Дрезден: наш путеводитель. Часть I. Церковь Креста Господня, Новая ратуша, фонтаны, Брюльская терраса и другие достопримечательности.

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 10 ноября 2008, в 16:40

Так как сначала предполагалось, что в Дрезден (8-9 ноября) мы поедем вдвоем с подружкой, то о билетах я позаботилась не сильно заранее: планировали ехать с попутной машиной, это дешево и безопасно; здесь так все делают. Однако, поскольку девушка потом отказалась ехать (но дала мне свой путеводитель!), сославшись на то, что «боится» (в смысле, что слишком много красоты на два дня, что это почти как Париж, что может случиться нечто вроде синдрома Стендаля), я решила, что всё равно поеду, только вот не решилась ехать одна с попутной машиной, а недели за три до поездки приобрела билеты, получилось даже не очень дорого: 77 ЕВРО (скидочная категория Dauer Special).

Поезд отправлялся без двадцати шесть. Пришлось встать в районе пяти, чтобы позавтракать и собрать оставшиеся вещи. Но всё это прошло вполне нормально, и на поезд я тоже не опоздала (благо, накануне я легла в десять вечера, так что, можно сказать, выспалась).

Пока ехала в S-бане, наблюдала за народом. В районе 6-15 подъехали к Рипербану. Ввалилась такая куча молодежи! Сонные, расслабленные, всю ночь кутившие... Не сказать, что шумные, но и не особенно вежливые. Рядом со мной сидела девушка с синими ногтями и с ней два крупных афро-немца. Таким, как они, как раз дорога на Рыбный рынок (если бы это было в воскресенье утро): опохмелиться, позавтракать картошкой и десятикратной порцией яичницы, послушать бодрый рок-н-ролл...

В поезде я ехала первую половину пути вместе с каким-то молодым человеком лет тридцати. На вид клерк. Белая рубашка, деловой вид. Особенно было забавно, когда нам объявили, что поезд идет с опозданием (которое сначала составляло 20-30 минут, а в итоге вылилось в целый час), из-за каких-то неисправностей с сигналами (что характерно, в таких случаях у немцев всегда принято называть причину задержки: видимо, чтобы не создавать панику и вообще это, наверное, хороший тон — информировать пассажиров). Сначала об этом объявили по громкоговорителю, а потом еще контролер из сопровождающей поезд «команды» сотрудников DB, когда проверял у нас билеты, сказал нам с попутчиком, что поезд опаздывает на полчаса. Что тут началось! Мой клерк стал так возмущаться! У меня, говорит, встреча в Берлине (поезд шел через Берлин) назначена на полдесятого, меня клиент ждет; это же не я опаздываю к клиенту, это опоздание на вашей совести; может быть, сможете ехать быстрее?! Да, говорит контролер, на нашей совести. Спокойный такой. Даже, насколько я поняла, предложил клерку позвонить, куда ему надо (но у того и так был мобильный телефон). В общем, задержку они не то что не сократили, а, наоборот, удвоили. Уж не знаю, что стало со сделкой, только давно заметила, что по выходным здешние поезда ходят и реже и менее четко, другое дело — в будние дни (хотя тоже всякое бывает).

Поезд шел по маршруту Гамбург — Берлин — Дрезден — Прага — Вена. Не удивительно, что кругом были надписи на чешском, а вагон-ресторан обслуживала команда чешских поваров. Шеф-повар неоднократно обращался к пассажирам по громкой связи, зазывно, на смешном немецком и смешном английском, приглашая отведать в его ресторане чешского пива и блюд чешской кухни.

Вторую половину путешествия я подрёмывала , а моими попутчиками по купе была парочка случайно познакомившихся и всю дорогу беседовавших на разные темы людей: пенсионер-немец и негритянского вида молодой мужчина из Египта. Сквозь дремоту я периодически прислушивалась к их разговору, который происходил на английском, довольно, впрочем, примитивном (особенно со стороны египтянина). Они обсуждали различия в культурах, различия между регионами Германии, различия между разными языками... Кстати, насчет различий между регионами: они не только лингвистические-культурные-исторические, но и климатические. В частности, в Гамбурге из-за разных там течений вообще практически не бывает зимы, в худшем случае ноль или небольшой минус, а вот на юге Германии, в Баварии, как ни странно, как раз более суровые зимы. А обычный сезон в Гамбурге не сказать, чтобы слишком теплый. Правда, нынешняя осень до того теплая, что единогласно признана ненормальной: взять хотя бы день моего отъезда, 8 ноября: в полседьмого утра уже было десять градусов, а в течение дня я в Дрездене я вообще спарилась, так как было 13 градусов (в Гамбурге была такая же температура). Листьев тоже еще на удивление много. Если в Питере я привыкла, что последние листья облетают в районе моего дня рождения, то здесь уже почти середина ноября, но еще на деревьях до фига и желтых, и даже зеленых листьев. Так что очень долго можно любоваться золотой осенью, она не такая скоротечная, как у нас. Да и весна здесь наступает раньше...

Любопытно, что, когда уже стало ясно, что опоздание поезда составит где-то час, контролерша прошла по вагонам и не только проверила билеты, но и раздала такие специальные конвертики-анкеты, которые нужно заполнить и сдать в сервисный центр DB, если хочешь получить компенсацию (когда опоздание достаточно большое, час или больше, такое у них водится) в размере 15% от стоимости билета в одну сторону. 6 ЕВРО получить, конечно, хочется. Но просто так деньгами они не отдают. Ты должен в сервисном центре купить новый билет, и тогда предъявление этой заполненной бумажки с прилагаемым билетом на опоздавший поезд даст тебе право на скидку на эту сумму. Это не обязательно делать сейчас: сдать бумажку можно в течение месяца, а скидку получить вообще в течение года. Только вот, боюсь, не удастся мне ею воспользоваться...

Итак, в итоге вместо 11 часов в Дрезден я прибыла только в полдень. И решила, что Дрезденская галерея мне уже сегодня не светит, так как много чего другого еще хочется посмотреть, да и в отель забежать не помешает, чтобы проверить, что он существует в природе и жив (после любекского случая я всего боюсь). Жаль еще, что темнеет рано, не всё можно успеть посмотреть; в музее хорошо гулять, когда на улице темно, но он, увы, работает только до 18 часов.

Реклама фильма «Дрезден, каким он некогда был»:

Дрезден мне очень понравился. Тихий, красивый, даже чем-то напоминающий Прагу и даже Краков (кстати, саксонские курфюрсты были королями Польши): тут и архитектура местами схожая, и атмосфера, и природа (особенно омелы на деревьях, как в Польше и Чехии: шарикообразные такие растения, под которыми принято под Рождество целоваться), и трамваи ходят. И не будем забывать, что это Восточная Германия. Тут до сих пор больше людей учит русский, чем английский. А обилие русских на улицах и в музеях (собственно, не во всех, а только в Дрезденской галерее, но зато сколько!) просто убивает: создается ощущение, что русскую речь слышишь чуть ли не чаще, чем немецкую (знаете, это как в финском аквапарке: купаются только русские и парочка финнов). Но не обилие русской речи так расположило ко мне этот город, а именно архитектура и общая мирная атмосфера. Под влиянием столь благостного впечатления я и все бытовые детали стала воспринимать через эту позитивную призму: например, обратила внимание, что тут почти всё время перехожу дорогу на зеленый свет, так как он загорается часто и горит долго; не то что в Гамбурге. И вообще машин поменьше и перейти дорогу значительно проще, даже у вокзала (по утрам в Гамбурге, когда я иду в гостиницу на завтрак, у Главного вокзала, меня несколько раздражает, что машин несется очень много, а зеленого света приходится ждать по несколько минут).

Дрезден — хороший город, хотя и не сказать, что очень большой. Красивый город, хотя и не сказать, что самый красивый на свете. И Париж, и Прага, пожалуй, красивее, но в Дрездене много сооружений совершенно особенного стиля, местного ренессанса и барокко. Такого нет в других городах. И вообще здесь легко дышится. Так что легко можно приехать, скажем, в мае на недельку. Тем более что и в округе можно много чего посмотреть интересного, и ехать недалеко (жаль, что у меня не было времени съездить в горы, в Саксонскую Швейцарию; это недалеко от Bad Schandau, остановка Kurort Rat). Помимо природных достопримечательностей, под Дрезденом можно посмотреть замки, крепости, дворцы: замок Морицбург, дворец Пильниц, курорт Белый олень, знаменитый своим фарфором город Майсен... Да, и надо сказать, что с разнообразными едально-питейными заведениями ситуация тут, как мне показалась, вполне неплохо обстоит: не только количество их весьма удовлетворительное, но и цены гуманные, даже на самых центральных площадях.

В Дрездене накрапывал небольшой дождик, к счастью, почти незаметный. В Старый город я прошла по пешеходной Пражской улице, на которой куча разнообразных магазинов.

Начала я свою прогулку по Дрездену с площади Альтмаркт (Altmarkt) (Старый рынок). Из старых зданий тут ничего не сохранилось, только Церковь Креста Господня (Kreuzkirche), и то восстановленная. От Дрездена вообще почти ничего не осталось после бомбардировок. Удивительно, как здорово его удалось восстановить! Для меня в свое время было шоком узнать, что здесь камня на камне не оставили: нам всегда твердили, как пострадал СССР, а о Германии я как-то не задумывалась, а потом узнала про Дрезден у Воннегута, теперь про Любек, Гамбург и другие города. Какие-то восстановлены и, как прежде, красивы, какие-то (как Гамбург) — многое утратили по сравнению с довоенным временем (если сравнивать со старыми фотографиями и рисунками).

Церковь Креста Господня, основанная в XII веке, — крупнейшая церковь в Саксонии. Она неоднократно страдала от пожаров. Высота башни (построенной, кстати, по образцу Католической придворной церкви) составляет 94 метра. На высоте 54 метра находится смотровая площадка, для подъема на которую необходимо преодолеть 256 ступеней. Новые часы на башне были созданы в 1930 году и имеют 3 метра в диаметре.

Церковь в том архитектурном оформлении, в котором она предстает перед нами сейчас, была построена около 1900 года. Тогда же, после очередного пожара (случившегося в 1897 году), был обновлен и перестроен в стиле модерн и ее интерьер (алтарь, церковная кафедра, органные хоры и т.п.). Реставрация была проведена очень прогрессивными по тогдашним меркам методами, с использованием современных строительных технологий.

После Второй мировой войны (а точнее, после 13 февраля 1945 года, когда во время бомбардировки Дрездена церковь Креста Господня была практически полностью разрушена, погиб орган, покрылся копотью алтарь...) церковь была восстановлена и открылась для прихожан в 1955 году. Реставрация внутреннего оформления проходила в 2000-2004 гг.

Интерьер церкви весьма сдержанный. Она славится в первую очередь своим церковным хором мальчиков. Правда, алтарь (см. фото выше) и украшения над дверью мне тоже весьма приглянулись: модерновые такие, что нечасто встретишь в церквах). Над бронзовым барельефом алтаря в стиле модерн (или, на немецкий манер, югендштиль) работал скульптор Генрих Эплер (Heinrich Epler, 1900). На барельефе изображена первая лютеранская служба в Дрездене, проходившая в этой церкви в 1539 году.

Картина «Распятие Христа» (Kreuzigung Christi) над алтарем также относится к 1900 году и была создана художником Антоном Дитрихом (Anton Dietrich). К сожалению, большая часть украшений в стиле модерн не уцелела: во всем виноват налет авиации Великобритании и США 13 февраля 1945 года.

С потолка свисают своеобразные светильники: легкие такие шарики.

Церковь Креста Господня открыта ежедневно с 10 до 17 часов. Тут регулярно проводятся богослужения, концерты хоровой и органной музыки (орган 1900 года, разрушенный в 1945 году, был в 1963 году заменен новым, органостроительной дрезденской фирмы Jehmlich; это на сегодняшний день крупнейший церковный орган в Дрездене), чтения Библии и многие другие мероприятия.

К северу от церкви Креста Господня, с юго-восточной стороны площади Альтмаркт находится грузное, не особенно симпатичное  здание Новой ратуши (Das Neue Rathaus). История Новой ратуши началась в XX веке, когда стало ясно, что в старом здании Ратуши дрезденскому муниципальному управлению становится слишком тесно. Поэтому в 1901 году решено было провести конкурс на новый архитектурный проект. В итоге победил проект архитектора Карла Рота (Karl Roth (1875–1932)), который, совместно с Эдмундом Бретером (Edmund Bräter (1855–1925)), и возглавил строительство Новой ратуши, проходившее в 1905-1910 гг. Во время бомбардировки Дрездена в 1945 году здание серьезно пострадало и впоследствии было реконструировано.

Башня Новой ратуши имеет высоту около 100 метров. На вершине башни находится медная позолоченная 5-метровая скульптура Золотого стража Ратуши (Der Goldene Rathausmann). Она изображает покровителя Дрездена — Геракла, который одной рукой рассыпает дары из рога изобилия, а другой — показывает на красоту расстилающегося у его ног города. Скульптуру выполнил Рихард Гур (Richard Guhr, (1873 - 1956)) в 1908 году. В качестве модели для статуи Геракла послужил немецкий тяжелоатлет Эвальд Редам (Ewald Redam). После Второй мировой войны в Дрездене велись бурные дискуссии по поводу правой руки Геракла, жест которой напоминал некоторым товарищам (в основном, правда, не коренным дрезденцам) нацистское приветствие. Думали даже убрать статую, но в итоге ее отстояли. Первая реставрация скульптуры, прямо на месте, была предпринята в 1963 году. Затем, в 2004-2006 годах, состоялась уже полноценная реставрация Стража с заменой всего внутреннего «скелета» (летом 2006-го как раз отмечалось 800-летие Дрездена; к тому же, каркас Геракла сильно проржавел и требовал замены).

На высоте 68 метров есть смотровая площадка. Отсюда открывается отличный вид на город и окрестности, в хорошую погоду, говорят, вплоть до Саксонской Швейцарии.

У входа в винный погреб Новой ратуши мне очень приглянулась композиция «Бахус верхом на (пьяном) осле» (Bacchus auf einem (trunkenen) Esel reitend), созданная одним из крупнейших дрезденских скульпторов первой четверти XX века по имени Георг Врба (Georg Wrba) (1872-1939). Редкий турист упустит возможность прикоснуться к большому пальцу на ноге бога вина Диониса, так как существует легенда, что это  приносит счастье. На фотографии хорошо видно, как отполирован этот пальчик.

У главного входа напротив дверей с позолоченными решетками стоят два лёвы, а со стороны винного погреба ратуши (Ratskeller) можно увидеть еще одно небольшое изображение Бахуса.

Жаль, что уже осень. В Дрездене много фонтанов, и все они к ноябрю уже не работают. Конечно, доля очарования пропадает.

Недалеко от ратуши (у западного фасада здания Gewandhaus, бывшего здания цеха суконщиков, а ныне фешенебельного отеля Radisson SAS) я увидела барочный фонтан Динглингера (Dinglinger Brunnen), который раньше стоял у разрушенного во время войны дома Иоганна Мельхиора Динглингера (1664-1731), служившего придворным ювелиром Августа Сильного и создавшего для него, в частности, знаменитый шедевр «Двор Великого Могола Ауранг-зеба в Дели в день его рождения» (Hofstaat zu Delhi am Geburtstag des Großmoguls Aurang-Zeb). Фонтан Динглингера был перенесен сюда, на улицу Kreuzstraße, в 1966 году.

Неподалеку, на улице Weißen Gasse, я обнаружила еще один симпатичный фонтан — «Похититель гусей» (Gänsediebbrunnen). Бронзовая фигура юноши, который решил стащить парочку гусей, была создана скульптором Робертом Дизом (Robert Diez (1844-1922)) в 1878 году. Этот фонтан раньше тоже находился в другом месте, а именно на площади Ferdinandplatz (с момента официального открытия в 1880 году), но позднее, в 1961 году, был перенесен сюда. Кстати сказать, на Международной выставке искусств в Мюнхене в 1879 году фонтан был награжден золотой медалью. Во время бомбардировки Дрездена в 1945 году фонтан чудесным образом не пострадал. Вот еще любопытная историческая деталь: в образе похитителя гусей изображен юный Томас Платтер (Thomas Platter (1499-1582)), швейцарский ученый-гуманист, будущий ректор латинской школы (гимназии) в Базеле. В 1512 году Платтер посещал известную дрезденскую школу Kreuzschule (Училище Креста). Для прощального ужина со своим наставником он действительно украл двух гусей.

Далее я направилась к Загородной вилле или, точнее Ландхаузу, то есть дому земельного правительства (Altes Landhaus или Altes Ständehaus), расположенному на широкой улице Wilsdruffer Straße. Здание строилось в период с 1770 по 1776 гг. по проекту архитектора Ф.А. Крубзациуса (Friedrich August Krubsacius). Здесь до 1907 года заседало сословное собрание Саксонии. С 1966 года в здании Загородной виллы находится городской музей Дрездена.

Здание сочетает в себе черты классицизма, позднего барокко и рококо. Во время бомбардировки Дрездена в 1945 году Загородная вилла была сильно разрушена. Реставрация проводилась в 60-х годах (с 1963 по 1965 годы). В 2005-2006 годах была проведена реконструкция, и к зданию со стороны площади Pirnaischer Platz была пристроена своеобразная пожарная лестница (на фотографии не очень хорошо видно; видите, справа от здания такая металлическая конструкция). Этот постмодернистский архитектурный проект вызывает множество споров, но пока его никто не трогает.

Напротив Загородной виллы, к востоку от площади Ноймарт (Neumarkt) на улице Шисгассе (Schießgasse) находится управление саксонской полиции (Polizeipräsidium и Polizeidirektion ). Здание строилось в 1895-1900 гг. по проекту архитектора Юлиуса Темпера (Julius Temper). Получился такой своеобразный дворец в стиле итальянского ренессанса с угловыми башнями в стиле барокко.

Рядом с Президиумом полиции, в юго-восточном углу Брюльской террасы находится внушительное здание Альбертинума (Albertinum), бывшего арсенала. Строительство (точнее перестройка бывшего арсенала в архив и художественную галерею) велось в 1884-1887 гг. по приказу короля Саксонии Альберта (годы правления: 1873-1902), отсюда и название музея. Архитектор Альбертинума — Карл Адольф Канцлер (Karl/Carl Adolf Canzler, (1818-1903)). Во время бомбардировки 1945 года Альбертинум сильно пострадал и был восстановлен в 1953 году.

В скульптурном украшении здания принимали участие многие выдающиеся мастера. Так, бронзовые барельефы на верхнем этаже Альбертинума были выполнены в 1909 году скульптором Робертом Дизом (Robert Diez (1844-1922)).

В Альбертинуме еще совсем недавно (до 2004 года) были выставлены драгоценности (из собрания «Зелёные своды») и монеты (из нумизматического кабинета), находящиеся в настоящее время во Дворце-резиденции.

Но в Альбертинуме и по сей день находится картинная галерея «Новые мастера» (с картинами Дега, Ван Гога, Мане, Моне и других), а также коллекция античных и современных скульптур. Правда, с 2006 года всё это закрыто на реконструкцию из-за наводнения на Эльбе в 2002 году; откроется экспозиция, вероятнее всего, летом 2010 года. В 2008 году всё это частично можно было увидеть в Цвингере, в здании Дрезденской картинной галереи. Что касается собрания античной скульптуры, то его планируется полностью разместить в галерее Земпера, в восточном зале, изначально задумывавшимся архитектором для античных слепков (это станет возможным после того, как оружейная палата в 2011-2012 гг. переедет из этого зала во Дворец-резиденцию). А в Альбертинуме, таким образом, с 2010 года будет представлена живопись и скульптура XIX-XXI вв.

Осмотрев Альбертинум (хотя бы снаружи), я вышла прогуляться на знаменитую Брюльскую террасу, откуда открывается великолепный вид на все основные достопримечательности Старого города Дрездена. Во-первых, отмечу Академию художеств (Kunstakademie), построенную в 1891-1895 гг. в стиле неоренессанса (или историзма) по проекту архитектора Константина Липсиуса (Johannes Wilhelm Constantin Lipsius, (1832 - 1894)).

Это могучее здание особенно выделяется среди сооружений, обрамляющих Брюльскую террасу, своими большими окнами (для лучшего освещения многочисленных мастерских) и необычным стеклянным куполом с позолоченной аллегорический фигурой богини молвы Фамы. В народе купол Академии получил не самое уважительное прозвище: «лимоновыжималка» (Zitronenpresse). Вообще надо отметить, что из-за своей монументальности и некоторой угловатости Академия художеств уже во время строительства вызывала массу критических нападок. Но сегодня это уже неотъемлемая часть классического дрезденского пейзажа; к тому же, все архитектурные и скульптурные детали выполнены с величайшим мастерством. Здание богато украшено (некоторые считают, что даже перегружено) скульптурами, созданными крупнейшими мастерами того времени, такими как Генрих Эплер (Heinrich Epler), Йоханнес Шиллинг (Johannes Schilling) и Герман Хульцш (Hermann Hultzsch).

Под острым углом к Академии пристроено соединенное с ней круглым павильоном здание Выставочного зала (Ausstellungsgebäude), созданное Константином Липсиусом в 1894/95 гг. Собственно, именно этому крылу принадлежит пресловутый стеклянный купол на стальном каркасе. Мне особенно приглянулись статуи на восточном фасаде выставочного корпуса Академии (на площади Georg-Treu-Platz):

Здание Академии художеств было разрушено во время бомбардировок в феврале 1945 года и после войны отстроено заново (работы были завершены в 1965 году).

На Брюльской террасе по причине не самой лучшей погоды было мало народу, и было очень красиво: отличные виды, желтые деревья:

Вид с Брюльской террасы на церковь Богородицы:

На Брюльской террасе, между Академией художеств и Альбертинумом, перед Выставочным залом Академии художеств находится памятник Готфриду Земперу (Gottfried Semper (1803-1879)), крупнейшему немецкому архитектору середины девятнадцатого века, к знаменитым творениям которого относятся, в частности, здания дрезденской Оперы и Дрезденской картинной галереи. Бронзовый памятник выполнен в 1892 году скульптором Йоханнесом Шиллингом (Johannes Schilling (1828-1910)), сотрудничавшим с Земпером и создавшим, в частности, квадригу для его Оперы, а также конный памятник Иоганну Саксонскому перед зданием всё той же Оперы. Статуя изображает Земпера с чертежом его первого театра в Дрездене.

Памятник создан на средства Союза немецких архитекторов и инженеров (Verband Deutscher Architekten und Ingenieure): саксонский двор и город Дрезден не выделили денег на его создание, поскольку Готфрид Земпер, несмотря на свои огромные заслуги в архитектурном оформлении Дрездена, впал в немилость властей из-за своего участия в Дрезденском майском восстании 1849 года. О других скульптурах Брюльской террасы читайте в следующей записи.

В уголке находится треугольный Брюльский сад. Из сооружений эпохи барокко до наших дней дошло немногое: две скульптурных композиции со сфинксами (Sphinxfiguren) на высоком постаменте и фонтан «Дельфин» (Delphinbrunnen). Сфинксы были созданы немецким скульптором эпохи позднего барокко и зарождения классицизма Иоганном Готфридом Кнёффлером (Johann Gottfried Knöffler (1715-1779)) около 1750 года и находятся на том месте, где раньше был вход в Бельведер Брюльского сада (так называемый Второй бельведер (Zweites Belvedere), построенный в 1749 - 1751 годах по заказу Генриха фон Брюля, после того, как в предыдущий ударила молния; этот бельведер, превосходный образец дрезденского рококо, также не сохранился: он был разрушен во время Семилетней войны в 1759 году).

Надо сказать, что Кнёффлеру принадлежит неимоверное количество разных скульптурных украшений, фонтанов и статуй в Дрездне, в частности, на дворце Козеля, дворце Ташенберг, дворце Секундогенитур, а также в Большом парке Дрездена.Автор фонтана «Дельфин» (также ок. 1750 года) — либо скульптор Пьер Кудре (Pierre Coudray), либо, по другим данным, тот же Иоганн Кнёффлер.

В 1990 году в Брюльском саду был установлен своеобразный памятник знаменитому немецкому художнику-романтику Каспару Давиду Фридриху (Caspar David Friedrich (1774-1840)). С 1798 года и до самой своей  смерти Фридрих жил в Дрездене. Многие из его работ выставлены в Дрезденской картинной галерее. Памятник представляет собой трехметровую стальную конструкцию, изображающую скромную мастерскую художника (именно такой образ мастерской запечатлен на картине «Каспар Давид Фридрих в своей студии», написанной ок. 1812 года другом и коллегой Фридриха Георгом Фридрихом Керстингом (Georg Friedrich Kersting (1785-1847)) и также выставленной в галерее «Новые мастера»).

Неподалеку в свое время стояла Старая синагога, созданная Готфридом Земпером в 1838-1840 гг. и уничтоженная фашистами во время ночного погрома в 1938 году. Сейчас на месте прежней синагоги, к востоку от Брюльской террасы стоит Новая синагога, выстроенная в 2000-2002 гг. в современном стиле.

Новая синагога не имеет окон ( по образцу первого израильского храма) и напоминает такой своеобразный скошенный куб песчаного цвета (поворот кладки подчеркивает, что помещение для молитв направлено на восток). Рядом стоит скромный памятник, напоминающий о синагоге Земпера.

Если пройти чуть дальше, то можно увидеть нишу в стене, где установлен памятник герцогу Морицу (Moritzmonument). Это старейший памятник Дрездена, созданный в ренессансном стиле из песчаника приблизительно в 1555 году (что интересно, раньше памятник был цветным). Герцог Мориц Саксонский (1521-1553) в 1547 году получил титул курфюрста после поражения своего двоюродного брата Иоганна-Фридриха Великодушного в битве при Мюльберге, в которой Мориц выступал против него, на стороне католического императора Карла V. Сам саксонский герцог и курфюрст Мориц (Kurfürst Moritz von Sachsen) был смертельно ранен в битве при Зиверсхаузене и погиб в возрасте 31 года.

Курфюрст Саксонии Август (годы правления:  1553-1586) поставил этот памятник в память о своем брате и предшественнике Морице. На композиции видно, как умирающий Мориц (обратите внимание на фигуру слева: за Морицем уже пришла смерть) передает меч своему брату Августу. Слева стоит в трауре супруга Морица, Агнесса Гессенская, справа — жена Августа, курфюрстина Анна, происходившая из датско-норвежского королевского дома. Обрамленная дорическими колоннами композиция создана знаменитым скульптором эпохи Возрождения Гансом Вальтером II (Hans Walther II) (1526 - 1586).

Если посмотреть на северный берег Эльбы, можно увидеть мощное здание бывших саксонских министерств (регионального правительства) (Gesamtministerium) (ныне здесь находится Государственная канцелярия Саксонии) (Staatskanzlei) (справа) и Министерство финансов (Finanzministerium) (слева). Оба эти здания в стиле необарокко с элементами классицизма были построены на рубеже веков: Министерство финансов в 1890-1896 гг., а здание министерств (Государственная канцелярия) — в 1900-1906 гг.

Продолжение прогулок по Дрездену читайте в следующих частях:

Достопримечательности Дрездена. Часть вторая. Брюльская терраса, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)

Достопримечательности Дрездена. Часть третья. Площадь Ноймаркт

Достопримечательности Дрездена. Часть четвертая. Нойштадт

Достопримечательности Дрездена. Часть пятая. Цвингер и опера Земпера.

Достопримечательности Дрездена. Часть шестая. Художественный пассаж, молочный магазин Пфунда, Японский дворец, Йенидце.

Достопримечательности Дрездена. Часть седьмая. Католическая придворная церковь (кафедральный собор Дрездена).

Дрезден: музей фарфора в Цвингере.


Использованные источники:

1) Памятники в Дрездене: www.dresden-bilder.de

2) Путеводитель по Дрездену: www.dresden-und-sachsen.de

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



15 комментариев к заметке

  1. Александра пишет:

    Уважаемый автор,
    Я сейчас пишу курсовую «тире» дипломную работу (перевод авторского путеводителя по Дрездену), Ваша статья помогла мне не меньше Википедии.
    Большое спасибо!
    Александра

  2. Foxy пишет:

    Александра, спасибо большое и Вам за приятный отзыв. Рада, что заметка оказалась полезной :) .

  3. jia пишет:

    по образцу первого израильского храма синагога состоит из двух построек с двором
    между ними, а окна есть в изобилии во втором здании, закручена она так чтобы красиво
    торцом на Эльбу смотреть и находиться параллельно улице.

  4. Foxy пишет:

    Jia, большое спасибо за дополнение насчет конструкции Новой дрезденской синагоги. Очень интересная информация.

  5. Foxy пишет:

    Новая информация: наконец добавлен материал о достопримечательностях Дрездена в районе Нойштадт (Новый город), см. тут: http://www.mishanita.ru/2008/11/10/364/

  6. Foxy пишет:

    Также добавлен отзыв о посещении музея фарфора в Дрездене: http://www.mishanita.ru/2008/11/12/9516/

  7. Светлана пишет:

    Спасибо за фотографии. Они мне помогли подписать те фотографии,которые я сделала,когда была в Дрездене.

  8. Светлана пишет:

    Ещё раз большое спасибо.

  9. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв, Светлана. Да, иногда, бывает, фотографируешь какую-то достопримечательность, а потом гадаешь, что же это такое:). Были рады помочь!

  10. геннадий пишет:

    Огромное спасибо за очень интересный и подробный рассказ! Как будто мы уже там побывали, хотя только собиремся.

  11. Елена Владимировна пишет:

    Замечательный экскурс!
    СПАСИБО ОГРОМНОЕ ВАМ!!!!

  12. Foxy пишет:

    Радует, что наш путеводитель по Дрездену находит читателей. Спасибо, коллеги:)!

  13. Наталья пишет:

    И до сих пор находит. Спасибо.

  14. Венера пишет:

    Огромное спасибо автору!
    Через две недели отправляюсь в путешествие по Европе.
    На Дрезден расчитано только один день.
    Но, сейчас я сделала выборку тех мест, которые нужно обязательно посетить.
    Огромное спасибо!

  15. Foxy пишет:

    Венера, спасибо за отзыв. Рады, что наши материалы по Дрездену Вам пригодились:)). Удачной поездки!