Ренессанса. Более того, это одни из наиболее хорошо сохранившихся скульптурных произведений раннего саксонского Ренессанса.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Барельефы первого этажа башни посвящены античной мифологии и нравоучительным сюжетам из Ветхого Завета (в частности, они предупреждают о том, что «Вино и женщины развращают разумных»). Выше следует ряд геральдических изображений, связанных с домом Веттинов (щиты с регалиями держат различные существа: львы, собаки, грифоны, ангелы и просто юноши). Наконец, на третьем уровне представлены сценки по мотивам сатирических стихов (шванков) миннезингера XIII века Нейдхарта фон Ройенталя. Основная тема композиций — разнообразные искушения и высмеивание тех, кто им поддался и от этого пострадал.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Выполненные с грубоватым юмором, эти барельефы в наглядной форме предостерегают от простодушия, глупости и других пороков. Кому-то может показаться странным присутствие таких сценок на фасаде благородного замка, но это вполне укладывается в традиционное метафорическое значение башни как символа добродетельности и справедливости правителей [38]. Тем более что ярус с геральдическими мотивами не случайно расположен по центру. Он зримо объединяет нижний и верхний циклы и четко привязывает эту аллегорическую программу к саксонской династии.

 ♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- Отзыв о посещении замка Альбрехтсбург: фотографии и описание интерьеров и музейной экспозиции в замке

 ♦♦♦♦♦♦♦

Практическая информация о посещении замка Альбрехтсбург: часы работы, стоимость билетов и т.п.

Замок Альбрехтсбург (Albrechtsburg) находится на Соборной площади, рядом с Мейсенским собором, и входит в состав ансамбля Замковой горы Мейсена. Адрес замка: Domplatz, 1. Посмотреть расположение замка на карте Мейсена можно тут или на туристической карте города.

Часы работы замка Альбрехтсбург в Мейсене. Замок Альбрехтсбург открыт для посещения круглый год, ежедневно (кроме 24 и 25 декабря). С марта по октябрь осмотреть замок можно с 10:00 до 18:00, с ноября по февраль — с 10:00 до 17:00 (1 января замок открыт с 11:00 до 16:00).

Стоимость входного билета в замок Альбрехтсбург составляет 8 евро (для детей от 6 до 15 лет — 4 евро). В цену билета входит аудиогид (на немецком, английском, французском, русском и других языках).

Фотографировать в замке можно. Однако для этого требуется приобрести отдельный билет на право фотосъемки (2 евро).

В замке есть туалеты, кафе и сувенирный магазин. Недавно был установлен лифт.

Официальный сайт замка Альбрехтсбург: albrechtsburg-meissen.de (есть версия на русском языке!)

Обратите внимание: после реставрации также стал доступен исторический круговой маршрут (Historische Rundweg, см. желтую линию на карте), который идет вдоль внешней стены Мейсенского собора, зернохранилища и замка Альбрехтсбург. Маршрут соединяет Старый город Мейсена с Замковой горой (источник фото: [26]).

Круговой исторический маршрут в Мейсене

Выйти на эту тропу можно с обеих сторон: как со стороны Соборной площади (с улицы Hohlweg, в районе Замкового моста и Средних ворот, Миттельтор), так и снизу, из Старого города (см. пункт Beginn der Amtsstufen на карте).

Прогуляться по этому маршруту длиной около 500 метров и полюбоваться видом на город и Эльбу можно бесплатно. С мая по сентябрь маршрут открыт с 7:00 до 21:00; в апреле и октябре — до 20:00, с ноября по март — до 17:00.

Еще пара фотографий маршрута (источник [6]):

Лестница Amtsstufen в Мейсене, начало кругового маршрутаКруговой маршрут в Мейсене, снаружи зернохранилища

На следующей карте Мейсена этот исторический маршрут обозначен темно-зеленой линией:

Круговой маршрут на карте Мейсена

Вдоль маршрута расставлены поясняющие таблички с информацией об истории ансамбля Замковой горы, разбитом здесь парке и окрестных достопримечательностях.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).

Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).

Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.

Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.

Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.

Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:

- Замок Альбрехтсбург

- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь

- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко

- Ворота Суконщиков

- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими

- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви

- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами

- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора

- Церковь Святой Афры

- Музей современного художественного фарфора Торхаус

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Замок Альбрехтсбург, статья в Википедии

2. Замок Альбрехтсбург на сайте о Саксонии

3. Архитектор Арнольд фон Вестфален

4. Макет замка Альбрехтсбург 

5. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись: пер. с нем. / Под. ред. Рольфа Томана. -  Tandem Verlag GmbH, 2007

6. Исторический маршрут вокруг Замковой горы Мейсена

7. Официальный сайт замка

8. Замок Альбрехтсбург в разрезе, поэтажные планы замка

9. Архитектор Якоб Хайльман

10. Реставрация Гербового зала в замке Альбрехтсбург

11. Замок Альбрехтсбург: фотографии фасада и интерьеров

12. Старинные фото комнат замка

13. Фото Гербового зала и комнаты курфюрста Августа

14. Рисунки XIX века с изображением замка Альбрехтсбург и его интерьеров

15. Sachsen: Kultur und Landschaft zwischen Vogtland und Oberlausitz, Leipziger Tiefland und Erzgebirge

16. Проект установки освещения в залах замка

17. О новой концепции музейной экспозиции замка

18. Хронология замка Альбрехтсбург

19. Пожар в замке Альбрехтсбург, 1773 год (гравюра)

20. 100 x Deutschland - Die 100 wichtigsten Kulturdenkmäler

21. Подробные планы всех этажей замка Альбрехтсбург

22. Фото Большого зала замка Альбрехтсбург

23. Сайт о замках Саксонии

24. Замковая гора Мейсена. Фотоотчет

25. Арнольд фон Вестфален, архитектор Веттинов

26. Описание истории замка и реставрационных работ в замке Альбрехтсбург в 2003-2010 годах

27. Замок Альбрехтсбург: фото и видеоматериалы

28. Музеи Саксонии

29. О замках в Ингольштадте и Мейсене

30. Арнольд фон Вестфален и мейсенский стиль в архитектуре

31. Вид Мейсенского собора и замка Альбрехтсбург с воздуха

32. Новые интерактивные экспонаты в замке Альбрехтсбург

33. Новая музейная концепция замка Альбрехтсбург

34. Дизайн новой экспозиции замка Альбрехтсбург

35. Herzog Albrecht der Beherzte (1443-1500): ein sächsischer Fürst im Reich und in Europa

36. Репортаж об обновленной Соборной площади и новой экспозиции замка Альбрехтсбург

37. Конструкция Большой винтовой лестницы замка Альбрехтсбург

38. Das Schloss als Bild des Fürsten: herrschaftliche Metaphorik in der Residenzarchitektur des Alten Reichs (1470-1618)

39. Путеводитель по архитектурным формам/ Г. Грубе, А. Кучмар; пер. с нем. М. В. Алешечкиной. - Москва : Стройиздат, 1990

40. Описание новой экспозиции на трех этажах замка Альбрехтсбург

41. Концепция новых выставочных стендов в исторических залах замка Альбрехтсбург

42. Интерактивная экспозиция в замке Альбрехтсбург

43. Виртуальный телескоп в Большом зле замка Альбрехтсбург

44. Вид замка Альбрехтсбург в 1844 году

45. Буклет о выставке к 300-летию Мейсенской мануфактуры в замке Альбрехтсбург

46. Краткое описание внутреннего убранства замка Альбрехтсбург

47. Вид замка Альбрехтсбург после пожара 1733 года

48. Интерьеры замка Альбрехтсбург: фотогалерея

49. Замок Альбрехтсбург: фотографии элементов интерьера

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)