Достопримечательности Мейсена: Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора

Рубрики: Германия, весна 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 4 марта 2015, в 23:23

В прошлый раз мы поделились впечатлениями о самостоятельной поездке в Мейсен и посещении знаменитой мануфактуры по производству мейсенского фарфора (Meissener Porzellan), где вот уже 300 лет в результате виртуозной ручной работы рождаются сервизы, статуэтки, украшения для интерьера и даже крупноформатные настенные панно (достаточно вспомнить знаменитое «Шествие князей»).

Логотип Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Сегодня наш рассказ — об изобретении легендарного мейсенского фарфора и трехвековой истории Мейсенской фарфоровой мануфактуры. О замке Альбрехтсбург, где мануфактура располагалась в начальный период своего существования, можно будет подробнее прочитать в отдельных заметках («Замок Альбрехтсбург: история и архитектура» и «Замок Альбрехтсбург: интерьеры»).

История Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Изобретение европейского фарфора: в поисках «белого золота»

Фарфор, как известно, был изобретен в Китае (недаром в английском языке его называют словом «china»). Основные ингредиенты, необходимые для создания этой удивительно красивой керамики (каолин, полевой шпат и кварц), как и сама технология производства, держались в строгой тайне. В XVI-XVII веках голландские и португальские моряки стали привозить фарфор в Европу, где им украшали княжеские дворцы и богатые бюргерские дома. Дорогостоящие фарфоровые предметы позволяли продемонстрировать высокий статус и изысканный вкус владельца и к тому же обладали практической ценностью при применении в быту, особенно в качестве сосудов для горячих напитков.

Европейцы были в восторге от утонченных экзотических изделий и не оставляли попыток раскрыть секрет создания фарфора. Но постичь это волшебство им удалось лишь в начале XVIII столетия, и произошло это в Саксонии. Честь изобретения европейского фарфора принадлежит двум немцам: алхимику Иоганну Фридриху Бёттгеру (Johann Friedrich Böttger) (1682-1719) и физику Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу (Ehrenfried Walther von Tschirnhaus) (1651-1708).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Портрет Бёттгера

Азартный помощник берлинского аптекаря Иоганн Фридрих Бёттгер в начале XVIII века увлекся алхимией. Он смущал умы, утверждая, будто способен превращать неблагородные материалы в настоящее золото, проводил эксперименты и даже публичные демонстрации опытов.

Лабораторное оборудование XVII-XVIII века. Экспозиция в замке Альбрехтсбург

Слухи об этих алхимических кунштюках дошли до европейских монархов. Сначала юного натуралиста попытался залучить прусский король, но Бёттгер сбежал на саксонскую территорию. Тогда Фридрих I обратился к саксонскому курфюрсту и королю Польши Августу Сильному с просьбой выдать беглеца. Заинтригованный, тот решил, что Бёттгер пригодится ему самому.

Август Сильный приказал заключить Бёттгера под стражу и привезти в Дрезден, дабы алхимик добыл для него золото и помог пополнить опустевшую — в том числе из-за одержимости монарха коллекционированием фарфора! — казну.

Август Сильный

Сначала алхимику выделили лабораторию в подвале дворца Фюрстенберга (Fürstenbergsches Haus) в Дрездене. Бёттгер работал под присмотром выдающегося физика, математика и изобретателя, человека энциклопедических знаний и огромного научного опыта Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса. В 1705 году эксперименты были переведены в замок Альбрехтсбург в городе Мейсен. Поскольку наколдовать настоящее золото у Бёттгера никак не получалось, он включился в опыты Чирнхауса, который работал над получением «белого золота» — фарфора.

Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус

К тому времени Август Сильный, скорее всего, уже осознал, что производство драгоценной керамики гораздо более прибыльно и перспективно, чем бесплодные эксперименты по созданию «обычного» золота. В этот период в Мейсене под руководством Чирнхауса были проведены опыты, в ходе которых удалось получить образцы красной «каменной» массы — прообраз так называемого яшмового фарфора.

Замок Альбрехтсбург в Мейсене

В сентябре 1707 года, после вынужденного перерыва в связи с военными действиями (когда Саксония была занята шведами, а Бёттгер содержался в крепости Кёнигштайн), попытки найти секрет состава фарфора возобновились. На этот раз эксперименты проводились в лаборатории, оборудованной в казематах дрезденского Девичьего бастиона (Юнгфернбастай) (Jungfernbastei), под нынешней Брюльской террасой (источник иллюстрации: [35]).

Реконструкция бастиона Юнгфернбастай в Дрездене

Над входом Бёттгер с иронией начертал рифмованные слова: Gott, unser Schöpfer hat gemacht aus einem Goldmacher einen Töpfer («Господь, Творец наш, превратил алхимика в горшечника»). Автограф Бёттгера (источник [36]):

Автограф Бёттгера

Бёттгеру, который по-прежнему числился «привилегированным пленником» курфюрста, было поручено финансовое руководство проектом (а позднее и руководство исследовательской частью), а Чирнхаус отвечал техническое руководство.

Бёттгер в алхимической лаборатории в 1705 году. Роспись зала в замке Альбрехтсбург

В 1707 году в дрезденской лаборатории был получен красно-коричневый «бёттгеровский» фарфор (Böttgersteinzeug), называемый также яшмовым. Данный состав позволял создавать прочные тонкостенные керамические изделия, но всё же это был еще не желанный белый фарфор. Эксперименты с сырьем продолжались.

Август Сильный посещает лабораторию Бёттгера в бастионе Юнгфернбастай в 1707 году. Роспись зала в замке Альбрехтсбург

В команде Чирнхауса и Бёттгера работал целый ряд авторитетных специалистов, в том числе ученые-металлурги и минералоги из саксонского Фрайберга. Одним из них был эксперт по металлургии и горному делу Готфрид Пабст фон Охайн (Огайн) (Gottfried Pabst von Ohain). Именно ему пришла в голову мысль об использовании каолина (белой глины) — одного из важнейших минералов, необходимых для производства белого фарфора.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Факсимиле рецептуры твердого белого фарфора

Благодаря выявлению ключевых ингредиентов, а также подбору их пропорций и оптимальных условий обжига, в 1708 году удалось получить прототип белого неглазурованного фарфора. Сохранился лабораторный журнал за 15 января 1708 года, где описывается рецептура и процесс обжига массы с получением белого черепка, — эта дата считается днем рождения первого в мире твердого фарфора. (Дело в том, что традиционный китайский фарфор — мягкий: в его состав входит меньше каолина, чем в твёрдый европейский фарфор, и он менее прочен).

Репродукция исторического документа с рецептурой (источник [36]):

Рецептура твердого белого фарфора, 15 января 1708 года

Итак, усилиями Бёттгера, Чирнгауза и их талантливых коллег «китайский секрет» был счастливо разгадан: немецким искусникам удалось изобрести первый фарфор в Европе! Саксонской знати теперь больше не нужно было разоряться на импортный фарфор. А Иоганна Бёттгера изобретение фарфора, возможно, спасло от виселицы, которая грозила ему из-за неудачных алхимических экспериментов.

Чирнхаус скончался от дизентерии в октябре 1708 года, так и не увидев начала полноценного фабричного производства фарфора. Через полгода, в марте 1709 года, 29-летний Бёттгер подобрал подходящий состав прозрачной глазури, сплавлявшейся с черепком и придававшей ему сверкающую белизну. Без этого создание полноценного фарфора было невозможно. В дальнейшем рецептуру твердого европейского фарфора продолжали совершенствовать.

Основание фарфоровой мануфактуры в Мейсене

Написанным на четырех языках (!) указом от 23 января 1710 года Август Сильный объявил об учреждении первой в Европе фарфоровой мануфактуры (Königlich-Polnische und Kurfürstlich-Sächsische Porzellanmanufaktur). Указ был составлен на немецком, французском, латыни и голландском. Это подчеркивало, что основание мануфактуры является событием общеевропейского значения. Латынь адресовалась ученым мужам, французский — аристократии всех европейских дворов, голландский — торговому сословию.

Объявление об издании указа Августа Сильного об основании Мейсенской мануфактуры

Весь мир теперь должен был узнать, что Саксония — единственная страна за пределами Азии, которая научилась изготавливать фарфор, не уступающий китайскому. В то же время имена изобретателей фарфора в тексте декрета названы не были.

Модель замка Альбрехтсбург в период его использования под мануфактуруМодель замка Альбрехтсбург в период его использования под мануфактуру

С июня 1710 года мануфактура обосновалась в позднеготическом замке Альбрехтсбург в городе Мейсен. Курфюрсту казалось, что в этой крепости на берегу Эльбы секрет изготовления фарфора будет оберегать проще, чем в Дрездене (источник гравюры с видом замка: [37]).

Замок Альбрехтсбург в Мейсене, гравюра 1842 года

В апреле 1714 года Бёттгер получил долгожданную свободу — но был обязан поклясться Августу Сильному, что останется в Саксонии и сохранит тайну производства фарфора.

Замок Альбрехтсбург в Мейсене

До конца своей короткой жизни Бёттгер продолжал алхимические эксперименты и был управляющим Мейсенской мануфактурой.

Он скончался в 1719 году в возрасте 37 лет: здоровье изобретателя было безнадежно подорвано опытами с токсичными химикатами.

Ранний мейсенский фарфор: красный и белый

В течение первых десятилетий существования Мейсенской мануфактуры наряду с белым производился красный (яшмовый) «бёттгеровский» фарфор. Это были тонкостенные, но весьма прочные сосуды, которые можно было обрабатывать по аналогии со стеклянной посудой: вырезать, гравировать, полировать. Подобные методы были хорошо известны в Саксонии и Богемии, и мастеров не нужно было специально обучать. Изделия из «бёттгеровского» фарфора в основном повторяли формы серебряных европейских сосудов или воспроизводили образцы китайского фарфора. Мейсенская мануфактура выпускала эти красноватые сосуды до 1735 года. Затем их полностью вытеснил белый фарфор. (Впрочем, в XX веке красный фарфор был заново открыт и теперь выпускается в Мейсене под маркой Böttgersteinzeug).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Кубок с крышкой (1710-15)

Уже в 1710 году мейсенский фарфор (как посуда из красного «бёттгеровского» фарфора, так и первые образцы белого фарфора) был впервые представлен изумленной публике на Лейпцигской Пасхальной ярмарке. Белый фарфор пригодного для продажи качества был впервые получен лишь к 1713 году. Примечательно, что тот ранний фарфор всё еще имел желтоватый оттенок, поскольку в составе фарфоровой массы не содержалось полевого шпата. Его начали добавлять лишь в начале 1720-х годов, то есть уже после смерти Бёттгера. Это позволило наконец получить идеально белый фарфор. До 1724 года вместо полевого шпата использовалась желтоватая известь, из-за чего ранний мейсенский фарфор иногда называют Kalkporzellan.

Красный бёттгеровский фарфор. Экспозиция в замка Альбрехтсбург

На начальном этапе истории (в первой трети XVIII века) над моделированием изделий из «бёттгеровского» фарфора в Мейсене работали придворный ювелир Иоганн Якоб Ирмингер (Johann Jacob Irminger), скульптор и резчик Иоганн Бенджамин Томэ (Johann Benjamin Thomae) из мастерской знаменитого скульптора Бальтазара Пермозера (Balthasar Permoser), а также скульптор Пауль Хеерман (Paul Heermann). С их помощью были разработаны основные формы фарфоровой посуды для чая, кофе и горячего шоколада — экзотических напитков, которые тогда начинали входить в моду.

Ранний мейсенский фарфор. Экспозиция в замка Альбрехтсбург

Важным стимулом для развития фабрики была навязчивая, почти патологическая страсть Августа Сильного к фарфору и его планы по обустройству целого «дворца фарфора» в Японском дворце в районе Нойштадт. Однако после смерти курфюрста в 1733 года эти прожекты так и остались нереализованными.

Клеймо мейсенского фарфора: история фирменного знака

Чтобы максимально защитить секрет производства фарфора, к работе на мануфактуре допускался лишь узкий круг работников. Однако секрет всё же просочился за стены замка. Одного из специалистов, химика по имени Самюэль Штёлцель (Samuel Stöltzel), переманили в Австрию, и в 1718 году возникла Венская фарфоровая мануфактура — первый конкурент Мейсенской (затем были основаны мануфактуры в Севре, Хёхсте, Фюрстенберге, Нимфенбурге и др.).

Тогда-то и возникла потребность в опознавательном фирменном знаке, и в результате родилась всемирно известная эмблема мейсенского фарфораскрещенные синие мечи (Gekreuzten Schwerter).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Нынешний вид логотипа

Этот логотип был придуман в 1722 году, по предложению инспектора мануфактуры Иоганна Мельхиора Штейнбрюка (Johann Melchior Steinbrück). При разработке логотипа за основу были взяты мечи с герба саксонского курфюрста.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Тарелка с гербом саксонского курфюрста (ок. 1734 года)

Благодаря освоению приёма кобальтовой подглазурной росписи удалось добиться высокой степени защиты от подделок. Руда для получения кобальта добывалась в районе города Шнеберг, на саксонском предприятии Schneeberger Kobaltblau, откуда кобальт с XVI века доставлялся в Делфт и Венецию.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Марку в виде перекрещенных шпаг стали вручную наносить на каждое изделие мануфактуры (источник фото: [18]).

Клеймо Мейсенской фарфоровой мануфактуры наносят вручную

Правда, поначалу не существовало четких правил относительно ее расположения на изделии. Кроме того, для обозначения посуды, предназначенной для саксонского двора, начиная с 1720 года использовалась монограмма Августа Сильного, «AR» (от «Augustus Rex», «король Август»).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Наряду со скрещенными мечами примерно до 1730 года распространенным методом идентификации мейсенского фарфора были написанные вручную инициалы, например: K.P.M. («Königliche Porzellan-Manufaktur»), M.P.M. («Meissener Porzellan-Manufaktur») или K.P.F. («Königliche Porzellan-Fabrik»). Встречались и другие комбинации букв. Но с 1731 года окончательно победил фирменный знак в виде скрещенных мечей. Его использование для маркировки мейсенского фарфора было официально закреплено письменным указом дрезденского двора. Впоследствии, в разные периоды истории мануфактуры к мечам добавлялись звездочки, точки, цифры и другие значки, но сами мечи претерпевали лишь незначительные изменения.

Вид фирменного знака Мейсенской фарфоровой мануфактуры в разные годы

В настоящее время ни одно другое предприятие в мире не вправе использовать логотип в виде скрещенных синих мечей или бренд «Meissener Porzellan®» или слово «Мейсен» применительно к фарфору.

Мейсенское клеймо иногда называют старейшим в мире фирменным знаком. Его по-прежнему наносят вручную.

«Живописный» период в истории мануфактуры

Первыми изделиями Мейсенской мануфактуры были гладкие или украшенные невысокими рельефными узорами сосуды, которые повторяли формы европейского художественного серебра или образцы китайского фарфора.

В 1720-е годы фарфор стали расписывать надглазурными красками богатой цветовой гаммы. Если ранее на мануфактуре применялась «холодная» роспись, то теперь изделия стали покрывать надглазурными красками, которые выдерживают высокие температуры и при обжиге вплавляются в глазурь.

Мейсенский чайник с декором на основе китайских образцов. Собрание фарфора в Цвингере

Состав красок разработал известный химик-технолог и художник Иоганн Грегориус Хёрольдт (Герольдт) (Johann Gregorius Höroldt) (1696-1775) (источник портрета: [34]).

Иоганн Грегориус Хёрольдт

Хёрольдт работал в Мейсене с 1720 года и сам был прекрасным живописцем и тонким колористом, создавшим множество рисунков-образцов для росписи изделий. Его художественные и технические достижения оказали влияние на работу почти всех фарфоровых и фаянсовых мануфактур Европы. Пример рисунков Хёрольдта в книге образцов росписи в китайском стиле (источник [34]):

Хёрольдт. Рисунки из сборника образцов в стиле шинуазри

Особое значение имели эксперименты Хёрольдта с новыми составами красок: если в начале XVIII века в распоряжении художников было лишь пять надглазурных красок, то к 1731 году Хёрольдт изобрел целую палитру из красок 16 оттенков для росписи по глазури. Благодаря этому в Мейсене стали изготавливать расписной фарфор, сопоставимый по качеству с восточным. Данный период в истории мануфактуры принято называть «живописным», так как на изделиях тех лет преобладает роспись. Хёрольдт особенно ценил гладкую поверхность, поскольку она позволяла наиболее эффектно раскрыться декоративной росписи.

Мейсенская чаша по модели Хёрольдта (ок. 1720)

К числу наиболее распространенных мотивов росписи мейсенского фарфора в первые десятилетия существования мануфактуры относятся красочные сценки в китайском стиле («шинуазри»), а также пейзажи и разнообразные орнаменты. Всевозможные изображения сценок китайского быта, рыбной ловли, фантастических цветов и птиц соответствовали представлениям европейцев того времени о загадочном Востоке, которого они никогда не видели своими глазами.

Хёрольдт также разработал один из самых известных типов декора того времени — «индианские» цветы (indianische Blumen), подражающий японскому расписному фарфору в стиле Какимон. Странное название декора связано с тем, что «Индией» европейцы того времени называли весь Восток. Чаще всего «индианские» орнаменты мейсенского фарфора изображают стилизованные пионы, гранаты, хризантемы, фруктовые деревья и ярких птиц (источник фото: [15]).

Мейсенская ваза с росписью «индианскими» цветами

Фарфор с росписями в стиле Хёрольдта стал наиболее ярким явлением в продукции Мейсенской мануфактуры первой половине XVIII века, а сама мануфактура была в тот период самой влиятельной фарфоровой фабрикой в Европе.

В 1730-х годов стали набирать всё большую популярность европейские мотивы росписи фарфора, и постепенно сформировался самостоятельный европейский стиль. Репертуар сюжетов того времени исключительно широк: цветочные орнаменты, основанные на различных графических образцах или списанные с натуры; галантные сцены придворной жизни и пасторали по мотивам картин Антуана Ватто, Франсуа Буше и Филипса Вауэрмана; многочисленные портовые зарисовки, поэтичные сельские и городские пейзажи, сцены охоты и батальные картины... Шкатулка с росписью в стиле Ватто (источник фото [35]):

Мейсенская табакерка по мотивам Ватто

В середине XVIII века на Мейсенской мануфактуре работало около 570 человек, из них 190 — художники.

«Луковичный» декор

Итак, если поначалу саксонские мастера в основном лишь копировали восточные сосуды и фигурки, то со временем они начали развивать собственный стиль, ориентированный на формы барокко и рококо. Именно эти изделия прославили мейсенский фарфор на весь мир.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Посуда с луковичным орнаментом

Так, с 1730-40-х годов на место восточного декора пришел реалистичный орнамент, получивший название «немецкие цветы» (Deutsche Blumen), и фирменный мейсенский «луковичный» орнамент (Zwiebelmuster) кобальтовой подглазурной росписи. Этот популярный узор возник в результате ошибочной интерпретации китайских мотивов: пион у европейцев превратился в ромашку, а гранаты и персики — в подобие луковиц. Возможно, причина в том, что художники того времени просто ни разу не видели диковинных цветов и фруктов своими глазами и поэтому «одомашнили» их таким вот образом.

Посуда с луковичным орнаментом

«Луковичный» декор мейсенского фарфора получил распространение после того, как в 1739 году была освоена технология подглазурной кобальтовой росписи. Орнамент приобрел невероятную популярность и многократно тиражировался другими производителями европейского фарфора. Ни один другой вид декора не подделывали так часто! В одном только мейсенском каталоге на сегодня числится более 750 предметов с «луковичным» декором.

Подглазурная роспись фарфора с луковичным орнаментомМузей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Демонстрационная мастерская

В наши дни «луковичный» орнамент в Мейсене по-прежнему наносят вручную (обратите внимание, что до обжига кобальтовая краска имеет невзрачный серо-зеленый оттенок). Понаблюдать за процессом росписи можно в одной из демонстрационных мастерских.

Расцвет мейсенской фарфоровой скульптуры

Значительное место в ассортименте Мейсенской мануфактуры традиционно занимала фигурная пластика. Уже при Августе Сильном тут выпускалась не только разнообразная посуда для саксонского двора, но и фарфоровые миниатюры и парадные скульптуры для репрезентативных и декоративных целей. Моделистом Мейсенской мануфактуры в 1730-х годах был Иоганн Готлиб Кирхнер (Johann Gottlieb Kirchner) (1706-1768), известный своими крупными фигурами животных. Затем его сменил коллега, выдающийся мастер европейской фарфоровой скульптуры Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kändler) (1706-1775).

Собрание фарфора в Цвингере. Фарфоровые животные Кирхнера

Кендлер изготавливал модели фарфоровых скульптурных групп, сложных ваз, настольных украшений и мелкой декоративной пластики с красочной росписью. Его работы на долгое время определили развитие художественного фарфора не только в Мейсене, но и на других немецких мануфактурах. Кендлер первым воплотил стиль французского рококо в фарфоре.

Падуанский петух. Модель Кендлера (1731). Экспозиция в замке Альбрехтсбург

Период, когда главным моделистом и художественным руководителем мануфактуры был Иоганн Кендлер, принято называть «скульптурным». В Мейсене в это время стали выпускать посуду с мифологическими композициями, жанровыми и галантными сценками, а также фигурки крестьян, ремесленников, уличных торговцев, музыкантов, придворных, пастухов, персонажей итальянской «комедии дель арте», животных и птиц.

Собрание мейсенского фарфора в Цвингере. Персонажи комедии дель артеСобрание мейсенского фарфора в Цвингере. Персонажи комедии дель арте

Начиная с 1737 года Иоганн Иоахим Кендлер в течение целых пяти лет трудился над заказом для премьер-министра Саксонии и директора Мейсенской мануфактуры графа Генриха фон Брюля (Heinrich von Brühl), создавая знаменитый Лебединый сервиз (Schwanenservice), насчитывающий более 2200 предметов.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)

Этот пышный фарфоровый ансамбль стал апогеем творческой карьеры Кендлера и главным шедевром мейсенского фарфора эпохи барокко.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Лебединый сервиз» (Кендлер)

Следующим знаменательным моментом в творчестве Кендлера стало создание пародийно-шутовского «Обезьяньего оркестра» (Affenkapelle) (1753) из двух десятков фигурок.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Обезьяний оркестр» (Кендлер и Райнике, 1765-66)

Скульптуры Кендлера и его одаренных коллег были весьма популярны в Европе и принесли мейсенскому фарфору еще большую славу.

Период Марколини

Семилетняя война 1756-1763 годов сильно ударила по экономике страны. Саксония сдала свои позиции могущественной державы, а Мейсенская мануфактура лишилась лидерства в Европе, уступив конкурентам. Значительная часть оборудования была уничтожена, низкие зарплаты рабочих снижали мотивацию, а творческих идей не хватало. Постепенное возрождение началось со вступлением на престол Фридриха Августа III, однако ситуация оставалась сложной.

Наступивший вслед за этим важный этап в истории фарфоровой мануфактуры в Мейсене принято называть «периодом Марколини» (с 1774 по 1814 год). Директором предприятия в это время был граф Камилло Марколини (Camillo Marcolini), друг детства Фридриха Августа III. Весь период его директорства был отмечен серьезным финансовым кризисом и высокой конкуренцией с другими европейскими фабриками, но Марколини делал всё для того, чтобы сохранить позиции мануфактуры и улучшить производство с художественной и экономической точки зрения.

Граф Марколини

Фарфор в эту эпоху начал постепенно утрачивать эксклюзивный статус. Он более не предназначался исключительно для придворных празднеств. Сервизы стали более строгими и функциональными, более соответствующими буржуазным вкусам, а фарфоровые фигурки приняли на себя воспитательную и нравоучительную функцию.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Часы (Мишель-Виктор Асье, 1772)

Особую известность получили сентиментальные миниатюрные статуэтки, отражавшие идеалы воспитания и благочестивой семейной жизни, которые создавал французский скульптор и моделист Мишель-Виктор Асье (Michel Victor Acier) (1736-1799) (прадед П. И. Чайковского по материнской линии) (источник фото: [43]).

ишель-Виктор Асье. Хорошая мать

После смерти Иоганна Кендлера, то есть с 1775 года, именно Асье стал главным моделистом и отвечал за художественное руководство. Он стал проводником классицизма на Мейсенской мануфактуре. Однако к тому времени расписная фарфоровая скульптура перестала находить сбыт в Европе. Начался упадок саксонского фарфора, проявившийся в частом копировании форм и образцов росписи прежних лет, а также подражании более популярному севрскому и веджвудскому фарфору.

Мейсенская мануфактура в XIX веке

В первой четверти XIX века Мейсенская мануфактура столкнулась с новыми трудностями: долги и война опустошили карманы аристократов, и заказов стало крайне мало. В 1809 году руководство мануфактуры даже рассматривало возможность полного прекращения производства. Скверное финансовое положение усугублялось жесткой конкуренцией с другими европейскими фабриками и консервативным ассортиментом, не соответствовавшим духу времени. Посетивший предприятие в 1813 году Гёте вынес неутешительный приговор, признав, что мейсенская продукция уже не может нравиться и даже странно, если кто-то находит здесь нечто достойное и приятное для домашнего обихода. Многие немецкие мануфактуры в этот кризисный период закрылись. Однако Мейсенской удалось выжить.

Мейсенская фарфоровая мануфактура в середине XIX века. Зал художника и позолотчика

После окончания Наполеоновских войн началось постепенное возрождение мануфактуры. Преемником Марколини на посту директора стал Карл фон Оппель (Carl Wilhelm von Oppel), руководивший предприятием с 1814 по 1833 год и осуществивший необходимые реформы в художественной, технической и коммерческой сфере.

Одно из главных достижений того времени принадлежит техническому управляющему Генриху Готлибу Кюну (Heinrich Gottlieb Kühn), который изобрел «жидкое золото» глянцгольд (Glanzgold) (своего рода золотую эмаль) и некоторые другие составы для живописи по фарфору, а также ввел ряд полезных технологических усовершенствований. Впоследствии Кюн стал директором мануфактуры и занимал этот пост до своей смерти в 1870 году.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Кофейный сервиз (Лёйтериц, ок. 1850)

В середине XIX века на предприятии создавались высокохудожественные изделия по мотивам работ членов Дрезденской академии искусств: Готфрида Земпера, Эрнста Ритшеля, Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда и др. Большая мейсенская ваза с видами Дрездена по дизайну Земпера (источник фото [35]):

Мейсенская ваза по дизайну Земпера (1836)Мейсенская ваза по дизайну Земпера (1836)

Многие удачные мотивы разработал известный художник-романтик Георг Фридрих Керстинг (Georg Friedrich Kersting), возглавивший в 1818 году живописное отделение мануфактуры и работавший там до конца жизни (до 1847 года). Главной задачей Керстинга было повышение квалификации художников по фарфору. И если к 1830-м годам мануфактуре наконец удалось преодолеть кризис, а в 1840-х годах мейсенский фарфор снова завоевал прекрасную репутацию, то в этом была немалая заслуга Керстинга. Он же заботился о том, чтобы переориентировать производство с эксклюзива на высококачественную массовую продукцию.

В 1817 году мейсенским художником по фарфору Иоганном Самюэлем Арнхольдом (Johann Samuel Arnhold) был придуман новый тип декора — «зеленый венок из виноградных листьев» (Voller grüner Weinkranz). Этот свежий растительный орнамент прекрасно подходил для изобретенной тогда же на мануфактуре зеленой подглазурной краски. Характерный для долины Эльбы мотив вина и виноградной лозы соединился тут с саксонскими государственными цветами: белым и зеленым (источник фото: [39]).

Мейсенское блюдо с декором «зеленый венок из виноградных листьев»

Вторая половина XIX века стала эпохой, когда немецкие и иностранные аристократы стали всё чаще обращаться к своему славному прошлому. Посыпались многочисленные заказы на традиционные мейсенские декоративные изделия и посуду в стиле барокко и рококо, и положение мануфактуры заметно улучшилось. Немалую роль в этом возрождении играла и крепнущая буржуазия. Правда, художественному развитию мануфактуры такая ситуация не способствовала: по-настоящему новых произведений почти не создавалось. К числу редких исключений относятся вещи, созданные специально для различных выставок (например, классические фигуры Гёте и Дюрера работы Христиана Даниэля Рауха, импрессионистические цветочные натюрморты Юлиуса Эдуарда Браунсдорфа и работы с росписью жидкой фарфоровой массой в севрской технике «pâte sur pâte»).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза (1863)Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Блюдо «Венера с зеркалом» (ок. 1880)

Доля обычной утилитарной посуды в общем объеме производства неуклонно росла. Настоящими бестселлерами стали изделия, украшенные популярными фирменными мотивами, такими как «луковичный» орнамент, «мейсенская роза», «венок из виноградных листьев», «цветы в разброску» (Gestreute Blümchen) и другие.

В целях рационализации рабочего процесса (и освобождения замка Альбрехтсбург для реставрации) в 1863 году решено было перевести мануфактуру из старинного замка в новое здание в мейсенском районе Трибишталь (Meißner Triebischtal), где она находится и поныне (в 1,5 км от замка Альбрехтсбург). Подробнее о том, где находится мануфактура и как до нее добраться, читайте тут.

Производственные корпуса Мейсенской фарфоровой мануфактуры в районе Трибишталь, 1869 год

Переезд осуществлялся в 1863-1865 годах.

От модерна до Второй мировой войны

Малоубедительные результаты Мейсена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и восхищение успехами Датской Королевской фарфоровой мануфактуры привели к пересмотру стилистики изделий. Теперь Мейсенская мануфактура стала сознательно ориентироваться на растущие запросы среднего класса и изготавливать качественную высокохудожественную фарфоровую посуду для повседневного использования, украшенную неброскими надглазурными красками. Мейсенская фабрика одной из первых задумалась о создании практичных и одновременно эстетичных вещей с декором в современном стиле (источник фото: [1]).

Мейсенский сервиз с листьями лист клевера (Теодор Груст, 1902)

Инициатором обращения мануфактуры к стилистике модерна (югендштиля) выступил мастер Конрад Хенчель (Хеншель) (Konrad Hentschel) (1872-1907). Именно он в 1896 году придумал дизайн оригинального сервиза «Крокус» (Krokus-Dejeuner/Krokusservice) — первого значительного ансамбля посуды в стиле модерн, который был представлен на Всемирной выставке в Париже 1900 года и привлек большое внимание публики (источник фото: [41]).

Мейсенский сервиз «Крокус» (Конрад Хенчель, модель 1896 года)

Его брат Рудольф Хенчель (Rudolph Hentschel) (1869-1951) в начале XX века участвовал в создании гладкого сервиза «T-glatt». Эта стильная модель выпускалась с разными вариантами декора (первым был так называемый «крылатый узор»), оставаясь самым популярным мейсенским сервизом на протяжении более десятка лет (источник фото: [40]).

Мейсенский сервиз с «крылатым узором» (Рудольф Хенчель, 1901)

Помимо улучшения качества продукции собственными силами, мануфактура пыталась привлечь к созданию фарфора «свободных художников» со стороны, однако сотрудничество не задалось: творцам не давали возможность поучаствовать в разработке повседневной посуды для массового производства. Разнообразные варианты авторского декора в стиле модерн не могли свергнуть с престола синюю «луковичную» роспись. В области фигурной пластики представители модерна достигли более заметных успехов. Так, в 1897 году у известного берлинского скульптора Вальтера Шотта (Walter Schott) были выкуплены права на производство фарфоровой модели «Девушка с шаром» (Kugelspielerin). Эта популярная статуэтка выпускается мануфактурой до сих пор. На рубеже веков в Мейсене также успешно работали автор фигурок животных Пауль Вальтер (Paul Walther) и создатели групповых композиций из народной жизни и статуэток светских дам Филипп Ланге (Philipp Lange) и Теодор Айхлер (Theodor Eichler). Множество фигурок в галантном стиле рококо выполнил для Мейсенской мануфактуры в начале XX века известный мюнхенский скульптор Якоб Унгерер (Jacob Ungerer).

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Девушка с шаром» (ок. 1898)

После Первой мировой войны мануфактурой руководил Макс Адольф Пфайффер (Max Adolf Pfeiffer), провозгласивший одной из своих главных задач расширение гаммы моделей. Для этого он пригласил художника Пауля Шойриха (Paul Scheurich), который вывел искусство мелкой фарфоровой пластики Мейсенской мануфактуры на новую высоту и завоевал всемирное признание. Шойрих работал на фабрике с 1913 по 1933 год, создав свыше сотни работ. Он считается самым тонким и оригинальным скульптором по фарфору того периода, «вторым Кендлером». Фигурки Шойриха представляют собой синтез рококо и ар-деко и создают чувственный, театральный эффект, оставаясь при этом наивными и сдержанными. Одной из наиболее известных работ Шойриха является серия фигурок «Русский балет» (1912), созданная под впечатлением от выступлений труппы Дягилева.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Арлекин и Коломбина» из серии «Русский балет» (Шойрих)

При Пфайффере с Мейсенской мануфактурой также сотрудничали многие «свободные художники», в том числе выдающиеся немецкие скульпторы Эрнст Барлах (Ernst Barlach) и Герхард Маркс (Gerhard Marcks) (источник фото: [42]).

«Спящие крестьяне» (Эрнст Барлах)

Произведения из белого и красного фарфора по моделям этих скульпторов выпускаются на мануфактуре до сих пор.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Идущая во сне» (Герхард Маркс, ок. 1920)

В 1920-х годах работавший на Мейсенской мануфактуре плодотворный художник и скульптор Эмиль Пауль Бёрнер (Emil Paul Börner) разработал красивую посуду строгих форм и фантазийные варианты декора.

Ваза по дизайну Эмиля Пауля Бёрнера

Бёрнер занимался дизайном сервизов, скульптур, ваз, подсвечников и медалей, совмещая проверенные традиционные методы с современными.

Фарфоровые колокола на звоннице церкви Богоматери в Мейсене

Этот же мастер является автором фарфоровых колоколов на мейсенской церкви Богоматери (1929) и выразительных фигур мемориала павшим в Первой мировой войне в церкви Св. Николая, также в Мейсене (1929), — самых крупных в мире фарфоровых скульптур (источник фото: [44]).

Фарфоровые скульптуры в церкви Св. Николая в Мейсене

С приходом нацистского режима директор Пфайффер был переведен на Берлинскую фарфоровую мануфактуру. Производство в Мейсене тем временем продолжалось. Мануфактура не была разрушена и функционировала даже после начала Второй мировой войны, вплоть до апреля 1945 года.

Мейсенская мануфактура в эпоху ГДР

После Второй мировой войны работа Мейсенской мануфактуры возобновилась, и уже в начале 1946 года мейсенский фарфор был представлен на первой послевоенной выставке в Лейпциге. В августе 1946 года мануфактура — в рамках удовлетворения репарационных требований СССР — стала филиалом советского госпредприятия «Цемент» (Zement). Она находилась в советской собственности до 1950 года, после чего получила статус народного предприятия под названием VEB Staatliche Porzellan-Manufaktur Meißen, а в 1958 году в Мейсен вернулись конфискованные СССР художественные произведения из демонстрационного зала (музея) мануфактуры.

В последующие годы мануфактура пережила стремительный взлет, став одним из главных двигателей экономики ГДР. Пост директора в 1969 году занял Карл Петерман (Karl Petermann), который провел серьезные технические преобразования и сделал приоритетом предприятия сосуществование традиционных и современных авторских форм выражения.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Ваза «1001 ночь» (Штранг и Цепнер, 1974)

Такая политика принесла плоды. Наиболее значимыми творческими достижениями отметились дизайнер Людвиг Цепнер (Ludwig Zepner) и его коллеги художник Хайнц Вернер (Heinz Werner) и скульптор Петер Штранг (Peter Strang). Еще в начале 1960-х годов они основали на мануфактуре специальный отдел художественного развития (Kollektiv Künstlerische Entwicklung).

Мануфактура слишком долго эксплуатировала свое барочное наследие и не двигалась вперед. Необходимость соответствовать идеалам пролетариата (дело было во времена ГДР) тоже не способствовала творческой смелости. Но художественной группе удалось преодолеть этот застой, создав ряд выдающихся произведений, основанных на мотивах театра (например, персонажи шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» или сцена «Свадьба Мэкхита» из пьесы Брехта «Трёхгрошовая опера»).

«Титания» (Петер Штранг, конец 1960-х)

С именем Петера Штранга связана эпоха свежего, оригинального дизайна и ярких цирковых мотивов в художественном фарфоре.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Коллекционер» (Петер Штранг, 1992)

Художник отошел от традиции производства серийных фигурок, отдавая предпочтение небольшим уникальным произведениям, часто юмористического характера.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры. «Музицирующие клоуны» (Петер Штранг, 1993-94)

С конца 1970-х годов на мануфактуре развивается производство штучных авторских изделий, позволяющих художникам проявить индивидуальную фантазию. Многие из этих необычных современных работ можно увидеть в музее Мейсенской мануфактуры.

Мейсенская фарфоровая мануфактура в наши дни

С 1991 года мануфактура получила название Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen GmbH. Единственным акционером предприятия является Свободное государство Саксония. После воссоединения Германии мануфактура продолжила выпускать современные фигурки и сосуды, однако преобладать в ассортименте теперь стали повторения классических моделей XVIII века, а также посуда с надглазурным декором и классическим или обновленным «луковичным» орнаментом. В 1996 году был представлен современный сервиз «Игра волн» («Wellenspiel») по проекту Сабины Вакс (Sabine Wachs).

В непростой постперестроечный период численность сотрудников Мейсенской мануфактуры сократилась с 1800 до 784 человек (за период 1990-2009 гг.). Предприятие до сих пор вынуждено бороться с кризисом. Объемы продаж фарфора сократились в 2001-2009 годах с 41,7 до 31,5 млн евро. В 2010-2011 годах вновь были проведены сокращения (численность занятых уменьшилась до 604 человек). Тогда же был расформирован отдел художественного развития и предприняты другие жесткие меры (включая уничтожение части складских запасов фарфора стоимостью 2,6 млн евро!).

Летом 2010 года в Мейсене и по всей Саксонии прошли праздничные мероприятия и выставки, приуроченные к 300-летию Мейсенской мануфактуры. Это позволило несколько оживить саксонскую туристическую отрасль, улучшить экономическое состояние предприятия и напомнить публике о его богатейшем художественном наследии. Мейсен вновь стал целью паломничества ценителей фарфора, специалистов и коллекционеров со всех уголков мира.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Сегодня руководство старается превратить Мейсенскую мануфактуру в экономически самостоятельное, стабильное предприятие. С этой целью решено заняться диверсификацией бизнеса и освоить ряд смежных сфер, включая архитектуру, декор интерьера и производство украшений. Теперь на мануфактуре продают не только фарфор, но и вечерние платья, кожаные аксессуары, шелковые шали, галстуки, обои, люстры, мебель, фарфоровые панели для обшивки стен и другую продукцию, в том числе зарубежного производства. Было основано несколько дочерних предприятий в Азии, Великобритании и Италии.

Флагманский магазин Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Берлине

Но главной гордостью мануфактуры был и остаётся фарфор. Мейсенский фарфор по-прежнему отличает высочайшее качество и безупречная репутация, что обусловлено как использованием превосходного сырья, так и виртуозной работой опытных технологов и художников. Предварительная подготовка моделистов, формовщиков и художников на мануфактуре продолжается более 3 лет, а для достижения высот настоящего мастерства они должны обучаться и тренироваться на различных изделиях еще несколько лет. Любое крупное произведение Мейсенской мануфактуры воплощает в себе месяцы кропотливой ручной работы и обязательно проходит проверку специалистами по качеству.

Музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

Сегодня на Мейсенской мануфактуре производится около 150 тыс. типов фарфоровых предметов: сервизы и другая посуда, объекты архитектуры, предметы интерьера, украшения, подарочные изделия и коллекционные экземпляры, настоящие произведения искусства. Часть ассортимента представлена в фирменном магазине при мануфактуре, а также в торговых точках бренда MEISSEN по всей Европе.

Состоятельные клиенты могут заказать копию любого когда-либо изготовленного на мануфактуре изделия, ведь все образцы прошлых лет исправно хранятся в запасниках, а благодаря сноровке мастеров новые предметы практически неотличимы от исторических прототипов. При желании (и, понятное дело, возможности) можно приобрести хоть весь Лебединый сервиз или его часть. Специалисты говорят, покупка мейсенского фарфора — выгодный способ вложения средств.

Где можно увидеть и купить мейсенский фарфор

Одно из главных собраний мейсенского фарфора прошлых эпох находится в Музее фарфора в дрезденском Цвингере. Там представлена в основном классика XVIII века. Ядро данного собрания восходит к коллекции азиатского и саксонского фарфора, которую Август Сильный начал собирать в 1715 году. Всего за двадцать лет его коллекция превратилась в крупнейшую в Европе!

Кроме Дрездена, обширное собрание мейсенского фарфора можно увидеть во дворце Лустхайм под Мюнхеном.

Наконец, собственный фирменный музей имеется непосредственно при Мейсенской мануфактуре в городе Мейсене. Мануфактура располагается в 1,5 км от собора и замка Альбрехтсбург. Экспозиционный зал был впервые открыт в 1916 году.

Музей, получивший название Meissen Art, располагает богатейшим собранием мейсенского фарфора с 1710-х годов до наших дней. Фарфор в музее представлен в хронологическом порядке, что позволяет наглядно показать художественную эволюцию разных эпох. Помимо музея, в состав центра HAUS MEISSEN входят демонстрационные мастерские для туристов, а также магазины и кафе. В 2012 году на территории комплекса был открыт музей современного искусства MEISSEN artCAMPUS.

Подробный отзыв о посещении музея и демонстрационных мастерских Мейсенской мануфактуры вы найдете тут. Там же приводится информация о часах работы и стоимости билетов.

В России шедеврами Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно полюбоваться, например, в Эрмитаже. Некоторое количество предметов демонстрируется также в Гатчинском дворце и петербургском Музее прикладного искусства академии им. А. Л. Штиглица (Мухинского училища).

Фарфоровые колокола, изготовленные на Мейсенской мануфактуре, можно увидеть, например, на церкви Богоматери в Мейсене, Павильоне колокольчиков в дрезденском Цвингере, а также в лейпцигском пассаже Медлера (Mädlerpassage).

Магазины мейсенского фарфора есть в Германии, Австрии, Чехии, Франции, Италии и других странах Европы, а также Азии и Америки.

В частности, несколько фирменных магазинов есть при самой мануфактуре.

Сайт Мейсенской фарфоровой мануфактуры: meissen.com.

Технология производства мейсенского фарфора

При производстве фарфора сначала заготавливают сметанообразный фарфоровый шликер и формуют эту массу (обтачивают вручную на гончарном круге или отливают в гипсовые формы). Затем следует сушка, после чего осуществляется первый (утильный или бисквитный) обжиг фарфора при температуре 900°C. В ходе этой прокалки из фарфоровой массы выпаривается вода, и она уплотняется.

Затем наносят подглазурную краску и покрывают изделие прозрачной глазурью. Повторный (политой) обжиг производится при температуре 1450°C. После второго обжига объем изделия уменьшается на одну шестую (это называется усадкой). Глазурь во время обжига вплавляется в поверхность изделия. Изделия становятся стекловидными, беспористыми.

Вместо подглазурной росписи может использоваться украшение надглазурными красками. Они наносятся на изделие только после второго обжига. Третий (муфельный) обжиг проводится при температуре 820°C.

Некоторые из этих стадий можно увидеть во время экскурсии в демонстрационные мастерские Мейсенской мануфактуры.

Сырье для производства мейсенского фарфора

Как уже было сказано, основными ингредиентами для производства фарфора являются каолин, полевой шпат и кварц. По сравнению с традиционным китайским мягким фарфором, в состав твердого мейсеновского входит больше каолина (до 60-65%%), за счет чего он отличается великолепными пластическими свойствами, высокой степенью белизны, обжигается при более высокой температуре и обладает в итоге большей прочностью (источник фото: [6]).

Каолин для производства фарфора

Мейсенская мануфактура особенно гордится тем, что пользуется сырьем, добываемым в собственной шахте.

До середины XIX века основную часть каолина для производства мейсенского фарфора добывали в Рудных горах: на горе Гейдельсберг в районе саксонского города Ауэ (Heidelsberg in Aue), в руднике Святого Андрея (Zeche St. Andreas), принадлежавшем семейству Шнорр. Впервые «белая земля» (каолин) была обнаружена там в 1698 году и первоначально использовалась господином Шнорром в производстве смальты и кирпичей. В 1711 году Шнорр получил привилегию на эксклюзивные поставки каолина для Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Вывозить ценную глину за пределы страны строго-настрого запрещалось, самоличная разработка месторождений тоже была под запретом. К 1840-м годам качество каолина из Ауэ заметно ухудшилось, и Мейсенская мануфактура начала сотрудничать с другими саксонскими поставщиками. В 1851 году каолин из Ауэ был в последний раз доставлен на Мейсенскую мануфактуру, а в 1855 году эксплуатация рудника была окончательно прекращена. В знак благодарности за почти 150-летнее сотрудничество Мейсенская мануфактура изготовила три расписных позолоченных фарфоровых панели для центральной части алтаря неоготической церкви Святого Николая в Ауэ.

В 1814 году Мейсенская мануфактура стала единоличным владельцем месторождения прекрасного белоснежного каолина в местечке Зайлиц (Seilitz) в коммуне Дира-Церен рядом с Мейсеном (источник фото: [5]).

Собственная каолиновая шахта Мейсенской мануфактуры, Зайлиц

Эта шахта (Kaolingrube Seilitz) остаётся поставщиком сырья Мейсенской мануфактуры по сей день. Ее называют самой маленькой и старейшей работающей каолиновой шахтой Европы. Непосредственно на выемке материала занято всего 2 человека. В год добывается от 150 до 300 тонн сырого каолина.

 ♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 1: фотографии и описания наиболее интересных экспонатов. Там же приведена подробная практическая информация (часы работы музея, как добраться, сколько стоят билеты, как попасть в демонстрационные мастерские и т.д.).

- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 2: фотографии с юбилейной выставки и отзыв-фотоотчет об экскурсии в демонстрационные мастерские

- Не забудьте посетить замок Альбрехтсбург, в котором Мейсенская мануфактура располагалась изначально. Там устроена увлекательная экспозиция, повествующая об истории создания мейсенского фарфора и начальном этапе в истории мануфактуры. Замок расположен в Старом городе Мейсена, в 1,5 км от фарфоровой мануфактуры. Подробнее о замке, его истории и интерьерах читайте в  отдельных заметках:«Замок Альбрехтсбург: история и архитектура» и «Замок Альбрехтсбург: интерьеры».

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).

Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).

Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.

Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.

Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.

Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:

- Замок Альбрехтсбург

- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь

- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко

- Ворота Суконщиков

- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими

- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви

- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами

- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора

- Церковь Святой Афры

- Музей современного художественного фарфора Торхаус

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Мейсенский фарфор, история. Статья в Википедии

2. Мейсен и Мейсенская фарфоровая мануфактура на сайте о Саксонии

3. Официальный сайт Мейсенской мануфактуры

4. Путь к мейсенскому фарфору. Исторические места в Саксонии

5. Собственная каолиновая шахта Мейсенской мануфактуры

6. Сырье для фарфора: каолин

7. Иоганн Фридрих Бёттгер. Статья в Википедии

8. Триста лет мейсенскому фарфору

9. «Крылатый узор» мейсенского фарфора

10. Статьи о мейсенском фарфоре на сайте салона фарфора в Карловых Варах (Чехия)

11. Каолиновый рудник Святого Андрея. Статья в Википедии

12. О. Л. Некрасова-Каратеева. Трехсотлетняя слава мейсенского фарфора

13. Иоганн Грегориус Хёрольдт (Герольдт). Статья в Википедии

14. Дрезден: музей фарфора в Цвингере. История и описание коллекции

15. Японский фарфор в стиле Какимон. Статья в Википедии

16. Фарфор (технология изготовления и история) - Форум для коллекционеров антиквариата

17. Фигурки из белого и красного мейсенского фарфора

18. Мейсенскому фарфору 300 лет. Новости в фотографиях

19. Петер Штранг. Статья в Википедии

20. Петер Штранг и другие члены художественного отдела Мейсенской мануфактуры в эпоху ГДР

21. Творчество Петера Штранга

22. Дизайнер фарфора Сабина Вакс

23. Обновленный музей Мейсенской фарфоровой мануфактуры

24. Музей и демонстрационные мастерские Мейсенской мануфактуры. Фотогалерея

25. Новый фасад музея Мейсенской мануфактуры

26. Путь к«белому золоту»

27. Юбилейная выставка на Мейсенской мануфактуре

28. Первый фарфор Европы

29. Ранний мейсенский фарфор

30. «Обезьяний оркестр» Кендлера

31. The Grove Encyclopedia of Decorative Arts. Мейсенский фарфор

32. Выставка к 300-летнему юбилею Мейсенской мануфактуры

33. Фотографии из музея Мейсенской мануфактуры

34. Юбилейная коллекция Мейсенской мануфактуры

35. Мейсенский каталог 2011 года

36. Монеты и медали из фарфора

37. Замок Альбрехтсбург: история и реставрация

38. Фотоотчет о посещении музея и демонстрационных мастерских Мейсенской мануфактуры

39. Зеленый венок из виноградных листьев (тип декора фарфора)

40. Кофейный сервиз с «крылатым» декором

41. Сервиз с декором «Крокус»

42. Эрнст Барлах. «Спящие крестьяне» («Спящие бродяги») из «бёттгеровского» фарфора

43. Фигурная группа «Хорошая мать». Мишель-Виктор Асье

44. Фарфоровые скульптуры в церкви Св. Николая в Мейсене

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)