Достопримечательности Тортосы: Кафедральный собор Тортосы (Catedral de Tortosa)

Рубрики: Испания, сентябрь 2011,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 5 июля 2013, в 22:13

Кафедральный собор Тортосы (Catedral de Tortosa) — внушительное готическое сооружение, разместившееся у берегов реки Эбро, важнейшая достопримечательность Тортосы. Его красота и архитектурная ценность, впечатляющее внутреннее убранство, а также богатая коллекция предметов, выставленных в музейных залах собора, — всё это делает собор Тортосы одним из интереснейших храмов Каталонии. Эти стены дышат глубокой древностью и позволяют многое узнать о Тортосе и лучше понять историческую роль этого замечательного каталонского города, не так часто включаемого в туристические маршруты.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В Тортосе немало достопримечательностей и старинных архитектурных памятников, но кафедральный собор заслуживает отдельного рассказа. Хотя снаружи собор оставляет впечатление незавершенности (фасад так и не был достроен) и зажатости в плотной сетке окружающей застройки, его интерьер и внутренний дворик (клуатр) оставляют очень гармоничное впечатление. В этой заметке мы поговорим об истории строительства и архитектурных особенностях соборного комплекса, опишем клуатр и интерьер кафедрального собора Тортосы. Все описания будут по возможности сопровождаться фотографиями.

Собор Тортосы: практическая информация для туристов (часы работы, порядок посещения и т.п.)

Кафедральный собор Тортосы находится в самом центре Старого города Тортосы, по адресу Portal del Palau, 5, Tortosa (43500). Посмотреть местоположение собора Тортосы на карте можно тут. См. также туристическую карту Тортосы с достопримечательностями.

Часы работы собора Тортосы: в летний период (с 1 мая до 15 сентября) собор открыт для посещения со вторника по субботу с 10:00 до 13:00 (в субботу до 13:30) и с 16:30 до 19:00, по воскресеньям и праздникам с 12:30 до 14:00; в понедельник собор закрыт. В зимний период собор открыт для посещения со вторника по субботу с 10:00 до 13:00 (в субботу до 13:30) и с 16:00 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 12:30 до 14:00; в понедельник собор закрыт. Собор также закрыт 25 и 26 декабря, 1 января и в день Богоматери де ла Синта (первое воскресенье сентября). Расписание богослужений можно посмотреть тут.

Входной билет в собор Тортосы стоит 3 евро и дает право на осмотр самого собора, а также клуатра и соборного музея. Чтобы сэкономить, можно приобрести туристическую карточку Tortosa Card за 5 евро, дающую право на бесплатное посещение основных достопримечательностей Тортосы, а также скидки в некоторых магазинах и ресторанах.

Tortosa Card

Фотографировать в соборе Тортосы запрещено (за исключением клуатра).

Со стороны главного фасада входа в собор нет. Вход в собор и соборный музей осуществляется через Дворцовый портал (по адресу C/ Porta de Palau, 5). При входе находится касса и небольшой сувенирный магазин. Туристам выдают план собора и всех выставочных залов, поскольку собор Тортосы — это целый музейный комплекс, состоящий из нескольких помещений на разных этажах.

История кафедрального собора в Тортосе

Кафедральный собор Тортосы (собор Богоматери) (Catedral de Santa María de Tortosa) является центром епархии Тортоса и располагается в одноименном каталонском городе провинции Таррагона. С 1931 года собор имеет статус базилики.

Как показали раскопки, собор города Тортоса построен примерно на том месте, где некогда находился римский форум (Forum de la Dertosa). Впоследствии форум сменила вестготская церковь, а затем и мусульманская мечеть. Когда в 1148 году граф Барселоны Рамон Беренгер IV отвоевал Тортосу у мусульман, он назначил своего сподвижника таррагонского архиепископа Берната Торта (Bernat Tort) временным епископом Тортосы и пожаловал ему в благодарность за преданность главную городскую мечеть и все ее территории. Тот немедленно переосвятил бывшую мечеть в христианский храм, а примыкавшие к ней мусульманские постройки переделал в монастырский комплекс. В 1151 году он назначил вместо себя первого официального епископа Таррагоны. Последний принялся устраивать тут монашескую жизнь по уставу святого Августина, и в 1153 году был сформирован соборный капитул (коллегия духовных лиц, каноников) с четким распределением обязанностей (настоятель, ризничий, келарь и др.).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Число каноников вскоре увеличилось до 12, и структура органа окончательно определилась к 1178 году. Вплоть до 1369 года епископы Тортосы могли избираться только из числа каноников. Известно, что в начале XV века тут проживало двадцать монахов. Монашеская жизнь продолжалась до 1772 года (затем папа секуляризировал капитул). С тех пор каноники получили право жить за пределами собора и более не подчинялись монашескому уставу.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Непосредственным предшественником нынешнего готического собора был романский храм Богоматери, который начали строить в 1158 году и освятили в 1178 году в присутствии короля Арагона Альфонсо II Целомудренного и его жены. Сохранилась мемориальная табличка (которая с недавнего времени находится в одном из залов соборного музея), посвященная строительству того первого романского собора. Надпись на табличке гласит: ANNO INCARNACIONIS D[OMI]NI CE M L VIII COEPIT HOC TEMPLU[M] AEDIFICARI ET XX ANNIS EDIFICATU[M] FUIT («В год от воплощения Господня тысяча сто пятьдесят восьмой начато строительство этого храма, завершенного в двадцать лет»).

Клуатр и другие постройки для нужд каноников были возведены в XII-XIII вв. Некоторые из помещений капитула сегодня служат выставочными залами соборного музея. Особый интерес представляют бывшая монашеская спальня (дормиторий) (зал 9) и трапезная (рефекторий) (зал 7).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Строительство нового готического собора в Тортосе, примыкающего к клуатру XIII века и другим монастырским постройкам, началось в 1347 году. Вероятно, проводилось некое подобие конкурса (сохранилось два архитектурных проекта 1345 года). В качестве главного архитектора в 1346 году был выбран Бернат Дальгуайре (Bernat Dalguaire). Архивы свидетельствуют о том, каким трудным и длительным было строительство апсиды.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

В 1366-1381 гг. работами в апсиде руководил известный архитектор Андреу Хулиа (Andreu Julià/Andrés Juliá), один из авторов знаменитой соборной колокольни Мигелете (Микалет) в Валенсии. К 1400 году завершили строительство радиальных капелл. В этот период работами руководил Паскуаль де Шульби (Pascual de Xulbi) и его сын. В 1430 году строительство сводов деамбулатория (фото сводов с сайта [16]) возглавил мастер Хуан Фолькер (Juan Folquer), а в 1433 году назначили Франсеска Марти (Francesc Martí). Тогда же был установлен центральный ключ свода в пресвитерии, а также проведен настил пола.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Надо сказать, что во время этих работ прежний романский собор в значительной части оставался на месте: его разбирали по мере того, как возводился новый храм.

Главный алтарь собора Тортосы освятили в 1441 году. Затем стали строить неф. Эти работы тоже продвигались очень медленно и с частыми перерывами из-за нехватки средств. К концу XV века закончили только первый, ближайший к алтарю участок нефа. В 1586 году добрались до колонн третьего и четвертого участка и сделали дверь, соединявшую собор с клуатром. Не дожидаясь полного окончания работ, в 1597 году провели новое освящение собора. В том же году был заложен первый камень баптистерия.

В дальнейшем соборный капитул решил достраивать собор в новых барочных формах. Возведение фасада затянулось до середины XVIII века. Барочный фасад в его нынешнем виде был построен в 1757 году, но так и остался незавершенным (запланированные башни по обеим сторонам фасада так и не были построены).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

К этому же барочному периоду относится значительное количество соборных капелл, включая знаменитую капеллу Богоматери де ла Синта (Virgen de la Cinta) (1672-1725 гг.).

План собора Тортосы и его основные элементы

Наиболее интересные элементы экстерьера и интерьера собора Тортосы представлены на следующем плане.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Интерьер кафедрального собора Тортосы: архитектура и внутреннее убранство

Архитектурные особенности и планировка собора

Кафедральный собор Тортосы представляет собой в плане базилику с 3 нефами, разделенными колоннами, и рядом боковых капелл, помещенных между контрфорсами. Трансепта собор не имеет (см. план собора). Храм перекрыт крестовыми сводами. В апсиде все ребра (нервюры) свода сходятся в большом центральном ключе свода пресвитерия (источник фото: [7]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Этот ключ свода, как часто бывает в готических храмах, украшен скульптурой и раскрашен. На нем изображена сцена Коронования Богоматери Христом (источник фото [5]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Восточную часть собора образует полукруглая апсида, окруженная двойным деамбулаторием (то есть обходной галереей вокруг алтарной части). Других подобных деамбулаториев в Каталонии не существует. Первый круг этой галереи формируется продолжением двух боковых нефов, а второй — девятью радиальными капеллами (расходящимися венцом). Апсиду отделяют от деамбулатория два яруса стрельчатых арок, причем нижний украшен ажурным каменным орнаментом в стиле пламенеющей готики (источники фото: [5] и [3]).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Благодаря многоуровневой конструкции с постепенным уменьшением высоты в алтарной части выделяется три уровня витражных окон, которые наполняют интерьер храма светом.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Центральный неф собора состоит из пяти ячеек (травей) с крестовыми сводами, опирающимися на массивные колонны наподобие колонн в кафедральном соборе Барселоны. Разница в высоте между главным нефом, боковыми нефами и боковыми капеллами формирует трехъярусную конструкцию и позволяет разместить в стенах двух верхних ярусов витражи, служащие для освещения внутреннего пространства собора. По мере движения к западной части храма стрельчатые арки окон становятся всё более низкими, что связано с большой продолжительностью работ и изменением архитектурного стиля с течением времени. Более того, в последних капеллах, расположенных в западной части собора (включая знаменитую капеллу Богоматери де ла Синта), готические крестовые своды уже заменены барочными цилиндрическими сводами.

Сферическую панораму интерьера собора Тортосы можно посмотреть тут.

Главный алтарь

В главном алтаре собора Тортосы помещается яркий заалтарный образ (ретабло или для краткости просто алтарь), посвященный Богоматери де ла Эстрелья (Virgen de la Estrella/Mare de u de l'Estrella) (см. план собора). Композиция выполнена в середине XIV века из раскрашенного и позолоченного дерева и представляет собой своеобразный полиптих с обильным скульптурным декором в передней (внутренней) части и росписями снаружи (источник фото [12]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Скульптурный декор алтарного образа состоит из 24 сцен, повествующих о жизни Христа и Богоматери. Эти сцены размещаются на поле, состоящем из трех горизонтальных ярусов и восьми вертикальных. Каждая сцена завершается ажурным готическим балдахином, а центральную часть алтаря занимает фигура Богоматери с младенцем. Композицию дополняют еще скульптуры четырех святых (свв. Екатерина и Кандида, свв. Петр и Павел), установленные на пересечении створок алтаря. Над этими скульптурами и фигурой Богоматери возвышаются пинакли. Позолоченные скульптуры ярко выделяются на небесно-голубом фоне алтаря.

В стилистике алтаря прослеживается влияние итальянского искусства, поэтому традиционно считалось, что над скульптурами этого ретабло работали итальянские мастера и что он был изготовлен в Италии. Однако во время последних реставраций эту гипотезу отвергли, поскольку внутри алтаря были обнаружены склеенные столярным клеем расписки на каталанском языке. Отсюда специалисты сделали вывод, что образ всё-таки был выполнен в Каталонии. Что касается авторства алтаря, то в последнее время его стали приписывать мастеру Пере Морагесу (Pere Moragues), создателю знаменитого образа Богородицы Мерсе, находящегося в одноименной базилике в Барселоне.

Упомянутые 24 сцены распределены по четырем панелям, разделенным на шесть частей. На крайней левой панели представлены следующие сцены (слева направо и сверху вниз): Благовещение, Волхвы перед Иродом, Благовестие пастухам, Представление младенца Иисуса в храме, Рождество Христово, Поклонение волхвов. Следующая панель содержит такие сцены: Бегство в Египет, Иисус среди книжников (Диспут с докторами), Сретение,  Вход Господень в Иерусалим, Избиение младенцев, Волхвы на пути в Вифлеем. Третья панель слева посвящена следующим сюжетам: Тайная вечеря, Распятие, Явление Христа Марии Магдалине, Коронования Богоматери, Жены-мироносицы у Гроба, Явление Христа апостолам по дороге в Эммаус. Наконец, скульптуры крайней правой панели соответствуют следующим евангельским эпизодам: Пища Христа (возможно, имеется в виду эпизод из Евангелия от Иоанна или вечер с учениками после Воскресения), Явление апостолу Фоме, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа, Успение Богоматери, Сошествие Христа во ад и выведение Адама и Евы.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Алтарь, датируемый 1351 годом, во время строительства нынешнего собора находился в старом романском соборе, а на нынешнее место был перенесен в 1441 году, когда состоялось первое освящение нового готического собора. В 1545 году он был разобран для обновления красочного покрытия (в итоге был изменен порядок некоторых сцен). Интересно, что ранее алтарь большую часть года находился в закрытом состоянии и открывался только в праздники, связанные с Богоматерью или Христом. Со временем этот обычай ушел в прошлое. Во время Гражданской войны в Испании алтарь потребовалось разобрать и спрятать ради сохранности. В 1970-х годах из алтаря украли несколько фигур. В 1983 году алтарь был отреставрирован, и утраченные элементы заменили копиями.

Решетка пресвитерия

Главный алтарь собора Тортосы прежде закрывала решетка в ренессансном стиле. С 1970 года решетка находится в западной части храма, в дальнем конце центрального нефа (см. план собора). Решетка была выполнена по заказу епископа Тортосы Гаспара Пунтера (Gaspar Punter) ок. 1600 года. По стилю исполнения ее приписывают мастерам кастильской школы (источник фото [1]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Решетка состоит из двух основных горизонтальных частей. В середине находится проем, увенчанный своеобразным криволинейным фронтоном. В верхней части решетка украшена фигурными зубцами, бронзовыми аппликациями и гротескными мотивами; в центре помещаются две фигуры с гербом епископа Пунтера.

Баптистерий

Баптистерий находится в первой (ближайшей к западному фасаду) соборной капелле справа (то есть с южной стороны). Здесь сохранилась восьмигранная купель XV века со скульптурным гербом папы Бенедикта XIII, известного под прозвищем «папа Луна» (источник фото [1]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Купель эту привезли в Тортосу из замка Пеньисколы, некогда принадлежавшего этому папе. По своей форме она напоминает готические чаши, которые были широко распространены в городах Арагонской короны. Можно подумать, что она их прямая родственница. На самом же деле первоначально данная купель не имела церковного назначения: она служила фонтаном, снабжавшим замок папы Луны водой, и лишь потом стала использоваться при крещениях.

Капелла Богоматери де ла Синта

Капелла Богоматери де ла Синта (Virgen de la Cinta/Verge de la Cinta/Mare de Déu de la Cinta) — пример барочного убранства. Своими внушительными размерами и пышным декором она ярко выделяется на фоне остальных боковых капелл собора Тортосы (см. план собора). Капелла, строившаяся в 1672-1725 гг., представляет собой как бы отдельный маленький храм с двумя пролетами нефа, коротким трансептом и прямоугольной апсидой. Окончательно она была достроена лишь в 1825 году, когда был закончен ее главный алтарь. Проход в виде триумфальной арки, связавший капеллу с остальным пространством собора, появился в 1741 году (источник [13]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Основное пространство капеллы (неф) перекрыто цилиндрическим сводом на больших яшмовых пилястрах с каннелюрами, а над средокрестием господствует величественный купол на парусах. Над куполом находится фонарь — единственный источник света в капелле. Капелла богато украшена росписями, отделана яшмой и разными сортами мрамора, в том числе каррарского и генуэзского. Среди других ценных материалов — позолоченная бронза, благородные пароды дерева, оникс и агат. Архитектором капеллы выступил Диего Мартинес (Diego Martinez Ponce de Urrana), автор известной базилики Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных в Валенсии. Общий вид капеллы Богоматери де ла Синта (фото с сайта [19]):

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В алтарной части капеллы установлен мраморный алтарь (1822) с фигурой Богоматери де ла Синта — святой покровительницы Тортосы. Посвященный ей праздник является крупнейшим городским торжеством и проводится в Тортосе в первое воскресенье сентября.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В нише алтаря находится обрамленная колоннами серебряная урна (1727), украшенная орнаментом в виде листьев, фруктов и фигурок ангелов. В этой урне находится почитаемая верующими  реликвиясвятая лента. Согласно легенде, в 1178 году Дева Мария явилась одному из каноников собора Тортосы и подарила ему ленту от своего одеяния в знак любви к жителям Тортосы и благодарности за возведение собора (отсюда и приставка «де ла Синта» — cinta означает «лента» или «пояс»). В какой-то момент (вероятно, в XIV веке) лента была по какой-то причине разделена на две части. Во время Гражданской войны реликварий с более крупным фрагментом ленты был похищен, и теперь в Тортосе хранится только меньшая часть.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Алтарь обрамляют две большие яшмовые колонны с позолоченными капителями, между которыми помещается фигура парящей в облаках Богоматери среди ангелов (эта композиция полностью выполнена из белого мрамора и называется «Нисхождение Девы Марии в Тортосу»; в руках у Богоматери — лента) (источник фото: [12]). В нижней части алтаря по бокам установлены мраморные скульптуры святых Петра и Павла.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Фрески на сводах капеллы создавались, начиная с 1715 года, художниками эпохи барокко Дионисом Видалем (Dionís Vidal) и его учеником Жузепом Мединой (Josep Medina). Выбор живописных сцен был предопределен решением одного из каноников собора: в пресвитерии мы видим, как Богоматерь спускается с небес в город Тортоса в сопровождении святых Петра и Павла; на куполе, разделенном на восемь частей, представлены библейские женщины (Девора, Юдифь, Ревекка,  Авигея (Абигайл), Иаиль, Мария, Рахиль и Эсфирь), а на парусах купола изображены пророки (Моисей, Исаия, Иеремия, Иезекииль). Следующая часть свода занята изображением Богоматери, вручающей канонику свою ленту, а на участке свода при входе в капеллу царит Богоматерь, возносящаяся на небеса после посещения Тортосы в присутствии народа и церковных деятелей.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Также в капелле можно увидеть картины «Благовещение» и «Поклонение пастухов» — копии хранящихся в музее Прадо полотен известного немецкого живописца Антона Менгса (1728-1779), выполненные испанским художником Висенте Лопесом-и-Портанья (1772-1850). Картины преподнес в дар собору Тортосы в 1799 году старший священник (декан).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Две других картины на боковых стенах капеллы — «Поклонение волхвов» кисти того же Висенте Лопеса и «Представление младенца Иисуса в храме» работы Жузепа Дольса (Josep Dolz).

Другие примечательные капеллы собора Тортосы

Как уже было сказано, в соборе Тортосы можно увидеть целый ряд боковых капелл. Во многих из них находятся красивейшие, мастерски сделанные алтари (ретабло). Среди этих капелл можно выделить капеллу Розария (Capilla del Roser), в которой находится деревянный полихромный алтарь эпохи барокко и замечательное позднеготическое алебастровое надгробие Жоана Жироны (Joan Girona) — единственное скульптурное надгробие в соборе Тортосы (фото алтаря с сайта [12]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Жоан Жирона был важной исторической фигурой, занимал пост папского протонотария и секретаря папской канцелярии в Риме. Именно благодаря его пожертвованиям у строителей собора Тортосы появилась возможность завершить первый участок нефа. Жоан Жирона был уроженцем Тортосы и содействовал также строительству и реставрации других важных зданий в своем родном городе. На его же средства была построена и данная капелла (фото надгробия с сайта [8]).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Надгробие, выполненное ок. 1493-1498 гг. и довольно хорошо сохранившееся, имеет саркофаг, разделенный на три уровня. На нижнем ярусе помещены фигуры львов, которые держат в лапах герб покойного. Следующий уровень занимают фигуры ангелов с гербами и книгой, на которой начертана эпитафия, а на верхнем уровне располагается лежащая фигура усопшего в одеждах священника, с собачкой у ног (символ верности). Надгробие встроено в нишу, в глубине которой находится еще одно скульптурное изображение молящегося покойного, душу которого забирают на небо ангелы. По обеим сторонам от ажурной коробовой арки надгробия установлены скульптуры св. Иоанна Крестителя и св. Иоанна евангелиста под готическими балдахинами и пинаклями. Вероятно, эти персонажи выбраны из-за того, что покойный носил то же имя, что и они (Жоан — каталонский вариант имени Иоанн). Сама арка увенчана декоративным завершением с гербом покойного и флероном на вершине. Автор надгробия точно не известен. Возможно, это был скульптор Жауме Висент (Jaume Vicent), работавший впоследствии в Валенсии.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Также интересна капелла Причастия (Capilla del Santisimo), первая с правой стороны деамбулатория (см. план собора). Это большая капелла, построенная на месте прежнего зала капитула и монашеского дормитория (часть этого дормитория сохранилась и входит в состав соборного музея). Капелла была создана в XIX веке на средства епископа Виктора Дамиана Саеса (Victor Damian Saez y Sánchez Mayor) (1824-1839), чей герб украшает фронтон над входным порталом в капеллу. Капелла представляет собой обширный прямоугольный зал, оформленный в неоклассическом стиле и перекрытый цилиндрическим сводом с кессонами (фото с сайта [9]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Свет поступает из фонаря полусферического купола. В алтаре помещена обрамленная яшмовыми колоннами фигура распятого Христа работы известного каталонского скульптура эпохи неоклассицизма Дамиа Кампеня (Damià Campeny) (1771-1855) (источник фото [1]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Отметим еще капеллу Св. Павла, более известную как капелла Оплакивания и Гроба Господня (Capilla de la Piedad y del Santo Sepulcro/Capella de la Pietat i del Sant Sepulcre). Она находится в северной части деамбулатория (см. план собора). Капелла была построена в конце XIV век и посвящена святому Павлу, чье изображение украшает ключ свода. Самым характерным элементом в этой капелле является ажурная каменная преграда при входе, выполненная из алебастра. Она была создана на средства аристократической семьи Ботельер (Boteller), герб которой можно увидеть на фронтальном фризе перегородки. Фриз дополнительно украшен густым растительным орнаментом. Три многолепестковые арки опираются на спиралевидные колонны.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Преграда сохранила остатки полихромного покрытия. Нынешнее название капеллы связано с тем, что здесь находится хрустальный ларец с фигурой лежащего Христа, а над ним — скульптурная группа «Пьета».

Кафедры проповедников

В соборе Тортосы можно увидеть великолепные скульптуры XV века, выполненные в стиле поздней готики. Одним из таких шедевров являются два «каменных трона» — кафедры проповедников (фото с сайта [14]) (см. план собора).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Кафедры украшены фигурами евангелистов и Отцов Церкви, а также гербами семьи Сольдевила (Soldevila), спонсировавшей создание кафедр.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Кафедры были созданы во второй половине XV века и отражают влияние фламандской школы (источник фото [3]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Клуатр кафедрального собора Тортосы

Клуатр (крытая обходная галерея внутреннего двора) примыкает к южной стороне собора Тортосы (см. план собора) и датируется XIII-XIV вв.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В плане он имеет форму трапеции и состоит из четырех крытых галерей со стрельчатыми арками, которые опираются на колонны с простыми, лишенными декора капителями.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Лишь две колонны с южной стороны, обрамляющие вход в центральный сад клуатра, имеют интересные романские капители.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Эти капители украшены скульптурными сценами на тему Страстей Христовых (справа — «Вход Господень в Иерусалим», «Жены-мироносицы у Гроба», «Явление Христа апостолам по дороге в Эммаус» и «Явление Христа группе солдат»; слева — «Иисус перед Пилатом», «Снятие с креста», «Избиение младенцев»).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Галереи клуатра имеют деревянный потолок, а в углах каждой галереи располагается опорная стрельчатая арка, на которую передается нагрузка. Верхнее покрытие галерей выполнено в виде террасы, по которой теоретически даже можно ходить (правда, для туристов такие прогулки не предусмотрены).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Согласно хроникам, в средние века (пока не была построена постоянная ратуша) в соборном клуатре проходили заседания городского совета Тортосы. На одной из стен с южной стороны клуатра сохранилась «плита трех печатей» с изображением герба города (башни), Богоматери и топора — символов трех основных сословий в составе муниципальной власти, то есть гражданского сословия, духовенства и военных/рыцарей (если говорить точнее, топор являлся символом женского военного ордена Orde de l'Atxa, учрежденного Рамоном Беренгером IV в знак благодарности жительницам Тортосы, участвовавшим в Реконкисте).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В центре внутреннего дворика находится фонтан. Первый фонтан существовал на этом месте уже в эпоху постройки клуатра, однако нынешний, как гласит начертанная на нем надпись, поступил сюда из несохранившегося здания ратуши 1545 года.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Кроме того, на стенах клуатра можно наблюдать любопытную коллекцию средневековых надгробных плит с надписями, посвященными усопшим (в основном это епископы, каноники, благодетели собора, а также богатые горожане, которые могли себе позволить быть здесь похороненными).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Плиты на стенах галерей довольно многочисленны и относятся к самым разным периодам, от XIII до XIX века. Одна из плит служит напоминанием о евреях вестготской эпохи и содержит надпись на трех языках (латынь, иврит и греческий).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

С восточной стороны внутри погребальной ниши в стене находится урна с захоронением Пере де Тайа (Pere de Taià) (ум. в 1206 году), которая считается самой древней во всем клуатре.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Также в клуатре (с южной стороны) стоит обратить внимание на окно с двумя цветными мраморными колоннами, красной и зелёной, и орнаментированными капителями. Это окно-бифора относится к позднероманской или вестготской эпохе и является единственным свидетельством того периода.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

С северной стороны клуатра, а также в нескольких других местах можно увидеть солнечные часы. Всего здесь размещается пять таких часов, созданных после XVI века. Наличие нескольких часов, расположенных в разных местах клуатра, позволяло узнать точное время независимо от того, где в тот или иной момент находилось солнце.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Вокруг клуатра располагаются разнообразные помещения бывшего капитула, в том числе рефекторий (трапезная), большой зал, дормиторий (спальное помещение) (все эти помещения ныне заняты соборным музеем) и малый зал (сегодня тут устроен архив).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

С северной стороны клуатра находится собственно собор (см. план).

Наружная архитектура кафедрального собора Тортосы

Снаружи стоит обратить внимание на мощные контрфорсы, служащие опорой для нефов собора, а в восточной части (апсиде) нагрузку принимает на себя двойной аркбутанов, завершающихся небольшими призматическими башенками. По плану они должны были венчаться готическими пинаклями, но те так и не были построены. Впечатление некоторой оголенности и незавершенности дополняется фасадом, который также был закончен меньше чем наполовину (фото фасада с сайта [12]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Из других элементов готической архитектуры стоит обратить внимание на гротескные скульптуры гаргулий, размещенные по всему периметру собора.

Главный фасад собора

Главный (западный) фасад собора Тортосы построен в стиле барокко в 1728-1757 гг. по проекту Марти Абариа (Martí Abaria), разработанному еще в 1625 году, но позднее скорректированному в классицистическом духе архитектором Антони Феррером (Antoni Ferrer).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Фасад разделен на пять вертикальных частей массивными пилястрами со сложными фигурными капителями, поддерживающими антаблемент с разнообразным растительным декором.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В центральной части фасада находится входная дверь, выделенная  мощными колоннами. Саму дверь обрамляют две небольшие колонны с каннелюрами и капителями, на которые опирается разорванный фронтон. Над последним находится ниша, фланкированная витыми колоннами.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

По бокам от центрального портала располагаются еще две двери, соответствующие боковым нефам собора. По композиции они аналогичны центральному порталу, но имеют меньший размер и не располагают фронтоном и витыми колоннами. Две крайние оси фасада занимают полые ниши. Остальные ниши, расположенные над порталами, тоже навеки остались пустыми.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Чтобы преодолеть разницу в уровне улицы и высоте соборного пола, устроена двойная лестница, ведущая к порталу. Впрочем, вход в собор осуществляется не с главного фасада, а совсем с другой стороны.

Как уже говорилось, фасад так и остался незаконченным: строители добрались лишь до второго уровня из пяти запланированных. Две 60-метровые башни, которые должны были стоять по обеим сторонам фасада, также остались только на бумаге. Если бы фасад был закончен, сооружение было бы еще более величественным. Некоторое представление о возможном облике собора в случае реализации этого плана дает следующий макет (источник [6]), а также чертеж (источник [1]).

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

В правой части фасада находится небольшая колокольня. Полноценной колокольни у собора нет — лишь эта невысокая, прямоугольная в плане башня, занимающая место одной из двух башен, которыми по плану должен был венчаться главный фасад собора. Колокольня прорезана со всех сторон проемами для колоколов. Каждые четверть часа соборные колокола исполняют мелодию, посвященную святой покровительнице Тортосы. В настоящее время собор располагает 8 колоколами (фото колокольни с сайта [1]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Вероятно, в недалеком будущем здания, тесно обступающие соборный фасад, будут снесены, и тогда фасад будет хорошо просматриваться со стороны реки Эбро. Пока что этот вид заслонен плотной и не слишком презентабельной застройкой (источник фото [7]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

К счастью, этот проект уже начали осуществлять, и в Тортосе скоро появится новый открыточный вид.

Портал Оливы (Оливковые врата)

Портал Оливы (Portada de la Olivera/Porta de l'Olivera), созданный в 1710-1718 гг., позволяет попасть внутрь собора через клуатр (см. план собора). Этот барочный портал обрамлен витыми колоннами, рядом с которыми установлены скульптуры святых Кандиды и Кордулы.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В верхней части над карнизом помещается фигура Богоматери де ла Синта под барочным фронтоном, а по бокам от нее — святые Петр и Павел. Название портала, как предполагают, связано с тем, что рядом некогда росло оливковое дерево.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

На следующей фотографии виден портал Оливы и стена корпуса с бывшим дормиторием и архивом (источник фото [5]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Портал Палау (Дворцовые ворота)

Вход в собор в настоящее время осуществляется именно через этот портал (см. план собора). Дворцовый портал (Puerta del Palau/Puerta del Palacio) получил свое название из-за близости к епископскому дворцу Тортосы. Впрочем, это не совсем портал в привычном нам смысле слова.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Фактически это просто полукруглая арка, которая приводит на небольшую площадь (Plaza del Palau или Plaza de los Canónigos/Placeta de Palau или de la Canonja). В глубине этой маленькой площади находится дверь, которая сообщается с клуатром; а дверь слева приводит нас ко входу в музейный комплекс собора.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

На площади стоит обратить внимание на ценную скульптурную группу с распятым Христом (Cristo del Palau/Crist de Palau), созданную в XV-XVI вв. (подлинник композиции недавно был перенесен в музей собора, а это копия). В нижней части композиции находится герб семейства Сольдевила (Soldevila).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Площадь окружена жилыми домами, примыкающими к стенам клуатра. Также сохранились некоторые элементы (контрфорсы) старого романского епископского дворца, некогда здесь располагавшегося.

Музей кафедрального собора Тортосы

Как уже было сказано, в хорошо сохранившихся старинных помещениях, ранее принадлежавших соборному капитулу, ныне разместился музей собора Тортосы. Официально это художественное собрание именуется «постоянной экспозицией собора». Музей открылся для посетителей в 2007 году. Схема расположения залов приводится ниже (см. также план собора).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В бывшей комнате приора (зале 2) выставлены римские, вестготские и арабские надгробные камни. В подземелье собора (зале 3) располагаются галереи с разнообразными архитектурными фрагментами и повседневными предметами.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Этот лабиринт подземных галерей частично проходит под клуатром собора и датируется XIII-XIV вв.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Общая протяженность этих коридоров с кирпичными стенами и потолком и земляным полом составляет около 100 метров. В частности, здесь можно увидеть фундамент собора, а также осадочные породы, нанесенные рекой Эбро за многие века. Во время Гражданской войны 1936-1939 гг. коридоры использовались как бомбоубежище. От того времени на стенах сохранились некоторые надписи и рисунки.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Следующие залы (4 и 5) расположены под бывшими помещениями каноников (с южной стороны собора) и занимают место бывшей мечети. В этих подземельях демонстрируются некоторые скульптурные фрагменты, саркофаги, изделия из керамики, а также архитектурные остатки разных этапов строительства собора.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Залы имеют цилиндрический свод и освещаются через окна, сообщающиеся с клуатром. Далее по лестнице поднимаемся на следующий уровень.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Этажом выше находятся самые интересные выставочные залы собора. Так, в зале 6 («зале милостыни») выставлены образцы старинной литургической мебели и скульптуры, а также  демонстрируется аудиовизуальная экспозиция.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В красивом зале 7, бывшем рефектории каноников (трапезной), можно увидеть старинные документы, ценный алтарь Преображения (XV в.), гобелен «Тайная вечеря» (XV в.), мебель, ювелирные предметы, а также образцы литургической утвари, епископский посох и облачения священников.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

В этом зале также хранится замечательная арабская шкатулка эпохи Альмохадов, изготовленная из слоновой кости и дерева в конце XII века и украшенная изображениями животных, растений и надписями (источник фото [11]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Алтарь Преображения (retablo de la Transfiguración) приписывается школе известного каталонского художника эпохи поздней готики Хайме Уге (Жауме Угет) (Jaume Huguet). Ранее он находился в центральной капелле деамбулатория собора, а в 2007 году был перенесен сюда, в музей. Это единственный сохранившийся в соборе готический алтарь, хотя раньше количество этих ретабло было значительно больше. Алтарь имеет три вертикальных деления. В центре помещена сцена Преображения Господня, а в верхней части — Распятие. С правой стороны представлены три сцены: «Страшный суд», «Пророк Илия и язычники» и «Пророк Илия на огненной колеснице». С левой стороны: «Вознесение Христа», «Моисей на горе Синай» и «Моисей получает Скрижали Завета». Внизу, на пределле изображены св. Михаил, св. Варвара, св. Екатерина и св. Андрей, а в центре — Христос-Муж скорбей.

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

В зале 8 представлена религиозная скульптура (в том числе подлинник скульптурной группы Cristo del Palau и ренессансная скульптура Христа из слоновой кости), а в зале 9, бывшем дормитории (спальне каноников), можно увидеть гобелены, ювелирные изделия (в том числе большую дароносицу), а также ценную богослужебную книгу XII века (миссал святого Руфа Авиньенского) с крышкой, украшенной в технике выемчатой эмали (Misal de San Rufo/Missal de Sant Ruf) (источник фото [10]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Одной из главных достопримечательностей этого зала являются ренессансные сидения хора, ранее стоявшие в центральном нефе собора, а затем перенесенные сюда, в музей. Эти сидения искусно вырезаны из наваррского дуба в XVI веке мастером Кристобалем де Саламанкой (Cristóbal de Salamanca) и его учениками, которые заканчивали работу после его смерти в 1591 году (источник фото [15]).

Кафедральный собор, Тортоса, Испания

Сидения верхнего яруса украшены скульптурными изображения святых, а нижнего — геометрическим орнаментом (фото с сайтов [7] и [3]). Между прочим, этот же мастер выполнил ансамбль сидений для монастыря Монсеррат, но те погибли в пожаре 1811 года.

Кафедральный собор, Тортоса, ИспанияКафедральный собор, Тортоса, Испания

Если теперь вернуться в зал 7, то оттуда можно пройти в клуатр и далее непосредственно в собор.

Что посмотреть в кафедральном соборе Тортосы (самое интересное в соборе)

- готические нефы с крестовыми сводами

- главный алтарь

- барочная капелла Богоматери де ла Синта, святой покровительницы Тортосы

- клуатр

- музей собора

- главный фасад в стиле барокко

Туристическая карта Тортосы с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать подробную туристическую карту (план) Тортосы.

Предлагаем вашему вниманию план исторического центра Тортосы, на котором обозначены все основные достопримечательности (музеи, церкви, значимые памятники архитектуры) этой части города, а также приведены названия улиц. Кроме того, на карте указано местоположение пунктов туристической информации Тортосы. Также на плане обозначен железнодорожный вокзал Тортосы.

Карта Тортосы, Испания

Ниже приводится еще одна подробная карта Тортосы с обозначением основных достопримечательностей.

Карта Тортосы, Испания

Самостоятельные прогулки по Тортосе

- Прогулка по Тортосе: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 1) (маршрут: Королевские колледжи, сады Принца, кафедральный собор и соборный музей, епископский дворец, дворец Оливера де Ботельера)

- Прогулка по Тортосе: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 2) (маршрут: историческая скотобойня, еврейский квартал, крепостная стена и внешние укрепления Сан-Жоан, замок де ла Суда)

- Прогулка по Тортосе: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 3) (маршрут: портал дель Ромеу (Паломнические ворота), церковь Исправления, дворец Абария, монастырь Непорочного зачатия, дворцы Деспуч, Ориоль и Капмань)

- Прогулка по Тортосе: самостоятельная экскурсия по достопримечательностям (часть 4) (маршрут: мэрия Тортосы, центральный рынок, здания в стиле модерна на проспекте Avinguda Generalitat, улице Carrer Cervantes и площади Plaça Alfons XII, городской парк Тортосы)

Что посмотреть в Тортосе (основные достопримечательности Тортосы)

Что посмотреть в Тортосе? В этом каталонском городе сохранилось несколько интересных архитектурных памятников разных эпох, дворцы и музеи. Перечень наиболее примечательных объектов, которые стоит посмотреть в Тортосе, предлагается ниже:

- Кафедральный собор Тортосы и соборный музей

- Епископский дворец

- Сад Принца (музей скульптур на открытом воздухе)

- Королевский колледж (комплекс в ренессансном стиле)

- Замок де ла Суда (ныне парадор)

- Старинные городские укрепления (в том числе внешние укрепления Сан-Жоан)

- Портал дель Ромеу и готические особняки (например, дворец Оливера де Ботельера, дворец Деспуч, дворец Ориоль)

- Скотобойня (образец каталонского модерна)

- Множество жилых зданий в стиле каталонского модерна

- Монастырь Св. Клары

- Городской парк

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Подробное описание истории строительства, архитектуры и интерьеров собора Тортосы

2. Кафедральный собор Тортосы, статья в Википедии

3. Фотографии и описание архитектуры и интерьера собора Тортосы

4. Historia y Arte en las Catedrales de España. Narciso Casas.

5. Almuni Balada, Victòria. La catedral de Tortosa als segles del gòtic. Benicarló: Onada, 2007.

6. Макет собора Тортосы по нереализованному плану и другие фотографии

7. Кафедральный собор Тортосы: фотогалерея Викимедиа

8. Журнал о религиозном архитектурном наследии в Каталонии. Статья о захоронении Жоана Жироны в кафедральном соборе Тортосы (краткое описание тут)

9. Сайт о монастырях и соборах Каталонии

10. О реставрации средневекового миссала из собрания музея кафедрального собора Тортосы

11. Фотография арабской шкатулки из собрания музея кафедрального собора Тортосы

12. История и архитектура кафедрального собора Тортосы, качественные фотографии экстерьера и интерьера

13. Собор в Тортосе: фотогалерея

14. Фотографии интерьера собора в Тортосе

15. Фотография деревянных сидений хора из постоянной экспозиции музея собора Тортосы

16. Фотография сводов деамбулатория в соборе Тортосы

17. Фотография капеллы Богоматери де ла Синта в соборе Тортосы

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)



2 комментария к заметке

  1. Helen пишет:

    Спасибо большое Foxy за информацию о соборе Тортосы! Мы в нем тоже были, но только впечатлились увиденным без подробностей:) А еще в лавочке при соборе приобрели забавную фигурку Кукаферы (их местная фишка). Легенда гласит (в интерпретации тортосского продавца сувениров), что в давние времена этот дракон вредил страшно городу, похищал девушек, но нашелся герой, который пошел в логово, чтобы вернуть свою любимую, отрубил Кукафере хвост и уши, после чего гадина стала беспомощной и ручной, как котенок. А герой вернулся домой с девушкой и поверженным драконом.

  2. Foxy пишет:

    Спасибо Helen за интересную легенду из Тортосы!
    А вот фотографии сувенирной фигурки Кукаферы, которые прислала нам Helen:
    http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2011/IMG_2306.jpg
    http://www.mishanita.ru/data/images/Spain_2011/IMG_2309.jpg