Четырехэтажный особняк банкира Маврикия Штифтера на Моховой улице построен в 1913-1914 гг. в стиле модерн малоизвестным, но талантливым польским архитектором Л. Хойновским (1880-1915) и является его единственной заметной постройкой в Петербурге. Несмотря на катаклизмы истории, это историческое здание в центре Петербурга очень неплохо сохранилось, причем уцелел не только фасад, но и значительная часть оригинальных интерьеров, оформлением которых тоже занимался Хойновский.
Побывав в этом особняке, можно увидеть великолепную мраморную лестницу с изысканной решеткой и старинным лифтом, парадные залы и гостиные с впечатляющими аутентичными люстрами, потрясающими мраморными каминами, стильной бронзовой фурнитурой и прочими элементами уникальной отделки начала ХХ века. К тому же, экскурсия по особняку Штифтера — это возможность не только полюбоваться подлинными интерьерами петербургского особняка, но и узнать интересные сведения об архитекторе дома и судьбе его прежних владельцев. В этой заметке мы поговорим об истории участка, занимаемого домом № 15 по Моховой улице, а также об архитектуре и интерьерах этого интересного здания эпохи модерна.
Особняк М. В. Штифтера: архитектура и интерьеры здания
Выполненные архитектором Хойновским проектные рисунки фасада особняка Штифтера [1] практически полностью соответствуют сегодняшнему облику дома.
Достаточно строгий фасад облицован плитами серого камня. В соответствии с эстетикой стиля модерн, фасад асимметричен и прорезан окнами разной формы. Парадная левая часть здания выделена лопатками и увенчана полукруглым фронтоном с овальным окном «бычий глаз». В правой части дом завершается небольшой балюстрадой.
Фасад довольно скромно отделан скульптурным декором. Картуш в верхней части некогда украшала буква «S» — начальная буква фамилии владельцев в латинском написании. Это одна из немногих утраченных деталей. В целом фасад здания очень хорошо сохранился.
При входе в дом полюбуемся изящной решеткой парадной лестницы. В узоре этой решетки также использована буква «S», напоминающая о фамилии владельцев особняка.
Плавные извилистые линии решетки характерны для стиля модерн, или ар-нуво.
Великолепную решетку старинного лифта также украшает вензель Шифтера. Резная кабина лифта выполнена из красного дерева и рассчитана на двух человек. Любопытно, что этот красивый лифт, настоящее произведение искусства, так никогда и не использовался по прямому назначению.
Как раз когда лифт планировалось запустить в эксплуатацию, началась революция. Лифт был заколочен и в итоге так не поднялся ни на один из четырех этажей особняка. Сегодня кабина лифта по-прежнему закрыта на замок, сотрудники местных организаций хранят в ней хозяйственные принадлежности. Средств на реставрацию лифта пока найти не удается.
В узоре решетки лифта опять-таки угадывается вензель Штифтера, латинская буква «S».
Вид с лестницы во внутренний двор:
Поднимемся по мраморной винтовой лестнице и начнем осмотр интерьеров особняка с залов третьего этажа. Все помещения дома оформлены очень гармонично, в едином стиле, как с элементами модерна, так и с некоторым намеком на классицизм и даже рококо. В небольшом входном помещении, именуемом аванзалом, стоит обратить внимание на потолочную лепную розетку в виде венка с лентами, обрамляющую своеобразный световой плафон. Этот плафон — с секретом: одновременно он является панелью в полу четвертого этажа; этот люк мог открываться, и тогда в помещение проникал естественный свет через световой фонарь в перекрытиях верхнего этажа.
Также в этом вестибюле сохранились украшенные лепниной карнизы над дверьми и лепной фриз. Стены помещения оформлены филёнками — углублениями в рамах со скульптурным оформлением.
Из этого фойе проходим в самый большой и пышный зал третьего этажа — Колонный зал. Стены помещения богато декорированы лепниной тонкого узора. Полихромный потолок украшает изящная розетка и лепные узоры по углам.
Особенно впечатляет подлинная люстра с фарфоровыми элементами.
В верхней части стен Колонного зала сохранился карниз, а также интересный лепной фриз из разнообразных растительных орнаментов, масок и небольших раковин.
Узоры наборного паркета повторяют по композиции декор потолка: центральное панно пола соответствует потолочной розетке, а угловые элементы «отзеркаливают» соответствующие лепные детали плафона.
В настоящее время Колонный зал используется для проведения различных торжеств, официальных приемов, собраний, концертов и презентаций.
Отдельная тема — хорошо сохранившаяся фурнитура в стиле модерн, созданная по рисункам архитектора Хойновского. Такие нехитрые детали, как латунные дверные ручки, петли, замки, выполнены с большим вкусом и мастерством. В соответствии с принципами эпохи модерна, архитектор уделял внимание каждой мелочи и заботился о целостности своего творения. Примером такого грамотного синтетического подхода являются также вентиляционные и радиаторные решетки, которые настолько умело и стильно оформлены, что являются неотъемлемой частью интерьера. Так, в Колонном зале можно увидеть изящные решетки радиаторов. Решетки украшает уже знакомый нам вензель банкира Штифтера. Подоконники в помещении выполнены из мрамора.
Зал делится на две части небольшой колоннадой с бронзовыми капителями композитного ордера. По бокам колоннаду обрамляют пилястры. Вторая часть помещения совсем невелика по размеру. Наверх ведет деревянная лестница с красивыми балясинами оригинальной формы (не исключено, что Хойновский подсмотрел ее во время своих поездок по старинным памятникам польского зодчества). Стены оформлены филёнками.
Эта часть Колонного зала продолжается наверх до четвертого этажа, так что отсюда можно рассмотреть кессонированный потолок с разнообразными кессонами, заполненными лепным орнаментом.
Из Колонного зала попадаем в Розовую гостиную. Стены этого помещения оформлены зеркалами и филёнками. Стены оштукатурены и частично окрашены в розовый цвет, отсюда и название комнаты (хотя обычно подобные названия давались по оттенку штофа, которым затягивались стены, так что данное название достаточно условно).
Подоконники выполнены из мрамора. Одна из дверей открывается во внутренний стенной шкафчик, а вторая ведет в парадную анфиладу.
В гостиной также сохранилась потолочная розетка и люстра из бронзы.
Как и в других помещениях особняка Штифтера, в Розовой гостиной сохранился замечательный камин. Он выполнен из белого мрамора и украшен скульптурным орнаментом в виде изящного букета. Также стоит обратить внимание на стильную фурнитуру дверей.
Далее нас ждет прелестная Зелёная гостиная с очаровательным камином, который служит главным украшением комнаты. Этот камин из белого мрамора декорирован фигурками путти и полукариатид.
Композицию камина сравнивают с порталами парижских домов в стиле ар-нуво (особенно с постройками Жюля Лавиротта). Надкаминное зеркало привлекает изящным обрамлением.
В Зелёной гостиной сохранился нарядный лепной плафон с растительным орнаментом и потрясающая люстра, сделанная из бронзы.
Люстра украшена масками и фигурками драконов. Стены помещения оформлены филёнками.
Над шкафом, относящимся уже к современной эпохе, сохранилась лепная композиция в виде картуша и двух фигурок драконов по бокам.
Также в этом помещении стоит обратить внимание на хитроумно замаскированные вентиляционные решетки, «встроенные» в золоченый лепной фриз.
Не будем забывать, что когда особняк создавался, здесь всё было продумано по последнему слову техники: водопровод, телефон, вентиляция, отопительная система, канализация, лифт и т.п.
Затем проходим в Гобеленовую гостиную, стены которой, как ясно из названия, обтянуты гобеленом. Подоконники и оконные рамы, двери и карнизы над дверьми — все эти элементы выполнены из дуба. Также сохранились калориферные решетки. Нижняя часть стен выкрашена под красное дерево.
Обтягивающий стены гобелен — не подлинный, это современная работа.
Особый интерес в этом зале представляет звездчатый полотокс небольшими изящными шишечками на пересечении рёбер. Форма шишечек перекликается с формой старинной люстры, выполненной из бронзы.
Главным украшением комнаты служит огромный уникальный камин из итальянской яшмы коричневого цвета с белыми и розовыми прожилками. Топка камина напоминает портал и декорирована узорными чугунными элементами. Перед камином сохранилась плита, также выполненная из яшмы. Камин украшен панно с барельефом на библейский сюжет. В настоящее время Гобеленовая гостиная используется для проведения круглых столов, пресс-конференций, совещаний, выставок и других мероприятий.
После осмотра помещений третьего этажа поднимемся на четвертый этаж, где сохранилось не так уж много оригинальных интерьеров. Здесь можно увидеть обшитый деревянными панелями вестибюль (аванзал) с тем самым световым фонарем в потолке и открывающейся панелью в полу, а также подлинным чугунным элементом (батареей), какими раньше обогревался этот дом. Было интересно узнать, что этот элемент сегодня включен в систему отопления и исправно работает.
Далее можно пройти по коридору со стеклянным потолком и увидеть кессонированный потолок, фрагмент которого мы уже видели с третьего этажа, из узкой части Колонного зала. Также на четвертом этаже можно увидеть небольшое помещение с красивой люстрой.
Спустимся теперь на второй этаж. В вестибюле (аванзале) можно увидеть подлинную люстру и красивый камин с надкаминным зеркалом. Вообще второй этаж особняка исторически выполнял, скажем так, общественную функцию: здесь располагалось множество комнат для проведения приемов и различных мероприятий. В этом смысле назначение помещений не слишком изменилось.
Затем попадаем в большой Танцевальный зал (он же концертный зал). В этом помещении сохранились подлинные бра на стенах и люстры. Строго говоря, в прежние времена это были два отдельных помещения, но позднее их объединили в один просторный зал, хотя каждая половина по-прежнему имеет свои особенности отделки. Поскольку в зале и вокруг него проходила подготовка к концерту, фотографировать тут было во всех смыслах не очень удобно.
В первой половине зала сохранился деревянный кессонированный потолок с подлинной старинной люстрой. Подоконники выполнены из яшмы. Также в зале сохранились оригинальные калориферные решетки. Кроме того, здесь можно увидеть красивый камин из серого мрамора, декорированный изящной вставкой из черного мрамора. На камине красуется ваза с сухим букетом, что совсем не портит общую картину.
Особенно интересна вторая половина Танцевального зала — та его половина, где сейчас находится сцена (в наше время зал используется, в частности, для проведения концертов различных фольклорных коллективов). Иногда эту часть помещения называют Греческим залом, поскольку потолок зала оживляют панно на античные сюжеты: образы кентавров и танцующих девушек.
Стильный камин украшает рельефная вставка с изображением сцены похищения Европы.
Соседний Восточный зал (Мавританская гостиная) сильно отличается по характеру оформления от других помещений особняка. Стены здесь выкрашены в зелёный цвет, расписаны и украшены лепниной.
В центре потолка помещается яркая расписная розетка и добротная бронзовая люстра в восточном стиле. Сегодня в этом помещении часто проходят выставки.
Перед выходом посмотрим еще вестибюль а первом этаже. Главным украшением этого небольшого помещения является мраморный камин с зеркалом, лепная потолочная розетка с люстрой, а также изящные лепные сектора, разделяющие потолок на ряд криволинейных сегментов.
Пройдя от вестибюля дальше по коридору, оказываемся уже у выхода.
Напоследок полюбуемся бронзовыми ручками и извилистыми модерновыми формами остекленных створок и тимпана дверей.
На этом наше путешествие по особняку Штифтера завершено. Предлагаю посмотреть еще несколько фотографий старинной фурнитуры:
Особняк М. В. Штифтера: история участка и дома на Моховой улице
История участка, где расположен нынешний дом по адресу Моховая, 15, началась уже в XVIII веке. Одним из первых хозяев участка был петербургский архитектор И. И. Сляднев, ученик и помощник М. Г. Земцова (в этом качестве Сляднев, в частности, участвовал в строительстве Аничкова дворца). Данный участок на Моховой улице Сляднев приобрел в 1748 году (в то время тут находился дом покойного дворцового медовара Ивана Васильева). Впоследствии двор неоднократно менял владельцев. С конца XVIII века располагавшийся здесь деревянный дом принадлежал серебряных дел мастеру Бархамену, потом купцу Родионову. В 1840-х годах на участке уже стоял трехэтажный каменный дом купчихи Котоминой, а в 1870-х участком владела семья почетного гражданина А.И. Якунчикова, для которого по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены трехэтажные дворовые флигели. В 1882 году дом приобрел князь Платон Сергеевич Оболенский (1850-1913), офицер Кавалергардского полка. После его развода с женой, М.К. Нарышкиной, в 1898 году, дом был продан представителю богатой купеческой семьи Владимиру Семеновичу Голенищеву (1856-1947). Этот выдающийся ученый-востоковед, коллекционер и основатель русской египтологии впервые перевел и опубликовал древнеегипетские папирусы из собрания Эрмитажа, совершил множество поездок в Египет, собрал ценную коллекцию египетских предметов. В 1910 году В.С. Голенищев из-за болезни жены переехал за границу, во Францию.
Перед отъездом из России В.С. Голенищев продал свой дом жене банкира М.В. Штифтера, и в 19130-1914 гг. годах здание было перестроено для новой хозяйки архитектором Л. Л. Хойновским. Тогда-то и появился четырехэтажный особняк в стиле модерн, внешний облик которого без особых потерь дошел до наших дней. Четыре этажа дома были соединены мраморной винтовой лестницей. На этажах располагались гостиные, залы, кабинеты, библиотека, гостиные и спальни, комнаты для прислуги.
Внутренняя отделка дома Штифтера, фотографии 1916 года [1]:
Хозяин особняка, Маврикий Валентинович Штифтер, был владельцем крупного банкирского дома «Маврикий Нелькен» и председателем Сестрорецкого теннисного клуба. Его жена, Стефания Бернгардовна, значилась владелицей дома на Моховой улице до 1918 года.
Эта семья была связана родственными узами с крупнейшими банкирскими домами России. Банкирская контора «Маврикий Нелькен» была основана в 1863 году. Первоначально она принадлежала купчихе Г.К. Кафталь, а затем ее сыну. В 1890 году контора была преобразована в банкирский дом. В 1908 году банкирский дом был переоформлен на Якова Моисеевича Берлина и Маврикия Валентиновича Штифтера (тут сыграли роль родственные связи: Я.М. Бердин был женат на Е.М. Нелькен, дочери основателя банкирской конторы). Маврикий Валентинович Штифтер женился на дочери банкира Кафталя, Стефании Бернгардовне Кафтель. В это же время появился второй банкирский дом, «Кафталь, Гандельман и Ко» (первый банкирский дом разделился на два).
Решетка парадной лестницы в доме Штифтера, фотография 1916 года [1]:
Банкирский дом «Маврикий Нелькен» некоторое время находился на Невском пр., 52 (на углу с Садовой — см. ниже старинное фото начала XX века), а затем переехал на Невский пр., 22. Он участвовал в операциях с крупнейшими торговыми и транспортными компаниями. Оба банкирских дома, «Маврикий Нелькен» и «Кафталь, Гандельман и Ко», владели крупными пакетами акций Ленского золотопромышленного товарищества. В 1917 году банкирский дом был преобразован в Петроградский банк, и его правление возглавил Я.М. Берлин, вскоре, впрочем, эмигрировавший во Францию. В эмиграции Я.М. Берлин стал членом совета Русского торгово-промышленного и финансового союза.
Дом на Невском, 52 (доходный дом Шредера), в котором располагалась контора банкирского дома Штифтера, фотография начала XX века (обратите внимание на вывеску «Маврикий Нелькен» в левой части фасада) [9]:
Маврикий Валентинович Штифтер стал совладельцем банкирского дома «Маврикий Нелькен» в 1908 году, еще в достаточно молодом возрасте, будучи студентом Варшавского университета. Затем он становится кандидатом прав, председателеи правления акционерного общества петроградских ломбардных учреждений, а с 1917 года — действительным членом фондового отдела Санкт-Петербургской биржи, вошел в совет этого отдела (наряду с 11 крупнейшими финансистами). Кроме того, Штифтер был почетным членом Сестрорецкого клуба лаун-тенниса и казначеем Всероссийского союза лаун-теннис клубов. Тут стоит отметить, что лаун-теннис был спортом, который приобрел в то время особую популярность в российских аристократических кругах.
После революции Штифтеры лишились собственности. Супруги покинули Петербург, уехав во Францию. Особняк на Моховой некоторое время стоял бесхозным и постепенно разрушался. В 1918 году здание было национализировано, и его занял эстонский Пролеткульт, а затем Центральный эстонский клуб (Эстонский пролетарский Дом просвещения). В 1923 году дом с флигелями был передан Институту экспериментальной ветеринарии, который работал здесь более 30 лет. Научные учреждения ветеринарии также проводили восстановление и реставрацию здания после Великой Отечественной войны.
В 1958 году дом был передан Ленинградскому отделению Союза журналистов, и здесь был устроен Дом журналиста. В 1972 году, после того как Союз журналистов переехал на Невский проспект (дом № 70), в здании на Моховой разместились Ленконцерт и Росконцерт. Эти организации являлись хранителями ценной коллекции предметов и документов по истории отечественного театра и эстрады, собиравшейся эстрадным режиссером Г.М. Полячеком. В коллекции, которая сегодня находится в Театральной библиотеке, имелись афиши, ноты, музыкальные инструменты, костюмы, фотографии и письма Л. Утесова, А. Райкина, К. Шульженко и других известных артистов.
С 1998 года в особняке располагается Союз концертных деятелей России (он занимает несколько помещений четвертого этажа). Кроме того, в настоящее время здание занимает Международный благотворительный фонд имени академика Д. С. Лихачева, созданный в 2003 году на основе российского отделения Фонда Сороса (эта международная благотворительная организация размещалась на первом этаже особняка уже с начала 1990-х годов). Но основным учреждением, действующим в особняке Штифтера, является основанный в 2005 году «Санкт-Петербургский Дом национальностей». Эта организация занимает основную часть здания — два верхних этажа. Дом национальностей проводит различные мероприятия, способствующие воспитанию межэтнической толерантности и расширению взаимосвязей между представителями разных культур. В частности, в историческом здании на Моховой улице, 15, проводятся конференции, круглые столы, семинары, выставки, лекции, концерты, а также мастер-классы, фестивали и традиционные национальные праздники. Особое место в программе ежегодных мероприятий занимает Международный день толерантности (16 ноября), когда любой желающий может свободно посетить петербургский Дом национальностей на Моховой, 15, присоединившись к бесплатной экскурсии по особянку и посетив различные выставки.
Об архитекторе Л. Л. Хойновском
Архитектор Людомир Людомирович Хойновский (Людомир-Флавиан Хойновский) родился в 1880 году. С 1899 года учился в Академии художеств, которую окончил в 1909 году. В Санкт-Петербурге известно лишь две постройки Хойновского: собственно особняк Штифтера на Моховой, 15, и доходный дом на Заозерной улице, 8. В архивах сохранился ряд проектов архитектора Хойновского, а также разнообразные зарисовки, в том числе и сделанные в 1903 году, когда зодчий обследовал памятники старины Царства Польского.
Судьба архитектора Хойновского трагична. 27 декабря 1915 года в Павловском парке он покончил с собой, застрелившись из револьвера. Что привело его к этому решению, неизвестно. Была найдена посмертная записка, но она не прояснила, какие именно мотивы подтолкнули архитектора к самоубийству. Возможно, причиной стала сложная общественно-политическая обстановка в землях Царства Польского, которые в то время были поделены между Россией, Германией и Австро-Венгрией, и шла борьба за национальную независимость. В Польше царили голод и безработица. С началом Первой мировой войны Россия потерпела ряд поражений и была вынуждена покинуть эти земли, при этом были эвакуированы некоторые предприятия вместе с рабочими. Земли Царства Польского оказались под властью Германии и Австро-Венгрии. Продолжалось угнетение населения, запрещалось преподавание на польском языке и изучение польской литературы. Из Польши вывозится продовольствие и оборудование (даже цинковые трубы органа Варшавской филармонии). Не исключено, что всё это повлияло на решение Хойновского уйти из жизни. Архитектор Лялевич, который некоторое время имел возможность наблюдать за работой и настроением своего коллеги, в своей статье, появившейся после смерти Хойновского, пишет, что светлая искренняя «натура, сотканная романтической польской литературой», не могла мириться с реалиями жестокой жизни, и это обернулось ужасной развязкой.
Проект решетки для лифта в доме Штифтера [1]:
В память о покойном товарище Общество архитекторов-художников провело в годовщину его смерти заседание и выставку его проектов и архитектурных зарисовок. Там же был представлен автопортрет Хойновского, единственное сохранившееся изображение зодчего и художника. Сохранились авторские рисунки фасада и деталей особняка Штифтера (камины, двери, решетки лестницы).
Экскурсии в особняк М. В. Штифтера: как и когда можно посетить особняк
Бесплатные экскурсии по особняку Штифтера на Моховой, 15, проводятся для всех желающих ежегодно в День толерантности, 16 ноября (день открытых дверей в Доме национальностей). Однако этих самых желающих на бесплатную экскурсию набирается довольно много, и осмотр проходит не особенно комфортно из-за скопления народа и шума. Обилие разнообразных выставочных предметов, суета и столпотворение — всё это мешает восприятию и не позволяет рассмотреть и сфотографировать интересные детали интерьеров.
В особняке Штифтера также можно побывать самостоятельно во время одного из многочисленных мероприятий (выставок, концертов и т.п.), которые часто проводятся в Доме национальностей. С программой ближайших мероприятий можно ознакомиться на сайте этой организации: spbdn.ru.
Кроме того, платные экскурсии по особняку Штифтера регулярно проводят некоторые петербургские туристические фирмы, в первую очередь фирма «ВТ-Сервис» и экскурсионное бюро «Прогулки по Петербургу». Во время этих экскурсий гид расскажет вам об истории участка и дома, об архитекторе особняка и судьбах его прежних владельцев. Также вы сможете полюбоваться прекрасными парадными залами и уютными гостиными с подлинными каминами, люстрами, лепниной и прочими деталям отделки начала XX века. В частности, вы обязательно посетите Гобеленовую, Розовую и Зелёную гостиную, а также нарядный Колонный зал. Для пенсионеров и школьников предусмотрены скидки.
Где находится особняк М. В. Штифтера (Санкт-Петербургский Дом национальностей)
Особняк М. В. Штифтера (Дом национальностей) находится по адресу Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 15. Посмотреть местоположение дома на карте Питера можно тут.
♦♦♦♦♦♦♦
Если вас интересует архитектура модерна (ар-нуво, югендштиля) в разных странах Европы, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):
- Неизвестный Страсбург. Красивые здания и интерьеры в стиле модерн в Страсбурге
- Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль в Будапеште
- Парижские образцы ар-нуво на Монмартре
- Финский национальный романтизм (модерн) и заметки о финском модерне в Хельсинки
- Кафе-ресторан «Четыре кота» в Барселоне: история, интерьер, архитектура
- Психиатрический институт Пере Мата в Реусе. Каталонский модерн
- Особняк Каса Навас (дом Наваса) в Реусе
♦♦♦♦♦♦♦
Использованные источники:
1. Дубин А. С., Бройтман Л. И. Моховая улица. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004
2. Особняк М. В. Штифтера на Моховой улице, 15, описание и фотографии на сайте citywalls
3. Моховая улица в Санкт-Петербурге, статья в Википедии
4. Экскурсия по особняку Штифтера на Моховой улице: фотографии и описания интерьеров дома
5. История дома на Моховой, 15 (Дом национальностей)
6. Старинные лифты в особняках Санкт-Петербурга
7. Банкирские дома в России 1860-1914 гг.
8. Фотографии лестницы в особняке Штифтера
9. Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. — Москва - Санкт-Петербург, ЦЕНТРПОЛИГРАФ, МиМ-Дельта, 2004