Достопримечательности Хельсинки: музей Амоса Андерсона

Рубрики: Наши путешествия,Финляндия, 2012-16, Теги: ,
Foxy @ 8 апреля 2013, в 22:30

Художественный музей Амоса Андерсона (Amos Andersonin taidemuseo) занимает большое здание с заметным фасадом, расположенное в центре Хельсинки на улице Юрьёнкату (Yrjönkatu), недалеко от исторического бассейна Yrjönkadun uimahalli. Это крупнейший частный художественный музей в Финляндии.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Музей разместился в доме, принадлежавшем известному финскому предпринимателю и меценату Амосу Андерсону (1878-1961), руководившему несколькими финскими издательствами. Первые этажи особняка когда-то занимали конторские помещения, теперь же они используются под временные выставки. А на верхних этажах можно увидеть частично сохранившиеся интерьеры жилых комнат Амоса Андерсона, а также картины постимпрессионистов из коллекции архитектора Сигурда Фростеруса. В этой заметке мы расскажем об истории и постоянной экспозиции Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки, а также поделимся своими впечатлениями от посещения этого музея.

История и коллекции Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки

Расположенный в центре Хельсинки Художественный музей Амоса Андерсона сегодня находится в собственности и управлении фонда reningen Konstsamfundet. Музей занимает дом, построенный в 1913 году и принадлежавший Амосу Андерсону. Коммерсант использовал этот особняк не только как жилой дом, но еще и в качестве деловой штаб-квартиры. После смерти Андерсона здесь открыли музей, который славится разнообразной программой выставочных мероприятий и богатой коллекцией современного искусства (финского и не только), часть которой находится в постоянной экспозиции. В частности, посетители могут увидеть несколько жилых комнат самого Амоса Андерсона и его личную домовую капеллу.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

В музее Амоса Андерсона проводится около десяти выставок в год (иногда по три выставки одновременно). Выставки могут быть посвящены как современному, так и более традиционному искусству. Хотя чаще всего здесь демонстрируется творчество финских художников, на выставках регулярно появляются и работы мировых звезд.

В коллекции музея представлено главным образом искусство XX века. Более ранние произведения некогда относились к частной коллекции самого Амоса Андерсона. Значительный интерес также представляет коллекция, принадлежавшая архитектору Сигурду Фростерусу и включающая работы Магнуса Энкеля, Альфреда Уильяма Финча, Боннара, Вламинка и др. Эти картины находятся в постоянной экспозиции с 1994 года. Главные направления деятельности музея Амоса Андерсона — организация выставок, поддержание и расширение художественных коллекций, а также сотрудничество с другими культурными учреждениями и проведение совместных мероприятий.

Основатель музея, Амос Андерсон (Amos Anderson) (1878-1961), был владельцем нескольких финских издательств и крупнейшей в Финляндии шведскоязычной ежедневной газеты Hufvudstadsbladet. Одновременно он был филантропом, щедрым меценатом, поддерживавшим финское искусство и гуманитарную науку (фото с сайта [1]).

Амос Андерсон

В 1912-1913 гг. Андерсон обратился к своим друзьям архитекторам Палмквисту (W.G. Palmqvist) и Шёстрёму (Einar Sjöström) с просьбой разработать проект многофункционального здания с жилыми комнатами и конторскими помещениями на участке по улице Yrjönkatu. Здание вскоре было построено и стало не только частным домом Амоса Андерсона, но и его предпринимательской штаб-квартирой.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

После смерти бизнесмена на верхних этажа дома устроили музей, а на месте бывших конторских помещений на нижних этажах организовали залы для проведения временных выставок. Музей, названный в честь Амоса Андерсона, открылся для публики в январе 1965 года. С тех пор музей трижды обновляли и расширяли: в 1981–85, 1998–99 и  2007 году. В ходе последней реконструкции здание получило два дополнительных выставочных этажа. Кроме того, были обновлены касса и музейный магазин.

Амос Андерсон: предприниматель и меценат

Амос Андерсон родился в небольшой деревушке на острове Кимито (архипелаг Турку), учился в коммерческом училище Турку, изучал экономику и страхование в Германии и Лондоне. В 1902 году он получил свою первую работу в страховой компании в Хельсинки. Уже тогда Андерсон начал проявлять интерес к экономической журналистике и сотрудничать в журналах. Вскоре он основал свое рекламное агентство, а затем и издательство, а в 1911 году открыл газету Dagens Tidning. Получив контрольный пакет акций в издательстве Tilgmann в 1916 году, Амос Андерсон стал крупнейшим в Финляндии предпринимателем в этой сфере бизнеса. В 1921 году медиамагнат купил газету Hufvudstadsbladet, причем сам работал ее главным редактором в 1928-36 гг. (фото с сайта [3]).

Амос Андерсон

Андерсон также активно занимался политикой, был депутатом, дружил с президентами П. Э. Свинхувудом и Кюёсти Каллио. В 1940 году он подарил виллу Тамминиеми в хельсинкском районе Меилахти финскому государству, и она стала резиденцией президента (ныне там музей Урхо Кекконена).

Будучи успешным предпринимателем, Амос Андерсон также отличался прекрасным художественным вкусом и не забывал уделять внимание поддержке искусства. За деловой практичной натурой скрывался романтик со склонностью к мистике и религиозности, не случайно Андерсон питал слабость к средневековому искусству и музыке. В 1921 году он опубликовал иллюстрированную книгу о средневековой финской церковной архитектуре. Бизнесмен всерьез интересовался реставрацией старинных храмов и спонсировал работы в церквях Турку, Паргаса и Кимито. В середине 1920-х годов Андерсон спроектировал собственную капеллу для верхнего этажа своего дома и оформил ее классическими картинами, а также установил орган.

Одновременно магнат увлекался театром и даже сам писал пьесы на тему средневековых легенд и выступал режиссером театральных постановок. Он тесно сотрудничал со Шведским театром и финансировал там ремонтные работы в середине 1930-х годах. Кроме того, Андерсон выступил с инициативой создания Финского института в Риме (институт по-прежнему занимает ренессансную виллу Ланте на холме Яникул; художники и исследователи древнеримской культуры из Финляндии могут арендовать здесь комнаты и мастерские, а также пользоваться библиотекой). Различные проекты Андерсона были связаны с Турку — городом, где он провел юность. Он спонсировал многие проекты Академии Турку, за что в 1948 году ему была присвоена почетная степень доктора этого университета (фото с сайта [1]).

Амос Андерсон

Амос Андерсон никогда не был женат, и в своем завещании доверил распоряжаться всем своим имуществом фонду reningen Konstsamfundet (Ассоциация искусств). Этот фонд был основан Андерсоном в 1940 году с целью поддержки шведскоязычной культуры в Финляндии. В соответствии с последней волей мецената, фонд занимается сохранением и развитием художественного музея его имени в Хельсинки, а также еще одного музея-усадьбы Söderlångvik Gård на острове Кимито, в бывшей летней резиденции Андерсона.

Личная коллекция Амоса Андерсона насчитывала 250 картин и скульптур, гравюр и медалей. Некоторые предметы из этой коллекции сегодня демонстрируются в кабинете, гостиной и капелле бывшего дома мецената в Хельсинки, а также в музее Söderlångvik Gård.

Интерьеры особняка Амоса Андерсона

На 5-м этаже музея (см. план выставочных помещений) находится несколько залов, которые позволяют получить представление о том, как жил знаменитый финский меценат. Нам показалось, что именно эта часть экспозиции заслуживает наибольшего внимания: во-первых, здесь отчасти сохранилась атмосфера жилого дома той эпохи, а во-вторых, комнаты украшают интересные работы финских и французских живописцев, а также несколько любопытных скульптур.

Во время нашего посещения музея в этой части здания никого не было (ни других туристов, ни смотрителей), так что даже удалось сделать несколько фотографий.

Амос Андерсон жил на трех верхних этажах нынешнего музейного здания. Когда в 1965 году музей впервые открылся для публики, было решено сохранить некоторые жилые помещения квартиры (кабинет, гостиную, две комнаты и домовую капеллу) в подлинном виде.

Жилые комнаты Амоса Андерсона

Гостиная Амоса Андерсона — это светлый зал с неоклассическим мебельным гарнитуром в густавианском стиле (так называют утонченный стиль эпохи 1772-1809 гг.). Гарнитур первоначально находился в большом зале усадьбы Сварто (Мустио) (Svartå slott/Mustion linna) (1783-92). Андерсон купил его, вероятно, во время аукциона 1929 года, который проводился, когда усадьба со всем движимым имуществом переходила в муниципальную собственность. Предприниматель как раз в это время обставлял свою гостиную и решил приобрести данный комплект, а также два больших полотна шведского художника Густава Вильгельма Пальма (Gustaf Wilhelm Palm) (1810-1890) с изображением итальянских пейзажей, а в придачу картину Магнуса фон Райта «Водопад в Сварто».

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

В коллекцию Амоса Андерсона перешли и некоторые другие картины, в свое время приобретенные владельцами усадьбы Сварто — семейством Линдеров. Данная усадьба была построена владельцем железоделательного завода Магнусом Линдером. Своего расцвета усадьба достигла в эпоху, когда ее хозяином был Ялмар Линдер (Hjalmar Linder) (1862-1921), богатейший человек, крупный помещик, промышленный магнат, благодетель рабочих и владелец первого автомобиля в Финляндии (1902). Ялмар Линдер, к слову сказать, был сыном Константина Линдера и графини Марии Мусиной-Пушкиной (дочери декабриста В.А. Мусина-Пушкина и Эмилии Карловны Шернваль, сестры Авроры Демидовой-Карамзиной). В свою очередь, Ялмар был (правда, недолго) женат на баронессе Софии Маннергейм, сестре маршала, а сам маршал был безответно влюблён в сестру Ялмара — Китти. С началом Гражданской войны 1918 года Ялмар стал изгнанником, переживал финансовые трудности и покончил с собой в гостиничном номере в Марселе. Часть мебели из усадьбы Сварто перекочевала также в летнюю резиденцию Амоса Андерсона на острове Кимито.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Единственными в этой гостиной предметами, которые поступили в музей не из усадьбы Сварто, являются хрустальная люстра и консольные столики в стиле рококо.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

В уютном кабинете Амоса Андерсона можно увидеть мебельный гарнитур в стиле русского ампира. Как мы знаем, Финляндия была частью Российской империи в статусе автономного Великого княжества Финляндского с 1809 по 1917 год. Многие финские политические и культурные деятели работали в этот период в Санкт-Петербурге. Они, а также русские эмигранты привозили в Финляндию в том числе и предметы мебели. В Петербурге в то время работали многие европейские архитекторы и мастера прикладного искусства. Русские декораторы учились у них, развивая эти образцы при помощи собственного воображения и свободно сочетая эти влияния с элементами греческого или египетского стиля. Так родился тяжеловатый дворцовый русский стиль, отдававший предпочтение богатой декоративной резьбе и позолоте.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияМузей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Собственно русский ампир был детищем архитектора Андрея Воронихина, который в 1810-х годах занимался в том числе и дизайном мебели. Мебель в стиле русского ампира часто декорировали изображениями птиц, животных, химер, сфинксов; позднее популярность приобрели мотивы в виде стилизованных пальмовых листьев, розеток, лир и листьев аканта. Подлокотники украшались резьбой в форме лебедей или кариатид и покрывались позолотой или окрашивались под бронзу.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Мебельный гарнитур в кабинете Амоса Андерсона (диван, кресла, стулья, стол и комод) был приобретен бизнесменом у неизвестных владельцев в 1917 году. Гарнитур выполнен из сосны с облицовкой тонкими пластинами красного дерева. Диван и стол были изготовлены в Санкт-Петербурге в 1810-х годах, а кресла — в 1820-х. Подлокотники кресел сделаны в форме египетских сфинксов из окрашенного в черный цвет и позолоченного дерева; латунные аппликации на спинках изображают обрамленный венком лик Аполлона. Спинку дивана украшают переплетенные змеи, подлокотники имеют вид лебединых голов, а боковые опоры завершаются черными головками кариатид. Оригинальная обивка не сохранилась (фото с сайта [1]).

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Неоимпрессионисты из коллекции Сигурда Фростеруса

В остальных двух комнатах на этом этаже подлинной мебели немного. Главная достопримечательность этих залов — картины и скульптуры из коллекции финского архитектора Сигурда Фростеруса (Sigurd Frosterus) (1876-1956). Эта художественная коллекция, принадлежащая фонду архитектора, с 1994 года демонстрируется на постоянной основе в музее Амоса Андерсона. В свое время это была крупнейшая частная коллекция современного финского и зарубежного искусства в Финляндии.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, ФинляндияМузей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Основная часть зарубежных произведений была собрана Фростерусом в 1905-1915 гг., когда он работал художественным критиком и автором теоретических работ. Переданная на постоянное хранение в музей Амоса Андерсона коллекция насчитывает 63 картины маслом и акварели. В основном это работы членов бельгийского Общества ХХ («Двадцатка») и объединения финских художников Septem.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Общество Septem было основано в 1909 году и названо по числу основателей (семь). В него вошли Вернер Томе, Магнус Энкель, Альфред Уильям Финч и др. Главным источником вдохновения для этих художников послужила франко-бельгийская выставка импрессионистов и неоимпрессионистов (в том числе Поля Синьяка, Анри Эдмона Кросса, Тео ван Рейссельберге и Финча), состоявшаяся в Хельсинки в 1904 году. Эта выставка познакомила финскую публику с совершенно новым для нее стилем, более сочным и жизнерадостным.

Магнус Энкель, «Портрет Эммы Фростерус» (1910)

Основу коллекции Сигурда Фростеруса составляют работы Магнуса Энкеля и Альфреда Уильяма Финча, датируемые началом XX века. Кроме того, в коллекции представлены картины известных французских и бельгийских художников: Пьера Боннара, Поля Синьяка, Тео ван Рейссельберге, Анри Эдмона Кросса, Максимильена Люса, Луи Вальта, Мориса де Вламинка, а также одна картина англичанина Роджера Фрая. Из скульптур интересна мраморная композиция Виктора Мальмберга (Viktor Malmberg) «Пара» (1900).

Виктор Мальмберг, «Пара» (1900)

Художественные вкусы Фростеруса сформировались во время его работы помощником знаменитого бельгийского архитектора и дизайнера Хенри ван де Велде в его студии в Веймаре в 1903-1904 гг. по рекомендации Финча. По возвращении в Финляндию Фростерус загорелся идеей вдохнуть жизнь в финское искусство и направить его в сторону импрессионизма и неоимпрессионизма.

Вламинк, «Мост и дома»

Сам Фростерус спроектировал множество фабричных, деловых и жилых зданий по всей стране, став видным представителем рационализма в современной европейской архитектуре. Самым известным его творением является здание универмага Stockmann в Хельсинки (в сотрудничестве с Оле Грипенбергом). Фростерус также был художественным критиком и эрудитом, опубликовал несколько статей и книг об архитектуре и изобразительном искусстве.

Особое место в коллекции Фростеруса занимают работы его доброго знакомого Альфреда Финча, благодаря которому и была организована та самая выставка в Хельсинки в 1904 году. Альфред Уильям Финч (Alfred William Finch) (1854-1930) был в данном случае объединяющей фигурой: англичанин по происхождению и бельгиец по рождению, он был одним из основателей брюссельской «Двадцатки» (1883), а с 1897 года жил в Финляндии: под впечатлением от работ Финча основатель мебельной и керамической фабрики Iris шведский художник и дизайнер Луис Спарре пригласил его в Порвоо — возглавить керамическое производство.

Очарованный техникой Синьяка и Сёра, Финч вместе с Тео ван Рейссельберге был ведущим неоимпрессионистом и колористом Бельгии и как никто лучше подходил для того, чтобы познакомить Финляндию с художественными новациями пуантилизма.

Альфред Уильям Финч, «Пароходы у побережья» (1892)

Финч вырос на берегу Северного моря в Остенде, и его больше всего привлекала пейзажная живопись, особенно морские пейзажи. Одним из примеров его раннего творчества является картина «Прибой в Хейсте» (1891), в которой художник применил строгий метод дивизионизма, разработанный Жоржем Сёра и Полем Синьяком. Метод заключался в разложении тона на спектрально чистые цвета, которые наносятся на холст в виде небольших точек, а при восприятии картины зрителем с определенного ракурса оптически сливаются в нужный цвет. В картине «Прибой в Хейсте» Финч использует десятки чистых ярких красок, но при этом достигает изящного гармоничного эффекта, характерного для его творчества. В то же время композиция лишена привычного для него спокойствия и простоты. Гребни бушующих волн создают мощное, драматичное движение. В работе также можно обнаружить влияние японских гравюр и декоративность грядущего ар-нуво.

Альфред Уильям Финч, «Прибой в Хейсте» (1891)

После закрытия керамической фабрики в Порвоо в 1902 году Финч переехал в Хельсинки и прожил там остаток дней, устраивая выставки и принимая участие в деятельности группы Septem. В этот период Финч отошел от прикладного искусства (керамики) и вновь стал заниматься живописью, только на этот раз уже работал в иной манере, более широкими мазками, хотя и в той же яркой гамме.

Альфред Уильям Финч, «Парк в Фьезоле» (1914)

В 1905 году семья и дети Финча переехали в лондонское предместье Туикенем, и художник хотя бы раз в год ездил в Англию их навещать. В коллекции Сигурда Фростеруса сохранилось несколько красочных пейзажных набросков с видами Туикенема, а также изломанных меловых скал Дувра. Также в коллекции представлен монументальный морской пейзаж, созданный на острове Суурсаари (Гогланд ), где Финч работал вместе с Вернером Томе жарким летом 1912 года. Ослепительное в своих ярких контрастных цветах, это полотно привлекло большое внимание на персональной выставке Финча, проходившей в Париже в 1912 году (репродукция с сайта [1]).

Альфред Уильям Финч, «Якоря. Суурсаари» (1912)

Личная капелла и орган Амоса Андерсона

Одно из самых интересных помещений в доме Амоса Андерсона — его личная капелла (домовая церковь) с органом. Капелла расположена этажом выше основных жилых помещений (точнее, на «пятом с половиной» этаже) (см. план выставочных помещений) .

Амос Андерсон заинтересовался реставрацией храмов в начале 1920-х годов. Сначала он спонсировал ремонт церкви Кимито, затем сделал крупное пожертвование на реставрацию собора Турку и ряда средневековых каменных церквей Финляндии. Увлечение средневековым искусством навело мецената на мысль построить капеллу и в собственном доме в Хельсинки. Капелла была освящена в 1926 году (источник фото: [2]).

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Разработка дизайна капеллы была поручена архитекторам Вернеру Весту (Werner West) и Харри Рёнехольму (Harry neholm), но со временем интерьер помещения претерпел серьезные изменения. Первоначально это была комната с побеленными стенами, обставленная в строгом стиле. Здесь не было шкафов или настенных панелей, лишь витражное окно и стулья (сохранились до наших дней). Нынешнее внутреннее убранство капеллы относится к 1925-26 гг., когда на стенах появились произведения религиозного искусства, приобретенным Андерсоном. В 1964 году стены оклеили светлыми тканевыми обоями, в 1980-х обои сняли, а стены окрасили в белый и красный «помпейский» цвет.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Главной достопримечательностью капеллы является орган. Рассказывают, что юный Амос Андерсон мечтал стать органистом. В итоге, как мы знаем, он сделал себе имя в сфере бизнеса и покровительства искусствам, однако его интерес к музыке и религиозному искусству никогда не утихал. Когда в 1920-х годах меценат устроил в своем жилом доме капеллу, то заказал и орган (источник фото [1]).

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Инструмент, изготовленный на фабрике Kangasalan urkutehdas из древесины с лесопильного завода самого Амоса Андерсона, был готов как раз к моменту освящения капеллы в 1926 году. Позднее в доме неоднократно проводились органные концерты.  Корпус органа расписан изображениями музицирующих ангелов кисти Генри Эриксона (Henry Ericsson) (1898–1933).

Восьмирегистровый орган имеет два мануала и педаль и был частично перестроен в 1938 году. Изменения в регистрах отражали смену музыкальных вкусов от насыщенных темных тонов, свойственных эльзасским реформаторским органам, к более светлому, высокому неоклассическому звучанию. Орган неплохо сохранился и был тщательно отреставрирован в 2009 году финским органным мастером Мартти Портаном (Martti Porthan). Подобные органы для домашнего использования редко встречаются в Финляндии, что еще больше повышает ценность инструмента.

Выставки в художественном музее Амоса Андерсонаи

В настоящее время в музее Амоса Андерсона проходят две интересных выставки, на которых нам удалось побывать: «Ар-деко и искусства. Франция-Финляндия 1905–1935» и «Прогулка в лесу».

Собственно говоря, в этом хельсинкском музее регулярно организуются временные выставки как современного эпатажного, так и более традиционного искусства. Порой тут проходит по две-три выставки одновременно, благо музейные площади это позволяют. Некоторые выставки, как, например, «Прогулка в лесу», подходят для семей с детьми.

Следите за расписанием выставок на сайте музея — вы всегда сможете найти какое-то интересное мероприятие, которое позволит вам открыть для себя что-то новое и разнообразить программу своего пребывания в Хельсинки.

Практическая информация о посещении Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки (адрес, цена билетов, часы работы и т.п.)

Музей Амоса Андерсона находится в центре Хельсинки по адресу Yrjönkatu 27, 00100 Helsinki. Посмотреть местоположение музея на карте Хельсинки можно тут и на карте ниже:

Музей Амоса Андерсона на карте Хельсинки, Финляндия

Часы работы музея: Художественный музей Амоса Андерсона открыт для посещения в понедельник, четверг и пятницу с 10:00 до 18:00, в среду с 10:00 до 20:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00. Во вторник музей закрыт.

Стоимость входного билета в музей Амоса Андерсона составляет 10 евро для взрослых, 8 евро для пожилых и 2 евро для студентов. Дети в возрасте до 17 лет могут посещать музей бесплатно.

Билет дает право на осмотр постоянной экспозиции, а также временных выставок. С программой текущих и будущих временных выставок в музее Амоса Андерсона можно ознакомиться на официальном сайте музея. Фотографировать в музее запрещено (об этом нигде не написано, но служительницы сразу сделают вам замечание, если увидят, что вы снимаете).

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

На первом этаже музейного здания находится касса и музейный магазин, где можно приобрести книги и выставочные каталоги, календари, записные книжки, фотоальбомы, керамические изделия, сумки, зонты, настольные игры, многочисленные открытки с репродукциями картин и другие сувениры. Часы работы магазины совпадают с часами работы музея. Этажом ниже располагаются гардероб и туалет.

Музей Амоса Андерсона в Хельсинки, Финляндия

Также советуем посетить кафе при музее, Café Amos. Вход в кафе — из музея или с улицы Mercatorkuja. В этом стильном уютном кафе подают домашнюю выпечку, сэндвичи и другие закуски. Кроме того, тут можно недорого пообедать. В марте 2013 года бизнес-ланч тут стоил 7 евро (суп на выбор плюс кофе). Супы очень вкусные (мы пробовали протертый суп с картошкой и луком-пореем и суп с лососем), к супу подается вкусный домашний хлеб. Очень сытно и вполне бюджетно, несмотря на расположение в самом центре Хельсинки. Часы работы кафе Amos: с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 17:00.

♦♦♦♦♦♦♦

Куда сходить и что посмотреть в Хельсинки

Музеи Хельсинки

- Музей Атенеум

- Городской музей Хельсинки

- Художественный музей Амоса Андерсона

- Художественный музей Дидрихсена

- Художественный музей Синебрюхова

- Национальный музей Финляндии

Церкви и соборы Хельсинки: это стоит посмотреть

- Кафедральный собор Святого Николая (Helsingin tuomiokirkko)

- Православный Успенский собор

- Церковь в скале (Темппелиаукио)

- Часовня тишины Камппи

- Старая церковь Хельсинки (Vanhakirkko)

- Церковь Св. Иоханнеса (Иоанна) (Johanneksenkirkko)

- Церковь Каллио

Интересная архитектура и интерьеры в Хельсинки: это стоит посмотреть

- Здания в стиле финского модерна (национального романтизма) в Хельсинки

- Здание Национальной библиотеки

Бассейны и аквапарки Хельсинки

- Бассейн в скале Itäkeskus

- Исторический бассейн Yrjönkatu

Другое: концертные и оперные театры

- Опера Хельсинки

- Концерты органной музыки в церквях Хельсинки (например, в Старой церкви и кафедральном соборе)

♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Официальный сайт Художественного музея Амоса Андерсона в Хельсинки

2. Фотографии интерьеров в музее Амоса Андерсона

3. Краткая биография Амоса Андерсона

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)