Дрезден: музей фарфора в Цвингере. История и описание коллекции.

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 12 ноября 2008, в 15:57

Представленное в южной части Цвингера Дрезденское собрание фарфора (музей фарфора) (Porzellansammlung) является частью объединения «Государственные художественные собрания Дрездена» (Staatliche Kunstsammlungen). Это наиболее качественная и одновременно наиболее обширная коллекция такого рода во всем мире, не в последнюю очередь благодаря тому, что в ней представлены выдающиеся образцы раннего мейсенского фарфора, а также восточноазиатского фарфора XVII и начала XVIII века. В этой заметке мы поговорим об истории и наиболее интересных экспонатах этой коллекции фарфора, с которой мне посчастливилось познакомиться во время осеннего путешествия в Дрезден.

Арочная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Возникновением Дрезденской коллекции фарфора мы обязаны саксонскому курфюрсту Августу Сильному (1670-1733), который был настолько одержим фарфором, что даже в шутку называл свою страсть к этому драгоценному и хрупкому материалу, этому «белому золоту», словами maladie de porcelaine, то есть «фарфоровая болезнь». В 1710-1730 годах правителю удалось собрать крупнейшую коллекцию фарфора в Европе. Уже в 1721 году в коллекции насчитывалось свыше 23 тыс. предметов китайского, японского и раннего мейсенского фарфора (из них до нашего времени дошло около 12 тыс.), к 1735 году коллекция разрослась до 35 тыс. изделий.

Арочная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Сегодня в великолепных интерьерах Цвингера, откуда открывается прекрасный вид на барочные сады и архитектуру этого дрезденского комплекса, представлены лучшие предметы коллекции (около 750 экспонатов), насчитывающей в целом около 20 тыс. экспонатов.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Первоначально это собрание китайского, японского и мейсенского фарфора предполагалось разместить в Японском дворце в районе Нойштадт: исторически это здание, собственно, и было приобретено и обустроено под «дворец фарфора» (Porzellanschloss) специально для этой цели. Однако после смерти Августа Сильного в 1733 года эти планы так и остались нереализованными.

Собрание фарфора в Цвингере, китайский фарфор зеленого семейства, Дрезден

Последующие саксонские правители потеряли интерес к фарфору. Коллекция хранилась в подвалах Японского дворца. Возрождение интереса к фарфору началось лишь в XIX веке. В 1834 году вышел первый печатный путеводитель по Дрезденскому собранию фарфора. В 1876 году собрание переехало на верхний этаж Иоганнеума, где раньше располагалась Дрезденская картинная галерея. Тогда же появился первый  полноценный справочник о разных марках фарфора и фаянса, написанный доктором Грессе (Dr. Graesse).

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

В начале XX века хранители коллекции наконец отказались от нерационального плана по созданию универсального музея керамики и фарфора всех времен и народов. Решено было сосредоточиться на трех старейших разделах собрания: Китае, Японии и Мейсене. С этого времени расширение коллекции велось именно по этим трем направлениям. Со временем к коллекции был также добавлен раздел ранней китайской керамики.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Во время Второй мировой войны коллекция находилась в замках пригородов Дрездена. После войны, в 1945 году, собрание было обнаружено советскими командованием и перевезено в СССР, откуда оно возвратилось в Дрезден в 1958 году. С 1962 года любой желающий может увидеть великолепный фарфор из Китая, Японии и Мейсена (Майссена) в Цвингере, в здании бывшей оранжереи саксонских курфюрстов.

Павиан с апельсином, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Коллекция представлена в трех галереях и двух залах Фарфорового павильона (Porzellanpavillon) (см. план Цвингера). В большом зале на первом этаже находятся работы Кирхнера и Кендлера, а также небольшие цветные фигурки и миниатюры. В большом зале на верхнем этаже можно увидеть керамические и фарфоровые изделия Иоганна Бёттгера, а в южной Арочной галерее (Bogengalerie) (галерея между Павильоном колокольчиков и Фарфоровым павильоном) выставлен китайский и японский фарфор, созданный в XVII-XVIII вв. Наконец, в так называемой Длинной галерее (Langgalerie) представлены изделия мейсенской мануфактуры. С 2006 года выставочные площади музея были расширены за счет обустройства новой Восточной галереи.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Представленная в Цвингере коллекция фарфора включает изделия, произведенные в Китае в период династии Мин (1368-1644), а также обширное собрание прославленного китайского фарфора периода правления императора Канси (1662–1722) и японский фарфор стилей Имари и Какимон начала XVII и XVIII веков. Также, разумеется, в экспозиции нашла отражение история развития мейсенского фарфора от открытия секрета его изготовления в 1708 году и вплоть до конца XVIII века.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Об эволюции мейсенского фарфора в музее рассказывают многочисленные образцы исключительной художественной ценности и качества. Хотя на первых этапах существования Мейсенской мануфактуры мастера в основном копировали азиатские сосуды и фигурки, со временем местным саксонским художникам удалось разработать свой собственный стиль, ориентированный на формы европейского барокко.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Особенно выделялись среди мейсенских мастеров работы знаменитого художника по фарфору Иоганна Хёрольдта (Johann Gregorius Höroldt) (он прославился изделиями в китайском стиле и орнаментами в виде цветов), а также главного моделиста эпохи рококо Иоганна Кендлера (Johann Joachim Kändler) (ему, в частности, принадлежат чудесные фарфоровые фигурки и миниатюры, а также знаменитые большие фарфоровые животные). На втором этаже павильона также представлено большое собрание керамических и фарфоровых изделий Иоганна Бёттгера (Johann Friedrich Böttger).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Практическая информация для туристов: Собрание фарфора в Цвингере (музей фарфора) открыто ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 18 часов (информация обновлена по состоянию на 2011 год; см. также официальный сайт собрания фарфора в Цвингере). Приобретение билета в Дрезденскую картинную галерею старых мастеров (10 евро) дает право на одновременное посещение собрания фарфора и оружейной палаты. Стоимость входного билета только на выставку фарфора составляет 6 евро (информация обновлена по состоянию на 2011 год).

Билет в музей фарфора в Цвингере, Дрезден

Вход в музей фарфора находится в Павильоне колокольчиков.

Китайский и японский фарфор XVII-XVIII веков

Экспозицию открывает китайский и японский фарфор XVII века. Вот некоторые экспонаты из этого раздела музейного собрания:

Фарфоровый слон, символ мудрости и силы. Сосуд для воды — кенди. Китай, ок. 1600 года.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Дракон, символ плодородия земли и могущества правителя (согласно поверьям, дракон выходит по весне из воды и приносит на землю дождь). Сосуд с длинным горлышком, расписанный в стиле famille verte («зелёное семейство», то есть в палитре преобладает цвет зеленого яблока); в волнах плещутся цветы, и из пены выпрыгивают рыбы; горлышко украшает фигурка дракона. Китай, ок. 1700 года.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Лотос, традиционный символ буддизма. Как лотос вырастает из мутной болотной воды, однако его цветы появляются на свет чистыми и незапятнанными, так и истинный буддист, невзирая на пребывание в суете жизни, может избавиться от омрачений и добиться ясности познания. Чайник для заварки в форме листьев лотоса, ручку на крышке украшает фигурка рака. Чайная посуда из светлой исинской глины. Китай, ок. 1700 года. Детали из позолоченного серебра добавлены в Европе (возможно, Нидерланды) в XVIII веке.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Шоу Син (Шоулао), добрый старец звезды Долголетия (божество долгой жизни) с длинной бородой и удлиненной головой в форме фаллоса. Правая рука божества лежит на голове оленя. Его одеяние украшено изображениями мифических животных килинов, стилизованными облаками и триграммами из Книги Перемен. Расписная фигурка. Китай, ок. 1600 года.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Персик, символ долгой жизни и бессмертия. Чаша в форме половины персика. Посуда из красной исинской глины. Китай, ок. 1700 года.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Черепаха миногамэ (драконовидная «черепаха в плаще из травы» с удлиненным «хвостом», образованным волочащимися за панцирем водорослями), символ долголетия. Заварной чайник в форме черепахи миногамэ. Роспись в стиле Имари. Япония, ок. 1680 года.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Собранная Августом Cильным коллекция экспортного китайского сине-белого фарфора периода правления императора Канси (1662–1722) с подглазурной росписью является наиболее значимой исторической коллекцией такого рода во всем мире. Кувшины и вазы расписаны сценами охоты, цветами и птицами, а также фигурками отдыхающих на фоне речных ландшафтов людей.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Сосуды меньшего размера украшены живописными фрагментами, изображающими цветы, пейзажи или стройных китайских девушек, которых в Нидерландах обычно называли Lange Lijzen (Lyzen) (Long Eliza) («высокие леди»). Монументальный гарнитур состоит из трех кувшинов с крышками и двух ваз.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Из истории торговли китайским и японским экспортным фарфором. В XVI веке экспорт китайского и японского фарфора находится в руках португальцев. В 1602 году была основана Голландская Ост-Индская компания, которая за первую половину XVII века перевезла в Европу свыше двух миллионов образцов китайского фарфора. После падения династии Мин (1368-1644) и установления правления династии Цин (1644-1911) в середине XVII века «столица фарфора» в южном Китае город Цзиндэчжэнь пришел в упадок, и производство фарфора на экспорт было в значительной степени приостановлено. Голландская Ост-Индская компания тогда переключила свой интерес на японский фарфор. Начиная с 1657 года обладавшая торговой монополией также и в этом регионе компания перевезла в Европу огромные количества японских изделий из фарфора. В 1683 году, когда во время правления императора Канси (1662–1722) произошло возрождение города Цзиндэчжэнь, торговля китайским фарфором возобновилась. Восточной посудой активно торговали на аукционах в Голландии, которые привлекали покупателей со всей Европы. Что касается коллекции Августа Сильного, то она формировалась из различных источников. Курфюрст покупал фарфор на Лейпцигской ярмарке, а также у торговцев, которые приобрели его на аукционах в Голландии. Кроме того, придворные уступали саксонскому правителю значительные части своих собственных коллекций.

Арочная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Фарфор, прибывший к дрезденскому двору Кристиана I в 1590 году, как подарок великого герцога тосканского Фердинанда Медичи. Это старейшие задокументированные в Европе образцы китайского фарфора периода династии Мин.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

К данному разделу коллекции относятся кружечка в форме лангуста и кувшин в виде птицы Феникс (эмаль, наложенная на бисквитный [неглазурованный] фарфор; с остатками позолоты).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Белоснежный фарфор бландешин (blanc-de-Chine) из Дэхуа периода правления императора Канси (1662–1722). Первоначально в коллекции Августа Сильного насчитывалось более 1200 предметов белого фарфора из Дэхуа, из них сохранилось лишь около 400. Этот полупрозрачный фарфор, производимый в печах Дэхуа в провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая, благодаря особенностям цветовой гаммы в Европе называли «белизной гусиного пуха».

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

На сегодняшний день в Дрезденском собрании хранятся 600 образцов этого изысканного фарфора-бландешина, это одна из крупнейших коллекций в мире. Мастера из Дэхуа особенно прославились искусством фарфоровых фигурок. Первоначально их изготавливали для отечественного рынка, но с середины XVII века начали производить и на экспорт. В Европе чистая белизна этих благородных изделий не всегда ценилась, и поэтому фигурки нередко расписывали красным или черным лаком или золотой краской.

Китайский экспортный фарфор для голландского рынка, фарфор в стиле Kraak, первая половина XVII века (первые привозные изделия называли фарфором «краак» от искаженного голландцами португальского слова carrack, которое обозначает торговый корабль). Сосуд для воды в форме слона, миски и кувшины:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Большое блюдо с росписью (в центре изображен философ Лао-цзы на буйволе) и большая миска с росписью (с изображением играющих с мячом львов):

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор периода правления императора Канси (1662–1722) с подглазурной синей краской (и позолотой). Подглазурный синий фон этого фарфора достигался путем распыления кобальтового пигмента (на основе окиси кобальта) через бамбуковую трубочку, покрытую на конце марлей, так что частицы пигмента ложились на поверхность неравномерным узором, создавая определенную текстуру.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Те части поверхности, которые не планировалось покрывать синим, защищались при помощи вырезанных из бумаги фрагментов нужной формы. В Дрезденской коллекции фарфора хранятся многочисленные аквариумы, выполненные в этой технике. В Китае они использовались для содержания золотых рыбок, а в Дрездене им нашли другое применение: их использовали в качестве кашпо для апельсиновых деревьев, которые так любил Август Сильный.

Чайная посуда с подглазурной синей краской и позолотой:

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Чайник в форме монгольского сосуда, расписанный фигурами драконов:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Еще несколько сосудов и тарелок с подглазурным кобальтовым покрытием из этого раздела коллекции:

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Японский фарфор Имари, ок. 1700 года (фарфором Имари европейские коллекционеры называют японский фарфор, который производился в городе Арита и экспортировался из порта Имари на острове Кюсю специально для европейского рынка). В Цвингере фарфор в стиле Имари представлен в виде большой настенной композиции со множеством красивых ваз, кувшинов и прочей посуды.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Фарфор Имари обычно украшен подглазурной темно-синей кобальтовой росписью и надглазурной многохромной эмалевой краской (как правило, с растительным орнаментом с преобладанием рыжевато-красной (железной) гаммы с добавлением золота). Благодаря сложному насыщенному дизайну изделия в стиле Имари очень эффектны.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Их пышный декор как нельзя лучше соответствовал репрезентативным запросам эпохи барокко. Особенно празднично смотрелись целые наборы этих великолепных изделий — гарнитуры, которые было принято располагать в интерьере симметрично (этот принцип соблюдается сегодня и в Цвингере).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Дрезденский музей фарфора в Цвингере располагает одним из наиболее полных и ценных собраний фарфора Имари в мире.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор, покрытый эмалью, наложенной на бисквит (неглазурованный фарфор). Эти сосуды и фигурки были произведены в Китае в период правления императора Канси (1662–1722) в технике émail sur biscuit, то есть глазурь или роспись наносилась на уже обожженное изделие. Эти предметы предназначались для экспорта в Европу. Особенно популярны были декоративные фигурки в виде животных.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Всё это очень яркие, красочные, радующие глаз работы.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Особое внимание среди этих экспонатов привлекает фарфоровая джонка с движущимися деталями:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор, расписанный в стиле famille verte («зелёное семейство»), период правления императора Канси (1662–1722). Августу Сильному особенно нравился китайский фарфор с надглазурным эмалевым покрытием палитры «зелёного семейства», в которой преобладает цвет зелёного яблока и прочие оттенки зелёного, а также желтый, баклажанный, рыжевато-красный и черный цвета.

Кувшин и фонарь со сценами из жизни рыбаков из фарфора в стиле «зелёного семейства»:

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

В Дрезденском собрании фарфора хранятся как отдельные шедевры этого направления, так и целые сервизы и большие блюда. Фарфор в стиле «зелёного семейства» с его яркими, свежими красками особенно хорошо смотрится на фоне простых белых стен, образуя с ними гармоничный ансамбль.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Этот великолепный фарфор со сложным дизайном украшен расписными фрагментами с пейзажами, цветами и бытовыми сценками, обрамленными богато орнаментированным фоном, который покрывает практически всю поверхность сосудов. Этот тип фарфора появился в Китае на заключительном этапе правления династии Мин (1368-1644) и достиг расцвета в эпоху императора Канси (1662–1722) из династии Цин.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

А вот несколько фарфоровых тарелок и блюд в стиле «зелёного семейства». Блюдо слева украшено изображением Лань Цайхэ, одного из Восьми Бессмертных в даосизме. Этот вечно весёлый и пьяный экстравагантный персонаж (то ли юноша, то ли девушка) изображен в лодке, представляющей из себя лепесток цветка лотоса. Различные цветы и фрукты (персики) в его лодке выражают идею бессмертия. На дне второго блюда помещено изображение карпов, преодолевающих речные пороги среди пещер Лунмэнь и превращающихся в драконов (символ успешно выдержанного экзамена для поступления на государственную службу). Третье блюдо с вырезным ажурным краем расписано фигурами двух сосредоточенно пишущих дам и непоседливого мальчика.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Драгунские вазы (Dragonervasen) — самые известные из монументальных экспонатов Дрезденского собрания фарфора. Это вазы высотой около 1 метра, с синей подглазурной росписью, с крышками. С этими вазами связана интересная история. Их название напоминает о том времени, когда немецкие правители XVII-XVIII вв. продавали или сдавали своих солдат в наемники ради денег или вожделенных коллекционных предметов. В частности, в 1717 году Август Сильный «преподнес в подарок» 600 кавалеристов (драгун) из своей армии Фридриху Вильгельму I Прусскому. Взамен саксонский курфюрст получил от прусского короля полторы сотни фарфоровых сосудов из богатых коллекций дворцов Ораниенбург и Шарлоттенбург под Берлином. Августу Сильному очень нравился этот раздел его коллекции. В 1723 году он приобрел в Голландии несколько дополнительных изделий такого фарфора. Они украшали комнату в башне (Turmzimmer) во дворце Августа Сильного, причем были практически единственными образцами восточноазиатского фарфора в этом помещении.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор периода правления императора Канси (1662–1722) с синей глазурью и добавлением серебра и золота. Поверхность этого фарфора полностью покрыта кобальтовой синей глазурью с добавлением надглазурной росписи золотом и серебром. Серебро со временем почернело, однако яркое золотое покрытие сохранилось на сосудах поразительно хорошо. Подобные вазы и кувшины обычно использовались для украшения каминов. Миниатюрные изделия хорошо смотрелись в декоративных настенных композициях в фарфоровых кабинетах.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор с рыжевато-красной и золотой росписью заключительного периода правления императора Канси (1662–1722) и периода правления императора Иньчжэнь (1723-1735). Дрезденское собрание славится большим количеством первоклассных изделий с эмалевым покрытием красноватых и золотых оттенков. Элегантная форма и сложный декор этих сосудов (в котором не используется разделительных линий и отдельных орнаментальных панелей) характерен для стиля, который получил развитие в Китае в эпоху правления императора Иньчжэнь (1723-1735).

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Вазы, чайники, блюдца и чашки из этого раздела коллекции:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Большие чаши украшены эмалью палитры «зелёного семейства». Внутри их, как правило, украшают изображения карпов и водорослей, наружную поверхность покрывает цветочный декор. В европейских дворцах XVIII века такие сосуды обычно старались приспособить под кашпо. В то же время их нередко использовали и в чисто декоративных целях, в качестве ярких и престижных предметов интерьера.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор периода правления императора Канси (1662–1722) с черной глазурью (mirror black) и золотом. Блестящие, как зеркало, сосуды с насыщенным покрытием черной глазурью (на основе оксидов железа, кобальта и марганца) являются самыми известными черными монохромными фарфоровыми изделиями эпохи императора Канси. В Китае их называли «черной бронзой», на Западе закрепилось название «зеркально черного» (mirror black). Эта великолепная посуда расписана позолотой. Основные мотивы декора: пейзажи, цветы и птицы. Украшающий импровизированную каминную полку гарнитур из трех предметов уникален тем, что его украшает позолоченный декор в виде наполненных цветами медальонов (резервов) в форме листьев.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор XVIII века, созданный в Китае по европейским образцам или в Европе по китайским образцам.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

В этом разделе коллекции можно отметить вазы, украшенные фигуркой дракона с подглазурной синей краской. Надглазурный декор в рыжевато-красных и золотых оттенках выполнен в Европе.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Японский фарфор XVII века с синей кобальтовой глазурью и отделкой серебром и золотом. Особенно интересны блюда в форме листьев для подачи закусок во время чайной церемонии (Япония, ок. 1670 г.). Блюда в форме листьев являются традиционными для Японии, однако завоевали популярность и в Европе, и впоследствии неоднократно копировались мейсенскими мастерами.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Японский сине-белый фарфор конца XVII - начала XVIII века. Японский фарфор с подглазурной кобальтовой росписью представлен в Цвингере сосудами как традиционной восточной, так и европейской формы. Последние изготавливались в Японии по деревянным моделям, которые японским мастерам предоставлял заказчик — Голландская Ост-Индская компания.

Кофейник европейской формы с деталями нидерландской работы:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Курительница на трех лапах с крышкой, украшенной накладными цветами:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфор XVIII века

Одной из главных достопримечательностей музея фарфора в Цвингере является зал с животными из мейсенского фарфора (Tiersaal). Здесь можно увидеть орла и павлина, львов и обезьян. Настоящий фарфоровый зверинец!

Августу Сильному хотелось иметь обширную коллекцию выполненных в натуральную величину животных из мейсенского фарфора. Он планировал разместить ее в Японском дворце на правом берегу Эльбы.

Весной 1731 года моделист Готлиб Кирхнер (Gottlieb Kirchner) начал изготавливать первые экземпляры этих фарфоровых скульптур. В июне того же года ему в помощники был назначен будущий главный моделист Мейсенской мануфактуры при Августе Сильном и выдающийся мастер европейской фарфоровой скульптуры Иоганн Кендлер (Johann Joachim Kändler) (1706-1775). Кирхнер и Кендлер (совместно они работали только до 1733 года, затем Кирхнер ушел на пенсию, а Кендлер занял его место) создавали из фарфора разнообразных птиц и животных. Иногда они использовали в качестве модели какие-нибудь гравюры, но чаще живых животных или чучела из королевского зверинца или галереи животных. Мастерам поручали изготовление скульптур как одомашненных животных (козы, овцы, собаки, кошки и петухи), так и диких зверей (медведи, волки, лисы, зубры) и даже экзотических животных (слоны, носороги, львы, обезьяны, попугаи и хищные птицы).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Каждый из двух мастеров, Кирхнер и Кендлер, работал в своей манере. Так, например, для скульптур Иоганна Кендлера характерно внимание к деталям, специфическим особенностям животного и умение ухватить, как на фотографии, какое-то типичное движение этого вида. Кирхнер же в основном работал на основе гравюр. Созданные им «портреты животных» запоминаются почти человеческими «выражениями лиц» (наиболее яркий пример — пара львов, изготовленных Кирхнером ок. 1732 года).

«Обезьяна с табакеркой», «Павиан с апельсином», «Обезьяна с двумя малышами и орехом» и другие фарфоровые животные, созданные Готлибом Кирхнером:

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Ранее столь крупные и масштабные произведения искусства никогда не изготавливались из фарфора, и для Мейсенской мануфактуры это составляло одну из сложнейших задач. На начальном этапе часто возникали трудности в процессе обжига, что приводило к возникновению трещин и деформаций и обесцвечиванию фарфорового материала. Из-за этих сложностей мастера боялись украшать крупные предметы эмалью и отправлять их в печь вторично. Поэтому наиболее крупные изделия украшали масляной краской и покрывали лаком, который, однако, со временем настолько сильно потемнел, что пришлось снять со скульптур и лак, и краску. В настоящее время в Дрезденском собрании фарфора насчитывается 90 крупных фарфоровых скульптур животных (первоначально их было несколько сотен).

«Обезьяна с двумя детенышами»:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

«Коза с колзлёнком»:

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфор с декором на основе китайских и японских образцов 1723-1740 гг . Характерным примером является заварочный чайник с рыбками в волнах, являющийся почти точной копией виденного нами ранее в китайском разделе коллекции (роспись надглазурными красками и золотом). Как отмечалось выше, саксонские мастера фарфора первоначально использовали в основном китайские орнаменты, но, как мы увидим дальше, со временем освоили и разнообразные европейские сюжеты (например, мифологические сцены или идиллии в стиле рококо).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфор с подглазурной синей росписью 1725-1730 гг. В этой части коллекции можно увидеть кружки, миски, блюда и прочую посуду (бутылка для уксуса и масла на следующей фотографии — китайская работа, эпоха императора Канси (1662–1722), город Цзиндэчжэнь).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенская фарфоровая ваза с клеткой для птиц (Vogelbauervase), созданная по японскому образцу в 1727 г.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфоровый сервиз с красными драконами, 1731-1774 гг. (роспись надглазурными красками и золотом) включает в себя несколько тарелок, миски, соусник, банку с крышкой, солонку, чаши и другие предметы.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфор, копии японских и китайских образцов, 1725-1735 гг. Тут можно отметить блюдо и два заварочных чайника в стиле Имари (ок. 1730 г.).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский фарфор 1730-1745 гг. Обратите внимание на вазу с ручками в форме женских голов (роспись надглазурными красками и золотом). Модель была разработана Иоганном Кендлером (ок. 1735-40 гг.), ваза изготовлена Иоганном Георгом Хайнце (Johann George Heintze) в 1740 году. По центру находится чаша для умывания в форме раковины (роспись надглазурными красками и золотом, ок. 1733-35 г.). Автор модели — Готлиб Кирхнер (1728 г.).

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенская фарфоровая горка (ваза для закусок и фруктов на обеденном столе) в виде храма, ок. 1750 г. (роспись надглазурными красками и золотом). Модель разработана Иоганном Кендлером.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Тарелка из сервиза курфюрста Клеменса Августа Кёльнского (ок. 1741-42 гг.):

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Мейсенский сервиз из пяти ваз с горохово-зелёным фоном , ок. 1735 г.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Фарфоровый букет (Porzellanblumenstrauß) (мягкий [фриттованный] фарфор, позолоченная бронза, медь; Франция, 1749 г.). Весной 1749 года супруга дофина Франции Людовика Фердинанда семнадцатилетняя Мария Жозефа Саксонская (1731—1767) послала это необыкновенное произведение из фарфора в подарок своему отцу, саксонскому курфюрсту и польскому королю Фридриху Августу II, сыну Августа Сильного, желая познакомить родителя с поразительными художественными способностями французских мастеров. Букет, который выглядит «почти как настоящий», является выдающимся произведением первой французской фарфоровой мануфактуры в Венсене. Он был изготовлен в специализированной мастерской под руководством мастерицы мадам Граван (Madame Gravant). Специально нанятые для выполнения этого заказа художники оформляли букет цветами (первоначальное количество которых составляло 470 штук!), а также металлическими стеблями и листьями, изготовленными ювелиром Клодом Буаттё (Claude le Boitteux). Две женских фигуры на постаменте символизируют Поэзию и Музыку.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Фигурки придворных в фантастических костюмах иноземных народов, 1725/30-1750 гг.; мейсенский фарфор, роспись надглазурными красками и золотом. Автор большинства моделей — Иоганн Кендлер. Тут представлен целый карнавал народов мира: турки, венгры, поляки, китайцы, пандуры (словенские пехотинцы, №20), янычары, татары, представители персидского и греческого государства...

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Фигурки персонажей итальянской комедии дель арте, 1735-1767 гг.; мейсенский фарфор, роспись надглазурными красками и золотом. Автор большинства моделей — Иоганн Кендлер. В композиции представлены многочисленные Арлекины, Коломбина, Скарамуш (Скарамучча) и другие герои.

Собрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, ДрезденСобрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Восточная галерея

В 2006 году в музее фарфора была открыта новая Восточная галерея (Ostasien-Galerie). Проект этой галереи был разработан архитектором Захариасом Лонгелюне (Zacharias Longuelune) в 1735 году и предусматривался для Японского дворца.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Галерею решено было использовать под экспозицию сине-белого японского и китайского фарфора. Появление новой галереи позволило на четверть расширить выставочные площади музея.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Дизайн интерьеров новой галереи разработал в 2006 году всемирно известный нью-йоркский архитектор и дизайнер Питер Марино (Peter Marino). Аутентичные формы соединились в его проекте с современной интерпретацией исторических концепций. Марино соединил современные представления о роскоши с барочной пышностью. Японский и китайский сине-белый фарфор в новой галерее демонстрируется на изящных исторических столиках, на фоне лакированных панелей цвета антрацита и красной киновари.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Дирекция Дрезденского художественного собрания осталась весьма довольна сотрудничеством с Питером Марино и через несколько лет реализовала более обширный совместный проект с этим эксцентричным дизайнером (подробнее см. в разделе «Обновление дизайна»).

Из экспонатов, представленных в новой галерее, отметим вазу с клеткой для птиц и вазу из гарнитура на семь предметов, украшенную орнаментом из пионов, магнолий и яблочного цвета (все эти цветы являются символами благосостояния и высокого социального статуса):

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Китайский фарфор заключительного этапа правления династии Мин (первая половина XVII века ) представлен разнообразными блюдами и вазами с синим кобальтовым покрытием (например, слева можно увидеть кувшин с с орнаментом, изображающим мифическое животное, прозванное килином; на соседнем кувшине изображен слон).

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Хороши также два больших сине-белых аквариума:

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Из монументальных экспонатов назовем также два крупных сосуда, изготовленные в Японии ок. 1720 года. В декоре этой посуды использованы многочисленные символы. Основным декоративным мотивом первого горшка является сокол в окружении цветов (символы самураев). На втором изображен лев — очень распространенный мотив в буддистском искусстве (большие статуи львов часто охраняют буддистские храмы).

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Также интересны китайские вазы и кувшины, относящиеся к периоду правления императора Шуньчжи (1644-1661). Как и многие другие фарфоровые изделия середины XVII века, они расписаны сценами, заимствованными из литературных источников. Они рассказывают истории о власти и верности, любви, интригах и мести. Например, сюжет для росписи большого кувшина с крышкой взят из популярного китайского романа «Троецарствие». Одетый в красное герой (Ван Юнь ) преподносит два нефритовых кольца склонившейся перед ним девушке, его дочери. Он задумал недоброе: избавиться от неугодного ему генерала Дун Чжо, для чего планирует выдать дочь за него замуж. Однако девушка уже обещала свое сердце другому, герою по имени Люй Бу. На кувшине изображен дворец, куда  Ван Юнь приглашает генерала на банкет. Генерал проходит с дочерью  Ван Юня во внутренние покои дворца, и там их замечает влюбленный юноша, Люй Бу. В бешенстве ревнивый любовник убивает генерала. Два нефритовых кольца являются символами той двойной роли, которую пришлось сыграть девушке в этой драме.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

На стоящей по соседству китайской вазе изображен одновременно очаровательный и философски-глубокий мотив: мы видим группу людей, которые моют белого слона. Китайский иероглиф, обозначающий слона (xiang), произносится точно так же, как термин буддисткой философии, означающий «суетные иллюзии», и, соответственно, «мыть слона» (sao xiang) одновременно означает «смыть суетные иллюзии и достичь просветления».

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

А вот фарфоровая бутылка, изготовленная в Японии в 1710-1725 гг. Она тщательно расписана яркими красками, образующими почти «барочный» орнамент. Это сосуд, как и парный с ним, выполнен в стиле Кенджо-Имари и не предназначался для экспорта, а использовался при дворах японской аристократии.

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Еще экспонаты из новой Восточной галереи:

Восточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденВосточная галерея, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Обновленный дизайн музея фарфора в Цвингере

Через некоторое время после поездки в Дрезден я узнала, что теперь интерьер музея фарфора в Цвингере выглядит уже иначе. Дело в том, что с апреля 2010 года, после шестимесячной реконструкции (которая обошлась городу в 2,4 млн евро), Дрезденское собрание фарфора открылось в обновленном дизайне.

Эксцентричный нью-йоркский дизайнер Питер Марино (Peter Marino), ранее работавший над оформлением Восточной галереи музея фарфора в Цвингере, создал теперь проект для нового оформления интерьера прочих помещений музейного собрания (а именно: для южной полукруглой Арочной галереи Bogengalerie, Длинной галереи Langgalerie и зала с фарфоровыми животными Tiersaal).

Новый дизайн Арочной галереи, собрание фарфора в Цвингере, ДрезденНовый дизайн Арочной галереи, собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

Например, в Арочной галерее посетители теперь могут увидеть богатые настенные композиции с бирюзовым фарфором на пурпурно-фиолетовом фоне. (Хотя мне, признаться, было милее рассматривать изделия на простом белом или черном или золотистом фоне, когда нет такой пестроты и ничто не отвлекает взгляд). Марино — сам, как байкер, затянутый в черную кожу — любит экспериментировать с разными материалами: он использует и китайский шелк, и кожаные обои из Парижа, и глянцевый лак из Саксонии.

Теперь ниши Арочной галереи затянуты разноцветным шелком или покрыты блестящим лаком, а благородные сосуды красуются на позолоченных постаментах.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

В основной своей части этот проект был первоначально разработан для интерьера Японского дворца. Можно сказать, модный дизайнер Питер Марино в каком-то смысле осуществил нереализованную мечту Августа Сильного, который хотел видеть свой драгоценный восточноазиатский фарфор в обрамлении пышных китайских интерьеров. Директор музея говорит: «Август Сильный окружил себя прекрасным фарфором и стремился впечатлить своей коллекцией других правителей».

Питер Марино в Цвингере, Дрезден

Питер Марино не любит скучный академизм и потому не стремился к исторической достоверности. Ему хотелось передать скорее «ощущение от барокко», чем само барокко. Его впечатлило, насколько одержим Август Сильный был своим собирательством, и эта черта курфюрста особенно привлекла его в этом проекте. То, что именно ему поручили задачу оформления помещений для этого сказочного фарфора, Марино считает «невероятной привилегией и большой честью». «Это просто мечта», — признаётся дизайнер.

Собрание фарфора в Цвингере, Дрезден

В Зале животных (Tiersaal), некогда скромном и аскетичном, теперь царит настоящее буйство красок, которое, наверное, придется по вкусу не каждому посетителю Цвингера. Забавные львы и обезьяны из лучшего мейсенского фарфора теперь резвятся под парой причудливых китайских балдахинов, между которыми установлен высокий пятиметровый решетчатый павильон, также в китайском стиле, с пагодообразной крышей с фарфоровыми колокольчиками.

Собрание фарфора в Цвингере, Зал животных, Дрезден

Знаменитые фигуры животных, выполненные главным мастером Мейсенской мануфактуры при Августе Сильном, Иоганном Кендлером, восседают на позолоченных скалах и постаментах. Один балдахин Марино выделил под африканских животных, другой — под европейских, а расположенный между ними решетчатый павильон играет роль своеобразной клетки для фарфоровых птиц. Изготовленные в Париже коричневые тисненые обои из кожи создают вокруг экспонатов таинственную атмосферу.

Собрание фарфора в Цвингере, Зал животных, Дрезден

Достаточно спорный и аляповатый дизайн, наводящий на мысли об игрушечном китайском дворце... Впрочем, не будем забывать, что при оформлении интерьеров Питер Марино опирался на проект начала XVIII века. В конце концов, Август Сильный тоже славился своими эксцентричными выходками! Так что, может быть, это вполне подобающее обрамление для зоопарка сумасшедших фарфоровых животных.

План комплекса Цвингер, а также карту Дрездена с достопримечательностями вы можете скачать на страничке «Дрезден: наш путеводитель. План Цвингера и карта Дрездена».

 ♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 1: фотографии и описания наиболее интересных экспонатов. Там же приведена подробная практическая информация (часы работы музея, как добраться, сколько стоят билеты, как попасть в демонстрационные мастерские и т.д.).

- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 2: фотографии с юбилейной выставки и отзыв-фотоотчет об экскурсии в демонстрационные мастерские

- Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора

 ♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1) Официальный сайт музея фарфора в Цвингере, Дрезден

2) Обезьяны и львы позируют под балдахином: новый дизайн музея фарфора в Цвингере

3) „Посвящение Августу Сильному, подарок в духе позднего барокко“: собрание фарфора в Цвингере открывается после реконструкции

4) Роскошное обрамление для собрания фарфора в дрезденском Цвингере

5) Дрезденское собрание фарфора на сайте «Путеводитель по Дрездену»

6) Собрание фарфора в Дрездене, статья в Википедии.

7) Дрезденское собрание фарфора на сайте о музеях и культурных событиях в Германии

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



8 комментариев к заметке

  1. Foxy пишет:

    ! Хотим сообщить всем посетителям сайта, что с 2011 года _фотографировать_ в Музее фарфора в Дрездене, увы, _запрещено_… Остается радоваться, что нам удалось сделать так много фотографий экспонатов этого музея во время предыдущей поездки:).

  2. Тенгиз пишет:

    имею в собственность очень красивую вазу Meissen -прошу вас сообщить мне ваш электронный адрес вышлю подробные фотографии для оценки. заранее вам благодарен.Чичуа Тенгиз
    [email protected]

  3. Foxy пишет:

    Добрый день! К сожалению, я не эксперт по произведениям искусства, а просто путешественник)).

  4. Асия пишет:

    здравствуйте! великолепный материал. вчера гуляла со своей немецкой свекровью по центру и решили зайти просто так в «фарфор Цвингера». как доктор наук, она мне много всего рассказывала, но эта статья мне нравится. спасибо автору :)
    кстати, обратила внимание на то, что персонал в галерее чуточку обленился. если раньше они тихонечко подходили и шептали вам «пожалуйста, не стойте так близко к экспонату», то вчера несколько раз слышала как болтающие между собой служащие фрау, не сходя со своего места, на весь холл кричат туристам эту фразу…по-немецки… туристам из китая… :)

  5. Foxy пишет:

    Спасибо за комментарий:))

  6. Асия пишет:

    сегодня «оттуда» мне поступили сведения, что первая «возвратка» фарфоровых экспонатов «porzellan» из СССР была в 1953г. Мгновенно ее обработали немецкие искусствоведы и дали добро на публичное выставление (в качестве поддержки бла-бла-дружбы). вероятно, бОльшая часть коллекции была восстановлена только в 1958г, тогда и решили этот год считать исторически важным. интересненько, где же тогда Наша Янтарная Комната? сколько трудов и рефератов написано, а всё ищут

  7. Ольга пишет:

    Были в Дрездене на однодневной экскурсии из Праги. Времени на посещение музея фарфора не хватило. Спасибо за прекрасный рассказ и фотографии. Как будто побывала в музее. Не так стало обидно, что многого не увидели.

  8. Foxy пишет:

    Спасибо за приятный отзыв, Ольга!