Достопримечательности Мейсена: замок Альбрехтсбург (часть 2)

Рубрики: Германия, весна 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 24 марта 2015, в 17:55

В предыдущей заметке речь шла об истории и архитектуре позднеготического замка-дворца Альбрехтсбург, который, наряду с собором и фарфоровой мануфактурой, относится к числу главных достопримечательностей Мейсена. Погуляв по Соборной площади и полюбовавшись замковым фасадом, который особенно чудесно смотрится на фоне голубого неба, можно заняться осмотром интерьеров. Вход в замок находится в северо-западном корпусе и выделен современным стеклянным порталом.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Далее предлагаем вашему вниманию отзыв о самостоятельной экскурсии по замку Альбрехтсбург. Мы увидим старинные залы с красочными росписями, резными дверями и изразцовыми печами, узнаем, что такое «ячеистые своды» и окна-«занавесы», увидим грандиозную Большую винтовую лестницу, а также взглянем на экспозицию, посвященную изобретению фарфора, — не будем забывать, что именно в Альбрехтсбурге в течение 150 лет располагалась Мейсенская мануфактура.

В завершение будет дана полезная информация для туристов (часы работы замка, цена билетов и т.п.).

Важное замечание: ниже описываются в основном те залы, которые нам удалось посмотреть в 2011 году, непосредственно перед расширением экспозиции (которое произошло в мае 2011 года) — и соответствующим повышением цены входного билета. Сейчас экспозиция занимает уже не два, а целых три этажа замка и поделена на пять тематических зон, охватывающих 7000 кв. м.

Интерьеры замка Альбрехтсбург. Первый этаж

Заходим внутрь и, потратившись на билет (в свое время вход стоил 4 евро, а после расширения экспозиции цены выросли вдвое), поднимаемся с нижнего этажа на первый главный этаж замка (1. Obergeschoss) по Малой винтовой лестнице (Kleiner Wendelstein).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Этот этаж отведен под парадные залы с богатыми настенными росписями. Пожалуй, здесь сосредоточены самые интересные интерьеры.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Заметим сразу же, что все этажи замка перекрыты сводами, что является редкостью в немецком замковом зодчестве: строительство сводов требовало больших финансовых затрат и инженерных усилий.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Повсюду в замке встречаются двери с резными орнаментами и любопытными металлическими деталями. Очевидно, всё это плод реставрации XIX века, но посмотреть приятно.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен


Осмотр начинается с Большого зала (Großer Saal), занимающего центральный корпус замка (см. план этажа и схему комплекса). Этот зал не отапливался и в обычное время выполнял функцию проходной зоны, соединявшей различные помещения. Иногда он использовался для проведения банкетов.

В центре Большого зала установлены три мощных опоры — составных столба, разделяющих его на две половины. Из них вырастают характерно перекрученные желобчатые нервюры, создающие фантастический эффект. Очень интересно выполнено оформление нижней части опор.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Здесь мы впервые сталкиваемся с поразительными сотовыми, или ячеистыми, сводами (Zellengewölbe), изобретенными архитектором Арнольдом фон Вестфаленом и названными так из-за сходства с пчелиными сотами. Другое их название — «алмазные своды» (Diamantgewölbe). В отличие от звездчатых сводов, где образующиеся между ребрами (нервюрами) треугольники заполняются кладкой как часть непрерывной криволинейной поверхности (распалубки), сотовые своды составлены из пирамидальных впадин, образованных тремя ровными гранями, — в результате чего получается оригинальный многократно «изломанный» потолок, создающий необыкновенную игру света. Нервюры, если еще и присутствуют, то уже не играют несущей роли [30].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Этот необыкновенный тип высоких «ломаных» или «замятых» позднеготических сводов с глубокими впадинами-«кристаллами» впоследствии получил распространение в Саксонии, а также в Пруссии и Австрии, Богемии и Польше. Однако ни одному другому архитектору не удалось достичь тех же высот виртуозности и разнообразия, как мастеру Арнольду. Недаром своды замка Альбрехтсбург считаются одним из самых гениальных достижений позднеготической немецкой архитектуры [25]. Ниже приводится схема ячеистых сводов и, для наглядности, фотография ячеистых сводов в одном из коридоров замка (источник иллюстрации [5]):

Ячеистые своды, профиль и планЯчеистые своды в замке Альбрехтсбург

Как и большинство других помещений замка, Большой зал украшают настенные росписи XIX века, выполненные во время реставрации замка после того, как отсюда выехала фарфоровая мануфактура (подробнее об истории замка Альбрехтсбург читайте в отдельной заметке).

Автор большинства росписей этого зала — художник Антон Дитрих (Anton Dietrich) (1833-1904).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Три основных панно посвящены древней истории мейсенского замка: основанию предыдущей крепости королем Генрихом I Птицеловом в 929 году; захвату замка польским князем Мешко II в 1015 году; и вступлению Конрада Великого, назначенного маркграфом Мейсена, в крепость в 1125 году.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

На противоположной стене — под галереей для музыкантов (Trompeterstuhl), которая украшена типичными для поздней готики орнаментами в виде «рыбьих пузырей», — находятся портреты супружеских пар.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Говоря точнее, это саксонские правители и их жены: курфюрст Саксонии Фридрих II Кроткий и Маргарита Австрийская, курфюрст Фридрих I Воинственный и Катерина Брауншвейг-Люнебургская, маркграф Мейсена Фридрих III Строгий и Катарина фон Хеннеберг.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Зал освещается через огромные окна с навершием в виде «занавеса». Вертикальные стойки заканчиваются арочками, создающими впечатление гофрированного занавеса, отсюда и название данного типа окон.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Подобные окна, равно как и ячеистые своды, были совершенным новшеством в немецкой архитектуре XV века. Они тоже были придуманы Арнольдом фон Вестфаленом и стали фирменным знаком саксонской готики.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Вдоль западной стены, на откосах глубоких оконных ниш, разместились портреты маркграфов и курфюрстов из династии Веттинов.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен


Наконец, восточную часть зала занимает невероятно красочная замковая капелла (Kapelle). В средние века подобные капеллы являлись наиболее богато оформленными зонами подобных залов. Иногда они отделялись от основного помещения большими дверьми.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В Альбрехтсбурге капелла устроена в отдельной башне, выступающей в виде многогранника из восточного, обращенного к Эльбе фасада (см. план этажа и схему комплекса).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Пышные настенные росписи капеллы были выполнены в XIX веке. На стенах по бокам от входа изображены герцог Саксонии Оттон I Великий (основатель Мейсенской епархии) и популярнейший епископ Мейсенский Бенно, святой покровитель города.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Своды капеллы расписаны разнообразными орнаментами и медальонами с образами апостолов.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Витражи капеллы, как и росписи, относятся к XIX веку. Два витража были изготовлены в 1878 году по эскизам Августа фон Дика (August von Dieck) в саксонском городе Циттау, а третий витраж датируется 1895 годом и был создан в мастерской Александра Линнеманв (Alexander Linnemann). Витражи изображают фигуры пророков, а также геральдические мотивы.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Также в зале можно увидеть старинный сундук, служащий ящиком для сбора пожертвований посетителей на реставрацию настенных росписей.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Недавно в Большом зале был установлен вращающийся «интерактивный телескоп», который с помощью анимированной графики, накладываемой на видимое сквозь окуляр изображение, позволяет туристам лучше узнать о деталях архитектуры зала и методах, использовавшихся при строительстве замка ([40]; [42]).

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен


Соседний Банкетный зал (Большой парадный зал) (Große Hofstube/Großer Bankettsaal) отличается, наверное, самым нарядным интерьером в замке Альбрехтсбург и запоминается больше всего, хотя это и не самое аутентичное помещение.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Из предыдущего Большого зала туда ведет арочный проход в северной стене, над галереей для музыкантов (см. план этажа и схему комплекса).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Посетителям в этом и следующем зале надо надевать огромные неуклюжие тапки.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Банкетный зал, как и Большой, имеет три величественных центральных опоры и ячеистые своды. И опоры, и своды обильно украшены росписями в неоготической манере, что и придаёт этому залу особую пышность.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Вдоль стен на постаментах расставлены семь деревянных, красочно расписанных скульптур саксонских правителей в натуральную величину.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Изображены следующие правители Саксонии: Генрих I, Конрад Великий, Генрих III Светлейший, Фридрих I Воинственный, Альбрехт III Смелый, Георг Бородатый и Иоганн Георг II.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Сам этот зал в средние века служил комнатой для отдыха и банкетов господ и придворных.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В отличие от Большого зала, который использовался лишь периодически, Банкетный зал был центром повседневной жизни замка и к тому же отапливался.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Именно этот зал, имеющий 34 метра в длину и 13,5 метров в ширину, является самым большим помещением Альбрехтсбурга.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Пожар, случившийся в 1773 году, серьезно повредил помещение, вызвав обрушение сводов.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Длительное время зал стоял с временным сводом, и лишь во время реставрации 1864 года были созданы нынешние сказочные своды с расписными нервюрами.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Настенные росписи Банкетного зала изображают события из жизни основателей замка — братьев Альбрехта и Эрнста Веттинов (подробнее об основании замка читайте в отдельной заметке). В частности, три панно посвящены так называемому «Саксонскому похищению принцев» (Prinzenraub) — истории о том, как в 1455 году 11-летний Альбрехт и 14-летний Эрнст были похищены рыцарем Кунцем фон Кауффунгеном (Kunz von Kauffungen) из замка Альтенбург. Тем самым рыцарь пытался заставить их отца, курфюрста Саксонии Фридриха II, выполнить его требования по возмещению ущерба за разрушенные или утраченные в ходе войны поместья (речь идет о Саксонской братской войне, во время которой фон Кауффунген сражался на стороне Фридриха II).

Курфюрст, сам понесший серьезные убытки, отказывался компенсировать даже выкуп за освобождение из плена. Фридрих ссылался на то, что фон Кауффунген — всего лишь наемный солдат, участвующий в войне на свой страх и риск, так что кроме оговоренной в контракте платы он ему ничего не должен. Однако оскорбленный рыцарь настаивал на своем. И тогда фон Кауффунген вместе с группой товарищей задумал организовать похищение принцев Эрнста и Альбрехта, чтобы отомстить курфюрсту за неуважение и непризнание его заслуг перед Саксонией.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Злоумышленники намеревались увезти принцев в Богемию и оттуда потребовать выкуп. Однако киднэппинг не удался. Кунца фон Кауффунгена схватили в тот же день (его якобы задержал местный угольщик), и принц Альбрехт оказался дома. Сообщники, которые скрывали второго принца, узнав о провале, поняли безысходность своего положения и поспешили начать переговоры и выторговать себе освобождение от наказания в обмен на принца. Они в итоге отделались ссылкой, а вот главный зачинщик, фон Кауффунген, всего через пять дней был обезглавлен на Рыночной площади Фрайберга. Уже во время этой истории принц Альбрехт проявил немалое присутствие духа, благодаря которому его позднее и наградили почетным прозвищем Альбрехт Смелый (он же Храбрый, он же Мужественный) (Albrecht der Beherzte).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Цикл настенных росписей «Похищение принцев» выполнил для Альбрехтсбурга художник Эрнст Эрвин Эме (Ernst Erwin Oehme) (1831-1907). Первое панно показывает собственно процесс похищения, второе — освобождение юного принца Альбрехта угольщиком, а третье — торжественный въезд принцев в Альтенбург (шествие возглавляет нарядно одетый угольщик с женой, а Фридрих II показан позади принцев; слева внизу художник изобразил самого себя, с женой и детьми).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Два панно на противоположной стене выполнены художником Альфредом Дите (Alfred Diethe) (1836-1919). Одно изображает церемонию, в ходе которой император Фридрих III назначает Эрнста и Альбрехта правителями Саксонии и Тюрингии в 1465 году (показано, как Эрнст произносит присягу, а Альбрехт по традиции придерживает плащ старшего брата).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Второе панно посвящено первому турниру принца Альбрехта, состоявшемуся в 1459 году во дворе замка в Пирне (в своем первом турнире принц принял участие в возрасте 16 лет; показано, как он выбивает противника из седла; за сценой наблюдают друзья Альбрехта и его родители: курфюрст Фридрих II и Маргарита Австрийская).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Кроме этих росписей, на стенах (в оконных нишах) можно заметить художественно оформленные текстовые вставки. Это песни-поэмы мейсенских миннезингеров XIII века: маркграфа Мейсена Генриха III Светлейшего и Генриха фон Мейсена по прозвищу Фрауэнлоб.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Из Банкетного зала проходим в Малую столовую (Kleine Tafelstube), расположенную по диагонали, в северо-восточном углу замка (см. план этажа и схему комплекса).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Малая столовая — это относительно небольшое и удивительно уютное помещение с расписными сводами, глубокими оконными нишами и всё теми же окнами-арками в виде «занавеса».

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Неизвестно, какие функции выполняла эта комната изначально. Нынешнее название она получила лишь в 1608 году, а прежде ее именовали просто «комнатой рядом с большим банкетным залом». Возможно, тут были жилые покои. Не исключено, что эта комната и расположенная прямо над ней спальня предназначались для высокопоставленных гостей Альбрехтсбурга. Позднее ее стали использовать как княжескую столовую, где для правителей накрывался отдельный стол [1].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Что особенно приятно, в отличие от предыдущих залов, здесь реставраторы воссоздали полноценную обстановку: стол и стулья, люстры, благородные резные комоды... Благодаря этому создаётся более живое, теплое ощущение. Вся мебель датируется 1878 годом и является подарком замку по случаю серебряной свадьбы короля Саксонии Альберта и его супруги Каролы Ваза.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Не обошлось в этой комнате и без настенных росписей. На этот раз они посвящены Альбрехту III Смелому: самое большое панно показывает сцену обручения герцога с Сидонией Богемской. Автор росписей — художник Генрих Гофман (Heinrich Hofmann) (1824-1911).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В 1459 году в богемском городе Хеб (Эгер) был заключен мирный договор между королем Богемии Йиржи из Подебрад и курфюрстом Саксонии Фридрихом II. Скрепить соглашение по старому обычаю решили брачным союзом. Так 16-летний Альбрехт, сын Фридриха, женился на 9-летней Сидонии (Зденке), дочери Йиржи. Собственно, по причине малолетства брачующихся это была не совсем свадьба, а ее «обещание». Церемония полноценного бракосочетания состоялась позднее, в 1464 году.

Остальные росписи зала — пейзажные картины с изображением различных замков и церквей Саксонии. Выполнил их художник Фридрих Преллер младший (Friedrich Preller der Jüngere).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Особенность данного помещения в том, что свет поступает сразу с трех сторон, поскольку северо-восточная пристройка, в которой находится комната, отходит от центрального корпуса и северо-западного крыла под углом 45 градусов и образует отдельный выступающий башнеобразный блок, нависающий над долиной Эльбы и соприкасающийся с остальным замком лишь одной стороной (см. план этажа и схему комплекса).

Архитектор устроил так, что из этой пристройки открывается прекрасный вид на окрестности — сразу в трех направлениях. Впоследствии наличие подобных башен с широким панорамным обзором стало отличительной чертой многих замков Центральной Европы [1].

Помимо вышеописанных залов, на первом этаже теперь можно посетить две комнаты курфюрстов (Kurfürstenzimmer), большую и малую (во время нашего приезда в Мейсен эти интерьеры еще только готовились открыться после реставрации) (источник фото: [16]). Комнаты расположены в противоположной части замка, в южном корпусе (см. план этажа и схему комплекса).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В свое время эти помещения предназначались для совещаний и аудиенций. Деревянная мебель, росписи, резьба и камины (всё это, разумеется, XIX век) создают очень уютную атмосферу.

Интерьеры замка Альбрехтсбург. Большая винтовая лестница

Вернувшись в Большой зал, проходим в левую дверь западной стены.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Так мы и оказываемся на Большой винтовой лестнице (Großer Wendelstein) (источник фото с общим видом лестницы: [26]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Эта головокружительная лестница, невероятно плавная и пологая — одно из главных архитектурных чудес замка Альбрехтсбург, шедевр Арнольда фон Вестфалена, который впоследствии многократно пытались копировать другие зодчие в последующую ренессансную эпоху [3].

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Снаружи, со стороны фасада, мы видим всего лишь нарядно украшенную замковую башню, внутри же с удивлением обнаруживаем ее сердце — хрупкую спираль лестницы, настоящее чудо легкости и элегантности. Лестница отличается исключительно оригинальной конструкцией и представляет собой филигранное, почти ювелирное произведение из камня.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Ступени лестницы завиваются вокруг полой сердцевины. Несущим ядром служат три опоры в виде тонких стержней, перетекающие в перила — гибкие, перекрученные, словно живые ползущие лианы.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Обращенные к наружной сквозной галерее окна лестничной башни изначально не были застеклены, так что с лестницы можно было любоваться видом в разные стороны, обмениваясь взглядами с публикой, стоящей внизу, в замковом дворе [1].

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Потолки перекрыты всё теми же уникальными сотовыми (ячеистыми) сводами, изобретенными Арнольдом фон Вестфаленом.

Интерьеры замка Альбрехтсбург. Отзыв об экспозиции. Второй этаж

Винтовая лестница приводит нас на второй этаж. В этой части замка помещения по большей части не столь нарядные, но более насыщенные экспонатами. Впрочем, с точки зрения интерьеров здесь местами тоже есть что посмотреть: например, изразцовые печи.

Если залы первого этажа рассказывают в основном об истории и архитектуре замка и династии Веттинов, то многочисленные витрины и стенды второго этажа посвящены истории поиска секрета «белого золота», особенностям производства фарфора и начальному этапу деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Проходим в южный корпус (смсхему комплекса). Залы здесь довольно пустые, оживляемые лишь расписными сводами да яркими изразцовыми печами. Начинают попадаться витрины с экспонатами. В одной из первых комнат на нашем пути, где стоит коричневатая печь, даётся вводная информация о том, что представляла собой Саксония и ее главный город Дрезден при Августе Сильном, накануне изобретения европейского фарфора. Текстовые пояснения дополняются репродукциями (например, гравюра «Вид Дрездена с правого берега Эльбы», ок. 1650).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Поясняющие таблички рассказывают о том, что торжественные церемонии и великолепная архитектура Дрездена позволили саксонским монархам превратить этот город в центр своей власти. Уже в XVII веке Дрезден был средоточием культурной жизни, одним из важнейших городов Германской империи, а в эпоху правления Августа Сильного, саксонского курфюрста и короля Польши, город достиг статуса королевской резиденции. Август Сильный покровительствовал искусствам, что вполне соответствовало его собственным наклонностям. Как известно, правитель был жадным коллекционером китайского и японского фарфора. Его собрание было однимиз крупнейших в Европе. Монарх даже лелеял мечту обустроить целый «дворец фарфора».

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Для примера в зале демонстрируются ранние образцы европейской керамики (еще не фарфора!). Во-первых, фрагменты фаянсового сервиза типа Bianchi di Faenza из итальянского города Фаэнца (ок. 1620) (этот сервиз, видимо, использовался в Дрездене при дворе курфюрста Иоганна Георга I); во-вторых, — грушевидная кружка и блюдо, тоже фаянсовые, изготовленные ок. 1700 года во Франкфурте и Нидерландах и украшенные синим орнаментом в китайском стиле.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В следующей комнате стоит пузатая зеленая печь и выставлены некоторые экспонаты, начинающие повествование об изобретении европейского фарфора.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Наиболее примечателен в этом плане соседний зал — так называемый «зал Бёттгера» (Böttgerzimmer). Как несложно догадаться, он назван в честь алхимика и изобретателя Иоганна Фридриха Бёттгера (Johann Friedrich Böttger) (1682-1719), который вместе с Эренфридом фон Чирнхаусом открыл секрет изготовления фарфора. Подробную историю изобретения европейского фарфора можно прочитать тут.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Отсюда и тематика настенных росписей — самых известных росписей замка Альбрехтсбург. Они были выполнены в 1875 году художником Паулем Кислингом (Paul Kießling) (1836-1919), мастером портретной и исторической живописи. Одно панно называется «Бёттгер в алхимической лаборатории» («Бёттгер в поисках рецептуры»), второе, особенно знаменитое, — «Август Сильный посещает лабораторию Бёттгера» («Бёттгер показывает Августу Сильному арканум»).

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Вдоль всего Бёттгеровского зала тянется длинный зеркальный стенд. Помимо витрин с экспонатами, в этот «прилавок» вмонтирован сенсорный экран с программой «Лаборатория фарфора» — интерактивной игрой, которая позволяет виртуально поэкспериментировать с различными этапами производства фарфора: приготовлением фарфоровой массы, формованием на гончарном круге и обжигом. Можно самостоятельно устанавливать различные параметры и смотреть, что получится. Для самых любознательных даётся строгая научная информация (источник фото: [32]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Тут же представлено лабораторное оборудование XVII-XVIII века. Именно такими котлами, горшками, перегонными колбами, бутылями, ступками, черпаками и проч. пользовались в химических и алхимических лабораториях того времени. Аналогичные приспособления применял в своих экспериментах и Бёттгер (как мы помним, начинал этот юноша именно как алхимик и лишь позднее переключился на поиски «белого золота» — фарфора).

Лабораторное оборудование XVII-XVIII века. Экспозиция в замке Альбрехтсбург

На соседних иллюстрациях из книги известного специалиста по металлам Лазаря Эркера (1598 год) показаны различные капсулы для обжига и перегонные приспособления.

Иллюстрации из книги Лазаря Эркера. Экспозиция в замке Альбрехтсбург

Остальные экспонаты на стенде — традиционные: репродукции исторических документов и текстовые пояснения, из которых можно узнать, как в 1705 году в Дрездене и Мейсене началась систематическая работа Бёттгера и Чирнхауса по поиску секрета создания фарфора. По распоряжению Августа Сильного им в помощь была созвана целая команда опытных ученых и квалифицированных рабочих, олицетворявших высочайший уровень знаний и технических способностей того времени. Первый образец настоящего белого фарфора — первого фарфора Европы! — был получен в 1708 году.

Очень интересны экспонаты из разряда «Сырье для приготовления фарфора». Здесь рассказывается история о том, как осуществлялись поиски подходящих минералов, необходимых для изготовления «белого золота». Бёттгеру и его команде предоставлялись в распоряжение многочисленные образцы минералов со всей Саксонии. Особую роль в этих экспериментах сыграл эксперт по металлургии и горному делу Готфрид Пабст фон Охайн (Огайн), прекрасно знакомый с полезными ископаемыми региона. Он наладил поставки сырья, и именно ему пришла в голову мысль об использовании каолина (белой глины) — одного из важнейших компонентов фарфора. И вот в 1708 году эксперименты с составом, включавшим каолин и алебастр, позволили получить первые образцы твердого белого европейского фарфора. Это была победа. В дальнейшем рецептуру пришлось еще дорабатывать. Однако уже в 1710 году мейсенский фарфор (как посуда из раннего красного, так называемого «бёттгеровского», фарфора, так и первые образцы белого фарфора) был впервые представлен изумленной публике на Лейпцигской Пасхальной ярмарке. Белый фарфор пригодного для продажи качества был впервые получен в 1713 году.

ЛСырье для фарфора. Экспозиция в замке Альбрехтсбург

Группа Бёттгера и Чирнхауса экспериментировала не только с составом фарфоровой массы, но и с условиями обжига, и в этом деле оказались очень полезны знания и изобретения Чирнхауса, который с 1670-х годов занимался зажигательными стеклами, позволявшими получать температуру до 2000°C. Также пришелся кстати богатый опыт строительства печей, которым обладали металлурги и минералоги из Рудных гор. Вместе они совершенствовали конструкцию печей для обжига, пока наконец не удалось достичь — и длительно поддерживать — равномерно йтемпературы на уровне 1400°C.

Иллюстрации из книги Лазаря Эркера. Экспозиция в замке Альбрехтсбург

Очень интересен — как интерьером, так и экспозицией, — соседний зал, так называемый Малый зал судебных заседаний (Kleiner Gerichtssaal/Kleine Appellationsstube).

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Своды и стены покрыты росписями, а в углу играет красками изразцовая печь (копия нюрнбергской печи XV века).

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Экспозиция этого зала рассказывает о раннем мейсенском фарфоре: красном и белом.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Характерный красно-коричневый «бёттгеровский» фарфор, еще называемый яшмовым, был получен Бёттгером и Чирнхаусом незадолго до изобретения белого фарфора. Первое время на Мейсенской мануфактуре изделия из такой красноватой «каменной» массы не только выпускались наряду с предметами из белого фарфора, но и заметно превосходили их по объему производства. Однако впоследствии мануфактура сосредоточилась исключительно на продукции из белого фарфора, и с 1735 года красный фарфор окончательно ушел из ассортимента. (Впрочем, в XX веке красный фарфор был заново открыт и теперь выпускается на мануфактуре под маркой Böttgersteinzeug).

Красный бёттгеровский фарфор. Экспозиция в замка Альбрехтсбург

Как уже было сказано, первый белый фарфор удовлетворительного качества был получен в 1713 году. Но, строго говоря, тот фарфор еще не был по-настоящему белым. Он имел желтоватый оттенок, поскольку в составе фарфоровой массы не содержалось полевого шпата (вместо него использовалась желтоватая известь). Полевой шпат начали добавлять лишь в начале 1720-х годов (уже после смерти Бёттгера), что позволило наконец получить идеально белый фарфор.

Ранний мейсенский фарфор. Экспозиция в замка Альбрехтсбург

Расписной фарфор, сопоставимый по качеству с азиатским, в Мейсене научились делать также только после смерти Бёттгера, в 1720-х годах, когда выдающийся технолог и живописец Иоганн Грегориус Хёрольдт разработал составы надглазурных красок различных оттенков, которые выдерживают высокие температуры и при обжиге вплавляются в глазурь. Подробнее об истории Мейсенской фарфоровой мануфактуры можно прочитать тут.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В витрине выставлены образцы фарфора, выпускавшегося как при жизни Бёттгера, так и позднее. Показано, например, несколько изделий 1713-1715 годов, а также изящная чашка с блюдцем 1765 года, украшенная мелкими фарфоровыми цветочками (этот нарядный — и очень трудоемкий — декор называют «бульденеж»). Мастера, создававшие первые изделия из красного и белого фарфора, ориентировались на азиатские образцы, а также стремились повторить очертания ценных европейских серебряных сосудов. Так их этих двух важнейших источников вдохновения рождались новые формы и виды декора.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Обратите внимание на два скрещенных синих меча на донышке блюдца — это знаменитое мейсенское клеймо, старейший в мире фирменный знак, который по сей день наносят на фарфор вручную — методом кобальтовой подглазурной росписи. (Подробнее о появлении этого культового логотипа и его разновидностях читайте тут).

Вообще фарфора как такового в замке не слишком много. Чтобы увидеть мейсенский фарфор во всем его великолепии, от самого раннего до современного, отправляйтесь в музей Мейсенской мануфактуры. Также стоит посетить замечательный Музей фарфора в дрезденском Цвингере.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Некоторые ругают новую экспозицию за то, что современные стенды плохо вписываются в интерьеры замка. Возможно, какие-то залы действительно следовало оставить пустыми, чтобы посетители просто любовались архитектурой. Во всяком случае, хорошо, что стенды имеют матовую металлическую поверхность и смотрятся не особенно навязчиво. А зеркальные витрины так вообще идеально подходят для того, чтобы показать фарфоровые изделия с разных сторон. Другое дело, что в некоторых залах светильники и стенды размещаются так, что частично загораживают настенные росписи и элементы архитектуры.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Перейдем теперь в центральный корпус замка (см. схему комплекса). На втором этаже основную часть этого корпуса занимает Большой зал судебных заседаний (Großer Gerichtssaal/Große Appellationsstube). Своими узорчатыми сводами и расписными стенами он вызывает ассоциации с теремом.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Конечно, все росписи были выполнены в XIX веке, так что это примерно такая же стилизация, как месмахеровский зал «Теремок», имитирующий древнерусские расписные палаты. Своды сплошь покрыты орнаментами, геральдическими символами и образами прорицательниц (сивилл).

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Основные настенные росписи зала были выполнены в 1875 году живописцем Джеймсом Маршаллом (James Marshall) (1838–1902), который также участвовал в оформлении интерьеров дрезденской оперы Земпера.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Одно панно называется «Курфюрст Мориц на смертном одре» и изображает 31-летнего полководца, погибающего в походной палатке от ран, полученных в битве при Зиверсхаузене в 1553 году. (Возможно, кто-то вспомнит памятник Морицу Саксонскому в Дрездене, тоже изображающий полководца в момент, когда за ним пришла смерть). На соседнем панно изображена сцена переговоров по поводу принятия Аугсбургского временного постановления, состоявшихся в присутствии курфюрста Морица в 1548 году.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Особым украшением зала служит очередная изразцовая печь. На этот раз это копия печи XV века из зала капитула собора Эрфурта.

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Что касается экспонатов, то здесь можно увидеть, например, любопытную модель, показывающую, как замок Альбрехтсбург выглядел в XVIII веке, когда его занимала фарфоровая мануфактура. На макете наглядно показаны разнообразные пристройки, которыми позднеготический замок оброс в то время. Между замком и зернохранилищем на Соборной площади находился отдельный корпус, в котором стояли огромные печи для обжига фарфора. Все остальные операции осуществлялись непосредственно в замке. Вход на замковый двор охраняют две караульни. Со стороны Эльбы можно увидеть подъемник, с помощью которого доставлялись дрова. Перед северной башней находится конный ворот (под крышей), посредством которого приводились в действие механизмы (толчея и мельница).

Модель замка Альбрехтсбург в период его использования под мануфактуруМодель замка Альбрехтсбург в период его использования под мануфактуру

Остальные экспонаты — в основном репродукции исторических документов — тоже рассказывают о той части истории замка, которая связана с производством фарфора. Особенно интересно взглянуть на указ Августа Сильного об основании Мейсенской фарфоровой мануфактуры (январь 1710 года). Что характерно, полный текст указа был составлен на четырех языках: немецком, французском, латыни и голландском. Это подчеркивало, что основание мануфактуры является событием общеевропейского значения. Латынь адресовалась ученым мужам, французский — аристократии всех европейских дворов, голландский — торговому сословию. Мануфактура обосновалась в замке Альбрехтсбург с июня 1710 года, и мейсенский фарфор начал свое триумфальное шествие по миру. (Подробнее об истории мануфактуры можно прочитать в заметке «Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора»).

Объявление об издании указа Августа Сильного об основании Мейсенской мануфактуры

Рядом демонстрируются гравюры и фотографии XIX века, дающие представление о том, на что были похожи интерьеры Альбрехтсбурга после их превращения в цеха и мастерские гончаров, художников, позолотчиков и т.д.

Мейсенская фарфоровая мануфактура в середине XIX века. Зал художников и позолотчиковМейсенская фарфоровая мануфактура в середине XIX века. Зал гончаров

По соседству с этим залом можно посетить небольшое укромное помещение, расположенное в восточной башне замка, непосредственно над замковой капеллой (см. также схему комплекса). Ее длинное название, Kapellenturmstübchen, можно перевести как «комнатка в башне с замковой капеллой».

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Подобные комнаты, отапливаемые и устроенные в эркере с хорошим панорамным видом, в Западной и Южной Европе традиционно называли Studiolo или Estude, то есть «кабинет» [29].

Замок Альбрехтсбург, МейсенЗамок Альбрехтсбург, Мейсен

Впрочем, в германской архитектуре того времени они еще не получили распространения, и перед нами один из первых примеров немецкого варианта такой «комнаты для письма» (Schreibstube). Появление примыкающих к господским покоям кабинетов было признаком нового самосознания правителей, их возрастающего интереса к книжной культуре и искусствам, что стало отличительной чертой наступавшего Ренессанса.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

На самом деле точное назначение этого помещение неизвестно. Скорее всего, это был либо кабинет, либо личная молельня [38].

Небольшая экспозиция комнатки рассказывает о выдающемся мастере фарфоровой скульптуры Иоганне Иоахиме Кендлере (1706-1775). Из витрины на нас дерзко глядит фарфоровый падуанский петух, сделанный по кендлеровской модели 1731 года. В юности Кендлер учился у дрезденского придворного скульптора Иоганна Бенджамина Томэ, а уже в 1730 году, в возрасте 24 лет, сам получил звание придворного скульптора и через год стал моделистом Мейсенской мануфактуры. Кендлер изготавливал модели фарфоровых скульптурных групп, сложных ваз, настольных украшений и мелкой декоративной пластики. Его работы на долгое время определили развитие художественного фарфора не только в Мейсене, но и на других немецких мануфактурах. В 1737-1742 годах он создавал знаменитый Лебединый сервиз для премьер-министра Саксонии графа Генриха фон Брюля, а в 1753 году начал работать над пародийным «Обезьяньим оркестром».

Падуанский петух. Модель Кендлера (1731). Экспозиция в замке Альбрехтсбург

В настоящее время на втором этаже замка можно посмотреть еще два зала, которые во время нашего приезда в Мейсен еще были закрыты. Первый из них — комната курфюрста Августа (Kurfürst-August-Zimmer), в которой установлена большая витрина-«карусель» с различными фарфоровыми изделиями, а стену украшает роспись художника Леонхарда Гая (Christian Ludwig Leonhard Gey) (1838-1894) «Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская с народом на фоне города Мейсена» (ок. 1877) (источник фото: [13]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Курфюрст Август был братом Морица Саксонского. Курфюрстина Анна («матушка Анна») приходилась дочерью датскому королю Кристиану III, а в Саксонии была известна своей благотворительной деятельностью: жертвовала на содержание медицинских учреждений и сама занималась медициной и фармацевтикой (кстати, на упомянутом памятнике Морицу Саксонскому в Дрездене ее изображение тоже присутствует) (источник фото: [48]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Картина была выполнена в 1877 году, а в эту комнату была перенесена в 1889 году, когда отмечался юбилей династии Веттинов.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

К комнате курфюрста Августа примыкает интереснейший Гербовый зал (Wappensaal), занимающий северо-восточную пристройку (смсхему комплекса). В отличие от остальных помещений замка, возникших в XV веке, этот зал был создан позднее, на последнем этапе строительства замка (подробнее об истории строительства читайте тут).

Зал возник в эпоху Георга Бородатого, в 1521-24 годах, и является творением архитектора Якоба Хайльмана (Jacob Haylmann (Heilmann)/Jacob von Schweinfurt), известного в первую очередь своей работой в церкви Св. Анны в Аннаберге. Украшающие зал бюсты с гербами выполнил в 1524 году скульптор Кристоф Вальтер (Christoph Walther I), известный нам по барельефам на главной лестничной башне.

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Главной изюминкой этого зала являются необычные своды, отчасти напоминающие своды Бенедикта Рейта в пражском Владиславском зале. Данный тип сводов в немецкой архитектуре принято называть Schlingrippengewölbe, что можно перевести как «свод с вьющимися/извивающимися/ленточными/криволинейными нервюрами». Переплетения изгибающихся нервюр образуют затейливые узоры. Подобные своды были характерны для поздней готики в Саксонии и Богемии.

Современная интерактивная экспозиция. Третий этаж

Третий этаж замка Альбрехтсбург недавно тоже стал доступен для посещения. Интерьеры здесь, по сравнению с двумя нижними этажами, довольно скромные, но зато устроена интерактивная экспозиция, рассказывающая о политической деятельности саксонского дворянства и архитектуре самого замка (источник фото: [32]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В залах этого этаже можно узнать, как замок строился, какие инструменты были в то время в ходу среди ремесленников, а также как мог быть устроен быт людей, живших в замке в XV веке. В частности, можно услышать отрывки из писем Сидонии Богемской своему супругу Альбрехту III Смелому и их сыну Георгу Бородатому. Сидония была одной из немногих, кто действительно какое-то время жил в Альбрехтсбурге (источник фото: [32]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Мультимедийные и 3D-инсталляции знакомят с различными аспектами средневековой жизни. Алюминиевые витрины одновременно служат зеркалами, в которых можно рассмотреть детали потолка или других частей интерьера (источник фото: [32]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В одной из комнат установлен алюминиевый «перископ», который проходит сквозь потолок и позволяет увидеть панораму подлинной средневековой стропильной конструкции. Накладываемая на реальное изображение графика поясняет, какие балки и узлы использовались строителями. Кроме того, в отдельном зале демонстрируется подробный макет замка и всего ансамбля Замковой горы (источник фото: [24]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

В другом зале создана реконструкция замка в период его использования в качестве фарфоровой мануфактуры. С помощью специальных световых индикаторов посетители получают представление о назначении тех или иных помещений (склад сырья, лаборатория, зал обжига и т.д.) и протекании производственного процесса. Анимационные вставки параллельно описывают отдельные этапы изготовления фарфора (источник фото: [42]).

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

Также на третьем этаже открыта для посещения небольшая тюремная камера, в которой сохранились граффити середины XVII века (источник фото: [40]). Одна из надписей гласит: «Смерть неизбежна; непредсказуем лишь ее день. И час смерти никому неведом. Так подумай об этом и воздай почести Господу, ибо каждый твой час может быть последним».

Замок Альбрехтсбург, Мейсен

♦♦♦♦♦♦♦

См. также:

- История и архитектура замка Альбрехтсбург

♦♦♦♦♦♦♦

Практическая информация о посещении замка Альбрехтсбург: часы работы, стоимость билетов и т.п.

Замок Альбрехтсбург (Albrechtsburg) находится на Соборной площади, рядом с Мейсенским собором, и входит в состав ансамбля Замковой горы Мейсена. Адрес замка: Domplatz, 1. Посмотреть расположение замка на карте Мейсена можно тут или на туристической карте города.

Часы работы замка Альбрехтсбург в Мейсене. Замок Альбрехтсбург открыт для посещения круглый год, ежедневно (кроме 24 и 25 декабря). С марта по октябрь осмотреть замок можно с 10:00 до 18:00, с ноября по февраль — с 10:00 до 17:00 (1 января замок открыт с 11:00 до 16:00).

Стоимость входного билета в замок Альбрехтсбург составляет 8 евро (для детей от 6 до 15 лет — 4 евро). В цену билета входит аудиогид (на немецком, английском, французском, русском и других языках).

Фотографировать в замке можно. Однако для этого требуется приобрести отдельный билет на право фотосъемки (2 евро).

В замке есть туалеты, кафе и сувенирный магазин. Недавно был установлен лифт.

Официальный сайт замка Альбрехтсбург: albrechtsburg-meissen.de (есть версия на русском языке!)

Обратите внимание: после реставрации также стал доступен исторический круговой маршрут (Historische Rundweg, см. желтую линию на карте), который идет вдоль внешней стены Мейсенского собора, зернохранилища и замка Альбрехтсбург. Маршрут соединяет Старый город Мейсена с Замковой горой (источник фото: [26]).

Круговой исторический маршрут в Мейсене

Выйти на эту тропу можно с обеих сторон: как со стороны Соборной площади (с улицы Hohlweg, в районе Замкового моста и Средних ворот, Миттельтор), так и снизу, из Старого города (см. пункт Beginn der Amtsstufen на карте).

Прогуляться по этому маршруту длиной около 500 метров и полюбоваться видом на город и Эльбу можно бесплатно. С мая по сентябрь маршрут открыт с 7:00 до 21:00; в апреле и октябре — до 20:00, с ноября по март — до 17:00.

Еще пара фотографий маршрута (источник [6]):

Лестница Amtsstufen в Мейсене, начало кругового маршрутаКруговой маршрут в Мейсене, снаружи зернохранилища

На следующей карте Мейсена этот исторический маршрут обозначен темно-зеленой линией:

Круговой маршрут на карте Мейсена

Вдоль маршрута расставлены поясняющие таблички с информацией об истории ансамбля Замковой горы, разбитом здесь парке и окрестных достопримечательностях.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).

Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:

Карта Мейсена с достопримечательностями, Германия

На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).

Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.

Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.

Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.

Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:

- Замок Альбрехтсбург

- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь

- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко

- Ворота Суконщиков

- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими

- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви

- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами

- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора

- Церковь Святой Афры

- Музей современного художественного фарфора Торхаус

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Замок Альбрехтсбург, статья в Википедии

2. Замок Альбрехтсбург на сайте о Саксонии

3. Архитектор Арнольд фон Вестфален

4. Макет замка Альбрехтсбург

5. Готика: Архитектура. Скульптура. Живопись: пер. с нем. / Под. ред. Рольфа Томана. - Tandem Verlag GmbH, 2007

6. Исторический маршрут вокруг Замковой горы Мейсена

7. Официальный сайт замка

8. Замок Альбрехтсбург в разрезе, поэтажные планы замка

9. Архитектор Якоб Хайльман

10. Реставрация Гербового зала в замке Альбрехтсбург

11. Замок Альбрехтсбург: фотографии фасада и интерьеров

12. Старинные фото комнат замка

13. Фото Гербового зала и комнаты курфюрста Августа

14. Рисунки XIX века с изображением замка Альбрехтсбург и его интерьеров

15. Sachsen: Kultur und Landschaft zwischen Vogtland und Oberlausitz, Leipziger Tiefland und Erzgebirge

16. Проект установки освещения в залах замка

17. О новой концепции музейной экспозиции замка

18. Хронология замка Альбрехтсбург

19. Пожар в замке Альбрехтсбург, 1773 год (гравюра)

20. 100 x Deutschland - Die 100 wichtigsten Kulturdenkmäler

21. Подробные планы всех этажей замка Альбрехтсбург

22. Фото Большого зала замка Альбрехтсбург

23. Сайт о замках Саксонии

24. Замковая гора Мейсена. Фотоотчет

25. Арнольд фон Вестфален, архитектор Веттинов

26. Описание истории замка и реставрационных работ в замке Альбрехтсбург в 2003-2010 годах

27. Замок Альбрехтсбург: фото и видеоматериалы

28. Музеи Саксонии

29. О замках в Ингольштадте и Мейсене

30. Арнольд фон Вестфален и мейсенский стиль в архитектуре

31. Вид Мейсенского собора и замка Альбрехтсбург с воздуха

32. Новые интерактивные экспонаты в замке Альбрехтсбург

33. Новая музейная концепция замка Альбрехтсбург

34. Дизайн новой экспозиции замка Альбрехтсбург

35. Herzog Albrecht der Beherzte (1443-1500): ein sächsischer Fürst im Reich und in Europa

36. Репортаж об обновленной Соборной площади и новой экспозиции замка Альбрехтсбург

37. Конструкция Большой винтовой лестницы замка Альбрехтсбург

38. Das Schloss als Bild des Fürsten: herrschaftliche Metaphorik in der Residenzarchitektur des Alten Reichs (1470-1618)

39. Путеводитель по архитектурным формам/ Г. Грубе, А. Кучмар; пер. с нем. М. В. Алешечкиной. - Москва : Стройиздат, 1990

40. Описание новой экспозиции на трех этажах замка Альбрехтсбург

41. Концепция новых выставочных стендов в исторических залах замка Альбрехтсбург

42. Интерактивная экспозиция в замке Альбрехтсбург

43. Виртуальный телескоп в Большом зле замка Альбрехтсбург

44. Вид замка Альбрехтсбург в 1844 году

45. Буклет о выставке к 300-летию Мейсенской мануфактуры в замке Альбрехтсбург

46. Краткое описание внутреннего убранства замка Альбрехтсбург

47. Вид замка Альбрехтсбург после пожара 1733 года

48. Интерьеры замка Альбрехтсбург: фотогалерея

49. Замок Альбрехтсбург: фотографии элементов интерьера

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



1 комментарий к заметке

  1. Юлия пишет:

    Альбрехтсбург прекрасен, и цена на билеты небольшая и это радует)