Достопримечательности Вернона: Старая водяная мельница на Сене

Рубрики: Наши путешествия,Франция, апрель 2010, Теги: ,
Foxy @ 4 июня 2012, в 22:09

Старая мельница (Le Vieux-Moulin) — одно из самых красивых и старинных сооружений Вернона, ставшее настоящим символом города. Мельница находится на правом берегу Сены (см. план города), около замка Château des Tourelles, и хорошо видна как с моста Клемансо, так и со стороны замка. Этот район города называется Верноннé (Vernonnet). Ранее он представлял собой отдельное селение, но теперь является частью Вернона.

Старая мельница, Вернон, Франция

Перед нами один из самых живописных видов Вернона — вид, который неоднократно вдохновлял многих художников, любителей и профессионалов, в том числе жившего в соседней деревне Живерни Клода Моне. Благодаря своему удивительному расположению на опорах несуществующего моста, мельница Вернона прославилась на весь мир как одна из самых необычных построек на планете.

Старая мельница в Верноне: одинокий свидетель прошлого

Мельница стоит на 2 опорах средневекового каменного моста XII века, который был частично разрушен в 1861 году, во время строительства нового моста через Сену. В средневековую эпоху вдоль моста располагалось пять мельниц, которые использовались для помола зерна, собранного на местных полях. Всё это были мельницы с колесом регулируемого положения, которое можно было поднять или опустить в зависимости от уровня воды в реке.

Старая мельница  остатки средневекового моста в Верноне, исторический снимок

В голодные времена обилие зерна и муки в этих местах нередко становилось причиной волнений, поскольку жители не могли потерпеть, что «их» мука куда-то отправляется, тогда как сами они голодают. Один из самых крупных бунтов произошел в октябре 1789 года, когда цены на хлеб существенно выросли, и «хлебные мятежи» разгорались во всей Франции. В Верноне мятежники схватили мельника, бросили его в реку, а затем пытались повесить на фонаре.

Старая мельница, Вернон, Франция

Некоторое время здание служило также в качестве таможни, где взималась ввозная пошлина (октруа) за пользование мостом для переправы через реку.

Старая водяная мельница Вернона — единственная уцелевшая из тех пяти мельниц. Эта уникальная фахверковая постройка датируется XVI веком. В 1925-1930 годах она принадлежала издателю Жану Нуге (Jean Nouguès), который устраивал танцы на пришвартованной поблизости барже. В 1930 году он продал мельницу американцу Уильяму Гриффину (William Griffin). После смерти владельца в 1947 году наследников найти не удалось. Мельница, сильно пострадавшая во время бомбардировок Второй мировой войны, была отреставрирована городскими властями. На тот момент мельница находилась на грани обрушения, но была спасена. Колесо мельницы было утрачено.

Старая мельница, Вернон, Франция

В 1962 году вернонская мельница и ее окрестности были использованы в качестве натуры при съемках «Парижские тайны» (Les mystères de Paris) (1962) с Жаном Маре в главной роли.

Окруженная яркой зеленью, старая мельница Вернона продолжает привлекать художников, фотографов и туристов, очарованных ее живописным обликом, напоминающим о былых временах. Клод Моне написал вернонскую мельницу летом 1883 года.

Клод Моне, Дома на старом мосту в Верноне, 1883

Из истории средневекового моста в Верноне

По некоторым данным, первый мост в Верноне появился еще в 1125 году, когда младший сын Вильгельма Завоевателя герцог Нормандии английский король Генрих I решил создать здесь укрепленный город. Если этот мост и существовал, то представлял собой легкую конструкцию из дерева, и от него не сохранилось никаких следов.

Первый каменный мост через Сену появился в Верноне в конце XII века, когда Филипп II Август восстановил власть Франции над этой частью Нормандии. На правом берегу Сены мы и сейчас видим сохранившиеся фрагменты этого средневекового моста. Мост Филиппа II облегчал перемещение войск и имел огромное стратегическое значение в эпоху, когда мостов в Нормандии и Франции было крайне мало. Поэтому французский король позаботился о том, чтобы достойным образом защитить мост: с одной стороны располагался собственно город с крепостной стеной и замком (от которого до нашего времени дошла лишь одна башня), с другой стороны — предмостное укрепление в виде небольшого замка (нынешний замок Château des Tourelles), а на островке Талю (Talus) , который служил одной из опор моста, — укрепленная башня. Вся эта фортификационная система хорошо видна на гравюре, изображающей вид Вернона в XVI веке.

Вид Вернона в XVI веке, гравюра

Благодаря своему расположению на перекрестке дорог мост вскоре приобрел важное экономическое значение, а вот военное быстро утратил: с 1204 года вся Нормандия стала французской территорией, и войны на время прекратились. Филипп II Август продал права на пользование мостом: установку мельниц и рыбную ловлю. Очень скоро у моста появилось пять мельниц: две на правом берегу Сены, в местечке Вернонне (Vernonnet) и три с противоположной стороны, со стороны собственно Вернона.

Увы, на протяжении последующих веков власти были не в состоянии регулярно проводить необходимые ремонтные работы, в результате чего каменные пролёты моста (которых было изначально 25) постепенно заменялись деревянными настилами на старых опорах. К 1830 году оставалось лишь 8 каменных пролётов. Из-за плохого содержания моста нередко случалось, что опоры рушились во время паводков и мост становился на несколько лет непригодным для использования. В такие периоды приходилось налаживать паромную переправу между берегами. Такая же ситуация, кстати говоря, наблюдалась и в Руане. На гравюре XIX века видно, что при отсутствии надлежащего ухода опоры не могли оказывать противодействие сколько-нибудь значительным паводкам.

Вид Вернона в XIX веке, гравюра

В 1651 году, послу обрушения очередных двух пролётов, власти решили вообще забросить мост и вместо этого устроить паромную переправу, которая стоила дешевле, чем ремонт моста. Однако от этой идеи пришлось отказаться: в 1653 году во время одной такой переправы паром пошел ко дну, в результате чего утонуло 200 человек. Потом в разрушении моста обвинили рыбаков, чьи сети вызывали постоянные вибрации, раскачивавшие мост (рыбная ловля у моста была запрещена в середине XIX века). Более того, сам мост, располагавшийся очень низко над водой и мельничными колёсами и рыболовными сетями, представлял препятствие для судоходства: лишь один проём имел достаточный размер для того, чтобы тут могли проходить суда, и то с большим трудом. Так, в январе 1756 года, во время «большой воды», пройти под мостом смогло лишь 7 судов. В остальное время Сена мелела и тоже становилась практически непроходимой для судов. В «нормальные» навигационные периоды баржам требовалось от 4 до 6 недель, чтобы дойти из Руана в Париж.

Старая мельница и мост в Верноне, картина первой половины XIX в

В 1840 году начались комплексные работы, направленные на улучшение судоходной ситуации в этой части Сены (расчистка дна, выпрямление русла, выравнивание островов, строительство шлюзов и т.д.). Благодаря этим работам, завершившимся только в 1980 году, Сену, некогда дикую, капризную и опасную реку с большим количеством островов и песчаными берегами, удалось приручить и сделать пригодной для навигации. Однако все эти усилия были бы напрасны, если бы прежний мост решили оставить. Мост по-прежнему являл собой препятствие для судов.

Вернон в 1845 году

В итоге в 1858-1861 гг. в Верноне был построен новый мост, названный Наполеоновским (в честь Наполеона III). Его соорудили несколькими метрами вверх по течению от старого средневекового моста. После того как новый мост был завершен, его средневековый собрат был демонтирован (если говорить точнее, то разрушен была только его участок между Верноном и островком Талю; владельцам трех мельниц, располагавшихся в этой части моста, были выплачены денежные компенсации).

Что же касается той части средневекового моста, которая располагалась между островком и правым берегом Сены (районом Верноннé), то она была заброшена и мало-помалу разрушалась. В итоге от этого исторического моста осталась лишь пара пролётов и старая мельница, которую мы видим сегодня. Эти немногие следы прошлого позволяют нам получить некоторое представление о средневековом сооружении. Новый мост был взорван самими же французами всего через десять лет после его постройки. Это произошло во время Франко-прусской войны.

Вернон в начале XX века

Через 2 года мост был отстроен заново, но опять просуществовал недолго: в 1940 году его снова разрушили сами французы, в попытке противостоять вторжению фашистов. После этого первое время использовались временные мосты, а затем был построен настоящий мост, который просуществовал до мая 1944 года, когда был разрушен бомбовыми ударами союзников (наряду с остальными мостами на Сене между Парижом и Руаном), чтобы замедлить прибытие подкреплений для немецкой армии (подробнее об истории Вернона, в том числе во время Второй мировой войны, можно прочитать тут).

После войны, в 1950-1954 гг., был построен нынешний мост, названный в честь Жоржа Клемансо (рассказывают, что этот политик и большой друг Клода Моне регулярно переходил этот мост, направляясь в табачную лавку). Торжественное открытие моста состоялось в январе 1955 года.

♦♦♦♦♦♦♦

Другие заметки о Верноне:

- Прогулка по Вернону (часть 1)

- Прогулка по Вернону (часть 2)

- История и основные достопримечательности Вернона

- Достопримечательности Вернона: Коллегиальная церковь Богоматери (Нотр-Дам)

- Достопримечательности Вернона: Витраж Франсуа Декоршмона в здании ратуши

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Верноне (все эти достопримечательности обозначены на плане центра города):

- Коллегиальная церковь Нотр-Дам; построена в XI-XVII вв.; ее архитектура является смешением различных стилей, среди которых преобладает пламенеющая готика

- Старая мельница и замок Château des Tourelles, расположенные на правом берегу Сены (основная часть города лежит на левом берегу)

- Архивная башня — единственная уцелевшая часть средневекового замка Вернона

- Старые фахверковые дома в центре города; наиболее интересными из этих средневековых построек являются «Дом прежних времен» (Temps-Jadis) (сегодня там размещается офис туристической информации Вернона) и дом Vieille Gabelle

- Ратуша Вернона с интересным витражом, посвященным легенде о Людовике Святом и гербе Вернона

- Замок Бизи под Верноном

♦♦♦♦♦♦♦

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать карту Вернона. На этой туристической карте обозначены основные достопримечательности, расположенные в историческом центре Вернона.

План центра Вернона, Франция

Также предлагаем вашему вниманию подробную карту Вернона, на которой указаны названия всех улиц и обозначены основные достопримечательности, а также железнодорожный вокзал Вернона (Gare SNCF).

Карта Вернона, Франция

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в окрестностях Вернона:

- Дом и сад Клода Моне в Живерни (maison et les jardins de Claude Monet)

- Музей импрессионизма в Живерни (Musée des impressionnismes Giverny)

- Старинная церковь Радегунды (église Sainte-Radegonde) с могилой Клода Моне и членов его семьи, также в Живерни

♦♦♦♦♦♦♦

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

1. Старая мельница в Верноне, статья в Википедии

2. Сайт о достопримечательностях и истории Вернона и Живерни

3. Туристический сайт о Живерни и Верноне

4. Туризм в Верноне: достопримечательности

5. Сайт о Живерни: странный дом в Верноне

6. Культурное наследие Франции: нормандский город Вернон

7. Сайт туристического офиса департамента Эр, Верхняя Нормандия

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)