Достопримечательности Ингольштадта: собор Богоматери

Собор Богоматери, или мюнстер (Либфрауенмюнстер) (Münster Zur Schönen Unserer Lieben Frau/Liebfrauenmünster) — главный храм Ингольштадта и одно из самых больших в Баварии кирпичных готических зданий. Наряду с церковью братьев Азамов и музеем «Ауди», это одна из важнейших городских достопримечательностей. Собор имеет необычную архитектуру: вы сразу же обратите внимание на две мощные западные башни, поставленные не прямо, а под углом сорок пять градусов к основному телу здания.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Формально это не кафедральный собор, а просто крупная католическая церковь (резиденция епископа находится не в Ингольштадте, а в соседнем Айхштете). Однако наименование «собор» вполне соответствует величественному облику сооружения. Главная святыня храма — икона Матери Божией Трижды Предивной. Также интересен главный алтарь и фантастические воздушные своды боковых капелл. В этой заметке мы расскажем об истории и архитектуре собора Ингольштадта, а также полюбуемся его интерьером.

История собора Богоматери в Ингольштадте

В начале XV века город был поделен на два прихода: более древняя церковь Морицкирхе стала называться «нижним приходом» (Untere Pfarr), а построенная вслед за ней в 1407 году вторая церковь, деревянная, — «верхним приходом» (Obere Pfarr). Эта деревянная церковь стояла как раз на том месте, где сегодня возвышается громада собора Богоматери.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Возведение нынешнего кирпичного готического собора было начато в 1425 году. Инициатором строительства выступил Людвиг VII Бородатый (ок. 1368-1447) из рода Виттельсбахов, вошедший в историю как герцог-строитель и покровитель искусств. В эпоху правления Людвига Бородатого Ингольштадт был столицей Баварско-Ингольштадтского герцогства, а собор стал его духовным центром. Помимо собора, благодаря этому герцогу в городе появились и другие значимые постройки: Новый замок и богадельня Pfründnerhaus (впоследствии первый баварский университет). Барельеф с портретом герцога (источник [12]):

Людвиг VII Бородатый, барельеф собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Собор получил имя Богоматери (Zur Schönen Unserer Frauen) в честь драгоценного скульптурного образа Девы Марии (Ingolstädter Gnad), подаренного храму Людвигом Бородатым в 1438 году. Образ включал фигуры Богоматери с младенцем, а также Карла VI и Изабеллы Баварской, святого Георгия и святой Елизаветы. О том, как выглядела эта композиция, теперь можно судить лишь по картине 1760 года: сам образ был конфискован и переплавлен в 1801 году (источник репродукции: [3]).

Изображение утраченного образа из собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Деревянную реплику этого утраченного ювелирного произведения можно увидеть прямо в соборе, у входа в сокровищницу.

Известно, что композиция была создана придворными французскими мастерами: Людвиг Бородатый привез ее из Парижа. Будучи братом французской королевы Изабеллы Баварской, герцог более десяти лет провел во Франции. Неслучайно, вернувшись в Баварию, он стал строить в Ингольштадте замок именно по французскому образцу (кстати говоря, бороду он тоже стал носить не просто так, а по парижской моде). В архитектуре собора Богоматери некоторые тоже усматривают влияние французской архитектуры, причем оборонной [4].

Людвиг Бородатый задумывал собор как фамильную усыпальницу и желал быть похороненным тут. Однако так уж сложилось, что этот замысел не был реализован. Дело в том, что против герцога восстал его собственный сын. Он взял отца в плен и поместил под стражу до конца дней. Умерший в неволе Людвиг Бородатый был похоронен в монастыре Райтенхаслах (Raitenhaslach) под городом Бургхаузен.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Войны и нехватка денег часто приводили к задержкам в строительстве собора. Важным толчком к продолжению работ стало письмо папы римского (1487), по которому гражданам, добровольно пожертвовавшим на собор средства в размере суточного пропитания, позволялось даже в дни поста употреблять в пищу масло, сыр и молоко (вспоминается аналогичная история с Масляной башней Руанского собора).

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Сначала была возведена восточная часть собора (хор): она была готова примерно к 1439 году. В 1503-1504 году приступили к строительству сводов центрального нефа. Своды боковых капелл появились примерно в 1510-1520 годах.

Собор на гравюре XIX века (источник [3]:

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Возведение Ингольштадтского собора было в основном окончено в 1525 году, всего через сто лет после начала работ.

В строительстве принимало участие несколько архитекторов. Имя первого из них история не сохранила. Во второй половине XV века работами руководил зодчий Фридрих Шпис (Friedrich Spies/Sphys). Своды центрального нефа возвел архитектор Ханс Ротталер (Hans Rottaler), а в 1509 году его преемником на посту главного архитектора стал зодчий и скульптор Эрхард Хайденрайх (Хейденрейх) (Erhard Heydenreich) (работавший также на строительстве собора в Регенсбурге). Он скончался в 1524 году, после чего на место главного архитектора заступил его сын Ульрих Хайденрайх (Ulrich Heydenreich). Последние двое, отец и сын, как раз и изобрели невиданные доселе своды боковых капелл, прославившие собор Ингольштадта далеко за пределами Баварии.

Старое фото собора (источник [3]):

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Эпоха наивысшего расцвета в истории собора связана с тем временем, когда он являлся еще и университетской церковью: тут проходили богослужения и другие церемонии первого университета Баварии, основанного в Ингольштадте в 1472 году. Неудивительно, что священниками в этом храме часто становились профессора богословия, работавшие в университете: например, знаменитый теолог, яростный противник Лютера, Иоганн Экк (исторически Ингольштадт был оплотом Контрреформации) (фото эпитафии Экка с сайта [15]).

Эпитафия Иоганна Экка в соборе Богоматери в Ингольштадте, Бавария

О длительных связях собора с этим легендарным учебным заведением нам и сегодня напоминает главный алтарь, созданный в 1572 году по случаю 100-летия университета.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

В 1947 году епископ Айхштета даровал храму титул «мюнстер», и теперь он официально называется Liebfrauenmünster.

В 1847-1852 годах в соборе была проведена реконструкция в неоготическом духе, а в 1960-1970 годах — основательная реставрация.

Собор в Ингольштадте: описание наружной архитектуры

С архитектурной точки зрения Ингольштадтский собор представляет собой храм зального типа: он состоит из трех нефов примерно равной высоты, объединенных под одной двускатной крышей.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Здание имеет ряд боковых капелл и деамбулаторий (полукруглую обходную галерею вокруг алтарной части), также с капеллами. Всего в соборе насчитывается 14 капелл. Стиль постройки — поздняя готика. Материалом служит неоштукатуренный кирпич.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Безусловно, главная «изюминка» в монументальном внешнем облике собора — необычные парные башни с западной стороны, поставленные под углом (по диагонали), что хорошо видно на плане собора.

Высота северной башни составляет 62 метр, южной — 69 метров.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Хотя башни выглядят вполне законченными, на самом деле они так и не были достроены. Их планировалось не только сделать значительно выше (до 86 метров), но еще и увенчать шпилями, а не луковками. В городском архиве Ингольштадта сохранился проект одной из башен (предположительно разработанный архитектором Эрхардом Хайденрайхом, ок. 1515-1520 года), дающий представление об этих планах. По некоторым данным, башня вообще планировалась одна [16].

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Еще одна особенность здания — огромная стропильная конструкция крыши, состоящая из семи чердачных уровней. По некоторым сведениям, на ее изготовление ушло 3800 дубовых стволов. Понять, как устроена эта уникальная конструкция, созданная в 1491-1492 годах, позволяет следующий макет, хранящийся в Городском музее Ингольштадта (источник [14]):

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Размеры собора значительны: он имеет 89 метров в длину и 37 метров в ширину. Высота центрального нефа составляет 28 метров.

Интерьер Ингольштадтского собора: описание и фотографии внутреннего убранства

Интерьер церкви впечатляет своей мощью, чему способствуют могучие колонны, контрастирующие с легкими нервюрными сводами центрального нефа и фантастическими двухуровневыми сводами боковых капелл.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

То, что собор задумывался как герцогская усыпальница, нашло отражение и в его внутренней архитектуре: алтарная часть (хор) предназначалась для главного алтаря и аристократических надгробий, деамбулаторий с капеллами — для священников-капелланов, центральный неф — для простых верующих (см. план собора).

Орган собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Во внутреннем убранстве собора проявились разные стилистические направления, от готики до современности. Однако основная часть интерьера создавалась в XV-XVI веках.

План собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Основные архитектурные элементы собора и достопримечательности его интерьера показаны на плане.

Главный алтарь

Центральное место в интерьере Ингольштадтского собора занимает чудесный по изящности исполнения и богатству цветовой палитры главный алтарь (см. план собора).

Интерьер собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Алтарь был создан по заказу баварского герцога Альбрехта V Великодушного в 1572 году, по случаю 100-летия основания университета в Ингольштадте.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Автором алтаря является немецкий живописец эпохи позднего Возрождения Ганс Милих (Hans Mielich) — придворный художник и хороший знакомый герцога Альбрехта. Алтарь собора Богоматери в Ингольштадте стал самой известной работой Милиха. В этом грандиозном произведении он изобразил целый ряд евангельских сюжетов.

В общей сложности алтарь насчитывает 91 картину.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Не будем забывать, что Ингольштадт длительное время был оплотом немецкой Контрреформации. Сам герцог Альбрехт V тоже относился к числу убежденных католиков: в период его правления лютеране преследовались, а в Ингольштадтском университете безраздельно заправляли иезуиты. Таким образом, обилие картин главного алтаря было еще и проявлением идеологической позиции — сознательным выпадом против лютеранского иконоборчества.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Поскольку это алтарь-складень с двойными боковыми створками, то в каждый момент времени можно видеть лишь часть сюжетов: какие именно — зависит от времени литургического года (фото алтаря в полностью развернутом виде с сайта [8]).

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Сам герцог Альбрехт V изображен на алтаре в качестве коленопреклоненного донатора (спонсора). Восседающая на облаках Дева Мария, коронуемая ангелами, распростерла свой оберегающий плащ надо всей его семьей, включая детей и супругу герцога, Анну Австрийскую (отсюда изображение австрийского герба наряду с баварским) (источник репродукции: [11]).

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Три живописных панно с задней стороны алтаря показывают сцену спора святой Екатерины с пятьюдесятью языческими философами.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Легенда гласит, что аргументы святой Екатерины убедили философов в истинности христианской веры. За это римский император Максимин решил их казнить.

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, БаварияГлавный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Многим из философов художник Ганс Милих придал черты портретного сходства с известными профессорами и покровителями Ингольштадтского университета. Причем рядом со святой Екатериной, на переднем плане, он изобразил местных деятелей Контрреформации, приближенных герцога Альбрехта V, а ближе к краю картины — тех, кто симпатизировал лютеранству (далеких от «истинной веры») (источник репродукции: [7]).

Главный алтарь собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Алтарную часть обрамляет изысканная позолоченная решетка, которую можно рассмотреть поближе, если встать напротив центральной капеллы, позади главного алтаря.

Рассмотреть переднюю часть главного алтаря с довольно близкого расстояния тоже можно. Для этого нужно зайти в алтарную часть через калитку в огораживающей решетке. Главное — не заступать за оградительную веревку и ступеньки, ведущие к алтарю (иначе сработает сигнализация).

Орган

На галерее в западной части собора установлен большой орган (см. план собора). Он был создан в 1977 году органостроительной фирмой Johannes Klais Orgelbau. Инструмент имеет 70 регистров, 4 мануала и педаль.

Орган собора Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Орган можно услышать во время богослужений и концертов. Кроме того, с мая по июль каждую субботу в 12:00 в соборе проходят короткие 30-минутные органные концерты.

На северной стене собора (слева от главного алтаря) недавно появился другой, более камерный орган в стилистике XVIII века.

Витражи

В соборе Ингольштадта частично сохранились ценные старинные витражи, созданные в 1497-1527 годах по эскизам таких известных художников, как Ганс фон Кульмбах, Альбрехт Дюрер и Ганс Вертингер.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Особую ценность представляет восхитительный витраж за главным алтарем, изображающий сцену Благовещения. Этот витраж выполнен около 1505 года по эскизу Альбрехта Дюрера.

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

В капелле Св. Себастьяна (в деамбулатории) можно увидеть витражи 1510 года, изображающие святых Урбана, Мартина и Отмара. Эти витражи были созданы в нюрнбергской мастерской Файта Хиршфогеля (Veit Hirschvogel) по проекту Ганса фон Кульмбаха.

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Также интересны витражи капеллы Св. Анны (в южном боковом нефе) (на фото справа).

Икона Матери Божией Трижды Предивной

Особой святыней Ингольштадтского собора является почитаемая католическая икона «Матерь Божия Трижды Предивная» (Dreimal wunderbare Mutter/Mater Ter Admirabilis). Этот образ находится в боковой капелле северного нефа (см. план собора).

Перед нами одна из семи созданных в 1570 году копий римской иконы «Дева Мария Снежная» (Salus Populi Romani), хранящейся в базилике Санта-Мария-Маджоре. Глава иезуитского общества Франческо Борджиа в 1571 году разослал эти копии по различным «филиалам» иезуитов. Так одна из них попала в Ингольштадт.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Название «Матерь Божия Трижды Предивная» возникло после того, как баварский иезуит Якоб Рем (Jakob Rem) (1546-1618), часто молившийся перед этой иконой, повесил ее в капелле, где собиралась созданная им элитная католическая группа Colloquium Marianum. Весной 1604 года во время молитвы ему явилась Богоматерь и сообщила, что ее сердцу особенно любезно имя «Матерь Предивная» (Mater admirabilis). Затем видение повторилось еще дважды — так и возникло известное теперь на весь мир название иконы.

В соборе Ингольштадта икона находится с 1881 года. С 1942 года Матерь Божия Трижды Предивная является покровительницей всей епархии Айхштета.

Кафедра и скамьи

Другие украшения соборного интерьера — деревянные скамьи алтарной части (хора) и кафедра XVI века в ренессансном стиле (см. план собора). Это замечательные произведения с затейливой резьбой по дереву и инкрустацией.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Задняя стенка сидений декорирована гербами Баварии, герцога Альбрехта, университета и города Ингольштадта.

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Кафедра проповедника предположительно создана в 1565 году и содержит латинскую надпись: Verbum domini manet in aeternum («Слово Божие пребудет вовек»).

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Полог кафедры увенчан резной скульптурой, изображающей святого Виллибальда из Айхштета.

Своды боковых капелл

Одно из главных художественных сокровищ собора — виртуозные своды шести боковых капелл, настоящий шедевр мастеров Эрхарда и Ульриха Хайденрайха (Heydenreich), которые руководили строительством храма на заключительном этапе работ, в XVI веке.

Эти причудливо переплетенные ажурные своды «с подвесками», образующими растительные орнаменты, были созданы Хайденрайхами в 1510-1520 годах. В основе сложного рисунка лежат две системы, или уровня, сводов. Она система — геометрически правильная, традиционная для поздней готики сетка нервюр; вторая — «подвесная» орнаментальная отделка в виде прихотливых органических форм, напоминающих вьющиеся растения, гигантские цветы, виноградные лозы и ветви деревьев (фото с сайта [9]).

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Такой новаторский с технической и декоративной точки зрения подход позволил создать неожиданный пространственный эффект и, возможно, подарить посетителю особые религиозные и мистические переживания, ощущение пребывания в чудесном, потустороннем месте. Невероятная фантазия архитекторов проявилась в поразительном разнообразии конфигураций сводов: ни один узор не повторяется (фото с сайта [9]).

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Капелла Св. Анны (1515), расположенная с южной стороны, имеет, пожалуй, наиболее причудливые своды из всех. Крупные цветочные подвески с «шишечками», соединенные с висячими ребрами, оплетают их, словно дикие непокорные лианы, отрицающие регулярность ясных и предсказуемых геометрических архитектурных форм.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

По мнению некоторых ученых, обильное использование растительных орнаментальных мотивов, получившее особое распространение в европейском искусстве конца XV - начала XVI века, тесно связано с понятием райского сада. С другой стороны, выбор таких странных, таящих в себе угрозу, «беспутных» растительных форм мог символизировать необузданную демоническую природу, отклонившуюся от исходного божественного замысла (как, например, на картинах Босха) [13]. Для современного зрителя такое взаимодействие — или противостояние — архитектурного и природного начал представляется лишь занимательной игрой, но не будем забывать, что в средневековой теологии природа нередко ассоциировалась с запретными, низкими побуждениями и темными силами.

Прочие художественные ценности в интерьере

Помимо необычайных двухуровневых сводов, капеллы содержат замечательные алтари, ценные барельефы и скульптуры, картины, эпитафии и надгробные плиты.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Особенно известен деревянный горельеф с изображением сцены Успения Богоматери (ок. 1490), расположенный во второй боковой капелле с северной стороны (капелле Св. Христофора). Ранее эта резная композиция была раскрашена и составляла центральную часть алтаря Больничной церкви Ингольштадта.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

В капелле Св. Анны можно увидеть старинные витражи, алтарь и описанные выше причудливые своды начала XVI века:

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Также интересны капеллы деамбулатория. Так, в уже упоминавшейся капелле Св. Себастьяна находится резной алтарь 1520 года с фигурами святых Себастьяна, Марии и Урсулы. С внешней стороны створок изображены сцены Страстей Христовых, созданные по гравюрам Альбрехта Альтдорфера. Также в капелле можно увидеть эпитафию органиста XVI века и неоготическую купель XX века.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Соседняя капелла Св. Леонарда украшена фресками кисти Каспара Фрайзингера (Caspar Freisinger), выполненными в 1591 году.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Над фресках над алтарем изображен святой Леонард, освобождающий пленников от оков. Фрески сводов показывают орудия Страстей Христовых.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

В этой же капелле находится небольшой орган и скульптура «Иисус-Муж скорбей», поступившая в собор из распущенного монастыря урсулинок (в XVIII веке фигуру почитали как чудотворную).

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

В капелле Тела Христова находится резной расписной алтарь с центральной сценой Тайной вечери.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Боковые створки алтаря изображают Чудо в Кане Галилейской, Поклонение волхвов и Рождество Христово.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Между капеллой Креста и капеллой Тела Христова установлен высокий табернакль (дарохранительница).

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Это стройный и изящный священный сосуд в готическом стиле, украшенный ажурными резными орнаментами.

Сокровищница

В западной части собора стоит скульптурная группа «Распятие» (1674-1677).

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Рядом с ней, с левой стороны, находится вход в сокровищницу собора.

На стене перед входом в сокровищницу стоит обратить внимание на деревянную копию ныне утраченного образа Девы Марии (Ingolstädter Gnad), подаренного храму Людвигом Бородатым в 1438 году. Этот образ — золотая фигура Богоматери, украшенная эмалью и драгоценными камнями, — как раз и дал название собору.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Теперь мы можем войти в саму сокровищницу — небольшое помещение, где хранятся ценные чаши, реликвии, скульптуры и т.п.

Собор Богоматери в Ингольштадте, БаварияСобор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Будет ли сокровищница открыта во время вашего приезда в Ингольштадт, сказать трудно. Говорят, она часто бывает закрыта, но нам повезло.

Собор Богоматери в Ингольштадте, Бавария

Осмотреть сокровищницу можно бесплатно.

Посещение собора в Ингольштадте: практическая информация

Собор Богоматери находится в историческом центре Ингольштадта, к западу от Ратушной площади. Адрес собора: Kreuzstraße, 1. Посмотреть расположение собора можно на туристической карте Ингольштадта или на картах google.

Мессы в соборе проходят по воскресеньям в 8:00, 10:00, 11:30 и 19:00. Есть мессы и в будие дни. Подробное расписание богослужений можно посмотреть на сайте епархии.

Когда в соборе нет богослужений, он открыт для свободного посещения. Фотографировать также разрешается бесплатно.

Рассмотреть главный алтарь с довольно близкого расстояния можно, если зайти в алтарную часть через калитку в огораживающей решетке. Главное — не заступать за оградительную веревку и ступеньки, ведущие к алтарю (иначе сработает сигнализация).

Посетить сокровищницу собора можно бесплатно, но она не всегда открыта.

Виртуальную экскурсию по Ингольштадтскому собору можно совершить тут.

С мая по июль каждую субботу в 12:00 в соборе проходят короткие 30-минутные органные концерты.

♦♦♦♦♦♦♦

Туристическая карта Ингольштадта с достопримечательностями

Ниже предлагаем вашему вниманию подробную туристическую карту Ингольштадта с достопримечательностями (на русском и немецком языке). На карте приводятся названия всех основных улиц, значимых построек, музеев, парков, площадей и прочих важных туристических объектов. Скачать карту центра города Ингольштадта вы можете, нажав на ее уменьшенное изображение ниже.

Карта Ингольштадта с достопримечательностями, Бавария

На плане обозначено местоположение центрального автовокзала Ингольштадта (ZOB). Железнодорожный вокзал Ингольштадта расположен южнее исторического центра, примерно в 2,5 км от Старого города, так что на карте не показан. Музей Audi тоже не попал на карту, поскольку находится в 4 км от центра.

♦♦♦♦♦♦♦

Что посмотреть в Ингольштадте (основные достопримечательности)

Что посмотреть в Ингольштадте? В этом старинном баварском городе есть несколько интересных музеев, храмов, а также красивых зданий разных эпох. Большинство достопримечательностей Ингольштадта обозначено на туристической карте города.

Перечень наиболее интересных мест, которые стоит посмотреть/посетить в Ингольштадте, предлагается ниже:

- Ратушная площадь (Старая ратуша, церковь Св. Маврикия, Больничная церковь) (адрес: Rathausplatz)

- Собор Богоматери (мюнстер) (адрес: Kreuzstraße, 1)

- Церковь братьев Азамов (адрес: Neubaustraße, 11/2)

- Новый замок (Баварский армейский музей) (адрес: Paradeplatz, 4)

- Улицы Людвигштрассе и Терезиенштрассе (Ludwigstraße, Theresienstraße)

- Историческое здание первого университета Баварии (адрес: Goldknopfgasse, 7)

- Старый замок (Герцогский дом) (адрес: Hallstraße, 2)

- Старый анатомический театр (Немецкий медицинский исторический музей) (адрес: Anatomiestraße, 20)

- Церковь францисканцев (адрес: Harderstraße, 2)

- Музей Audi (адрес: Audi Forum Ingolstadt, 85045 Ingolstadt)

- Парк Кленце на другой стороне Дуная

- Башня Ташентурм (адрес: Anatomiestraße, 23), ворота Кройцтор (адрес: Kreuzstraße, 13/15)

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Собор Богоматери в Ингольштадте, статья в Википедии

2. Собор Богоматери на официальном туристическом сайте Ингольштадта

3. Описание истории и архитектуры собора Ингольштадта в исторической баварской энциклопедии

4. Путеводитель по Верхней Баварии

5. Официальный сайт собора в Ингольштадте

6. Перечень памятников архитектуры Ингольштадта

7. Собор Ингольштадта на официальном сайте епархии Айхштета

8. Фото главного алтаря Ингольштадтского собора с полностью раскрытыми створками

9. Своды боковых капелл Ингольштадтского собора: фотогалерея

10. Die Stadtpfarrkirche zu Unserer lieben schönen Frau in Ingolstadt: Monographie

11. Герцог Альбрехт V и его семья на главном алтаре собора в Ингольштадте

12. Барельеф с портретом герцога Людвига Бородатого над входом в юго-западную башню собора в Ингольштадте

13. Ethan Matt Kavaler. Nature and the Chapel Vaults at Ingolstadt: Structuralist and Other Perspectives (анализ сводов боковых капелл собора в Ингольштадте)

14. Макет стропильной конструкции крыши Ингольштадтского собора

15. Эпитафия Иоганна Экка в соборе Богоматери в Ингольштадте

16. Брошюра о соборе Богоматери в Ингольштадте

Понравилась статья?

У вас есть возможность поддержать развитие нашего проекта любой доступной вам суммой :)