Дрезден: наш путеводитель. Часть II. Достопримечательности Брюльской террасы, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 10 ноября 2008, в 16:46

В тот же день ближе у вечеру я снова побывала на Брюльской террасе, только на этот раз в ее западной части. Отсюда на террасу ведет большая красивая лестница (Freitreppe) с 41 ступенью. Строительство лестницы было задумано еще в 1811 году и началось в 1814 году, после открытия Брюльской террасы для публики. Закончил работы 1868 году Фридрих Тормейер (Gottlob Friedrich Thormeyer (1775 - 1842)).

На лестнице, у северного входа на Брюльскую террасу привлекают внимание четыре скульптурные композиции, выполненные уже знакомым нам скульптором, профессором Академии Йоханнесом Шиллингом (Johannes Schilling (1828 - 1910)) в 1868 году. Оригинальные скульптуры были сделаны из песчаника, но в 1908 году из-за ветхости заменены копиями из бронзы (оригиналы сейчас находятся в дворцовом парке в Кемнице).

Каждая из четырех бронзовых скульптур символизирует определенное время суток (композиция в целом так и называется — Vier Tageszeiten, то есть «Четыре времени суток»). В 1860 году проходил конкурс на скульптурное оформление лестницы Брюльской террасы: участникам на выбора предлагалось две темы: четыре времени года или четыре времени суток. Предполагалось, что победившие скульптурные группы заменят двух львов из песчаника работы Кристиана Готлиба Кюна (Christian Gottlieb Kühn), стоявших при входе на лестницу раньше (сейчас эти львы находятся в южной части поперечной аллеи Большого парка Дрездена). Конкурс на оформление лестницы на Брюльской террасе выиграл Йоханнес Шиллинг, кстати говоря, в 1869 году завоевавший с этими проектами первый приз на художественной выставке в Вене.

Каждое время суток у Шиллинга олицетворяют скульптурные группы из трех фигур, одной главной (мужской или женской, попеременно) и двух сопутствующих (детских). Фигуры наверху лестницы изображены стоя, они более прозрачные и воздушные, внизу — сидя, они более слитные, компактные. Наверху слева стоит женская фигура, олицетворяющая Утро: во лбу у нее сияет утренняя звезда. Сопровождают ее две девочки, Пробуждение (она только что проснулась и надевает на сандалии) и Утренняя роса (она поливает из кувшинчика цветы). Наверху справа стоит фигура «День» — юноша с солнечным венцом; в правой руке у него лавровый венок. Сопровождают его мальчики, олицетворяющие Труд (справа, изображен за работой с лопатой) и Стремление (слева, тянется за лавровым венком, что символизирует стремление к славе).

Лично мне больше всего понравились две другие фигуры: Вечер и Ночь. Фигура, символизирующая Вечер, находится слева внизу лестницы и изображает крепкого мужчину, который после завершения всех дневных дел может, наконец, насладиться уютом, отдохнуть и развлечься. Мужчина изображен с вечерней звездой во лбу и с чашей в руке в компании девушек, которые олицетворяют, соответственно, Музыку (девушка справа, с лютней или каким-то другим струнным инструментом) и Танец (девушка слева, с тамбурином). Композиция Ночи находится внизу справа и изображает женщину с полумесяцем во лбу — заботливую мать, которая укрывает спящего юношу, олицетворяющего сон (а точнее, бога Гипноса — тихое и спокойное божество, считающееся персонификацией сна). Рядом изображен крылатый бог сновидений Морфей — ангел, который нашептывает мальчику волшебные сны.

Брюльская терраса (Die Brühlsche Terrasse) — прекрасный архитектурный ансамбль и одна из важнейших достопримечательностей Дрездена. Брюльскую террасу называют «Балконом Европы»: начиная с XIX века сюда приезжали многочисленные посетители со всей Европы, в том числе и многие выдающиеся личности. Эта терраса с великолепными видами Старого города (на Католическую придворную церковь, оперу Земпера и другие достопримечательности) и интереснейшими скульптурными и архитектурными объектами простирается приблизительно на 500 метров вдоль Эльбы.

Терраса носит название Брюльской в память о саксонском премьер-министре Генрихе фон Брюле (Heinrich von Brühl (1700-1763)), который скупил эту территорию при курфюрсте Августе Сильном и поручил проектирование вала, где с XVI века располагались оборонительные укрепления, знаменитому немецкому архитектору, основателю саксонского рококо Иоганну Кристофу Кнёффелю (Johann Christoph Knöffel (1686-1752)). В результате возник целый комплекс сооружений под названием «Брюльские красоты» или, если хотите, «Брюльские прелести» (Brühlsche Herrlichkeiten), куда входила библиотека, дворец, галерея, парк и бельведер. Все эти объекты были в конце XIX века снесены, а на их месте появились новые; сохранился только Брюльский сад, и то частично.

На месте Брюльской библиотеки (между прочим, имевшей очень приличное собрание) сейчас находится дворец Секундогенитур. А на месте бывшего брюльского дворца (Brühlsche Palais) (на Замковой площади (Schlossplatz), непосредственно с правой стороны от лестницы с четырьмя скульптурными группами работы Шиллинга) в 1900-1906 гг. по проекту архитектора Пауля Валлота (Paul Wallot (1841-1912), автора здания Рейхстага в Берлине) был построен Дом земельных сословий (Ständehaus). Это здание в стиле неоренессанса с элементами необарокко. С 1907 по 1933 год здесь заседал земельный парламент Саксонии (Landtag) (до 1907 года они заседали в так называемой Загородной вилле (Alte Landhaus) на улице Wilsdruffer Straße).

На 50-метровой башне возвышается позолоченная аллегорическая фигура, олицетворяющая Саксонию, работы всё того же Йоханнеса Шиллинга (Johannes Schilling).

Во время страшного пожара, который бушевал в Дрездене после бомбардировок в феврале 1945 года, сгорел и Дом земельных сословий. После некоторой реставрации в здании разместился Зоологический музей, Музей минералогии и геологии, Земельное ведомство по охране памятников архитектуры, некоторые отделы Академии наук и Немецкая фототека. Сегодня здесь находится Верховный земельный суд (Oberlandesgericht). Окончательная реконструкция наружной части здания была завершена только в 1993 году, внутренних помещений— только в 2001 году.

Рядом установлен памятник первому королю Саксонии Фридриху Августу I Справедливому (Friedrich August I der Gerechte (1750-1827)) (он же курфюрст Фридрих Август III). Раньше этот памятник находился у Японского дворца, на Дворцовой площади (Palaisplatz), а затем, после реставрации был установлен тут, перед Домом земельных сословий. Торжественное открытие состоялось 29 мая 2008 года.

Приятен на вид бежевый дворец Секундогенитур (Sekundogenitur) на Брюльской террасе (между Домом земельных сословий и Академией художеств, совсем рядом с Эльбой, отсюда открывается вид на набережную Нового города, Neustädter Elbufer). Необычное название дворца Секундогенитур в буквальном переводе с латыни означает «второй по рождению» (от слов secundus (второй) и genitus (рожденный)). Понятие «секундогенитура» означает особые имущественные права, которые предоставлялись второму в роде принцу (и его потомкам) правящей династии или аристократической фамилии (соответственно, порядок наследования по принципу первородства обозначается термином «примогенитура»). Таким образом, как ясно из названия, дворец Секундогенитур служил для принца младшей ветви: тут находилась библиотека и собрание гравюр (эстампов) второго сына династии — принца Иоганна Георга, брата последнего короля Саксонии Фридриха Августа III (жил принц в другом дворце). Впоследствии в Секундогенитуре размещалась галерея новых мастеров (с 1931 по 1945 год), а сегодня находится кафе и ресторан с широким выбором вин.

Здание Секундогенитура было построено в 1896-97 гг. по проекту придворного архитектора Густава Фрёлиха (Gustav Fröhlich (1859–1933)) на месте снесенной Брюльской библиотеки. Это узкое двухэтажное строение в стиле светлого, радостного необарокко (южнонемецкого рококо). Небольшое и изящное, нарядное и даже игривое, заметно контрастирующее с соседними зданиями и по своему стилю, и по величине. Очень приятное, под изогнутой мансардной крышей с медным покрытием; с окнами, украшенными орнаментами в виде вьющихся растений. Портал обрамлен ионическими колоннами.

Дворец Секундогенитур был полностью разрушен во время Второй мировой войны и впоследствии, в 1963-64 годах, отстроен заново.

Непосредственно перед фасадом Секундогенитура стоим памятник немецкому скульптору Эрнсту Ритчелу (Ernst Rietschel) (1804-1861). Этот бронзовый бюст, созданный его учеником Йоханнесом Шиллингом (Johannes Schilling), был установлен здесь в 1876 году. Когда-то на этом месте находилась студия Ритчела. Бюст (в два раза крупнее натуральной величины) стоит на колонне с тремя барельефами, изображающими, соответственно, Историю, Поэзию и Религию. На пьедестале вокруг колонны разместились скульптурные изображения юношей, символизирующих рисунок, лепку и работы резцом — основные формы ремесла скульптора.

О других интересных объектах на Брюльской террасе читайте в предыдущей записи.

Затем я еще побродила по центру города, решив в районе обеда потом смотаться в гостиницу, проверить обстановку. Вот какие достопримечательности Дрездена я еще успела посмотреть до обеда:

Напротив Академии художеств, позади церкви Богородицы, на площади Ноймаркт (Neumarkt, т.е. Нового рынка) красуется желтый Дворец Козеля (Coselpalais). Это роскошное пятиэтажное сооружение в стиле рококо.

Дворец был построен уже известным нам архитектором Иоганном Кристофом Кнёффелем (Johann Christoph Knöffel) в 1744-1746 гг. (Кнёффелю подарил эту область саксонский курфюрст Фридрих Август II; тут стояла пороховая башня, которую архитектор решил снести и на ее месте построить два пятиэтажных дворца). Однако в 1760 году, во время Семилетней войны, здания были значительно разрушены. В 1762 году их приобрел граф Козель (Graf Friedrich August von Cosel), сын Августа Сильного и его знаменитой фаворитки графини Козель. Граф Козель поручил тогдашнему главному архитектору Саксонии Юлиусу Шварце (Julius Heinrich Schwarze), сменившего на этом посту умершего Кнёффеля, восстановить строения, превратив их в жилой дворцовый комплекс (Wohnpalais). Работы по возведению дворца, названного по имени его нового владельца, графа Козеля, продолжались вплоть до 1764 года. Теперь это было пятиэтажное здание с центральным ризалитом и треугольным фронтоном, что в целом соответствовало первоначальному проекту Кнёффеля. Шварце пристроил еще два двухэтажных боковых флигеля. Скульптурные украшения остались работы Кнёффеля. В частности, изготовленные им двенадцать детских фигур, украшающих ворота при входе во дворец (кто-то говорит, что это не просто дети, а ангелочки), считаются одним из лучших образцов саксонского барокко.

В первой половине XIX века дворец Козеля перешел в гражданскую собственность. С 1845 по 1853 год здесь находится «русский отель», затем, вплоть до 1910 года, располагалось полицейское управление. Впоследствии во дворце разместились различные ведомства, в том числе саксонский комитет по строительству. После февральского авианалёта 1945 года от дворца Козеля, равно как и от всех зданий района Ноймаркт, остались только груды пепла. Лишь в 1975-77 годах удалось частично восстановить дворец (и то только боковые флигели);  работы по реставрации основного здания были завершены лишь в 2000 году. Сегодня здесь находятся кафе, рестораны и офисные помещения.

Наконец я подошла к, пожалуй, главной (не считая Цвингера) достопримечательности Дрездена, церкви БогородицыФрауэнкирхе (Frauenkirche). Это протестантская церковь в стиле барокко, которая строилась в 1726-1743 годах по проекту архитектора Георга Бэра (George Bähr) (1666-1738). Работы после смерти Бэра заканчивал его ученик Иоганн Шмидт (Johann Georg Schmid(t)).

Это самое величественное сооружение на дрезденской площади Ноймаркт. Высота купола составляет 91 метр. Наряду со Страсбургским собором, это крупнейшая постройка в мире из песчаника.

Немного об истории/хронологии строительства Фрауэнкирхе. Церковь на этом месте существовала уже в XI веке. Небольшая романская постройка была впоследствии расширена в готическом стиле, а в конце XV века обзавелась башенкой. Со времен Реформации эта церковь (также посвященная Богородице) стала принадлежать лютеранской общине Дрездена. Именно здесь был похоронен известный немецкий композитор Генрих Щютц (1585-1672) (после сноса старого храма его могила была утеряна; единственное, внутри нынешней церкви Богородицы я заметила небольшую мемориальную табличку или даже, скорее, полосочку, напоминающую о том, что композитор «нашел здесь свое последнее пристанище»). К началу XVIII в. здание церкви обветшало; к тому же, церковь уже не вмещала растущее число прихожан. В итоге в 1727 году прежняя церковь Богородицы была снесена.

После сноса старого храма началась история новой, барочной Фрауэнкирхе. Прежде чем власти утвердили проект Георга Бэра, прошло четыре года. Наконец, 26 августа 1726 года был заложен первый камень нового храма, и в 1743 году строительство было завершено. Стоимость проекта составила почти 300 тыс. талеров, причем основную часть суммы обеспечили пожертвования дрезденских граждан (часть средств, вообще-то, предназначалась для зальцбургских протестантов, изгнанных за свою веру из родных земель и бежавших через Саксонию; но в итоге эти деньги также ушли на строительство церкви и были, таким образом, использованы не по назначению).

Купол, изначально проектировавшийся Бэром как деревянный с медным покрытием, в итоге был построен из камня (песчаника) (насколько я поняла, окончательный вариант был выбран по причине меньшей стоимости). При этом за образец был взят венецианский собор Санта-Мария делла Салюте. Академики Захариас Лонглюн (Zacharias Longuelune) и его ученик Иоганн Кристоф Кнёффель критиковали барочный проект Бэра. Они потребовали, чтобы купол имел овальную форму и был больше устремлен ввысь. Проект внутреннего оформления разработал, собственно, Кнёффель. В итоге всех этих противоречий единственным элементом церкви, свободным от влияний классицизма, оказался алтарь (описание интерьера см. на этой странице ниже).

В 1743 году строительство, наконец, закончилось: на купол был установлен крест с навершием в форме буквы A, что символизировало господство Августа Сильного. Получилось великолепное культовое сооружение, один из самых значительных протестантских храмов немецкого барокко. Новая дрезденская Фрауэнкирхе отличалась необычной архитектурой: особенно стоит отметить своеобразную форму купола, сужавшегося книзу и напоминавшего по форме колокол. Ничего подобного тогда в мире не существовало, и уникальная конструкция даже заслужила прозвище «каменный колокол». Наружный диаметр купола составляет свыше 26 м.

На протяжении последующих 200 лет церковь неоднократно ремонтировалась и реставрировалась. Последняя существенная реконструкция была проведена в 1942 году. После воздушной бомбардировки в феврале 1945 года церковь Богородицы была полностью разрушена. Огненный смерч накалил атмосферу до 1200 градусов и уничтожил практически весь исторический центр Дрездена. На площади Ноймаркт не осталось ни одного здания. Кое-как выстоял только памятник Мартину Лютеру перед церковью Богородицы, и то очень сильно пострадал. На месте, где стояла церковь, высилась теперь лишь огромная груда развалин. По счастью, удалось совершенно случайно сохранить великолепный алтарь Фрауэнкирхе: расплавившееся олово из полностью разрушенного церковного органа послужило своеобразным «коконом», а деревянные части конструкции органа приняли на себя тяжесть падающих обломков купола, смягчив удар. Так что при расчистке завалов удалось извлечь около двух тысяч фрагментов алтаря, которые и были использованы при его реставрации позднее (см. описание интерьера ниже).

Руины церкви Богородицы так и остались почти нетронутыми до 1993 (!) года. Дело, вроде бы, было не только в нехватке средств (хотя и в ней тоже): власти решили не восстанавливать Фрауэнкирхе в качестве памятника жертвам войны, как напоминание потомкам. Так эти руины и простояли в центре Дрездена почти 45 лет. Это был мемориал наподобие церкви кайзера Вильгельма в Берлине или церкви Св. Николая в Гамбурге. Всё это время на руинах Фрауэнкирхе собирались люди, вспоминали своих погибших родных; здесь же проходили антивоенные демонстрации, встречались члены движения за гражданские права и в защиту мира...

В начале 90-х годов, после объединения Германии, инициативные группы (и прежде всего, активисты под предводительством известного трубача Людвига Гюттлера (Ludwig Güttler)) стали агитировать за восстановление церкви. Начался сбор средств, стали продавать часы и значки с осколками из развалин (опять же для сбора средств), расчищать завалы... Итак, 27 мая 1994 года был заложен первый камень новой церкви Богородицы, а в 1996 году начались собственно работы по реставрации храма с применением современных строительных технологий (в частности, были созданы уникальные строительные леса, позволявшие проводить работы в любую погоду и как бы «росли» вместе с очередным возведенным участком) и компьютерных программ (при расчете пластин купола даже использовалась программа какого-то авиаконструкторского бюро!). Торжественное открытие (освящение) обновленной Фрауэнкирхе состоялось 30 октября 2005 года: восстановить церковь удалось намного быстрее, чем предполагалось изначально, поскольку поток пожертвований (в том числе от могущественных меценатов и политиков из Великобритании, США, Франции и Швейцарии) намного превзошел ожидания. Теперь дрезденская церковь Богородицы — это не памятник жертвам войны, а символ примирения.

Нынешняя Фрауэнкирхе на 43% состоит из оригинальных частей; эти потемневшие камни видны повсюду, их пока еще довольно легко можно отличить от новых, этакий пазл, со временем цвет камней должен будет выровняться; единственное, при восстановлении купола были задействованы только новые камни, поскольку прежние слишком сильно пострадали, а нагрузка на купол очень серьезная, так что было решено не рисковать.

К сожалению, попасть внутрь церкви простым смертным туристам не так-то просто. То там служба, то концерт, то по непонятным причинам висит табличка о том, что осмотр церкви сейчас невозможен. Может быть, в будние дни всё проще, но я попала в церковь только на третий раз. На купол тоже удалось подняться не сразу: я собиралась туда в воскресенье утром, а церковь, равно как и смотровая площадка, работала для обычных людей только с 12:30.

Так что снаружи я осмотрела церковь еще в субботу, а внутрь попала только на следующий день. Но раз уж речь зашла о церкви Богородицы, расскажу тут же и об ее интерьере.

Алтарь церкви Богородицы, как уже отмечалось, относят к чистому барокко, свободному от влияний классицизма. Сегодняшний алтарь на 80% состоит из исторического материала, т.к. его, как описывалось выше, удалось чудесным образом сохранить. Скульптурные работы по украшению алтаря выполнили Бенжамин Томэ (Benjamin Thomae) (1682-1751) и Иоганн Кристиан Файге (Johann Christian Feige) (1689-1751). (Кстати, именно Файге выполнил надгробный памятник архитектора Георга Бэра, находящейся в «нижней церкви» Фрауэнкирхе). Центральная композиция изображает Иисуса на Елеонской горе (молитва в Гефсиманском саду). Справа виден Иерусалим и спящие апостолы, из городских ворот приближаются солдаты, а прямо над Иисусом парит ангел, который держит в руке крест (символ грядущей смерти Христа на кресте). Надо всей композицией царит Божье око, называемое также «глазом провидения» (глаз в треугольнике). Традиционно для искусства эпохи барокко он окружен облаками.

В алтаре представлены также персонажи Нового и Ветхого завета: крайний слева — Моисей со скрижалями, ближе к центру — апостол Павел и мечом и книгой; крайний справа — брат Моисея Аарон с кадилом, ближе к центру — апостол Филипп с крестом. Ангелы несут над ними связки из пшеничных колосьев (слева) и виноградных лоз (справа): это символизирует хлеб и вино, то есть тело и кровь Христовы (причастие). Довольно сдержанная скульптурная композиция контрастирует с остальным пышным барочным оформлением церкви. Орган церкви Богородицы органично объединен с алтарем, довольно необычная конструкция:

Церковь Богородицы в Дрездене, алтарьЦерковь Богородицы в Дрездене, алтарь

Что касается собственно органа церкви Богородицы, то в 1732–1736 гг. здесь был построен трехмануальный орган с 43 регистрами, созданный органным мастером Иоганном Готфридом Зильберман (Johann Gottfried Silbermann). Кстати, вскоре после открытия этого органа на нем дал концерт И.С. Бах. В 1945 году орган был полностью разрушен, а вместе с ним и оригинальный проспект. Надо сказать, что до этого времени орган неоднократно перестраивался, расширялся, перенастраивался и обновлялся, так что к моменту своей гибели в 1945 году он насчитывал 5 мануалов и 85 регистров. Авторами убранства на проспекте зильбермановского органа были уже знакомые нам Георг Бэр (George Bähr) и Иоганн Файге (Johann Christian Feige).

В 1997–2002 гг., после принятия решения о восстановлении церкви и, соответственно, органа, начались бурные дискуссии о том, стоит ли пытаться скопировать погибший орган. Было признано более здравым вариантом не пытаться восстановить неоднократно перестраивавшийся, а теперь полностью утраченный инструмент, относительно которого не сохранилось детальных чертежей, а создать новый орган, который бы не только вписывался в убранство церкви Богородицы не хуже прежнего, но был бы более универсальным, чем зильбермановский, в плане широты исполнительского репертуара (ну и, разумеется, всех служебных церковных функций). Эти планы резко критиковали многие музыканты и эксперты (особенно представители известного течения исторического исполнительства). Они требовали полноценного воссоздания старинного органа XVIII века в максимальном соответствии с оригиналом, ссылаясь, в частности, на то, что все остальные элементы внутреннего убранства церкви восстанавливаются-де по старому образцу. Они считали неверным ставить за отреставрированным фасадом старинного органа совершенно иной, современный инструмент, и ссылались на то, что недостающие данные (мензуры и т.п.) можно восполнить по сохранившимся инструментам Зильбермана, т.к. мастер создавал свои органы по единой модели (например, орган в соборе города Фрайберга неплохо сохранился и, к тому же, относится как раз к той же эпохе). В итоге тендер выиграла страсбургская органостроительная фирма Alfred Kern & fils, а сторонники исторической реконструкции органа потерпели поражение. Известный немецкий биолог Гюнтер Блобель (уже много лет работающий в США, лауреат Нобелевской премии, почти всю ее сумму передавший на реставрацию церкви Богородицы в Дрездене), сторонник исторически достоверной реконструкции, в знак протеста даже отказался от почетного членства в попечительском совете церкви, а фонд Питера Дуссмана отозвал обещанные 1,5 млн евро финансирования.

Три мануала (хауптверк, оберверк и брустверк) и педаль реконструировались во многом на основании сохранившейся диспозиции Зильбермана; правда, был расширен диапазон и добавлены некоторые регистры. Считается, что фирме «Керн» удалось волшебным образом соединить органостроительные принципы братьев Готфрида и Андреаса Зильберманов (первый работал в Саксонии, второй — в Эльзасе).
Плюс к тому, теперь на органе можно исполнять и послебарочную музыку, в том числе французских романтиков (для этого предназначен швельверк [третий мануал]). Четвертый мануал [брустверк] рассчитан на сопровождение певцов и других инструментов, исполняющих старинную музыку, и настроен на полтона ниже (нота ля соответствует частоте не 440 Гц, а 415 Гц). Выбранная концепция реставрации объединяет два подхода: исторический аутентизм и универсализм. Тут вам и И.С. Бах, и Сезар Франк равно возможны, настолько велика палитра нового органа, настолько он многогранен и гибок. Так, во всяком случае утверждает официальный сайт церкви. Новый орган был закончен в сентябре 2005 года. В нем 4876 труб, 68 регистров, четыре мануала и педаль.

Внутри церковь очень светлая, нежная: доминируют розовые, голубые, зеленые и желтые тона. Внутренний купол был изначально расписан в 1734 году итальянским театральным художником Джованни Баттиста Гроне (Giovanni Battista Grone). Восемь полотен изображают евангелистов Луку, Матфея, Марка и Иоанна, а также аллегории христианских добродетелей: Веры, Надежды, Любви и Милосердия.

Церковь Богородицы в Дрездене

Во время реставрации обновление росписи купола было поручено художнику Кристофу Ветцелю (Christoph Wetzel). Всеми работами по восстановлению внутреннего барочного убранства руководил главный реставратор Петер Тауберт (Peter Taubert). При восстановлении росписей использовались документы из Архива цветных диапозитивов Центрального института истории искусств Мюнхена. Правда, во время войны этот архив серьезно пострадал, и уже было сложно понять, насколько цвета на этих снимках соответствуют оригинальным, поэтому Ветцель, Тауберт и их помощники дополнительно изучали свидетельства современников, отчеты и описания, касающиеся сохранившихся церковных росписей и картин аналогичного периода в Саксонии, Венеции и других регионах, чтобы максимально приблизиться к оригинальному внешнему облику исторической купольной росписи.

На следующей фотографии видны хоры церкви Богородицы. Именно они в значительной степени определяют необычный облик и атмосферу внутреннего пространства Фрауэнкирхе. Округлые хоры с трех сторон как бы «обнимают» церковные стены, благодаря чему каждый посетитель чувствует, что ему рады, что он дома, что он в безопасности. Архитектор Георг Бэр спроектировал пять уровней хоров, на которые приходилось примерно две трети всех мест для прихожан. Лучшие места (специальные такие отсеки на первом уровне хоров, застекленные (!) «комнатки для молитвы», Betstübchen) могли арендовать состоятельные дрезденцы, чтобы со всеми удобствами наблюдать за ходом богослужения. В новой, восстановленной, церкви этот нижний уровень внешне выполнен аналогично оригинальному, однако от внутренних перегородок между «комнатками» решено было отказаться.

Церковь Богородицы в Дрездене

1 июня 1993 года среди развалин церкви неожиданно обнаружили старинный купольный крест, некогда венчавший Фрауэнкирхе. Но он был сильно поврежден, и его решили заменить новым позолоченным крестом, а старый установить внутри церкви как напоминание (фотографии старого и нового креста можно посмотреть на официальном сайте церкви, здесь). Новый восьмиметровый крест изготовил английский мастер Алан Смит (Alan Smith), сын бывшего пилота, входившего в экипаж самолетов-бомбардировщиков Дрездена.

Церковь Богородицы в Дрездене, крест

Новый крест стал подарком от фонда Дрезденского опекунского совета (Dresden Trust) — британской благотворительной ассоциации, которую представлял ее покровитель герцог Кентский (герцог передал городу готовый крест на 55 годовщину бомбежки Дрездена, 13 февраля 2000 года). Церемония установки креста состоялась позднее (до того был не готов купол), 22 июня 2004 года в присутствии 60 тыс. зрителей. Новый крест был установлен на купол церкви как символ дружбы и примирения между народами Германии и Великобритании (крест так и называют — Versöhnungskreuz, т.е. «крест примирения»).

Смотровая площадка Фрауэнкирхе (куда меня пустили со скидкой) находится на высоте 68 метров на куполе церкви.

Часть пути надо ехать на лифте, часть — подниматься пешком (при этом открывается интересный вид в глубину церкви, вниз, через круглый купол). С площадки открывается панорама Старого Дрездена и окрестностей по обе стороны Эльбы.

Продолжение прогулок по Дрездену читайте в следующих частях:

Достопримечательности Дрездена. Часть третья. Площадь Ноймаркт

Достопримечательности Дрездена. Часть четвертая. Нойштадт

Достопримечательности Дрездена. Часть пятая. Цвингер и опера Земпера.

Достопримечательности Дрездена. Часть шестая. Художественный пассаж, молочный магазин Пфунда, Японский дворец, Йенидце.

Достопримечательности Дрездена. Часть седьмая. Католическая придворная церковь (кафедральный собор Дрездена).

Дрезден: музей фарфора в Цвингере.

Первая часть прогулок по Дрездену (Церковь Креста Господня, Новая ратуша, фонтаны, Академия художеств, Брюльская терраса и Брюльский сад и другие достопримечательности Дрездена) выложена здесь.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



12 комментариев к заметке

  1. Ирина пишет:

    Спасибо за интересный рассказ! К сожалению,часть четвертая-Нойштадт не открывается, вероятно уже удалена? Было бы здорово, если и последнюю часть повествования возможно было бы прочитать!

  2. Foxy пишет:

    Спасибо и Вам, Ирина, за отзыв :) . Да, некоторые описания достопримечательностей Дрездена на данный момент в архиве. Но обязательно появятся после некоторых доработок!

  3. Валерий Дмитрян пишет:

    Прекрасный путеводитель. Изложение эмоционально и профессионально. Существенно лучше известных мне печатных изданий.

  4. Foxy пишет:

    Спасибо, Валерий, что оценили наш путеводитель по Дрездену. Прекрасный отзыв :) .

  5. Валерий пишет:

    Спасибо, Фоксичка, за такое подробное описание. В какой гостинице Вы останавливались? Какие дадите советы? Планирую провести 2 дня в Дрездене по пути в Чехию.

  6. Foxy пишет:

    Валерий, в этом году я останавливалась в одних дрезденских апартаментах в районе Нойштадт, недалеко от одноименного вокзала (Dresden-Neustadt), но там было несколько крайне неприятных моментов, так что не стану советовать этот отель.
    А в первый свой приезд в Дрезден я останавливалась (тоже в Нойштадте) в отеле Grand City Hotel Dresden Zentrum (он же Mark Hotel Alpha Dresden), краткий отзыв о котором есть в конце вот этой моей заметки:
    http://www.mishanita.ru/2008/11/10/364/

    Там же есть ссылка на отзывы других гостей. Строго говоря, рейтинг у отеля средненький, далеко не все довольны. Вот, можете почитать тут (вкладка «Отзывы гостей»):
    http://www.booking.com/hotel/de/mark-alp ... 4&dva=0&lang=ru

    А какие еще советы? Город прекрасен. Гуляйте, наслаждайтесь:)! За 2 дня довольно много можно успеть посмотреть. Музеи посетить и даже оперу.

    Удачи Вам!:)

  7. Владислав Горохов пишет:

    Уважаемая Mihanita, мне понравилось ваше наглядное описание лестницы на Брюльскую террасу в Дрездене. Я прошу разрешения поместить его в учебном пособии для студентов архитектурных ВУЗов, и как его подписать?
    С наилучшими пожеланиями. В.А. Горохов

  8. Foxy пишет:

    Добрый день, Владислав!
    Спасибо за лестный отзыв о наших материалах по Дрездену:).
    Подписать описание Брюльской террасы можно просто «с сайта mishanita.ru».
    Будем благодарны.
    Удачи Вам!

  9. Наталья пишет:

    С удовольствием читаю уже вторую Вашу работу, т.к. буду в Дрездене в составе тургруппы. Понимаю,что многого не увижу.Поэтому, если есть фоточка с памятной полосочки Щютцу, выставьте, пожалуйста. Или на мэйл вышлите. спасибо.

  10. Foxy пишет:

    Спасибо за отзыв, Наталья!
    Специально для Вас ;)) добавила несколько более свежих фотографий интерьера Фрауэнкирхе.

    А вот и фотографии той самой полосочки с надписью о Щютце (увы, снять ее целиком не получилось, поэтому снимков несколько и все фрагментарные — всё чьи-то ноги мешали):
    http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 09_17-27-46.jpg
    http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 09_17-27-56.jpg
    http://www.mishanita.ru/data/images/Germ ... 09_17-28-04.jpg

  11. Наталья Любимова пишет:

    Доброго времени суток,
    низко-низко-низко кланяюсь Вам в ножки! Мне кажется, я уже года 2 перечитываю взахлеб все части и вот, снова перечитывая, только сейчас решила оставить комментарий. Поражаюсь объему проделанной работы — это же целая диссертация. Я не представляю сколько времени ушло сначала чтобы всю информацию найти, потом пройти, сфотографировать, потом проверить, а далее еще и оформить. Спасибо Вам с большой буквы! Я все еще в восторге, и мне кажется чем дальше во времени, тем больше.

  12. Foxy пишет:

    Спасибо, Наталья, что оценили нашу работу))!