Музей Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus)

Рубрики: Испания, сентябрь 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 29 ноября 2011, в 21:31

В этой заметке нам хотелось бы рассказать о музейном центре Гауди в Реусе, поделиться своими отзывами, впечатлениями и фотографиями. (Любителям стиля модерн — каталонского модернизма — рекомендуем также заглянуть на страничку «Маршрут модернизма в Реусе», где вы найдете фотографии и описания интересных зданий в стиле ар-нуво, построенных в этом городе современниками Гауди (построек самого Гауди в Реусе нет)).

Центр (музей) Гауди, Реус, Испания

Маршрут Гауди в Реусе

Согласно официальной версии, легендарный каталонский архитектор Антонио Гауди (1852-1926) родился в городе Реусе. Не исключено, впрочем, что Гауди появился на свет в соседнем Риудомсе. Этот вопрос до конца так и не выяснен, хотя власти Реуса, разумеется, придерживаются первой версии, и, наверное, если бы не эта «фишка», то этот красивый испанский город никогда не стал бы столь широко известен и так популярен среди туристов.

Памятник юному Гауди, Реус, Испания

Так или иначе, доподлинно известно, что родовые корни Гауди происходят именно из Реуса и Риудомса, и именно в этих двух местах прошло детство будущего зодчего: в Реусе он ходил в школу и приобщался к образцам готической и неоклассической архитектуры, в Риудомсе часто бывал в мастерской своего отца, котельщика, постигал основы ремесла, учился понимать пространство, наблюдал красоту природы. Подробнее о детстве и отрочестве Гауди читайте ниже, в разделе «Антонио Гауди и Реус».

Центр (музей) Гауди, Реус, ИспанияЦентр (музей) Гауди, Реус, Испания

Гауди уехал из Реуса в возрасте шестнадцати лет, и в этом городе нет ни одной постройки знаменитого архитектора. Тем не менее, для поклонников творчества Гауди в Реусе разработан специальный туристический Маршрут Гауди (Ruta Gaudí), куда входят памятные места, связанные с Антонио Гауди. В этот маршрут входит церковь Сант-Пере, где Гауди был крещен, памятник юному Гауди и дом, в котором предположительно родился будущий архитектор, а также здание колледжа, который юноша посещал до 16 лет (ныне Institut Salvador Vilaseca). С 2007 года этот маршрут обогатился новым объектом — музейным центром Гауди, что дало новый толчок развитию туризма в Реусе.

Центр Гауди в Реусе: концепция музея

Центр Гауди в Реусе (Gaudí Centre Reus) — это современный музейный комплекс, созданный несколько лет назад как дань уважения жителей Реуса своему всемирно известному уроженцу, гениальному архитектору Антонио Гауди (1852-1926). Это уникальный просветительский центр, позволяющий познакомиться с жизнью и творчеством Гауди в увлекательной интерактивной манере. Всё это стало возможно благодаря применению новейших аудиовизуальных технологий, позволяющих погрузиться во вселенную Гауди.

Центр Гауди, Реус, Испания

Здесь очень нравится не только взрослым, но и детям, поскольку в музее можно практически всё потрогать, да и вообще он ориентирован на туристов любого возраста, позволяя каждому соприкоснуться с секретами архитектуры Гауди. Посетители учатся по-новому воспринимать окружающий мир, по-новому чувствовать, наблюдать и слышать.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Музей выполняет в первую очередь дидактическую функцию. С помощью многочисленных макетов и игровых элементов он помогает лучше понять какие-то технические аспекты архитектуры Гауди и заметить аналогии между элементами дизайна Гауди и конкретными природными объектами. Побывав в этом необычном центре, убеждаешься, что даже тот, кто хорошо знаком с творчеством Гауди — видел его творения, бывал в спроектированных им зданиях, читал соответствующую литературу, — сможет открыть здесь много для себя нового и неожиданного.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Более того, хотя одним из приоритетов музея является работа с детьми, некоторые представленные экспонаты отражают достаточно сложные физические явления, с которыми знаком даже не каждый взрослый. К счастью, даже такие геометрические понятия, как, скажем, катенарная арка или гиперболоид, создатели музея постарались объяснить в наглядной форме, не прибегая к чертежам и формулам. Хотя, признаться, эта часть музея всё же может показаться не особенно занимательной. Всё, как обычно, зависит от ваших предпочтений. Тем, кто не особенно разбирается в физике, но интересуется творчеством и личностью Гауди, наверное, больше придутся по вкусу личные вещи Гауди, исторические документы, макеты конкретных построек и декоративных деталей, любопытные факты... Всё увиденное нами в выставочных залах подробно описывается ниже, в разделе «Посещение музея», и, разумеется, иллюстрируется фотографиями.

Центр Гауди, Реус, Испания

О порядке посещения музея, стоимости входных билетов и т.п. читайте в разделе «Практическая информация».

Посещение музея: что посмотреть, наиболее интересные экспонаты

Экспозиция музея Гауди размещается на трех этажах. Осмотр начинается на 3-м этаже, хотя фактически это четвертый этаж — просто нижний этаж, на котором расположена билетная касса и офис туристической информации считается нулевым; причем еще ниже имеется полуподвальный этаж, где находится туалет. (Туалет можно при необходимости посетить и просто так, не покупая билет в музей).

Начало осмотра: третий этаж

Экспозиция на третьем этаже носит название «Универсальный Гауди» (Gaudí universal) и знакомит посетителей с основными источниками вдохновения и принципами универсального художественного языка Гауди. Первый зал на этом этаже («Гауди и подлинная природа») повествует о том, какую роль играли в творчестве Гауди природные мотивы.

Центр Гауди, Реус, Испания

Здесь можно увидеть фотографии типичных пейзажей области Баш-Камп, дельты реки Эбро и прочих районов южной Каталонии. Текстура, форма и цвет различных природных объектов (деревьев, камней, песчаных пространств) сопоставляются с конкретными образцами архитектуры Гауди, позволяя увидеть аналогии с примерами из мира дикой природы. Выставлены фотографии нескольких авторов, впервые продемонстрированные на тематической выставке «Гауди и природа», проходившей в Реусе в 2002 году, в честь 150-летия со дня рождения Гауди.

Центр (музей) Гауди, Реус, ИспанияЦентр (музей) Гауди, Реус, Испания

Далее вам предлагают посмотреть небольшой ознакомительный фильм «Приглашение в мир Гауди», который демонстрируется попеременно на нескольких экранах. Каждый посетитель усаживается на один из эргономичных вращающихся табуретов в достаточно большом, специально оборудованном зале для видеопрезентаций и через наушники с аудиогидом слушает текст фильма в переводе. Периодически по залу пробегают мерцающие огоньки: это значит, что нужно повернуться в другую сторону, — и рассказ продолжается, только теперь картинка проецируется на другую стену. Продолжительность фильма, или, как его официально здесь называют, мультиэкранного аудиовизуального представления, — около 7 минут. Фильм, разумеется, на многое не претендует. Он лишь обозначает основные вехи в творчестве Гауди и приглашает к началу осмотра.

Центр Гауди, Реус, Испания

Когда выходишь из зала, попадаешь в небольшой закуток, где установлены крупные макеты печных труб винных погребов в Гаррафе, знаменитых фантастических труб с крыши Каса Мила и Каса Батльо, а также очень красивый, яркий макет пинакля колокольни храма Саграда Фамилиа. Всё это можно рассмотреть вблизи и сфотографировать.

Центр Гауди, Реус, Испания

Жаль только, что эти экспонаты остаются освещенными лишь в течение пары минут после окончания фильма. Да и вообще почему-то предполагается, что сюда можно заходить только непосредственно после просмотра фильма и только с той стороны. Во время демонстрации фильма здесь становится абсолютно темно, а двери, ведущие в этот зал со стороны лестницы, задвигаются.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

В соседнем зале можно увидеть воссозданный в миниатюре купол центрального салона дворца Гуэля, имитирующий звездное небо. В соответствии с интерактивной концепцией музея, всё ориентировано на личное, непосредственное восприятие, поэтому посетителям предлагается зайти внутрь купола, встать под этот перфорированный «грибок» и наблюдать игру света, которая создается попеременно зажигающимися лампочками. Утверждается, что сказочный параболический купол, украшающий парадный зал дворца Гуэля в Барселоне, символизирует вселенную. Звезды этого необычного небосвода выполнены в виде небольших отверстий, через которые в зал проникают лучи света, красиво рассеиваясь по всему помещению, причем конкретный зрительный эффект зависит от отражения света внутри купола, что определяется положением солнца в данный момент времени.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Не менее впечатляющие световые эффекты демонстрируются рядом на примере макета изогнутого потолка из рельефной штукатурки в Каса Мила (1905-1910). При оформлении интерьеров этого легендарного барселонского особняка Гауди часто прибегал к морской тематике. Например, на потолке он выгравировал осьминогов и разнообразные морские растения, а изгибающуюся поверхность использовал как имитацию игры волн. В работе над Каса Мила архитектору активно помогал его ученик Жузеп-Мария Жужоль, или Хухоль (Josep Maria Jujol) (1879–1949). Основа потолка была создана из быстротвердеющего цемента, что позволило четко определить общую форму, после чего потолок был отделан гипсом — материалом, который легче поддается моделированию и медленнее застывает. Таким образом удалось более тонко проработать окончательную форму. В результате получился потрясающий эффект: создается впечатление, что движущаяся вода вдруг застыла. Мы видим рябь от ветра на поверхности воды, морскую пену на побережье и даже водовороты.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Здесь же представлен макет волнообразного фасада Каса Мила. Это знаменитое строение Гауди известно еще под названием Ла Педрера, или Каменоломня. Рассказывают, что при проектировании фасада здания архитектор использовал гипсовый макет масштаба 1:10, который он разрезал на куски и отдал мастерам с распоряжением выполнить каждый блок в десятикратном увеличении. После того как грубо обработанные блоки оказывались на своих местах, каменотёсы, под руководством самого Гауди, занимались их финальной отделкой. Жители Барселоны, увидев группы каменщиков, свисающих с фасада здания, быстро окрестили его Каменоломней. Такова одна из версий возникновения этого прозвища.

Центр Гауди, Реус, Испания

На этом же этаже можно увидеть репродукции фотографий Гауди в разном возрасте. Вот знаменитый портрет Гауди, сделанный в 1878 году, после получения диплома архитектора. А вот фото с пропуска на Всемирную выставку 1888 года, где Гауди оформлял стенд Трансатлантической компании. Вот Гауди показывает строящийся храм Саграда Фамилиа епископу Барселоны и папскому нунцию, 1915 год. А вот престарелый Гауди участвует в религиозной процессии на праздник Тела Христова в 1924 году.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Прежде чем спускаться на следующий этаж, можно прогуляться по уменьшенной копии галереи парка Гуэль (1901-1914). Имеется в виду знаменитый портик Прачки, в котором Гауди использовал наклонные колонны и наклонные опорные стены, в результате чего была создана в высшей степени оригинальная конструкция, по динамизму напоминающая морские волны. Как и в случае с большинством других творений Гауди, в качестве материала для постройки был использован местный камень.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Теперь пора переходить на следующий этаж. Для этого предназначена красиво освещенная лестница, вдоль которой располагается множество отражающих поверхностей, так что можно наблюдать любопытные зеркальные эффекты.

Второй этаж: архитектор-новатор и его загадки

Экспозиция второго этажа называется «Новатор Гауди» (Gaudí innovador). Пожалуй, это наиболее информативная и познавательная часть музея.

Центр Гауди, Реус, Испания

Здесь демонстрируются физические законы и конструктивные особенности архитектуры Гауди, и мы узнаём любопытные факты и детали, касающиеся творчества этого гениального зодчего, воплощавшего свои идеи в виде фантастических строений. На этом же этаже можно поэкспериментировать с интерактивными макетами и постараться понять, какие походы к организации пространства и света, воздуха и воды изобрел новатор Гауди.

Центр Гауди, Реус, Испания

Одним из самых главных и интересных экспонатов на этом этаже является знаменитый подвесной макет крипты в Колонии Гуэль (maqueta funicular). Этот новаторский арочный макет в 4,5 метра высотой Гауди соорудил во время работы над проектом церкви в промышленном посёлке Гуэля к югу от Барселоны. Работа велась в 1889-1908 гг. Этот подвесной макет служил Гауди для эмпирического расчета нагрузок, определения наклона колонн и формы арок — и в итоге позволил соорудить очень легкую кирпичную постройку. Благодаря сохранившимся фотографиям, зафиксировавшим эту сложную конструкцию из тросов, цепей и парусиновых мешочков с грузами (ружейной дробью), впоследствии данный макет неоднократно воссоздавали. В частности, аналогичную подвесную модель в масштабе 1:15 можно увидеть в музее храма Саграда Фамилиа; что касается данного варианта модели, то она была выполнена специально для Центра Гауди в Реусе и является реконструкцией ранее не публиковавшейся варианта, зарисованного в свое время Исидро Пучем (Isidre Puig Boada) (1891–1987), учеником Гауди. Для создания макета использовались хлопчатобумажные нити и свинцовые шарики.

Центр Гауди, Реус, Испания

Основой конструкции является цепная (катенарная) арка. Гауди был убежден, что арки данного типа обладают исключительной красотой и прочностью (такая арка испытывает лишь минимальные деформации сжатия, но не излома; собственный вес арки не действует на ее прогиб, и она не требует дополнительных опор). Недаром цепные арки служат одновременно украшением и элементом конструкции во многих постройках Гауди. Но в данном случае цепная арка стала основой всего проекта. Гауди просверлил в потолке мастерской ряд отверстий и, расположив их по окружности, получил точки крепления для арок, которые, провисая под действием силы тяжести, образовывали изящные гирлянды. Если поверх расположить следующий слой арок, то первоначальные арки протянутся еще дальше. По мере того как слои арок приближаются к полу, внешний круг стягивается в аккуратный колокол. В результате макет, такой неустойчивый в процессе сооружения, превращается в фантастическую по прочности конструкцию. Этот экспериментальный проект в Колонии Гуэль стал для Гауди важным этапом, подготовившим его к разработке конструкции храма Саграда Фамилиа.

Центр Гауди, Реус, Испания

В отличие от прочих архитектурных макетов, эту модель Гауди подвешивал вверх ногами. После того как макет был готов, его фотографировали, а изображение переворачивали. Теперь всё становилось на свои места: сформированные нитями пучки указывали направления для несущих опор, и снимки можно было использовать для сооружения реальных сводов церкви. Альтернативным способом было использование зеркала. И действительно, под подвесным макетом крипты Колонии Гуэля в музее Гауди помещено зеркало, чтобы посетители могли представить макет в перевернутом виде. Кроме того, рядом можно увидеть уже перевернутый легкий проволочный макет крипты.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Чтобы особо пытливые туристы могли глубже вникнуть в тему, рядом с подвесным макетом в музее установлено несколько экранов, на которых идут трехминутные познавательные фильмы. Если подойти поближе и встать в определенном месте, аудиогид начинает переводить слова ведущего на экране, который демонстрирует наглядные примеры из области физики применительно к архитектуре Гауди. В частности, один из фильмов посвящен тому, какими свойствами обладает цепная арка, или перевернутая цепная линия (свободно подвешенная за концы цепь). Ведущий показывает провисающую цепь и объясняет, как можно распределить нагрузку, расположив вдоль цепей разной длины свинцовые грузики (известно, что арки такого типа способны выдерживать серьезные нагрузки). Рядом представлена реальная модель двух цепных арок с цепями и грузами в виде холщовых мешочков.

Центр Гауди, Реус, Испания

На соседнем стенде происходит знакомство с поверхностями, именуемыми коноидами. Несмотря на сложность этого геометрического понятия, данную форму достаточно легко представить, поскольку она присутствует в целом ряде природных объектов. Примером могут служить изгибающиеся листья и лепестки цветов. Но именно Гауди первым перенес эти формы из природы в архитектуру. По словам знаменитого архитектора и исследователя творчества Гауди Жуана Бассегоды (Joan Bassegoda) (род. 1930), «Гауди называл криволинейные поверхности, полностью состоящие из прямых линий, планоидной, или линейчатой геометрией. Существует лишь четыре типа поверхностей, которые удовлетворяют требованиям планоидной геометрии, и все они присутствуют в природе: в деревьях, скелете млекопитающих или очертаниях гор. Гауди использовал эту природную геометрию в архитектуре, добиваясь поразительно функциональных результатов за счет поверхностей, совершенно отличных от тех, что традиционно применялись архитекторами». Речь идет о следующих «природных поверхностях», которые так любил Гауди: гиперболоидах, коноидах, гиперболических параболоидах (гипарах) и геликоидах.

Центр Гауди, Реус, Испания

Сам Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику». На одном из стендов музея мы видим засушенный лист магнолии и фотографии уникальной по своей конструкции школы при храме Саграда Фамилиа: знаменитая волнообразная крыша школы являет собой как раз пример двойного коноида. Здесь же установлен интерактивный макет этой приходской школы. Перемещая руками палочки по извилистой крыше, можно понять, как хитроумно устроена эта криволинейная поверхность, состоящая из прямых брусьев, веером расходящихся под определенным углом от центральной горизонтальной балки. Когда один ряд достигает низшей точки у переднего фасада, то на противоположной стороне оказывается верхняя точка, и наоборот.

Центр Гауди, Реус, Испания

На этом же стенде посетителям предлагается изучить еще две интересных физических модели, которые тоже можно потрогать и на наглядном примере увидеть, как из прямых линий получается криволинейная поверхность. Первая модель представляет собой вращающийся в верхней плоскости цилиндр из эластичных резиновых шнуров, перекручивая которые получаешь совсем иную геометрическую форму, напоминающую раструб и именуемую гиперболоидом.

Центр Гауди, Реус, Испания

Другая модель выполнена в виде горизонтальной поверхности из металлических стержней и нитяной сетки. Следуя инструкциям на поясняющей табличке, берем наш квадрат за проходящий по диагонали стержень и смещаем всю эту конструкцию кверху, в результате чего на наших глазах образуется гиперболический параболоид (частный случай коноида) с прямыми краями — криволинейная поверхность, полностью сформированная прямыми нитями.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

На установленном тут же экране параллельно можно посмотреть короткий научно-познавательный фильм. Ведущий демонстрирует различные геометрические формы и, в частности, разъясняет, что представляет собой гиперболический параболоид — поверхность, напоминающая английское седло, — и какую роль эта форма играла в творениях Гауди. На следующем видео показана вышеописанная физическая модель гиперболоида, а также фрагмент познавательного фильма о гиперболических параболоидах.

Центр Гауди в Реусе

Вышеописанными интерактивными моделями экспозиция второго этажа, разумеется, не ограничивается. Вдоль стены тянутся информационные стенды, сравнивающие конкретные элементы архитектуры Гауди с природными объектами, в которых он находил вдохновение: например, пальмовые листья в ограде Каса Висенс, кукурузные початки в башенках Саграда Фамилиа, усики пассифлоры в декоративном фризе фасада Рождества этого храма, разнообразные природные формы в павильонах парка Гуэль или трубах на крыше дворца Гуэля... Поясняющие надписи рассказывают о том, какую роль играла природа в творчестве Гауди, определяя, в частности, полихромность всех его орнаментов, поскольку, как заметил сам архитектор, в природе нет ни единого однородного по цвету объекта.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Кроме того, мы узнаём, что сам Гауди сравнивал конструкции нефов Саграда Фамилиа с деревьями, имеющими ствол, ветви и лиственную крону, которая напоминает крышу, сквозь которую днем проглядывает солнце, а ночью светят звезды: «Всё вместе это создает у посетителя впечатление, что он находится в большом лесу». Еще одним примером природных мотивов в творчестве Гауди является сравнение формы морской раковины с винтовой лестницей храма Саграда Фамилиа.

Центр Гауди, Реус, Испания

В этом же зале представлен макет центрального нефа храма Саграда Фамилиа, позволяющий разглядеть (а при желании и потрогать!) весь этот «лес» конструкций и некоторые декоративные элементы, выполненные в духе реальных природных объектов. (Кстати говоря, аналогичную модель, только более крупную и более детально проработанную, можно увидеть в музее храма Саграда Фамилиа). Этот и несколько других макетов храма демонстрируются как часть воссозданной по старым фотографиям мастерской Гауди (L'Obrador), которая располагалась на строительной площадке собора. Создание этой мастерской началось в конце XIX века, в последующие годы она постепенно менялась, адаптируясь к текущим нуждам архитектора и его детища.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

В мастерской располагалась фотолаборатория, помещение для макетов, склад слепков, чертежная комната, а также архив планов и чертежей, где Гауди размещал и свои гипсовые модели. В центральной, наиболее высокой, части мастерской как раз и находился макет главного нефа храма Саграда Фамилиа, выполненный в масштабе 1:10. К сожалению, в 1936 году мастерская погибла во время пожара вместе со своим ценным содержимым. Многие уникальные архивные документы были утрачены.

Центр Гауди, Реус, Испания

Помимо макетов различных конструкций храма Саграда Фамилиа, немаловажной частью воссозданной мастерской Гауди является рабочее место архитектора: его рабочий стол и стул, которые Гауди сам смастерил для себя из материала со стройплощадки. Перед нами скромная, но уютная обстановка, демонстрирующая полнейшую сосредоточенность на работе и пренебрежение земными благами, которым отличался Антонио Гауди на склоне лет. Так, например, в обеденной сумке этого аскета и вегетарианца обычно находился нехитрый рацион, который обеспечивал подточенному болезнями и переживаниями организму минимально необходимый набор питательных веществ: два кусочка хлеба с мёдом и горсть изюма.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

В последние годы жизни мастерская на стройплощадке Саграда Фамилиа заменяла Гауди дом: он часто оставался здесь ночевать, а с осени 1925 года окончательно переселился в эту студию. Поэтому неудивительно, что помимо разнообразных макетов и рабочего стола Гауди, в музее установлена и его кровать, также воссозданная по историческим фотографиям. Эта часть экспозиции — рабочий стол Гауди, его спартанская постель, разбросанные всюду бумаги, книги, детали одежды, принесенные с улицы шишки... — отличается особой атмосферой, как будто она пропитана личным присутствием Гауди, и потому кажется особенно трогательной.

Центр Гауди, Реус, ИспанияКровать в мастерской Антонио Гауди, старое фото

Рядом представлена разработанная Гауди система зеркал, с помощью которой он рассматривал свои модели в разных проекциях и фотографировать их таким образом, что на одном снимке были видны ракурсы со всех сторон. Любопытно, что моделями для его скульптур часто выступали обычные люди с улицы, помощники, рабочие со стройки Саграда Фамилиа или просто близкие знакомые архитектора, воплощавшие в себе черты того или иного персонажа, который в данный момент требовался Гауди. Так, для скульптуры Девы Марии ему позировала юная соседская девушка, а в облике одного из трубящих ангелов на фасаде Рождества можно узнать курчавого рисовальщика Рикардо Описсо (Ricard Opisso), который помогал Гауди делать фотографии моделей и каталогизировать полученные снимки. После того как утверждался будущий вид фигуры, изготавливалась гипсовая отливка в полную величину, которая поднималась наверх и устанавливалась на место. Затем ее вновь переносили в лабораторию и дорабатывали, чтобы скомпенсировать перспективные искажения. Вслед за этим выполнялся окончательны гипсовый вариант скульптуры, который мастера под руководством Гауди наконец переводили в камень.

Центр Гауди, Реус, Испания

Вдоль противоположной стены центрального музейного зала расположен ряд своеобразных «окошечек» с занимательной информацией по поводу самых разных аспектов творчества Гауди. Этот раздел экспозиции носит название «Загадки Гауди» и прекрасно вписывается в рамки интерактивной концепции музея. С одной стороны «окошечка» ты читаешь определенный вопрос, или загадку (в том числе и на русском языке), после чего можно повернуть створку и узнать ответ на этот вопрос — или хотя бы какие-то версии ответа (потому что некоторые загадки Гауди до сих пор не разгаданы). Большинство загадок, разумеется, касается довольно широко известных фактов, которые можно найти в разнообразной литературе об архитектуре Антонио Гауди, но случаются и довольно неожиданные открытия.

Центр Гауди, Реус, Испания

Например, один из вопросов звучит так: «Что вдохновило Гауди на создание округлых форм главного входа в Каса Мила?» Точного ответа, конечно, быть не может. Но очевидно, что это, скорее всего, были некие природные объекты. Возможно, отражение в морской воде или искривленные мыльные пузыри? Любопытно, что формы здания в точности воспроизводят изображение под микроскопом морской водоросли диатомеи, хотя, конечно, такое объяснение маловероятно. Одним из помощников Гауди была в свое время предложена версия, что прообразом дома Мила для Гауди послужил панцирь черепахи. Гадать можно бесконечно, как и любоваться этими извилистыми переплетениями.

Центр Гауди, Реус, Испания

Другая загадка связана с одной из ранних построек Гауди — летним домом Эль-Каприччио, необычный фасад которого украшен подсолнухами. Загадка касается, собственно, секрета изготовления рельефных плиток с изображением подсолнуха. Ученые задаются вопросом: каким образом Гауди удалось украсить Эль-Каприччио таким большим количеством майоликовых плиток с подсолнухами, сечение которых больше половины овала формы, и поэтому их было бы невозможно извлечь? Может быть, использованная им глина сильно усохла? Или Гауди разбивал форму после изготовления каждой рельефной плитки?

Центр Гауди, Реус, Испания

Оказывается, лишь недавно специалистам удалось воспроизвести эту майолику, причем для этого понадобилось использовать две формы, и обе пришлось разбить, чтобы извлечь каждую плитку. Пояснения и предположения на стенде сопровождаются фотографиями самого дома Эль-Каприччио, а также снимками изготовленных в 2007 году керамических форм из двух половинок.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одна загадка связана с малоизвестной работой Гауди — виллой Энрика Гранера (Enric Graner), которая должна была располагаться в районе Бонанова, пригороде Барселоны. Вопрос касается того, почему ворота для виллы имели четыре проема. Разработанный в 1904 году проект виллы для этого художника в итоге реализован не был; построены были только ворота и фундамент. Ворота получились весьма необычными, поскольку имели три входа: широкий — для экипажей, узкий — для людей и третий, круглый и расположенный сверху, — для птиц. Сам Гауди называл его «воротами для птичек».

Центр Гауди, Реус, Испания

Помимо прочего, раздел «Загадки Гауди» рассказывает о необычном водосточном люке, который находится в центре конюшни усадьбы Гуэля. Каменный люк украшен буквой G — возможно, это инициал владельца усадьбы, Эусебио Гуэля. Люк имеет двенадцать отверстий непонятного назначения. Согласно некоторым предположениям, они могут символизировать двенадцать апостолов или двенадцать кардиналов. Не исключено также, что они сделаны из практических соображений в соответствии с уклоном пола, чтобы лучше стекала вода. Точный ответ на этот вопрос пока не найден.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одна загадка посвящена совсем уж неожиданному вопросу: каким был бы сегодня силуэт американского города небоскребов, Нью-Йорка, если бы был реализован один из самых загадочных проектов Гауди? Оказывается, в 1908 году два неизвестных американских бизнесмена заказали Антонио Гауди строительство уникального здания: Attraction Hotel в Нью-Йорке, на Манхэттене (примерно на месте Всемирного торгового центра). Центральное здание высотой 360 м должны были окружать невысокие строения, которые предназначались для музеев, художественных галерей, концертного зала и ресторанов отеля. Благодаря скульптору Жуану Матамале (Joan Matamala), который сотрудничал с Гауди и восстановил по памяти эскизы отеля, мы можем сегодня судить о том, как выглядел этот грандиозный футуристический проект.

Центр Гауди, Реус, Испания

Отдельная часть экспозиции на этом этаже посвящена знакомству с основными работами Гауди в Барселоне. Здесь можно посмотреть фотографии и макеты его знаменитых построек и узнать о революционных инженерных решениях, придуманных Гауди при создании этих архитектурных шедевров. Особенно запоминается макет Зала ста колонн (Гипостильного зала), показывающий многоступенчатую систему использования дождевых осадков в парке Гуэль. Создатели музея называют эту сложную гидравлическую систему прогрессивным экологическим проектом XIX века. Система состояла из пяти элементов: 1) сбор стекавшей с гор дождевой воды; 2) фильтрация воды через гранитный песок центральной террасы; 3) прохождение воды по трубам, проложенным в колоннах Гипостильного зала; 4) поступление воды в большую цистерну (резервуар) внизу (показана на макете синим цветом); 5) выход излишков воды из водослива, которым служит знаменитая саламандра, находящаяся на лестнице, ведущей в парк Гуэль. Очередной интерактивный элемент: весь путь, по которому следует вода после выпадения осадков, можно проследить на макете Зала ста колонн, нажав на специальную кнопку.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одним интересным экспонатом в этой части музея является макет дворца Гуэля в разрезе. Этот макет, к сожалению, потрогать нельзя: он находится за стеклом. Но интерактивный элемент присутствует и здесь: посетителям предлагается попеременно нажать на шесть кнопок, каждая из которых соответствует определенному времени суток и показывает особенности освещения внутренних помещений здания в зависимости от положения солнца. Например, можно увидеть игру света в комнатах дворца Гуэля в 8 утра или в 6 вечера. Умело организовав поступление солнечного света через верхнюю часть здания, Гауди компенсировал недостаток освещения, связанный с неудачным расположением дворца в безнадежно узком пространстве улицы Carrer Nou de la Rambla в барселонском районе Раваль.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одно неординарное инженерное решение Гауди демонстрируется на примере прославленного дома Батльо (Бальо) — «дома, который дышит». Этим названием дом обязан использованной в нем системе вентиляции, хотя, конечно, прославился Каса Батльо не этим, а своим фантастическим архитектурным обликом: волнистым фасадом с балконами в форме черепа, башенкой с двойным крестом и «хребтом дракона» на крыше. Нажав на кнопку макета, можно увидеть игру света в помещениях дома в зависимости от положения солнца в течение дня.

Центр Гауди, Реус, Испания

Помимо макетов, в музее есть и нечто более ценное. В частности, здесь выставлены оригинальные раздвижные двери из Каса Батльо, на неопределенный срок переданные музею Реуса Национальным музеем каталонского искусства (MNAC) в Барселоне. На историческом снимке 1906 года мы видим расположение этих дверей в интерьере.

Центр Гауди, Реус, ИспанияИнтерьер Каса Батльо в 1906 году

Завершая осмотр экспозиции второго этажа, стоит обратить внимание на еще один интереснейший и малоизвестный экспонат: перед нами так называемая скамья Гауди (El banc Gaudí de la casa Larrard). На сама деле эта замечательная садовая скамейка из искусственного камня была, скорее всего, создана не самим Гауди, а его коллегой, столяром-краснодеревщиком Жуаном Мунне (Joan Munné). Предназначалась она для расположенного в парке Гуэль (рядом с Гипостильным залом) особняка Каса Ларрард (Casa Larrard). В оригинальном дизайне этой уникальной скамьи, кто бы ни был на самом деле ее автором, прослеживается явное влияние стиля Гауди: тут вам и необычные пропорции, и плавный рисунок линий, навеянных органическими формами. Причем, в соответствии с принципами искусства модерна, все эти эстетически изыски сочетаются со строгим выполнением чисто функциональных требований к эргономичности и т.п.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Скамья находилась в Каса Ларрард до 1921 года, пока члены семьи Гуэль не распродали свое имущество; затем она несколько раз меняла владельцев, и вот теперь впервые демонстрируется публике спустя сто лет после своего создания. Нынешний владелец скамьи согласился временно передать ее музею Гауди в Реусе. Возможно, в будущем мэрия Реуса найдет средства на то, чтобы выкупить этот ценный экспонат.

Первый этаж: историческая экспозиция

Осмотр музея заканчивается на нижнем этаже, экспозиция которого посвящена теме «Гауди и Реус» (Gaudí y Reus). Здесь можно увидеть ценные рукописные документы, фотографии, рисунки, личные вещи гениального архитектора, изучить основные вехи его биографии и узнать о том, что представляла собой жизнь в Реусе в конце XIX - начале XX века, а также познакомиться с важнейшими памятниками архитектуры Реуса, включая, разумеется, здания в стиле модерн.

Значительная часть экспозиции на этом этаже посвящена основным биографическим вехам жизни Гауди, начиная с его детства и отрочества, проведенных в Реусе и окрестностях. Разумеется, основной акцент делается именно на связях архитектора с городом Реусом, то есть в первую очередь освещаются годы его детства, юности, период обучения в местной школе и формирования ремесленных навыков в мастерской отца. (Подробнее о детстве и юности Гауди можно прочитать ниже, в разделе «Антонио Гауди и Реус»).

Центр Гауди, Реус, Испания

Основная информация о жизни юного Гауди иллюстрируется разнообразными историческими предметами и документами: тут и школьные ведомости, и обложки журнала «Арлекин», который Антонио выпускал со своими школьными друзьями, и нарисованный товарищами план монастыря Поблет, который они мечтали восстановить... Представлены даже оригинальные рабочие инструменты, какими пользовались котельщики (отец и дед Гауди) в XIX веке, и несколько изделий этих мастеров.

Среди экспонатов, относящихся к более позднему периоду жизни и творчества Гауди (раздел «Из Реуса в Барселону», De Reus a Barcelona (1868-1926)), отметим любопытный реликварий, эскиз которого был разработан юным архитектором в 1878 году по заказу Жузепа Бокабельи (Josep Maria Bocabella), инициатора строительства храма Саграда Фамилиа. Выставленный в музее реликварий является реконструкцией 1989 года. Тут же демонстрируется и сам эскиз. Рядом можно увидеть копию пропуска Гауди на Всемирную выставку 1888 года (пропуск, разумеется, с фотографией) и план фасада Каса Кальвет, одного из ранних творений каталонского зодчего.

Центр Гауди, Реус, ИспанияЦентр Гауди, Реус, Испания

Кроме того, любопытствующие могут взглянуть на гравюру, изображающую оформленную Гауди витрину галантерейного магазина «Комелья» (Guantería Comella). Этот заказ молодой архитектор выполнил для испанского павильона Всемирной выставки в Париже в 1878 году. Именно с этого момента можно вести отсчет начала сотрудничества Гауди с промышленником Эусебио Гуэлем, которого настолько впечатлил дизайн витрины, что по возвращении из Парижа в Испанию он поспешил познакомиться с автором этого оригинального стенда. Помимо гравюры с изображением выставочного стенда, в музее представлен собственно эскиз, выполненный Гауди для этой витрины.

Центр Гауди, Реус, Испания

Поскольку в более зрелом возрасте Гауди жил в основном за пределами Реуса, то экспонаты этого периода связаны с другими городами, в первую очередь с Барселоной. Единственное исключение составляет раздел «Проекты Гауди в Реусе» (Proyectos en Reus). К сожалению, ни один из этих проектов не был реализован (если не считать изысканной паломнической хоругви 1900 года, которая погибла во время Гражданской войны 1936 года). В частности, можно увидеть созданный Гауди в 1903 году эскиз фасада часовни Мизерикордия. Если бы этот замысел воплотился в жизнь, Реус мог бы гордиться самым настоящим творением Антонио Гауди, а не только тем фактом, что гениальный архитектор здесь родился и ходил по этим улицам. Чтобы посетителям было легче представить себе идею архитектора, эскиз налагается на изображение нынешнего фасада храма.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одним нереализованным проектом Гауди в родном Реусе является разработанный в 1880 году проект строительства нового городского театра (Teatro Casino Reus) — нынешнего театра Фортуни (он в итоге был построен по проекту другого архитектора, в 1882 году). В музее экспонируется копия рукописных заметок первого биографа Гауди, Франсеска Рафолса (Francesc Ràfols), в которых упоминается об участии Гауди в этом конкурсе и сообщается, что архитектором было написано благодарственное письмо в адрес отборочной комиссии, где он выражает признательность за рассмотрение его проекта и, среди прочего, называет Реус своим «незабвенным родным городом».

Центр Гауди, Реус, Испания

Биографическая часть экспозиции завершается рассказом о последних днях жизни Антонио Гауди и траурных церемониях. Представлена фотография грандиозной похоронной процессии, провожавшей великого каталонского архитектора в последний путь 12 июня 1926 года в Барселоне.

Центр Гауди, Реус, Испания

Жизнь архитектора оборвал банальный случай, напоминающий трагифарс. Пятью днями ранее, вечером 7 июня, Антонио Гауди покинул мастерскую Саграда Фамилиа и направился в церковь Сан Фелип Нери на традиционную исповедь, бросив на прощание одному из своих рабочих: «Приходите завтра пораньше, мы сделаем много чудесных вещей». Этому предсказанию не суждено было сбыться: водитель трамвая №30, не успев затормозить, сбил рассеянного пожилого человека, которого он принял за пьяного бродягу. Никто не узнал в жертве несчастного случая знаменитого архитектора, и раненый был помещен в общую палату ближайшей больницы, где Гауди ранее не раз проводил свои анатомические изыскания. Через день Гауди обнаружили друзья. Он был переведен в отдельную палату (от дорогой частной клиники архитектор отказался), но его состояние было уже слишком тяжелым, и 10 июня Гауди не стало. Он немного не дожил до своего 74-летия.

Центр Гауди, Реус, Испания

Помимо фотографии похоронной процессии, в музее Реуса демонстрируется бюст работы Хуана Матамалы (Joan Matamala), созданный на основе посмертной маски Гауди (хотя бюст находится за стеклом, всё равно создается ощущение уникальной возможности «взглянуть в лицо гению», это один из самых впечатляющих экспонатов выставки). Рядом можно увидеть черный галстук-бант, который был на архитекторе в тот самый июньский день, когда его сбил трамвай.

Центр Гауди, Реус, Испания

Отдельный стенд рассказывает о людях, которые были так или иначе связаны с Гауди, повлияли на его творчество или работали с ним вместе. Это его заказчики, помощники, коллеги, друзья детства, покровители, критики, биографы... Рядом располагается «стена признания», на которой приведены высказывания выдающихся деятелей искусства о творчестве Гауди.

Центр Гауди, Реус, Испания

Более половины музейного пространства на нижнем этаже отведено под укрупненную интерактивную карту Реуса, на которой помечены различные достопримечательности этого каталонского города, включая основные объекты маршрута модернизма (La Ruta del Modernismo). Прогуливаясь по стеклянному полу, под которым изображена карта Реуса, можно с помощью аудиогида получить информацию о том или ином здании. На многочисленных экранах этого необычного зала демонстрируются фильмы, рассказывающие о выдающихся памятниках архитектуры Реуса, например о церкви Сан Пере и влиянии ее колокольни на архитектуру Гауди. В соседнем зале можно посмотреть еще один фильм (Reus 1900), в котором представлен ретроспективный взгляд на Реус конца XIX века.

Центр Гауди, Реус, Испания

Еще одним интересным экспонатом на этом этаже является образец знаменитой шестиугольной плитки дизайна Гауди (1906). Такой плиткой вымощены некоторые улицы Реуса. Кроме того, увидеть ее можно и в Национальном музее каталонского искусства в Барселоне, в отделе искусства модерна. Недавно данный дизайн был использован также и для тротуарной плитки мостовой проспекта Пассеч-де-Грасиа в Барселоне.

Центр Гауди, Реус, ИспанияМостовая с плиткой Гауди, Реус, Испания

Данная плитка была изготовлена известной барселонской фирмой Escofet для интерьеров особняка Ла-Педрера.

Дополнение: Антонио Гауди и Реус

Родословная Гауди, впечатления детства

Корни генеалогического древа Антонио Гауди-и-Корнета восходят к коммерсанту Жоану Гауди, который происходил из области Клермон-Ферран на юге центральной части Франции, в историческом регионе Окситания. (Тут уместно отметить, что между Окситанией и Каталонией уже в ту эпоху существовали сильные исторические и культурные связи; к тому же, каталанский язык очень похож на окситанский). Примерно в 1635 году Жоан Гауди переехал в Риудомс (Riudoms) (деревню, расположенную в 4 км от Реуса) и женился, положив начало каталонской ветви родословной Гауди.

Свидетельство о крещении Антонио Гауди; музей Гауди в Реусе

В отличие от этого далекого предка, большинство следующих поколений предков Антонии Гауди занимались не торговлей, а ремеслом — в основном это были котельщики (медники). Отец будущего архитектора, Франсиско Гауди, был владельцем загородной мастерской Мас-де-ла-Калдерера (Mas de la Calderera, «Медницкая усадьба») на окраине Риудомса, расположенной в двух часах ходьбы к юго-западу от Реуса. (Если верить некоторым биографиям и устной традиции Риудомса, то именно в этом небольшом доме родился Антонио Гауди; об этом говорит и памятная табличка на здании). Франсиско Гауди был женат на Антонии Корнет, также происходившей из династии котельщиков.

Мас-де-ла-Калдерера, мастерская отца Гауди в Риудомсе, Испания

В мастерской отца мальчик наблюдал за тем, как из плоских медных листов выковываются сложной формы сосуды, и учился мыслить в трех измерениях. Как говорил сам Гауди, уже будучи состоявшимся архитектором, «своим хорошим пространственным воображением я обязан тому, что я сын, внук и правнук котельщика». Он отмечал, что главное умение котельщика — создавать объем из плоского листа металла, а для этого нужно обладать умением видеть пространство. В мастерской отца Гауди приобрел начальные ремесленные навыки, научился работать с горном, ковать медь и гнуть железо.

Официальная мера зерна, XIX век; музей Гауди в Реусе

Кроме того, по словам Гауди, — патриота, гордившегося не только своей родословной, но и своим каталонским происхождением, — чувство пластики, хорошее понимание формы вообще свойственно всем уроженцам провинции Таррагона и района Баш-Камп (Baix Camp) в частности. Убежденный в превосходстве творческого духа Каталонии, Гауди утверждал: «Каталонцы наделены тем чувством пластичности, которое дает возможность восприятия объектов как единого целого, а также их относительного расположения. Море и средиземноморское освещение определяют это достойное восхищения качество».

Инструменты котельщика, XIX век; музей Гауди в Реусе

Слабый, болезненный ребёнок, Гауди рано открыл для себя мир фантазий, научился внимательно наблюдать и понимать язык природы. Это послужило основой для многих образов и идей молодого архитектора и дало ему твердое чувство родины (он на всю жизнь сохранил верность друзьям детства, да и помощники его в основном происходили из Реуса, Таррагоны и окрестностей; это служило для Гауди более чем достаточной рекомендацией). Рано начав проявлять интерес к архитектуре и археологии (особое впечатление на юного Гауди произвела поездка в Таррагону с ее многочисленными памятниками античности и средневековья), будущий зодчий учился чувствовать фактуру материала и понимать эмоциональное воздействие архитектуры.

Пейзажи и архитектура Гауди; музей Гауди в РеусеПейзажи и архитектура Гауди; музей Гауди в Реусе

Район Баш-Камп, где прошло детство Гауди, — это зажатая между горами и Средиземным морем низина, расположенная к югу от Барселоны, в окрестностях Реуса и Таррагоны. Эти места отличаются поразительной игрой света и разнообразием пейзажей. Что касается моря, то его Гауди считал «колыбелью искусства», а природу называл своим главным учителем. Играя в сухом русле реки Маспужольс, видя вершины гор, гуляя в окрестностях Мас-де-ла-Калдерера, юный Гауди на всю жизнь впитал красоту этих мест и понял, как важно иметь собственный дом (в 1876 году, потеряв брата и мать, Гауди писал о необходимости для каждого человека иметь свое родовое гнездо, «маленькое семейное государство»).

Отрочество: годы учения в Реусе и становление будущего архитектора

Детские и отроческие годы Антонио Гауди пришлись на бурную эпоху идеологической эволюции, политических конфликтов и социального кризиса. Нестабильность правительств королевы Изабеллы II привела к «славной революции» 1868 года, за которой последовали смутные времена с недолгим правлением Амадео I Савойского (1871-1873), убийством генерала Прима (1870), Первой испанской республикой (1873-1874) и реставрацией Бурбонов. В этой сложной обстановке проходило формирование личности Антонио Гауди и его друзей.

Колледж им. Сальвадора Виласеки, Реус, Испания

Отец Гауди всячески поощрял интерес своих детей к учебе, и только Реус мог дать то, что требовалось для их образования. Проучившись некоторое время в начальной школе, в 1863 году 11-летний Антонио Гауди поступил в среднюю школу, колледж Col•legi de les Escoles Pies, располагавшийся в здании бывшего францисканского монастыря (ныне это Institut Salvador Vilaseca).

Заявление о зачислении в школу Escoles Pies на 1863-64 гг; музей Гауди в Реусе

Его неразлучными друзьями стали Эдуардо Тода Гуэль (Eduard Toda i Güell) (1855-1941) (будущий дипломат, археолог и египтолог) и Хосе Рибера (Josep Ribera i Sans) (1852-1912) (будущий хирург). Их крепкая дружба сменила одиночество прежних лет. Теперь Гауди жил в Реусе, на улице Сан Висенс, и имел массу возможностей для разнообразных занятий. Здесь он наблюдал жизнь Реуса — провинциального, но достаточно крупного города, значимого торгового центра, сохранившего свою индивидуальность и космополитизм. Посещая церковь Сан Пере, подросток знакомился с величием каталонской готики. Несомненное влияние на его архитектурный вкус оказали и более поздние постройки, которыми он любовался в Реусе: например, часовня Мизерикордия и пышный дворец Бофаруля, который находился буквально за домом Гауди, так что мальчик имел возможность восхищаться этой постройкой даже по дороге в школу.

Лист вступительного экзамена Гауди, школа Escoles Pies; музей Гауди в РеусеЛист вступительного экзамена Гауди, школа Escoles Pies; музей Гауди в Реусе

Учеником Гауди был довольно посредственным. Единственным школьным предметом, с которым он справлялся блестяще, была геометрия. Все остальные отметки Гауди, в отличие от его ближайших друзей, были неважными. По воспоминаниям товарищей, Антонио больше всего ненавидел зубрежку, и ничто не утомляло его больше, чем бесконечное распевание кантат. Вот, например, список учеников Escoles Pies за 1863/64 учебный год: напротив фамилии Гауди указано, что он не выдержал экзамен (отметка «suspenso») по предмету «христианская доктрина и священная история». Рядом — документ о провале экзамена по арифметике (отметка «reprobado»).

Список учеников школы Escoles Pies; музей Гауди в РеусеОтметка об экзамене по арифметике в Escoles Pies; музей Гауди в Реусе

Гауди и его верные товарищи совершали познавательные вылазки за пределы города, строили планы на будущее, клялись в вечной дружбе... Три друга выпустили более десятка номеров рукописного журнала «Арлекин» (El Arlequín), в котором Антонио Гауди был художественным редактором и главным иллюстратором (сохранившиеся экземпляры этого журнала можно увидеть в музее Гауди в Реусе). Гауди рисовал декорации и реквизит для школьных спектаклей.

Обложки журналов «Арлекин»; музей Гауди в Реусе

Вместе мальчики исследовали окрестные деревни и искали новые места для археологических раскопок. Главной из этих поездок стало посещение развалин цистерцианского монастыря Поблет (Poblet), где они побывали предположительно летом 1867 года. От того периода сохранилось несколько ценных документов, включая рисунки, эссе, цветной план монастыря и напыщенный поэтический панегирик Эдуардо Тоды, а также эмблема Поблета, нарисованная, вероятно, самим Гауди. Также сохранился первоначальный план работ: романтично настроенные мальчики поставили перед собой амбициозную задачу отреставрировать заброшенный монастырь. Для Гауди этот проект стал первой архитектурной лабораторией.

Эмблема монастыря Поблет, рисунок Гауди, и план Поблета, рисунок Эдуардо Тоды; музей Гауди в Реусе

Юные предприниматели разработали настоящий бизнес-план, направленный на комплексное туристическое развитие монастыря. Было детально продумано распределение обязанностей между друзьями. На Гауди возлагалась собственно архитектурная часть работ: предполагалось, что он восстановит стены, укрепит своды, построит новую крышу разрушенного монастыря. Этот опыт, пусть и чисто теоретический, был бесценен для становления будущего архитектора. Любопытно, что впоследствии планы мальчиков действительно реализовались: в 1930-х годах Эдуардо Тода написал задуманную им еще в детские годы книгу о Поблете и возглавил фонд восстановления монастыря.

Взрослая жизнь и связи с Реусом

Большинство хранящихся в музее Гауди в Реусе документов, разумеется, относятся к его деятельности в качестве архитектора.

Заявление Гауди о зачислении на ряд курсов факультета точных наук в Барселоне (1869)

Осенью 1868 года Антонио Гауди уехал из Реуса в Барселону, где он сначала оканчивал среднее образование, а затем обучался в университете на факультете точных наук, готовясь к поступлению в Высшую школу архитектуры, куда был зачислен осенью 1874 года.

Обращение Гауди к руководству университета Барселоны с просьбой о более позднем зачислении на 1869-70 учебный год

Начался новый этап обучения и первых архитектурных опытов (1873-1878), когда Гауди совмещал учебу с практической работой. Мастерство юного Гауди постоянно росло, и у него появлялось всё больше возможностей проявить свои таланты. Примером тому является премия, присвоенная в 1899 году одной из первых построек Гауди — дому Кальвет. Во время обучения в Барселоне Гауди периодически наведывался в Реус, хотя и не мог приезжать сюда достаточно часто из-за того, что подрабатывал ассистентом у архитектора Жузепа Фонтсере, помогая ему с проектированием барселонского парка Цитадели, а также у других мастеров. После смерти брата и матери (1876), переезда отца в Барселону и продажи материнского дома (1878) Антонио и вовсе стал бывать в Реусе крайне редко.

Антонио Гауди в молодости, фотография

Связь Гауди с Реусом могла получить продолжение в XX веке, однако обстоятельства сложились иначе: разработанный Антонио Гауди проект (1903) нового фасада храма Мизерикордия (Марии Милосердной) в Реусе так и не был реализован. Сохранился лишь карандашный эскиз, который дает представление об этом проекте.

Антонио Гауди, проект фасада часовни Мизерикордия в РеусеАнтонио Гауди, проект фасада часовни Мизерикордия в Реусе

Известно также, что Гауди участвовал в паломничестве к святилищу Мизерикордия, которое проходило в Реусе в апреле 1900 года. По этому случаю архитектор даже разработал эскиз знамени-хоругви (El pendón de la Misericòrdia) из тисненой кожи с декоративными деталями из металла. Штандарт несла группа проживавших в Барселоне уроженцев Реуса, насчитывавшая около 200 человек.

Антонио Гауди, знамя для паломничества 1900 года

Несмотря ни на что, связи Гауди с Реусом не были разорваны, тем более что ряд крупных клиентов архитектора, а также многие его помощники и коллеги также были родом из этого города и его окрестностей.

Практическая информация для туристов о Центре Гауди в Реусе

Музей Гауди разместился в современном здании на Рыночной площади (Plaça del Mercadal), в самом центре Реуса (местоположение музея обозначено на карте Реуса цифрой 1 в зелёном кружке с лучиками и крупной буквой i («Информация»)). Помимо музейных залов общей площадью 1200 кв.м., в здании находится Офис туристической информации Реуса, сувенирный магазин и ресторан.

Центр (музей) Гауди, Реус, Испания

Входные билеты в музей для взрослых и детей старше 14 лет стоят 7 евро, для детей от 7 до 13 лет и посетителей старше 64 лет — 4 евро; дети младше 7 лет посещают музей бесплатно. Продолжительность осмотра составляет примерно час - полтора.

Аудиогиды входят в стоимость билета (имеются аудиогиды на каталонском, кастильском, английском, русском, французском и немецком языках). Качество аудиогида порадовало в том плане, что текст грамотный, переведен качественно, произносится с четкой дикцией и на хорошем русском языке. В то же время есть некоторые технические нюансы, которые кому-то, может быть, даже придутся по вкусу. Дело в том, что аудиогид автоматически реагирует на приближение к тому или иному экспонату и включает нужную запись. Но пульт нельзя поставить на паузу, поэтому, если ты вдруг вышел из радиуса действия датчика, аудиозапись может начаться заново. Регулировка громкости также не предусмотрена.

Часы работы музея Гауди в Реусе: с 1 января по 14 июня и с 16 сентября по 31 декабря музей открыт с 10:00 до 14:00 и с 16:00 до 19:00 по будним дням и с 11:00 до 14:00 по воскресеньям и праздникам. С 15 июня по 15 сентября музей открыт с 10:00 до 20:00 по будним дням и с 11:00 до 14:00 по воскресеньям и праздникам. Музей закрыт 25 и 26 декабря, 1 и 6 января.

Фотографировать и снимать на видео в музее разрешается!

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы также можете бесплатно скачать туристическую карту Реуса. Это подробный план города, с названиями всех улиц и указанием всех основных достопримечательностей. Чтобы загрузить план Реуса, щелкните на миниатюру карты внизу или перейдите по ссылке. Внимание: карта в полном размере занимает 1,04 Мб (2000 x 1876 пикселей). Розовым пунктиром проложен пешеходный маршрут по Старому городу, рекомендуемый Офисом туристической информации Реуса. Основные достопримечательности (церкви, музеи, красивые здания, фонтаны, памятники) обозначены красными кружками с цифрами, это и есть собственно туристические объекты.

Карта Реуса, Испания

♦♦♦♦♦♦♦

Наши статьи о памятниках, храмах и других достопримечательностях в Реусе:

- Что посмотреть в Реусе. Путь модерна (маршрут модернизма) и другие достопримечательности

- Достопримечательности Реуса: церковь св. Петра (Сант-Пере) (собор в Реусе)

- Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера

- Достопримечательности Реуса: памятник генералу Приму (и истории из жизни генерала)

- Достопримечательности Реуса: особняк Каса Навас (дом Наваса)

- Достопримечательности Реуса: храм Девы Марии Милосердной (Мадонны Мизерикордия)

♦♦♦♦♦♦♦

Полезные ссылки:

Бюро туристической информации Реуса: turisme.reus.cat

Город Реус: основная информация и советы для туристов: mishanita.ru/2010/12/28/7121

Официальный сайт центра Гауди в Реусе: gaudicentre.cat

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура (в том числе в Испании), то рекомендуем вам также другие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Достопримечательности Реуса. Экскурсия в Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн: интерьеры и архитектура Доменеч-и-Монтанера

- Постройки Гауди в Барселоне. Дом Висенса: история, архитектура, интерьер

- Прогулка по Барселоне. Каталонский модерн и не только. Каса Висенс, парк Гуэль, усадьба Гуэля, памятник Антонио Гауди

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1) Официальный сайт центра Гауди в Реусе

2) Мастерская Франсиско Гауди в Риудомсе, Мас-де-ла-Калдерера

3) Гауди — тореадор искусства. Биография. Авт.: Гиз Ван Хенсберген (пер. с англ. Гольдберга Ю.).

4) Гауди и Реус

5) Храм Саграда Фамилиа

6) Дизайн Гауди

7) Неизвестная скамья Гауди

8) Неизвестные факты о творчестве Гауди: сенсационные открытия

9) Понимание творчества Гауди: дидактические материалы

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



11 комментариев к заметке

  1. Елена пишет:

    В прошлом году, отдыхая в Салоу, случайно познакомились с очаровательной женщиной, зовут ее Галя Панкова. Она родом из Болгарии, но очень прилично говорит по-русски. Оказалось, что она работает гидом. Мы провели с ней 2 дня — эти дни были самыми интересными во всей нашей двухнедельной поездке. Она нам показала и рассказала кучу интересного в Таррагоне и Реусе. А в этом году с ней встречалась моя подруга, оказывается Галя еще водит экскурсии в институте Пере Мата и центре Гауди! Всем рекомендую от души.

  2. Foxy пишет:

    Елена, спасибо!
    Мы заочно знакомы с Галей, тоже родом из Болгарии, которая с некоторых пор активно помогает нам с информацией о Каталонии и пишет на нашем форуме по Коста-Дорада: http://www.mishanita.ru/forum/viewforum.php?f=12
    Очень милая, приятная и отзывчивая женщина! Не знаю, она это или нет:). Вроде бы, фамилия у нее другая.

  3. Foxy пишет:

    Елена, выяснилось, что Галя, с которой мы познакомились через наш сайт, — та самая, о которой пишете и Вы, она действительно периодически занимается проведением экскурсий по Реусу, а в прошлом году и по Таррагоне.

  4. Елена пишет:

    Это та самая Галя! Она изумительный душевный человек, а фамилия у нее еще и девичья есть — Гюмлиева.

  5. Влада99 пишет:

    добрый день! Вновь возвращаюсь на ваш сайт. Хотелось бы сказать большое спасибо за помощь в поездке в Страсбург, очень помогли ваши комментарии. На лето запланирована поездка в Испанию на Коста-Дорада. Есть вопросы по Реусу. Прочитала, что в Реусе в центре Гауди можно получить возврат НДС. Нужно ли после покупок ехать в аэропорт, чтобы получить штамп таможни или это необязательно? Какова процедура получения возврата?
    И еще вопрос по Таррагоне. Мелькнула информация, что по билетам Порт Авентура, можно получить скидки в музеи Таррагоны. Так ли это?

  6. Foxy пишет:

    Добрый день!
    В одном из комментариев наших посетителей (http://www.mishanita.ru/2010/10/04/6961/#comment-8447) сказано, что музеи Таррагоны действительно можно посещать бесплатно по билетам Порт Авентуры.

    Теперь насчет такс-фри. По моей информации в музее Гауди (Центре Гауди) можно получить деньги, но для этого требуется предъявить паспорт и банковскую карту (даже если покупка оплачивалась наличными).

    Затем в аэропорту нужно будет обязательно поставить штамп и опустить конверт с проштампованным чеком в желтый почтовый ящик там же в аэропорту. В противном случае с вашей карты спишут полученную вами в качестве возврата сумму, и никакой выгоды не получится)).

    Нюанс еще в том, что возврат в Центре Гауди, кажется, осуществятся не по любым чекам такс-фри, а только по чекам системы Innova Tax Free (но не Global Blue).

  7. Мария пишет:

    Спасибо огромное за ваш отзыв, будто вновь побывала в этом замечательном музее! Хотелось отметить, что фотографировать и снимать на камеру уже можно было этим летом 2014 года! И не подскажете, как связаться с Галиной-гидом по Реусу?)

  8. Foxy пишет:

    Добрый день! По поводу фотографий — в музее Гауди всегда было можно фотографировать и снимать на камеру, так что ничего не изменилось)). У меня же в заметке прямо так и сказано: «Фотографировать и снимать на видео в музее _разрешается_!»

    Что касается Гали, то я не уверена, что она сейчас работает в туристической отрасли, но связаться с ней Вы, безусловно, можете. Одно общение с ней — большое удовольствие)). Я выслала Вам ее адрес по электронной почте.

  9. наталия пишет:

    Добрый день.

    Изучаю Ваш замечательный, очень информативный сайт по Реусу. Спасибо большое. Собираемся в Салоу на эти майские праздники, но, к сожалению, муж будет работать (совещание) с 5 по 7 мая, а я если будет прохладно, собираюсь поехать в Реус. Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность связаться с Галиной. Я бы хотела попросить ее провести экскурсию по Реусу для меня.

    Заранее благодарю.
    С уважением.
    Наталия

  10. Foxy пишет:

    Здравствуйте!
    Спасибо за отзыв о сайте)). Выслала Вам адрес Гали по почте.

  11. наталия пишет:

    Спасибо большое.

    С уважением,
    Наталия