Церкви Страсбурга, часть II. Церковь Молодого Петра (Église Saint-Pierre-le-Jeune)

Страсбургская церковь Святого Петра Молодого знаменита своими фресками XIV-XV вв. и внушительных размеров амвоном (точнее, алтарной перегородкой) конца XIII века, не имеющим аналогов в Эльзасе. Пожалуй, это самая красивая церковь Страсбурга (если не считать, разумеется, Страсбургского кафедрального собора). Если вы в Страсбурге всего на один день и хотели бы посмотреть какую-нибудь церковь, советуем выбрать именно церковь Св. Петра Молодого. Это действительно одна из самых интересных страсбургских церквей с точки зрения архитектуры и истории искусств вообще.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Мы побывали у церкви Св. Петра Молодого на второй день своего пребывания в Страсбурге. К сожалению, она оказалась закрыта, но, поскольку во всех путеводителях пишут о ее сказочных интерьерах (да и стенды с фотографиями при входе в церковь тоже выглядели очень заманчиво), то мы, тем же вечером, оказавшись в отеле, залезли в Интернет на официальный сайт церкви Св. Петра Молодого и выяснили, что она будет открыта на следующий день, 10 января (это было воскресенье): в 10 часов состоится воскресное богослужение. Поэтому с утра в воскресенье мы после завтрака быстренько сходили в церковь незадолго до начала службы, чтобы не мешать верующим, но успеть всё осмотреть (благо, до нашего поезда в Кольмар еще оставалось время). (Не знаю, в какое время церковь открыта в обычные дни, но по воскресеньям утром там всегда службы; кроме того, по выходным часто проходят музыкальные вечера и органные концерты).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге

Пешком от нашего отеля до церкви Св. Петра Молодого оказалось идти совсем не далеко: мы даже не стали дожидаться трамвая (хотя у нас еще действовал проездной билет на 24 часа без ограничений) и дошли меньше, чем за 10 минут. Только на обратном пути подъехали пару остановок, до уже знакомого нам магазина Spar (о супермаркетах в Страсбурге мы уже писали здесь). Так что в итоге билет, можно сказать, окупился.

Памятник Шарлю Адольфу Вюрцу (Charles-Adolphe Wurtz) (1817-1884) на площади перед входом в церковь (тесть этого известного эльзасского химика служил здесь пастором):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, памятник Шарлю Адольфу Вюрцу

Пока собирались прихожане, а музыканты повторяли свои номера к службе, мы посмотрели интерьер и пофотографировали. Атмосфера в церкви была очень оживленная, почти светская и очень уютная. Сияли огоньками еще не убранные с Рождества елочки, горели традиционные гернгутерские (или гернгутские) рождественские звезды (Herrnhuter Stern). Люди здоровались друг с другом, звучала приятная музыка с гитарой и флейтами, довольно непривычными инструментами для исполнения церковной музыки. Словом, настоящая лютеранская церковь со всей своей дружественностью и открытостью. У смотрителя мы приобрели книжку об истории и достопримечательностях «Молодого Петра» и, когда уже было почти десять, выскользнули на улицу, чтобы не мешать начинавшемуся богослужению. Между прочим, служба проходила на двух языках: французском и эльзасском (нижнеалеманнском диалекте немецкого языка) (данным наречием владеет около 40% жителей Эльзаса).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Прежде чем переходить к описанию этой страсбургской церкви, немного практической информации. Страсбургская церковь Св. Петра Молодого (Église Saint-Pierre-le-Jeune protestante/Die Jung St. Peterkirche) — это протестантская церковь, расположенная на одноименной площади (Place Saint-Pierre-le-Jeune ), недалеко от площади Железного Человека. Внимание: эту протестантскую (лютеранскую) церковь не стоит путать, во-первых, с церковью Св. Петра Старого (Église Saint-Pierre-le-Vieux) (соединяющей в себе две церкви, протестантскую и католическую), а во-вторых, с современной католической церковью Св. Петра Молодого (Église Saint-Pierre-le-Jeune catholique), расположенной на улице Сен-Леон (Rue Saint-Léon), недалеко от улицы маршала Фоша (Rue du Maréchal Foch) и площади Республики, — большим храмом из красного песчаника, построенным уже в наши дни (1889-1893 гг.), внушительный купол которого хорошо просматривается со многих точек Страсбурга.

Далее речь пойдет об истории лютеранской церкви Св. Петра Молодого, ее внешнем архитектурном облике и скульптурном оформлении, а также внутреннем убранстве. Кроме того, знакомство с архитектурными деталями церкви и ее планом поможет понять основные элементы строения западноевропейских храмов.

1. История церкви Св. Петра Молодого в Страсбурге

1.1 Древние постройки на месте этой страсбургской церкви

На месте нынешнего Св. Петра Молодого с конца VII века находилась часовня, окруженная кладбищем. Впоследствии она превратилась в молельню, которую посещали мелкие ремесленники, крестьяне и слуги, жившие вдоль римской дороги, связывавшей Страсбург с Триром. Кроме того, она использовалась как своего рода богадельня или приют для паломников, которым было негде переночевать, а также городских бездомных, больных и сирот. Эта часовня была освящена в честь святого Колумбана (Saint-Colomban de Luxeuil), ирландского монаха и просветителя конца VI века, основателя монастыря Люксёй-ле-Бэн (департамент Верхняя Сона) и эльзасских монастырей в Мармутье и Эбермюнстере.

Во время реставрационных работ в конце XIX века проводились в том числе и археологические раскопки, в результате которых было обнаружено прямоугольное подземное помещение, своего рода зал для погребений с захоронениями (похоронными нишами) меровингской эпохи. Вероятно, это и есть остатки той самой древней часовни.

В начале XI века страсбургский епископ Вильгельм I (Гийом) Каринтийский (Guillaume de Carinthie/Wilhelm von Kärnten) (1029-1047), дядя императора Священной Римской империи Конрада II (990—1039) и брат папы римского Григория V (970/972—999), решил построить на месте древней часовни коллегиальную церковь в романском стиле. Хор с двумя башнями появился в XI веке, западный трансепт в 1180, а колокольня — ок. 1210-1220. Вильгельм также преобразовал здешнее монашеское братство в  полноценный «почтенный капитул» с богатым имуществом. Капитул постепенно разрастался и в XV в. насчитывал уже 48 членов. Вплоть до XVIII века этот совет духовных лиц играл значительную роль в истории Страсбурга. Внутренняя крытая галерея-клуатр с колодцем относится к XI-XII вв.

После смерти епископа Вильгельма строительство заканчивал его преемник Герман (Хезило) (Hetzilo) (1047-1065). Церковь была освящена папой римским Львом IX и стала называться церковью Св. Петра (т.к. папы римские традиционно считаются последователями апостола Петра, первого папы). Но поскольку на тот момент в Страсбурге уже существовала церковь Св. Петра (нынешняя Св. Петра Старого), то новую церковь стали называть «Молодым Петром». Оба епископа (и Вильгельм, и Герман) похоронены в церкви.

1.2 Строительство нынешней готической церкви

К XIII веку церковь пришла в ужасное состояние и находилась на грани разрушения, и епископ Конрад III фон Лихтенберг (1273-1299) решил построить новый храм. Ок. 1290 года началось строительство хора, который временно пристроили к романскому нефу. Затем реконструировали неф, добавив к нему два боковых нефа с южной стороны. Тогда же была построена знаменитая капелла Цорнов (Chapelle des Zorn). Чтобы сохранить клуатр, решено было расположить трансепт не так, как было принято, между нефом и хором, а чуть сместить к западу (это и сейчас заметно: трансепт действительно находится непривычно близко ко входу). К этому же времени относится большой портал южного бокового нефа, а также великолепный амвон (или, точнее, алтарная преграда), которым славится эта церковь. Новый храм был освящен в 1320 году епископом Иоганном I фон Диппенгеймом/Дирпхаймом (Jean de Dirpheim/Johann von Dirpheim).

В конце XIV и на протяжении XV века церковь пополнялась новыми капеллами. В частности, в 1491 году была создана капелла Св. Троицы, над которой работал знаменитый скульптор Ханс Хаммер (Hans Hammer), автор готической кафедры в Страсбургском кафедральном соборе.

1.3 Реформация: как делили между собой церковь католики и протестанты

В 1524 году церковь становится протестантской. Первым ее пастором был проповедник и реформатор Вольфганг Капитон (Wolfgang Fabricius Capiton/Köpfel) (1478-1541). В то же время капитул оставался католическим и сохранил за собой пользование хором для своих церемониальных целей. Остальные свои функции каноники теперь исполняли в Мольсхейме, городке в нескольких километрах от Страсбурга. Портрет Вольфганга Капитона (источник [4]):

Портрет Вольфганга Капитона, страсбургского реформатора и первого пастора Молодого Петра

После включения Страсбурга в состав французского королевства в 1681 году произошло следующее. По требованию капитула и распоряжению военного министра маркиза де Лувуа королевский интендант Ла-Гранж приказал замуровать амвон и воздвигнуть над ним стену, отделяющую неф от хора (произошло это в 1682 году). С тех пор католический капитул возобновил свою деятельности при церкви, а католическая община начала пользоваться хором, приспособив его под нужды своего богослужения: католики соорудили большой алтарь (который сегодня находится в церкви эльзасского городка Роштейг), богато украшенную барочную кафедру, позаботились о деревянной обшивке и креслах с высокими спинками. Протестанты, в свою очередь, чтобы отмежеваться от «слишком католического» богатого убранства, покрыли стены белой известью, скрыв украшавшие их фрески, и переориентировали церковь: алтарь и кафедра теперь находились перед второй колонной нефа, с северной стороны, а скамьи для прихожан были развернуты так, чтобы быть обращенными к кафедре, по швейцарской модели «проповеднической церкви» (Predigerkirche). Вот так и сосуществовали в одном здании католики и протестанты (такое совместное пользование церковными помещениями представителями обеих конфессий принято называть simultaneum). Собственно, аналогичная картина наблюдалась в то время и в церкви Св. Петра Старого: там тоже нефом пользовались протестанты, а в хоре молились католики.

На следующей иллюстрации хорошо видно, как выглядел интерьер церкви после введения «режима сосуществования» двух конфессий в 1682 году. Стена, возведенная за амвоном (алтарной преградой), отделяет протестантский неф от католического хора (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер после 1682 года

1.4 Революция и последующие события

Затем настало время потрясений, которые принесла с собой Великая французская революция. По правительственному декрету от 15 января 1791 года капитул был упразднен, а всё его имущество — конфисковано и распродано. Большинство каноников эмигрировали. Революционеры не пощадили и большой южный портал: значительная часть статуй, а также скульптур тимпана была разгромлена. В 1793 году по приказу революционного мэра Моне все ценные церковные объекты были конфискованы, а три церковных колокола переплавлены на производство пушек для революционных войск. Церковь была закрыта и превращена в сенной сарай. Позже здесь, как и в церкви Св. Петра Старого, располагался мясной армейский склад. Богослужения больше не проводились (правда, пастор Леонхард продолжал проводить службы в зале одного постоялого двора на улице Фобур-де-Пьер, но вскоре ему это делать запретили, а сам он, вместе с другими священниками, был заключен в тюрьму).

Богослужения возобновились в 1795 году, но община смогла полноценно вернуться сюда лишь год спустя, после проведения необходимых ремонтных работ.

В 1784 году из-за ветхости была снесена готическая колоколенка над хором. На ее место было установлено недоразумение, прозванное в народе «индокитайским киоском», который в 1799 году оснастили телеграфом, обслуживающим линию Страсбург-Майнц. В 1900 году реставратор Карл Шефер (Carl Schaefer/Schäfer) установил здесь неоготическую колоколенку.

В середине XIX века под руководством пастора Фредерика Хорнинга (Horning) церковь Св. Петра Молодого становится одним из центров лютеранского движения «пробуждения».

Во второй раз церковь была временно закрыта в 1870 году: в течение нескольких недель здание использовалось в качестве приюта для беженцев из домов на улице Фобур-де-Пьер (Rue du Faubourg de Pierre), полностью разрушенной во время августовских бомбардировок. Богослужения на это время переместились в помещение на улице Сент-Элен. Во время бомбардировок пострадала также и значительная часть церковной кровли, разбились все старинные витражи. Нынешние витражи в церкви Св. Петра Молодого — это всё исключительно реконструкции либо современная работа конца XIX века.

На протяжении этого времени католики неоднократно пытались вернуть себе свою часть церкви, восстановив прежнее «совместное пользование». Но безуспешно. В любом случае, к концу XIX века стало очевидно, что хор уже слишком тесен для католической общины. Поэтому власти Страсбурга приняли решение о строительстве для католиков новой церкви (нынешняя католическая церковь Св. Петра Молодого). В то же время власти поручили Карлу Шеферу (Carl Schaefer), профессору политехнической школы в Карлсруэ и известному специалисту по средневековому искусству, руководить работами по реставрации церкви Св. Петра Молодого, которая теперь уже окончательно и полностью была отдана протестантам. Работы велись с 1897 по 1901 год. Стена, отделявшая неф от хора, была разрушена в марте 1898 года, фрески были извлечены на свет божий и приведены в порядок, а сама церковь — переориентирована на восток. Кроме того, были созданы новый главный алтарь и новая кафедра проповедника. В результате этих преобразований церковь приобрела тот облик, какой мы знаем сейчас.

Внешний вид церкви после реставрации 1896-1902 гг., фотография того времени (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге после реставрации 1896-1902 гг.

 

2. Наружное убранство церкви Св. Петра Молодого. Порталы.

Основные архитектурные пропорции церкви прекрасно просматриваются с площади Св. Петра Молодого (Place Saint-Pierre-le-Jeune). В западной части возвышается башня; это романская часть церкви, заключенная между капеллой Цорнов на севере и капеллой Св. Иоанна на юге. Из пяти ярусов башни только три нижних относятся к романской эпохе, два остальных были добавлены в ходе реставрационных работ конца XIX века.

Справа от капеллы Св. Иоанна начинается основная часть церкви, неф: сперва травея (пролёт), которая предваряет западную часть трансепта, затем еще три травеи нефа. Все травеи прорезаны высокими окнами, разделенными двухпролётными аркбутанами (наружными упорными арками). Все окна центрального и боковых нефов являются трехчастными, т.е. имеют два импоста (перекладины). В верхней части каждого окна помещены три небольших розетки: розетка в верхней части состоит из восьми лепестков и покоится на двух нижних, шестилепестковых. Этот мотив повторяется в ансамбле церкви тридцать один раз.

На тимпане небольшого бокового портала (портала трансепта), называемого «порталом Христа» (Portail du Christ) (именно через этот вход мы попадаем в церковь, то есть не с запада, как это бывает обычно, а с юга), мы видим распятого Иисуса с Богоматерью и святым Иоанном. На щипце (вимперге) над порталом изображен св. Августин, покровитель каноников здешнего капитула.

В ходе реставрации 1897-1901 гг. вход в церковь был перемещен сюда, к боковому порталу. Тогда же был создан новый главный портал. Строился он по модели северного портала главного фасада Страсбургского собора.

Главный портал церкви Св. Петра Молодого носит название «портала Эрвина» (Portail d'Erwin) и в значительной степени является реконструкцией конца XIX века. Это чувствуется, когда смотришь на скульптуры портала: всё выглядит как-то очень гладко и чисто, нет ни оттенков, ни рытвин, которые бы говорили о древности. Дело в том, что в 1793 года шестнадцать статуй, находившихся в нишах этого портала, были разрушены или изуродованы революционерами, лишь семь скульптур избежали вандализма. Реконструкция — дело рук Фердинанда Риделя (Ferdinand Riedel), главного скульптора строительной коллегии (фонда) страсбургского Нотр-Дама.

Снаружи портала мы видим скульптуры, символизирующие четыре возраста человеческой жизни. Слева: Самуил на руках у своей матери Пророчицы Анны [детство] и дочь Иеффая [юность] (дочь Иеффая была принесена в жертву во исполнение обета, данного ее отцом: Иеффай пообещал, что первый, кто выйдет ему навстречу после возвращения с победой, будет принесен им в жертву Богу, и первой вышла его дочь; неизвестно, было ли это настоящее человеческое жертвоприношение, или дочь Иеффая просто была обречена на жизнь в безбрачии). Справа: отважный воин Гедеон [зрелость] и Пророчица Анна [старость].

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал

На цоколе каждой фигуры аллегорически представлены четыре из пяти человеческих чувств: орел с зорким взглядом [зрение]; мальчик, поедающий яблоко [вкус]; мужчина, прислушивающийся к чему-то, приложив ладонь к уху [слух], и женщина, которую укусила собака [осязание].

Также снаружи портала, справа, находятся аллегорические статуи Церкви и Синагоги (наиболее известные скульптуры подобного рода находятся на портале южного фасада Страсбургского собора). Стрельчатый фронтон (вимперг) украшен розеткой, в центре которой восседает святой Петр, а над ним — аллегорическое изображение Святой Троицы, называемое «Распятие в лоне Отчем» (Trône de grâce) (восседающий на троне бородатый старик Бог-Отец держит крест с распятым Богом-Сыном; Святой Дух изображен в виде голубя).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал

Внутри портала на центральной столбе изображен благословляющий Христос, на цоколе — Иоанн Креститель. На тимпане представлены следующие сцены (снизу вверх): Тайная Вечеря; Распятие (по бокам от креста стоят фигурки Церкви и Синагоги); Бог-Отец, окруженный символами четырех евангелистов.

На откосах портала с правой стороны изображены Неразумные девы, а также Соломон, Давид и Моисей, символизирующие Ветхий завет. С левой стороны мы видим Мудрых дев, св. Павла, св. Иоанна и св. Петра, олицетворяющих Новый завет.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал

На цоколях этих больших скульптур представлены двенадцать месяцев (календарь) и четыре части света («четыре ветра») (это два ближайших к центру цоколя с обеих сторон).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал

На архивольтах помещены двенадцать небольших фигур пророков и ангелов Страшного суда.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, главный портал

Алтарная часть церкви (хор или клирос) расположена заметно ниже нефа. Хор был построен в конце XIII века. Он включает пять травей с полигональной апсидой, прорезанных двойными стрельчатыми (ланцетными) окнами, венцы которых украшены четырехлистниками. Эту часть стены подпирают контрфорсы (вертикальные рёбра). Неоготическая колоколенка над хором является реконструкцией конца XIX века. К хору примыкает несколько пристроек: капелла Святой Троицы (на камне указана дата 1491 и имеется надпись Capelle Sanctissime trinitatis), а также осевая капелла, называемая «капеллой Ангела» (Chapelle de l'ange), увенчанная ажурной балюстрадой (неоготическая реконструкция реставратора Карла Шефера). Наружный вид капеллы Святой Троицы:

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, капелла

В северной части церкви расположена красивейшая романско-готическая крытая галерея (клуатр), единственная в Страсбурге, которая целиком дошла до наших дней (хотя, разумеется, на протяжении веков она претерпевала некоторые архитектурные изменения). В других городах Эльзаса, а также в соседней Швейцарии такими обходными галереями можно полюбоваться вдоволь, а тут такая одна, но зато какая. Считается, что это самый древний клуатр, сохранившийся к северу от Альп. Вот, полюбуйтесь (источник [6]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, клуатр Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, клуатр

В клуатре находятся захоронения XIV-XVI вв. (в частности, надгробные плиты настоятелей (прево) капитула). Клуатр бывает открыт по выходным после 12 часов. На следующей фотографии видно, как симпатично смотрится этот внутренний дворик летом (фото с сайта [6]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, клуатр

Здания над галереей прежде принадлежали капитулу, потом здесь устроили винный погреб и текстильную фабрику. В конце XX века здания были преобразованы в жилой комплекс.

3. Интерьер церкви Св. Петра Молодого

Чтобы лучше ориентироваться в основных элементах архитектуры храма, а также местах расположения отдельных фресок, скульптур и прочих интересных объектов интерьера, выкладываю  план церкви Св. Петра Молодого (на основе [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, план

3.1 Неф

Войдя в церковь через боковой портал с южной стороны, мы сразу попадаем в западную часть трансепта. Проходя чуть дальше, входим в пространство центрального нефа. Справа от нас, в восточной части, три травеи (пролёта), слева, в западной, — одна. Каждый рукав трансепта состоит из двух ярусов, как и центральный неф. Средокрестие трансепта к западу продолжается прямоугольным пролётом, который на севере сообщается с капеллой Цорнов, а на юге — с двойным боковым нефом.

Стрельчатые арки свода опираются на консоли с красивыми скульптурными украшениями (одна изображает льва, а другая — человека в капюшоне, протыкающего мечом глотку дракона).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьерЦерковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

На западной стене южного бокового нефа можно полюбоваться любопытнейшей фреской, представляющей «кортеж европейских наций» или «шествие к кресту» (аллегорические фигуры изображают 15 стран, которые перешли в христианство), над которой находятся еще две (потускневших) фрески, представляющие крещение Христа и сцену оплакивания Христа Марией. Источники фото (в том числе и двух снимков сверху): [1] и [4].

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Также на западной стене, только уже на уровне собственно центрального нефа (напротив входа в капеллу Св. Иоанна и на колокольню), находятся фрески, посвященные страданиям Христа. Здесь представлено несколько эпизодов страстного цикла (в частности, Иисус перед Пилатом, Распятие, Положение во гроб):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьерЦерковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

В глубине нефа, на западной стене, над ажурной балюстрадой в готическом стиле, украшенной по центру золотым орлом (символ евангелиста Иоанна), находится знаменитая фреска navicella (навичелла, т.е. «челнок», «кораблик»), изображающая апостолов, которые плывут в ладье по бушующему морю, а Христос идет им навстречу прямо по воде, протягивая руку апостолу Петру, который хочет подойти к нему (см. Евангелие от Матфея, 14:22-33). Фото с сайта [6]:

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

Речь идет о традиционной аллегории Церкви (лодка как символ церкви, в лоне которой только и можно обрести спасение), непосредственно вдохновленной мозаикой Джотто «Навичелла», находившейся ранее в притворе базилики Св. Петра в Риме (и погибшей во время сноса базилики, но ныне отреставрированной). Мозаичная композиция была создана Джотто ок. 1305-1313 г. Страсбургская же фреска выполнена в 1320-1325 гг. неизвестным художником. Источник фото: [4].

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

В нижней части фрески изображено восемь фигур ангелов, которые держат свитки с текстом заповедей блаженства, данных Иисусом в Нагорной проповеди. Источник фото: [4].

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

3.2 Капелла Цорнов

Напротив находится капелла Цорнов. Цорны [Zorn] были знатным страсбургским семейством, многие его представители занимали видные государственные посты и играли большую роль в политической жизни города в эпоху средневековья и Возрождения. Капелла названа так потому, что изначально служила усыпальницей для членов этого патрицианского рода.

Капелла относится к периоду окончания строительства нефа (1320 год) и сообщается с северным рукавом трансепта. Здесь также можно увидеть прекрасные скульптурные консоли, на которые опираются арки свода. С северной стороны представлены: Адам и Ева (срывающая запретный плод) и семь плачущих лиц вокруг головы умершего человека; с западной стороны: две женских фигуры, выливающих воду из кувшина (символ райских рек); с южной стороны: виноградные листья и гроздья (символ Христа и его пролитой крови) и символы трех евангелистов, Матфея, Луки и Иоанна.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

Консоль со скульптурным украшением в виде человеческих голов в капелле Цорна (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

В капелле также находятся надгробные плиты донаторов (т.е. меценатов, покровителей), пасторов и каноников, в том числе Петера Шотта (Peter Schott), который был другом известного проповедника Иоганна Гейлера Кайзенбергского (Johann Geiler von Kaysersberg) и впервые ввел в Эльзасе латинскую поэзию. Отметим также большую могильную плиту рыцаря Адама Цорна (Adam Zorn) (ум. 1519), который был бургомистром Страсбурга одиннадцать раз, начиная с 1478 года.

На северной стене капеллы (северной стене трансепта), над входом в капеллу Св. Николая, находятся фрески, изображающие епископа Эрхардта, Иоанна Крестителя, святого Колумбана и Юдифь с головой Олоферна (этот сюжет описан в ветхозаветной второканонической «Книге Юдифи»)сточник фото [6]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, капелла Цорнов

3.3 Боковые нефы

Если пойти от капеллы Цорнов в восточную сторону, то слева будут три травеи северного бокового нефа, а справа — бокового южного нефа (двойного).

В северном боковом нефе можно заметить прекрасные замковые камниключи крестовых сводов. Они украшены изображениям различных лиц. Ключ в западной части, например, изображает Христа, который левой рукой держит крест и гвозди, а правой благословляет (источник фото [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

На стене северного бокового нефа (отделяющей церковь от клуатра) находятся фрески на тему Страстей и Воскресения Иисуса Христа.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьерЦерковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Это фрески XIV века, восстановленные приблизительно в 1900 г.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

На этой же стене, слева от входа в крытую галерею (клуатр), представлена сцена Благовещения:

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Также на этой стене, только справа от входа в клуатр мы видим сцену взвешивания душ архангелом Михаилом.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Наконец, в последнем пролёте находится ниша, где над могильной плитой Ирменгарлиса де Вирденхейма (1328) находится фреска, изображающая несение креста (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

На восточной стене, со стороны амвона, находится фреска, изображающая Младенца Иисуса на руках у Богоматери, двух святых, двух ангелов и Бога-Отца. Изначально эта фреска была посвящена коронованию Богоматери, но реставратор конца XIX века «приспособил ее к протестантскому богослужению».

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

На двух колоннах между северным боковым нефом и центральным нефом помещены портреты четырех пасторов общины церкви Св. Петра Молодого работы художника Хорнекера (Hornecker) и список пасторов церкви, от Реформации до наших дней. У одной из колонн находится (довольно современная) кафедра.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

В южной части находится двойной боковой неф. Арки опираются на красиво украшенные консоли, изображающие различных персонажей (орел, бородатый человек, мужчина на коленях и т.п.). Вот, например, консоль с изображением пеликана, традиционно символизирующего Христа, поскольку он, как считается, кормит птенцов собственной кровью и плотью.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Одна из ниш южного бокового нефа украшена фреской со сценой снятия с креста (над могильной плитой Клары де Виндеке, 1365), созданной ок. 1900 года реставратором Карлом Шефером. На следующей фотографии видна как сама эта фреска, так и консоль арки (источник фото [4]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

3.4 Амвон (алтарная преграда) и орган

Точная дата постройки амвона (поперечной галереи, разделяющей алтарь и хор) неизвестна, но большинство историков датирует его концом XIII века. Амвон поддерживают два ряда из шести колонн с красиво украшенными капителями со скульптурным растительным орнаментом. Замковые камни свода украшены растительными мотивами и изображением Агнца Божьего. Прекрасная балюстрада в стиле пламенеющей готики относится к XV-XVI вв.

Сам амвон (в местах над арками и парусах) был расписан в 1620 году художником Энгельгардтом (Jean-Jacques Engelhardt) изображениями четырех евангелистов с соответствующими символами (слева направо): Матфей с ангелом, Марк со львом, Лука с тельцом и Иоанн с орлом. Евангелистов окружают ангелы с орудиями Страстей Христовых. Внизу справа изображен «плат Вероники» (Спас Нерукотворный).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьерЦерковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Под сводом амвона находится фигура монаха-августинца с чашей (т.н. piscina) (XIII век), служившей священникам умывальником для ритуального омовения рук перед освящением Святых Даров.

В 1902 году амвон был расширен, чтобы на него можно было установить орган. Раньше  инструмент находился на трибуне в глубине церкви. Орган был создан известным эльзасским мастером Андре Зильберманом (André Silbermann) и его сыном Жаном-Андре (Иоганном-Андреасом) в 1780 году и первоначально был очень небольшим: включал один мануал и педаль, 16 регистров и 680 труб. В 1819 году Конрад Зауэр (Conrad Sauer) добавил к нему рюкпозитив с шестью регистрами.

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, орган

В 1897-1900 гг. орган был модернизирован Эдмоном Рётингером (Edmond-Alexandre Roethinger), изменившим трактуру на пневматическую (как раз тогда орган был перенесен на амвон, заодно пришлось расписывать и украшать задний фасад органа, который теперь был повернут в сторону хора и хорошо оттуда виден). Вид органа со стороны хора (источник [7]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, орган

В 1953 году мастер Вальтер Мулейзен (Walter Muhleisen) провел реставрацию инструмента, восстановив механическую трактуру и добавив швелльверк (Récit expressif) с девятью новыми регистрами. Очередная реставрация прошла в 1966 году и была поручена мастеру Альфреду Керну (Alfred Kern). С тех пор орган церкви Св. Петра Молодого в Страсбурге считается одним из лучших инструментов в Эльзасе. На сегодняшний день он насчитывает 40 регистров и свыше 2500 труб (в том числе и зильбермановские). Именно на этом органе Хельмут Вальха записал значительную часть полного собрания сочинений Баха в своем исполнении.

3.5 Хор (алтарная часть)

Основные элементы декора в этой части церкви (которую, нам, увы не довелось увидеть, но не во время службы туда, насколько я поняла, без проблем пускают) —  деревянная обшивка стен, скамьи и кафедра в стиле барокко — появились здесь в XVIII веке, после того как хор вновь отдали католической общине (сам хор относится к XIII веку) (источник [4]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Деревянная обшивка украшена гербами капитула и князей-епископов Роэнов. Хор также оформлен картинами и полихромными статуями. Картины являются копиями; подлинники находятся в новой католической церкви Св. Петра Молодого (источник [4]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Стоит также отметить барельеф 1500 года, изображающий Христа, который благословляет апостолов Петра и Павла, и по центру «плат Вероники» (источник [4]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Главный алтарь состоит из двух наружных створок, представляющих Страсти Христовы (работа XIX века, в подражание стилю XVI века), и центрального панно, которое датируется 1518 годом и изображает снятие с креста (источник [6]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

Как считается, это работа одного из учеников Альбрехта Дюрера — возможно, даже Ганса Бальдунга (Hans Baldung Grien). Центральное полотно алтаря более крупно (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

За главным алтарем находится осевая апсидная капелла, называемая капеллой Ангела. Капелла была полностью переделана реставратором Карлом Шефером в конце XIX века. Она соединена с хором круглой аркой, а ее свод покрыт звездами. Ключ свода изображает ангела с гербом Страсбурга в руках. Также капеллу украшают изображения гербов десяти других вольных средневековых эльзасских городов (источник [4]).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер

В капелле находится скульптура ангела (собственно, именно поэтому капелла получила свое название), который держит чашу с водой для крещения. Это произведение было создано в конце XIX века скульптором Фердинандом Риделем (Ferdinand Riedel). Крылья ангела выточены из дуба, фигура — из камня.

3.6 Витражи

К сожалению, все витражи церкви Св. Петра Молодого были уничтожены во время бомбардировок Страсбурга в августе 1870 года, поэтому те витражи, что мы видим здесь сегодня, можно считать современными. Они были созданы в страсбургской мастерской Ott-Frères по рисункам Карла Шефера.

Витраж Иоанна Крестителя, слева от капеллы Св. Троицы (слева представлена сцена благовещения отцу Иоанна Крестителя, священнику Захарии; по центру мы видим крещение Иисуса Христа; справа — отсечение головы Иоанна Крестителя; в верхней розетке — «Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира») (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, витражи

Витражи северного бокового нефа изображают сотворение человека и грехопадение Адама и Евы; витражи южного бокового нефа — ветхозаветных персонажей (Ной, Авраам, Моисей, Давид, Иоанн Креститель). Витражи трансепта посвящены десяти ветхозаветным заповедям (северная часть) и четырем «возрастам мира», представленным такими фигурами, как вавилонский царь Нимрод, персидский царь Кир, Александр Македонский и Цезарь (южная часть).

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, витражи

Витражи нефа, с западной стороны от трансепта, изображают пророков Иезекииля, Илию и Даниила (северная часть) Исайю, Моисея и Иеремию (южная часть).

Центральный витраж хора изображает Христа и содержит десять медальонов, описывюащих основные этапы его жизни, смерти и Воскресения. Вокруг помещены витражи апостолов с их соответствующими символами.

Витражи капеллы Ангела составлены по образцу серии гравюр Альбрехта Дюрера «Малые страсти». Здесь можно увидеть Тайную Вечерю, Вход в Иерусалим, Распятие и Воскресение. В центре изображен император Константин и император Август (предположительно основатель города Страсбурга — Аргенторатума).

Витраж с фигурой Христа в верхней розетке центрального витража хора является копией старинного оригинала, сохранившегося в архивах прихода (источник [4]):

Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, интерьер, витражи

Для тех, кто интересуется, другими храмами Страсбурга, предлагаем заглянуть на странички:
- Страсбургский кафедральный собор (здесь вы найдете информацию не только о самом соборе, его архитектуре и интерьере, но и об истории еще одного зильбермановского органа, ну и, конечно, множество фотографий)
- Витражи Страсбургского собора: истории, сюжеты и загадки.
- Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге.


Полное описание маршрута прогулки по Страсбургу см. в записи «Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть I».


Использованные источники:

1. Официальный сайт церкви Св. Петра Молодого в Страсбурге.

2. Église Saint-Pierre-le-Jeune protestante de Strasbourg и wikimedia.

3. Архитектура эпохи готики в Эльзасе, XIII-XV вв.

4. F. Westphal. Église protestante Saint-Pierre-le-Jeune. Strasbourg, 2005.

5. L’Église Saint Pierre Le Jeune protestante.

6. Протестантская церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге: история и интерьер.

7. Орган церкви Св. Петра Молодого в Страсбурге.

8. Фотографии Эльзаса.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Анна пишет:

    Огромное Вам спасибо за нечеловеческий труд (сколько же надо всего найти и обработать!). Так вдохновилась рассказом, что по приезду в Страсбург сразу пошла смотреть фрески. Тем более, что от вокзала церковь находится очень близко. Добавлю еще, что по состоянию на апрель 2016 года церковь работает в будни и выходные, кроме времени служб и концертов. Вход бесплатный, пускают во все капеллы и в алтарную часть. Туристов на удивление мало.

  2. Foxy пишет:

    Анна, спасибо огромное за свежую информацию! Очень приятно знать, что наши заметки вдохновляют:).