В первой части самостоятельной прогулки по Ингольштадту мы посмотрели достопримечательности восточной части исторического центра, а в завершение вышли на набережную Дуная и полюбовались панорамой другого берега. Осталась неохваченной западная часть Старого города. Здесь нас ждут еще более интересные открытия, в том числе несколько улиц с красивыми старинными домами, а также необычный собор Богоматери и умопомрачительная церковь братьев Азамов.
Эта заметка завершит нашу прогулка по Старому городу Ингольштадта. О поездке в музей Audi читайте в отдельной статье.
Прогулка по Ингольштадту (часть 2). Анатомический театр. Городские ворота. Собор Богоматери. Церковь Азамкирхе
Вторая часть прогулки, как и первая, начинается на Ратушной площади. Только теперь мы направимся в другую сторону. От Больничной церкви, что напротив Новой ратуши, свернем на Больничную улицу Шпитальштрассе (Spitalstraße), которая, сделав изящный изгиб, перетекает в тихую опрятную улочку Bei der Schleifmühle («У шлифовальной мельницы») (см. туристическую карту).
Улочка эта примечательна живописным кварталом разноцветных домиков, многие из которых украшены забавными вставками с картинками на светские и религиозные темы.
Почти все эти дома некогда принадлежали кожевникам (дубильщикам), что неудивительно, если знать, что рядом протекала речка Шуттер (Schutter), приток Дуная. Кварталы кожевников, как мы знаем на примере многих старинных городов (скажем, Кольмара), всегда располагались близ каналов и рек: такое размещение было обусловлено необходимостью в обилии воды для вымачивания и промывки кожи. Отдельные кварталы за пределами городских стен кожевникам выделяли еще и из соображений экологии: чтобы загрязнения и зловоние, связанные с обработкой кожи, не распространялись на остальные районы города.
Вот, например, так называемый дом «У грушевого дерева» (Birnbaumhäusl) (адрес: Bei der Schleifmühle, 17). Дендрохронологическое исследование показало, что фахверковая основа постройки датируется 1473 годом. Здание было расширено с восточной стороны в 1572 году, а в 1992-1993 годах был проведен капитальный ремонт. Что изображает фреска на фасаде, теперь уже и не разглядеть.
По соседству выстроились другие любопытные двухэтажные домики, в том числе дом конца XV века (Bei der Schleifmühle, 15), украшенный изображением римского солдата, который, видимо, его охраняет. На картинке, что характерно, изображен и сам этот дом — только могучий воин, как в сказке, в два раза его выше. Нарисованы также речка и бегущий человечек, такой маленький, что его почти придавила пята гигантского легионера.
Рядышком разместился дом «У мавра» («Мавританский кожевник») (Mohrenlederer) (Bei der Schleifmühle, 13), который легко распознать по двум фрескам: одна изображает мускулистого африканца с луком и стрелами, вторая — Мадонну. Этот дом датируется в основе своей 1570 годом. В 1799 году он был частично перестроен, а в 1990 году отреставрирован.
К дому с мавром справа примыкает дом с оригинальным фронтоном, который сплошь прорезан овальными окошками (Bei der Schleifmühle, 11).
Ядро здания относится к позднему Средневековью. В эпоху барокко оно было перестроено, а в 1995 году обновлено. Еще один интересный памятник архитектуры в этом стройном ряду — жилой дом по адресу Bei der Schleifmühle, 9, построенный в начале XVI века. Ступенчатый фронтон украшен килевидными арочками.
Отсюда уже неплохо виден собор Ингольштадта и готическое здание первого баварского университета (Hohe Schule). Мы уже неоднократно упоминали этот прославленный университет. Пора наконец взглянуть на историческую достопримечательность (адрес: Goldknopfgasse, 7) (см. туристическую карту). Само по себе здание очень скромное — розоватая трехэтажная постройка под высокой двускатной крышей имеет с северной стороны фронтон, расчлененный лопатками и увенчанный башенкой на коньке крыши.
Боковой фасад украшает фреска «Диспут», созданная в 1935-1936 годах плодовитым местным художником и графиком Йоханнесом Эппелейном (1891-1965) (Johannes Eppelein). Он оставил множество картин с романтическими видами Ингольштадта, а также был известным в городе мастером фресок и неоднократно выполнял официальные заказы.
На нижнем этаже находится ресторан (в 2013 году был закрыт).
Здание было построено в 1430-х годах для богадельни (Pfründnerhaus), основанной Людвигом Бородатым. Проживающие в богадельне неимущие должны были по несколько раз в день молиться за спасение герцогской души в соседнем соборе Богоматери.
Богадельня недолго просуществовала в этом качестве. В середине XV века возникла идея основать в Ингольштадте первый в Баварии университет. Герцог Людвиг IX Богатый в своем письме папе римскому описал преимущества дунайского города (красоту и богатство домов и храмов, великолепие природы, превосходное качество мяса и рыбы...) и получил соответствующее разрешение. Из-за финансовых трудностей и поисков подходящего здания открытие университета состоялось лишь в 1472 году. В эпоху расцвета Ингольштадтского университета в нем обучалось до 1 тысячи студентов. Это был один из важнейших немецкоязычных университетов. К слову сказать, именно в университете Ингольштадта учился Виктор Франкенштейн, главный персонаж знаменитого романа Мэри Шелли (1818).
Первый баварский университет располагался в перестроенной богадельне до 1800 года. Затем он был переведен в Ландсхут, а в 1826 году — в Мюнхен (это нынешний Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана). Здание перестало служить центром высшего образования, но название Hohe Schule («Высшая школа») сохранилось. После переезда университета здесь располагались средние школы, в том числе гимназия. В начале 1930-х годов здание подвергли реконструкции, в 1990-х годах прошел новый ремонт. Теперь тут работает центр повышения квалификации преподавателей высшей школы и одна из кафедр Католического университета Айхштет-Ингольштадт.
В скверике рядом с Hohe Schule с 1965 года стоит фонтан с тремя птицами марабу (Marabubrunnen). Автор композиции — мюнхенский скульптор Эрик Хофман (Erich Hofmann). Видимо, эти малопривлекательные, но мудрые птицы были выбраны как олицетворение учёности.
Напротив северного фасада старого университета, в симпатичном домике по адресу Hohe-Schul-Straße, 7, разместился винный магазинчик Weinhaus Baden. Само здание — бывший дом ремесленника, восходящий к двум средневековым постройкам. Показанная на фотографии часть с мансардной вальмовой крышей появилась в XVIII веке.
От заднего (южного) фасада старого университета свернем на улицу Ташентурмштрассе (Taschenturmstraße) (см. туристическую карту). На углу стоит обратить внимание на старинный дом земледельца, построенный в 1470-х годах (адрес: Bei der Schleifmühle, 1). Главная его особенность (помимо почтенного возраста) — прелестный аутентичный щипец (фронтон), расчлененный по вертикали готическими стойками контрастного цвета. За ним виднеется бывший дом ремесленника (Taschenturmstraße, 2). Здание датируется 1475 годом и имеет щипец, украшенный слепыми нишами.
На Taschenturmstraße мы свернули не просто так, а с целью посмотреть средневековую башню Ташентурм (Ташентортурм) (Taschenturm/Taschentorturm).
На протяжении своей истории Ингольштадт неоднократно обновлял систему укреплений. Как мы знаем из истории, первая крепостная стена появилась в городе еще в середине XIII века. Прошло всего сто лет, и где-то в 1360 году, в связи с заметным ростом населения, возникла потребность в расширении города и возведении новой, более обширной крепостной стены. Так появились вторые по счету городские укрепления Ингольштадта. Причем если от первых средневековых укреплений до наших дней почти ничего не дошло (лишь одинокий Старый замок), то от вторых, датируемых XIV-XV веком, кое-что сохранилось: в частности, вот эта башня Ташентурм, башня Мюнцбергтор, а также значительная часть крепостных стен и парочка ворот: Фельдкирхнертор 1368 года (ставшие частью Нового замка) и Кройцтор 1385 года, которые мы скоро увидим. Конечно, эти остатки не так уж многочисленны (когда-то башен насчитывалось почти сто!), но и это, согласитесь, неплохо — для такой древности.
Башня Ташентурм, входившая в состав этой второй крепостной стены, была построена около 1390 года. Это скромная пятиэтажная оштукатуренная постройка со ступенчатым фронтоном. Название башни, вероятно, связано с тем, что ее двускатная крыша покрыта черепицей (Dachtaschen). На протяжении истории башня выполняла довольно мрачные функции: использовалась в качестве жилища палача и городской тюрьмы. Во время охоты на ведьм в конце XVI века эти стены были свидетелями многочисленных пыток. На некоторых из них лично присутствовал будущий курфюрст Баварии Максимилиан I, который жаловался своему отцу, герцогу Вильгельму V, на чересчур мягкие методы допроса ведьм в Ингольштадте!
От ужасов Средневековья шагнем в просвещенное Новое время. Пройдя мимо башни Ташентурм и фрагмента крепостной стены чуть дальше по улице Анатомиштрассе (Anatomiestraße), увидим с правой стороны нарядное бело-желтое позднебарочное здание — Старый анатомический театр Ингольштадта (Alte Anatomie) (адрес: Anatomiestraße, 18-20) (см. туристическую карту).
Нырнув в боковые ворота, оказываемся в красивом внутреннем дворике, откуда открывается отличный вид на парадный фасад с центральным павильоном, окруженным элегантной аркадой.
Здание было построено в 1723-1736 годах по проекту Габриэля де Габриэли (Gabriel de Gabrieli), придворного архитектора епископа Айхштета. Комплекс предназначался для медицинского факультета университета Ингольштадта (поскольку в связи с ростом университета места стало отчаянно не хватать, факультет приобрел этот участок земли между главным зданием университета и фрагментами крепостной стены). В итоге появилось здание, по стилю архитектуры напоминающее оранжерею или небольшой замок.
Медицинский факультет располагался здесь до 1800 года, то есть до тех самых пор, пока университет не переехал из Ингольштадта в Ландсхут. Затем здание оказалось в заброшенном состоянии, и только в начале 1970-х годов, по случаю 500-летнего юбилея основания университета, его купили и отреставрировали местные власти. С 1973 года тут размещается Немецкий музей истории медицины (Немецкий медицинский исторический музей) (Deutsche Medizinhistorische Museum). Музей посвящен истории медицины от античности до наших дней.
Экспозиция, судя по всему, прелюбопытная: пилы для ампутации, инструменты для прижигания, ножи для кровопускания... Заодно стоит взглянуть на центральный лекционный зал (бывший анатомический театр), где сохранилась потолочная фреска кисти Мельхиора Бухнера (Melchior Buchner), прославляющая медицинскую науку (фото с сайта ingolstadt.de).
Немецкий медицинский исторический музей в Ингольштадте открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:00. В аналогичные часы открыт и аптекарский сад, причем его, в отличие от музея, можно осмотреть бесплатно. Главный вход в музей и сад располагается со стороны улицы Anatomiestraße.
В красочном ухоженном саду, оформленном в симметричном барочном стиле, произрастают различные лекарственные растения. Сад разбит на месте университетского ботанического сада. Этот особый Hortus medicus (медицинский сад), примыкающий к зданию, был создан уже в 1723 году и предназначался для обучения студентов-медиков ботанике и фармакологии.
Нынешний сад появился в 1992 году и состоит из двух частей: сад лекарственных растений и «сад ощущений» (этот небольшой сенсорный садик, адаптированный для инвалидов, расположен в дальнем углу территории; здесь каждый может получить удовольствие от прикосновений к травам и их интенсивного аромата).
В настоящее время в лекарственном саду выращивается более сотни видов целебных растений. Все они сгруппированы в соответствии с основным содержащимися в них действующими веществами: сапонины, эфирные масла, дубильные вещества... Естественно, наше внимание привлекла группа ядовитых растений, содержащих алкалоиды. Правда, еще почти ничего не цвело — незрелая весна. Наверное, летом сад особенно хорош.
Дополнительным украшением сада служит фонтан с медицинской символикой: он изображает змею, обвивающую круглую чашу. Сам фонтан был установлен в 1972 году, а бронзовая змея Эскулапа появилась позднее.
Из дворика с садом хорошо виден собор Ингольштадта.
До собора тут уже рукой подать. Вернёмся к старому университету, пройдем небольшой отрезок улицы Poppenstraße — и вот перед нами громада собора, окруженного интереснейшими, как на подбор, домами.
Это, пожалуй, самый красивый и гармоничный уголок Ингольштадта: место, где улица Терезиенштрассе (Theresienstraße) (продолжение уже знакомой нам пешеходной Людвигштрассе) перетекает в Кройцштрассе (Kreuzstraße) (см. туристическую карту). Как и на Людвигштрассе, здесь висят плакаты, оповещающие о скором празднике, посвященном знаменитому закону «о чистоте пива», который был принят в Ингольштадте в 1516 году.
Дома здесь — один другого лучше! По стилю архитектуры они разные, но ансамбль в итоге получается весьма гармоничный. Похоже, что, в отличие от Людвигштрассе, данную часть города не сильно бомбили. Улица Theresienstraße довольно широкая и очень нарядная, к тому же тут много питейных заведений. Чуть не на каждом домике — маленькая живописная сценка либо скульптура на углу.
Одним из первых наше внимание привлекает колоритное здание со ступенчатым фронтоном на углу Kreuzstraße (продолжение Theresienstraße) и Poppenstraße. Это бывшая гостиница с пивоварней Poppenbräu, построенная в 1858 году. Некогда в Ингольштадте существовали десятки пивоварен, теперь же остались лишь две: Nordbräu и Herrnbräu (логотипы второй попадались нам особенно часто); есть еще новая Schwalbenbräu.
Фасад дома украшает фреска «Пивовар» художника Йоханнеса Эппелейна — того самого, что создал фреску на здании старого университета Hohe Schule.
Этот же живописец расписал фасад соседнего дома по адресу Theresienstraße, 29. Фреска «Семь швабов» иллюстрирует культовую в этих краях шуточную сказку о приключениях семи бестолковых швабов, отважившихся однажды вступить в борьбу со «страшным чудовищем» — зайцем!
Сатирический рассказ о семи швабах существует в многочисленных переработках, в том числе в сборнике братьев Гримм, а самая ранняя версия принадлежит известному автору XVI века Гансу Саксу. Но особую популярность сказка завоевала благодаря книге швабского писателя Людвига Аурбахера, опубликованной в 1829 году.
Сам дом известен как Schwabenbräu, поскольку раньше тут находилась одноименная швабская пивоварня с гостиницей. Фактически здание составлено из двух симметричных домов XVII-XVIII века, соединенных аркой с надписью «1763». Над ней-то и помещена фреска. Оба дома имеют небольшой эркер и криволинейный шипец.
Соседний угловой дом (Theresienstraße, 31) — это тоже бывшая пивоварня с гостиницей Tafelmeier. Теперь тут открыт биргартен и мексиканский ресторан известной немецкой сети Sausalitos. Отсюда и кактус в оформлении. Постройка относится к позднему Средневековью.
В нише на углу здания стоит сделанная из песчаника в XIX веке фигура святого.
Напротив — два красивых дома с элегантными серо-белыми фасадами (Theresienstraße, 32 и 34).
Левый, с фигурой Мадонны – покровительницы Баварии в нише, получил необарочный фасад при перестройке 1905 года. Скульптура Мадонны появилась примерно тогда же. Здание справа, с явными элементами модерна и необарокко одновременно, также относится к началу XX века.
Чуть левее по этой же стороне расположено еще одной интересное здание (Theresienstraße, 28). Построено оно в 1912 году также в стиле эклектики, с использованием форм ренессанса и барокко.
Эркер украшен художественно оформленной надписью, своего рода мемориальной доской, с рельефом, изображающим дом, стоявший на этом месте в XVI веке.
Чуть подальше, всё на той же Терезиенштрассе стоит очень милый и живой «мальчишеский» фонтан (Buben-Brunnen) (1982). Итальянский скульптор Клаудио Ригетти (Claudio Righetti), поселившись в Ингольштадте, решил установить на своей новой родине фонтан, который бы радовал всех жителей, особенно детей и их матерей. Так и возник мотив играющих в воде детей. И хотя некоторым критикам казалось, что для этого места куда лучше подойдет более строгая тема, задумка итальянца была реализована. Мы подошли к фонтану, когда начался дождь; в чашу фонтана лилась вода, и купающиеся ребята выглядели особенно органично. Фонтан очень популярен среди местных жителей. Детям нравится плескаться в воде вместе со своими бронзовыми собратьями.
Кстати, раньше Theresienstraße называлась Weinmarkt (здесь проходил оживленный Винный рынок) и воспринималась скорее как протяженная площадь. Кроме того, она издавна считалась наиболее фешенебельной улицей города. Жили здесь в основном богатые пивовары, пекари, мясники, а также профессура (благо университет совсем рядом). Улицу и теперь называют самой красивой в Ингольштадте. Забавно: мы об этой улице до приезда ничего не знали и не читали, но как только на ней оказались, сразу записали в фавориты!
Мы показали далеко не все красивые дома на Терезиенштрассе. Прогуляйтесь по этой улице сами, и убедитесь, насколько это живописное место.
А господствует надо всем этим великолепием, разумеется, собор.
Позднеготический кирпичный собор Богоматери, или мюнстер (Liebfrauenmünster) — главный храм Ингольштадта. Его еще называют «верхним приходом» (Obere Pfarr), в отличие от церкви Морицкирхе, известной как «нижний приход» (Untere Pfarr).
Собор Ингольштадта — очень необычное по архитектуре сооружение: вы сразу же обратите внимание на две мощные западные башни, поставленные не прямо, а под углом сорок пять градусов к основному телу здания. Формально это не кафедральный собор, а просто крупная католическая церковь, но наименование «собор» вполне соответствует величественному облику сооружения.
Собор был возведен в XV веке по инициативе Людвига Бородатого — того самого герцога, который построил в Ингольштадте Новый замок и богадельню Pfründnerhaus (впоследствии первый баварский университет).
Внутри собора стоит взглянуть на чудесный главный алтарь, созданный по заказу герцога Альбрехта V в 1572 году, по случаю 100-летия основания Ингольштадтского университета. Еще одна достопримечательность интерьера — причудливые двухуровневые своды боковых капелл, созданные в начале XVI века и прославившие собор далеко за пределами Баварии.
В интерьере собора много разных других чудес: витражи, резные алтари, надгробия, знаменитая икона Матери Божией Трижды Предивной... Подробно об истории, архитектуре и внутреннем убранстве собора Богоматери в Ингольштадте можно прочитать в отдельной заметке.
Совсем рядом с собором находятся нарядные Крестовые ворота, или Кройцтор (Kreuztor) — главный архитектурный символ Ингольштадта. Как и башня Ташентурм, это один из уцелевших фрагментов второй городской крепостной стены, появившейся в XIV веке. Ворота строились с 1385 года. В свое время это были одни из четырех ворот крепостной стены, единственные дошедшие до нашего времени (если не считать ворот Фельдкирхнертор, интегрированных в Новый замок). Они служили западным входом в город. Название ворот связано с располагавшимся по соседству лепрозорием Святого Креста.
Ворота Кройцтор выстроены из красного кирпича. Главная башня, увенчанная шпилем, включает несколько угловых башенок и декоративные элементы из известняка (в том числе герб Ингольштадта — огнедышащую пантеру). Иногда эти ворота называют одними из самых красивых в Германии (источник фото: flickr.com).
Вернемся теперь к собору и, обогнув его, свернем налево по Konviktstraße (см. туристическую карту). В доме под номером 1, построенном в 1580-х годах, находится «пансион Канизия», Canisiuskonvikt — единственный сохранившийся корпус Иезуитской школы (гимназии) Ингольштадта (Jesuitenkolleg). Как известно, город долгое время был оплотом иезуитов. Данный колледж был основан в середине XVI века и просуществовал до конца XVIII века. Заведение было престижным и широко известным, тут училось множество политических и религиозных деятелей и аристократов со всей Германии.
После расформирования колледжа в этом флигеле устроили казармы. Теперь здесь находится студенческая столовая и общежитие в ведении католической организации Canisiusstiftung. Остальные корпуса иезуитской гимназии не сохранились. На их месте в 1861-64 годах был построен военный госпиталь, использовавшийся в эпоху Третьего рейха в качестве казармы, Flandernkaserne (имеются в виду длинные здания вдоль улиц Jesuitenstrasse и Oberer Graben, теперь переданные образовательным учреждениям и также находящиеся в управлении Canisiusstiftung). Соседнее с пансионом здание по Kupferstraße, 23 — католическая гимназия и реальное училище Гнаденталь (Gnadenthal-Gymnasium/-Realschule), подчиненное епархии Айхштета. Гимназия с небольшой луковичной башенкой в необарочном стиле была построена в 1908 году.
На юго-восточном углу пансиона Канизия можно заметить барочную фигуру Девы Марии, созданную в первой половине XVIII века. Фигуры святых в нишах вообще встречаются тут на углу чуть ли не каждого дома (источник фото: stadtbild-deutschland.org).
Пройдем немного по Konviktstraße вдоль пансиона Канизия и на ближайшем перекрестке увидим одну из главных целей нашего приезда в Ингольштадт — Азамкирхе, или церковь братьев Азам, или церковь Мария де Виктория (Asamkirche/St. Maria de Victoria Kirche) (адрес: Neubaustraße, 11/2). Это подлинная жемчужина баварского барокко, которая впечатляет (в первую очередь своим интерьером), даже если вы не любитель этого стиля. Хотя церковь находится в двух шагах от собора, несведущий турист может легко пройти эту скромную улочку стороной: ни обширной площади, ни выдающейся башни — ничто не предвещает встречи с чудом.
Но вот перед нами возникает небольшой фасад — «тортик», насыщенный сахарной глазурью лепных украшений.
А за фасадом — настоящая барочная шкатулка для драгоценностей, объятая пологом феноменальной потолочной фрески, творением прославленного баварского мастера, волшебника оптических иллюзий Космаса Дамиана Азама. Этот шедевр, созданный им на пике творческого гения, считается крупнейшей в мире росписью на плоской поверхности. Церковь была построена в 1732-1736 годах в качестве зала собраний и молитв студенческой конгрегации, основанной всё теми же иезуитами.
Сегодня церковь основную часть времени функционирует как музей, так что вход в нее платный, но плата необременительная (2 евро). Фотографировать разрешают. Более того, смотритель рассказывает, в какую часть зала лучше встать, чтобы фреска воспринималась наиболее эффектно, и в каком направлении идти, чтобы лучше рассмотреть каждый из четырех углов потолочной композиции. В этих четырех углах помещены фигуры, олицетворяющие четыре континента (символ того, что иезуиты осуществляли миссионерскую деятельность по всему миру).
Потом вам предложат осмотреть местную сокровищницу — небольшую комнатку, где хранится знаменитая на весь мир дароносица Lepanto-Monstranz, в тончайших ювелирных деталях изображающая битву при Лепанто; самая ценная дароносица (монстранция) в мире. В сокровищнице также можно увидеть жутковатые реликварии с мощами и красивое распятие из слоновой кости — так называемый крест Тилли, который, возможно, принадлежал известному полководцу Тридцатилетней войны графу Иоганну Церкласу фон Тилли (1559-1632).
Подробно об истории, архитектуре, интерьере и сокровищнице церкви Азамкирхе (Мария де Виктория) в Ингольштадте можно прочитать в отдельной заметке. Там же приведена информация о часах работы.
На другой стороне улицы — забавный домик со множеством золотых ангелочков (адрес: Neubaustraße, 2), так называемый дом Тилли (Tillyhaus). Мемориальная табличка сообщает нам о том, что в этом доме в 1632 году скончался фельдмаршал Католической лиги Иоганн Церклас фон Тилли, потерпевший поражение от шведов во время Тридцатилетней войны. Нарядное бело-желтое здание выделяется прихотливо изрезанным волнистым фронтоном и эркером с фигурой льва.
Дом был перестроен в барочном стиле в 1710 году, так что когда здесь умирал полководец, здание имело совсем другой вид. Что касается золотых ангелочков, «рассыпанных» по фасаду, то это работа современного художника, автора инсталляций во многих немецких городах Отмара Хёрля (Ottmar Hörl). Такие же ангелы-хранители с 2007 года украсили и некоторые другие здания в центре Ингольштадта (впрочем, с тех пор большинство ангелов «улетело»: поклонники художника их раскупили). На доме Тилли задумчивые небесные посланники появились потому, что здесь располагается художественная галерея, по приглашению которой Хёрль и выполнил этот проект.
От дома Тилли свернем на улицу Johannesstraße (см. туристическую карту). На углу с Harderstraße можно посмотреть церковь женского монастыря Гнаденталь (Kloster St. Johann im Gnadenthal) (адрес: Harderstraße, 5). Сам монастырь францисканок был основан в 1276 году, а скромная однонефная церковь в позднеготическом стиле с башенкой на коньке крыши была построена в 1487 году. В XVII веке постройку расширили, а портал переделали в барочном стиле.
Именно этому монастырю до недавнего времени принадлежала гимназия Гнаденталь, которую мы видели чуть раньше. Сам монастырь существует и поныне (примыкает к церкви со стороны улицы Harderstraße).
Внутри церковь невелика, но зайти сюда стоит, чтобы увидеть парящую над алтарем деревянную резную Ландсхутскую Мадонну 1522 года, названную так потому, что до XIX века она находилась в монастыре францисканок в Ландсхуте. Еще одним сокровищем храма является деревянный рельеф известного баварского скульптора эпохи поздней готики Ханса Лейнбергера (Hans Leinberger) «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1513). Стены алтарной части покрыты современными фресками, которые выполнила в 1953-56 годах художница — и по совместительству монахиня — сестра Евфимия (Schwester Euphemia Blaschke).
Напротив монастырской церкви замечаем «дворец» с двумя башенками (Stadtpalast/KaisheimerHaus) (адрес: Harderstraße, 6). В своей основе он состоит из трех готических домов, но неоднократно перестраивался. Известно, что в XVI веке дом принадлежал немецкому механику и астроному, профессору математики Ингольштадтского университета Петеру Апиану. Примерно в 1600 году дворец перешел к Фуггерам (знаменитому аугсбургскому торгово-кредитному дому), а в 1627 году — к монастырю Кайсхайм. С 1834 года в здании располагалась городская дирекция фортификационного строительства, а сейчас тут находится участковый суд (Amtsgericht Ingolstadt).
На небольшой площади Franziskanerplatz, открывающейся справа от этого «дворца», стоит интереснейшая францисканская церковь Вознесения Девы Марии (Franziskanerkirche Mariä Himmelfahrt) (адрес: Harderstraße, 2). Это не самая известная достопримечательность Ингольштадта, но сюда стоит заглянуть (нам это сделать не удалось из-за реставрации) ради многочисленных эпитафий XVI века. Церковь некогда служила самым крупным местом захоронения профессоров Ингольштадтского университета, высокопоставленных военных и знати (источник фото: wikimedia.org).
Храм строился с 1275 года для нищенствующего ордена францисканцев («миноритов») — отсюда и аскетичный внешний облик. Однако позднее, в XVIII веке, интерьер трехнефной раннеготической базилики оформили в пышном барочном стиле. До 2006 года церковь принадлежала монастырю францисканцев, а теперь перешла к капуцинам. С 1964 года она имеет статус «малой базилики» (Basilica minor) (источник фото: stadtbild-deutschland.org).
Внутри храма — повсюду: вдоль стен, на колоннах, в боковых капеллах — можно увидеть около сотни необычайно хорошо сохранившихся высокохудожественных резных надгробий и эпитафий.
У нас оставалось не так много времени на знакомство с Ингольштадтом, и напоследок было решено отправиться в музей «Ауди» (Audi museum mobile) — вообще-то многие туристы только ради него и приезжают в этот баварский город. Удобно, что от улицы Harderstraße, на которой мы закончили свою прогулку, было рукой подать до автовокзала Ингольштадта (ZOB) (см. туристическую карту). Там мы и сели на автобус №11, который идет до центра «Ауди».
Фотоотчет-отзыв о музее «Ауди» в Ингольштадте можно найти в отдельной заметке. Там же подробно описано, как самостоятельно добраться до музея. Не забывайте, что на обычных городских автобусах действует баварский билет!
♦♦♦♦♦♦♦
См. также:
- Первая часть прогулки по Старому городу Ингольштадта
- Фотоотчет-отзыв о музее «Ауди» в Ингольштадте
♦♦♦♦♦♦♦
Туристическая карта Ингольштадта с достопримечательностями
Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Ингольштадта с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. Скачать карту центра города Ингольштадта вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.
На плане обозначено местоположение центрального автовокзала Ингольштадта (ZOB). Железнодорожный вокзал Ингольштадта расположен южнее исторического центра, примерно в 2,5 км от Старого города, так что на карте не показан. Музей Audi тоже не попал на карту, поскольку находится в 4 км от центра.
♦♦♦♦♦♦♦
Что посмотреть в Ингольштадте (основные достопримечательности)
Что посмотреть в Ингольштадте? В этом старинном баварском городе есть несколько интересных музеев, храмов, а также красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Ингольштадта обозначено на туристической карте города.
Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Ингольштадте, предлагается ниже:
- Ратушная площадь (Старая ратуша, церковь Св. Маврикия, Больничная церковь) (адрес: Rathausplatz)
- Собор Богоматери (мюнстер) (адрес: Kreuzstraße, 1)
- Церковь братьев Азамов (адрес: Neubaustraße, 11/2)
- Новый замок (Баварский армейский музей) (адрес: Paradeplatz, 4)
- Улицы Людвигштрассе и Терезиенштрассе (Ludwigstraße, Theresienstraße)
- Историческое здание первого университета Баварии (адрес: Goldknopfgasse, 7)
- Старый замок (Герцогский дом) (адрес: Hallstraße, 2)
- Старый анатомический театр (Немецкий медицинский исторический музей) (адрес: Anatomiestraße, 20)
- Церковь францисканцев (адрес: Harderstraße, 2)
- Музей Audi (адрес: Audi Forum Ingolstadt, 85045 Ingolstadt)
- Парк Кленце на другой стороне Дуная
- Башня Ташентурм (адрес: Anatomiestraße, 23), ворота Кройцтор (адрес: Kreuzstraße, 13/15)
♦♦♦♦♦♦♦