В предыдущей заметке мы поделились фотографиями и впечатлениями от замечательной экспозиции, расположенной на первом этаже музея Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Но этим музейная часть не исчерпывается: есть еще второй этаж, где организуются не менее интересные временные выставки. Во время нашего приезда в Мейсен там как раз проходила юбилейная выставка, приуроченная к 300-летию Мейсенской мануфактуры.
Ниже предлагаем вашему вниманию фотоотчет о самостоятельном посещении выставки, а в завершение расскажем об экскурсии в демонстрационные мастерские, без которой наше знакомство с мануфактурой было бы неполным.
- Подробная практическая информация о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры (часы работы музея, как добраться, сколько стоят билеты, как попасть в демонстрационные мастерские и т.д.) приводится в конце заметки.
- Советуем также заглянуть в раздел «Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора»
- Не забудьте посетить замок Альбрехтсбург, в котором Мейсенская мануфактура располагалась изначально. Там устроена увлекательная экспозиция, повествующая об истории создания мейсенского фарфора и начальном этапе в истории мануфактуры. Замок расположен в Старом городе Мейсена, в 1,5 км от фарфоровой мануфактуры. Подробнее о замке, его истории и интерьерах читайте в отдельных заметках:«Замок Альбрехтсбург: история и архитектура» и «Замок Альбрехтсбург: интерьеры».
Юбилейная выставка на Мейсенской мануфактуре
В соответствии с названием выставки («Все флаги в гости к нам», Alle Nationen sind willkommen), в залах показаны наиболее характерные изделия из мейсенского фарфора, созданные под влиянием интернациональных культурных веяний, либо для всемирных выставок, либо в результате работы по заказу любителей фарфора из разных уголков мира. Экспонаты сгруппированы в соответствии со странами, регионами или религиями.
С нижнего этажа, где находится основная экспозиция, мы поднимаемся по лестнице и попадаем в зал с расписным потолком.
При входе нас встречает импозантный 3,5-метровый «Большой храм славы» (Der grosse Ehrentempel), созданный для саксонского курфюрста Фридриха Августа II (он же польский король Август III). Это крупнейшее художественное произведение из фарфора, созданное в XVIII веке на Мейсенской мануфактуре. Автором модели выступил знаменитый Иоганн Иоахим Кендлер, о котором мы уже рассказывали. Фарфоровый храм наподобие триумфальной арки предназначался для праздничного украшения королевского стола в день именин Фридриха Августа II (5 марта 1748 года). Подлинная модель Кендлера утрачена, и данная композиция выполнена по новой форме, разработанной в 1933 году, по случаю 200-летия со дня смерти основателя мануфактуры, Августа Сильного.
Рядом можно полюбоваться ветвистым фарфоровым канделябром, выполненным для Всемирной выставки в Париже 1867 года по дизайну Видемана (C. H. Wiedemann). Это подлинная работа 1858 года.
Вокруг зала проходит красивая сводчатая галерея, где разместилась основная часть выставки.
В одном из ее разделов демонстрируются как раз предметы, создававшиеся в Мейсене для всемирных выставок, в том числе восхитительная фарфоровая ваза в стиле модерн (югендштиль), изготовленная для Всемирной выставки в Париже 1900 года.
Тему модерна продолжает часть ансамбля для украшения стола «Лорелея» (Loreley), изготовленного в 1899 году по дизайну немецкого скульптора Эммериха Андрезена (Emmerich Andresen) (1843-1902). Андрезен руководил скульптурными мастерскими Мейсенской мануфактуры в 1886-1902 годах. Представленное тут настольное украшение, с нескрываемым эротизмом иллюстрирующее романтическую легенду о речной деве Рейна, тоже было показано на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Помимо этих предметов, в том же году Мейсенская мануфактура запомнилась посетителям парижской выставки оригинальным сервизом «Крокус» (Krokus-Dejeuner/Krokusservice). Дизайн этого знаменательного сервиза придумал уже знакомый нам по основной экспозиции Конрад Хенчель (Julius Konrad Hentschel) (1872-1907). На выставке представлены супник и тарелки из разновидности этого же сервиза, дизайн которой разработал в 1926 году скульптор Макс Эссер (Max Esser).
В соседней витрине взгляд приковывает гигантское блюдо, оформленное мелкими фарфоровыми цветочками в традиционной технике «бульденеж». Этот метод декора, как мы помним, придумал в 1739 году Иоганн Кендлер, однако он не утрачивает популярности и привлекательности. Что касается этого «индийского блюда», то оно было создано уже в XX веке по модели дизайнера Людвига Цепнера (Ludwig Zepner) (1931-2010), известного как один из основателей и руководитель прогрессивной группы художников-шестидесятников: так называемого отдела художественного развития Мейсенской мануфактуры (Kollektiv Künstlerische Entwicklung).
На соседних полках выстроились дружные ряды фарфоровых фигурок, сделанных по моделям середины XVIII века.
В то время в моде всё еще были «китайские болванчики» и изображения сценок азиатского быта, соответствовавшие представлениям европейцев о сказочном Востоке.
Позже нам встретился куда более крупный болванчик с большущими ушами и ярко-красным языком — «Сидящая пагода» (модель Кендлера, ок. 1731 года). Понятно, что пагодами принято называть буддийские храмы. Однако применительно к мейсенскому фарфору XVIII века «пагоды» — это фигурки толстопузого китайского болванчика, изображающие блаженно улыбающегося Будду. Руки и голова болванчика закреплены металлическими стержнями, что позволяет им покачиваться при малейшем прикосновении к фигурке. Кендлер создал несколько вариантов таких веселых «пагод», украшенных позолотой и росписью.
Название «пагода» было выбрано просто как удобное условное обозначение для подобных моделей. Выбор, конечно, был не случайным, ведь скульптуры Будды действительно устанавливаются внутри или перед входом в культовые сооружения (пагоды). Могущественный министр Саксонии и директор Мейсенской мануфактуры граф Генрих фон Брюль особенно любил юмористические варианты изображений Будды. Видимо, его привлекал их контраст с одухотворенной, пронизанной страданиями эстетикой фигур христианских святых, которые талантливо создавал тот же Кендлер.
А вот забавное произведение по дизайну художника и скульптора Вилли Мюнх-Кхе (Willy Münch-Khe) (1885-1960) — композиция «Дон Кихот» из белого фарфора (модель 1930 года). Как уже упоминалось, этому автору особенно удавались фигуры животных и литературных персонажей. На выставку эта работа, очевидно, попала из-за испанской тематики — выставка-то посвящена в первую очередь иностранным влияниям.
Неожиданно было увидеть фарфоровые произведения, навеянные миром Дикого Запада. Динамичные, полные экспрессии композиции «Северная Америка» (буйвол, на которого нападает мустанг) и «Танцующий индеец» были изготовлены по дизайну Эриха Хёзеля (Oskar Erich Hösel) (1869-1953). Немецкий скульптор Эрих Хёзель учился в Дрезденской академии, а в 1903-1929 годах работал на Мейсенской мануфактуре (сначала был руководителем отдела пластики, а с 1912 года — художественным директором). Он много путешествовал по Азии, Европе и Северной Америке, создавая сотни фигурок животных, детей и американских индейцев, а также портреты и жанровые сцены. Скульптор до того любил американские образы, что сам переодевался в индейца во время карнавалов.
Хёзель выполнил для Мейсенской мануфактуры множество фигур животных в духе модерна (югендштиля), в том числе популярное изображение проказливого козленка на опрокинутой чашке с молоком (1904). Композицию «Козленок, стоящий на миске» (Ziegenbock auf Napf) мы видели при входе в музей; ее и по сей день можно купить в магазине мануфактуры. Фигуры животных работы Хёзеля способствовали росту популярности мейсенского фарфора в начале XX века.
Отдел «Великобритания» представлен изделиями, подражающими матовому веджвудскому фарфору. Английский фабрикант Джозайя Веджвуд (Josiah Wedgwood) с 1759 года большим успехом выпускал произведения из неглазурованной «яшмовой массы» (джаспера), похожей на фарфор. Преимущественно это были изделия, окрашенные в фирменный голубой цвет и украшенные белыми рельефами в античном стиле. Уже в 1769 году английскую технологию освоили в Мейсене. Саксонская мануфактура стала производить многочисленные вазы, фигурки и сосуды наподобие веджвудских. В качестве примера на выставке показана композиция в виде лягушки, сражающейся с крабом. Она создана по дизайну, разработанному в 1790-1795 годах.
Весьма интересен раздел «1001 ночь», посвященный влиянию искусства Востока на формы и декор мейсенского фарфора. Благодаря иллюстрированным журналам, путевым заметкам и всемирным выставкам мода на экзотические восточные мотивы в XIX веке охватила всю Европу, и Мейсен не остался в стороне от этого увлечения: на мануфактуре стали выпускать многочисленные изделия в восточном стиле. Одним из ярчайших художников того времени был Эрнст Аугуст Лёйтериц (Лойтериц) (Ernst August Leuteritz) (1818-1893), который руководил отделом моделирования (оформительским отделом). Помимо произведений в манере европейского «второго рококо» и классицизма, он создал экстравагантный «восточный» кофейный сервиз, который мы увидим чуть позже, и несколько блюд, навеянных арабской металлической посудой.
В XIX веке в ассортименте Мейсенской мануфактуры появился фарфор по образцу османской керамики (из турецкого города Изник и Кютахья). Влияние турецкого искусства на декоративное искусство Европы имеет давние корни. «Мода на Турцию» существовала во всех европейских странах уже в XVI веке, а ее апогей пришелся на XIX век. За счет развития торговых связей и всё тех же всемирных выставок (куда же без них) Европа узнала о художественных промыслах османской Турции. Принятый в исламе запрет на изображения людей привел к использованию альтернативных способов выражения религиозных чувств. В результате получили распространение орнаментальные геометрические и растительные мотивы.
Не забывали о сказочном Востоке и в XX веке. Так, известный нам дизайнер фарфора в стиле модерн Конрад Хенчель создал такое вот настенное блюдо с восточным декором (ок. 1900 года).
Интересные мейсенские блюда с пестрой росписью и арабскими пословицами появились в 1909 году (дизайн художника Отто Эдуарда Фойгта, уже поминавшегося в первой части отзыва).
Разумеется, нельзя было пройти мимо раздела, рассказывающего о связях Мейсенской мануфактуры с Россией. Тут представлены фарфоровые изделия, созданные для состоятельных русских заказчиков, или как-то иначе связанные с русской культурой. Например, показаны образцы предметов знаменитого Андреевского сервиза, который был преподнесен в 1745 году курфюрстом Саксонии и королем Польши Августом III в дар русской императрице Елизавете Петровне. Поводом для столь роскошного, поистине королевского подарка явилось бракосочетание наследника престола Великого князя Петра III Фёдоровича с принцессой Софией Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской, позже известной как Екатерина II.
Щедрый дипломатический подарок представлял собой три больших сервиза (столовый, кофейный и чайный) и был призван укрепить отношения с Россией, которая в XVIII веке была важнейшим союзником Саксонии. Сервиз покрыт росписью, изображающей цветы и насекомых. Помимо царского герба в оформлении присутствует изображение ордена Святого Андрея Первозванного с инициалами SARP (Sanktus Andreas Russiae Patronus), то есть «Святой Андрей — Покровитель России». В связи с этим сервиз получил название «Андреевский» (Andreas-Service). Многие предметы сервиза по сей день хранятся в Эрмитаже. На выставке можно увидеть несколько предметов из этого сервиза, повторенных в XX веке. Дизайн разработали в 1744 году знаменитые мейсенские мастера эпохи барокко: Иоганн Иоахим Кендлер, Иоганн Фридрих Эберлейн и относительно малоизвестный Иоганн Готлид Эдер (Johann Gottlieb Ehder).
Когда Екатерина II сама взошла на престол, то сделала Мейсенской мануфактуре «Большой русский заказ» (Große Russische Bestellung) на изготовление 40 групп и фигур из фарфора. Комплект, стилистически основанный на традициях позднего барокко, предназначался для декоративного оформления Фарфорового кабинета в павильоне Катальной горки дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум (Ломоносов). Отсюда второе название данного комплекта — «Ораниенбаумская серия».
Часть фигур объединяет аллегорическая тематика (изображены, например, аллегории живописи, астрономии и др.). Другая часть гарнитура связана с античной мифологией. На выставке можно было полюбоваться такими фигурами, как «Венера», «Нептун и Фетида» и др. (всё это повторения XX века по моделям XVIII века).
В аллегорической форме эти настенные украшения прославляли победу русского флота в Чесменской битве (1770) во время русско-турецкой войны. Над «Большим русским заказом» с 1772 по 1775 год трудились Иоганн Иоахим Кендлер и Мишель Виктор Асье. Между прочим, Асье работал вместе с Кендлером и над несколькими другими крупными заказами для русских аристократов.
Оказывается, сегодняшние российские покупатели тоже любят «кушать по-царски», причем предпочитают мейсенский фарфор с золоченым рельефным орнаментом. Дополнять фарфоровые изделия декоративной отделкой из золоченой бронзы стало модно в XIX веке. Впервые подобный эффект на Мейсенской мануфактуре удалось получить в 1827 году, путем нанесения отделки непосредственно на саму фарфоровую поверхность. Это стало возможно благодаря разработке Генрихом Готлибом Кюном (Heinrich Gottlob Kühn) так называемого «глянцгольда», своего рода золотой эмали. Техника данной отделки требует очень трудоемкой обработки фарфора перед обжигом с тем, чтобы разделить рельефный орнамент на части, предназначенные и не предназначенные для глазурования. Желаемый эффект достигается в результате нанесения глянцгольда на таким образом подготовленный рельеф и его последующего обжига.
В середине XIX века руководитель оформительского отдела Эрнст Аугуст Лёйтериц (Ernst August Leuteritz) (1818-1893) искусно применил данную технику при художественном оформлении своих великолепных сервизов и ваз в стиле эклектики. В качестве примера на выставке демонстрируется кофейный сервиз по дизайну Лёйтерица (ок. 1850). Этот нарядный сервиз с золоченым рельефным рокайльным орнаментом на кобальтовом фоне и с разноцветной росписью «цветы в разброску» выпускается и сегодня, и теоретически весь сервиз или любую его часть можно купить в фирменном магазине при мануфактуре. Другое дело, что большинству простых смертных это, конечно, не по карману. Одна только чашка с блюдцем обойдется примерно в 1000 евро.
Другим экспонатом русского раздела является серия фигурок «Русский балет», созданная знаменитым художником Паулем Шойрихом (Paul Scheurich) в 1912 году. Прообразом характеров для этих фарфоровых статуэток послужила постановка Михаила Фокина «Карнавал» (Le Carneval) на музыку Роберта Шумана. Труппа Сергея Дягилева привозила этот балет в Берлин два раза, в 1910 и 1912 году. Пауль Шойрих был восхищен «Русскими сезонами». К тому же его всегда привлекала тема танцев, оперы и итальянского уличного театра (а балет «Карнавал» был как раз поставлен по мотивам «комедии дель арте»). Результатом этих впечатлений стало создание коллекции кокетливых, жеманных и очень пластичных фигурок: Арлекин, Коломбина, Пьеро, Эстрелла, Эвсебий, Киарина.
В капризной манере движения рук и форме пышных юбок-кринолинов угадывается стиль фарфоровых фигурок эпохи рококо (недаром Шойриха называли «вторым Кендлером»). Однако художнику удалось с игривой легкостью перейти на эстетику XX века. Шойрих работал по эскизам к сценическим костюмам, созданным Леоном Бакстом. Фигуры русских танцовщиков стали бестселлером, завоевав любовь зрителей и внимание прессы на многочисленных выставках.
Очень понравился фантазийный «Сад ваз» Эмиля Пауля Бёрнера (Emil Paul Börner) (1888-1970). В период, когда директором мануфактуры был Макс Адольф Пфайффер (с 1918 по 1933 год), Бёрнер создал множество оригинальных авторских художественных произведений. Разработанные им для Мейсенской мануфактуры неповторимые формы ваз и виды декора вошли в историю европейского фарфора под незамысловатым названием «вазы Бёрнера» (Börner-Vasen). Как отмечали современники, Эмиль Пауль Бёрнер добавил холодному и изысканному мейсенскому фарфору «пряную нотку восточной роскоши».
Роспись ваз выполнена в манере ар-деко. Цветочные мотивы элегантно обвивают фарфоровые тела сосудов. При разработке этих затейливых орнаментов Бёрнер использовал свой многолетний опыт изучения растений в природе и полагался на феноменальные способности мейсенских мастеров росписи: для выполнения такого узора требуется исключительная точность при владении кистью.
Отдельно стоит отметить умелое оформление этой части выставки: роспись стен как бы продолжает цветочные орнаменты на вазах.
Бёрнер также известен как автор фарфоровой звонницы для церкви Богородицы и фарфоровых скульптур для церкви Св. Николая (обе церкви — в Мейсене).
Далее продолжается экспозиция, посвященная влияниям разных культур мира. Итальянский раздел рассказывает о том, как классические древнеримские настенные росписи отразились на дизайне мейсенского фарфора в XIX веке. В эпоху Ренессанса в древних помещениях «Золотого дома» Нерона были обнаружены римские фрески с причудливыми узорами. Поскольку эти подземные комнаты напоминали пещеры, данные росписи стали называть «гротесками» (от французского grotesgue, то есть «относящийся к гроту или находящийся в гроте»). Рафаэль был столь восхищен этими необычными росписями, что использовал гротескные мотивы при оформлении лоджий Апостольского дворца в Ватикане.
В итоге эта разновидность орнамента была воспринята и многими другими ренессансными живописцами. А в эпоху историзма, когда был популярен, в частности неоренессансный стиль, на Мейсенской мануфактуре стали выпускаться изделия, навеянные античной классикой, такие как вот этот прелестный кувшин с подставкой, созданный по дизайну Эрнста Аугуста Лёйтерица (1874) и в 1878 году показанный на Всемирной выставке в Париже.
Раздел «Франция» знакомит нас с успехами Мейсенской мануфактуры в области подражания севрскому фарфору. На Всемирной выставке 1851 года Севрская мануфактура произвела настоящую сенсацию, представив предметы, украшенные в необычной технике «pâte sur pâte», то есть «тесто на тесте» или «паста на пасте». Эта изысканная техника предполагает, что жидкая фарфоровая масса наносится тонким слоем на цветной фон, в результате чего получается рельефная полупрозрачная роспись.
Нежные фарфоровые сосуды, декорированные таким способом, напоминали античную резьбу по камню. На Мейсенской фарфоровой мануфактуре эту французскую технику освоили в 1880 году.
Еще один уголок Франции — небольшая очаровательная витрина, посвященная сотрудничеству Мейсенской мануфактуры с модным домом Chanel. Дело в том, что несколько лет назад в Мейсене, ради укрепления позиций на рынке и диверсификации бизнеса, началось развитие нового направления: производства ювелирных украшений, модных аксессуаров и даже одежды. В частности, для дома Chanel были созданы круглые и ромбовидные блестки, а также фарфоровые пуговицы форме цветков камелии. Карл Лагерфельд в 1998 году использовал их в коллекции Haute Couture дома Chanel. В этом разделе выставки можно увидеть фарфоровую фигуру «Платье», созданную под влиянием сотрудничества с Chanel по дизайну Йорга Даниэльчика (Jörg Danielczyk) (1998).
Другая интересная фарфоровая статуэтка изображает знаменитую танцовщицу Лои Фуллер (Loïe Fuller) (1862-1928), исполняющую легендарный танец с покрывалами. В 1892 году состоялся ее сенсационный дебют в парижском кабаре «Фоли-Бержер». Американская танцовщица, известная как основательница танца модерн, использовала огромные развевающиеся покрывала, которые окрашивались электрическими прожекторами разного цвета. Это был первый случай использования световых эффектов в сочетании с развевающимися тканями. Воздушный танец Лои Фуллер вдохновил многих художников, в том числе Тулуз-Лотрека, который увековечил ее в своих работах. Хотя Фуллер начинала как драматическая актриса и никогда не обучалась танцу, ей удалось внести огромный вклад в танцевальное искусство. Ее достижения получили развитие в творчестве Айседоры Дункан.
Французский раздел продолжают фигурки из коллекции мадам Помпадур, официальной фаворитки короля Людовика XV. Маркиза покровительствовала наукам и искусствам и, в частности, очень ценила мейсенский фарфор. Как уже говорилось в первой части отзыва, в коллекции мадам Помпадур находился, помимо прочего, «Обезьяний оркестр» Кендлера. Кроме того, она заказала Мейсенской мануфактуре фарфоровые статуэтки своих любимых созданий: декоративных миниатюрных собак породы папильон (игрушечных спаниелей), которых звали Инес и Мими.
Заканчивает французскую тему мейсенский фарфор, расписанный галантными и пасторальными сценами в стиле Антуана Ватто. Знаменитые картины этого художника получили широкое распространение в Европе в виде гравюр. В середине XVIII века Мейсенская мануфактура приобрела целый ряд графических образцов, включая многочисленные гравюры по мотивам Ватто. На основе этих образцов была разработана особая техника декора в медно-зелёной гамме, kupfergrüne Watteaumalerei. Один из первых сервизов с декором в стиле Ватто был создан в 1745-48 годах для дочери курфюрста Августа III Марии Амалии Саксонской, по случаю десятилетия ее свадьбы с королем Неаполя и Сицилии Карла (позднее известного как король Испании Карл III).
С 1749 года мейсенский «Зелёный сервиз Ватто» (Grünes Watteau-Service) по моделям Иоганна Фридриха Эберлейна стал поставляться для саксонского двора. Мотивы работ французских художников XVIII века и сегодня остаются источником вдохновения при создании новых видов росписи фарфора.
Подхватывает тему путешествия по миру раздел «Польша», украшенный портретом Августа Сильного. Как известно, в 1697 году этот саксонский курфюрст взошел на польский престол как король Август II. А в 1734 году его сын саксонский принц Фридрих Август был коронован в Кракове как польский король Август III.
По этому поводу был изготовлен грандиозный коронационный сервиз (Krönungsservice), представляющий саксонско-польско-литовский герб на кораллово-красном фоне.
Показанная на выставке фарфоровая композиция «Польский поцелуй» изображает даму и господина в польских костюмах. Эта группа была создана Иоганном Иоахимом Кендлером ок. 1743 года и в символическом виде отражает преклонение короля Августа III перед польской шляхтой.
Раздел «Восточная Азия» рассказывает о мейсенском фарфоре, украшенном кристаллической глазурью наподобие изделий из Восточной Азии, где цветная глазурь столетиями применялась для украшения фарфора. Европейские мастера заинтересовались этой изысканной декоративной техникой лишь в конце XIX века, с приходом модерна. В 1883 году химику Мейсенской мануфактуры Юлиусу Хайнтце (Julius Heintze) впервые удалось нанести кроваво-красную кристаллическую глазурь на твердый фарфор. Позднее, когда мануфактурой руководил Макс Адольф Пфайффер (с 1918 по 1933 год), на предприятии было разработано большое множество различных кристаллических глазурей.
Химический состав этих глазурей таков, что в процессе остывания изделий после финального обжига образуются тонкие кристаллы. Благодаря своим замечательным переливчатым цветовым эффектам данные глазури особенно выразительно смотрятся в сочетании с простыми формами сосудов. На выставке показаны вазы с кристаллической и потечной глазурью, изготовленные в Мейсене в 1898-1934 годах.
Отзыв об экскурсии в демонстрационные мастерские Мейсенской мануфактуры
Достоинство музейного комплекса Мейсенской фарфоровой мануфактуры в том, что тут можно не просто посмотреть музейные экспонаты, но еще и самостоятельно понаблюдать за процессом изготовления и росписи фарфоровых предметов.
Для этого существуют демонстрационные мастерские (Schauwerkstätten). Чтобы туда попасть, не нужно записываться заранее. Достаточно просто дождаться, когда наберется достаточная для экскурсии группа.
Экскурсия начинается с просмотра короткого фильма, рассказывающего об истории Мейсенской мануфактуры, составе сырья для производства фарфора и технологии изготовления фарфоровых изделий. Далее туристы последовательно проходят в четыре помещения — демонстрационные мастерские, в каждой из которых работает мастер, показывающий тот или иной этап формования или декора изделия. Зрелище интереснейшее! Всё происходит у тебя на глазах, в непосредственной близости.
Демонстрация сопровождается комментарием на немецком языке. Иностранным туристам выдают наушники, позволяющие — в хорошем переводе — слушать рассказ аудиогида на одном из 14 языков, в том числе на русском. Сами мастера, как правило, ничего не говорят, а только показывают традиционные ручные способы производства. У каждого мастера свой ноутбук, через который он и запускает аудиозапись экскурсии под приятную музыку.
Сначала проходим в первую мастерскую, в которой можно увидеть рабочее место гончара (Dreher) и понаблюдать за процессом изготовления (фасонирования) фигурной фарфоровой чашки на гончарном круге.
Податливая фарфоровая масса, которой опытный мастер придал на гончарном круге форму конуса, затем обрабатывается на этом же круге в разъемной гипсовой форме. Состоящую из пяти частей форму в собранном виде устанавливают во вращающуюся чашу станка.
Будущее изделие изнутри вручную прижимается к стенкам формы, приобретая нужный рельеф. Для более точной обработки используют неподвижный металлический шаблон, с помощью которого извлекают излишки материала, а остальную часть массы равномерно распределяют по внутренней стороне гипсовой формы. Во время всех этих операций мастер вращает гончарный круг ногой.
Если на внутренней поверхности гипсовой формы имеется рельефный рисунок, то он будет точно воспроизведен на внешней поверхности фарфорового изделия. Затем следует получасовая сушка, после чего форму раскрывают и извлекают из нее изделие. Весь этот процесс называют пластическим формованием на гончарном круге. Увидеть видеозапись работы мастера-гончара Мейсенской мануфактуры можно тут.
Затем мастер показал нам, как с помощью многочастной разъемной гипсовой формы получаются мелкие стандартные детали фигурок — например, головка ангела. Это тоже одна из разновидностей пластического формования, предполагающего использование массы с достаточно низкой степенью влажности (в отличие от метода литья, для которого берут жидкий фарфор — шликер).
Как и заготовка для чашки, головка сушится около 30 минут прежде, чем будет извлечена из формы.
Для изготовления деталей посуды и элементов фигурок на Мейсенской мануфактуре используются тысячи слепков, некоторым из которых 300 лет.
Сложные изделия вручную склеивают жидкой фарфоровой массой из нескольких деталей. Даже самая обычная чашка состоит как минимум из трех элементов, а для создания кофейника требуется свыше десятка частей. Изготавливать отдельные части изделия в разных формах необходимо одновременно, поскольку их соединение производят во влажном состоянии.
На полках за спиной гончара стоят образцы, показывающие разные составные части готового изделия и формы для них (основание, корпус, ручка чашки), а также вид изделия на разных стадиях: после первого обжига (бисквит) и после покрытия глазурью и повторного «политого» обжига.
Во второй мастерской можно понаблюдать за работой боссиера, или формовщика, — мастера, который занимается компоновкой скульптуры из отдельно отлитых фрагментов. Для примера нам демонстрировался процесс сборки популярной мейсенской статуэтки «Девушка с шаром» («Играющая в мяч»), которую мы видели в основной экспозиции. На наших глазах фигура девушки дополнялась заранее отлитыми деталями драпировки. Трудно было предположить, что статуэтка состоит из такого неимоверного количества деталей!
При создании репродукции мастер ориентируется на образец — готовую фигурку из запасников мануфактуры. Соединение мягких, сырых деталей производится жидкой фарфоровой массой (шликером). Особая сложность состоит в том, чтобы тщательно обработать выступающие швы, вмятины, царапины и углубления. Переходы от одной детали фигурки к другой должны быть совершенно незаметны. Для этого произведение шлифуют с помощью различных кисточек и губок. Нельзя, чтобы процесс занимал много времени, так как изделие быстро сохнет.
Для сравнения на столе показаны две одинаковые фигурки: до и после первого обжига. Под воздействием обжига объем изделия уменьшается на одну шестую.
- Видеоролик, снятый в этой демонстрационной мастерской, можно посмотреть тут.
В двух следующих комнатах нам позволяется воочию посмотреть на работу художников по фарфору. В первом помещении (мастерской подглазурной росписи) демонстрируется, как мейсенские изделия украшают знаменитым «луковичным» орнаментом. Узор наносят на пористую поверхность предварительно обожженного фарфора (бисквита) подглазурными кобальтовыми красками. Всё делается вручную, как и в XVIII веке.
От художника требуется предельная точность каждого мазка. Ошибочные элементы нельзя исправить или стереть, поскольку краска моментально впитывается в неглазурованный фарфор. Чтобы облегчить мастеру жизнь, с помощью трафарета на поверхность наносят точечную разметку узора.
В процессе росписи кобальтовая краска имеет невзрачный серо-зеленый оттенок. Когда же расписанное изделие погружают в глазурь, узор полностью исчезает под молочно-белым слоем (видите, на экспонате под номером 4 половина тарелки покрыта глазурью), а после «политого» обжига при температуре 1450°C орнамент проявляется и под действием огня приобретает классический ярко-синий цвет, а изделие начинает блестеть. Чудеса да и только!
- Посмотреть видеозапись демонстрации можно тут.
Подглазурная роспись особенно долговечна, поскольку защищена сверху глазурью и обожжена. Таким же способом и такой же краской (кобальтовой синью) на мейсенские изделия наносится знаменитый фирменный знак в виде скрещенных мечей.
Заканчивается экскурсия в четвертой мастерской, где демонстрируется процесс надглазурной росписи фарфора. На примере цветочных мотивов мастер показывает неограниченные возможности и богатую цветовую гамму данного вида росписи.
Надглазурные краски, как понятно из названия, наносят после второго («политого») обжига, на глазурованный фарфор (белье). Палитра красок надглазурной росписи богаче, чем подглазурной. К тому же живопись по глазурованному фарфору можно в случае ошибки подкорректировать.
Выставленные на полках образцы наглядно показывают, какие поразительные метаморфозы претерпевают краски при последнем (муфельном) обжиге.
Маловыразительный коричневый цвет розы после обжига вдруг расцветает нежно-розовым. Остальные краски также раскрываются во всем блеске только под воздействием огня. Даже роспись золотом до обжига выглядит черной!
- Посмотреть видео процесса надглазурной росписи мейсенского фарфора можно здесь.
Вся экскурсия занимает примерно полчаса. В каждой мастерской туристы проводят примерно по 5 минут. Фотографировать и снимать на видео не запрещают.
♦♦♦♦♦♦♦
См. также:
- Отзыв о посещении Мейсенской фарфоровой мануфактуры, часть 1: фотографии и описания наиболее интересных экспонатов. Там же приведена подробная практическая информация (часы работы музея, как добраться, сколько стоят билеты, как попасть в демонстрационные мастерские и т.д.).
- Мейсенская фарфоровая мануфактура и история мейсенского фарфора
♦♦♦♦♦♦♦
Практическая информация: как добраться до музея Мейсенской мануфактуры, стоимость билетов, часы работы
Как добраться до Мейсенской мануфактуры
Туристический центр Мейсенской фарфоровой мануфактуры HAUS MEISSEN, включающий музей Meissen Art и демонстрационные мастерские, находится недалеко от центра Мейсена, примерно в 1,5 км от кафедрального собора и замка Альбрехтсбург.
Адрес музея Мейсенской мануфактуры: Talstraße 9, Meißen; Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen. Посмотреть расположение музея можно на туристической карте Мейсена (обозначен под номером 12) или на картах Google.
Ближайший вокзал (точнее, станция электрички S-bahn) — Meißen Triebischtal. От центра Мейсена (Старого города) до мануфактуры можно дойти примерно за 10-15 минут; от станции Meißen Triebischtal — всего за 5 минут.
Пешеходный маршрут от станции Meißen Triebischtal до фарфоровой мануфактуры можно посмотреть тут; от собора и замка (Соборной площади) — тут.
От главного железнодорожного и автовокзала Мейсена до фарфоровой мануфактуры ходит городской рейсовый автобус маршрута C (ехать до остановки Porzellan-Manufaktur). Пешком можно дойти за 20 минут.
Кроме того, до мануфактуры можно добраться на автомобиле (маршрут показан на схеме ниже). В 200 метрах от входа в музей, по адресу Talstrasse 10, находится общественная парковка (платная!).
Тарифы на парковку можно посмотреть здесь.
Стоимость билетов на посещение Мейсенской мануфактуры
Входной билет в музей Мейсенской мануфактуры стоит 9 евро для взрослых (для детей от 6 до 18 лет — 5 евро) и включает осмотр постоянной экспозиции и временных выставок, а также просмотр фильма и посещение демонстрационных мастерских, которые знакомят с разными этапами производства и декора фарфоровых изделий. Цены приведены по состоянию на 2015 год (впрочем, 5 лет они были такими же).
До или после осмотра музея можно посетить демонстрационные мастерские. Чтобы туда попасть, не требуется записываться заранее. Достаточно просто дождаться, когда будут запускать очередную группу. Сначала вы смотрите короткий информативный фильм о мейсенском фарфоре, а затем попадаете попеременно в четыре мастерские, где на ваших глазах формуются и расписываются фарфоровые изделия. Объяснения ведутся на немецком, но туристам выдают наушники с аудиогидом на 14 языках, в том числе на русском. Подробный отзыв о демонстрационных мастерских, а также фотографии можно найти тут.
В отличие от Музея фарфора в дрезденском Цвингере, где фотосъемка с некоторых пор запрещена, фотографировать и снимать на видео в музее Мейсенской фарфоровой мануфактуры разрешается. Дополнительная плата за съемку не взимается.
Upd: В 2012 году при мануфактуре открылся Музей современного искусства. Его посещение тоже входит в стоимость входного билета.
Часы работы музея Мейсенской мануфактуры
Музей и демонстрационные мастерские Мейсенской фарфоровой мануфактуры открыты ежедневно, с понедельника по воскресенье, за исключением 24, 25 и 26 декабря. Время работы меняется в зависимости от сезона: с 1 мая по 31 октября центр открыт с 9:00 до 18:00; с 1 ноября по 30 апреля — с 9:00 до 17:00; 31 декабря и 1 января — с 10:00 до 16:00.
На посещение музея и демонстрационных мастерских рекомендуется отвести в совокупности примерно 2 часа.
Магазины Мейсенской мануфактуры
В музейном здании работает несколько магазинов, где можно купить подлинный мейсенский фарфор — как новые авторские работы, так и повторения классических произведений.
Главный фирменный магазин Мейсенской мануфактуры под названием Museum-Shop дает возможность приобрести прекрасные сервизы или небольшие изящные фигурки из фарфора. Здесь есть всё: от простой чашки или сувенира до эксклюзивного произведения искусства. К сожалению, не каждый может себе позволить эту красоту: изделия с культовым логотипом в виде скрещенных голубых мечей изготавливаются вручную, из собственного высококачественного сырья и лучшими мастерами, так что и цена соответствующая. Примерное представление об уровне цен на мейсенский фарфор дают следующие фотографии:
Помимо магазина фарфора, есть отдельные бутики, которые торгуют ювелирными украшениями и модными аксессуарами (далеко не только из фарфора).
Наконец, для тех, у кого бюджет более скромный, имеется аутлет (магазин распродаж), где продаётся фарфор с уценкой (продукция второго сорта и товары со склада по сниженным ценам). (Еще один аутлет мейсенского фарфора есть в Дрездене, около церкви Фрауэнкирхе, в здании пассажа QF по адресу Töpferstraße 2).
Кроме статуэток, украшений и посуды, в магазинах можно купить памятные фарфоровые медали, книги и необычные сувениры: например, фарфоровые колокольчики или пасхальные яйца.
Если цены на фарфор в магазинах вас отпугнули, можно заглянуть в музейное кафе, где все напитки и аппетитные торты подаются на настоящем мейсенском фарфоре.
Официальный сайт Мейсенской мануфактуры: meissen.com
Отзывы о посещении музея фарфоровой мануфактуры в Мейсене можно прочитать тут (есть отзывы на русском языке).
♦♦♦♦♦♦♦
Туристическая карта Мейсена с достопримечательностями
Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Мейсена (Майсена) с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц и площадей центра города, значимых построек, церквей, музеев и прочих важных туристических объектов. Также на карте обозначено расположение двух вокзалов (главного и следующей станции S-Bahn).
Скачать карту города Мейсена вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.
Еще один вариант карты Мейсена с достопримечательностями:
На этом плане тоже обозначено местоположение центрального железнодорожного вокзала Мейсена (надпись Bahnhof).
Напомним, что чуть ближе к центру города находится недавно открытая (в 2013 году) вторая станция Meißen Altstadt, а ближе к фарфоровой мануфактуре — третья станция Meißen Triebischtal.
Расположение станции Meißen Altstadt на карте можно посмотреть тут.
Расположение главного железнодорожного вокзала Мейсена (Bahnhof Meißen) на карте смотрите тут.
Расположение станции Meißen Triebischtal на карте указано здесь.
♦♦♦♦♦♦♦
Что посмотреть в Мейсене (основные достопримечательности)
Что посмотреть в Мейсене? В этом старинном саксонском городе много красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Мейсена обозначено на туристической карте города.
Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Мейсене (Майсене), даётся ниже:
- Кафедральный собор Мейсена, Cоборная площадь
- Старый город с ратушей и старинными домами эпохи готики, Ренессанса и барокко
- Мейсенская фарфоровая мануфактура с музеем, магазинами и демонстрационными мастерскими
- Городской музей Мейсена в бывшей францисканской церкви
- Церковь Богоматери (Фрауэнкирхе) — церковь с фарфоровыми колоколами
- Церковь Святого Николая с внутренним убранством из мейсенского фарфора
- Музей современного художественного фарфора Торхаус
♦♦♦♦♦♦♦
3 марта 2015 в 17:22
Очень здорово! Как-будто сам в музее побывал! А можно самому попытаться изготовить какое-либо изделие? Или можно только наблюдать за процессом изготовления и росписи фарфоровых предметов?
3 марта 2015 в 17:23
Спасибо за отзыв! Насчет мастер-классов по самостоятельному изготовлению или росписи фарфора мне ничего не известно)). Знаю, они бывают, например, у нас на питерском ЛФЗ.
4 марта 2015 в 10:49
На Майсенской мануфактуре самостоятельное изготовление изделий туристами не практикуется. Как и во многих немецких музеях, здесь все поставлено на поток, экскурсии проводятся по графику. Но пару лет назад я встречала упоминание о посещении производства желающими в честь какого-то события. Пожалуй, стоит искать информацию на официальном сайте.
Рекомендую также пообедать в ресторане на верхнем этаже. Еда, конечно, не высший класс, но зато подается на майсенском фарфоре, цены на который далеко не демократичные. В кафе на первом этаже ассортимент проще, еда подается в более грубой посуде, да и посетителей больше.
4 марта 2015 в 11:12
Ирина, большое спасибо за отзыв!
PS Когда мы были на мануфактуре, там тоже было и кафе, и ресторан. Но теперь, судя по сайту, имеется единое кафе-ресторан.
13 июля 2015 в 18:01
Огромное спасибо Вам за такой шикарный отзыв!
Скажите, пожалуйста, в самом музее (не в демонстрационных мастерских) имеются ли аудиогиды на русском?
13 июля 2015 в 18:02
Добрый день! В самом музее, кажется, аудиогидов нет. Тем более что чуть ли не половина экспозиции регулярно меняется:).
24 января 2016 в 22:41
Хочется поблагодарить автора этой статьи за ценнейший источник знаний о Мейсене! Невероятно интересно и со вкусом преподнесена информация, настолько подробно, настолько захватывающе говорится о выставке. О составителе этой статьи мне ничего неизвестно,но чувствуется, что автор много времени и сил, и вдохновения потратил на эту работу и что автор непременно говорит на нескольких языках! Мне необходимо было изучить по учебному заданию историю создания и развития Мейсенской мануфактуры. В интернете я находила лишь обобщенные сведения и картинки без точных данных о дате создания, авторе и т.д. И вот, после долгих поисков, вышла на этот сайт, где не упущено, кажется, ни единой детали. Спасибо Вам большое!!!
24 января 2016 в 22:42
Спасибо, Эльвира, за приятные слова в адрес моей статьи:)!