Церкви Страсбурга, часть I. Церковь Старого Петра (Église Saint-Pierre-le-Vieux).

Особенность страсбургского «Старого Петра» в том, что он объединяет в себе две церкви (каждая имеет свой отдельный вход): древнюю протестантскую и более новую католическую (она дополнила комплекс лишь в 1886 году). Вид на церковь Св. Петра Старого со стороны Большой улицы (Grand’Rue) (источник [3]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, общий вид

Церковь Св. Петра Старого (Église Saint-Pierre-le-Vieux) находится на одноименной площади (Pl. St. Pierre le Vieux), угол улицы Rue du Jeu-des-Enfants. Мы вошли в храм с католической стороны (собственно, вход протестантскую часть мы поначалу даже не заметили). Вид на фасад католической части церкви со стороны улицы 22 ноября (Rue du 22 Novembre):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, вид католической части церкви

По случаю недавних рождественских праздников в церкви Св. Петра Старого, как и во многих других эльзасских храмах, еще стояли красивые елочки, а также ясли (рождественский вертеп), изображающие сцену Рождества Христова.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, рождественский вертеп

Сразу отмечу, что более знаменита и значительно более красива по интерьеру другая страсбургская церковь — Молодого Петра. Закономерен вопрос: почему же конкретно эта церковь называется церковью Старого Петра? Тем самым просто подчеркивается древность храма: считается, что именно здесь, на краю старой римской дороги Strata Superior, в середине IV века был основан первый христианский собор Страсбурга (это была эпоха первого страсбургского епископа, святого Аманда). То есть это старейшая церковь Страсбурга, посвященная апостолу Петру; соответственно, более позднюю церковь назвали церковью Св. Петра Молодого.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, католическая часть

На протяжении средневековья древнее здание храма неоднократно заменялось новыми постройками. Наконец в XV веке была построена церковь в стиле пламенеющей готики. После Реформации (первая половина XVI века) церковь была превращена в протестантскую и оставалась таковой вплоть до второй половины XVII века, когда Страсбург отошел под власть Франции (случилось это в 1681 году). В 1683 году, по приказу Людовика XIV, хор (алтарная часть церкви) был отдан в распоряжение католической общины (каноники разделили его с общиной, отгородив для себя абсиду и резные скамьи), а в нефе молились протестанты. Нефом тогда было то здание, где сегодня расположена исключительно протестантская часть церкви (Saint-Pierre-le-Vieux protestant).

Старинная гравюра с изображением церкви Св. Петра Старого в Страсбурге (источник [4]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге

Из старинных фрагментов церкви, увы, мало что дошло до нашего времени. С XIII века сохранился лишь нижний этаж башни протестантской части церкви (в тот период здесь развернулся очередной этап строительных работ). К более позднему времени, последней четверти XIV века, относятся два следующих этажа башни и, вероятнее всего, также неф (то было время, когда страшная эпидемия 1381 года косила страсбургское население, в итоге кассы приходских церквей значительно пополнились пожертвованиями).

Вид хора XV века (не сохранился) с большой колокольней и маленькой колоколенкой протестантского нефа (источник [1]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, старинная гравюра

После Великой французской революции церковь была закрыта и в 1793-955 гг. использовалась как мясной склад для армейских нужд. С приходом к власти Наполеона Бонапарта общины вновь вернулись на свои места. Но здания находились в заброшенном состоянии и требовали реставрации. Была отреставрирована башня, а на вершине колокольни установлена статуя св. Петра (стоявшие там прежде крест и петух исчезли во время Революции). В 1841 году Жан-Батист Швигле, знаменитый часовой мастер, автор обновленного варианта астрономических часов Страсбургского собора, установил на колокольне часовой механизм.

В середине XIX века католической общине, насчитывавшей свыше 5 тыс. человек, стало тесно в отведенной ей части (старом хоре XV века, который с трудом вмещал 500 душ), и в 1866 году власти приняли решение о строительстве новой церкви, ориентированной с севера на юг (а не с востока на запад, как обычно, и как это было здесь изначально), то есть нового нефа, расположенного перпендикулярно прежнему хору XV века (который был разрушен в 1869 году; находился он примерно на месте трансепта нынешней католической части). Как именно была ориентирована новая церковь, видно на приведенном ниже плане новой католической части церкви.

Новая неоготическая католическая церковь строилась в 1866-69 гг. Были сооружены: трансепт, новый хор, новая ризница. В 1873 году в западной части трансепта была также построена 58-метровая башня, соединенная с органной трибуной и увенчанная старинной колоколенкой, бережной демонтированной во время разрушения древнего хора.

Новая католическая церковь в процессе строительства, фотография из приходского архива документов (источник [1]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, новая католическая часть в XIX веке

В новой церкви был установлен ранее использовавшийся орган мастера Ветцеля (Martin Wetzel) (1794-1887), демонтированный в 1869 году, на время работ по сносу хора XV века. В 1925 году в церкви был установлен новый орган фабрики Maison Roethinger. Однако после бомбардировок 1944 года постоянными потоками воды из-за поврежденной крыши орган был испорчен, и в 1964 году был установлен новый орган той же фирмы Maison Roethinger (созданный в 1960 году). Он находится в церкви и по сей день. Фото нынешнего органа (источник [6]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, католическая часть, орган

В ходе градостроительных изменений и прокладки «новой» улицы (названной после освобождения Страсбурга от власти Германской империи улицей 22 ноября) католическая церковь лишилась фасада и двух пролетов. В итоге был создан тот фасад (1914-1923 гг.), который мы видим сегодня, увенчанный тимпаном со сценами из жизни святого Петра. Тогда же возникла и новая башня, построенная по образцу башни страсбургской церкви Сен-Этьен (Saint-Étienne), разрушенной во время Второй мировой войны (сейчас эта церковь восстановлена). Колоколенка XV века была в очередной раз бережно демонтирована и установлена на своем первоначальном месте (на щипце, разделяющим две церкви). Но уже в 30-х годах XX века стало ясно, что никакая реставрация бедной искореженной колоколенке не поможет, и ее заменили копией.

С площади Pl. St. Pierre le Vieux хорошо виден главный портал церкви Св. Петра Старого. Его украшает тимпан 1914-1923 гг. с двумя горизонтальными ярусами и верхним угловым камнем; тимпан изображает наиболее значимые сцены из жизни апостола Петра. Вид на главный фасад католической части церкви Св. Петра Старого:

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, фасад католической части церквиЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, фасад католической части церкви

Пропорции католической части церкви: общая длина 39 м, ширина центрального нефа 12 м, боковых нефов по 4 м, высота 17 м. Вид на неф и алтарную часть (хор) (источник [1]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, общий вид интерьера католической части

Привожу также план церкви, с указанием мест расположения картин, барельефов и т.п. (на основе [7]). На схеме хорошо видны основные части церкви: центральный неф, боковые нефы, трансепт, а также стена, отделяющая католическую часть от протестантской. На карте для удобства указаны стороны света.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, план католической части

Внутри церкви раньше находились витражи из хора XV века, но в 1944 году они были разрушены во время бомбардировок (остальные ценные произведения искусства удалось вывезти и спрятать в безопасном месте; само здание церкви тоже, к счастью, практически не пострадало ). Эти старинные витражи представляли собой великолепный ансамбль, посвященный житию и Страстям Христа. Искусствоведам известно о них во многом благодаря описанию, которое оставил в 1865 году барон де Шауэнбург (Schauenbourg). Фрагменты этих средневековых витражей находятся в настоящее время в страсбургском музее Нотр-Дам. Вот, например, витраж первой четверти XV века, изображающий св. Иоанна евангелиста у креста, на котором распят Иисус (источник [8]):

Витраж, ранее находившийся в церкови Св. Петра Старого в Страсбурге

Этот витраж раньше находился в апсиде. Рядом с Иоанном, по другую сторону от креста, по традиции была изображена Богоматерь. К сожалению, этот витраж до наших дней не дошел. Помимо сцены Распятия с фигурами Иоанна и Богоматери ансамбль включал сцены Моления о чаше в Гефсиманском саду, Воскресения и др. Все витражи отличались четким, строгим рисунком и насыщенной цветовой гаммой.

Нынешние витражи католической части церкви созданы в страсбургской мастерской Ott-Frères и относятся к 1950-58 гг. Большой витраж на фасаде посвящен католическому святому Антонию Падуанскому (держащему на руках младенца Иисуса) и его наиболее значительным чудесам.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, витраж католической части церкви

Еще одно изображение св. Антония в церкви Св. Петра, на этот раз скульптурное:

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, статуя св. Антония в католической части

Нам больше всего понравились витражи алтарной части, особенно центральный. Они изображают святого Михаила (в центре; это второй святой покровитель церкви после, разумеется, самого святого Петра), окруженного святым Петром (справа) и святым Амандом (справа; в церкви хранится рака с его мощами). Деревянное распятие относится к XVII веку.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, современные витражи католической частиЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, современные витражи католической части

На деревянной обшивке в алтарной части можно увидеть десять картин, изображающих Страсти Христовы. Картины приписываются страсбургскому художнику Анри (Генриху) Лутцельманну (Henri Lutzelmann) (1473-1505). Слева направо представлены следующие сцены: «Тайная вечеря», «Гефсиманский сад» (Моление о чаше), «Христос перед первосвященником Каиафой», «Осмеяние (поругание) Христа», «Бичевание Христа», «Возложение тернового венца», «Се человек (Ecce homo)», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и «Снятие с креста». До Великой французской революции этот цикл картин находился в страсбургской церкви Сент-Мадлен (Sainte-Madeleine), а в первой половине XIX века был приобретен кюре церкви Св. Петра Старого, аббатом Метро, и сначала установлен в хоре XV века (как и многие другие церкви, Сент-Мадлен растеряла свои сокровища во время Революции, в итоге цикл был приобретен неизвестным, который позже уступил его аббату). Внизу каждой картины изображен жертвователь, его фамилия и герб. Вот две из этого цикла картин, первая («Тайная вечеря») и последняя («Снятие с креста») (источник [1]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, Страсти ХристовыЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, Страсти Христовы

Справа, в западной части трансепта (т.е. у стены, которая отделяет католическую церковь от протестантской) находятся четыре створки от алтаря XV века. Эти росписи выполнены в мастерской известного кольмарского художника Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer). Слева направо здесь изображены следующие сцены: «Сошествие в ад», «Воскресение Иисуса Христа», «Явление Иисуса Христа Марии Магдалине» («Не прикасайся ко Мне»: Noli me tangere), «Явление Фоме и апостолам». Вот две из этих четырех картин школы Шонгауэра, «Сошествие в ад» и «Явление апостолам» (источник [1]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, картины школы ШонгауэраЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, картины школы Шонгауэра

Слева, в восточной части трансепта, под органом, находятся четыре барельефа, вырезанных из липового дерева. Это створки старого церковного алтаря работы страсбургского скульптора Файта Вагнера (Veit Wagner) (он же, по всей видимости, был автором великолепной скульптурной композиции «Гефсиманский сад» в Страсбургском кафедральном соборе).

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, барельеф, посвященный жизни св. Петра

Капитул поручил Файту Вагнеру сделать новый алтарь в 1500 году и определил заранее заданную иконографическую программу. Эти скульптурные картины показались нам особенно интересными. В них реальные исторические события перемешаны с легендами (собственно, алтарь был посвящен жизни святого Матерна, но до наших дней дошло лишь четыре панно). Слева направо изображены следующие сцены:
1) святой Петр, увенчанный тиарой, передает епископский посох епископам Евхариусу (Евхарию) и Валерию (справа показано, как они с помощью этого посоха воскрешают епископа Матернуса (Матерна), сыгравшему большую роль в евангелизации Эльзаса; все трое были учениками апостола Петра).
2) освящение церкви Св. Петра тремя епископами (на заднем плане виден хор XV века и колоколенка);
3) освобождение (изведение) святого Петра из темницы (освободил его ангел, см. Деяния святых апостолов 12:1-19);
4) распятие святого Петра вниз головой, а справа — сцена явления Христа на древней Аппиевой дороге (решивший покинуть Рим Пётр задал Христу вопрос: «Куда идешь, Господи?» (Quo vadis?) и устыдился своего бегства, услышав ответ: «В Рим, чтобы быть заново распятым» (Eo romam iterum crucifigi)).

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, барельеф, посвященный жизни св. Петра

Также по обеим сторонам церкви, вдоль стен обоих боковых нефов, вывешены 14 панно, изображающих стояния (станции) Крестного пути. Эти барельефы были выполнены в 1900 году в расположенному неподалеку от Эльзаса немецком городе Фрайбург-в-Брайсгау. Выкладываю фотографии двух стояний («Иисус на суде у Пилата» и «Симон Киринеянин помогает Христу нести крест»):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, стояния Крестного путиЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, стояния Крестного пути

Справа находится красивый неоготический алтарь (1879), посвященный жизни Девы Марии. Автор алтарных картин — французская художница Карола Сорг (Carola Sorg) (1833-1923). С обеих сторон от центрального изображения Богоматери с младенцем находится по створке, каждая из которых разделена на четыре части. На этих панно изображены наиболее значимые сцены из жизни Богоматери: Введение во храм, Обручение с Иосифом, Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы (слева направо, нижний ряд), Рождество Христово, Очищение Марии, Богоматерь на Голгофе, Коронование Богоматери (слева направо, верхний ряд).

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, неоготический алтарь

Полихромная деревянная статуя святого Петра находится непосредственно слева от входа.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, скульптура св. Петра

Что касается нынешней протестантской части, то она, разумеется, более древняя, чем католическая, хотя старинный интерьер сохранился лишь отчасти. Вход в протестантскую часть церкви находится справа от католической, за калиткой, что хорошо видно на следующей фотографии (источник [4]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, вход в протестантскую часть

Интерьер в протестантской части вполне скромный, но очень уютный из-за обилия дерева и некоторой интимности пространства. Здесь чувствуется настоящая древность, по атмосфере здесь намного более интересно, чем в более ухоженной и просторной католической части.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, интерьер протестантской частиЦерковь Св. Петра Старого в Страсбурге, интерьер протестантской части

Нынешний неф протестантской части церкви, заменивший прежний романский, состоит из двух просторных залов (во втором, видимо, проходят какие-то светские мероприятия, мы его фотографировать не стали), разделенных деревянными колоннами, относящимися к 1673 году. В 1432 году, была построена стена, отделявшая новый неф (предназначавшийся для общины) от романского хора (предназначавшегося для клира); проход из одной части здания в другую был возможен через два крытых проема стрельчатых арок, сохранившихся до наших дней (в 1683 году тот самый указ Людовика XIV предписал замуровать эти два прохода). Строительство нового хора, заменившего прежний романский, относится к 1455-1460 гг. Получилось строение длиной 20 м, шириной 10, 3 м и высотой 20 м, с колоколенкой. Галерея, служившая для прохода в другую часть церкви (фото с сайта [4]):

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, интерьер протестантской части

Из скульптурного убранства протестантской церкви до нашего времени дошло только изображение св. Анны.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, интерьер протестантской части

К началу XVI века относится амвон, который мы и сейчас можем видеть в протестантской части церкви. Колонны амвона служат опорой для грушевидных сводов. Над семью стрельчатыми арками возвышается ажурная балюстрада, угловые камни которой некогда украшали скульптуры.

Церковь Св. Петра Старого в Страсбурге, интерьер протестантской части

В протестантской части церкви установлен орган Валькера (Eberhard Friedrich Walcker) 1898 года. Корпус сохранился от органа братьев Андреаса и Готфрида Зильберманов (Andreas и Gottfried Silbermann), созданного ими в 1709 году. Что касается «начинки», то от зильбермановского органа в новом инструменте не осталось ни одной трубы.

Надо сказать, что первый орган в страсбургской церкви Св. Петра Старого появился уже в 1383 году. Затем, в 1590 году, его заменил новый инструмент. В начале XVIII в. потребовался новый орган, и церковь, вполне естественно, обратилась к известному эльзасскому мастеру Андреасу Зильберману, которому помогал его брат Готфрид. Орган находился на трибуне напротив амвона. А в XIX веке, когда вся инструментальная часть была переделана Валькером, был перемещен непосредственно на амвон, потеряв из-за нехватки места часть верхних украшений.

Для тех, кто интересуется, другими храмами Страсбурга, предлагаем заглянуть на странички:
- Страсбургский кафедральный собор (здесь вы найдете информацию не только о самом соборе, его архитектуре и интерьере, но и об истории еще одного зильбермановского органа, ну и, конечно, множество фотографий)
- Витражи Страсбургского собора: истории, сюжеты и загадки.
- Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге.


Полное описание маршрута прогулки по Страсбургу см. в записи «Прогулка по старому Страсбургу. Достопримечательности исторической части города. Часть I».


Использованные источники:

1. Saint-Pierre-le-Vieux. Église catholique, Strasbourg. Imprimerie S.A.E.P. Ingersheim 68000 Colmar, 1984.

2. Готический витраж в Эльзасе.

3. Église Saint-Pierre-le-Vieux de Strasbourg.

4. Краткая история и фотографии интерьера церкви Св. Петра Старого в Страсбурге: протестантская часть и католическая часть.

5. Доклады заседаний археологического конгресса Франции. Séances générales de la Société pour la conservation des monuments historiques de la France, 1834-45; Séances générales ,1846-1904.

6. Органы церкви Св. Петра Старого: протестантская часть и католическая часть.

7. Церковная брошюра Strasbourg. Église catholique Saint-Pierre-le-Vieux.

8. Средневековые витражи в музее Нотр-Дам в Страсбурге.

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)