Достопримечательности Вернона: Витраж Франсуа Декоршмона в здании ратуши

Рубрики: Наши путешествия,Франция, апрель 2010, Теги: ,
Foxy @ 12 июня 2012, в 12:58

Помимо замечательных современных витражей, украшающих главную церковь Вернона, в этом небольшом нормандском городе можно увидеть еще один необычный витраж. В отличие от церковных витражей, он посвящен не религиозному, а светскому сюжету, а именно легенде о происхождении герба города.

Витраж в мэрии Вернона, Франция

Витраж находится на втором этаже ратуши Вернона, и посмотреть его может каждый любознательный турист. Достаточно войти внутрь здания мэрии в часы ее работы (с понедельника по пятницу с 8:45 до 12:00 и с 13:30 до 17:30; по субботам с 8:45 до 12:00) и подняться по главной лестнице.

Этот современный витраж, посвященный легенде о Людовике Святом и кресс-салате, был создан в 1964 году по заказу вернонской мэрии и называется «Людовик Святой отведывает кресс-салат у источника Тилли» (Saint Louis goûtant le cresson à la fontaine de Tilly). Полное ярких красок и юношеского задора произведение в действительности является творением 84-летнего мастера!

Тематика витража связана с историей о происхождении герба города Вернона. Герб Вернона выглядит следующим образом: в нижней части щита на серебряном поле — три зелёных пучка кресс-салата, перевязанные золотыми лентами; во главе щита на лазоревом фоне — три золотых лилии. Согласно легенде, герб был пожаловал городу ок. 1260 года самим Людовиком СвятымРассказывают, что в один из своих многочисленных визитов в Вернон Людовик Святой был сильно утомлен долгой дорогой и мучился от жары и жажды, и тогда местные жители поднесли королю свежие листья кресс-салата. Монарх испытал такое облегчение, что позволил разместить изображение этого растения на гербе города. Присутствие на гербе золотых лилий, в свою очередь, объясняется тем, что Вернон был королевским городом.

Старая мельница, Вернон, Франция

Что касается самого витража, то эта яркая и необычная композиция из цветного стекла была создана нормандским керамистом и художником по стеклу Франсуа Декоршмоном (François Décorchemont) (1880–1971), работы которого можно увидеть в 30 церквях департамента Эр, а также в церкви Св. Одили в Париже. Франсуа Декоршмон происходил из семьи ремесленников и скульпторов. Например, его отец создал ансамбль из 12 статуй апостолов для вернонской церкви Нотр-Дам, а также обелиск в память о мобильных батальонах из Ардеша, которые героически защищали Вернон во время Франко-прусской войны.

Сам Франсуа Декоршмон был одним из наиболее выдающихся мастеров художественного стекла своего времени, замечательным специалистом в области химии и минералогии. Всемирную известность ему принесли работы в технике pâte de verre, то есть «стеклянная паста», или «тесто из стекла». (Данный метод предполагает использование стеклянной крошки или осколков (фритты) различных оттенков, которые смешиваются с небольшим количеством связующего вещества и помещаются в сложную форму, после чего спекаются в печи). Этот «алхимик цвета» мастерски играл с материалами, создавая вещество с неповторимым смешением цветов, удивительной текстурой и свечением. Великолепные вазы Декоршмона в стиле ар-нуво, нередко с античными мотивами, можно увидеть, например, в музее Орсэ. Иногда они появляются в галереях и на художественных аукционах.

После 1930 года Декоршмон начинает использовать свой опыт работы со стеклом в новой сфере: в области витражного искусства. Применяя технику pâte de verre, он создает уникальные витражи, отличающиеся особой игрой света на каждом изгибе поверхности и подчеркивающие рельефный рисунок, переливающийся, как будто грани драгоценного камня. Мастер нашел метод получения богатой палитры цветов, используя многообразие оттенков и полутонов, которые придают его произведениям особое свечение и прозрачность. Ранее никто не использовал эту технику при изготовлении витражей, но результат получился замечательный.

Витраж в мэрии Вернона, Франция

Вместо того чтобы разрезать куски стекла, Декоршмон их плавил. Сначала мастер получал базовые «пигменты» в виде стеклянной крошки, сортировал их по склянкам, а затем в соответствии с задуманным дизайном помещал порошок нужных оттенков в форму из огнеупорной глины, плавил в печи, после чего медленно остужал и вынимал из формы. Полученные таким образом стеклянные фрагменты в определенном порядке укладывались в деревянную опалубку по размеру будущего витража, куда заливался бетон, служащий каркасом; после этого видимая поверхность витража очищалась и производилась сушка. Итогом становился готовый витраж — на цементной, а не свинцовой связке (очередная инновация).

Витраж в мэрии Вернона, Франция

В отличие от средневековых мастеров, которые после изготовления витража прорисовывали некоторые детали изображения от руки, Декоршмон ничего не рисует (даже черты лиц персонажей), но достигает нужного результата. Он предусматривает соответствующий рисунок при создании формы и получает нужные штрихи, заполняя цементом те углубления, которые формируются за счет выпуклого рельефа в форме. Эта нестандартная техника позволяла художнику получать оригинальные эффекты штрихов и бороздок, мраморной и крапчатой текстуры. Посмотрите, например, на стволы деревьев, листву, полосы на одежде коленопреклоненного слуги, бордовый камзол и синий плащ короля на витраже в ратуше Вернона. Всё это имеет живую, шероховатую текстуру.

Обратите внимание также на символизм работы Декоршмона и глубокое знание истории: скромные желтые ирисы, которые усеивают берега реки, как будто продолжаются в лилиях королевской мантии. И действительно, по мнению некоторых ученых, геральдические королевские лилии (Fleur de lys) — это на самом деле желтые ирисы, которые растут на берегах реки Лис (Lys). Эти цветы были изображены на гербе сеньора Армантьера (Armentières), а французский король после присоединения его феода к своим владениям добавил этот мотив в свой собственный герб. На витраже мы видим также три пучка кресс-салата из вышеописанной легенды: один пучок в руках короля, второй — у человека в плаще, а третий пучок как раз срывает слуга в темно-синем одеянии.

Также стоит обратить внимание на водяные лилии на переднем плане витража. Автор композиции решил тем самым напомнить посетителям ратуши о еще одной важной исторической личности этих мест: великом импрессионисте Клоде Моне, который свыше 40 лет прожил в своей усадьбе в соседней деревне Живерни.

За исключением нескольких «светских» заказов (таких как этот витраж вернонской ратуши), в позднем творчестве Декоршмона преобладала религиозная тематика. Как уже было сказано, он разработал эскизы витражей для многочисленных церквей своего родного края. При этом он прекрасно разбирался в священных текстах и религиозной символике, был знаком со специальной литературой.

Витраж Декоршмона в церкви Паси-сюр-Эр, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Другие заметки о Верноне:

- Прогулка по Вернону (часть 1)

- Прогулка по Вернону (часть 2)

- История и основные достопримечательности Вернона

- Достопримечательности Вернона: Старая водяная мельница на Сене

- Достопримечательности Вернона: Коллегиальная церковь Богоматери (Нотр-Дам)

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Верноне (все эти достопримечательности обозначены на плане центра города):

- Коллегиальная церковь Нотр-Дам; построена в XI-XVII вв.; ее архитектура является смешением различных стилей, среди которых преобладает пламенеющая готика

- Старая мельница и замок Château des Tourelles, расположенные на правом берегу Сены (основная часть города лежит на левом берегу)

- Архивная башня — единственная уцелевшая часть средневекового замка Вернона

- Старые фахверковые дома в центре города; наиболее интересными из этих средневековых построек являются «Дом прежних времен» (Temps-Jadis) (сегодня там размещается офис туристической информации Вернона) и дом Vieille Gabelle

- Ратуша Вернона с интересным витражом, посвященным легенде о Людовике Святом и гербе Вернона

- Замок Бизи под Верноном

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Вернона. На этой туристической карте обозначены основные достопримечательности, расположенные в историческом центре Вернона.

План центра Вернона, Франция

Также предлагаем вашему вниманию подробную карту Вернона, на которой указаны названия всех улиц и обозначены основные достопримечательности, а также железнодорожный вокзал Вернона (Gare SNCF).

Карта Вернона, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в окрестностях Вернона:

- Дом и сад Клода Моне в Живерни (maison et les jardins de Claude Monet)

- Музей импрессионизма в Живерни (Musée des impressionnismes Giverny)

- Старинная церковь Радегунды (église Sainte-Radegonde) с могилой Клода Моне и членов его семьи, также в Живерни

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Helen пишет:

    Спасибо за материал! Очень интересно. Что касается технологии, то техника добавления цветного стекла в бесцветную основу известна давно, но чтобы так делали при изготовлении витражей (да еще создавали потом бетонный каркас) — это прорыв!
    Да, фритта — это не осколки стекла. Ее получают, выливая струйкой расплав стекла в воду. Потом просушивают, и готова стеклянная однородная крошка, которую легко замешивать для получения равномерного окрашивания.

  2. Foxy пишет:

    Спасибо за пояснения и приятный отзыв, Helen! :)