Дрезден: наш путеводитель. Часть VI. Художественный пассаж, молочный магазин Пфунда, Японский дворец, Йенидце

Рубрики: Германия, осень 2008,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 11 ноября 2008, в 15:33

Рано-рано поутру, после завтрака я отправилась осматривать еще неизвестные уголки Нового города (Нойштадта) Дрездена. Ну и, конечно, снова побывала у артезианского колодца, на площади Альбертплатц. Основной целью моего утреннего путешествия был так называемый Художественный пассаж (Kunsthof Passage).

Художественный пассаж Дрездена представляет собой своего рода альтернативную шопинг-галерею, которая простирается на пять дворов. Галерея тянется через проходные дворы от улицы Алаунштрассе, 70 (Alaunstraße) до Герлицерштрассе, 21-25 (Görlitzer Straße). Вход в пассаж — собственно, таких входов два: со стороны одной и другой упомянутой улицы — выглядит не слишком приметно, но определенные опознавательные знаки имеются. Если не хотите пройти мимо, постарайтесь не пропустить плакат с изображением летящей коровы, которая является символом этой галереи.

Художественный пассаж

Официальный сайт Художественного пассажа в Дрездене: www.kunsthof-dresden.de. Ориентироваться на этом небольшом пространстве не слишком сложно, но на всякий случай выкладываю карту Художественного пассажа, на которой обозначено местоположение каждого из пяти дворов:

Художественный пассаж

В пассаже можно найти магазинчики картин, авторских украшений, текстильных изделий, дизайнерских вещей из кожи, а также винные и чайные лавки, разнообразные ателье, танцевальные студии и многое другое.

Художественный пассаж

Но даже если вы не собираетесь ничего покупать, посещение этой необычной дрезденской достопримечательности стоит того. Эти красочные, художественно оформленные дворы, а также уютные магазинчики и кафешки — прекрасное место, чтобы отдохнуть от прогулок по городу и насладиться чашечкой кофе в компании причудливых существ, украшающих здешние стены.

Художественный пассажХудожественный пассаж

Во дворах Художественного пассажа можно увидеть множество забавных декоративных элементов: резвящиеся звери, персонажи сказок и даже композицию из водосточных труб... Особенно впечатляет последняя (в определенное время здесь даже можно посмотреть, как играет вода, как она переходит между этими уровнями, плещется и скачет по этим трубам и площадочкам разной конфигурации — настоящий театр дождя, прекрасный спектакль для глаз и ушей!).

Художественный пассаж

Композицию из водосточных труб можно увидеть в одном из пяти дворов Художественного пассажа, в так называемом Дворе элементов (Hof der Elemente) (правильнее называть его Двором воды, поскольку это один из трех Дворов элементов: света, воды и животных), являющемся творением трех художников.

Аннетта Пауль (Annette Paul), Кристоф Роснер (Christoph Roßner) и Андре Темпель (André Tempel) однажды оказались в Санкт-Петербурге, и на них произвела огромное впечатление причудливая городская архитектура с огромными водосточными трубами. Оказывается, в России водосточные трубы имеют гораздо больший диаметр, чем в Германии. Для немцев непривычно, что в Питере водосточные трубы открыто пересекают фасады, образуя извилистые, искаженные линии.

Художественный пассаж

Напротив композиции из водосточных труб, на солнечно-желтой стене закреплены декоративные алюминиевые листы, которые согнуты так, будто их раздувает ветер:

Художественный пассаж

Во Дворе животных (Hof der Tiere) можно увидеть зелёные стены, разрисованные жирафами, обезьянами и журавлями. Также здесь находится необычный сплетенный из ивы балкон.

ХудожественныйХудожественныйХудожественный

Более сухо и аскетично оформлен Двор метаморфоз (Hof der Metamorphosen) (художник Аренд Цвикер (Arend Zwicker)). Тяжелые металлические 15-метровые щиты на фасадах домов (щиты изготовлены из оцинкованной стали в оболочке из кортеновской стали, которая защищает основной материал от коррозии) скрывают тайну, которая открывается только по вечерам.

Художественный пассаж

Оказывается, в изогнутой поверхности щитов встроены пучки стекловолокна, которые в вечернее время подсвечиваются при помощи замаскированных прожекторов, и тогда металлические щиты превращаются в светильники. Кроме того, Аренд Цвикер использовал в оформлении двора 24 разных вида бумаги. Эти листы бумаги он наполовину пропитал льняным маслом и в металлических рамах повесил на фасад. Говорят, интересно наблюдать, как эти листы постоянно  меняют свою текстуру.

Художественный пассаж

Во Дворе сказочных существ (Hof der Fabelwesen) стены украшают изображения фантастических животных.

ХудожественныйХудожественный пассаж

На южном фасаде представлена символическая Река жизни. Северный фасад ведет в астральную область космических элементов, звезд, комет и Любви, как элемента, который пронизывает всю Вселенную.

Художественный пассажХудожественный пассаж

Оформлением двора занималась художница Виола Шёпе (Viola Schöpe). Для орнамента она использовала майолику португальских производителей, красные и синие керамические плитки из Италии и золотистые из Мейсена.

Двор света (Hof des Lichts) служит площадкой для живого искусства: тут находятся сцены и разнообразные проекционные поверхности, позволяющие устраивать мультимедийные перформансы и инсталляции, театральные представления и кинопоказы. Кроме того, говорят, в этом дворе где-то установлены металлические зеркала, которые в зависимости от высоты Солнца дают разнообразные цветные отражения.

Художественный пассажХудожественный пассаж

Погода стояла великолепная: можно было бы, наверное, даже в горы рвануть, смотреть Саксонскую Швейцарию, но времени было не так много (да и погода в горах непредсказуемая; туманно и скользко вполне могло быть; лучше будет съездить туда летом или в мае).

Вообще район Дрездена, в котором находится Художественный пассаж, довольно неформальный. Не самый опрятный, несколько богемный. Кругом граффити, художественные лавки, мастерские, необычные магазинчики, торгующие всякой всячиной типа этнических экзотических безделушек. Попадаются очень даже неплохие рисунки на стенах. Поражает, например, фантазия автора этих двух граффити-произведений:

Посмотрев Художественный пассаж, я вышла на площадь Мартина Лютера (Martin-Luther-Platz) с одноименной церковью (Martin-Luther-Kirche). Этот храм в неоготическом стиле с неороманскими элементами был построен в 1883-1887 гг.

Рядом с церковью Мартина Лютера, перед алтарной частью, можно увидеть установленный здесь в 1928 году памятник жертвам Первой мировой войны. Памятник изображает стоящего на коленях воина и молящуюся женщину. Кроме того, церковь окружают реконструированные бюргерские дома XIX века.

Памятник у церкви Мартина Лютера, Дрезден

За церковью, несколько левее, расположено старое еврейское кладбище.

В доме под номером 79 по широкой улице Баутцнерштрассе (Bautzner Straße, 79) находится знаменитейший молочный магазин Пфунда (Pfunds Molkerei). Эта лавка признана самым красивым молочным магазином в мире. Фирма Пфунда была основана в 1880 году и в свое время была первым производителем сгущенного молока в Германии. Художественным оформлением магазина Пфунда в 1892 году занималась дрезденская керамическая компания Villeroy & Boch. Внутренние стены магазина облицованы расписанной вручную керамической плиткой в стиле неоренессанса (общая площадь декоративного покрытия составляет около 250 кв.м.). Ярко расписанная майолика демонстрирует различные орнаменты и сценки из молочного производства. На первом этаже продаются разнообразные продукты и производится дегустация сыра, на втором этаже находится кафе с небольшим музеем.

В то время когда я оказалась на Баутцнерштрассе, магазин еще не работал (открывается в десять), но фотографировать там в любом случае нельзя, так что я просто посмотрела через окошко и, не удержавшись, неловко сфотографировала боковую часть лавки. В следующий приезд в Дрезден удалось изловчиться и сделать несколько фотографий непосредственно внутри дрезденского магазина Пфунда:

Магазин Пфунда, ДрезденМагазин Пфунда, Дрезден

В магазине, между прочим, можно приобрести не только продукты (сыр, шоколад, конфитюры, ликёры, вино...), но и замечательные сувениры из Дрездена: симпатичные керамические плитки на стену с декоративными росписями, фарфоровые изделия (от 9 евро), сувенирные разделочные доски, магнитики, предметы кухонной утвари и даже такие необычные вещи, как, например, молочное мыло в упаковке с исторической росписью или «шоколад для ванн». Предлагаются также замечательные подарочные наборы (как косметические, так и съедобные). Магазин Пфунда работает с понедельника по субботу с 10 до 18 часов, по воскресеньям и выходным с 10 до 15 часов (информация обновлена по состоянию на 2011 год).

От молочной лавки Пфунда я пошла обратно по Баутцнерштрассе и затем, мимо церкви Трех волхвов, по Кёнигштрассе (Königstraße), считающейся одной из самых красивых улиц Дрездена.

Вскоре я вышла к Японскому дворцу (Japanisches Palais), который находится недалеко от набережной Эльбы, к западу от моста Августа. Японский дворец построен в 1727-1737 гг. по проекту архитектора Маттеуса Даниэля Пёппельманна (Matthäus Daniel Pöppelmann), известного нам по дрезденскому Цвингеру. Архитектура дворца необычна в первую очередь за счет своеобразных пагодообразных крыш.

Азиатские мотивы четко прослеживаются и в декоре комплекса. Например, здесь можно увидеть могучих атлантов в образе китайцев или китайские головки на ключах оконных арок (эти и прочие барочные скульптурные украшения созданы по проекту Иоганна Кристиана Кирхнера (Johann Christian Kirchner) и Иоганна Маттиаса Обершаля (Johann Matthäus Oberschall)). На барельефе, украшающем портик северо-восточного фасада (со стороны улицы), изображены азиаты и европейцы, которые преклоняются перед восседающей на троне Саксонией и преподносят ей фарфоровые сосуды (барельеф работы скульптора Бенджамина Томэ (Benjamin Thomae), 1733 год). Мотив этого треугольного фронтона связан с тем, что курфюрст Август Сильный (1670 – 1733) мечтал разместить во дворце свою коллекцию фарфора и преобразовать его в полноценный Дворец фарфора (Porzellanschloss). Увы, его идее не суждено было сбыться.

Сегодня в здании Японского дворца располагается этнографический музей (Museum für Völkerkunde), а также музей древней истории (Landesmuseum für Vorgeschichte). Также здесь проходят выставки музея естествознания (Naturhistorische Sammlungen Dresden).

Вокруг Японского дворца раскинулся ухоженный парк, совсем еще свежий, несмотря на ноябрь.

Со смотровой площадки на холме, который спускается к променаду на Эльбе, открывается превосходный вид на набережную Старого города, у границы которого возвышается здание бывшей табачной фабрики Йенидце (Yenidze). Это похожее на мечеть здание с куполом и «замаскированной» под минарет дымовой трубой было построено в 1909-1912 гг. по проекту архитектора Германа-Мартина Хаммича (Hermann Martin Hammitzsch) для табачного фабриканта Хуго Цитца (Hugo Zietz). В начале XX века в Дрездене производилось до 60% всех немецких сигарет. Самой известной торговой маркой предпринимателя Цитца были сигареты Salem. Образцом для столь необычной постройки в восточном стиле послужил помпезный мавзолей мамлюков в Каире (архитектор отправился в поездку на Восток по поручению заказчика; в 1936 году Хаммич женился на сестре Адольфа Гитлера и в 1945 году покончил с собой как убежденный фашист). Йенидце было первым в Германии зданием, построенным с применением несущих железо-бетонных конструкций. В его архитектуре соединились югендштиль и мавританский стиль. «Йенидце» — бывшее название городка Янница на севере Греции, где испокон веков выращивали табак, который экспортировался в европейские города и в том числе в Дрезден.

Во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года здание серьезно пострадало, но уже в 1947 году производство табачных изделий в цехах возобновилось. С 1953 года здесь размещалось центральное табачное управление ГДР. С 1996 года здание Йенидце открылось после ремонта и в настоящее время является офисным и торговым центром; под куполом размещается ресторан с великолепным видом на Дрезден.

Я прошла по променаду вдоль Эльбы, с стороны Нового города, и вышла к мосту Августа. Здесь неподалёку, напротив уже упоминавшегося Министерства финансов, к востоку от Рыночной пощади Нового города (Neustädter Markt), находится Егергоф (Jägerhof), или охотничий двор. При Августе Сильном в этом здании располагался манеж для диковинных зверей. Построенное в 1569-1617 гг. здание с оригинальным фасадом в редком для Дрездена стиле ренессанса и тремя ступенчатыми башенками остается самым старым из сохранившихся в Новом городе (впрочем, до нашего времени дошло лишь западное крыло некогда четырехфлигельного сооружения). Сейчас в здании Егерхофа располагается Музей народного творчества (Museum für Sächsische Volkskunst) и собрание театральных кукол (Puppentheatersammlung).

Переходя мост Августа, я на этот раз заметила внизу забавную скульптуру, изображающую шута с обезьяной. Это памятник придворному шуту Августа Сильного, Йозефу Фрёлиху (Joseph Fröhlich) (1694-1757), установленный здесь в 1978 году (на этом месте некогда стоял дом шута, Narrenhäusel; автор памятника —скульптор Генрих Апель (Heinrich Apel)). Надо сказать, что уже при жизни Йозефа Фрёлиха часто изображали художники (причем чуть ли не чаще, чем самого Августа Сильного). Известен, например, его портрет кисти Каналетто (1747). В 1730 знаменитый мастер Кендлер изготовил бюст Фрёлиха из мейсенского фарфора. Кроме того, в собрании «Зелёные своды» находится украшенная серебром, золотом и драгоценными камнями фигурка из слоновой кости, изображающая шута на двухколёсной тележке, в которую запряжены две свиньи. Если открыть дверцу в задней части повозки, можно увидеть, что на самом деле это переносной стульчак, и Фрёлих сидит со спущенными штанами.

См. также другие материалы из нашего путеводителя по Дрездену:

Достопримечательности Дрездена. Часть первая (церковь Креста Господня, Новая ратуша, фонтаны, Академия художеств, Брюльская терраса и Брюльский сад и др.)

Достопримечательности Дрездена. Часть вторая. Брюльская терраса, церковь Богородицы (Фрауэнкирхе)

Достопримечательности Дрездена. Часть третья. Площадь Ноймаркт (Нового рынка). Памятники. Иоганнеум. Дом Генриха Шютца. Шествие князей.

Достопримечательности Дрездена. Часть четвертая. Нойштадт: памятник Августу Сильному, церковь Трех Волхвов, площадь Альбертплатц.

Достопримечательности Дрездена. Часть пятая. Цвингер и опера Земпера. План Цвингера и карта Дрездена.

Достопримечательности Дрездена. Часть седьмая. Католическая придворная церковь (кафедральный собор Дрездена).

Дрезден: музей фарфора в Цвингере.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



8 комментариев к заметке

  1. Валерий Дмитрян пишет:

    Не впервые обращаюсь к Вашей прогулке по Дрездену и вновь радует легкий стиль, совмещающий известные факты с настроением гуляющего, всматривающегося и видящего человека. Спасибо, большое!

  2. Foxy пишет:

    Спасибо, Валерий, Вы снова порадовали меня приятным отзывом :) . Здорово знать, что материал находит читателей!

  3. Елена Владимировна пишет:

    Великолепный рассказ.СПАСИБО ОГРОМНОЕ за чудесный экскурс.Легко,непринужденно и очень интересно повествуете.УМНИЦА!!!!!!

  4. Foxy пишет:

    Спасибо за добрые слова:). Вдохновилась и даже добавила в статью парочку довольно свежих собственных фотографий из молочной лавки Пфунда.

  5. Оксана пишет:

    находимся с мужем в дрездене. вечерами зачитываюсь вашим путеводителем! очень интересно! спасибо!

  6. Foxy пишет:

    Очень рада, Оксана, что наш путеводитель по Дрездену пригодился и понравился:). Хорошего продолжения отдыха!

  7. Fragaria пишет:

    Большое спаибо за проделанную работу! Читала, не отрываясь, периодически только сверяясь с картой. Очень интересно. Боюсь только, что теперь запланированного одного дня на Дрезден не хватит…

  8. Foxy пишет:

    Да, Дрезден хорош:). Заслуживает того, чтобы по возможности провести там побольше времени. Жаль, возможность не всегда есть)).