Особняк М. В. Штифтера на Моховой улице, 15 (Санкт-Петербургский Дом национальностей)

Четырехэтажный особняк банкира Маврикия Штифтера на Моховой улице построен в 1913-1914 гг. в стиле модерн малоизвестным, но талантливым польским архитектором Л. Хойновским (1880-1915) и является его единственной заметной постройкой в Петербурге. Несмотря на катаклизмы истории, это историческое здание в центре Петербурга очень неплохо сохранилось, причем уцелел не только фасад, но и значительная часть оригинальных интерьеров, оформлением которых тоже занимался Хойновский.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Побывав в этом особняке, можно увидеть великолепную мраморную лестницу с изысканной решеткой и старинным лифтом, парадные залы и гостиные с впечатляющими аутентичными люстрами, потрясающими мраморными каминами, стильной бронзовой фурнитурой и прочими элементами уникальной отделки начала ХХ века. К тому же, экскурсия по особняку Штифтера — это возможность не только полюбоваться подлинными интерьерами петербургского особняка, но и узнать интересные сведения об архитекторе дома и судьбе его прежних владельцев. В этой заметке мы поговорим об истории участка, занимаемого домом № 15 по Моховой улице, а также об архитектуре и интерьерах этого интересного здания эпохи модерна.

Особняк М. В. Штифтера: архитектура и интерьеры здания

Выполненные архитектором Хойновским проектные рисунки фасада особняка Штифтера [1] практически полностью соответствуют сегодняшнему облику дома.

Особняк М. В. Штифтера, проект фасада

Достаточно строгий фасад облицован плитами серого камня. В соответствии с эстетикой стиля модерн, фасад асимметричен и прорезан окнами разной формы. Парадная левая часть здания выделена лопатками и увенчана полукруглым фронтоном с овальным окном «бычий глаз». В правой части дом завершается небольшой балюстрадой.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Фасад довольно скромно отделан скульптурным декором. Картуш в верхней части некогда украшала буква «S» — начальная буква фамилии владельцев в латинском написании. Это одна из немногих утраченных деталей. В целом фасад здания очень хорошо сохранился.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

При входе в дом полюбуемся изящной решеткой парадной лестницы. В узоре этой решетки также использована буква «S», напоминающая о фамилии владельцев особняка.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Плавные извилистые линии решетки характерны для стиля модерн, или ар-нуво.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Великолепную решетку старинного лифта также украшает вензель Шифтера. Резная кабина лифта выполнена из красного дерева и рассчитана на двух человек. Любопытно, что этот красивый лифт, настоящее произведение искусства, так никогда и не использовался по прямому назначению.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Как раз когда лифт планировалось запустить в эксплуатацию, началась революция. Лифт был заколочен и в итоге так не поднялся ни на один из четырех этажей особняка. Сегодня кабина лифта по-прежнему закрыта на замок, сотрудники местных организаций хранят в ней хозяйственные принадлежности. Средств на реставрацию лифта пока найти не удается.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В узоре решетки лифта опять-таки угадывается вензель Штифтера, латинская буква «S».

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Вид с лестницы во внутренний двор:

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Поднимемся по мраморной винтовой лестнице и начнем осмотр интерьеров особняка с залов третьего этажа. Все помещения дома оформлены очень гармонично, в едином стиле, как с элементами модерна, так и с некоторым намеком на классицизм и даже рококо. В небольшом входном помещении, именуемом аванзалом, стоит обратить внимание на потолочную лепную розетку в виде венка с лентами, обрамляющую своеобразный световой плафон. Этот плафон — с секретом: одновременно он является панелью в полу четвертого этажа; этот люк мог открываться, и тогда в помещение проникал естественный свет через световой фонарь в перекрытиях верхнего этажа.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Также в этом вестибюле сохранились украшенные лепниной карнизы над дверьми и лепной фриз. Стены помещения оформлены филёнками — углублениями в рамах со скульптурным оформлением.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Из этого фойе проходим в самый большой и пышный зал третьего этажа — Колонный зал. Стены помещения богато декорированы лепниной тонкого узора. Полихромный потолок украшает изящная розетка и лепные узоры по углам.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Особенно впечатляет подлинная люстра с фарфоровыми элементами.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В верхней части стен Колонного зала сохранился карниз, а также интересный лепной фриз из разнообразных растительных орнаментов, масок и небольших раковин.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Узоры наборного паркета повторяют по композиции декор потолка: центральное панно пола соответствует потолочной розетке, а угловые элементы «отзеркаливают» соответствующие лепные детали плафона.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В настоящее время Колонный зал используется для проведения различных торжеств, официальных приемов, собраний, концертов и презентаций.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Отдельная тема — хорошо сохранившаяся фурнитура в стиле модерн, созданная по рисункам архитектора Хойновского. Такие нехитрые детали, как латунные дверные ручки, петли, замки, выполнены с большим вкусом и мастерством. В соответствии с принципами эпохи модерна, архитектор уделял внимание каждой мелочи и заботился о целостности своего творения. Примером такого грамотного синтетического подхода являются также вентиляционные и радиаторные решетки, которые настолько умело и стильно оформлены, что являются неотъемлемой частью интерьера. Так, в Колонном зале можно увидеть изящные решетки радиаторов. Решетки украшает уже знакомый нам вензель банкира Штифтера. Подоконники в помещении выполнены из мрамора.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Зал делится на две части небольшой колоннадой с бронзовыми капителями композитного ордера. По бокам колоннаду обрамляют пилястры. Вторая часть помещения совсем невелика по размеру. Наверх ведет деревянная лестница с красивыми балясинами оригинальной формы (не исключено, что Хойновский подсмотрел ее во время своих поездок по старинным памятникам польского зодчества). Стены оформлены филёнками.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Эта часть Колонного зала продолжается наверх до четвертого этажа, так что отсюда можно рассмотреть кессонированный потолок с разнообразными кессонами, заполненными лепным орнаментом.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Из Колонного зала попадаем в Розовую гостиную. Стены этого помещения оформлены зеркалами и филёнками. Стены оштукатурены и частично окрашены в розовый цвет, отсюда и название комнаты (хотя обычно подобные названия давались по оттенку штофа, которым затягивались стены, так что данное название достаточно условно).

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Подоконники выполнены из мрамора. Одна из дверей открывается во внутренний стенной шкафчик, а вторая ведет в парадную анфиладу.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В гостиной также сохранилась потолочная розетка и люстра из бронзы.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Как и в других помещениях особняка Штифтера, в Розовой гостиной сохранился замечательный камин. Он выполнен из белого мрамора и украшен скульптурным орнаментом в виде изящного букета. Также стоит обратить внимание на стильную фурнитуру дверей.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Далее нас ждет прелестная Зелёная гостиная с очаровательным камином, который служит главным украшением комнаты. Этот камин из белого мрамора декорирован фигурками путти и полукариатид.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Композицию камина сравнивают с порталами парижских домов в стиле ар-нуво (особенно с постройками Жюля Лавиротта). Надкаминное зеркало привлекает изящным обрамлением.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В Зелёной гостиной сохранился нарядный лепной плафон с растительным орнаментом и потрясающая люстра, сделанная из бронзы.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Люстра украшена масками и фигурками драконов. Стены помещения оформлены филёнками.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Над шкафом, относящимся уже к современной эпохе, сохранилась лепная композиция в виде картуша и двух фигурок драконов по бокам.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Также в этом помещении стоит обратить внимание на хитроумно замаскированные вентиляционные решетки, «встроенные» в золоченый лепной фриз.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Не будем забывать, что когда особняк создавался, здесь всё было продумано по последнему слову техники: водопровод, телефон, вентиляция, отопительная система, канализация, лифт и т.п.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Затем проходим в Гобеленовую гостиную, стены которой, как ясно из названия, обтянуты гобеленом. Подоконники и оконные рамы, двери и карнизы над дверьми — все эти элементы выполнены из дуба. Также сохранились калориферные решетки. Нижняя часть стен выкрашена под красное дерево.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Обтягивающий стены гобелен — не подлинный, это современная работа.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Особый интерес в этом зале представляет звездчатый полотокс небольшими изящными шишечками на пересечении рёбер. Форма шишечек перекликается с формой старинной люстры, выполненной из бронзы.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Главным украшением комнаты служит огромный уникальный камин из итальянской яшмы коричневого цвета с белыми и розовыми прожилками. Топка камина напоминает портал и декорирована узорными чугунными элементами. Перед камином сохранилась плита, также выполненная из яшмы. Камин украшен панно с барельефом на библейский сюжет. В настоящее время Гобеленовая гостиная используется для проведения круглых столов, пресс-конференций, совещаний, выставок и других мероприятий.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

После осмотра помещений третьего этажа поднимемся на четвертый этаж, где сохранилось не так уж много оригинальных интерьеров. Здесь можно увидеть обшитый деревянными панелями вестибюль (аванзал) с тем самым световым фонарем в потолке и открывающейся панелью в полу, а также подлинным чугунным элементом (батареей), какими раньше обогревался этот дом. Было интересно узнать, что этот элемент сегодня включен в систему отопления и исправно работает.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Далее можно пройти по коридору со стеклянным потолком и увидеть кессонированный потолок, фрагмент которого мы уже видели с третьего этажа, из узкой части Колонного зала. Также на четвертом этаже можно увидеть небольшое помещение с красивой люстрой.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Спустимся теперь на второй этаж. В вестибюле (аванзале) можно увидеть подлинную люстру и красивый камин с надкаминным зеркалом. Вообще второй этаж особняка исторически выполнял, скажем так, общественную функцию: здесь располагалось множество комнат для проведения приемов и различных мероприятий. В этом смысле назначение помещений не слишком изменилось.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Затем попадаем в большой Танцевальный зал (он же концертный зал). В этом помещении сохранились подлинные бра на стенах и люстры. Строго говоря, в прежние времена это были два отдельных помещения, но позднее их объединили в один просторный зал, хотя каждая половина по-прежнему имеет свои особенности отделки. Поскольку в зале и вокруг него проходила подготовка к концерту, фотографировать тут было во всех смыслах не очень удобно.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В первой половине зала сохранился деревянный кессонированный потолок с подлинной старинной люстрой. Подоконники выполнены из яшмы. Также в зале сохранились оригинальные калориферные решетки. Кроме того, здесь можно увидеть красивый камин из серого мрамора, декорированный изящной вставкой из черного мрамора. На камине красуется ваза с сухим букетом, что совсем не портит общую картину.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Особенно интересна вторая половина Танцевального зала — та его половина, где сейчас находится сцена (в наше время зал используется, в частности, для проведения концертов различных фольклорных коллективов). Иногда эту часть помещения называют Греческим залом, поскольку потолок зала оживляют панно на античные сюжеты: образы кентавров и танцующих девушек.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Стильный камин украшает рельефная вставка с изображением сцены похищения Европы.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Соседний Восточный зал (Мавританская гостиная) сильно отличается по характеру оформления от других помещений особняка. Стены здесь выкрашены в зелёный цвет, расписаны и украшены лепниной.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В центре потолка помещается яркая расписная розетка и добротная бронзовая люстра в восточном стиле. Сегодня в этом помещении часто проходят выставки.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Перед выходом посмотрим еще вестибюль а первом этаже. Главным украшением этого небольшого помещения является мраморный камин с зеркалом, лепная потолочная розетка с люстрой, а также изящные лепные сектора, разделяющие потолок на ряд криволинейных сегментов.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Пройдя от вестибюля дальше по коридору, оказываемся уже у выхода.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Напоследок полюбуемся бронзовыми ручками и извилистыми модерновыми формами остекленных створок и тимпана дверей.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

На этом наше путешествие по особняку Штифтера завершено. Предлагаю посмотреть еще несколько фотографий старинной фурнитуры:

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Особняк М. В. Штифтера: история участка и дома на Моховой улице

История участка, где расположен нынешний дом по адресу Моховая, 15, началась уже в XVIII веке. Одним из первых хозяев участка был петербургский архитектор И. И. Сляднев, ученик и помощник М. Г. Земцова (в этом качестве Сляднев, в частности, участвовал в строительстве Аничкова дворца). Данный участок на Моховой улице Сляднев приобрел в 1748 году (в то время тут находился дом покойного дворцового медовара Ивана Васильева). Впоследствии двор неоднократно менял владельцев. С конца XVIII века располагавшийся здесь деревянный дом принадлежал серебряных дел мастеру Бархамену, потом купцу Родионову. В 1840-х годах на участке уже стоял трехэтажный каменный дом купчихи Котоминой, а в 1870-х участком владела семья почетного гражданина А.И. Якунчикова, для которого по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены трехэтажные дворовые флигели. В 1882 году дом приобрел князь Платон Сергеевич Оболенский (1850-1913), офицер Кавалергардского полка. После его развода с женой, М.К. Нарышкиной, в 1898 году, дом был продан представителю богатой купеческой семьи Владимиру Семеновичу Голенищеву (1856-1947). Этот выдающийся ученый-востоковед, коллекционер и основатель русской египтологии впервые перевел и опубликовал древнеегипетские папирусы из собрания Эрмитажа, совершил множество поездок в Египет, собрал ценную коллекцию египетских предметов. В 1910 году В.С. Голенищев из-за болезни жены переехал за границу, во Францию.

Перед отъездом из России В.С. Голенищев продал свой дом жене банкира М.В. Штифтера, и в 19130-1914 гг. годах здание было перестроено для новой хозяйки архитектором Л. Л. Хойновским. Тогда-то и появился четырехэтажный особняк в стиле модерн, внешний облик которого без особых потерь дошел до наших дней. Четыре этажа дома были соединены мраморной винтовой лестницей. На этажах располагались гостиные, залы, кабинеты, библиотека, гостиные и спальни, комнаты для прислуги.

Внутренняя отделка дома Штифтера, фотографии 1916 года [1]:

Особняк М. В. Штифтера в 1916 году, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера в 1916 году, Санкт-Петербург

Хозяин особняка, Маврикий Валентинович Штифтер, был владельцем крупного банкирского дома «Маврикий Нелькен» и председателем Сестрорецкого теннисного клуба. Его жена, Стефания Бернгардовна, значилась владелицей дома на Моховой улице до 1918 года.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Эта семья была связана родственными узами с крупнейшими банкирскими домами России. Банкирская контора «Маврикий Нелькен» была основана в 1863 году. Первоначально она принадлежала купчихе Г.К. Кафталь, а затем ее сыну. В 1890 году контора была преобразована в банкирский дом. В 1908 году банкирский дом был переоформлен на Якова Моисеевича Берлина и Маврикия Валентиновича Штифтера (тут сыграли роль родственные связи: Я.М. Бердин был женат на Е.М. Нелькен, дочери основателя банкирской конторы). Маврикий Валентинович Штифтер женился на дочери банкира Кафталя, Стефании Бернгардовне Кафтель. В это же время появился второй банкирский дом, «Кафталь, Гандельман и Ко» (первый банкирский дом разделился на два).

Решетка парадной лестницы в доме Штифтера, фотография 1916 года [1]:

Особняк М. В. Штифтера в 1916 году, Санкт-Петербург

Банкирский дом «Маврикий Нелькен» некоторое время находился на Невском пр., 52 (на углу с Садовой — см. ниже старинное фото начала XX века), а затем переехал на Невский пр., 22. Он участвовал в операциях с крупнейшими торговыми и транспортными компаниями. Оба банкирских дома, «Маврикий Нелькен» и «Кафталь, Гандельман и Ко», владели крупными пакетами акций Ленского золотопромышленного товарищества. В 1917 году банкирский дом был преобразован в Петроградский банк, и его правление возглавил Я.М. Берлин, вскоре, впрочем, эмигрировавший во Францию. В эмиграции Я.М. Берлин стал членом совета Русского торгово-промышленного и финансового союза.

Дом на Невском, 52 (доходный дом Шредера), в котором располагалась контора банкирского дома Штифтера, фотография начала XX века (обратите внимание на вывеску «Маврикий Нелькен» в левой части фасада) [9]:

Дом на Невском, 52, Санкт-Петербург

Маврикий Валентинович Штифтер стал совладельцем банкирского дома «Маврикий Нелькен» в 1908 году, еще в достаточно молодом возрасте, будучи студентом Варшавского университета. Затем он становится кандидатом прав, председателеи правления акционерного общества петроградских ломбардных учреждений, а с 1917 года — действительным членом фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, вошел в совет этого отдела (наряду с 11 крупнейшими финансистами). Кроме того, Штифтер был почетным членом Сестрорецкого клуба лаун-тенниса и казначеем Всероссийского союза лаун-теннис клубов. Тут стоит отметить, что лаун-теннис был спортом, который приобрел в то время особую популярность в российских аристократических кругах.

После революции Штифтеры лишились собственности. Супруги покинули Петербург, уехав во Францию. Особняк на Моховой некоторое время стоял бесхозным и постепенно разрушался. В 1918 году здание было национализировано, и его занял эстонский Пролеткульт, а затем Центральный эстонский клуб (Эстонский пролетарский Дом просвещения). В 1923 году дом с флигелями был передан Институту экспериментальной ветеринарии, который работал здесь более 30 лет. Научные учреждения ветеринарии также проводили восстановление и реставрацию здания после Великой Отечественной войны.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В 1958 году дом был передан Ленинградскому отделению Союза журналистов, и здесь был устроен Дом журналиста. В 1972 году, после того как Союз журналистов переехал на Невский проспект (дом № 70), в здании на Моховой разместились Ленконцерт и Росконцерт. Эти организации являлись хранителями ценной коллекции предметов и документов по истории отечественного театра и эстрады, собиравшейся эстрадным режиссером Г.М. Полячеком. В коллекции, которая сегодня находится в Театральной библиотеке, имелись афиши, ноты, музыкальные инструменты, костюмы, фотографии и письма Л. Утесова, А. Райкина, К. Шульженко и других известных артистов.

С 1998 года в особняке располагается Союз концертных деятелей России (он занимает несколько помещений четвертого этажа). Кроме того, в настоящее время здание занимает Международный благотворительный фонд имени академика Д. С. Лихачева, созданный в 2003 году на основе российского отделения Фонда Сороса (эта международная благотворительная организация размещалась на первом этаже особняка уже с начала 1990-х годов). Но основным учреждением, действующим в особняке Штифтера, является основанный в 2005 году «Санкт-Петербургский Дом национальностей». Эта организация занимает основную часть здания — два верхних этажа. Дом национальностей проводит различные мероприятия, способствующие воспитанию межэтнической толерантности и расширению взаимосвязей между представителями разных культур. В частности, в историческом здании на Моховой улице, 15, проводятся конференции, круглые столы, семинары, выставки, лекции, концерты, а также мастер-классы, фестивали и традиционные национальные праздники. Особое место в программе ежегодных мероприятий занимает Международный день толерантности (16 ноября), когда любой желающий может свободно посетить петербургский Дом национальностей на Моховой, 15, присоединившись к бесплатной экскурсии по особянку и посетив различные выставки.

Об архитекторе Л. Л. Хойновском

Архитектор Людомир Людомирович Хойновский (Людомир-Флавиан Хойновский) родился в 1880 году. С 1899 года учился в Академии художеств, которую окончил в 1909 году. В Санкт-Петербурге известно лишь две постройки Хойновского: собственно особняк Штифтера на Моховой, 15, и доходный дом на Заозерной улице, 8. В архивах сохранился ряд проектов архитектора Хойновского, а также разнообразные зарисовки, в том числе и сделанные в 1903 году, когда зодчий обследовал памятники старины Царства Польского.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-ПетербургОсобняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

Судьба архитектора Хойновского трагична. 27 декабря 1915 года в Павловском парке он покончил с собой, застрелившись из револьвера. Что привело его к этому решению, неизвестно. Была найдена посмертная записка, но она не прояснила, какие именно мотивы подтолкнули архитектора к самоубийству. Возможно, причиной стала сложная общественно-политическая обстановка в землях Царства Польского, которые в то время были поделены между Россией, Германией и Австро-Венгрией, и шла борьба за национальную независимость. В Польше царили голод и безработица. С началом Первой мировой войны Россия потерпела ряд поражений и была вынуждена покинуть эти земли, при этом были эвакуированы некоторые предприятия вместе с рабочими. Земли Царства Польского оказались под властью Германии и Австро-Венгрии. Продолжалось угнетение населения, запрещалось преподавание на польском языке и изучение польской литературы. Из Польши вывозится продовольствие и оборудование (даже цинковые трубы органа Варшавской филармонии). Не исключено, что всё это повлияло на решение Хойновского уйти из жизни. Архитектор Лялевич, который некоторое время имел возможность наблюдать за работой и настроением своего коллеги, в своей статье, появившейся после смерти Хойновского, пишет, что светлая искренняя «натура, сотканная романтической польской литературой», не могла мириться с реалиями жестокой жизни, и это обернулось ужасной развязкой.

Проект решетки для лифта в доме Штифтера [1]:

Особняк М. В. Штифтера, проект решетки лифта

В память о покойном товарище Общество архитекторов-художников провело в годовщину его смерти заседание и выставку его проектов и архитектурных зарисовок. Там же был представлен автопортрет Хойновского, единственное сохранившееся изображение зодчего и художника. Сохранились авторские рисунки фасада и деталей особняка Штифтера (камины, двери, решетки лестницы).

Экскурсии в особняк М. В. Штифтера: как и когда можно посетить особняк

Бесплатные экскурсии по особняку Штифтера на Моховой, 15, проводятся для всех желающих ежегодно в День толерантности, 16 ноября (день открытых дверей в Доме национальностей). Однако этих самых желающих на бесплатную экскурсию набирается довольно много, и осмотр проходит не особенно комфортно из-за скопления народа и шума. Обилие разнообразных выставочных предметов, суета и столпотворение — всё это мешает восприятию и не позволяет рассмотреть и сфотографировать интересные детали интерьеров.

Особняк М. В. Штифтера, Санкт-Петербург

В особняке Штифтера также можно побывать самостоятельно во время одного из многочисленных мероприятий (выставок, концертов и т.п.), которые часто проводятся в Доме национальностей. С программой ближайших мероприятий можно ознакомиться на сайте этой организации: spbdn.ru.

Кроме того, платные экскурсии по особняку Штифтера регулярно проводят некоторые петербургские туристические фирмы, в первую очередь фирма «ВТ-Сервис» и экскурсионное бюро «Прогулки по Петербургу». Во время этих экскурсий гид расскажет вам об истории участка и дома, об архитекторе особняка и судьбах его прежних владельцев. Также вы сможете полюбоваться прекрасными парадными залами и уютными гостиными с подлинными каминами, люстрами, лепниной и прочими деталям отделки начала XX века. В частности, вы обязательно посетите Гобеленовую, Розовую и Зелёную гостиную, а также нарядный Колонный зал. Для пенсионеров и школьников предусмотрены скидки.

Где находится особняк М. В. Штифтера (Санкт-Петербургский Дом национальностей)

Особняк М. В. Штифтера (Дом национальностей) находится по адресу Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 15. Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут.

♦♦♦♦♦♦♦

Если вас интересует архитектура модерна (ар-нуво, югендштиля) в разных странах Европы, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):

- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге

- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште

- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре

- Финский модерн в Выборге

- Финский национальный романтизм (модерн) и заметки о финском модерне в Хельсинки

- Дворец Гуэля в Барселоне

- Дом Висенса в Барселоне

- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура

- Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн

- Особняк Каса Навас (дом Наваса) в Реусе

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Дубин А. С., Бройтман Л. И. Моховая улица. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004

2. Особняк М. В. Штифтера на Моховой улице, 15, описание и фотографии на сайте citywalls

3. Моховая улица в Санкт-Петербурге, статья в Википедии

4. Экскурсия по особняку Штифтера на Моховой улице: фотографии и описания интерьеров дома

5. История дома на Моховой, 15 (Дом национальностей)

6. Старинные лифты в особняках Санкт-Петербурга

7. Банкирские дома в России 1860-1914 гг.

8. Фотографии лестницы в особняке Штифтера

9. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. — Москва - Санкт-Петербург, ЦЕНТРПОЛИГРАФ, МиМ-Дельта, 2004

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)