Достопримечательности Валенсии: Кафедральный собор Валенсии

Рубрики: Испания, сентябрь 2010,Наши путешествия, Теги: ,
Foxy @ 28 августа 2012, в 22:24

Кафедральный собор Валенсии (Catedral de Valencia) — грандиозное сооружение в самом центре города, являющееся главным храмом всего Валенсийского сообщества. Наряду со зданием шелковой биржи, собор является важнейшей достопримечательностью Валенсии. Его многовековая история и архитектура отражают культурную и духовную жизнь валенсийских христиан. Возникший на месте древнего римского храма, превращенного затем в вестготскую церковь, а впоследствии в мечеть, собор начал строиться в XIII веке. Поскольку после этого храм неоднократно достраивали, он не может считаться чистым образцом какого-либо стиля. Здесь можно найти образцы самых разных художественных направлений: от романского искусства и готики до ренессанса, барокко и неоклассицизма. Настоящая энциклопедия архитектурных стилей.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В капелле собора хранится агатовая чаша Santo Cáliz, именуемая Святым Граалем. Согласно легенде, это та самая чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере. Помимо этой реликвии, в соборе можно увидеть множество интересных произведений искусства, в том числе поразительные ренессансные фрески в алтарной части (открытые совсем недавно, в 2004 году) и картины художников раннего Возрождения. Предлагаем вашему вниманию подробный путеводитель по кафедральному собору Валенсии с фотографиями и описанием его истории, архитектуры и внутреннего убранства.

Валенсийский собор: практическая информация для туристов (часы работы, порядок посещения и т.п.)

Кафедральный собор Валенсии находится в самом центре Старого города Валенсии, по адресу Plaza de la Reina (Plaça de la Reina). Северный фасад собора выходит на площадь Plaza de la Virgen (другие названия площади: Plaça de la Marede u или Plaça de la Seu). Посмотреть местоположение собора на карте Валенсии можно тут. Кроме того, ниже приводится фотография с воздуха, наглядно показывающая расположение главного храма Валенсии на плане города и его общую структуру:

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В летний период (с 20 марта по 31 октября) кафедральный собор Валенсии открыт для посещения с понедельника по субботу с 10:00 до 18:30 (касса закрывается в 17:30), по воскресеньям и праздникам — с 14:00 до 18:30 (касса закрывается в 17:30). В зимний период (с 1 ноября по 19 марта) собор открыт для посещения с понедельника по субботу с 10:00 до 17:30, по воскресеньям и праздникам — с 10:00 до 14:00 и с 17:00 до 17:30. Информация обновлена по состоянию на 2012 год.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Стоимость входного билета: 4,50 € (для льготных категорий и детей до 12 лет — 3 €). Билеты приобретаются внутри собора, на кассе справа от входа. Здесь же при желании можно взять аудиогид (включен в цену билета; есть гиды на испанском, каталанском, английском, французском, немецком, итальянском и японском языке).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В стоимость билета входит осмотр всего интерьера Валенсийского собора, включая капеллу Святого Грааля, боковые капеллы, алтарную часть, деамбулаторий и музей.

Фотографировать в соборе можно, однако вспышку использовать запрещается. В соборе работает сувенирный магазин (рядом с главным входом).

За дополнительную плату можно подняться по узкой винтовой лестнице на соборную колокольню Мигелете (билеты стоят 2 евро, вход на башню расположен слева от главного входа в собор). Башня открыта для туристов ежедневно с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00 (в летнее время на башню пускают без перерыва с утра до вечера). Со смотровой площадки открывается великолепный вид на Валенсию.

На площади plaza de la Reina можно увидеть металлический макет Валенсийского собора.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

По музею кафедрального собора в определенные часы проводятся экскурсии с гидом.

Расписание богослужений в кафедральном соборе Валенсии приведено тут.

История кафедрального собора Валенсии. Хронология строительства

Кафедральный собор в Валенсии называют также архиепископским собором Успения Богоматери (Iglesia Catedral-Basílica Metropolitana de la Asunción de Nuestra Señora de Valencia/Església Catedral-Basílica Metropolitana de l'Assumpció de la Nostra Senyora de València) или просто Ла-Сеу (La Seu), то есть «архиепископская епархия». Иногда храм также называют собором Богоматери или собором Санта-Мария.

Основная часть собора была воздвигнута в XIII-XV вв., в связи с чем преобладающим стилем постройки является готический. Однако, поскольку строительство затянулось на несколько веков, сооружение в итоге получилось смешением разных художественных стилей: от ранней романики до изысканного ренессанса, буйного барокко и сдержанного неоклассицизма. Именно эта разнородность является отличительной чертой собора и делает его универсальным шедевром архитектуры.

Раскопки показали, что ранее здесь находился вестготский собор V века, построенный на месте римского храма Юпитера или Дианы. Позднее этот собор был превращен в мечеть. Согласно сохранившимся документальным свидетельствам, храм-мечеть существовал и некоторое время после Реконкисты — завоевания Валенсии христианами (королем Хайме I) в 1238 году. Он был окончательно снесен только в 1262 году с тем, чтобы вместо него построить новый кафедральный собор по проекту архитектора Арнау Видаля (Arnau Vidal).

Строительный материал для собора поступал из каменоломен Бурхасота, Бенидорма и других испанских городов. В некоторых случаях камень доставляли по морю. Собор строился в быстром темпе, чтобы четко обозначить принадлежность данной территории христианам. Это во многом обусловило простоту и строгость первоначальной постройки. К тому же, это был не пышный собор, финансируемый монархом, а сугубо городской храм, строительство которого оплачивалось местной буржуазией. Первый камень был заложен в 1262 году епископом Валенсии.

Сегодня Валенсийский собор поражает нас богатством внутреннего убранства и разнообразием стилей. При этом в плане он представляет собой классическое готическое здание с тремя нефами и трансептом, полигональной апсидой и деамбулаторием (то есть обходной галереей за апсидой). На следующем рисунке показаны этапы строительства кафедрального собора Валенсии.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Собор возводился постепенно — по мере того как разбиралась стоявшая на этом месте мечеть. Деамбулаторий храма появился уже в 13 веке и состоял, как и сейчас, из восьми капелл. Тогда же появился романский портал Пуэрта-де-ла-Альмойна (Puerta de la Almoina/Porta de l'Almoina), расположенный в восточном крыле трансепта и уцелевший до наших дней. Другое его название — Пуэрта-дель-Палау (Puerta del Palau).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В 1300-1350 гг. было завершено строительство западного крыла трансепта: появился готический портал Пуэрта-де-лос-Апостолес (Puerta de los Apóstoles/Porta dels Apòstols), которым мы тоже можем любоваться и поныне. В этот же период были закончены три секции (травеи) трех нефов (центрального и двух боковых), а также начато строительство купола над средокрестием.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Бывший зал капитула (ныне капелла Санто-Калис) (1356-1369), где собирались священники для обсуждения внутренних вопросов, а также колокольня Мигелете (1381-1425) первоначально были построены отдельно от основного здания собора, что хорошо видно на следующем макете.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Однако в 1459 году архитекторы Франсеск Бальдомар (Francesc Baldomar) и Пере Комте (Pere Comte) (последний известен нам как главных архитектор валенсийской шелковой биржи) начали работы по увеличению длины нефов. Тогда-то и появилась новая секция собора (Arcada Nova), которая с тех пор была окончательно соединена как с залом капитула, так и с колокольней. Теперь собор имел 94 метра в длину и 53,65 метров в ширину (в области трансепта). Таковы и нынешние размеры собора.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В эпоху Ренессанса (XV-XVI) в общей архитектуре собора не произошло особых изменений, однако было много сделано для внутреннего оформления храма скульптурами и картинами. В частности, были созданы фрески алтарной части.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В эпоху барокко в Валенсии работал немецкий скульптор и архитектор Конрад Рудольф (Konrad Rudolf). В 1703 году он начал строительство главного барочного портала собораПуэрта-де-лос-Йеррос (Puerta de los Hierros/Porta dels Ferros). Из-за неблагоприятного исхода войны за испанское наследство закончить портал ему не удалось, и работы завершали испанские скульпторы, отец и сын Франсиско и Игнасио Вергара (Vergara).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В последней трети XVIII века началась реализация проекта реконструкции собора, имевшего целью придать храму однородный неоклассический облик. Были устранены все признаки готического стиля, считавшегося в ту эпоху «варварским». К работам приступили в 1774 году под руководством архитектора Антони Форнеса (Antoni Gilabert Fornés). В ходе этой неоклассической перестройки изменениям подверглись как конструктивные, так и декоративные элементы собора: исчезли украшавшие собор снаружи пинакли, крыши покрылись черепицей, а готические конструкции (включая витражные окна) были замаскированы штукатуркой.

В 1931 году собор получил статус историко-культурного памятника. Во время Гражданской войны в Испании он пострадал от пожара и утратил часть художественного наследия. Хор, располагавшийся в центральной части храма, был демонтирован в 1940 году и перенесен в алтарную часть. Органы, украшенные деревянными ренессансными барельефами, подверглись серьезным повреждениям и так и не были восстановлены (нынешний небольшой орган, расположенный в алтарной части, частично содержит декоративные фрагменты двух прежних инструментов, однако вся техническая «начинка» является полностью современной).

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

В 1972 году начались работы, призванные вернуть собор к его первоначальному состоянию. Чтобы воссоздать аутентичный готический облик храма, были устранены практически все неоклассические элементы. Оформление в стиле классицизма сохранилось лишь в боковых капеллах и венце капелл вокруг деамбулатория, а также в скульптурном декоре парусов купола.

В наши дни Валенсийский собор, переживший несколько реставраций, находится в очень хорошем состоянии. Правительство Валенсии провозгласило его объектом культурного наследия (Bien de Interés Cultural).

План кафедрального собора Валенсии и его основные элементы

Основные элементы экстерьера и интерьера Валенсийского собора представлены на его плане, а также перечисляются ниже.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В наружной архитектуре собора можно выделить следующие составные части:

В интерьере храма наиболее примечательны следующие элементы:

  • купол-симборио, шедевр французской готики (XIV-XV век) (виден как снаружи, так и изнутри храма);
  • бывший зал капитула, а ныне капелла Санто-Калис (капелла Святого Грааля) в стиле поздней готики (вторая половина XIV века);
  • деамбулаторий в стиле валенсийской готики (XIII век), в основном с декором в стиле неоклассицизма (XVIII век);
  • главный алтарь или пресвитерий, украшенный ренессансными фресками (XV век) и позднейшими элементами эпохи барокко (XVII век);
  • главный неф и боковые нефы в стиле валенсийской готики (XIII-XIV вв.).

Описание архитектуры кафедрального собора Валенсии: порталы и колокольня

Ниже дается подробное описание архитектуры Валенсийского собора, его порталов и колокольни.

Восточный портал Пуэрта-де-ла-Альмойна (Пуэрта-дель-Палау)

Портал Пуэрта-де-ла-Альмойна (то есть «Врата милостыни») получил название по некогда располагавшемуся по соседству приюту для бедных (богадельне) (Casa de l’Almoina). Это древнейший портал Валенсийского собора. Другое название портала — Пуэрта-дель-Палау — связано с его близостью к архиепископскому дворцу.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Портал выполнен в романском стиле с элементами стиля мудехар и разительно отличается от остального, преимущественно готического, наружного убранства собора. Одни авторы датируют портал 1240 годом, другие — 1260-ми годами. Портал смотрит на восток (в сторону Мекки), поскольку здесь находился михраб стоявшей на этом месте мечети. См. расположение портала на плане собора.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Пуэрта-де-ла-Альмойна обнаруживает тесное сходство с порталом собора в Лериде (1220), в связи с чем некоторые специалисты считают его работой некоего леридского мастера. Над аркадой даже располагаются скульптурные портреты представителей семи леридских родов, которые, как традиционно считается, основали новое христианское королевство: они пришли в Валенсию в сопровождении 300 дев из Лериды с целью выдать их замуж за солдат, боровшихся во время Реконкисты на стороне Хайме I. Под этими головами, сохранившими еще остатки полихромного покрытия, написаны имена легендарных основателей города: например, Bertra (n) am (b) Na Ber (en) g (ue) la sa mull (er) (то есть «Гильермо с доньей Беренгерой, своей супругой»).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Портал состоит из шести полукруглых архивольтов, которые опираются на тонкие колонны с капителями, великолепно украшенными ветхозаветными сценами из книги Бытия с левой стороны и книги Исход и частично книги Бытия с правой. Слева представлены следующие сюжеты: Сотворение мира (Дух Божий в образе голубя над водою); Установление законов природы и сотворение Адама; Сотворение Евы и грехопадение (Древо познания и Змей-искуситель); Изгнание из Рая; Ангел охраняет вход в Рай, Адам и Ева вынуждены работать на земле; Жертвоприношение Авеля, Каин убивает Авеля.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Справа изображены следующие библейские эпизоды: Сим, Хам и Иафет как прародители народов, Сим покрывает наготу отца своего (лежавшего в опьянении Ноя); Авраам на верблюде на пути в Вефиль; Жертвоприношение Авраамом Исаака; Явление Аврааму Господа в образе трех странников (ангелов) у дубравы Мамре и угощение странников; Неопалимая купина (терновый куст, в котором Бог явился Моисею), Моисей молит за свой народ; Учреждение судей Израиля, Моисей получает от Бога Скрижали Завета.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Декор архивольтов самый разнообразный: растительные орнаменты, рельефные пирамидки, фигурки серафимов и святых, зигзагообразные и многолепестковые фестончатые линии. Импосты имеют вид сплошного резного бордюра с изображениями фантастических животных. Портал увенчан карнизом с четырнадцатью консолями в виде вышеупомянутых портретов семи супружеских пар.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Над порталом и справа от него находятся два готических окна, которые до момента последней реставрации собора были скрыты под штукатуркой. Центральное окно украшает современный витраж (1962) с портретами представителей тех самых семи леридских родов. Витраж был установлен в честь 700-летия со дня начала строительства Валенсийского собора (1262).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Кроме того, над восточным фасадом собора можно увидеть любопытную гаргулью в виде женщины с большой грудью, которую она поддерживает руками (данная фигура является олицетворением греха похоти).

Рядом с порталом находится крытый переход XVIII века над улицей Calle de la Barchilla, соединяющий собор с архиепископским дворцом.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Часовня Святого Георгия

Если от портала Пуэрта-де-ла-Альмойна начать обходить собор против часовой стрелки, то с левой стороны мы вскоре увидим небольшую капеллу Сан-Жорди, или Святого Георгия, с небольшой металлической дверью (см. план собора). Капелла примыкает к внешней стороне апсиды. Хроники повествуют о том, что в октябре 1238 года после завоевания Валенсии королем Хайме I на месте, где сегодня находится эта капелла (напомним, что тогда этот храм был еще мечетью), состоялась первое богослужение. Внутри часовни хранится готический алтарь, изображающий святого Георгия в битве при Эль-Пуч (1237).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Над дверью часовни помещена мемориальная доска, напоминающая о той первой службе.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Рядом с этой капеллой на стене собора можно увидеть керамическое панно (1955) с изображением покровителя Валенсии св. Викентия Феррера, пытающегося примирить два противоположных лагеря горожан — семьи Виларагут и Сентельес.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

На заднем плане изразцовой композиции представлен вид средневековой Валенсии и герб города.

Аркада Обра Нова

Продолжим осмотр собора против часовой стрелки. Следующим примечательным объектом на нашем пути будет крытый переход (1660) с тремя окнами, соединяющий собор с базиликой Богоматери де лос Десампарадос (защитницы обездоленных). Этот переход проходит над улицей Calle Emilio María Aparicio Olmos.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Вслед за этим переходом начинается полукруглая аркада в стиле ренессанса. Эта часть собора выходит на площадь Девы Марии — Plaza de la Virgen (также известную как Plaza de la Seo/Plaça de la Seu, то есть «Соборная площадь»). Колоннада именуется Обра Нова (Obra Nova) (буквально «Новое творение») и представляет собой трехъярусную галерею с открытой аркадой, опирающейся на колонны тосканского и ионического ордера (см. план собора). Данная «трибуна» предназначается для почетных гостей — зрителей различных публичных мероприятий, проходящих на этой площади, в том числе религиозных процессий каноников. Отсюда второе название колоннады — Лоджия каноников (Llotgeta/Lonja dels canonges) или Трибуна каноников (Tribuna de los Canónigos).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Строительство колоннады началось в 1566 году. Во время одной из реставраций собора во второй половине XX века колоннада лишилась крыши, в результате чего аркада выделилась более четко, из-за чего создается впечатление, что к собору пристроен своеобразный римский амфитеатр.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Зато благодаря этой перестройке с Соборной площади теперь можно лучше рассмотреть готический купол собора.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Западный портал Пуэрта-де-лос-Апостолес

Пройдем еще немного дальше, и слева от нас появится портал Пуэрта-де-лос-Апостолес, или Апостольские врата (см. расположение портала на плане собора). Портал назван так по украшающим его фигурам 12 апостолов. Он выполнен в стиле французской готики и заметно контрастирует с романским порталом Пуэрта-де-ла-Альмойна, который мы видели чуть раньше, с другой стороны трансепта.

Этот готический портал был построен в 1303-1354 гг. Автор портала точно не известен (вероятно, это был итальянец Николай де Анкона (Nicolás de Ancona)), но ясно одно: он был плохо знаком с особенностями местного камня, поскольку его сооружение начало быстро разрушаться и потребовало ремонта уже в XV веке. В 1960 году портал был полностью отреставрирован, а оригинальные фигуры апостолов, находившиеся в плачевном состоянии, были отправлены в музей собора, где их можно видеть и поныне; тогда как на портале появились заменившие их копии.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Портал обрамлен слегка выступающим из стены портиком. Он состоит из трех стрельчатых архивольтов, украшенных, соответственно, фигурками ангелов, святых и пророков под небольшими балдахинами. Всего фигурок насчитывается 48, и они когда-то были полихромными.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Архивольты опираются на шесть готических навесов-балдахинов (по три с каждой стороны), под которыми установлены шесть статуй апостолов. Апостолы стоят на столбах треугольного сечения, украшенных разнообразными барельефами в виде гербов Валенсии, гербов знатных семейств, изображений представителей различных цехов, а также фантастических животных, фигур Богоматери и архангела Гавриила. Остальные шесть скульптур апостолов располагаются за пределами арки, но на аналогичных пьедесталах. В обоих углах, образованных порталом в месте пересечения со стеной собора, под массивными готическими балдахинами находятся сильно поврежденные скульптуры св. Сикста I, св. Лаврентия, св. Валерия из Бьерсо и св. Викентия. Деревянные створки и металлические части дверей портала являются оригинальными и датируются 1438 годом.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

На тимпане портала мы видим фигуру Девы Марии, которой посвящен Валенсийский собор. В руках Богоматерь держит младенца, а окружают ее восемь очаровательных музицирующих ангелов. Вплоть до 1599 года образ располагался на ныне утраченном центральном столбе портала.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Портал увенчан стрельчатым фронтоном (вимпергом), по обеим сторонам которого располагаются слепые арки с плохо сохранившимися статуями (предположительно это ветхозаветные персонажи или Отцы Церкви). Над фронтоном в верхней части фасада находится большое шестиконечное окно-роза, по неизвестной причине изображающее звезду Давида (возможно, звезду стоит трактовать как символ Христа, потомка Давида). Диаметр окна — 6,45 м. Оно было практически полностью создано заново во время реставрации 1960-х годов. Окно заполнено ажурными каменными узорами и украшено витражами.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Портал Пуэрта-де-лос-Апостолес известен тем, что каждый четверг в полдень перед ним собирается Водяной суд (Tribunal de las Aguas), который вот уже тысячу лет разрешает споры между крестьянами за право пользования оросительными каналами. Этот исторический «трибунал» является, наряду с самим собором, одной из достопримечательностей Валенсии. Источник фото: commons.wikimedia.org.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Колокольня Мигелете (Микалет)

Если от Пуэрта-де-лос-Апостолес мы теперь пойдем дальше против часовой стрелки, то вскоре дойдем до соборной колокольни, именуемой Мигелете (Miguelete) или Микалет (Micalet), ставшей одним из символов Валенсии и одной из известнейших достопримечательностей города (см. план собора).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Строительство колокольни было начато в 1381 году, в честь чего в основании башни была вырезана соответствующая надпись, едва различимая ныне. Руководившего работами на начальном этапе архитектора Андреу Хулиа (Andrés Juliá) в 1402 году сменил Жузеп Франк (Josep Franch), а в 1414 году на это место заступил крупный валенсийский зодчий Пере Балагер (Pere Balaguer). Именно последний является автором изящного декора на последнем ярусе колокольни.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В 1424 году архитектор Марти Льобет (Martí Llobet), являющийся также автором купола Валенсийского собора, выстроил на верхнем этаже колокольни ажурную готическую балюстраду, которая, увы, была разрушена в XVIII веке и впоследствии заменена металлическим ограждением. В 1983 году была создана новая каменная балюстрада. Ее построили из сохранившихся фрагментов прежней. В верхней части колокольни длительное время находилась временная деревянная конструкция для колоколов. Лишь в эпоху барокко (1660-1736) появилась звонница, которую мы видим сегодня.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В основном строительство башни было завершено к 1425 году. Первоначально она называлась Новой колокольней (Campanar Nou), чтобы отличить ее от скромной романской башни, располагавшейся с восточной стороны собора (см. макет собора в XIII веке). Нынешнее, всем известное название колокольни — Мигелете или Микалет — происходит от имени одного из ее 12 колоколов, который отбивает время. Этот большой колокол был освящен в день святого Михаила, 29 сентября 1418 года (позднее его заменил нынешний колокол 1532 года, один из самых крупных в Испании).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Колокольня Мигелете выстроена в стиле валенсийской готики, возможно, по образцу башни собора в Лериде. Она разделена на четыре яруса и имеет восьмигранную форму. Верхний ярус, расположенный над отверстиями для колоколов, украшен ажурными переплетением арок. Высота башни в точности совпадает с ее периметром и составляет 50,85 м (со звонницей — 60 м). На протяжении истории башня Мигелете выполняла функции маяка, дозорной башни и площадки для фейерверков и праздничного освещения.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Сегодня любой желающий может подняться на башню Мигелете и полюбоваться видами на Валенсию и окрестности. Но для этого придется преодолеть 207 ступеней узкой винтовой лестницы. Во время подъема вы также сможете увидеть соборные колокола (самый знаменитый и большой колокол "El Micalet" находится на венчающей башню звоннице).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Главный южный портал Пуэрта-де-лос-Йеррос

Рядом с башней Мигелете (с южной стороны) находится главный вход в собор. Этот грандиозный портал известен под названием Пуэрта-де-лос-Йеррос (то есть Железные врата), поскольку огорожен металлической решеткой. Это наиболее поздний портал собора. Он начал строиться в 1703 году немецким архитектором Конрадом Рудольфом, который был вынужден уехать по окончании войны за испанское наследство, после чего в работах наступил перерыв. Закончили портал в 1713 году испанские скульпторы Франсиско и Игнасио Вергара и их коллеги. См. расположение портала на плане собора.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Перед нами редкий в этих краях образец итальянского барокко в стиле Бернини или Борромини, заметно отличающийся от распространенных в ту эпоху в Испании вариантов стиля чурригереско. Портал имеет вид огромного вогнутого алтаря высотой 36 метров. В момент постройки портала его авторы пытались создать эффект оптической иллюзии в манере Бернини или Борромини — впечатление огромного пространства там, где в действительности места было совсем немного. Дело в том, что первоначально портал проектировался с учетом того, что люди подходят к нему со стороны узкого переулка. Сегодня переулка больше не существует: стоявшие вдоль него здания были снесены во время расширения площади plaza de la Reina. В итоге замысел авторов пропал впустую.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Сам портал состоит из трех ярусов. На первом ярусе с обеих сторон входной двери находятся по три колонны с коринфскими капителями и украшенными барельефами стволами. Между колоннами располагаются большие ниши со статуями святых. Над аркой входа на раковине помещен барельеф с художественно переплетенными буквами AM («Аве Мария», эмблема Богоматери), ангелами и короной славы. На втором ярусе мы видим четыре аналогичные колонны и овальное окно по центру. Здесь установлены статуи святых и медальоны с бюстами валенсийских пап (Каликста III и Александра VI), а под ними изображены аллегорические фигуры Милосердия и Справедливости, Надежды и Силы.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Третий ярус портала украшен горельефом на тему Успения Богоматери. В нижней части установлены скульптуры двух святых, а выше, на аттике, изображен символ Святого Духа. Венчает портал разорванный фронтон с крестом на бронзовой сфере, окруженным двумя каменными изваяниями ангелов.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Таким образом, мы завершили прогулку вокруг храма и теперь можем зайти и полюбоваться Валенсийским собором внутри.

Интерьер кафедрального собора Валенсии: внутреннее убранство

Интерьер основной части собора производит очень светлое, просторное впечатление. Из-за многочисленных наслоений разных эпох особой древности здесь не ощущается. Исключение составляет разве что капелла Святого Грааля. Ниже приводится подробное описание и фотографии интерьера Валенсийского собора, включая упомянутую капеллу, а также купол, алтарную часть, музей собора и др. По ходу описания будут упомянуты основные произведения искусства, которые можно увидеть в интерьере Валенсийского собора.

Расположение купола, алтарной части, апсидных и боковых капелл, а также капеллы Святого Грааля на плане Валенсийского собора:

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Капелла Санто-Калис (Святого Грааля)

Нынешняя капелла Святого Грааля создана архитектором Андреу Хулиа в стиле поздней готики (1356-1359) и первоначально служила залом заседаний соборного капитула, а также использовалась для захоронений священников. Кроме того, здесь действовала кафедра теологии. Нынешнее название капеллы связано с тем, что в 1916 году сюда была перенесена чаша, которую многие католики считают подлинным Святым Граалем.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Как уже говорилось, ранее капелла представляла собой отдельную постройку, но в 1496 году архитектор Пере Компте (автор валенсийской шелковой биржи) соорудил готический переход, соединивший ее с собором. Чтобы попасть в капеллу, мы проходим внутрь собора через вход Пуэрта-де-лос-Йеррос и поворачиваем направо, после чего попадаем в упомянутый готический переход (вестибюль).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Готический портал (работы Пере Балагера, 1424) этого перехода ведет уже непосредственно в помещение капеллы.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В переходе можно увидеть пять каменных готических надгробий, в том числе надгробие епископа, повелевшего выстроить зал капитула.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В этом же небольшом вестибюле находится деревянное распятие и переведенная на холст фреска «Поклонение пастухов» (1472). Это произведение находится в крайне плачевном состоянии. Итальянский художник Паоло де Сан Леокадио написал данную картину, дабы продемонстрировать свое мастерство и получить заказ на роспись пресвитерия. Кроме того, это одно из первых ренессансных полотен, созданных на Пиренейском полуострове.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Перед фреской находится алтарь Святого Михаила (начало XVI века) с элементами готики и ренессанса. Предположительно это ранняя работа Висенте Масипа (Vicente Macip). Центральная композиция алтаря изображает архангела Михаила как предводителя небесных воинств, побеждающего демона. Над ним помещен тонкий балдахин и сцена Коронования Богоматери Святой Троицей. Боковые фрагменты алтаря посвящены евангельским сюжетам, на пределле изображены воскресший Христос, Богоматерь и святые, а обрамляющий алтарь навес содержит образы Христа Пантократора, святых мучениц и святых целителей.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Сама капелла Святого Грааля — это квадратное в плане помещение с гладкими стенами, облицованными темным камнем, и с тремя витражными окнами. Особой красотой отличается сложный готический свод с 8 основными и 24 дополнительными нервюрами (лиернами и тьерсеронами), образующими восьмиконечную звезду.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Нервюры опираются на полихромные консоли. Ключи свода тоже полихромные и украшены фигурами 12 апостолов. В центральном ключе свода изображена сцена коронования Богоматери на Небе после ее Успения и Вознесения.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Центральное место в капелле занимает резной алебастровый алтарь, в котором хранится собственно Святой Грааль. Алтарь создан в 1441-1446 гг. мастерами Дальмау (Antoni Dalmau) и Флоренти (Julià lo Florentí, он же Giuliano di Nofri di Romolo) и их коллегами. Алтарь украшают 12 барельефов, являющихся одним из первых произведений в ренессансном стиле на территории Испании. Сцены нижнего яруса соответствуют Ветхому Завету, верхнего — Новому Завету.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Из сюжетов Ветхого Завета представлены следующие: Моисей воздвигает Медного змея в пустыне; Самсон срывает ворота города Газа; Иона выброшен живым из чрева кита на берег; Илия возносится на огненной колеснице на Небо; Моисей получает Скрижали Завета на горе Синай; Соломон усаживает на трон свою мать Вирсавию. Верхний ярус алтаря посвящен следующим сюжетам Нового Завета: Распятие Христа, Сошествие в ад, Воскресение Христа, Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на апостолов, Коронование Богоматери Христом на Небе.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Интересно, что ветхозаветные сцены подобраны в тематические пары с новозаветными (первые соответствуют пророчествам, а вторые — воплощению этих пророчеств). Например, над изображением вознесения на Небо пророка Илии мы видим Вознесение Христа, а над сценой сокрушения ворот Газы Самсоном представлена сцена сокрушения врат Христом при сошествии в ад.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Барельефы фланкированы небольшими скульптурами с изображениями 16 святых. Над центральной аркой алтаря установлены готические полихромные фигуры Богоматери с младенцем и нескольких святых (эти скульптуры были добавлены позднее). В ключе центральной арки помещена фигура ангела, а архивольты украшены образами музицирующих ангелов.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Важнейшим сокровищем капеллы является полупрозрачная чаша, называемая Святым Граалем, преподнесенная в дар собору королем Арагона Альфонсо V Великодушным в 1437 году. До 1916 года чаша хранилась в зале с реликвиями, но затем была перенесена сюда. Раньше чашу использовали в религиозных церемониях, но в 1744 году ее случайно уронили на пол, и она раскололась, после чего решено было ее отреставрировать и в дальнейшем хранить просто как культовый предмет (теперь чаша используется только в особо торжественных случаях).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В настоящее время реликвия находится под стеклянным куполом и установлена на консоль в центре вышеописанного алтаря. Увидеть ее может любой желающий, хотя рассмотреть вблизи ее довольно сложно. Чаша изготовлена из агата или халцедона темно-красного оттенка (данная разновидность минерала называется карнеолом или сердоликом) и датируется I в. н.э. (по другим данным, она была изготовлена в 100-50 году до н.э.). Она отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, так что лишь сама чаша полированного агата может считаться настоящей реликвией.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

История чаши такова. Согласно легенде, после смерти Девы Марии ученики Христа распределили между собой ее имущество, и чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере, была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований, которым подвергались христиане, папа Сикст II в III веке поручил ценную реликвию св. Лаврентию, который хранил ее в своем родном городе Уэска. Там чаша находилась вплоть до 712 года, после чего спасавшиеся от мусульман христиане спрятали ее в Пиренеях, а затем в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья близ города Хака. В 1399 году монахи подарили Грааль королю Арагона Мартину I, и чаша попала в Сарагосу, во дворец Альхаферия. В 1424 году Альфонсо V Великодушный перевез реликвию в Валенсию в знак благодарности за помощь, оказанную королевством Валенсия в его средиземноморских битвах. Первоначально чаша предназначалась для капеллы королевского дворца, но в 1437 году была подарена монархом соборному капитулу Валенсии.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Помимо чаши, называемой Святым Граалем, в капелле сохранились старинные каменные скамьи и готическая кафедра, с которой богослов св. Викентий Феррер преподавал теологию. Кроме того, здесь можно увидеть переведенную на холст фреску «Поклонение волхвов» (1469-1472), написанную Хулиа ло Флоренти (Julià lo Florentí), а также картину XIX века, изображающую изгнание морисков, работы Висенте Лопеса-и-Портанья (Vicente López y Portaña).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания


На правой стене капеллы повешены два больших фрагмента цепей. Этими цепями некогда закрывался считавшимся неприступным Марсельский порт, но 19 ноября 1423 года, во время атаки на столицу Анжуйской династии, их разорвал один из кораблей флота Альфонсо V Великодушного. Портовые цепи были захвачены в качестве военного трофея и доставлены в Валенсию. Король лично подарил их собору.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Из капеллы Святого Грааля дверь ведет в музей кафедрального собора Валенсии с интересным собранием средневековой живописи и скульптуры. Но мы сначала осмотрим основную часть собора.

Купол-симборио

Купол Валенсийского собора (башня над средокрестием) выполнен в стиле французской готики (см. план собора). Он имеет форму двухъярусной восьмигранной призмы, прорезанной окнами с тонкими ажурными переплетами. Начатый в XIV веке неизвестным мастером купол был завершен в 1430 году Марти Льобетом. Через заполненные прозрачными алебастровыми пластинами окна этой купольной башни в собор поступает мягкий белый свет.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Купол имеет высоту около 40 метров. Он опирается на паруса и завершается крестовым сводом с 8 нервюрами и запалубкой из кирпича.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Конструкция купола очень легкая и изящная и считается настоящим чудом архитектуры.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

На парусах можно увидеть четыре скульптуры из искусственного мрамора, выполненные в XVIII веке. Они изображают четырех евангелистов с соответствующими атрибутами.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Деамбулаторий

Деамбулаторий, или обходная галерея за алтарной частью, — одна из старейших частей Валенсийского собора. Его строительство было начато уже в 1262 году. Это пространство предназначено для того, чтобы верующие могли пройти по собору и посетить капеллы, не мешая богослужению, проходящему в основном пространстве храма, у главного алтаря. Для храмов Валенсии это довольно необычный элемент.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Деамбулаторий насчитывает восемь капелл (см. план собора), первоначально оформленных в готическом стиле, но в 1771 году переделанных в стиле неоклассицизма. После реконструкции 1972 года некоторым капеллам было частично возвращено прежнее убранство.

Непосредственно за алтарем располагается капелла Воскресения (Capilla de la Resurrección,la Coveta). Ее украшает прекрасный ренессансный барельеф из алебастра (1510) со сценой Воскресения Христа (1510), созданный по заказу тогдашнего епископа Родриго Борджа, будущего папы римского Александра VI. Некогда полихромный и позолоченный барельеф изображает воскресшего Христа, покидающего гроб в окружении ангелов. Также здесь представлены перепуганные стражи и другие персонажи в динамичных позах, подчеркивающих драматизм сцены. Предполагают, что автором барельефа является Григорио де Бигерни (Gregori de Biguerny).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Капелла находится внутри великолепного ренессансного портика (1510), также выполненного из полупрозрачного алебастра, предположительно по проекту живописца Фернандо де ла Альмедины (Fernando Yáñez de la Almedina). Портик состоит из трех разделенными колоннами арок, которые украшены разнообразными резными орнаментами в ренессансном стиле. Центральная арка, за которой помещен вышеописанный барельеф, имеет пологую форму.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В центре капеллы, под алебастровым барельефом, находится реликварий с нетленной рукой святого Викентия Сарагосского, который принял мученическую смерть в Валенсии в 304 году. Мощи были перенесены в собор в 1970 году. Над капеллой помещена ренессансная картина с изображением Христа на Тайной вечере (1483, Висенте Масип) и росписи на тему евхаристии, еще выше — полотно «Тайная вечеря», уже эпохи барокко (1606, Луис Планес).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Рядом с капеллой установлена полихромная алебастровая скульптура Богоматери Вирхен-де-ла-Кадира (Virgen de la Cadira), созданная в XV веке Жауме де Кастель Ноу (Jaume de Castell Nou).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В капелле Свв. Дионисия и Маргариты можно увидеть посвященный этим святым алтарь работы Висента Масипа (Vicente Macip) (конец XV века). В центральной части алтаря изображен епископ и мученик святой Дионисий и рядом с ним святая Маргарита. Боковые панно посвящены сценам Поклонения волхвов, Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а в верхней части алтаря содержится сцена Распятия Христова.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Это одна из немногих капелл с восстановленным готическим убранством. Большинство остальных капелл (как боковых, так и в деамбулатории) оформлены в неоклассическом стиле. Примером служит капелла архангела Рафаила. В центральной части алтаря помещены деревянные полихромные скульптуры юного Товии и его спутника и хранителя — архангела Рафаила (работа известного валенсийского скульптора Хосе Понсоды (José Ponsoda) (1882-1963)). В руках у Товии рыба: по совету архангела отрок использовал ее внутренности для изгнания демонов из дома своей невесты, а также исцеления глазной болезни отца. В нише в нижней части алтаря можно заметить лежащую фигуру Марии Магдалины в мистическом трансе, приписываемую скульптору Игнасио Вергаре (XVIII век).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Алтарная часть. Главный алтарь собора

Алтарная часть Валенсийского собора имеет форму многоугольника и перекрыта сводом с шестью нервюрами (см. план собора). С помощью двух боковых дверей она сообщается с деамбулаторием. Первоначальные росписи свода и стен алтарной части были утрачены во время пожара 1469 года, после чего в 1474 году новые росписи в ренессансном стиле были поручены итальянским художникам Паоло де Сан Леокадио и Франческо Пагано (Francesco Pagano da Neapoli). Заказчиком выступил будущий папа римский Александр VI.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Однако в ходе работ, проводившихся в 1674-1682 гг. под руководством валенсийского архитектора Хуана Переса Кастьеля (Juan Pérez Castiel), эти росписи оказались скрыты под пышным барочным декором с многочисленными колоннами, пилястрами, позолотой и т.д. Вот как выглядели своды алтарной части до недавнего времени:

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Лишь в 2004 году под барочной лепниной были случайно обнаружены красивейшие ренессансные фрески 1474 года, изображающие музицирующих ангелов. Наслоения эпохи барокко были устранены, и зрителям вновь предстали исторические росписи, чудо раннего Возрождения. Поразительной была не только невероятная красота этих фресок, но и то, как замечательно они сохранились.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Ангелы изображены на фантастическом небесно-синем фоне, и каждый из них играет на определенном музыкальном инструменте: бубне, трубе, цитре, органетто, лютне, фиделе, арфе, виуэле, двойной флейте, дульсайне и дульсимере. Полагают, что это первые произведения ренессансного искусства в Испании.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Сам пресвитерий сохраняет значительную часть пышного барочного декора 1674-1682 гг. Нервюры готического свода покрыты барочной позолоченной лепниной с растительными орнаментами и фигурками амуров. Готические окна обзавелись не менее помпезным декоративным обрамлением. Стены изобилуют пилястрами, витыми колоннами, гирляндами, позолоченными ангелами, разорванными фронтонами, декоративными консолями и прочими украшениями. Апсиду венчает богатый карниз с деревянными позолоченными статуями святых. Богатство мраморной отделки и позолоты, пышность форм и обилие декора в некоторых случаях напоминают стиль рококо. Перед нами готический алтарь, скрытый под барочным декором и украшенный ренессансными фресками — то самое смешение стилей, о котором мы говорили в самом начале, проявляется здесь как нельзя более ярко.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

В пресвитерии установлен алтарь, представляющий собой своего рода большой шкаф, в котором ранее был установлен ренессансный серебряный ретабло (1492-1507). Последний был переплавлен на Мальорке в 1812 году и пошел на чеканку монет для финансирования войны против Наполеона. Теперь внутри алтаря находится образ Богоматери (Virgen de Portacoeli) работы скульптора Игнасио Вергары (XVIII век).

Две больших створки алтаря занимают площадь в 75 кв. м и расписаны маслом в 1506-1510 гг. художниками Фернандо де ла Альмединой (Fernando Yáñez de la Almedina) и Эрнандо (Фернандо) де лос Льяносом (Hernando de los Llanos/Fernando de Los Llanos).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Предполагают, что эти живописцы некоторое время работали с Леонардо да Винчи и привезли в Испанию итальянский ренессансный стиль, распространившийся затем из Валенсии по территории всего Пиренейского полуострова. Алтарь состоит из шести панно, расписанных с обеих сторон, что дает в совокупности 12 картин на евангельские сюжеты, выполненных в манере Леонардо и других художников итальянского ренессанса. Картины столь хороши, что когда Филипп II их увидел, он сказал, намекая на хранившийся внутри алтаря серебряный ретабло: «Да, он, конечно, из серебра, но сами эти створки — чистое золото».

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Основную часть года створки алтаря остаются закрытыми, и зрителям видны лишь 6 из двенадцати картин. С наружной стороны алтаря располагаются следующие шесть композиций: «Рождество и поклонение пастухов», «Поклонение волхвов», «Воскресение Христа», «Вознесение Христа», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Успение Богоматери». С внутренней стороны изображены другие сцены: «Целование Иоакима и Анны у Золотых ворот», «Рождение Марии», «Введение Богородицы во храм», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сретение Господне», «Отдых на пути в Египет».

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В нишах по обеим сторонам от алтаря находятся привезенные из Генуи мраморные барельефы (1687), изображающие сцены из жизни Викентия Сарагосского и других святых. Сидения для каноников выполнены в строгом стиле эрререско из орехового и самшитового дерева (1594-1604) и были перенесены сюда из центральной части главного нефа в 1939 году.

Нефы собора

Основная структура Валенсийского собора (три нефа, трансепт, пресвитерий и деамбулаторий) сложилась в XIII-XV веках (см. план собора) и выдержана в стиле валенсийской (средиземноморской) готики — более строгого и тяжеловесного стиля, чем устремленная к небу и более пышная французская готика. Нефы кафедрального собора Валенсии созданы по образцу Таррагонского собора: в обоих случаях своды опираются на массивные столбы с парными колоннами, а ячейки центрального нефа имеют форму квадратов.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Первые три ячейки нефов (от трансепта до капеллы Св. Франсиско Борджиа) были построены в 1300-1350 гг. В 1459 году архитекторы Франсеск Бальдомар и Пере Компте увеличили длину нефов (этот новый участок нефов именуется Arcada Nova) и объединили собор с колокольней и залом капитула. Оригинальный готический облик нефов был утрачен в ходе неоклассической перестройки 1774 года, однако после реконструкции 1972 года нефы вновь приобрели аутентичный вид со строгими пилястрами и простыми крестовыми сводами с кирпичной запалубкой.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Капелла Св. Франсиско Борджиа и картины Гойи

Одной из самых известных боковых капелл кафедрального собора Валенсии является капелла Св. Франсиско Борджиа, расположенная справа от центрального нефа (см. план собора) и входящая в состав музея Валенсийского собора. В этой капелле можно увидеть две картины Франсиско Гойи (1788). На одной картине изображен Франсиско Борджиа, прощающийся со своей семьей во дворце Гандиа, а на другой мы видим его уже в иезуитском облачении у постели нераскаявшегося умирающего.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Франсиско Борджиа пытается спасти душу грешника, тогда как ею пытаются завладеть страшные демонические существа. Гойя мастерски играет на контрастах освещения. На застывшую гримасу на лице умирающего падает мертвенный желтовато-белый свет, а фигуру святого с распятием окружает мягкий зеленоватый ореол. Эта картина Гойи является одной из самых оригинальных произведений религиозной живописи того времени.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Центральный алтарь данной капеллы расписан художником Мариано Сальвадором Маэльей (Mariano Salvador Maella) (1787) и изображает Франсиско Борджиа у тела императрицы Изабеллы. Франсиско Борджиа в одежде рыцарей ордена Сантьяго приподнимает полотно, покрывающее лицо и руки покойной, и чувствует призыв Господа к тому, чтобы оставить суетность мира.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Эта капелла, как и остальные боковые капеллы собора, перекрыта куполом на парусах. Паруса украшает лепнина в виде аллегорических фигур добродетелей.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Картина «Крещение Христа»

Попадая в собор через главный портал Пуэрта-де-лос-Йеррос, прямо при входе с левой стороны можно увидеть черную мраморную купель (XIV век), а над ней — знаменитую картину «Крещение Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем» (1535). Эта работа испанского художника эпохи Ренессанса Висенте Масипа (Vicente Macip) изображает Крещение Господне, на котором присутствуют четыре Учителя Церкви, а также донатор, на средства которого была выполнена картина.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В верхней части полотна мы видим Бога Отца, который осеняет своего сына Святым Духом (на Христа сходит голубь) и провозглашает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Над этим же порталом помещен овальный витраж с со сценой Успения Богоматери.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Могила Аузиаса Марка

Непосредственно около портала Пуэрта-де-ла-Альмойна в интерьере собора находится могила валенсийского поэта Аузиаса Марка (Ausiàs March) (1397-1459). Аузиас Марк в молодости был приближенным короля Альфонсо V Великодушного и много воевал, но затем переключился на литературное творчество. С 1450 года и до своей смерти поэт жил в Валенсии. Могильная плита, которую мы сейчас видим, была установлена в соборе в 1950 году. В каком именно месте кафедрального собора Валенсии похоронен поэт, неизвестно. На могильной плите выведен фрагмент одной из его поэм: Yo soc aquest qui en la mort delit prenc, puix que no tolc la causa perquè em ve («Я тот, кто обрел в смерти усладу, ибо не страшусь причины ее прихода»). Произведения Аузиаса Марка оказали большое влияние на ренессансную испанскую поэзию.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В этой же части собора находится необычная капелла блаженной Жозефы Наваль Жирбес (Beata Josefa Naval Girbes). В центре алтаря капеллы помещена современная картина (2001), изображающая набожную девушку Жозефу Наваль (1820-1893). С самой юности Жозефа посвятила себя Господу и вела глубоко праведную жизнь. Она много сделала для духовного развития молодежи. В 1983 году папа Иоанн Павел II причислил ее к лику блаженных. Это первое светское лицо из валенсийского региона, удостоенное чести быть изображенным на алтаре (ретабло).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Музей кафедрального собора Валенсии

Помимо вышеописанной капеллы Св. Франсиско Борджиа, епархиальный музей Валенсийского собора (Museo Catedralicio Diocesano/Museo de la Catedral de Valencia) включает еще четыре зала, в которых хранятся разнообразные картины XV-XVIII и другие экспонаты (всего 90 предметов).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В первом зале этого небольшого, но интересного музея представлены подлинные скульптуры апостолов с портала Пуэрта-де-лос-Апостолес.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

Как уже говорилось, на самом портале сейчас находятся копии этих готических фигур, а оригиналы были отправлены в музей из-за их плачевного состояния. Замечательно, когда есть возможность так близко рассмотреть эти старинные скульптуры и сравнить их с нынешними копиями.

Кафедральный собор, Валенсия, ИспанияКафедральный собор, Валенсия, Испания

В этом же зале можно увидеть рельефную позолоченную композицию из дерева «Успение Богоматери» (1490) скульптора Алехо де Ваиа (Alejo de Vaía) и другие образцы готической скульптуры, а также картины по дереву таких валенсийских художников XV века, как Жакомарт (Jaume Baçó Escrivà,“Jacomart”) и Жуан Решак (Joan Reixac).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Во втором зале представлены произведения раннего ренессансного искусства таких художников, как Родриго де Осона (Rodrigo de Osona) и Паоло де Сан Леокадио. Также здесь находится анонимная деревянная скульптура св. Иакова (XVII век).

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

В следующем зале демонстрируются произведения в стиле маньеризма: картины Висенте Масипа, Хуана де Хуанеса и других художников той эпохи, а также деревянные барельефы, некогда украшавшие соборный орган. Здесь же установлены интересные деревянные макеты, наглядно демонстрирующие различные этапы строительства Валенсийского собора.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Четвертый зал музея посвящен ювелирному искусству. Здесь можно полюбоваться различными реликвариями, но главным экспонатом этого раздела музея, безусловно, является грандиозная дарохранительница (Custodia del Corpus Christi), созданная в 1940-1954 гг. золотых дел мастером Франсиско Пахароном Суайем (Francisco Pajarón Suay) в сотрудничестве с другими валенсийскими ювелирами. Дарохранительница хранится в музее круглый год, за исключением праздника Корпус Кристи (Тела Христова), когда она является важнейшим элементом торжественной процессии. Во время праздника Тела Христова можно увидеть, как эту дарохранительницу проносят по центральным улицам Валенсии, осыпаемую дождем розовых лепестков.

Кафедральный собор, Валенсия, Испания

Высота дарохранительницы превышает 4 метра (не считая навершия), в ней 600 кг серебра и 5 кг золота, а также жемчуг и драгоценные камни. Это удивительное творение в духе валенсийского необарокко украшено 159 гравированными изображениями, 44 горельефами с библейскими сценами, 48 гербами из эмали и 71 колокольчиком. Подробное описание и фотографии дарохранительницы можно найти тут.

Что посмотреть в кафедральном соборе Валенсии (самое интересное в соборе)

Карта Валенсии с достопримечательностями

На нашем сайте вы можете бесплатно скачать подробную туристическую карту (план) Валенсии.

Предлагаем вашему вниманию план исторического центра Валенсии, на котором на русском языке обозначены все основные достопримечательности (музеи, культурно-исторические памятники, площади) этой части города, а также приведены названия улиц и указаны важнейшие отели и рестораны. Кроме того, на карте указано местоположение пунктов туристической информации Валенсии. Также на плане обозначен железнодорожный вокзал Валенсии (Северный вокзал): вы легко найдете это вытянутое здание по оранжевому значку в виде поезда, в нижнем северном углу Старого города, рядом с ареной для боя быков.

Карта Валенсии, Испания

Ниже приводится еще одна карта Валенсии: план района к юго-востоку от Старого города. В этом районе находится популярнейшая достопримечательность Валенсии — Город искусств и наук (La Ciudad de las Artes y de las Ciencias/Ciutat de les Arts i les Ciències).

Карта Валенсии, Испания

Что посмотреть в Валенсии

См. также другие заметки об архитектуре и достопримечательностях Валенсии:

- Достопримечательности Валенсии: Шелковая биржа (Ла-Лонха-де-ла-Седа)

- Достопримечательности Валенсии: Северный вокзал

- Достопримечательности Валенсии: Базилика Пресвятой Девы Защитницы Обездоленных (Басилика-де-ла-Вирхен-де-лос-Десампарадос)

- Достопримечательности Валенсии: Мэрия (ратуша) Валенсии и Городской исторический музей

- Достопримечательности Валенсии: Здание банка Валенсии

- Достопримечательности Валенсии: Дворец маркизов Дос-Агуас (Музей керамики)

- Достопримечательности Валенсии: «Вязаный дом»

- Достопримечательности Валенсии: Центральный рынок

- Достопримечательности Валенсии: Рынок Колон

- Достопримечательности Валенсии: Главпочтамт (Дворец связи)

- Достопримечательности Валенсии: Церковь Сан-Хуан-дель-Оспиталь (церковь госпитальеров)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Кафедральный собор Валенсии, статья в Википедии

2. Подробное описание истории строительства, архитектуры и интерьеров Валенсийского собора

3. Официальный сайт кафедрального собора в Валенсии

4. Колокольня Мигелете, статья в Википедии

5. Подробное описание и фотографии колокольни и колоколов собора в Валенсии

6. Путеводитель по Валенсии: колокольня Мигелете

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)