Достопримечательности Вернона: Коллегиальная церковь Богоматери (Нотр-Дам)

Рубрики: Наши путешествия,Франция, апрель 2010, Теги: ,
Foxy @ 7 июня 2012, в 22:23

Сегодня мы продолжим знакомиться с интересными местами и зданиями небольшого, но очаровательного нормандского города Вернона, расположенного на берегах Сены. Архитектура средневекового центра Вернона хорошо сохранилась, несмотря на разрушения Второй мировой войны, и, как и во многих других городах Европы, одним из самых красивых зданий тут является церковь.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Главная церковь Вернонаколлегиальная церковь Нотр-Дам (Collégiale Notre-Dame de Vernon) — находится на площади в центре Старого города, напротив вернонской ратуши и рядом с домом «Былых времен» (Temps jadis) (центром туристической информации) (см. расположение церкви на карте города). Церковь, в которой соединились романский и готический стили, выглядит внушительно, как собор, и является одной из самых старых в Нормандии. Особенно хорош главный фасад, украшенный затейливой розеткой в стиле пламенеющей готики. В интерьере церкви стоит увидеть высокий и светлый неф, контрастирующий с сумрачной и низкой алтарной частью, а также современные витражи в боковых капеллах — очень качественные и высокой художественной ценности.

1. История коллегиальной церкви Нотр-Дам в Верноне

История церкви Нотр-Дам (Богоматери) в Верноне отражает историю самого города, который из-за своего географического положения на границе Нормандии и региона Иль-де-Франс часто оказывался в центре военных конфликтов и становился предметом споров между Францией и Англией.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

1.1 Начало строительства: романская эпоха и ранняя готика

История церкви началась в 1047-1048 гг., когда в ходе осады Вернона была разрушена часовня, располагавшаяся у крепостных стен. Тогда местный дворянин Вильгельм I из рода де Вернон решил отстроить ее заново и расширить. Уже в 1092 году храм был освящен епископом Эврё Жильбером Фиц-Осберном как церковь Богоматери. В 1160 году Вильгельм II из нормандского дворянского рода де Вернон (Guillaume II de Vernon) основал коллегию из 7 каноников и декана, которым было поручено управлять приходскими делами. С тех пор церковь стала называться коллегиальной. Коллегия получила от сеньора де Вернона некоторые владения и земли, которые принадлежали ей вплоть до Французской революции. Количество каноников к XIII веку увеличилось до двенадцати.

От той эпохи сохранилась алтарная часть (хор) в романском стиле. В XII веке также появился готический деамбулаторий (обходная галерея), но он был разрушен в XVIII веке. Это был одних из первых в Нормандии, а значит, и во Франции готических деамбулаториев (предполагают, что готический стиль зародился в Англии, затем пришел в Нормандию, а затем уже в регион Иль-де-Франс, где и достиг тех высот, которые нам известны). В начале XIII в. (около 1220 года) была воздвигнута двухэтажная башня над средокрестием, которая существует и сегодня, но увидеть ее трудно, поскольку ее по большей части загораживает высокий неф, построенный значительно позже.

1.2 Бланка Наваррская — благодетельница Вернона

До начала Столетней войны в Верноне царило процветание, которое, однако, сменилось осадами и мародерством. В 1346 году город был захвачен и сожжен войсками английского короля Эдуарда III. Церковь во время войны не особенно пострадала: известно, что в 1355 году тут скрывались епископ Эврё и весь его капитул, поскольку собор в Эврё был частично разрушен. Одной из важных исторических личностей, связанных с историей церкви в Верноне, является принцесса Бланка д’Эврё (Blanche d'Évreux) (1333–1398), жена французского короля Филиппа VI, дочь короля Наварры Филиппа III д’Эврё и сестра Карла II Злого (Вернон и графство Эврё в XIV веке принадлежали наваррским королям, и Бланка получила Вернон в апанаж вскоре после замужества). Бланке очень нравилось бывать в Верноне, и она часто сюда приезжала. Именно она стала инициатором крупных работ, которые полностью изменили вид древней церкви и придали ей нынешний архитектурный облик.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

При Бланке была построена капелла Богоматери с восточной стороны церкви, а также начались работы по строительству большого нефа и фасада. После смерти благодетельницы Вернона в 1398 году ее сердце было погребено перед алтарем. Несмотря на войну, работы не прекращались, неф продолжал расти, затем появились западный фасад и северный портал, а за счет пожертвований донаторов были построены боковые капеллы. В ходе масштабных работ 1360–1610 гг. было создано величественное готическое сооружение с шестью ячейками нефа (травеями) и тринадцатью боковыми капеллами.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В XV веке появился северный портал и был закончен главный фасад.

1.3 Завершение строительства и революционные беды

В эпоху Ренессанса бывшая капелла была преобразована в сакристию, также проводились и некоторые другие работы. Однако предстояло еще многое сделать: рисунок 1607 года показывает, что ближайшие к фасаду пролёты уже были покрыты кровлей, тогда как остальная часть нефа еще не была достроена. Неф и его своды были окончательно достроены в 1617 году, к которому относится надпись на опоре пятого аркбутана с северной стороны: «22 мая 1617 года Мартиной, дочерью г-на Паппея, казначея сей церкви, был заложен первый камень последней колонны». В тот же период в церкви был установлен орган. Также в XVII веке были переделаны своды алтарной части.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В 1658 годы плиточное покрытие пола было приподнято на 50 см, чтобы защитить церковь от осенних наводнений и паводков на Сене. Снаружи церкви на одной из колонн, а также на одном из контрфорсов сохранились надписи (в том числе одна поэтическая), напоминающие о сильном наводнении, которое произошло как раз зимой 1658 года. Страшные наводнения тогда прошли по всему северу Франции, включая Париж. В частности, в Верноне был сильно поврежден единственный мост.

Коллегиальная церковь, Вернон, ФранцияКоллегиальная церковь, Вернон, Франция

Во время Французской революции пострадало множество религиозных сооружений Вернона, некоторые монастыри и церкви исчезли с лица земли, были проданы или разрушены. Не пощадили революционеры и главную церковь города: здесь был устроен храм Разума и Философии, где собиралось патриотическое общество, являвшееся филиалом парижского клуба якобинцев.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Многие повреждения того времени до сих пор заметны. Наиболее яркий пример — обезглавленные или отсутствующие статуи главного западного, а также северного портала церкви. Старинные витражи были практически полностью уничтожены, украшавшие неф статуи 12 апостолов, многочисленные памятники и надгробия разграблены и разрушены.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Богатая коллекция серебряных и золотых литургических предметов, которая считалась лучшей, чем в соборе Эврё, была конфискована и отправлена революционным правительством на переплавку. Орган стали использовать для национальных патриотических праздников, так что теперь он играл не религиозные гимны, а революционные песни.

1.4 Обновления XIX века, война и новая реставрация

В 1871 году церковь Вернона, наряду со многими другими храмами Нормандии, была отреставрирована Феликсом Леклерком де Пуллиньи (Félix Leclerc de Pulligny) (1821–1893). В середине XIX века, в эпоху торжества неоготики, коллегиальная церковь вновь обрела былой блеск: здесь появился новый алтарь (привезенный из монастыря соседнего города Гайон); интерьер и экстерьер храма украсило множество новых скульптур; церковь наполнили новые картины, витражи и т.д.

Клод Моне, Вид церкви в Верноне (1883)

Увы, это убранство просуществовало недолго. Вторая мировая война не пощадила Вернон. Во время бомбардировок 1940 года церковь была частично разрушена и лишилась всех витражей, за исключением одного, который убрали на реставрацию как раз перед самой войной в 1939 году. Бомбардировки союзников в 1944 году только усугубили ситуацию.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Какое-то время церковь стояла открытая всем ветрам в опустевшем городе, представляя легкую добычу для грабителей. Хранившаяся в храме великолепная коллекция богослужебных одеяний была украдена. После войны храм был отреставрирован. Среди последних добавлений следует особо отметить современные витражи мастеров Жерара Эрме (Gérard Hermet) и Мирей Жюто (Mireille Juteau) из знаменитой мастерской Lorin в Шартре. Созданный ими уникальный ансамбль из 18 витражей высочайшего качества был установлен в церкви Вернона в 1994 году и стал интереснейшим дополнением к внутреннему убранству храма.

2. Описание архитектуры и наружного оформления церкви

2.1 План и размеры церкви

Церковь построена из вернонского известняка и имеет в плане форму латинского креста с маловыраженным трансептом. Она имеет центральный неф, перекрытый крестовыми сводами, с крышей из шифера. Общая длина храма составляет 61 м; длина нефа — 34,25 м, а высота— 22 м. Длина хора и апсиды составляет 10,49 м; хор датируется XII веком и окружен деамбулаторием с крестовым сводом; сакристия и сокровищница относятся к XVI веку.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

2.2 Западный фасад и окно-роза

Главный западный фасад церкви датируется XIV-XV вв. и является прекрасным примером высокой (зрелой) и поздней (пламенеющей) готики. Но это была пламенеющая готика, как ее понимали в регионе Иль-де-Франс, а не в Нормандии, то есть готика в целом довольно сдержанная, без чрезмерного буйства декора, характерного, скажем, для церкви Сен-Маклу в Руане и особенно церкви Нотр-Дам в городе Лувье.

Нижняя часть фасада с двумя готическими окнами по обеим сторонам портала относится к началу XV века, тогда как центральная и верхняя части возникли несколько позднее и выполнены уже в стиле чистой пламенеющей готики.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Своим стройным обликом фасад создает впечатление легкости и изящества. Здание венчает заостренный фронтон с круглым окном, расположенным над часами, которые датируются 1858 годом. Каждый уровень фасада подчеркнут небольшой горизонтальной галереей, соединяющей две восьмиугольных 70-метровых башенки, которые вырастают с обеих сторон центральной части. Эти башенки, оживляемые небольшими арками и увенчанные орнаментированными пинаклями, ранее служили в качестве колоколен. Сегодня используются колокола более крупного размера, которые находятся в башне в форме фонаря (tour lanterne) над средокрестием (эти колокола были отлиты в XIX-XX вв.). Колокола в башенках главного фасада не используются, но по-прежнему там находятся; особую ценность представляет старинный колокол 1401 года. Северная башенка (слева) относится к несколько более поздней эпохе, чем остальная верхняя часть фасада.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Главным украшением фасада является великолепное готическое окно-роза, которое располагается между двумя балюстрадами. Окно датируется концом XV – началом XVI века и отличается довольно необычной структурой. Вместо обычной розетки, сосредоточенной вокруг единого главного центра, мы видим квадрат, в который вписан большой круг. Последний, в свою очередь, разделен на четыре других круга с ажурными каменными перегородками. Витражное окно вернонской церкви является образцом конечного этапа эволюции готических розеток: принятая на протяжении трех веков традиционная композиция с центральной узловой точкой-доминантой, от которой, как лучи, исходили, прочие «лепестки» окна, теперь ушла в прошлое. Перед нами четыре самостоятельных круга, которые воспринимаются независимо друг от друга, и ничто более не притягивает внимание зрителя к центру.  Главное, что привлекает в розетках такого позднеготического типа, — ажурный каменный орнамент внутри каждого отдельного круга. К тому же, окно имеет не традиционную круглую, а квадратную форму, которая дополнительно подчеркивается двойным фризом.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Согласно традиционной интерпретации, квадрат может рассматриваться как символ Земли (материального мира), круг — как символ Неба (духовного мира), а четыре лепестка розы — как четыре Реки рая (их изгибы напоминают волнение воды), четыре стороны света или четыре евангелиста, распространяющих Слово Божие по всей вселенной.

В верхней части фасада по обеим сторонам церкви можно заметить мощные арки аркбутанов, опирающихся на контрфорсы. Эти арки принимают нагрузку от сводов и передают ее на внешние опорные столбы, в результате чего своды больше не давят на стены, так что последние можно облегчить, прорезав их большими ажурными окнами.

2.3 Главный западный портал

Главный западный портал храма посвящен Богоматери, что неудивительно, поскольку перед нами церковь Нотр-Дам, то есть Богоматери. Под стрельчатыми архивольтами портала располагаются две входных двери, разделенные центральным столбом со статуей Мадонны с младенцем под балдахином. Эта скульптура была выполнена в XIX веке. Над дверьми размещается скульптурная перемычка, созданная мастером Талюэ (Taluet) в 1866 году. Ее украшают барельефы, заменившие утраченные во время революции. Барельефы представляют собой сцены из жизни Девы Марии: Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Поклонение волхвов, Сретение Господне. Скульптурный декор тимпана был уничтожен во время революции и не восстановлен.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Архивольты украшены фигурами различных библейских персонажей, а на откосах портала помещаются ниши, в которых ранее находились статуи четырех евангелистов. Между порталом и нижней галереей фасада, под окном-розой, можно увидеть ряд арок с сильно поврежденными статуями.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

2.4 Башня над средокрестием и апсида

Над средокрестием находится оставшаяся недостроенной башня XIII века, имеющая меньшую высоту, чем центральный неф, из-за чего эта 21-метровая башня в англонормандском стиле хорошо видна только с северо-восточной стороны. Нижний ярус башни украшен тонкими колоннами с пересекающимися арками, что было характерно для англонормандских церквей. На этом уровне башни располагались окна, освещавшие средокрестие, это также было типично для англонормандских «башен-фонарей» в церквях, располагающихся по обеим сторонам Ла-Манша.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Сегодня на этом этаже башни располагается отдельное помещение с готическими сводами. Помещение образовалось в XV-XVI вв., когда между этим уровнем и церковным залом было сооружено перекрытие, в результате чего церковь лишились этого источника освещения, и «фонарь» башни утратил свое значение. Второй ярус башни используется сегодня, как уже говорилось, в качестве колокольни. Этот этаж украшают широкие стрельчатые окна с перемычками, колонны и арки. Кроме того, тонкие колонны и стрельчатые арки размещены по углам — еще одна примета нормандской готики, благодаря которой башня приобретает более живой облик.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В восточной части основная ось здания продолжается капеллой Богоматери (см. план церкви). Это изящное сооружение второй половины XIV века.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

По обеим сторонам от этой капеллы, а также с южной стороны можно заметить неиспользованные камни — намек на едва начавшиеся и так и не доведенные до конца работы по строительству венца капелл и расширению храма.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Если отойти немного назад, то можно полюбоваться неожиданным ракурсом церкви с восточной стороны. Мы видим пятиугольный выступ капеллы Богоматери, за которым вырастает вертикаль апсиды, подхваченная башней средокрестия.

2.5 Северный портал

Северный портал, как уже было сказано, особенно сильно пострадал во время Французской революции: большинство статуй было уничтожено или обезглавлено (обратите внимание на пустые ниши под балдахинами). Архивольты северного портала украшены фигурками ангелов, сегодня почти неузнаваемыми. Сам портал разделен центральным столбом (ныне пустующим) на две части и увенчан аркой, которая аналогична внешней. Ее архивольты украшают два параллельных фриза: один оформлен орнаментом в виде сосновых шишек, виноградных листьев и гроздей (в Верноне и во всей Нормандии некогда производили вино, правда, довольно дурного качества).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Второй фриз украшен фигурками восьми ангелов (опять-таки обезглавленных революционерами). Среди этих ангелов можно заметить двух музицирующих, с подобием лютни и волынки. Музицирующие ангелы стали очень популярным мотивом в европейском искусстве XV века, они встречаются в витражах, скульптуре, живописи и книжных миниатюрах того времени. Такая возросшая популярность этой темы могла быть связана с расцветом светской музыки.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Северный портал находился как бы на полпути между храмом и внешним миром. Здесь происходили некоторые церемонии для новообращенных (оглашенных) и кающихся грешников, которые не являлись полноценными членами общины и не могли присутствовать на службе до конца. Здесь они могли найти убежище и скрыться от непогоды, для этого-то внутри портика и устроена небольшая каменная скамья с правой стороны. У этого же портала проходили процедуры изгнания бесов (экзорцизма).

2.6 Гаргульи

В верхней части церкви можно увидеть каменные изваяния чудовищ, которые служат для отвода потоков дождевой воды и защищают здание от повреждений. Перед нами живописные гаргульи (иногда встречается также написание «горгульи»), выполненные в XV веке в облике разного рода демонов и прочих монстров. Помимо функционального назначения, гаргульи несут и символический смысл: как дождевая вода выносится с их помощью далеко за пределы стен, так и вездесущие силы зла выгоняются вон из храма.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Согласно легенде, гаргульей звался дракон, который наводил страх на жителей Руана и вызывал опасные водовороты на Сене, переворачивая лодки. Святой Роман Руанский согласился усмирить и убить чудовище, но с условием, что население обратится в христианство. Так и было сделано. Затем мертвого дракона решено было сжечь, но голова монстра, «полная злого духа», гореть отказывалась. Тогда святой Роман взял драконью голову и прибил ее к стене церкви.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Таково, согласно легенде, происхождение гаргулий, скульптурные изображения которых мы можем видеть на множестве готических церквей.

3. Интерьер церкви Нотр-Дам в Верноне: описание внутреннего убранства

3.1 Центральный неф

Оказываясь в интерьере церкви, мы попадаем внутрь обширного пространства, состоящего из главного нефа, двух боковых нефов и тринадцати боковых капелл (см. план церкви). В противоположность большинству других церквей, алтарная часть (хор) здесь заметно темнее и ниже, чем неф, тогда как обычно бывает наоборот. Интерьер четко поделен на две зоны, соответствующие двум вышеописанным этапам строительства: с одной стороны, хор, трансепт и апсида, с другой — неф, который возвышается над более древними частями сооружения. Этот контраст особенно четко иллюстрирует большая глухая стена, которой заканчивается неф на уровне трансепта (это западная стена той самой башни XIII века).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Такое разделение на две контрастирующие части дополнительно подчеркивает высоту светлого нефа, создавая эффект устремленности вверх. Этому впечатлению также способствуют большие витражные окна и аркады нижнего яруса. Хотя неф может показаться несколько узким (8 м) по отношению к его длине (40 м), его высокие своды, взмывающие на высоту 22 метра, служат примером изящной и гармоничной архитектуры. Своды опираются на ромбовидные в плане колонны, окруженные 16 более тонкими колоннами.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В церкви находится ценное Распятие, созданное в 1664 году крупным французским скульптором эпохи Людовика XIV Жаном Друйи (Jean Drouilly) (1641–1698), уроженцем Вернона. Композицию, изображающую распятого Христа с Богоматерью и апостолом Иоанном по бокам, он выполнил для вернонской церкви в свои ранние годы, когда был еще не очень опытным мастером (см. план церкви). Позднее Друйи стал членом Королевской академии скульптуры. Он работал над оформлением дворца Большой Трианон, в садах Версаля, а также во дворце Марли. Кроме того, этому скульптору принадлежит авторство значительной части скульптурного декора церкви Инвалидов (église Saint Louis des Invalides) в Париже. Одним из самых известных его произведений является ваза «Солнце», находящаяся в садах Версальского дворца.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

На колоннах, расположенных ближе ко входу, помещаются статуи 12 апостолов, созданные в XIX веке местным скульптором Декоршмоном (Decorchemont) взамен утраченных во время Французской революции. Сохранились, впрочем, балдахины, под которыми стоят статуи. Это работа XV века, превосходный образец пламенеющей готики. Традиция установки скульптур 12 апостолов на столбы и колонны храмов зародилась в XIII веке. Основанием для этого стало Послание к Галатам, в котором апостол Павел называет апостолов «столпами Церкви» (глава 2, строфа 9), а также Откровение святого Иоанна Богослова, в котором описывается град Божий, стена которого «имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (глава 21, строфа 14).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Хотя неф был построен в довольно поздний период, здесь присутствуют три традиционных для готических храмов вертикальных уровня: основные арки нижнего яруса, трифорий (сводчатая галерея на втором ярусе) и окна верхнего ряда. Последние разделены пятью перемычками и являются образцом очень поздней готики (учитывая, что своды были завершены только в 1617 году, даже странно, что архитекторы обратились к архаичному готическому дизайну, а не к ренессансному стилю).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Что касается изящной центральной галереи, то здесь мы имеем дело с так называемым ложным трифорием, то есть не сплошной галереей в истинном смысле этого слова, а рядом коротких галерей, ограниченных колоннами. В каждую из этих галерей можно попасть через дверь с крыши. Каждый пролёт трифория насчитывает шесть арок в стиле пламенеющей готики. В соответствии с тенденциями того времени, более высокие окна имеют и большую высоту, так что трифорию места удалялось немного.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

3.2 Алтарная часть (хор)

Это самая древняя часть церкви, относящаяся еще к романской эпохе (см. план церкви). Ранее хор был отделен от нефа алтарной перегородкой, которая была разрушена в конце XVIII века.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Хор окружают девять полукруглых романских арок, опирающихся на колонны из монолитного камня. Такие приподнятые арки с плоскими расширяющимися по краям капителями характерны для англонормандской архитектуры. В церкви можно заметить романские капителей нескольких типов. Первый тип оформлен стилизованным растительным орнаментом в духе коринфского ордера. Капители второго типа более оригинальны, они демонстрируют влияние базилики аббатства Святого Бенедикта на Луаре (Saint-Benoît-sur-Loire) и нормандского аббатства Нотр-Дам де Бернай (Notre-Dame de Bernay) (последнее было, собственно, основано монахом из аббатства Святого Бенедикта). Капители этого типа украшены изображениями львов и других животных, которые сплетаются друг с другом, образуя изысканный ритмичный орнамент. Вероятно, они датируются самым ранним периодом строительных работ, то есть примерно серединой XI века. Наконец, можно выделить еще третий тип капителей, которые украшены абстрактными стилизованными мотивами, напоминающими пальмовые листья.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Верхняя часть хора была перестроена в конце XIV века. Апсида перекрыта сводом, восемь нервюр которого с одной стороны опираются на консоли с фигурками ангелов, а с другой — соединяются в ключе свода.

Хор окружает обходная галерея — перекрытый крестовым сводом деамбулаторий, который был построен после осады Вернона, в первой половине XII века (город в 1136 году осаждали войска короля Людовиком VII). Этот деамбулаторий стал одним из первых образцов готики в Европе. Готический стиль, зародившись в Англии, пришел в Нормандию примерно в 1120 году — задолго до того, как его открыли жители собственно Франции. К сожалению, в XVII-XVIII вв. эта готическая часть церкви была разрушена, и деамбулаторий был перекрыт новым сводом.

Главный алтарь в стиле Людовика XVI, как уже говорилось, был привезен из монастыря соседнего города Гайон (Gaillon) и установлен в 1791 году.

3.3 Боковые капеллы

В северном боковом нефе (в капелле Святого Венсана де Поля) находится надгробный памятник Марии Мэньяр (Marie Maignard) (см. план церкви). Мавзолей выполнен из белого каррарского мрамора в начале XVII века. Высеченные из мрамора складки длинного платья покойной сделаны с таким мастерством, что воспринимаются как настоящий шелк. Мария Мэньяр была дочерью Шарля Мэньяра (Charles Maignard), президента парламента Нормандии. Девушка скончалась в 1610 году в возрасте 23 лет. Ее муж, президент податного суда Нормандии, заказал для нее этот мраморный мавзолей. Именно Мария в 1607 году подарила вернонской церкви орган. Впрочем, сам этот надгробный памятник раньше находился в другом городском храме, который был разрушен во время революции, и тогда мавзолей перенесли сюда. Мария одета как благородная дама, со сложной прической и в длинных серьгах. Ее костюм позволяет познакомиться с женской модой эпохи Генриха IV.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Еще одним сокровищем церкви является уникальная Мадонна из расписного дерева, выполненная в конце XIII – начале XIV века. Она установлена в капелле Богоматери (см. план церкви), которая, как мы уже знаем, была построена и оформлена по распоряжению Бланки Наваррской (1333–1398). Ранее скульптура использовалась как реликварий. Сама капелла имеет в плане форму пятиугольника. Свет поступает через пять готических окон, разделенных перемычкой. О витражах этих окон читайте чуть ниже.

Коллегиальная церковь, Вернон, ФранцияКоллегиальная церковь, Вернон, Франция

Одним из наиболее значимых произведений в интерьере церкви является динамичная картина, приписываемая Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) (1560–1609) «Воскресение» (ок. 1600). Она находится в боковой капелле Св. Женевьевы. Среди других художественных ценностей внутри храма стоит отметить замечательный триптих на тему Страстей и Воскресения Христа, написанный по дереву в конце XV – начале XVI века. Триптих украшает боковую капеллу Крещения (см. план церкви).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В капелле Четок (Розария) (Chapelle du Rosaire) можно увидеть картину известного художника эпохи барокко Клода Виньона (Claude Vignon) (1593–1670) «Святой Доминик получает четки из рук святой Анны и святой Екатерины».

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Слева от капеллы Святого Аджутора (Saint Adjutor) стоит современная статуя, изображающая этого святого — покровителя Вернона, а также покровителя всех моряков, пловцов и т.п. Святой родился в Верноне в XI веке в дворянской семье, участвовал в 1-м крестовом походе, затем жил как монах, помогал бедным и творил чудеса. Самое известное чудо святого Аджутора связано с укрощением бурных вод Сены. В ту эпоху Сена была очень коварной и опасной рекой, и в районе Вернона также существовало несколько сложных участков с водоворотами. Узнав о том, что неподалеку от его монастыря в Сене утонуло несколько человек, Аджутор в компании с моряком и архиепископом Руана Гуго сел в маленькую лодку и направился к месту трагедии. Архиепископу, как сообщает легенда, было не по себе. Прочитав молитвы и окропив реку святой водой, Аджутор бросил в Сену цепи, которые носил, будучи пленником у неверных, и вдруг все вихри и водовороты, как по волшебству, исчезли, и воды Сены стали спокойны и безмятежны. Теперь рыбаки и моряки могли продолжать работу, не опасаясь за свою жизнь. Скульптура изображает святого в образе рыцаря-монаха, в грубом монашеском одеянии, с цепями в левой руке.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

3.4 Орган

В церкви установлен барочный орган, изготовленный священником и органным мастером Жаном Урри (Jean Ourry) в 1608–1610 гг. Согласно архивам, сам инструмент, проспект и трибуна для органа были созданы на пожертвования уже упоминавшейся Марии Мэньяр, чье надгробие можно увидеть в одной из боковых капелл. На протяжении веков орган неоднократно модифицировали и реставрировали, последний раз в 1970-х годах. Однако органный проспект и трибуна сохранились в первозданном виде, и великолепное качество резного декора начала XVII века продолжает привлекать внимание посетителей.

Коллегиальная церковь, Вернон, ФранцияКоллегиальная церковь, Вернон, Франция

Органная трибуна состоит из 13 резных панелей с изображением царя Давида и четырех музицирующих ангелов, а также женских аллегорических фигур, символизирующих  четыре кардинальные добродетели (благоразумие, справедливость, умеренность, мужество) и три христианские добродетели (вера, надежда, любовь). Органный проспект и трибуна признаны историческими памятниками.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Органный проспект покрыт изысканными резными орнаментами. В верхней части органа установлены фигуры музицирующих ангелов. Эти деревянные статуи из часовни местной больницы находятся в церкви с 1819 года. Инструмент насчитывает 2800 труб и 31 регистр и отличается великолепным качеством звучания. Значительная часть оригинальных регистров сохранилась.

3.5 Витражи

Витражное искусство — искусство света и сияния — стало наиболее активно развиваться в XII веке, когда получила распространение концепция, что Бог есть свет, а его творения получают и излучают часть этого света. Витражи в церквях выполняли три функции. Во-первых, они служили в качестве Библии для неграмотных. Во-вторых, они наделяли интерьер еще большей красотой, что было особенно важно, поскольку церковь была не просто зданием, а земным эквивалентом Града Божьего, который апостол Иоанн описывает так: «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями» (глава 21, строфы 18-19). Огромные витражные окна смотрелись как настоящие драгоценные камни, тем более что оконное стекло в средние века считалось роскошью, не говоря уже о витражах.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Наконец, третья функция витражей заключалась в том, чтобы превратить здание в священное место обитания всемогущего Бога. Витражные окна, через которые проходит солнечный свет, воспринимались как аналог Священного Писания. Сам свет мыслился как Бог, проникающий в церковь и в сердце верующих, озаряя его.

3.5.1 Витражи XV-XVI века

К сожалению, Французская революция и Вторая мировая война привели к тому, что церковь Вернона лишилась практически всех исторических витражей. В XIX веке были изготовлены новые витражи, которые заменили те, что были уничтожены революционерами, однако бомбардировки 1940 и 1944 годов разрушили и их, за исключением одного окна, которое было демонтировано для ремонта незадолго до начала войны, а также нескольких других фрагментов, которые затем были использованы при создании новых витражей.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Единственное спасенное окно датируется концом XV века и изображает различные сцены Страстей Христовых и сюжеты из жизни Иоанна Крестителя. В частности, в левом ланцете представлена сцена оплакивания Христа; в нижней части центральных панно — крещение Христа и усекновение главы Иоанна Крестителя; в третьем ланцете слева — явление Христа Марии Магдалине; в крайнем ланцете справа — Рождество. В верхней части витража показаны сцены Страстей: «Христос перед Пилатом», «Бичевание Христа», «Несение креста» и т.д.

Коллегиальная церковь, Вернон, ФранцияКоллегиальная церковь, Вернон, Франция

А вот, например, фрагмент отреставрированного витража начала XVI века, который изображает музицирующих ангелов. В нижней части окна помещаются абстрактные витражи XIX века.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Еще одним примером такого сочетания старого и нового является витраж со сценой Распятия, которая датируется XVI веком и находится в верхней части окна. Нижняя часть заполнена современными абстрактными витражами лилового тона, убывающими книзу по степени яркости.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

3.5.2 Витражи XX века

После Второй мировой войны в церкви проводились работы по созданию нового ансамбля витражей. Работы начались в 1955 году, когда были созданы витражи верхней части хора, доминирующим цветом которых является синим.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Центральная композиция изображает сцену Коронования Богоматери; четыре боковых витражных панно посвящены различным святым, в частности, мы видим изображение св. Петра с сетью и св. Павла с мечом. Эти витражи были выполнены специалистами мастерской Жака Бони (Atelier Jacques Bony).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Второй этап реставрации пришелся на 1970-е годы. В 1974 году в церкви было установлено главное западное окно-роза над органом, также работы мастерской Бони. В 1975-76 гг. появились витражи верхнего яруса центрального нефа, посвященные истории св. Мартина.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В 1976 году в первой боковой капелле с правой стороны при входе был установлен витраж Жака Бони, который посвящен двум старинным храмам города Вернона (церквям Св. Женевьевы и Св. Иакова), которые были разрушены во время революции. Всё, что напоминает о них сегодня в городе, — это названия двух улиц. Витраж задуман как подражание вышеописанному витражу XV века со сценами Страстей, расположенному в соседней капелле; здесь тоже каждая сцена или персонаж помещены под архитектурным орнаментом (балдахином). Ланцет этого витража изображают св. Женевьеву, св. Иакова, а также города Париж и Сантьяго-де-Компостела.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

В руках ангелов мы видим ленты (бандероли) с надписями, описывающими расположенные выше сцены. Если присмотреться, то в левом ланцете можно заметить образы собора Нотр-Дам де Пари и моста Пон-Нёф — двух знаменитых парижских достопримечательностей. Два центральных панно изображают, соответственно, покровительницу Парижа св. Женевьеву,и св. Иакова с непременной раковиной морского гребешка.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Следующий этап работ проводился в 1990-х замечательными мастерами Эрме (Gérard Hermet) и Жюто (Mireille Juteau) из мастерской Lorin в Шартре. В 1994-1996 гг. были установлены новые витражи в нижней части нефа и алтарной части, на этом витражное оформление церкви было завершено. Установка этих витражей стала возможна благодаря финансированию из государственного, регионального и городского бюджетов, а также за счет общественной подписки.

Жерар Эрме и Мирей Жюто выполнили поистине грандиозную работу, создав настоящий шедевр: ансамбль из 18 современных витражей общей площадью 230 кв.м. Жерар Эрме писал: «Наша профессия уникальна тем, что мы работаем со светом, который обладает определенной краской. Преобразование цвета освещением — очень сложный процесс». Каждый витраж, созданный этими мастерами для коллегиальной церкви Нотр-Дам в Верноне, отличается свободным расположением цветовых полей, широкой гаммой цветов и оттенков, в том числе серых, которые уравновешивают более яркие цвета. Благодаря удачному выбору гаммы и продуманному расположению цветовых плоскостей витражи воспринимаются как очень живые и динамичные композиции.

Все эти витражи не содержат изображений конкретных святых или религиозных сюжетов, но их цветовое решение символически подобрано в соответствии с темой витража. Например, в капелле, посвященной святому Максиму из Эврё и святому Венеранду, цвета витража определяются темой мученичества: преобладают красный, цвет крови, и серый, цвет пепла.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Сильное впечатление производит большой витраж трансепта, расположенный в капелле Крещения. Его красные и белые «языки» взмывают вверх, прославляя восставшего из мертвых Христа.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Витражи капеллы Богоматери созданы на тему Лоретанской литании Пресвятой Деве Марии и иллюстрируют различные прославляющие именования Богоматери, например: «Дом золота» (теплые, золотистые оттенки); «Царица, на небо взятая» (закругленные формы ячеек и небесный оттенок витража); «Ковчег Завета» (ковчег представлен в виде миниатюрного храма с двумя ангелами; этот витраж не является полностью абстрактным, как остальные).

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Витраж капеллы Четок (Розария) (Chapelle du Rosaire) создавался с мыслью о молитве Розария, которая читается по четкам. Один круг Розария (состоящий из 5 наборов по десять бусин) позволяет размышлять об одном виде тайн, среди которых выделяется три исторически сложившиеся группы: радостные, скорбные и славные. Нижняя часть витража соответствует пяти радостным тайнам (доминирует желтый цвет), центральная — скорбным тайнам (доминирует серый цвет), а верхняя — славным тайнам (преобладает голубой оттенок). В верхней части витража также можно различить изображения розовых лепестков, что является указанием на молитвы к Деве Марии, поскольку в средние века было принято украшать ее статуи розами.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Особого упоминания заслуживает оригинальный витраж, посвященный описанному выше чуду покровителя Вернона — святого Аджутора, укротившего капризные воды Сены. Этот современный витраж, как и большинство остальных, не является фигуративным, однако в его композиции, тем не менее, можно угадать лодку (желтая полоса на синих волнах), трех сидящих в ней людей (очертания красного цвета), а выше довольно четко просматриваются звенья цепи, которой святой был прикован, находясь в плену у сарацинов.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Особый интерес представляет витраж, посвященный Марии Магдалине. Он находится в одноименной капелле. Цвет и форма ячеек витража создают впечатление роскошных струящихся волос Марии Магдалины, которыми она, по преданию, отерла ноги Христа. Возможно и другое толкование: в композиции витража можно увидеть женщину или толпу людей, которые молятся, заламывая руки.

Коллегиальная церковь, Вернон, Франция

Некоторые витражи не связаны с какой-то конкретной религиозной темой и выполняют скорее декоративную функцию.

4. Практическая информация для туристов

Коллегиальная церковь Вернона открыта с 8:00 до 20:00 без перерыва. Церковь является действующим храмом, поэтому во время богослужений туристов просят воздержаться от ее осмотра. В остальное время церковь можно свободно осматривать и фотографировать. Сюда стоит зайти, например, после посещения усадьбы Моне в Живерни, перед посадкой на поезд на вокзале Вернона.

♦♦♦♦♦♦♦

Другие заметки о Верноне:

- Прогулка по Вернону (часть 1)

- Прогулка по Вернону (часть 2)

- История и основные достопримечательности Вернона

- Достопримечательности Вернона: Старая водяная мельница на Сене

- Достопримечательности Вернона: Витраж Франсуа Декоршмона в здании ратуши

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Верноне (все эти достопримечательности обозначены на плане центра города):

- Коллегиальная церковь Нотр-Дам; построена в XI-XVII вв.; ее архитектура является смешением различных стилей, среди которых преобладает пламенеющая готика

- Старая мельница и замок Château des Tourelles, расположенные на правом берегу Сены (основная часть города лежит на левом берегу)

- Архивная башня — единственная уцелевшая часть средневекового замка Вернона

- Старые фахверковые дома в центре города; наиболее интересными из этих средневековых построек являются «Дом прежних времен» (Temps-Jadis) (сегодня там размещается офис туристической информации Вернона) и дом Vieille Gabelle

- Ратуша Вернона с интересным витражом, посвященным легенде о Людовике Святом и гербе Вернона

- Замок Бизи под Верноном

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Вернона. На этой туристической карте обозначены основные достопримечательности, расположенные в историческом центре Вернона.

План центра Вернона, Франция

Также предлагаем вашему вниманию подробную карту Вернона, на которой указаны названия всех улиц и обозначены основные достопримечательности, а также железнодорожный вокзал Вернона (Gare SNCF).

Карта Вернона, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в окрестностях Вернона:

- Дом и сад Клода Моне в Живерни (maison et les jardins de Claude Monet)

- Музей импрессионизма в Живерни (Musée des impressionnismes Giverny)

- Старинная церковь Радегунды (église Sainte-Radegonde) с могилой Клода Моне и членов его семьи, также в Живерни

♦♦♦♦♦♦♦

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

1. Коллегиальная церковь в Верноне, статья в Википедии

2. Сайт о достопримечательностях и истории Вернона и Живерни

3. Туристический сайт о Живерни и Верноне

4. Туризм в Верноне: достопримечательности

5. Сайт о Живерни и Верноне

6. Сайт о витражах коллегиальной церкви в Верноне

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)